Какой электрический заряд получил электроник
Автор: Шварева Екатерина Алексеевна
Организация: МАОУ СОШ №28
Населенный пункт: Пермский край, г.Березники
Структура технологической карты
«Раздел «Страна фантазия » Е.С.Велтистов «Приключения Электроника»
Цели деятельности уроки
Знакомство и анализ прочитанного произведения Е.С.Велтистов «Приключения Электроника»
Изучение нового материала
Планируемые образовательные результаты
Ориентироваться в своей системе знаний. Отличать новое уже известного с помощью учителя, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя текст, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Уметь формулировать цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действий, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, эффективно сотрудничать в совместном решении задачи, устанавливать и сравнивать разные точки зрения. Личностные: формировать интерес к учению.
Методы и формы обучения
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический
Оборудование и инвентарь
Аудио и мультимедиа, доска, мел.
Обучающиеся и развивающиеся компоненты, задания и упражнения
Формы организации со взаимодействия
Универсальные учебные действия
(Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой).
— Здравствуйте, дети. Меня зовут Екатерина Алексеевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.
-Ребята, посмотрите на гостей. Улыбнитесь им, друг другу, мне подарите свои улыбки. Поднимите руки у кого хорошее настроение, постарайтесь работать так, чтобы хорошее настроение сохранилось на весь урок.
Коммуникативные: приветствие учителя; Регулятивные: умение организовать себя и своё рабочее место. Соблюдать дисциплину.
-Сегодня я приглашаю вас в страну, которой нет на карте. Для каждого это страна будет своя. Для одного она будет огромной, для другого маленькой и уютной. Но для всех она будет разной и неповторимой.
-Просмотрите видеозапись и попробуйте угадать название страны.
-Как вы догадались? О чем поется в песне?
(в это время идет слайд-шоу про робота)
-Роботы пришли на помощь человеку. Издавна люди мечтали. Мечтали обо всём. Когда-то трудно было добывать огонь. 1000 лет понадобилось человеку, чтобы изобрести спички. Сейчас есть зажигалка – бензиновая, газовая и даже электрическая! Люди мечтали о полётах в космос.
-Но вот мы живём уже в XXI веке, и никого не удивляют выходы в открытый космос, фотографии с Марса… Наука не стоит на месте, и, то, что казалось фантазией 100 лет назад, сегодня – реальность.
-Откройте учебник на с.143.
-Как вы думаете с каким разделом мы с вами сегодня познакомимся?
-А что такое «фантазия»?
(спрашиваю по поднятой руке, затем обобщаю)
Воображение, нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное.
-А кто такой фантазер?
-А что же такое фантастика?
Фантастика – художественная литература, в которой человек попадает в нереальные события, читатели переносятся в далёкое будущее.
-Обратите внимание на слайд, на нем представлены книги, которые относятся к жанру ФАНТАСТИКА
Кир Булычев «Девочка с земли», Андрей Саломатов «Тайна зеленой планеты», Марина Трубецкая «Дверь обратно», Джоан Роулинг «Гарри Поттер и философский камень»
-Давайте попробуем дать краткую характеристику «Страны Фантазия», подобрав прилагательные на каждую букву слова.
— Прочитайте про себя с чем мы будем знакомиться в данном разделе. Вслух прочитает…
— Как вы думаете, чему мы научимся, изучая этот раздел? — Прочитайте про себя, чему мы будем учиться в данном разделе? Вслух прочитает…
— Прочитайте про себя чему мы будет учиться в этом разделе? Вслух прочитает…
— ВЫВОД: в данном разделе мы познакомиться с произведениями различных авторов, которые выражают в них гордость, восхищение и пытаются достучаться до слушателей и найти отклик.
Формулирование темы, цели и задач.
— Чтобы узнать автора и названия произведения, которое мы будем изучать сегодня, вам необходимо выполнить задание:
— У вас на столе лежат вот такие карточки (показ).
-Прочитайте в 1 строке только русские буквы, и вы узнаете фамилию автора.
NВQЕVЛFТUИYСWТZОVВ– автор произведения (фамилия)
-Прочитайте во 2 и 3 строчке произведение, которого мы сегодня будем изучать.
WЭRЛIЕNКZТSРWОQНRИYКUА– название произведения (карточки на каждой парте + на слайде)
— На выполнение задания даю 20 секунд (включение таймера)
— Проверка: Что у вас получилось? Какая фамилия поэта? Какое название произведения?
— Верно! Сегодня мы познакомимся с фантастическим произведением Евгения Серафимовича Велтистова «Приключение электроника»
Фантазёр –человек, который любит фантазировать, мечтатель.
Фантастика –нереальные события, читатели переносятся в далёкое будущее.
Фантастическая, астрономическая, необыкновенная, таинственная, азартная, замечательная, интересная, яркая
Выполняют задание и узнают фамилию автора и название произведения
Коммуникативные: умение формулировать ответы на вопросы, слушать учителя, одноклассников; Регулятивные: определение задач урока с помощью учителя;
3.Подготовка к восприятию текста.
4.1Краткая биографическая справка об авторе
4.2Выставка книг
4.3 Словарная работа
— Перед тем как мы начнем читать произведение Евгения Серафимовича Велтистова «Приключение электроника», я познакомлю вас с его биографией.
— Посмотрите на портрет поэта (портрет на слайде)
-Евгений Серафимович Велтистов родился в Москве. В школу мальчик пошёл, когда шла уже второй год Великая Отечественная война. Книг было мало. Тетрадей ещё меньше. Читать хотелось очень сильно. Когда его спросили, кем ты станешь, ответил: «Продавцом детских книжек. Чтобы прочитать всё. Потом он передумал. Решил стать журналистом. Окончил факультет журналистики. Стал работать – в газетах, потом- редактором отдела в популярном журнале «Огонёк».
Писатель был очень худой. И поэтому казался ещё длинней. В многоэтажном доме редакция занимала три этажа. И когда в праздничные дни вывешивали весёлую стенгазету, Велтистова изображали примерно так: голова на третьем этаже, туловище на втором, а бегущие ноги на первом.
Он был настоящим репортёром, находил интересных людей. Он был настырным. Копил впечатления. Обдумывал будущие книги.
— Евгений писал книги о внеземной цивилизации и техническом прогрессе. Например, в электроники, многие, казалось бы, фантастические, по тем временам вещи, несмотря на современный прогресс и компьютерные игры, ещё остаются люди, которые очень трепетно относятся к чтению. Фантастика, это один из наиболее популярных жанров в настоящее время.
-В основном Евгений Серафимович писал научно-фантастические рассказы и сказки.
-А что значит слово «научно»?
Научно-форма познания мира, открывать что-то новое. Научное воображение, заставляет думать о будущем и о возможностях науки.
-Обратите внимание на слайд, на нем представлены произведения, которые писал Евгений Серафимович Велтистов.
-Прочитайте их про себя, вслух читает названия по цепочке со второго ряда первой парты…
«Приключения на дне моря», «Миллион и один день каникул», «Рэсси — неуловимый друг», «Победитель невозможного», «Приключения на дне моря», «Ноктюрн пустоты», «Гум-Гам» и произведение с которым мы с вами познакомимся «Приключение электроника»
— В своем творчестве Евгений Серафимович Велтистов часто обращается к теме фантастика, к ее истории и настоящему, заглядывает и в будущее и отражает глубину произведения в их названиях.
— С данными произведениями вы можете познакомиться, взяв их в школьной библиотеке или библиотеке города.
— Перед тем как начать читать нужно, разобрать незнакомые для вас слова, которые встретятся в произведении.
— Прочитайте данные слова про себя. Даю 30 секунд.
1.Конгресс — собрание ученых.
— Вслух прочитает первое слово… Поднимите руку тот, кто знает значение этого слова? (если дети затрудняются, помогает учитель)
2.Кибернетика-наука о передаче и управлении информацией.
— Вслух прочитает второе слово 1 парта 2 ряда.
3.Кибернетик — ученый, которые изучает, конструирует электронные, вычислительные и другие машины.
4.Робот — это машина, автомат, который может заменять человека. Робот питается электроэнергией.
ВЫВОД: Мы познакомились с биографией Евгения Серафимовича Велтистова и с незнакомыми словами, которые нам встретятся в тексте, а также рассмотрели некоторые произведения.
Какой электрический заряд получил электроник
Многие физические явления, наблюдаемые в природе и окружающей нас жизни, не могут быть объяснены только на основе законов механики, молекулярно-кинетической теории и термодинамики. В этих явлениях проявляются силы, действующие между телами на расстоянии, причем эти силы не зависят от масс взаимодействующих тел и, следовательно, не являются гравитационными. Эти силы называют электромагнитными силами .
О существовании электромагнитных сил знали еще древние греки. Но систематическое, количественное изучение физических явлений, в которых проявляется электромагнитное взаимодействие тел, началось только в конце XVIII века. Трудами многих ученых в XIX веке завершилось создание стройной науки, изучающей электрические и магнитные явления. Эта наука, которая является одним из важнейших разделов физики, получила название электродинамики .
Основными объектами изучения в электродинамике являются электрические и магнитные поля, создаваемые электрическими зарядами и токами.
Электрическое поле
1.1. Электрический заряд. Закон Кулона
Подобно понятию гравитационной массы тела в механике Ньютона, понятие заряда в электродинамике является первичным, основным понятием.
Электрический заряд – это физическая величина, характеризующая свойство частиц или тел вступать в электромагнитные силовые взаимодействия.
Электрический заряд обычно обозначается буквами или .
Совокупность всех известных экспериментальных фактов позволяет сделать следующие выводы:
Существует два рода электрических зарядов, условно названных положительными и отрицательными.
Заряды могут передаваться (например, при непосредственном контакте) от одного тела к другому. В отличие от массы тела электрический заряд не является неотъемлемой характеристикой данного тела. Одно и то же тело в разных условиях может иметь разный заряд.
Одноименные заряды отталкиваются, разноименные – притягиваются. В этом также проявляется принципиальное отличие электромагнитных сил от гравитационных. Гравитационные силы всегда являются силами притяжения.
Одним из фундаментальных законов природы является экспериментально установленный закон сохранения электрического заряда .
Закон сохранения электрического заряда утверждает, что в замкнутой системе тел не могут наблюдаться процессы рождения или исчезновения зарядов только одного знака.
С современной точки зрения, носителями зарядов являются элементарные частицы. Все обычные тела состоят из атомов, в состав которых входят положительно заряженные протоны, отрицательно заряженные электроны и нейтральные частицы – нейтроны. Протоны и нейтроны входят в состав атомных ядер, электроны образуют электронную оболочку атомов. Электрические заряды протона и электрона по модулю в точности одинаковы и равны элементарному заряду .
В нейтральном атоме число протонов в ядре равно числу электронов в оболочке. Это число называется атомным номером . Атом данного вещества может потерять один или несколько электронов или приобрести лишний электрон. В этих случаях нейтральный атом превращается в положительно или отрицательно заряженный ион.
Заряд может передаваться от одного тела к другому только порциями, содержащими целое число элементарных зарядов. Таким образом, электрический заряд тела – дискретная величина:
Физические величины, которые могут принимать только дискретный ряд значений, называются квантованными . Элементарный заряд является квантом (наименьшей порцией) электрического заряда. Следует отметить, что в современной физике элементарных частиц предполагается существование так называемых кварков – частиц с дробным зарядом и Однако, в свободном состоянии кварки до сих пор наблюдать не удалось.
В обычных лабораторных опытах для обнаружения и измерения электрических зарядов используется электрометр – прибор, состоящий из металлического стержня и стрелки, которая может вращаться вокруг горизонтальной оси (рис. 1.1.1). Стержень со стрелкой изолирован от металлического корпуса. При соприкосновении заряженного тела со стержнем электрометра, электрические заряды одного знака распределяются по стержню и стрелке. Силы электрического отталкивания вызывают поворот стрелки на некоторый угол, по которому можно судить о заряде, переданном стержню электрометра.
Электрометр является достаточно грубым прибором; он не позволяет исследовать силы взаимодействия зарядов. Впервые закон взаимодействия неподвижных зарядов был открыт французским физиком Ш. Кулоном в 1785 г. В своих опытах Кулон измерял силы притяжения и отталкивания заряженных шариков с помощью сконструированного им прибора – крутильных весов (рис. 1.1.2), отличавшихся чрезвычайно высокой чувствительностью. Так, например, коромысло весов поворачивалось на 1° под действием силы порядка .
Идея измерений основывалась на блестящей догадке Кулона о том, что если заряженный шарик привести в контакт с точно таким же незаряженным, то заряд первого разделится между ними поровну. Таким образом, был указан способ изменять заряд шарика в два, три и т. д. раз. В опытах Кулона измерялось взаимодействие между шариками, размеры которых много меньше расстояния между ними. Такие заряженные тела принято называть точечными зарядами .
Точечным зарядом называют заряженное тело, размерами которого в условиях данной задачи можно пренебречь.
На основании многочисленных опытов Кулон установил следующий закон:
Силы взаимодействия неподвижных зарядов прямо пропорциональны произведению модулей зарядов и обратно пропорциональны квадрату расстояния между ними:
Силы взаимодействия подчиняются третьему закону Ньютона: Они являются силами отталкивания при одинаковых знаках зарядов и силами притяжения при разных знаках (рис. 1.1.3). Взаимодействие неподвижных электрических зарядов называют электростатическим или кулоновским взаимодействием. Раздел электродинамики, изучающий кулоновское взаимодействие, называют электростатикой .
Закон Кулона справедлив для точечных заряженных тел. Практически закон Кулона хорошо выполняется, если размеры заряженных тел много меньше расстояния между ними.
Коэффициент пропорциональности в законе Кулона зависит от выбора системы единиц. В Международной системе СИ за единицу заряда принят кулон (Кл).
Кулон – это заряд, проходящий за 1 с через поперечное сечение проводника при силе тока 1 А. Единица силы тока (ампер) в СИ является наряду с единицами длины, времени и массы основной единицей измерения .
Коэффициент в системе СИ обычно записывают в виде:
где – электрическая постоянная .
В системе СИ элементарный заряд равен:
Опыт показывает, что силы кулоновского взаимодействия подчиняются принципу суперпозиции.
Если заряженное тело взаимодействует одновременно с несколькими заряженными телами, то результирующая сила, действующая на данное тело, равна векторной сумме сил, действующих на это тело со стороны всех других заряженных тел.
Рис. 1.1.4 поясняет принцип суперпозиции на примере электростатического взаимодействия трех заряженных тел.
Принцип суперпозиции является фундаментальным законом природы. Однако, его применение требует определенной осторожности, в том случае, когда речь идет о взаимодействии заряженных тел конечных размеров (например, двух проводящих заряженных шаров 1 и 2). Если к системе из двух заряженных шаров поднсти третий заряженный шар, то взаимодействие между 1 и 2 изменится из-за перераспределения зарядов .
Принцип суперпозиции утверждает, что при заданном (фиксированном) распределении зарядов на всех телах силы электростатического взаимодействия между любыми двумя телами не зависят от наличия других заряженных тел.
Технологическая карта урока по литературному чтению Е.С.Велтистов «Приключения Электроника» 4 класс. УМК: «Школа России»
Дидактическая цель урока: проанализировать отрывок из повести «Приключение Электроника».
-обучающая: познакомить детей с произведением Е.Велстистова «Приключения Электроника»; его идейно-смысловым и художественным содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыка чтения.
-развивающая: развивать фантазию, учить находить в тексте нужные отрывки, анализировать поступки героев; обогащать словарный запас через изучение новых слов; развивать память, устную речь через ответы на вопросы, мышление, творческий потенциал.
-воспитательная: воспитывать чувство ответственности за свои поступки, взаимоуважение, умение работать дружно.
Планируемые результаты:
-Личностные: демонстрировать положительное отношение к школе; осваивают личностный смысл учения, желание учиться, осознавать эстетические потребности, ценности и чувства.
-Метапредметные :
Познавательные: определять особенности лирического текста; создавать монологические высказывания на тему.
Регулятивные: оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания; осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу.
Коммуникативные: уметь работать в паре (распределять обязанности, выслушивать товарища по группе, отстаивать свое мнение); проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента
-Предметные: научатся: комментировать и анализировать содержание учебного материала, употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему, пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника), находить в произведениях средства художественной выразительности.
Этап урока, время
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
Способы промежуточного контроля
Цель этапа урока
Формы организации учебной деятельности
Организация начала занятия.
Подготовка учащихся к работе на занятии.
Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Надежда Петровна, и сегодня я у вас проведу урок литературного чтения. Присаживайтесь, не забывайте о ровной осанке, надеюсь сегодняшний урок будет для вас интересным и познавательным.
Приветствуют учителя и присаживаются на свои места, не забывая о ровной осанке, проверяют готовность к уроку.
Проверка выполнения домашнего задания.
Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция
Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекция пробелов.
Какое было домашнее задание?
Прежде, чем послушать вас, ребята, вспомним цели раздела и я расскажу вам об авторе данного произведения.
Откройте учебник и прочитайте на с. 143 название раздела, который мы
-Какие, по вашему мнению, произведения должны в него войти?
-Прочитайте, с чем мы познакомимся?
-Чему будем учиться?
Стр.144-149 прочитать, подготовить пересказ. Определите жанр произведения после прочтения. Поразмышляйте, почему автор назвал рассказ «Приключение Электроника»?
Предположения детей, определение целей при изучении раздела
Подготовка к основному этапу занятия.
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.
Готовность учащихся к активной учебной деятельности на основе опорных знаний.
Почему фантастика — низший жанр литературы?
Согласны ли вы с этим мнением?
Прочитайте на с.144 учебника, чьё произведение будем читать.
-Расскажите, что вы знаете о писателе.
Евгений Серафимович Велтистов, родился 21 июля 1934 года, в Москве. Отец его был военным инженером.
В 1942 году Велтистов поступил учиться в школу. В это время был уже второй год Великой Отечественной Войны, поэтому в школе было очень мало книг и тетрадей. Дети учились писать в большинстве случаев с помощью дощечек. Когда маленького Женю спрашивали, кем он хотел бы стать, будущий писатель, говорил, что хочет продавать детские книжки, чтобы все их прочесть. Окончив школу, он решает стать журналистом и поступает на факультет журналистики при МГУ имени Ломоносова, в 1951 году.
С 1956 года, после окончания университета Велтистов начинает свою трудовую деятельность, сначала в разных газетах, а затем становится редактором известного журнала "Огонёк". В издательстве ему поручили руководство над фельетонами и различными статьями, которые печатались на последних страницах.
В это же время, Велтистов начинает заниматься литературным творчеством. Первую книгу напечатали в издательстве "Детская литература", в 1960 году. Это была научно — фантастическая повесть "Приключения на дне моря". Вскоре свет увидели и многие другие произведения автора.
Самыми известными произведениями автора являются повести объединённые одним героем -Электроником. Робот по имени Электроник, являлся точной копией, ученика одной из московских школ Сергея Сыроежкина. Первая книга из цикла произведений была опубликована в 1964 году.
В 1966 году Велтистов становится членом Союза писателей Советского Союза.
Писатель был награждён многими наградами и премиями. Евгений Велтистов умер 1 сентября 1989года в Москве.
Фантастику, как плод воображения автора, воспринимают как какой-то "бредовый вымысел" писателя, который больше никаким образом не связан с окружающим миром и, в особенности, с судьбой человечества.
Евгений Серафимович Велтистов
Усвоение новых знаний и способов действий.
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей отношений в объекте изучения.
Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
Учащиеся, подготовленные к пересказу текста, выходят к доске.
Как вы думаете, что обозначают выделенные слова?
Конгресс — собрание ученых.
Кибернетика-наука о передаче и управлении информацией.
Кибернетики — ученые, которые изучают, конструируют электронные, вычислительные и другие машины.
Робот — это машина, автомат, который может заменять человека. Робот питается электроэнергией
Рассказывают пересказ произведения.
Первичная проверка понимания.
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция
Понимание сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.
Повторное чтение по ролям. Комментированное чтение 1 главы.
— Для чего собираются кибернетики на конгрессе?
— Как была организована встреча профессора Громова?
— О чём предполагает директор гостиницы, увидев чёрный чемодан?
— Что доказывает, что ящик действительно тяжелый?
— Какие детали в благоустройства города кажутся необычными, фантастическими ?
— Почему, не один человек не мог бы догадаться , что в чемодане был кибернетический мальчик. т. е. робот?
— Рассмотрите иллюстрацию. Каким может быть робот?
— Робот — это машина, автомат, который может заменять человека. Робот питается электроэнергией.
— Почему процедура подкрепления электрическим током была так необходима мальчику?
-. Что же произошло?
— Какой электрический заряд получил Электроник?
— Как это повлияло на поведение Электроника?
— Профессор встревожен. Предположите, почему?
— Что за необычайные события ждут Электроника, пофантазируйте.
Для того, чтобы обменяться опытом, доложить об успехах и достижениях в науке.
Встреча организована торжественно, что говорит о важности конгресса.
Что в нём приборы.
Лицо директора покраснело от тяжести чемодана.
Воздушное такси — маленький вертолёт, прозрачные раздвижные купола на крышах зданий, видеотелефон.
Робот был похож на обычного мальчика
Профессор предупредил, что Электронику предстоит много двигаться
Робот получил заряд высокого напряжения.
Прыгает со второго этажа и убегает
Электроник окажется среди людей
Закрепление знаний и способов действий
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
Самостоятельное выполнение заданий, требующих применение знаний и знакомой и измененной ситуации.
Рассмотрите иллюстрацию на странице 147. Что на ней изображено?
Как вы считаете, кто главный герой рассказа? О чём они разговаривают?
Кто такой Электроник? Наверное, этот мальчик?
Следующее задание: работа в парах. Найти в тексте
1 ряд: Найдите описание города Дубки.
2ряд: Каким был кибернетический мальчик? Как он выглядел.
Рассматривают иллюстрацию, рассуждают.
Подведение итогов занятия.
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.
Что мы закрепляли, в начале урока?
С каким произведением мы начнём знакомиться?
Кто автор этого произведения?
Кто главный герой?
С какой целью профессор хотел показать всем мальчика?
Мобилизация учащегося на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.
Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
Сегодня я узнал …
Урок дал мне для жизни …
Оценивают свою деятельность на уроке.
Информация о домашнем задании.
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.
Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.
Откройте дневники, запишите домашнее задание. Составить рассказ «Наш друг электроник»
Е.С.Велтистов "Приключения Электроника"
Образовательные: познакомить детей с произведением Е.Велстистова «Приключения Электроника»; его идейно-смысловым и художественным содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыка чтения.
Развивающие: развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей, устную речь учащихся, умение анализировать, обобщать, сопоставлять, формировать коммуникативные навыки в ходе групповой работы.
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за свои поступки, взаимоуважение, умение работать дружно.
Форма: урок-практикум.
I. Введение в тему.
Школьная жизнь, идет день за днём, месяц за месяцем…. Если умеешь радоваться жизни, интересным становится всё. А что каждый из вас считает интересным в школе? С каким настроением вы пришли сегодня в школу?
II. Обобщение и закрепление раннее изученного материала
Сегодня мы с вами на Крыльях Фантазии переносимся в удивительную страну.
— Кто может попасть в эту страну?
— Как вы понимаете слово «фантазия»?
Ответы детей.
Использование толкового словаря.
Фантазия Способность к творческому воображению; само такое воображение. Нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное. Прихоть, причуда.
Фантазёр Человек, который любит фантазировать, мечтатель. выдумщик, человек, который склонен фантазировать.
Фантастика – художественная литература, а значит, что её предметом всегда был и остаётся человек.
Фантастика исследует в первую очередь поведения человека, но в необыкновенных условиях. Она способна заглянуть в области, которые неподвластны «Обыкновенной «литературе», и оторвать читателя от будничности, перенести в далёкое будущее.
III. Работа в группах на основе выполненного практикума
1 группа: подготовить инсценировку фрагмента повести. («Ты – это я»)
2 группа: подготовить сообщение о современных достижениях в области кибернетики.
3 группа: подготовить сообщение о том, чему нас научила эта повесть.
1) Ознакомление с жизнью и творчеством Е.С Велтистова
Москвич. Родился в семье военного инженера в 1934 году. Очень любил чтение книг. Когда его однажды спросили: «Кем ты станешь в будущем?», он ответил «Продавцом детских книжек, чтобы прочитать всё!» Потом он передумал. Стал журналистом. Работал редактором в популярном журнале «Огонёк».
Как возник образ «Электроника — мальчика из чемодана»?
Однажды молодой автор собрался в отпуск , к морю. Уложил чемодан. Сел в такси. Чемодан показался Велтистову очень тяжелым. Чтобы нести его было легче, он стал фантазировать: может в чемодане что-то есть?
Может там ……электронный мальчик? Вошел в купе , открыл чемодан и ахнул! Оказывается писатель в спешке перепутал чемоданы: взял другой, набитый книгами. Поезд тронулся…. Пришлось у моря почитать вволю.
Электроник сразу полюбился ребятам. Ребята стали рисовать и конструировать собственных роботов. Потом появилась вторая и третья часть книги под названиями «Ресси — неуловимый друг» и «Победитель невозможного».
А когда на телеэкран вышел фильм, поставленный по сценарию Е.Велтистова — успех превзошёл ожидания. Вот так прогресс.
— Что интересного узнали?
— Рассмотрите произведение в учебнике. Докажите, что это повесть. ( Разделена на главы, каждая глава имеет название, большой объём).
2) Работа над повестью
Работа с текстом во время чтения. /
Комментированное чтение 1 главы.
— Для чего собираются кибернетики на конгрессе? (Для того, чтобы обменяться опытом, доложить об успехах и достижениях в науке.)
— Как была организована встреча профессора Громова? (Встреча организована торжественно, что говорит о важности конгресса.)
— О чём предполагает директор гостиницы, увидев чёрный чемодан? (Что в нём приборы.)
— Что доказывает, что ящик действительно тяжелый? (Лицо директора покраснело от тяжести чемодана.)
— Какие детали в благоустройства города кажутся необычными, фантастическими ? (Воздушное такси — маленький вертолёт, прозрачные раздвижные купола на крышах зданий, видеотелефон.)
— Почему, не один человек не мог бы догадаться , что в чемодане был кибернетический мальчик. т. е. робот?
( Робот был похож на обычного мальчика.)
— Рассмотрите иллюстрацию. Каким может быть робот? (Ответы учащихся)
— Робот — это машина, автомат, который может заменять человека. Робот питается электроэнергией.
— Почему процедура подкрепления электрическим током была так необходима мальчику? (Профессор предупредил, что Электронику предстоит много двигаться.)
-. Что же произошло?
( Робот получил заряд высокого напряжения.)
— Какой электрический заряд получил Электроник? (220 вольт.)
— Как это повлияло на поведение Электроника?
( Прыгает со второго этажа и убегает.)
— Профессор встревожен. Предположите, почему?
( Электроник окажется среди людей.)
— Что за необычайные события ждут Электроника, пофантазируйте. (Ответы детей.)
Оценить ситуацию с точки зрения моральной нормы, правил поведения.
Анализировать содержание рассказа.
Умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнения других.
Словарная работа.
Организует словарную работу с учащимися.
Словарная работа ведётся по ходу чтения текста произведения.
На основе жизненного опыта определяют толкование слов.
Конгресс — собрание ученых.
Кибернетика-наука о передаче и управлении информацией.
Кибернетики — ученые, которые изучают, конструируют электронные, вычислительные и другие машины.
Робот — это машина, автомат, который может заменять человека. Робот питается электроэнергией.
3) Инсценировка повести («Ты – это я») 1 группа
4) Тест по повести «Проверь себя»
1. Кто приехал к гостинице» Дубки» с большим чемоданом?
(Алиса, Карлсон, Громов)
2.Что находилось в чемодане?
(Электроник, спящая красавица, кукла)
3.Какая была фамилия у друга Громова, который искал с ним Электроника?
(Светловидов, Галустян, Куклачёв)
4. К какому экзамену в «Новых приключениях» готовились Сыроежкин и Электроник?
(алгебра, физика, анатомия).
5. Куда спрятал Серёжа своего друга, дав ему полную стопку книг?
(в шкаф, под кровать, в холодильник)
6. Что любил поесть Электроник?
(часы, обычная еда)
7. Как звали друга- собаку Электроника?
(Ресси, Чарли, Тошка)
8. На каких языках умел разговаривать Электроник?
(немецкий, звериный)
9. Какие черты характера присущи Электронику?
(злость и трусливость, доброта и внимание)
10. Какую вещь спрятал Серёжа, показывая фокус рыжему мальчику?
(спичку, часы, машинку)
Взаимопроверка на местах.
5) Сообщение о современных достижениях в области кибернетики
Робот – это машина, автомат, способный заменять человека в осуществлении некоторых производственных операций. Обычно фантастические роботы напоминают человека. В реальности же робот может выглядеть совсем не по-человечески, а вместо разума у них стоит компьютер с ограниченным набором операций.
В 2055 году роботы оставят людей без работы. К 2055 году роботы будут повсюду. Переворот этот будет очень быстрым. В том же 2055 году нацию ожидает знаменательная веха – более половины рабочей силы окажется без работы, и безработица будет постоянно расти. Почти любая «нормальная» работа, которая в 2001 году выполнялась человеком, будет отдана роботу»
Новинка: Интерактивная тележка для покупок.
У тележки есть интерактивный монитор. Микрочип «помнит» где хранятся все товары и сколько они стоят.
Лучше в футбол погонять, чем ходить по магазинам? С этой «умной» тележкой ты в два счета сделаешь все покупки. Не можешь найти овсяные хлопья для завтрака? Бип – бип: стеллаж №11. Тележка проследит, чтобы ты ничего не пропустил по списку!
Новинка: Собака робот.
Робот новейшего поколения «соображает» куда быстрее своих предшественников – оснащён мощным микрочипом. Стоит , например , цифровой камере на кончике собачьего носа сфотографировать твоё лицо , и компьютерный мозг мгновенно сообщит роботу , что перед ним хозяин.
Этот пёс – робот с искусственным интеллектом сам подбегает к источнику подзарядки и не испытывает потребности задирать лапу у ближайшего столба . Он узнаёт тебя – твоё лицо и голос – и выполняет 100 команд!
Новинка: ткань «Люминекс»
В ткань вплетены тонкие гибкие оптические волокна, работающие от батарейки. Если на концах этих волокон поместить светодиоды – что-то вроде крохотных лампочек, — они начнут светиться.
Ищешь модную вещичку? Не волнуйся – мимо не пройдешь: эти вещи светятся! Ткань «люминекс» заставляет сиять плащи, куртки и сумки. Может быть, в один прекрасный день засияет и рабочая одежда.
6) Результаты работы 3 группы
Подготовить сообщение о том, чему нас научила эта повесть.
Прочитав книгу «Приключения Электроника», я в который раз убеждаюсь, что миром правит доброта. Человек должен оставаться всегда самим собой, живым и настоящим, преданным и верным другом. Если ты настоящий друг, ты принимаешь человека таким, какой он есть, даже, несмотря на то, что он робот.
IV. Заключение. Слово учителя
Эта книга заставила меня иначе взглянуть на каждого из вас. Ведь Электроник остался для нас каким-то загадочным, таинственным. Мне представляется, что каждый из вас и есть Электроник.