Конвейерная лента
Конвейерная лента (транспортёрная) — тяговый и грузонесущий орган ленточного конвейера.
В настоящее время различают несколько типов конвейерных лент:
- Резинотканевые
- Резинотросовые
- Полимерные
- Модульные
- Металлические
Резинотканевые ленты изготавливаются на основе тканей: из полиамидных нитей, из полиэфирно-полиамидных нитей, из комбинированных нитей (полиэфир и хлопок). Среди резинотканевых лент следует отдельно выделить шевронные, которые предназначаются, в основном, для транспортировки грузов под наклоном.
Резинотросовые ленты состоят из каркас, верхней и нижней обкладки. Тяговый каркас ленты состоит из стальных тросов находящихся в одной плоскости в специальном резиновом слое каркаса.
Полимерные ковейерные ленты изготавливаются на основе тканей из полиэстера. Материалы, из которых состоят полимерные конвейерные ленты: поливинилхлорид, полиуретан, силикон, полиолефин и др.
Модульные конвейерные ленты производятся из синтетических материалов: полиэтилен, полиацетал, полиэтилен, нейлон. Модульные конвейерные ленты состоят из отдельных элементов (модулей), способны работать с агрессивными химическими средами (например, концентрированная серная кислота). Существуют модульные ленты состоящие из метала (как правило из стали). Используют такую ленту в тяжелых условиях или при сильном воздействии ленту.
Металлические ленты (транспортерные сетки) изготавливаются из углеродистой или нержавеющей стали. Отличительной особенностью является способность работать при высоких температурах. Находят свое применение в химической, фармацевтической, пищевой промышленности.
Типы и особенности конвейерных лент
Конвейерная или транспортерная лента — составная часть транспортной системы конвейерных типов. Иногда перемещение большегрузных материалов может происходить нерациональным способом, с большим трудом и очень продолжительное время из-за неправильного подобранного типа продукции. Стоит отметить, что у данного материала имеется довольно широкий перечень видов и интересное устройство.
Но для начала перейдем к разбору технических характеристик конвейерной ленты.
Свойства
Данный материал подвергается высоким механическим нагрузкам и абразивному воздействию. А оно в свою очередь зависит от сферы использования. Несмотря на все вышеперечисленное, ленты активно применяют в пищевой промышленности, на производстве, в металлургии, в горнорудной промышленности, в аэропорту. Во всех областях требуются разные ленты.
Первые конвейерные ленты были простой конструкцией и применялись, чтобы перемещать мешки с зерном на короткое расстояние. А покрытие ленты было деревянным.
В строение конвейерной ленты входят несколько слоев, которые мы представили в таблице.
Слой и описание
Рабочая резиновая обкладка. Поверхность, по которой транспортируется груз
Тканевая прокладка. Является важным элементом ленты, которая определяет ее прочность и гибкость
Резиновая прокладка. Она способна соединить слои каркаса
Нерабочая резиновая обкладка
Разновидности
Транспортерные ленты бывают многих видов. Их принято делить по области применения, материалам изготовления и форме.
Начнем с материала и формы, они бывают:
- резинотканевые
- резинотросовые
- шевронные
- общего назначения
- шахтного типа
- теплостойкие
- морозостойкие
- маслобензостойкие
- пищевые
- лента должна как можно меньше изнашиваться при контакте с транспортируемыми материалами и деталями самого конвейера,
- она не должна деформироваться и проскальзывать на роликах, тем самым обеспечивая стабильную скорость движения,
- должна обеспечивать высокое (в отдельных случаях – низкое) сцепление с транспортируемыми изделиями, чтобы они не скатывались (не прилипали) с поверхности,
- гибкость изделия должна обеспечивать хороший контакт со шкивами и минимальный износ в месте сгиба.
- ПВХ
- полиуретан (ПУ)
- силикон
- хитрил (хайтрел)
- тефлон
- хлопок
- фетр
- искусственная резина
- полиэтилен
- полипропилен
- полиацетал
- нейлон
- общего назначения
- пищевые – имеют специальный допуск к прямому контакту с пищей
- для птицефабрик – для яйцесбора или пометоудаления
- шахтные
- шевронные – для работы на подъем или под наклоном
- и другие специальные серии изделий
- однослойные
- многослойные
- гладкие
- рельефные
- перфорированные
- открытые – лента представляет собой рулон, от которого отрезается кусок нужной длины; при установке его концы спаиваются или соединяются замками
- бесконечные – изначально спаянные в кольцо.
- Рабочая резиновая обкладка. Поверхность, по которой транспортируется груз.
- Тканевые (тросовые) прокладки – каркас изделия. Самый важный элемент ленты, определяющий ее прочность и гибкость. Количество таких прокладок может составлять 3–12 штук.
- Резиновые прокладки, которые соединяют слои каркаса.
- Нерабочая обкладка из резины.
- Резинотканевые. Содержат тканевый каркас. Ткань может быть натуральной (хлопок) или синтетической, прочностью 55–400 Н/мм. Это ткани специального плетения марок ТК (полиамид) или БКНЛ65 (смесь полиэфира с хлопком).
- Резинотросовые. Изготовлены на основе каркаса из стальных тросов. Они предназначены для конвейеров длиной сверх 300 м, транспортирующих крупные, тяжелые грузы.
- ширина;
- толщина;
- количество слоев каркаса;
- тип перемещаемого груза;
- условия работы.
- Общего назначения. Самые распространенные ленты, предназначены для эксплуатации в средних температурных условиях и со средними прочностными нагрузками.
- Теплостойкие. Работают при температуре до +200 °С. Используются при транспортировании горячих грузов.
- Морозостойкие. Эксплуатируются при температуре до -60 °С.
- Маслобензостойкие. Устойчивые к воздействию масел и топлива.
- Шахтные. Обладают свойствами самозатухания, надежно защищены от возгорания.
- Пищевые. Подходят для использования в контакте с пищевыми продуктами, не вступают с ними в химические реакции.
- 3 ТК-200 2-0
- 2Л ТК-200 2-1
- 2Л ТК-200 3-1
- 2Л ТК-200 3-2
- 2Л ТК-200 4-2
- ТК-200 5-2
- 1 ТК-200 6-2
- 1 ТК-200 8-2
- 2Т1 ТК-200 3-1
- 2Т1 ТК-200 4-2
- 2Т1 ТК-200 5-2
- 2Т1 ТК-200 6-2
- 2Т1 ТК-200 8-2
- 2Т2 ТК-200 6-2
- 2Т2 ТК-200 8-2
- 2Т3 ТК-200 6-2
- 2Т3 ТК-200 8-2
- 2М ТК-200 3-1
- 2М ТК-200 4-2
- 2М ТК-200 5-2
- 2М ТК-200 6-2
- 2М ТК-200 8-2
- 3МС ТК-200 2-0
- 2МС ТК-200 3-1
- 2МС ТК-200 4-2
- 2МС ТК-200 5-2
- 2Ш ТК-200 4,5-3,5
- 2Ш ТК-200 6-3,5
- 2ШМ ТК-200 4,5-3,5
- 2ШМ ТК-200 6-3,5
- 2ШТС ТК-200 4,5-3,5
- 2ШТС ТК-200 6-3,5
Большинство транспортерных лент, изготовленных из резинотехнической смеси включают в себя два вида конструкционных особенностей. Чаще всего резинотканевую ленту применяют в промышленности, в ее состав входит текстильный корд. Сам корд производится из небольшого количества прокладок, включающий хлопчатобумажную ткань. Количество таких прослоек может включать до 12 штук.
Она в отличие от изделий с тканевым кордом имеет хорошую прочность. Этот вид транспортирует уголь, руду, а также соль, глину и множество других видов полезных ископаемых пород.
Эти ленты принято использовать, чтобы доставлять грузы под углом не более 45 градусов. Эффективность эксплуатации этого типа, достигается благодаря тому, что на их поверхности установлен шеврон, который противостоит рассыпанию груза.
Лента конвейера по области применения делится на шесть видов:
Общего назначения
Она применяется тогда, когда на производстве необходимо транспортировать несколько видов груза. Транспортерная лента этого вида может быть изготовлена из трех марок резины, и иметь отличие в количестве и типе прослоек.
Шахтного типа
Данный тип ленты включает в себя обыкновенную ткань и резину. Такие материалы применяют на большой глубине, где суровые условия. Они также постоянно загружены различными предметами.
Теплостойкие
Теплостойкая лента чаще всего применяется в металлургической отрасли. Это можно объяснить тем, что в этой сфере нужно использовать такие изделия, которые выдерживают высокие показатели температур.
Морозостойкие
Морозостойкая конвейерная лента необходима для работы при низких температурах, до — 60°С. Само изделие может подразделяться на несколько режимов работы: легкий, средний, тяжелый.
Маслобензостойкие
Лента МБС устойчива в работе с различными маслами и топливом. Она предназначена для химической промышленности и эксплуатируется в агрессивной среде.
Пищевые
Этот вид ленты может быть произведен из таких промышленных материалов как: полиуретан, поливинилхлорид и силикон. Пищевая лента сможет устоять разные химические воздействия и температуру до +100 °С.
Для визуального представления шевронной ленты мы подготовили слайдер, в котором вы можете увидеть разные формы этого изделия.
Таким образом, рассмотрев устройство конвейерной ленты, можно сказать, что она уникальное изделие: может работать в разных средах и температурах, в ее состав может входит несколько слоев резины. Также помимо свойств, мы определили шесть видов транспортерных лент.
Статьи
Конвейерная лента, ныне являющаяся практически неотъемлемой частью любого массового производства, появилась еще в XVII веке. Уже тогда достаточно примитивная конструкция успешно выполняла свои основные функции: упрощала транспортировку материалов и увеличивала производительность всех рабочих, причастных к техпроцессу. Не изменилось это и к сегодняшнему дню, однако качество и, что самое главное, количество доступных лент для конвейера выросло буквально в сотни раз.
Что такое конвейерная лента?
Конвейерная, она же транспортерная лента – это замкнутое в кольцо широкое полотно, расположенное, как минимум, на паре вращающихся шкивов (роликов).
Вариантов использования ленты несколько: это и подача сырья на производство с разгружаемого транспорта, и промежуточная транспортировка деталей между технологическими этапами, и упаковка готовой продукции с ее последующей отправкой на склад.
С одной стороны, подобное разнообразие в применении полотна абсолютно не влияет на основные требования к нему:
С другой – ряд требований к ленте, наоборот, меняется в зависимости от работы, производимой на данном участке. К примеру: устойчивость к воздействию пара и высоких температур; мягкость, препятствующая повреждению изделий; хорошее сопротивление ударным воздействиям или низкий уровень шума при движении.
В связи с этим, разнообразие специальных лент, оптимизированных для работы в определенных условиях, постоянно увеличивается, и в эксплуатацию внедряются новые, более технологичные виды.
Виды конвейерных лент
Классификация изделий производится по нескольким характеристикам.
По материалу
Изначально ленты производились из натуральной кожи или ткани, чуть позже – из резины, но сейчас материалов для их изготовления используется гораздо больше:
По предназначению
По структуре
По характеру поверхности
По длине
И последняя разновидность стоит особняком – это модульные конвейерные ленты. Они представляют собой не цельное полотно, а последовательно соединенные широкие модули. Они производятся из различных пластиков и могут быть как плоскими с различным рисунком перфорации, так и рельефными – от небольшого рельефа для лучшего сцепления с материалами, до высоких поперечных перегородок, необходимых для подъема или спуска изделий по наклонному участку.
Что в итоге?
Поскольку указанная нами классификация произведена по различным, зачастую независимым, параметрам, общее число различных транспортерных лент стремится к нескольким сотням. Например, сейчас при необходимости можно приобрести бесконечную рельефную универсальную многослойную ленту из ПВХ или открытую ленту, усиленную стеклотканью с покрытием из тефлона для термообработки.
За счет этого для любого участка конвейера можно легко подобрать подходящую ленту, которая обеспечит высокую скорость работы и максимально редкую замену и минимальный простой производства.
Транспортерная лента: назначение, конструкция, маркировка
Транспортерная (конвейерная) лента – ключевая деталь любого конвейера. Именно она транспортирует груз и работает как тяговой привод. При этом такая деталь является одновременно и самой дорогой, и самой недолговечной в конвейере. К ее прочности и долговечности выдвигаются максимально жесткие требования. Далее мы расскажем об особенностях конструкции транспортерных лент, их видах, области применения и эксплуатационных характеристиках.
Особенности конструкции и материальное исполнение
Строение транспортерной ленты тесно связано с ее функцией и условиями работы. Она постоянно подвергается повышенным механическим нагрузкам и абразивным воздействиям. Уровень воздействия зависит от области применения – конвейеры успешно используют и в фармацевтической, и в горнорудной промышленности. Но ленты в этих случаях требуются разные.
Транспортерная лента состоит из нескольких слоев ткани (или тросовой основы), каждый из которых покрыт резиной. Кроме резины, в производстве таких изделий используют другие эластичные полимерные материалы – ПВХ, силиконы, полиолефины. Выбор материала, как и другие параметры, зависит от условий эксплуатации. Так, в пищевой промышленности, особенно для маслосодержащей продукции, часто используют безопасный, маслостойкий и недорогой поливинилхлорид.
В конструкции ленты есть следующие слои:
Также лента оснащается резиновым бортом, который защищает ее от расслаивания и от попадания агрессивных веществ на основные слои.
По материалу каркаса транспортерные ленты делят на два типа:
При выборе конвейерной ленты следует учитывать такие параметры:
Стандартная ширина изделий – 240 см, но часто они производятся на 120 см и 560 см. Общая толщина зависит от количества и толщины слоев каркаса и резины, для резинотканевых изделий ГОСТ допускает максимальную общую толщину 2 см и длину 200 погонных метров. На нашем заводе возможно изготовление лент с любыми параметрами, по индивидуальному заказу.
Назначение и области применения
Функция изделия – горизонтальное или наклонное перемещение на конвейере различных грузов – сыпучих, кусковых, штучных. По назначению конвейерные ленты классифицируют так:
Резинотканевые ленты, изготовленные по ГОСТ 20-85, подразделяют на такие типы:
Тип | Материал, который можно перемещать | Режим эксплуатации | Категория ткани и прочность по основе, Н/мм | Группа резины |
---|---|---|---|---|
1.1 | Материалы горнодобывающей промышленности фракцией до 500 мм | Очень тяжелый | МК, ТК 400 | А, Б |
1.2 | Полезные ископаемые фракцией до 350 мм | Тяжелый | МК, ТК 200-400 | А, Б |
2.1 | Абразивные породы до 150 мм (ракушечник, щебенка) | Средний | ТЛК, ТК 100-300 | А, Б, И |
2.2 | Малоабразивные грузы до 150 мм (суглинок, пескоцемент, гравий) | Средний | ТЛК, ТК 100-300 | И, Б |
2Т1, 2Т2, 2Т3 | Материалы с повышенной температурой: Т1 — до 100 град., Т2 — до 150 град., Т3 — до 200 град. | Средний | ТК 100-300 | Т1, Т2, Т3 |
2Л | Материалы мелких фракций (зерновые культуры, щепки) | Легкий | ТЛК, ТК 100-300, БКНЛ | И, Б |
3 | Продукты сельскохозяйственной отрасли | Легкий | ТК 100, БКНЛ | И, Б |
4 | Сельхозпродукты (только для конвейеров со сплошным настилом) | Легкий | ТК 100, БКНЛ | И, Б |
Маркировка
Согласно ГОСТ 20-85, резинотканевые ленты снабжаются рельефной маркировкой строго заданного размера. Она обязательно содержит информацию о производителе, типе и длине изделия, дате изготовления и пр. Также в маркировку включают данные о конструкции – толщине, ширине, количестве слоев каркаса, обкладок, бортов.
Пример условного обозначения транспортерной ленты:
2Т2-560-4-ТК-300-6-3-БН, что означает
«Теплостойкая транспортерная лента (2Т2 – до +150 °С) шириной 560 мм с 4 слоями тканевых прокладок из ткани ТК-300; толщина рабочей резиновой обкладки – 6 мм, нерабочей – 3 мм; борт нарезной (БН)».
Другой вариант обозначения этой же ленты – 2Т2-560х4-ТК-300-6/3-РБ.
Обозначения основных типов конвейерных лент
Обозначения типов резин, используемых для изготовления обкладок лент:
И — для нормальных условий эксплуатации;
Ф — повышенной прочности, для тяжелых условий эксплуатации;
Б — повышенной прочности, для средних условий эксплуатации;
М — морозостойкая, для эксплуатации при температуре до -60°С;
Т1 — теплостойкая, для эксплуатации при температуре до +100°С;
Т2 — теплостойкая, для эксплуатации при температуре до +150°С;
Т3 — теплостойкая, для эксплуатации при температуре до +200°С;
Г1 — трудновоспламеняющаяся, для применения в угольных и сланцевых шахтах;
Г2 — трудновоспламеняющаяся и морозостойкая, для применения в угольных шахтах;