Мастер франшиза что это
Перейти к содержимому

Мастер франшиза что это

Что такое мастер-франшиза и как купить этот вид бизнеса? Преимущества и недостатки

Про франшизы

Мастер-франшиза – возможность для предпринимателя открыть бизнес под известным брендом и продавать франшизу другим предприятиям, зарабатывая не только на своих предприятиях, но и платежах от субфранчайзи. Правообладателю же мастер-франшиза позволяет расширить бизнес, улучшить узнаваемость бренда и получить дополнительный доход при минимальных затратах.

Определение понятия и приобретение бизнеса

Что такое мастер-франшиза и как купить этот вид бизнеса? Преимущества и недостатки

Мастер-франчайзинг – одна из форм франчайзинга, основанная на взаимодействии 3 сторон. В отличие от франчайзинга, когда ответственность по всем заключенным франчайзи договорам несет правообладатель, мастер-франчайзи имеет право на самостоятельное открытие торговых точек и передачу прав субфранчайзи. При этом его полномочия ограничены заранее оговоренной территорией – страной или регионом.

Чаще всего такую форму ведения бизнеса выбирают международные компании, чтобы продвинуть свой бренд на новом рынке. Однако есть примеры успешного использования «золотых» франшиз и отечественными компаниями.

Чтобы приобрести мастер-франшизу, необходимо заключить договор с правообладателем выбранной компании, в котором будут четко указаны права и обязанности предпринимателя, а также все условия сотрудничества. Некоторые бренды практикуют открытие экспериментального образца – это помогает им увидеть картину развития бизнеса и обезопасить себя от провала.

Основная рекомендация перед покупкой «золотой» франшизы – оценка собственных сил и возможностей. Важно учесть, что при данной форме ведения этого бизнеса вся работа по его развитию и поддержанию деятельности в стране или регионе ложится на мастера-франчайзи.

Поиск партнера осуществляется на международных торговых площадках и выставках или специализированных сайтах, продвигающих такие проекты.

Почему «золотая»?

«Золотая» или мастер-франшиза – трехстороннее сотрудничество, которое заключается в передаче франчайзером (правообладателем) мастеру-франчайзи прав на открытие единого представительства, представление бренда и продажу товарного знака и франчайзинговых пакетов от лица головного офиса на территории определенного региона или страны.

Что такое мастер-франшиза и как купить этот вид бизнеса? Преимущества и недостатки

Документальным подкреплением мастер-франшизы служит договор коммерческой концессии, в котором четко ограничено время и территория сотрудничества.

Подобный принцип работы удобен для крупного бизнеса, когда у головной компании нет возможности уделять необходимое количество времени и сил на управление партнерами за пределами страны или региона. Продажа мастер-франшизы позволяет переложить ответственность на франчайзи и только время от времени проверять свои точки.

Выгода мастера-франчайзи заключается в возможности заработка на продаже франшизы и получении части паушального взноса и роялти за операционное управление.

Условия зависят от конкретного случая и договора, но общие принципы именно такие.

Преимущества и недостатки

Работа по мастер-франшизе начинается с заключения ряда договоров, в которых четко указаны условия сотрудничества, не позволяющие представителю выйти за рамки установленной правообладателем политики.

Преимущества такого формата сотрудничества для мастера-франчайзи:

  • получение эксклюзивных прав на представительство бренда;
  • возможность самостоятельно решать кому продавать франшизу и устанавливать условия для партнеров;
  • получение опыта, бизнес-модели, инструкций к работе, маркетингового плана и известного бренда при минимальных трудозатратах;
  • отсутствие конкурентов в пределах одного бренда;
  • возможность получения прибыли с новых субфранчайзи;
  • поддержка головной компании из-за границы.

Что такое мастер-франшиза и как купить этот вид бизнеса? Преимущества и недостатки

При всех достоинствах такого сотрудничества у него есть и недостатки:

  • В первую очередь это строгий отбор франчайзи и жесткие условия соблюдения единых стандартов качества, оформления коммерческого предложения и структурирования бизнеса.
  • Официально представлять крупную компанию в стране может не каждый. Это проект не для начинающих предпринимателей, необходимо иметь большой опыт в данной сфере, хорошую репутацию и определенный капитал.
  • Обладателю мастер-франшизы необходимо контролировать соблюдение инструкций, маркетингового плана всеми субфранчайзи, т. к. именно на него будет накладывать санкции головной офис в случае несоответствия официальным стандартам.
  • Из-за того, что головная компания отходит в сторону, предоставляя партнеру право заниматься всеми вопросами развития бизнеса, ответственность перед субфранчайзи несет обладатель мастер-франшизы. Это значит, что все возможные проблемы, например, с поставщиками, решает он, что может повлечь убытки и издержки.

Важно! В сфере общепита могут возникнуть трудности со ввозом продуктов из-за границы, что приведет к серьезным для партнера затруднениям, в том числе потере денежных средств и времени.

Развитие в России

Франчайзинг актуален в любой стране мира. Рынок франшиз в России постоянно развивается – множество регионов позволяет развить любой бизнес, поэтому и отечественные компании предлагают мастер-франшизы.

Что такое мастер-франшиза и как купить этот вид бизнеса? Преимущества и недостатки

  • Один из примеров – российская компания «Розовый кролик», которая занимается продажей интим-товаров. Первый магазин бренда появился в 2008 г. Компания предоставляет мастер-франшизы на регион, по договору у партнера есть возможность открыть филиал тренинг-центра на сопутствующую тематику.
  • Компания Happy Life занимается продажей мобильных термо рюкзаков. Фирма была основана в 2014 г. и сегодня имеет 4 представителей, франчайзи могут продавать термо рюкзаки оптом.
  • Go! Кофе – еще один пример успешного использования мастер-франшиз в России. Компания, которая занимается организацией кофеен, была открыта в 2013 г. и сегодня имеет около 90 точек. Партнеры получают мастер-франшизу на регион, в котором могут открывать кофейни.

За рубежом

Рынок мастер-франшиз на Западе развит гораздо лучше. Многие зарубежные бренды давно представлены во всем мире, их имена известны, а продукция пользуется большим спросом.

  • Хороший пример мастер-франшизы – испанский бренд Bershka, который занимается продажей одежды для женщин и мужчин разных возрастов. Компания появилась в 1988 г.
  • Американский бренд Victoria’s Secret, под которым продается женское нижнее белье, основан в 1977 г. Чтобы купить мастер-франшизу этой компании, нужно заплатить от 2 млн 300 тыс. руб., а договор предполагает открытие бутика площадью не менее 30 кв. м.
  • Еще одна популярная американская франшиза, основанная в 1945 г. – сеть магазинов Baskin Robbins, в которых продаются торты и мороженое. В России эту мастер-франшизу представляет АО «БРПИ».

Справка. По «золотой» франшизе в России работают и такие компании как, например, Subway, Helen Doron и Coca-Cola.

Еще не представленные в России

Что такое мастер-франшиза и как купить этот вид бизнеса? Преимущества и недостатки

Тренинги, курсы и семинары, которые начали активно проводиться в России с начала XXI в., помогли и молодым, и уже опытным бизнесменам существенно повысить профессиональный уровень. Предприниматели осознали преимущества покупки франшиз и открыты для сотрудничества. Все это обуславливает интерес многих зарубежных компаний к развитию своего бизнеса в России.

Так, чешская компания BodyBody, которая сейчас имеет 6 точек, дает возможность открыть фитнес-клуб и обеспечивает всю необходимую помощь в поиске клиентов, а испанский бренд Double Agent, под которым работают более 40 магазинов в Мадриде и Барселоне, предлагает открыть магазин молодежной одежды и гарантирует бесперебойные поставки товара и сопутствующую консультационную помощь.

В развитии бизнеса в России также заинтересованы:

  • португальская фирма BodyConcept (имеет около 50 точек в Португалии, Бразилии и Польше) предлагает открыть салон красоты, где клиенты смогут избавиться от морщин, лишних волос или решить проблему ожирения;
  • фирма из Португалии DepilConcept (под брендом работает около 40 салонов), основное направление – услуги депиляции;
  • чешская компания Extra services (имеет около 35 филиалов) специализируется на оказании бытовых услуг, например, грузоперевозки или помощь в переезде;
  • компания из Люксембурга Flash (48 представительств Люксембурге, Франции, Марокко, Турции и в других странах) занимается транспортными перевозками;
  • компания MAUI WOWI HAWAIIAN (более 450 точек в США, ОАЭ, Египте и не только), открытая в 1982 г., предлагает бизнес по продаже кофе и коктейлей, приготовленных по гавайским рецептам.

Многим зарубежным компаниям интересно продвигать бренд именно в России по мастер-франшизе.

Показатель успешного сотрудничества

Что такое мастер-франшиза и как купить этот вид бизнеса? Преимущества и недостатки

  • Яркий пример успешного сотрудничества по мастер-франшизе – открытие Александром Никифоровым в 2000 г. в Перми ресторана фастфуда британского бренда Southern Fried Chicken (SFC). Сегодня А. Никифоров – владелец 25 заведений SFC, а компания в поиске 7 региональных партнеров, готовых приобрести мастер-франшизу.
  • В этом случае интересен и пример участия в бизнесе франчайзера. SFC – семейный бизнес, основанный в 1970 г. А. Визерсом, которым сегодня владеет его сын Э. Визерс. Он внимательно следит за работой партнеров и четко ее контролирует, например, регулярно приезжает в каждое из 700 открытых в 70 странах мира заведений, чтобы лично проверить соблюдение стандартов качества.
  • Также известен случай, когда Визерс изменил имя и внешность и устроился в одно из своих кафе в качестве рядового сотрудника, что позволило ему выявить недостатки работы.

Неудачного сотрудничества

Наряду с примерами успешного сотрудничества по мастер-франшизам, бывают и случаи неудач. Так произошло, например, с американской сетью ресторанов быстрого питания Subway.

Что такое мастер-франшиза и как купить этот вид бизнеса? Преимущества и недостатки

Компания появилась в 1965 г. и сегодня ее представительства есть в 112 странах мира – только в России компания работает с 1994 г. и имеет более 650 точек.

На первый взгляд кажется, что все складывается благополучно, но многие предприниматели со временем перестают сотрудничать с компанией.

Так, в 2014 г. в Subway Russia пришло письмо от партнеров, владеющих 80 ресторанами, в котором говорилось, что им были навязаны невыгодные закупочные цены. В результате этого инцидента выплата роялти была на некоторое время заморожена. Несмотря на то, что владельцы не хотели, чтобы информация о проблеме стала общеизвестной, она была быстро растиражирована в СМИ.

В мае 2019 г. на сайте avito.ru было опубликовано объявление о продаже пермского ресторана Subway в связи с переездом владельца, а в апреле 2019 г. в Перми было закрыто еще 2 кафе Subway, что объяснили высокой стоимостью аренды.

Даже у уже легендарной компании «Пепси», которая существует с 1898 г., в 90-е гг. XX в. были проблемы с развитием в России, обусловленные кризисом и несостоятельностью отечественных предпринимателей.

К сожалению, бывают случаи, когда покупатели мастер-франшизы не могут контролировать бизнес, что ведет к закрытию некоторых точек и оказывает негативное влияние на репутацию бренда.

Что делать перед покупкой?

Покупка мастер-франшизы требует серьезной подготовки:

Что такое мастер-франшиза и как купить этот вид бизнеса? Преимущества и недостатки

  • В первую очередь необходимо серьезно отнестись к выбору фирмы для сотрудничества, исходя из собственного опыта и практических знаний.
  • Также важно оценить время работы компании на рынке, учесть наличие представительств в других странах и регионах – много работающих партнеров дают уверенность в успешности бизнес-модели фирмы.
  • Перед заключением договора следует оговорить степень участия в бизнесе головной фирмы и максимально подробно обсудить все, что касается финансовых условий и вложений.

Важно! Оптимальный подход – использовать помощь аналитиков, которые изучат целесообразность проекта, сделают подробный анализ рынка и оценят все ключевые факторы.

Зачем нужна правообладателю?

В первую очередь франчайзер получает доход, сопоставимый с продажей нескольких франшиз, сэкономив при этом время и сократив затраты.

Мастер-франшиза позволяет масштабировать бизнес, увеличить общую прибыль и распространить сеть в странах и регионах, в которых правообладатель не может или не хочет работать или не имеет опыта и знаний о работе рынка. Все это достигается посредством делегирования прав на управление бизнесом франчайзи с опытом работы на конкретной территории и способному максимально эффективно внедрить бренд на ней.

В теории у правообладателя может даже не быть солидного капитала – при условии интереса к бизнесу все вложения в его развитие будут идти от франчайзи. Это говорит о том, что мастер-франшиза позволяет заметно сэкономить за счет снижения издержек и финансовых рисков.

Как подготовить к продаже?

Что такое мастер-франшиза и как купить этот вид бизнеса? Преимущества и недостатки

Процесс практически полностью совпадает с продажей франшизы. Правообладатель может предлагать такой же пакет услуг, дополнительно включив в него возможность эксклюзивного представительства компании в конкретной стране или регионе.

Основной и самый сложный этап – выбор франчайзи, у которого должен быть не только достаточный для развития бизнеса капитал, но и опыт в соответствующей сфере.

Если франчайзер доверит развитие своего бизнеса профессионалу, заранее просчитает риски и грамотно заключит договор, ему можно будет принимать минимальное участие в развитии компании, не боясь возможных трудностей.

Мастер-франшиза – один из способов развития бизнеса. Сегодня в России представлены в основном зарубежные мастер-франшизы, а вот отечественных брендов за рубежом практически нет – конкурировать с европейскими и американскими брендами, известными еще с XX в., непросто. Но франчайзинговый рынок активно развивается и уже прослеживается тенденция продаж мастер-франшиз в регионы.

Мастер-франшиза

Алена

Мастер-франшиза (англ. master — владелец, фр. franchise — льгота, привилегия) — это документально оформленное лицензионным договором (или договором коммерческой концессии) право, которое передает лицензиар лицензиату (или правообладатель пользователю), на заключение договоров субфранчайзинга с третьими лицами — сублицензиатами. Мастер-франшиза ограничена по времени и территории использования.

В отличие от франчайзинга, в котором участвует 2 стороны — франчайзор и франчайзи, мастер-франчайзинг представляет собой трехсторонние отношения: правообладатель (франчайзор), мастер-франчайзи и субфранчайзи.

Мастер-франчайзи, получив эксклюзивные права по всей стране, выполняет функции франчайзора. Он продает франшизу местным предпринимателям, собирая с них паушальный взнос и ежемесячные платежи (роялти). При этом владелец мастер-франшизы оплачивает оговоренный процент правообладателю. Размер вознаграждения зависит от степени участия мастер-франчайзи в развитии территориальной сети.

Разделение функций между франчайзором и мастер-франчайзи обусловлено территориальной близостью мастер-франчайзи и отдаленностью правообладателя (франчайзора) и безусловным правом последнего влиять на концепцию бренда. Например, вести локальный поиск потенциальных франчайзи, заключать договора, одобрять помещения, помогать в открытии, контролировать стандарты будет мастер-франчайзи, а вносить изменения в концепцию и глобальную стратегию развития бренда будет правообладатель (франчайзор).

Для чего нужна мастер-франшиза?

Мастер-франшизу, как правило, используют международные компании для покорения новых рынков. В том случае, когда данные маркетинговых исследований показывают, что в определенной стране конкретный бренд будет пользоваться высоким спросом, компания-франчайзор начинает задумываться не о том, чтобы продать несколько франшиз на страну, а о том, чтобы предоставить местному предпринимателю или компании мастер-франшизу. А в качестве оговоренной территории, в пределах которой мастер-франчайзи может вести свою деятельность, обычно выступает целая страна.

Как правило, кроме развития сети за счет субфранчайзинга, мастер-франчайзи развивает сеть на вверенной ему территории за счет открытия собственных точек. Это так называемые флагманские предприятия, которые призваны быть эталонными для субфранчайзи на территории мастер-франшизы. Исключением может быть ситуация, когда правообладатель (например, иностранная компания) регистрирует на территории России собственное предприятие в российской юрисдикции и передает её права мастер-франчайзи: и уже продает франшизу не напрямую, а через свое российское подразделение, которое может и не создавать собственные предприятия.

Мастер-франшиза — это ответственное дело и для франчайзора, и для мастер-франчайзи. Для того, чтобы компания перспективно развивалась на новом рынке и выгоду получили обе стороны, правообладателю следует очень тщательно подходить к выбору мастер-франчайзи. Ведь именно от его умений, опыта, навыков и желания будет зависеть дальнейшее развитие в этой стране.

Основные функции мастер-франчайзи:

  • Построение сети по образу «родительских» предприятий, т.е. при условии соблюдения основных стандартов франшизы. Мастер-франчайзи отвечает перед правообладателем (франчайзором) за то, чтобы на территории, на которую ему было передано право, все предприятия работали «в стандартах».
  • Организация систематического контроля над соблюдением стандартов на вверенной территории.
  • Организация и поддержание системы подготовки и поддержки сублицензиатов (субфранчайзи), оказание им помощи как на стадии открытия, так и в процессе их деятельности.
  • Сбор и учет лицензионных платежей.
  • Локальная реклама по продвижению франшизы.
  • Темпы и объемы развития сети на вверенной территории: нарушение этих договоренностей, как правило, ведет к прекращению договора по окончании срока действия (отказ в пролонгации), или досрочному расторжению договора мастер-франшизы.

Для всех участников этого соглашения сотрудничество будет выгодным только в случае правильных кадровых решений. Именно это и является самой большой сложностью при развитии бизнеса на основе мастер-франшизы.

Для того, чтобы адаптировать зарубежную франшизу в своей стране, мастер-франчайзи обязательно должен иметь опыт ведения бизнеса и обладать глубокими познаниями в этой сфере, поскольку ему предстоит открыть офис, наладить все бизнес-процессы, найти и обучить субфранчайзи стандартам компании, а также поддерживать их на всех этапах открытия и ведения бизнеса.

Мастер-франчайзи, как правило, оказывает помощь субфранчайзи при подборе помещения, оборудования, при поиске и обучении персонала, проводит рекламные компании на федеральном уровне и отдельно для новых точек. Это не обязательное условие, но всегда — конкурентное преимущество при продаже франшизы.

Мастер-франшиза — это возможность для мастер-франчайзи не только вести бизнес под известным брендом, получая доход от своих предприятий, но также и от платежей субфранчайзи на его территории. Для первого же звена, мастер-франшиза — это возможность расширить территорию влияния и узнаваемость своего бренда, получение дополнительного дохода при минимальных затратах.

Что такое мастер-франшиза и как её купить?

Что такое мастер-франшиза или «золотая франшиза», чем она отличается от обычной и почему используется всеми международными брендами? Кто продаёт мастер-франшизу и как её купить обычному предпринимателю? Объясняем простыми словами

Мастер-франшиза – это продажа прав на использование названия, бренда, торговой марки и технологий другой фирмы при открытии собственного бизнеса, которые включают в себя права на продажу франшизы другим компаниям.

То есть фирма продаёт право другой фирме не просто открыть такой же бизнес, а продавать их популярную франшизу на собственной территории.

А теперь обо всём подробно, по порядку и простыми словами.

Что такое мастер-франшиза или «золотая франшиза» простыми словами?

Для тех, кто не знает, что такое франшизы и почему они так популярны, рекомендуем избавиться от этого досадного пробела в знаниях. А помогут вам наши специальные материалы:

А с теми, кто со спецификой знаком, вернёмся к понятию «мастер-франшиза».

Мастер-франшиза – это франчайзинговые отношения, в которых владелец бренда (мастер-франчайзер) предоставляет другой стороне (покупателю) право нанимать новых франчайзи на определённой территории.

Пример 1.

В Китае начала работать закусочная Chao-Chai, которая там у себя продаёт франшизу китайским предпринимателям и таким образом открывает множество закусочных по всей Поднебесной. Но наступает время, когда в родной стране фирме становится тесно. Их закусочные уже есть во всех регионах и в скором времени продажи франшизы фаст-фуда просто встанут. Тогда Chao-Chai решает выйти на территории других государств.

Она проводит исследования и понимает, что в России их еда людям понравится. А значит нужно покорять наш рынок. Но чтобы начать открывать закусочные Chao-Chai у нас, фирме придётся вложить много денег. А работать на чужом рынке очень сложно. Даже просто продавать популярную франшизу. Поэтому требуется посредник – фирма, желательно местная, которая хорошо разбирается в специфике российского рынка и сможет в этом деле помочь.

Chao-Chai находит такую фирму в России. Это компания ООО «Вкусная еда». У неё за плечами много опыта. И продаёт ей франшизу. Но не простую, а… золотую. То есть мастер-франшизу.

Примечание: мастер-франшизу также называют «золотой» франшизой

Мастер-франшиза даёт право фирме ООО «Вкусная еда» не просто открывать закусочные Chao-Chai на территории России, но и продавать эту же франшизу другим российским предпринимателям.

Естественно, за такое право «Вкусная еда» также платит определённое вознаграждение китайскому владельцу бренда. Условия мастер-франшизы всегда индивидуальны, а стоимость более сложная, чем при обычном франчайзинге.

Примечание: мастер-франшизу могут продавать не только для реализации проекта в другой стране, но и для расширения на территории одной страны.

Пример 2.

Детские сады с углублённым изучением персидского языка «Гном и гном» развиваются в России. Владелец бренда находится в Санкт-Петербурге и продаёт франшизу в Ленинградской области, Москве и близлежащих регионах вплоть до Свердловской области. Но не дальше. Слишком неудобно управлять партнёрами, которые находятся далеко и имеют разницу во времени больше двух часов. Но расширить сеть хочется ещё больше. Поэтому «Гном и гном» находит во Владивостоке фирму «Мир детей» и продаёт ей мастер-франшизу с ограничениями по регионам.

Теперь компания «Мир детей» имеет право открывать франшизу детских садов «Гном и гном» у себя в регионе, а также продавать франшизу другим предпринимателям от Камчатки до Тюмени.

Вывод

  1. Мастер-франшиза, или «золотая франшиза» — это тоже франчайзинговые отношения. Только участвуют в них не два (продавец и покупатель) лица, а три – продавец, покупатель-посредник, который становится продавцом и конечный покупатель.
  2. Мастер-франшиза чаще всего используется для расширения сети на территории других стран. Но бывают случаи, когда продаётся она и внутри страны на определённую территорию.

Функции мастер-франчайзи

  1. Построить брендированную франчайзинговую сеть по образу головной иностранной сети
  2. Найти субфранчайзи для развития сети
  3. Управлять субфранчайзинговыми предприятиями
  4. Организовать и развивать маркетинговую стратегию бренда на выделенной территории
  5. Отслеживать исполнение условий договора всеми партнёрами, в том числе оплату роялти и паушального взноса
  6. Выполнять условия своего договора с головной компанией (открытие конкретного количества брендированных точек за конкретный период времени)

Плюсы и минусы мастер-франшизы

Как и в случае с обычной франшизой все плюсы и минусы мастер-версии относительны. Одни с её помощью приобретают известность на весь мир и зарабатывают. Другие – получают множество проблем от иностранных франчайзи.

Плюсы мастер-франшизы для продавца:

  • Известность для бренда на территории другой страны или региона
  • Увеличение количества потенциальных франчайзи
  • Возможность делегировать полномочия управляющей компании

Плюсы мастер-франшизы для покупателя:

  • Возможность купить права на иностранный бренд
  • Возможность стать единственным представителем бренда на территории
  • Возможность продавать чужую франшизу

Минусы для продавца:

  • С передачей прав на продажу франшизы другой фирме, ответственность остаётся и растёт
  • Концепция популярная в одной стране не обязательна будет популярна в другой. Поэтому требуются дорогостоящие исследования большого рынка.

Минусы для покупателя:

  • Необходимо быть большой компанией с опытом. Новичкам и мелким предпринимателям мастер-франшизы не продают.
  • Сложности в управлении сетью франчайзи, которое периодически требует согласование с головной иностранной компанией.

Но сколько бы не было неудобств и сложностей, мастер-франчайзинг в мире крайне популярен. Иначе мы бы не видели столько международных брендов на территории нашей страны.

Какие компании работают в России по договору мастер-франшизы

PepsiCo

Одним из первых зарубежных брендов, пришедших в нашу страну стал PepsiCo. Случилось это ещё в 80-х годах прошлого века (СССР взамен постройки разливных цехов Pepsi отдали права на реализацию на территории США водки «Столичная» и небольшую флотилию кораблей, которые были сданы на металлолом). Сейчас среди представителей PepsiCo в России такие корпорации как ООО «Ессентуксуий завод минеральных вод на КВМ», АО «Кунгурский молкомбинат», АО «Вим-Билль-Данн» (акции которой PepsiCo выкупила почти полностью) и ряд других компаний.

Subway

Сеть закусочных Subway впервые вышла на рынок России в 1994 году, но опыт был не самым удачным. В 2004 году был повторный заход. И вот с тех пор рестораны бренда активно распространяются по всей территории нашей страны. Сегодня франшизу Sabway в России продаёт дочерняя компания ООО «Сабвей Раша Сервис Компани».

McDonald’s

Сегодня международным брэндом на территории России управляет сразу несколько мастер-франчайзи. В первую очередь, это ЗАО «Москва-Макдональдс» и ООО «Макндональдс», оба из которых юридически полностью управляются самим брендом. 80% ресторанов в нашей стране – их. Во вторую очередь – ООО «Развитие рост», входящая в «Росинтер ресторантс» — это первый франчайзи в России. Он занимается развитием точек в аэропортах крупнейших городов. Есть ещё несколько управляющих франчайзи. Но в отличие от других брендов, McDonald’s продаёт мастер-франшизу без права перепродавать её субфранчайзи. То есть все эти фирмы развивают сеть сами на своей территории.

KFC

Сеть KFC в России долгое время работала с компанией «Росинтер», которая управляла также такими брендами как Il Patio, «Планета суши» и Friday’s. Долгое время фирма открывала точки под брендом «Ростик’c», однако в 2005 году Yum! Brands, которая является владельцем франшизы KFC заключила соглашение и сформировало новый объединённый бренд «Ростик’c — KFC». А в 2011 году, американская сторона выкупила права на российскую часть. С тех пор все новые точки также стали называться KFC.

Burger King

Мастер-франшиза от Burger King в России принадлежит компании ООО «Бургер Рус», которая в свою очередь является совместной фирмой Burger King Europe и «ВТБ Капитал».

И это только самые крупные примеры, которые у всех на слуху. Помимо них есть ещё множество брендов, которые открывают точки в России через мастер-франчайзи. Baskin Robbins, Bershka, Helen Doron, Spar и ряд других.

Региональные мастер-франшизы

Примером регионального мастер-франчайзинга может служить отечественный бренд магазинов «Пятёрочка». Компания продаёт мастер-франшизы на регионы России и отдельные территории.

Примечание: иногда продажу мастер-франшизы на разные территории внутри одной страны называют мастер-франчайзинг лайт

Договор на мастер-франшизу

Как и в классическом франчайзинге, на старте сотрудничества компании с будущим мастер-франчайзи, стороны подписывают договор коммерческой концессии. Однако в отличие от обычного договора, который стандартно подписывается на несколько лет, в случае с продажей «золотой» франшизы, документ часто включает в себя не только срок сотрудничества, но и количество точек, которые будут открыты по этому договору.

Если взять наши примеры, то китайская компания Chao-Chai заключает договор коммерческой концессии с ООО «Вкусная еда» сроком на пять лет. При этом в документе указывается, что в течение этих пяти лет «Вкусная еда» обязуется открыть на территории России 80 точек под брендом Chao-Chai. В дальнейшем могут заключаться дополнительные соглашения, если всё пойдёт по плану.

Как купить мастер-франшизу?

Покупка мастер-франшизы не сильно отличается от покупки обычной франшизы. Однако нередки случаи, когда иностранные франчайзеры сами ищут себе партнёров на территории других государств.

Если вы хотите не просто купить франшизу, а стать полноправным мастер-франчайзи, то должны понимать, что это более ответственная затея и не подходит людям без опыта. Такие соглашения заключаются с более или менее крупными компаниями, способными открыть не одно представительство, а десять, или даже больше. То же самое относится к лайт-версии мастер-франчайзинга для регионов, несмотря на меньшие масштабы.

Если проблем с этим нет, то в первую очередь стоит рассматривать иностранные бренды, которые ещё не успели зайти на наш рынок и связываться с ними напрямую. Во вторую очередь – крупные отечественные бренды, которые не представлены в вашем регионе.

Для всех остальных, стоит обращать внимание на простые франчайзинговые предложения, которых достаточно в любом каталоге франшиз.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Что такое мастер-франшиза?

Мастер-франшиза – это право на открытие нескольких точек бренда на определённой территории, которое включает в себя также право на продажу франшизы другим компаниям.

Что такое «золотая» франшиза?

«Золотая» франшиза – то же, что и мастер-франшиза – право на открытие нескольких точек бренда и продажу этой франшизы сублицензиатам.

Кто такой мастер-франчайзи?

Мастер-франчайзи – компания, которая покупает мастер-франшизу и получает право продавать эту франшизу другим фирмам на определённой территории.

Примеры мастер-франшизы в России

Subway, KFC, Burger King, Bershka, Baskin Robbins.

Что такое мастер-франшиза лайт?

Мастер-франшиза лайт – это мастер-франшиза, которая продаётся брендом не за границу, а внутри страны на определённый регион или территорию. Например, франшиза «Пятёрочка».

Какой договор подписывает мастер-франчайзи?

Договор коммерческой концессии, как и в случае с обычной франшизой. Но условия могут включать минимальное количество точек, которые обязан открыть мастер-франчайзи за определённое время.

Как купить мастер-франшизу?

Нужно обратиться с коммерческим предложением в головной офис бренда, продающего мастер-франшизу.

Кому подходит мастер-франшиза?

Крупным и опытным компаниям, которые уже доказали свою состоятельность и знание определённого рынка.

Что такое мастер-франшиза и кто такие субфранчайзи

Кратко: мастер-франшиза даёт право не только открывать предприятия под известным брендом (классическая франшиза), но и перепродавать это право (субфраншизу) другим предпринимателям (они называются субфранчайзи или сублицензиаты). Как правило, мастер-франшизы продают международные франчайзеры для выхода на иностранные рынки. Вместе с правами на тиражирование своей концепции на определенной территории они делегируют мастер-франчайзи и значительную часть обязанностей по управлению местной сетью. Права на развитие по мастер-франшизе могут распространяться как на один город или регион, так и на несколько стран, например, на всю территорию Восточной Европы.

Основное, что нужно понимать об отличиях мастер-франшизы от франшизы.

Если вы купили франшизу, вы можете открыть одну или несколько точек бренда, их количество и расположение согласовывается с франчайзером и прописывается в договоре. Не важно, сколько предприятий вы хотите создать, главное — то, что принадлежать они могут только вам и платить паушальный взнос и роялти будете только вы — в пользу франчайзера.

Паушальный взнос может выплачиваться единовременно, а может взиматься и за каждое открытие новой точки. Этот момент стоит прояснить с франчайзером на стадии заключения договора. Если вы планируете несколько точек, учтите, что, если франшиза предполагает роялти, его придется платить за каждое предприятие.

При покупке мастер-франшизы вы можете не открыть ни одной точки, а просто перепродать право на работу под брендом другим партнерам, которые станут вашими франчайзи (или субфранчайзи по отношению к вашему франчайзеру). При этом вам все равно придется заплатить паушальный взнос и отчислять франчайзеру роялти в размере процента от выручки или в виде фиксированной суммы (могут быть предусмотрены и иные регулярные платежи). Ваши франчайзи, в свою очередь, будут уплачивать первоначальный взнос и роялти вам.

И учтите, что, становясь мастер-франчайзи, вы, фактически, берете на себя часть обязательств франчайзера на вверенной вам территории — ищете, оцениваете и отбираете претендентов на присоединение к сети, продвигаете франшизу и оказываете всестороннюю поддержку тем, кому её продали.

Она может включать поиск и оценку локации, помощь в подготовке помещения и привлечении трафика, подбор и обучение персонала, корректировку предложения и проч.

Географию охвата мастер-франшизы (территорию, на которой вы можете продавать франшизу бренда) определяет ваш франчайзер. Также он полностью определяет стратегию развития бренда и может вносить изменения в концепцию, которые мастер-франчайзи будет обязан принять и распространить на все подконтрольные ему точки — то есть собственные (если таковые имеются) и открытые его партнерами (субфранчайзи).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *