Что происходит с магнитом
Перейти к содержимому

Что происходит с магнитом

ВТБ примагнитил «Дикси»

Магазины бюджетной сети «Дикси» переходят в собственность сети «Магнит». Для покупателей, скорее всего, ничего не изменится, но для ритейла это событие знаковое. За «Магнитом» стоит один из крупнейших госбанков, и не исключено, что в условиях роста продовольственной инфляции государство попробует взять розницу под контроль

ВТБ примагнитил «Дикси»

Один из крупнейших российских ритейлеров, «Магнит», приобретает своего конкурента — розничную сеть «Дикси», сообщил «Магнит» в пресс-релизе во вторник.

Под брендом «Дикси» в России работает 2651 «магазин у дома». По данным «Магнита», приобретаемый бизнес приносит прибыль – в 2020 году она составила 281,4 млрд руб. В состав группы компаний входят супермаркеты различных форматов: «Дикси», «Квартал», «Дешево», «Виктория», «Мегамарт», «КЭШ» и франчайзи «Первым делом». «Дикси» занимает 30 место среди крупнейших частных компаний в России по рейтингу Forbes.

В то же время, с приобретением «Дикси» физическое присутствие «Магнита» увеличивается лишь чуть более чем на десять процентов: у «Магнита» на конец 2020 года работали 21 564 торговые точки. То есть, по объему выручки (1,4 трлн руб за минувший год) «Магнит» выглядит рядом с «Дикси» гигантом.

Собственником «Дикси» является Mercury Retail Group Ltd, которая продала дочерней компании «Магнита» — АО «Тандер» — 100 процентов акций дискаунтера за 92,4 млрд руб.

Сам «Магнит» его основатель Сергей Галицкий в 2018 году продал за 138 млрд руб. Покупателями стали группа ВТБ (получила 29,1% акций), инвесткомпании «Марафон групп» (13,8%), а оставшиеся акции размыты между миноритариями. Их стоимость во вторник выросла на 3,5% после объявления о предстоящей сделке.

Продать, пока берут

Эксперт рынка FMCG Александр Афиногенов предполагает, что смысл продажи группой Mercury Retail своего прибыльного актива может быть двояким.

«Либо у владельцев “Дикси” есть прогноз, что прибыльность этих магазинов не вечная и надо выходить в кэш, пока этот актив остается привлекательным. Возможно, у них есть какие-то расчеты, что ликвидность этого актива упадет. Основанием для такого прогноза может быть агрессивное наступление конкурентов в формате «магазин у дома». Борьба за место в этой нише требует инвестиций, которых у Mercury сейчас нет», — анализирует он.

Второй версией, почему Mercury Retail Group пошла на продажу «Дикси», может быть, как раз поиск капиталов для развития остальных проектов группы, которые кажутся компании более перспективными и востребованными.

«Положение внутри самой “Дикси” достаточно мутное, там постоянно меняется менеджмент, и такая чехарда не идет на пользу торговой сети. Поэтому избавиться от нее означает одним выстрелом убить двух зайцев, второй из которых – возможность проинвестировать вырученные средства, к примеру, в алкомаркеты “Бристоль” или “Красное & Белое”, супермаркеты “Виктория” или в какие-то еще активы», — предполагает эксперт.

Государство пошло за покупками

«Дикси» переживает не самые лучшие времена после того, как акционеры компании разочаровались в иностранном менеджменте в лице Педро да Сильвы и в 2017 году пригласили на эту работу россиянина Сергея Белякова. Но дела не пошли и у него, и Беляков оставил компанию два года спустя. Особенно бледно «Дикси» выглядит на фоне того же «Магнита», который из региональной краснодарской компании за четверть века вырос до сети, охватывающей 65 регионов России.

«Изначально “Магнит” производил очень депрессивное впечатление магазина для нищебродов. На сегодня он, конечно, не стал аналогом “Азбуки вкуса”, но те покупатели, которые чурались “Магнита” и закупались в “Пятерочках”, более не брезгуют им. А “Дикси”, что говорится, шла к Одессе, а вышла к Херсону. Непонятно, какую нишу эта сеть занимает», — говорит Афиногенов.

По мнению эксперта, после покупки сети менеджменту «Магнита» придется «отмывать» ее от приобретенного в последние годы «неприличного» имиджа, интегрируя в собственные форматы, стандарты и регламенты. Например, переформатировав магазины под «Магнит-Семейный» и «Косметик».

Учитывая, что основным мажоритарием «Магнита» является крупнейший государственный банк, расширение присутствия сети автоматически означает и увеличение доли государства в секторе ритейла. И это очень позитивное развитие, убежден Афиногенов. Он указывает, что частные ритейлеры пытаются завлекать публику всевозможными арабесками, которые абсолютно не нужны девяти из десяти покупателей, но стоимость введения которых перекладывается в цены на полках.

«Красивое освещение, мраморные полы, какие-нибудь средства распознавания лиц — зачем это нужно пенсионеру, который пришел в магазин не на хайтек любоваться, а бутылку молока купить? Покупателю надо купить товар по приемлемой цене и не тратить время у кассы. А за романтической атмосферой он в кафе пойдет», — говорит эксперт.

На рынке ритейла, добавляет он, государство должно присутствовать как регулятор: не административный, а как крупный игрок, и единственный способ как-то ограничить «алчность частных ритейлеров» — это усиление государственного присутствия в розничной торговле.

«Мы, скорее всего, увидим, что цены в бывших магазинах “Дикси” на ряд групп товаров снизятся, потому что общий оборот единой сети увеличится. А на некоторые категории товаров цены в “Дикси” безосновательно завышены, как эхо из тех времен, когда ее менеджмент пытался придать сети имидж дискаунтера среднего уровня», — напоминает эксперт.

Афингенов ожидает, что следующим объектом интереса государства на рынке ритейла «естественным образом» станут активы группы Х5 (сети «Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель» и «Чижик»).

И «Магнит» уже не тот

Сделка между «Магнитом»/ВТБ и Mercury Retail Group является знаковым событием на российском рынке торговой розницы, поскольку он означает отказ «Магнита» от той модели роста, которой придерживался его основатель, подчеркивает первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев.

«У Сергея Галицкого был принцип развивать сеть путем органического роста, завоевания центра с периферии. Этой модели “Магнит” придерживался все 25 лет существования. Главным не только рыночным, но и концептуальным его конкурентом была группа Х5, которая разрасталась за счет M&A [слияний и поглощений – Expert.ru]. Покупка “Дикси” означает, что “Магнит” отошел от концепции органического роста и его развитие отныне пойдет по совсем иной, экстенсивной стратегии», — говорит Радаев.

Усиление доли государства в ритейле произошло скачкообразно во время кризиса 2008-2009 годов, когда многие сети обанкротились, и их тоже скупал государственный банк – тогда это был «Сбербанк». Но для «Сбера» магазины никогда не были профильным активом, в отличие от группы ВТБ, которая владеет очень пестрыми активами, начиная от ФК «Динамо» и заканчивая различными ЧОПами.

Ритейл до сих пор представлял одну из областей экономики, в которой участие государства было минимальным по сравнению с другими секторами. Означает ли предстоящая сделка смену отлива на прилив или она останется отдельным случаем, сказать трудно, но ожидать, что это сдержит цены в магазинах — иллюзия, опасается эксперт.

«Предупреждения премьера Мишустина в адрес “алчных” торговых сетей — это не новая история. После 2009 года в Минпромторг регулярно приглашали ритейлеров и внушали им — не вздумайте повышать цены. В том же году был принят закон, по которому запрещалось поднимать розничные цены более чем на 30 процентов в течение одного месяца. Вхождение государства в капитал розничных компаний вряд ли послужит инструментом контроля за ценами, потому что и без этого государство может держать цены на социально значимые товары», — полагает он.
Напомним, что прошлой неделе премьер-министр Михаил Мишустин назвал причиной роста розничных цен жадность «отдельных производителей и торговых сетей» и добавил, что у правительства достаточно инструментов, чтобы обуздать аппетиты тех, кто наживается на ажиотажном спросе во всех сферах.

ВТБ прощается с «Магнитом»: чего ждать розничным инвесторам, ретейлеру и банку

Фото Сергея Фадеичева / ТАСС

18 ноября поздно вечером ВТБ объявил о том, что продаст свою долю в розничном ретейлере «Магнит». 4,9% акций продаются на бирже через процедуру ускоренного формирования книги заявок, оставшиеся 12,4% покупает действующий акционер «Магнита» Marathon Group Александра Винокурова, бизнесмена и зятя министра иностранных дел Сергея Лаврова. В результате сделки после одобрения ФАС Marathon увеличит свою долю до 29,2% и станет крупнейшим акционером «Магнита». «Этого достаточно, чтобы управлять компанией, но это меньше 30%, после которых формируются обязательства выкупа акций у миноритариев», — объясняет гендиректор «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров.

Утром 19 ноября банк сообщил, что цена продажи составит 5700 рублей за акцию (для сравнения, 18 ноября до объявления о сделке бумага на Московской бирже стоила 6260 рублей). Таким образом, покупка обойдется компании Винокурова чуть более чем в 71 млрд рублей, а от инвесторов банк привлечет около 28,5 млрд рублей. В феврале 2018 года банк выкупил пакет основателя «Магнита» Сергея Галицкого, 29,1%, по 4661 рублю за акцию (рыночная стоимость тогда составляла 5338 рублей). Вскоре после этой сделки ВТБ продал 11,82% бумаг Marathon Group. Cумма сделки составила $1,02 млрд, и ВТБ выступал ее крупнейшим кредитором, пояснял журналистам Александр Винокуров. Источники финансирования нынешней сделки представитель Винокурова комментировать отказался.

Что сделка значит для розничных инвесторов, самого «Магнита» и ВТБ?

Что произошло за четыре года

В апреле 2020-го «Магнит» впервые за пять лет обогнал X5 Retail Group (сейчас — X5 Group), своего основного конкурента, по темпам квартальной выручки. В июле 2021 года «Магнит» купил одного из своих крупных конкурентов — сеть «Дикси». Сделка позволила ему увеличить присутствие в столице с 3,8% до 8,2%, а в Санкт-Петербурге — с 9,9% до 17,2%», говорит аналитик по потребительскому сектору Райффайзенбанка Егор Макеев.

«В 2017 году доля «Магнита» на рынке розничной торговли продовольственными товарами составляла 7,4%, а в первом полугодии 2021 года выросла до 8,9%. С учетом покупки «Дикси» по итогам второго полугодия 2021 года она приблизится к 11%», — считает Михаил Бурмистров. Выручка компании увеличилась с 1,14 трлн рублей по итогам 2017 года до 1,51 трлн рублей в 2020-м.

«Магнит» сейчас находится в своей лучшей форме с момента сделки по продаже пакета акций основателем Сергеем Галицким», — считает Егор Макеев.

Для розничных инвесторов

После объявления о сделке по реакции рынка можно было сделать вывод, что инвесторы «Магнита» негативно восприняли новость. По итогам основной сессии на Мосбирже бумаги «Магнита» закрылись на уровне 6260 рублей. Но на вечерней сессии рухнули более чем на 7%. По состоянию на 19 ноября 12:30 по мск бумаги стоили около 6028 рублей на Мосбирже и по $16,49 — в Лондоне.

Аналитики Sova Capital написали, что исключили бумаги «Магнита» на Лондонской и Московской биржах из числа «топовых бумаг», поскольку ожидают, что в ближайшее время на бумаги будет «давить» сделка.

Аналитики Goldman Sachs оставили рекомендацию «покупать» для акций «Магнита». Их целевая цена на ближайшие 12 месяцев — $21,9 (для GDR) и 7800 рублей (для обыкновенных акций). Иными словами, они считают, что бумаги «Магнита» могут вырасти в цене почти на 30%.

Целевая цена по распискам «Магнита» в Лондоне на ближайшие 12 месяцев у «Ренессанс Капитала» еще выше — $25, то есть они могут вырасти более чем на 50%, сказал аналитик «Ренессанс Капитала» Кирилл Панарин.

«Велес Капитал» и «Финам» поставили целевую цену для бумаг «Магнита» на пересмотр. Аналитик «Велес Капитал» Артем Михайлин даже написал, что немного удивлен временем, которое ВТБ выбрал для сделки. «Разворот в бизнесе сравнительно недавно начал приносить свои плоды, а покупка «Дикси» обеспечивает ретейлеру дополнительный потенциал роста, — говорится в его комментарии. — На наш взгляд, для инвесторов продажа акций со стороны ВТБ может стать неплохой точкой для входа. Наша рекомендация для акций «Магнита» остается «покупать».

Еще одна хорошая новость для инвесторов заключается в том, что у компании вырастет число обращающихся на бирже бумаг, — сейчас оно составляет 63%.

А это значит, что у «Магнита» есть шансы на увеличение веса в индексе MSCI Russia, сказал портфельный управляющий «Альфа-Капитала» Эдуард Харин. Это приведет к тому, что в акции «Магнита» будет больший приток средств фондов и других инвесторов. Сейчас доля «Магнита» в индексе из 25 компаний составляет 1,84%, самый большой вес у «Газпрома» — 18,23%.

В долгосрочном плане увеличение free float позитивно влияет на ликвидность, поэтому целевая цена для акций «Магнита» на горизонте 12 месяцев остается прежней — 7 000 рублей, сказал эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Пучкарев.

Что значит для ВТБ

ВТБ стал акционером «Магнита» в начале 2018 года, купив у основателя и крупнейшего акционера компании Сергея Галицкого 29,1% акций за 138 млрд рублей, или 4661 рубль за бумагу. В общей сложности от сделки ВТБ сейчас выручит около 100 млрд рублей, или $1,38 млрд.

Как "Магнит" притягивает нарушения: Кто владеет крупнейшим ретейлером России и почему не может наладить в нём дела

В Москве все обсуждают загадочное отравление жителей дома на Совхозной улице: два человека скончались, ещё несколько находятся в больницах. Одна из версий — отравление арбузом из местного "Магнита".

<p>Коллаж © LIFE. Фото © Shutterstock</p>

Коллаж © LIFE. Фото © Shutterstock

Сеть магазинов «Магнит» ранее ассоциировалась с её создателем, миллиардером Сергеем Галицким. Но в феврале 2018 года он продал большую часть своих акций банку ВТБ за 138 миллиардов рублей. После этого появился новый совет директоров и команда менеджмента.

По итогам 2021 года «Магнит» планирует увеличить сеть до 26 тысяч точек в 65 регионах России — с учётом двух тысяч магазинов, запланированных к открытию, и почти 2,5 тысячи бывших «Дикси». Компания представлена более чем в 3,7 тысячи населённых пунктов, ежедневно магазины компании посещает почти 12 миллионов человек. «Магнит» работает в мультиформатной модели, которая включает в себя магазины у дома, супермаркеты, аптеки и магазины-дрогери. Общая численность сотрудников превысила 300 тысяч человек.

По сравнению с временами Галицкого ПАО «Магнит» и АО «Тандер», которые управляют сетью, стали в два раза чаще судиться. При Галицком — 1380 раз в 2016-м и 1426 раз в 2017-м. При новом руководстве — 2523 раза в 2018-м, 2758 раз в 2019-м и уже 1985 раз за первую половину 2020-го. Чаще всего на ПАО «Магнит» и АО «Тандер» подают в суд контрагенты. Последние иски связаны с неоплатой ретейлером услуг по обращению с отходами и неисполнением им обязательств по договорам энергоснабжения и аренды.

"Магнит" снял с продажи всю партию арбузов после смертельного отравления москвичек

Другой очевидный факт: надзорные органы стали чаще находить нарушения в ПАО «Магнит» и АО «Тандер». За период 2012–2017 годов там было выявлено 4156 нарушений. То есть в среднем по 58 в месяц. За период без Галицкого в 2018–2020 годах было выявлено почти столько же — 4024 нарушения. В среднем по 118 в месяц. Речь прежде всего о несоблюдении противопожарной безопасности. А по линии Роспотребнадзора фиксировались такие нарушения, как непроведение дезинфекции магазинов в пандемию коронавируса, отсутствие санитарной одежды и сведений о прививках у сотрудников, несоблюдение ограничений в сфере торговли табаком, наличие просрочки на прилавках.

Торговый зал "Магнита". Фото © ТАСС / Василий Кузьмичёнок

Торговый зал «Магнита». Фото © ТАСС / Василий Кузьмичёнок

Также Лайф посмотрел финансовые показатели при Сергее Галицком и сравнил их с текущими.

  • В 2016-м и 2017-м выручка всех юрлиц «Магнита» составила соответственно 1,075 и 1,143 трлн рублей. То есть шла в рост. При этом чистая прибыль уменьшалась с 54 млрд до 36 млрд рублей.
  • В постгалицкую эпоху выручка продолжила расти, достигнув 1,237 трлн в 2018-м и 1,369 трлн в 2019 году. Но вот чистая прибыль резко на порядок упала: с 24 до 10 млрд рублей, то есть уменьшилась в три-пять раз по сравнению с периодом Галицкого.

Можно предположить, что были увеличены операционные расходы. Однако, как только Галицкий ушёл, пришедшее ему на смену руководство провозгласило новый курс на оптимизацию: сокращение вложений в собственное производство и снижение темпов открытия очередных магазинов сети. Также Лайф нашёл множество свидетельств того, что «Магнит» сократил зарплаты рядовому персоналу. Это широко обсуждалось в паблике АО «Тандер» / «Магнит» сотрудниками торговой сети. Особенно много таких сообщений было под новостью о назначении президентом «Магнита» голландца Яна Дюннинга. Едва вступив в должность в феврале 2019 года, он в качестве вознаграждения получил акции ретейлера на сумму свыше 670 млн рублей. Судя по всему, это лишь вершина айсберга. Известно, что летом 2018 года, то есть через несколько месяцев после ухода Галицкого, ПАО «Магнит» планировало потратить свыше 16,5 млрд рублей на выплаты новой команде топ-менеджмента.

Комментарии под новостью о приходе нового президента ПАО "Магнит". Скриншот © VK / tanderinfo

Комментарии под новостью о приходе нового президента ПАО «Магнит». Скриншот © VK / tanderinfo

А нового менеджмента в «Магните» было много. Начиная с 2018-го неоднократно менялся состав правления, трижды менялись гендиректора — это похоже на чехарду. Стабильность наступила в прошлом году с приходом уже упомянутого Яна Дюннинга и его команды.

Новые короли «Магнита»

Самым большим пакетом акций ПАО «Магнит» владеет банк ВТБ — 17,28%. Следующий по размеру пакет — 13,8% — принадлежит структурам инвестиционной компании «Марафон групп» Александра Винокурова. Остальные акции либо принадлежат миноритариям, либо находятся в свободном обращении на бирже.

Не может не обращать на себя внимания тот факт, что миноритарными совладельцами сети стали её новые руководители. Более того, в этом году они на порядок увеличили размер своих долей владения.

Ян Дюннинг. Фото © Wikipedia

Президент и гендиректор «Магнита» голландец Ян Дюннинг в 2020 году владел 170 тыс. акций. Это около 800 млн рублей. Он уже трижды увеличивал свою долю. Имея за плечами огромный опыт в управлении голландскими и немецкими ретейлерами, Ян Дюннинг приехал в Россию ещё в далёком 2003 году и стал здесь директором по продажам в Metro Cash & Carry. Скандальную известность Дюннинг обрёл в 2010-м, когда участвовал в штурме головного офиса сети магазинов «Лента».

Это было настоящее побоище с применением слезоточивого газа и дымовых шашек. Примечательно, что Дюннинг не побоялся находиться в самой гуще событий. Суть конфликта — корпоративный спор между акционерами «Ленты». Одни назначили директором Сергея Ющенко, вторые — как раз Яна Дюннинга. Голландец победил и стал в итоге гендиректором торговой сети.

Несмотря на такое скандальное вступление в должность, Ян Дюннинг весьма успешно руководил «Лентой». За время его правления сеть вышла на общероссийский уровень, провела IPO и ощутимо увеличила свою капитализацию. Получится ли у него в «Магните» — этот вопрос получит свой ответ уже в ближайшие годы.

Помимо Яна Дюннинга миноритарным совладельцем «Магнита» стал финн Юрки Талвитие. Он пробыл членом правления «Магнита» чуть больше года и за это время смог получить 478 акций. Сейчас он даже не в штате торговой сети, лишь числится её советником. Также недолго просидели в правлении «Магнита» Владимир Сорокин и Елена Милинова. Но ушли они, имея на руках соответственно около 37 тыс. и 14 тыс. акций. Также небольшие пакеты акций появились у действующих членов правления Марьи Дей и Елены Жаворонковой. По три тысячи и почти пять тысяч акций соответственно. Первая проработала в «Магните» около полутора лет, вторая — чуть более двух.

ВТБ отцепляет «Магнит»

ВТБ выходит из капитала второго по выручке российского ритейлера «Магнит». До 4,4% акций группы предложены инвесторам в рамках процедуры ускоренного формирования книги заявок, а почти 12,9% купит Marathon Group зятя главы МИД Сергея Лаврова Александра Винокурова и Сергея Захарова. Последняя станет крупнейшим акционером сети с долей около 29,75%. «Магнит» остается хорошей инвестицией с потенциалом роста акций, считают аналитики.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

О продаже своей доли в сети «Магнит» группа ВТБ объявила 18 ноября вечером. Из пакета 17,28% до 4,4% акций предложены инвесторам в рамках процедуры ускоренного формирования книги заявок. Оставшиеся 12,88% будут проданы Marathon Group зятя Сергея Лаврова Александра Винокурова и Сергея Захарова, которая станет крупнейшим акционером «Магнита» с долей около 29,75%.

«Магнит» — второй по обороту розничный ритейлер в России и первый по числу магазинов. По состоянию на 30 сентября сеть насчитывала 25,3 тыс. точек. По итогам января—сентября общая чистая выручка «Магнита» выросла на 14,5%, до 1,27 трлн руб. год к году. С июля 2021 года «Магнит» владеет сетью «Дикси», которую выкупил за 87,6 млрд руб. у Mercury Retail Group Игоря Кесаева, Сергея Кациева и Сергея Студенникова.

Цена сделки с Marathon Group будет определена по результатам публичного предложения. На торгах на Московской бирже 17 ноября акции «Магнита» закрылись на уровне 6,4 тыс. руб. за бумагу, пакет 4,4% стоил около 28,8 млрд руб., а вся доля ВТБ — 112,7 млрд руб. К вечеру четверга котировки «Магнита» дешевели до 6,1–6,09 тыс. руб. за акцию. Старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов отмечает, что при ускоренном размещении инвесторы обычно просят дисконт.

ВТБ договорился о покупке 29,1% акций «Магнита» у основателя сети Сергея Галицкого в феврале 2018 года. Стоимость сделки была 138 млрд руб. из расчета 4,66 тыс. руб. за одну акцию. В мае того же года ВТБ продала 11,82% акций Marathon Group, стоимость этой доли на тот момент оценивалась в 62,5 млрд руб.

Первый заместитель президента—председателя правления банка ВТБ Юрий Соловьев отметил, что за три последних года выручка «Магнита» выросла более чем на 30%, а в прошлом году компания приняла новую стратегию развития, в рамках которой планирует продолжить расширять присутствие в сегменте онлайн-торговли.

Александр Винокуров добавил, что Marathon Group рассматривает инвестицию в «Магнит» как долгосрочную, не планирует увеличивать долю до контрольной и заинтересована в сохранении большинства мест в совете директоров за независимыми членами.

По словам Марата Ибрагимова, столь быстрый выход ВТБ из «Магнита» стал неожиданностью, но в целом для группы инвестиция уже оказалась удачной. С учетом выплаченных дивидендов за три с половиной года инвестиции в акции «Магнита» принесли банку почти 60% доходности, подсчитал он. Как отмечает аналитик, после нескольких несостоявшихся IPO у институциональных инвесторов остались свободные средства, которые они высвобождали под новые размещения и которые теперь они смогут потратить на «Магнит».

Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров не исключает, что у ВТБ и Marathon Group изначально было стратегическое понимание, что такая сделка в перспективе может произойти. А Marathon Group, вероятно, вышла из капитала Fix Price в сентябре с прицелом на увеличение доли в «Магните», добавляет он. По словам господина Ибрагимова, «Магнит» остается хорошей инвестицией с нереализованным потенциалом роста, потому Marathon Group может быть заинтересована в долгом сохранении пакета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *