Для чего нужны этапы
Этап (от нем. stapel — склад через фр. étape ) — понятие, имеющее следующие значения:
- пункт для ночлега и дневок партий арестантов и войсковых команд во время передвижений их по грунтовым дорогам.
- принудительная транспортировка заключенных (осужденных и/или подследственных) или ссыльных; путь следования заключенных (ссыльных) к месту заключения или ссылки; партия транспортируемых заключенных (ссыльных). [1]
- отдельный момент, стадия какого-нибудь процесса.
Содержание
Этапирование заключенных в Российской империи
Этапы создавались на дорогах, по которым производилась пересылка арестантов пеше-этапным порядком; расстояние между этапами было от 15 до 25 верст. На каждом этапе устраивалось или нанималось отдельное здание с особыми помещениями для арестантов (мужчин и женщин) и для конвоя. С развитием сети железных дорог применение пеше-этапного порядка пересылки арестантов постепенно сокращалось и этапы закрывались.
Этапирование заключенных в настоящее время
Этапирование производится по определённому графику. В некоторых случаях (срочность каких-либо действий, особая опасность арестанта и т. д.) заключенные могут транспортироваться по одному и/или вне графика (спецэтап). Как правило, арестантов транспортируют одним из видов транспорта:
автотранспортом — специальным автомобилем (автозак), на жаргоне называемом «Воронок»;
железнодорожным — к пассажирскому поезду прицепляется (как правило последним) специально оборудованный вагон (вагонзак), на жаргоне называемом «столыпинский вагон (столыпин)»;
авиатранспортом — используется редко ввиду дороговизны (чаще всего там, где невозможно этапирование другим транпортом. Например — из Красноярска в Норильск);
В некоторых случаях (при незначительном расстоянии) этапирование может производиться пешим порядком. Охрана заключенных при этапировании возлагается на конвой.
Этапы в армии Российской империи
Этапы учреждались на тех дорогах, по которым происходило передвижение войсковых частей, команд и транспортов; на грунтовых дорогах этапы учреждались на расстоянии не более 25 верст один от другого, на железнодорожных и водных путях — в местах посадок и высадок, а на железных дорогах, кроме того, на узловых станциях и в местах расположения продовольственных пунктов, с таким расчетом, чтобы передвигающиеся по железной дороге войска получали горячую пищу не менее одного раза в сутки.
В том пункте, где начиналось собственно военное движение, учреждался начальный этап; в конечном пункте дороги, не далее 25 верст от штаба армии, корпуса или отряда, обслуживаемых дорогой, устраивался головной этап, который переносился вперед по мере наступления армии; в более важных пунктах учреждались сборные этапы, где назначались войсковым частям и командам дневки, производилась поверка и распределение команд и транспортов, а также формирование команд из отдельно следующих людей; все остальные этапы назывались промежуточными.
На каждом этапе организовывалось особое этапное управление во главе с этапным комендантом, который через начальника этапного участка подчинялся начальнику этапа армии и пользовался правами уездного воинского начальника. На занятой армией неприятельской территории этапному коменданту до учреждения временного гражданского управления подчинялись также администрация и полиция.
На каждом этапе отводились квартиры для проходящих войсковых команд и отдельно следующих чинов, указывались места для биваков, расположения транспортов и водопоя, заготавливались запасы продовольствия и фуража, устраивались продовольственные пункты с кухнями и пекарнями, а также приемные покои для больных, учреждались почтовые станции для перевозки корреспонденции и курьеров и наряжались подводы для следующих в армию и обратно
Для чего нужны этапы
I
Эта́п (франц. étape)
1) часть, отрезок пути, дистанция (например, Э. в спортивном состязании). 2) Промежуток времени, отмеченный каким-либо событием. 3) Отдельная стадия какого-либо процесса, проделанной работы.
II
в России, 1) пункт и помещение («этапная тюрьма») для ночёвки и днёвки арестантов по пути в Сибирь или при высылке на родину. 2) Расстояние между двумя Э. (обычно 15—25 вёрст). 3) Партия арестантов (60—100 человек в Сибири, 20—60 человек в Европейской России) с конвоем. Термин «Э.» появился в России в начале 19 в., закреплен в составленном М. М. Сперанским (См. Сперанский) «Уставе об этапах в Сибирских губерниях» от 22 июля 1822. Система Э. существовала в России до февральской буржуазно-демократической революции 1917.
Лит.: Полное собрание законов Российской империи, т. 38, М., 1830, № 29129.
Декомпозиция как инструмент достижения сложных целей
Вы читаете эту статью с телефона, компьютера или планшета, ведь ваша цель – узнать, что же такое декомпозиция. Так, с целью определились, а как вы дошли до этого шага? Наверняка первым делом спросили себя, где лучше искать необходимую информацию, затем открыли браузер и вбили в поисковик требуемый запрос, после выбрали из списка самые проверенные источники и только потом остановились здесь. Примерно так, верно? Получается, достижение цели – это целая система, и, кстати, ваше электронное устройство – это тоже система, состоящая из деталей, которые образуют единое целое.
Целей можно достигать по-разному: просто хаотично двигаться из пункта А в пункт Б, и, как говорится, как получится, так получится, или выстроить себе лестницу из подзадач, где каждая ступень – это уверенный шаг к конечному результату. Как раз соорудить такую лестницу помогает метод декомпозиции, о котором мы расскажем вам подробнее в нашей статье.
Что такое декомпозиция и зачем она нужна?
Если говорить просто, то декомпозиция – это разделение целого на части. Метод основан на движении от общего к частному, от глобального к более мелкому. Есть еще понятие «функциональная декомпозиция» – это метод изучения и анализа отдельных частей и элементов сложных процессов. В данном контексте функция – это процесс выполнения крупной задачи, он декомпозируется на более мелкие и простые для понимания единицы [Финансовая энциклопедия, 2021].
Декомпозиция применяется в различных сферах деятельности: в математике, бизнесе, при постановке повседневных задач, в решении проблем и т.д. На ее основе строится тайм-менеджмент, разрабатываются интерфейсы. Декомпозировать означает разделять на части, выстраивать цепочку действий, которые приведут к цели. Такая цепочка может выглядеть, например, как блок-схема или интеллект-карта.
Существует два основных вида декомпозиции:
- Горизонтальная: декомпозиция разделяется по видам работ, уровням и компонентам. Минус такого подхода в том, что каждый выполненный шаг не приводит к конкретному результату. Он достигается, когда выполнены все шаги, поэтому данный вариант декомпозиции применяется редко.
- Вертикальная: здесь детализация вопроса происходит «вглубь». Каждая задача прорабатывается в отдельности и в итоге получается результат. Такой вид декомпозиции куда удобнее горизонтальной, т.к. результат каждого выполненного шага можно проанализировать и изменить, если вдруг что-то пойдет не так [«Коммерческий директор», 2021].
Какой бы вид декомпозиции ни был выбран, он будет выполнять свою главную цель – облегчать понимание, как достигнуть желаемого результата.
Чтобы лучше понимать, о чем речь, давайте разберем пример простой декомпозиции: цель Ивана – научиться отжиматься 100 раз подряд. Для ее достижения он выстроил себе план тренировок: 1 день – 15 отжиманий, 2 день – 20 отжиманий, 3-4 день – 30 отжиманий и т.д., пока не достигнет результата в 100 отжиманий за раз. Конечно, он может заниматься не по системе, а просто опираясь на свои силы, желание, свободное время, но так ли эффективен будет его путь?
Структура любой декомпозиции должна соответствовать определенным принципам:
- Конечные этапы достижения цели должны быть максимально упрощены.
- Каждая подзадача должна быть четко сформулирована и понятна для исполнителя.
- Декомпозиция не должна быть перегружена большим количеством мелких задач, т.к. это усложняет контроль и управление.
- Составляя новый уровень декомпозиции, нужно оценивать необходимость следующего и квалификацию исполнителя, т.к. более опытный справится с упрощенной версией декомпозиции, менее квалифицированному исполнителю желательно предоставлять расширенную схему.
- Все задачи должны подчиняться верхнему уровню.
- Конечный результат – это 100%. Каждый шаг является долей результата, сумма всех шагов должна составлять 100% [Центр поддержки и развития предпринимательства, 2020].
На самом деле, декомпозиция – это не просто метод решения задачи и достижения цели, а способ мышления. В повседневной жизни благодаря этому подходу мы делаем многие привычные вещи. Например, мы знаем, как приготовить бутерброд, и делаем это поэтапно: выбираем, с чем именно будет наш бутерброд, отрезаем кусочек хлеба, отрезаем ломтик сыра, и все – цель достигнута. Этот алгоритм выполняется уже бессознательно, потому что путь к достижению цели уже давно известен и был пройден много раз.
А что, если поставить задачу человеку, далекому от кулинарии, испечь торт? У него есть два варианта действий: он может сделать это композиционным способом (взять понравившиеся ингредиенты и использовать их «на глаз»), а может декомпозиционным: найти в Интернете пошаговый рецепт и следовать ему, сэкономив ресурсы и нервы.
Также и в бизнесе, когда перед исполнителем стоит задача, декомпозиция будет лучшим помощником в ее выполнении. На это есть весомые причины:
- Разбиение задач: конечная задача может пугать своими масштабами и нереальностью. Студент уверен, что написать дипломную работу за 2 месяца невозможно, его страшит эта задача, он начинает ее откладывать в долгий ящик. А что, если смотреть на данную цель с позиции, что она состоит из множества мелких целей: написать введение сегодня, завтра найти материал для первой главы и т.д.? В тайм-менеджменте есть такое понятие, как «Метод слона» – это как раз и есть декомпозиция. Суть его проста: всего слона сразу съесть невозможно, а вот разделив его на бифштексы – более, чем реально.
- Понимание сроков: представьте, что компания поставила себе цель открыть филиал в другом городе за 10 дней и потратить на это всего 1 миллион рублей. В результате составления иерархии выполнения этапов выяснилось, что этого времени будет недостаточно, т.к. не учли время, необходимое для подбора команды.
- Конкретизация плана: цель, которая не имеет поэтапной схемы достижения, превращается в призрачную мечту. Декомпозиция процесса ее воплощения в жизнь делает конечную точку более реалистичной.
- Определение ресурсов: вернемся к нашему новому офису, о котором говорили во втором пункте. Подробное разделение цели на подзадачи поможет понять, что, например, для запуска филиала необходимо привлечь дополнительных работников компании и кадровое агентство, которое подберет команду.
- Экономия времени: если четко знать, что именно нужно сделать и в какие сроки, на достижение цели уйдет гораздо меньше времени, чем при абстрактном понимании своих шагов.
- Минимизация рисков: чем точнее и понятнее будет прописан каждый шаг, тем меньше вероятность потери ресурсов.
- Расстановка приоритетов: строгая иерархия подчинения нижестоящих подзадач вышестоящим определяет, что необходимо сделать в первую очередь [Центр поддержки и развития предпринимательства, 2020].
Несмотря на плюсы декомпозиции, в процессе ее составления могут возникнуть некоторые нюансы. Например, не с первого раза можно определить зависимость одной задачи от другой и понять, насколько подробно нужно делить цель на подзадачи. Но эти вопросы несложно решить, подойдя к процессу грамотно.
Как можно декомпозировать?
Универсального способа декомпозиции, который подойдет под все цели и задачи, нет. Все зависит от того, насколько понятна и глобальна цель, есть ли вероятность изменения ситуации, возникновения форс-мажора и т.д. Поэтому предлагаем рассмотреть самые популярные способы «поедания слона», которые можно использовать как отдельно, так и совместно.
Методы декомпозиции:
- Декомпозиция этапов работ: метод подразумевает пошаговый разбор цели. Она дробится на этапы, которые необходимо выполнить по очереди. Чаще всего такая декомпозиция изображается в виде диаграммы Ганта. Например, необходимо организовать массовую рассылку писем клиентам. Эта задача включает в себя несколько подзадач, за каждую из которых отвечает конкретное лицо: определение скидки и акции отделом продаж, составление текста буклета копирайтером, рассылка писем администратором базы данных и т.д.
- Приоритизация цели: метод подойдет, если цель понятна и определить шаги для ее реализации несложно. В таком случае применяется методология постановки цели по SMART. Согласно ей, цель должна быть: конкретной (specific), измеримой (measurable), достижимой (attainable), актуальной (realistic) и ограниченной по времени (time-bound).
- Декомпозиция по ролям и сценарию пользователя: метод используется при разработке сайта, когда предполагается несколько вариантов совершения одного и того же действия разными типами пользователей. Например, покупатель товара в интернет-магазине может сделать покупку несколькими способами: положить товар в корзину, чтобы сравнить предложение с другими аналогичными товарами и не потерять его, или сразу оплатить покупку. Покупатель при этом может являться авторизованным пользователем или совершать действия на сайте анонимно. Функционал каждого исхода событий будет создаваться отдельными подзадачами [«Коммерческий директор», 2021].
- Декомпозиция измеримых показателей: в этом случае вместо описания задач как очередного этапа во внимание берутся конкретные числа. Такой метод удобен, когда речь идет о реализации финансовых целей, увеличении количества клиентов и т.д. Давайте рассмотрим на примере: Иван решил накопить за год некую сумму. Он дал себе обещание откладывать каждый день, и для контроля составил себе таблицу, где первая колонка – число и день недели, вторая колонка – сумма, которая каждый день должна увеличиваться на 10 рублей, т.е. задача измеряется конкретной суммой.
- Дерево зависимостей: бывает, что цель или задачу сложно разложить на конкретные шаги и для ее осуществления нужно выполнить ряд мероприятий, которые не связаны между собой. Этот подход обычно применяется, когда речь идет об улучшении положения: повысить доход, улучшить здоровье, навести порядок в доме. Например, Екатерина поставила себе цель вести здоровый образ жизни. Для этого она планирует: пройти чек-ап, похудеть на 10 килограмм, заниматься бегом каждый день. Это задачи первого уровня, которые между собой никак не связаны. Теперь задачи нужно разделить на подзадачи. Возьмем задачу «пройти чек-ап»: определиться с клиникой, взять отпуск, чтобы пройти обследование, и т.д.
- Одношаговая декомпозиция: предыдущие варианты декомпозиции не сработают, если нет четкого представления, как достичь цели, и если есть риск, что вся схема может рухнуть из-за непредвиденных ситуаций. В условиях нестабильности и неопределенности подойдет одношаговая декомпозиция: ставим цель, выделяем первоочередную задачу и выполняем ее, далее возвращаемся к основной цели и снова идем по такому же пути [Time blog, 2021].
Для декомпозиции целей можно использовать методику Брайана Трейси, нашедшую широкое применение в разных сферах бизнеса. Она подразумевает 12 шагов, которые помогают прийти к желаемому результату:
- Четкое понимание своего желания и реальности его достижения.
- Измеримость и реалистичность цели.
- Фиксация желаемого результата на бумаге.
- Понимание своей выгоды при реализации цели.
- Определение имеющихся ресурсов и исходных показателей.
- Установление дедлайна достижения цели.
- Определение возможных препятствий, которые могут возникнуть на пути к цели.
- Владение дополнительной информацией.
- Составление списка помощников. . .
- Реализация намеченных действий [Центр поддержки и развития предпринимательства, 2020].
Главное отличие методики Брайана Трейси от других в том, что в ней применяются различные психологические приемы, и это делает подход эффективнее остальных. Каким бы действенным ни был выбранный способ декомпозиции, всегда нужно быть готовым к тому, что по каким-то причинам траектория намеченного пути может нарушиться. Но это не повод для расстройства, а стимул еще раз взять чистый лист бумаги и построить новую схему со свежим взглядом и с учетом возможных рисков.
Учимся декомпозировать
Декомпозиция проводится ответственным за предстоящую работу лицом, но такая практика будет полезна абсолютно всем, независимо от занимаемой должности и уровня ответственности. Процесс декомпозиции исследуемой системы состоит из следующих основных этапов:
- определение главной цели;
- разделение цели на несколько задач;
- разделение задач на подзадачи;
- проведение анализа каждого уровня;
- удаление несущественных задач;
- формирование итоговой схемы.
В процессе визуализации часто возникает вопрос: сколько уровней декомпозиции рационально сделать? Считается, что три уровня – это оптимальный вариант для большинства схем, т.к. он помогает понять, какие шаги необходимо предпринять в первую очередь. Если речь идет о глобальных задачах, то в этом случае будет приемлемо применить шестиуровневую декомпозицию, где 1 уровень – это ценности и миссия компании, 2 уровень – стратегические цели компании, 3 уровень – тактические цели, которые определяются на основе стратегических, 4-6 уровни – это описание задач и подзадач.
Единого правила, сколько уровней должно быть, не существует. Слишком подробная схема не будет наглядной, слишком сжатая не даст четкого понимания, что необходимо делать, и в процессе работы по данному плану будет возникать больше вопросов. Сколько бы уровней ни использовалось, последний из них должен содержать самые элементарные задачи, понятные исполнителям [«Коммерческий директор», 2021].
Для наглядного моделирования декомпозиции есть множество полезных инструментов. К ним относятся ментальные карты, древовидные интеллект-карты. Можно составить их от руки, а можно воспользоваться современными технологиями. В этом помогут следующие редакторы:
- Miro.
- XMind.
- LucidChart.
- MindJet Mindmanager.
- Draw.io.
- MindMeister.
Давайте рассмотрим пример декомпозиции на конкретной ситуации. Александр поставил себе задачу увеличить свой ежемесячный доход минимум на 50% за 4 месяца. Если в цифрах, то он стремится получать от 100 тысяч ежемесячно вместо 50 тысяч. Главная цель понятна и четко сформулирована, сроки ее выполнения определены, теперь нужно понять, что относится к задачам первого уровня.
Александр понял, что увеличить свой доход он может несколькими путями: добившись повышения на работе (а это +20 тысяч рублей к должностному окладу); вложениями в акции или облигации. Здесь точная сумма прибыли будет зависеть от того, какой продукт он выберет. Представим, что он определился и готов вложить некую сумму в акции, которые будут приносить ему ежемесячно примерно 5 тысяч рублей. Еще один способ заработать – найти подработку, и это еще примерно 15 тысяч рублей ежемесячно. Можно сдавать что-либо в аренду, и для достижения цели будет достаточно, если этот источник финансов будет приносить 10 тысяч рублей ежемесячно.
Теперь Александру нужно выделить подзадачи к каждой задаче. Например, чтобы добиться повышения, необходимо окончить профессиональные курсы для прокачки управленческих навыков и выполнять план продаж на протяжении квартала. Чтобы найти дополнительную подработку, необходимо изучить предложения на рынке труда, выделить для себя наиболее подходящие из них, составить резюме и отправить его работодателям. В итоге ментальная карта нашего героя будет выглядеть примерно так:
Конечно, можно продолжить цепочку действий, а можно остановиться на таком варианте. Главное, установить конкретные сроки выполнения каждого пункта, иначе планирование не имеет никакого смысла. Кстати, этот макет был составлен при помощи приложения Canva. Здесь вы тоже сможете найти множество интересных вариантов подобных схем. Согласитесь, с таким подходом цель увеличить доход на определенную сумму не кажется призрачной и невыполнимой – всего-то надо начать с маленьких конкретных шагов.
Вот еще несколько советов от экспертов по построению бизнеса, как составить декомпозицию:
- Приступайте к декомпозиции только тогда, когда четко сформулировали для себя главную цель. Абстрактное понимание конечной точки ни к чему не приведет.
- Чтобы определить рациональное количество подзадач, спросите себя, хватит ли этих действий для выполнения задачи верхнего уровня.
- Для выполнения каждого этапа должно быть не более 5-9 шагов, т.к. человек может активно работать не более, чем с 5-9 задачами одновременно (кошелек Миллера), иначе возникнут проблемы с восприятием действий.
- Ранжируйте свои действия. Определите приоритетность каждого шага (насколько он важен для реализации вышестоящей задачи и достижения главной цели). Действуйте с учетом приоритетности шагов.
- Часто бывает достаточно детализировать только первый уровень шагов, поэтому не стоит увлекаться детализацией. На составление следующего уровня может уйти много времени, а формулировать его необходимо непосредственно перед тем, как вы приступите к реализации.
- Определяйте для себя те задачи, которые не требуют особых временных затрат и длительной подготовки. Выполните их сразу.
- Устанавливайте дедлайн для каждого шага, но при этом оставляйте запас времени. Так вы избежите сбоя в системе, который может возникнуть из-за задержки выполнения хотя бы одной из задач.
- Определяйте, какие задачи можно выполнять параллельно, – так вы ускорите свое движение на пути к реализации главной цели [Е. Уколкова, 2021].
Нет никакого смысла декомпозировать задачи, которые легко выполнить и так. Если ситуация складывается неопределенная, а информации для реализации цели недостаточно, следует запланировать только первый шаг. При всех своих преимуществах метод декомпозиции не всегда полезен и может быть находкой для прокрастинаторов, ведь иногда нужно просто начать делать, а не расписывать многоуровневые схемы и вдумчиво смотреть на них вечерами.
Если вы разделили этапы по дням, но при этом в сроки не уложились, значит, вы неверно оценили свои возможности, и нужно пересмотреть составленный план, внести корректировки и сдвинуть сроки. А если планы срываются постоянно, лучше использовать одношаговую декомпозицию. Если перед вами стоит цель выполнить объемную монотонную работу, например, написать длинный текст, лучше использовать метод разделения на временные отрезки, а не на подзадачи. Воспользуйтесь техникой Pomodoro: она подразумевает интервальную работу по 25 минут с перерывами по 3-5 минут, а после выполнения четырех отрезков перерыв должен длиться 15-30 минут.
Резюме
Декомпозиция целей и задач, будь то реализация проекта или решение повседневных вопросов, – отличный инструмент, который помогает разложить весь процесс работы «по полочкам». Визуализация плана действий, описание каждого шага, детальный разбор, как достичь цели, а также правильный психологический настрой помогут сэкономить ресурсы и избежать ошибок на пути.
Главное преимущество структурной декомпозиции в том, что она помогает по-другому взглянуть на вещи, которые могут пугать своими масштабами. Как правило, человека смущают цели вроде «накопить миллион за год» или «похудеть на 20 килограмм за полгода», потому что на первый взгляд они кажутся нереальными. Стоит только декомпозировать глобальную цель, нарисовать «дерево», как все сразу встает на свои места.
Декомпозиция применяется в разных сферах жизни. Например, вы можете поставить себе цель изучить новую профессию самостоятельно за полгода, и здесь пошаговое планирование будет очень кстати. Да, не забудьте включить в ряд задач первого уровня обучение по онлайн-программе «Лучшие техники самообразования», которая поможет сделать процесс достижения цели быстрее, эффективнее и интереснее.
Для закрепления материала предлагаем вам посмотреть фрагмент выступления Радислава Гандапаса, одного из самых титулованных бизнес-тренеров России, в котором он рассказывает о «Методе рубежей», основанном на декомпозиции:
Смело ставьте себе глобальные цели и уверенно идите вперед! Все получится!
Декомпозиция целей и задач
Декомпозицией в называют разделение целей или задач на отдельные небольшие шаги — подзадачи. Например, задача «навести порядок на кухне» делится на следующие этапы: убрать со стола, помыть посуду, протереть газовую плиту, подмести. А чтобы достичь цели «улучшить физическую форму» нужно заняться физкультурой, сесть на диету и отказаться от вредных привычек.
В этой статье мы выясним, для чего нужна декомпозиция целей и задач, познакомимся с ее основными принципами и узнаем, как ее выполнять.
Зачем нужна декомпозиция?
Декомпозиция очень часто используется в планировании, и это не случайно. Она помогает:
Облегчить выполнение задач. Крупные задачи часто кажутся непомерно сложными, что вызывает у нас приступы прокрастинации. Декомпозиция позволяет разложить такие «страшные» задачи на простые и понятные кусочки. Например, написать большую книгу — довольно сложно, а ежедневно писать по 1000 слов — вполне осуществимая задача.
Оценить реалистичность цели. Во время декомпозиции становится понятно, насколько цель достижима и не нужно ли ее подкорректировать. Например, мы решили научиться виртуозно играть на классической гитаре за три месяца. Но если мы разделим эту цель на отдельные этапы, то увидим, что на ее достижение уйдет как минимум три года.
Составить план достижения цели. Все подзадачи, на которые мы дробим цель — это конкретные шаги по ее достижению. В результате вместо абстрактной мечты у нас появляется подробный план по воплощению этой мечты в реальность.
Оценить ресурсы. В процессе декомпозиции мы узнаем, какие нам понадобятся материалы и инструменты, сколько времени и денег уйдет на каждый этап и каких людей потребуется привлечь для работы.
На самом деле, декомпозиция — это неотъемлемая часть нашего мышления. Приступая к любому делу, мы автоматически пытаемся если и не разбить его на этапы, то хотя бы выделить из него первоочередное действие. А столкнувшись с незнакомым объектом или явлением, мы всегда стараемся мысленно разделить его на составные части.
Другое дело, что в декомпозиция применяется осознанно, а значит и более эффективно.
Основные принципы
Прежде чем углубляться в теорию, давайте немного поговорим об инструменте, которым мы будем пользоваться.
Для разделения целей и задач на подзадачи, мы с вами будем рисовать вот такую диаграмму:
Такая иерархическая структура называется деревом целей. С его помощью можно окинуть свой план одним взглядом, понять, чем его дополнить, и сразу найти его слабые места. Почти все приведенные в этой статье примеры декомпозиции будут представлять собой такие деревья.
В принципе для построения деревьев можно использовать любую программу для создания схем — Microsoft Visio или, например, бесплатный сервис draw.io. Древовидные структуры умеют создавать и некоторые современные органайзеры, например, LeaderTask.
Но удобнее всего рисовать такие деревья в виде ментальных карт. Для этого вам потребуются специальные программы для их создания: , MindNode, MindManager, бесплатная Freemind
Итак, приступим. В общем виде декомпозиция выглядит так:
- Выбираем задачу или цель.
- Спрашиваем себя: какие шаги потребуется предпринять для ее осуществления? Записываем результат. У нас получаются цели (или задачи) порядка.
- Задаем к ним все тот же вопрос и снова записываем результат. Получаем цели порядка.
- Повторяем эту процедуру необходимое количество раз.
Уровень детализации зависит от ваших потребностей. Если вам, например, нужен план ежедневных действий, то остановиться можно на тех задачах, которые занимают от 15 минут до 2 часов.
В процессе декомпозиции важно соблюдать следующие правила:
1. Следить, чтобы записанных подзадач было достаточно для выполнения задачи верхнего уровня. Посмотрите на список подзадач и подумайте: если все это сделать, будет ли задача выполнена? Если нет, то подзадач явно не хватает.
2. Стараться не делить задачи более чем на 7 подзадач. По правилу Джорджа Миллера мы способны за один раз удержать в памяти 7±2 объекта, и если подзадач окажется больше, нам будет труднее воспринимать свои планы. В таких случаях можно разделить задачи на группы по признаку:
Впрочем, последнее правило не является аксиомой: делайте так, как вам удобнее.
Способы декомпозиции
Универсального способа декомпозиции не существует: разные цели и задачи требуют разного подхода. Рассмотрим четыре самых популярных метода, которые могут использоваться как в чистом виде, так и в комбинации друг с другом.
1. Деление на этапы
Этот способ подойдет, если выполнение задачи или достижение цели можно представить как серию последовательных шагов. Например:
Но это очень простой случай: здесь вся работа состоит из одинаковых шагов. Давайте возьмем более сложную цель — «построить дом».
Для начала разделим процесс строительства на главные этапы. Например, на такие:
Теперь каждый из них нужно разделить на этапы поменьше. Для примера сделаем декомпозицию «Фундамента»:
Эти задачи можно детализировать более подробно. Например, для котлована: уложить подушку, смочить, утрамбовать
Декомпозицию обычно продолжают до тех пор, пока не получатся задачи, которые можно органично вписать в ежедневный план. При необходимости запишите все инструменты, материалы и услуги в отдельный список, чтобы посчитать бухгалтерию проекта.
Полученные в результате декомпозиции этапы обычно равномерно распределяют по времени — дням, неделям и месяцам. Например:
Для планирования некоторых целей и задач удобнее использовать диаграмму Гантта.
Советы:
Не детализируйте этапы без необходимости (см. Метод набегающей волны). Часто нет нужды слишком уж забегать вперед: достаточно запланировать лишь первые шаги. , до следующих этапов руки могут дойти очень нескоро. Например, пока вы не написали книгу, нет особого смысла думать о ее верстке или о выборе издательства. , в процессе работы вы можете получить новую информацию, которая заставит вас полностью пересмотреть свой подход к решению задачи.
Пометьте задачи, которые можно выполнить в любой момент. Это поможет вам рационально использовать свободное время или периоды вынужденного простоя. Например, многие материалы и инструменты для разных этапов строительства можно приобрести заранее.
Подумайте, можно ли запустить процессы параллельно основной работе. Например, внешнюю обделку дома можно совместить с работой электрика.
По возможности используйте для формулировок. Не всегда это нужно, но часто полезно сделать все промежуточные цели и задачи максимально конкретными и измеримыми.
Если привязываете этапы к определенному времени, не планируйте «впритык». Всегда может пойти не так, и тщательно расписанный план быстро развалится. Для таких непредвиденных случаев закладываете в свой график небольшой резерв времени. Если же все будет хорошо, вы сможете потратить сэкономленное время на выполнение следующих этапов.
2. Декомпозиция измеримых показателей
По сути, это просто разновидность предыдущего способа. Разница лишь в том, что этапами становятся не просто задачи, а некие числа. Такой подход уместен тогда, когда целью являются конкретные и измеримые показатели: уровень дохода, количество клиентов
Давайте рассмотрим один нарочито простой пример.
Предположим, что каждое утро мы выполняем такое упражнение, как отжимания от пола. В настоящий момент мы делаем 4 подхода по 3 отжимания. Наша же цель — выполнять 4 подхода по 20 отжиманий, и на достижение этого показателя у нас есть 2 месяца.
Что ж, цель вполне осуществимая. Допустим, мы хотим ее достичь за 20 тренировок. Откроем Excel и запишем число занятий, начальный и конечный результат:
А теперь просто воспользуемся функцией автозаполнения:
У нас получился простой план тренировок на два месяца. По такому же принципу легко запланировать подтягивания, бег или различные упражнения с весом. Причем декомпозировать можно любые показатели: дистанцию, рабочий вес или скорость.
Увы, с некоторыми целями так просто не получится. Скажем, доходы, количество подписчиков паблика или число посетителей магазина не будут увеличиваться сами по себе. Здесь для каждого значения нужно составить список мер для достижения нужных показателей. Например:
Советы:
Подумайте, с какой прогрессией вы имеете дело — с арифметической или геометрической. Например, график работы над книгой (то есть число написанных слов по дням) может быть только арифметической прогрессией. А вот, скажем, число подписчиков канала YouTube в некоторых случаях может возрастать и в геометрической прогрессии.
Учитывайте и непредвиденные трудности. Иногда удобно иметь сразу два графика: план максимум и план минимум.
3. Дерево зависимостей
Не все цели и задачи можно разложить на последовательные шаги. Иногда для достижения цели требуется комплекс мер, зачастую никак не связанных между собой. Такое обычно бывает, когда нам нужно улучшить: увеличить доходы, усовершенствовать продукт, навести порядок в доме или заняться своим здоровьем.
Предположим, что наша цель — увеличить прибыль розничного магазина. Для начала нам необходимо понять, из чего она складывается и от чего зависит. Представьте, что вам нужно вывести формулу, в которой умножаются или складываются показатели и получается результат. Например, так:
Каждый из этих показателей можно опять же разложить на составляющие. Например:
Если детализировать дальше нет смысла, составьте список мер для улучшения каждого параметра. У вас должны получиться или конкретные задачи для органайзера, или пункты для .
Часто подобные меры является лишь гипотезами, поскольку мы достоверно не знаем, какой эффект они окажут. Однако в совокупности они неизбежно повлияют на результат.
Советы:
Ранжируйте задачи. Обычно некоторые из них более эффективны для достижения цели, тогда как другие оказывают лишь незначительное влияние. Старайтесь выполнять задачи в порядке их предполагаемой эффективности.
Тестируйте гипотезы, прежде чем вкладывать в них большие ресурсы. Например, прежде чем рассылать коммерческое предложение по всей базе, проверьте его эффективность на небольшом количестве адресатов.
4. Одношаговая декомпозиция
У перечисленных выше способов есть две проблемы. , планы, составленные после тщательной декомпозиции цели, легко могут рухнуть от случайности. , иногда мы имеем очень смутное представление о том, как достичь цели, а потому вряд ли сможем детально все спланировать.
Чтобы двигаться к цели в условиях нестабильности или неопределенности используйте одношаговую декомпозицию. Алгоритм работает так:
1. Думаем над своей целью и вычленяем первоочередную задачу. Обычно это небольшие шаги, продолжительностью не более получаса.
2. Записываем задачу в органайзер.
3. Выполняем задачу.
4. Возвращаемся к пункту 1.
Такая незамысловатая техника будет работать, даже тогда, когда обстоятельства постоянно меняются. И даже если мы вдруг получим новую информацию, которая заставит нас кардинально пересмотреть свои методы, мы сможем безболезненно под нее перестроиться.
Да, при таком подходе нам каждый раз придется серьезно думать над первоочередным шагом, но в этом как раз и заключается преимущество этого метода.
Советы:
Убедитесь, что вы не забудете сделать следующий шаг по проекту. Сделайте проверку выполненных шагов регулярной задачей или добавьте соответствующий пункт в ежедневного обзора.
- Работа над сайтом — 3 часа в день
- Генеральная уборка — 1 час в день
- Навести порядок в скачанных файлах — 15 минут в день
Оформить это время можно в виде регулярной задачи.
Заключение
Мы рассмотрели лишь те способы декомпозиции целей и задач, которые чаще всего используются в личном . На самом деле их значительно больше: в каждой сфере деятельности есть свои методы разделения целей на подзадачи.
Например, декомпозицию в компании можно провести по исполнителям, рыночным сегментам или по видам продукции. Особые способы декомпозиции применяются и в разработке программного обеспечения, например, по платформам или пользовательским сценариям. Если в вашей работе необходимо использовать именно такие методы, обратитесь к специальной литературе.
Вопросы
В каких случаях декомпозиция не нужна?
, нет смысла делить на части заурядные задачи, которые мы легко выполним и без декомпозиции. , нет смысла серьезно расписывать в условиях неопределенности или дефицита информации. В таких случаях достаточно запланировать только первый шаг.
Всегда ли декомпозиция полезна?
Нет, не всегда. В некоторых случаях она становится лишь очередным поводом для прокрастинации.
Например, человек решил заняться бегом. Но вместо того, чтобы просто начать бегать, он неделями выбирает себе спортивный костюм, кроссовки, составляет маршруты и подбирает подходящие треки для плеера.
В подобных ситуациях лучше отложить детальное планирование, определить первый шаг и начать действовать. Уже потом, если понадобится, можно внести в свои занятия улучшения.
Что делать, если я тщательно разделил цель на подзадачи, а план полностью сорвался? Например, из-за того, что я не предусмотрел какие-то важные нюансы?
Просто провести декомпозицию заново. В этом нет ничего страшного: корректировка планов — это нормальный рабочий процесс. Более того, полезно регулярно выполнять декомпозицию целей с чистого листа, с учетом полученного опыта и новых обстоятельств.
Что делать, если я распределил этапы по дням, но не уложился в сроки?
Если это единичный случай, просто сдвиньте сроки. Если такое повторяется постоянно, значит вы неверно оценили свои возможности или текущие обстоятельства. В этом случае пересмотрите свой план и выделите больше времени на прохождение этапов.
А что делать, если планы постоянно срываются?
В таких случаях лучше использовать одношаговую декомпозицию, то есть планировать лишь первоочередное действие.
Как разделить на подзадачи большую монотонную работу? Например, написание длинного текста, покраску забора, заполнение базы данных?
Такую работу удобнее делить не на подзадачи, а на различные временные отрезки. Воспользуйтесь, например, техникой Pomodoro.