Что нужно знать про контролируемые иностранные компании (КИК) в 2021 году
Для стартаперов и цифровых кочевников. Разбираемся, как работает законодательство о КИК, что изменилось с 2021 года и какие неочевидные преимущества есть у КИК.
Суть законодательства о КИК в одном предложении: налоговые резиденты России должны отчитываться о своих иностранных компаниях и в определенных случаях платить в России налоги с нераспределенной прибыли КИК.
Учреждение компаний в иностранных юрисдикциях распространено как среди крупного бизнеса, так и среди основателей стартапов или тех, кто причисляет себя к племени цифровых кочевников. Последние сталкиваются с учреждением компаний в иностранных юрисдикциях, преследуя при этом абсолютно легитимные личные или инвестиционные цели. Подробнее о разных налоговых тактиках цифровых кочевников читайте в нашем путеводителе.
Если вы являетесь контролирующим лицом в отношении КИК, у вас есть две главные обязанности:
- Уведомить государство о вашей иностранной компании;
- Рассчитать и уплатить налог с нераспределенной прибыли КИК.
Обратите внимание, что уведомлять государство нужно также об участии в капитале иностранных компаний, если ваша доля превышает 10%, но формально при этом вы не являетесь контролирующим лицом. Подробнее о том, как определяется контролирующее лицо в отношении КИК, читайте у нас на сайте.
Уведомление о КИК должно быть подано до 20 марта (для организаций) или до 30 апреля (для физических лиц) года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК.
Датой получения дохода в виде прибыли КИК признается 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом, на который приходится дата окончания периода, за который в соответствии с личным законом КИК составляется финансовая отчетность.
Нужно отметить, что компании во многих случаях вправе сами определять в своих уставных документах, как рассчитывается их финансовый год. Так, например, если в уставе предусмотреть, что финансовый год заканчивается не 31 декабря 2021 года, а 15 января 2022 года, то доход по КИК должен признаваться на 31 декабря уже 2023 года, а соответствующее уведомление должно быть подано до 30 апреля 2024 года. Сдвиг финансового года на 15 дней вперед в таком случае переносит дату подачу уведомления на целый год.
Законодатель предусмотрел подробные и достаточно запутанные правила о расчете прибыли КИК. Не углубляясь в детали, скажем здесь, что для целей расчета прибыли КИК закон позволяет вычитать следующие суммы (п. 1 ст. 25.15 НК РФ):
- Выплаченные КИК дивиденды или распределенная прибыль, полученная от иностранной структуры без образования юридического лица;
- Дивиденды, источником выплаты которых являются российские организации, если контролирующее лицо КИК имеет фактическое право на такие доходы.
Логика здесь простая. В первом случае получатель дивидендов и так должен будет уплатить с них налоги в России, а во втором случае – налог уже должен быть удержан у источника выплат в России.
Сумму налога с прибыли КИК можно также уменьшить на величину налога, исчисленного в отношении этой прибыли в соответствии с законодательством иностранных государств и (или) законодательством Российской Федерации (п. 11 ст. 309.1 НК РФ).
И еще один важный момент. Налоговой базой является именно прибыль КИК, то есть доходы минус расходы в соответствии с применимыми правилами бухгалтерского учета. Если КИК получила убыток, то его можно перенести на будущий период (п. 7 ст. 309.1 НК РФ). Однако, чтобы воспользоваться переносом убытков на будущий период, налогоплательщик должен обязательно представить уведомление о КИК за период, когда был получен такой убыток.
Этим правила о расчете прибыли КИК не ограничиваются, так что если вам интересна эта тема, читайте подробнее в нашей обзорной статье по КИК.
Правила для расчета прибыли (убытка) КИК достаточно комплексны и налагают существенные обязательства на владельцев КИК. Вместе с тем закон предусматривает ряд исключений, которыми могут воспользоваться владельцы КИК. Среди наиболее распространенных можно выделить 4 основных льготы.
Прибыль КИК освобождается от налогообложения, если такая компания является «активной иностранной компанией». Чтобы быть такой активной компанией, доля пассивных доходов не должна превышать 20%.
Перечень пассивных доходов приведен в ст. 309.1 НК РФ, где к ним, среди прочего, отнесены такие доходы, как:
- Дивиденды;
- Процентный доход по займам;
- Лицензионные платежи;
- Доходы от сделок с долями и операций с недвижимостью;
- Доходы от реализации акций (долей) и (или) уступки прав в иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву;
- Доходы от оказания консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также от проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Как вы видите, перечень таких пассивных доходов достаточно широк, и, чтобы считаться активной, компания должна получать не менее 80% доходов от других источников. По остаточному принципу к активным доходам можно отнести, например, реализацию товаров и выполнение работ.
Одним из спорных вопросов является квалификация дохода от продажи приложений или иных цифровых продуктов через App Store, Google Play или другие платформы. С точки зрения гражданского права, такие сделки представляют собой предоставление права (лицензии) на использование определенных объектов интеллектуальной собственности. Такой вид дохода прямо указан в списке пассивных доходов.
Вместе с тем можно представить себе сценарии или аргументы, когда предприниматель может постараться убедить налоговую службу, что такие доходы стоит относить к активным доходам. Например, компания из области онлайн-образования может говорить, что она оказывает образовательные услуги, а не предоставляет лицензию на просмотр записанных уроков.
Стоит также обратить внимание, что в самом подп. 4 п. 4 ст. 309.1 НК РФ, где перечислены подвиды таких доходов, прямым текстом не указаны доходы от выдачи лицензий на программное обеспечение. Учитывая очевидную роль и масштаб этой индустрии в современном мире, сложно представить, что законодатель случайно забыл это указать.
Действительно, такие доходы от реализации приложений сложно отнести к пассивным, потому что они требуют самых что ни на есть активных усилий: разработка новых фич, служба поддержки, аренда серверов, создание нового контента и так далее.
Если следовать этой логике, то доходы компаний, распространяющих свои продукты через магазины приложений, стоит отнести к активным. Соответственно, доход таких компаний должен быть освобожден от налогообложения в качестве дохода КИК.
Чтобы получить подтверждение такой позиции, мы направили запрос в ФНС и ждем на него ответ. Как только мы что-нибудь узнаем, то обязательно поделимся. Про другие льготы и исключения читайте у нас на сайте.
В ноябре прошлого года был принят закон, который вносит ряд изменений в регулирование КИК. Вот что нужно знать об этих изменениях.
Во-первых, существенно повышаются штрафы за непредставление ежегодного уведомления о КИК со 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб. Штраф за непредставление финансовой отчетности может составить вплоть до 1 млн руб.
Во-вторых, изменены сроки подачи уведомлений о КИК для физических лиц. Теперь такие уведомления необходимо подавать до 30 апреля (ранее 20 марта). Этот срок соответствует сроку подачи декларации 3-НДФЛ.
В-третьих, отныне финансовую отчетность нужно подавать в любом случае, даже если прибыль КИК составила менее 10 млн руб. До 2021 года по таким КИК с прибылью ниже порогового значения не нужно было предоставлять в налоговую инспекцию никаких подтверждающих документов (кроме самого уведомления о КИК). Эта позиция была подтверждена в Письме Минфина России № 03-04-05/24157 от 21 апреля 2017 года.
В-четвертых, теперь можно заплатить единый налог в размере 5 млн руб. и не представлять никакой отчетности. С точки зрения финансов, это правило выгодно тем, кто ожидает что прибыль КИК превысит 38 млн руб.
Традиционно КИК и все, что с ними связано, не вызывают особого энтузиазма у людей, которые сталкиваются с этой сферой регулирования. Однако есть особенности, которые делают КИК привлекательным инструментом для целей личного налогового и финансового планирования. Давайте обозначим несколько таких нюансов.
Наличие КИК в низконалоговой юрисдикции может быть привлекательно для людей, которые инвестируют собственные средства в различные финансовые инструменты рынка ценных бумаг.
Во-первых, уплата налогов с прибыли КИК позволяет отсрочить уплату НДФЛ с традиционных доходов, полученных физическим лицом напрямую. НДФЛ уплачивается до 15 июля года, следующего за годом, когда был получен доход, то есть примерно через 6 месяцев. В то время как датой получения дохода в виде прибыли КИК признается 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом, за который в соответствии с личным законом КИК составляется финансовая отчетность. Например, если финансовый год у КИК закончился 31 декабря 2018 года, то доход признается на 31 декабря 2019 года, а налог подлежит уплате до 15 июля 2020 года.
Во-вторых, КИК вправе вычитать понесенные расходы для целей расчета прибыли, в то время как физическое лицо достаточно ограничено в том, что оно может учитывать в качестве расходов для уменьшения базы. Кроме того, КИК вправе переносить убыток прошлых лет на будущие периоды, что физическое лицо делать не может.
В-третьих, при расчете прибыли КИК используются международные стандарты финансовой отчетности. Если же гражданин инвестирует в ценные бумаги напрямую, он должен полагаться на правила НК РФ и разъяснения регулятора, которые не всегда однозначны в своем толковании.
В-четвертых, есть пороговая величина в размере 10 млн руб., до которой прибыль КИК не подлежит декларации. НДФЛ же подлежит уплате со всех доходов автоматически.
В-пятых, на КИК не распространяются требования валютного контроля, которые распространяются на физических лиц, являющихся российскими валютными резидентами. Поэтому КИК может спокойно иметь счета в любых банках и совершать валютные операции без ограничений.
Статья подготовлена юристами Buzko Legal, которые консультируют по российскому и американскому праву. В нашем налоговом путеводителе для цифровых кочевников вы можете ознакомиться с другими базовыми понятиями и тактиками людей, которые могут позволить себе работать удаленно.
Контролируемая иностранная компания — что это?
КИК — иностранная компания, определённая часть акций которой принадлежит налоговым резидентам данной страны. Также контролируемой иностранной компанией считается иностранная структура без образования юридического лица (фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма коллективных инвестиций или доверительного управления), контролирующим лицом которой является организация или физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами РФ.
Контролирующее лицо КИК
Контролирующим лицом иностранной организации признаются физические или юридические лица, доля участия которого в этой организации составляет более 25%. Кроме того, если иностранной компанией владеет группа физических или юридических лиц (для физических лиц – совместно с супругами и несовершеннолетними детьми), чей суммарный процент участия превышает 50%, то лицо признается контролируемым, если его личная доля участия будет более 10%.
Типы контролируемых иностранных компаний
Контролируемые иностранные компании можно разделить на два типа: пассивные и активные.
Активной иностранной компанией (АИК) признается иностранная организация, у которой доля доходов от пассивной деятельности (п. 4 ст. 309.1 НК РФ) за период, за который в соответствии с личным законом этой иностранной организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не более 20 процентов в общей сумме доходов организации по данным такой финансовой отчетности за указанный период.
Проще говоря, к активным компаниям относятся структуры, которые занимаются реальным бизнесом (производство, торговля, выполнение работ, оказание услуг и пр.) и способны предоставить финансовую отчетность с подтверждением своей активности.
Пассивная компания, в частности, это персональная компания, созданная с целью владения финансовыми активами, например, портфелем ценных бумаг или, возможно, недвижимостью. Такая Компания – не налоговый резидент РФ, инкорпорирована в офшоре или, как правило в подобной низконалоговой юрисдикции, к примеру (BVI, Сейшелы или Кайманы), инвестирует в ценные бумаги иностранных акций и облигаций через банковский/брокерский счет. Именно пассивная иностранная компания представляет наибольший интерес для российских налоговых резидентов, имеющих крупные инвестиционные портфели за рубежом. КИК для инвестиций обладает рядом существенных преимуществ, о которых мы расскажем в следующей публикации.
Обязанности владельца КИК
Разумеется, наряду с преимуществами, инвестирование через КИК имеет и определенные обязательства. Так физическое лицо, владеющее долей более чем 10% в уставном (или ему аналогичном) капитале иностранной компании, обязано подать в налоговый орган по месту своего жительства уведомление об участии в иностранной компании по установленной форме. Уведомление об участии представляется в срок не позднее трех месяцев с даты возникновения участия в организации, непредставление такого уведомления влечет к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Существует также обязанность подавать уведомление о контролируемых иностранных компаниях, которое представляется в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК.
Подробнее узнать о структуре КИК применительно к своей ситуации вы можете, записавшись на бесплатную консультацию к одному из наших экспертов.
Эксперт по налоговой оптимизации рассказывает о КИК
По данным ЦБ в 2007 году в Россию частным сектором было ввезено (инвестировано) 87 млрд. долларов США и это был последний год, когда деньги в страну поступали из-за рубежа. Все следующие периоды деньги стабильно из страны уходили, рекордным оказался как раз 2014 года, когда отток капитала составил 152 млрд. долларов США.
Так как тенденцию на увеличение вывода капитала экономическими мерами изменить было уже не возможно, на помощь пришли меры административно-запретительные.
И надо сказать, меры подействовали: в 2015 году вывод капитала составил 52 млрд. долларов США, в 2016 г. — 19,8. Правда в первом квартале 2017 года, отток усилился и составил 17,5 млрд. долларов США. В противодействии тенденции Федеральным законом от 01.05.2017 N 92-ФЗ, банки были поделены на два вида: с универсальной и базовой лицензией, последние лишились возможности открывать валютные счета (об этом подробнее в главе Банковская реформа), поэтому с 2018 года количество банков, через которые возможны внешнеэкономические операции сократиться до 250-300, с одновременным усилением контроля ЦБ за их деятельностью.
Но ручной контроль вывода денежных средств без взаимодействия с иностранными государствами неэффективен, поэтому Минфином был разработан проект Федерального закона N 231414-7 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации», предусматривающий обязанность участников международных групп компаний предоставлять в налоговые органы информацию о своем участии в группе (в том числе структуре владения), страновые сведения и иную финансовую информацию, в целях реализации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам (даже несмотря на то, что вхождение России в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в рамках которой и осуществляются «антиотмывочные» мероприятия приостановлено с 2014 года).
Законопроектом устанавливается порядок автоматического обмена финансовой информацией с иностранными государствами, соответствующие полномочия и обязанности ФНС России. Предполагается, что закон вступит в силу с 1 января 2018 года еще более повысив прозрачность владения КИК.
Есть ли смысл использовать КИК
1. КИК, при заключении внешнеэкономических контрактов позволяют пользоваться нормами иностранного права, иметь иностранную подсудность, в том числе обеспечивающую большую прозрачность принимаемых судебных решении.
2. КИК позволяет иметь «своего» импортера или экспортера, упрощая заключение внешнеэкономических контрактов, ведение первичных и таможенных документов.
3. Организации, зарегистрированные за рубежом, позволяют обеспечить значительно большую защиту от рейдерских захватов через незаконное внесение в ЕГРЮЛ недостоверных сведений о новых учредителях и генеральных директорах.
4. КИК позволяет осуществлять прикрытое владение бизнесом в РФ (в ЕГРЮЛ не будут содержаться сведения о физических лицах бенефициарах, а только об иностранной компании-собственнике, а в случае когда собственником иностранной компании в свою очередь выступает оффшор, при обстоятельствах указанных ниже, бенефициар вообще не будет известен ФНС).
5. КИК по-прежнему могут использоваться с целью оптимизации налогов, перераспределяя прибыль в низконалоговые юрисдикции. При этом контролируемая иностранная компания это не синоним оффшорной компании. КИК – любая иностранная компания, владельцем которой является российский резидент, оффшорная компания – это фактически та же КИК, но расположенная в оффшорной зоне, законодательство которой позволяет не раскрывать бенефициаров, упрощенно вести отчетность и либо вообще не платить налоги, либо платить их по ставкам, существенно меньшим, чем в неоффшорных зонах.
6. Но одно из основных предназначений КИК – защита активов бизнеса и его собственников. Несмотря на государственную пропаганду о незащищенности активов россиян на «загнивающем западе», сложно представить, что руководитель кипрского налогового органа позвонит председателю суда и порекомендует ему принять «правильное» решение о доначислении налогов не по праву, а по государственной необходимости, что для российской действительности абсолютная норма. То же касается различных форм принудительного изъятия объектов недвижимости для государственных нужд, например в интересах ФСО. При этом условием защищенности иностранных активов является возможность подтверждения их легального происхождения.
Что нужно для признания организации КИК
1) организация не является налоговым резидентом России;
2) контролирующим лицом организации или иностранной структуры без образования юридического лица является налоговый резидент России — физическое лицо и (или) организация, доля участия которого в этой организации составляет более 25 процентов или более 50 процентов, при том, что доля каждого из таких лиц более 10 процентов.
По аналогии с положениями НК о взаимозависимых лицах, возможно признание контролирующим лицом и формально не подпадающих под условия владения вышеуказанными процентами долей, если оно оказывает или имеет возможность оказывать определяющее влияние на решения:
1. по распределению полученной после налогообложения прибыли (дохода) организации после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации;
2. участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией;
3. иных особенностей отношений между лицом и организацией (например, в следствии наличия контролируемой задолжности или фактического владения организацией через цепочку оффшоров).
Обязанность платить налог на прибыль в России
- эффективная ставка налогообложения прибыли иностранной организации (сумма налогов исчисленная по законодательству страны регистрации иностранной компании) составляет не менее 75% средневзвешенной ставки налога на прибыль (определяемой по законодательству РФ). Ставка по налогу на прибыль организаций в РФ составляет 20%, на доходы физических лиц – 13 ее средневзвешенная ставка – 15% и 9,75% соответственно.
Государства, не обеспечивающие обмен информацией о налогах указаны в Приказе ФНС от 30.09.2016 N ММВ-7-17/527.
- КИК является активной иностранной компанией – доля пассивных доходов (дивиденды, роялти, проценты от долговых обязательств и т.д.) не превышают 20%, при таких условиях, даже если эффективная ставка налогообложения меньше средневзвешенной, налог на прибыль в РФ не оплачивается.
Можно ли скрыть контроль?
Если не включить в налоговую базу прибыль КИК, штраф составит 20% от суммы неуплаченного налога (но не менее 100 тыс. рублей) как для физических лиц так и для организаций.
К тому же возможность срыть владение КИК усложняется автоматическим обменом информацией ОЭСР о банковских счетах, без которых не возможна работа ни одной компании. Так в рамках многостороннего соглашения MCAA, банки обязаны идентифицировать бенефициаров счетов и выгружать эти сведения в базу данных, доступ к которой имеют полномочные органы всех государств, подписавшие соглашение (в РФ это ФНС): в отношении физических лиц — в независимости от размера остатков на расчетном счете, юридических лиц – в случае баланса выше 250 тыс. долларов США, при условии, что организация является пассивной (доля пассивных доходов превышает 50%).
Например, если организация с российским бенефициаром зарегистрирована на Бермудах, и имеет счет в Кипрском банке, последний передает сведения в кипрский и бермудский налоговые органы, при это если компания не является пассивной, информация о бенефициаре в Россию не передается. Аналогичная ситуация возникает в случае владения оффшором активной кипрской компанией, даже при том, что бенефициаром обеих организаций является российский резидент.
Если компания будет признана кипрским банком пассивной, информация о бенефициаре и счете будет дополнительно передана в Россию (начиная с сентября 2018 года в автоматическом порядке). Но в любом случае, как только деньги будут переведены со счета кипрской компании на счет валютного резидента РФ (в т.ч. бенефициара), ФНС об этом станет известно в автоматическом режиме, что необходимо учитывать при осуществлении инвестиций, например в зарубежную недвижимость.
Между тем, рядом государств и РФ заключены соглашения об избежании двойного налогообложения и пониженных ставках налогов, например с Кипром — в отношении налогов на доходы и капитал, в соответствии с которым применяется пониженный налог на дивиденды в случае осуществления предпринимательской деятельности через постоянное представительство, расположенное на Кипре:
— 5% если лицо вложило в капитал компании, выплачивающей дивиденды 100 тысяч евро;
— 10% — во всех остальных случаях.
Но налоговый рай в условиях дефицита национального бюджета существовать не может, поэтому появилось новое препятствие на пути к оптимизации через иностранные юрисдикции – под названием фактический получатель дохода (ст. 312 НК РФ). В письме Минфина 27.03.2015 г. № 03-08-05/16994 указано, что условием применения налоговой льготы на пассивный доход (установленной международным договором), является его получение только конечным бенефициаром, а для признания этого статуса необходимо не только наличие юридических оснований, но и возможность этого лица распоряжаться доходом.
При этом организация, выплачивающая дивиденды должна получить у иностранной организации следующие документы (вариация должной осмотрительности):
- документы, подтверждающие у получателя пассивного дохода права распоряжаться дивидендами (справка аудитора, договор, подтверждающий инвестирование или иные затраты и т.д.);
- документы, подтверждающие выполнение налоговых обязательств в иностранном государстве, с которым заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, свидетельствующих об отсутствии экономии на налогах в РФ или документы, подтверждающие, что последующая передача денежных средств в оффшор не осуществляется;
- документы, подтверждающие реальное осуществление предпринимательской деятельности в иностранном государстве (для подтверждения статуса налогового резидента).
К тому же сертификат должен быть предоставлен налоговому агенту в срок до выплаты дохода, в противном случае возможна ситуация, когда налог на прибыль должен быть выплачен без учета международного соглашения (например, по результатам камеральной проверки), что впрочем не лишает налогоплательщика в последующем права произвести возврат налога.
Если фактический получатель дохода не известен, дивиденды облагаются налогом по ставке 15% на основании подп.3 п.3 ст.284 НК РФ, выплачиваемые проценты по займам облагаются по ставке налога на прибыль – 20%. Если бенефициар – резидент РФ, дивиденды облагаются по общей ставке НДФЛ — 13%.
Таким образом, одним из способов налоговой оптимизации является выплата процентов иностранной компании-займодавцу, являющейся налоговым резидентом государства, с которым у РФ заключено соглашение об избежании двойного налогообложения.
Но очевидность этого способа не могла пройти мимо ФНС, поэтому налоговикам рекомендовано (Письмо ФНС России от 30.06.2017 N СА-4-7/12702) при решении о переквалификации договоров займа между российскими и иностранными организациями в инвестиционные договора (чтобы не признавать включение процентов по займам в расходы), руководствоваться критериями отнесения задолженности к контролируемой (т.е. важен факт признания взаимозависимости — п. 2 статьи 269 НК РФ).
Той же позиции придерживается и Президиум ВАС РФ, который в Постановлении от 15.11.2011 N 8654/11 указал, для целей признания процентов по займам в составе расходов, необходимо учитывать высокую долю долга, аффилированность заемщика и кредитора, в лице которого выступает не только иностранная компания, но и российская компания, аффилированная с иностранной компанией, а также отсутствие факта погашения долгового обязательства.
Судебная практика по переквалификации выплат процентов по договорам займов с иностранными компаниями на дивиденды в целом складывается в пользу налоговых органов, которые устанавливают аффилированность российской и иностранной компании, отсутствие у иностранной компании статуса фактического получателя дохода, а также указывают, что применение положений пп. 2-4 ст. 269 НК РФ не противоречат положениям Соглашений об избежании двойного налогообложения. Однако налоговым органам не всегда удается доказать, что вместо процентов по займам были выплачены дивиденды (Постановление от 13 апреля 2016 г. по делу № А55-9504/2015 Арбитражный суд Поволжского округа (ФАС ПО).
Таким образом, использование иностранных компаний в целях налоговой оптимизации и безопасности активов значительно усложнилось, но не перестало быть актуальным, даже в условиях автоматического контроля, который пока еще не стал тотальным.
Путеводитель по контролируемым иностранным компаниям (КИК) 2022
Договор и путеводители, которые ответят на вопросы по самому договору и психологическим аспектам его заключения.
Мы запустили тематический канал про налоги для цифровых кочевников NoMad Taxes. Подписывайтесь по ссылке: https://t.me/nomad_taxes. Там мы делимся последними новостями, обсуждаем спорные вопросы в комментариях и анонсируем наши статьи и вебинары по налогам.
Перед вами краткая версия путеводителя по регулированию контролируемых иностранных компаний («КИК») в России по состоянию на 2022 год. Вы можете приобрести полную версия путеводителя на этой странице, в котором рассмотрены следующие вопросы:
- Общие правила о КИК: (i) Корпоративное налоговое резидентство; (ii) Контроль для целей КИК.
- Обязанности владельцев КИК: (i) Уведомление об участии в иностранной компании; (ii) Уведомление о КИК.
- Расчёт и уплата налога с прибыли КИК: (i) Что необходимо предоставлять в налоговую инспекцию; (ii) Что вычитается из прибыли КИК; (iii) Учёт убытков прошлых лет; (iv) Что также не учитывается в прибыли КИК; (v) Конвертация прибыли в рубли; (vi) Когда нужно платить налог с прибыли КИК; (vii) Уплата фиксированного налога.
- Исключения из правил для расчёта прибыли (убытка) КИК: (i) Активная компания; (ii) Активная иностранная холдинговая компания; (iii) Эффективная ставка не менее 75%; (iv) Прибыль менее 10 млн руб.
- Преимущества КИК.
- Вопросы валютного законодательства, связанные с КИК.
- Ответственность за нарушения законодательства о КИК: (i) Штрафы; (ii) Уголовная ответственность; (iii) Смягчающие обстоятельства.
Законодательство о КИК существует в России с 2015 года, и в этом наша страна далеко не уникальна. Аналогичный режим для КИК есть почти в каждом развитом государстве. По задумке главная задача законодательства о КИК в том, чтобы ограничить использование офшоров для уклонения от уплаты налогов и отмывания «грязных» денег.
Достигается ли эта задача или нет – судить сложно, потому что Федеральная налоговая служба («ФНС») не радует нас открытой статистикой по количеству обнаруженных КИК или количеству поданных уведомлений. У рядовых предпринимателей всегда есть ощущение, что законодательство работает как-то по-разному для них и для крупных акул российской политики и бизнеса, про чьи КИК упоминается в расследованиях СМИ почти каждый день.
Для устранения информационного неравенства мы решили подготовить этот путеводитель, где рассмотрены главные правила законодательства о КИК и приведены основные исключения, на которые могут опираться российские налоговые резиденты.
Путеводитель будет особенно полезен основателям стартапов и тем, кто относит себя к «цифровым кочевникам», ведь те и другие почти всегда сталкиваются с учреждением компаний в иностранных юрисдикциях, преследуя при этом абсолютно легитимные личные или инвестиционные цели. Подробнее о разных налоговых тактиках цифровых кочевников читайте в путеводителе для цифровых кочевников.
Общие правила о КИК
Суть законодательства о КИК в одном предложении: налоговые резиденты России должны отчитываться о своих иностранных компаниях и в определенных случаях платить в России налоги с нераспределенной прибыли КИК.
КИК – это любая иностранная организация или структура без образования юридического лица (например, фонд или траст), которая удовлетворяет одновременно двум условиям:
- Не является российским налоговым резидентом; и
- Контролируется российским налоговым резидентом.
Соответственно, для установления, является ли конкретная иностранная компания КИК, важно понимать два понятия: налоговое резидентство компании и контроль. Понятие корпоративного налогового резидентства подробно раскрывается в расширенной версии путеводителя. Дальше мы подробнее рассматриваем элемент контроля.
Контроль для целей КИК
В соответствии со ст. 25.13 НК РФ контролирующим лицом является лицо, которое:
- Имеет определенную долю участия; или
- Осуществляет контроль над такой организацией в своих интересах или в интересах своего супруга и несовершеннолетних детей.
Доля участия
В законодательстве предусмотрены следующие пороги участия для признания лица контролирующим КИК:
- Доля участия более 25%;
- Доля участия более 10%, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, составляет более 50%.
Важно обратить внимание, что под «долей участия» понимается не только прямое владение акциями организации, но и косвенное участие. Для этих целей в НК РФ есть специальная ст. 105.2, которая предусматривает порядок определения косвенного участия.
Если кратко, то под косвенным участием понимается сумма произведений долей прямого участия в последовательности организаций между конечным собственником и такой организации, где считается доля косвенного участия. На сайте ФНС есть наглядная схема про определение косвенного участия.
Небольшие доли участия, не выходящие за пороги, не приводят к возникновению контроля, и правила определения долей участия обычно не вызывают сложностей.
Контроль
Кроме критерия долевого участия, законодатель предусмотрел более широкий критерий – осуществление контроля. Под контролем в соответствии с п. 7 ст. 25.13 НК РФ понимается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые этой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода) после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации, участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений между лицом и этой организацией и (или) иными лицами.
Как видно из определения, этот критерий является максимально широким и учитывает все критерии фактического контроля. Утратить статус контролирующего лица, при этом продолжая осуществлять контроль в отношении КИК, едва ли представляется возможным. Если у вас есть сомнения, являетесь ли вы контролирующим лицом КИК по критерию контроля, то такие сомнения лучше трактовать как положительный ответ и разобраться с обязанностями контролирующих лиц.
Обязанности владельцев КИК
На плечи владельцев КИК возлагается две главные обязанности: уведомлять российскую налоговую о наличии (регистрации) КИК и уплачивать налоги с нераспределенной прибыли. Давайте разберемся с ними поподробнее.
Уведомление об участии в иностранной компании
Уведомлять нужно не только о наличии КИК, но и о самом факте участия в иностранной компании. Такая обязанность есть у лиц, которые:
- имеют долю участия в иностранной организации свыше 10%;
- учредили иностранную структуру без образования юридического лица («ИСБОЮЛ»).
Уведомление должно быть подано в срок не позднее 3-х месяцев с момента возникновения участия и учреждения ИСБОЮЛ, соответственно.
Форма и порядок заполнения уведомления предусмотрены в Приказе ФНС № ММВ-7-13/338@ от 05.07.2019.
Уведомление о КИК
Уведомление о КИК должно быть подано до 20 марта (для организаций) или до 30 апреля (для физических лиц) года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК. Если налогоплательщик полагается на освобождение от налогообложения прибыли КИК, в эти же сроки он должен представить в налоговую инспекцию документы, подтверждающие право на такое исключение (об исключениях ниже). Если же такое право не заявлено, также необходимо предоставлять дополнительные документы (об этом тоже далее в разделе про расчет и уплату налогов с прибыли КИК).
Возникает закономерный вопрос: когда налогоплательщик должен признать доход КИК? Датой получения дохода в виде прибыли КИК признается 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом, на который приходится дата окончания периода, за который в соответствии с личным законом КИК составляется финансовая отчетность.
Соответственно, если финансовый год у КИК закончился 31 декабря 2021 года, то доход признается на 31 декабря 2022 года, а уведомление должно быть подано до 30 апреля 2023 года (для физических лиц).
Нужно отметить, что компании во многих случае вправе сами определять, как рассчитывается их финансовый год в своих уставных документах. Так, например, если предусмотреть, что финансовый год заканчивается, не 31 декабря 2021 года, а 15 января 2022 года, то доход должен признаваться на 31 декабря 2023 года, а соответствующее уведомление должно быть подано до 30 апреля 2024 года. Сдвиг финансового года на 15 дней вперед в таком случае переносит дату подачу уведомления на целый год.
Форма и порядок представления уведомления о КИК утверждены в Приказе ФНС № ММВ-7-13/422 от 26 августа 2019 года. Уведомления о КИК представляются в налоговый орган налогоплательщиками по установленным форматам в электронной форме. Налогоплательщики – физические лица вправе представить указанные уведомления на бумажном носителе.
Про расчет и уплату налога рассказываем в следующем разделе.
Расчет и уплата налога с прибыли КИК
Итак, если налогоплательщик не заявляет о своем праве на освобождение от уплаты налогов с прибыли КИК в соответствии с одним из оснований, предусмотренных в ст. 25.13-1 НК РФ, он должен уплатить налоги с нераспределенной прибыли КИК. Давайте разберемся, как работают эти правила.
С 2021 года возможно 2 варианта уплаты налога с КИК:
- Уплата фиксированного налога в размере 5 млн руб. без предоставления каких-либо подтверждающих документов и отчетности КИК, независимо от размера полученной КИК прибыли;
- Уплата налога с полученной КИК прибыли.
Налогоплательщик платит налоги с прибыли КИК только в той доле, которая соответствует его доле участия в капитале КИК.