Какие типы отношений связанных с трудом не регулируются трудовым правом
Перейти к содержимому

Какие типы отношений связанных с трудом не регулируются трудовым правом

Статья 15 ТК РФ. Трудовые отношения

Трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.

Комментарии к ст. 15 ТК РФ

1. Общественные отношения — это многообразные связи между людьми в процессе их деятельности в различных сферах общественной жизни; отношения между людьми и социальными группами, оказывающие значительное влияние на личные отношения людей, связанных непосредственными контактами (см.: Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1998. С. 828); совокупность всех видов отношений данного общества (см.: Российская социологическая энциклопедия / Под ред. Г.В. Осипова. М.: Норма, 1999. С. 358).

Конкретный вид общественных отношений — трудовые отношения. Это отношения, связанные с созданием потребительских стоимостей. Трудовые отношения необходимо отличать от бытовых и досуговых отношений.

2. Для того чтобы выяснить содержание трудовых отношений, необходимо определить их место в единой системе общественных отношений, а затем структуру трудовых отношений. Кроме того, необходимо учитывать понятие труда и его роль в жизни человека.

Трудовые отношения — составная часть экономических, политических, социальных отношений, складывающихся в организациях.

Предметом трудового права являются материальные отношения, которые охватывают область производства, обмена и распределения материальных благ.

Согласно ст. 1 ТК одной из задач трудового права является правовое регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. В ТК определение структуры иных непосредственно связанных с трудовыми отношений не дано. Разделение предмета трудового права на 2 группы отношений не оправдало себя, поэтому от него можно отказаться. Предметом трудового права являются все отношения, регулируемые трудовым законодательством, а более точно под трудовыми отношениями можно понимать часть экономических, политических (в широком смысле — управленческих), социальных отношений, складывающихся в организациях.

Труд — это работа (см.: Гидденс Э. Социология. М., 1999), так, британскую экономику составляют 20 тыс. различных видов работ; это физические и умственные способности (усилия) людей, которые могут быть использованы при производстве товаров и услуг (см.: Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М., 1992); это применение в качестве средства (но не цели) физиологических функций и проявлений человеческой жизни, вследствие чего люди работают только в том случае, если ценят отдачу от труда выше, чем от досуга; при этом работа подразумевает отрицательную полезность (см.: Мизес Л. фон. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории. М., 2000).

Также труд рассматривается как целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовных ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей человека и общества.

Процесс труда включает следующие элементы: 1) труд как целесообразную деятельность; 2) предмет труда; 3) средства труда. Соединение этих элементов приводит к результату — появлению продукта труда, обладающего потребительской стоимостью. Продукт труда создается для удовлетворения человеческой потребности.

Труд включает 2 вида отношений: 1) отношения людей к природе; 2) отношения между участниками труда.

В процессе труда человек с помощью средств труда вызывает заранее намеченные изменения в предмете труда.

Труд — вечное, естественное условие человеческой жизни.

3. Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств, одобренная Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ 29 октября 1994 г., в разд. III перечисляет гарантии для работников. Приведем выдержки из Хартии (ст. ст. 9 — 30 — не приводятся).

4. Трудовые отношения должны быть свободными. Рекомендация N 35 МОТ «О косвенном принуждении к труду» (1930 г.) позволяет участникам трудовых отношений учитывать принципы, относящиеся к косвенному принуждению к труду.

Государства, регулируя трудовые отношения, должны избегать какого-либо косвенного принуждения к труду, которое может оказать негативное воздействие на население.

Государству, развивающему свободную систему труда, необходимо учитывать следующие 3 принципа:

1) количество имеющейся в распоряжении рабочей силы и способность населения к труду из-за внезапных изменений в жизненных и трудовых привычках могут оказывать вредное влияние на социальные условия жизнедеятельности населения. При решении вопросов, связанных с экономическим развитием территорий, находящихся на начальной стадии развития, должны приниматься во внимание следующие факторы:

а) увеличение числа и размеров промышленных, горнодобывающих и сельскохозяйственных предприятий на таких территориях;

б) поселение в соответствующих случаях на таких территориях лиц не из числа коренного населения;

в) предоставление лесных или других концессий, имеющих или не имеющих характер монополий;

2) следует избегать косвенных средств, искусственно усиливающих экономическое давление на население с целью заставить последнее искать работу по найму, и в особенности таких, как:

а) обложение населения такими налогами, которые привели бы к тому, что оно вынуждено искать работу по найму на частных предприятиях;

б) введение таких ограничений на владение или пользование землей, которые создали бы серьезные затруднения для трудящихся, пытающихся заработать средства к существованию путем самостоятельной обработки земли;

в) установление таких правил передвижения, которые привели бы к созданию для трудящихся, работающих у других лиц, более выгодного положения по сравнению с положением остальных трудящихся;

3) следует избегать каких-либо ограничений добровольного перемещения рабочей силы из одного вида занятости в другой или из одного района в другой, что могло бы иметь косвенным результатом принуждение трудящихся поступать на работу в определенные отрасли хозяйства или районы, за исключением тех случаев, когда такие ограничения считаются необходимыми в интересах соответствующего населения либо трудящихся.

5. Трудовые отношения составляют предмет правового регулирования трудового законодательства. Трудовые отношения необходимо отличать от имущественных, управленческих, образовательных, служебных, семейных отношений, отношений в сфере досуга, быта, которые регулируются другими отраслями права.

Трудовые отношения — это юридические отношения, опосредующие общественно-трудовые отношения; звенья производственных отношений, состоящих:

1) из формы привлечения к труду и распределения труда между людьми;

2) методов обеспечения трудовой дисциплины и управления процессами совместного труда;

3) характера регулирования продолжительности труда и иных условий жизнедеятельности трудящегося (воздуха, света, состояния гигиены и безопасности труда);

4) характера и формы участия трудящегося в распределении продуктов труда (см.: Александров Н.Г. Трудовое правоотношение. М., 1948).

6. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, полученной в рамках трудовых отношений, является работодатель.

В случае получения работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя результата, способного быть объектом правовой охраны в качестве изобретения, полезной модели, промышленного образца, топологии интегральной микросхемы, программы для ЭВМ или базы данных, отношения между работником и работодателем регулируются в соответствии с законодательством РФ об интеллектуальной собственности.

7. Существует множество моделей управления трудовыми отношениями. Наиболее эффективной в первой четверти XXI в. можно считать следующую:

1) в каждой организации рекомендуется создать отдел (управление, службу, сектор) кадров и управления трудовыми отношениями;

2) трудовыми отношениями управляют: а) работодатель и его заместители; б) кадровики; в) руководители структурных подразделений;

3) начальнику отдела кадров целесообразно подчинить всех руководителей структурных подразделений — функционально или только по вопросам управления персоналом;

4) кадровая служба выполняет 2 функции: а) управление трудовыми отношениями; б) документальное оформление трудовых отношений;

5) в каждой организации целесообразно иметь программу развития трудовых отношений или программу развития персонала.

8. В комментируемой статье дается определение важнейшей категории трудового права «трудовая функция». Под трудовой функцией понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессией, специальностью с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы. Важнейшей категорией трудового права является профессионализм работника. Он определяется с помощью следующих критериев: направлений подготовки (включает подготовку по нескольким профессиям), профессии (включает подготовку по нескольким специальностям), специальности (включает подготовку по нескольким специализациям или одной), специализации.

Конкретный вид поручаемой работы — совокупность обязанностей, которые возлагаются на работника по трудовому договору. Иногда конкретный вид поручаемой работы может быть выражен конкретным понятием, которое сложилось в организации или в направлении экономической деятельности. Если такого понятия нет, то конкретный вид поручаемой работы фиксируется как набор обязанностей, например, в рамках специализации.

Должность — штатная единица или рабочее место как основной организационный элемент структуры организации. В должностной характеристике (инструкции) указывают частные задачи, которые решаются на соответствующем рабочем месте, необходимые для их выполнения полномочия и компетентность (знания), а также место в служебной иерархии. Должность — служебное положение работника, определяющее круг его полномочий и ответственности; может быть занимаемой постоянно и замещаемой, занимаемой временно, а также замещаемой периодически, по конкурсу.

Штатное расписание — утверждаемый собственником имущества организации, руководителем или вышестоящим органом перечень наименований должностей постоянных сотрудников с указанием количества одноименных должностей (вакансий) и «вилок» должностных окладов. В штатном расписании отражается также структура соответствующей организации (указанные выше сведения группируются в соответствии с наименованиями структурных подразделений, с выделением аппарата управления организации в целом).

Профессия (от лат. professio — занятие, специальность) — род трудовой деятельности, требующей комплекса специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретаемых в результате учебной подготовки и трудового опыта. Функциональное содержание профессии определяется содержанием трудовых операций, связанных с характером технологического процесса, орудиями и предметами труда. Каждая профессия занимает определенное место в системе разделения труда, развивающейся под влиянием НТП.

Специальность — постоянно выполняемая трудовая деятельность, выделяемая из профессии вследствие внутреннего разделения труда в рамках профессии.

Специализация — форма разделения труда, при которой человек или организация концентрируется на выполнении 1 либо ограниченного числа видов деятельности. Специализируясь на 1 рабочей операции или работе, человек обычно работает с большей производительностью, поскольку знакомые действия и постоянное повторение развивают навыки и работник не теряет время на переход от одной операции к другой. Специализация труда характерна для производственной линии или конвейера, используемых в массовом производстве.

Точно так же организации могут специализироваться на производстве ограниченного числа продуктов, фокусируя свои производственные интересы и используя преимущества экономии на масштабе. Специализация — сосредоточение деятельности на относительно узких, специальных направлениях, отдельных технологических операциях или видах выпускаемой продукции.

Квалификация (от лат. qualis — какой по качеству, качество и facio — делаю) — компетентность человека в чем-либо. Это понятие часто рассматривается как комбинация знаний или (для рабочих ручного труда) механических навыков. Работа часто характеризуется как высококвалифицированная, квалифицированная, малоквалифицированная и неквалифицированная в зависимости от уровня квалификации, которая требуется для выполнения этой работы. Однако многие считают, что не существует точного совпадения между навыками и квалификацией, необходимыми для выполнения определенной работы, и самой должностью. Работа, считающаяся квалифицированной, может в реальности требовать немногих навыков (например, из-за внедрения новых технологий), в то время как неквалифицированная работа часто требует больше знаний, чем это признается. Кроме того, считается, что квалификации часто бывают социально сконструированными.

Определяя какую-либо работу как квалифицированную, общество закрывает доступ к ней некоторой части своих членов, оставляя лишь тех, кто обладает определенными характеристиками. Если возможен контроль за приобретением этих характеристик, то доступ к профессии и к должности становится значительно ограниченным. Вознаграждение, получаемое за данную работу, может оставаться довольно высоким. Это традиционная стратегия ремесленных профессиональных союзов, экспертов, профессионалов.

В трудовом праве различают квалификацию работы и квалификацию отдельных работников. Квалификация работы — это характеристика данного вида работы, устанавливаемая по степени ее сложности, точности и ответственности. Обычно определяется разрядом, к которому данную работу относит тарифно-квалификационный справочник. Квалификация работы имеет важное значение для установления тарифных ставок и должностных окладов. Квалификация отдельных работников — это вид и степень профессиональной обученности, необходимые для выполнения конкретного вида работы; профессиональная зрелость работников, их подготовленность к качественному выполнению конкретных видов работ, определяемые наличием профессиональных знаний, умений, навыков.

Рекомендация N 198 МОТ «О трудовом правоотношении»

9. Суд не связан правовой квалификацией спорных отношений, которую предлагает истец, и должен рассматривать заявленное требование исходя из фактических правоотношений.

Какие типы отношений связанных с трудом не регулируются трудовым правом

ТК РФ Статья 11. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 11 ТК РФ

Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.

Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, были признаны трудовыми отношениями, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

(часть четвертая в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 204-ФЗ, от 01.12.2014 N 409-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и других) устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом.

На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

(в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 443-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;

члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера;

другие лица, если это установлено федеральным законом.

Ст. 11 ТК РФ. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

Статья 5 ТК РФ. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права (действующая редакция)

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:

трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;

иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

указами Президента Российской Федерации;

постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.

Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в настоящий Кодекс.

Внесение изменений в настоящий Кодекс, а также приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу осуществляется отдельными федеральными законами. Положения, предусматривающие внесение изменений в настоящий Кодекс, приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу, не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты Российской Федерации, приостанавливающих их действие или признающих их утратившими силу либо содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.

Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 5 ТК РФ

1. Комментируемая статья посвящена источникам трудового права. Прежде всего эта статья подчеркивает, что трудовые и непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством, т.е. ТК, иными федеральными законами, законами субъектов РФ.

Таким образом, Кодекс определяет понятие трудового законодательства. Оно состоит только из законов, причем как федеральных, так и субъектов РФ. Регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений законами, содержащими нормы трудового права, означает, что такие акты по отраслевой принадлежности могут быть актами трудового права, а могут не относиться к трудовому праву, но содержать правовые нормы о труде. Так, к источникам трудового права относится Закон о железнодорожном транспорте, который, хотя и не является в целом законом о труде, содержит ст. ст. 25 и 26, регулирующие трудовые отношения работников железнодорожного транспорта.

Понятие трудового законодательства в новой редакции ст. 5 соответствует отсылочным статьям ТК, которые содержат указание не на законодательство, состоящее из всех нормативных правовых актов, а на закон, если тот или иной вопрос решается на данном уровне, или на закон и иные нормативные правовые акты по регулируемому ими вопросу. Этим обеспечивается точный адресат будущего нормативного правового акта.

2. Регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, которая содержит принципиальные положения, определяющие основные начала ТК и всех иных нормативных правовых актов о труде. Трудовые и непосредственно связанные с ними отношения регулируются (во многих случаях) законами и иными нормативными правовыми актами о труде, конкретизирующими положения ст. 37 Конституции РФ. Эта статья провозглашает свободу труда, запрещает принудительный труд, предусматривает: право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; право на вознаграждение за труд; право на защиту от безработицы, а также признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, закрепляет право на отдых.

3. Содержание норм трудового законодательства определяется и федеральными конституционными законами. Одним из них является Закон о чрезвычайном положении. В нем содержатся нормы трудового права, предусматривающие изъятия из законов и иных нормативных правовых актов, определяющих правовой режим государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также устанавливающих права и свободы граждан. Так, этот Закон предусматривает — на период действия чрезвычайного положения — возможность запрещения забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций, отстранения от работы руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей и назначения других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей.

4. Среди федеральных законов о труде основополагающим является Трудовой кодекс от 30.12.2001 с последующими изменениями и дополнениями. Последние изменения были внесены Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ.

Трудовой кодекс закрепляет исходные принципиальные положения правового регулирования труда и в то же время достаточно подробно решает вопросы, возникающие в сфере труда между работниками и работодателями. Он имеет приоритет перед иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права. Все эти законы должны соответствовать ТК. Такое соответствие обеспечивает единство законов, регулирующих трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, а также играет важную роль в устранении законодательных противоречий, отрицательно отражающихся на правоприменительной практике.

Кодекс впервые устанавливает механизм, гарантирующий приоритет ТК. В комментируемой статье указано, что в случае противоречий между ТК и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Кодекс. Кроме того, предусмотрены последствия принятия нового федерального закона, противоречащего ТК. Такой закон применяется, если соответствующие изменения и дополнения внесены в ТК.

5. К источникам трудового права относятся указы Президента РФ. Указы Президента РФ, регулирующие трудовые отношения, не должны противоречить ТК и иным федеральным законам. Это требование подчеркивает подзаконность правотворческой деятельности Президента РФ. Указы Президента РФ позволяют своевременно решать вопросы регулирования трудовых отношений, определять особенности правового статуса некоторых категорий работников. Так, указами Президента РФ регулируется порядок подготовки и проведения аттестации государственных служащих, утвержден перечень должностей федеральной государственной службы, установлен размер денежного содержания федеральных государственных служащих (см., например, Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 110).

6. В систему нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения, входят также постановления Правительства РФ. Эти постановления не должны противоречить ТК, федеральным законам и указам Президента РФ. Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, издаются для решения вопросов, отнесенных к компетенции исполнительной власти Российской Федерации. Во многих случаях принимаются постановления Правительства РФ для реализации положений, предусмотренных ТК. Так, ст. 139 ТК устанавливает, что особенности порядка исчисления средней заработной платы определяются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В соответствии с этой статьей Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы.

7. Регулирование трудовых отношений осуществляется также подзаконными нормативными правовыми актами министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Эти акты не должны противоречить ТК, федеральным законам, а также указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ. Особое значение для регулирования трудовых отношений среди актов министерств и ведомств имеют постановления и разъяснения Минздравсоцразвития России, которому переданы функции бывшего Минтруда России. Постановления, принимаемые этим Министерством, а также разъяснения по применению нормативных актов в области труда и социальным вопросам обязательны для исполнения всеми министерствами, государственными комитетами и другими федеральными органами исполнительной власти, органами самоуправления и организациями. Посредством постановлений Минздравсоцразвития России обеспечивается единообразное решение вопросов, не имеющих региональных особенностей, предусматриваются условия применения постановлений Правительства РФ. Минздравсоцразвития России издает также постановления по вопросам компетенции Правительства РФ, которые по его прямому поручению переданы на разрешение Министерству. До реорганизации системы и структуры федеральных органов исполнительной власти такие постановления издавались Минтруда России.

8. Положения комментируемой статьи основаны на п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, в соответствии с которым трудовое законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что трудовые и тесно связанные с ними отношения регулируются актами как федерального, так и регионального уровней. Регулирование в сфере труда осуществляется с учетом предусмотренного Кодексом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Круг вопросов, отнесенных к полномочиям федеральных органов государственной власти, определен ст. 6 ТК (см. коммент. к этой статье). В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по вопросу, урегулированному ранее законом или иным нормативным правовым актом субъекта Федерации, региональное законодательство приводится в соответствие с актами федерального уровня.

Трудовой кодекс содержит и иное важное положение, относящееся к иерархии законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Эти законы не должны противоречить ТК и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ не должны противоречить ТК, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

9. В системе нормативных правовых актов о труде имеются также акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты о труде. Первые определяют режим работы организаций, находящихся на территории соответствующего муниципального образования, регулируют иные вопросы в сфере труда: трудоустройство граждан, занятость населения, дополнительную социальную защиту многодетных семей и др.

Трудовой кодекс устанавливает иерархию актов органов местного самоуправления. Они не должны противоречить ТК, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Локальные нормативные акты о труде издаются руководителем организации в пределах своих полномочий и действуют только в рамках этой организации. Они могут быть приняты также работодателями — физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями.

10. Трудовой кодекс выделяет в качестве источников трудового права нормативные соглашения: коллективные договоры и соглашения. Их отличие от иных источников права заключается в том, что нормативные положения коллективных договоров и соглашений устанавливаются в договорном порядке, т.е. по соглашению работников и работодателей. Действие коллективного договора локализовано конкретной организацией, а также правомочием работодателя — физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем. Соглашения могут быть генеральными, региональными, территориальными, отраслевыми (межотраслевыми). При этом отраслевые (межотраслевые) соглашения заключаются на федеральном, региональном и территориальном уровнях.

11. Конституционные положения, касающиеся трудовых прав и свобод граждан, незыблемы. Любое умаление или отмена трудовых прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, является недействительным и не подлежит применению.

Конституционной Суд РФ и Верховный Суд РФ неоднократно признавали недействующими законы и иные нормативные правовые акты по причине их несоответствия Конституции РФ, устанавливающей трудовые права и свободы граждан.

Так, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 15.03.2005 N 3-П признал ст. 279 ТК (в ред. до принятия Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ), согласно которой в случае расторжения трудового договора с руководителем организации по решению уполномоченного органа юридического лица, либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа) ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она, не устанавливая гарантированный минимальный размер компенсации, полагающейся руководителю организации в указанном случае, допускает расторжение с ним трудового договора без выплаты справедливой компенсации.

Выплата компенсации, как указал Конституционный Суд РФ, — необходимое условие прекращения трудового договора с руководителем организации по п. 2 ст. 278 ТК.

Верховный Суд РФ, основываясь на конституционных положениях, также признает недействительными некоторые нормативные правовые акты. Так, Верховный Суд РФ, учитывая, что запрет на занятие двух руководящих должностей на любых предприятиях, в учреждениях, организациях ограничивает конституционные права граждан на свободный труд, на свободное распоряжение своими способностями к труду, на выбор рода деятельности и профессии, своим решением от 14.12.2000 признал недействительным (незаконным) абз. 3 п. 1 Постановления Совмина СССР от 22.09.1988 N 1111 «О работе по совместительству», который предусматривал, что занятие двух руководящих должностей при работе по совместительству не допускается.

12. Постановление Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 подчеркивает, что суд обязан разрешать трудовые споры на основании Конституции РФ, ТК, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также на основании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, являющихся составной частью ее правовой системы. Если суд при разрешении трудового спора установит, что нормативный правовой акт, подлежащий применению, не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. При этом необходимо иметь в виду, что если международным договором Российской Федерации, регулирующим трудовые отношения, установлены иные правила, чем предусмотренные законами или другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, то суд применяет правила международного договора.

Трудовые отношения

Трудовые отношения

Трудовые отношения – это отношения в рамках трудового права, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Трудовыми отношениями являются те коммуникации, которые выполняются в соответствии с письменным договором. Устное заключение контрактов между работником и нанимателем в РФ не допускается. Работодатель может разрешить сотруднику приступить к работе без подписанного контракта — но в течение 3 дней после начала специалистом деятельности соответствующий документ должен быть составлен (равно как и необходимые приложения к нему).

Значимость письменного контракта особенно явно прослеживается в том, что законодательство РФ предполагает достаточно высокую защищенность сотрудников от возможных увольнений.

Признаки трудовых отношений

Регулирование трудовых отношений осуществляется на основании законодательно принятых норм, отраженных в ТК РФ и иных актах. В этих документах выделен ряд признаков, характерных для отношений, возникающих в процессе выполнения труда:

  • основанием отношений является соглашение, принятое по воле обеих сторон; исполнение функций работника возможно исключительно путем личного участия;
  • плата за труд назначается в соответствии с должностью, специальностью, квалификацией, что отражается в штатном расписании;
  • трудовые отношения имеют в своем основании подчинение работника тому трудовому распорядку, который определен внутри организации работодателя;
  • со стороны работодателя обеспечению подлежит не только оплата, но и создание необходимых трудовых условий, что предусмотрено законодательными и локальными актами.

Оформление трудовых отношений возможно не только в рамках трудового договора, но и в качестве гражданско-правовых договоров, что требует точного разграничения сфер воздействия каждого из этих документов.

Особенности трудовых отношений

Помимо существующих признаков, существует ряд особенностей, которые отличают трудовые отношения от тех, основой которых являются гражданско-правовые договора. Особенности трудовых отношений заключаются в:

  • исключительно индивидуальном исполнении возложенных функций, то есть третьи лица могут стать исполнителями работ лишь в гражданско-правовых отношениях;
  • выполнении обязанностей по определенной должности или специальности;
  • выполнении работы с полным подчинением внутреннему распорядку организации, при наличии договора гражданской сферы во главу ставится лишь результат, но не процесс;
  • обязательном обеспечении условий, в которых будет выполняться трудовая функция.

Правовое регулирование трудовых отношений, возникающих в результате наличия гражданско-правовых договоренностей, регулируются в большей мере ГК, акты регулирующие трудовые отношения, отражены в ТК.

Виды трудовых отношений

В связи с тем, что трудовые отношения возникают на основании трудового договора, виды трудовых отношений можно определить исходя из видов таких договоров. Оформление трудовых отношений осуществляется на основании:

  • договора, срок которого не определен;
  • договора с определенным сроком, который не может превышать 6 лет, за исключением тех случаев, которые оговорены федеральным законодательством.

Зачастую, субъекты трудовых отношений, заключают договора без определения даты, в которую произойдет прекращение трудовых отношений.

Установление сроков в таких договорах возможно лишь тогда, когда характер выполняемых работ не может осуществляться на протяжении неопределенного периода. К таким работам относится сезонный, временный труд и т.д.

Отсутствие оговорки о сроках в заключенном соглашении, является основанием для признания такого договора бессрочным.

Трудовые отношения возникают на основе договора. Однако, даже при наличии срока его завершения, продолжение со стороны работника выполнения его функциональных обязанностей, станет основанием для утраты срочности договора и перехода его к статусу заключенного на неопределенные сроки.

Классификация данного типа отношений возможна и по другим критериям.

В зависимости от места работы, заключаются основные договора и соглашения о совместительстве. Стороны могут договориться о временном характере работ, который ограничивается двухмесячным сроком, о сезонных работах. Работник может быть трудоустроен к физическому лицу, осуществлять выполнение работы на дому или подписать контракт о несении государственной службы.

Принципы трудовых отношений

Общественные отношения, отнесенные к разряду трудовых, имеют следующие принципы:

  • свободы труда, в том числе и выбора профессионального рода занятий;
  • запрещение принудительных работ и дискриминаций;
  • защиты от потери работы и содействии в процессе трудоустройства;
  • обеспечения прав работников и их равенства;
  • осуществления оплаты труда путем установления справедливого уровня зарплаты;
  • обеспечения равных возможностей к карьерному продвижению;
  • объединение субъектов отношений для осуществления собственной защиты;
  • возможности управления организацией в законных формах;
  • сочетание рабочих отношений с иными взаимосвязанными;
  • социального партнерства; обязательности возмещения причиненных работнику вредных последствий;
  • определение гарантий государства по предоставлению круга прав работникам;
  • обязательности применения государственной защиты к правоотношениям;
  • предоставления возможности создавать коллективные трудовые отношения;
  • обязательности соблюдения трудовых договоров;
  • обеспечения деятельности профсоюзов;
  • защиту достоинства работников на период трудоустройства;
  • обеспечения обязательным социальным страхованием.

Благодаря установленным на законодательном уровне принципам, достигается защита прав работников, их коллективов и работодателей от неправомерного неисполнения обязанностей со стороны субъектов отношений. Такие принципы нашли свое отражение в ТК РФ и ряде нормативных актов.

Условия трудовых отношений

Отношения, возникающие в обществе и нацеленные на выполнение определенного вида работ в рамках предприятий и организаций, а также найма физическими лицами, относятся к разряду трудовых.

Существуют некоторые различия между этим видом отношений и теми, которые возникают в результате гражданско-правовых договоренностей.

Акты, регулирующие трудовые отношения, включают в себя весь объем нормативной базы, связанной с установлением процесса по приему на работу, выполнению трудовых функций и прекращению таких действий. Наибольшая важность присуща ТК РФ.

Легализация трудовых отношений является одним из важнейших государственных направлений деятельности.

Важность этой функции заключается в создании занятости населения, основанной на охраняемых со стороны государства отношениях. Российская система государственных органов нацелена на создание новых рабочих мест, контроль за существующими отношениями трудоспособных лиц и работодателей, а также надзор за соблюдением правил по прекращению трудовой деятельности. Легализация трудовых отношений — метод учета иностранных лиц, находящихся в трудовых отношениях с работодателями.

Ряд нормативных актов государства определяют условия, при которых должен осуществляться тот или иной вид труда. Установленные законом нормативы подлежат соблюдению со стороны субъектов правоотношений.

Публикуем обзор статьи, как только она выходит. Отдельно информируем о важных изменениях закона.

Присылаем статьи пару раз в месяц. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *