Как оплачивать счет в кафе
Перейти к содержимому

Как оплачивать счет в кафе

Что за запрет на включение чаевых в счет вступит в силу в 2021 году?

С 1 января 2021 года начнут действовать обновленные «Правила оказания услуг общественного питания» Роспотребнадзора, в которых четко прописан запрет на включение чаевых в счет. Документ направлен на защиту прав посетителей кафе, ресторанов и других заведений общепита, он утвержден постановлением правительства РФ № 1515 от 21.09.2020.

О чем говорится в новых правилах?

В документе указано, что цена на услуги общественного питания должна определяться стоимостью продукции, указанной в меню. При этом в счет не могут быть добавлены любые платежи, не включенные в стоимость заказанных блюд и возмездных услуг по организации досуга. Речь идет о различных платежах, комиссиях, доплатах и чаевых.

«Такой подход должен исключить практику введения потребителей в заблуждение относительно реальных расходов при оказании указанных услуг (когда к стоимости блюд, указанных в меню, прибавляются всевозможные доплаты за обслуживание)», — поясняют в Роспотребнадзоре.

Как и прежде, заведения могут оказывать услуги по организации досуга или другие дополнительные услуги за плату. Но сотрудники общепита обязательно должны предварительно предложить посетителю приобрести эти дополнительные услуги, однозначно указав на их возмездный характер. Платные услуги могут быть выбраны и оплачены потребителем только добровольно. Посетитель имеет право отказаться от этих дополнительных услуг, а если они были оплачены, то потребовать вернуть уплаченную сумму. Это же касается и чаевых или так называемой «платы за обслуживание», включенных в счет автоматически.

Раньше рестораны могли включать чаевые в счет?

До принятия обновленных «Правил оказания услуг общественного питания» включение чаевых в счет тоже считалось незаконным, но это не было четко прописано в предыдущей версии документа. В пункте 24 правил в редакции от 4 октября 2012 года было лишь сказано, что наряду с оказанием услуг общественного питания общепит может предложить посетителю другие возмездные услуги. При этом заведение не может выполнять дополнительные услуги за плату без согласия потребителя.

Но даже исходя из этой формулировки юристы делали вывод, что обязательная плата за обслуживание для посетителей ресторанов незаконна. Российское агентство правовой и судебной информации (РАПСИ) поясняло, что обслуживание столика не может считаться дополнительной услугой, потому что в услугу общественного питания в кафе и ресторанах уже входит доставка блюд к столам (за исключением закусочных с самообслуживанием). А согласно статье 16 закона «О защите прав потребителей», обуславливать приобретение одних услуг обязательным приобретением других запрещено.

На сайте Роспотребнадзора также размещалась информация для граждан о том, что ресторан не может требовать уплаты чаевых. Федеральная служба отмечала, что чаевые представляют собой безвозмездную передачу денег посетителями официантам и отвечают признакам договора дарения, закрепленным в Гражданском кодексе РФ. Уплата чаевых является исключительно правом клиента, а не его обязанностью. Следовательно, включение дополнительной платы в счет за обслуживание клиента не соответствует природе чаевых.

Что делать, если навязывают чаевые?

Таким образом, и до вступления в силу обновленных правил в 2021 году рестораны, кафе и подобные заведения общепита не имеют законных оснований включать плату за обслуживание в счет клиента. Посетитель вправе указать сотруднику ресторана на нарушение своих прав и отказаться оплачивать навязанную услугу. Если официант или администратор не согласится с доводом гостя, Роспотребнадзор рекомендует оплатить счет, а потом составить письменную претензию на имя руководителя заведения общепита и оставить запись в книге жалоб.

Как оплачивать счет в кафе

Сегодня гости одним из критериев выбора своего ресторана ставят способ проведения оплаты в нем. В 21 веке многие люди не носят с собой наличные денежные средства. Согласитесь, расплачиваться картой, телефоном, с помощью электронных платежных систем гораздо проще и выгоднее. Многие компании возвращают кэшбэк за использование их системы. А это значит, что посетитель ресторана сможет вернуть себе часть денег, полностью оплатив счет. Зачастую, этот бонус является приоритетным при выборе системы оплаты.

Вполне логично, что владельцам ресторанов необходимо подключиться к эквайрингу, чтобы проводить прием удобных для гостей платежей. Это достаточно простой процесс, требующий технического оснащения и проведения обучения официантов и менеджеров работе с ним.

Чем сегодня расплачиваются гости в ресторанах Москвы и всей России? Какие способы предпочитают?

Пластиковые карты

Это первый по популярности способ передачи денежных средств. Он позволяет произвести моментальную оплату, не дожидаться сдачи, не думать о том, хватит в кошельке денежных средств или нет. Кроме того, именно пластиковые карты выбирают мужчины, отправляясь в ресторан с представительницами прекрасного пола. В этом случае сумма счета остается известна только владельцу карты.

Наличные

Оплата счета наличными денежными средствами сегодня занимает второе место по популярности. В ряде случаев гости могут развернуться и уйти, если у вас не работают терминалы, нет возможности произвести безналичный расчет. Если автоматизация кафе вами еще не проводилась, вы работаете по старой системе, то рекомендовано установить в помещении ресторана или кафе банкомат. Это позволит вам не терять гостей, которые в любой момент времени могут, не покидая стен вашего заведения, снять денежные средства и расплатиться ими за счет.

Пей-ап

Это проведение платежа с помощью мобильного телефона. Достаточно новое решение, которое сегодня завоевывает все большую популярность среди молодежи и людей среднего возраста. Для проведения оплаты необходимо отсканировать на свой телефон QR-код. Он находится на счете или электронной системе официанта. После этого потребуется ввести пин-код. Его пользователь устанавливает самостоятельно в момент первой регистрации в системе Пей-ап.

В отдельной сети ресторанов код чека сканируется с электронного терминала официанта. Данный способ позволяет не передавать третьим лицам свою пластиковую карточку и не брать в руки денежные купюры, которые ранее уже трогал ни один человек.

После того, как код будет сканирован в телефон, на экране вы увидите полное отображение своего счета, итоговую сумму. После оплаты чек сохраняется в программе. Вы сможете в любое время снова вернуться к счетам, сравнить их, получить необходимую информацию.

Для использования системы требуется установить специальное приложение, привязать его к номеру своего телефона и номеру банковской карты, создать пароль, который обеспечивает доступ к вашим денежным средствам. Его необходимо вводить каждый раз при использовании системы.

Пей-ап – это самообслуживание в сфере проведения платежных операций. Теперь каждый пользователь может сам контролировать свой счет, уносить его с собой, использовать данные, указанные в чеке, по своему усмотрению.

Многие заведения, в которых уже проведена автоматизация ресторана, не торопятся менять систему оплаты. По-прежнему, для большинства заведений наиболее актуальным и приемлемым способом является оплата наличными. Объясняется это достаточно просто. Именно этот способ оплаты можно провести без учета налоговой. Сколько денежных средств люди отдали наличными, известно только владельцу заведения.

Как менялась система оплаты в кафе и ресторанах в последние годы?

В последние десятилетия система оплаты за счет существенно изменилась. Это заметили не только владельцы кафе и ресторанов, но и каждый человек, посещающий данные заведения.

Еще в начале 2000-х годов все счета оплачивались исключительно наличными. В эти годы и многие чеки выписывались от руки. Официант сам создавал его, предоставлял гостям, производил оплату.

Тогда автоматизация ресторанов только входила в нашу жизнь. Это было что-то невероятно сложное, доступное только кругу избранных. Людям, предлагающим высокую кухню по высоким ценам. Но и работа с терминалами, с автоматизированными системами строилась гораздо сложнее, чем это происходит сейчас.

В 2001-2005 годах обстановка в стране начала постепенно меняться. Всем людям на рабочих местах стали выдавать пластиковые карточки для начисления заработной платы. Началось массовое недовольство. Как все новое, люди воспринимали пластиковые карточки негативно. Никто не торопился с ними идти в ресторан. А как только приходило уведомление о поступлении денежных средств, у банкоматов выстраивались очереди, с целью быстрее снять денежные средства.

2005-2010 годы. Это время, когда все начали использовать карты. Ими расплачивались в магазинах и ресторанах. Тогда же стали появляться терминалы для оплаты. Во многих заведениях гостям предлагалась пройти к стойке бара, чтобы ввести пин-код по карте, так как мобильных, переносных терминалов не существовало. Тогда же на чеках, которые остаются в баре, необходимо было ставить свою роспись.

После 2010 года началась активная модернизация ресторанного бизнеса. Стало понятно, что изменения неизбежны. Люди выбирают места, в которых есть альтернатива по оплате, где возможно не передавать бумажные купюры, а отдать пластиковую карту. Кроме того, последние исследования показали, что оплата картой производится на более крупные денежные средства. В сознании людей не зафиксировалось то, что они отдают свои денежные средства. При расплате картой купюры не передаются из рук в руки. Значит, люди не желают крупных сумм, которые не всегда передадут при оплате наличными.

Также плюс безналичного расчета для ресторана в том, что люди могут уйти «в минус» по карте. Следовательно, если они хотят продолжить свое нахождение в ресторане, то они могут это сделать, а рестораторы получить высокую прибыль за радушие и гостеприимство.

В 2012 году около 50% счетов в ресторанах оплачивалось картой. Теперь гости выбирают, в какой ресторан пойти, у входа создается информационный стенд, на котором указывается, что в этих заведениях можно производить оплату с помощью карты. Но в эти годы никто и подумать не мог, что через несколько лет начнет действовать Пей-ап.

В 2015 году ситуация начинает кардинально меняться в пользу пластиковых карт. Сейчас до 80% всех счетов оплачиваются виртуальным способом. Есть люди, которые выбирают данный способ по причине отсутствия дискомфорта при оплате чаевых. Официанты сознательно приносят сдачу очень мелкими купюрами, которые некомфортно пересчитывать для чаевых. Поэтому оставляется все содержимое. А остаётся дискомфорт. Гораздо проще провести оплату картой и оставить ту сумму чаевых, которую гости считают необходимой.

Два года назад практически каждый гость заведения желает провести оплату с помощью карты. Это удобно, как с точки зрения оперативности проведения операции (не нужно ждать сдачу), так и гигиенической составляющей. Теперь не нужно касаться чужих купюр своими руками. Достаточно поднести карту к терминалу, ввести пин-код или использовать Пей-ап.

Система оплаты через телефон в настоящее время только набирает популярность. Однако уже во многих столичных ресторанах этот способ перевода денежных средств признан одним из самых удобных.

Как будет меняться система оплаты за счет в кафе и ресторанах в следующее десятилетие, остается только догадываться. Но бесконтактные способы перевода денежных средств совершенствуются, развиваются и набирают популярность не только в России, но и во всем мире.

Необходимость модернизации системы оплаты в ресторанном бизнесе, в кафе и заведениях общественного питания сегодня понятна каждому человеку, работающему в данной отрасли. Чем больше вы предлагаете вариантов оплаты, тем интереснее и привлекательнее вы становитесь в глазах ваших потенциальных и постоянных гостей.

Проведение оплаты через телефон, с использованием мобильного приложения, только набирает популярность, однако специалисты прогнозируют, что в недалеком будущем этот способ займет лидирующие позиции, благодаря тому, что здесь оплата производится без участия официанта и самого заведения.

Какую бы форму оплаты не выбрал для себя гость, ресторан и кафе должны дать возможность расплатиться гостю так как ему удобно. В этом вопросе на помощь приходят современные программы автоматизации ресторанов, в которых уже настроены все универсальные платежные инструменты. Например в ресторанной системе FastOperator можно принимать наличные (за счет подключения к кассовому терминалу), оплату картой, оплату картой онлайн, оплату картой курьеру, оплату с мобильного телефона — и все это с учетом требований нового законодательства.

Какой бы роскошной у вас ни была кухня, какое бы высокое качество блюд вы ни предлагали, гости могут начать смотреть в сторону конкурентов только потому, что они идут в ногу со временем в системе оплаты, а вы — нет. Уделив должное внимание данному аспекту своей работы, вы сможете удержать своих гостей и привлечь внимание новых!

Как оплачивать счет в ресторане

После того как все закончили трапезу, хозяин приема, или тот, кто делал заказ, подозвав одним из вышеперечисленных способов официанта, говорит ему: «Принесите, пожалуйста, счет». Счет подают обычно, перевернув, на подносе или тарелке и вручают тому, кто распоряжался за столом. Тот или та, кто платит, просматривает его, проверяет, все ли правильно, и снова кладет на поднос вместе с необходимой суммой, а получив сдачу, оставляет на подносе чаевые. Если обнаружена ошибка, следует спокойно подозвать официанта и указать на нее. Устраивать в этом случае скандал не надо ни при каких обстоятельствах.

Кое-где клиентов просят расплатиться в кассе при выходе эта практика шире всего распространена в больших городских ресторанах, в которые обычно люди приходят во время перерыва на ленч. Такой порядок экономит время, поскольку в противном случае, официант, обслужив одних посетителей, уже переключился на других, и желающим расплатиться приходится какое-то время его ждать. Итак, прочитав внизу счета: «В кассу», вы оставляете на столе чаевые, собираете свои вещи и выходите, причем хозяин застолья идет последним. Он расплачивается в кассе, пока остальные ждут его у выхода. Если у него не оказалось при себе мелких денег на чаевые, он, расплатившись, быстро возвращается к столу, чтобы официант не был обойден вниманием.

Кредитная карточка

Оплата за визит в ресторан кредитной карточкой очень удобна для тех, кто часто посещает их или другие подобные заведения, и, избегая носить при себе крупные суммы наличными, желает точно знать, сколько на что потрачено. Заказывая столик, не забудьте узнать, какие виды кредитных карточек принимаются к оплате в данном заведении, а когда вам принесут счет, подпишите его и вместе с кредитной карточкой отдайте официанту. После этого, проверив правильность расчетов, добавьте чаевые, а если они предназначены и метрдотелю, и официанту, уточните, кому из них сколько причитается.

Раздельные счета

Лучший выход из положения, если каждый хочет расплачиваться за себя, просьба к официанту подать раздельные счета. Когда за столом два, три, четыре человека, это несложно, но если обедают большой компанией, официанту придется труднее, и он вполне может запутаться. Чтобы избежать такой ситуации, тот, кто заказывал обед и стол, выступая в роли «хозяина» приема, получив счет, просит у остальных присутствующих сумму, достаточную, чтобы заплатить за выбранное каждым из них блюдо и оставить чаевые. Когда приглашенные заказывали примерно одно и то же, все и платят одинаково. Однако если один заказал только суп и салат, а другой бифштекс и омара, «хозяину» следует сделать первому соответствующую скидку.

Мужчина и женщина, регулярно обедающие вместе, обычно делят расходы поровну, особенно если дама сама зарабатывает себе на жизнь. Это разумно, справедливо и практично. Однако, если мужчина приглашает даму в ресторан в первый раз или несколько раз подряд, платить по счету должен он. Когда женщина почувствует, что настало время каждому платить за себя, она должна внести это предложение до того, как они отправятся в ресторан, а не восклицать при появлении официанта со счетом: «О, позволь мне уплатить половину». Принято, чтобы расплачивался мужчина, а его спутница отдавала ему половину сразу же после этого или потом. Когда мужчина и женщина, часто обедающие вместе и несущие расходы поровну, собираются в ресторан в компании, женщина может спросить, как и когда ей внести свою долю. Дело в том, что мужчина, который охотно соглашается делить расходы, обедая со своей спутницей наедине, может не захотеть, чтобы это происходило в присутствии посторонних.

Когда дама приглашает мужчину

Для людей, привыкших к такого рода взаимоотношениям между мужчиной и женщиной, ничего особенного в этом нет, однако большинству мужчин старшего поколения с детства была внушена мысль о том, что нести все расходы спутницы не только обязанность, но и доставляющее удовольствие почетное право.

Когда женщина приглашает мужчину пообедать не по деловым, а по личным причинам, подразумевается, что платить по счету будет она, хотя в тот момент, когда появляется официант с подносом, на котором лежит счет, мужчина может смутиться. И совершенно напрасно! Разумеется, лучше всего, если дама расплачивается кредитной карточкой или в этом ресторане ей открыт кредит. Для чересчур щепетильного мужчины легче, когда его спутница ставит свой автограф на листке бумаги, чем когда она внимательно изучает счет, а потом отсчитывает купюры, в то время как он безучастно сидит рядом.

Когда женщина приглашает на обед супружескую чету

В этом случае дама, выступающая в роли хозяйки, дает понять, что берет расходы на себя, произнося фразу типа: «Я вас приглашаю пообедать со мной». Если мужчина сделает попытку заплатить по счету, она должна твердо сказать: «Нет-нет, вы мои гости», и сама рассчитаться с официантом.

Окончание трапезы и оплата счета

Предложение покинуть ресторан должно исходить от инициатора встречи. Если столик заказан на двоих — окончить трапезу предлагает мужчина. Только в исключительных случаях женщина, посмотрев на часы, может сказать: «К сожалению, мне пора».

Правила этикета не позволяют официанту приносить вам счет до тех пор, пока вы его об этом не попросите. Но ни в коем случае не требуйте счет в момент, когда ваши гости или дама еще едят — это невежливо по отношению к ним.

Счет вам принесут в специальной папке или на подносе, перевернув чек «лицом» вниз. Пожалуй, самая грубая ошибка, которую может совершить официант — это положить «открытый» счет и вслух назвать итоговую сумму. Официант также не должен стоять над вами в ожидании денег.

Если изначально предполагается, что каждый из присутствующих платит за себя сам, проинформируйте об этом официанта, до начала трапезы, когда будете делать заказ. Тогда для каждого участника ужина будет приготовлен отдельный счет.

В любом другом случае с официантом расплачивается один человек. Нет ничего плохого в том, чтобы проверить принесенный счет. Менеджер тоже может ошибиться. Но комментировать содержание счета вслух недопустимо. Крайне невежливо также обсуждать, кто именно будет платить по счету, или устраивать «складчину» в присутствии официанта.

Деньги, кредитную или бонусную карточку (в ресторанах, где предусмотрена такая форма оплаты) нужно положить в папку или на поднос вместе со счетом и оставить на краю стола. Не забудьте о чаевых. Это вопрос довольно деликатный, поэтому не стоит обсуждать его с официантом и своими спутниками. Чаевые — это не подачка, а знак благодарности за хорошее обслуживание. Обычно чаевые составляют 10% от суммы принесенного счета. Конечно, если вы остались в полном восторге от обслуживания, то сумма может быть и больше. Но если у вас есть причины для недовольства, ни о каких чаевых не может быть и речи. Этим вы заставите официанта задуматься о своих профессиональных навыках и в следующий раз уделить больше внимания клиентам. Однако не заплатить чаевых без причины является дурным тоном.

Пока происходит расчет, остальные участники трапезы не должны акцентировать на этом своего внимания, продолжая беседу.

Уйти из ресторана следует неторопливо и с достоинством. Не забудьте поблагодарить обслуживающий персонал. Не надо считать, что щедрые чаевые могут заменить обыкновенное человеческое «спасибо» и «было очень вкусно». Ваше доброе слово важно и для официанта, и для администрации, и для репутации ресторана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *