Последовательности дат и времен в EXCEL
history 10 апреля 2013 г.
- Группы статей
- ВРЕМЯ
- Календарь и последовательности Дат
- Пользовательский формат
- Текстовые последовательности
Создадим последовательности дат и времен различных видов: 01.01.09, 01.02.09, 01.03.09, . янв, апр, июл, . пн, вт, ср, . 1 кв., 2 кв. 09:00, 10:00, 11:00, . и пр.
Т.к. каждому значению даты соответствует определенное число (см. статью Как EXCEL хранит дату и время ), то подходы для формирования последовательностей, изложенные в статье Числовые последовательности , применимы и для дат. Однако, имеются и свои особенности.
Последовательность 01.01.09, 01.02.09, 01.03.09 (первые дни месяцев) можно сформировать формулой =ДАТАМЕС(B2;СТРОКА(A1)) , в ячейке B2 должна находиться дата — первый элемент последовательности ( 01.01.09 ).
Эту же последовательность можно сформировать используя правую клавишу мыши. Пусть в ячейку A2 введено значение 01.01.09 . Выделим ячейку A2 . Удерживая правую клавишу мыши, скопируем Маркером заполнения , значение из A2 в ячейки ниже. После того, как отпустим правую клавишу мыши, появится контекстное меню, в котором нужно выбрать пункт Заполнить по месяцам .
Изменив формат ячеек, содержащих последовательность 01.01.09, 01.02.09, 01.03.09, на МММ (см. статью Пользовательский формат дат ) получим последовательность янв, фев, мар, .. .
Эту же последовательность можно ввести используя список автозаполения Кнопка Офис/ Параметры Excel/ Основные/ Основные параметры работы с Excel/ Изменить списки (введите янв , затем Маркером заполнения скопируйте вниз).
Ячейки будут содержать не даты, как в предыдущем случае, а текстовые значения.
Аналогичным образом можно сформировать последовательность дней недели пн, вт, ср, .
Последовательность кварталов 1 кв., 2 кв. можно сформировать используя идеи из статьи Текстовые последовательности .
Используя инструмент Прогрессия , можно создать последовательности только рабочих дней. А также с шагом месяц и год.
Последовательность первых месяцев кварталов янв, апр, июл, окт, янв, . можно создать введя в две ячейки первые два элемента последовательности ( янв, апр ), затем (предварительно выделив их) скопировать вниз маркером заполнения . Ячейки будут содержать текстовые значения. Чтобы ячейки содержали даты, используйте формулу =ДАТАМЕС($G$16;(СТРОКА(A2)-СТРОКА($A$1))*3) Предполагается, что последовательность начинается с ячейки G16 , формулу нужно ввести в ячейку G17 (см. файл примера ).
Временную последовательность 09:00, 10:00, 11:00, . можно сформировать используя Маркер заполнения . Пусть в ячейку A2 введено значение 09 : 00 . Выделим ячейку A2 . Скопируем Маркером заполнения , значение из A2 в ячейки ниже. Последовательность будет сформирована.
Если требуется сформировать временную последовательность с шагом 15 минут ( 09:00, 09:15, 09:30, . ), то можно использовать формулу =B15+1/24/60*15 (Предполагается, что последовательность начинается с ячейки B15 , формулу нужно ввести в B16 ). Формула вернет результат в формате даты.
Другая формула =ТЕКСТ(B15+1/24/60*15;"чч:мм") вернет результат в текстовом формате.
СОВЕТ: О текстовых последовательностях вида первый, второй, . 1), 2), 3), . можно прочитать в статье Текстовые последовательности . О числовых последовательностях вида 1, 2, 3, . 1, 3, 5, 7, . I, II, III, IV, . можно прочитать в статье Числовые последовательности .
Сортировка данных в Excel
Если данные текстовые, их можно отсортировать по алфавиту («от А до Я» или «от Я до А»). Если данные числовые, их можно отсортировать в порядке возрастания или убывания. Если в диапазоне данных есть строка или столбец, в которых содержатся данные типа время или дата, их можно отсортировать в прямом или обратном хронологическом порядке. Имеется также возможность сортировки предварительно отформатированных данных по элементам этого форматирования.
Сортировать данные можно по одному условию (например, сортировка списка сотрудников по фамилии) или нескольким (например, сортировка списка сотрудников по занимаемой должности, а внутри каждой должности фамилии отсортировать в алфавитном порядке). Данные можно сортировать по столбцу (или нескольким столбцам) или по строке.
Сортировка по одному критерию
- В столбце, по которому должна быть выполнена сортировка, нужно выделить любую ячейку (весь столбец выделять не надо).
- На вкладке Данные [Data] найти группу команд Сортировка и фильтр [Sort&Filter].
- Выбрать нужную кнопку: – сортировка по возрастанию или сортировка по убыванию.
Отметим, что буквы на этой кнопке указывают только на направление сортировки, а вид кнопки остается один и тот же и при текстовых, и при числовых данных.
Существует и другой удобный способ сортировки данных: щелкнув правой кнопкой мыши по ячейке столбца, по которому будет выполняться сортировка, в контекстном меню выбрать пункт Сортировка [Sort], а далее – требуемый вариант сортировки.
Многоуровневая сортировка
- Выделить одну ячейку из сортируемого массива данных.
Если диапазоне данных имеются пустые столбцы или строкой, то Excel автоматически воспринимает их как границы сортируемого массива данных. В таком случае следует выделить все данные, подлежащие сортировке.
- На вкладке Данные [Data] найти группу команд Сортировка и фильтр [Sort&Filter] и на ней выбрать команду Сортировка [Sort].
- Последовательно задать уровни сортировки (определяемые именем столбца).
Нажимая на стрелку возле трех полей (Столбец, Сортировка, Порядок) необходимо выбрать:
- Имя столбца для сортировки.
- Тип критерия (в зависимости от того, будет ли вестись сортировка по значениям данных в столбце, или по оформлению ячейки, или по значку ячейки).
- Порядок сортировки (по убыванию или по возрастанию).
Если выбранный для сортировки столбец содержит названия месяцев или дней недели, то в списке поля Порядок можно выбрать опцию Настраиваемый список и в новом окне отметить один из предлагаемых вариантов сортировки.
Сортировка по форматированию
Часто для анализа данных делается заливка ячеек (или шрифта) цветом. С помощью сортировки можно также упорядочивать данные на основе их форматирования.
Пошаговый порядок действий:
- Щелкнуть по любой ячейки из столбца, по которому будет выполняться сортировка.
- На вкладке Данные [Data] выбрать группу Сортировка и фильтр [Sort&Filter], а затем выбрать команду Сортировка [Sort].
- В поле Столбец [Column] укажите столбец по которому будет проводиться сортировка.
- В поле Сортировка [Sort On] из всплывающего меню выбрать критерий сортировки: цвет ячейки, цвет шрифта или значок ячейки.
- Поле Порядок [Order] содержит два выпадающих списка. В первом нужно выбрать тип критерия, а во втором – размещение ячеек, отсортированных по данному критерию (строку Сверху [On Top] или Снизу [On Bottom]).
- При необходимости добавить еще один критерий сортировки, в окне Сортировка нужно выбрать кнопку Добавить уровень.
Можно также воспользоваться командой «Копировать уровень» [Copy Level], заменив в поле «Порядок» прежнее значение на новое.