С какого возраста детям становятся доступны поручения
Перейти к содержимому

С какого возраста детям становятся доступны поручения

Растим помощника: какие домашние дела можно поручать малышу?

Жалобы на то, что ребенок совсем не помогает по дому и сомнения, как же он будет жить отдельно, не редкость. С нашим новым «беби бумом» и возрастающей ответственностью родителей хочется окружать малышей только любовью и заботой — чтобы они росли в комфорте. Однако комфорт — это еще и умение самостоятельно решать проблемы и чувствовать себя нужным. Приучение к домашней работе — отличные способ дать ребенку возможность ощутить себя важным человеком, а также стать самостоятельнее. Когда же и как это начинать делать?

С какого возраста можно давать ребенку задания по дому?

Эксперты в детской психологии говорят, что полтора года — тот самый возраст, когда уже стоит начинать в игровой форме знакомить ребенка с домашними делами, например, убирать игрушки в коробку, «укладывать спать». Но не ограничивайтесь только этим: постепенно давайте новые задания и по мере взросления следите за результатом.

Это нужно не только для того, чтобы у мамы было меньше дел. Такое включение в общесемейные заботы — отличный способ помочь малышу быстрее освоить не только трудовые, но и социальные навыки. А ученые Университета Вашингтона, США, после изучения развития детей раннего возраста заявили, что именно социальные навыки — залог высокого уровня интеллекта и меньшего количества проблем в школе.

Исследование ученых Университета Вашингтона — часть общей работы по эффективности методик раннего развития детей. Все, что действительно нужно малышу, чтобы расти интеллектуально, мы рассказываем в статье «Как вырастить Эйнштейна». Спойлер: большинство популярных методик раннего развития никак не влияют в будущем!

Кроме выбора поручений по возрасту, о которых мы расскажем ниже, надо знать и правила. Несложные, но важные:

  • Задание должно быть настоящим, а не просто чтобы ребенок не мешался под ногами. Важно, чтобы у него был реальный и видимый результат, который надо обязательно заметить и оценить: «Такое важное дело, только ты можешь протереть эту полочку чисто-чисто».
  • Так как мы хотим научить малыша, а не добиться сразу результата, как от приглашенной домработницы, одергивать в процессе и ругать нельзя. Даже если «уборка» приводит к лужам на полу и беспорядку в детской. Аккуратно поправляем то, что идет не так, и дышим поглубже — этот период хаоса пройдет.
  • Закладывайте побольше времени, если в планах привлечь ребенка к готовке обеда или уборке квартиры. Это поможет отрабатывать навыки эффективнее и меньше раздражаться, если уже пора спать, а маленький помощник только-только взял в руки толкушку для пюре.
  • Будьте готовы к тому, что чашки бьются, мыло раскисает, а тряпочки рвутся и пропадают неизвестно куда. И это пройдет.
  • Никогда не наказывайте домашними обязанностями. Все, что идет в наказание — им и становится, и ребенок начинает этого избегать и активно сопротивляться.
  • Подавайте пример: в детской не будет порядка, если во взрослой спальне бардак.

Какие задания можно давать ребенку?

Какие задания можно давать ребенку?

Хорошо начинать в полтора года — но вопреки утверждениям самопровозглашенных экспертов, и после трех еще не поздно. Вот примерный перечень дел, которые можно поручить ребенку. Прекрасно, если вы будете учитывать его любимые игры и подбирать поручения, которые хорошо подходят. Например, если страсть малыша — игры с водой, он может мыть посуду, раковину, заниматься мелкой стиркой.

  • 1,5-2 года

Для этого возраста подходят односложные задания: принеси салфетки, сложи карандашики в пенал. Важно, чтобы ребенок уже знал, как все это делать и где что лежит, так что сначала надо показать. И непременно нужно радоваться выполнению и хвалить малыша.

  • 2-3 года

Начинается период большей осознанности действий и активных ролевых игр. Так что можно и нужно не просто убирать игрушки с пола, а укладывать их спать или играть в разных персонажей: робот-пылесос выполняет команды (команды дает взрослый особым голосом): «Все красные кубики — марш в ящик», «Все машинки едут в гараж» и т. д.

Кроме того, с двух лет малыш может выполнять «взрослые» дела: уносить грязную одежду в корзину, протирать пыль и небьющиеся поверхности, мыть небьющуюся и не острую посуду — если она не очень грязная, поливать цветы (следите за количеством воды!), подметать пол «своим» веником и т. д.

  • 4-5 лет

В этом возрасте помимо перечисленных заданий пора включать ежедневные дела: сервировать посуду и убирать в мойку, застилать кровать, делать простую еду: хлопья с молоком, бутерброды, резать овощи для салата детским ножом.

  • 6-7 лет

Старший дошкольник уже готов к «серьезным» многоступенчатым поручениям, и если сделать все правильно — то выполняет он их чаще всего с охотой и без принуждения. Можно поручать уборку, помощь в готовке и стирке, сортировку белья и продуктов, отслеживание списка покупок, заботу о домашних животных и многое другое.

Лайфхаки, которые помогут приучить ребенка к домашним делам

Лайфхаки, которые помогут приучить ребенка к домашним делам

Вроде бы домашние поручения выглядят непросто. Но когда дело доходит до собственного ребенка, часто кажется, что выполнять он их не будет — это ж такая скукота! Вспомните, что скукота — это для вас. А детям все может казаться особенно привлекательным, если показать им задания именно такими. И вот как это сделать:

  • Для малышей вся жизнь — игра, и домашняя работа не должна быть исключением. Пусть игрушки не просто будут складываться в ящик, а искать свой домик и горестно плакать. Их надо срочно спасти!
  • Детям постарше очень важно общение и ощущение себя включенным в семейные дела. Поэтому в процессе можно спрашивать про то, какого цвета эта футболка и куда же спрятались носки, сколько у нас яблок на столе, и радоваться верным ответам. И полезно, и сразу веселее.
  • Старшие дошкольники проходят очередной кризис отделения и часто негативно воспринимают прямые указания. Но так как игровая деятельность все еще ведущая, то оформление поручения в виде игры тоже работает. Лайфхак: посылать письма с просьбой о помощи от любимого героя мультиков или сказок и делать таблички с подсказками. Отлично помогают магнитные доски, на которые можно прикреплять фигурки с делами и сдвигать их по мере выполнения.
  • Дети, которые уже способны общаться на «взрослом» уровне, могут получить «повышение в статусе». Сядьте вместе и серьезно расскажите, что вот настал такой возраст, когда ты уже не малыш, а большой и умный. Ты может выполнять важные задания из этого списка дел. Выбери два своих дела — больше пока нельзя!
  • Приобретите специально для ребенка собственные орудия труда — «свою» губку, свое мыло для посуды, швабрку, фартучек, совок.
  • Чек-листы и таблицы — магнитные, с наклейками или просто галочками — отличный способ напомнить о делах, а также ощущать удовлетворение от их завершения. Включайте туда ежедневные задания — заправить постель, почистить зубы, и более редкие — подмести пол, разложить белье. Если все дела за неделю выполнены — награждайте, причем желательно не покупками, а совместным времяпрепровождением. И еще лайфхак: пусть ребенок делает такой чек-лист сам или вместе со взрослым, но не получает его от родителей.

Хвалите, даже если не получилось — за желание помочь, приложенные старания. А о том, как именно хвалить детей, чтобы не отбить желание что-то делать, мы рассказываем в специальной статье — там масса полезных советов!

Поручения для детей раннего и дошкольного возраста. Консультация для родителей

Поручения — это задания, которые взрослый эпизодически дает ребенку, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта.

Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно несложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.

Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело (поручение) до конца.

То есть поручение – это возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить. Для того чтобы поручения оказывали на ребенка воспитательное воздействие и служили действенным средством воспитания, они всегда должны содержать конкретную цель. Так же необходимо помнить о том, что выполнение поручений должно приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим.

Сначала взрослый добивается лишь эмоционально-положительного отношения к поручению. Это осуществляется чаще всего благодаря положительной, доброжелательной оценке того, что ребенок охотно отозвался помочь взрослому, правильно выполнил задание, добился результата.

По мере возникновения у детей интереса к выполнению поручения, необходимо добиваться более осознанного отношения к заданиям взрослых, полезности выполняемого дела. «Хорошо, что ты решил помочь мне. Мы вместе быстро приготовили обед».

Когда дети овладевают трудовыми умениями и навыками, активная роль родителя необходима. Однако по мере накопления опыта самостоятельного выполнения задания целесообразно перейти «словесному напоминанию»: достаточно подсказать ребенку, как следует действовать в данной ситуации, в данных условиях.

Чтобы облегчить ребенку выбор задания, целесообразно организовать специальные ситуации, в которых он может проявить инициативу. Особенно полезны ситуации, связанные с бытовым трудом (уборка уголка кукол, стеллажа с игрушками, шкафа и др.).

Поручения имеют свои особенности по организации:

Они всегда исходят от взрослого;

В них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача;

В них заключается элемент требования, с помощью которого малыш приучается действовать целенаправленно, осознавать, что он выполняет задание взрослого;

Они дают возможность родителям повседневно, систематически приобщать детей к посильному труду.

Различают четыре основных вида детского труда, где возможно применение поручений: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд (творчество). Рассмотрим особенности этих видов труда по возрастастным критериям.

Возрастные рамки — от 1,5 (2) до 4 лет.

В этой возрастной группе поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно-два действия (например, разложить ложки на столе, собрать игрушки перед уходом с прогулки и т. д.). Такие элементарные, на первый взгляд, задания включают детей в деятельность, направленную на пользу семьи, в условиях, когда он еще не может сам организовать труд по собственному побуждению.

Поручение дает маме возможность индивидуализировать приемы развития: помочь, научить, оказать поддержку, одобрить. По мере накопления ребенком опыта участия в выполнении поручений мама должна усложнять их содержание.

Поручения детям направлены на освоение навыков самостоятельности, самообслуживания: умывание, раздевание, одевание и т. п. В силу ежедневной повторяемости действий, навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми и начинают осознаваться как обязанность. В этом возрасте самообслуживание связано с определенными трудностями (недостаточное развитие мускулатуры пальцев, сложность усвоения последовательности действий, неумение их планировать, легкая отвлекаемость, что тормозит процесс формирования навыков, порой вызывает у ребенка нежелание выполнять необходимые действия.

Однако необходимо стимулировать развитие умения обслуживать себя, добиваясь аккуратности и тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности, формировать привычку к чистоте и опрятности. Все это требует от мамы терпения, настойчивости и доброжелательности, поддержки малыша.

Так же мама должна обратить внимание на формирование у детей элементарные хозяйственно-бытовых навыков: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их и т. д. Мама в процессе похвалы может оценивать и нравственную сторону трудового участия детей: «Наташа хорошо помогла маме, какая молодец!» или «Ты — заботливая девочка, аккуратная, как старательно убирала игрушки!». Такие оценки вызывают у детей желание подражать взрослым, способствуют формированию представлений о том, как следует поступать в подобных случаях.

Возможно вовлечение ребенка и в труд в природе (например, дети с помощью взрослых кормят рыбок, поливают комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена, подкармливают зимующих птиц и проч.). Руководя трудом малышей, мама может называть растения, их части, а так же производимые в труде действия. Труд в природе не только расширяет детский словарь, активизирует его, но и способствует общему интеллектуальному развитию. Процесс ухода за животными и растениями тесно связывается с наблюдениями за ними. Например, дети с мамой не только поливают растения, но и обогащают сенсорный, интеллектуальный опыт (например, «Покажи, где листочки маленькие, а где большие», «Понюхай цветок», «Посчитай, сколько распустилось цветков» и т. п.).

Возрастные рамки — от 4 до 5 лет.

В данной возрастной группе задания более сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для рисования, определить последовательность уборки игрушек и т. п.). Число поручений значительно возрастает, так как постепенно обогащается опыт участия ребенка в труде, его умения становятся более прочными. Мама может дать поручения полить комнатные растения, правильно расставить по местам мягкие игрушки, покормить рыбок, вытереть полочку от пыли и др.

Дети данного возраста достаточно самостоятельны в самообслуживании, и этот вид труда становится их постоянной обязанностью. Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, к организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затрачиваемому на это.

Процессы, связанные с самообслуживанием используются для формирования у детей привычки к опрятности и чистоте, навыков поведения в окружении сверстников. Приобретаются и новые навыки: уборка постели, уход за волосами, обувью.

Содержание хозяйственно-бытового труда так же значительно расширяется: дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для творчества (рисование, лепка и т. д., стирают кукольное белье, протирают стеллажи от пыли и т. д.

Используя возросшие возможности ребенка и учитывая сформированные навыки, мама приучает ребенка к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, инициативу в выполнении порученных дел.

Дети данного возраста, в сфере труда в природе, начинают осознавать зависимость роста и развития растений, поведения животных от качества ухода, свою ответственность за них. Растет заботливость, внимание к обитателям живого уголка, которые становятся любимцами детей. Дети сами поливают растения, ориентируясь определять потребность во влаге. Мамы может разъяснить, какой корм нужен тому или иному животному, как он называется и как его хранить.

Возрастные рамки — от 5 до 6 (7) лет.

В данной возрастной группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается, т. е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

Мама привлекает ребенка к выполнению самых разнообразных поручений, особое место занимают поручения-задания, результат которых отсрочен во времени, а так же поручения общественного характера (помочь членам семьи). Увеличивается и объем детского труда. Хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и самообслуживание еще более обогащается по содержанию, становится систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности.

Дети могут опрыскивать растения из пульверизатора, сметать щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлить землю. В процессе труда мама может научить ребенка наблюдать за ростом и развитием растений, отмечать происходящие изменения, различать растения по характерным признакам, листьям, семенам. Это расширяет представления о жизни растений и животных, вызывает живой интерес к ним. В процессе труда в природе дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, обнаруживать закономерности.

Перспективный план работы с родителями на 2011–2012 уч. год, область «Коммуникация» Возрастные группы: младшая, средняя, старшая, подготовительная. Цель: развивать партнерские отношения с родителями в сфере речевой деятельности.

Советы родителям гиперактивных детей 1. Хвалите ребёнка каждый раз, когда он это заслужил. Гиперактивные дети не воспринимают замечания взрослого,зато чувствительны похвале.

Дела домашние. Что можно поручить малышу?

Какие домашние обязанности можно предложить детям до 7 лет

Каждый родитель желает, чтобы его ребенок вырос трудолюбивым, чтобы он был помощником во всех домашних делах. Многие мамы и папы задаются вопросами: когда начинать приучать ребенка к домашнему труду и какая работа является посильной для малыша в разных возрастных периодах.

Традиции помощи взрослым

Вспоминая русскую историю, можно констатировать: дети во многом помогали взрослым, начиная с самого раннего возраста. Если говорить о традициях крестьянской семьи, то дети были обязаны помогать по хозяйству, носить воду, накрывать на стол, готовить простую еду, подметать избу, ходить в лес по ягоды-грибы, нянчить младших братьев и сестер. Помощь взрослым была включена в общий быт семьи, и у детей даже не возникало сомнений в том, что они, во-первых, могут, а во-вторых, должны справиться с делами. Объем работ по дому был таким, что семье, имеющей детей, без помощи самих детей было не справиться.

Современное общество ставит под вопрос необходимость помощи детей, особенно, если это дети дошкольного возраста. Большое количество предметов бытовой техники значительно упростило и облегчило работу по дому, и стало казаться, что помощь детей стала вовсе не обязательной. Но родители должны понимать, что очень важно познакомить малыша с домашними обязанностями как можно раньше, а также закрепить их исполнение в повседневной жизни ребенка.

Сейчас основной проблемой родителей является неуверенность в том, что дети способны им помочь и должны это делать. Дети, чувствуя эту неуверенность, понимают: они имеют возможность увильнуть от обязанностей, если проявят строптивость, или «не услышат» родительских просьб, или добьются своего капризами или скандалом. Поэтому первое и главное условие, чтобы научить детей помощи по дому, — это ваша уверенность в том, что это действительно нужно.

Каждому возрасту — свое!

Неуверенность родителей часто проистекает из того, что они не знают, в каком возрасте какое задание будет для ребенка посильно. И этот вопрос действительно очень серьезен, ведь если поручить ребенку дело, превышающее его возможности, это может привести к тому, что.

. ребенок всеми силами будет сопротивляться выполнению этого задания, что может быть расценено родителями как лень и вызвать их недовольство и упреки в сторону малыша;

. ребенок выполнит задание так, как сможет. И, скорее всего, это будет не тот результат, который ожидаем родителями. Что также может вызвать обвинения в лени и нежелании «делать дело нормально».

И тот, и иной вариант плох, так как влияет на самооценку ребенка. Особенности самооценки дошкольника таковы, что ее подкрепляет лишь позитивный результат, т.е. несомненный успех при выполнении дела. То задание, которое не получилось выполнить, дошкольник (до 5 лет в особенности) будет стремиться избегать, чтобы снова не «проиграть». Именно поэтому для детей дошкольного возраста важны такие задания, которые будут им по силам, и выполнение их принесет ребенку удовлетворение полученным результатом.

Итак, поговорим о том, какие обязанности можно предложить детям разных возрастов.

До 2 лет

В этом возрасте рано говорить о том, чтобы поручать ребенку обязанности. Однако уже сейчас важно давать малышу небольшие задания, которые он сможет сразу выполнить. Для детей от 1 года до 1,5 лет это могут быть «одноступенчатые задания», например: «принеси мне носовой платок», «дай мне ложку». Для детей от 1,5 лет и старше можно применять «двухступенчатые» задания: «возьми футболку и отнеси ее в ванную», «возьми ложку и положи ее рядом с тарелкой». Именно такие короткие инструкции-задания помогают детям понять, что они уже способны выполнить дело, нужное маме или другому близкому человеку. И дети этого возраста, как правило, с удовольствием такие задания выполняют. Поэтому не спешите все сделать сами. Проверьте, возможно, малыш уже способен вам помочь в выполнении пусть и простых, но необходимых действий.

Кризис трех лет

От 2 до 3,5 лет

В этом возрасте у ребенка могут появиться собственные небольшие, но постоянные обязанности. Малыш вполне способен повесить в отведенное место собственную одежду; аккуратно поставить обувь, придя с улицы; поставить свою тарелку в мойку (если тарелка пластиковая, а мойка находится не слишком высоко). Также в этом возрасте дети очень интересуются хозяйственными повседневными делами, будь то мытье посуды, мытье и подметание полов, участие в приготовлении пищи и мелком ремонте и т.п. Они стремятся помочь в этом взрослым и очень гордятся тем, что им разрешают это сделать. Конечно, о настоящей помощи в таких «серьезных» делах говорить пока не приходится, но, тем не менее, нужно позволить малышу попробовать свои силы и обязательно похвалить за то, что он стремится помочь.

От 3,5 до 5 лет

Познание ребенком норм поведения и ответственности продолжается. В этом возрасте у малыша могут появиться новые зоны обязанностей: он может (и уже должен) убирать свои игрушки перед сном, заправлять свою кровать. Также дети могут выполнять простые действия по уходу за домашними животными (наливать в миску воду или насыпать корм), помогать накрывать на стол перед семейным обедом. В этом возрасте часть ухода, который был на плечах взрослого, должен перейти к ребенку. Теперь ему можно доверить открыть и закрыть воду, чтобы он сам помыл руки, не контролируя этот процесс. Малыш должен нести ответственность за свои игрушки и вещи («сам потерял, сам и ищи»).

Большим помощником в освоении полезных обязанностей является детский сад. Там за детьми закрепляются ежедневные обязанности, которые они должны выполнять. Важно то, что воспитатели и няни уверены в том, что дети должны выполнить эти обязанности, и требуют этого от детей. Поэтому в саду малыши зачастую «слушаются» лучше, чем дома, если родители не проявляют такой уверенности и не слишком последовательны. Если ребенок не посещает сад, ему особенно необходимо, чтобы у него были собственные повседневные обязанности. Если родители считают его еще «слишком маленьким» и не позволяют иметь личных зон ответственности, это может привести к тому, что ребенок привыкнет быть ведомым, и необходимая самостоятельность не разовьется.

Важной особенностью данного возрастного периода является то, что ребенок этого возраста оценивает поступки (свои и чужие) только по последствиям, которые они несут. Это можно проиллюстрировать на примере.

Рома, 4,5 года, придумал собственную систему хранения машин, в которой была игровая логика, понятная малышу, но неясная для мамы. Поэтому мама, иногда ругаясь, иногда вздыхая, каждый вечер переделывала работу сына. Сначала Рома пытался объяснить, потом протестовал, а потом смирился. просто перестав убирать за собой игрушки. Очевидно, что после правильного поведения (уборки игрушек) для Ромы наступали негативные последствия (мама ругалась и переделывала). Чувство ответственности за свои вещи угасло, и Рома теперь сразу предпочитает перепоручить уборку маме, которая искренне не понимает, почему сын не желает выполнять ее требования.

От 5 до 7 лет

Ребенок в этом возрасте должен иметь собственные «зоны ответственности связанные с личными вещами и игрушками, сохранением достойного внешнего вида, понимание важности бережного отношения к природе и вещам, принадлежащим другим, начальными представлениями о собственной ответственности за здоровье. Взрослый сейчас должен быть внимательным наставником, к которому ребенок может обратиться, направляющий (но не толкающий!) в нужном направлении. Ребенок должен иметь собственные закрепившиеся зоны обязанностей, которые выполняет только он, и невыполнение которых влияет на него самого, его близких, а также домашних любимцев. Ребенку этого возраста уже понятно значение ответственного поведения, и совестливость детей достаточно высока, чтобы понимать собственные ошибки и недочеты.

Принципы-помощники

Когда вы хотите добиться, чтобы ребенок выполнял домашние обязанности, вы можете воспользоваться несколькими принципами, которые помогут вам в этом непростом деле.

Личный пример. Не случайно именно этот принцип стоит на первом месте. Для дошкольников личный пример близких людей является определяющим, о чем бы ни шла речь. Если вы хотите наделить малыша обязанностью, сначала посмотрите, насколько хорошо вы ее выполняете сами. Ребенок никогда не будет аккуратно вешать одежду на стул, если в вашей одежде беспорядок. «Делай лучше, чем мама!»; «Не бери пример с папы!» — эти фразы не убедят ребенка-дошкольника. Он будет делать так, как вы поступаете сами, не обращая внимания на призывы, если они расходятся с вашим поведением.

Перед тем как требовать — научите! К сожалению, иногда создается впечатление, что родители до сих пор верят в волшебство: им кажется, что ребенок должен научиться всему без их непосредственного участия, а если у него не получается, то это плоды его лени. Стоит помнить: возможно, вам придется несколько раз показать и объяснить, как именно сделать правильно то, что вы требуете, какой результат вы хотите получить и каким образом этого результата можно достичь. Научите и только потом требуйте!

Постоянство требований — это важно! Если вы хотите, чтобы ребенок выполнял домашние обязанности, необходимо, чтобы эти обязанности рассматривались вами как постоянные, потому что только в этом случае они станут таковыми и для ребенка. Родители совершают ошибку, то напоминая ребенку о его обязанностях, то выполняя их сами, а также дискутируя при ребенке о необходимости выполнения им обязанностей. Непостоянство родительской позиции мешает малышу закрепить обязанности как постоянный навык.

Похвала — в меру! Родителям важно знать о теории положительного подкрепления: то, что несет позитив, закрепляется в поведении, а то, что несет негатив, — избегается. Помните, что похвала должна носить конкретный характер, иметь определенный адрес, а не сообщать ребенку то, что он «вообще хороший». «Ты хороший мальчик» — не лучший вариант. «Мне нравится, как хорошо ты сегодня убрал свою комнату» — гораздо более правильная формулировка. Родителям следует использовать возможность похвалить ребенка за хороший поступок, избегая при этом пустых похвал в его адрес.

Поощрения и санкции. Часто родители предпочитают иметь четкую систему поощрений за правильное поведение и санкций за невыполнение обязанностей. Предположим, вы решили, что ребенок должен сам убирать свои игрушки, а не оставлять их разбросанными. Некоторым детям достаточно эмоциональной реакции родителей, для них улыбка — это награда, а сдвинутые брови — наказание. Такие дети тонко чувствуют состояние родителей и опираются на него в своем поведении. Но далеко не все дети способны на это. Поэтому можно применять другие методы поощрения и санкций. Например, выдавать цветные магнитики каждый раз, когда ребенок сам вспомнил о своих обязанностях (их в конце недели можно будет обменять на какую-то привилегию, например, на поход в парк аттракционов). Также можно нарисовать цветок, а ребенок сможет закрашивать лепесток каждый раз, как он выполнил обязанность. А в случае, если он забывает об обязанностях, можно договориться, что он будет подпрыгивать на одной ножке, считая до 10. Игра становится интереснее, если ребенок тоже следит за вашим поведением: когда вы бросили одежду или не положили на место свою вещь, он также может потребовать исполнения «прыжков со счетом». В этом случае санкции воспринимаются как более справедливые, так как правила едины для всех.

Сказки и потешки. Открыв сборник русских потешек, вы обязательно обнаружите те, в которых будет говориться о том, какие обязанности были у детей в русских деревнях. Пусть это чтение станет поводом для вашего рассказа о русской деревне и, конечно, о необходимости помощи детей взрослым. Прочтение детских литературных произведений, совместный просмотр мультфильмов и дальнейшее обсуждение их с ребенком — чрезвычайно эффективный метод в прививании детям понятий о помощи родителям в домашних делах. Замечательные произведения — это цикл про всеми любимого Незнайку Н. Носова, стихи А. Барто. А если вы сочините свою сказку, то это будет для малыша не только интересным, но и полезным занятием, ведь через личное творчество любые нормы усваиваются легче и быстрее!

В игре все легче! Помните, что ведущей деятельностью для ребенка-дошкольника является игра. Поэтому если повседневные обязанности имеют игровой компонент, то это поможет ребенку исполнять их охотнее. Например, возьмем уборку игрушек, которая часто становится «яблоком раздора» и приносит немало неприятностей. Можно организовать соревнование, кто больше соберет игрушек. Можно не просто убираться, а укладывать игрушки спать, а машинки ставить в гараж. Ребенок-дошкольник обладает мифологическим мышлением и готов наделить душой любой неодушевленный предмет, от зубной щетки до кастрюли. Это создает большие просторы для совместной полезной деятельности, с игровым компонентом, так милым сердцу ребенка! Если вы не знаете, как заставить малыша исполнить некую обязанность, подумайте, какую игру можно ему предложить, в ходе которой эти действия будут выполнены как бы «сами собой».

Когда речь идет о дошкольниках, родителям стоит помнить, что в этом возрасте дети очень легко отвлекаются и предпочитают занятия интересные, нежели полезные. Внимание детей непроизвольное и, увидев в поле зрения привлекательный предмет или опираясь на неожиданную фантазию, они могут начать игру, забыв об обязанностях. Конечно, родители должны быть готовы проявить терпение, напоминая детям об их обязанностях, но не выполняя дело за них. Именно наше доброжелательное отношение и уверенность в их силах помогут им сформировать навыки в домашнем труде.

Посильная помощь

До 2 лет: возможны одноразовые небольшие задания.

  • «принеси мне. » (четкое название того, что нужно, и места, где оно находится);
  • «положи на место» (показать это место и даже подвести ребенка к нему, похвалить);

2-3,5 года: те же небольшие задания, но с учетом того, что ребенок достаточно уверенно знает, где у какой вещи место. Нужно помнить, что в этом возрасте выполнение дел воспринимается как игра, которая заканчивается, как только становится неинтересно. Ребенку нужно напоминать, что он может выполнить задания:

  • «дай мне, положи на место, принеси мне. »;
  • самостоятельно одеться и раздеться. Ребенок способен сложить одежду или повесить ее на стульчик;
  • помочь при уборке (вместе со взрослым и под его контролем).

3,5-5 лет: те же обязанности, но на более высоком уровне, с требованием взрослого довести дело до конца. Возможно, ребенку потребуется ваша помощь и доброжелательное стимулирование, чтобы закончить дело. Новые обязанности:

Первые трудовые поручения детям.
консультация (младшая группа)

Гавриленко Оксана Владимировна

Уважаемые родители, для вас консультация по трудовому воспитанию детей 3-4 лет.

Скачать:

Вложение Размер
perv_trud_poruch_detyam.docx 18.34 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Вы хотите , чтобы чтобы ваш ребенок был счастливым , сильным и выносливым — тренируйте его в труде !

Вы хотите , чтобы чтобы ваш ребенок имел непоколебимую волю и мужественный характер — не скупитесь на трудовые поручения , заставляйте его чаще напрягать свои силы и направлять на достижение цели .

Вы хотите видеть его всегда веселым — не давайте ему закиснуть в праздности и погрузиться в лень .

Первые трудовые обязанности

ребёнка в семье

П риучение детей к труду происходит в повседневной жизни. Здесь важно, чтобы родители понимали, что трудовые поручения, которые вы даете малышу, должны быть для него посильны и понятны.

Ребенок должен понимать, зачем он будет это делать. "Собери свои игрушки в коробку, и тогда в твоей комнате станет красиво и чисто", "Повесь свою маечку на стул, и тогда она будет выглядеть нарядно и аккуратно", "Полей цветочек водой, и тогда он вырастет ещё больше и порадует нас красивым бутоном" и т.п.

Нередко маленькие дети сами хотят попробовать «взрослую» работу, но маме проще самой полить цветы, чем вытирать подоконник после детской «помощи». Да, сначала у малыша не всё будет получаться. Но пока ребёнка ограждают от домашней работы, он так и не научится её выполнять. А со временем желание помочь сойдёт «на нет», ребёнок привыкнет к тому, что заботы по хозяйству его не касаются.

Чтобы работа была выполнена ребёнком правильно, взрослые должны дать ему подробный инструктаж. Кроме того, если поручение вы даёте впервые, то покажите крохе, как нужно его выполнять, все должно быть объяснено понятно и наглядно показано.

Виды трудового воспитания дошкольников :

Детей нужно учить ухаживать за собой, своей одеждой и обувью. Первыми трудовыми поручениями для трёхлеток могут быть: расчёсывание волос, умывание и чистка зубов, вытирание обуви, развешивание одежды на стуле, складывание мелкой одежды (трусики, носочки) в ящик комода.

Уход за домашними животными, растениями. Первые поручения: налить кошке в мисочку воды и насыпать корм, покормить рыбок, хомячка, полить цветы в вазонах. На огороде малыши могут помогать собирать овощи в корзину, из леечки поливать растения. Выполнение этих поручений, естественно, должно проходить под пристальным контролем взрослых.

В доме малыш может выполнять работу такого плана: помочь маме сервировать стол к обеду, поставить посуду в мойку, протереть пыль на подоконниках и ровных поверхностях мебели, сложить игрушки и книжки, выгружать бельё из стиральной машинки, расставить обувь на полке. Под наблюдением мамы, кроха может даже пробовать мыть посуду и пол.

Приучению к этому вида труда проходит в виде занятий творчеством. Ручной труд дошкольников — это изготовление поделок своими руками. С детками-трехлётками можно мастерить сувениры, открытки к праздникам для родственников, конструировать из бумаги, подручных материалов и конструкторов разнообразные изделия, ремонтировать сломанные игрушки (вместе со взрослыми).

Приучение ребёнка к труду должно быть делом всей семьи. Часто бывает так, что родители дают поручение малышу, а жалостливые бабушки и дедушки спешат самостоятельно выполнить эту работу, мотивируя тем, что "пускай ребёнок погуляет, ещё наработается в жизни". Такой подход неправильный. Малыш должен понимать, что у него есть обязанности, за результат и выполнение которых он несёт ответственность. Не забывайте хвалить своего маленького помощника за выполненную работу, но в умеренных дозах. Если похвала будет слишком частой, то она обесценится в его глазах и перестанет мотивировать к действию Грубейшая ошибка- материальные, тем более денежные поощрения. Это приведет к тому, что ребенок каждую работу будет воспринимать как одолжение и превратит ваши отношения в бизнес. Вы же не хотите, чтобы в старости ваше чадо отказывалось кружку воды бесплатно поднести?

Цели и задачи трудового воспитания

для детей от 3 до 4 лет.

Ку льтурно-гигиенические навыки. Совершенствовать умение детей следить за своим внешним видом; правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.

Элементарные навыки поведения за столом. Совершенствовать умение правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

Самообслуживание . Закреплять умение детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т. п.). Воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.

Общественно-полезный труд. Формировать желание участвовать в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы для творчества (кисти, доски для лепки и пр.), после игры убирать на место игрушки, строительный материал. Приучать соблюдать порядок и чистоту дома и на улице. Помогать накрывать стол к обеду: раскладывать ложки, расставлять хлебницы (без хлеба), тарелки, чашки и т. п.

Труд в природе. Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и домашними животными: с помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, расчищать дорожки от снега, счищать снег со скамеек.

Уважение к труду взрослых. Формировать положительное отношение к труду взрослых. Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда. Воспитывать уважение к людям знакомых профессий. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *