8 какие требования предъявляются к формированию референса
Перейти к содержимому

8 какие требования предъявляются к формированию референса

Что такое референсы и где их искать — подробная инструкция

Автор: Екатерина Дёшина

Когда создаёшь творческий продукт, есть риск услышать фразу: «Ой, а мы думали, что всё будет немного по-другому…». Референсы помогают избежать подобной ситуации, выяснить ожидания клиента заранее. Для исполнителя — это наглядный образец, от которого отталкиваются при работе над новым проектом. Для заказчика — это пример того, что нравится и что хотелось бы получить в итоге.

Референсы используют в разных сферах: кино, музыке, дизайне, рекламе и анимации. В статье разберём ответы на самые популярные вопросы о том, кому нужны референсы, где их искать и как правильно применять.

Что такое референсы?

Референс — вспомогательный материал, который готовит заказчик или исполнитель перед началом проекта. Он описывает результат, который должен получиться в итоге, задаёт направление работы.

Изображения, рисунки, фотографии, примеры статей и постов — всё это подойдёт. Они помогают сделать так, чтобы ожидания заказчика совпали с реальностью и не пришлось всё переделывать

Если иллюстратор получает заказ нарисовать нового персонажа для комикса, то сначала он уточняет, как примерно должен выглядеть герой и какими отличительными чертами должен обладать. Затем подбирает визуальные примеры, отталкиваясь от полученной информации. В данном случае — это картинки, которые покажут особенности телосложения и внешнего вида, одежды и снаряжения.

Референсы для создания персонажа комикса

Референсы для создания персонажа комикса

Чем референсы отличаются от мудборда?

Основное отличие состоит в том, что референсы показывают, как будут выглядеть отдельные элементы, а мудборды дают более широкое понимание — передают общее настроение съёмки, стилистику проекта.

Референс — один конкретный пример. Для фотографа — это фото, которое покажет визуальные особенности отдельного кадра: свет, цвет и композицию.

Мудборд — подборка удачных примеров, которые помогут понять настроение, атмосферу, стиль. Он отображает общую концепцию проекта. Например, для фотографа мудборд — это изображения, которые покажут типаж модели, особенности макияжа, подходящую одежду и обувь, локацию.

Пример мудборда фотографа

Пример мудборда фотографа

Зачем нужны референсы, не проще ли придумать всё самому?

Подбор референсов не означает, что вы не должны придумывать свою идею. Главная задача таких примеров в другом — они помогают синхронизировать ожидания заказчика с представлениями исполнителя.

Заказчику референсы помогают описать свои требования. Предположим, владелец интернет-магазина хочет создать сайт, но не владеет специальными знаниями и терминами, которые бы помогли ему корректно объяснить и поставить задачу. Он подбирает несколько сайтов, похожих на тот, что он хотел бы получить, и передаёт их исполнителю. Подобранные сайты будут ориентирами для веб-дизайнера.

Исполнителю референсы помогают согласовать ТЗ, уточнить пожелания заказчика, а также найти вдохновение и новые идеи. Когда постоянно работаешь над творческими проектами, находить новые решения становится всё сложнее. Примеры позволяют посмотреть, как похожие задачи решали другие специалисты, переосмыслить их работы и предложить что-то своё.

Представим, UX-дизайнер работает над приложением для банка, но не может решить, как лучше выполнить определённую кнопку. Он смотрит другие приложения, необязательно банков, и заимствует подходящие идеи

Исполнитель может оценить предварительную стоимость проекта и предстоящий объём работ — сколько времени понадобится, чтобы отрисовать кнопки для приложения, анимировать элементы дизайны.

Работа с референсами — это же не плагиат?

Работа с референсами не подразумевает полное копирование, а лишь компиляцию и развитие удачных идей. Это вспомогательные примеры, на основе которых создают нечто новое и уникальное.

Если фотограф хочет снять девушку в образе весны. Он не нашёл реальных фотографий в таком образе, но увидел подходящие рисунки. Он берёт их и адаптирует под свою работу, повторяет только позы, задумку и настроение. Художественные приёмы, сочетания цветов — всё это будет другим

Во время работы автор переносит в свою работу лишь определённые элементы и творчески их перерабатывает.

Референс и итоговый результат

Референс и итоговый результат

Получается, что свои референсы всегда можно показывать клиенту?

Да, можно. Исполнитель подбирает подобные работы, а затем показывает заказчику, чтобы согласовать концепцию. Заказчик может сделать какие-то замечания и попросить внести правки, чтобы конечный результат точно совпал ожидаемым.

Но не всё обязательно показывать клиентам — только те, что отражают идеи, цветовые решения и общее настроение. В процессе работы детали образа могут меняться, и вы можете искать новые идеи — показывать все заказчику необязательно.

Референсы — это всегда картинки? Какие они ещё бывают?

Выделяют три вида референсов: стилистические, тематические и технологические.

Стилистические — те, что помогают определиться со стилем будущей работы: фотографии, анимации или видеоролика. Исполнитель изучает цветовую гамму, композицию и прочие визуальные особенности, берёт что-то на заметку.

Тематические — образцы для драматургической основы: сценария, сюжета и концепции.

Например, smm-менеджер готовит контент-план для клиента. Он изучает популярные профили в этой нише, смотрит, какие темы актуальны у аудитории, какие посты набирают больше всего лайков. А затем отбирает удачные решения для проекта

Технологические — примеры технической реализации работы. Например, дизайн-студия анализирует приёмы анимирования и визуальные эффекты, которые используют конкуренты.

Кому чаще всего в работе нужны референсы?

Их чаще используют, когда требуется создать с нуля или доработать творческий продукт — оформить сайт, подготовить дизайн-проект интерьера, разработать рекламный макет или записать музыкальный трек. С референсами работают художники, фотографы, дизайнеры, маркетологи, копирайтеры, сонграйтеры и фильммейкеры.

Чаще всего референсы используют специалисты, работающие с компьютерной графикой: 2D- и 3D-художники, иллюстраторы, графические дизайнеры. Они могут рисовать прямо поверх образца, делать точный векторный контур или в два клика определять нужный цвет

Примеры референсов

В дизайне — оформление приложений и веб-сайтов, образцы логотипов, цветовые решения.

Референсы логотипов

Референсы логотипов

В рекламе — рекламные объявления и ролики, баннеры, плакаты и контент-планы.

Клип стал референсом для рекламы

Клип стал референсом для рекламы

В музыке — готовые треки других исполнителей, аранжировки, биты и примеры сведения.

В кино — жанровые и сюжетные особенности, типажи персонажей, технические особенности, конкретные проекты. Так после успеха первого фильма из серии «Голодные игры» многие кинокомпании начали снимать фантастические антиутопии. «Голодные игры» использовались как референс.

Референсы в кино

Референсы в кино

В фотографии — фото с позами для моделей, изображения декораций, подготовленные образы. Референсы помогают заранее согласовать образы с моделями, подобрать локации и декорации. В коммерческой съёмке — позволяют понять, чего хочет клиент, и реализовать это. Например, «семейная съёмка» — широкое понятие. А вот примеры фотографий семьи на пикнике, или на прогулке с лошадями, или в новогодних декорациях — что-то конкретное, с чем можно работать дальше.

В копирайтинге — структура статей, манера общения с аудиторией в текстах. Например, заказчику нравится, как какая-то компания общается со своими подписчиками в социальных сетях. Он заказывает у копирайтера тексты, написанные в схожей манере.

Где мне искать референсы?

Источник зависит от того, в какой сфере вы планируете их использовать: музыка, кино, копирайтинг, фотография, реклама и дизайн.

Музыка . Чтобы найти музыкальный референс, откройте любой музыкальный сайт, например iTunes, отсортируйте песни по стилистике и году выпуска, выберите звук, который нравится. Подберите два-три подходящих трека, которые покажете заказчику.

Кино . Референсы для кино — необязательно фильмы. Это могут быть клипы, рекламные видеоролики, театральные постановки. Чтобы подобрать их, не получится ограничиться каким-то одним сайтом или порталом. Нужно развивать насмотренность, которая поможет находить подходящие визуальные, сюжетные и технологические примеры.

Копирайтинг . Искать референсы текстов и статей можно на сайтах конкурентов — вы увидите, как они раскрывают тему, какие проблемы затрагивают. Если текстов по вашей тематике немного или примеры конкурентов вас не устраивают, посмотрите на сайты компаний из другой ниши. Там вы сможете найти удачные варианты структуры, манеры подачи информации, стиля изложения.

Фотография . Можете воспользоваться поиском яндекса или гугла по ключевому слову, а также фотостоками.

Если у вас заказали семейную съёмку — вы вводите в поисковую строку «семейная съёмка», отбираете подходящие примеры, которые затем покажете заказчику

Одна из самых популярных площадок для поиска фото-референсов — Pinterest. Здесь собраны тысячи работ профессиональных и непрофессиональных фотографов со всего мира. Важное преимущество — когда выбираете какую-то фотографию из поисковой выдачи, площадка автоматически предлагает ещё несколько в подобной стилистике или схожем цветовом решении.

Pinterest подбирает похожие фото

Pinterest подбирает похожие фото

Реклама . В маркетинге недостаточно что-то придумать, нужно визуализировать свою идею и донести её до клиента. В этом помогают ресурсы с актуальными и архивными рекламными материалами.

  • AdForum — база консалтинговой компании, где собрана реклама за последние 20 лет.
  • Ads of the world — площадка с рекламными кейсами и удобным фильтром для их сортировки.
  • Advertising Archives — сайт, где собраны рекламные материалы с 1850-х до 2010-х годов: плакаты, афиши, баннеры.

Дизайн . Дизайнеры могут искать подходящие референсы на сайтах Dribbble и Behance. Здесь есть почти всё, что может потребоваться в работе: примеры брендбуков, варианты оформления сайтов, приложений, визиток, логотипов и др.

Референс дизайна приложения с Dribble

Референс дизайна приложения с Dribble

Я насобирал референсы, как мне их использовать?

Обычно референсы используют для того, чтобы получить предсказуемый результат — это помогает избежать неприятных сюрпризов как для исполнителя, так и для заказчика. Но работать по ним — не значит копировать чужую работу или даже кусочки из неё.

Скопировать референс и сказать, что вы вдохновились чужой работой — незаконно

Вот основные рекомендации, которые помогут грамотно использовать референсы:

  • наблюдайте за общей стилистикой;
  • подмечайте необычные детали;
  • меняйте ракурсы;
  • комбинируйте разные идеи;
  • используйте свои наработки в новом формате.

Это позволит вашему продукту оставаться уникальным и не нарушать авторское право.

Представим, что вы иллюстратор и должны нарисовать птицу на заказ. Работу вы начинаете с поиска – идёте на Pinterest и подбираете примеры, которые нравятся и цепляют, сохраняете их.

Pinterest — подбираем примеры

Затем открываете фотошоп и рисуете эскизы, отталкиваясь от выбранных изображений. Где-то заимствуете плавность линий, где-то — позу, где-то — расположение глаз. Так получаются все новые и новые птички.

Pinterest — подбираем примеры 2

Затем показываете готовые эскизы заказчику, чтобы он мог выбрать наиболее подходящую птицу. Когда выбор сделан, снова идёте на пинтерест и ищите цветовые схемы – 3-4 варианта.

Pinterest — подбираем примеры 3

Раскрашиваете птиц в фотошопе.

Раскрашиваем птиц в фотошопе

Отправляете получившиеся варианты заказчику на утверждение. Условная схема работы с простыми референсами так и работает — вы использовали другие работы, но результат получился уникальным.

Коротко о главном

Референсы — вспомогательные материалы, от которых отталкиваются во время работы над новым проектом. Готовить их могут как заказчики, так и исполнители. Они описывают результат, который должен получиться в итоге, делают так, чтобы ожидание клиента совпало с реальностью.

Референсы нужны не только фотографам и художникам, а всем, кто создаёт творческие продукты на заказ, например, дизайнерам, маркетологам, копирайтерам. Референсы помогают нарисовать логотип, узор или персонажа, подготовить текст на сайт, создать дизайн приложения, выбрать сведение для трека или разработать рекламную кампанию. При этом работа с референсами — не плагиат, а компиляция и развитие удачных идей. Вы не повторяете чужие работы, а создаёте на их основе нечто новое и уникальное.

Что такое референс, зачем он нужен и как с ним работать

News image

Человеку знать и помнить все на свете просто невозможно. Как выглядит лемур? Или вяз? Или Большой театр? Может, кто-то и помнит внешний вид животного в целом, здания или предмета, но в точности воспроизвести мелкие детали и нюансы не получится.

И если 300 лет назад художникам надо было долгое время наблюдать за животными, птицами или людьми, чтобы в точности их изобразить, ждать неделями, чтобы увидеть чей-то полет или походку в нужном ракурсе, то сейчас достаточно найти референсы.

О них мы и поговорим в статье. Мы расскажем, что такое референс, зачем он нужен, в каких сферах используется и где его найти.

Что такое референс

Референс – это помощник для художников, фотографов, дизайнеров, бизнесменов и других специалистов. Если конкретнее, то это изображение, рисунок, фотография, текстовое описание объектов или видеоролики, которые являются образцом для работы.

Например, художник-комиксист хочет нарисовать в комиксе нового персонажа-животного.

Он ищет его фотографию или рисунок, изучает снимок, запоминает все мелкие детали и особенности, получает дополнительную информацию и вдохновение для новых идей и сюжетов.

Кроме живого существа в полный рост, референсами могут быть изображения зданий, техники, отдельных частей тела, интерьера и т. д.

Они нужны, чтобы понять форму предметов или позу человека, найти красивые ракурсы, увидеть, как падает тень и как от этого меняется изображение, изучить чужие стили и попробовать написать что-то похожее, но в то же время оригинальное.

Например, заказчик хочет увидеть на логотипе своего стрелкового клуба кентавра. Дизайнер не знает, с чего начать. Как соединяется человеческая часть с лошадиной? Как рисовать копыта? Должен ли быть у него лук в руках, если да, то как он выглядит?

Поэтому специалист обращается за помощью к интернету. Google или Яндекс выдаст тысячи изображений этого существа с разных ракурсов, нарисованных в разной стилистике, при помощи разных художественных приемов, в разных позах. Сравнив несколько экземпляров, специалист отбирает наиболее подходящие и уже с них создает собственный уникальный логотип.

Также референсы помогают избавиться от шаблонов, что засели в голове. Если спросить любого человека, как выглядит какой-либо предмет или живое существо, то в большинстве случаев можно услышать описания его в общих чертах.

Например:

  1. Волк серый и с оскалившейся пастью.
  2. Повар в белом вытянутом колпаке.
  3. Роза красная.

А ведь на самом деле все можно описать совершенно иначе:

  1. Волк зевает, раскрыв пасть и высунув язык. Шерсть на брюшке у него белая, а на спине черно-рыжая.
  2. Повар в черном кителе с серебряными пуговицами, с серой банданой на голове, а на груди есть нашивка со множеством деталей. В руках у него широкий блестящий нож.
  3. Роза еще в виде бутона, но уже видно, что она белая с розовой каймой.

Кроме того, референс может вытащить творца из кризиса. Когда нет идей и сюжета, ничего не нравится и никак не получается придумать что-то подходящее, можно найти свой источник вдохновения и обратиться за помощью к образцам и макетам.

Вместо полного слова “референс” иногда можно увидеть “реф” или “рефка”.

Виды референсов

Есть три вида референсов:

  1. Стилистические.
  2. Тематические.
  3. Технологические.

Поговорим о каждом из них.

Стилистические – это референсы, которые помогают подобрать стиль вашей работы, будь то рисунок, фотография, анимация или что-то другое. Специалисты могут изучить цветовую гамму, особый наклон линий, общий стиль, дизайн, шрифт и взять на заметку что-то для себя.

Часто в этом пункте играют тренды. Например, стала модной определенная поза, стиль или цветовая гамма для фотосессии. Пример можно найти и увидеть на просторах интернета, потренироваться позировать, надеть похожую одежду или создать в студии похожую атмосферу, а после сделать собственную фотографию.

Тематические референсы – это образцы идей для сценариев, сюжетов, общей концепции работы, драматургической основы.

Например, начинающий блогер хочет стать таким же известным, как и его кумир. Для этого новичок изучает чужие видео, мониторит конкурентов, выбирает доходную нишу и тематику, которая помогла заработать популярность его кумиру, после чего решает двигаться по этому конкретному тематическому направлению.

Технологические референсы – это примеры технических аспектов работы.

Например, молодая мультипликационная студия решает создать свой мультфильм. Чтобы не провалиться со своей первой работой, она может подглядеть у более известных студий их технологии создания мультфильмов. Ей не интересны сюжеты, отдельные персонажи, общее настроение и атмосфера. Ее волнует только техническая сторона: приемы анимирования, визуальные эффекты, придание чертам лица реалистичности и т. д.

Стоит уточнить, что при работе не рекомендуется использовать только один референс. Иначе велик шанс, что получится если не точная, то вполне узнаваемая копия оригинала. Оптимальное количество референсов – 3.

Не стоит забывать, что референс – это вспомогательное средство, а не источник плагиата. С его помощью можно создать что-то свое, оригинальное и авторское, а не просто заниматься бессмысленным или невольным копированием.

Сферы применения

Сразу понятно, что референс чаще всего используют специалисты творческих направлений. Первым делом на ум приходит рисование и художники. Но на самом деле сфер применения этого инструмента очень и очень много.

Но в первую очередь, конечно, референсы нужны в изобразительном искусстве. Вы, наверное, не раз видели предложения по написанию портретов на заказ с фотографии. Это тоже пример использования референсов.

Художники их применяют по следующим возможным причинам:

  1. изучают строение здания или анатомию человека, функционал, составные части, форму;
  2. вникают в детали и особенности;
  3. ищут лучшие ракурсы;
  4. выбирают технику рисования и стилистические приемы;
  5. определяются с цветовой палитрой и сочетанием цветов;
  6. определяют эмоциональный настрой и общую концепцию.

Мастера традиционного рисунка и живописи тоже порой не обходятся без этого средства, тем более когда нет возможности рисовать с натуры.

Художники-комиксисты изучают позы, пропорции и анатомию, мимику людей, чтобы рисовать своих персонажей “живыми”. Или изучают животных, которых они плохо помнят или не знают мелких деталей.

Художники, которые работают с 2D и 3D, используют специальные программы. С их помощью можно отзеркалить, перевернуть изображение, нарисовать поверх него и т. д. Такими программами часто пользуются еще и графические дизайнеры, иллюстраторы, гейм-разработчики и другие.

Если вы тоже хотите научиться творить с помощью специальных программ, предлагаем вам пройти курсы по цифровому рисованию.

Дизайнеры интерьера смотрят видеоэкскурсии по знаменитым дворцам-музеям, чтобы воссоздать стиль барокко в помещении заказчика.

Дизайнеры сайтов используют в качестве референса страницы сайтов, а контент-маркетологи и SMM-специалисты в качестве макета подбирают популярные страницы в социальных сетях. ​

Представители модной индустрии часто вдохновляются с помощью референсов. Например, чтобы создать коллекцию одежды в стиле ретро, модельеры изучают старые фотографии, где им со снимков позируют женщины и мужчины прошлого столетия.

Музыканты подбирают трек-референсы, т. е. музыку, которая близка по звучанию и стилю. Она является основой для новой композиции, обладающей своими оригинальными фишками. А писатели могут использовать текстовые описания или фото, если не знают, как выглядит предмет или живое существо.

В бизнесе референсы решают сразу несколько задач. Во-первых, с их помощью можно договориться с заказчиком или исполнителем об общей концепции проекта.

Например, клиент заказал сделать съедобный подарочный набор, но не знает, что именно должно быть в качестве содержимого подарка. Тогда исполнитель присылает ему примеры своих работ на фотографиях: коробка с различными конфетами и шоколадками, фруктовая корзинка, торт и т. д. Или, наоборот, заказчик точно знает, чего он хочет, и присылает исполнителю примеры того, что должно быть в результате.

Референс помогает клиенту рассказать о своих пожеланиях, а исполнителю позволяет конкретнее узнать детали заказа.

Во-вторых, компании, чтобы завлечь потенциальную целевую аудиторию, предлагают всем желающим ознакомиться с референс-листом. Это собрание удачных завершенных проектов, описание товаров и услуг, список постоянных клиентов.

В-третьих, при поиске подходящих референсов можно заодно проанализировать ситуацию на рынке, предложения конкурентов и тренды сферы деятельности.

Еще одна ниша, где используют референсы, – это фотосъемка.

Здесь действуют те же принципы, что и в бизнесе. По подобранным снимкам можно понять, что хочет получить в результате клиент, как фотографу объяснить заказчику, в какую позу ему встать и какое выражение лица сделать.

В анимационных студиях, как мы уже говорили, референсами могут являться работы других компаний, видеоролики, анимации или изображения.

Референсы используют в различных областях: от искусства и дизайна до веб-разработки и бизнеса. Везде, где создается что-то новое, может пригодиться что-то уже существующее. ​

Особенности работы с референсами

Как мы уже говорили, в качестве референсов могут выступать изображения, фотографии, тексты, видео, музыка. Но чаще всего рефками называют только рисунки и фотографии.

О главной особенности и проблеме работы с этими вспомогательными средствами мы уже немного говорили. Но повторим, так как это очень важно запомнить и знать: использование референсов – это не слепое копирование. Макет не повторяется точь-в-точь, а предназначен для вдохновения или заполнения пробелов в знаниях.

Разберем на примерах, как же с ним работать:

  1. Художники не перерисовывают чужую работу! Они меняют ракурс, строят другие линии, показывают отличающиеся от оригинала позы, добавляют свои детали. Главное – это анализирование картинки и передача формы. не делают абсолютную копию чужой странички. Они берут на заметку идеи и интерпретируют их под свои запросы. не создают персонажа с точно такой же внешностью, как на картинке в интернете. Они вдохновляются и создают что-то свое, по духу похожее на того героя на изображении.

В других сферах все идет по такому же плану. Каждый референс должен пройти через призму восприятия, опыта и вкуса человека. Нужно учиться на чужих работах, а не воровать их.

Разница между референсами и мудбордом

Что значит референс, мы уже разобрались. Это образец для вдохновения, идей или технических нюансов.

Мудборд же – это несколько референсов, которые передают общее настроение, атмосферу и стиль будущей работы. Это своеобразный рассказ о том, что будет в результате. Он может состоять из десятка или сотни изображений. По-другому, это коллаж.

Кроме картинок и фотографий, мудборд может включать в себя:

  1. цветовую палитру;
  2. шрифты;
  3. текстуры материалов;
  4. заголовки, слоганы;
  5. логотипы, кнопки, иконки.

В бизнесе не ограничиваются одним мудбордом. Их делают сразу несколько, чтобы у заказчика или исполнителя были альтернативные решения, из которых они совместными силами выберут наиболее удачный вариант.

Есть специальные сервисы, которые облегчают создание мудбордов:

  1. Photoshop,
  2. Canva,
  3. Adobe Spark,
  4. Niice,
  5. Image Spark,
  6. Realtime Board,
  7. MoodShare,
  8. Sampleboard,
  9. MoodBoard.

На последнем ресурсе есть уже готовые подборки, которые можно использовать для своей работы.

Где искать референсы

Самый простой и очевидный способ поиска референсов – использование поисковика Google или Яндекс.

Главное – это написать точный и конкретный ​ запрос. Если надо найти замок Бран в Румынии при лунном свете, то вовсе не достаточно вбить в поисковую строку “замок” или “замок в Румынии”.

Иногда поисковиков бывает недостаточно. Тогда на помощь приходят специальные сервисы. Один из самых популярных – это Pinterest, в котором собрана неописуемо огромная коллекция изображений, видео, рисунков.

Если не понравилась эта площадка, воспользуйтесь другими, например: Pixabay, Deviantart, Tumblr. Они хранят множество изображений, иллюстраций и фотографий.

Источником референсом могут стать тематические группы и страницы во ВКонтакте, Facebook, Instagram и других социальных сетях. Особенно много подходящего материала в профилях художников, фотографов и блогеров.

В фильмах, сериалах, мультфильмах, музыкальных клипах и в роликах на YouTube содержится также много полезной информации, эскизов и макетов.

Неожиданно, но и интернет-магазины могут помочь в поиске.

Фотографии мебели, одежды, предметов интерьера и многого другого вы найдете на сайтах.

Для дизайнеров и иллюстраторов сокровищницей референсов стали платформы Behance и Dribbble, для фотографов – Art Partner и Kinfolk, для режиссеров и аниматоров – Vimeo.

Не важно, какой именно ресурс для поиска вы выберете, главное, не останавливайтесь на одном.

Чем больше будет охват площадок, тем выше шанс найти что-то по-настоящему стоящее. ​

Заключение

С референсами работает поговорка: “Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать”. Вспомогательные материалы – фотографии, музыка, текстовые записи, видео или что-то другое – помогают посмотреть на объект с другой стороны, узнать о нем больше и напитаться вдохновением.

С макетами, примерами, предметами восхищения и эталонами работают во многих сферах деятельности. Способы применения референсов зависят только от воображения.

Но использовать референсы – это не воровать чужую работу, не копировать ее, а интерпретировать под себя, вычленять что-то полезное, добавлять свою оригинальность и индивидуальность в конечный результат.

Для работы часто используют коллекцию референсов – мудборды. Они помогают посмотреть на всю картину целиком, выработать концепцию и сформулировать идею.

Используете ли вы референсы в своей работе? И какие области деятельности мы пропустили? Где еще их можно применить? Пишите ответы в комментариях, подписывайтесь на обновления и продолжайте поддерживать нас.

Что такое референсы и для чего их используют / Skillbox Media

Смотря как к этому вопросу подходить. Если вы дали исполнителю один референс и сказали ему: «мне нравится на этом сайте абсолютно все, давай повторим», то да — это плагиат, а не референс. Во всех остальных случаях — это лишь вспомогательный инструмент для специалиста.

Мы советуем проявлять осторожность при использовании референсов исключительно стилистического вида. Если вам нравится конкретный цвет или шрифт, то едва ли исполнитель сможет здесь придумать что-то новое.

Чтобы полностью избежать малейших подозрений в плагиате, лучше скидывать не один референс, а несколько. Это дает возможность подчеркнуть в каждой работе незначительные, но интересные детали и создать что-то свое.

Видео

Что такое референсная видеокарта

Таким термином называют «сырую», заводскую видеокарту, созданную непосредственно Nvidia или AMD. К слову, такие девайсы очень редко можно встретить в продаже, так как они нуждаются в тщательном апгрейде.

На их основе инженеры всемирно известных компаний создают усовершенствованные (нереференсные) видеокарты с дизайнерским корпусом, системой охлаждения, портами для вывода информации и т.д.

Где применяются референсы?

Как вы уже поняли, референсы применяются везде, где нужен образец для создания чего-либо: картины, дизайна, макета, музыки, описания, литературного произведения. Так или иначе, в большинстве случаев применение референса связано с темой искусства или некими смежными отраслями, где обязательно должен быть элемент творчества.

Это может быть разработка макета листовки для печати или эскиза будущего здания. Это может быть дизайн квартиры или экстерьер садового участка. Референсы персонажей нужны для будущих виртуальных и компьютерных игр. Референсы широко задействуют в своем творчестве 3D-дизайнеры, иллюстраторы, графические дизайнеры.

Референсы применяются для изображения в общих чертах будущего автомобиля, корабля, самолета, ракеты, станка с числовым программным управлением, робототехнической конструкции.

Проще говоря, референс поможет и сориентироваться с формой там, где это самое главное, и подобрать оптимальную форму под будущее содержание. И, конечно, без такого понятия, как «референс», невозможно представить сферу изобразительного искусства и портретной живописи. Мы еще со школьных уроков рисования помним, как тренировались рисовать «с натуры».

Роль «натурщика» мог выполнять любой предмет в зависимости от уровня фантазии школьного учителя рисования. Иногда натурщиком становился кто-то из одноклассников, но это больше одного раза за свою школьную преподавательскую карьеру мало, кто из учителей решался делать, потому что урок и последующее обсуждение результатов зарисовок превращались в бесконечный смех.

Научить хорошо рисовать человека с натуры в рамках школьных уроков рисования вряд ли возможно. Это достаточно сложный уровень, требующий многомесячных тренировок. Вы можете попытаться к нему приблизиться, если пройдете наш курс «Рисование», а также изучите, какие бывают мужские и женские референсы, референсы поз и лиц, референсы одежды и многие другие образцы для ориентира, пока не научитесь фантазировать и воплощать свои художественные фантазии самостоятельно.

Думается, вы уже поняли, что референсы как таковые и референсы людей в частности – это то, что лучше один раз увидеть, чем 300 раз прочитать (услышать). Поэтому перейдем к наглядным примерам референсов и практическим советам для тех, кто хотел бы научиться этому искусству. И акцентируем ваше внимание еще раз, что референс – это не для копирования или срисовки «один к одному», даже если это фотография, которую нужно взять за основу будущего рисунка.

Референс – это направление художественной мысли и художественного поиска, общее представление о том, что и в каком стиле должно получиться в итоге. Учитывая, что рисовать людей, пожалуй, сложнее всего, остановимся на этой теме подробнее.

Чем референсы отличаются от мудборда?

Основное отличие состоит в том, что референсы показывают, как будут выглядеть отдельные элементы, а мудборды дают более широкое понимание — передают общее настроение съёмки, стилистику проекта.

Референс — один конкретный пример. Для фотографа — это фото, которое покажет визуальные особенности отдельного кадра: свет, цвет и композицию.

Мудборд — подборка удачных примеров, которые помогут понять настроение, атмосферу, стиль. Он отображает общую концепцию проекта. Например, для фотографа мудборд — это изображения, которые покажут типаж модели, особенности макияжа, подходящую одежду и обувь, локацию.

Пример мудборда фотографа Пример мудборда фотографа

Анатомия референсы

Как известно, одна из самых сложных вещей в рисовании — анатомия. На ней много ошибаются, её долго изучают, и в этом вам помогут референсы. Этот краткий список ресурсов поможет вам найти картинку живого существа в подходящей позе, чтобы вы смогли рассмотреть его строение, пропорции, мышцы и всё что нужно для грамотного изображения.

  • Characterdesigns — сайт, который позволяет найти не только персонажа или другое живое существо в нужной позе, но и разные элементы окружения. Хотя конкретно о них чуть позже.
  • BioDigital — действительно «биологический ресурс», где можно рассмотреть модель не только снаружи, но и внутри. Именно так — снять с неё слои по отдельности и посмотреть конкретно кости или мышцы. Единственный минус, который можно отметить — нельзя выставить желаемую позу и посмотреть какое положение в ней примут мышцы и суставы. Тогда эта платформа была бы, безусловно, лидером по возможностям среди сайтов с референсами по анатомии.
  • SketchDaily Reference Site — ресурс, который позволяет найти конкретный нужный вам референс в требуемой позе. Другие живые существа и разные элементы окружения там тоже присутствуют.
  • Anatomy360 — платформа с большим выбором анатомических 3D-моделей, которые можно крутить-вертеть как вздумается. Но любой каприз за ваши деньги, а бесплатно вы можете получить скриншоты этих моделей.
  • DAZstudio — удобная штука, где можно создать 3D-модель без особых навыков в этом ремесле, надеть на нее одежду или броню и придать нужную позу.
  • Human Anatomy For Artist — тут всё понятно из названия.

Референсы — это всегда картинки? Какие они ещё бывают?

Выделяют три вида референсов: стилистические, тематические и технологические.

Стилистические — те, что помогают определиться со стилем будущей работы: фотографии, анимации или видеоролика. Исполнитель изучает цветовую гамму, композицию и прочие визуальные особенности, берёт что-то на заметку.

Тематические — образцы для драматургической основы: сценария, сюжета и концепции.

Например, smm-менеджер готовит контент-план для клиента. Он изучает популярные профили в этой нише, смотрит, какие темы актуальны у аудитории, какие посты набирают больше всего лайков. А затем отбирает удачные решения для проекта

Технологические — примеры технической реализации работы. Например, дизайн-студия анализирует приёмы анимирования и визуальные эффекты, которые используют конкуренты.

Особенности работы с референсами

Как я уже говорила, в качестве референсов могут выступать изображения, фотографии, тексты, видео, музыка. Но чаще всего рефками называют только рисунки и фотографии.

О главной особенности и проблеме работы с этими вспомогательными средствами я уже немного говорила. Но повторю, так как это очень важно запомнить и знать: использование референсов – это не слепое копирование. Макет не повторяется точь-в-точь, а предназначен для вдохновения или заполнения пробелов в знаниях.

Разберем на примерах, как же с ним работать:

  1. Художники не перерисовывают чужую работу! Они меняют ракурс, строят другие линии, показывают отличающиеся от оригинала позы, добавляют свои детали. Главное – это анализирование картинки и передача формы.
  2. Контент-маркетологи не делают абсолютную копию чужой странички. Они берут на заметку идеи и интерпретируют их под свои запросы. не создают персонажа с точно такой же внешностью, как на картинке в интернете. Они вдохновляются и создают что-то свое, по духу похожее на того героя на изображении.

В других сферах все идет по такому же плану. Каждый референс должен пройти через призму восприятия, опыта и вкуса человека. Нужно учиться на чужих работах, а не воровать их.

В изобразительном искусстве

Как начинающие, так и опытные художники время от времени прибегают к использованию референса. К примеру, когда нужно изобразить предмет со множеством мелких деталей. Для этого они подбирают нужную картинку (фото или рисунок) и уже по ней ориентируются, создавая свою работу.

Делается это не для слепого копирования, а для того, чтобы более точно воспроизвести детали и пропорции.

Проще говоря, референсы помогают передать различны

Проще говоря, референсы помогают передать различные технические особенности: размер, форму, расположение, цвет. Таким образом, художник как бы рисует с натуры, но в качестве оригинала выступает картинка.

Зачастую референсы используют для того, чтобы максимально точно изобразить:

  1. растение (к примеру, форму и строение листьев, цветов).
  2. животное, насекомое, птицу.
  3. человека (определенный ракурс или отдельные части тела).

Что касается цифровой иллюстрации, то здесь референсы используются чаще всего. Объясняется это тем, что с помощью специальной программы нужную картинку можно «трансформировать» по своему желанию – наложить слои, фильтры, вытянуть, изменить размер и пропорции, повернуть изображение под разными углами, отзеркалить.

Когда художник пишет портрет на заказ с использованием фотографии — это тоже референс.

Кроме того, что референсы используют для того, чтобы точно и верно передать пропорции, анатомию, свет/тень, они также нужны в том случае, когда нужно изучить какую-то художественную технику или если нет возможности рисовать с натуры.

Референсы предметов

Референсы предметов

Далеко не всегда рисовать доводится живых существ, но и на этот случай есть богатые базы референсов.

Референс-лист: современный способ демонстрации успешных проектов

В бизнесе действует правило: по одежке встречают, а по уму провожают. Даже если вы оказываете профессиональные услуги или поставляете товары высокого качества, до сделки дело не дойдет, если провален первый этап: презентация компании. Она включает в себя много элементов, один из которых — референс-лист. В этой статье мы подробно рассмотрим этот инструмент: что он собой представляет, как оформляется и какую пользу приносит.

В России применение референс-листа в презентациях и на сайтах компаний только начинает набирать популярность. Поэтому отсутствует единое представление о правильной реализации документа.

Если ориентироваться на запад, где референс применяют много лет, — это список реализованных компанией проектов (проведенных мероприятия, поставленного оборудования и т.п., зависит от сферы деятельности).

Не путайте понятие со списком доступных товаров, поставщиков, прайс-листом и другой информацией об организации. И не поддавайтесь на неправильное написание, возникшее из-за кальки с английским языком. Правильно — «референс-лист». Неправильно — «референт-лист», «референц-лист» и другие всевозможные формулировки.

Как оформить и какую информацию добавить

Стандартов и требований по оформление референс-листа нет. Главное, чтобы он решал главную задачу — давал потенциальному клиенту информацию о реализованных проектах и деятельности компании. Важно найти «золотую середину» — не перегружать документ ненужными данными и при этом дать не слишком мало сведений.

Мы в работах указываем следующую информацию:

  • краткое описание проделанной работы (например, «устройство временных дорог» или «обогрев стрелочных переводов на ст. Москва-Пассажирская»);
  • адрес реализации проекта;
  • выполняемая функция (например, подрядчик, генподрядчик, поставщик сырья и т.п.);
  • количество специалистов, участвовавших в работе;
  • наименование компании-заказчика;
  • бюджет проекта (стоимость сделки);
  • сроки реализации.

Почему так важно найти «золотую середину»? Если дать много информации, внимание потенциального клиента рассеется, он так и не получит искомых сведений и уйдет к конкуренту. Если дать мало данных, возникнут дополнительные вопросы. Конечно, клиент не станет тратить собственное время на поиски ответов, поэтому уйдет в другую фирму.

Референс-лист до обращения к нам
(по содержанию — все ок)

Референс-лист после обращения к нам
(теперь по содержанию и графике — ок)

Помимо содержания, поработайте над графическим оформлением. Простая таблица (как на изображении слева) со списком реализованных проектов — неудачный вариант. Внимание рассеивается, потенциальному клиенту не за что «зацепиться». Референс-лист должен читаться по диагонали.

Частый вопрос: информацию о скольких проектах выносить в документ?

Мы рекомендуем не ограничиваться и давать сведения обо всех. У каждой компании есть несколько самых крупных сделок/объектов/поставок и т.п. Чтобы заострить на них внимание потенциального клиента, выносите их отдельно, например, перед референс-листом.

Мы обычно выделяем 5-10 листов (по одному на каждый проект) и красочно с качественными фотографиями демонстрируем результаты организаций (пример). Помните, графическая информация воспринимается читателем лучше и быстрее, чем текстовая.

Если значимых проектов много, поместите на одну страницу по 2-4 объекта (пример с 2 слайдами, пример с 4 слайдами). Хотя мы не рекомендуем делать больше двух, иначе внимание читателя рассеивается и он перестает точно воспринимать информацию.

После значимых проектов дается таблица с основной информацией по остальным (как на изображении выше). Если вам интересно, как выглядит референс-лист с выделением значимых проектов, можете посмотреть примеры наших работ.

Как добиться максимальной эффективности от референс-листа

Референс-лист без сопутствующей информации малоэффективен. Потенциальный клиент узнает о реализованных проектах, но об основных возможностях компании, ее истории — нет. Поэтому документ обычно подают совместно с общей презентацией, а точнее как дополнение к ней. Мы помещаем его в конец для усиления положительного впечатления читателя об организации.

Убедитесь в этом сами на примере презентации для известного во всем мире генподрядчика в области промышленного строительства CBMI Construction Co., Ltd. Сначала посмотрите референс-лист строительной компании (в самом низу страницы).

Референс-лист даже отдельно выглядит эффектно, не правда ли? Но если рассматривать его отдельно от презентации не до конца понятно, чем именно занимается компания. Строит цементные заводы? Или вообще все что угодно? Оставив потенциального клиента наедине с этими вопросами, вероятность совершения им целевого действия стремительно снижается. Поэтому для повышения эффектности референс-листа подавайте его вместе с общей презентацией.

Что делать, если нет хороших фото реализованных проектов

Как вы уже поняли, графическая составляющая референса очень важна. Да, красиво оформленная таблица с реализованными проектами — здорово, но наглядная демонстрация крупнейших работ произведет на потенциального клиента большее впечатление.

Но что делать, если проекты заканчивали, когда о референсе еще не задумывались? Или просто не успели/забыли/не смогли сделать качественные снимки? Вариантов два: поехать самостоятельно и сделать хорошие фотографии или воспользоваться нашей дополнительной услугой — профессиональный фотограф на выезде.

Он самостоятельно посетит объекты по указанным адресам и подготовит графику для создания эффективного референс-листа. Без качественных снимков произвести впечатление на потенциального клиента сложно. А если сделаете «спустя рукава» и добавите фотографии низкого качества, только навредите и отпугнете читателя.

Какому бизнесу нужен референс-лист

Чаще всего референс-лист заказывают строительные компании и промышленные организации, портфолио которых насчитывает десятки или даже сотни выполненных работ.

Но это не значит, что малый бизнес не получит от reference пользы. Наоборот, многие предприниматели и некрупные организации, работающие на рынках стандартных товаров, не знают и даже не задумываются о референс-листе. И чем раньше вы его сделаете, тем быстрее получите неценовое преимущество, позволяющее привлечь больше клиентов.

Что делать с референс-листом после составления

Референс-лист составлен, что дальше? Подготовка документа — половина успеха, вторая зависит от правильного использования:

  • отдайте документ отделу продаж, чтобы они прикладывали его к письмам, отправляемым потенциальным заказчикам;
  • дополните референсом пакет документов, используемый в торгах и тендерах;
  • добавьте в основную презентацию о компании;
  • распечатайте несколько буклетов для посетителей конференций и выставок. Возможно, после ознакомления они сразу захотят стать вашими постоянными клиентами;
  • на официальном сайте организации создайте страницу с примерами работ и разместите референс-лист. Это повысит вовлеченность посетителей и увеличит конверсию в клиентов.

Это лишь несколько вариантов, все ограничивается воображением и возможностями. Если у вас есть крутые идеи по использованию референса, обязательно расскажите про них в комментариях.

Какую пользу приносит референс-лист

Хороший референс-лист — неценовое преимущество над конкурентами. Если перед заказчиком лежит две презентации — одна с reference, а другая без — скорее всего, он сделает выбор в пользу первой компании, так как сразу увидит примеры успешных работ.

Референс-лист приносит много пользы:

  • Наглядная демонстрация результатов повышает шансы на выигрыш в тендерах и торгах. Как следствие, вы получаете больше клиентов и выгодных контрактов.
  • Повышается эффективность работы отдела продаж, так как презентация компании с референс-листом «захватывает» больше внимания потенциального клиента и подталкивает его на совершение целевого действия.
  • Размещение референс-листа на сайте повышает вовлеченность пользователей, что положительно сказывается на поисковом продвижении. Позиции в выдаче вырастут и приведут больше новых клиентов.

Качественный референс-лист способствует привлечению новых заказчиков и, как следствие, увеличивает прибыль компании.

Примеры реализации документа. Полезные ссылки.

  • Для воодушевления посмотрите примеры наших работ.
  • У нас много реализованных презентаций + референс-листов для строительных компаний.
  • Есть отдельный раздел с выполненными проектами для промышленных организаций.

Но лучший вариант — обратиться за разработкой презентации о компании и референс-листа к профессионалам «Твой Бренд». За более 7 лет работы мы разработали на заказ свыше 130 подобных проектов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *