Куда вывозить лес после культуртехнической мелиорации
Перейти к содержимому

Куда вывозить лес после культуртехнической мелиорации

Минсельхоз России предполагает, что расчищать сельхозземли от леса можно «в рамках проектов по культуртехнической мелиорации»

Из-за саботажа со стороны Правительства РФ и профильных федеральных органов исполнительной власти (Минприроды и Минсельхоза), президентское поручение Пр-2039, п.1.б от 1 сентября 2013 года о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих установление особенностей использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, не относящихся к землям лесного фонда, до сих пор остается невыполненным. Перспективы его выполнения пока не очевидны, поскольку пока для этого не сделано ничего практически значимого — попытки разработки соответствующего законопроекта заглохли на уровне разборок между Минприроды и Минсельхозом. Шансов на выполнение этого поручения до конца 2018 года почти нет.

В результате правовой статус лесов на землях сельскохозяйственного назначения до сих пор остается неопределенным (практически у них нет никакого статуса — с точки зрения ныненшено законодательства этих лесов как бы не существует). А это, между прочим, многие десятки миллионов гектаров леса, причем в большинстве случаев леса, наиболее важного для людей, расположенного вблизи поселений и объектов инфраструктуры. Отсутствие правового статуса у этих лесов ведет к многочисленным конфликтам, причем разным — связанным как с варварскими рубками лесов вблизи населенных пунктов и в местах отдыха людей, так и с проблемами при расчистке зарастающих сельхозуодий, если кто-то пытается вернуть эти брошенные сельхозугодья в хозяйственный оборот.

Вместо того, чтобы помочь Правительству РФ и Минприроды подготовить разумный законопроект о статусе лесов на землях сельхозназначения, Минсельхоз пытается урегулировать этот статус с помощью писем, которые фактически отражают лишь мнение сотрудников этого министерства. В частности, в письме департамента земельной политики, имущественных отношений и госсобственности Минсельхоза России от 13 февраля 2018 г. № 15/121 говорится, что «на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения правообладателями таких земельных участков может осуществляться расчистка земель от древесно-кустарниковой растительности, не относящейся к защитным лесным насаждениям и лесам на сельскохозяйственных землях в границах особо охраняемых природных территорий, в рамках проектов по культуртехнической мелиорации».

Примечательно, что в этом же письме Минсельхоз разъясняет, что такое прокуратура и чем она занимается. Как это связано с темой расчистки земель сельхозназначения от древесно-кустарниковой растительности, в письме не объясняется. Возможно, Минсельхоз таким образом намекает читателям своего письма, что у прокуратуры может быть иное мнение по поводу рубок леса на землях сельхозназначения, и, например, наличие проекта культуртехнической мелиорации может не избавить порубщиков от ответственности, например, за незаконную рубку.

Что такое «культуртехническая мелиорация земель» и в чем состоит ее проект, определяется федеральным законом о мелиорации земель и разъясняется инструкцией Минсельхоза:

Ниже приводится текст письма, о котором идет речь (ссылка).

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ЗЕМЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ, ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ И ГОССОБСТВЕННОСТИ

Письмо от 13 февраля 2018 г. N 15/121

Департамент земельной политики, имущественных отношений и госсобственности Минсельхоза России в пределах компетенции рассмотрел обращение по вопросу рубки древесной растительности на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450, Минсельхоз России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), и не уполномочен осуществлять официальное толкование действующего законодательства, а также давать оценку действиям органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно статье 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Необходимо отметить, что частью 2 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Закон об обороте), для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, указанного в пункте 3 статьи 6 Закона об обороте.

Кроме того, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ «О мелиорации земель» культуртехническая мелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель. Этот тип мелиорации земель подразделяется на виды мелиорации земель, в том числе расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха.

Исключением в указанном случае являются расположенные на землях сельскохозяйственного назначения защитные лесные насаждения и леса, расположенные на таких землях в границах особо охраняемых природных территорий (в рамках соблюдения особого правового режима использования природных ресурсов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий), в отношении которых действующим законодательством определен механизм надзора за их состоянием и использованием, а также предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушения законодательства в соответствующей сфере, в том числе за незаконную рубку.

С учетом изложенного полагаем, что на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения правообладателями таких земельных участков может осуществляться расчистка земель от древесно-кустарниковой растительности, не относящейся к защитным лесным насаждениям и лесам на сельскохозяйственных землях в границах особо охраняемых природных территорий, в рамках проектов по культуртехнической мелиорации.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Вывоз и утилизация спиленных деревьев и веток: цены в городах России

Фото 1

После спиливания дерева ствол и ветви остаются на земле, после чего их необходимо вывезти и утилизировать.

Лежащие на земле обрезки не только становятся рассадником древесных болезней, но и быстро сохнут, резко увеличивая риск возникновения пожара.

Кроме того, после спиливания дерева образуется множество порубочных остатков, которые засоряют территорию и также увеличивают вероятность пожара, поэтому их тоже необходимо убирать.

В этой статье мы расскажем:

  • куда девают стволы и ветки при рубке деревьев;
  • кто убирает и вывозит спиленные ветки, в том числе под ЛЭП;
  • каким образом их утилизируют;
  • сколько стоит распил и вывоз древесины в Москве и других городах России.

Куда девают стволы после рубки и распила?

Транспортировка древесины на свалку является одним из наиболее популярных способов утилизации, основным недостатком которого является дороговизна, ведь необходимо оплатить не только погрузочные/транспортные расходы, но и приобрести квоты на вывоз бытового мусора.

Если такой способ утилизации кажется слишком дорогим, то ветки и тонкие (максимальный диаметр 10–20 см) стволы можно измельчить в щепу.

Затем щепу рассыпают по любым озелененным территориям, ведь она является хорошим удобрением или неплохой мульчей.

Более подробно о таком способе утилизации вы можете прочитать в этих статьях:

Фото 2

Еще один способ утилизации заключается в переработке толстых ветвей, а также всех стволов на дрова.

Для этого материал режут на куски длиной 30–60 см (зависит от размера топки), после чего колют на небольшие поленья.

Преимущество этого метода в том, что дрова можно продать или использовать для отопления дома или дачи. В любом случае, это даст если не прибыль, то, как минимум, экономию.

Минус же метода в том, что дрова сложно продать в городе или плотно газифицированных поселках. Кроме того, остается большая куча мелких веток и других порубочных остатков, которые необходимо или измельчить в щепу, или вывезти на свалку.

Иногда спиленные деревья и ветки сжигают, это самый простой способ их утилизации, однако он не только является нарушением закона, но и представляет серьезную угрозу.

Ведь горящее дерево, а тем более сваленные в кучу отдельные фрагменты, дают очень высокое пламя с множеством искр, а также сильно нагревают воздух, из-за чего резко возрастает вероятность возникновения пожара.

Мы уже рассказывали о запрете на использование открытого огня для утилизации древесных остатков в этой статье.

Иногда ветки или другие порубочные остатки выкидывают в мусорные контейнеры, однако это незаконно. Ведь контейнеры предназначены для бытового мусора, причем выкидывать его имеют право лишь те, кто заключил договор с соответствующей компанией и оплатил ее услуги.

Поэтому попытка таким образом избавиться от ветвей и, тем более, кусков ствола, может привести к получению крупных штрафов.

Фото 3

Также остатки вывозят в лес или удаленные от города территории и сваливают там в кучу, что также является незаконным, поэтому можно получить крупный штраф, размер которого в несколько раз превзойдет плату за вывоз и правильную утилизацию такого же объема материала.

Еще одним популярным способом утилизации является сдача древесины на различные перерабатывающие предприятия.

Если порода древесины окажется востребованной, а объем достаточно большим, то можно даже получить какую-то прибыль, однако в любом случае, даже бесплатная сдача более выгодна, чем вывоз материала на полигон.

Подготовка к вывозу с участка

Основными факторами, затрудняющими вывоз с участка спиленных деревьев и их корней, являются их размер и форма. Даже не очень крупное дерево весит несколько сотен кг, из-за чего его довольно трудно грузить вручную.

Кроме того, крона делает этот процесс еще более трудным, ведь цепляется за любые неровности. Поэтому перед вывозом спиленных и упавших деревьев очищают ствол от веток, затем проводят раскряжевку, то есть распил ствола на кряжи (чурбаки) подходящей длины.

Обе операции выполняют с помощью ручных бензопил, если же дерево спиливали с помощью харвестера или валочной машины (о них вы можете прочитать тут), то оператор отделяет ветви и нарезает древесину с помощью штатного оборудования.

Размер кряжей зависит от их дальнейшего использования – если чурбаки будут колоть на дрова, то ствол или крупные ветки сразу же нарезают на куски необходимой длины. Если же древесину необходимо вывезти на свалку, то длину чурбаков делают такой, чтобы их могли поднять 1–2 человека.

В случае, когда погрузку производят с помощью специальной техники, древесину режут на такие размеры, которые обеспечивают наиболее быструю погрузку.

Оборудование

Фото 4

Обычно для вывоза порубочных остатков, включая мелкие ветви, используют стандартные мусорные контейнеры различного объема.

Это позволяет использовать транспортное средство на других работах, пока процесс погрузки не завершится.

После заполнения контейнера мусоровоз забирает его, затем доставляет к месту утилизации.

При больших объемах материала вместо контейнеров могут использовать самосвалы или щеповозы, однако их довольно сложно загружать вручную из-за огромного объема и большой длины кузова.

Организации и стоимость их услуг

Вывозить распиленные древесные остатки может большинство коммунальных или строительно-ремонтных предприятий, ведь для этого необходим лишь самосвал и 1–2 грузчика.

Если же помимо вывоза необходимо очистить ствол от ветвей и раскряжевать, то искать придется среди подрядчиков, которые, помимо транспортных услуг, предлагают обрезку/спиливание деревьев.

Мы подготовили таблицы по городам России с населением свыше миллиона человек, в которые включили организации, выполняющие такие работы.

Для того, чтобы попасть на сайт компании и получить более подробную информацию, нажмите на название предприятия, после чего вы автоматически попадете на нужную страницу.

В Москве

Название предприятия Услуги Примерная стоимость вывоза Номера телефонов
Первая дачная Удаление веток, раскряжевка, погрузка в контейнеры, вывоз порубочных остатков, утилизация древесины, уборка участка 900 рублей за 1м 3 8 (499)-110-01-95
8 (903)-977-33-90
Высотные работы Удаление веток, раскряжевка, погрузка в контейнеры, вывоз и утилизация древесины Погрузка — 2-7 тысяч рублей (зависит от объема контейнера), аренда контейнера — 3,5-9 тысяч рублей 8 (495) 991-55-21
ГК Спецтранс Удаление веток, раскряжевка, погрузка в контейнеры, вывоз и утилизация любых порубочных остатков, включая выкорчеванные пни, уборка участка 5-19 тысяч рублей за контейнер, в зависимости от объема контейнера и расстояния между местом работы и утилизации 8 495 108-56-71

В Санкт-Петербурге

Название предприятия Услуги Примерная стоимость вывоза Номера телефонов
Спилим все Удаление веток, раскряжевка, механизированная погрузка в контейнер 27 м 3 , измельчение с помощью дробилки, утилизация Погрузка, вывоз и утилизация — 12 тысяч рублей за контейнер, аренда дробилки — 18 тысяч рублей за смену 8 (812) 952-93-73
Резалит Удаление веток, раскряжевка, ручная/механизированная погрузка в контейнеры, вывоз порубочных остатков, утилизация древесины, измельчение порубочных остатков в щепу 5-22 тысячи рублей в зависимости от объема контейнера 8 (905)212-18-49
8 (906)247-77-06
ТрансМиссия Ручная/механизированная погрузка в контейнеры или самосвалы, вывоз и утилизация материала 5-15 тысяч рублей в зависимости от объема контейнера или самосвала 8 (812) 313-20-50
8 (812) 953-40-27

Новосибирск

Название предприятия Услуги Примерная стоимость вывоза Номера телефонов
ЗакТех Корчевание пней, механизированная погрузка порубочных остатков, вывоз самосвалами, утилизация Погрузка, вывоз и утилизация от двухсот рублей за 1 м 3 8 383 375 71 05
8 (383) 380-76-29
Спецтехплюс Спиливание/обрезка деревьев, удаление веток, раскряжевка, в том числе под дрова, ручная/механизированная погрузка, вывоз порубочных остатков, утилизация древесины, измельчение порубочных остатков в щепу От полутора тысяч рублей 8 (383)-292-61-00
Абсолют Спиливание/обрезка деревьев, удаление веток, раскряжевка, в том числе под дрова, ручная/механизированная погрузка, вывоз порубочных остатков, утилизация древесины, измельчение порубочных остатков в щепу, уборка садов или дач Минимальная стоимость вырубки, вывоза и прочих работ — 2,5 тысячи рублей 8 (383) 212-78-38 для Новосибирска
8 (951) 370-00-51 для Новосибирска
8 (800) 222-56-54 для регионов

Екатеринбург

Название предприятия Услуги Примерная стоимость вывоза Номера телефонов
Грин Сервис Спиливание/обрезка деревьев, раскряжевка, погрузка ручным/механизированным способом, корчевка или дробление пней, измельчение древесины, очистка участков Услуги грузчика 350 рублей в час, вывоз материала 1-7 тысяч рублей, зависит от объема партии, а также типа и грузоподъемности машины 8 (950) 631-71-55
8 (967) 639-94-04
Самопогрузчик Ручная погрузка в самосвалы повышенной проходимости, вывоз и утилизация материала, очистка участков От двух с половиной тысяч рублей 8 (343) 201-15-01
Иваныч Спиливание/обрезка деревьев, удаление веток, раскряжевка, в том числе под дрова, ручная/механизированная погрузка, вывоз порубочных остатков, утилизация древесины, измельчение порубочных остатков в щепу, уборка садов и дач Зависит от объема работ и других факторов, в том числе удаленности от места утилизации, необходимо узнавать у менеджера 8 (343) 361 80 83
8 (922) 181 80 83

Казань

Название предприятия Услуги Примерная стоимость вывоза Номера телефонов
Интер Грин Ручная/механизированная погрузка в контейнеры различного объема, очистка участков 4-9 тысяч рублей за рейс, стоимость погрузки рассчитывают индивидуально 8 (843) 216-09-48
Лесорубпрофи Спиливание/обрезка деревьев, раскряжевка, погрузка ручным/механизированным способом, корчевка и дробление пней, измельчение древесины, очистка участков Зависит от объема работ и других факторов, в том числе удаленности от места утилизации, необходимо узнавать у менеджера 8 (927) 244-63-22
Чистим землю Спиливание/обрезка деревьев, раскряжевка, погрузка ручным/механизированным способом, корчевка и дробление пней, измельчение древесины, очистка участков 8-22 тысячи рублей в зависимости от емкости контейнера 8 (843)239-35-65

Самара

Название предприятия Услуги Примерная стоимость вывоза Номера телефонов
Трустрой Спиливание/обрезка деревьев, раскряжевка, погрузка ручным/механизированным способом, корчевка и дробление пней, измельчение древесины, утилизация, очистка участков 3-8 тысяч за рейс, сюда же входит стоимость погрузки и утилизации 8 (846) 972-15-31
Зеленая мастерская Спиливание/обрезка деревьев, раскряжевка, погрузка ручным/механизированным способом, корчевка и дробление пней, измельчение древесины, очистка участков Зависит от объема работ и других факторов, в том числе удаленности от места утилизации, необходимо узнавать у менеджера 8 (927) 606-27-24
Сильные решения Спиливание/обрезка деревьев, раскряжевка, погрузка ручным/механизированным способом, корчевка и дробление пней, измельчение древесины, очистка участков Погрузка — 3-7 тысяч рублей, вывоз и утилизация — 4,5-10 тысяч рублей, зависит от объема контейнера 8 (960) 820-37-43

Ростов-на-Дону

Название предприятия Услуги Примерная стоимость вывоза Номера телефонов
RonDoMusor Спиливание/обрезка деревьев, раскряжевка, погрузка ручным/механизированным способом, корчевка и дробление пней, измельчение древесины, утилизация, очистка участков Погрузка — 350 рублей в час, стоимость вывоза и утилизации необходимо уточнять по телефону 8 (863) 221-42-48
Быстровоз Ручная/механизированная погрузка, вывоз самосвалами КАМАЗ, утилизация Минимальная стоимость 3,5 тысячи рублей за вывоз без погрузки и 6 тысяч рублей за рейс с погрузкой 8 (952) 600 70 50
Спил деревьев Спиливание/обрезка деревьев, раскряжевка, погрузка ручным/механизированным способом, корчевка и дробление пней, измельчение древесины, очистка участков От 2,8 тысяч рублей, более точная стоимость будет озвучена только после оценки объема и места проведения работ 8 (929) 813-52-56
Название предприятия Услуги Примерная стоимость вывоза порубочных остатков Номера телефонов
СпецТранс 102 Ручная/механизированная погрузка, вывоз самосвалами, утилизация 2-6 тысяч рублей в зависимости от объема кузова и местоположения 8 (937) 337 8004
8 (917) 432 8004
8 (347) 266 9020
ЧП Югов Илья Валерьевич Спиливание/обрезка деревьев, раскряжевка, погрузка ручным/механизированным способом, корчевка и дробление пней, измельчение древесины, очистка участков От трех тысяч рублей за 10 м 3 8 (927) 944-02-59
Сатор Ручная/механизированная погрузка, вывоз самосвалами, утилизация Зависит от объема контейнера, способа погрузки и других факторов, поэтому менеджер озвучит стоимость только после оценки объема работ и расположения объекта 8 (347)243-03-12

Воронеж

Название предприятия Услуги Примерная стоимость вывоза порубочных остатков Номера телефонов
Грузчики 36 Спиливание, раскряжевка, погрузка ручным/механизированным способом, вывоз самосвалами, очистка участков, утилизация 3-8 тысяч за рейс, услуги грузчиков — 250 рублей в час 8 (473) 229-79-36
8 (920) 456-36-36
Переезд Воронеж Спиливание/обрезка деревьев, раскряжевка, погрузка ручным/механизированным способом, корчевка и дробление пней, измельчение древесины, очистка участков От полутора тысяч рублей за рейс. Более точную стоимость менеджер сможет назвать только после получения полной информации по объему порубочных остатков, местонахождению объекта и списку работ 8 (920) 211-76-22
Умный переезд Ручная/механизированная погрузка, вывоз грузовиками и контейнерами, утилизация Зависит от объема контейнера, способа погрузки и других факторов, поэтому менеджер озвучит стоимость только после оценки объема работ и расположения объекта 8 (938) 427-29-89

Красноярск

Название предприятия Услуги Примерная цена вывоза с участка порубочных остатков Номера телефонов
Грузовое такси Погрузка ручным/механизированным способом, вывоз грузовиками, утилизация Зависит от объема грузовика, способа погрузки и других факторов, поэтому менеджер озвучит стоимость только после оценки объема работ и расположения объекта 8 (931) 285-43-77
Спилофф Спиливание/обрезка деревьев, раскряжевка, погрузка ручным/механизированным способом, корчевка и дробление пней, измельчение древесины, очистка участков От трехсот рублей за кубометр. Более точную стоимость менеджер сможет назвать только после получения полной информации по объему порубочных остатков, местонахождению объекта и списку работ 8 (391) 252-04-05
Автотранспортная компания Ручная погрузка, вывоз японским грузовиком (19 м 3 ) на свалку, утилизация 2800 рублей за вывоз упавших или спиленных деревьев (1 рейс), услуги грузчика — 250 рублей в час, точную цену озвучат после оценки объемов работ 8 (923) 355-31-49

Как вывезти срубленную древесину бесплатно?

Существует два способа осуществить вывоз порубочных остатков с участка бесплатно:

  • самостоятельно доставить их к месту утилизации;
  • договориться с перерабатывающим предприятием, чтобы оно прислало за древесиной свой автомобиль.

Фото 5

В первом случае получится вывезти лишь небольшой объем спиленных деревьев, который можно сложить в багажник легкового автомобиля.

Владельцы грузовиков могут увезти за рейс гораздо больше древесины, однако в большинстве случаев грузовики постоянно заняты на каких-то работах, иначе их содержание оказывается слишком накладным.

Перерабатывающие предприятия могут прислать за порубочными остатками свой автомобиль, однако их интересуют лишь большие объемы, поэтому они вряд ли захотят связываться с несколькими спиленными деревьями.

Как быть с упавшим деревом?

Бывают ситуации, когда дерево падает в результате естественных причин или механических повреждений, не связанных с вырубкой или спиливанием. Если после падения оно не создает никому проблем, то может так лежать десятилетиями, однако в тех случаях, когда оно создает неудобства или угрожает кому-то, его необходимо вывозить.

Несмотря на то, что убирать упавшее дерево должен владелец участка, на котором оно росло, нередко распиливать и вывозить его приходится тому, кому оно мешает.

Ведь у владельца участка, на котором росло дерево, может не оказаться финансовых средств, чтобы оплатить его вывоз и утилизацию, или он может отказаться по каким-то другим причинам, поэтому все расходы придется брать на себя тому, кому мешает поваленное растение.

Мы уже разбирали похожие вопросы в статье о том, кто должен спиливать деревья, поэтому рекомендуем прочесть изложенную там информацию.

Фото 6

Иначе обстоит дело с древесиной, упавшей в результате любых работ на участке.

В этом случае всю ответственность за падение, а также обязанность убрать остатки, лежит на владельце участка.

Если поваленный ствол или ветви мешают владельцу другого участка, то он может попросить первого вывезти остатки деревьев.

Кроме того, он может пожаловаться в надзорные органы или обратиться в суд, если виновник медлит с исполнением обязанностей.

Если же дерево необходимо было срубить, или оно само упало на территории организации, то заниматься им должен собственник или арендатор земли. Поэтому предприятие, арендующее не землю, а стоящие на ней строения, не обязано заниматься вырубкой с вывозом или утилизацией древесины.

Это обязанность владельца земли. Ведь Закон о Защите Прав Потребителей обязывает того, кто оказывает услуги, а сдачу в аренду помещения также можно отнести к услугам, делать это безопасно и не причиняя вреда природе.

Должны ли электрики убирать срезанные возле ЛЭП аварийные растения?

Чаще всего такие ситуации возникают во время обслуживания ЛЭП (линий электропередачи), ведь электрики имеют право обрезать или спиливать деревья, представляющие угрозу для коммуникаций, вне зависимости от того, на чьих участках они растут.

Энергетики заботятся о сохранении целостности ЛЭП, поэтому обрезку таких деревьев осуществляют сами, однако ответственность за вывоз и утилизацию срубленных возле ЛЭП стволов и ветвей несут собственники участков, на которых росли деревья, или стоят линии.

Также обстоят дела и с другими коммунальными службами, которые могут спилить аварийные деревья и ветки, но убирать порубочные остатки должны собственники земли.

Самостоятельная утилизация

Фото 7

Целью самостоятельной утилизации порубочных остатков является получение какого-то полезного продукта, будь то щепа или изделия из нее.

Мы уже рассказывали о применении пней для изготовления поделок и садовой мебели, а ствол или толстые ветви подходят для такой работы не хуже.

Ведь они состоят из такой же древесины, поэтому для них применимы все те способы обработки и применения, что и для пней.

Кроме того, прочные и ровные ветки можно использовать для создания различных огородных конструкций, таких как теплицы или шпалеры. Изогнутые ветви можно использовать для создания фигурных теплиц.

Кроме того, любые прочные ветви, длина которых превышает 1 м, хорошо подходят для создания различных изгородей. Ими можно разделить участок на территории различного назначения. Стволы можно использовать для строительства подсобных сооружений, ведь из них получаются хорошие подпорки и несущие элементы.

Чтобы продлить срок службы такого сооружения, подземную часть подпорок необходимо пропитать битумным праймером, креозотом или другими веществами, подавляющими рост любых микроорганизмов и защищающими древесину от влажности.

Еще один способ утилизации заключается в том, чтобы распилить и поколоть на дрова все крупные фрагменты ствола и веток, а остатки измельчить в щепу. Дрова можно использовать для отопления дома или дачи, а также раздать друзьям/знакомым.

Щепу же стоит рассыпать по огороду или отдать тем знакомым, у которых есть огород. Остатки покрупнее можно использовать для копчения различных продуктов, о чем мы рассказывали в этой статье.

Фото 8

Также стволы и толстые ветви можно использовать для выращивания грибов.

Ведь любые съедобные грибы охотно потребляют целлюлозу, которая постепенно превращается в трухлявое и рыхлое, но очень полезное для земли вещество, являющееся хорошим удобрением.

Поэтому после окончания плодоношения, которое произойдет через 2–5 лет (зависит от толщины и породы древесины), остатки стволов и ветвей можно разломать на мелкие куски и раскидать по огороду.

Если вы не знаете, как выращивать грибы на древесине, то рекомендуем прочитать эту статью, в которой мы рассказывали, как осеменять выкорчеванные пни грибным мицелием. Все описанные там действия можно выполнять и с порубочными остатками.

Вывод

Вывоз стволов и веток, которые упали в результате спиливания/рубки или любых других причин необходим из-за того, что они засоряют участок и резко увеличивают риск возникновения пожара.

Из-за больших размеров и сложной формы дерево не всегда можно вывезти целиком, поэтому многие предприятия, оказывающие услуги по вывозу порубочных остатков, предлагают раскряжевку, то есть отделение веток от ствола и распиловку длинных фрагментов на удобные для погрузки куски.

Вниманию арендаторов земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения

Вниманию арендаторов земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения

При возникновении необходимости сноса деревьев, кустарников с поверхности земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения, с целью вовлечения земель в сельскохозяйственный оборот, для их дальнейшего использования по назначению, а так же с целью расширения земельных участков, в рамках установленных границ, пользователи земельных участков, в соответствии со ст. 25 Федерального закона «О мелиорации земель» 4-ФЗ от 10.01.1996 года обязаны согласовать данные мероприятия с собственником земельного участка (арендодателем), разработать проект по культуртехнической мелиорации, с технико-экономическими обоснованиями и учитывающим строительные, экологические, санитарные и иные нормы и правила. Порядок подготовки проекта культуртехнической мелиорации земель устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса.

При этом обращаем Ваше внимание, что согласно ст. 136 Гражданского кодекса Российской Федерации плоды, продукция, доходы, полученные в результате использования вещи, независимо от того, кто использует такую вещь, принадлежат собственнику вещи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, договором или не вытекает из существа отношений. Учитывая, что заготовка древесины не является предметом договора аренды земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения, древесина полученная арендаторами в результате проведения культуртехнической мелиорации на арендованном земельном участке, принадлежит не арендаторам, а собственнику земельного участка.

Таким образом, арендатор не вправе распоряжаться древесиной по своему усмотрению, а так же осуществлять ее реализацию, отдавать в залог, рассчитываться за оказанные услуги, в том числе и за проведение мероприятий по культуртехнической мелиорации.

В случаях выявления самовольного сноса древесно-кустарниковых насаждений на землях сельскохозяйственного назначения, их реализации, передачи в пользу третьих лиц, материалы в отношении арендаторов земельных участков, будут направляться в правоохранительные органы для привлечения к административной, либо уголовной ответственности.

Куда вывозить лес после культуртехнической мелиорации

от 21 сентября 2020 г. N 1509

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ОХРАНЫ, ЗАЩИТЫ,

ВОСПРОИЗВОДСТВА ЛЕСОВ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ЗЕМЛЯХ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановления Правительства РФ от 08.06.2022 N 1043)

1. Настоящее Положение устанавливает особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения.

В целях применения настоящего Положения к лесам, расположенным на землях сельскохозяйственного назначения, относятся лесные насаждения и (или) древесно-кустарниковая растительность, расположенные на земельных участках сельскохозяйственного назначения, на которых расположены леса (далее — земельные участки) площадью более 0,5 га с деревьями высотой более 5 метров и лесным растительным покровом, составляющим более 75 процентов площади земельного участка, с показателями сомкнутости крон древесного и кустарникового яруса 0,8 — 1 при одновременном наличии указанных признаков.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 08.06.2022 N 1043)

2. Настоящее Положение не распространяется на мелиоративные защитные лесные насаждения, а также на земельные участки, предоставленные гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

(в ред. Постановления Правительства РФ от 08.06.2022 N 1043)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель.

4. Использование лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается в целях, предусмотренных пунктами 1 — 8, 10, 10.1, 13 — 15 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации. При этом не допускается размещение в соответствующих лесах зданий, строений, сооружений, не предусмотренных пунктом 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 08.06.2022 N 1043)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Использование, охрана, защита лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, а также уход за такими лесами осуществляются собственниками земельных участков или землепользователями, землевладельцами и арендаторами таких земельных участков (далее — правообладатель).

В случае если использование, охрана, защита лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, уход за такими лесами осуществляются правообладателем, который не является собственником земельного участка, необходимо получение в письменной форме согласия собственника земельного участка.

Воспроизводство лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением ухода за такими лесами), может осуществляться правообладателем в инициативном порядке, если планируется дальнейшее использование земельного участка для целей, указанных в пункте 4 настоящего Положения.

В случае если воспроизводство лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляется по инициативе правообладателя, не являющегося собственником земельного участка, необходимо получение в письменной форме согласия собственника земельного участка.

(п. 5 в ред. Постановления Правительства РФ от 08.06.2022 N 1043)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 08.06.2022 N 1043.

(см. текст в предыдущей редакции)

Правообладатели, направившие уведомления об использовании лесов до 10.06.2022, обязаны направить в тер. органы Россельхознадзора заявления в течение года с указанной даты (Постановление Правительства РФ от 08.06.2022 N 1043).

7. Правообладатель либо уполномоченное им лицо до 1 октября 2023 г. или в течение 2 лет со дня возникновения права на соответствующий земельный участок вправе направить по форме согласно приложению заявление об использовании земельного участка в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения (далее — заявление), в территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору с указанием сведений о количественных и качественных характеристиках лесных насаждений, расположенных на соответствующих земельных участках, составленных по форме приложения к заявлению.

Заявление подается лично или направляется правообладателем либо уполномоченным им лицом посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

В заявлении должен быть указан вид (или виды) использования лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, в целях, указанных в пункте 4 настоящего Положения.

К заявлению прилагаются:

выписка из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок, в отношении которого подается заявление;

правоустанавливающие документы на земельный участок, в отношении которого подается заявление, в случае, если сведения о правах на земельный участок отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости;

согласие собственника земельного участка в случае, если заявление подано правообладателем, не являющимся собственником такого земельного участка;

документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением обращается представитель заявителя;

заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

материалы фото- и (или) видеофиксации лесных насаждений, расположенных на земельном участке, соответствующие требованиям, предусмотренным пунктом 7(1) настоящего Положения.

Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в абзаце пятом настоящего пункта, запрашиваются территориальным органом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в государственных органах и подведомственных государственным органам организациях, публично-правовой компании, созданной в соответствии с Федеральным законом «О публично-правовой компании «Роскадастр», в распоряжении которых находятся указанные документы, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно.

(п. 7 в ред. Постановления Правительства РФ от 08.06.2022 N 1043)

(см. текст в предыдущей редакции)

7(1). Фиксация лесных насаждений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подается заявление, должна производиться в светлое время суток при отсутствии факторов, ограничивающих видимость (туман, дождь, снег, задымление). Правообладатели могут использовать различные технические средства для осуществления фото-, видеофиксации (фотоаппараты, камеры, беспилотные воздушные суда).

Фотофиксация земельного участка должна осуществляться из поворотных точек его границ по часовой стрелке. Из каждой поворотной точки должно производиться 2 снимка (один снимок в сторону следующей поворотной точки, второй снимок — вглубь земельного участка) и одновременная фиксация геодезических координат поворотной точки (при наличии). Количество точек съемки не должно превышать 12.

Видеофиксация должна производиться путем видеосъемки участка по периметру его границ. Видеосъемка должна осуществляться по часовой стрелке от точки, к которой произведена инструментальная привязка к постоянным ориентирам.

Фотофиксация должна производиться в формате JPEG с минимальным разрешением — 5 Мпикс. Видеофиксация должна производиться в формате AVI, MPEG-4, WMW с разрешением не менее 640 x 480 и объемом видеофайла не более 500 МБ. Для соблюдения допустимого объема видеофайла допускается его архивирование.

При представлении заявления на бумажном носителе сопутствующие материалы фото-, видеофиксации должны прилагаться на электронных носителях (CD или DVD-диск, флеш-карта).

(п. 7(1) введен Постановлением Правительства РФ от 08.06.2022 N 1043)

7(2). В случае поступления заявления с нарушением срока, указанного в абзаце первом пункта 7 настоящего Положения, или в случае несоответствия заявления форме заявления, предусмотренной приложением к настоящему Положению, или отсутствия предусмотренных абзацами шестым — десятым пункта 7 настоящего Положения документов, сведений или материалов, или в случае направления заявления лицом, не являющимся правообладателем, за исключением лица, уполномоченного правообладателем, территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в течение 5 рабочих дней со дня поступления такого заявления уведомляет лицо, направившее заявление, об отказе в принятии заявления к рассмотрению.

Территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления направляет указанные в заявлении сведения о качественных и количественных характеристиках лесных насаждений, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, а также приложенные к заявлению материалы фото- и (или) видеофиксации лесных насаждений, расположенных на земельном участке, в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, для получения экспертного заключения, а также информирует о поступлении заявления орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, в течение 30 рабочих дней со дня поступления указанных в абзаце втором настоящего пункта сведений и материалов представляет в территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору экспертное заключение о соответствии лесных насаждений и (или) древесно-кустарниковой растительности критериям отнесения их к лесам, расположенным на землях сельскохозяйственного назначения, указанным в пункте 1 настоящего Положения.

Территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в течение 10 рабочих дней со дня поступления такого экспертного заключения организует рассмотрение заявления межведомственной комиссией по рассмотрению заявлений об использовании земельного участка в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения (далее — межведомственная комиссия), в состав которой входят представители территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений, и органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном Положением о межведомственной комиссии.

(п. 7(2) введен Постановлением Правительства РФ от 08.06.2022 N 1043)

7(3). Создание и обеспечение деятельности межведомственной комиссии осуществляет территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

Типовое положение о межведомственной комиссии утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

(п. 7(3) введен Постановлением Правительства РФ от 08.06.2022 N 1043)

7(4). По результатам рассмотрения заявления межведомственной комиссией принимается положительное решение о возможности использования земельного участка для использования лесов (далее — положительное решение) или отрицательное решение о невозможности использования земельного участка для использования лесов (далее — отрицательное решение).

Межведомственная комиссия принимает отрицательное решение при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

в экспертном заключении сделан вывод о несоответствии лесных насаждений и (или) древесно-кустарниковой растительности критериям отнесения их к лесам, расположенным на землях сельскохозяйственного назначения, которые указаны в пункте 1 настоящего Положения;

отсутствуют сведения о правах на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости или отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок, в отношении которого подано заявление, а в случае, предусмотренном пунктом 10 настоящего Положения, также отсутствуют сведения о местоположении границ земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;

земельный участок отнесен в соответствии с законодательством Российской Федерации либо законодательством субъектов Российской Федерации к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям.

Принятие отрицательного решения по иным основаниям, не предусмотренным настоящим пунктом, не допускается.

Территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в течение 3 рабочих дней со дня принятия межведомственной комиссией положительного решения или отрицательного решения информирует о принятом положительном решении или отрицательном решении правообладателя, направившего заявление, и уведомляет территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, а также орган местного самоуправления, осуществляющий муниципальный земельный контроль по месту нахождения земельного участка.

В случае принятия отрицательного решения правообладатель, направивший заявление, информируется также обо всех основаниях принятия такого решения.

В течение 5 рабочих дней со дня принятия межведомственной комиссией положительного решения территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору представляет в органы, осуществляющие в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации ведение государственного лесного реестра, информацию об использовании земельного участка в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения.

Положительное решение или отрицательное решение направляются правообладателю посредством почтовой связи заказным письмом или в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью.

(п. 7(4) введен Постановлением Правительства РФ от 08.06.2022 N 1043)

7(5). В случае принятия межведомственной комиссией положительного решения наличие на 75 и более процентах площади земельного участка зарастания древесно-кустарниковой растительностью не является признаком неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1482 «О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации».

При принятии межведомственной комиссией отрицательного решения в отношении земельных участков, надзор за соблюдением требований земельного законодательства в отношении которых не относится к компетенции Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориального органа), территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения направляет информацию о принятом решении в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный земельный контроль (надзор) в отношении таких земельных участков.

При принятии межведомственной комиссией отрицательного решения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный земельный контроль (надзор), в течение 10 рабочих дней со дня получения информации о принятом отрицательном решении направляет правообладателю предостережение о недопустимости нарушения требований земельного законодательства, связанных с обязательным использованием земельного участка в сельскохозяйственных целях и недопущением зарастания древесно-кустарниковой растительностью, в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

В случае если правообладателем, которому направлено предостережение, не приняты меры по устранению нарушений земельного законодательства, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный земельный контроль (надзор), проводит контрольные (надзорные) мероприятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(п. 7(5) введен Постановлением Правительства РФ от 08.06.2022 N 1043)

7(6). При принятии межведомственной комиссией положительного решения в отношении предоставленного в пользование земельного участка договор аренды или безвозмездного пользования таким земельным участком подлежит приведению в соответствие с заявленным видом использования лесов.

(п. 7(6) введен Постановлением Правительства РФ от 08.06.2022 N 1043)

7(7). Территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в течение 10 рабочих дней со дня принятия положительного решения межведомственной комиссией в отношении соответствующего земельного участка в порядке межведомственного информационного взаимодействия направляет информацию в территориальный налоговый орган.

Информация о земельных участках с указанием местоположения таких земельных участков и их кадастровых номеров размещается территориальным органом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору на официальном сайте территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в сети «Интернет» в течение 15 рабочих дней со дня принятия межведомственной комиссией положительного решения для учета указанной информации при проведении контрольно-надзорных мероприятий, осуществляемых в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) и муниципального земельного контроля.

(п. 7(7) введен Постановлением Правительства РФ от 08.06.2022 N 1043)

8. Правообладатели осуществляют использование, охрану, защиту и уход за такими лесами в соответствии с лесным законодательством и с учетом настоящего Положения до начала проведения культуртехнической мелиорации в целях вовлечения таких земель в сельскохозяйственный оборот в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О мелиорации земель» или до принятия в установленном порядке решения о переводе таких земель или земельных участков в категорию земель лесного фонда.

9. Утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 08.06.2022 N 1043.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. При осуществлении использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается сплошная и выборочная рубка лесных насаждений любой интенсивности и любого возраста, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 настоящего Положения, при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ такого земельного участка.

11. В лесах, расположенных в водоохранных зонах, а также в нерестоохранных полосах лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, запрещаются сплошные рубки лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации.

С 01.01.2024 п. 12 излагается в новой редакции (Постановление Правительства РФ от 08.06.2022 N 1043).

12. При осуществлении использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, рубки лесных насаждений осуществляются без отвода лесосек и составления технологических карт лесосечных работ.

13. При осуществлении рубок лесных насаждений при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения:

а) не допускается повреждение дорог, мостов, просек, мелиоративных систем, дорожных и других сооружений, русел рек и ручьев;

б) не допускается использование русел рек и ручьев в качестве трасс волоков и лесных дорог;

в) не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв, захламление промышленными и иными отходами;

г) запрещается оставление завалов (включая срубленные и оставленные в местах рубок деревья) и срубленных зависших деревьев;

д) не допускается оставление не вывезенной в установленный срок древесины в местах рубок;

е) не допускается вывозка, трелевка древесины на сельскохозяйственные угодья, на которых осуществляется производство сельскохозяйственной продукции;

ж) не допускается уничтожение верхнего плодородного слоя почвы вне волоков и погрузочных площадок.

14. Использование лесов, расположенных на находящихся в государственной, муниципальной собственности землях сельскохозяйственного назначения или на земельных участках, не предоставленных в пользование третьим лицам, в целях заготовки древесины гражданами для собственных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации.

15. Учет, маркировка, транспортировка и декларирование сделок с древесиной, полученной в результате рубок лесных насаждений при осуществлении использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляются в соответствии с требованиями, установленными лесным законодательством Российской Федерации.

16. Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов в лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляются в соответствии с частью 5 статьи 32 Лесного кодекса Российской Федерации без ограничений по срокам и периодам.

17. Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений в лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляются в соответствии с частью 5 статьи 34 Лесного кодекса Российской Федерации без ограничений по срокам и периодам.

18. Лица, использующие леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, и правообладатели обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила ухода за лесами, правила лесовосстановления, правила заготовки древесины.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 08.06.2022 N 1043)

(см. текст в предыдущей редакции)

19. Охрана, защита, уход за лесами, расположенными на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной, муниципальной собственности, и землях, право собственности на которые не разграничено, а также на земельных участках, расположенных в границах таких земель, обеспечиваются правообладателями таких земель и земельных участков, в случае отсутствия таких правообладателей — федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия собственника в отношении таких земель и земельных участков в соответствии с земельным законодательством.

20. В лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, запрещается проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов.

21. При использовании, охране, защите лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, уходе за такими лесами, составляется проект освоения лесов, состав и порядок разработки которого и внесения изменений в который устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Положением, в соответствии с заявленными видами использования лесов на срок планируемого использования лесов. Проект освоения лесов подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в статьях 81 — 84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее — уполномоченные органы), для проведения государственной или муниципальной экспертиз.

Проектирование мероприятий по охране и защите лесов осуществляется с учетом положений правил пожарной безопасности, правил санитарной безопасности и с учетом положений, установленных для защитных лесов.

Государственная экспертиза или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов (далее — экспертиза) проводятся в порядке, установленном в соответствии со статьей 89 Лесного кодекса Российской Федерации, и с учетом особенностей, установленных настоящим Положением.

В рамках экспертизы осуществляется обследование с выездом на местность земельного участка, на котором расположены леса, в целях проверки содержания проектируемых мероприятий, предусмотренных проектом освоения лесов.

При проведении экспертизы не осуществляется проверка соответствия интенсивности рубок лесных насаждений и возраста лесных насаждений, рубка которых планируется, требованиям лесного законодательства.

(п. 21 в ред. Постановления Правительства РФ от 08.06.2022 N 1043)

(см. текст в предыдущей редакции)

21(1). Лица, использующие леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, подают лесную декларацию в уполномоченные органы в порядке, установленном частью 2 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации.

(п. 21(1) введен Постановлением Правительства РФ от 08.06.2022 N 1043)

21(2). Лица, использующие леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, представляют отчеты об использовании лесов, об охране лесов от пожаров, о защите лесов, о воспроизводстве лесов и лесоразведении (в части мероприятий по уходу за лесами) в уполномоченные органы в соответствии со статьями 49, 60, 60.11 и 66 Лесного кодекса Российской Федерации.

(п. 21(2) введен Постановлением Правительства РФ от 08.06.2022 N 1043)

22 — 24. Утратили силу. — Постановление Правительства РФ от 08.06.2022 N 1043.

(см. текст в предыдущей редакции)

25. Положительное решение прекращает действие:

со дня поступления в территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору уведомления о прекращении использования лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, вовлечении их в сельскохозяйственный оборот и проведении на соответствующем земельном участке культуртехнической мелиорации (далее — уведомление);

в случае непредставления в уполномоченные органы для проведения государственной или муниципальной экспертиз проекта освоения лесов в течение одного года со дня принятия положительного решения;

по истечении срока использования лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, указанного в проекте освоения лесов, и при отсутствии получившего положительное заключение экспертизы проекта освоения лесов, предусматривающего новый планируемый срок использования лесов;

в случае принятия межведомственной комиссией решения, предусмотренного пунктом 27 настоящего Положения.

Использование лесов правообладателем земельного участка после прекращения действия положительного решения не допускается.

(п. 25 введен Постановлением Правительства РФ от 08.06.2022 N 1043)

26. Правообладатель имеет право в любой момент подать в территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору уведомление, которое подается или направляется в территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору правообладателем или уполномоченным им лицом лично либо посредством почтовой связи на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет».

Территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в течение 10 рабочих дней со дня поступления такого уведомления направляет копию такого уведомления в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, и орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации.

При получении уведомления от правообладателя земельных участков, в отношении которых надзор за соблюдением требований земельного законодательства не относится к компетенции территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в течение 10 рабочих дней со дня поступления уведомления также направляет копию уведомления в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный земельный контроль (надзор) в отношении таких земельных участков, и в указанный срок уведомляет об этом правообладателя.

Рубка лесных насаждений на земельном участке после подачи уведомления осуществляется только при наличии проекта культуртехнической мелиорации.

(п. 26 введен Постановлением Правительства РФ от 08.06.2022 N 1043)

27. Межведомственной комиссией принимается решение о прекращении действия положительного решения в случае выявления фактов нарушения правообладателем обязанностей по выполнению предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по противопожарному обустройству лесов, по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительных мероприятий. Территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения направляет информацию о принятом решении в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный земельный контроль (надзор) в отношении таких земельных участков, и правообладателю посредством почтовой связи заказным письмом или в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *