Маркировка обуви: конфискация, штрафы, уголовное наказание
Все этапы введения обязательной маркировки обуви уже прошли, а сроки, до которых было можно торговать немаркированной продукцией, вышли. С 1 июля 2020 года запрещены такие действия с немаркированной обувью, как производство и импорт, оптовая и розничная продажа. При этом передача сведений об этих действиях в систему маркировки «Честный ЗНАК» с этой даты стала обязательна.
А 1 сентября текущего года истёк и срок, до которого можно было маркировать остатки обуви, приобретённые до 1 июля, но полученные после.
Контрольные органы не дремлют
Обращаем внимание, что сейчас надзорные органы активно контролируют участников обувного товарооборота на наличие маркировки на продукции. Что могут сделать, если обнаружат нарушения? Например, вашу продукцию могут изъять – причём сразу всю партию, если обнаружат, что она контрафактная. По данным из СМИ, в различных регионах России почти ежедневно находят контрафактную обувную продукцию. Причём это касается всех масштабов бизнеса. Если у кого-то изымают 100 пар обуви (что и так немало для микробизнеса), то у магазинов покрупнее находят и изымают от тысячи до десятков тысяч пар, которые оцениваются в миллионы, а то и десятки миллионов рублей.
Не говоря уже о том, что за оборот немаркированной обуви предусмотрены штрафы. Они прописаны в статье 15.12 КоАП РФ.
Какие бывают типы нарушений при маркировке обуви
Отсутствие кода Data Matrix на товаре – не единственное нарушение, которое может быть при производстве, дистрибуции и продаже. Существует несколько ситуаций, при которых вас могут оштрафовать или изъять продукцию.
1. Самое очевидное нарушение – отсутствие кода маркировки. Он должен быть нанесён либо на изделие, либо на прикреплённую к нему этикетку или товарный ярлык.
2. Код маркировки есть, но нанесён неправильно. Например, плохо пропечатан или при сканировании не может быть идентифицирован.
3. Сведения в коде маркировки и в УПД различаются. Такое бывает, когда на товарах в партии есть коды маркировки, но в УПД данных о них нет. Другой вариант – в документе указаны другие модели.
4. Не выполнена перемаркировка. Она нужна, если полученный для товара код утерян. Или когда покупатель вернул товар с повреждённым кодом на этикетке.
5. Неправильно оформленный возврат товара. К примеру, если магазин оформляет возврат, чтобы ввести в оборот не промаркированные вовремя остатки обуви.
Размер штрафных санкций
Ответственность может быть как административной, так и уголовной. Она предусмотрена как для юрлиц и ИП, так и должностных лиц – если последние ответственны за выпуск продукции и внесение сведений в систему маркировки.
Штрафы за нарушение правил маркировки товаров
Обязательная маркировка действует сразу для нескольких групп товаров. У тех, кто ее игнорирует, возникают проблемы. Например, их продукцию могут изъять. Чтобы избежать штрафов за нарушение правил маркировки товаров, нужно разобраться, какую ответственность несут все участники оборота, и как предотвратить нарушения.
Работать по всем правилам удобно в МоемСкладе. Сканируйте и проверяйте коды при продаже товаров на кассе, передавайте данные в Честный Знак. Оформляйте возвраты и проводите перемаркировку — если код поврежден или не читается. Загружайте документы из ЭДО при приемке. Все это бесплатно.
Закон о маркировке товаров
Условия маркировки товаров и ответственности, которая ждет нарушителей, регулируют несколько нормативных документов. Основополагающий закон № 487-ФЗ изменил прежние акты о торговле и кассах, запретил продавать товары без кодов и ввел наказание за нарушения. Согласно документу, к 2024 году маркировку внедрят повсеместно .
Штрафы за производство, ввоз и продажу продукции с нарушением правил прописаны в статье 15.12 КоАП РФ. Там же указано, что у тех, кто пытается обойти требования, могут забрать товар. При этом предприятие сможет продолжить работу.
Нарушители также могут получить уголовное наказание , которое будет соответствовать статье 171.1 УК РФ.
Перечень товаров, для которых нужны коды маркировки, есть в распоряжении Правительства РФ № 792-р. Скачайте его, чтобы проверить, должен ли ваш бизнес учитывать новые правила.
Зарегистрируйтесь в онлайн-сервисе МойСклад, где вы сможете:
- Узнать все о маркировке: законы, инструкции, полезные видео
- Считывать и проверять коды маркировки в кассовой программе
- Принимать и передавать сопровождающие документы с кодами маркировки в системы ЭДО
Какими могут быть нарушения при маркировке?
Если вы думаете, что нарушением маркировки считается только отсутствие кода Data Matrix, то вы заблуждаетесь. На самом деле есть несколько ситуаций, когда производитель или продавец не выполняют требования закона.
1. Нет кода маркировки
Самое очевидное нарушение. Код Data Matrix можно наносить на само изделие, на прикрепленную к нему этикетку или товарный ярлык. Но если этого не сделать, то вас могут оштрафовать, а товар — изъять.
2. Маркировка нанесена не по правилам
Например, если код не пропечатан или маркировка недоступна для идентификации.
Требования к нанесению и качеству печати кода устанавливает оператор маркировки — ЦРПТ. Если код им не соответствует, товар нельзя продавать легально.
3. Сведения в коде не соответствуют информации в УПД
Допустим, на товарах в партии есть коды маркировки, но в УПД данных о них нет. Или в документе указаны другие модели. В этом случае магазину или индивидуальному предпринимателю запрещено принимать товары, поскольку они не смогут торговать ими законно. Если нарушить правила, продукцию конфискуют.
4. Магазин не выполнил перемаркировку
Перемаркировать товар требуется, если полученный для него код утерян. То же самое следует сделать, когда покупатель вернул вещь с поврежденным кодом на этикетке.
В ситуации, когда установить прежний GTIN невозможно, необходимо получить новый. Если розничный магазин не сделает этого и попытается продать товар без кода, ответственность будет такой же, как если бы он торговал немаркированным товаром.
5. Магазин неправильно оформил возврат
Например, если магазин решил оформить возврат, чтобы ввести в оборот не промаркированные вовремя остатки. При этом торговая точка может принять от покупателя товар, для которого не получали специальный код. Или если продукцию продали до начала обязательной маркировки.
6. Табачную продукцию перевозили без маркировки
В январе 2022 года Госдума приняла законопроект об увеличении штрафов за перевозку сигарет без маркировки с 15 тысяч до 25 тысяч рублей с конфискацией продукции. Документ также ужесточает ответственность за производство, ввод в оборот и оборот табачной продукции без КМ.
Во всех остальных случаях нарушителей оштрафуют на сумму от 30 тысяч до 50 тысяч рублей, а их продукцию конфискуют.
Ответственность и штрафы за отсутствие маркировки
Если на товаре нет кодов, ответственность может быть как административной, так и уголовной .
Отвечать за нарушения могут и должностные лица, если они контролируют выпуск продукции и вносят нужные сведения в систему маркировки.
Административная ответственность наступает, если:
- производить товары, которые подлежат маркировке, без специальных кодов;
- продавать такие товары оптом и в розницу.
Штраф за производство товаров без маркировки
Должностные лица могут получить штраф до 10 тысяч рублей. А вот юрлицам за аналогичное нарушение могут выписать штраф до 100 тысяч рублей.
Штраф за продажу немаркированной продукции
Обычных граждан ждет штраф до 4 000 рублей. Должностным лицам придется заплатить до 10 тысяч рублей, а юридическим — до 300 тысяч рублей.
Индивидуальные предприниматели, которые производят товары без маркировки или торгуют ими, рискуют получить штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей.
В случае с немаркированной табачной продукцией штрафы будут еще выше. За производство должностных лиц могут оштрафовать на сумму до 15 тысяч рублей, а юрлиц — до 150 тысяч рублей. За продажу суммы для этих категорий составят до 15 до 300 тысяч рублей соответственно. Физлица рискуют получить штраф до 5 000 рублей.
Штраф за неправильную маркировку
Иногда маркировка все-таки есть, но проставлена неверно или в ней нет необходимых данных. Индивидуальным предпринимателям грозит штраф от 5 до 10 тысяч рублей, а юридическим лицам — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.
У нарушителей изымают всю продукцию. Конфискация предусмотрена вне зависимости от группы товаров. Вернуть то, что было изъято, не получится.
Штраф за отсутствие реквизита «код товара»
После старта маркировки те, кто торгует обувью, табаком и другой продукцией, столкнулись с новым требованием — указывать в чеке обязательный реквизит «код товара».
Если предприниматель или компания продают изделия, которые подлежат маркировке, но касса не формирует реквизит «код товара», они тоже могут получить штраф. Должностным лицам это будет стоить от 1 500 до 3 000 рублей, а индивидуальным предпринимателям и юрлицам — от 5 до 10 тысяч рублей.
Еще есть штрафы за нарушения правил торговой маркировки. К ней относятся ценники, чеки и прочее. ИП могут обязать выплатить до 30 тысяч рублей, для юрлиц — до 300 тысяч рублей. Если отсутствие такой маркировки навредило потребителю, штраф для каждой из категорий вырастет втрое.
Уголовное наказание
Бывает, что стоимость товаров, на которые не нанесли коды маркировки, превышает крупный или особо крупный размер. В статье 169 УК РФ сказано, что особо крупным считается более 1,5 млн рублей.
С крупным размером могут быть нюансы, поскольку он отличается у разных видов продукции. Например, для продовольственных товаров он считается уже с 400 тысяч рублей, а для табака — от 100 тысяч рублей.
Если стоимость произведенной немаркированной продукции больше крупного размера, то нарушителей ждут штраф до 100 тысяч рублей и лишение свободы на 4 года .
При особо крупном размере наказанием могут стать 6 лет лишения свободы со штрафом в 500 тысяч рублей.
Уголовная ответственность наступает, если вы производите товар на продажу.
Закон, подписанный 1 июля 2021 года, также ввел уголовную ответственность для производителей и продавцов товаров с поддельными кодами маркировки. С 1 декабря 2021 года нарушителей штрафуют на сумму до 300 тысяч рублей либо лишают свободы на срок до 3 лет со штрафом до 80 тысяч рублей.
Если выяснится, что коды маркировки подделывали несколько человек, которые были в сговоре, наказание для них составляет до 4 лет лишения свободы, а размер штрафа — до 100 тысяч рублей. Срок заключения для таких нарушителей может составить до 3 лет , а штраф — вырасти до 400 тысяч рублей, если речь идет о крупной партии товара.
Примеры штрафов и конфискации за неправильную маркировку
Во Владивостоке таможенники изъяли 127 пар обуви, которая продавалась в магазине индивидуального предпринимателя на городском рынке. На упаковках кроссовок, ботинок и туфель и на самих изделиях не было кодов, которые подтверждают законность ввоза товара. Против нарушителя хотят возбудить административное дело.
Похожая история произошла в Волгограде. Там после проверки Роспотребнадзора арестовали 210 пар немаркированной обуви на сумму в 123 тысячи рублей. Против индивидуального предпринимателя, чей магазин допустил нарушение, завели административное дело.
Еще один пример в Волгограде: сотрудники МВД изъяли более 25 тысяч предметов одежды и обуви без маркировки на 9,5 млн рублей. Товар находился на складе и в торговом зале. Против продавца возбудили уголовное дело. Ему грозит до шести лет тюрьмы.
В Орловской области Роспотребнадзор снял с продажи 189 пар обуви без маркировки. Стоимость конфискованного товара — 275 400 рублей. Проверку провели после жалоб покупателей.
Крупную партию обуви изъяли в Ростовской области. Таможенники вместе с сотрудниками Роспотребнадзора конфисковали более 24 тысяч пар. Общая стоимость превысила 13 млн рублей. При этом 23 700 пар вообще не прошли регистрацию в Честном Знаке. На оставшиеся маркировку нанесли неправильно. Административными делами сейчас занимается суд.
Подобные ситуации есть и в других товарных тематиках, везде, где есть обязательная маркировка.
Будет ли нарушением работа с маркировкой без перепрошивки кассы?
Да. Если вы не печатаете код маркировки на чеке, то нарушаете закон 54-ФЗ о применении контрольно-кассовой техники. Подробнее о его требованиях и недавно внесенных поправках читайте в специальном разделе на нашем сайте. Чтобы не допускать нарушений, лучше перепрошить кассу.
Что делать, если код маркировки не сканируется в поступлении?
Возможно, ваш поставщик не полностью указал код или добавил его вместе с криптохвостом, что не соответствует рекомендациям системы маркировки Честный Знак. В этом случае стоит отклонить поступление и запросить у поставщика накладную с правильными кодами. Вы также можете вернуть ему всю партию товара.
Как избежать штрафов за нарушение правил маркировки?
Для начала изучить требования для каждой конкретной категории товаров. Например, бизнесу полезно знать, что в зависимости от вида и назначения продукции маркировка может содержать разную информацию.
Все участники оборота должны подключиться к системе, чтобы передавать данные о товарах. В упрощенном виде порядок действий для всех отраслей выглядит так:
- компании в Честном Знаке.
- Получение квалифицированной электронной подписи для маркировки товаров.
- Обновление прошивки кассы.
- Заказ кодов.
- Передача сведений о товаре оператору системы маркировки.
Если производители, импортеры и продавцы будут соблюдать правила работы, они могут не опасаться штрафов и конфискации товара.
Новые правила продажи обуви
С 1 июля 2019 года все продавцы и производители обуви должны зарегистрироваться в системе мониторинга, получить коды и промаркировать товар.
Это нужно, чтобы отслеживать все этапы, которые проходит обувь, — от производства до продажи. Контроль за оборотом обуви защитит рынок от контрафакта и незаконной продажи, а также увеличит уплату налогов в бюджет.
О том, как сделать маркировку и что для этого нужно, я расскажу в статье.
Что такое маркировка. Маркировка — это специальный DataMarix код, состоящий из 119 цифр. Каждый код уникален и включает в себя товарный код, серийный номер модели, ключ и код проверки.
Чтобы получить DataMarix код, нужно зарегистрироваться в системе мониторинга и ввести информацию об обуви. Там же заказывают маркировочные коды, оформив заявку. Когда коды готовы, их проставляют на все пары обуви. Ставить код разрешается на упаковку, ярлык или саму обувь.
Одна пара обуви — один код. Если вы произвели тысячу пар обуви, значит, нужно заказать тысячу маркировок. За каждый код заплатите 50 копеек без учета НДС.
Кто маркирует обувь. Наносить код должен производитель или импортер товара. Если обувь производится в России, то ее маркирует производитель. Промаркировать товар нужно до отгрузки.
Если ввозите заграничную обувь, то ответственность за маркировку ложится на импортера. Чтобы импортеру получить коды, нужно зарегистрироваться в системе мониторинга и оформить заявку. В ней указать, что производитель обуви находится в другой стране, а продавать товар планируется в России.
Когда коды будут готовы, их можно передать изготовителю обуви, чтобы проставить на товаре. Если с производителем такой договоренности нет, то импортер маркирует обувь своими силами. Также можно доверить маркировку третьему лицу, например, грузоперевозчику. Главное — промаркировать обувь до пересечения российской границы.
Другие участники торговой цепочки, оптовики и магазины, вносят данные об обуви в маркировочную систему по документам и регистрируют передвижение продукции.
Когда маркировать. До 30 сентября 2019 года все производители и продавцы должны зарегистрироваться в системе маркировки. С 1 октября 2019 года на регистрацию в системе дается семь календарных дней. Как только обувь оказалась в обороте, есть семь дней, чтобы зарегистрироваться.
С 1 июля 2020 года торговать обувью без маркировки уже нельзя — это будет незаконно. Если у вас осталась нереализованная обувь без кода, которую ввели в оборот до 1 июля 2020 года, то ее нужно обязательно промаркировать до 1 сентября 2020 года.
Если обувь куплена в другой стране до 1 июля 2020 года, то внести все данные в систему и получить коды нужно до 1 августа 2020 года.
Маркировка обуви в 2021 и 2022 году
Обувная отрасль уже давно подключилась к обязательной маркировке, которая призвана сделать товарооборот прозрачным и защитить покупателей от подделок. Продажа обуви без маркировки уже запрещена, а за нарушение правил предусмотрены серьёзные штрафы. Так, нарушителям грозит административная ответственность по ст. 15.12 КоАП (штраф от 50 до 300 тысяч рублей для юрлиц с конфискацией обуви без кодов маркировки), а с 1 декабря 2021 года вводится ещё и уголовная ответственность по ст. 171.1 УК РФ (также штраф до 300 тысяч рублей с лишением свободы). Так что тем, кто планирует подключаться к системе обязательной маркировки обуви в 2022 году, полезно прочитать статью. Мы расскажем о правилах и законодательных документах, на которые нужно ориентироваться.
Сроки маркировки обуви
С 1 июля 2020 года маркировка обуви стала обязательной для всех производителей и импортёров. Обувь, изготовленная после этой даты, не запускается в оборот без кодов Data Matrix.
До 1 июня 2021 года можно было маркировать остатки, а до 15 июня необходимо было ввести их в оборот.
Последние новости в маркировке обуви: с 1 января 2022 года весь оборот обуви проходит в системе ЭДО. До этого времени все участники оборота, а это производители, импортёры, оптовые и розничные продавцы, должны выбрать оператора системы электронного документооборота, внедрить ЭДО в работу, настроить и протестировать.
Законодательство
На конец 2021 года к обязательной маркировке обуви применимы следующие законодательные документы:
В Распоряжении Правительства РФ № 792-р представлен полный перечень видов обуви, подлежащей обязательной маркировке.
В Постановлении Правительства РФ № 860 описаны правила, сроки и этапы запуска маркировки в обувной отрасли.
Федеральный закон № 54-ФЗ регламентирует применение контрольно-кассовой техники в оптовой и розничной торговле товарами, в том числе и теми, что подлежат обязательной маркировке.
В процессе развития маркировки в обувной отрасли было ещё несколько постановлений, например, о продлении сроков маркировки остатков обуви, о внесении изменений в законодательные акты. Но сейчас уже все поправки внесены, и можно ориентироваться на представленный выше список.
Какая обувь подлежит обязательной маркировке
Все ТН ВЭД и ОКПД 2, которые попадают под маркировку, можно посмотреть в Постановлении Правительства РФ № 860. Если коротко о том, маркировка какой обуви обязательна, то это детская и взрослая обувь, из различных материалов (кожаная, текстильная, резиновая и с верхом из пластика, а также деревянная), спортивная и специальная.
Правила маркировки обуви
Главное требование к участникам маркировки обуви — обязательная регистрация в системе Честный ЗНАК. Кроме того, у всех участников должен быть электронный документооборот и квалифицированная электронная подпись (КЭП) для подписания электронных документов.
Производитель или импортёр должен зарегистрировать товары. Подробная инструкция представлена на сайте Честный ЗНАК по ссылке. Если коротко, то производителям и импортёрам нужно:
Вступить в ассоциацию ГС1 РУС.
Дать описания товарам.
Зарегистрироваться в системе Честный ЗНАК.
Заказать коды DataMatrix.
Нанести коды (на сам товар, на упаковку для транспортировки и хранения).
Ввести коды маркировки обуви в оборот в системе Честный ЗНАК.
Производитель или импортёр передаёт товары по электронному УПД (универсальный передаточный документ). В документе содержатся коды маркировки, а также сведения о товаре.
Оптовая или розничная организация, принимая товар от поставщика, должна выполнить проверку маркировки, и, если всё в порядке, составить и подписать УПД по факту приёмки товара.
При продаже код сканируется на кассе, и данные о выбытии товара поступают в систему Честный ЗНАК.
Какую информацию содержит маркировка обуви
Описание товара должно содержать такие данные:
Вид обуви, модель.
Вид материала верха, подкладки и низа.
Товарный знак (если таковой имеется).
ИНН производителя или импортёра.
Наименование товара и 10-значный код товарной номенклатуры.
Как продавать маркированную обувь
Главная задача розницы — корректно завершить цепочку прослеживаемости товара. При продаже товар выводится из оборота, а код маркировки — деактивируется. Если при сканировании на кассе, код маркировки не читается (выходит ошибка), продавать товар нельзя. В этом случае, скорее всего, потребуется перемаркировка.
Для проведения продажи необходима интеграция онлайн-кассы с оператором фискальных данных (ОФД). Через ОФД сведения о выбытии передаются в систему Честный ЗНАК, а также в ФНС.
С 6 августа 2021 действует обновлённый формат фискальных данных — ФФД 1.2. Новая версия ФФД позволяет получать информацию о корректности кода маркировки в режиме онлайн. Когда кассир сканирует код, в информационную систему Честный ЗНАК поступает запрос, далее осуществляется проверка кода, и при подтверждении его корректности формируется чек. Перейти на ФФД 1.2 должны все торговые точки, реализующие маркированные товары, кроме таких групп, как меховые изделия, ювелирные изделия, алкоголь.
СберКорус предлагает решения для маркировки товаров для всех участников товарооборота. Специалисты компании проконсультируют и помогут легко перейти на работу с маркировкой.