Виды и характер износа деталей
Виды износа различают в соответствии с существующими видами изнашивания: механический, абразивный, усталостный, коррозионный и др.
Механический износ является результатом действия сил трения при скольжении одной детали по другой. При этом происходит истирание (срезание) поверхностного слоя металла и искажений геометрических размеров у совместно работающих деталей. Этот вид износа часто возникает при работе таких распространенных сопряжений деталей, как вал— подшипник, станина —стол, поршень— цилиндр и др. Он появляется и при трении качения поверхностей, так как ему неизбежно сопутствует и трение скольжения, однако в подобных случаях износ бывает очень небольшим.
Степень и характер механического износа деталей зависят от многих факторов: физико-механических свойств верхних слоев металла; условий работы и характера взаимодействия сопрягаемых поверхностей; давления; относительной скорости перемещения; условий смазывания трущихся поверхностей; степени шероховатости последних и др.
Наиболее разрушительное действие на детали оказывает абразивный износ, который наблюдается в тех случаях, когда трущиеся поверхности загрязняются мелкими абразивными и металлическими частицами. Обычно такие частицы попадают на трущиеся поверхности при обработке на станке литых заготовок, в результате изнашивания самих поверхностей, попадания пыли и др. Они длительное время сохраняют свои режущие свойства, образуют на поверхностях деталей царапины, задиры, а также, смешиваясь с грязью, выполняют роль абразивной пасты, в результате действия которой происходит интенсивное притирание и изнашивание сопрягаемых поверхностей. Взаимодействие поверхностей деталей без относительного перемещения вызывает смятие металла, что характерно для шпоночных, шлицевых, резьбовых и других соединений.
Механический износ может вызываться и плохим обслуживанием оборудования, например нарушениями в подаче смазки, недоброкачественным ремонтом и несоблюдением его сроков, мощностной перегрузкой и т.д.
Во время работы многие детали машин (валы, зубья зубчатых колес, шатуны, пружины, подшипники) подвергаются длительному воздействию переменных динамических нагрузок, которые в большей степени отрицательно влияют на прочностные свойства деталей, чем статические. Усталостный износ является результатом воздействия на деталь переменных нагрузок, вызывающих усталость материала детали и его разрушение. Валы, пружины и другие детали разрушаются вследствие усталости материала в поперечном сечении. При этом получается характерный вид излома с двумя зонами — развивающихся трещин и той, по которой произошел излом. Поверхность первой зоны гладкая, а второй — с раковинами, иногда зернистая.
Усталостные разрушения материала детали необязательно должны сразу привести к ее поломке. Возможно возникновение усталостных трещин, шелушения и других дефектов, которые опасны тем, что вызывают ускоренный износ детали и механизма. Для предотвращения усталостного разрушения важно правильно выбрать форму поперечного сечения вновь изготовляемой или ремонтируемой детали: она не должна иметь резких переходов от одного размера к другому. Следует также помнить, что грубо обработанная поверхность, наличие рисок и царапин могут стать причиной возникновения усталостных трещин.
Коррозионный износ является результатом изнашивания деталей машин и установок, находящихся под непосредственным воздействием воды, воздуха, химических веществ, колебаний температуры. Например, если температура воздуха в производственных помещениях неустойчива, то каждый раз при ее повышении содержащиеся в воздухе водяные пары, соприкасаясь с более холодными металлическими деталями, осаждаются на них в виде конденсата, что вызывает коррозию, т.е. разрушение металла вследствие химических и электрохимических процессов, развивающихся на его поверхности. Под влиянием коррозии в деталях образуются глубокие разъедания, поверхность становится губчатой, теряет механическую прочность. Эти явления наблюдаются, в частности, на деталях гидравлических прессов и паровых молотов, работающих в среде пара или воды.
Обычно коррозионный износ сопровождается и механическим износом вследствие сопряжения одной детали с другой. В этом случае происходит коррозионно-механический, т.е. комплексный, износ.
Износ при заедании возникает в результате прилипания («схватывания») одной поверхности к другой. Это явление наблюдается при недостаточной смазке, а также при значительном давлении, когда две сопрягаемые поверхности сближаются настолько плотно, что между ними начинают действовать молекулярные силы, приводящие к их схватыванию.
Механический износ деталейрассмотрим подробнее. Механический износ деталей оборудования может быть полным, если повреждена вся поверхность детали, или местным, если поврежден какой-либо ее участок (рис. 1).
![]() |
Е ж з и
Рис. 1. Характер механического износа деталей:
а — направляющих станины и стола; б — внутренних поверхностей цилиндра; в — поршня; г,д — вала; е — резьбы винта и гайки; ж — дисковой фрикционной муфты; з, и — зубьев колеса; 1 — стол; 2 — станина; 3 — юбка; 4 — перемычка; 5 — днище; 6 — отверстие; 7 — подшипник; 8 — шейка вала; 9 — зазор; 10 — винт; 11 — гайка; И — места износа; Р — действующие усилия
В результате износа направляющих станков нарушаются их плоскостность, прямолинейность и параллельность вследствие действия на поверхности скольжения неодинаковых нагрузок. Например, прямолинейные направляющие 2 станка (рис. 1, а) под влиянием больших местных нагрузок приобретают вогнутость в средней части (местный износ), а сопрягаемые с ними короткие направляющие 1 стола становятся выпуклыми.
Цилиндры и гильзы поршней в двигателях, компрессорах, молотах и других машинах изнашиваются тоже неравномерно (рис. 1, б). Износ происходит на участке движения поршневых колец и проявляется в виде выработки внутренних стенок цилиндра или гильзы. Искажается форма отверстия цилиндра — образуются отклонения от цилиндричности и круглости (бочкообразность), возникают царапины, задиры и другие дефекты. У цилиндров двигателей внутреннего сгорания наибольшему износу подвергается верхняя часть, испытывающая самые высокие давления и наибольшие температуры. В кузнечно-прессовом оборудовании, наоборот, наибольший износ появляется в нижней части цилиндра — там, где находится поршень во время ударов.
Износ поршня (рис. 1, в) проявляется в истирании и задирах на юбке 3, изломе перемычек 4 между канавками, появлении трещин в днище 5 и разработке отверстия 6 под поршневой палец.
Износ валов (рис. 1, г, д) проявляется возникновением различных дефектов: валы становятся изогнутыми, скрученными, изломанными вследствие усталости материала; на их шейках образуются задиры; цилиндрические шейки становятся конусными или бочкообразными. Отклонения от круглости приобретают также отверстия подшипников скольжения и втулок. Неравномерность износа шеек валов и поверхностей отверстий во втулках при вращении вала — результат действия различных нагрузок в разных направлениях. Если на вал во время вращения действует только сила его тяжести, то износ появляется в нижней части подшипника (рис. 1, г).
В зубчатых передачах наиболее часто изнашиваются зубья (рис. 1, з,): образуются задиры, зубья изменяют свою форму, размеры и выламываются. Поломка зубьев, появление трещин в спицах, ободе и ступице зубчатых колес, износ посадочных отверстий и шпонок происходят по трем основным причинам:
перегрузка зубчатой передачи;
попадание в нее посторонних тел;
неправильная сборка (например, крепление зубчатых колес на валу с перекосом осей).
Ходовые винты имеют трапецеидальную или прямоугольную резьбу. У винта и его гайки изнашивается резьба, витки становятся тоньше (рис. 1. е). Износ резьбы у винтов, как правило, неравномерный, так как подавляющая часть деталей, обрабатываемых на станках, имеет меньшую длину, чем ходовой винт. Сильнее изнашивается та часть резьбы, которая работает больше. Гайки ходовых винтов изнашиваются быстрее, чем винты. Причины этого таковы: резьбу гаек неудобно очищать от загрязнений; гайки в ряде случаев неудовлетворительно смазываются; у гайки, сопряженной с винтом, участвуют в работе все витки резьбы, тогда как у винта одновременно работает только небольшая часть его витков, равная числу витков гайки.
У дисковых муфт в результате действия сил трения наибольшему износу подвергаются торцы дисков (рис. 1, ж); их поверхности истираются, на них появляются царапины, задиры, нарушается плоскостность.
В резьбовых соединениях наиболее часто изнашивается профиль резьбы, в результате в них увеличивается зазор. Это наблюдается в сопряжениях не только ходовых, но и зажимных, например у зажимных винтов часто отвертываемых крепежных болтов. Износ резьбовых соединений — результат недостаточной или, наоборот, чрезмерной затяжки винтов и гаек. Особенно интенсивен износ, если работающее соединение воспринимает большие или знакопеременные нагрузки: болты и винты растягиваются, шаг резьбы и ее профиль искажаются, гайка начинает «заедать». В этих случаях возможны аварийные поломки деталей соединения. Грани головок болтов и гаек чаще всего изнашиваются потому, что их отвертывают несоответствующими ключами.
В шпоночных соединениях изнашиваются как шпонки, так и шпоночные пазы. Возможные причины этого явления ослабление посадки детали на валу, неправильная подгонка шпонки по гнезду.
В подшипниках качения вследствие различных причин (рис. 2, а —г) износу подвержены рабочие поверхности — на них появляются оспинки, наблюдается шелушение поверхностей беговых дорожек и шариков. Под действием динамических нагрузок происходит их усталостное разрушение. Под влиянием излишне плотных посадок подшипников на вал и в корпус шарики и ролики защемляются между кольцами, в результате чего возможны перекосы колец при монтаже и другие нежелательные последствия.
![]() |
Рис. 2. Износ подшипников качения:
а — вследствие перекоса; б — при проворачивании внутреннего кольца на валу; в — из-за чрезмерного натяга; г — из-за неисправного сальника; И — места износа
![]() |
Рис. 3. Характерные виды износа поверхностей скольжения:
а — выкрашивание; о — отслаивание; в — коррозия; г — эрозия; д — царапины;
е -задиры; ж — налипание; з — глубинный вырыв материала и перенос его
С другой поверхности трения
Различные поверхности скольжения также подвержены характерным видам износа (рис. 3). В процессе эксплуатации зубчатых передач вследствие контактной усталости материала рабочих поверхностей зубьев и под действием касательных напряжений возникает выкрашивание рабочих поверхностей, т.е. отделение частиц материала, приводящее к образованию ямок на поверхности трения (рис. 3, а). Разрушение рабочих поверхностей зубьев вследствие интенсивного выкрашивания (рис. 3, б) часто называют отслаиванием (происходит отделение от поверхности трения материала в форме чешуек).
На рис. 3, в показана поверхность, разрушенная коррозией. Поверхность чугунного порошневого кольца (рис. 3, г)повреждена следствие эрозионного изнашивания, которое происходит при движении поршня в цилиндре относительно жидкости. Находящиеся в жидкости пузырьки газа лопаются вблизи поверхности поршня, что создает местное повышение давления или температуры и вызывает износ деталей. На поверхности тормозного барабана (рис. 3, д)показаны риски, которые появляются при воздействии на вращающийся барабан твердого тела или твердых частиц. Задиры (рис. 3, е)образуются в результате схватывания поверхностей при трении вследствие действия между ними молекулярных сил. На рис. 3, жпоказана рабочая поверхность детали с налипшими на нее посторонними частицами, а на рис. 3, з — поверхность детали с износом при заедании в результате схватывания — глубинного вырыва материала и переноса его с другой поверхности трения.
Признаки износа
Об износе деталей машины или станка можно судить по характеру их работы. В машинах, имеющих коленчатые валы с шатунами (двигатели внутреннего сгорания и паровые, компрессоры, эксцентриковые прессы, насосы и др.), появление износа определяют по глухому стуку в местах сопряжения деталей (он тем сильнее, чем больше износ).
Шум в зубчатых передачах — признак износа профиля зубьев. Глухие и резкие толчки ощущаются каждый раз, когда меняется направление вращения или прямолинейного движения в случаях износа деталей шпоночных и шлицевых соединений.
Износ в сборочных единицах станка можно установить не только на слух, но и по виду поверхностей заготовок, обработанных на этом станке. Если, например, при обработке заготовки на токарном станке на ее поверхности через равные промежутки появляются кольцевые выступы или впадины, то это означает, что в фартуке станка износились зубья реечного колеса и рейки; движение суппорта вместо плавного стало прерывистым. Этот дефект часто обнаруживается при износе направляющих станины и каретки суппорта, нарушающем соосность отверстий фартука и коробки подач, через которые проходит ходовой вал.
Следы дробления на обтачиваемом валике, установленном в коническом отверстии шпинделя, свидетельствуют об увеличении зазора между шейками шпинделя и его подшипниками вследствие их износа. Если обрабатываемая на токарном станке заготовка получается конической, значит, изношены подшипники шпинделя (главным образом передний) и направляющие станины, а если овальной — изношена шейка шпинделя, принявшая форму овала. Увеличение мертвого хода укрепленных на винтах рукояток сверх допустимого — свидетельство износа резьбы винтов и гаек.
Об износе деталей машин часто судят по появившимся на них царапинам, бороздкам и забоинам, а также по изменению их формы. Детали машин, работающие со значительными знакопеременными нагрузками, осматривают через увеличительное стекло (лупу), проверяя, нет ли у них мелких трещин, которые могут послужить в дальнейшем причиной поломки. В некоторых случаях проверку осуществляют с помощью молотка: дребезжащий звук при обстукивании детали молотком свидетельствует о наличии в ней значительных трещин.
О работе сборочных единиц с подшипниками качения можно судить по характеру издаваемого ими шума. Лучше всего выполнять такую проверку специальным прибором — стетоскопом. При его отсутствии пользуются металлическим прутком, который прикладывают закругленным концом к уху, а заостренным — к тому месту, где находится подшипник: при нормальной работе слышен слабый шум — равномерное тонкое жужжание; если работа подшипников нарушена, возникают сильные шумы. Свист или резкий (звенящий) шум указывает на отсутствие в подшипнике смазки либо на защемление шариков или роликов между беговыми дорожками внутреннего
и наружного колец. Гремящий шум (частые, звонкие стуки) означает, что на шариках, роликах, кольцах появились язвины либо в подшипник попала абразивная пыль или грязь. Глухие удары сигнализируют об ослаблении посадки подшипника на валу и в корпусе.
Работу подшипника можно проверять и по нагреву, определяемому на ощупь наружной стороной кисти руки, которая безболезненно выдерживает температуру до 60 о С. Так, например, определяют повышенный нагрев подшипников, который может быть следствием защемления шариков или роликов между беговыми дорожками в результате отклонения от соосности опор, а также возникать из-за отсутствия смазки (особенно в тех случаях, когда вал вращается с большой частотой). Перегрев подшипника может появиться при больших частотах вращения вала также в случае избытка смазочного масла или его повышенной вязкости, создающей дополнительное сопротивление вращению вала. Значительный нагрев вызывает ускоренный износ подшипников.
Тугое проворачивание вала свидетельствует об отсутствии соосности между ним и подшипником или о чрезмерно тугой посадке подшипника на валу или в корпусе. Дребезжащий стук в цилиндре компрессора сигнализирует о поломке или повышенном износе поршневых колец, а глухой — об износе поршня и цилиндра. Стук маховика может быть следствием нарушения его посадки на валу. Недостаточное давление в пневмосистеме является результатом утечки сжатого воздуха из соединений трубопроводов, пробуксовки приводных ремней, износа цилиндра, поршня и других деталей компрессора.
Как рассчитывается износ автомобиля по ОСАГО
Одним из самых важных факторов, которые напрямую влияют на стоимость восстановительного ремонта, – это износ автомобиля. Любая машина имеет свойство со временем терять свои изначальные технические характеристики: какие-то детали изнашиваются или совсем выходят из строя.
Расчет износа автомобиля осуществляется как раз с учетом количества таких частей.
Что такое износ
Как мы уже выяснили, износ – это естественный процесс, который возникает в результате долгой эксплуатации ТС. Он влияет на размеры страховых платежей в случае повреждения автомобиля в ДТП.
При расчете износа по ОСАГО учитываются следующие факторы:
- год выпуска и начала использования машины (эти два значения могут не совпадать);
- величина пробега ТС;
- состояние шин (высота рисунка, величина и рисунок протектора и т.д.)
При восстановительном ремонте износ отдельной запчасти учитывается при решении о ее замене. В ином случае, данная характеристика не берется во внимание.
В среднем размер износа отдельных агрегатов и узлов составляет от 8 до 15% от изначальной стоимости ТС каждый год.
Какими законодательствами регулируется
Основным законодательным актом, который разъясняет детали по данному вопросу, является: ст.12 Закона “Об обязательном страховании” №40-ФЗ (в 2017 г. туда были внесены дополнительные изменения).
Именно этот акт регулирует:
- варианты выдачи компенсации пострадавшим (По ОСАГО СК осуществляет только ремонт ТС, а выплаты осуществляются только в редких случаях. По КАСКО автовладелец имеет право выбора – получить ли на руки денежные средства или осуществить ремонт);
- процедура проведения экспертизы (после ДТП автомобиль осматривают сотрудники ДПС или представитель СК, а потом только его отправляют на экспертизу);
- документы, которые понадобятся для получения компенсации от СК и т.д.
То, как рассчитать износ автомобиля, определяется Положением Банка России №432-П, который начал действовать с 2014 года. Этот документ содержит и информацию по единой методике расчета износа.
Что делать, если вы попали в аварию без страховки? Об этом подробно – в этой статье.
Эту формулу используют как страховые компании, так и все организации, которые занимаются проведением экспертизы транспортных средств.
Кто выполняет расчет износа
Процент износа автомобиля определяет сотрудник агентства, занимающегося проведением независимой экспертизы, с которым у СК заключен договор. Это и является причиной того, что многие автовладельцы жалуются на то, что размер выплат слишком маленький. Поэтому рекомендуется:
- взять копию документа, которую вам выдадут после осмотра вашего ТС;
- отправить свое авто на дополнительную экспертизу.
Так вы получите результаты действительно настоящей экспертизы, после которой можно отправить претензию в саму страховую. Если она отклонила ее, то тогда можно начинать судебное разбирательство с СК. Вам нужно будет предоставить все документы, которые помогли бы вам доказать вашу правоту.
О том, какой штраф назначается за просроченную страховку ОСАГО, можно прочитать здесь.
Практика показывает, что в подобных делах суд встает на сторону истца, но если разница между тем, какую компенсацию определила СК и сам автовладелец, незначительна, то вряд ли судья решит дело в сторону последнего.
В случае, если вы не согласны с решением суда, вы всегда можете подать апелляцию на него и жалобы в РСА, Центробанк и т.д.
Формулы расчета износа
Для того, чтобы рассчитать износ по ОСАГО, можно воспользоваться онлайн-калькуляторами, которые можно найти на просторах Интернета, или формулой. По ней легко определить процент износа комплектующего изделия.
При расчете через калькулятор на сайте потребуется ввести следующие данные:
- дата выпуска ТС (эту информацию можно найти в ПТС);
- когда произошла авария;
- тип транспорта;
- величина пробега на тот момент, когда было происшествие;
- высота протектора шин.
Если вы решили определить износ комплектующего агрегата по формуле, то вам нужно подставить нужные значения и подсчитать его. Сама формула представлена ниже.
В нее нужно подставить:
- е – основание логарифма (берется 2,72);
- ΔТ – коэффициент, который рассчитывается в зависимости от срока эксплуатации;
- Тки – сам срок эксплуатации (определяется в годах);
- ΔL – коэффициент, рассчитываемой исходя из величины пробега ТС;
- Lки – сама величина пробега (берется значение в тысячах км).
Где взять сами коэффициенты? Они перечислены в таблицах и зависят от типа и марки самого автотранспортного средства.
Законом установлен максимальный размер износа автомобиля по ОСАГО. Он составляет 50%. Ранее его повысили до 80% от цены запасной части. Это очень уменьшало размер выплачиваемого страхового возмещения.
Если СК отказывается учитывать этот фактор, то ее вполне можно привлечь к судебному разбирательству.
Износ каких деталей не учитывается
В Приложении №7, Постановления Банка России, перечислены те детали, чей износ никак не учитывается.
К ним относятся ремни и подушки безопасности, включая и устройства, предназначенные для обеспечения защиты детям. Сюда же относят:
- части тормозных с/с (пневматических и гидравлических);
- з/ч антиблокировочной с/с;
- тормозные диски/колодки и т.д.;
- индикаторы неисправности тормозной с/с;
- пружины педалей тормоза и колодок;
- суппорты;
- агрегаты рулевого управления;
- части сцепных устройств.
Как происходит выплата с учетом износа
Размеры компенсации от СК зависят от многих факторов:
- стоимость проведенного ремонта;
- покупка самих материалов (к примеру, краски для покраски авто);
- приобретение запасных частей.
С учетом износа цена необходимых деталей рассчитывается по нижеприведенной формуле, в которой представлены следующие значения:
- Кj – сколько частей одного вида требуется заменить;
- m – сколько всего частей подлежат замене;
- СДj – цена одной детали;
- Иj – величина износа.
То, сколько деталей требуется заменить, определяется при осмотре ТС. Цена же самих частей заключается по справочнику, который был составлен специалистами. На нее влияет и географический фактор – в каком регионе был зарегистрирован автомобиль.
Таким образом сам размер износа влияет и на то, сколько вы получите от страховщиков.
Заключение
Износ машины – важная величина, рассчитываемая исходя из даты выпуска авто, размера пробега и т.д. Ее можно высчитать, воспользовавшись онлайн-калькуляторами или по формуле, которая представлена выше, в этой статье. Эта величина напрямую влияет на то, сколько вы получите от СК в случае, если ваш автомобиль попадет в ДТП.
Определяет величину износа эксперт, с которым заключен договор у страховой, поэтому она не всегда является удовлетворительной для самого автовладельца. Именно поэтому автоюристами рекомендуется проводить свою собственную экспертизу для установления реального размера износа.
ПРИЧИНЫ ИЗНОСА ОБОРУДОВАНИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ РАЗРУШЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ МАШИН И ИХ ПРИЧИНЫ
Износ: виды износа, классификация, причины и способы оценки и учета :: SYL.ru
При функционировании производственных механизмов происходят процессы, относящиеся к постепенному снижению их рабочих свойств и изменению характеристик узлов и деталей. Дело в том, что спустя некоторый период времени они могут привести к серьезной поломке или полной остановке оборудования. Во избежание негативных последствий экономического характера, предприятия, как правило, организуют процесс грамотного управления износом и видами износа в отдельности, а также своевременно обновляют свои основные фонды.
Понятие износа
Сегодня под износом (старением) принято понимать постепенное снижение эксплуатационных свойств узлов, изделий и производственных механизмов в результате изменения их размеров, форм или физико-химических особенностей. Следует отметить, что износ и виды износа, существующие на сегодняшний день, появляются и накапливаются в процессе эксплуатации. Существует целый ряд факторов, которые определяют скорость старения оборудования. Так, негативным образом, как правило, сказываются следующие моменты:
- Трение.
- Температурный режим (экстремальный – в особенности).
- Периодические, импульсные или статические нагрузки механического воздействия и так далее.
Следует отметить, что практически все виды износа оборудования можно замедлить. Для этого целесообразно полагаться на следующие факторы:
- Конструктивные решения.
- Соблюдение правил эксплуатации.
- Использование качественных и современных смазочных материалов.
- Своевременные планово-предупредительные ремонты, техническое обслуживание.
Вследствие всех видов износа основных фондов, снижения эксплуатационных качеств уменьшается и потребительская стоимость оборудования или производственных механизмов. Важно дополнить, что степень и скорость изнашивания определяются посредством условий трения, нагрузок, характеристик материалов. Помимо этого, немаловажную роль играют конструктивные особенности оборудования.
Учет приработки
Во всех процессах трения и изнашивания важное значение имеет приработка в начале эксплуатации машины. Приработкой называется процесс постепенного изменения в результате изнашивания начальной микрогеометрии (ее величины и напраления) и взаимного прилегания обеих поверхностей деталей до достижения стабильной шероховатости и постоянной величины прилегания.
В интенсивности изнашивания сопряжений деталей машин часто наблюдаются периоды приработки а, характеризующиеся повышенным размерным износом, и нормальной работы б, более устойчивой к износу (рис. 3).
Рис. 3. Интенсивность износа на стадиях: а — приработки; б — нормальной работы
Во время приработки интенсивность изнашивания постепенно снижается. Одновременно с явлениями изменения шероховатости и увеличения поверхности прилегания часто в процессе приработки происходит изменение физико-механических свойств поверхностных слоев трущихся металлов, поскольку в контакте преобладают пластические деформации (главным образом вследствие наклепа).
Высота и характер макро- и микронеровностей на трущихся поверхностях оказывают большое влияние на первоначальную стадию износа и изменение размера детали после приработки, потому что при уменьшении площади контакта поверхностей, из-за макро- и микронеровностей, возникают более высокие контактные напряжения, чем при более полном их прилегании.
Применение отделочных операций (выхаживания, суперфиниширования, хонингования, шабрения, притирки, доводки и др.) при обработке трущихся поверхностей уменьшает высоту неровностей и позволяет обеспечить более полное их прилегание.
Улучшение поверхностей трения происходит также в процессе первоначальной приработки, которая для устранения опасности задиров часто производится на пониженных режимах работы.
Заданным внешним условиям трения (нагрузка, скорость, смазка и т.п.) соответствует определенное состояние приработанности; при утяжелении этих условий происходит дополнительная приработка поверхностей.
Виды износа
Классификация износа на сегодняшний день отличается достаточной обширностью. Так, для полного понимая целесообразно изначально рассмотреть информацию кратко, после чего углубиться в детали. Категория старения подразделяется на фактический износ, который сопровождается изменением характеристик объекта; функциональный износ, который вызывается вследствие развития новых технологий; внешний износ, обусловленный воздействием факторов внешнего типа. Первые два вида износа основных фондов классифицируются на устранимые и неустранимые.
Кроме того, первая группа подразделяется в соответствии с причинами, вызвавшими старение оборудования, на износ первого рода (накапливается в результате эксплуатации в нормальных темпах) и износ второго рода (накапливается по причине аварий, стихийных бедствий и других факторов негативного характера).
Если судить относительно времени протекания, то в этой же группе принято выделять непрерывный (технико-экономические показатели снижаются постепенно) и аварийный (мгновенный по времени осуществления, например, в результате пробоя кабеля или аварии на производстве) износ.
Вторая группа, то есть такой вид износа основных средств, как функциональный, классифицируется на моральный (основной причиной в данном случае выступает изменение характеристик изделий, аналогичных данному, а также удешевление их производства) и технологический (ключевой причиной служит изменение цикла, в который по традиции входит данный объект, в технологическом плане) износ. В свою очередь, моральное старение, исходя из затратных статей, изменения в структуре которых привели к износу, подразделяется на старение, обусловленное избыточными затратами капитала; устаревание по причине предельно больших затрат в эксплуатации; старение, обусловленное низким уровнем эргономичности и экологии.
Важно отметить, что внешний износ бывает только неустранимым. Итак, далее перейдем к разбору определенных видов износа оборудования, которым следует уделить пристальное внимание.
ПРИЧИНЫ ИЗНОСА ОБОРУДОВАНИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ РАЗРУШЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ МАШИН И ИХ ПРИЧИНЫ
ИЗНОС И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ МАШИН
Буровое и нефтепромысловое оборудование работает на открытом воздухе и подвержено всем вредным влияниям окружающей среды, а также коррозионному воздействию бурового раствора, соленой воды и нефти. Кроме того, узлы и детали оборудования испытывают динамические и вибрационные нагрузки, вызывающие интенсивный износ агрегатов.
Наблюдения за износом и повреждениями деталей машин при эксплуатации позволяют выделить пять основных видов разрушения деталей: 1) деформацию и изломы (хрупкий излом, вязкий излом, остаточная деформация, усталостный излом, контактные усталостные повреждения); 2) механический износ (истирание металлических пар, абразивный износ); 3) эрозионно-кавитационные повреждения (жидкостная эрозия, кавитация, газовая эрозия); 4) коррозионные повреждения (атмосферная коррозия, коррозия в электролитах, газовая коррозия); 5) коррозионно-механические повреждения (коррозионная усталость, коррозионное растрескивание, коррозия при трении).
Деформация и изломы
возникают при чрезмерном увеличении напряжения в материале детали, превосходящем предел текучести или предел прочности. Деформация материала сопровождается изменением формы и размеров детали.
Механический износ
проявляется в результате взаимодействия трущихся пар. В зависимости от природы трущихся пар и условий их взаимодействия различают износ металлических пар при трении качения или скольжения и абразивный износ. Интенсивность износа зависит от условий взаимодействия трущихся пар.
По характеру смазки различают три основных вида трения.
1. Жидкостное трение — трущиеся поверхности тел совершенно отделены друг от друга слоем смазки.
2. Трение при неполной или несовершенной смазке — трущиеся поверхности частично соприкасаются своими выступами. Этот вид трения разделяется на три подвида:
а. полужидкостное трение, когда слой смазки недостаточно толст и происходит частичное сухое трение (твердое трение);
б. полусухое трение, когда происходит трение твердых поверхностей, на которых имеется некоторое количество смазки;
в. граничное или молекулярное трение, когда геометрическая форма трущихся тел правильная, а обработка поверхностей высокого класса чистоты, в результате чего между трущимися поверхностями образуется молекулярная пленка смазки,
3. Сухое трение — трение металлических поверхностей без смазки.
Наименьший износ трущихся пар отмечается при жидкостном трении. Сопряжения, работающие в условиях жидкостного трения, изнашиваются при пуске машины, перегрузках и применении несоответствующей смазки.
По условиям жидкостного трения рассчитывают подшипники скольжения валов, имеющих большую частоту вращения. Если вал находится в покое, то он касается поверхности подшипника. При вращении вал захватывает и увлекает в клинообразный зазор смазку, создавая разделяющую жидкостную пленку.
Во многих современных машинах осуществить жидкостное трение не удается, и в этих условиях происходят процессы сухого и граничного трения. Поскольку эти два вида трения обусловлены взаимодействием неровностей поверхностей пар трения, характер шероховатости оказывает существенное влияние на интенсивность износа материала. Очень гладкие поверхности склонны к возникновению узлов схватывания, вызванных молекулярными силами. Следовательно, для обеспечения максимальной износостойкости необходимо выбирать оптимальную шероховатость поверхности, при которой коэффициент трения будет наименьшим.
Абразивный износ
проявляется в подвижных сопряжениях вследствие царапающего и режущего действия твердых абразивных частиц. В результате абразивного износа детали машин интенсивно разрушаются.
Эрозионно-кавитационные повреждения
деталей машин и оборудования возникают при действии на металл потоков жидкости или газа, загрязненных механическими примесями и движущихся с большой скоростью. На участках, где давление жидкости падает ниже давления насыщенных паров, возникают пузырьки пара и воздуха. Исчезая с большой скоростью в зоне повышенного давления, они вызывают гидравлические удары о поверхность металла и его разрушение. С увеличением твердости поверхности интенсивность разрушения резко снижается.
металлов и сплавов представляет собой процесс их разрушения вследствие химического и электрохимического воздействия внешней среды. По характеру внешней среды коррозия разделяется на три основных вида: атмосферную, газовую и коррозию в электролитах.
Коррозионно-механические повреждения
возникают под влиянием коррозии и механических факторов (напряжений, деформаций, трения и др.). Например, коррозионная усталость представляет собой процесс разрушения металлов и сплавов при одновременном воздействии коррозионной среды и циклических напряжений. Для повышения долговечности деталей, машин, работающих в условиях коррозионной усталости, необходимо тщательно изолировать рабочую поверхность детали от коррозионной среды, снижая величину и цикличность напряжений, действующих в поверхностных волокнах металла.
Из изложенного выше следует, что износ — это сложный и многообразный процесс Его можно уменьшить, но устранить полностью нельзя.
Все встречающиеся в машинах износы можно разделить на две группы: естественные и аварийные. Износы, медленно нарастающие и являющиеся следствием длительной работы сил трения, воздействия высоких температур, кислот и щелочей при нормальных условиях эксплуатации, называются естественными. Аварийные износы возникают из-за грубых нарушений правил технического обслуживания и эксплуатации. Наиболее распространен механический износ. В работе каждой трущейся пары более или менее четко выделяются три периода: приработка, период естественного износа, аварийный износ.
Период приработки характеризуется увеличением износа, который объясняется сглаживанием неровностей сопрягаемых поверхностей до достижения стабильной шероховатости и постоянной площади контакта. Важно соблюдать нормальные условия приработки, так как это позволяет предотвратить преждевременный выход оборудования из строя. Период естественного износа характеризуется приблизительно постоянной скоростью изнашивания. Третий период характеризуется быстрым нарастанием износа, так как увеличение зазора в сопряжении приводит к работе с ударом между деталями, что вызывает повышенные пластические деформации материала. Эта зона износа называется аварийной, а износ носит название предельного.
Если деталь достигла предельного износа, ее необходимо немедленно заменить новой или восстановить. В отличие от предельного износа в ремонтной практике различают допустимый износ, при котором деталь в процессе ремонта может быть оставлена в машине, если ее предельный износ наступит не раньше следующего ремонта.
Существует и выбраковочный износ, который определяет полную непригодность детали к работе и восстановлению. Это относится к деталям, которые работали в зоне аварийного износа.
Нельзя доводить оборудование до аварийного износа. Его следует остановить до того, как износ станет предельным. Этого можно добиться только путем строгого соблюдения графиков технического обслуживания и ремонтов, в процессе которых получают наиболее достоверные данные о величине износа.
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Причины износа и поломок промышленного оборудования
При работе любого производственного оборудования происходят процессы, связанные с постепенным снижением его рабочих характеристик и изменением свойств деталей и узлов. Накапливаясь, они могут привести к полной остановке и серьезной поломке. Чтобы избежать негативных экономических последствий, предприятия организуют у себя процесс управления износом и своевременного обновления основных фондов.
Физический износ
Здесь подразумевается непосредственная утрата проектных свойств и характеристик единицы оборудования в ходе ее использования. Такая утрата может быть либо полной, либо частичной. В случае частичного износа оборудование подвергается восстановительный ремонт, возвращающий свойства и характеристики единицы на первоначальный (или другой, заранее оговоренный) уровень. При полном износе оборудование подлежит списанию и демонтажу.
Кроме степени, физический износ также разделяется на рода:
- Первый. Оборудование изнашивается в ходе планового использования с соблюдением всех норм и правил, установленных изготовителем.
- Второй. Изменение свойств обусловлено неправильной эксплуатацией либо факторами непреодолимой силы.
- Аварийный. Скрытое изменение свойств приводит к внезапному аварийному выходу из строя.
Перечисленные разновидности применимы не только к оборудованию в целом, но и к отдельным его деталям и узлам
Функциональный износ
Данный тип является отражением процесса морального устаревания основных фондов. Этот процесс заключается в появлении на рынке однотипного, но более производительного, экономичного и безопасного оборудования. Станок или установка физически еще вполне исправна и может выпускать продукцию, но применение новых технологий или более совершенных моделей, появляющихся на рынке, делает использование устаревших экономически невыгодным. Функциональный износ может быть:
- Частичным. Станок невыгоден для законченного производственного цикла, но вполне пригоден для выполнения некоторого ограниченного набора операций.
- Полным. Любое использование приводит к причинению убытков. Единица подлежит списанию и демонтажу
Функциональный износ также подразделяют по вызвавшим его факторам:
- Моральный. Доступность технологически идентичных, но более совершенных моделей.
- Технологический. Разработка принципиально новых технологий для выпуска такого же вида продукции. Приводит к необходимости перестройки всей технологической цепочки с полным или частичным обновлением состава основных средств.
В случае появления новой технологии, как правило, состав оборудования сокращается, а трудоемкость падает.
Экономический износ
Кроме физических, временных и природных факторов на сохранность характеристик оборудования оказывают опосредованное влияние и экономические факторы:
- Падение спроса на выпускаемые товары.
- Инфляционные процессы. Цены на сырье, комплектующие и трудовые ресурсы растут, в то же время пропорционального роста цен на продукцию предприятия не происходит.
- Ценовое давление конкурентов.
- Рост стоимости кредитных услуг, используемых для операционной деятельности или для обновления основных фондов.
- Внеинфляционные колебания цен на рынках сырья.
- Законодательные ограничения на применение оборудования, не отвечающего стандартам по охране окружающей среды.
Экономическому старению и утрате потребительских качеств подвержена как недвижимость, так и производственные группы основных фондов. На каждом предприятии ведутся реестры основных фондов, в которых учитывается их износ и ход амортизационных накоплений.
Основные причины и способы как определить износ
Чтобы определить степень и причины износа, на каждом предприятии создается и действует комиссия по основным фондам. Износ оборудования определяется одним из следующих способов:
- Наблюдение. Включает в себя визуальный осмотр и комплексы измерений и испытаний.
- По сроку эксплуатации. Определяется как отношение фактического срока использования к нормативному. Значение этого отношения принимается за величину износа в процентном выражении.
- укрупненная оценка состояния объекта производится с помощью специальных метрик и шкал.
- Прямое измерение в деньгах. Сопоставляется стоимость приобретения новой аналогичной единицы основных средств и расходы на восстановительный ремонт.
- доходность дальнейшего использования. Оценивается снижение дохода с учетом всех издержек по восстановлению свойств по сравнению с теоретическим доходом.
Какую из методик применять в каждом конкретном случае — решает комиссия по основным средствам, руководствуясь нормативными документами и доступностью исходной информации.
Способы учета
Амортизационные отчисления, призванные компенсировать процессы старения оборудования, также допустимо определять по нескольким методикам:
- линейный, или пропорциональный расчет;
- способ уменьшаемого остатка;
- по суммарному сроку производственного применения;
- в соответствии с объемом выпущенной продукции.
Выбор методики осуществляется при создании или глубокой реорганизации предприятия и закрепляется в его учетной политике.
Эксплуатация оборудования в соответствии с правилами и нормативами, своевременные и достаточные отчисления в амортизационные фонды позволяют предприятиям сохранять технологическую и экономическую эффективность на конкурентоспособном уровне и радовать своих потребителей качественными товарами по разумным ценам.
, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Обработка дерева и металла
Срок службы машин и станков определяется их износом, под которым понимается значительная утрата механизмом первоначальных эксплуатационных качеств.
Изнашивание — это необратимый процесс изменения размеров деталей во время эксплуатации машин. При этом, как правило, изменяется форма, размеры и состояние рабочих поверхностей деталей. При определенной величине таких изменений наступает резкое ухудшение эксплуатационных качеств отдельных деталей, механизмов и агрегата в целом, что вызывает необходимость ремонта.
Детали оборудования изнашиваются неравномерно: в зависимости от условий работы одни детали изнашиваются быстрее, другие -медленнее.
1.4. Причины физического старения машин
Механическое оборудование: техническое обслуживание и ремонт / В.И. Бобровицкий, В.А. Сидоров. – Донецк: Юго-Восток, 2011. – 238 с.
Условия работы металлургических машин
- значительные нагрузки, чаще переменные;
- большие скорости скольжения;
- контакт с раскалённым и жидким металлом;
- транспортировка и переработка сыпучих, монолитных, газообразных материалов;
- влияние коррозионной среды и т. д.
Эти воздействия вызывают в машинах нарастающие изменения, происходит физическое старение деталей машин.
Эксплуатационные воздействия определяют причины физического старения машин. Причины старения связаны с несовершенством конструкции, технологией изготовления, ошибками при эксплуатации [].
Установление причин физического старения машин является важной и трудной задачей ввиду многообразия причин, вызывающих старение. Знание этих причин является основой для нахождения путей управления процессами старения, эксплуатационными свойствами машин.
– необратимые изменения свойств или состояния объекта в результате действия различных факторов.
Для объяснения физической сущности процессов старения рассматривается изменение структуры и свойств деталей машин на трёх уровнях:
- Субмикроскопический уровень
: диффузия атомов в объёме и на поверхности детали, движение и взаимодействие точечных дефектов и дислокаций, разрыв межатомных связей. Эти вопросы рассматривают физика твёрдого тела, атомная физика и квантовая механика. - Микроскопический уровень
: структурные превращения в сплавах (на уровне зерна материала), приводящие к изменению первоначальных свойств материала, поверхностные явления в зоне трущихся поверхностей. Причины и следствия этих явлений изучают: физическая химия, термодинамика, механохимия, металловедение, триботехника. - Макроскопический уровень
: изменение начальных свойств детали – деформации, изменения размеров при износе. Данные вопросы – предмет исследований теории упругости, теории пластичности, теории ползучести, триботехники – науки о трении и износе.
При рассмотрении процессов физического старения необходимо определить границу болезни. Получаем разделение:
- естественное старение
– старение, соответствующее выработанным нормам, при нормальных условиях эксплуатации; - патологическое старение
– возникает при неблагоприятных условиях и ускоряет процесс естественного старения.
В соответствии со стадиями существования машины можно выделить следующие причины старения (рисунок 1.3):
- Конструкционные причины
. При разработке машин руководствуются номинальными нагрузками, реальный же спектр нагрузок значительно отличается. Иногда при определении нагрузок не учитывают динамические силы, которые часто являются причиной разрушения деталей. Реальные детали имеют сложную форму, и аналитическое определение напряжений в них методами сопротивления материалов затруднительно. Принятые допущения, идеализируя форму деталей, снижают или завышают необходимую прочность элементов машин. Увеличение размеров деталей ведёт к возрастанию сил инерции, росту первоначальной и эксплуатационной стоимости, увеличению массы запасных частей. Плохая ремонтопригодность, низкий уровень стандартизации и унификации не обеспечивают качественного проведения ремонтов и снижают эффективность работы машин. Одна из причин старения – отсутствие или низкое качество документации, регламентирующей режимы работы, признаки патологического старения, допустимую степень старения. Отсутствие средств контроля параметров функционирования машин приводит к перегрузке, перегреву, нарушению условий смазывания, к несвоевременному устранению неисправностей и к возникновению отказов. - Технологические причины
. Технология изготовления и сборки металлургических машин определяет уровень качества и надёжности. Во многих случаях отсутствует система контроля соответствия детали чертежу. Отсутствует единый подход к качеству изготавливаемых деталей и техническому обслуживанию механизмов. Под совершенством технологического процесса следует понимать способность обеспечивать изготовление и сборку машин в соответствии с требованиями нормативно-технологической документации. Из-за несовершенства технологического процесса на любой стадии изготовления или сборки могут возникнуть дефекты как результат нарушения хода технологического процесса или неблагоприятного сочетания различий. Основные группы дефектов: дефекты литья, пластической деформации (ковки, прокатки), механической обработки, сварки и наплавки. Дефекты сборки: несоблюдение зазоров в сопряжённых соединениях, отклонения от требований к степени затяжки резьбовых соединений, сборка с перекосом, неправильная регулировка, наличие забоин. Дефекты, возникающие на промежуточных технологических операциях, могут оставаться незамеченными и перейти в готовую деталь – это явление называется технологической наследственностью. Дефекты изготовления и сборки способствуют протеканию в материале деталей патологических процессов физического старения под влиянием эксплуатационных воздействий. Эксплуатационные свойства деталей, как правило, контролю не подлежат. - Эксплуатационные причины
(рисунок 1.4) являются следствием эксплуатационных воздействий и несоблюдения нормативов технологического процесса.
Рисунок 1.3 – Причины физического старения металлургических машин
Рисунок 1.4 – Виды эксплуатационных воздействий на детали металлургических машин
Виды физического старения
– это выражение конкретных изменений, которые произошли с материалом деталей (рисунок 1.5). По виду старения можно установить наиболее значимый вид эксплуатационного воздействия – причину старения, а следовательно, найти способ уменьшения вредного влияния на деталь.
Рисунок 1.5 – Классификация физического старения деталей металлургических машин
Признаки старения (с примерами)
- изменение физического состояния детали (деформации);
- изменение параметров функционирования машины (вибрации);
- прекращение функционирования (излом зуба);
- изменение качества обрабатываемой машиной продукции (качество реза);
- изменение влияния на окружающую среду (выброс пыли в атмосферу);
- изменение уровня безопасности (число разрушенных проволок в прядях каната);
- изменение трудоёмкости восстановления (износ футеровки).
Для определения состояния машины по этим признакам существует два способа: прямой и косвенный.
< 1.3. Виды и особенности ремонтных воздействий | Содержание | 1.5. Управление эксплуатационными свойствами машин > |
Pereosnastka.ru
Сущность явления износа
Ремонт промышленного оборудования
Сущность явления износа
Срок службы машин и станков определяется их износом, под которым понимается значительная утрата механизмом первоначальных эксплуатационных качеств.
Изнашивание — это необратимый процесс изменения размеров деталей во время эксплуатации машин. При этом, как правило, изменяется форма, размеры и состояние рабочих поверхностей деталей. При определенной величине таких изменений наступает резкое ухудшение эксплуатационных качеств отдельных деталей, механизмов и агрегата в целом, что вызывает необходимость ремонта.
Детали оборудования изнашиваются неравномерно: в зависимости от условий работы одни детали изнашиваются быстрее, другие -медленнее.
Постепенные (износные) и внезапные (аварийные) отказы
Постепенные отказы возникают при правильной эксплуатации в результате длительной работы машин без заметного снижения качества работы ее. Аварийный отказ — это следствие износа деталей машины, быстро нарастающего (прогрессирующего) и в течение короткого времени достигающего размеров, при которых дальнейшая работа машины становится невозможной.
Причинами аварийных износов могут быть плохой уход, в частности несоблюдение режима смазки; значительная перегрузка машины при эксплуатации; несвоевременный или плохо выполненный ремонт.
Износ. Виды износа
При работе любого производственного оборудования происходят процессы, связанные с постепенным снижением его рабочих характеристик и изменением свойств деталей и узлов. Накапливаясь, они могут привести к полной остановке и серьезной поломке. Чтобы избежать негативных экономических последствий, предприятия организуют у себя процесс управления износом и своевременного обновления основных фондов.
Виды и характеристики изнашивания
Изнашивание — это процесс постепенного изменения размеров тела при трении, проявляющийся в отделении с поверхности трения материала и (или) его остаточной деформации.
Основная характеристика изнашивания:
Износ, определяемый как результат процесса постепенного уменьшения размеров детали на ее поверхности при трении в сопряжениях и рабочих органах машин.
Интенсивность изнашивания характеризуется отношением абсолютной величины износа детали к пройденному пути трения.
Скорость изнашивания определяется отношением абсолютного износа детали ко времени, в течении которого оно происходит.
Износостойкость — свойство материала или детали оказывать сопротивление износу в определенных условиях службы или испытаний. Износостойкость оценивается величиной, обратной скорости и интенсивности изнашивания, или длительностью работы сопряженных деталей до предельного износа.
На рис.3.1 приведена классическая диаграмма износа. Износ имеет три периода: I — приработки, II — нормального и III — катастрофического износа.
Рис. 3.1 Диаграммы износа
В процессе приработки происходит изменение формы поверхности и ее шероховатости. Скорость изменения износа постепенно уменьшается. В зависимости от вида машины и условий ее работы период приработки происходит в течение первых 20-200 ч. работы.
На этапе нормального износа контактирующие поверхности приобретают относительно стабильные свойства. Происходит постепенное накапливание износа. Он соответствует периоду нормальной эксплуатации станка.
В зоне катастрофического износа происходит резкое увеличение скорости изнашивания, рабочие свойства машины резко ухудшаются, появляется вибрация, шум, растет температура узлов, что приводит к их поломки.
Возможны случаи, когда после приработки наступает нормальный износ, не переходящий за весь срок службы детали в катастрофическую фазу. И наоборот — период нормального износа имеет незначительную протяженность перехода в III фазу. Кривая на рисунке г соответствует случаю усталостного износа поверхности трения детали. Он начинает проявляться только после некоторой наработки Т.
Обычно считают, что этапы I и III находятся за пределами нормальной эксплуатации детали. Приработка происходит во время обработки машины, а до катастрофического износа не допускают. Фактически это не так. В какой-то момент Т1 одна из деталей контакта изнашивается и заменяется другой. В течение периода Т2 происходит приработка обеих деталей и величина износа растет более интенсивно. Затем период приработки Т’ заканчивается и начинается период нормального износа.
В зависимости от внешних воздействий, среды и свойств трущихся материалов при трении могут возникать механические, химические и тепломеханические процессы. Один из них всегда преобладает , определяя характер изнашивания. Согласно этому все виды изнашивания можно разделить на механические, молекулярно-механические и коррозионно-механические.
Механическое изнашивание происходит только в результате механического воздействия. Различают следующие виды механического изнашивания.
Абразивное изнашивание— изнашивание материала в результате режущего или царапающего действия твердых тел или частиц. Абразивные частицы попадают в контакт извне (отходы обработки, пыль) или являются продуктами самого износа, причем каждая частица представляет собой микрорезец, который может деформировать, царапать или срезать стружку.
Гидроабразивное изнашивание — это изнашивание в результате воздействия твердых тел или частиц, увлекаемых потоком жидкости (масла).
Газоабразивное изнашивание — изнашивание в результате воздействия твердых тел или частиц, увлекаем потоком газа или воздуха.
Усталостное изнашивание — изнашивание поверхностей трения или отдельных ее участков в результате повторного деформирования микрообъемов материала, приводящего к возникновению трещин и отделению частиц. При этом нарушается внутренняя структура, растет зерно, что приводит к поломке.
Эррозионное изнашивание — это изнашивание поверхности в результате воздействия потока жидкости или газа. На поверхности появляются локальные пятна, выбоины, кратеры, царапины и т.д.
Кавитационное изнашивание — изнашивание поверхности при относительном движении твердого тела в жидкости в условиях кавитации, когда в потоки жидкости создаются пузырьки пара или газа и при переходе в область с более высоким давлением происходит конденсация пара и создается условие для местного гидравлического удара.
Молекулярно-механическийизнос обусловлен действием межмолекулярных сил образующихся в паре трения при больших контактных нагрузках, а так же в условиях сухого трения. При этом образуются "мостики" сварки, которые под действием внешних сил разрушаются, что приводит к вырыву частиц метала из сопряженной пары.
Коррозионно-механическое изнашивание происходит при трении материала, вступившего в химическое взаимодействие со средой. Виды этого изнашивания:
Окислительное изнашивание — это изнашивание при наличии на поверхностях трения защитных пленок, образующихся в результате взаимодействия материала с кислородом.
Изнашивание при фреттинг-коррозиипроисходит при относительных колебательных перемещениях контактирующих материалов в результате вибрации при периодических деформациях элементов конструкции. На участках, поврежденных фреттинг-коррозией, протекают процессы схватывания, абразивное разрушение, усталостно-коррозионные явления.