Где фиксируются данные вновь установленных приборов
Перейти к содержимому

Где фиксируются данные вновь установленных приборов

Путеводитель по интеллектуальному учёту электроэнергии в России (для энергетиков и потребителей)

Я работаю в региональной энергокомпании, в свободное время интересуюсь историей электроэнергетики и теорией энергетических рынков.

Вы, возможно, слышали, что в России начинается переход к интеллектуальному учёту электроэнергии. Мы все являемся потребителями электроэнергии — дома или на работе, а счётчик — важный элемент нашего энергопотребления (его показания, умноженные на тариф — это наше начисление, то, что мы должны оплатить). Надеюсь, мой Путеводитель по интеллектуальному учёту поможет вам понять, что это такое, как это работает и когда это случится у вас дома, в офисе или на предприятии.

1. Что такое интеллектуальный учёт?

Сначала определимся с понятиями. Существует обычный счётчик (далее мы будем говорить о счётчиках электроэнергии, поскольку законодательство предусматривает массовое внедрение пока только умного учёта электроэнергии, а по другим ресурсам – вода, тепло, газ – пока нет определённости). Обычный счётчик:

  • считает только энергию нарастающим итогом (есть ещё многотарифные, которые считают нарастающий итог по двум или трём зонам суток – день, ночь, полупик);
  • с его табло нужно раз в месяц списывать показания и передавать поставщику (либо энергокомпании отправляют контролёров списывать показания);
  • не позволяет регулировать потребление энергии (например, отключать неплательщика).

С распространением и удешевлением микропроцессоров в 90-х — 2000-х годах появилась возможность встраивать электронику в счётчик. Проще всего её встроить в счётчик электроэнергии – у него ведь есть постоянное питание от сети и довольно большой корпус. Так появились «умные счётчики» и системы учёта – АСКУЭ, АИСКУЭ (эти аббревиатуры означают автоматизированную систему коммерческого учёта энергии). Ключевые особенности АИСКУЭ:

  • такой счётчик учитывает не только энергию, но и мощность, активную и реактивную, при этом может делать это в почасовом разрезе и по каждой фазе, что уже даёт первый ручеёк BIG DATA в энергетике;
  • такой счётчик запоминает во встроенной памяти считанные характеристики и автоматически передаёт показания на сервер (параллельно показания можно контролировать и со встроенного или выносного дисплея);
  • умный счётчик может иметь встроенное реле, ограничивающее по команде с сервера потребителя-неплательщика;
  • это, как правило, двух- или трехуровневые системы: счётчик (первый уровень) отправляет данные либо напрямую на сервер, либо в устройство сбора (второй уровень), которое консолидирует данные и направляет их на сервер (третий уровень).

Но для более чем 90% всех потребителей электроэнергии, включая бытовых и малый бизнес, до недавнего момента основным тарифом был одноставочный или тариф по зонам суток (день-ночь), а счётчик – обычным, не «умным».

Отдельные сетевые, энергосбытовые и управляющие компании реализовывали программы оснащения умным учётом потребителей, но всё это составляло небольшой процент от всех потребителей.

Но недавно в законодательстве появилось понятие «интеллектуальный прибор учёта» и «интеллектуальная система учёта». Чем это отличается от «умного счётчика» и АСКУЭ? Тем, что «интеллектуальным» называется теперь такой прибор или система учёта, которая соответствует набору законодательно определённых технических требований, «минимальному функционалу интеллектуальных систем учёта энергии (мощности)».

Если счётчик или система им не соответствует, но позволяет автоматически собирать и передавать данные на сервер – мы по-прежнему называем такой счётчик «умным», а систему учёта – АИСКУЭ.

Давайте разберёмся, что это за нормативные требования, выполнение которых делает счётчик (систему учёта) интеллектуальными?

2. Какие нормативные акты РФ определяют правила и требования к интеллектуальному учёту?

Но законодатель в начале реформы электроэнергетики решил, что тариф будет очищен от затрат на учёт, что установка счётчика — это отдельная платная услуга, а потребитель, оплачивая счётчик с установкой, имеет право выбирать: либо поставить самый дешёвый однотарифный, либо более дорогой счётчик, позволяющий считать по зонам суток или даже по часам, и выбирать один из 3 видов тарифов в тарифном меню (население) или до 4-6 ценовых категорий (юрлица).

ФЗ (Федеральный закон) № 522 «Об интеллектуальном учёте…» внёс изменения в ФЗ № 35, определяющий основные требования в электроэнергетической отрасли в части учёта.

Фактически, это 3 ключевых изменения:

(1) Начиная с 1 июля 2020 года, обязанность по установке учёта переходит с потребителя на:

  • сетевые компании – в отношении всех потребителей, которые подключены к их сетям, за исключением многоквартирных домов) и
  • гарантирующих поставщиков (это энергосбытовые компании, которые поставляют вам энергию и выставляют счета) – на вводе в многоквартирный дом и внутри многоквартирных домов, т.е. квартиры и нежилые помещения, подключённые к внутридомовым электросетям);

(2) С 1 января 2022 года все устанавливаемые приборы учёта должны быть интеллектуальными (то есть соответствовать «минимальному функционалу», определённому Постановлением Правительства № 890), а потребитель, у которого установили такой прибор, получит доступ к его показаниям (каким образом и что с этим делать — см. ниже).

То есть, с 1 июля 2020 до 31 декабря 2021 за счёт тарифных источников энергокомпаний будут устанавливаться обычные приборы учёта (но в некоторых регионах, где средства на интеллектуальный учёт включили в тариф раньше – полностью или частично будут ставиться интеллектуальные приборы), и только с 1 января 2022 интеллектуальные счётчики начнут устанавливаться по всей стране (но не сразу – см. «Когда у меня появится интеллектуальный учёт и сколько это будет стоить?»).

(3) Начиная с 1 января 2021 года, все застройщики, сдающие в эксплуатацию многоквартирные дома, должны оснастить их интеллектуальными приборами учёта, сдать эти приборы в эксплуатацию гарантирующему поставщику, а гарантирующий поставщик подключит их к своей системе интеллектуального учёта и даст доступ к их показаниям собственникам квартир и нежилых помещений.

Подведём промежуточный итог. Определены 3 срока:

  • 1 июля 2020 года – с этого момента все вновь устанавливаемые приборы учёта взамен вышедших из строя, утраченных, с истёкшим межповерочным интервалом (кроме тех, что устанавливают застройщики в строящихся домах) – за счёт сетевых компаний и гарантирующих поставщиков (в многоквартирных домах), однако, пока не все такие приборы будут интеллектуальными;
  • 1 января 2021 года – с этого момента все вводимые многоквартирные дома должны быть оснащены интеллектуальными счётчиками;
  • 1 января 2022 года – с этого момента все новые счётчики должны быть интеллектуальными, а потребителю, у которого появился такой счётчик, должен быть предоставлен удалённый доступ к его показаниям.

3. Что делает интеллектуальный счётчик?

Если вы откроете ПП № 890 от 19.06.2020, вы увидите длинный, на несколько страниц, перечень технических характеристик интеллектуального счётчика. Итак, как же выглядит и что делает интеллектуальный счётчик в минимальном исполнении? Вот краткий свод:

  • Внешне он похож на обычный счётчик, возможно, только небольшая антенна может указать на то, что счётчик — интеллектуальный;
  • Он имеет встроенный дисплей, на котором можно увидеть существенно больше параметров, чем на обычном, или выносной дисплей (некоторые счётчики устанавливаются на опоре, а потребитель получает устройство с дисплеем, подключаемое к сети, которое «общается» со счётчиком, обычно по электросети – технология PLC);
  • Клеммная коробка (в неё входят 2 провода «фаза» и «ноль», и выходят 2, если счётчик однофазный) и корпус счётчика опломбированы электронной пломбой – при их вскрытии происходит запись в журнал событий (и на экране появляется значок вскрытия), при этом журнал находится в энергонезависимой памяти и не стирается при отключении питания. В журнал записывается и возникновение проблем в «железе» и «софте» прибора, отключение от сети и включение в сеть, критические изменения параметров качества. Контролируются и магнитные поля – так, если модуль вектора магнитной индукции превысил 150 мТл, это записывается как событие с фиксацией даты и времени;

4. Какие системы интеллектуального учёта бывают?

Все системы интеллектуального учёта (ИСУ) можно разделить на несколько типов.

По архитектуре:

(1) ИСУ, содержащие минимальное количество уровней – два (сам прибор учёта и сервер, на котором хранятся показания, и к данным которого у потребителя есть доступ по его счётчикам);

(2) ИСУ, имеющие промежуточный уровни – как минимум один – это уровень сбора данных со счётчиков на устройство сбора и передачи данных (УСПД) или на базовую станцию. УСПД обычно подключено по силовой сети (технология PLC, Power line communication – передача данных по силовой сети на высоких частотах). Базовая станция использует радиочастоты нелицензируемого спектра: 2,4 ГГц, 868/915 МГц, 433 МГц, 169 МГц с дальностью до 10 км в прямой видимости. На уровне УСПД, базовой станции происходит сбор данных со счётчиков (опрос счётчиков), отправка данных на сервер (обычно через GPRS-модем), а также приём информации с сервера и направление её счётчикам. Кроме того, иногда сами приборы могут ретранслировать сигнал друг друга дальше по сети. Сами сервера также могут представлять собой многоуровневую систему.

По способу (технологии) связи ИСУ могут использовать основные технологии:

(1) Передача данных по низковольтной несиловой сети (витая пара, уложенная в специальные короба в многоквартирных домах, в офисах, на предприятиях или RS-485, для соединения с расположенным рядом УСПД). Достоинством этого способа иногда служит дешевизна (если только имелись свободные короба или витая пара была уложена ранее). Недостаток – витая пара при массовом использовании (40-200 приборов учёта в каждом многоквартирном доме) будет подвержена столь же многочисленным отказам, преднамеренным обрывам, что непомерно удорожит стоимость обслуживания.

(2) Передача данных по силовой сети (технология PLC) со счётчиков до УСПД. Далее — GPRS-модемом на сервер.
Такая технология удорожает отдельный счётчик, стоимость УСПД с модемом, которое устанавливается на 20 – 40 – 100 счётчиков в доме, также удорожает систему на 10-20% в расчёте на точку учёта. В сети могут быть импульсные помехи (например, от старой техники), что может снизить надёжность, потребовать увеличения количества опросов. Для установки УСПД с модемом нужно иметь запирающееся вводное устройство (шкаф) многоквартирного дома, место в нём, либо закупить и повесить на стене защищённый, запирающийся на ключ, стойкий ко взломам металлический ящик.

Однако, технология PLC-УСПД используется довольно широко, это уже некий «базовый стандарт» в интеллектуальных системах учёта, по отношению к которому оцениваются иные решения.

(3) Передача данных по радиоканалу (технологии LPWAN – LoRaWAN), при этом счётчики имеют специальный радиомодуль и антенну, а в населённых пунктах на высоких точках устанавливаются базовые станции или концентраторы, принимающие сигнал с многочисленных счётчиков и иных устройств «умного дома». Достоинствами этих систем является:

  • Большой радиус охвата – до 10-15 км по прямой в отсутствии преград;
  • Возможность подключения многочисленных устройств (различных типов счетчиков, устройств умного дома) в радиусе приёма базовой станции;
  • Стоимость базовой станции, её монтажа и обслуживания в расчёте на одну точку учёта в некоторых случаях может оказаться ниже, чем стоимость УСПД на точку.
  • Отсутствие единых стандартов, новизна системы;
  • Необходимость проектирования сети базовых станций, обеспечивающих гарантированное покрытие отдельного населённого пункта – необходим проект, расчёты и испытания на местности;
  • Необходимость аренды места (договоров с собственниками, управляющими организациями) высоких зданий для размещения базовой станции, антенны, подвода питания – это усложняет логистику по сравнению с установкой УСПД, требующей небольшого пространства во вводном устройстве или отдельного запирающегося ящика на стене;
  • Невысокая скорость передачи (однако, это ограничение некритично для систем учёта, где опрос счётчиков должен происходить либо раз в сутки для точек учёта свыше 150 кВт, либо раз в неделю для всех остальных: населения и юрлиц менее 150 кВт, составляющих до 80-90% всех точек);
  • При прохождении через стену, перекрытие сигнал ослабляется, возможно появление какой-то доли приборов с неустойчивой связью (потребуется выносить антенну прибора в более «ловимое» место);
  • В маленьких населённых пунктах, коих тысячи в каждой области Европейской России (от одной до 10 точек учёта в каждом) это решение будет непомерно дорого в расчёте на точку учёта;
  • Наконец, одним из законодательных ограничений является требование ПП 890: количество счётчиков с функцией ограничения, контролируемых такой станцией, не должно превышать 750. То есть, вместо того, чтобы распределить стоимость такой станции на тысячи или даже десятки тысяч устройств в зоне досягаемости, мы должны прописать в неё не более 750 счётчиков прямого включения).

По принадлежности (собственности)

Интеллектуальные системы учёта могут принадлежать:

  • Сетевым компаниям – это все точки учёта, кроме тех, что участвуют в оптовом рынке, а также кроме многоквартирных домов. В регионе может быть несколько сетевых организаций: одна крупная, входящая в ПАО «Россети», и несколько небольших, принадлежащих разным собственникам и муниципалитетам. Они должны наладить безвозмездный обмен данными в той части, которая касается приборов учёта на границе их сетей и потребителей, которые присоединены к сетям нескольких собственников;
  • Гарантирующим поставщикам (это энергосбытовая компания, которая продаёт энергию и выставляет счета потребителям своего региона). Это системы, охватывающие учёт на вводах в многоквартирные дома и счётчики внутри дома, в том числе предпринимателей на первых этажах, в подвалах, нежилых помещениях, если они присоединены к внутридомовой сети. Если такое помещение питается отдельным вводом, то его счётчик относится к ИСУ, принадлежащей сетевой компании – так определил законодатель. При этом гарантирующие поставщики и сетевые организации безвозмездно обмениваются данными своих ИСУ – для того, чтобы потребитель не искал, у кого же в личном кабинете или мобильном приложении данные его приборов;
  • Застройщикам – те интеллектуальные приборы учёта, которые будут установлены застройщиками в домах, остаются в их собственности, законодатель говорит лишь о передаче их в эксплуатацию гарантирующим поставщикам.
  • Существуют также системы АИСКУЭ, не являющиеся интеллектуальными (то есть не подходящие под минимальные требования ПП 890), которые принадлежат разным собственникам – управляющим организациям в многоквартирных домах и в офисных зданиях, дачным и садоводческим объединениям, промышленным предприятиям, участникам оптового рынка электроэнергии.

Подытожим: системы интеллектуального учёта могут быть основаны на разных архитектурных решениях, используют разные технологии передачи данных, принадлежат разным собственникам, но все они должны обеспечить минимальный функционал данных, операций, действий, которые прописаны в ПП 890.

5. Когда у меня появится интеллектуальный учёт и сколько это будет стоить?

Прежде всего, внесём ясность: обычные и интеллектуальные приборы учёта за счёт сетевых компаний и гарантирующих поставщиков будут устанавливаться не всем желающим, а с 1 июля 2020 года только тем, у кого:

  1. Прибор учёта отсутствует или утрачен;
  2. Прибор учёта вышел из строя;
  3. Истёк срока эксплуатации прибора (он составляет 25-30 лет);
  4. Прибор не соответствует классу точности (2.0 для бытовых потребителей – то есть его погрешность лежит в интервале 2%. Старые счётчики с классом 2.5 должны быть выведены из эксплуатации. Класс точности – это цифра в кружочке на лицевой панели прибора);
  5. Истек интервал между поверками – обычно этот интервал 16 лет для бытовых приборов.

  • С 1 июля 2020 года по 31 декабря 2021 года сетевые компании и гарантирующие поставщики могут устанавливать обычные приборы учёта (но, если им выделили в тарифе средства на интеллектуальные приборы учёта, они будут устанавливать интеллектуальные);
  • А вот уже с 1 января 2022 сетевые компании и гарантирующие поставщики все новые счётчики устанавливают с интеллектуальным функционалом и предоставляют доступ к своим системам, чтобы потребитель мог удалённо видеть все данные, которые этот счётчик собрал: через личный кабинет на сайте или мобильное приложение. Вход будет под вашим логином и паролем, и вы увидите только свои интеллектуальные счётчики.
  • Ещё один момент: если вы – владелец дачного или садового домика, гаража в гаражном кооперативе, офиса в офисном здании, если в вашем кооперативе или посёлке внутрипоселковая сеть не принадлежит ни одной из сетевых компаний региона (она может принадлежать всем владельцам в определённых долях, или принадлежать кооперативу), то ни у одной сетевой компании, ни у гарантирующего поставщика нет обязанности бесплатно устанавливать приборы учёта в таких точках (за исключением точки на вводе в посёлок, кооператив, офис, где начинается граница сетевой компании – там устанавливает сетевая организация). Ваше право, как владельцев, собраться и решить, какой учёт вы будете ставить – интеллектуальный или обычный, самый дешёвый. Аналогично – внутри границы завода, торгового комплекса, если там нет сетей ни одной сетевой компании, то владельцы цехов, помещений устанавливают учёт за свой счёт.

Если у вас прибор учёта нерабочий или отсутствует (и существует возможность для его установки), то вы обращаетесь в сетевую организацию (если у вас индивидуальный дом или иное помещение, подключённое не к внутридомовым сетям многоквартирного дома).

Если у вас квартира в многоквартирном доме, имеющем общую сеть или нежилое помещение в многоквартирном доме, подключённое к внутридомовым сетям, то вы обращаетесь к гарантирующему поставщику. В сферу обязанностей установить учёт со стороны гарантирующего поставщика не входят блокированные дома, таунхаусы, имеющие раздельные ввода – это сфера обязанностей сетевой организации.

Как быстро вам поставят прибор учёта? ПП № 442 определяет срок в 6 месяцев с момента обращения. Необходимо понимать, что многие владельцы квартир и домов не спешили заменить прибор учёта за свои деньги до 1 июля 2020 года, если они придут вместе с теми, у кого прибор выходит из строя после 1 июля, они создадут большую очередь на замену (количество специалистов, заменяющих приборы учёта не может увеличиться сразу и в разы). Если вы – такой потребитель, который не спешил заменить свой прибор до 1 июля, получая счёт по нормативу, возможно, вы так поступали, поскольку норматив для вас был выгоднее, чем расчёт по фактическому потреблению? То есть вы должны быть готовы, что бесплатная замена прибора учёта приведёт к тому, что фактическая плата, начисляемая по реальным показаниям, возрастёт (либо придётся заняться энергосбережением в своей квартире или доме), а за неоплату прибор учёта отключит вас даже без выезда бригады.

Но что будет, если у меня вышел из строя прибор учёта и я не обращусь в сети или к гарантирующему поставщику (в многоквартирном доме)? Рано или поздно (как только очередь на замену уменьшится), сетевая организация или гарантирующий поставщик обратятся к вам сами, и предложат установить прибор. Вы должны согласовать место установки (или замены, если там стоял прибор ранее).

Некоторые потребители не желают ждать и готовы сами заплатить за установку интеллектуального прибора, лишь бы получить прибор учёта «вне очереди», не дожидаясь, пока у существующего истечёт межповерочный интервал, или не дожидаясь 1 января 2022 года. Законодательство не запрещает устанавливать таким потребителям приборы учёта платно. Это, кстати, снижает нагрузку на тариф для всех потребителей.

Но какова цена интеллектуального учёта? Давайте посчитаем. Раньше бытовой потребитель платил за замену с установкой обычного счётчика от 1 до 2 тысяч рублей (в зависимости от того, одно или двухтарифный счётчик ему необходим) в среднем 1 раз в 16 лет, то есть в среднем 5,2 — 10,4 руб. в расчёте на месяц потребления.

Стоимость интеллектуального прибора, с учётом системы УСПД или базовых станций, серверов и программного обеспечения в расчёте на одного бытового потребителя с учётом монтажа и наладки ожидается около 7-10 тыс.руб. – в зависимости от типа системы, плотности потребителей и, что немаловажно, в зависимости от динамики цен на рынке на интеллектуальные приборы. Это, при периоде 16 лет, около 36,5 – 52,1 руб. в месяц или 5-10% от месячного счёта за электроэнергию большинства потребителей.

Значит ли это, что тариф для населения вырастет на 5-10% из-за интеллектуального учёта? Это не столь простой вопрос, поскольку тариф для населения перекрёстно субсидируется потребителями на высоких напряжениях, в основном, крупной промышленностью. А сам тариф населения индексируется ежегодно на величину не выше официальной цифры инфляции – это покрывает только инфляционный прирост издержек. Поэтому ответ на вопрос о росте тарифа для населения звучит так: ожидается, что темпы роста тарифа населения не превысят инфляцию, то есть подавляющая часть затрат на интеллектуальный учёт в части населения ляжет на потребителей-юридических лиц, доля которых в потреблении составляет около 80%. Для многих из них это будет незаметным увеличением (колебания цен на оптовом рынке имеют куда более широкие пределы), но в совокупности, конечно же, интеллектуальный учёт – это заметная нагрузка на тариф. Более того, поскольку накопилось довольно много граждан, которые не спешили заменять прибор учёта за деньги, эта нагрузка будет существенной в первые годы. А сама программа замены учёта на интеллектуальный затянется на 16 лет – пока не истечёт межповерочный интервал у обычных приборов, которые были установлены в первой половине 2020 года.

Как же уменьшить, оптимизировать тарифную нагрузку от внедрения интеллектуального учёта? Первое, что напрашивается – установить потолок цен на такие приборы. Но это крайне неэффективное решение – ограничение цены, по нашему опыту 30-летней давности, сразу же приведёт к дефициту приборов на рынке. А обязанности по установке и санкции за неустановку с гарантирующих поставщиков и сетевых организаций никто не снимал.

Но есть ещё один способ снизить издержки на внедрение интеллектуального учёта. Это комплексное оснащение многоквартирных домов учётом. Как это работает? Сейчас законодательство говорит: оснащению учётом бесплатно подлежат те точки, где прибор отсутствует, вышел из строя, утрачен, истек срок эксплуатации или истек интервал между поверками приборов учета. Но внутри многоквартирного дома это означает, что замена приборов учёта на интеллектуальные будет «дырявой» — здесь заменили, а здесь замена только в 2027 году, а здесь – в 2036-м… И придётся бригаде ездить от дома к дому ради 1-2-3-х приборов из 40-100 точек учёта. Время, бензин, зарплата… А чтобы обеспечить с 2022 года предоставление всем таким приборам доступа в интеллектуальную систему (к серверу), придётся установить на все дома УСПД, либо покрыть все города сетью базовых станций… Буквально за год! В итоге стоимость на точку учёта в первые годы возрастёт в разы, это будет крайне неэффективная, точечная автоматизация, которая не даст эффекта ни жильцам, ни управляющим организациям, ни энергетикам.

Выход из этой ситуации – комплексное оснащение многоквартирных домов. На уровне региона разрабатывается и утверждается многолетняя программа оснащения ИСУ, с учётом того, сколько может «потянуть» тариф. В этой программе прописаны конкретные дома, которые в данном году должны попасть под 100%-е оснащение. В первую очередь в программу попадут дома, где наиболее высокие внутридомовые потери, ложащиеся дополнительными затратами на жильцов и управляющие компании, дома, сети которых готовы к PLC, дома, которые компактно размещены возле базовой станции. Бригада будет работать на одном доме с начала и до момента его полного оснащения, что резко удешевит монтаж.

Подведём краткий итог: существующее законодательство требует «точечного» оснащения интеллектуальным учётом многоквартирных домов, при этом такое оснащение может растянуться на 16 лет. В первые годы должны быть вложены огромные деньги, а далее – по чуть-чуть. Это крайне неэффективно и дорого, не даст эффекта.

Предлагаемый путь – дать возможность региону формировать комплексную программу с учётом возможностей тарифа на длительный период. В этой программе будут указаны конкретные дома, которые подлежать оснащению на 100% в данном году. Это позволит не распылять средства, а получить контроль за их расходованием: ведь проверить, есть ли система в 400 многоквартирных домах, которые должны быть оснащены в этом году, намного проще, чем установлен ли прибор в 40 000 штук отдельных точек, разбросанных по 6000 домов?

6. Что мне (потребителю, бизнесу) даст интеллектуальный учёт?

Прежде всего, интеллектуальный прибор освобождает потребителя от необходимости снимать и передавать его показания, а у энергосбыта и сетей снижаются издержки на обход контролёрами (хотя, и не исчезают совсем — ведь интеллектуальные счётчики тоже требуют периодического обслуживания, устранения неисправностей на месте).

Важная функция – это почасовой учёт, который позволит любому потребителю-юридическому лицу и ИП, даже ларьку с мороженым, в любой момент перейти на почасовой тариф, с расчётом по ценам на энергию и мощность, соответствующих ценам на оптовом рынке (это 3-я – 6-я ценовые категории в тарифном меню). Бытовой потребитель может выбрать один из 3 тарифов – одноставочный, «день-ночь» и «пик-полупик-ночь». И не просто выбрать, а по динамике почасового потребления интеллектуальная система сама покажет, какой из тарифов выгоднее, когда и насколько. А выполняя рекомендации по выравниванию графика нагрузки в пределах существующего тарифа, ценовой категории, рекомендации по энергосбережению, потребитель сможет ещё снизить счёт за энергию, при этом интеллектуальный учёт поможет понять где и насколько его можно снизить. Благодаря множеству параметров, считаемых интеллектуальным прибором, возможно введение более широкого тарифного меню, дающего еще больше возможностей выбора оптимального тарифа.

У потребителя (пока только у юридического лица) с установкой интеллектуального прибора появляется возможность участвовать на рынке управления спросом – получать плату за то, что потребитель перенёс потребление из пиковых часов в те часы, где нагрузка на энергосистему ниже. Это позволит снизить цены на энергию на оптовом рынке, уменьшив загрузку и оплату резерва мощности наиболее дорогих, неэффективных и часто экологически «грязных» станций и энергоблоков. Это очень перспективный рынок – служба Главного энергетика на предприятии, благодаря участию в управлении спросом, перестаёт быть только источником затрат, начинает давать поток доходов, который может даже окупить её содержание.

Благодаря интеллектуальному учёту в многоквартирных домах резко снизятся общедомовые потери, что уменьшит плату жильцов и исключит затраты управляющих компаний на оплату сверхнормативных внутридомовых потерь, высвободив деньги для текущего ремонта и благоустройства дома и территории вокруг него.

Данные интеллектуального учёта, при их эффективном использовании, делают предприятие и бизнес немного «умнее» технологически, ведь все тонкости работы технологического процесса находят отражения в колебаниях потребления активной и реактивной мощности, и их расшифровка, в т.ч. с точностью до минуты, может дать дополнительный источник данных для оптимизации процессов работы оборудования.

Поскольку умный прибор считает энергию и на приём, и на отдачу, то у потребителя в частном доме появляется возможность установить ветряк или солнечные панели мощностью до 15 кВт (для этого потребуется изменение условий техприсоединения в сетевой организации), заключить договор с обслуживающим вас гарантирующим поставщиком о поставках излишков в сеть по ценам не выше цен оптового рынка (это с НДС в среднем около 3 руб/кВтч), при этом цена поставки будет зависеть от часа – ночью дешевле!

Благодаря распределённой системе из десятков и сотен тысяч интеллектуальных приборов учёта, измеряющей почасовые и даже поминутные графики активной и реактивной мощности, параметры напряжения и тока, энергосистема получает бесценный источник данных для оптимизации режимов своей работы, выявлению резервов и дефицита мощности в разбивке по каждому узлу, фидеру, подстанции, снижению потерь и выявлению незаконных подключений, выявления точек в сети, где эффективной окажется компенсация реактивной мощности, локальная генерация, в т.ч. на ВИЭ, аккумулирование энергии для сглаживания пиков и выравнивания параметров в сети. С учётом новых данных могут быть пересмотрены и оптимизированы инвестиционные программы генерации и сетей, приводящие к росту тарифов.

Подведём итог: стратегически, в перспективе десяти лет, после того, как интеллектуальные приборы учёта распространятся повсеместно, интеллектуальный учёт преобразит энергетику, сделает её более эффективной, а значит – более приемлемой по цене для конечного потребителя, даст широкие возможности потребителю для оптимизации своего счёта за энергию, участию в управлении спросом, позволит реализовать эффективные тарифные меню. Это в итоге окупит дополнительные затраты, учтённые в тарифе, позволив снизить его рост на длительную перспективу, однако, в первые годы учёт таких программ в тарифе может дать несколько дополнительных процентов роста.

7. Что дальше?

Программа оснащения интеллектуальным учётом растянется на 16 лет – до момента, когда все точки будут иметь такой учёт. 16 лет – это период до момента, пока последние, установленные в 2020-2021 годах обычные приборы не выработают свой межповерочный интервал. Этот срок можно сократить до 10 лет, приняв соответствующие региональные программы комплексного оснащения (они позволят разгрузить тариф в первые годы установки, и изыскать источники для увеличения объёмов работ через 5-7 лет).

Программа оснащения интеллектуальным учётом электроэнергии подтолкнёт установку умных приборов и на другие ресурсы –горячую и холодную воду, газ и тепло. Получив в эксплуатацию умный прибор учёта, многие владельцы квартир и домов заинтересуются и иными системами умного дома – разнообразными датчиками и контроллерами (прорыва труб, утечек газа, разбития окон, открытия окон и дверей, системами видеонаблюдения, управления шторами, музыкальным сопровождением, управлением климатом и освещением. )

Интеллектуальному прибору учёта электроэнергии тоже есть куда расти. Тот функционал, который определён сейчас, не зря называется минимальным. В будущем счётчик может стать «умным хабом» для концентрации информации со всех устройств умного дома или квартиры, устройств, установленных в подъезде, счётчиков других ресурсов. Умный счётчик может фиксировать малейшие изменения напряжения и тока, реактивной мощности, и понимать, какие устройства включаются и выключаются – не только в доме, но и в офисе, на производстве. Это позволит понимать, какие устройства и оборудование работают, в какие периоды, насколько эффективно – организовать эффективный энергоменеджмент, под управлением «искусственного интеллекта», представленного миллионами умных приборов, средств обработки больших данных, статистики, базы лучших практик подбора и управления режимами любого оборудования.

Умные счётчики изменят нашу жизнь так же, как её изменили мобильная связь, интернет, мобильный интернет. Мы находимся на пороге будущего, где все электрические устройства будут единым живым, самоорганизующимся организмом, стоящим на службе удобства, комфорта и эффективной деятельности человека.

Проверка прибора учета электроэнергии: порядок проведения, составления акта

Проверка прибора учета электроэнергии: порядок проведения, составления акта

С 1 июля 2020 года в в законодательстве вступили в силу нововведения, которые изменили порядок проведения проверок приборов учета электрической энергии у потребителей. Соответствующие корректировки произошли в Постановлении Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (внесены Постановлением Правительства РФ от 18.04.2020 N 554).

Итак, что это за изменения.

Что НЕ изменилось при проведении проверок приборов учета электроэнергии?

  • Проведение проверок приборов учета электроэнергии может быть проведено в плановом и внеплановом порядке
  • Правом на проведение проверок приборов учета наделены электросетевые организации и гарантирующие поставщика.
  • Уведомление о проведении инструментальной проверки электросчтечика не требуется. Однако такое уведомление может быть направлено потребителю для организации допуска на его объект.
  • Инструментальная проверка прибора учета должна производиться не реже 1 раза в год.

По результатам проведения такой проверки у потребителей может быть выявлен факт безучетного потребления электроэнергии, при котором производится расчетный способ определения объема электроэнергии и значительными суммами штрафных санкций. Именно поэтому потребителю необходимо знать о законодательных особенностях проведения таких проверок.

Порядок проведения таких проверок регламентируется в п. 169 – 173 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (в редакции Постановления Правительства РФ от 18.04.2020 N 554).

Что изменилось при проведении проверок приборов учета электрической энергии?

При проведении проверки прибора учета электроэнергии у потребителя должна вестись фотосъёмка или видеозапись проверки.

Полученные фото или видеозапись подлежит хранению и должна быть передана потребителю, в случае если в отношении него составлен акт безучетного потребления электроэнергии (п. 170 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442).

Что должно содержаться в акте проверки прибора учета электрической энергии?

Порядок оформления акта инструментальной проверки прибора учета электроэнергии регламентирован в п. 173 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442.

Акт инструментальной проверки прибора учета электроэнергии составляется либо электросетевой организацией, либо гарантирующим поставщиком и подписывается лицами, которые участвовали в проверке.

Важно: При несогласии лица, принимавшего участие в проверке прибора учета, с результатами проверки прибора учета должна быть сделана соответствующая отметка в акте проверки прибора учета с кратким описанием причин такого несогласия. Ранее такого требования в законодательстве не было.

То есть если потребитель не согласен с результатами проверки электросчетчика – он должен обязательно поставить соответствующую отметку в акте инструментальной проверки.

Если потребитель не согласен с актом инструментальной проверки – ни в коем случае нельзя подписывать акт без замечаний.

Наиболее простым вариантом таких замечаний будет отметка: «С результатами проверки (актом) не согласен, подпись».

Обоснование причин Вашего несогласия с актом всегда можно представить позже.

В ином случае, оспорить результаты проверки в судебном порядке будет крайне затруднительно.

В акте инструментальной проверки узла учета должно быть зафиксировано заключение о пригодности/непригодности прибора учета для расчетов за электроэнергию, соответствии его требованиям, а также о наличии / отсутствии у потребителя безучетного потребления электроэнергии или признания счетчика утраченным.

  • дата, время и адрес проведения проверки, форма проверки и основание для проведения проверки;
  • лица, принявшие участие в проверке;
  • лица, приглашенные в соответствии с требованиями настоящего документа для участия в проверке, но не принявшие в ней участие;
  • характеристики и место установки проверяемого расчетного прибора учета (измерительных трансформаторов — при их наличии), показания прибора учета на момент проверки и дата истечения интервала между поверками прибора учета (измерительных трансформаторов);
  • соответствие оттиску поверителя в свидетельстве о поверке и (или) записи в паспорте (формуляре) средства измерений и место установки контрольных пломб и знаков визуального контроля, установленных на момент начала проверки, а также вновь установленных (если они менялись в ходе проверки);
  • результат проверки;
  • характеристики используемого при проведении проверки оборудования, в случае если проводится инструментальная проверка;
  • лица, отказавшиеся от подписания акта проверки либо несогласные с указанными в акте результатами проверки, и причины такого отказа либо несогласия.

Читайте здесь, как согласно постановлению 442, должен с 1 июля 2020 года составляться акт о безучетном потреблении, а также производиться расчет безучетного потребления электрической энергии.

Как ввести в эксплуатацию и опломбировать индивидуальный счётчик

Процедура введения в эксплуатацию индивидуального прибора учёта коммунальных ресурсов, то есть принятия его к расчётам, описана в постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 . Поговорим о том, кто и каким образом принимает к коммерческому учёту и опломбирует новый счётчик, и почему важно это делать правильно.

Когда начинает действовать индивидуальный прибор учёта

Кто и в какие сроки должен ввести счётчик в эксплуатацию

Поскольку прибор учёта потребления коммунального ресурса находится в ведении собственника помещений, то именно собственник несёт ответственность за установку и надлежащее использование, а также своевременную замену счётчика, если он вышел из строя или у него истёк межповерочный интервал (п. 81 ПП РФ № 354).

После монтажа нового или замены старого прибора учёта проводится процедура введения его в эксплуатацию, то есть документальное оформление его как расчётного (п. 81 ПП РФ № 354). Работы по вводу ПУ в эксплуатацию выполняет исполнитель КУ. Он проводит их без взимания какой-либо платы по согласованию с собственником помещения или по его заявке (п. 81 (9) ПП РФ № 354).

  • данные о собственнике и его контакты;
  • дата и время, когда собственник предлагает ввести ИПУ в эксплуатацию;
  • сведения об ИПУ: копия техпаспорта, его тип и номер, место установки, показания на момент установки и дата поверки (пп. «у» п. 31, п. 81 ПП РФ № 354).

Счётчик должен быть принят к расчётам в течение месяца со дня его установки (пп. «у» п. 31 ПП РФ № 354). Если исполнитель КУ не может ввести ИПУ в указанный в заявке день, он должен в течение трёх рабочих дней предложить новые дату и время. Работы не могут быть перенесены более, чем на 15 рабочих дней с даты получения заявки исполнителем КУ (п. 81 (1) ПП РФ № 354).

Если в согласованное время исполнитель не принял счётчик к коммерческому учёту или работы были перенесены более, чем на 15 рабочих дней, то прибор учёта считается введённым в эксплуатацию с даты, когда собственник подал заявку (п. 81 (2) ПП РФ № 354).

Что включает в себя ввод прибора учёта в эксплуатацию

Когда время и дата согласованы, прибор учёта установлен, исполнитель КУ проводит процедуру ввода ПУ в эксплуатацию. Этот процесс состоит из нескольких этапов (п. 81 (4) ПП РФ № 354):

1. Сверка на соответствие данных ПУ с его документацией.

Исполнитель КУ сверяет заводской номер на счётчике и в паспорте, комплектацию и схему монтажа – они должны совпадать с информацией в технической документации изготовителя ПУ. Если счётчик не новый, то необходимо проверить дату последней поверки (п. 84 (1) ПП РФ № 354).

2. Проверка ПУ на работоспособность.

Проверяется работа счётного механизма прибора учёта, который фиксирует потребление ресурса.

3. Опломбировка прибора учёта.

Исполнитель коммунальной услуги устанавливает на счётчик контрольные и антимагнитные пломбы.

4. Фиксация показаний ПУ на момент опломбировки.

Данный этап необходим для корректного расчёта платы за потреблённый ресурс согласно показаниям нового прибора учёта.

5. Составление акта ввода прибора учёта в эксплуатацию в двух экземплярах с подписями собственника и исполнителя КУ (п. 81 (6,7) ПП РФ № 354).

В акте фиксируются дата, время и адрес ввода ПУ в эксплуатацию, данные о представителях исполнителя КУ, участвовавших в процедуре, данные о ПУ (тип, номер, место установки), начальные показания счётчика, указание на места установки пломб и их номера, дата следующей поверки.

Если при проверке ПУ выявлены его несоответствия технической документации или установлен факт нарушений в его работе, то исполнитель КУ может отказать собственнику в принятии ИПУ к расчётам, что указывается в акте (п. 81 (5) ПП РФ № 354).

Какие виды счётчиков горячей воды для домов существуют

Какие пломбы устанавливаются при опломбировке счётчика

Поговорим подробнее об опломбировке счётчика как о важном этапе в процедуре принятия к расчётам нового ПУ. Согласно пп. «г(1)» п. 32 ПП РФ № 354, исполнитель КУ имеет право устанавливать на счётчики контрольные и антимагнитные пломбы, а также иные устройства, которые фиксируют незаконное вмешательство в работу ПУ.

Опломбировка проводится перед подписанием акта о вводе прибора учёта в эксплуатацию – чтобы занести в акт номера пломб и места, где они установлены (п. 81 (8) ПП РФ № 354). Плата за установку пломб и устройств не взимается (п. 81 (11) ПП РФ № 354). Собственник платит только при повторной опломбировке, когда были нарушены пломбы или знаки поверки (п. 81 (14) ПП РФ № 354).

На момент ввода ПУ в эксплуатацию на его корпусе уже должна стоять свинцовая пломба завода изготовителя – первоначальная. Вторичную контрольную пломбу устанавливает исполнитель КУ, чтобы исключить возможность доступа к деталям и изменению показаний ПУ. Пломба бывает свинцовая или пластиковая.

Также исполнитель КУ, принимая счётчик к коммерческому учёту, устанавливает антимагнитные пломбы: они фиксируют воздействие на прибор магнитного поля, которое может повлиять на показания счётчика.

Потребитель не сможет удалить установленные пломбы с ИПУ, не повредив их: останутся следы в виде букв или водяных знаков. Поэтому, если на ПУ хотя бы 1 секунду воздействовало магнитное поле, исполнитель КУ установит этот факт при контрольной проверке ПУ по антимагнитным пломбам.

  • При воздействии магнита на первый вид пломб происходит распад антимагнитного элемента, что фиксируется визуально при проверке ПУ. Такая пломба состоит из двух частей: основная наклеивается на верхнюю часть корпуса ИПУ, а отрывной корешок, дублирующий номер основной части пломбы приклеивается в акт ввода ПУ в эксплуатацию.
  • Если магнитное поле воздействовало на пломбу с двумя антимагнитными элементами, то весь элемент становится черным. Основная часть пломбы, как и у одноэлементной пломбы, наклеивается сверху на корпус счётчика, а меньшая часть – на переднюю стенку прибора внизу. Исполнитель КУ записывает номер такой пломбы в акт вручную.

При установке пломб исполнитель КУ должен объяснить потребителю последствия, которые возникнут, если пломбы будут нарушены (п. 81(11) ПП РФ № 354).

ПП РФ 1498: как проводить проверки приборов учёта

Зачем правильно вводить счётчик в эксплуатацию

  1. При вводе в эксплуатацию исполнитель КУ проверяет рабочее состояние ИПУ и верность его показаний, влияющих на корректный расчёт потребления ресурса в целях содержания общего имущества МКД, который оплачивает исполнитель КУ в адрес РСО.
  2. Зафиксировав начальные показания ИПУ, поставщик услуги сможет корректно определить объём потребления ресурса в помещении собственника по новому прибору учёта и рассчитать плату за период.
  3. Поставленные контрольные и антимагнитные пломбы, занесённые в акт ввода счётчика в эксплуатацию, позволят выявить несанкционированное вмешательство в работу ПУ и на законных основаниях сделать перерасчёт платы согласно п. 81 (11) ПП РФ № 354 – исходя из норматива потребления с применением повышающего коэффициента 10.
  4. Оформленный согласно законодательству акт ввода прибора учёта в эксплуатацию поможет УО в суде при оспаривании размера платы, которую должен внести за коммунальные услуги потребитель, в том числе при несанкционированном вмешательстве в работу счётчика.

Чтобы вовремя исполнить заявку собственника на опломбировку ИПУ и не потерять её, используйте для работы с обращениями жителей домов сервис «АДС на 100%». Вы сможете отказаться от устаревших программ и бумажных журналов, сэкономить на автоматизации, увеличить эффективность обслуживания жителей и привлечь больше клиентов. Попробуйте уже сейчас!

Чтобы принять участие в 30-дневном бесплатном тестировании и использовании сервиса для автоматизации диспетчерской – «АДС на 100%», оставьте заявку, и мы свяжемся с вами.

Почему в реестре ФГИС АРШИН нет записи о прохождении поверки счетчика: причины и решение проблемы

Почему в реестре ФГИС АРШИН нет записи о прохождении поверки счетчика: причины и решение проблемы

Изменения, касающиеся процедуры поверки бытовых счетчиков, вступившие в действие 24.09.2020 года, как ожидалось, значительно облегчили жизнь владельцев индивидуальных приборов учета. Ведь теперь не требуется посещать управляющие компании или ресурсопоставляющие организации: вся информация о счетчике должна вноситься оперативно в течение суток в единую базу – ФГИС Аршин. Однако, как всегда, получилось не так, как планировалось, и уже за несколько месяцев действия этой нормы многие пользователи столкнулись с проблемой того, что они не могут найти данные о своем счетчике на этом сайте. А это значит, что они не могут подтвердить факт прохождения поверки.

Как по-новому подтвердить поверку счетчика

До 24 сентября 2020 года подтверждением прохождения поверки приборов учета было получение Свидетельства. Однако, после этой даты бумажная версия хоть и не отменена и многие метрологические организации продолжают их выдавать, все же утратила свою приоритетность и юридическую силу. Теперь все данные о поверке, в соответствии с Федеральным Законом № 496-ФЗ от 27 декабря 2019 года, которым вносятся изменения в Федеральный Закон №102-ФЗ от 26 июня 2008 «Об обеспечении единства измерений», должны в течение суток вноситься сертифицированным специалистом, осуществляющего поверку, в единую базу ФГИС Аршин. После этого все данные об этом событии должны быть доступны для просмотра как для самого владельца счетчика, так и для сотрудников управляющих компаний. То есть, необходимости в том, чтобы каким-либо способом оповещать управляющую компанию про факт прохождения поверки, нет. Вся информация об этом событии имеется в едином реестре, и, казалось бы, владельцу счетчика можно не волноваться по этому поводу.

Закон о новом порядке поверке счетчиков

Однако, в очередной раз жизнь доказывает, что она удивительна и многогранна и на практике получается, что не все данные попадают на сайт ФГИС Аршин. При этом требования Закона дают возможность лицу, имеющему аккредитацию для проведения поверки средств измерений вносить данные в течение 20 рабочих дней, если испытаниям подлежали приборы, предназначенные для использования в роли эталонов единиц величин, и до 40 рабочих дней – для остальных устройств. Таким образом, информация о прохождении поверки может и не сразу появится в реестре ФГИС Аршин, а только спустя некоторое время, и этот факт владельцам счетчиков нужно принимать во внимание.

ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ У АККРЕДИТОВАННЫХ КОМПАНИЙ

Что делать, если в реестре ФГИС Аршин нет данных о поверке счетчика

Несмотря на то что после 24.09.2020 г. Свидетельства о поверке утратили свою юридическую силу без привязки к электронной записи в реестре, многие метрологические организации продолжают их выдавать, в том числе и в качестве перестраховки, а также для спокойствия своих клиентов. Потому что, хоть этот документ и не обладает юридической силой, в случае отсутствия записи в реестре, может стать фактическим подтверждением прохождения поверки. То есть, может стать доказательством правоты владельца средства измерения о том, что факт поверки все же имел дело. Кроме того, несмотря на нормы Закона, некоторые управляющие компании и другие организации продолжают требовать копию бумажной версии Свидетельства о поверке, что является еще одним мотивом для того, чтобы не отказываться от получения документа.

Что делать если нет записи о поверке счетчика в ФГИС Аршин

Если факт поверки произошел, но данных в реестре нет, то обязательно следует исправить ситуацию:

  • сначала можно обратиться в компанию проводившую поверку, при этом даже если нет бумажной версии свидетельства, в качестве подтверждения можно использовать квитанции об оплате за услугу и другие документы, которые подтверждают этот факт;
  • в случае возникновения разногласий с метрологической организацией, нужно отправить жалобу в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), при этом сделать это можно как традиционным способом – отправив письмо по почте, так и обратившись через сайт организации.

Важно знать, что обращаться в Росстандарт можно и сразу после того, как выявлено, что информации на сайте нет, а все сроки для этого уже прошли.

Хотя поверки счетчиков по новым правилам уже проводятся на протяжении нескольких месяцев, следует понимать, что проблема отсутствия данных в реестре не всегда связана с нерасторопностью метрологических служб. Система тоже вносит в эту ситуацию свой вклад, так как нередко, по свидетельствам поверителей, в ней случаются сбои. Связано это с банальной «обкаткой», хотя владельцам счетчиков от этого не легче, так как они могут стать заложниками ситуации и, если не подтвердят факт поверки, рискуют лишиться возможности оплачивать за потребленные ресурсы по факту. Их просто переведут на тарифные условия, которые в большинстве случаев невыгодны и несправедливы для потребителя. Поэтому и не остается другого выхода, как самостоятельно обращаться в управляющую компанию или в иную организацию — поставщика услуг и предоставлять Свидетельство о поверке. Но такое решение может быть только временной мерой и решение по нему принимается в каждом конкретном случае отдельно. Все же законной нормой того, что средство измерения эксплуатируется законно, является запись в реестре ФГИС Аршин.

Нужно обратить внимание и на то, что все приборы, поверенные до 24 сентября 2020 года, могут законно использоваться до истечения межповерочного периода. Хотя и до этой даты, в пилотном варианте, некоторыми метрологическими организациями вносились данные в реестр, поэтому не исключено, что данные о таких поверках также могут быть отражены в ФГИС Аршин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *