Какие подразделения страховой компании являются юридическими лицами
Перейти к содержимому

Какие подразделения страховой компании являются юридическими лицами

Разновидности обособленных подразделений

В настоящее время различают три разновидности обособленных подразделений (ОП):

  1. Филиалы.
  2. Представительства.
  3. Иные ОП.

Первые два вида указаны в Гражданском кодексе РФ, а вот наличие третьего вида вытекает из Налогового кодекса РФ.

Общим признаком всех трёх разновидностей являются следующие характеристики:

  • Территориальная обособленность от головной организации.
  • Наличие стационарных рабочих мест.
  • Положения об их работе утверждаются головной организацией.
  • Не являются отдельными юридическими лицами.

Самым главным отличием филиала (представительства) от иных обособленных подразделений является объём полномочий.

Иные ОП по сути не обладают никакими функциями, просто сотрудники организации исполняют свои трудовые обязанности не по месту нахождения головной организации.

А вот филиалы и представительства могут осуществлять функции самой организации. Причём представительства обладают только полномочиями по представлению интересов организации и их защите, тогда как филиалу, наряду с указанным выше, может быть передан частично или полностью функционал головной организации. Например, филиалы могут от имени организации заключать сделки, участвовать в тендерах, представлять интересы компании в судах и других государственных органах.

Также в качестве отличия можно выделить порядок создание филиалов (представительств) и иных обособленных организаций. Для создания иных ОП требуется лишь предоставить форму С-09-3-1 в налоговую инспекцию, на основе которых налоговая ставит на учёт ОП, но данные об этом никак не отражаются в данных Единого государственного реестра (ЕГРЮЛ).

Для создания филиала (представительства) требуется более сложная процедура. Во-первых, возможность их создания должна быть предусмотрена в учредительных документах компании, далее участники организации должны принять решение о создании филиала, после форму Р13014 нужно подать в ФНС. Налоговая инспекция внесёт данные в ЕГРЮЛ и уже после этого она ставит филиал на налоговый учёт.

Некоторые источники выделяют в качестве отличия отсутствия возможности у простого ОП открыть отдельный расчётный счёт. Но то не совсем так. Законодательство не содержит запрета на открытия отдельного расчётного счёта для обособленных подразделений. Также п. 4.3 Инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153-И содержит перечень документов, который необходимы для открытия расчетного счета юридическому лицу для совершения операций его обособленным подразделением.

Цель создания обособленных подразделений

Чтобы понять какая форма ОП наиболее приемлема в вашем случае, нужно понимать зачем вообще организация создаёт эти подразделения.

1. Если у компании образовалось стационарное рабочее место на подконтрольной ей территории, которая обособлена территориально от адреса организации — в таком случае мы говорим о возникновении простого обособленного подразделения. Причём созданным оно будет считаться со дня выполнения указанных выше условий, а не со дня уведомления налоговой.

2. В соответствии с п. 3 ст. 346.12 НК РФ организации, имеющие филиалы не имеют права применять УСН. Соответственно, если организации нужна упрощенная система налогообложения, то филиал ей создавать нельзя. И наоборот, если компании в середине года нужно перейти на ОСНО, то можно создать филиал и автоматически лишиться возможности использовать УСН.

Но тут есть некоторые риски: ФНС может отказать в регистрации филиала, обосновывая это тем, что его создание направлено на обход налогового законодательства и реальную деятельность через филиал организации не планирует осуществлять. И суды в таких случаях нередко будут на стороне налоговой инспекции.

3. Филиалы целесообразнее создавать, когда подразделение предполагается организовать на значительном отдалении от головной организации, например, в другом регионе РФ. А вот если подразделения создаются на территории одного района, то здесь более простым и удобным вариантом будет постановка их на учёт как простых ОП.

4. Целью создания обособленных подразделений обычно является расширение бизнеса, доступ к новых ресурсам или рынкам сбыта. Однако, в таких случаях многие компании идут по пути открытия новых организаций, то есть дочерних компаний или используют франчайзинг. Также если целью является сбыт товаров в регионах, часто используются услуги дилеров и дистрибьюторов.

Каждый из этих способ расширения бизнеса имеют свои достоинства и недостатки, но самое главное, что обособленные подразделения, как и вновь созданные дочерние организации находятся под контролем головного общества. А ОП в свою очередь также не может нести отдельной ответственности за свою деятельность, вся административная и иная ответственность всегда возлагается на головную организацию.

5. Причинами создания обособленных подразделений в регионах могут быть также более низкие заработные платы (особенно по сравнению с Москвой), особенности требований закона связанных с экологией (например, запреты на организацию определённых производств рядом с городами). В таких случаях также возможно образование филиала или простого ОП.

А вот открытие новой компании не всегда подойдёт, т.к. если сотрудники будут выполнять работу именно для головной организации, то между дочерней фирмой и основной необходимо будет оформление каких-либо договорных отношений, и не всегда безвозмездных. Тогда возникнут дополнительные расходы на погашение налогов и других расходов, возникших при этих сделках.

Таким образом, выбирая между филиалом, представительством и простым ОП основываемся на следующих выводах:

Структура и принципы деятельности страховой компании

Предметом непосредственной деятельности страховщиков не могут быть произ­водственная, торгово-посредническая и банковская деятельность.

Законодательными актами России могут устанавливаться ограничения при созда­нии иностранными компаниями и гражданами страховых организаций на ее террито­рии. Юридические лица, не отвечающие требованиям, предусмотренным законом «Об организации страхового дела. », не вправе заниматься страховой деятельностью.

Страховые компании составляют основу институциональной структуры страхово­го рынка. С финансовой точки зрения они являются формой выражения, существования страхового фонда. Страховые компании подразделяются:

• по форме собственности (принадлежности) — частные и публично-правовые, ак­ционерные (корпоративные), взаимные, государственные;

• по характеру выполняемых операций — специализированные (страхование жизни, медицинское и иные виды страхования), универсальные и перестраховочные (новая редакция Закона о страховании ограничивает деятельность универсальных стра­ховщиков);

• по зоне обслуживания — местные, региональные, национальные и международные (транснациональные);

• по величине уставного капитала и объему поступления страховых платежей, а также другим технико-экономическим показателям, определяющим их место на страховом рынке — крупные, средние и мелкие.

В ряде зарубежных стран деятельность универсальных страховых компаний за­прещена законом, и все компании делятся на компании, занимающиеся страхованием жизни (life insurance) и страховые компании, занимающиеся иными видами (non-life). Новая редакция Закона о страховании также предусматривает разделение российских компаний на занимающихся страхованием жизни и занимающихся иными видами стра­хования.

Однако такая классификация в значительной мере является условной, так как от­дельные страховые компании предоставляют значительно больший перечень страховых услуг, чем заявлено в их названии. На практике наблюдается тенденция к ликвидации узкой специализации в страховой деятельности. Одновременно на рынок страховых ус­луг активно вторгаются банковские, биржевые и иные структуры. Компании по страхо­ванию жизни обладают большими финансовыми ресурсами по сравнению со всеми про­чими страховщиками. Именно этим, в частности, обусловлена их активная роль на рынке ценных бумаг. Многие крупные зарубежные компании по страхованию жизни сущест­вуют в форме обществ взаимного страхования.

Страховая компания обычно состоит из головного офиса (дирекции) и различных по уровню самостоятельности и совершаемым операциям подразделений, в том числе, дочерних компаний.

Представительство страховой компании занимается, как правило, рекламой, ре­презентативными функциями, поиском страхователей и оформлением договоров стра­хования в рамках имеющихся полномочий от дирекции.

Агентству страховой компании разрешено выполнять все функции представи­тельства и определенные страховые операции — заключение и обслуживание договоров страхования.

Филиал страховой компании является обособленным подразделением страховщи­ка без права юридического лица. Филиал проводит все операции страхования в пределах предоставленных ему полномочий. Результаты работы филиала отражаются в консоли­дированном балансе страховой компании.

Дочерние (зависимые) компании формально являются самостоятельными юриди­ческими лицами, но их деятельность жестко регламентируется головной компанией. В США для работы на территории другого штата обычно создается или покупается мест­ная зависимая компания, поскольку каждый штат самостоятельно регулирует многие во­просы страховой деятельности. В России страховщики предпочитают открывать в других регионах филиалы.

Юридические и физические лица для страховой защиты своих имущественных интересов могут создавать общества взаимного страхования в порядке и на условиях, оп­ределяемых Положением об обществе взаимного страхования, утвержденным Верховным Советом Российской Федерации.

Общество взаимного страхования — форма организации страхового фонда на ос­нове централизации средств посредством паевого участия его членов. Участник общества взаимного страхования одновременно выступает в качестве страховщика и страхователя. Создание обществ взаимного страхования характерно для союзов средних и крупных соб­ственников (домовладельцев, собственников гостиниц и т.д.). Страхователь становится членом общества взаимного страхования, участвует в распределении прибыли и убытков по результатам деятельности за год. Страхователям — членам общества принадлежат все активы компании. Высшим органом такого общества является общее собрание его чле­нов, которое избирает правление и ревизионную комиссию. Так, например, большинство мелких и средних страховых компаний в США существует в форме обществ взаимного страхования. Есть и крупные: «Prudential Insurance Company of America» — крупнейшее в масштабах США общество взаимного страхования.

Общества взаимного страхования относятся к числу так называемых бесприбыль­ных (некоммерческих) организаций, что позволяет использовать их предприниматель­скими структурами для минимизации налогов. Если в обществе взаимного страхования объем общей страховой премии сложился выше суммы выплат, расходов на ведение дела и отчисления в запасные и резервные фонды, то разница распределяется между участни­ками общества — страхователями пропорционально внесенному страховому взносу в виде вознаграждения либо в виде скидок на страховые взносы при повторном страховании. Случившийся убыток также распределяется между всеми страхователями.

Правительственные страховые организации — некоммерческие компании, дея­тельность которых основана на субсидировании. Специализируются на страховании от безработицы, страховании компенсаций рабочим и служащим, а также страховании не­профессиональной трудоспособности. В большинстве своем эти общества освобождены от уплаты государственных, федеральных и местных налогов.

Государственная страховая компания может быть унитарным предприятием или акционерным обществом, часть или все акции которого принадлежат государству. Соз­дание государственных страховых компаний является одной из крайних форм регулиро­вания государством деятельности страхового рынка.

Частные страховые компании принадлежат одному владельцу или его семье. Уни­кальной формой объединения частных страховщиков служит английская корпорация «Ллойд» (Lloyd’s или Lloyd’s of London). Каждый страховщик, именуемый в практике «Ллойда» андеррайтером, принимает страхование на свой риск, исходя из собственных финансовых возможностей. «Ллойд» как организация не несет юридической ответствен­ности по претензиям, которые могут быть предъявлены к индивидуальным страховщи­кам в результате их страховой деятельности.

Кэптив (captive) — страховая компания, обслуживающая целиком или преимуще­ственно корпоративные страховые интересы учредителей, а также самостоятельно хозяй­ствующих субъектов, входящих в структуру корпораций, холдингов и финансово-промышленных групп. Преимущество организации кэптива заключается в возможности сохранения страховых взносов под контролем (как при самостраховании), недостаток (при страховом случае) — производство выплаты из корпоративных средств.

Негосударственный пенсионный фонд — особая форма некоммерческой органи­зации, гарантирующая рентные выплаты страхователям по достижении ими определен­ного (обычно пенсионного) возраста и управляемая специальной компанией. Фонды в странах с развитой рыночной экономикой являются не только источником значительных инвестиций в экономику, но и неотъемлемым элементом системы «встроенных стабили­заторов», сглаживающих влияние экономических циклов на социальную сферу.

Страховая деятельность реализуется, прежде всего, через своих субъектов (стра­хователей, страховщиков, посредников), вступающих в отношения между собой и с ок­ружающим миром. Эти отношения регулируются с помощью законов, обычаев делово­го оборота, общественного мнения. С точки зрения организации предпринимательства страховую компанию, как и любую другую, можно рассматривать как социотехниче-скую систему, в которой люди используют, в целях предпринимательства, определен­ную технологию.

Организация страховой деятельности, как и мотивация персонала страховой ком­пании, для достижения целей своей деятельности должны соответствовать не только эко­номической стороне этой деятельности, но и ее философским принципам. Соблюдение этих принципов гарантирует успех и благополучие во взаимоотношениях персонала и в итоге обеспечивает эффективное развитие компании. Несоблюдение ведет к развитию конфликтов между администрацией и сотрудниками, между персоналом и клиентами, снижает имидж компании, а в дальнейшем может привести к разорению, поскольку со­трудники организации — ее главное богатство.

В основе философии деятельности любой компании лежит явное или неявное, но подразумеваемое понятие ее основной цели или миссии. По сути, понятие миссии вклю­чает краткое изложение основных моментов философии. Мы формулировали основную цель страхования как удовлетворение общественной потребности в надежной страховой защите, соответствующей общепринятым финансовым требованиям. В широком смысле философские принципы страховой деятельности должны соответствовать национальной идее, однако применительно к рассматриваемой теме целесообразно ограничиться рам­ками страховой компании. Помимо основной цели страхования эти принципы должны учитывать взгляды и позицию собственника, личностные качества руководителя, куль­турный и жизненный уровень персонала, региональную специфику, в том числе и на­циональную.

Первым философским принципом,непосредственно вытекающим из цели страхо­вой деятельности,является принцип социальной ответственности.

В последнее время все большее значение приобретает точка зрения, что предпри­нимательская компания — это нечто большее, чем экономическая целостность. Согласно этой точке зрения, разделяемой и нами, современная компания является сложной частью среды, включающей, кроме всего прочего, местные общины, средства информации, об­щественные и прочие организации, имеющие возможности влиять на достижение ком­панией своих целей. Руководителю, да и всему коллективу приходится уравновешивать чисто экономические цели с экономическими и социальными интересами этих состав­ляющих внешней среды. Поэтому целесообразно направлять часть своей прибыли и уси­лий по социальным каналам, жертвуя их на благо и совершенствование общества. Более того, в современном обществе, в том числе уже и в российском, сложились определенные представления о том, как должна вести себя солидная компания, в частности страховая, чтобы считаться добропорядочным корпоративным членом обслуживаемых сообществ.

В конечном итоге, размеры и направленность социальной ответственности каждой российской страховой компании будут определять ее владельцы и руководители в соот­ветствии со своими взглядами на жизнь и личностными свойствами. Учитывая важней­шую роль личных ценностей в управлении персоналом и в хозяйственной деятельности вообще, сформулируем второй философский принцип деятельности страховой компа­нии как принцип этичного руководстваили принцип этики.

Как известно, этика имеет дело с принципами, определяющими правильное или неправильное поведение. Этика предпринимательства затрагивает не только проблему социально ответственного поведения. Она сосредоточена на широком спектре вариантов поведения руководителя и персонала. Более того, в фокусе ее внимания — и цели, и сред­ства, используемые для их достижения теми и другими.

Практическая полезность сформулированных выше философских принципов управления будет значительно большей в случае использования третьего философского принципа — делегирования функциональных полномочий управления в коллективе.

Для реализации своих планов руководитель компании обязан найти эффектив­ный способ сочетания ключевых переменных, характеризующих задачи и людей. Поста­новка целей и обеспечение их стратегиями, процедурами и правилами способствует ре­шению этой задачи. Организационный процесс представляет собой функцию, которая наиболее очевидно и непосредственно связана с систематической координацией многих задач и, соответственно, формальных взаимоотношений людей, их выполняющих.

Эффективность делегирования в значительной степени определяется соответстви­ем структуры компании ее целям и стратегиям их достижения.

Построение структуры должно основываться на стратегических планах компании и обеспечивать их реализацию в условиях воздействия внутренних и внешних факторов. С течением времени стратегии могут меняться, что потребует соответствующих измене­ний и в организационной структуре.

В ее основу положены принципы функциональности, единоначалия, управляемо­сти по вертикали, что соответствует бюрократическому типу управленческой культуры. При необходимости принятия и реализации решений, особенно в кризисных ситуациях только жесткая иерархия управления может обеспечить их выполнение.

Управление филиалами компании должно учитывать региональную специфику и максимально ориентироваться на эффективное взаимодействие со страхователями.

Обычно филиалы страховых компаний не формируют страховых резервов, не осуществ­ляют инвестиций, не имеют законченного баланса и не являются плательщиками налога на прибыль. Основные функции филиала — заключение договоров, получение страховых взносов, урегулирование страховых случаев и производство выплат строго в пределах ус­тановленного лимита ответственности.

Недостатками бюрократической структуры, в связи с преувеличенным значением внутренних правил и процедур и отсутствием внутренних горизонтальных информаци­онных связей являются постепенная утрата гибкости поведения на рынке и затруднения в общении с клиентами. Адаптивные и коммуникативные возможности бюрократиче­ских структур ограничены. Поэтому подразделения крупных компаний, соприкасаю­щиеся с внешней средой и вынужденные оперативно реагировать на ее малейшие изме­нения, должны формироваться на принципах предпринимательских и партиципатив-ных типов управленческой культуры.

Подобные принципы могут быть рекомендованы и для страховых компаний с не­большим по численности персоналом. За основу организационно-штатной структуры в этом случае рекомендуется принять мобильную группу переменного состава, форми­руемую из представителей традиционных подразделений дирекции (бухгалтерии, отде­ла страхования и безопасности) для решения методом мозговой атаки различных про­блем, возникающих в процессе жизнедеятельности компании.

Такая структура позволяет сохранить небольшую численность персонала, ограни­чиваясь при крайней необходимости привлечением по краткосрочным контрактам спе­циалистов, отсутствующих в компании (аутсорсинг).

В последнее время ряд страховых компаний использует так называемую матрич­ную структуру управления, в которой отдельные подразделения головного офиса согла­совывают свои действия со всеми другими заинтересованными подразделениями по го­ризонтали и напрямую управляют аналогичными подразделениями в филиалах по вер­тикали (рис. 9.3).

Подобное сочетание бюрократических (вертикаль управления) и партиципатив-ных (горизонталь согласования) принципов управления требует мощных информаци­онных каналов и единого понимания целей и задач всеми подразделениями головного офиса.

Обособленные подразделения организации

Организация нередко осуществляет свою деятельность по адресу, отличному от того, который указан в уставе. И это может привести к созданию обособленного подразделения, что, в свою очередь, повлечет возникновение у организации новых обязанностей, связанных с регистрацией в налоговых органах и уплатой налогов (страховых взносов) по специальным правилам.

Вопросам, связанным с созданием обособленных подразделений, посвящено интервью с экспертом — Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

Каковы признаки обособленного подразделения?

На основе определения в статье 11 НК РФ можно выделить три признака:
— территориальная обособленность от места нахождения самой организации;
— наличие стационарного рабочего места;
— создание (использование) указанного рабочего места на срок более одного месяца.

Что означает территориальная обособленность?

Территориальная обособленность — это место расположения подразделения отличное от места нахождения организации. Данное условие формально соблюдается, если адрес места нахождения организации и адрес обособленного подразделения различаются хотя бы на номер строения при совпадении иных составляющих: улица, дом (письмо Минфина от 23.01.2013 № 03-02-07/1-15).

Место нахождения юридического лица указывается в его учредительном документе и в ЕГРЮЛ. Если юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, место нахождения указывается только в ЕГРЮЛ (пункт 4 статьи 52, пункт 5 статьи 54 ГК РФ).

В ЕГРЮЛ должен быть указан также адрес юридического лица в пределах места нахождения этого юридического лица (подпункт «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Чем отличается адрес от места нахождения?

Согласно пункту 2 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется не просто местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации, а еще и наименованием населенного пункта (муниципального образования), в котором оно располагается.

Заметим, муниципальное образование — это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения (статья 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

Адрес, указываемый в ЕГРЮЛ, — это описание места нахождения объекта, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления. Это описание включает в себя наименование элемента планировочной структуры при необходимости, элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать (статья 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 443 – ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»»).

Адрес включает почтовый индекс, наименование субъекта РФ, наименование района, города, улицы, номера дома, корпуса, помещения.

Таким образом, место нахождение, указываемое в учредительных документах, и адрес юридического лица (адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица в пределах места нахождения юридического лица), указываемый в ЕГРЮЛ, различаются.

Каким образом различие между местом нахождения и адресом влияет на признание подразделения обособленным?

Место нахождения может быть обозначено в уставе наименованием населенного пункта, например, — «город Москва». Причем, изменение сведений в ЕГРЮЛ в части адреса организации в рамках населенного пункта не потребует изменений в уставе.

Определение представительства и филиала как обособленных подразделений юридического лица, расположенных вне места его нахождения закреплены в статье 55 ГК РФ.

В этой связи можно сделать вывод, что подразделение будет считаться обособленным только в том случае, если оно создано в ином населенном пункте (муниципальном образовании), чем тот, в котором зарегистрирована организация.

Данный подход возможен, если место нахождение организации указано в уставе как населенный пункт. И по желанию организации в устав могут быть внесены соответствующие изменения.

Что еще указывает на создание обособленного подразделения?

Второй признак обособленного подразделения — наличие оборудованных стационарных рабочих мест. Согласно правоприменительной практике для возникновения обособленного подразделения достаточно создания (использования) даже одного стационарного рабочего места.

Рабочее место — это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибывать в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (статья 209 Трудового кодекса). При этом у организации должны быть заключены трудовые договоры с физическими лицами. Гражданско–правовые договоры не влекут создания рабочего места.

Таким образом, вне трудовых отношений, то есть при отсутствии работников, обособленное подразделение не возникает.

Под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание условий, необходимых для исполнения трудовых обязанностей, а также исполнение работником таких обязанностей (письмо Минфина России от 28.07.2011 № 03-02-07/1-265, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 20.06.2007 № Ф08-3590/2007-1449А, ФАС Северо–Западного округа от 02.11.2007 по делу А26-11293/2005).

Создание стационарного рабочего места не зависит:
— от способа организации работ — вахтовый метод или командировка;
— режима рабочего времени (продолжительности рабочей недели, работы, смены и т.п.);
— срока нахождения конкретного работника на стационарном рабочем месте или месте приема на работу и выплаты заработной платы (постановление АС Северо-Кавказского округа от 21.07.2015 № Ф08-4287/2015);
— наличия у организации прав собственности на помещение или его пользование, в котором рабочее место создается.

Влечет ли наличие трудового договора с работником, который трудится вне офиса, необходимость создания обособленного подразделения?

Важно содержание трудового договора. Согласно статье 57 Трудового кодекса обязательными условиями для включения в трудовой договор являются, в том числе, место работы, трудовая функция, условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (передвижной, разъездной, в пути, другой).

Работа может носить разъездной характер, когда работники посещают различные организации с целью продвижения товара и установления сотрудничества. Понятно, что они не осуществляют деятельность в офисе организации (собственном или арендованном). При осуществлении деятельности, имеющей разъездной характер, основания для постановки на учет организации в налоговом органе по месту осуществления такой деятельности не возникают (письма Минфина России от 01.03.2012 № 03-02-07/1-50, от 28.07.2011 №03-02-07/1-265).

Надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых ими за свой счет (статья 310 Трудового кодекса). Но, если организация ведет деятельность с использованием труда надомников без оборудования стационарных рабочих мест, основания для постановки на учет организации в налоговом органе по месту жительства работника-надомника не возникают.

Между сторонами может быть заключен договор о дистанционной работе в том случае, если для выполнения трудовой функции и для взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, используется Интернет. Согласно статье 312.1 Трудового кодекса дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне стационарного рабочего места. Следовательно, независимо от того, на какой срок дистанционный работник привлекается, обособленное подразделение не образуется (письмо Минфина от 04.07.2013 № 03-02-07/1/25829).

Не создает обособленное подразделение и организация, которая заключает договор на выполнение работ силами работников, привлеченных другой организацией (статья 341.1 Трудового кодекса). Обособленное подразделение может появиться у организации, предоставивший персонал.

А как быть, если работник выполняет работу по месту нахождения заказчика?

При осуществлении деятельности на территории заказчика, когда работники организации, предположим, консультируют заказчика, настраивают его программное обеспечение, производят уборку помещений, и эта работа выполняется без стационарного рабочего места, обособленное подразделение не создается.

Заметим, положения договора с заказчиком, согласно которым предоставление инвентаря, средств связи является обязанностью заказчика, позволили судам делать выводы об отсутствии стационарного рабочего места у исполнителя, оказывающего услуги (постановление ФАС Московского округа от 20.12.2010 № КА-А41/15744-10).

А как поступать, если организация занимается, например, строительством линий электропередач, дорог, или чем-то другим, когда стационарные места территориально обособлены от места нахождения организации, но само рабочее место не имеет постоянного адреса?

В случае передвижного характера работ регистрация может быть произведена по согласованию с налоговым органом. Такая процедура предусмотрена пунктом 9 статьи 83 НК РФ.

Соответствующий запрос может быть направлен организацией в налоговый орган по своему месту нахождения или по месту деятельности.

В подобных ситуациях некоторые организации специально арендуют помещение, адрес которого используется для целей постановки на учет обособленного подразделения.

Постановлением Правительства от 19.11.2014 № 122 утверждены Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов, согласно которым при присвоении адресов зданиям, сооружениям и объектам незавершенного строительства адреса должны соответствовать адресам земельных участков, в границах которых расположены такие здания, сооружения и объекты незавершенного строительства.

В этой связи при отсутствии у стационарного рабочего места, расположенного на земельном участке, почтового адреса, в качестве такового используется адрес земельного участка.

Какое значение имеет продолжительность работы по месту нахождения обособленного подразделения?

Третий признак, характеризующий наличие обособленного подразделения — временной: рабочее место должно быть создано на срок более одного месяца.

Еще раз обратим внимание на то, что фактическое время нахождения конкретного работника на рабочем месте, которое создано или используется организацией вне места ее нахождения, для признания обособленного подразделения значения не имеет (письмо Минфина от 18.02.2010 № 03-02-07/1-67).

Итак, наличие у подразделения одновременно территориальной обособленности, стационарных рабочих мест сроком более месяца, означает, что это — обособленное подразделение, через которое организация осуществляет свою деятельность. Для целей налогового контроля каждая российская организация должна быть поставлена на учет в ФНС (статья 83 НК РФ) по месту такой деятельности (месту нахождения обособленного подразделения).

Иные признаки (отдельный баланс, счет и т.п.) на признание обособленного подразделения не влияют.

Какие документы подтверждают создание обособленного подразделения?

Локальные акты организации, в которых указано на создание обособленного подразделения. Полномочия этого подразделения принципиального значения не имеют. И подавать их в налоговые органы для постановки на учет не нужно. Документы могут потребоваться только в случае налогового спора о дате возникновения обособленного подразделения.

Создание стационарного рабочего места может подтверждаться:
— договором аренды помещения;
— трудовым договором с работником, в котором рабочее место определено по месту нахождения обособленного подразделения;
— первичными документами, свидетельствующими о ведении деятельности по месту нахождения обособленного подразделения (накладные, акты приемки- передачи и т.д.).

Само по себе право пользования помещением не всегда подтверждает факт наличия оборудованных стационарных рабочих мест.

Если для ведения деятельности необходимо специальное разрешение уполномоченных органов, в частности, лицензия, то дата ее выдачи может быть признана датой создания обособленного подразделения, так как именно с этой даты может начаться деятельность.

Самый ранний из документов, подтверждающих наличие всех признаков обособленного подразделения определяет дату его создания.

Что делать, если организация приняла решение открыть филиал или представительство?

В случае регистрации изменений в ЕГРЮЛ в связи с созданием филиалов и представительств, постановка на учет по месту их нахождения будет происходить автоматически на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Наличие или отсутствие стационарных мест по месту нахождения обособленного подразделения, оформленного как филиал или представительство, для регистрации в налоговых органах не имеет значения.

При этом НК РФ предусмотрены особенности администрирования обособленного подразделения в зависимости от его формы. Например, налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку обособленных подразделений налогоплательщика, которые оформлены как филиал и представительство.

Если организация создала обособленное подразделение, которое не является филиалом, и не указала его в качестве такового в своих учредительных документах, она вправе применять упрощенную систему налогообложения.

Как для целей применения УСН отличить филиал от обособленного подразделения?

Филиал — это обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения юридического лица и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Филиал должен быть указан в ЕГРЮЛ.

Заметим, организация самостоятельно принимает решение о придании или непридании статуса филиала обособленному подразделению.

Для создания обособленного подразделения организация должна направить в налоговый орган сообщение о создании обособленного подразделения. На основе этого сообщения организация будет поставлена на учет в связи с созданием обособленного подразделения с присвоением соответствующего КПП.

В случае принятия решения о признании обособленного подразделения в статусе филиала указанное решение требует государственной регистрации: внесения в ЕГРЮЛ изменений в порядке главы VI Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

Как производится постановка на учет по месту нахождения обособленного подразделения?

Организация должна сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения о создании обособленного подразделения. Эта обязанность не распространяется на обособленные подразделения, созданные за пределами территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства.

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 23 НК РФ сообщение должно быть направлено в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации.

Сообщение может быть представлено в налоговый орган лично или через представителя, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по ТКС.
Форма сообщения о создании обособленных подразделений российской организации и об изменениях в ранее направленные сведения о таких обособленных подразделениях утверждена приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@ (форма С-09-3-1). При этом ответственность за несоблюдение формы сообщения не установлена.

Регистрация в налоговых органах организации по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется налоговым органом на основании сообщения в течение пяти дней со дня его получения.

Нужно ли направлять сообщение о создании обособленного подразделения, если организация уже поставлена на учет в налоговом органе по месту ведения деятельности через это обособленное подразделение?

Нужно. Обязанность организации представить в налоговый орган по месту своего нахождения сообщение о создании каждого обособленного подразделения появляется независимо от того, что обособленное подразделение может находиться:
— на территории, подведомственной налоговому органу, в котором организация уже поставлена на учет по месту нахождения (письмо ФНС России от 27.02.2014 № СА-4-14/3404);
— на территории одного муниципального образования, подведомственного налоговому органу, в котором организация уже поставлена на учет по месту нахождения другого обособленного подразделения (письмо Минфина России от 02.09.2011 № 03-02-07/1-314);
— на территории одного муниципального образования, подведомственного разным налоговым органам, в одном из которых организация уже поставлена на учет по месту нахождения другого обособленного подразделения. При наличии несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании, подведомственных разным налоговым органам, организация может выбрать налоговый орган. Форма уведомления о выборе налогового органа для регистрации приведена в приложении № 4 приказа ФНС от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@.

В том случае, если уведомление о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения получено поздно, необходимо пересчитывать НДФЛ за период с момента создания обособленного подразделения и пересдавать отчетность?

Нередко уведомление о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения организация получает спустя один–два месяца после создания обособленного подразделения.

Отсутствие КПП из-за позднего получения уведомления о постановке на учет приводит к возникновению ситуации излишнего перечисления НДФЛ по месту нахождения одного обособленного подразделения и недоимки по месту нахождения другого обособленного подразделения, исправление которой возможно с помощью процедуры уточнения платежа (пункт 7 статьи 45 НК РФ) или зачета (статья 78 НК РФ). Осуществление указанных процедур требует представления уточненных расчетов по форме 6–НДФЛ.

Вместе с тем перечисление НДФЛ не по месту нахождения обособленного подразделения (по месту нахождения иного обособленного подразделения) не должно повлечь начисление пени и привлечение налогового агента к ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ (письма ФНС России от 07.04.2015 № БС-4-11/5717@, от 02.08.2013 № БС-4-11/14009).

Полагаем, что в рассматриваемой ситуации расчет по форме 6-НДФЛ по обособленному подразделению может заполняться с месяца получения уведомления.

Как уплачивается налог на прибыль по обособленным подразделениям?

Порядку уплаты налога посвящена статья 288 НК РФ. У налога, подлежащего зачислению в бюджет субъекта РФ, есть некоторая особенность. Если организация и ее обособленные подразделения находятся на территории одного субъекта Российской Федерации, то она вправе принять решение об уплате налога на прибыль за свои обособленные подразделения в бюджет этого субъекта. И в том случае, если головная организациия платит налог на прибыль за свои обособленные подразделения в бюджет субъекта, она вправе представить налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций в налоговый орган только по своему месту нахождения (письмо Минфина России от 03.07.2017 № 03-03-06/1/41778).

Что меняется в обязанностях плательщиков страховых взносов при создании обособленного подразделения?

Согласно подпункту 7 пункта 3.4 статьи 23 НК РФ плательщик страховых взносов обязан отдельно сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации о наделении обособленного подразделения полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений физическим лицам. Сообщение должно быть отправлено не позднее одного месяца со дня соответствующего события. Причем, данным правилом нужно руководствоваться в отношениях, возникающих с 1 января 2017 года.

На основании указанных сообщений налоговые органы будут учитывать обособленные подразделения, включая филиалы, представительства российских организаций, созданные на территории Российской Федерации, уполномоченные или лишенные полномочий по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц (пункт 3.1 статьи 84 НК РФ).

Уплату страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам организация производит по месту своего нахождения и местам нахождения тех обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (пункт 11 статьи 431 НК РФ).

Если адрес места нахождения обособленного подразделения со временем меняется?

Организация в течение трех дней со дня изменения сведения об обособленном подразделении должна направить об этом сообщение в налоговый орган (форма С-09-3-1).

Налоговый орган при изменении места нахождения обособленного подразделения, в котором организация была зарегистрирована, снимает ее с учета в течение пяти дней со дня получения сообщения.

Регистрация организации в налоговом органе по новому месту нахождения обособленного подразделения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения обособленного подразделения.

Смена адреса обособленного подразделения отличается от ликвидации обособленного подразделения?

Да. В случае закрытия обособленного подразделения, включая филиал и представительство, в налоговый орган нужно направить соответствующее сообщение в течение трех дней со дня принятия решения о закрытии подразделения.

Снятие с учета организации налоговым органом по месту нахождения обособленного подразделения при закрытии обособленного подразделения осуществляется не ранее составления справки о выездной налоговой проверке организации (для случаев, если решение о проведении выездной проверки было принято до составления уведомления о снятии с учета российской организации в налоговом органе).

Каким образом налоговый орган может обнаружить, что организация создала обособленное подразделение?

В рамках мероприятий налогового контроля самой организации и (или) ее контрагентов, например, арендодателей офисных центров или складских помещений, генподрядчиков и т.п.

Для привлечения к ответственности за непредставление сообщения о создании обособленного подразделения проведение налоговой проверки не требуется. Производство по делу будет проводиться в порядке статьи 101.4 НК РФ.

Какова ответственность в случае, если организация не поставлена на учет по месту нахождения обособленного подразделения?

Непредставление сообщения об обособленном подразделении влечет ответственность по пункту 1 статьи 126 НК РФ. В этом случае штраф составляет 200 рублей (письмо Минфина России от 17.04.2013 № 03-02-07/1/12946).

Трехлетний срок давности по этому налоговому правонарушению исчисляется со дня, следующего за последним днем месячного срока, отведенного для подачи сообщения.

За непредставление в срок сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, наступает административная ответственность в соответствии с нормами части 1 статьи 15.6 КоАП РФ в виде штрафа для должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей.

Более существенная ответственность установлена пунктом 2 статьи 116 НК РФ. Ведение деятельности организацией без постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения может наказываться штрафом в размере 10 % от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.

Когда применяется штраф по пункту 2 статьи 116 Налогового кодекса?

Согласно определению Верховного суда от 26.06.2017 № 303-КГ17-2377 применительно к созданию обособленного подразделения установлена обязанность организации сообщить о его создании посредством направления сообщения в установленный срок. Неисполнение данной обязанности влечет ответственность по пункту 1 статьи 126 НК РФ, а не по пункту 2 статьи 116 НК РФ независимо от факта ведения деятельности.

Но порядок налогообложения некоторыми налогами регламентируется законодательством, в том числе субъектов РФ, и нормативными актами муниципальных образований. Из этого следует, что непостановка на учет по месту нахождения обособленного подразделения не отменяет обязанность организации производить расчет налогов на основании нормативных актов по налогообложению, действующих на территории, где расположено соответствующее обособленное подразделение, даже и не поставленное на учет в налоговой инспекции.

Можно сказать, что игнорирование обязанности по сообщению о созданном обособленном подразделении ограничивается штрафом по НК РФ в 200 рублей при одинаковых условиях налогообложения по месту нахождения организации и месту нахождения непоставленного на учет обособленного подразделения.

Из решения Верховного суда следует, что ответственность по пункту 2 статьи 116 и статьи 122 НК РФ разграничивается следующим образом.

В том случае, если организация была зарегистрирована в налоговом органе (любом), и налоговый орган имел возможность определить объем налоговых обязательств организации, в том числе от деятельности, осуществляемой через обособленные подразделения, и при этом была зафиксирована неуплата налогов, то ответственность наступает по статье 122 НК РФ.

Ответственность по пункту 2 статьи 116 НК РФ применима, когда налоговому органу по тем или иным причинам не удалось установить вид и размер налогов, подлежащих уплате по результатам деятельности, сокрытой от налогообложения. При таком понимании решения Верховного суда, привлечение организации к ответственности за неуплату налогов, возникшую вследствие ее деятельности без регистрации, возможно только по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки.

42. Страховые компании: виды, структура и принципы деятельности

Страховая компания – общественная форма функционирования страхового рынка, представляет собой экономически обособленную структуру, осуществляющую заключение договоров страхования и их обслуживание.

По форме собственности страховые компании различают: частные и публично-правовые, акционерные (корпоративные), взаимные, государственные.

По характеру выполняемых операций: специализированные (страхование жизни, медицинское и иные виды страхования), универсальные и перестраховочные.

По зоне обслуживания : местные, региональные, национальные и международные (транснациональные).

По размеру уставного капитала и объему поступления страховых платежей: крупные, средние и мелкие.

Представительство страховой компании занимается рекламой, поиском страхователей и оформлением договоров страхования в рамках полномочий от дирекции.

Агентству страховой компании разрешено выполнять все функции представительства и определенные страховые операции – заключение и обслуживание договоров страхования.

Филиал страховой компании – обособленное подразделение страховщика без права юридического лица.

Дочерние компании формально являются самостоятельными юридическими лицами, но их деятельность регламентируется головной компанией.

Общество взаимного страхования – форма организации страхового фонда на основе централизации средств путем паевого участия его членов.

Правительственные страховые организации – некоммерческие компании, деятельность которых основана на субсидировании.

Кэптив – страховая компания, обслуживающая целиком или преимущественно корпоративные страховые интересы учредителей, а также самостоятельно хозяйствующих субъектов, входящих в структуру корпораций, холдингов и финансово-промышленных групп.

Негосударственный пенсионный фонд – особая форма некоммерческой организации, гарантирующая рентные выплаты страхователям по достижении ими определенного (обычно пенсионного) возраста и управляемая специальной компанией.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Структура компании и персонал

Структура компании и персонал ВопросыКакие существуют службы и сколько людей в них задействовано?• Какие специалисты необходимы для стабильной работы вашей компании?• Что представляет собой организационная структура вашей

Банкиры и страховые компании борются с «этикой»

Банкиры и страховые компании борются с «этикой» Многие члены правлений банков и страховых компаний, с которыми мы общались, убеждены, что этика представляет собой краеугольный камень будущего финансовых услуг. Однако, в сравнении с другими тенденциями, описанными в этой

7. Виды счетов, их структура

7. Виды счетов, их структура В процессе производства каждый день осуществляется большое число хозяйственных операций, требующих текущего отражения, для чего используются специальные формы-счета бухгалтерского учета, которые построены по принципу экономической

Статья 8. Страховые агенты и страховые брокеры (в ред. Федерального закона от 10.12.2003 № 172-ФЗ)

Статья 8. Страховые агенты и страховые брокеры (в ред. Федерального закона от 10.12.2003 № 172-ФЗ) 1. Страховые агенты – постоянно проживающие на территории Российской Федерации и осуществляющие свою деятельность на основании гражданско-правового договора физические лица или

1.2. Страховые компании

1.2. Страховые компании Лет в пятнадцать гадалка сказала мне, что я все деньги буду тратить на женщин. Сейчас у меня жена и три дочки. Я трачу на них все деньги. А в пятнадцать мне все как-то по-другому представлялось… Анекдот Этот раздел будет длиннее, чем предыдущий:

Страховые компании

Страховые компании Если бы вы только знали, сколько раз мне приходилось спорить с совершенно разными людьми по вопросу инвестирования денег в страховые компании! Причем спорить как с ярыми сторонниками инвестиций в страховые компании, так и с ярыми противниками таких

Страховые компании и пенсионные фонды

Страховые компании и пенсионные фонды Страховые компании и пенсионные фонды относят к сберегательным учреждениям, действующим на договорной основе. Основным источником поступлений в страховые компанииявляются регулярные взносы полисосодержателей.. Фин ресурсы

1.2. Страховые компании

1.2. Страховые компании Лет в пятнадцать гадалка сказала мне, что я все деньги буду тратить на женщин. Сейчас у меня жена и три дочки. Я трачу на них все деньги. А в пятнадцать мне все как-то по-другому представлялось… Анекдот Этот раздел будет длиннее, чем предыдущий:

Глава 3. «Страхование – главный бизнес нашей компании» Начало деятельности компании Berkshire Hathaway

Глава 3. «Страхование – главный бизнес нашей компании» Начало деятельности компании Berkshire Hathaway 1. Годовой отчет Berkshire Hathaway. 1985. C. 8.2. Buffett W The Security I Like Best // The Commercial and Financial Chronicle, 1951, December 6; Kilpatrick A. Of Permanent Value: The Story of Warren Buffett, rev. ed. Birmingham, AL: AKPE, 2000. P. 302.3. Годовой отчет Berkshire Hathaway. 1999.

1. Денежный оборот, принципы его организации и структура

1. Денежный оборот, принципы его организации и структура Денежный оборот представляет собой систему денежных расчетов по поводу реализации товаров предприятиями друг другу и населению. Денежный оборот – это сумма платежей, совершенных в стране за определенный период.

17. Денежный оборот, принципы его организации и структура

17. Денежный оборот, принципы его организации и структура Денежный оборот представляет собой процесс непрерывного движения денежных знаков в наличной и безналичной форме.В целом денежный оборот делится на две части:1) денежный оборот, возникающий при расчетах между

15.2 Достоинства и недостатки вложений в страховые компании

15.2 Достоинства и недостатки вложений в страховые компании Страховой агент должен уметь две вещи: сначала напугать, а потом обнадежить. К. Мелихан, российский сатирик Страховка для того нужна, чтоб страх не проходил бесплатно. Г. Александров, российский дизайнер Основная

15.3 Страховые брокеры и выбор страховой компании

15.3 Страховые брокеры и выбор страховой компании Если хочешь ничего не бояться, помни, что бояться можно всего. Сенека, древнеримский философ Страховые брокеры. Слово «брокер» применительно к страхованию означает то же, что и в других отраслях, – посредник. Однако если

Структура молодой компании

Структура молодой компании В маленькой компании, которой руководит ее основатель, скорее всего, есть тот, кто занимается продажами или помогает в этом главе компании. Такому человеку можно поручить (P) – функцию в сфере взаимодействия с клиентами. Но кто решает, что

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *