Какие виды адаптации
Перейти к содержимому

Какие виды адаптации

Научная электронная библиотека

Адаптация — приспособление организма к изменяющимся внешним условиям (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, 1996).

Адаптация (от лат. adaptatio — приспособление), в биологии — это совокупность морфофизиологических, поведенческих, популяционных и других особенностей биологического вида, обеспечивающая возможность специфического образа жизни особей в определённых условиях внешней среды.

В физиологии и медицине — это процесс выработки приспособлений, а также процесс привыкания.

Адаптация социальная — это процесс взаимодействия личности или социальной группы со средой социальной; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности (БЭС, 1998).

Адаптация (А) (от лат. adaptatio — приспособление) -I) приспособление (как процесс и результат) строения и функций организмов (особей, популяций, видов) и их органов к условиям среды. Процессы А. направлены на сохранение гомеостаза. Понятие А. — одно из центральных понятий биологии, вместе с тем оно широко применяется в качестве теоретического понятия в тех психологических концепциях, которые, подобно гештальтпсихологии и теории интеллектуального развития швейцарского психолога Ж. Пиаже, трактуют взаимоотношения индивида и его окружения как процессы гомеостатического уравновешивания. Большое значение для решения прикладных проблем психофизиологии, медицинской психологии, образования, эргономики и других разделов психологии имеет изучение физиологических регуляторных механизмов А., т.к. они повышают устойчивость организма к перепадам различных воздействий на него: температуры, кислорода, барометрического давления и других факторов. Адаптационные реакции организма на неблагоприятные воздействия значительной интенсивности имеют ряд общих неспецифических черт и называются адаптационным синдромом. Иногда выделяют этапы, фазы А. к необычным экстремальным условиям, например, фазу первоначальной декомпенсации и последующие фазы частичной, а затем и полной компенсации. Сдвиги, сопровождающие А., затрагивают все уровни организма: от молекулярного до уровней психологической регуляции деятельности. Решающую роль в успешности А. к экстремальным условиям играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние индивида. Одним из наиболее важных классов адаптационных процессов является А. сенсорная. Процессы А. к смешанному и инвертированному ощущению и восприятию называют перцептивной, или сенсомоторной А. Последнее отражает то значение, которое имеет двигательная активность субъекта для восстановления адекватности восприятия в данных условиях.

2) приспособление — комплекс морфофизиологических, поведенческих и информационно-биоценотических особенностей особи, популяции, вида или сообщества, обеспечивающий им успех в конкуренции, с другими особями, популяциями, видами и сообществами и устойчивость к воздействиям факторов абиотической среды. Способность к А. имеет определенные предметы, характерные для каждого вида и сообщества. Историческое преобразование и выработка А. — адаптациогенез.

Способность к А. — адаптивность. В составе А. отличают две группы приспособлений: а) аккомодацию (от лат. accomodatio — приспособление) — физиологическую или онтогенетическую А. — любой обратимый процесс с учетом амплитуды приспособления на уровне особи, популяции, вида и биоценоза (с разделением на эврибионтов и стенобионтов), например, «привыкание» человека при переезде на постоянное место жительства в районы Крайнего Севера и другие экстремальные зоны, и б) эволюционную адаптацию (адаптивную реакцию) — любые практически необратимые генетически закрепленные формы приспособлений, обусловленные естественным отбором, устойчивые во времени и пространстве ареола популяции, вида или типа биоценоза (через популяционные процессы в видах, обитающих в нем, и изменение биоценотических связей), например, приспособления степных животных к быстрому бегу, к условиям засухи и т.п. Физиологическая А., индивидуальная в одном поколении организмов, называемая также фенотипической, закрепляясь в наследственности, переходит в генотипическую, а в ходе отбора — в эволюционную. Физиологическая, фенотипическая А. (аккомодация) не абсолютна и не означает полного приспособления организма к среде — в отличие от генотипической и эволюционной А. (рисунок 6.1.).

Рисунок 6.1. Группы приспособлений в составе адаптации.

Возвращение организма к исходному состоянию называется деадаптацией, а расстройство приспособлений организма к изменяющимся условиям среды — дезадаптацией.

Различают также социальную А. человека в новой для него социальной среде (например, А. мигрантов из села в город).

Здесь следует рассмотреть также реадаптацию, преадаптацию, постадаптацию.

Реадаптация (ре. + адаптация) — адаптация (в смысле аккомодации) особи к ставшим для нее новыми условиями ранее привычной среды (из-за длительного отсутствия в данном регионе или в данных условиях среды).

Преадаптация (пре. в данном случае редуцированная приставка пред. — впереди, ранее + адаптация) — (П):

1) не имевшие явно заметной приспособительной ценности эволюционные признаки, которые внешне "случайно" дают особи, популяции виду или биоценозу (через состав входящих в него видов) возможность выжить в изменившихся условиях среды. Генетический механизм П. -накопление в популяциях скрытого (мобилизационного) резерва наследственной изменчивости в ходе мутаций. Пример П. — специальные устройства у семян многих растений для широкого распространения по воздуху: кроме полета эти устройства (парашюты, крыльники и др.) обеспечивают плавучесть, что полезно при распространении семян по воде.

Другой пример — наличие в черепе млекопитающих швов, облегчающих для самки роды, хотя эти швы возникли без связи с живорождением. Особняком стоят поведенческие П., например, отлет птиц или залегание в спячку млекопитающих до наступления неблагоприятных природных условий. Генетическое закрепление этих форм поведения произошло в ходе эволюции в результате естественного отбора. Поскольку число генов и их комбинаций феноменально велико, любые мыслимые условия среды обеспечены предпосылками П.

2) усиление сопротивляемости организма к воздействию какого-то химического агента при первоначальном введении или естественном поступлении его в малых дозах.

Постадаптация (П) (пост + адаптация) — приобретение организмом в среде обитания признаков, дополняющих предадаптацию и обеспечивающих более полное приспособление к изменившимся условиям жизни. Механизм П. определяется либо редукцией (исчезновением или ослаблением) ранее развитого признака с переводом определяющих его генов в рецессивное состояние или использованием ранее уже существовавшего органа в иных, не связанных с прежде выработанными отбором целях, либо с развитием ранее слабо выраженного признака (соответственно с переходом генов из рецессивного в доминантное состояние).

В первом случае иногда орган может проявляться как атавизм. Орган, ставший в новых условиях среды бесполезным, превращается в рудимент и в конечном итоге утрачивается в ходе эволюции. Пример П. -превращение конечностей морских млекопитающих и пингвинов в ласты и подобные им образования. Смена функций очень широко распространена в животном и растительном мире (колючки растений из листьев и побегов, перемена функций жаберных дуг от висцерального скелета к системе нагнетания жидкости при водном дыхании, а затем превращение их в челюсти). Явление П. широко используется в селекции (З.И.Тюмасева, Е.Н.Богданов, Н.П.Щербак, 2004).

Адаптационный синдром (общий адаптационный синдром) — это совокупность защитных реакций организма человека или животного (преимущественно эндокринной системы) при стрессе. В адаптационном синдроме различают стадии тревоги (мобилизация защитных сил), резистентности (приспособление к трудовой ситуации), истощения (при сильном и длительном стрессе может закончиться смертью) (БЭС, 1998).

Адаптационный синдром — это совокупность адаптационных реакций организма человека и животных, носящих общий защитный характер и возникающих в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия — стрессоры.

Функциональные состояния, развивающиеся под действием стрессоров, называются стрессовыми состояниями.

Основными симптомами адаптационного синдрома являются увеличение надпочечников, уменьшение вилочковой железы, селезёнки и лимфоузлов, нарушение обмена веществ с преобладанием процессов распада.

В развитии адаптационного синдрома выделяют три стадии:

  1. Стадия тревоги: продолжается от нескольких часов до двух суток и включает фазу шока и фазу противошока (мобилизация защитных реакций организма).
  2. Стадия сопротивляемости: устойчивость организма к различным воздействиям повышена; приводит к стабилизации состояния и выздоровлению или сменяется последней стадией.
  3. Стадия истощения: резкое снижение сопротивляемости организма, нарушение его функций приводит к заболеваниям и может окончиться гибелью организма (В.А. Сластенин, В.П. Каширин, 2001).

Синдром адаптационный (С.а.) (общий адаптационный синдром) (адаптация + синдром) — совокупность общих защитных реакций, возникающих в организме животного или человека при воздействии значительных по силе и продолжительности внешних и внутренних раздражителей; эти реакции способствуют восстановлению нарушенного равновесия и направлены на поддержание постоянства внутренней среды организма — гомеостаза. Понятие С. а. ввел канадский ученый Г. Селье (1936). Факторы, вызывающие развитие С.а. (инфекция, резкое изменение температуры, физические и психические травмы, большая мышечная нагрузка, кровопотеря, ионизирующее излучение, многие фармакологические воздействия и др.), называются стрессорами, а само состояние организма, развивающееся при их действии, — стрессом.

Основные признаки С.а. увеличение коры надпочечников и усиление их секреторной активности, уменьшение вилочковой железы, селезенки, лимфатических узлов, изменение состава крови (лейкоцитоз, лимфопения, эозинопения), нарушение обмена веществ (с преобладанием процесса распада), ведущее к похуданию, падение кровяного давления и др.

Развитие С.а.проходит 2 или 3 стадии:

1-я стадия тревоги (первичного ответа организма на действие стрессоров) продолжается от 6 до 48 часов и делится на фазы шока и противошока; на этой стадии усиливаются выработка и поступление в кровь гормонов надпочечников: глюкокортикоидов и адреналина; организм перестраивается, приспосабливается к трудным условиям;

2-я стадия резистентности, когда устойчивость организма к различным воздействиям повышена; к концу этой стадии состояние организма нормализуется и происходит выздоровление;

3-я стадия — стадия истощения, которая может завершиться гибелью организма.

Начальным звеном приспособления организма к необычным условиям служат рефлекторные процессы (защитные, сосудодвигательные и другие рефлексы). Затем включаются гуморальные (поступающие с кровью, лимфой и др.) раздражители (адреналин, гистамин, продукты распада поврежденных тканей). Одновременно в реакцию вовлекаются и другие гуморальные и нервные механизмы и нервная система в целом. (З.И. Тюмасева, Е.Н.Богданов, Н.П.Щербак, 2004).

Адаптивность человека и фундаментальная типология индивидуальности

Адаптированность — уровень фактического приспособления человека, уровень его социального статуса и самоощущения — удовлетворенности собой и своей жизнью. Человек может быть гармоничен и адаптирован либо дисгармоничен дезадаптирован.

Дезадаптация — всегда психосоматическая (и души, и тела) и протекает в трех формах: невротической (неврозы), агрессивно-протестной и капитулятивно-депрессивной (психосоматические заболевания и нарушения поведения).

Адаптивность человека обеспечивается эволюционно отобранными целесообразными для его натуры составляющими. Первой составляющей натуры человека, обеспечивающей адаптивность, являются инстинкты. Согласно концепции В.И. Гарбузова, можно выделить семь инстинктов: самосохранения, продолжения рода, альтруистический, исследования, доминирования, свободы и сохранения достоинства.

В зависимости от доминирования того или иного инстинкта вытекает первичная фундаментальная типология индивидуальности. Каждый человек принадлежит к одному из семи типов: I — "эгофильному", II — "генофильному" от лат. genus- "род"), III- "альтруистическому", IV — "исследовательскому", V — "доминантному", VI — "либертофильному " (от лат.libertas -"свобода"), VII — "дигнитофильному" (от лат. dignitas "достоинство"). Приведем краткие личностные характеристики в рамках вышеприведенной типологии.

I — эгофильный тип. С раннего детства у человека этого типа проявляется склонность к повышенной осторожности, ребенок не отпускает мать от себя ни на миг, боится темноты, высоты, воды и т.п., не переносит боль; на базе этого типа формируется личность c выраженной эгоцентричностью, тревожной мнительностью, склонностью при неблагоприятных обстоятельствах к навязчивым страхам, фобиям или истерическим реакциям.

II — генофильный тип. Для него характерна своеобразная разновидность эгоцентризма, когда "Я" замещается понятием "Мы" (под "Мы" подразумевается семья) вплоть до отрицания "Я". Ценности, цели, жизненный замысел подчинены одному — интересам детей, семье. Эмоциональная целесообразность наличия данного типа заключается в том, что его носители — хранители семьи, хранители генофонда рода, хранители жизни.

III — альтруистический тип. Для людей этого типа характерны доброта, эмпатия, забота о близких, особенно о пожилых, способность отдать другим последнее, даже необходимое самому. Они убеждены, что не может быть хорошо всем, если плохо кому-то одному.

IV исследовательский тип. У людей этого типа с раннего детства отмечаются любознательность, стремление во всем добираться до сути, склонность к творчеству. Вначале этих людей интересует все, но далее все сильнее и сильнее захватывает какое-то одно страстное увлечение. Путешественники, изобретатели, ученые — лица этого типа.

V — доминантный тип. С раннего детства наблюдается стремление к лидерству, умение организовать игру, поставить цель, проявить волю для ее достижения, формируется личность, знающая, чего она хочет и как достигнуть желаемого, упорная в достижении цели, готовая к продуманному риску, умеющая разбираться в людях и повести их за собой.

VI — либертофильный тип. Уже в колыбели дитя этого типа протестует, когда его пеленают. Склонность к протесту против любого ограничения его свободы растет вместе с ним. Для людей этого типа характерны стремление к самостоятельности, отрицанию авторитетов (родителей, учителей), терпимость к боли, склонность рано покидать отчий дом, предрасположенность к риску, упрямству, негативизму, нетерпимость к рутине, бюрократизму.

VII — дигнитофильный тип. Уже в раннем детстве человек этого типа способен уловить иронию, насмешку и абсолютно нетерпим к любой форме унижения. Характерна безоглядность, готовность поступиться всем в отстаивании своих прав, непоколебимая позиция "Честь превыше всего". Инстинкт самосохранения у такого человека на последнем месте. Во имя чести и достоинства эти люди без колебания идут на Голгофу. (Л.С. Столяренко, С.И. Самыгин, С.К. Багадирова, 2005).

Таким образом, к основным категориям адаптационного процесса человека следует отнести:

Адаптация: понятие, виды, признаки

Адаптация — это приспособление организма к условиям окружающей среды посредством генетических, физиологических, личностных и поведенческих трансформаций. В процессе адаптации происходит автоматическое регулирование человеческого поведения в зависимости от изменений внешнего мира. Человеческая адаптация основывается на его гармоничном сосуществовании со средой и ее обитателями.

Виды адаптации

Ученые анализируют процесс адаптации по трем характеристикам:

  • физиологическая;
  • социальная;
  • психологическая.

Физиологическая адаптация — это постепенное привыкание человеческого организма к меняющимся условиям существования, а также повышение устойчивости к жаре, холоду, недостатку кислорода и т. д.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Физиологическая адаптация позволяет регулировать внутренние механизмы организма под влиянием внешних факторов, оказывающих на него раздражающий эффект. Способность человека к приспособлению к новым условиям является основным фактором адаптации. Интерес к исследованиям физиологической адаптации особенно возрос во время подготовки космонавтов к полету.

Социальная адаптация — это процесс приспособления человека к условиям социальной среды, определяющий эволюцию его взаимодействия с другими членами общества. К элементам адаптации относят:

  • способности индивида работать, учиться, взаимодействовать с обществом;
  • уровень его личного потенциала;
  • его цели, ценности и стремления и т. д.

Социальную адаптацию проходит каждый человек в процессе взросления и изменения среды, окружения и собственного статуса в нем.

Психологическая адаптация — это процесс психологической подстройки индивида под социальные нормы и правила, включение в различные социальные отношения и исполнение соответствующих ролевых функций. Бывает следующих видов:

  • социально-психологическая осуществляется в сфере психологических взаимоотношений личности, исполнение различных ролей;
  • профессионально-деятельностная — в сфере рабочих, учебных и других связей;
  • экологическая психологическая — в сфере взаимосвязи с экологической средой.

Все три уровня тесно переплетены между собой и влияют друг на друга, устанавливая единые признаки общего функционирования организма.

Признаки адаптации

Каждый вид адаптации имеет свои специфические особенности и признаки, по которым можно проследить процесс привыкания организма к новой среде.

Признаки физиологической адаптации:

  • процессы эволюционного приспособления;
  • сохранение способности к воспроизводству потомства;
  • приобретение новых физиологических особенностей, необходимых для выживания;
  • способность к акклиматизации и приспособленность к смене часовых поясов.

Признаки социальной адаптации:

  • установление активной коммуникации человека с другими членами социума:
  • повышение работоспособности и творческого потенциала;
  • оптимистичный настрой;
  • готовность помочь и поддержать другого человека.

Признаки психологической адаптации:

  • внутренний психологический комфорт личности;
  • баланс положительных и негативных эмоций;
  • гармоничное существование в условиях новой среды.

Условия формирования адаптации

Во внешнем мире существует многообразие природных и созданных самим человеком условий, под воздействием которых осуществляется адаптация человека. Все эти факторы можно подразделить на три типа:

  • природные условия адаптации, к которым относится влияние живой природы на жизнедеятельность организма, особенности климата, природные катастрофы и т. д.
  • материальные факторы, включающие в себя созданные людьми предметы окружающей среды и их влияние на окружающую среду (машины, производственная среда, техническое оборудование);
  • социальные факторы, обусловленные функционированием государственного общества, нации, особенностей современного города и т. д.

По другой классификации условия формирования адаптации делят на:

  1. Экстремальные, то есть условия, к которым приспособление возможно только при наличии специальных средств жизнеобеспечения. К примеру, полет в другую страну возможен только в самолете, иначе к постоянному пребыванию в воздухе человек не способен адаптироваться.
  2. Субэкстремальные, при которых адаптация возможна посредством перестройки внутренних механизмов организма. Например, пребывание в воде без использования вспомогательного оборудования реально только, если задержать дыхание на непродолжительное время.

Причины нарушения адаптации

Расстройство приспособительных реакций — это результат эмоционального расстройства, связанного с чрезмерно сильным влиянием на человека негативных событий, которые происходят в жизни. Нарушение адаптации приводит к социальной дисфункции, снижению трудоспособности и коммуникационных навыков под влиянием стрессовой ситуации. Чаще всего расстройство проходит самостоятельно с прекращением влияния на индивида раздражающих факторов.

Нарушение адаптации может произойти под влиянием многих событий и личных переживаний, основные из которых:

  • насилие;
  • сложная жизненная ситуация;
  • нервное расстройство;
  • длительная психическая нагрузка.

Насилие и в физической, и в эмоциональной форме очень негативно отражается на самоценности и мировоззрении человека, создавая сложности в процессах социальной и психологической адаптации. Если индивид с самого детства подвержен насилию, ему будет непросто приспособиться к требованиям и нормам социальной среды. Часто дезадаптация приводит к депрессивному расстройству, которое требует лечения.

Сложная жизненная ситуация обусловлена неожиданными и незапланированными изменениями привычного уклада жизни и неспособностью человека решить возникшую ситуацию путем привычных методов. Трудности в жизни приводят к возникновению стресса, эмоционального напряжения, которые не дают индивиду развиваться. Нередко такое состояние человека приводит к разрушению социальных связей, что усугубляет его положение. К сложным ситуациям в жизни можно отнести утрату близкого человека, потерю работы, развод, материальные неурядицы, наличие серьезного заболевания и другие.

Нервное расстройство — одно из самых распространенных нарушений адаптации, которое характеризуется высоким уровнем тревоги. Причиной расстройства может стать как влияние внешних факторов, так и внутренние причины. Человек обычно начинает вести себя настороженно и нервно, проявляет признаки рассеянности и несобранности, будущее для него перестает иметь значение. Продолжительное нахождение человека в таком состоянии может вызвать физиологические проблемы, которые могут проявляться в виде головных болей, расстройством пищеварения, одышкой и другими.

Длительная психическая нагрузка — это особое состояние психики, которое отражает чрезмерную нагрузку на нервную систему и органы чувств человека. Она возникает под влиянием сложных стрессовых условий, к которым организму необходимо адаптироваться. В особенности такой нагрузке подвергаются люди, в профессиональную деятельность которых входит напряженный интеллектуальный труд, нерациональный режим работы, монотонность и чрезмерная стрессовость нагрузок.

Что не относится к адаптации

Понятие адаптации не включает в себя угрозы и принуждения, направленные на достижение желаемого от человека или обозначения своего авторитетного положения.

Адаптация: виды и основные подходы к её изучению

Многообразие видов адаптаций, свойственных определенной сфере и уровню деятельности человека, отражается в многочисленных работах зарубежных и отечественных психологов, чьи взгляды обозначили подходы к определению и изучению феномена адаптации. Среди отечественных психологов проблему адаптации рассматривали Ф.Б. Березин, В.А. Смирнов (социальный, биологический и медицинский аспекты), Ф.Е. Василюк (адаптация человека к кризисным событиям жизни), И.Д. Левитов, Ф.В. Бассин, А.А. Налчаджян, Г.М. Андреева, Б.Д. Парыгин (социальная адаптация), Ю.М. Десятникова, P.M. Баевский, (адаптация эмигранта к иной географической среде) А.Б. Мулдашева, Н.М Лебедева, Л.Н. Гумилёв и др. Изучение адаптации в зарубежной психологии проводилось в руслах различных психологических школ: Г. Гартманном (психоаналитическое направление), Г. Айзенком, Р. Хэнки (необихевиоризм), Л. Филлипсом (интеракционизм), Дж. Бэрри и др.

Явление адаптации можно рассматривать с общих позиций «человек — среда», с точки зрения социального окружения человека, с позиции взаимодействия и взаимопроникновения различных культурных общностей и т.д. Поскольку наше исследование было направлено на изучение адаптации мигрантов, то считаем необходимым начать его с рассмотрения определений, лежащих в основании и непосредственно касающихся понятия этнокультурной адаптации. Такими, на наш взгляд, являются определения социальной и психологической адаптации.

В глобальном смысле адаптация представляет собой динамическое образование, результат и процесс приспособления к условиям внешней среды, а также свойство любой саморегулирующейся системы (биологической, социальной или технической), которое состоит в способности приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды. Общим для всех подходов и направлений является то, что адаптация существует в двух формах: как процесс приспособления к среде и достижения гармоничного равновесия, и как результат этого процесса или адаптированность. Если брать социальную сферу, то для конкретного индивида уровень развития данного свойства (т.е. адаптационных способностей) определяет интервал изменения условий и характера деятельности, в рамках которого возможна адаптация. Адаптационные способности индивида во многом зависят от психологических особенностей личности, определяющих возможность адекватной регуляции функционального состояния организма в разнообразных условиях жизни и деятельности. Кроме того, значительность адаптационных способностей повышает вероятность нормального функционирования организма и его эффективной деятельности при увеличении интенсивности воздействия психогенных факторов внешней среды. Рассматривая возможности адаптивных механизмов, выработанных в процессе эволюции и обеспечивающих возможность существования организма в постоянно изменяющихся условиях среды, Ф.Б. Березин считает, что благодаря процессу адаптации достигается оптимизация функционирования систем организма и сбалансированность в системе «человек — среда». А.В. Сухарев указывает, что процессы адаптации направлены на достижение подвижного равновесного состояния системы путем противодействия влиянию внутренних и внешних факторов, нарушающих это равновесие. Философский словарь дает определение понятия адаптации как «процесса активного взаимодействия саморазвивающейся самоуправляемой системы (организм, популяция, биогеоценоз, биосфера) со средой в направлении гомеостаза гомеореза (под гомеорезом здесь понимается устойчивость путей развития организма в определенных условиях среды)». Таким образом, сущностью адаптации является сочетание устойчивости (сохранение идентичности, тождественности организма самому себе) с изменчивостью (развитием, достижением новых состояний), которое осуществляется на уровне способов его взаимодействия со средой и на уровне адаптивных механизмов.

В современных подходах используется биполярный смысл понятия адаптации: она может быть крайне разнообразна и представляет собой определенный континуум от позитивных значений к негативным: от ситуации, в которой индивиды справляются со своей жизнью успешно, до той, в которой они не способны вписаться в новое общество. Поэтому адаптация может привести или не привести к взаимному соответствию индивидов и среды, она может включать в себя не только приспособление, но и сопротивление, и попытки изменить свою среду или измениться взаимно.

В отечественной психологии социальная адаптация понимается как итог процесса изменений социальных, социально-психологических, морально-психологических и демографических отношений между людьми, приспособления к социальной среде. Как отмечают Б.Д. Парыгин, Г.М. Андреева, социальная адаптация относится к одному из основных социально-психологических механизмов социализации личности, являясь показателем её зрелости. По мнению Н.А. Свиридова, «социальная адаптация — активное освоение личностью новой для неё социальной среды. Адаптационные процессы происходят постоянно, так как постоянно происходят изменения и в социальных условиях нашего существования, и в нас самих».

А.В. Сухарев, И.Л. Степанов, А.Н. Струкова, С.С. Луговский, Н.И. Халдеева указывают на то, что показателем адаптации на индивидуальном плане может являться состояние психического здоровья человека, в популяционном — уровень биологического воспроизводства определенной этносоциальной группы, так как эти показатели определяют жизнеспособность и выживаемость индивида и группы. О.И. Зотова и И.К. Кряжева под социально-психологической адаптацией подразумевают включенность личности в социальную среду через обретение статуса, места в социальной структуре общества, что является необходимым условием функционирования общества как единого социального организма. В качестве основных функций социально-психологической адаптации личности в социальной среде заключается в формировании средств, нахождении условий и форм для свободного прогрессивного развития личности.

Адаптация в зарубежной психологии рассматривалась преимущественно в контексте взаимоотношения индивида с социальной и культурной средой. В зависимости от того, какого теоретического направления придерживаются авторы, предлагаются различные определения и процесса, и состояния адаптации. Представители необихевиористического направления (Г. Айзенк, Р. Хэнки) определяют адаптацию как: 1) состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды- с другой, полностью удовлетворены; 2) процесс, посредством которого это гармоническое состояние достигается. Поэтому предполагается, что социальная адаптация — это процесс (или состояние как результат) физических, социально- экономических или организационных изменений в специфически — групповом поведении, социальных отношениях или культуре.

В отличие от понятия «приспособление» (adjustment), которое относится к тому, как организм приспосабливается к требованиям специфики ситуации, у сторонников интеракционисткого направления адаптация относится к более стабильным решениям — хорошо организованным способам справляться с типическими проблемами. Для интеракционистов (например, Л. Филлипса) адаптивность проявляется в виде двух различных ответов на воздействие среды: 1) в принятии и эффективном ответе нате социальные ожидания, с которыми человек встречается в соответствии со своими воззрениями и полом; 2) не только в принятии социальных норм, но и в гибкости, эффективности при встрече с новыми и потенциально опасными ситуациями, а также в способности придавать событиям желаемое для себя направление. Т. Шибутани ясно указывает на то, что следует провести различие между ситуативной адаптацией и общей адаптацией к типичным проблемным ситуациям. Общая адаптация (или адаптированность) является результатом последовательного ряда ситуативных адаптаций к повторяющимся ситуациям, имеющим общие определяющие черты.

Психоаналитическая концепция адаптации специально разрабатывалось Г. Гартманном, хотя вопросы адаптации широко обсуждаются во многих работах 3. Фрейда, а механизмы и процессы защитной адаптации подробно рассмотрены в работах Анны Фрейд. По мнению Г. Гартманна, интерес к проблеме адаптации возрос вследствие развития психологии Я, повышения общего интереса к личности и ее приспособления к условиям внешней реальности. Адаптация, согласно Г. Гартманну, включает как процессы, связанные с конфликтными ситуациями, так и те процессы, которые входят в свободную от конфликтов сферу «Я», которая способствует нормальной адаптации и создаётся защитными механизмами личности. Психоаналитики проводят различие между адаптацией как процессом и адаптированностью как результат этого процесса. Хорошо адаптированным психоаналитики считают человека, у которого продуктивность, способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие не нарушены. В процессе адаптации активно изменяется как личность, так и среда, в результате чего устанавливаются отношения адаптированности, а адаптационный процесс регулируется со стороны «Я». В этом направлении выделяются аллопластическая и аутопластическая виды адаптации, которые представляют две стороны одного процесса. Аллопластическая адаптация связана с теми изменениями внешнего мира, которые человек вносит для приведения этого мира в соответствие со своими потребностями, а аутопластическая — с изменениями личности, с помощью которых она приспосабливается к среде. Кроме того, происходит поиск человеком такой среды, которая благоприятна для его функционирования.

Все исследователи отмечают признаки и особенности, присущие адаптивным процессам. Например, в работах интеракционистов приводятся характеристики адаптивного поведения, в качестве которых выступают успешное принятие решений, а также ясное определение своего будущего и проявление инициативы. Л. Филлипс полагает, что признаками эффективной адаптированности являются адаптивность в сфере личных отношений, где устанавливаются интимные, эмоционально-насыщенные связи с людьми; признаками адаптации также являются наличие эмпатии, знаний мотивов человеческого поведения, способности тонко и точно отражать изменения во взаимоотношениях, эффективности в сфере внеличностной социально- экономической активности, в которой человек достигает запланированного им уровня. В качестве критерия успешной адаптации психоаналитическая школа рассматривает ситуацию, при которой у человека не нарушены его продуктивность, психологическое равновесие и способность наслаждаться жизнью. Такие явления, как «сила Я», «ограничения Я», описываемые психоаналитиками, также влияют на процесс адаптации и его успешность. А. Налчаджян определяет социальную адаптацию как состояние взаимоотношений личности и группы, при котором личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояние самоутверждения и свободно выражает свои творческие способности.

Отечественными психологами в качестве специфических особенностей социальной адаптации отмечается активное участие сознания, влияние трудовой деятельности человека на среду, активное изменение человеком результатов своей социальной адаптации в соответствии с социальными условиями бытия, а «успешный» характер адаптация носит при сохранении устойчивости объекта, приобретении нового качества в результате изменчивости и развитии адаптивных механизмов.

Социальная адаптированность предполагает наличие у субъекта определенных навыков и способов взаимодействия. Такими, по мнению Л.A. Петровской являются: свободное владение вербальными и невербальными средствами социального взаимодействия; осознание деятельностной среды (социальной и физической, окружающей человека; осознание своих потребностей и ценностных ориентаций, и способность воздействовать на среду для достижения своих целей и удовлетворения своих основных потребностей); способность человека осознавать свои стереотипы в восприятии других людей, реакции переноса, свои проекции и интроекции; способность индивида самому справляться с возникающими стрессовыми ситуациями; установки на активное взаимодействие с социальной средой; принятие социальной роли. Кроме того, к навыкам и способам адаптивного поведения относят умение конструктивно разрешать конфликтные и напряженные ситуации; способность брать ответственность на себя за свои поступки, проявления.

Существуют объективные и субъективные критерии социальной адаптированности: объективные критерии отражают степень реализации индивидом в своем поведении норм и правил жизнедеятельности, принятых в данной социальной группе, а субъективные — положительное отношение к членству в данной социальной группе, к существующим условиям для удовлетворения и развития основных социальных потребностей. Важным следствием успешности адаптации для личности является возможность приобрести достаточную автономность. Чем выше уровень адаптированности человека к данной социальной среде, тем выше уровень его независимости от данного окружения. При этом процессы успешного удовлетворения личностью собственных потребностей и ожиданий социальной группы становятся в такой степени бесконфликтными, спонтанными и естественными, что позволяет человеку достичь большей самореализации.

А.А. Налчаджян использует свободную характеристику видов адаптированности и дезадаптированности в зависимости от временных параметров. Временная ситуативная адаптированность может легко перейти в дезадаптированность в результате внутренних изменений, например, актуализации новых потребностей и установок или при изменении важных параметров самой ситуации. Временная ситуативная дезадаптированность легко устранима при помощи адекватных защитных механизмов. Устойчивая ситуативная адаптированность характеризуется надежностью и долговременностью, но только в определенных типичных, повторяющихся ситуациях, в которых человек стремится оказываться как можно чаще. Устойчивая ситуативная дезадаптированность — это постоянная дезадаптированность в конкретной социальной ситуации (например, в составе какой-либо малой группы). Она не преодолевается, так как человек избегает, по возможности, таких ситуаций, хотя личность всё же совершает попытки улучшить свою адаптацию. При этом она использует специфический защитный комплекс, признаками которого являются искажение восприятия и осознания своего социометрического статуса. Общая устойчивая адаптированность проявляется как способность человека адаптироваться в широком спектре различных ситуаций, которые возникают в данной общественной среде. Дезадаптированность приводит к формированию патологических комплексов, неврозов, а также к любой форме «бегства в болезнь», постоянной фрустрированности, которая приводит к использованию патологических защитных механизмов, следствием чего являются неврозы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что признаком дезадаптации (которая возникает в случае сопротивления изменениям своей среды) является наличие длительных внешних и внутренних конфликтов при отсутствии у личности психических механизмов и форм поведения для их разрешения.

В структуре адаптации выделяются ее элементы или составляющие. К ним относят познавательный компонент и психическую переориентацию. Познавательный компонент состоит в восприятии и истолковании возникшей ситуации, требующей адаптации, и включает в себя также усвоение новых форм поведения, норм, ценностей, правил нового окружения. Он зависит, прежде всего, от установок, особенностей когнитивной сферы индивида, например, от того, насколько он является когнитивно простым или сложным, его общего интеллектуального уровня развития, от особенностей таких его психических функций, как внимание, мышление, общая подвижность и сила нервной системы. Психическая переориентация личности представляет собой выработку оценок и пониманий ситуации (на основе эмоциональной и интеллектуальной обработки), которые соответствуют ценностным ориентация и образцам поведения новой группы. При этом происходят значительные внутри личностные изменения: изменяются социальные установки личности, которые подгоняются под уже имеющиеся в новом окружении, в различной степени, но все же видоизменяются взгляды, отношения, даже мотивы и цели личности. Психическая переориентация личности может быть революционной и затрагивать глубокие пласты душевного мира человека, но часто она происходит и на уровне сознательного конформизма. В подобных случаях человек лишь внешне ведет себя в соответствии с принятыми нормами, но не интериоризирует их в структуру своей личности. При этом достигается состояние нормальной адаптации, но глубокой психологической переориентации личности не происходит.

А.А. Налчаджян приводит несколько уровней социально — психологической адаптированности личности в новой социальной среде. В зависимости от глубины психической переориентации существует: 1) начальная стадия — когда индивид знает, как он должен вести себя в новой среде, но в своем сознании не признает ценностей новой среды и, где может, отвергает их, придерживаясь прежней системы ценностей; 2) стадия терпимости — индивид и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга; 3) аккомодация — признание и принятие индивидом основных систем ценностей новой социальной среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида его новой средой; 4) ассимиляция — полное совпадение систем ценностей индивида и среды, (это происходит, например, когда успешно адаптировавшийся в стране эмигрант полностью усваивает язык, обычаи, образ жизни, устройство жилища, одежду и другие элементы новой культуры, новой социальной среды).

По характеру протекания психологическую адаптацию можно разделить на нормальную, девиантную и патологическую. Нормальная адаптация — такой адаптационный процесс личности, который приводит к её устойчивой адаптивности в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений её структуры и одновременно без нарушения норм той социальной группы, в которой протекает активность личности. Существует три типа нормальной адаптации: защитная; незащитная; смешанная. Защитная адаптация — это те действия личности, которые осуществляются с помощью защитных механизмов (агрессии, рационализации, регрессии, проекции и других), если эти механизмы не стали патологическими. При этом актуализация того или иного защитного механизма зависит от того, насколько ситуация является сложной для данной личности, а также от внутренних условий, особенностей и общего психологического состояния человека. Незащитная адаптация происходит, когда личность оказывается в нефрустрированной проблемной ситуации, требующей от неё принятия рациональных решений. Эти процессы идут без использования защитных механизмов, с помощью познавательных операций, механизмов целеполагания, групповых социально — психологических процессов и решения задач, различных форм социальной уступчивости (например, конформного поведения, но без защитных механизмов) и тому подобного. Смешанная адаптация происходит, когда личность частично фрустрирована, но стоит перед конструктивными задачами, связанными с её социальными ролями. Тогда могут одновременно или в какой-либо последовательности актуализироваться либо защитные, либо когнитивные механизмы. То, насколько эффективно и быстро справится человек со стоящей перед ним задачей, зависит от удачного сочетания и применения обоих видов адаптации.

Девиантная адаптация — это те процессы социальной адаптации личности, которые обеспечивают удовлетворение потребностей индивида в данной группе при том условии, что ожидания остальных участников социального процесса не оправдываются таким поведением. Выделяют два типа девиантной адаптации: не конформистская и новаторская. Не конформистская адаптация — это такой процесс, благодаря которому личность преодолевает внутри групповую проблемную ситуацию необычными для членов этой группы способами и вследствие этого оказывается в конфликтных отношениях с нормами группы и их носителями, так как последние испытывают постоянную фрустрированность, связанную с реализацией человеком не конформистской адаптации. В данном случае личность может либо оказаться выключенной из социального окружения, либо создавать вокруг себя зону постоянного напряжения и конфликтов. Новаторская адаптация — это действия творческой личности, которой тесно в существующих рамках, и которая преобразует общество в соответствии со своими убеждениями. При этом человек должен обладать очень высокой степенью активности и в то же время устойчивостью к воздействиям окружающих, высокой личностной силой, личным потенциалом.

Патологическая адаптация, по определению А.А. Налчаджяна — это такой социально-психический процесс, который полностью или частично осуществляется с помощью патологических механизмов и форм поведения и приводит к образованию патологических комплексов характера, входящих в состав невротических и психотических синдромов. Патологизирующее поведение, однако, может быть и адаптивным тогда, когда в группе ожидается именно такое поведение, т.е. когда группа имеет патологизированные нормы.

На наш взгляд, из всего многообразия видов адаптаций наиболее применимым к теме нашего исследования является нормальная адаптация. По мнению большинства исследователей, нормальная адаптация личности может осуществляться различными способами в зависимости от того, какие механизмы использует человек в этом процессе. Существует два основных способа: первый — это преобразование и устранение проблемной ситуации, в процессе которых происходят незначительные личностные изменения, в основном в сторону личностного развития и совершенствования. При этом используются, как правило, незащитные адаптивные механизмы. Второй способ — это адаптация с сохранением проблемной ситуации (приспособление), когда происходят более глубокие изменения в личности, но они мало или совсем не способствуют ее самоактуализации и росту. При этом актуализируются старые или создаются новые защитные механизмы. Для понимания нормальной адаптации важно учитывать также и ее направленность: внешнюю и внутреннюю. Внешняя адаптация состоит в процессе приспособления к внешним ситуациям и осуществляется путем их сохранения или устранения. Внутренняя может направляться на различные цели: это может быть разрешение внутренних конфликтов и проблем личности, освоение и присоединение нового адаптивного механизма к уже имеющимся в арсенале человека, либо приспособление адаптивного механизма ко всей структуре личности.

Таким образом, существует множество подходов и взглядов на феномен адаптации: зарубежными психологами адаптация рассматривается как процесс или состояние (необихевиоризм), как адекватная продуктивная результативность (интеракционизм), или как соотношение изменений среды и личности (психоаналитическое направление). Среди признаков и качеств адаптированности индивида к социальному окружению следует отметить: обретение статуса, места в социальной структуре общества; формирование средств, нахождении условий и форм для свободного прогрессивного развития личности; сохранении устойчивости объекта; приобретение нового качества в результате изменчивости адекватных защитных механизмов; свободное владение вербальными и невербальными средствами социального взаимодействия; осознание деятельностной среды, способность индивида самому справляться с возникающими стрессовыми ситуациями; установки на активное взаимодействие с социальной средой; принятие социальной роли; продуктивность, выраженность способности наслаждаться жизнью и психическое равновесие; конструктивное разрешение конфликтных и напряженных ситуаций; способность брать ответственность на себя за свои поступки, проявления; успешное принятие решений; проявление инициативы; способность тонко и точно отражать изменения во взаимоотношениях; эффективность в сфере внеличностной социально-экономической активности; эмоционально — насыщенные связи с людьми, наличие эмпатии; принятие и эффективный ответ на социальные ожидания.

Виды адаптации

Нормальное существование, функционирование психологической сферы личности обусловлено совокупностью внешних и внутренних факторов, условий, в которых протекает психологическая деятельность индивидуума.

Подходы к пониманию адаптации в современной психологической науке

Под адаптацией в психологии понимают процесс и результат взаимодействия живого организма и окружающей социально-природной среды, который обеспечивает возможности его оптимального приспособления к жизни и деятельности.

Адаптация направлена на компенсацию недостаточности привычного поведения в изменившихся условиях.

Социально-психологическая адаптация как психологическая категория

Различают биофизиологическую и социально-психологическую адаптацию.

Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс овладения личностью определенных социально-психологических ролей, приобретения определенного социально-психологического статуса, стремление к оптимизации и гармонизации взаимоотношений с социально-природной окружающей реальностью.

Виды адаптации

В зависимости от успешности/ неуспешности протекания адаптационных процессов возникают следующие типы адаптированности личности:

  • внутренняя, которая находит свою репрезентацию в форме перестройки функциональных структур, личностных систем при определенных трансформациях внешней среды, в которых протекает жизнедеятельность личности. В подобной ситуации внешние формы поведения личности находятся в полном соответствии с требованиями и ожиданиями среды, происходит генерализированная личностная адаптация. Полная адаптация позволяет достичь адекватности психической деятельности личности заданным условиям;
  • внешняя, приспособительная, поведенческая адаптация, осуществляется когда личность внутренне не меняется, не перестраивается, сохраняя свою самость;
  • смешанная, при реализации которой личность частично изменяется, подстраивается внутренне под условия, нормы и ценности окружающей социально-природной среды, в то же время сохраняя свою самость, частично адаптируясь внешне, поведенчески.

Готовые работы на аналогичную тему

Кроме того, выделяют следующие типы адаптации:

  • прогрессивная, при реализации которой достигается единство целей, интересов личности и социальной общности;
  • регрессивная, формальная, которая не приводит к формированию единства целей и интересов личности и социальной общности, не отвечает интересам развития личности и социума.

Функции социально-психологической адаптации личности

Социально-психологическая адаптация является инструментом защиты личности, способствуя снижению психологического напряжения, беспокойства, предотвращая возникновение дестабилизационных состояний, которые могут возникать у индивидуума в процессе взаимодействия с другими.

Кроме того, выделяют следующие функции адаптации:

  • достижение оптимального, гармонического равновесия в системе взаимоотношений «личность – социально-природная окружающая среда»;
  • развитие творческих способностей, возможностей личности, повышение ее социальной активности, регулирование отношений и взаимодействия индивидуума с другими;
  • формирование эмоционально-комфортной позиции личности в социуме;
  • самореализация личности в социальном окружении;
  • самопознание, реализация самокоррекции поведенческих стратегий личности;
  • повышение эффективности деятельности как отдельной личности, так и социальной общности, социальной среды;
  • повышения стабильности, сплоченности социальной общности, оптимизация психологического климата коллектива.

Таким образом, адаптация представляет собой процесс приспособления личности к новым требованиям окружающей среды, оптимизации самоощущения личности, инструментом развития самой личности и социальной общности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *