Регистрация товарного знака в Роспатенте: неочевидные преимущества и подводные камни
Интеллектуальная собственность есть в любом бизнесе – не важно, это небольшое семейное дело или госкорпорация. Название фирмы, товара, логотип, слоган, особая форма упаковки и ее дизайн – все это можно и нужно защищать. А точнее, зарегистрировать как товарный знак.
Вот, к чему приводит незнание или игнорирование законов.
ИП из Белогорода скопировал бренд финского производителя кормов Бест-Ин Ой. Нарушитель выпускал корма для животных под названием Бест-Ин, запустил интернет-магазин best-in.ru и продавал товары офлайн. Законный правообладатель бренда узнал о подделках, и взыскал с ИП штраф в 2 млн руб. Также нарушитель уничтожил всю выпущенную продукцию, промо-материалы, вывески. В сети прекратил работу интернет-магазин best-in.ru и закрылась группа ВКонтакте.
Цена ошибки – 2 млн руб. плюс затраты на продукцию и рекламу.
Цена регистрации товарного знака – 40-45 тыс. руб. с пошлинами.
Стоило ли копировать чужой товарный знак и потом нести убытки, если можно было зарегистрировать и развивать свой бренд?
Товарный знак – это …
Любое обозначение, которое помогает идентифицировать компанию, ее продукцию или услугу на рынке, отличить от остальных компаний, товаров и услуг – это товарный знак.
«Сбербанк», «Аэрофлот», «Coca-Cola», «Danone», «Ikea» – когда мы слышим эти названия, сразу же понимаем, о чем идет речь. Представляем их логотипы, вспоминаем слоганы. Все это товарные знаки.
У зарегистрированных товарных знаков есть одна общая черта – они обладают различительной способностью. Название или логотип позволяют отличить товар одного производителя от товара другого производителя. Такое же правило действует и в отношении услуг.
Например, название «яблоко».
Это обозначение не может быть товарным знаком для фруктового ларька, т.к. не обладает различительной способностью. Мы не можем зарегистрировать название «яблоко» для продажи фруктов и запретить другим ларькам продавать яблоки.
Но зато – это хорошее обозначение для бренда компьютерной техники.
Товарные знаки в РФ регистрирует Роспатент. Он и оценивает каждое название или логотип на патентопригодность: нет ли такого знака в России, обладает ли он различительной способностью, не вводит ли в заблуждение и не нарушает ли норм морали или чьих-то прав.
По статистике, 30% поданных в Роспатент знаков получают отказ в регистрации.
Какие товарные знаки нельзя зарегистрировать?
У Роспатента есть внутренние регламенты для проверки поданных знаков. Каждая заявка проходит обязательную экспертизу. И хотя экспертиза – процесс субъективный, есть случаи, когда знаку точно откажут в регистрации.
Что нельзя зарегистрировать как товарный знак:
- слова, указывающие на вид деятельности (магазин, ателье, парикмахерская);
- слова, указывающие на вид товара (молоко, телевизор, запчасти);
- слова, характеризующие товар (сливочное, натуральное, свежее);
- слова, которые имеют хвалебный характер (лучший, первый, самый);
- слова, указывающие на назначение (детское, для мам);
- слова, указывающие на место производства (Москва, Костромское, Российское);
- общепринятые символы (@, $);
- знаки, которые противоречат нормам морали и общественным интересам;
- памятники природы, архитектуры, искусства без согласия правообладателя;
- слова с ошибками написания;
- государственные символы без согласия компетентного органа.
Оснований для отказа Роспатента немало. И во всех тонкостях общения с этой организацией разбирается патентный поверенный. Это аккредитованный специалист, прошедший обучение Роспатента. Как правило, ему удается вытащить проблемный знак или логотип, благодаря грамотной защите.
Пример из практики:
Роспатент противопоставляет однокоренные слова. Это усложнило регистрацию названия «Андрейка» для детского питания.
Роспатент противопоставил ему логотип «Андрей», под которым продавались товары для взрослых и БАДы.
Благодаря работе патентных поверенных знак удалось отстоять. Специалисты доказали, что хотя бренды и сходны по звучанию, они вызывают разные ассоциации. Убедили экспертизу в том, что человек, покупающий детское питание своему ребенку, никогда не перепутает его с БАДом.
Виды товарных знаков
Выше мы рассматривали только названия и логотипы, но на самом деле видов товарных знаков намного больше.
Подробнее расскажем, что можно зарегистрировать, как товарный знак.
Словесное обозначение
Словесный товарный знак – это слово, словосочетание или фраза.
Можно зарегистрировать как словесный знак:
- название организации («РосАтом»);
- название продукта/товара («ТворобУшки»);
- слоган («Найдется все», «Управляй мечтой», «Россия – щедрая душа»).
Изобразительный знак
Логотип – пример изобразительного товарного знака. Это картинка, эмблема, любое графическое изображение, но без текста.
Комбинированный товарный знак
Самый распространенный комбинированный знак – это сочетание логотипа и названия компании или товара.
Комбинированным знаком может стать:
- логотип с подписью;
- дизайн упаковки;
- внешний вид этикетки.
Можно зарегистрировать сочетание логотипа, текста и упаковки.
Обонятельный товарный знак
Запах пластилина Play-Doh – это пример обонятельного знака. Чтобы его зарегистрировать, производителю пришлось провести опрос и доказать, что характерный запах пластилина ассоциируется у подавляющего большинства потребителей именно с маркой Play-Doh.
В России обонятельных знаков пока не зарегистрировано.
Объемный товарный знак
Особая форма упаковки, баночки или бутылки может стать товарным знаком. Яркий пример – бутылка Coca-Cola.
Автомат Калашникова – это тоже объемный товарный знак. Причем под ним можно выпускать, как оружие, так и упаковку для конфет, парфюмерии, косметики и спиртных напитков. Многим знакома та самая бутылка водки «Калашников».
Цвет как товарный знак
Самые известные цветовые знаки – это оттенок бирюзового Tiffany и розовый цвет пятновыводителя Vanish.
В регистрации цветового товарного знака те же сложности, что и с обонятельным: нужно доказать, что цвет уже ассоциируется у потребителей с конкретным продуктом.
В противном случае, знаку откажут. Но в отличии от обонятельных, цветовые знаки зарегистрированы в РФ.
Из российских фирм свои оттенки зарегистрировали: Газпром (синий Pantone-300CV), Сбербанк (зеленый Pantone-349), оператор мобильной связи МТС (красный Pantone-485).
Звуковой товарный знак
Такие типы знаков чаще регистрируют за рубежом. Звуковым товарным знаком может стать:
- мелодия (телефон Nokia)
- фрагмент музыкального произведения (заставка радио «Маяк» – вступление «Подмосковных вечеров»)
- звук (рычание льва перед фильмами 20th Century Fox)
- фразы, слоганы («Мммм. Данон»)
Позиционный товарный знак
Позиционный товарный знак это определенное НЕСТАНДАРТНОЕ расположение узнаваемых элементов компании на товаре. Так, Adidas размещает 3 своих полоски на кроссовках. А Christian Louboutin (Кристиан Лубутэн) – красный цвет на подошве.
3-D знак
В 2021 году появился новый тип товарных знаков – трехмерные. Первый в России товарный знак успешно зарегистрировало Патентное бюро «Железно».
Прочие товарные знаки
С развитием возможностей и технологий появляются все новые специфические товарные знаки:
- голограммы (для банков);
- мультимедиа (заставка «Мосфильма»);
- осязательные знаки (написанные шрифтом Брайля для слепых);
- анимационные.
Зачем регистрировать товарный знак: что дает, неочевидные преимущества
Начиная свой бизнес, предприниматели регистрируют ООО или открывают ИП, но редко задумываются о товарном знаке.
В результате попадают в неприятные истории.
Так, предприниматель из ЯНАО продавал товары для авто под брендом «Автоштучка». Знак не регистрировал. И даже не предполагал, что нарушает чьи-то права, пока не получил досудебную претензию от правообладателя сходного знака «Автоштучки».
Теперь он должен выплатить 1 180 000 руб и прекратить использовать название «Автоштучка».
Что дает регистрация товарного знака:
- защита бизнеса (от патентных троллей и штрафов за нарушения);
- законная борьба с конкурентами (штрафы, запрет копирования товаров, уничтожение контрафакта по закону);
- защита домена (сайта);
- запрет ввоза контрафакта через границу;
- расширение по франшизе, партнерство, инвестиции;
- повышение уставного капитала компании (товарный знак как нематериальный актив) и кредиты под залог знака;
- снижение налогов на 9%;
- выход на маркетплейсы.
Защита бизнеса
Конкуренты есть в любом бизнесе и не все хотят играть честно. Так, в 2019 г. на рынке инструментов успешно продавался трубогиб «Дачный». Это заметил конкурент, скопировал сайт, начал выпускать полный аналог под брендом «уДачный». А еще зарегистрировал на себя 2 товарных знака: «Дачный» и «уДачный».
Получив свидетельство на товарный знак, недобросовестный конкурент запретил производителю выпускать трубогиб «Дачный».
Если бы знак «Дачный» был зарегистрирован, такого бы не произошло. Только получив свидетельство о регистрации товарного знака, вы получаете и исключительные права на свой бренд. И тогда уже никто не сможет нарушить ваши права и зарегистрировать похожий знак.
Борьба с конкурентами
ЗАО «Кировский молочный комбинат» зарегистрировало фирменную упаковку своего масла. Но это не остановило нарушителей:
- ООО «Молочная река» – скопировало дизайн упаковки и стало выпускать поддельное масло под брендом «Кировского молочного комбината»;
- ООО «Плага» – продавало поддельное масло.
Производитель узнал о нарушителях случайно: когда покупатели начали жаловаться на низкое качество масла. Тогда и обнаружились подделки.
ЗАО «Кировский молочный комбинат» по суду взыскал с нарушителей 1,5 млн руб. и самое главное: запретил производить и продавать подделки. Вся продукция была уничтожена, а конкурент прекратил нарушать права.
Защита домена (сайта)
Доменное имя – это «адрес» вашего сайта в интернете. По этому адресу на ваш сайт попадают потенциальные клиенты. А что будет, если ваш домен отберут?
Интернет-магазин Names.ru работал с 1998 г. Оборот компании составлял 2 млрд в год. В 2008 г. ООО «Неймс» зарегистрировала товарный знак NAMES, а потом подала в суд и запретила интернет-магазину работать. Сейчас сайт names.ru не работает, срок апелляции истек. Потеря домена стала роковой для бизнеса.
Если доменное имя нарушает чей-то товарный знак, правообладатель знака вправе запретить использовать домен, созвучный с его названием.
Запрет на ввоз контрафакта из-за границы
Если ваш знак зарегистрирован, вы можете внести его в ТРОИС – таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Если кто-то попытается ввезти в страну подделку, например, из Китая, под видом вашей оригинальной продукции, вы сразу же об этом узнаете.
Контрафакт будет уничтожен. А вы сможете взыскать штраф с нарушителя.
Внести товарный знак в ТРОИС может только его законный правообладатель. Естественно, потребуется свидетельство о регистрации товарного знака в Роспатенте.
Расширение бизнеса
Товарный знак обязателен, чтобы запустить франшизную сеть. В противном случае, вам просто не на что передавать права, потому что нет предмета договора.
Товарный знак поможет и в поиске инвесторов. Никто не будет вкладывать деньги в сомнительные компании. Зарегистрированный бренд – признак серьезного бизнеса, а не фирмы-однодневки.
Товарный знак как нематериальный актив компании
Если ваш бренд зарегистрирован, вы можете поставить его на баланс компании, тем самым увеличив уставной капитал. А можете получить кредит от банка под залог товарного знака.
Либо получать пассивный доход, сдавая свой бренд «в аренду» по лицензионному договору. Это возможно, даже если вы активно работаете под товарным знаком и не планируете прекращать деятельность. Даже самый активный бизнес не использует больше 10% от перечня товаров или услуг, в которых он зарегистрирован.
Кому-то нужен выпуск одного товара под вашим брендом, и вы всегда сможете договориться об аренде знака только в рамках определенного ограничения.
Легальное снижение налогов на 9%
Это хорошая рабочая схема для тех компаний, где есть ООО и ИП.
Товарный знак регистрируется на ИП, а ООО по лицензионному договору «арендует» товарный знак. При этом ООО отчисляет ИП средства за использование знака, тем самым снижает налоговую базу на законных основаниях (подп. 37 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Условия, при которых схема работает:
- ИП на УСН (ставка 6%);
- ООО на упрощенной системе налогообложения (ставка 15%) или на общей системе налогообложения (ставка 20%).
В итоге ИП получает отчисления, платит с них не 15 или 20% налогов, а только 6%. Экономия – 9 или 14% только за счет использования товарного знака.
Выход на маркетплейсы
Товарные агрегаторы и маркетплейсы на пике популярности, там есть покупатели и отлажена логистика. Многие производители стремятся «зайти» на крупные агрегаторы, но у каждой торговой площадки свои требования.
На LaModa нельзя продавать без товарного знака. На Ozon и Wildberries это напрямую не запрещено, но в случае жалобы или судебного разбирательства маркетплейс перекладывает всю ответственность на нарушителя:
- штраф с нарушителя в пользу обладателя товарного знака;
- штраф от самой площадки;
- блокировка кабинета и всех товаров.
Но самое страшное не это. Даже если вы намеренно не нарушали ничьих прав, а конкуренту «показалось», что ваш знак похож на его зарегистрированный бренд, он может пожаловаться на вас. Маркетплейс не разбирается в таких ситуациях и просто блокирует кабинет.
Чтобы не рисковать, работая с маркетплейсами, лучше зарегистрировать свой товарный знак. Так вы обезопасите себя от блокировок и потери кабинета, а с другой стороны, сможете блокировать конкурентов без товарных знаков.
Товарный знак для маркетплейсов: Wildberries, Ozon, LaModa. Лайфхак
Вы только тестируете нишу. Не уверены, что продажи вашего товара на маркетплейсе пойдут, и не готовы регистрировать товарный знак.
К нам, в «Железно», часто обращаются такие клиенты. И мы предлагаем им лайфхак.
Чтобы протестировать нишу, не обязательно сразу регистрировать свой бренд.
- Подаем заявку на товарный знак за 990 руб.
- За 24 часа получаем приоритетную справку (форма 940)
- Тестируем нишу, а потом бросаем регистрацию или продолжаем ее, если продукт «зашел».
Получив форму 940, вы уверены, что ваш знак никто не займет. Спокойно тестируйте нишу и можете вернуться к регистрации знака в любой момент в течение 8 мес. Все это время ваше название будет закреплено за вами.
Если через 8 месяцев вы не продолжите регистрацию, ваша заявка в Роспатенте самоаннулируется.
Регистрация ТЗ: этапы и подводные камни
Ежедневно в России подается 300-400 заявок в Роспатент. И далеко не все успешно регистрируются сразу. На половину знаков приходят отказы в регистрации или запросы Роспатента. Неграмотно ответив на запрос, можно потерять знак, время и часть пошлин, уплаченных за регистрацию (минимум 10 тыс. руб.). При отказе Роспатент не возвращает средства заявителям.
Подать заявку на регистрацию товарного знака может любой, у кого есть юр.лицо или открыто ИП. А с 2023 г зарегистрировать свой бренд смогут и самозанятые.
Однако, чтобы успешно получить свидетельство на товарный знак, придется обойти подводные камни на каждом этапе регистрации. Рассмотрим их поэтапно.
Проверка товарного знака
Первый и важнейший этап. От того, насколько тщательно выполнена проверка товарного знака или логотипа, зависит успех регистрации.
Роспатент может противопоставить не только идентичные названия (например, «Маяк» и «Мой маяк»), но и просто созвучные. Так, товарному знаку «Даария» для производства урбеча отказали из-за пельменей «Дарья».
А зарегистрировать логотип салона красоты Underground beauty studio помешало обозначение лондонского метро.
Быстрая проверка, «экспресс»-проверка, проверка за 1 час – некоторые фирмы обещают мгновенно вынести заключение по знаку. Но на этапе предварительной проверки спешка – плохое решение.
Во-первых, нужно проверить, не зарегистрировано ли уже аналогичных знаков.
Во-вторых, посмотреть, не ведет ли кто-то деятельность с таким же названием. Эта организация сможет оспорить вашу заявку в Роспатент, подать свою, а вы потеряете пошлины.
В-третьих, проверить не только зарегистрированные товарные знаки, но и поданные заявки. Это делают по платной базе Роспатента. Лучше провести несколько таких проверок, поскольку заявки публикуются не день в день, а с задержкой до 14 суток.
Получается, что проверка товарного знака за 1 час – это не преимущество, а лишние риски на старте. Проверка должна быть полноценной и глубокой. Именно поэтому многие компании даже берут за нее деньги, как за самостоятельную услугу.
Но в патентном бюро «Железно» полная экспертная проверка по платным базам бесплатна. Компания дает гарантию успешной регистрации по договору, и ей не выгодно регистрировать непроходные названия и логотипы.
Доработка логотипа и товарного знака до патентопригодности
Чем больше знаков регистрируется, тем меньше звучных и красивых названий остается. Сейчас 7 из 10 знаков, принятых на проверку, нуждаются в доработке. Если их не изменить, Роспатент откажет в регистрации.
Вот примеры из практики:
Роспатент отказал регистрации знака «Art&Couture» производителю одежды из Пензы. При проверке название разделили на 2 слова – «Art» и «Couture» – и признали знак неохраняемым.
Знак доработали до «Heart of Couture». Получили связанное по смыслу словосочетание «сердце моды». Оснований для отказа такому знаку нет. Название доработали, максимально сохранив обе части, и успешно зарегистрировали.
Производитель пиломатериалов из Самары хотел зарегистрировать логотип. Проверка выявила похожее обозначение у строительной фирмы из Красноярска.
Доработав логотип на старте, успешно получили свидетельство на товарный знак. А если бы он был подан в неизменном виде, производителя из Самары ждал бы отказ.
Подбор классов МКТУ
МКТУ – это Международный классификатор товаров и услуг. В нем все товары и услуги разбиты на классы. И регистрируя товарный знак, важно выбрать правильный, нужный вам класс или классы – их может быть несколько.
Например, если у вас фермерское хозяйство и вы производите молоко и молочные продукты, вам нужен 29 класс МКТУ – класс для производителей.
А если у вас есть еще и розничные точки продаж, нужен 35 класс – класс для продажи.
В МКТУ 45 классов:
- 1-34 – классы для товаров
- 35-45 – классы для услуг.
Самые большие подводные камни на этом этапе:
- учесть не все классы и не иметь защиты там, где она нужна;
- поставить неверный, ненужный класс МКТУ – по ошибке или намеренно;
- не учитывать перспектив развития бизнеса.
Знак регистрируется 1 раз и на 10 лет. Когда вы получите свидетельство, добавить или изменить классы МКТУ будет нельзя.
Поэтому очень важно подумать на перспективу:
- станете ли вы производить еще что-то под вашим брендом (например, не молоко, а пиццу);
- будете ли делать мобильное приложение (это отдельный класс МКТУ);
- планируете ли собственную доставку (актуально для «пищевых» бизнесов) и т.д.
Неспециалисту сложно правильно подобрать все классы и учесть особенности бизнеса. Этим иногда пользуются недобросовестные патентные бюро.
Клиент, занимавшийся доставкой суши и роллов, хотел зарегистрировать название «Белый рис». Патентное бюро из Москвы подало заявку на регистрацию в 43 классе МТКУ, куда входят «услуги по приготовлению и доставке пищи». На знак пришел предварительный отказ.
Тогда сотрудники бюро сократили перечень, оставив из 43 класса МКТУ только «дома престарелых» и «детские ясли». Формально знак зарегистрирован, но клиента он не защищает. Любая претензия от конкурента, и ему грозит штраф.
Подача заявки в Роспатент
Для специалиста этот этап не вызывает проблем, но при саморегистрации многие теряют на этом этапе время и деньги.
Ошибки в реквизитах, неверный юр. адрес, неправильное заполнение заявки – все это ворует ваше время. Роспатент пришлет вам запрос, на который нужно будет ответить в течение 3 мес и исправить документы. Несвоевременный ответ – отказ в регистрации.
Лайфхак: электронная подача заявки в Роспатент экономит 30% на госпошлинах. Однако, чтобы подать заявку через интернет, придется получить ЭЦП (цифровую подпись) – процесс долгий и непростой. У патентных бюро уже есть ЭЦП, поэтому скидка 30% на госпошлину дается автоматом.
Товарный знак: госпошлины за регистрацию
Госпошлины платятся частями: первая часть – после подачи заявления в Роспатент; остальное – после решения о регистрации.
Если знаку откажут в регистрации, вторую половину пошлин платить не придется, но первая часть будет потеряна. Именно поэтому важно максимально тщательно проверить свой знак на старте, чтобы потом не потерять деньги, время и нервы.
- строго от того ООО или ИП, которое подало заявку;
- разными платежами: пошлина за подачу заявки и пошлина за формальную экспертизу – на старте; финальная пошлина – в конце.
- важно правильно указывать назначение платежа.
Оплата одной суммой, неверное назначение платежа, путаница с юрлицами затягивают регистрацию.
Запросы и уведомления Роспатента
Самое первое уведомление – о проверке пошлины. Означает, что Роспатент не обнаружил оплату. Если такое уведомление пришло, нужно заплатить пошлину в течение 2 месяцев. В противном случае, пошлина увеличится на 50%. Если в течение 8 месяцев заявка не будет оплачена, ее аннулируют.
Если поданы не все документы, есть ошибки в заявке, нет доверенности, неверно составлено описание знака, приходит запрос. В течение 3 месяцев нужно исправить заявку и/или дослать недостающие документы.
Сложности начинаются дальше. После того, как Роспатент примет пошлины и утвердит заявку, начнется глубокая проверка поданного знака.
По ее итогам может прийти уведомление о результатах проверки соответствия заявленного обозначения. Это, по сути, предварительный отказ. Чтобы спасти знак на этом этапе, придется привлечь опытного патентного поверенного. Неспециалист – будь это собственник, главбух или даже штатный юрист компании – не следит за практикой регистраций и не сможет дать аргументированный ответ на предварительный отказ.Не стоит и рисковать, потому что в случае неудачи пошлины Роспатпент не возместит.
Решение о регистрации или отказ
По регламентам Роспатента, от подачи заявки до его регистрации или отказа должно пройти не более 18 мес. Но благодаря электронному документообороту процесс ускоряется.
В Роспатенте есть ускоренная регистрация товарных знаков. Она позволяет получить свидетельство за 2 мес вместо регламентированных 18 мес. Но за это придется заплатить дополнительно 94 400 руб.
На практике можно зарегистрировать знак за 2 месяца и без повышенных пошлин. У нас, в патентном бюро «Железно» средний срок регистрации 4-6 мес, но есть и рекордсмены.
Быстрая регистрация возможна, когда клиент не затягивает с оплатой пошлин и быстро предоставляет все необходимые документы. Это всегда результат слаженной работы патентного бюро и клиента.
По статистике, каждый третий знак получает предварительный отказ. Грамотно ответив Роспатенту, можно отстоять название или логотип, но неспециалисту сделать это бывает трудно.
Если знак не удается спасти, приходит отказ в регистрации. Но это еще не приговор: за знак можно побороться. Следующая инстанция – палата по Патентным спорам, а дальше – Суд по интеллектуальным правам.
Получение свидетельства о регистрации товарного знака
Это единственный этап без подводных камней. Владелец успешно зарегистрированного знака получает свидетельство из Роспатента, но предварительно нужно оплатить финальную пошлину:
- от 11 200 руб. – если достаточно свидетельства в электронном виде
- от 1400 руб. – когда нужно бумажное свидетельство.
ВАЖНО!
Суммы пошлин указаны со скидкой 30% за электронную подачу. Если заявка отправлена в бумажном виде, скидки не будет.
Свидетельство на товарный знак
Курьезный случай. На вопрос: «Ваш товарный знак зарегистрирован?» – собственник бизнеса отвечает: «Да». И показывает такой документ.
Не все предприниматели понимают, что такое свидетельство на товарный знак, и часто подменяют понятия. А потом не могут отстоять своих прав.
Свидетельство на товарный знак выглядит так:
ВАЖНО!
Если в процессе работы вы меняете юридический адрес, в свидетельство на товарный знак нужно вносить изменения.
Бывает еще и так, что меняется правообладатель знака. Это может быть из-за разделения юр. лиц или в связи с продажей бизнеса. По закону в этом случае нужно регистрировать договор отчуждения в Роспатенте.
Если вы собираетесь масштабировать свой бизнес (открыть франшизу, привлечь партнеров), потребуется лицензионный договор или договор коммерческой концессии. Их регистрируют в Роспатенте, а к свидетельству на товарный знак выдается дополнение.
Срок действия товарного знака
Товарный знак «живет» 10 лет с даты подачи заявки. Срок, когда исключительные права заканчиваются, указан в свидетельстве.
Однако, если правообладатель не ведет никакой деятельности под своим брендом, его можно аннулировать уже через 3 года после государственной регистрации.
Знак также могут аннулировать, если вы закроете свое юр. лицо или ИП.
Если по истечении 10 лет вы планируете и дальше использовать свой бренд, нужно продлять права на товарный знак. Это стандартная процедура. Госпошлина за продление знака на 10 лет – 20 тыс. руб. Вы получите приложение к свидетельству с новым сроком действия, а данные в базе Роспатента обновятся.
Иногда правообладатели забывают, что пора продлять товарный знак. В этом случае подается ходатайство в Роспатент. Некоторые компании берут за это доплату, но в патентном бюро «Железно» оно бесплатно.
ВАЖНО!
Если вы не продлили свой знак в течение полугода, продление невозможно. Придется перерегистрировать бренд. Причем через полгода ваше название может зарегистрировать другое юрлицо. Если оно подаст заявку раньше вас, право приоритета будет за ним.
Цена регистрации ТЗ
Регистрировать название или логотип можно самостоятельно, с юристом или через патентное бюро.
Саморегистрация – дешевый, сложный и рискованный путь
Учитывая большое количество поданных знаков, при саморегистрации риск получить запрос или уведомление Роспатента приближается к 70%. Неверные ответы чреваты аннулированием заявки или отказом в регистрации. А это потеря:
- денег – 10 тыс. руб. на пошлины;
- времени – умножьте его на стоимость вашего рабочего часа;
- и нервов.
Грамотная защита знака – это стратегия, выстроить которую неспециалист не сможет. А шанс ответить на запрос Роспатента только один – цена ошибки велика.
Непрофильная компания или юрист на фрилансе – регистрация без гарантий
Непрофильные юристы бессильны перед отказами Роспатента. Чтобы грамотно проверить знак на старте, доработать его с клиентом и отстаивать заявку, нужны опыт и практика. Не зря же патентные поверенные сначала учатся в Роспатенте, а потом сдают квалификационные экзамены.
У компаний и юристов «широкого профиля» мало практики по работе со знаками. Они не дают гарантий, а берут деньги просто за подачу заявки. В случае отказа Роспатента они не будут бороться за знак. При этом цена регистрации в таких фирмах часто выше, чем в узкопрофильных бюро.
Сначала вы платите за услуги, а потом получаете отказ и теряете все.
Регистрация в патентном бюро: гарантии, скидка на госпошлины, работа с запросами и отказами
Главный плюс патентных бюро – высокий уровень экспертности, опыт и практика. В штате таких компаний есть хотя бы 1 патентный поверенный.
Сейчас на рынке много организаций, регистрирующих знаки. Они предлагают цены от 25.000 до 100.000 и даже выше. Но высокая стоимость не значит высокое качество работы или лучший сервис.
Как выбрать патентное бюро?
Обращайте внимание на:
- понятные тарифы и цены «под ключ» – без доплат на каждом шаге: за подачу заявки, за ответ на запрос, за получение свидетельства;
- гарантия успешной регистрации – прописана в договоре;
- полное делопроизводство – чтобы вам не пришлось самостоятельно отвечать на запросы Роспатента;
- патентный поверенный в штате;
- полная бесплатная проверка с рекомендациями;
- реальная практика – можно проверить компанию по рейтингам Роспатента, лидеры видны сразу.
В патентном бюро «Железно» регистрация товарного знака «под ключ» стоит 23 990 руб. В цену входит экспертная проверка, полное делопроизводство, включая работу с отказами. По итогам 2021 г. «Железно» заняло 2 место в рейтинге Роспатента.
Незаконное использование товарного знака и ответственность
Самостоятельно регистрировать товарный знак сложно и рискованно, а платить патентному бюро не хочется? Кажется, что «никто не заметит», «да кому нужен мой бизнес», но возможна ситуация, когда ВЫ НЕНАМЕРЕННО нарушаете чьи-то права.
Вот что на этот счет «говорит» закон.
В самом легком случае вы заплатите компенсацию правообладателю (до 5 млн) и уничтожите всю продукцию, рекламу и прочие материалы, выпущенные под чужим брендом.
При умышленном, злостном нарушении, помимо штрафа, возможны исправительные работы и даже тюремный срок. Это, конечно, исключительные случаи, но миллионные штрафы и уничтожение продукции – совсем не редкость.
Вот реальные примеры.
В 2013 году ООО «РЛ-Трейд» выплатило РОМВЕЙЛ ХОЛДИНГЗ ЛИМИТЕД 141 926 400 руб. за использование бренда «Русское лото» (товарные знаки №174541 и 122498).
В 2016 году ОАО «Нефтяная компания «Роснефть» взыскал с ООО «ТТК «Роснефть» 5 млн руб. за использование товарных знаков № 391296, 335189, 340215.
Если у вас стабильный бизнес, лишние риски и проблемы вам не нужны. Выгоднее и безопаснее зарегистрировать свой логотип или бренд, получив защиту, новые возможности для масштабирования и оптимизации налогов. А не рисковать миллионами, репутацией и потерей бизнеса.
Подайте заявку на товарный знак сейчас, пока это не сделал ваш конкурент. В патентном бюро «Железно» акция «Антикризис» – заявка на товарный знак 990 руб. и рассрочка.
Справка
Патентное бюро «Железно» занимает 2 место в рейтинге Роспатента за 2021 г. Профиль компании – регистрация товарных знаков, работа с отказами и «сложными» знаками. В штате – 2 патентных поверенных и 23 юриста.
Регистрация товарных знаков в «Железно» – под ключ. Финансовая гарантия по договору. Полное делопроизводство. Фиксированные цены.
Консультация и экспертная проверка знаков – бесплатны!
Александра Николаевна Морозова, управляющая патентного бюро «Железно», патентный поверенный № 2305
Роспатент и ФИПС: функции и возможности
Процесс оформления товарных знаков и патентов является многошаговым и требующим соблюдения определенных правил и формальностей. Речь идет о получении особых экономических прав на любую интеллектуальную собственность (ИС), охраной которой занимаются Роспатент и Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС). Именно поэтому роль этих организаций чрезвычайно велика для привлечения инвестиций, защиты промышленных и торговых рынков, а также обеспечения перетока инноваций в смежные отрасли.
Являясь органами правительства РФ, Роспатент и ФИПС выполняют следующие функции:
- регистрация, поддержка и охрана прав на ИС в Российской Федерации;
- контроль и надзор за соблюдением законодательства в области ИС;
- защита в международном пространстве прав граждан РФ, обладающих ИС;
- отстаивание и защита интересов граждан России, получивших права на патенты.
Роспатент и ФИПС: что нужно знать о них?
Роспатент, или Федеральная служба по ИС, в своей деятельности руководствуется правоприменительными и юридическими нормами и программами, которые включают в себя администрирование, бюджетирование, экспертные процедуры.
Роспатент, осуществляя междисциплинарный учет всех заявок на патенты и товарные знаки России, руководствуется статьей 44 Конституции РФ, в которой говорится об обязанности государства по защите интеллектуальной собственности своих граждан на основе норм международного права. Прежде всего, речь идет об участии нашей страны во Всемирной организации интеллектуальной собственности и о выполнении межправительственного Договора о патентной кооперации 1970 года.
В составе Роспатента действует его подразделение – Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС), который являет собой важнейшее звено в цепочке работы с интеллектуальной собственностью и средствами индивидуализации, включая изобретения, программное обеспечение и многое другое, что связанно с новым и полезным в научно-техническом прогрессе.
Для качественного обеспечения вышеуказанных конституционных гарантий Роспатент опирается на патентных поверенных и организации, создаваемые ими. В числе специализированных компаний значится патентное бюро «Гардиум», которое от имени своих клиентов подает документы в Роспатент для обретения и поддержания в силе патентов, товарных знаков, а также вносит необходимые изменения в свидетельства на товарные знаки и патенты.
Таким образом, беря за основу гражданское, уголовное и таможенное право, Роспатент не только осуществляет регистрирующие функции, но и борется с нарушениями, в том числе с так называемым интеллектуальным «пиратством».
Почему без патентных поверенных сложно получить права на интеллектуальную собственность
Как показывает мировой и отечественный опыт, особую роль в области регистрации и защиты прав ИС играют патентные поверенные, на деятельность которых опирается Роспатент. Они берут на себя функции профессиональных посредников между будущими правообладателями и государством. Конечно, каждый изобретатель или творческий человек может и сам подать необходимые заявки, но, во-первых, это достаточно сложно из-за процедурных вопросов, во-вторых – чревато потерей значительного времени из-за незнания нюансов патентоведения.
«Оформление интеллектуальной собственности является ответственным процессом, требующим соблюдения ряда особых требований, справиться с которыми порой под силу только опытным специалистам, – поясняет Ирина Резникова, руководитель Управления правовой защиты интеллектуальной собственности патентно-адвокатского бюро «Гардиум». – Именно поэтому клиенты обращаются к профессионалам, чтобы зарегистрировать товарный знак или получить патент. Документы проходят «фильтр» ФИПСа, где проводится формальная первичная экспертиза, по результатам которой выносится решение: либо проводить экспертизу по существу, либо запросить уточняющие материалы, либо вообще выдать отказ».
Таким образом, сложный согласовательный процесс по оформлению интеллектуальной собственности берет на себя патентное бюро, сотрудники которого, являясь патентными поверенными, имеют необходимый опыт. Во-первых, экономятся время и силы клиента, которому не обязательно разбираться во всех премудростях патентоведения. Во-вторых, ФИПС освобождается от дополнительной рутины, в том числе связанной с неадекватными заявками.
Патентное ведомство России Роспатент: функции, структура и особенности взаимодействия
Централизованное руководство техническим творчеством и изобретательством привело к созданию современной структуры национального патентного ведомства Роспатента. После образования Российской Федерации функции по патентным вопросам были закреплены за Комитетом по патентам и товарным знакам, который после переименований и реорганизаций получил статус Федеральной службы по интеллектуальной собственности, сокращенное название Роспатент.
Сегодня Роспатент располагает базой более 2,3 млн. зарегистрированных патентных документов на объекты патентного права и более 500 тыс. свидетельств на товарные знаки. В год службами ведомства рассматривается более 40 тыс. заявок на патенты и более 60 тыс. заявлений на товарные знаки и знаки обслуживания.
Основные функции и виды деятельности Роспатента
Роспатент является органом государственной исполнительной власти, основные функции которого состоят в следующем:
- предоставление, регистрация и поддержание на территории России прав на интеллектуальную собственность;
- контролирование и надзор в правовой сфере охраны интеллектуального капитала;
- отстаивание и защита интересов граждан России, получивших права на патенты.
Патентное ведомство проводит прием заявок, выполняет экспертизы, регистрацию и выдачу охранных документов на товарные знаки, объекты промышленной собственности, авторские права, программы ЭВМ. Регламентирующими документами являются Конституция РФ и Федеральные законы, а также ведомственные стандарты – Административные регламенты службы.
Федеральная патентная служба вносит все официальные изменения в гос. реестры, осуществляет продление, восстановление или прекращение правовой защиты, а также контролирует уплату всех видов пошлин.
Роспатент регистрирует все сделки о передаче прав собственности по патентам и свидетельствам, лицензионные договоры и соглашения на уступки и отчуждения прав. Сведения о регистрации сделок публикуются в открытом доступе.
В Роспатенте проводится аттестация с последующей регистрацией патентных поверенных.
Структура Роспатента
Федеральная служба по интеллектуальной собственности представляет собой государственный исполнительный орган, состоящий из управленческих подразделений и подведомственных организаций. В составе службы четыре управления, выполняющие следующие функции:
- финансово-административные, по планированию и учету;
- организацию предоставления госуслуг;
- обеспечение правовой защиты интересов государства;
- регулирование международного сотрудничества.
В подведомственном подчинении Роспатента закреплены три организации:
- федеральный институт промышленной собственности (ФИПС);
- федеральное агентство ФАПРИД – выполняющее защиту изобретений военного и специального назначения;
- академия интеллектуальной собственности РГАИС выполняющая обучение по программам профессионального образования.
Особенности взаимодействия с ФИПС
ФИПС является ключевым звеном в структуре патентного ведомства и проводит всю подготовительную работу по обеспечению правовой защиты интеллектуальной собственности. В институте производится прием заявок на выдачу патентов или свидетельств, все виды экспертиз по заявленным объектам, а также рассмотрение всех документов, представленных на государственную регистрацию.
ФИПС выпускает бюллетени с публикацией сведений о поданных заявках и зарегистрированных объектах. Службы института могут поводить информационный поиск по представляемым заявкам, так как институт располагает фондами патентно-технической библиотеки всероссийского уровня. Публикуемые бюллетени и открытые реестры баз данных находятся в свободном доступе.
В составе ФИПС находится палата по патентным спорам, регулирующая спорные вопросы по патентному праву, публикующая решения судов в данной области.
ФИПС выполняет функции посредника между государством и изобретателями, поэтому все документы подаются в институт в соответствии с нормами действующих Административных регламентов, оплачивается пошлина в установленном размере. На каждом этапе заявителю сообщается результат проверок, а в случаях возражений и замечаний указываются сроки устранения. При нарушениях сроков также уплачиваются пошлины.
Взаимодействие с ФИПС по всем вопросам регистрации должно быть заранее подготовленным, а документы соответствовать всем требованиям, так как отказы и возражения экспертов – это дополнительные расходы на пошлинах, поэтому для ведения работы с Роспатентом лучше привлечь специалистов-патентоведов.
Регистрация товарного знака
С каждым годом всё больше бизнесменов в России регистрируют свои товарные знаки или знаки обслуживания. Для чего нужна такая регистрация? Сколько будет стоить? Как зарегистрировать товарный знак самостоятельно? На эти и другие важные вопросы вы найдёте ответы в нашей публикации.
Что такое товарный знак и для чего он нужен
Успешные производители товаров всегда стремились зафиксировать своё авторство на произведённой продукции. Для этого на каждом экземпляре проставляли специальный знак – клеймо, который доказывал, что товар оригинальный. Чаще всего такие обозначения можно найти на керамических и фарфоровых изделиях.
Даже в Советском Союзе, где экономика была плановой, практически все заводы и фабрики, производящие керамику и фарфор, использовали на своей продукции специальные обозначения.
Некоторые производители сохраняли свой знак неизменным многие годы, а другие меняли его достаточно часто. Например, Императорский фарфоровый завод, известный также, как Ломоносовский или Ленинградский, работает в России уже 275 лет. Вот как изменялось его клеймо с течением времени.
Конечно, товарный знак – это не только клеймо на самом изделии. Статья 1477 ГК РФ определяет его как обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. ТЗ размещается на товарах, его упаковках и этикетках, на вывесках, используется в деловых документах, рекламе, объявлениях и т.д.
Близкими синонимами товарного знака можно назвать коммерческое обозначение, бренд, торговую марку и логотип. Но если говорить о правовом понятии, закреплённом в законах, то это только товарный знак и знак обслуживания (регистрируется при оказании услуг или выполнении работ).
Зарегистрированный товарный знак выполняет несколько важных функций:
- защищает исключительное право обладателя ТЗ на его использование;
- гарантирует потребителям высокое качество товаров или стандарта обслуживания, заявленное производителем (исполнителем);
- формирует узнаваемость бренда и лояльную к нему аудиторию покупателей и клиентов;
- позволяет использовать уникальное обозначение в качестве интеллектуальной собственности, которую можно продать или разрешить пользоваться за определенное вознаграждение.
Если вас интересует, как зарегистрировать товарный знак в России, вам поможет наша пошаговая инструкция.
Как зарегистрировать товарный знак
Шаг 1. Разработка знака
Большинство товарных знаков выглядят для потребителя, как словесное (иногда буквенное) или графическое обозначение. Часто встречается их сочетание, то есть в ТЗ одновременно есть какие-то буквы и небольшая картинка или символ.
Но кроме того, существуют световые, звуковые и даже обонятельные товарные знаки. Конечно, такие разновидности знаков – редкость, потому что их надо ещё донести до потребителя. Ведь с помощью рекламы на бумажных носителях невозможно передать ни звук, ни свет, только графические символы и буквы. Запах на бумаге передать можно, но надо учитывать, что он будет выветриваться, да и зафиксировать его для экспертизы сложнее. А вот трехмерные модели товарных знаков используются уже давно. В качестве примера можно привести знаменитый дизайн бутылки Кока-колы.
Разработать уникальный и имеющий прямое отношение к товару знак очень непросто, поэтому для этого можно обратиться к специализированным агентствам. Причём итоговый вариант должен быть уникальным, ведь он ещё будет проходить проверку.
Читайте также: Какие существуют типы товарных знаков?
Шаг 2. Проверьте ТЗ на уникальность
Перед тем, как зарегистрировать товарный знак самостоятельно, надо проверить его на уникальность. Каждому четвёртому заявителю Роспатент отказывает именно по причине того, что предложенное обозначение в той или иной мере повторяет уже зарегистрированное.
Для этого существуют разные ресурсы, в том числе, бесплатные. Но надёжнее всего обратиться за поиском в ФИПС (Федеральный институт промышленной собственности). Поиск платный, но зато можно быть уверенным в его достоверности.
Минимальный тариф взимается за поиск по одному словесному обозначению одного класса МКТУ – 4 130 рублей. За каждый класс сверх того – 1 062 рубля. Если проверка проводится по всем классам, то сумма составит 47 200 рублей. Стандартный поиск проводится в течение 20 рабочих дней. Срок можно сократить до одного дня, но и стоить такая услуга будет в 12 раз дороже.
Проблема в том, что итоговый отчёт будет содержать параметры зарегистрированных знаков, которые в той или иной мере схожи с заявленным обозначением. Но вот рекомендаций о том, можно ли этот знак зарегистрировать, здесь не будет. Вывод о такой возможности надо делать самому заявителю, поэтому если решение принять сложно, стоит обратиться к патентному поверенному.
Особое внимание при регистрации ТЗ уделяется тому, чтобы обозначение не включало в себя государственные официальные символы и наименования международных организаций. Подробнее о других требованиях к заявляемым знакам можно узнать из руководства Роспатента.
Шаг 3. Подайте заявку на регистрацию товарного знака
Регистрацией интеллектуальной собственности в России занимается Роспатент. Подать туда заявку можно лично, почтой или по факсу. Если у заявителя есть электронная подпись, то можно обратиться через сайт ФИПС или портал Госуслуг.
Обратите внимание, что зарегистрировать товарный знак и знак обслуживания вправе только индивидуальные предприниматели и юридические лица. Обычным физическим лицам такая государственная услуга не предоставляется, потому что они не являются субъектами предпринимательской деятельности.
Заявка подаётся на специальном бланке (скачать), в ней указывают следующие данные:
- фирменное наименование организации или полное имя ИП, а также официальное местонахождение (юридический адрес или прописка предпринимателя);
- данные представителя, если он есть (обычно это патентный поверенный);
- изображение и описание заявляемого обозначения, а также его характеристики (словесный, изобразительный, световой, объёмный, изменяющийся и др.). Если обозначение нельзя уместить в отведённом поле, то оно прилагается отдельным документом;
- класс по классификатору МКТУ и название товара или услуги;
- основание для установки даты приоритета товарного знака;
- подтверждение уплаты пошлины;
- перечень прилагаемых документов.
Заявка на регистрацию ТЗ не будет рассматриваться, если не уплачена государственная пошлина. В 2022 году она составляет:
- 3 500 рублей за регистрацию заявки и проведение формальной экспертизы, а также 1 000 рублей за каждый дополнительный класс МКТУ, если их больше пяти;
- 11 500 рублей за проведение экспертизы обозначения и принятие решения по ее результатам плюс 2 500 рублей за каждый класс МКТУ, если их больше одного.
Если документы подаются в электронном виде с ЭЦП заявителя, то пошлина будет ниже на 30%.
Шаг 4. Получите результаты экспертиз
Теперь остаётся только ждать. В соответствии с регламентом, утверждённым приказом Министерства экономического развития РФ от 20 июля 2015 г. N 483, сроки проведения экспертиз составляют:
- один месяц для формальной экспертизы, в процессе которой заявка проверяется на соответствие требований по заполнению и уплату пошлины;
- двенадцать месяцев для проведения экспертизы по существу, в ходе которой проверяется уже само заявленное обозначение товарного знака.
В процессе экспертиз у ведомства могут возникнуть вопросы как к заявителю, так и проверяемому обозначению. Например, обнаружена ошибка в указании адреса или требуются дополнительные документы. Отвечать на запросы надо в указанные сроки, иначе процедура регистрации ТЗ будет прервана.
Если экспертизы пройдены успешно, то заявителю направляется решение о госрегистрации. Но если Роспатент решит, что обозначение не является уникальным или не соответствует другим требованиям, то будет вынесено решение об отказе в регистрации. Пошлины при этом не возвращаются, потому что они взимались только за рассмотрение документов, а не сам факт регистрации товарного знака.
Шаг 5. Получение свидетельства на товарный знак
На практике положительное решение получают больше половины заявителей. Поэтому следующий шаг для них – оплата государственной пошлины за внесение товарного знака в Государственный реестр.
Пошлина складывается из двух сумм:
- 16 000 рублей (плюс 1 000 рублей за каждый класс МКТУ, если их больше пяти) за регистрацию ТЗ или знака обслуживания;
- 2 000 рублей за выдачу свидетельства на товарный знак.
Оплатить пошлины надо не позднее двух месяцев после получение положительного решения. Если этот срок нарушен, но не превышает шести месяцев, то заплатить придётся на 50% больше.
Что будет, если заявитель так и не оплатит окончательную пошлину? Его заявка признается отозванной, о чём Роспатент направит соответствующее уведомление. Никакой защиты заявленное обозначение в этом случае не получит.
А тем, кто прошёл процедуру до конца, выдаётся свидетельство на товарный знак по установленной форме. Оно защищает зарегистрированное обозначение на 10 лет, после чего его можно неоднократно продлевать на такой же срок.
Шаг 6. Публикация в официальном бюллетене
В течение месяца после внесения зарегистрированного знака в Государственный реестр и выдачи свидетельства сведения о нём публикуются в бюллетене Роспатента «Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров». На этом регистрационная процедура заканчивается.
Читайте также:
Выводы
Процедура регистрации товарных знаков и знаков обслуживания в России долгая и достаточно дорогая. Только минимальный размер всех государственных пошлин составляет 33 000 рублей. А если добавить сюда расходы на платный поиск и услуги патентного поверенного, то расходы могут превысить 100 000 рублей. Поэтому и решаются на этот шаг обычно те производители, которые намерены продвигать на рынке качественный и уникальный продукт.
Сам по себе зарегистрированный товарный знак хоть и является продуктом интеллектуальной собственности, который можно продать, не будет никому интересен, если за ним ничего не стоит.
Но и начинать бизнес под каким-то незарегистрированным обозначением, если вы в принципе хотите его использовать, тоже не стоит. Ведь этим может воспользоваться недобросовестный конкурент, как это произошло с ООО «Сфера». Правда, конкретно в этом случае всё закончилось хорошо, но так бывает не всегда.