Bsl режим программирования что это такое
Перейти к содержимому

Bsl режим программирования что это такое

В Чем Разница Методов Прошивки?

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Последние посетители 0 пользователей онлайн

Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

Список тем для запросов

Тут собраны ссылки на темы для запросов дампов, электросхем и другой информации

Запрос дампов

Тут можно попросить оригинальный дамп или его редактирование (калибровку)

BSL режим в CombiLoader для работы с ЭБУ на базе микроконтроллеров семейств ST10F27x и C16x

BSL режим в CombiLoader

Перечень ЭБУ, в которых применяется один или два микроконтроллера семейства ST10F27x или Siemens (Infineon) C16x, очень большой. Процессоры этого семейства являются современными высокопроизводительными 16-разрядными микроконтроллерами с различным набором периферии и различным размером памяти, оснащены 4-х ступенчатым конвейером и имеют единую систему команд. Реализована возможность доступа к FLASH-памяти через последовательный порт с помощью встроенного аппаратного загрузчика Bootstrap Loader.
Модулем поддерживаются микросхемы FLASH как с нижним расположением бут-блока (29FxxxBB), так и с верхним расположение бут-блока (29FxxxBT).
Для того, чтобы запустить процессор в режиме Bootstrap Loader, необходимо разобрать ЭБУ и перед началом чтения или записи соединить 104-й контакт процессора с «землей». В документации к загрузчику этот процесс описан более подробно.

Ниже представлен небольшой перечень широкораспространенных ЭБУ, которые можно перепрограммировать с помощью этого модуля:

  • Bosch M7.9.8 (Hyundai, KIA Ceed, ProCeed, Cerato, Rio и др.)
  • Bosch ME7.9.7 (Chery Fora и др.)
  • Bosch ME7.9.9 (Chevrolet Captiva)
  • Bosch ME7.1 (Volkswagen, Audi, Skoda, Porsche)
  • Bosch ME7.5 (Volkswagen, Audi, Skoda)
  • Siemens SIMK41 (Chery QQ и др.)
  • Siemens SIMK43 (Hyundai, KIA)
  • Siemens 5WK
  • Siemens SIMOS 2.x
  • Siemens MS41, MS42, MS43 (BMW)
  • и многие другие типы

Наш загрузчик CombiLoader может работать практически с любыми типами подобных ЭБУ уже в базовой комплектации (без покупки дополнительных модулей).

Подключение некоторых типов ЭБУ:

Siemens 5WY. (2 разъема, автомобили KIA, Hyundai)
Для перевода в режим программирования BSL необходимо замкнуть 104-й контакт процессора на «землю» через резистор 4.7 кОм, универсальный кабель загрузчика подключить к разъему ЭБУ согласно схеме:

  • 2: масса (черный провод универсального кабеля)
  • 47: K-Line (синий провод универсального кабеля)
  • 3: +12 неотключаемое (красный провод универсального кабеля)
  • 22: +12 с замка зажигания (желтый провод универсального кабеля)

В версиях ЭБУ для работы с АКПП имется два одинаковых процессора. Необходимо работать с процессором, который находится слева, если блок лежит на столе разъемом к себе.

Siemens 5WY SIMK31 (2 разъема, автомобили Chery)
Для перевода в режим программирования BSL необходимо замкнуть 104-й контакт процессора на «землю» через резистор 4.7 кОм, универсальный кабель загрузчика подключить к разъему ЭБУ согласно схеме:

  • 1,2: масса (черный провод универсального кабеля)
  • 77: K-Line (синий провод универсального кабеля)
  • 44,63: +12 неотключаемое (красный провод универсального кабеля)
  • 21,22: +12 с замка зажигания (желтый провод универсального кабеля)

Siemens 5WY. (5 разъемов, автомобили KIA, Hyundai)
Для перевода в режим программирования BSL необходимо замкнуть 104-й контакт процессора на «землю» через резистор 4.7 кОм, универсальный кабель загрузчика подключить к разъему ЭБУ согласно схеме:

  • 4: масса (черный провод универсального кабеля)
  • 3: K-Line (синий провод универсального кабеля)
  • 1,7,8,9: +12 неотключаемое (красный провод универсального кабеля)

Подключение должно выполняться к разъему с широкими контактами, расположенному слева.

Siemens MS43 (5 разъемов, автомобили BMW)
Для перевода в режим программирования BSL необходимо замкнуть 104-й контакт процессора на «землю» через резистор 4.7 кОм, универсальный кабель загрузчика подключить к разъему ЭБУ согласно схеме:

  • 4: масса (черный провод универсального кабеля)
  • 3: K-Line (синий провод универсального кабеля)
  • 1,7,8,9: +12 неотключаемое (красный провод универсального кабеля)

Подключение должно выполняться к разъему с широкими контактами, расположенному слева.

Siemens EMS3132 (автомобили Renault)
Для перевода в режим программирования BSL необходимо замкнуть 104-й контакт процессора на «землю» через резистор 4.7 кОм, универсальный кабель загрузчика подключить к разъему ЭБУ согласно схеме:

  • 3: масса (черный провод универсального кабеля)
  • 56: K-Line (синий провод универсального кабеля)
  • 30: +12 неотключаемое (красный провод универсального кабеля)
  • 29: +12 с замка зажигания (желтый провод универсального кабеля)

Sirius (автомобили Chevrolet, Daewoo)
Для перевода в режим программирования BSL необходимо замкнуть 104-й контакт процессора на «землю» через резистор 4.7 кОм, универсальный кабель загрузчика подключить к разъему ЭБУ согласно схеме:

  • 24: масса (черный провод универсального кабеля)
  • 56: K-Line (синий провод универсального кабеля)
  • 30: +12 неотключаемое (красный провод универсального кабеля)
  • 29: +12 с замка зажигания (желтый провод универсального кабеля)

Bosch M7.9.8 (автомобили Hyundai, KIA)
Для перевода в режим программирования BSL необходимо отпаять резистор от 105-го контакта процессора (он расположен между процессором и микросхемой 74HC573) и замкнуть 104-й контакт процессора на «землю» через резистор 4.7 кОм, универсальный кабель загрузчика подключить к разъему ЭБУ согласно схеме:

  • 2: масса (черный провод универсального кабеля)
  • 85: K-Line (синий провод универсального кабеля)
  • 82: +12 неотключаемое (красный провод универсального кабеля)
  • 83: +12 с замка зажигания (желтый провод универсального кабеля)

После программирования необходимо вернуть выпаянный резистор на свое место!

Bosch MG7.9.8 (автомобили Hyundai и KIA, оснащенные АКПП)
Для перевода в режим программирования BSL необходимо отпаять резистор от 105-го контакта процессора (он расположен между процессором и микросхемой 74HC573) и замкнуть 104-й контакт процессора на «землю» через резистор 4.7 кОм, универсальный кабель загрузчика подключить к разъему ЭБУ согласно схеме:

  • 2 (большой разъем): масса (черный провод универсального кабеля)
  • 59 (малый разъем): K-Line (синий провод универсального кабеля)
  • 11,56 (малый разъем): +12 неотключаемое (красный провод универсального кабеля)

После программирования необходимо вернуть выпаянный резистор на свое место!

Bosch M7.9.9 (автомобили Chevrolet Captiva)
Для перевода в режим программирования BSL необходимо отпаять резистор от 105-го контакта процессора (он расположен между процессором и микросхемой B58605) и замкнуть 104-й контакт процессора на «землю» через резистор 4.7 кОм, универсальный кабель загрузчика подключить к разъему ЭБУ согласно схеме:

  • 2: масса (черный провод универсального кабеля)
  • 38: K-Line (синий провод универсального кабеля)
  • 18: +12 неотключаемое (красный провод универсального кабеля)
  • 39: +12 с замка зажигания (желтый провод универсального кабеля)

После программирования необходимо вернуть выпаянный резистор на свое место!

Bsl режим программирования что это такое

Большинство блоков управления позволяют считывать\записывать прошивку несколькими способами – через колодку диагностики, через отладочный интерфейс, через сервисный режим работы блока и т.д. В настоящей статье мы рассмотрим существующие способы программирования ЭБУ и попытаемся, что называется, на пальцах объяснить – чем один способ лучше или хуже другого.

Внимание! Статья рассчитана на новичков. Матерым специалистам по чип-тюнингу она будет не актуальна.

Итак, пройдемся по существующим способам:

Чтение\запись через колодку OBD2 – наиболее простой и доступный способ чтения и записи прошивки. Возможен на очень многих автомобилях.

+ Удобство использования — не нужно ничего снимать, разбирать, вскрывать и т.п.

+ Как правило, не нужно «подготавливать» файл прошивки (переносить область калибровок из «тюна» в сток).

+ Относительно безопасен — многие флэшеры при записи по OBD2 сами следят за корректностью структуры прошивки, пересчитывают контрольную сумму, переносят синхронизацию иммобилайзера и т.д.

— Не все системы управления позволяют считывать и\или записывать прошивку по OBD2. На каких-то ЭБУ такая возможность отсутствует в принципе. На каких-то ЭБУ, требуется предварительное снятие защиты от записи модифицированных прошивок.

— В большинстве случаев, по OBD2 читаются\пишутся не все области памяти ЭБУ, а только область калибровок.

— На некоторых ЭБУ операция чтения через OBD2 выполняется очень долго (по несколько часов).

BDM и JTAG – условно, эти два способа можно назвать «инженерными» способами чтения\записи. Их суть заключается в работе с памятью ЭБУ через одноименный отладочный интерфейс. Для этого блок управления снимается с автомобиля, его корпус вскрывается, а программатор подключается, непосредственно, к контактам отладочного интерфейса, расположенного на самой плате ЭБУ. Многие блоки управления с процессором Motorolla MPC5xx имеют на плате отладочный интерфейс BDM. А многие блоки с процессором Renesas SH705x имеют интерфейс JTAG.

+ Возможность вычитывать и записывать все области памяти ЭБУ.

+ Как следствие из предыдущего пункта, возможность создавать полную резервную копию памяти ЭБУ, а также возможность «клонировать» блоки управления.

+ Возможность восстанавливать «уваленные» блоки управления, после неудачной записи через OBD2.

+ Возможность записать в ЭБУ все что угодно. В том числе, прошивку на базе другого софта (в случаях, когда по OBD2 такой возможности не предусмотрено).

+ Гарантированно работает при любых раскладах (при наличии самого интерфейса на плате и поддержки такого ЭБУ в программаторе).

+ Высокая скорость обмена данными при операциях чтения\записи.

— Менее удобен в использовании, по сравнению с работой по OBD2 – нужно снимать ЭБУ с автомобиля, вскрывать корпус, вручную подключаться к контактам интерфейса и самого ЭБУ. Зачастую требуется искать недостающую информацию (расположение ЭБУ на автомобиле, распиновку ЭБУ и т.д.).

— Повышенные риски при работе. В частности, риск повредить плату ЭБУ при вскрытии блока.

— Нужно подготавливать «файл» прошивки. Как минимум, переносить область тюнингованных калибровок.

BSL режим – еще один «инженерный» способ взаимодействия с памятью ЭБУ. Отличается от BDM и JTAG принципом работы. Чтение\запись происходит не через отладочный интерфейс, а с помощью встроенного аппаратного загрузчика ЭБУ. При этом процессор ЭБУ запускается, в так называемом BSL-режиме, путем изменения физического уровня сигналов на определенных контактах процессора (такие контакты еще называют бут-пинами). Если говорить простыми словами, то для запуска ЭБУ в BSL-режиме требуется ряд действий. Как правило, это замыкание определенных контактов на массу, допайка резисторов, подача определенного напряжения на бут-пин и т.п.

Минусы и плюсы работы в режиме BSL, по сути, такие же, что и у BDM\JTAG: риски выше, работать сложнее, зато возможностей больше.

BSM – Bosch Service Mode (иногда его называют TSM — Tricore Service Mode, если речь идет про блоки управления EDC17\MED17 с процессором Tricore) – способ чтения\записи прошивки ЭБУ, доступный на подавляющем числе ЭБУ марки Bosch. Как следует из названия, данный способ позволяет работать с памятью ЭБУ через “сервисный режим Bosch”. Процедура осуществляется путем прямого подключения к разъему ЭБУ, без вскрытия блока.

+ Те же самые, что и любого «инженерного» способа.

+ При этом всем, вскрывать ЭБУ не требуется!

— Для подключения все равно придется снимать ЭБУ с автомобиля, искать распиновку, подключаться «на столе». Либо держать в наличие кабели для быстрого подключения к ЭБУ на автомобиле.

Комбинированные режимы – Это режимы, при которых часть операций выполняется одним способом, а часть – другим. К примеру, OBD2+BSL, где снятие защиты ЭБУ выполняется в BSL, а запись модифицированных калибровок делается через колодку диагностики. Если в описании прошивки идет речь про комбинированный режим, то, вероятнее всего, это единственный способ записи модифицированной прошивки на данном ЭБУ. Выводы о плюсах и минусах, в данном случае, не уместны.

Прямое подключение к разъему ЭБУ – Это даже не совсем способ, а, скорее, исключение из правил. На некоторых автомобилях (особенно отечественных), отсутствует возможность чтения\записи прошивки через колодку диагностики. Причины, как правило, банальны: в OBD2 отсутствует CAN. Либо, для выполнения операции требуется подача напряжения на определенный контакт ЭБУ для разрешения программирования. В остальном, работа через прямое подключение ничем не отличается по функциональности от работы через OBD2. А по количеству необходимых телодвижений требуемых от мастера, очень похожа на BSM\TSM.

В данной статье мы рассмотрели наиболее популярные способы работы с памятью блоков управления, а также указали плюсы и минусы каждого из этих подходов. Очевидно, что с различными ЭБУ возможно работать только определенными способами. К примеру, с ЭБУ который поддерживает чтение\запись по JTAG, навряд ли получится работать через BSL.

В заключение, хотелось бы еще добавить, что существует множество других способов чтения\записи. В том числе и более изощренных. К примеру, способ с выпайкой микросхемы Flash и прошивкой ее на внешнем программаторе. Впрочем, подобные подходы, с каждым днем, все реже и реже используются в реальной практике.

Bsl режим программирования что это такое

Модуль Combiloader BSL Tricore TC17xx

Модуль BSL Tricore TC17xx

Модуль предназначен для чтения-записи FLASH/EEPROM ЭБУ, основанных на процессорах Infineon семейства TriCore TC17xx через встроенный BootStrapLoader.

Предлагается в трех вариантах:

Вариант Чтение Запись Формат файла при сохранении Доп. функции
1 Не ограничено Только ЭБУ ВАЗ/ГАЗ SMS Container File (*.bcf) Чтение пароля ЭБУ ВАЗ/ГАЗ
2 Не ограничено Не ограничено SMS Container File (*.bcf) Чтение пароля ЭБУ
3 Не ограничено Не ограничено SMS Container File (*.bcf)
Несжатый двоичный формат
Чтение пароля ЭБУ
Подсчет КС MEDC17 (ПО Bosch)
  • Модуль поддерживает работу с открытыми процессорами и закрытыми процессорами Bosch TPROT 8+ и др..
  • Чтение пароля ЭБУ Bosch GPT возможно только при использовании адаптера DiaLink. При этом питание на 16 контакт адаптера подавать нельзя.
  • Для ввода дополнительных кодов активации модуля нажмите и удерживайте клавишу Ctrl перед запуском Загрузчика.
  • Обмен с ЭБУ происходит через интерфейс J2534, а не через адаптер Загрузчика. Несмотря на это, адаптер Загрузчика должен быть подключен к компьютеру для нормального функционирования ПО и обязательного коммутирования линий питания ЭБУ.
  • Для сохранения считанной прошивки в несжатом двоичном виде (если это разрешено специальной лицензией) необходимо удерживать клавишу Shift при нажатии кнопки «Сохранить». Следует иметь ввиду, что в bin производится сохранение считанного из ЭБУ файла, загруженные отредактированные файлы модуль не конвертирует в разные форматы.
  • Для установки пароля на доступ к файлу необходимо удерживать клавишу Ctrl при нажатии кнопки «Сохранить».
  • При открытии файла, в котором нет информации о типе процессора/памяти, загрузка происходит в буфер, определяемый текущим выбором процессора/памяти.
  • При записи закрытых процессоров сторонними прошивками следует обеспечивать соответствие пароля в прошивке паролю процессора. Для ЭБУ Bosch эта операция производится модулем автоматически (исключение составляют ЭБУ Bosch ME17 GreatWall/Chery).

Окно программы содержит следующие вкладки:

Вкладка FLASH

Модуль Combiloader BSL Tricore TC17xx

Вкладка содержит окно просмотра буфера программы контроллера и кнопок управления:

чтение Flash из контроллера во внутренний буфер программы
запись Flash из внутреннего буфера программы в контроллер

Вкладка EEPROM

Модуль Combiloader BSL Tricore TC17xx

Вкладка содержит окно просмотра буфера программы контроллера и кнопок управления:

чтение Eeprom из контроллера во внутренний буфер программы
запись Eeprom из внутреннего буфера программы в контроллер

Наличие галочки в поле «Общее действ.» позволяет производить выбранные операции одновременно с FLASH и EEPROM памятью контроллера за один сеанс связи.

Вкладка Дополнительно

Модуль Combiloader BSL Tricore TC17xx

Вкладка содержит окно выбора опций работы программы:

Дополнительные функции:

Выбор J2534-устройства – открывает окно выбора J2534-устройства для связи с ЭБУ.

Модуль Combiloader BSL Tricore TC17xx

Считать пароль из ЭБУ – открывает окно выбора ЭБУ для чтения пароля.

Модуль Combiloader BSL Tricore TC17xx

Чтение пароля ЭБУ Bosch GPT возможно только при использовании адаптеров DiaLink и, начиная с версии 2.16.8033, Сканматик 2/2Pro. . При этом питание на 16 контакт адаптера подавать нельзя.

Операции с ЭБУ – позволяет выполнить определённые операции с ЭБУ в автоматическом режиме. Перед выполнением операций настоятельно рекомендуется считать и сохранить FLASH ЭБУ. Последующая перезапись ЭБУ в BSL-режиме отменяет изменения, произведённые данной функцией Загрузчика.

  • ME17.9.71 ВАЗ/УАЗ: отключить проверку подписи – отключает проверку подписи при записи диагностическим методом. Выполнение этой операции в BSL режиме позволяет впоследствии использовать диагностический метод записи для модифицированного ПО.
  • SID208: отключить проверку подписи – отключает проверку подписи при записи диагностическим методом. Выполнение этой операции в BSL режиме позволяет впоследствии использовать диагностический метод записи для модифицированного ПО.

Импортировать данные MEDC17 – позволяет переносить данные из внешнего файла в текущую загруженную прошивку (для программного обеспечение Bosch). Функция может быть использована для переноса калибровок из файлов, содержащих только область калибровок.

При переносе данных проверяется как совместимость переносимых областей, так и номер ПО, для которых они предназначены. Для отключения проверки удерживайте нажатой клавишу Alt либо при нажатии на кнопку «Импортировать данные» либо при нажатии кнопки «Открыть» в диалоговом окне выбора файла. Не используйте отключение проверки без крайней необходимости и полного понимания результатов, к которым это может привести.

Выполнить подсчёт КС MEDC17 – выполняет подсчёт контрольных сумм образа FLASH (ПО Bosch), загруженного в программу.

Перевод ЭБУ в режим программирования (Bootstrap Mode)

Порядок действия при работе с ЭБУ:

1. Подключите ЭБУ на столе не переводя в режим программирования.
2. Считайте пароль доступа к ЭБУ воспользовавшись соответствующей кнопкой на вкладке «Дополнительно». Сохраните пароль в файл.
5. Подключите ЭБУ на столе в режиме программирования (см.таблицу ниже).
6. Произведите необходимые операции.
7. Выведите ЭБУ из режиме программирования.
8. Установите ЭБУ на автомобиль и полностью проверьте его функционирование.
9. Снимите ЭБУ с автомобиля и закройте его корпус. Установите ЭБУ на автомобиль.

Перевод в режим программирования производится установкой определённого состояния на конфигурационных входах процессора.

Состояние «0» обеспечивается замыканием контакта процессора через резистор* на массу ЭБУ.
Состояние «1» обеспечивается замыканием контакта процессора через резистор* на напряжение питания процессора (любой из контактов Vddp)

TC1724 P0.[7..0]=«01xxxxxx» Обычно необходимо замкнуть 142 контакт через резистор* на массу ЭБУ, а 141 контакт – через резистор на +3.3В (контакты Vddp процессора). Фото
TC1728 P0.[7..0]=«01xxxxxx» Обычно необходимо замкнуть 174 контакт через резистор* на массу ЭБУ, а 173 контакт – через резистор на +3.3В (контакты Vddp процессора). Фото
TC1762
TC1766
P4.[3..0]=«0001″ Обычно достаточно замыкания 87 контакта (P4.1) через резистор 0.51..1.5 кОм на массу ЭБУ. Фото
TC1738
TC1767
P0.[7..0]=«010xxxx0″ Обычно необходимо замкнуть 145, 167 и 174 контакты через отдельные резисторы 0.51..1.5 кОм на массу ЭБУ, а 173 контакт – через резистор на +3.3В (контакты Vddp процессора). Фото
TC1775 CFG[2..0]=«000» Фото
TC1782 P0.[7..0]=«010xxxx0″ Обычно необходимо замкнуть 145, 167 и 174 контакты через отдельные резисторы 0.51..1.5 кОм на массу ЭБУ, а 173 контакт – через резистор на +3.3В (контакты Vddp процессора). Фото
TC1791 P0.[7..0]=«010xxxxx» или «100111хх» при отсутствии внешней памяти. Обычно достаточно замкнуть контакт E6 (Р0.5) через резистор 0.51..1.5кОм на массу ЭБУ. Фото
TC1793 P0.[7..0]=«010xxxxx» или «100111хх» при отсутствии внешней памяти. Обычно достаточно замкнуть контакт А6 (Р0.5) через резистор 0.51..1.5кОм на массу ЭБУ. Фото
TC1796
TC1796
P10.[3..0]=«0001″ Обычно достаточно замыкания контакта B21 (P10.1) через резистор 0.51..1.5 кОм на массу ЭБУ. Фото
TC1797 P0.[7..0]=«010xxxx0″ Обычно необходимо замкнуть A6, A9 и C8 контакты через отдельные резисторы 0.51..1.5 кОм на массу ЭБУ, а B6 контакт – через резистор на +3.3В (контакты Vddp процессора). Фото

В случае, в процессе обмена с ЭБУ на этапе установки связи происходят постоянные сбои соединения, возможно процессу обмена мешает процессор безопасности ЭБУ. В таком случае необходимо контакт HDRST процессора отсоединить от печатной платы на время перепрограммирования ЭБУ.

Подключение контроллера, снятого с автомобиля, необходимо произвести Универсальным кабелем Загрузчика.

Для этого расположите ЭБУ на столе разъёмами к себе и произведите соединения в соответствии с типом ЭБУ.

  • т.к. описанный модуль Загрузчика не является специализированным, учитывающим особенности ПО ЭБУ, пользователь должен сам принимать решение о возможности его использования с каждым конкретным блоком управления. В связи с этим, перед записью всегда производите чтение образов FLASH и EEPROM для обеспечения возможности восстановления ЭБУ.
  • при работе с закрытыми процессорами с ПО Bosch модуль при необходимости автоматически добавляет в записываемый образ FLASH текущий пароль доступа к процессору.
  • т.к. описанный модуль Загрузчика при работе с закрытыми процессорами с другим ПО обращайте особое внимание на тот факт, что записывая стороннее ПО в ЭБУ, в него необходимо предварительно положить пароль, соответствующий процессору. Игнорирование этого может привести как к некорректной работе самого ПО ЭБУ, так и к невозможности доступа к процессору в дальнейшем.

29.12.2021 Версия модуля 1.66. Добавлены ключи PSA, Toyota, добавлено чтение внешнего EEPROM ЭБУ MT86, добавлено чтение пароля SID208 LandRover.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *