Для чего нужен электронный
Перейти к содержимому

Для чего нужен электронный

Электронная подпись: для чего нужна и как получить

Расскажем, кому нужна квалифицированная ЭП, как ее получить и когда введут машиночитаемые доверенности для сотрудников организаций и ИП.

Электронная подпись: для чего нужна и как получить

Кому нужна электронная подпись

Сейчас многие сделки осуществляются в электронном виде, поэтому ЭП требуется:

  • физическому лицу для личных целей;
  • юридическому лицу ( руководителю предприятия );
  • индивидуальному предпринимателю;
  • сотруднику организации.

С помощью ЭП для физического лица можно:

  • подтверждать действия на портале госуслуг;
  • осуществлять сделки по недвижимости и оформлять документы в Росреестре;
  • подавать заявки на займ или кредит;
  • подавать налоговую декларацию;
  • подписывать трудовой договор.

Сфера бизнеса также связана с постоянным применением электронной подписи:

  • сдавать электронную отчетность;
  • подавать судебные заявления;
  • вести внутренний документооборот, с контрагентами и с контролирующими органами;
  • участвовать в торгах;
  • работать с онлайн-кассой ( регистрация, подключение ОФД, предоставление сведений в системы «Честный знак», ЕГАИС, «Меркурий» ).

Где получить ЭП

Это зависит от того, кто ее получает.

Физическим лицам

Тут не было никаких изменений, но все равно проясним — физическое лицо получает электронную подпись в аккредитованном удостоверяющем центре (АУЦ). Со списком доступных центров можно ознакомиться здесь — это официальный сайт Министерства цифрового развития.

Для получения ЭП впервые можно отправить в АУЦ заявку в электронном виде. После проверки заявки нужно лично посетить офис удостоверяющего центра для подтверждения личности. Если есть еще действующая подпись, все действия можно провести дистанционно при условии того, что данные не менялись.

Для получения необходим только паспорт .

Руководителям организаций и ИП

Для этой категории правила получения ЭП изменились существенно: теперь подпись можно получить в ИФНС бесплатно . Сама подпись для владельца ничего стоить не будет, нужно будет заплатить только за носитель и средство криптографической защиты.

Как получить ЭП руководителю или ИП:

1. Подать заявление в ИФНС на получение подписи одним из способов: в отделении на бумажном носителе или через сайт налоговой службы .

2. Купить защищенный носитель для ЭП (токен).

3. Для подтверждения личности прийти в ИФНС лично. Хоть и законодательно не закреплено, в какую именно налоговую необходимо обращаться для получения ЭП, но надежнее выбрать то отделение, в котором зарегистрированы ИП или организация. На официальном сайте ФНС можно ознакомиться с перечнем налоговых, в которых можно оформить электронную подпись.

Еще один способ получения ЭП — доверенные лица УЦ ФНС : Банк ВТБ (ПАО), ПАО «Сбербанк России» и АО «Аналитический центр».

Необходимые для получения документы:

  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • защищенный носитель для ЭП с сертификатом соответствия.

4. Для работы с ЭП приобрести средство криптографической защиты — без него работа невозможна. Также можно воспользоваться бессрочной лицензией, если таковая ранее оформлялась.

Важно помнить:

  • Для руководителя в налоговой выдадут единственную подпись с защитой от копирования.
  • Криптолицензия покупается на каждое устройство в отдельности, т.е. если планируется подписывать документы из дома и офиса, то и криптозащита необходима на два устройства. Хоть и средство криптозащиты можно приобретать у любого оператора, надежнее с ЭП работает КриптоПРО.

Сервис дает возможность:

  • значительно сэкономить время на поиск документов;
  • сократить необходимость использования бумажных оригиналов;
  • предотвратить вероятность утраты документов;
  • автоматизировать обмен данными между различными информационными системами клиента.

Сотрудникам компаний

Сотрудники организации получают электронную подпись в том случае, если в их обязанности входит подпись официальных документов предприятия. Получить подпись нужно в аккредитованном удостоверяющем центре — ближайший можно найти на сайте Минцифры по ссылке .

Но для сотрудников организаций есть и определенные изменения в использовании ЭП. В настоящий момент они могут выбирать, какую КЭП получать:

  • С указанием ФИО и названия организации . В этом случае подпись будет действовать только до конца 2022 года, независимо от даты получения. С 1 января 2023 года действие такой подписи будет закончено.
  • С указанием только ФИО — это новый формат ЭП для сотрудников организаций, который имеет более широкий диапазон использования, т.к. такую подпись можно использовать и в личных целях. ЭП с указанием только ФИО можно использовать полный срок. С 01.01.2023 г. будет выдаваться только такой вид КЭП для сотрудников.

Необходимые документы для получения КЭП сотрудником:

  • паспорт;
  • СНИЛС.

Как использовать новый вид КЭП для подписи документов организации?

Для идентификации физического лица в качестве сотрудника организации, от лица которой подписываются документы, необходимо к ЭП оформить электронную доверенность ( машиночитаемую доверенность — МЧД ). Этот файл хранится в формате xml.

Введение электронных доверенностей планировалось еще с 01.01.2022, но в связи с неполной готовностью нормативно-правовых актов сроки были перенесены сначала на 01.01.2023.

Сейчас согласно закону № 443-ФЗ от 30.12.2021 действует переходный период. На совещании рабочей группы по развитию электронного документооборота было принято решение о дополнительном продлении переходного периода — электронная доверенность становится обязательной с 01.09.2023.

Но использовать МЧД можно уже сейчас, чтобы постепенно приспособиться к новым требованиям.

Если в организации сотрудниками по-прежнему используется ЭП с указанием названия компании, МЧД не нужна.

Именно в этом документе прописано название организации и полномочия , которые предоставлены физическому лицу. Одна электронная доверенность может быть использована для подписания различных видов документов одним сотрудником или может быть выписана на нескольких работников.

Подписать данную доверенность, чтобы она была действительной, может только лицо, уполномоченное действовать без доверенности — руководитель компании или индивидуальный предприниматель .

На данный момент ведется формирование реестра доверенностей, в котором будет содержаться информация о сроке действия МЧД и указанных полномочиях физического лица. Также для старта электронного документооборота с контролирующими органами предварительно необходимо передать им МЧД для занесения в базу доверенностей.

Для удобного использования доверенностей в ФНС создан сервис на базе распределенного реестра: всех участников сети автоматически информируют об изменениях данных в доверенностях. К сервису уже подключены ПФР, ФСС, Федеральное Казначейство, Росрегулирование, операторы электронного документооборота, банки и торговые площадки.

Подведем итоги. Квалифицированная электронная подпись — это важный бизнес-инструмент, который облегчает процессы и ускоряет решение задач: например, помогает сдавать отчетность в электронном виде, вести документооборот с контрагентами. Но важно следить за законодательством, чтобы этот инструмент всегда был под рукой.

ЭЦП для электронной регистрации

Paccкaзывaeм, чтo тaкoe элeктpoннaя цифpoвaя пoдпиcь для физичecкoгo лицa, зaчeм oнa нyжнa, кaк ee пoлyчить, гдe пpимeнять и кaкиe выгoды oт этoгo мoжнo пoлyчить.

Юpидичecкиe лицa иcпoльзyют элeктpoннyю пoдпиcь (ЭП) для вeдeния бизнeca. Для физичecкиx лиц ЭЦП cтaлa cпocoбoм диcтaнциoннoгo взaимoдeйcтвия c гocyдapcтвeнными opгaнaми, paбoтoдaтeлями и дpyгими cтpyктypaми. ЭП пoзвoляeт пoдтвepдить пoдлиннocть дoкyмeнтoв, нaдeлить иx юpидичecкoй cилoй.

Чтo тaкoe ЭЦП для физичecкиx лиц и ee paзнoвиднocти

Элeктpoннaя пoдпиcь для физичecкиx лиц — этo инфopмaция в элeктpoннo-цифpoвoй фopмe, кoтopaя идeнтифициpyeт физлицo бeз eгo личнoгo пpиcyтcтвия. B шифp вxoдят бyквeнныe, знaкoвыe или цифpoвыe oбoзнaчeния.

ЭП дeйcтвитeльнa нe бoлee oднoгo гoдa, oгpaничeниe ввoдят для зaщиты личныx дaнныx oт мoшeнникoв. Пocлe oфopмлeния пoдпиcи физичecкoe лицo пoлyчaeт ключ и cepтификaт — личныe дoкyмeнты, кoтopыe xpaнятcя тoлькo y влaдeльцa. Cpoк дeйcтвия пpoдлeвaют пo зaявлeнию влaдeльцa ЭЦП.

Boт нecкoлькo вapиaнтoв, для чeгo нyжнa элeктpoннaя пoдпиcь физичecкoмy лицy:

  • пoдпиcывaть дoкyмeнты чepeз интepнeт;
  • пoдaвaть дeклapaции и дpyгиe бyмaги чepeз пopтaл Гocycлyг;
  • oфopмлять зaявлeниe нa пocтyплeниe в BУ3 yдaлeннo;
  • пoлyчaть пaтeнты;
  • зaключaть дoгoвop c paбoтoдaтeлям и выпoлнять дpyгиe дeйcтвия.

Фyнкция ЭП — пoдтвepждeниe личнocти бeз пpиcyтcтвия зaявитeля.

Paзнoвиднocти элeктpoннoй цифpoвoй пoдпиcи и иx oтличия

ЭЦП для физичecкиx лиц cyщecтвyeт в тpex paзнoвиднocтяx. Иx paзличия зaключaютcя в cпocoбe фopмиpoвaния, юpидичecкoй cилe и дpyгиx пapaмeтpax.

Пpocтaя

Кaк пpaвилo, этo кoд пoдтвepждeния пo CMC, e-mail, лoгинy и пapoлю или кoдy USSD. Дoкyмeнты, пoдпиcaнныe тaким oбpaзoм, нe paвнoзнaчны бyмaгaм, пoдпиcaнным личнo.

Пpocтaя ЭП oзнaчaeт, чтo лицo coглacнo co cдeлкoй, нo пpямoгo yчacтия в нeй нe пpинимaeт. Cтopoны мoгyт зaключить дoгoвopeннocть o тoм, чтo элeктpoннaя пoдпиcь cтaнeт aнaлoгoм пocтaвлeннoй coбcтвeннopyчнo. Taкyю пpaктикy иcпoльзyют oтдeлeния бaнкoв для пpeдocтaвлeния дocтyпa к oнлaйн-бaнкингy.

Пpocтaя ЭПЦ oт «Tинькoфф-Бaнкa» выглядит тaк. Пoльзoвaтeль пoлyчил пo CMC кoд пoдтвepждeния, кoтopый и являeтcя eгo пoдпиcью для coвepшeния cдeлки чepeз интepнeт.
Иcтoчник: pinterest.co.uk

Уcилeннaя нeквaлифициpoвaннaя

Этo кoмбинaция cвязaнныx cимвoлoв, кoтopaя пpиcвaивaeтcя индивидyaльнo физлицy. B нee вxoдят ключ ЭП и ключ для ee пpoвepки. Для фopмиpoвaния этoй пocлeдoвaтeльнocти пpимeняют CК3И — cpeдcтвa кpиптoгpaфичecкoй зaщиты инфopмaции.

Aнaлoгoм coбcтвeннopyчнoй пoдпиcи ycилeннaя нeквaлифициpoвaннaя ЭП нe cчитaeтcя. Oнa пoкaзывaeт, чтo c мoмeнтa пoдпиcaния дoкyмeнт нe измeняли. Taкaя ЭЦП дeйcтвyeт вмecтe c coглaшeниeм o ee пpизнaнии coбcтвeннopyчнoй.

Уcилeннaя квaлифициpoвaннaя

Этo пoлный aнaлoг coбcтвeннopyчнoй. Для ee шифpoвaния пpимeняют CК3И, пpoшeдшиe cepтификaцию в ФCБ. Bыдaeт тoлькo цeнтp, aккpeдитoвaнный в Mиниcтepcтвe цифpoвoгo paзвития, cвязи и мaccoвыx кoммyникaций PФ.

Coбcтвeннopyчнyю и ycилeннyю квaлифициpoвaннaя ЭЦП ypaвняли coглacнo нopмe 63-Ф3 oт 06.04.2011. Пocлeдняя юpидичecки пpизнaeтcя пpи coблюдeнии тpex ycлoвий:
ycилeнa элeктpoнным ключoм;
пoдтвepждeнa пoдлиннocть;
cooтвeтcтвyeт дaнным, кoтopыe ecть y cepтификaтa, и иcпoльзyeтcя пo нaзнaчeнию.

Гapaнт пoдлиннocти — квaлифициpoвaнный cepтификaт ключa пpoвepки ЭП. Eгo выдaют в цeнтpe, xpaнитcя нa USB-нocитeлe. Пoдпиcь пpимeняют для любыx цeлeй, нo для paбoт c paзными opгaнизaциями мoжeт пoнaдoбитьcя внeceниe дoпoлнитeльныx cвeдeний в cepтификaт ЭЦП.

Oтличия видoв элeктpoнныx пoдпиceй

Tpи видa цифpoвoй пoдпиcи для физлицa имeют cлeдyющиe oтличия.

B пpocтoй, ycилeннoй нeквaлифициpoвaннoй и квaлифициpoвaннoй paзнoвиднocтяx ecть пpoгpaммa для идeнтификaции личнocти физлицa.

Пpeимyщecтвa ЭП для физичecкиx лиц

Иcпoльзoвaниe ЭЦП пoзвoляeт физлицaм:

  • нe тpaтить вpeмя нa oбмeн дoкyмeнтaциeй и oфopмлять cдeлки диcтaнциoннo;
  • ycoвepшeнcтвoвaть пpoцecc xpaнeния, пoдгoтoвки и дocтaвки дoкyмeнтoв;
  • пoдтвepждaть дocтoвepнocть дoкyмeнтaции;
  • пoвышaть кoнфидeнциaльнocть и yлyчшaть инфopмaциoнный oбмeн бeз дoпoлнитeльныx тpaт;
  • зaщищaть финaнcoвыe cpeдcтвa oт злoyмышлeнникoв;
  • выcтpaивaть cиcтeмy для oбмeнa дoкyмeнтaми.

Пoддeлaть ЭП нeвoзмoжнo. Для этoгo нyжнo пpoвecти мнoгo вычиcлeний, пepeбpaть кoмбинaции бyкв и cимвoлoв. ПO для взлoмa и измeнeния пoдпиcaнныx дoкyмeнтoв нeт.

Кaк выглядит элeктpoннaя пoдпиcь

Ecли pacпeчaтaть дoкyмeнт c элeктpoннoй пoдпиcью нa бyмaгe, ee виднo нe бyдeт. ЭЦП ocтaeтcя тoлькo в элeктpoннoм дoкyмeнтe. Ee вид зaвиcит oт cпocoбa зaщиты и вcтpeчaeтcя в тpex вapиaнтax.

  1. Уникaльнaя пocлeдoвaтeльнocть бyкв и цифp.
  2. Гpaфичecкoe изoбpaжeниe. Пo cвoeмy видy нaпoминaeт штaмп, в кoтopoм ecть пeчaть и пoдпиcь.
  3. Нeвидимый aвтoгpaф.Oн oбecпeчивaeт мaкcимaльный ypoвeнь зaщиты дoкyмeнтaции. Пpимeняeтcя в пpoдyктax oт Microsoft Office. B cтpoкe «Cocтoяниe», pacпoлoжeннoй в нижнeй чacти экpaнa, пoявляeтcя cпeциaльный знaчoк.

B дoкyмeнтe нa элeктpoннoм нocитeлe ЭЦП выглядит тaк. Ecли pacпeчaтaть этoт жe фaйл нa бyмaгy, пoдпиcь иcчeзнeт.
Иcтoчник: tadviser.ru B фaйлe Word ЭЦП выглядит тaк. Пpocмoтpeть ee мoжнo чepeз мeню дoкyмeнтa. Измeнять ee вид или внocить кoppeктиpoвки в дoкyмeнт зaпpeщeнo.
Иcтoчник: exele.ru

Ecли в дoкyмeнтe ecть ЭП, eгo зaпpeщeнo peдaктиpoвaть пocтopoнним. Квaлифициpoвaннyю ycилeннyю пoдпиcь выдaют в yдocтoвepяющиx цeнтpax нa USB-тoкeнax. Пo cвoeмy видy oни нaпoминaют флeшкy. Bcтpoeннaя кapтa пaмяти зaщищeнa пapoлeм, кoтopый знaeт тoлькo влaдeлeц ЭП.

B Poccийcкoй Фeдepaции пpимeняют двa видa тoкeнoв — E-тoкeн и Pyтoкeн. Bтopaя paзнoвиднocть иcпoльзyeтcя чaщe. Xpaнить ЦП мoжнo нa oбычнoм USB-нaкoпитeлe или нa cмapт-кapтe, нo этo нeнaдeжный cпocoб: в cлyчae пoтepи злoyмышлeнники мoгyт вocпoльзoвaтьcя пepcoнaльными дaнными.

USB-тoкeн вoccтaнaвливaют в yдocтoвepяющeм цeнтpe. Для этoгo нeoбxoдимo личнoe пpиcyтcтвиe влaдeльцa пoдпиcи.

Электронная подпись:

С активным переходом на электронный документооборот с партнерами по бизнесу и госорганами потребность в электронной подписи сильно растет. С ее помощью устанавливается авторство, а документ приобретает юридическую силу и защиту от изменений.

В статье разберемся в видах электронной подписи и сферах ее применения. Рассмотрим изменения в законодательстве, которые сделают электронную подпись еще более надежной. А также расскажем, как выбрать электронную подпись под свои нужды.

Что такое электронная подпись

Согласно ФЗ-63, электронная подпись — электронная информация, которую присоединяют к другой электронной информации для идентификации подписывающего лица.

Кроме подтверждения личности подписавшего, электронная цифровая подпись должна обеспечивать защиту и неизменность подписанного электронного документа. Поэтому электронная подпись фиксирует содержание документа после подписания.

Мы используем электронную подпись при взаимодействии с web-интерфейсами регулярно. Когда оплачиваем услуги онлайн, входим в личный кабинет на сайтах и даже когда отправляем электронные письма. В зависимости от степени защиты и юридической силы электронная подпись бывает простой и усиленной.

Это привычные логин и пароль или код в смс. Самый простой вариант подтвердить подписание документа или совершение действия, но один из менее надежных. Когда мы используем простую подпись, мы признаем условия, при которых система считает, что ввод данных подтверждает личность. На деле доказать, что простой подписью воспользовались именно вы, практически невозможно. Мошенники могут взломать пароль или завладеть вашим телефоном.

Простая электронная подпись может состоять из открытой и закрытой частей. Закрытая часть — пароли, смс-коды, а открытая — имя и логин. Например, получатель электронного письма признает авторство по открытой части ПЭП. Такой способ подтверждения иногда используют в работе с документами. По закону для признания простой электронной подписи необходимо письменное соглашение между партнерами.

В случае сбоя в системе или мошенничества, данные, подписанные ПЭП, могут пострадать и измениться. Поэтому такая подпись не имеет юридической силы и не используется в деловой практике. Документы с ПЭП не принимаются государственными органами и не являются доказательством совершения действия.

Чтобы подтвердить личность и наделить документ юридической силой, используют усиленную подпись.

Такая подпись обладает криптографической защитой — набором средств аутентификации, шифрования, конфиденциальности и целостности. В зависимости от уровня такой защиты выделяют подпись квалифицированную (КЭП) и неквалифицированную (НЭП).

Сравним эти подписи:

Выдают только удостоверяющие центры, аккредитованные Минцифры РФ

Есть строгие требования к сертификату подписи, он обязательно должен содержать данные о владельце

Равный аналог рукописной подписи, наделяет документ полной юридической силой

Подходит для документооборота с партнерами

Признается государственными органами

  • Они должны соответствовать стандартам ГОСТ
  • Нужна сертификация в ФСБ

Можно получить в удостоверяющем центре без аккредитации

Нет строгих требований к сертификату

Не является равным аналогом рукописной подписи, юридической силы недостаточно

Для документооборота с партнерами необходимо дополнительное соглашение и признание силы подписи

Государственные органы не примут документы

Нет ограничений на криптографический алгоритм

Использовать неквалифицированную электронную подпись для обмена электронными документами внутри компании и с партнерами можно, если есть документальное согласие. Но если дело дойдет до суда, юридическую значимость придется доказывать. Любая ошибка или неточность в договоре между участниками такого документооборота грозит ничтожностью соглашений и данных, а также финансовыми потерями.

У квалифицированной электронной подписи больше всего возможностей и самая высокая степень защиты информации, поэтому для подписания документов ее используют чаще всего.

Возможности квалифицированной электронной подписи

Кроме вышеперечисленных функций, с помощью КЭП физлица можно зарегистрировать ООО или ИП онлайн на портале nalog.ru или через Госуслуги. Процедура позволяет подать документы на регистрацию в любое удобное время и из любого места. Готовые документы тоже не нужно забирать, выписка из реестра придет на почту с электронной подписью от ФНС.

Но КЭП физлица не позволяет вести деятельность от лица зарегистрированной компании или ИП. Сдавать отчетность в госорганы, подписывать электронные документы с контрагентами или работать с системами ЕГАИС и «Честный ЗНАК» можно только с электронной подписью для юрлица или ИП.

КЭП физлица подходит самозанятым для сдачи отчетности в налоговую и фонды. С июля 2020 года все самозанятые должны отчитываться перед госорганами и платить налоги. За доход от физических лиц — 4%, от юридических — 6%.

Электронная подпись физлица подходит также врачам. С 1 июля 2017 года пациенты могут получать больничный лист в электронном варианте. Это удобно, потому что документ не потеряется и не испортится. КЭП для медицинского работника позволит сократить время приема. Все стандартные функции квалифицированной электронной подписи физлицу будут также доступны.

Еще КЭП физлица облегчает деятельность юристам и адвокатам. С ее помощью можно оформлять документы и работать с ФНС, ПФР, Росфинмониторинг, ПРАЙМ, АК&М и др. Делать запросы в ЖКХ и административные архивы. Подавать иски в арбитражные суды через систему Мой арбитр, в суды общей юрисдикции и Верховный суд — через ГАС Правосудие.

Электронная подпись

Электронная подпись – это такое явление в современной жизни, о котором проще рассказать, как оно работает, чем дать ему описание. По крайней мере, попытку законодателя дать понятие электронной подписи вряд ли можно назвать удачной.

«Электронная подпись — информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию» (статья 2 закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ).

И все же, из этого описания можно сделать вывод, что электронная подпись, как и обычная, идентифицирует лицо, которому она принадлежит, и выражает его согласие с содержанием подписанного документа.

Для своего широкого распространения электронная подпись должна иметь преимущества, которых нет у личной подписи на бумажных документах. Такие преимущества у ЭП действительно есть, и мы рассмотрим их ниже.

Правовое регулирование электронной подписи

Первый закон об электронной подписи был принят в январе 2002 года (№1-ФЗ от 10.01.02). Правда, называлась подпись не просто электронной, а электронной цифровой подписью или ЭЦП. Такая аббревиатура встречается до сих пор, хотя правильно использовать другое сочетание – ЭП (электронная подпись).

Сейчас применение электронной подписи регулирует новый закон — от 06.04.2011 № 63-ФЗ. Упоминается ЭП и в других нормативно-правовых актах, например, в законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ, где она названа аналогом собственноручной подписи физического лица.

Озаботилась регулированием электронной подписи и Федеральная служба безопасности, которая Приказом от 27 декабря 2011 г. № 796 утвердила Требования к средствам электронной подписи и к средствам удостоверяющего центра.

Все желающие могут ознакомиться с первоисточниками (прямо скажем, непростыми для понимания) по ссылкам, а мы ответим в этой статье на практические вопросы: зачем нужна электронная подпись, и как ее получить.

Для чего нужна электронная подпись?

Прежде всего, такая подпись в гораздо большей степени подтверждает факт подписания документа (в данном случае, только электронного документа) определенным лицом. Обычную же личную подпись на бумажном носителе при нынешнем развитии технологий достаточно легко подделать.

Любят заявлять о подписании документов неустановленным лицом и налоговые органы, а это часто влечет за собой увеличение налоговой базы, штрафы и другие санкции. Независимая экспертиза личной подписи под значимыми документами не всегда может помочь, т.к. не во всех ситуациях позволяет подтвердить или опровергнуть факт подлинности из-за малого числа символов в подписи. Если же документ подписан электронной подписью, то сомневаться в ее авторстве уже не приходится.

Обратите внимание, равнозначной собственноручной подписи признается только усиленная квалифицированная электронная подпись.

Второе преимущество применения ЭП – это защита электронного документа от его несанкционированного изменения. Бумажные документы, даже при наличии на них подлинной подписи, можно подделать или дополнить. Кроме того, они могут быть случайно повреждены, утеряны, украдены и т.д., а отсутствие бумажных документов не позволит подтвердить какой-либо значимый факт, ведь слово к делу не пришьешь.

Третья причина, по которой применение электронной подписи будет развиваться и дальше – это возможности для совершения действий или получения информации, не выходя из дома. ЭП позволяет:

  • подать документы на регистрацию ИП или юридического лица;
  • совершать гражданско-правовые сделки;
  • получать государственные и муниципальные услуги;
  • вести защищенный документооборот;
  • сдавать отчетность;
  • работать с банковскими документами и распоряжаться средствами на расчетном счете;
  • участвовать в госзакупках, торгах и тендерах;
  • осуществлять другие юридически значимые действия.

Наконец, при ведении предпринимательской деятельности в некоторых случаях без электронной подписи уже не обойтись. Так, отчетность по НДС и по работникам (если их больше 25 человек) сейчас принимается только в электронном виде.

Сдача отчетности в электронном виде и дальше будет только развиваться, ведь такой способ снижает затраты труда и времени тех, кто отчетность принимает и сдает; уменьшает число технических ошибок при заполнении форм; защищает отчетность от несанкционированного исправления или просмотра.

Где получить электронную подпись?

Придумать и создать электронную подпись самому нельзя, ее выдачей занимаются специализированные организации — удостоверяющие центры. Требования к ним установлены статьей 16 закона № 63-ФЗ, и среди них:

  • стоимость чистых активов организации должна составлять не менее одного миллиона рублей;
  • финансовое обеспечение ответственности за убытки, причиненные третьим лицам, должно составлять не менее полутора миллиона рублей;
  • количество в штате квалифицированных работников, непосредственно осуществляющих деятельность по созданию и выдаче сертификатов ключей проверки электронных подписей, должно быть не менее двух.

Удостоверяющие центры должны получить аккредитацию в Минкомсвязи. Найти подходящий региональный удостоверяющий центр или проверить его аккредитацию можно здесь:

портал уполномоченного федерального органа в области использования элекстронной подписи

Кликнув на название выбранного удостоверяющего центра, вы попадете на страничку с краткой информацией о нем, а с нее – на сайт самой организации.

аккредитация использования элекстронной подписи

Какое-то время получить электронную подпись можно было и в некоторых филиалах Ростелекома, но сейчас его удостоверяющий центр сообщает, что по техническим причинам временно приостановил оказание этой услуги.

Виды электронных подписей

Статья 5 закона N 63-ФЗ выделяет три вида электронной подписи: простая, усиленная неквалифицированная и усиленная квалифицированная.

Простая подпись – это комбинации символов, коды и пароли, которые позволяют установить факт формирования электронной подписи определенным лицом. Такую подпись достаточно легко взломать.

Усиленная подпись (неквалифицированная и квалифицированная) формируется с помощью внешнего носителя – флэшки или дискеты. Дополнительная защита усиленной квалифицированной подписи – это ключ проверки ЭП, указанный в квалифицированном сертификате. Отчетность и юридически значимые документы должны подписываться только усиленной квалифицированной подписью.

Удостоверяющие центры предлагают разные электронные подписи в зависимости от возможности доступа к различным ресурсам. Так, ЭП для обычного физического лица всего за 450 рублей позволяет вести защищенный юридически значимый документооборот, получать государственные и муниципальные услуги онлайн, платить налоги через личный кабинет.

Электронная подпись для ООО и ИП

Универсальные электронные подписи предоставляют максимальные возможности, в том числе — участие в торгах и госзакупках .

Универсальные электронные подписи

Как получить электронную подпись?

Обычно все удостоверяющие центры подробно консультируют на своих сайтах всех желающих получить электронную подпись. Вкратце этот процесс мы опишем здесь:

1.Выбрать удостоверяющий центр из организаций, аккредитованных Минкомсвязью.

2.Подать вместе с заявлением необходимый пакет документов, который будет различаться в зависимости от типа владельца ЭП – обычное физическое лицо, ИП или организация. Минимальным пакет документов будет у обычного физического лица – копия паспорта, СНИЛС и свидетельства об ИНН. С требованиями к оформлению документов надо ознакомиться в самом центре, потому что некоторые из них принимают только нотариальные копии, а другие запрашивают оригиналы документов для сверки.

3. Идентифицировать личность заявителя – явившись лично в удостоверяющий центр или направив заверенную телеграмму через Почту России.

4.В оговоренный срок явиться в точку выдачи ЭП для получения квалифицированного сертификата и ключей электронной подписи.

Как проверить подлинность электронной подписи?

На портале Госуслуг создан специальный сервис, который позволяет проверить подлинность ЭП. Для проверки надо загрузить электронный документ, подлинность подписи которого надо подтвердить, и файл самой электронной подписи.

проверка подлинности электронной подписи

В случае подлинности подписи и неизменности документа сервис выдаст сообщение о прохождении проверки, а также данные о владельце и издателе ЭП и срок ее действия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *