Что такое коэффициент депонирования
Перейти к содержимому

Что такое коэффициент депонирования

Предложение денег. Денежный мультипликатор. Равновесие на денежном рынке

В модель предложения денег включены три экзогенные переменные.

1. Денежная база(деньги повышенной мощности, резервные деньги) — это наличность вне банковской системы, а также резервы коммерческих банков, хранящиеся в Центральном Банке. Наличность является непосредственной частью предложения денег, тогда как банковские резервы влияют на способность банков создавать новые депозиты, увеличивая предложение денег. Обозначим денежную базу через МВ, банковские резервы через R, тогда:

МВ = С + R, (29)

где МВ — денежная база,

С — наличность,

R – обязательные резервы коммерческих банков в Центральном банке.

В сентябре 2003 года денежная база в Украине составляла 83,3 млрд. грн.

2 Норма резервирования депозитов (rr)— это доля банковских вкладов, помещенных в резервы. Центральный банк устанавливает для коммерческих банков нормы резервов в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке. Нормы резервов устанавливаются в процентах от вкладов в коммерческих банках. Этот процент дифференцирован: вклады до востребования имеют более высокий норматив, чем срочные вклады. В общем виде резервная норма равна:

где R – величина обязательных резервов;

D – сумма вкладов соответствующего вида.

Отношение гг зависит от нормы обязательных резервов, устанавливаемой Центральным Банком, и от величины избыточных резервов, которые коммерческие банки предполагают держать сверх необходимой суммы.

3 Коэффициент депонирования денег (сг)– который отражает предпочтения населения в распределении денежной массы между наличными деньгами и депозитами. Коэффициент депонирования определяется по формуле:

Величина сг определяется главным образом поведением населения, решающего, в какой пропорции будут находиться наличность и депозиты.

Данная модель показывает зависимость предложения денег от денежной базы, нормы резервирования депозитов и коэффициента депонирования. С ее помощью можно понять, как влияет на предложение денег политика Центрального банка, коммерческих банков и частных лиц.

Более общая модель предложения денег включает и такую переменную, как денежный мультипликатор.

Денежный мультипликатор(μD) — это отношение предложения денег к денежной базе:

Денежный мультипликатор можно представить через отношение наличность-депозиты сг (коэффициент депонирования) и резервы-депозиты гг (норму резервирования):

Разделим почленно числитель и знаменатель правой части уравнения на D (депозиты) и получим:

Изобразим эффект создания новых денег на рисунке 18.

Депозит= D=100 резерв=100*40%/100=40 (ден. ед.)

Банк 1- 100

Ссуда =100-40=60 (ден. ед.)

Депозит D=60 резерв=60*40%/100=24 (ден. ед.)

Банк 2- 60

Ссуда =60-24=36 (ден. ед.)

Депозит D=36 резерв=36*40%/100=14,4(ден. ед.)

Банк 3- 36

Ссуда =36-14,4=21,6 (ден. ед.)

Депозит= D=21,6 резерв=21,6*40%/100=8,6(ден. ед.)

Банк 4- 21,6

Ссуда =21,6-8,6=13, (ден. ед.)

Депозит= D=13 резерв=13*40%/100=5,2 (ден. ед.)

Банк 5- 13

Ссуда =13-5,2=7,8 (ден. ед.)

Депозит= D=7,8 резерв=7,8*40%/100=3,2 (ден. ед.)

Банк 6- 7,8

Ссуда =7,8-3,1=4,7 (ден. ед.)

Рисунок 18 – Эффект кредитно-денежной мультипликации

По рисунку 18 видно, что размер ссуды, выдаваемой в пятом банке, равен 13 ден. ед., а в шестом банке – 7,8 ден. ед. Теоретически сумма «новых денег», создаваемых в каждом следующем банке, определяется путем умножения размера ссуды на величину денежного мультипликатора.

Увеличение коэффициента депонирования и нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор.

Предложение денег можно представить в виде:

Таким образом, предложение денег прямо зависит от величины денежной базы — денежного мультипликатора (или мультипликатора денежной базы).

Равновесие на денежном рынке– ситуация на денежном рынке, когда количество предлагаемых денежных средств и количество денег, которое хотят иметь на руках население и предприниматели, равны.

Равновесие на денежном рынке есть результат взаимодействия спроса и предложения денег.

Кривая спроса на деньгиотражает взаимосвязи между общим количеством денег, которое население и фирмы хотят иметь на руках в данный момент, и процентной ставкой по обычным неденежным активам.

Кривая предложения денеготражает зависимость предложения денег от процентной ставки.

Равновесие на денежном рынке формируется под воздействием Центрального банка. В том случае, когда Центральный банк, контролируя предложение денег, намерен поддерживать его на фиксированном уровне независимо от изменения процентной ставки, кривая предложения будет представлять собой вертикальную линию, как это показано на рисунке 19.

Рисунок 19 – Равновесие на денежном рынке

Равновесие на денежном рынке показано на рисунке 19 точкой пересечения кривых спроса и предложения в точке А. Подвижная процентная ставка удерживает в равновесии денежный рынок. Колебания равновесных значений ставки процента и денежной массы могут быть связаны с изменением уровня дохода, предложения денег. Графически это отражается сдвигом, соответственно, кривых спроса и предложения денег.

Мультипликаторы для инвестора. Какие бывают и как их правильно использовать?

Мультипликатор P/E (цена/прибыль) один из самых популярных, однако, использовать его для сравнения компаний, в некоторых случаях может быть некорректно.

Price-to-Earning (P/E) — показатель, равный отношению рыночной стоимости акции к годовой прибыли, полученной на одну акцию. Это самый популярный и известный мультипликатор среди инвесторов, который показывает за сколько лет окупятся вложения в ту или иную акцию. Часто используют перевернутый показатель E/P, который обозначает теоретическую доходность.

P/E (Price/Earnings) рассчитывается как размер капитализации к годовой прибыли компании.

Из-за различий в ставках ЦБ и показателей инфляции, в разных странах инвесторы рассчитывают на различные доходности.

В одной валюте нормальной считается доходность 5% (P/E = 20), в другой 10% (P/E = 10). Поэтому данный мультипликатор для компаний России и США отличается.

Еще один подводный камень – прибыль компании меняется.

Для стагнирующей компании, у которой показатели увеличиваются всего на несколько процентов в год, значение мультипликатора будет близко к реальной окупаемости

Для компании роста, P/E не работает. Если компания имеет P/E = 100 и, например, удваивает прибыль ежегодно, то окупится данная компания не через 100 лет, а через 6.

Сравнение по P/E подходит только для стагнирующих компаний в рамках одной страны. Для компаний роста мультипликатор не работает.

Кому и зачем нужен мультипликатор P/E?

Коэффициент P/E показывает количество лет за которые окупятся ваши вложения в акции компании. Также мультипликатор помогает искать недооцененные активы относительно их прибыли.

Выделяют три вида P/E в зависимости от используемых для расчета данных:

  1. Годовой. Текущая капитализация компании делится на чистую прибыль за предыдущий календарный год.
  1. Скользящий. Рассчитывается за последние четыре квартала. Эффективен, когда результаты прошлого года не актуальны.
  1. Форвардный. Для расчета учитывается будущая прибыль компании за текущий календарный год. Прогнозы о будущей прибыли дают аналитики, которые не всегда могут быть правы.

Считается, что малые значения показателя говорят о дешевизне акций, а большие о дороговизне. Однако не всё так просто.

Для инвесторов всегда важно понимать, что лежит в основе вычисления мультипликатора.

Например, у одной компании P/E = 2, а у второй P/E = 7. Выбор очевиден?

Не совсем. Нужно смотреть и на другие показатели компаний.

У второй компании могла произойти разовая переоценка, вследствие чего прибыль сильно снизилась. Поэтому и коэффициент P/E в моменте сильно снизился.

P/E может необъективно оценивать актив. Высокое значение P/E — не всегда плохо. Возможно, на рынке завышенные ожидания от компании. Низкая оценка говорит о быстрой окупаемости, а также показывает сомнения инвесторов в перспективах компании.

P/E — простой показатель, который помогает провести экспресс-анализ компании. Однако не стоит применять лишь его для выбора бумаг в свой портфель.

Почему мультипликатор P/E помешает вам заработать?

О чудодейственных свойствах мультипликатора P/E разные «гуру» в интернете пишут каждый день. При этом мало кто из них уделяет внимание коварству этого показателя. А зря.

Но не все так просто

Многие начинающие инвесторы, прочитав книги Бенджамина Грэма или Уоррена Баффета, начинают слепо верить в этот мультипликатор и принимают решение о покупке акций лишь на его основе.

При наложении графика среднего значения P/E по индексу S&P500 на сам бенчмарк, видно, что в моменты разворотов американского рынка, значения мультипликатора были далеки от минимальных значений.

3

Получается, что в момент самых “вкусных” цен на рынке, показатель P/E говорил о переоценке компаний, входящих в индекс. Инвесторы, ориентирующиеся только на один этот показатель, были вынуждены покупать уже изрядно подорожавшие акции.

Чтобы понять, насколько переоценен или недооценен фондовый рынок, часто используют коэффициент Р/Е.

Однако этот метод оценки далек от совершенства. Эффект разового падения прибыли в силу чрезвычайных ситуаций (коронавирус, к примеру) завышает значение Р/Е, что не обязательно и не во всех случаях свидетельствует о переоценке фундаментально сильных компаний.

В данный момент совокупная оценка Р/Е компаний, входящих в индекс S&P 500, составляет 39,81х. Кажется, что это запредельно много.

Коэффициент P/E Шиллера, устраняющий колебания, вызванные разовым изменением прибыли в течение деловых циклов, составляет 35,7х. Это ниже рекордной оценки 44х на крахе доткомов 2000 года.

Кроме Р/Е, при оценке любой компании (а индекс это и есть один большой холдинг из множества компаний) также нужно учитывать темпы роста прибыли. Для этого используется другой мультипликатор — PEG.

Оцененная в 20 Р/Е компания, прибыль которой растет на 5% в год, не является интересной инвестицией, поскольку математически проигрывает компании с Р/Е 40, но темпами роста прибыли по 15% в год.

Кроме того, чтобы ответить на вопрос, насколько переоценен / недооценен рынок, нужно смотреть не на прошлые исторические оценки и размышлять о пузыре, а на доходность альтернативных инвестиций в настоящем и в будущем (например облигаций).

А в этом материале мы рассказываем о PEG — разновидности мультипликатора Р/Е, с помощью которого можно оценить будущую прибыть.

Ищем недооценённые акции с мультипликатором P/S

Price-to-Sales (P/S) показывает отношение стоимости компании к её годовой выручке. Например: компания стоит 1 000 000 рублей, а её выручка 500 000 руб. в год.

P/S = 1 000 000 / 500 000 = 2.

Чем меньше показатель, тем быстрее компания окупит свою стоимость за счет выручки.

Высокий P/S — акции дорогие. Низкий означает, что акции стоят дешево (недооценены). А это именно то, что интересно инвестору!

В среднем по рынку оптимальным считается P/S не больше 2. Однако для каждой отрасли он может отличаться. Как понять, какой показатель является нормой для вашего сектора? Нужно взять несколько компаний и сравнить их мультипликаторы между собой.

Почему выгодно использовать P/S, а не P/E?

P/E = отношение стоимости компании к прибыли. Но прибыль может быть отрицательной, и тогда мультипликатор P/E неприменим.

А вот выручка всегда положительна. По параметру P/S смело оцениваем любую компанию.

Выручка не так сильно колеблется, как прибыль. Поэтому P/S зачастую более объективен.

Друзья, при анализе компании не полагаемся только на мультипликаторы! Смотрим и другие показатели: долговая нагрузка, денежные потоки, ситуация в бизнесе в целом.

P/S — лишь один из параметров, которым можно пользоваться для оценки акций! Хотя и очень удобный.

Мультипликатор EV – Enterprise Value

Enterprise Value (EV) – это мера общей стоимости компании. EV часто используется в качестве более комплексной альтернативы рыночной капитализации.

В отличие от капитализации, которая показывает нам только сумму, в которую участники рынка оценивают компанию, Enterprise Value учитывает долги компании и денежные средства

EV = MC + Total Debt — C

MC – Рыночная капитализация. Рассчитывается как произведение цены одной акции на общее количество акций.

Total Debt – Сумма долгосрочных и краткосрочных кредитов компании.

С – Денежные средства и эквиваленты .

Как понять что такое Enterprise Value?

Представьте, что компания А хочет поглотить компанию В. Компания-покупатель заплатит по сделке определенную цену (капитализацию), но вместе с этим компания А получит все долги и деньги компании B.

Если долгов больше чем денежных средств и эквивалентов (чистый долг положительный):

Часть долга можно погасить за счет денежных средств приобретенной компании, а часть все равно останется и компания А будет вынуждена погасить его в будущем. EV = MC + оставшаяся часть долга.

Если долгов меньше чем денежных средств и эквивалентов (чистый долг отрицательный):

Весь долг можно погасить за счет денежных средств, а остаток направить на развитие, покупку активов, инвестиции, выплату дивов и т.д. Все, что останется после погашения долга будет уменьшать капитализацию. EV = MC — остаток ден.средств после погашения всего долга.

EV используется для расчетов мультипликаторов. EV/EBITDA, EV/EBIT, EV/Sales(Выручка) и EV/FCF. Они являются продвинутыми аналогами P/E, P/S и P/FCF соответственно.

Значение мультипликатора EV/EBITDA в анализе

Популярный среди инвесторов и аналитиков мультипликатор EV/EBITDA имеет свои преимуществ и недостатки, как и любой другой мультипликатор.

В его числителе стоит самая достоверная оценка эмитента — EV. Но поскольку в знаменателе указывается неоднозначная модель учета прибыли “EBITDA”, мультипликатор может иметь большую погрешность.

Преимущества EV/EBITDA

При расчете EBITDA процентная ставка по займам игнорируется, а налоги не учитываются, поскольку они могут сильно варьироваться в зависимости от доходов и убытков в предыдущие периоды.

EBITDA упрощает сравнение разных компаний с разными структурами капитала, налоговыми ставками и политикой амортизации.

Недостатки EV/EBITDA

EV/EBITDA неприменим для компаний финансового сектора, так как у них понятие долга в отчетности имеет совсем иной смысл.

Неоднозначность — отрицательный EV/EBITDA не ответит на вопрос, что происходит в компании.

И числитель (когда наличных в компании больше, чем ее market cap), и знаменатель (когда убыток) в формуле расчета могут оказаться отрицательными. Более того, они оба могут оказаться отрицательными, и тогда результат окажется положительным. Пример — Сургутнефтегаз.

Если вы видите отрицательный P/E — вы знаете, что у компании убыток. Если вы видите отрицательный EV/EBITDA — вы не знаете ничего.

EV/EBITDA неприменим для оценки растущих компаний: убыток или низкая прибыль искажают восприятие реальной ценности компании.

Баффет — один из критиков показателя EBITDA, говорит, что EBITDA не учитывает амортизацию, и это неправильно.

Амортизация и резервы на модернизацию — неденежные статьи, но они не могут быть отложены на потом, или израсходованы на дивиденды: оборудование неизбежно изнашивается, и средства будут необходимы для замены или модернизации.

EBITDA не равно Денежному потоку (Cash Flow).

EBITDA игнорирует налоги и проценты по кредитам, хотя это реальные денежные затраты — как их можно не учитывать в анализе?

EBITDA не учитывает капитальные затраты — текущие, важные денежные издержки каждой компании.

EBITDA не учитывает многие аспекты бизнеса, игнорирует денежные затраты и фактически завышает денежный поток.

Использование только EBITDA, в отрыве от реального денежного потока чревато получением ложной информации.

Ключевые мультипликаторы, на которые нужно обратить внимание при оценке REIT

  1. Price / FFO: по сути, цена к FFO означает, сколько долларов вы платите за $1 денежного потока, от которого REIT платит дивиденды.

Можно использовать модифицированный показатель Price / adjusted FFO: это более точный «мультик», поскольку он дает представление об истинной способности REIT выплачивать дивиденды.

  1. Цена к стоимости чистых активов (P / NAV): стоимость чистых активов (СЧА), это разница общих активов и общих обязательств.

Другими словами, это рыночная стоимость недвижимости, принадлежащей REIT. Соотношение цены к чистой стоимости активов (P / NAV) > 1 означает, REIT торгуется с премией к своим NAV, и наоборот.

  1. Чистый долг / FFO — один из показателей долговой нагрузки.

Поскольку REIT традиционно имеют высокий уровень левериджа, имеет смысл отслеживать эти коэффициенты, соотнося их значения с стадией рыночного цикла .

  1. Коэффициент покрытия процентов (Interest Coverage Ratio).

Коэффициент, который определяет, насколько легко фонд может выплачивать процентные расходы по непогашенной задолженности. Рассчитывается путем деления чистого дохода от собственности (NPI) на процентные расходы. Значение мультипликатора более 5 — идеал.

  1. Рентабельность активов (ROA) vs средняя процентная ставка по займам (average interest rate on loans)

Поскольку REIT развиваются за счет долга, важно чтобы рентабельность (%) его активов превышала стоимость привлечения капитала (%). Разница между ними — это кэрри, которое генерирует REIT своим акционерам.

Как оценить эффективность компании c помощью мультипликаторов?

Чтобы определить насколько эффективно работает компания, достаточно взглянуть на ее показатели рентабельности. Эти показатели бывают разных видов, но мы рассмотрим самые основные.

ROS (Return On Sales) — рентабельность продаж. Этот показатель рассчитывается как прибыль/выручка предприятия. Он показывает сколько сколько прибыли приносит каждый рубль выручки. Т.е. если ROS составляет 20%, это значит, что на каждый полученный рубль выручки у компании осталось 20 копеек прибыли.

ROA (Return On Assets) — рентабельность активов. Рассчитывается, как прибыль / активы предприятия. Он показывает насколько эффективно работают все активы компании.

ROE (Return On Equity) — рентабельность капитала. Рассчитывается, как прибыль / собственный капитал предприятия. Он показывает, насколько эффективно генерируется прибыль за счет собственных средств компании, без учета обязательств.

Но высокий ROE не обязательно означает эффективное управление. Если компания использует большой объем заемных средств, то её ROE может быть даже очень высоким, но долговая нагрузка — прямая угроза финансовой устойчивости компании.

Это далеко не полный список всех показателей рентабельности, но логика подсчета у всех примерно одинаковая: финансовый результат делится на исходящий показатель.

Обычно, чем выше показатель, тем лучше, но, как мы уже сказали, бывают исключения.

Также стоит отметить, что сравнивать эти показатели стоит только у компаний из одной отрасли.

К примеру, в ритейле показатель чистой рентабельности всегда очень низок (примерно 2%), при этом в секторе добычи золота, он вполне может быть на уровне 30-50%. Поэтому сравнивать Магнит и Полюс по рентабельности — это не лучшая идея. То же самое относится и к остальным мультипликаторам.

Как не купить потенциального банкрота?

Перед покупкой акций компании всегда учитывайте финансовое состояние бизнеса эмитента. Особенно это касается дивидендных компаний, ведь большая долговая нагрузка усложняет выплату дивидендов.

Основные мультипликаторы, на которые нужно обращать внимание:

D/E (Debt–to–Equity) — отношение долга компании к ее капиталу. Показатель демонстрирует сколько заемных средств приходится на каждый рубль собственного капитала. Приемлемый показатель находится на уровне до 1,5х.

Current ratio (коэффициент текущей ликвидности) — рассчитывается, как оборотные активы / текущие займы. Показывает возможность компании платить по краткосрочным обязательствам (до 1 года) за счет оборотных активов.

Net debt/EBITDA (Чистый долг/EBITDA) — отношение чистого долга к EBITDA компании (прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации). Мультипликатор условно показывает, сколько лет необходимо бизнесу, чтобы рассчитаться по своим долгам с учетом текущей прибыльности. Относительно безопасный уровень находится на отметках ниже 2х, если коэффициент превышает 3х — это уже говорит о закредитованности эмитента.

Мультипликаторы — это лишь дополнение к финансовому анализу компании. Для более детального рассмотрения стоит анализировать отчетность и отслеживать другие долговые параметры и внешние факторы.

Рентабельность активов (ROA) и продаж (ROS)

Рентабельность — показатель экономической эффективности компании. Растущее из года в год значение свидетельствует об улучшение эффективности работы менеджмента.

Одно из главных преимуществ сравнения корпораций по рентабельности — возможность почти полностью игнорировать их различия в размерах.

ROA (return on assets) – это отношение чистой прибыли к средней стоимости активов компании за период. Показывает, насколько эффективно компания использует свои активы (здания, станки, интеллектуальную собственность и т.д.).

Активы всегда равны пассивам, поэтому по сути ROA показывает отдачу на все источники капитала (собственных и заемных).

Если ROA = 10%, значит на каждый доллар стоимости активов приходится 10 центов прибыли.

Рентабельность активов следует сравнивать со средним значением по отрасли: у капиталоёмких компаний (нефтяных, коммунальных, финансовых и т.д.) значение будет куда ниже, чем у технологических.

Также можно отдельно рассчитать рентабельность внеоборотных активов (зданий, станков, машин и т.д.) и оборотных (сырья, готовой продукции и т.д.)

ROS (return on sales) — это отношение операционной прибыли к выручке компании. Показывает эффективность операционной (основной) деятельности компании.

Операционная прибыль = выручка — постоянные издержки — переменные издержки. Если ROS = 10%, значит на каждый доллар выручки приходится 10 центов операционной прибыли.

Использовать ROS стоит для сравнения компаний с одинаковыми бизнес-моделями в одном и том же секторе.

Рентабельность капитала (ROE)

ROE (return on equity) — это отношение чистой прибыли к собственному капиталу компании. Показывает эффективность работы средств акционеров. Сравнивается, как правило, с конкурентами.

Если ROE = 10%, значит на каждый доллар собственного капитала приходится 10 центов прибыли.

ROE можно соотнести с рыночной ставкой доходности, чтобы узнать, имеет ли существование компании хоть какой-то смысл.

Если ROE = 3%, а ставка по банковскому депозиту = 5%, то ведение бизнеса невыгодно. Проще распродать все активы, отдать долги и вложить средства в банк.

По сути дела, инвесторы могли бы выбирать компании с самым высоким ROE. Однако всё не так просто.

Высокий ROE не обязательно означает эффективное использование акционерного капитала. Использование большого объема заемных средств также может привести к высокому ROE. Однако высокая долговая нагрузка — прямая угроза финансовой устойчивости компании, а значит — и её инвестиционной привлекательности.

Особенно важно при оценке рентабельности собственного капитала понимать текущую рыночную конъюнктуру и уровень доступности кредита.

К примеру, у компании Service Corporation International (#SCI) ROE = 23%. Это выше среднего значения по отрасли (6,5%). Однако отношение долга к акционерному капиталу (debt/equity ratio) = 2,01, что также гораздо выше среднего значения. В результате рентабельность всех активов (ROA) компании — всего 3,4%.

Как получить максимальную доходность на рынке? Коэффициенты альфа и бета

Чем выше риск, тем выше доходность. Это знают все. Однако можно ли собрать такой портфель, который будет иметь минимальный риск и максимальную доходность? И ответ: да, можно. В этом нам помогут альфа- и бета- коэффициенты. Давайте разберемся, что это такое и с чем их едят

Бета-коэффициент

Доходность широкого рынка обычно измеряется доходностью индекса. В РФ основным индексом выступает ММВБ, а в США — S&P500. Считается, что все акции в долгосрочной перспективе всегда следуют за индексом. Однако в краткосрочной перспективе бумаги могут отклоняться от индекса, то опережая его, то отставая.

Учитывая эти отклонения, У. Шарп рассчитал бета-коэффициент. Проще говоря, бета-коэффициент показывает, насколько бумага отклоняется от индекса.

  • Если бета равна 1, то акция движется вместе с индексом.
  • Если бета меньше 1, то бумага слабо реагирует на колебания на рынке, а значит она менее рискованная.
  • Если больше 1, то это говорит о повышенном риске. К примеру, если бета-коэффициент акции — 2, то при росте индекса на 1%, бумага растет на 2%, то же самое и в обратную сторону.

Еще редко встречается отрицательная бета. Это значит, что при росте индекса актив будет падать, а при падении — расти.

Альфа-коэффициент

Всем известно, что высокая доходность равна высокому риску. Однако многие известные инвесторы часто обгоняли рынок. Значит ли это, что они просто брали на себя повышенный риск? Или это говорит о мастерстве управляющего?

Чтобы это выяснить, экономист Майкл Дженсен рассчитал альфа-коэффициент. Грубо говоря, альфа-коэффициент показывает мастерство управляющего.

При пассивном инвестировании альфа равна 0, так как никаких действий не предпринимается. Если альфа положительна, то портфель управляющего показывает доходность лучше рынка, если отрицательна — хуже.

Сегодня альфа рассчитывается не только для управляющих, но и для акций. К примеру, если альфа равна 1, то акция стабильно опережает рынок на 1%.

Таким образом, для получения максимальной доходности при минимальном риске, альфа портфеля должна иметь наиболее высокое значение, а бета — наиболее низкое. Коэффициенты можно рассчитать самостоятельно, а можно прибегнуть к специализированным сервисам, например Investing или Тинькофф Инвестиции.

Необычные мультипликаторы, о которых вы не знали

Мало кто знает, но помимо классических мультипликаторов (P/E, P/S, P/B) есть еще и специфические. Они имеют такое название, потому что применяются только для конкретных отраслей.

Их можно посмотреть либо на платных сервисах, либо в релизе самой компании, либо же рассчитать самостоятельно. Рассмотрим подробнее какие они бывают.

Как мы уже сказали, у каждой отрасли есть свои спецмультипликаторы.

Так, в финансовом секторе специфическими являются показатели чистой процентной маржи или соотношение кредитов и депозитов. Для ясности: чистая процентная маржа — это разница между ставкой, под который банк выдает кредиты, и процентом, под который он сам занимает. Чем процентная маржа выше, тем эффективнее работает банк.

В ритейле — это показатели выручки на метр площади или LFL (like-for-like) продажи. Они не учитывают открытие новых магазинов, поэтому с их помощью можно оценить, насколько эффективно работают действующие.

Для интернет-компаний могут применятся количество посещений сайта или приложения, количество кликов в сутки и т.д.

В телекоммуникациях часто используется показатель годовой выручки на одного абонента.

В нефтегазовом секторе могут использоваться такие показатели, как EV/Production (стоимость компании/ежедневная добыча в баррелях) или EV/Reserves (стоимость компании/размер запасов).

Использование специфических мультипликаторов помогает лучше разобраться в бизнесе компании и учесть особенности именно её отрасли.

Однако одних мультипликаторов недостаточно для полноценного анализа компании, поэтому важно обращать внимание и на другие показатели бизнеса.

Другие cтранные мультипликаторы. Что такое Forward и LTM?

Изучая мультипликаторы компаний, вы можете заметить, что некоторые из них помечены странными обозначениями — LTM и Forward.

Что это значит?

Аббревиатура LTM расшифровывается как Last Twelve Months. Такие мультипликаторы рассчитываются на основе показателей за последние 12 месяцев.

Обозначение Forward означает, что мультипликатор рассчитан на основе прогнозов на текущий или следующий год. Такие мультипликаторы называют форвардными.

Как рассчитать LTM и Forward?

Для примера возьмем мультипликатор P/E. В качестве P в нем всегда берется текущая капитализация компании, а значение E (чистой прибыли) зависит от метода расчета.

▪️ Стандартный метод. За величину E берется размер чистой прибыли, полученной компанией за финансовый год.

Например, капитализация компании равна 100 млрд руб., а ее чистая прибыль за 2020 год составила 10 млрд руб. Тогда P/E равен: 100 млрд / 10 млрд = 10.

▪️ Метод LTM. Для расчета E нам потребуются данные о чистой прибыли компании за последние 12 месяцев (то есть за 4 квартала).

Сейчас 3 квартал 2021 года. Допустим, у нас есть отчеты за 1-й и 2-й кварталы этого года. Тогда для расчета E мы сложим чистую прибыль за 1-2 кварталы 2021 года и 3-4 кварталы 2020 года.

Подставив полученное значение E в формулу P/E, мы и получим P/E LTM.

▪️ Форвардный метод. В качестве Е берем прогноз по чистой прибыли компании.

Например, прогноз аналитиков говорит, что чистая прибыль нашей компании по итогам года составит 20 млрд руб. Тогда ее форвардный P/E будет равен: 100 млрд / 20 млрд = 5

Методами LTM и Forward можно рассчитать и другие мультипликаторы.

Показатель EPS: сколько денег вам даст владение акцией?

Продолжаем изучать тему фундаментального анализа! И вновь поговорим о показателях.

Наша сегодняшняя тема – EPS, расшифровывается как «Earnings Per Share», или «Прибыль на акцию». EPS = чистая прибыль / количество акций.

Отдельно выделяют Diluted, или Разводненный EPS. Для расчёта этого показателя берут средневзвешенное количество акций за анализируемый период. Это делает его более точным.

Как работает EPS? Рассмотрим на примере

Компания заработала $100 000 прибыли за год. У неё выпущено 100 000 акций. EPS = $1. Много это или мало? Как понять?

Для начала посчитаем, сколько это в процентах от стоимости акции. Если акция стоит $10, то $1 — это 10%. Ваша доходность по этой акции составит 10% в год. Данный показатель мы сравниваем с показателями похожих компаний из этой же отрасли и выбираем ту, у которой он больше. Чем выше показатель, тем больше денег заработают акционеры этой компании.

Если компания проводит дополнительное размещение акций или SPO, то её EPS снижается, так как увеличивается число акций в обороте. Соответственно, акционеры начинают зарабатывать меньше, цена бумаг падает. Если же компания проводит обратный выкуп акций, то EPS, наоборот, растет. А значит, будет расти и цена акций.

Интерпретировать EPS можно, анализируя его рост в течение последних лет. Например, в «Тинькофф Инвестициях» под показателем EPS есть показатель “Рост EPS”: средний рост прибыли на акцию за последние 5 лет. Если он равен 10%, значит, EPS росла в среднем на 10% в год последние 5 лет. Чем выше темпы роста, тем лучше.

Бывает, что EPS растет быстрее или медленнее, чем прибыль компании. Это происходит из-за снижения/увеличения числа акций в обращении. Зачастую рост EPS говорит даже больше, чем сам объём прибыли.

Вот такой простой и информативный показатель, которым очень легко пользоваться!

Денежный мультипликатор: определение, особенности, сущность и виды

На величину предложения денег всегда влияют несколько факторов. Во-первых, это поведение фирм, работающих в небанковском секторе и сфере домашних хозяйств. Во-вторых, коммерческие банки, которые располагают возможностью пользоваться кредитными средствами не полностью, то есть, не выдавая их в виде кредитов, а оставляя получившиеся избыточные резервы у себя. В этом случае изменение объемов депозитов будет сопровождаться мультипликативным эффектом. Попробуем рассчитать денежный мультипликатор.

Основные понятия

Для того чтобы разобраться, в чем состоит суть понятия «денежный мультипликатор», нужно иметь понятие о двух нормах: резервирования и депонирования.

Денежный мультипликатор

Норма резервирования показывает отношение объёмов резервов к доле депозитов, хранимых в банке в качестве резервных сумм, или величине депозитов:

Норма депонирования определяется как отношение наличности к депозитам:

Она показывает, к чему население склоняется больше: хранить свои сбережения в наличных деньгах или на депозитах.

Отсюда следует, что денежный мультипликатор, или, как его называют экономисты, мультипликатор денежной базы – это коэффициент, указывающий на то, во сколько раз будут увеличены (сокращены) денежные объемы при увеличении (сокращении) массы денег на единицу.

Как любой экономический мультипликатор, денежный тоже может работать в обе стороны. Если Центробанк страны планирует увеличить денежные объемы, то он будет увеличивать денежную базу, в противном случае — уменьшать.

Мультипликатор денежного предложения находится в зависимости от описанных выше норм. Если растет норма депонирования, то, соответственно, уменьшается величина мультипликатора. С другой стороны, рост нормы резервирования (то есть прирост доли депозита в банке, в виде резерва) уменьшает значение мультипликатора.

Теоретически

Экономическая теория определяет, что денежный мультипликатор равен величине обратной ставки резервов коммерческих кредитных учреждений для обязательного хранения в Центробанке. Практически же он рассчитывается как частное от денежного агрегата М2 к денежной базе. Изучать динамику мультипликатора денежной базы необходимо для контроля над денежной массой и инфляционными процессами в стране. Именно денежный мультипликатор способен показать возможный рост денежной массы без негативных последствий в виде роста потребительских цен и инфляции. Формула для расчета денежного мультипликатора проста, он всегда больше единицы.

Определить денежный мультипликатор

Практически

Вывести выражение для расчета мультипликатора можно с помощью нормы резервирования: rr = R / D и нормы депонирования: cr = C / D.

Так как С = cr х D, а R = rr х D, то получаются равенства:

М = C + D = cr х D + D = (cr + 1) х D

Н = C + R = cr х D + rr х D = (cr + rr) х D.

Теперь разделим первое равенство на второе:

М / Н = ((cr + 1) х D (cr + 1)) / (cr + rr) х D (cr + rr) = (cr + 1) / (cr + rr)

Получаем равенство: M = ((cr + 1) / (cr + rr)) х Н,

М = multден х H multден = (cr + 1) / (cr + rr).

Денежный мультипликатор — это выражение (cr + 1) / (cr + rr).

Если предположить, что C = 0 (то есть отсутствуют наличные деньги), и не выходя из банковской системы вращается денежная масса, мультипликатор превращается в банковский: multD = 1 / rr. Возможно, поэтому банковский мультипликатор прозвали простым денежным мультипликатором.

Сущность денежного мультипликатора

Заключается в механизме увеличения денежных объемов за счет открываемых клиентами депозитов в банках, проходящем в процессе движения безналичных средств через систему негосударственных банков.

коэффициент денежного мультипликатора

Этот механизм создается при условии наличия банковской системы двух уровней. В этом случае эмиссионный процесс проходит между Центробанком (эмиссия наличных денежных объемов) и системой банков коммерческих (эмиссия безналичных средств).

Увеличение объемов денежной массы, находящейся в межбанковском обороте (процесс денежной мультипликации), проходит по причине выдачи банками в виде кредитов, привлечённых на депозитные счета средств своих клиентов, которые они используют, проводя различные платежи и расчетные операции. С другой стороны, клиенты банков-заемщиков могут открывать депозиты в сторонних банках. Следовательно, общий объем депозитов по всей банковской системе практически всегда превышает сумму изначально созданного депозита.

Принцип мультипликации

Свои особенности в распределительных банковских механизмах есть у каждой страны. Например, в государствах с командно-распределительной экономикой, эмиссия осуществляется по спускаемой сверху директиве. В странах с обычном рыночным механизмом банковская система работает на двух уровнях: Центральный банк и пласт коммерческих банков. Поэтому эмиссия при такой системе обладает кредитной мультипликацией.

Проводя грамотное управление этим механизмом, Центробанк имеет возможность расширять или сужать эмиссионные процессы всего института коммерческих банков. Экономическая теория дает понять, что коэффициент роста (снижения) совокупного производства на прирост массы денег (точнее, ее единицу) и есть мультипликатор. Эта величина показывает, во сколько раз может измениться (возрасти или снизиться) предложение после прироста или сокращения объема депозитов в финансово-кредитную сферу.

мультипликатор денежного предложения

Денежная база — не что иное, как резервы, обязательные к выплате коммерческими банками, и наличные деньги, находящиеся в обращении у населения вне контроля Центробанка. Рассматривая коэффициент денежного мультипликатора в описанных аспектах, можно вывести формулу:

M = (1 + c) / (r + e + c).

Здесь под «с» понимается отношение наличности ко всем депозитам, находящимся в банковской системе страны, «r» – характеризует обязательное резервирование, а «е» – показывает отношение свободных банковских резервов к депозитам.

Значение показателя

Регулирует механизм увеличения (уменьшения) денежного объема Центральный банк путем обязательных резервных накоплений у себя от каждого коммерческого банка. Величина денежного мультипликатора не стоит на месте. Она колеблется не только в пространстве и времени, но и от страны к стране. В странах с развитой экономикой эта величина может превышать величину первой эмиссии более чем в два раза.

Выводим формулу

Денежный мультипликатор (формула описана ниже) легко поддается расчёту:

m = Денежная масса / Денежная база = M / Б.

денежная масса база мультипликатор

Процесс регулирования Центробанком величины денежного мультипликатора (k) влечет за собой возникновение понятия денежной базы. Ее основу составляют те самые депозиты коммерческих банков, которые держит Центральный, и наиболее ликвидные деньги – наличные.

Денежная база = М0 + денежная масса обязательных резервов (ЦБ) + денежная масса на корреспондентских счетах в Центробанке сети коммерческих финансовых учреждений.

Денежная масса показывает объем денежных средств, которой может оперировать Центробанк страны:

Денежная масса = база • мультипликатор.

Исходя из этой формулы, можно определить денежный мультипликатор: это отношение денежной массы (М2) к денежной базе.

Обратно пропорциональная зависимость существует между объемом обязательных резервов от коммерческих институтов финансово-кредитной сферы на счетах Центробанка и величиной денежного мультипликатора. И если снижается денежный мультипликатор, норма обязательных резервов, заложенных коммерческими банками, становится выше. Если же растет денежный мультипликатор, то следом увеличивается безналичный оборот (по сравнению с наличными), ибо рост мультипликатора денежной базы напрямую связан с ростом наличной массы и остатками на корреспондентских счетах в Центробанке.

Зависимость денежного мультипликатора

Как уже писалось, размер денежного мультипликатора находится в зависимости от норм резервирования и депонирования. Чем они выше, тем большие объемы резервов хранятся нетронутыми. Чем выше доля наличности в массах, которую население не спешит вложить в депозиты, тем меньше значение мультипликатора. Это хорошо видно на графике.

денежный мультипликатор норма обязательных резервов

На нем отражены соотношения денежной базы (Н) через денежную сумму (М) и мультипликатор, который равен (cr + 1) / (cr + rr). Отсюда видно, что тангенс угла наклона равен отношению (cr + rr) / (cr + 1).

Если Н1 (величина денежной базы) не изменяется, то норма депонирования при росте от r1 до cr2 сокращает число денежного мультипликатора и одновременно увеличивает наклон кривой, отражающей денежную массу (или предложения денег). Как следствие, это самое предложение сокращается от М1 до М2. Если надо, чтобы денежная масса (или предложение) не изменялась при снижении величины денежного мультипликатора, а находилась в стабильном состоянии на уровне М1, Центробанк должен нарастить денежную базу до Н2.

Из вышесказанного понятно: рост нормы депонирования понижает значение денежного мультипликатора. С другой стороны, можно увидеть рост нормы резервирования (прирост доли депозитов, хранящихся в виде резервных запасов). То есть, с увеличением избыточных банковских резервов (не выдаваемых в виде ссуды клиентам) уменьшается значение денежного мультипликатора.

Денежно-кредитный мультипликатор

Это экономический коэффициент, характеризующий увеличение (или сокращение) банковских резервов, находящихся в избытке. Он образуется в результате создания новых депозитов (безналичных денег). Они появляются в процессе выдачи клиентам кредитов из дополнительных свободных резервов, поступившим в банк извне.

Отсюда становится понятно: кредитные ресурсы, которые покинули один коммерческий банк в виде выданных кредитов, становятся собственностью другого банка. И уже он, в свою очередь, предоставляет своим клиентам эти деньги, только в безналичной форме. То есть, выпускаемая одним коммерческим финансово-кредитным учреждением денежная единица создает другому банку кредитные резервы.

Резервные нормы коммерческих банков

Возможность банка создавать резервы в избыточной форме ограничивается функцией формирования обязательных резервов структурой коммерческих банков. Их объемы определяются резервной нормой, регламент которой определен законодательно. Рассчитывает их Центробанк в процентном выражении к банковским пассивам. Эти резервы помогают банковской системе страны обеспечить ликвидность в неблагоприятные периоды и регулировать денежную массу, находящуюся в обращении:

М = 1/Рн, где Рн – норма резерва.

Для того чтобы рассчитать всю массу денег, которая может быть создана одной денежной единицей избыточных резервов при заданной резервной норме, определяют денежно-кредитный мультипликатор:

Денежный мультипликатор, формула

  • ММ – денежно-кредитный мультипликатор в заданный временной промежуток;
  • М0 – денежная масса вне банковского обращения;
  • Д – денежные объемы, хранящиеся на депозитах коммерческих банков;
  • Р – резервы коммерческих банков, хранящиеся на корреспондентских счетах и в кассах.

Устойчивое равновесие на денежном рынке может поколебать повышенный денежный мультипликатор. И даже спровоцировать инфляцию.

От чего зависит банковский мультипликатор

Величина денежно-кредитного мультипликатора находится в зависимости от следующих факторов:

Коэффициент 1/rr называется банковским (депозитным) мультипликатором.

Общая модель предложения денег строится с учетом роли Центрального банка и с учетом возможного оттока части денег с депозитов банковской системы в наличность. Она включает ряд переменных.

Денежная база — это наличность вне банковской системы, а также резервы коммерческих банков, хранящиеся в Центральном банке. MB = C + R,

Где:MB — денежная база; С — наличность; R — резервы.

Норма резервирования депозитов (rr), т.е. доля банковских вкладов, помещенных в резервы. Центральный банк устанавливает для коммерческих банков нормы резервов в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке. Нормы резервов устанавливаются в процентах от вкладов в коммерческих банках. Этот процент дифференцирован: вклады до востребования имеют более высокий норматив, чем срочные вклады. Норма резервирования рассчитывается по формуле: rr = R / D.

Коэффициент депонирования денег (сr) отражает предпочтения населения в распределении денежной массы между наличными и депозитами. Коэффициент депонирования денег рассчитывается по формуле: cr = C / D.

Денежный мультипликатор, под которым понимается отношение предложения денег к денежной базе:

m = С + D / C + R = cr + 1/cr + rr.

Следовательно, MS = m · MB.

Таким образом, количество денег в стране увеличивается в том случае, если:

Растет денежная база; снижается норма минимального резервного покрытия; уменьшаются избыточные резервы коммерческих банков; снижается доля наличных денег в общей сумме платежных средств населения.

Предложение денег определяется эмиссией денег и зависит от кредитно-денежной политики Центрального банка. Выделяют три основных инструмента кредитно-денежной политики ЦБ:

Изменение учетной ставки; изменение нормы резервирования; операции на открытом рынке.

Предложение денег представляет собой вертикальную прямую, если предполагается, что ЦБ предпринимает все необходимые меры для поддержки неизменного состояния денежной массы, независимо от вариаций номинальной нормы процента. Возникновение горизонтальной кривой предложения денег происходит тогда, когда ЦБ в качестве своей тактической цели избирает фиксацию номинальной нормы процента на постоянном уровне. Путем проведения операций на открытом рынке осуществляется регулирование резервами, обеспечивающее фиксированный уровень номинальной нормы процента, несмотря на возможные изменения процентных ставок, обусловленные воздействием рыночных процессов . Наклонная кривая предложения денег подразумевает проведение ЦБ следующей политики: ЦБ реагирует на увеличение спроса на деньги, обеспечивая некоторый рост количества денег, находящихся в обращении, но в количестве, недостаточном для поддержания номинальной нормы процента на фиксированном уровне.

Равновесие на денежном рынке. При равенстве объемов спроса и предложения денег устанавливается равновесие денежного рынка. Точка А на пересечении кривых спроса и предложения показывает равновесную цену товара деньги — равновесную ставку банковского процента, при которой объем спроса на деньги равен объему их предложения.

Увеличение предложения денег означает сдвиг кривой MS вправо и снижение равновесной процентной ставки. Причинами, приводящими к увеличению предложения денег, могут быть либо эмиссия денежных знаков, либо снижение нормы обязательных резервных требований. Однако процентная ставка не может снижаться бесконечно. Есть минимальная норма, ниже которой она не может снизиться. Эта минимальная норма определяется издержками банка. Точка касания кривой спроса и кривой минимальной нормы ссудного процента получила название ликвидной ловушки

За этой точкой равновесие денежного рынка невозможно, так как при дальнейшем росте предложения денег норма ссудного процента не будет снижаться. Количество денег в обращении будет расти, что означает инфляцию. Выход из ликвидной ловушки возможен лишь силами государства с использованием активной финансовой политики. Поэтому условием краткосрочного равновесия на рынке денег является неравенство: MD < MS. Снижение предложения денег и соответственно сдвиг кривой предложения влево и повышение процентной ставки может произойти вследствие повышения резервных требований. Колебания равновесных значений ставки процента и денежной массы могут быть связаны с изменениями на стороне спроса. Например, если меняется стоимостная величина ВВП, то сдвиг кривой спроса происходит по горизонтали (влево вправо). Если меняется спекулятивный спрос, сдвиг происходит по вертикали (вверх вниз). Государство может использовать денежный рынок не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде. Если в краткосрочном периоде, регулируя процентные ставки, государство воздействует на товарные рынки, то целью долгосрочной денежной политики является антиинфляционное регулирование. Краткосрочная денежная политика допустима только в рамках долгосрочной денежной стратегии, основанной на монетарном правиле М. Фридмена:

МS = Y + Pe,

где:МS — долгосрочный темп роста предложения денег, %;

Y — долгосрочный темп изменения совокупного дохода, %;

Ре — темп ожидаемой (прогнозируемой) инфляции.

Банковский мультипликатор

Банковский мультипликатор – это увеличение денежной массы (мультипликация денег) в результате депозитно-кредитных операций коммерческих банков. Этот процесс регулируется центральными банками в рамках денежно-кредитной политики с помощью нормативов обязательного резервирования.
Мультипликация денежной массы возможна только для банковской системы в целом, но не для отдельного банка. Предположим, ставка обязательного резерва для кредитных организаций установлена в размере 5%. Тогда если клиент банка размещаетдепозит в размере 1 тыс. рублей, то 50 руб. остаются на корреспондентском счете в ЦБ, а 950 поступают в распоряжение банка и выдаются в кредит. Кредитор их тратит, и они попадают на счет в другой банк. Из полученной суммы вторая кредитная организация 5% переводит в резерв, а на остальные 95% вновь выдает ссуду. И так далее. В результате количество безналичных денег в банковской системе многократно увеличивается. Это процесс также называют кредитным расширением, или эмиссией кредитных денег банковской системой.
Предположим, что клиент отозвал свой депозит. Тогда процесс происходит в обратной последовательности – происходит кредитное сжатие.
Таким образом, при изначально неизменной денежной базе осуществляется увеличение или уменьшение денежной массы, а коэффициент банковской мультипликации может быть рассчитан как отношение денежной массы (агрегата М2) к денежной базе.
Увеличение процента обязательного резервирования уменьшает возможности банковской системы по эмиссии кредитных денег и наоборот.
В условиях, когда экономике требуется стимулирование, ставки снижаются. Денежная масса увеличивается, а проценты по кредитам снижаются. В ситуации, когда происходит перегрев экономики или возникает угроза высокого уровня инфляции, предпринимаются обратные действия.

22.Сущность, элементы и типы денежных систем.

Денежная система— форма организации денежного обраще­ния в той или иной стране, сложившаяся исторически и закреп­ленная законом. Денежные системы образовались в основном в XVI—XVII веках с возникновением и утверждением товарного про­изводства, хотя отдельные элементы денежных систем появились раньше.
Развитие денежной системы проходит два периода: когда де­нежный товар — всеобщий эквивалент (золото) — непосредственно обращался и выполнял функции денег, когда падает роль золота как денежного товара, и в обращении функционируют кредитные деньги.
Законодательство каждой страны определяет основные элементы национальной денежной системы:
— наименование денежной единицы (в США — доллар, кото­рый делится на 100 центов, в России — рубль, состоящий из 100 копеек и т.д.)
— масштаб цен
— виды государственных денежных знаков, имеющих закон­ную платежную силу, порядок их эмиссии и обращения (обеспечение, выпуск, изъятие и т.д.)
— регламентацию безналичного оборота
— государственный аппарат, осуществляющий регулирование денежного обращения
Денежные системы находятся в постоянном развитии, что при­водит к изменению типов денежных систем. Тип денежной систе­мы зависит от того, в какой форме функционируют деньги: как товар или как знаки стоимости. Принципиальные различия в фор­мах построения денежных систем заключаются в системах метал­лического обращения, при которых денежный товар функциони­рует в форме монет и системах обращения кредитных и бумажных денег, при которых обращаются банкноты, чеки, векселя и каз­начейские билеты.
Для металлического обращения характерны два типа денежных систем: биметаллизм и монометаллизм.
Биметаллизм — денежная система, при которой за двумя ме­таллами — обычно золотом и серебром — законодательно закреп­ляется роль всеобщего эквивалента, а монеты из этих металлов чеканятся и обращаются на равных основаниях. Существовали три разновидности биметаллизма:
система параллельной валюты, когда соотношение между золотыми и серебряными монетами устанавливалось стихийно на рынке в соответствии с рыночной ценой металла
система двойной валюты, когда такое соотношение опреде­ляло государство
система «хромающей» валюты, при которой золотые и се­ребряные монеты являлись законным платежным средством, но не на равных основаниях, поскольку чеканка монет из серебра производилась в закрытом порядке (биметаллизм «хромает» на серебряную ногу) в отличие от свободной чеканки золотых монет. В этом случае серебряные монеты стали знаком золота
Биметаллизм длительное время существовал в ряде стран За­падной Европы (также и в России), где применялся режим свобод­ной чеканки золотых и серебряных монет, которые являлись законным платежным средством без ограничений. Однако исполь­зование двух металлов в качестве всеобщего эквивалента противо­речит природе денег и вызывает резкие колебания цен, выражен­ных в золоте и серебре. В конечном счете стихийное действие закона стоимости ликвидировало двойную меру стоимости, а про­тиворечивость и неустойчивость биметаллизма как денежной сис­темы предопределила переход к монометаллизму.
Монометаллизм — денежная система, при которой один ме­талл служит всеобщим эквивалентом, в обращении функциониру­ют монеты (обычно золотые или серебряные) и знаки стоимости, разменные на драгоценные металлы. Золотой монометаллизм впервые был установлен в Англии в конце XVIII века, а в 70-х гг. XIX века — в других европейских государствах. Серебряный мо­нометаллизм существовал в России в 1843—1852 гг., в Швеции — в 1852—1893 гг., в Голландии — в 1847—1875 гг.
Для современных денежных систем большинства государств характерно:
— утрата связи с благородными металлами в результате вы­теснения их из внутреннего и внешнего оборота
— господство не разменных на золото кредитных денег, при­ближающихся по своей сути к бумажным деньгам
— выпуск денег в порядке кредитования экономики страны и под прирост официальных золотовалютных резервов
— широкое развитие безналичного денежного обращения и сокращение налично-денежного оборота
— хроническая инфляция
— государственное регулирование денежного обращения. Данные обстоятельства вносят свою специфику в механизм
— функционирования современных денежных систем. Это подтверж­дает, что денежные системы, как и деньги, не являются застыв­шими образованиями, а находятся в постоянном развитии

23. Сущность инфляции и виды инфляции. Показатели инфляции

1. Сущность, формы, виды и причины инфляции
Суть инфляции заключается в том, что национальная валюта обесценивается по отношению к товарам, услугам и иностранным валютам, сохраняющим стабильность своей покупательной способности.
Или выражаясь покороче, суть инфляции — это падение покупательной способности или ценности денег.
Ранее инфляция возникала, чаще всего при чрезвычайных обстоятельствах. Во время войн, например, государство, часто выпускало большое количество необеспеченных бумажных денег для покрытия военных расходов.
В наше время технический прогресс не стоит на месте. Все время происходит совершенствование товаров и услуг. В связи с этим растет их стоимость, и как следствие, увеличивается цена. Это показывает, что корни инфляции лежат в сфере производства, в первую очередь продуктов высоких технологий, и обусловлены их качеством.
Проблемы, создаваемые инфляцией, почти полностью связаны с неопределенностью. В этом смысле низкий, но плохо прогнозируемый темп инфляции страшнее, чем высокий, но хорошо прогнозируемый. По этой же причине неблагоприятна и дефляция, а так же дезинфляция.
Дефляция — повышение ценности и покупательной силы денег.
Дезинфляция — это замедление темпа инфляции.
Они создают трудности для тех, кто не может правильно предвидеть и рассчитать будущую инфляцию.
Инфляция — это повышение общего уровня цен. Товарные цены могут меняться в следствии роста производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов с системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации денежной единицы, изменения коньюктуры рынка, воздействия внешних экономических связей, стихийных бедствий и т.п.
Понятно, что не всякий скачок цен есть инфляция. Стихийные бедствия нельзя считать причиной инфляции. Например, в результате стихийного бедствия на какой-то территории разрушены дома.
Очевидно, что возрастает спрос на стройматериалы, услуги строителей, транспорт и т.д. Большой спрос на услуги и промышленную продукцию будет стимулировать производителей к увеличению объемов производства, и по мере насыщения рынка цены будут опускаться.
Рост цен, связанный с циклическими колебаниями конъюнктуры рынка, нельзя считать инфляционным. По мере похождения различных фаз экономического цикла будет меняться и динамика цен. Они будут повышаться в фазах бума и падать в фазах кризиса, а затем снова возрастать в последующих фазах выхода из кризиса.
Современной инфляции присущ ряд отличительных особенностей. Так, ее прежний локальный характер сменился на повсеместный, всеохватывающий, периодичность приобрела хронический вид и воздействуют на нее не только денежные факторы, как раньше, но и другие.
К первой группе таких факторов относятся те, которые вызывают превышение денежного спроса над товарным предложением, в результате чего происходит нарушение требований закона денежного обращения. Вторая группа объединяет факторы, которые обуславливают рост издержек и цен товаров, поддерживаемый последующим подтягиванием денежной массы к их возросшему уровню. В действительности обе группы факторов переплетаются и взаимодействуют друг с другом, вызывая рост цен на товары и услуги, или инфляцию.
Пять главных причин инфляции:
1. Диспропорциональность (несбалансированность) государственных доходов и расходов. Это означает дефицит государственного бюджета. Недостаток можно покрыть выпуском государственных ценных бумаг, т.е. взять в долг у населения. Еще можно взять кредит у МВФ. Но самый простой способ напечатать. Эмиссия ведет к увеличению денежной массы, и как следствие к инфляции.
2. Инфляционно опасные инвестиции.
В первую очередь, это милитаризация экономики. Рост военных расходов одна из первых причин дефицита государственного бюджета, а так же роста государственного долга. Опять включается «денежный станок ».
3. Отсутствие свободного рынка и совершенной конкуренции.
Современный рынок — рынок олигополистический. Олигополисты заинтересованы в увеличении цен, сокращении производства и создании дефицита.
Монополии способны сильно влиять на денежную политику государства и уровень инфляции. У них нет конкурентов, они способны диктовать свои цены. Поэтому государственный контроль над монополиями — необходим.
4. Импортируемая инфляция.
Тут все очень просто:
Рубль — валюта довольно не стабильная и наши сограждане держат свои сбережения в валюте других стран, чаще всего в американских долларах ($) или единой европейской валюты (?), забывая (или не зная), что курс доллара тоже меняется, в том числе и падает, а значит мы у себя дома держим американскую инфляцию.
5. Инфляционное ожидание.
Это, скорее всего самая распространенная причина инфляции в нашей стране. Возникновение самоподдерживаемого характера инфляции.
Население, напуганное постоянным ростом цен, приобретает товары впрок, сверх своих текущих потребностей, ожидая нового повышения цен, одновременно с этим, требуя повышения заработной платы, подталкивая потребительский спрос к расширению. Производители опасаются повышения цен со стороны поставщиков, и закладывают в цену своих товаров прогнозируемый ими рост цен на комплектующие.
Банкиры закладывают предполагаемую инфляцию в процент, под который дает кредит. Предприниматели — в планы сделок, будущие цены.
Еще две возможные причины инфляции:
Первая — налоговая инфляция. Когда к росту цен ведут избыточные налоги со стороны государства.
Вторая — политическая. Инфляция как будто создана для должников. Берешь кредит и чем больше упадет национальная валюта, тем больше твоя прибыль. И тем хуже положение кредиторов. Зная это, должники могут с помощью лобби, скажем, надавить на правительство с целью увеличения инфляции. При большой сумме долга — на этом можно сделать состояние.
Инфляция может возникать в результате повышения совокупного спроса, которое является следствием увеличения оплаты труда госслужащих, социальных выплат, субсидий и других государственных расходов, не покрываемых соответствующим увеличением доходов государственного бюджета. Основными причинами здесь также быть увеличение государственных заказов (например, военных), увеличение спроса на средства производства в условиях полной занятости и почти полной загрузки производственных мощностей, а также рост покупательной способности трудящихся (рост заработной платы) в результате, например, согласованных действий профсоюзов. Вследствие этого возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, повышаются цены. Нарушившееся рыночное равновесие между количеством денег и товаров восстанавливается путем повышения цен.
Множество причин инфляции отмечается практически во всех странах. Однако комбинация различных факторов этого процесса зависит от конкретных экономических условий. Так, сразу после Второй мировой войны в Западной Европе инфляция была связана с острейшим дефицитом многих товаров. В последующие годы главную роль в раскручивании инфляционного процесса стали играть государственные расходы, соотношение «цена — заработная плата», перенос инфляции из других стран и некоторые другие факторы. Что касается бывшего СССР, то наряду с общими закономерностями, важнейшей причиной инфляции в последние годы можно считать уникальную диспропорциональность в экономике, возникшую как следствие командно-административной системы. Советской экономике присуще длительное развитие в режиме военного времени, чрезмерная доля военных расходов в ВНП.
Одна из классификаций инфляции — классификация по порождающим ее причинам. Делится инфляция на 2 вида:
Первый — инфляция спроса. Это когда спрос на товар опережает его предложение. Получается, что денег больше чем товаров на рынке. Основными причинами этого могут быть:
1) Рост военных расходов.
2) Неправильная структура экономики. Средств производства больше чем, производимых товаров.
3) Дефицит государственного бюджета. Например, в 1990 году в РФ произошла Пенсионная реформа, которая «съела» ј часть госбюджета. С мая 1993 года в России начался бум ГКО, за счет размещения на денежном рынке займов (государственных короткосрочных обязательств) осуществлялось покрытие дефицита госбюджета.
4) Импортируемая инфляция.
5) Кредитная экспансия банков. Так, по состоянию на 1 июля 1994 года объем кредитов, предоставленных Банком России правительству, составлял 27665 млрд. рублей или 38,9 % его сводного баланса.
Альтернатива инфляции спроса — инфляция издержек. Это рост цен вызванный ростом издержек производства и снижения совокупного предложения.
Этот тип инфляции приводит к стагляции, т.е. к одновременному росту инфляции и безработицы, на фоне спада производства (стагнация в сочетании с инфляцией). Повышение средних издержек относительно сокращает прибыли фирм, что приводит к снижению выпуска фирм и спаду совокупного предложения в целом. При прежнем уровне совокупного спроса снижение совокупного предложения приводит к росту уровня цен и увеличению темпа инфляции. Её причины:
1) Рост цен на сырье.
Энергетический кризис в 70-х годах вызвал огромное подорожание нефти и других энергоресурсов. Как следствие — среднегодовой рост цен подскочил с 1,5% в 60-е годы до 12% в 70-е.
2) Олигополистическая политика ценообразования.
3) Рост заработной платы, который не уравновешивается ростом производительности труда.
4) Повышение налогов.
Сочетание инфляции спроса и инфляции издержек образует инфляционную спираль.
Воздействие инфляции на уровень реальных доходов противоречиво.
Инфляция по-разному влияет на перераспределение доходов в зависимости от того, является ли она ожидаемой или непредвиденной.
В случае ожидаемой инфляции получатель дохода может принять меры, чтобы предотвратить или уменьшить негативные последствия инфляции, которые, в противном случае, отразятся на величине его реального дохода.
Корректировка номинальных доходов может быть осуществлена с учетом уравнения Фишера: i = r + п e ,
где i — номинальная ставка процента, r — реальная ставка процента, а п в степени е — уровень ожидаемой инфляции.
Непредвиденная инфляция приводит к снижению всех видов фиксированных доходов и «субсидирует» тех экономических агентов, чьи номинальные доходы возрастают быстрее, чем средний уровень цен. В условиях неожиданной инфляции получатели ссуд выигрывают за счет кредиторов, так как долги возвращаются обесценившимися деньгами. Правительства, накопившие значительный государственный долг, нередко проводят политику краткосрочного стимулирования инфляции, которая способствует относительному обесцениванию задолженности.
В случае наличия у населения инфляционных ожиданий непредвиденная инфляция вызовет резкое увеличение спроса, что само по себе создает трудности в экономике и искажает реальную картину общественного спроса, еще сильнее увеличиваются инфляционные ожидания, которые в свою очередь подстегивают рост цен.
В России и других переходных экономиках последствия инфляции оказываются тяжелыми для значительного числа семей потому, что в дореформенных экономиках основным видом семейного дохода была фиксированная заработная плата. По мере реформирования систем оплаты труда и расширения числа источников доходов негативные последствия инфляции могут быть постепенно элиминированы.
Если рассматривать темпы роста цен, то можно выделить следующие виды инфляции:
1. Умеренная (ползучая) инфляция, в условиях которой цены возрастают не более чем на 10% в год. Темп роста цен постоянен. Умеренная инфляция типична для рыночной экономики. Она продолжается длительное время и рассматривается, как нормальное экономическое явление. При этом ожидаемый темп инфляции, как правило, учитывается в коммерческих соглашениях.
2. Галопирующая инфляция. Рост цен составляет от 29 до 200% в год. Это уже довольно таки серьезное напряжение для экономики. При галопирующей инфляции большинство контрактов «привязывается» к росту цен или к иностранной валюте. Деньги начинают ускоренно, (по мере нарастания темпов инфляции), материализоваться в товары, и кредит по обычной ставке не предоставляется.
3. Гиперинфляция. Гиперинфляцией признается рост цен не менее 50% в месяц на протяжении длительного времени (не меньше полугода). До 200% в год. Стоимость денег падает так быстро, что они уже не в состоянии выполнять свои главные функции. Их роль сильно уменьшается, на смену товарно-денежным отношениям приходят другие формы расчета. Например, бартер. Возможен переход к натуральной зарплате. Расхождение динамики цен и заработной платы становится катастрофическим и начинает влиять на уровень благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев населения.
Все вышеперечисленные виды инфляции существуют только при открытом типе инфляции. Он характерен для рыночной экономики со свободными ценами. Главный признак — рост цен.
При подавленном типе, рост цен на товары и услуги может и не наблюдаться. Подавленный тип инфляции характерен для экономики с фиксированными ценами.
И главный признак — дефицит предложения.
Яркий пример подавленной инфляции — СССР. На протяжении нескольких десятилетий пачка соли стоила 1 копейку, мороженое — 20 копеек. Цены были фиксированными. Об этом, посещая магазины, вспоминают все пожилые люди (поэтому и хотят вернуть прежние времена). Дефицит был нормой жизни. «Черный рынок» негласно существовал, и цены на нем постоянно росли.
Теперь же мы понимаем, что одна и та же цена, при чем слишком заниженная, не реальна для развития здоровой экономики. А что случилось с экономикой, да и с самим СССР? Результаты, как говорится, на лицо.
Также разделяют два типа инфляции — сбалансированную и несбалансированную. При сбалансированной инфляции цены поднимаются относительно умеренно и одновременно на большинство товаров и услуг. В этом случае по результатам среднегодового роста цен поднимается процентная ставка государственного банка и таким образом ситуация становится равносильной ситуации со стабильными ценами.
В случае же несбалансированной инфляции цены на различные товары и услуги повышаются разновременно и по-разному на каждый тип товара.
2. Инфляция и ее показатели
Инфляция («inflation» — от итальянского слова «inflatio», что означает «вздутие») представляет собой устойчивую тенденцию роста общего уровня цен.
В этом определении важны следующие слова:
1.устойчивая, что означает, что инфляция – это длительный процесс, устойчивая тенденция, и поэтому ее следует отличать от скачка цен;
2.общего уровня цен. Это значит, что инфляция не означает роста всех цен в экономике. Цены на отдельные товары могут вести себя по-разному: повышаться, понижаться, оставаться без изменения. Важно, чтобы увеличился общий индекс цен, т.е. дефлятор ВВП.
Процессом, противоположным инфляции, является дефляция (deflation) – устойчивая тенденция снижения общего уровня цен. Существует также понятие дезинфляции (desinflation), что означает снижение темпа инфляции.
Главным показателем инфляции выступает темп (или уровень) инфляции (rate of inflation), который рассчитывается как процентное отношение разницы уровней цен текущего и предыдущего года к уровню цен предыдущего года:


где Pt — общий уровень цен (дефлятор ВВП) текущего года, а Pt – 1 — общий уровень цен (дефлятор ВВП) предыдущего года. Таким образом, показатель темпа инфляции характеризует не темп роста общего уровня цен, а темп прироста общего уровня цен.

Инфляция в России, %


Рост уровня цен приводит к снижению покупательной способности денег. Под покупательной способностью (ценностью) денег понимают количество товаров и услуг, которое можно купить на одну денежную единицу. Если цены на товары повышаются, то на одну и ту же сумму денег можно купить меньше товаров, чем раньше, поэтому ценность денег падает.

24. Причины и последствия инфляции. Антиинфляционная политика

Последствия инфляции. Антиинфляционная политика
Инфляция вызывает множество последствий, как в экономи­ке, так и в социальной сфере.
1. В условиях инфляции реальные доходы населения сокра­щаются. Здесь необходимо ввести два понятия — номинальный и реальный доход. Номинальный доход — фактически получен­ный доход, а реальный доход — сумма товаров и услуг, которую могут приобрести потребители в рамках своего номинального дохода. Это означает, что при неизменной величине номиналь­ного дохода по мере развития инфляционных процессов объемы покупок из-за роста цен будут сокращаться, т. е. реальный доход будет падать. Реальный доход можно рассчитать следующим об­разом:


Изменение реального дохода можно приблизительно выра­зить следующей формулой:


где π — уровень инфляции.
Во время инфляции несут потери люди, получающие фикси­рованные доходы. Эти люди со временем обнаруживают, что по­лучают деньги, имеющие меньшую покупательную способность, чем ранее.
2. При инфляции уменьшаются реальные накопления, осу­ществляемые в форме бумажных денег, кроме того, уровень ин­фляции чаще всего гораздо выше, чем номинальная ставка про­цента в кредитных учреждениях. Таким образом, личные сбере­жения населения обесцениваются.
3. Особенно быстро идет социальное расслоение. Большая часть населения нищает, переходя черту бедности.
4. «Бегство» от денег — ускоренная материализация денеж­ных средств населения и бизнеса. В условиях обесценивания де­нег субъекты рыночных отношений стараются как можно быст­рее избавиться от них, переводя деньги в товары и услуги. В пе­риод устойчивой инфляции люди, чтобы не обесценились их сбережения и текущие доходы, вынуждены тратить деньги сей­час. Предприятия поступают точно также — вместо того чтобы вкладывать капитал в инвестиционные товары, производители, защищаясь от инфляции, приобретают непроизводительные ма­териальные ценности (золото, драгоценные металлы, недвижи­мость).
5. Отставание процентной ставки, выплачиваемой банками и другими кредитными учреждениями, от уровня инфляции вплоть до отрицательных значений реальной процентной ставки. Здесь следует различать номинальную и реальную процентную ставку. Номинальная процентная ставка — ставка процента по кредитам, существующая в данный момент времени в данной стране. Реальная процентная ставка — номинальная процентная ставка за вычетом уровня инфляции.
6. Потери обычно несут кредиторы (кредитодатели), а выиг­рывают дебиторы (кредитополучатели), в случае если в договоре кредита не предусматривается изменение ставки процента в со­ответствии с изменением уровня цен в экономике. Из-за инфля­ции получателю кредита дают «дорогие» деньги, а он возвращает его «дешевыми» деньгами. Становится невыгодным давать день­ги в долг, что приводит к кризису кредитной системы. Практи­чески исключено получение долгосрочных кредитов, следова­тельно, отсутствуют инвестиционные вложения- в экономику.
7. Цены в период открытой инфляции растут быстрее номи­нальных доходов. У предпринимателей издержки на заработную плату растут медленнее затрат на приобретение средств произ­водства, что делает более выгодным сохранение устаревшего и Сравнительно дешевого оборудования, чем замена его новым и более дорогим. Из-за опережающего роста цен самая трудоемкая технология может приносить больше прибыли, чем новая. Это обстоятельство отрицательно влияет на техническое состояние производства, тормозит освоение новых технологий.
8. Нестабильность экономической ситуации и экономиче­ской информации. В условиях рыночной экономики основную информацию о ситуации на рынке несут иены. Именно на пены ориентируются производители и потребители, принимая реше­ние о продаже или о покупке того или иного товара. Если же цены подвержены постоянным изменениям, производители ока­зываются дезориентированными: В инфляционной экономике цены перестают давать точные сигналы инвесторам относитель­но эффективности вложений в ту или иную отрасль или сферу экономики. В результате возникают неизбежные отраслевые и региональные диспропорции. Поскольку предугадать движение цен и издержек практически невозможно, предприниматели предпочитают воздерживаться от крупных капитальных затрат с длительными сроками окупаемости.
Неуправляемая инфляция разрушает систему регулирования рыночной экономики, делает плохо управляемым все нацио­нальное хозяйство. Дестабилизируя экономику, инфляция авто­матически снижает эффективность рыночных экономических регуляторов, что подталкивает государство к использованию ад­министративных способов воздействия.
Обычно выделяют два основных направления антиинфляци­онной политики государства: адаптивную политику, предпола­гающую приспособление к инфляции, смягчение ее последствий, и активную политику, направленную на ликвидацию причин ин­фляции. Суть адаптивной политики сводится к тому, что прави­тельство с определенной периодичностью индексирует основные виды фиксированных доходов населения (минимальная заработ­ная плата, пенсии, стипендии и т.п.). Обычно индексация со­ставляет 60—70 % от уровня инфляции. Делается это для того, чтобы, с одной стороны, поддерживать минимально достаточный уровень доходов населения, а с другой стороны, за счет разницы в 30—40 % постепенно, за полтора-два года, снизить спрос на на­циональном рынке и тем самым погасить инфляцию. Этот метод борьбы с инфляцией имеет как достоинства, так и недостатки. Явное его преимущество — социальная стабильность в обществе. 6 качестве недостатка можно упомянуть длительность сроков реализации данного подхода к борьбе с инфляционными явле­ниями. Активная политика борьбы с инфляцией осуществляется на основе значительного сокращения количества денег, находя­щихся в обращении. Это предполагает, проведение денежной ре­формы конфискационного типа; контроль за денежной эмисси­ей; недопущение эмиссионного финансирования государствен­ного бюджета; текущий контроль за состоянием денежной массы в рамках осуществления кредитно-денежной политики.
Кроме указанных мероприятий предпринимается ряд других шагов, направленных против инфляции спроса и инфляции предложения: увеличение налогов и сокращение государственных расходов; сокращение дефицита госбюджета; стабилизация валютного курса; сдерживание роста факторных доходов (доходы владельцев факторов производства — плата за экономические ресурсы); борьба с монополизмом в экономике и прочие меры.
Реализация политики активной борьбы с инфляцией позво­ляет свести инфляцию почти к нулю за достаточно короткий промежуток времени. Однако осуществление описанных выше мер сопровождается массовым разорением неконкурентоспособ­ных и низко рентабельных фирм, приводит к росту безработицы, Порождая социальную напряженность в обществе. В реальной действительности правительство чаще всего проводит политику, сочетающую оба направления борьбы с инфляцией с преоблада­нием какого-либо из них.
Причина инфляции
Инфляция спроса проявляется в превышении совокупного спроса над совокупным предложением, что ведёт к росту цен. Инфляция спроса может быть вызвана следующими факторами:
— милитаризация экономики и рост военных расходов; Продукция оборонно–промышленного комплекса специфична и не является объектом производственного и потребительского спроса. Сам же ОПК предъявляет спрос на рынке капитала, труда, а также на рынке потребительских товаров. Создаётся давление на цены в сторону их повышения, так как деньги для оплаты военных заказов увеличивают денежную массу, не подкрепляя её товарной.
— дефицит государственного бюджета и рост внутреннего долга;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *