Как проходит возбуждение исполнительного производства?
Судебные разбирательства завершаются принятием решения, требующего исполнения. Как правило, после того как судебный акт принят органом правосудия, запускается механизм принудительного взыскания. Для этого исполнительный лист (ИЛ) передается в специальный орган — Службу судебных приставов (ССП), которая должна возбудить исполнительное производство. Рассказываем, как происходит его возбуждение и что для этого нужно.
При этом обращаем ваше внимание, что исполнение судебных решений (в том числе, если они касаются взыскания задолженности) — процесс довольно сложный. Для того чтобы повысить шансы на успешное завершение этой процедуры, стоит заручиться поддержкой профессионального юриста.
По каким основаниям возбуждается исполнительное производство?
Возбуждение исполнительного производства — это строго регламентированная законом процедура, поэтому просто так инициировать процесс не получится: нужны определенные основания. Итак, производство возбуждают при наличии следующих условий:
- выдаче судебным органом ИЛ или судебного приказа;
- предоставлении в ССП заявления от взыскателя.
Если заявитель подаст приставам исполнительный документ (ИД) без заявления, это может повлечь за собой отказ в возбуждении производства. Однако в ряде случаев производство может быть возбуждено и при отсутствии заявления.
В частности, заявление не требуется, если документ направляется приставам выдавшим его органом (судом). Закон предоставляет судебным органам это право, если о том, чтобы суд самостоятельно направил ИЛ, попросил его сам взыскатель.
Порядок возбуждения производства
После получения приставами исполнительного документа постановление выносится не сразу: представителям службы нужно убедиться, что основания для отказа в возбуждении отсутствуют. Для этого пристав удостоверяется в том, что:
- исполнительный документ соответствует требованиям действующего законодательства;
- ИД предъявлен приставам тем субъектом, который имеет на это право;
- заявитель подает ИД в соответствии с правилами территориальной компетенции и т.д.
Если все требования соблюдены, пристав вынесет соответствующее постановление. В документе обязательно должен быть определен срок, который дается должнику на добровольное исполнение. Кроме того, в постановлении содержится указание на возможность наложения на должника ограничений. Также постановление должно сообщать должнику, что тому надлежит предоставить документы на имеющееся у него имущество.
Особое значение имеет правильное уведомление должника. Если он не будет извещен о возбуждении производства надлежащим образом, действия приставов считаются незаконными, а значит, должник может обратиться с жалобой в суд.
Какие сроки установлены для возбуждения производства?
Первоочередное внимание законодательство уделяет срокам, которые устанавливаются для передачи поступившего ИД сотруднику службы (приставу). По общему правилу, передать документы необходимо в течение 3 дней с момента их поступления в орган. В этом правиле существует и исключение: если исполнительный лист должен быть исполнен немедленно, то его передача для возбуждения исполнительного производства происходит в день поступления.
Важно! При расчете исчисляемых в днях сроков нерабочие дни не учитываются. Если после поступления ИЛ к приставу наступила череда праздничных выходных, момент возбуждения производства будет отложен.
Для исполнительных документов, которые подлежат немедленному исполнению, постановление выносится в течение суток. Причем срок исчисляется не с момента передачи ИД приставу, а с момента его поступления в ССП.
В каких случаях может быть отказано в возбуждении производства?
Получение исполнительного документа не гарантирует, что приставы сразу же вынесут постановление и начнут процесс исполнения решения. По каким причинам заявитель может столкнуться с отказом? В действующем законодательстве содержится достаточно обширный перечень оснований, при наличии которых принимается отрицательное решение. Так, приставы вправе не выносить постановление, если истек срок предъявления ИД, не вступило в силу соответствующее судебное решение, документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий и т.д.
Если приставом будет принято решение об отказе, копия соответствующего постановления направляется взыскателю и в суд. Причем отправить копию сотрудники ССП обязаны не позднее дня, следующего за тем днем, когда было принято решение.
Таким образом, возбуждение исполнительного производства представляет собой строго регламентированную законом процедуру. Однако это вовсе не исключает риск возникновения различных сложностей на всех этапах исполнительного производства.
Если вы хотите, чтобы судебное решение все-таки было исполнено, рекомендуем обращаться за помощью к профессиональным юристам, которые оказывают услуги по правовому сопровождению исполнительных производств.
Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.
Требование о представлении документов: как и в какие сроки налогоплательщик должен его исполнить
При участии Михаил Пархоменко
Налоговики выставляют налогоплательщикам требования о представлении документов при проведении камеральных и выездных проверок. Кроме этого, инспекторы могут направлять такие требования контрагентам проверяемого налогоплательщика, а также в том случае, когда собирают сведения о какой-либо подозрительной сделке. Если лицо, которому выставлено требование, не исполнит его в срок или нарушит порядок электронного документооборота с ИФНС, ему грозит штраф и блокировка счетов. Мы подготовили статью-шпаргалку, где изложены основные правила получения и исполнения требований о представлении документов.
Когда ИФНС может направить требование о представлении документов
В рамках камеральной и выездной проверки
Согласно статье 93 НК РФ, инспекция вправе истребовать у налогоплательщика документы во время проведения камеральных и выездных налоговых проверок.
В рамках камеральной проверки ИФНС может включить в требование не любые документы, а только те, которые упомянуты в статье 88 НК РФ. К ним, в частности, относятся:
при применении налоговых льгот — документы, подтверждающие данные льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ);
при подаче декларации, в которой заявлено право на возмещение НДС, — документы, подтверждающие право на вычеты по налогу на добавленную стоимость (п. 8 ст. 88 НК РФ);
Провести автоматическую сверку счетов‑фактур с контрагентами Попробовать бесплатно
— при обнаружении противоречий между данными, указанными в декларации по НДС и в отчетности контрагентов, либо в различных полях одной и той же декларации по НДС, либо в декларации по НДС и в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, — счета-фактуры, «первичка» и иные документы, относящиеся к противоречивым сведениям (п. 8.1 ст. 88 НК РФ);
— при подаче уточненной декларации спустя два года после истечения срока сдачи отчетности, если в «уточненке» заявлено уменьшение налога к уплате или увеличение убытка по сравнению с показателями первичной декларацией, — документы, подтверждающие изменения первоначальных данных, и регистры налогового учета, где отражены показатели до и после изменений (п. 8.3 ст. 88 НК РФ);
— при подаче расчета по страховым взносам — документы, подтверждающие обоснованность отражения необлагаемых сумм и применения пониженных тарифов (п. 8.6 ст. 88 НК РФ).
Помимо этого, в ходе «камералки» налоговики вправе истребовать дополнительные документы в следующих случаях: при проверке декларации, поданной участником простого товарищества; при предъявлении вычетов по акцизам; при оказании иностранной компанией услуг на территории РФ и проч.
В рамках выездной ревизии инспекторы могут запросить любые документы, связанные с исчислением и уплатой налогов. Главное, чтобы такие документы относились к проверяемому периоду и к проверяемому налогу. Это следует из пункта 12 статьи 89 НК РФ.
В рамках встречной проверки
Сотрудники ИФНС также могут истребовать документы не у самого проверяемого налогоплательщика, а у его контрагентов (в том числе второго, третьего и последующего звена) или иных лиц, которые располагают необходимой информацией. Помимо этого, налоговики могут запросить документы вне рамок проверки, если они собирают данные о какой-либо отдельно взятой сделке. При указанных обстоятельствах сотрудник инспекции, которая проверяет налогоплательщика или собирает данные о сделке, направляет специальное поручение в ИФНС, где состоит на учете контрагент или иное лицо, которое располагает необходимыми сведениями. На основании этого поручения формируется требование о представлении документов (информации) и направляется указанному лицу. Такой порядок закреплен в статье 93.1 НК РФ.
Добавим, что перечень документов, которые инспекторы могут истребовать при встречной проверке, не ограничен. Поэтому налоговики вправе запросить любые бумаги — главное, чтобы они относились к деятельности проверяемого налогоплательщика.
В какой форме инспекция направляет требования
В пункте 4 статьи 31 НК РФ закреплено следующее правило. Если налогоплательщик должен сдавать налоговую отчетность в электронной форме, то и требования о представлении документов направляются ему тоже в электронной форме.
Такой налогоплательщик, в свою очередь, обязан обеспечить техническую возможность принимать от налоговиков электронные документы по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Для этого необходимо заключить договор с оператором ЭДО и получить квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи. Это необходимо сделать в течение 10 дней с того момента, как у налогоплательщика появилась обязанность сдавать электронную отчетность (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).
Напомним, что отчитываться по налогам в электронной форме должны компании и предприниматели, у которых среднесписочная численность работников превышает 100 человек. Также электронная отчетность обязательна для всех без исключения плательщиков налога на добавленную стоимость и тех, кто является налоговым агентом по НДС, либо просто выставляет клиентам счета-фактуры (подробнее см. «Электронная отчетность: кто обязан отчитываться в контролирующие органы через интернет»). Это означает, что на практике многие организации и ИП должны получать требования от налоговиков в электронном виде.
Отметим, что электронной перепиской с ИФНС вместо налогоплательщика может заниматься его уполномоченный представитель. В этом случае в инспекцию надо дополнительно направить документ, подтверждающий право уполномоченного представителя принимать от налоговиков электронные требования и другие документы, адресованные налогоплательщику (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).
Если же налогоплательщик вправе сдавать налоговую отчетность на бумаге, то ИФНС может направлять ему «бумажные» требования о представлении документов. Соответственно, он не обязан обеспечить возможность получать электронные требования от налоговиков через оператора ЭДО.
В какой форме направлять истребованные документы
В Налоговом кодексе нет положения, которое обязывало бы налогоплательщиков, получающих электронные требования, исполнять их только в электронной форме. Другими словами, даже если ИФНС направляет требования о представлении документов через интернет, организации и ИП, строго говоря, могут представить эти документы в бумажном виде. Однако в жизни так практически никто не поступает. Обычно налогоплательщики, принимающие электронные требования, отправляют документы инспекторам именно в электронном виде, потому что этот способ является более удобным, быстрым и экономичным.
Электронные документы по формату и бумажные документы
Согласно пункту 2 статьи 93 НК РФ, через интернет можно представить либо те документы, которые изначально были составлены в электронной форме по установленным форматам (например, счета-фактуры), либо скан-образы бумажных документов.
Для передачи скан-образов существует свой формат, который утвержден приказом ФНС России от 18.01.17 № ММВ-7-6/16@. Передача осуществляется по телекоммуникационным каналам связи через оператора ЭДО (электронного документооборота), то есть через систему для отправки отчетности. Пересылаемые документы должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица или его представителя.
Документы, составленные на бумаге, можно также принести в инспекцию лично, передать через представителя или направить по почте заказным письмом. Документы подаются в виде копий, заверенных налогоплательщиком. Все листы должны быть прошиты и пронумерованы (см. « Определены правила формирования и представления подшивки документов, запрошенных инспекцией »). При этом нотариальное заверение в общем случае не требуется (п. 2 ст. 93 НК РФ).
«Неформатные» электронные документы
В Налоговом кодексе не сказано, каким способом следует представить запрошенные документы, если изначально они были составлены в электронном виде, но не по установленному формату (например, договоры). Напомним, что «неформатные» документы, подписанные электронной подписью и переданные контрагенту через систему для электронного документооборота (например, «Контур.Диадок») признаются юридически значимыми. Из письма ФНС России от 09.09.15 № СА-4-7/15871 следует, что перед отправкой в инспекцию «неформатный» электронный документ надо распечатать, заверить его в обычном порядке и сделать отметку о том, что он был подписан электронной подписью (см. «ФНС разъяснила, как представлять в инспекцию электронные документы, форматы для которых не утверждены»). Вероятно, далее можно поступить по аналогии с отправкой бумажных документов. То есть либо сдать в ИФНС лично или по почте бумажные копии, либо отсканировать их и отправить сканы в инспекцию через систему для отправки отчетности.
В какие сроки нужно представить документы
Если документы истребованы в рамках камеральной или выездной проверки, то налогоплательщик должен представить их в течение 10 рабочих дней с даты получения требования (20 рабочих дней — при проверке консолидированной группы налогоплательщиков). Об этом сказано в пункте 3 статьи 93 НК РФ. Если ИФНС затребовала документы в рамках «встречной» проверки, то на подачу бумаг отводится 5 рабочих дней с даты получения требования. В случае, когда налоговики запросили сведения по конкретной сделке, представить их нужно в течение 10 рабочих дней с даты получения требования (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).
Какая дата считается днем получения требования? Ответ на этот вопрос зависит от того, в какой форме было направлено требование.
Требование в электронной форме
Датой получения электронного требования считается день, когда налогоплательщик открыл файл с данным требованием и направил в ИФНС квитанцию о приеме. Это следует из пункт 10 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 16.07.20 № ЕД-7-2/448@.
Квитанцию о приеме требования налогоплательщик должен передать в ИФНС через оператора ЭДО не позднее шести рабочих дней с момента отправки требования инспекцией (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). Момент отправки фиксируется в документе, который называется «Подтверждение даты отправки». Такое подтверждение формирует оператор ЭДО, и направляет его налоговикам и налогоплательщику (подробнее см. « Как реагировать на электронные требования из ИФНС: пошаговая инструкция »).
Требование на бумажном носителе
Датой получения требования, направленного по почте заказным письмом, считается шестой день со дня отправки указанного письма. Данное правило закреплено в пункте 4 статьи 31 НК РФ.
Что делать, если налогоплательщик не укладывается в сроки
Не исключено, что организация или предприниматель не успевает подготовить документы в срок, зафиксированный в требовании. Тогда нужно направить в инспекцию письменное уведомление о невозможности представить документы (информацию) в установленный срок (форма и электронный формат уведомления утв. приказом ФНС России от 24.04.19 № ММВ-7-2/204@). Такое уведомление необходимо передать в ИФНС в течение дня, следующего за днем получения требования. Сделать это можно лично, через представителя, либо в электронной форме. А лица, не обязанные отчитываться в электронном виде, могут направить уведомление по почте.
Получив уведомление, налоговики в течение двух дней должны принять решение: продлить срок представления затребованных документов или отказать в продлении. Отметим, что Налоговый кодекс не ограничивает налоговиков в вопросе о том, на какой период увеличить срок представления документов. Поэтому этот период может быть любым. Единственное ограничение введено для консолидированных групп налогоплательщиков — для них срок представления документов может быть продлен не менее чем на 10 дней (п. 3 ст. 93 НК РФ).
Как быстро отправить в ИФНС большое количество документов
Нередко количество документов, указанных в требовании, исчисляется десятками, сотнями и даже тысячами. Чтобы подготовить и направить в инспекцию такой внушительный пакет, требуется много сил и времени. И даже если ИФНС продлит срок, отведенный для представления документов, уложиться в него бывает непросто.
В связи с этим многие компании и предприниматели используют современные сервисы, позволяющие облегчить и ускорить процесс пересылки документов в инспекцию. К таким сервисам, в частности, относится «Коннектор Контур.Экстерн». Он дает возможность направить налоговикам десятки тысяч электронных документов единовременно, при этом в час уходит примерно 9 тысяч документов.
Через «Коннектор» можно передавать в ИФНС любые электронные документы, созданные по утвержденным форматам (например, счета-фактуры, накладные ТОРГ-12 и проч.). Такие документы направляются в виде XML-файлов. Также «Коннектор» отсылает скан-образы любых документов, созданных на бумажном носителе: актов, договоров, платежек и др. Скан-образы передаются в следующих форматах: pdf, jpg, png, tiff. Опись отправленных документов формируется автоматически.
Налогоплательщики, которым предстоит представить в ИФНС особенно много «первички», поступают следующим образом. Они устанавливают «Коннектор Контур.Экстерн» на разных компьютерах и запускают параллельную отправку. Таким образом, риск нарушить сроки, отведенные для представления документов, сводится к нулю.
Что делать, если нужных документов нет
Случается, что инспекция запрашивает документы, которых у налогоплательщика или его контрагента нет, а возможно, никогда и не было. Как быть в такой ситуации?
У налогоплательщика есть законное право ответить отказом. В пункте 3 статьи 93 НК РФ сказано, что лицо, которому направлено требование, может в течение одного дня с даты его получения сообщить налоговикам, что нужные документы у него отсутствуют. Аналогичное правило содержится в пункте 5 статьи 93.1 НК РФ. Форма и формат уведомления утверждены приказом ФНС России от 24.04.19 № ММВ-7-2/204@ .
Что делать, если документы затребованы повторно
ИФНС вправе запросить документы повторно, а налогоплательщик, в свою очередь, вправе не сдавать бумаги, которые ранее были представлены. В этом случае налогоплательщику нужно уведомить инспекцию о том, что данные документы уже подавались. В уведомлении следует указать реквизиты документа, которым запрошенные договоры, накладные и счета-фактуры были представлены или к которому были приложены, и наименование получившей его инспекции. Сделать это нужно в сроки, назначенные для подачи затребованных документов.
Данное правило не распространяются на подлинники документов, представленные налогоплательщиком и полученные им обратно, а также на документы, потерянные налоговиками «вследствие обстоятельств непреодолимой силы». Такие бумаги необходимо сдавать второй раз.
Какие санкции предусмотрены для нарушителей
Налогоплательщику, который обязан отчитываться перед ИФНС в электронном виде, но не обеспечил возможность получения от инспекции электронных документов, налоговики заблокируют счета в банке. То же самое случится, если данный налогоплательщик не направит налоговикам квитанцию о получении электронного требования (подп. 1.1 и подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ ; подробнее см. « Непредставление налогоплательщиком электронной квитанции о приеме документов из инспекции является основанием для блокировки счета »).
За отказ представить в срок истребованные в рамках проверки документы (которыми, по мнению инспекторов, налогоплательщик располагает) предусмотрен штраф на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ. Его размер составляет 200 рублей за каждый непредставленный документ. Если же контрагент проверяемого налогоплательщика отказался направить запрошенные у него документы об этом налогоплательщике (при том, что такие документы есть в наличии), инспекторы выпишут штраф по пункту 2 статьи 126 НК РФ в размере 10 000 рублей. Необоснованный отказ представить информацию о конкретной сделке влечет штраф в размере 5 000 рублей по пункту 1 статьи 129.1 НК РФ, а за повторный отказ в течение года штраф составит 20 000 рублей (п. 2 ст. 129.1 НК РФ).
Как IT-компании получить аккредитацию Минцифры
30 сентября 2022 года утверждены новые правила госаккредитации IT-компаний. 10 октября 2022 года на Госуслугах заработала форма, через которую можно подать заявку. Подробно рассказываем, что нужно сделать, чтобы попасть в реестр аккредитованных IT-компаний.
Для аккредитованных IT-компаний доступны льготные кредиты, налоговые льготы, упрощенный приём иностранных граждан, а сотрудники таких компаний могут оформить льготную ипотеку и получить отсрочку от службы в армии и мобилизации. 30 сентября 2022 года утверждены новые правила госаккредитации . 10 октября 2022 года на Госуслугах заработала форма , через которую можно подать заявку.
Условия аккредитации для действующего бизнеса
Чтобы получить аккредитацию, организация должна соответствовать пяти условиям:
1. Профильный IT-ОКВЭД заявлен в качестве основного. Список профильных кодов ОКВЭД указан в приложении 1 к постановлению № 1729 от 30.09.2022 . Его расширили, теперь в список входит более 30 видов деятельности.
Если основной вид деятельности по ОКВЭД — 26.20.4, 46.51.2, 47.91.2, 58, 58.2, 59.14, 60.10, 60.20, 63.91, 73.20.1, 85.30, 84.41, 85.42, аккредитацию можно получить только при наличии дополнительных кодов ОКВЭД с группами 62, 63.
2. Средняя зарплата работников компании не ниже средней по России или региону — по выбору компании. Среднемесячный размер выплат считают, исходя из данных за предыдущий квартал. Информацию о среднемесячном размере выплат в компании Минцифры будут получать от ФНС России. В расчёт средней зарплаты не включают декретниц и исполнителей по договорам ГПХ.
Важная деталь: дивиденды, которые получает директор-учредитель, к зарплате не относятся. Если из-за этого компания не может выполнить требование по средней зарплате, придётся менять структуру доходов директора и увеличивать его зарплату.
3. Доход от IT-деятельности в общем доходе больше 30%. Доход от IT-деятельности считают по итогам прошлого года. Если компания была зарегистрирована в прошлом году, то доход считают с момента регистрации до конца прошлого года. Если организация зарегистрирована в этом году — доход надо показать с момента регистрации до момента подачи документов.
Для подтверждения доходов организация должна предоставить справку о доходах от IT-деятельности, установленную уполномоченным органом.
10 октября 2022 года Минцифры выложило приказ № 766 от 08.10.2022 с перечнем видов деятельности, которые министерство считает IT-шными. Именно доходы от этих направлений деятельности должны быть выше планки в 30%, чтобы претендовать на получение аккредитации.
4. У организации есть сайт, где размещена информация в её деятельности в области IT. На сайте должны быть указаны сведения:
- о направлениях деятельности в IT-сфере;
- о включении продуктов, созданных и/или используемых организацией в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
5. Компания предоставила согласие налоговой на представление сведений, составляющих налоговую тайну. Инструкцию по направлению такого согласия можно найти здесь .
Компании, которые соответствуют всем условиям, кроме требования об уровне средней зарплаты, могут получить аккредитацию без учёта этого требования. Для этого нужно соответствовать двум дополнительным критериям:
- Доход за предыдущий год более 1 млн руб. Если организация зарегистрирована в 2022 году, доход показывают с момента регистрации до момента подачи документов.
- Организация является правообладателем ПО, включенного в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и имеет доход от реализации прав на него в течение года, предшествующему году подачи заявления на аккредитацию.
Условия аккредитации для стартапов
IT-стартапы могут получить аккредитацию без соблюдения требования о 30% доходе от IT-деятельности. Для этого они должны соответствовать следующим условиям:
- Компания создана менее, чем за 3 года до подачи заявления.
- Доход организации менее 1 млн руб. с момента создания.
- Организация зарегистрирована в реестре стартапов. Такой реестр есть только в Москве, поэтому предоставлять выписку должны только московские компании. Остальным регионам пока условие можно исключить, но планируется, что их подключат к подобным реестрам в ближайшие два месяца.
Остальные требования такие же, как и для других IT-компаний.
Как подать заявление на получение аккредитации
Для получения аккредитации организация должна подать заявление Госуслугах. Заявление подписывает руководитель организации или уполномоченное лицо усиленной квалифицированной электронной подписью. К заявлению нужно приложить:
- Справку об отсутствии судимости руководителя.
- Справку о доходах (для казённых учреждений и автономных некоммерческих организаций — о расходах) в разрезе видов деятельности.
- Согласие на предоставление сведений, составляющих налоговую тайну.
- Выписку из реестра стартапов (для зарегистрированных в Москве).
Минцифры может запросить у компании дополнительные сведения для проверки соблюдения условий. Их нужно предоставить в течение 5 рабочих дней. Плата за аккредитацию не взимается.
Кому откажут в аккредитации
- Организациям, которые не соответствуют заявленным условиям для аккредитации.
- Компаниям с госучастием не менее 50%.
- Государственным и муниципальным учреждениям, предприятиям, госкомпаниям и госкорпорациям.
- Банкам, небанковским и кредитным финансовым организациям, страховым организациям, оператором, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования.
- Организациям с недоимкой по налогам, сборам, страховым взносам и задолженностью по пеням и штрафам больше 3 тыс. руб.
- Организациям, у которых руководитель имеет неснятую и непогашенную судимость.
- Акционерным обществам из этого списка .
- Организациям, которые не предоставили согласие на представление сведений, составляющих налоговую тайну.
Компания может повторно заявиться на аккредитацию после того, как устранит причину отказа.
Что делать IT-компаниям, которые уже аккредитованы
Если ваша компания уже аккредитована, то повторно подавать заявление сейчас не нужно. Но до 1 ноября 2022 года необходимо направить в ФНС согласие на раскрытие сведений, составляющих налоговую тайну, чтобы пройти проверку на соответствие требованиям для аккредитации.
Начиная с 2023 года, ежегодно до 1 июля аккредитованные компании будут проверять на соответствие требованиям. Для этого организациям необходимо будет предоставлять сведения о доходах в сфере IT. Также Минцифры проверит выполнение требований по средней заработной плате за предыдущий год.
Министерство может провести и внеплановую проверку. Например, если в аккредитованной организации числится всего один человек, то по формальным признакам эта компания ничего не нарушает, но повышенное внимание и вероятность внеплановой проверки у неё выше, чем у других.
Порядок выдачи справки 2-НДФЛ работнику
В п. 3 ст. 230 НК РФ указано, что справка о доходах и удержаниях из них выдается по требованию физического лица налоговым агентом. Начиная с доходов за 2021 год справка оформляется по форме, утвержденной приказом ФНС от 15.10.2020 № ЕД-7-11/753@ (приложение № 4). Она больше не называется 2-НДФЛ, просто справка о доходах и суммах налога физического лица. Но мы продолжим именовать ее по-старому, как все привыкли — 2-НДФЛ.
Приказом № ЕД-7-11/753@ установлены два бланка: один для сдачи в налоговую (приложение № 1), второй для выдачи работникам (приложение № 4). Не ошибитесь! Об отличиях справок и порядке их оформления читайте здесь.
Скачать бланк справки 2-НДФЛ, выдаваемый работникам за 2021 год и последующие можно бесплатно, кликнув по картинке ниже:
Эксперты системы К+ подготовили образец справки о доходах и суммах НДФЛ 2022 года. Получите бесплатный пробный доступ к системе и переходите к образцу.
Налоговым агентом для работника выступает работодатель, который удерживает из его зарплаты и иных выплат налоги и перечисляет их в бюджет. При этом налоговым агентом для работника могут выступать не только юридические лица, но и иные работодатели (самозанятые лица, а также физлица, не входящие в число самозанятых).
Налоговым агентом для военнослужащих является государство, поскольку контракт на военную службу заключается от его имени. Соответственно, получить справку о своих доходах и удержаниях военнослужащие смогут в Едином расчетном центре (ЕРЦ) Минобороны России.
Кому предоставляется справка и в какие сроки
Справка 2-НДФЛ представляется налоговым агентом:
- В отношении налога, удержанного у физлица, — ежегодно в ИФНС, теперь в составе годового 6-НДФЛ (не позднее 1 марта года, следующего за отчетным). Справки готовятся на каждого работника, которому выплачивался доход в течение календарного года. Если работник трудился в течение налогового периода в нескольких подразделениях одного предприятия, то для заполнения 2-НДФЛ следует воспользоваться рекомендациями из письма Минфина России от 23.07.2013 № 03-02-08/28888.
- В отношении налога, который работодатель не смог удержать у физлица, — ежегодно в ИФНС, также в составе расчета 6-НДФЛ (не позднее 1 марта года, следующего за отчетным).
- По требованию работника неограниченное число раз, причем работодатель не может отказать работнику в его праве (письмо УФНС г. Москвы от 24.02.2011 № 20-14/3/16873). Работник также может потребовать предоставить сразу несколько оригиналов справки.
ВНИМАНИЕ! 2-НДФЛ для работника можно заверить ЭЦП. Подробнее см. здесь.
В ст. 230 НК РФ не оговорен срок изготовления справки после обращения работника. В то же время в ст. 62 ТК РФ для выдачи справки о зарплате установлен трехдневный срок со дня поступления письменного заявления работника.
Означает ли это, что для получения справки необходимо в обязательном порядке писать заявление? Не всегда. Некоторые работодатели выдают такие документы по устной просьбе работника, а также при увольнении — без напоминаний (в соответствии со ст. 84.1 ТК РФ). Если же предприятие большое либо работодатель занял позицию, что без заявления ничего предоставлять не будет, следует написать ходатайство в произвольной форме.
В заявлении важно правильно указать свои личные данные, а также период (он измеряется в годах), за который требуется справка. Справка должна выдаваться сколько угодно раз по обращению работника в пределах трехлетнего срока, за который учитываются его доходы.
В какой срок нужно выдать 2-НДФЛ увольняющемуся работнику, а также физлицу (не вашему работнику), которое получало от вас доход, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Переходите к разъяснениям, оформив бесплатный пробный доступ к системе.
Для каких целей работнику может потребоваться 2-НДФЛ
Справка о доходах и удержаниях из них по форме 2-НДФЛ может потребоваться работнику в следующих ситуациях:
- для получения кредита, оформления ипотеки;
- для заполнения декларации 3-НДФЛ;
- при трудоустройстве на новое место работы;
- для оформления пособия по безработице, пенсии;
- для получения государственной материальной помощи;
- для оформления визы;
- в других ситуациях.
О документах, которые могут оказаться нужными при подаче декларации о доходах, читайте в материале «Какие документы необходимы для подачи декларации 3-НДФЛ?».
Что делать, если работодатель отказывается выдать справку
Редко, но все же бывают ситуации, когда работодатель отказывается выдать увольняемому сотруднику справку 2-НДФЛ. Чаще всего, по причине того, что на предприятии есть проблемы с ведением налогового учета. В таком случае работнику потребуется соблюсти все нормы закона для того, чтобы добиться своего.
Придется написать заявление в письменной форме и направить его в адрес работодателя. Предпочтительно отправлять такое заявление ценным письмом — тогда на руках останется опись вложения с отметкой почтового оператора. Если в течение установленного срока (три дня с момента получения заявления работодателем) справка так и не будет предоставлена, можно обращаться напрямую в трудовую инспекцию с жалобой на бездействие должностных лиц предприятия.
О том, к чему может привести невыдача работнику справки, читайте в материале «Не выдали сотруднику справку 2-НДФЛ? Ждите судебное разбирательство».
Как поступить, если предприятие ликвидировано
Не исключена и другая довольно проблематичная ситуация, когда на момент обращения за справкой предприятие уже не функционирует (ликвидировано) и сведения о нем исключены из Единого государственного реестра юридических лиц. Существует несколько способов получить справку 2-НДФЛ в такой ситуации.
Так, если справка требуется новому работодателю, он направляет запрос в отделение ПФР и местную ИФНС с объяснением причин такой необходимости. Справка может потребоваться для правильного применения стандартных вычетов или расчета отпускных и больничных, когда без сведений об отчислениях, произведенных предыдущим работодателем, не обойтись.
В ответ на данный запрос будут предоставлены сведения о доходах и удержаниях из них по конкретному физическому лицу за запрашиваемый период. Также и само застрахованное лицо может самостоятельно отправить запрос в ПФР по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития от 24.01.2011 № 21н.
Кроме того, физическое лицо может самостоятельно получить необходимые сведения о начисленном и уплаченном НДФЛ через личный кабинет на сайте ФНС России.
Справка 2-НДФЛ от ИП
Порядок выдачи справки 2-НДФЛ работодателем — индивидуальным предпринимателем ничем не отличается от общепринятого для налоговых агентов — юридических лиц, поскольку ИП при выплате вознаграждения физическому лицу тоже удерживает из него налог и перечисляет его в бюджет. Именно эти сведения и заносятся в справку.
Сам себе ИП обычно справку о доходах по утвержденной форме не предоставляет. Такая возможность в налоговом законодательстве нигде не упомянута. В то же время заполнение такой формы и самоличное ее подписание не будет нарушением.
Особенности справки 2-НДФЛ для ИП рассмотрены в этой статье.
Но во многих ситуациях предпринимателю бывает достаточно копии декларации, в которой отражаются реальные доходы предпринимателя (это не подходит для ИП, работающих на патенте), выписки из книги учета доходов и расходов, из кассовой книги либо копий подтверждающих получение дохода первичных документов.
Если имеется задержка по выплате зарплаты
В связи с тем, что в соответствии с п. 4 ст. 226 НК РФ начисленный НДФЛ не может быть удержан до момента выплаты сотруднику зарплаты, имеются особые сложности с внесением в справку 2-НДФЛ данных, относящихся к начисленному, но еще не выплаченному доходу.
По мнению налоговиков, если доходы за прошлый налоговый период на момент составления НДФЛ-отчетности еще не выплачены, то их, а также удержание налогов из них в справке о доходах, отражать не следует. А после выплаты зарплаты нужно сдать уточненки.
Где взять справку безработному и пенсионеру
Безработному можно получить справку о полученных доходах в виде пособия по безработице в центре занятости. Достаточно подать заявление и потом забрать готовую справку. Но это будет не форма 2-НДФЛ. Если же физическое лицо не работало более трех лет и не состояло на учете в центре занятости, то справку о доходах взять ему просто неоткуда, ведь официально их не было.
Если же у неработающего человека были доходы из других источников, необходимо сообщить о них, указав в декларации 3-НДФЛ. Кроме того, потребуется самому рассчитать налог и перечислить его в бюджет. Свидетельством полученных доходов и уплаченных с них налогов в данном случае будет копия налоговой декларации.
Пенсионеры, получающие платежи из негосударственных пенсионных фондов, могут затребовать 2-НДФЛ в местном подразделении своего фонда. А вот нетрудоспособные граждане, которые получают госпенсии, не смогут получить такую справку в ПФР, поскольку налогообложение НДФЛ таких пенсий не производится.
Что нового в порядке оформления справки
Как уже упоминалось выше, с 2021 года 2-НДФЛ в виде отдельного документа не существует. Она теперь часть расчета 6-НДФЛ, который сдается по итогам года. Соответственно и оформляется она на новом бланке. А точнее, на двух бланках:
- Первый используется для сдачи в ИФНС.
- Второй выдается работнику.
И ни один из них больше не носит название 2-НДФЛ.
Корректировка данных для справки
При обнаружении неточностей (при проведении налоговой или самостоятельной проверки) налоговый агент должен предоставить уточненный вариант справки в ИФНС. И сделать это как можно скорее, чтобы не попасть под ответственность за искажение поданных в ИФНС сведений (ст. 126.1 НК РФ). Исправления, сделанные до момента выявления нарушения налоговым органом, избавят от ответственности.
См. также:
- «Новую или старую фамилию работника указать в корректирующей 2-НДФЛ?»;
- «Как сдать 2-НДФЛ, если у работника нет ИНН?».
Кроме того, правильный вариант справки надо передать и работнику.
Необлагаемые доходы в справку вноситься не должны. Если в этом при оформлении исходной справки была допущена ошибка, работодателю следует устранить данное нарушение.
Если изменения связаны с пересчетом НДФЛ в сторону увеличения налоговых обязательств, то в исправленной справке излишне уплаченный налоговым агентом, но не удержанный с работника налог не указывается, поскольку ФНС России не считает такую переплату налогом.
Если в предыдущей справке был указан излишне удержанный с работника налог, а впоследствии он был возвращен физическому лицу, то в новой справке следует указать правильную сумму. После обнаружения ошибки в виде излишне удержанного НДФЛ возврат должен быть произведен в течение 3 месяцев.
Итоги
Справка 2-НДФЛ формируется налоговым агентом, осуществляющим выплату доходов физлицам, по каждому физическому лицу, получившему доход, подлежащий обложению НДФЛ. В качестве обязательной отчетности такие справки сдаются в ИФНС в составе годового расчета 6-НДФЛ до 1 марта года, следующего за отчетным.
Однако чаще всего такие справки создаются работодателями по запросу работника. Количество экземпляров справки, выдаваемых работнику, равно как и число обращений за этим документом, ничем не ограничено. Это значит, что налоговый агент должен удовлетворять каждое поступившее от работника заявление о выдаче 2-НДФЛ.
На изготовление работодателем документов, запрашиваемых у него работником, отводится 3 дня — такой срок прописан в ТК РФ и может быть использован в отношении выдачи справки о доходах. Справку можно оформить на бланке, имеющемся в любой бухгалтерской программе. Также он доступен для скачивания на всех бухгалтерских порталах (в т. ч. на нашем). Кроме того, можно загрузить программу по заполнению этой формы на сайте налоговой службы.
Для скорейшего получения справки работнику следует составить письменный запрос и передать его работодателю. Справка 2-НДФЛ требуется работнику довольно часто, поэтому бухгалтерии любого налогового агента следует побеспокоиться о правильном ведении налогового учета и своевременном исправлении выявленных ошибок.