Доля в авторском праве как договор заключать
Перейти к содержимому

Доля в авторском праве как договор заключать

Распоряжение исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности

Перечень объектов ИС (в ГК РФ они подразделены на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) довольно обширен и приведен в статье 1225 Гражданского кодекса. Нередко возникает необходимость воспользоваться этими результатами интеллектуальной деятельности или средствами индивидуализации. Например, разместить чужую фотографию на своем сайте, выпустить диск с набором определенных мелодий, поставить на изделие уже существующий товарный знак, поместить на обложку тетради чей-то рисунок и др. Однако любой объект ИС имеет своего владельца (правообладателя). И именно правообладателю принадлежит исключительное (оно же имущественное) право, которое дает возможность контролировать использование объекта ИС и получать доходы от его использования.

Прежде чем начать использование заинтересовавшего вас объекта ИС, необходимо выяснить, кому принадлежит имущественное право, и заключить соответствующий договор. Довольно часто правообладателем является именно автор, но нередко это может быть иное лицо (например, работодатель автора). Обладать исключительным правом на объект ИС могут и несколько лиц одновременно (например, соавторы).

Соблазн без разрешения воспользоваться результатом интеллектуальной деятельности довольно велик, однако это может повлечь административную, гражданскую и уголовную ответственность.

Имущественное право на тот или иной объект ИС содержит целый ряд различных правомочий. К примеру, исключительное право на объекты авторского права включает такие правомочия, как воспроизведение, распространение, импорт, перевод, переработку, прокат и пр. Например, для того, чтобы правомерно изготовить и продать экземпляр произведения (допустим, книги), необходимо обладать правомочиями по воспроизведению и распространению произведения.

С помощью договоров различной формы можно приобрести или получить в пользование как все правомочия сразу, так и часть из них, можно ограничить территорию или срок их использования. Договорная форма перехода исключительных прав защищает интересы и правообладателя, и того, к кому данное право переходит. Так, договор обеспечивает и гарантирует реализацию и охрану имущественных прав правообладателя (а в ряде случаев и личных неимущественных прав автора). Приобретатели исключительных прав в свою очередь получают права, которых нет у других лиц.

Довольно часто и сами предприниматели, выступая в качестве правообладателей (авторов) тех или иных объектов ИС, сталкиваются с нарушением их исключительного права со стороны других лиц. Например, фотограф, являющийся индивидуальным предпринимателем, разместив свои фотографии на собственном сайте, рискует тем, что они будут «украдены», то есть использованы без его разрешения и выплаты вознаграждения.

В связи с этим необходимо четко понимать, на что можно рассчитывать, являясь пользователем объектов ИС или их правообладателем, и какой договор лучше заключить, чтобы ваши интересы не пострадали. Попробуем разобраться в тонкостях различных видов договоров по распоряжению исключительными (имущественными) правами.

Виды договоров о распоряжении исключительным правом

Как известно, с 1 января 2008 года в связи с принятием части IV ГК РФ утратил силу ряд законов, регулирующих правоотношения в сфере интеллектуальной собственности. Практически все положения данных законов были включены в последнюю часть ГК РФ, претерпев серьезные изменения. В значительной степени это относится и к договорам о распоряжении исключительным правом на объекты ИС.

Надо сказать, что в ранее действующих «интеллектуальных» законах существовали различные варианты договоров о распоряжении исключительным правом на тот или иной объект ИС. Так, в авторском праве использовалось такое понятие, как «авторский договор», и все договоры подразделялись на договоры о передаче исключительных прав и договоры о передаче неисключительных прав. В патентном праве отношения по использованию объектов ИС регулировались договором о передаче исключительного права и лицензионным договором. В остальных случаях законодатель лишь упоминал о соответствующих договорах, не вдаваясь в их особенности.

Часть IV ГК РФ привела решение этого вопроса к общему знаменателю, предусмотрев единую систему договоров о распоряжении исключительным правом на любые объекты ИС, будь то товарный знак, фотография, изобретение или музыкальная композиция.

Данная часть ГК РФ состоит из главы, содержащей общие положения, и глав, посвященных определенным объектам ИС (например, объектам авторского права, патентам, товарным знакам и др.). Порядок передачи исключительных прав содержится как раз в общей части и применяется ко всем объектам ИС.

Так, ГК РФ предусматривает две основные договорные модели распоряжения исключительным правом на объекты ИС:

Справка

Еще один важный момент: в соответствии с п. 2 ст. 1233 ГК РФ к договорам, содержащимся в четвертой части ГК РФ, применяются общие положения о сделках (ст. 153–181 ГК РФ), о договорах (ст. 420–453 ГК РФ) и об обязательствах (ст. 307–419 ГК РФ). Исключение из данного общего правила может быть прямо установлено ГК РФ или вытекать из содержания или характера исключительного права. Например, не применяется пункт 3 статьи 424 ГК РФ, устанавливающий порядок определения цены товара в случае, если условие о цене отсутствует в самом договоре.

Договор об отчуждении (уступке) исключительного права

Таким образом, частично уступить или приобрести исключительные права невозможно. Более того, если в самом договоре прямо не указано на то, что исключительное право передается в полном объеме, договор будет признан лицензионным (п. 3 ст. 1233 ГК РФ).

Как следует из определения, стороны договора именуются как правообладатель и приобретатель.

Договор об отчуждении исключительного права должен быть заключен в письменной форме. Что касается государственной регистрации договора, то она обязательна, если объект ИС, исключительное право на который уступается, также подлежит государственной регистрации. Так, обязательной регистрации подлежат изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, товарные знаки. Программы для ЭВМ и базы данных могут регистрироваться по желанию автора, однако, если такая регистрация состоялась, то и договор в отношении программ для ЭВМ и баз данных подлежит регистрации.

Несоблюдение письменной формы или требования о государственной регистрации влечет недействительность договора.

Отметим существенные условия для данного договора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ существенными условиями любого договора являются:

К существенному условию, вытекающему из содержания статьи 1234 ГК РФ, относится условие о вознаграждении (если договор является возмездным).

При этом стороны вправе сами решить, выплачивается вознаграждение или нет. Однако если в договоре не будет прямо указано на то, что вознаграждение не выплачивается, то такой договор признается возмездным. И при отсутствии в возмездном договоре условия о размере вознаграждения (или порядке) его определения договор считается незаключенным (абз. 2 п. 3 ст. 1234 ГК РФ).

Вознаграждение может быть выплачено в виде:

С какого момента приобретатель становится «владельцем» исключительного права?

Исключительное право от правообладателя к приобретателю переходит:

а) в момент заключения договора об отчуждении исключительного права, если соглашением сторон не предусмотрено иное (например, в договоре может быть указан конкретный срок);

б) в момент государственной регистрации договора, если договор подлежит такой регистрации.

В случаях, когда нарушение не является существенным, правообладатель вправе требовать возмещения убытков в полном размере (т.е. реальный ущерб + упущенную выгоду).

Допустим, исключительное право еще не перешло к приобретателю. В этом случае при нарушении им обязанности выплатить в установленный договором срок вознаграждение правообладатель может:

Лицензионный договор

Заключив лицензионный договор, лицензиат сможет использовать объект ИС только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором. При этом совсем необязательно передавать право использования в полном объеме. Можно предоставить право использования объекта ИС определенным способом (например, напечатать фотографии, принадлежащие лицензиару, в рекламном проспекте лицензиата), ограничить срок действия исключительного права и (или) ограничить территорию использования исключительных прав.

Обратите внимание, что переданным считается только то право использования, которое прямо указано в договоре. Все правомочия, не указанные в договоре, остаются у правообладателя (лицензиара). При возникновении спора доводы одной из сторон о том, что какие-то условия подразумевались, но не были прописаны, а также ссылки на сложившуюся практику во взаимоотношениях сторон или обычаи делового оборота не будут учитываться судом.

Иными словами, все, что не разрешено делать лицензиату по лицензионному договору, запрещено.

Пример 2

Однако ГК РФ предусматривает возможность заключения лицензионного договора в устной форме. Это исключение сделано для лицензионного договора о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании (п. 2 ст. 1286 ГК РФ – издательский лицензионный договор).

К существенным условиям лицензионного договора относятся:

Срок, на который заключается лицензионный договор, не может превышать срок действия исключительного права на объект ИС. Если в договоре срок не определен, то договор считается заключенным на пять лет.

Условия о территории и сроке не являются существенными. В случае отсутствия данных условий в договоре действуют соответствующие положения статьи 1235 ГК РФ (т.е. если стороны не договорились об ином, будет считаться, что право использования объекта ИС передано на 5 лет с возможностью использования на всей территории РФ).

В случае прекращения исключительного права лицензионный договор прекращается независимо от воли сторон (например, истек срок действия исключительного права).

Допустим, срок лицензионного договора истек. Может ли бывший лицензиат продолжать использовать тот или иной объект ИС? Безусловно, делать этого не стоит, поскольку в данном случае налицо нарушение исключительного права, которое влечет имущественную ответственность, предусмотренную законом или договором. Нарушение исключительного права также будет иметь место, если во время действия лицензионного договора лицензиат начнет использовать объект ИС способом, не предусмотренным договором, либо за пределами прав, предоставленных лицензиату по договору.

Пример 3

Для владельцев тех или иных объектов ИС заключение лицензионного договора – одна из основных форм извлечения материальной выгоды от обладания исключительными правами, а в ряде случаев – и единственная возможность получения дохода. Например, правообладатель не может или не хочет самостоятельно использовать зарегистрированный товарный знак и передает его по лицензии. Что касается приобретателя лицензии, то и для него заключение подобного договора бывает крайне выгодно, поскольку нет необходимости тратить собственные средства на разработку нужного объекта ИС или заказывать такую разработку. И стоить лицензия будет дешевле, чем полная покупка исключительных прав на объект ИС.

Виды лицензионных договоров

Существуют следующие виды лицензионных договоров:

Пример 4

В частности, в п. 14 постановления отмечается, что лицензионный договор (независимо от вида такого договора) предполагает сохранение за правообладателем права самому использовать соответствующий объект ИС. Вместе с тем договором об исключительной лицензии может быть специально предусмотрено, что такое право за правообладателем не сохраняется.

В качестве своеобразного вида лицензионных договоров, характерных для объектов авторского права, является уже упомянутый издательский лицензионный договор (ст. 1287 ГК РФ). По этому договору издателю (лицензиару) предоставляется право использования произведения и, что важно, на него возлагается обязанность издать это произведение.

Свои особенности есть и у лицензионных договоров в отношении программ для ЭВМ и баз данных. Так, лицензионный договор может быть заключен путем присоединения каждого пользователя к лицензионному договору, условия которого изложены на приобретаемом экземпляре или на упаковке этого экземпляра. Начало использования программы для ЭВМ или базы данных означает согласие пользователя на условия лицензионного договора.

Исполнение лицензионного договора

Недостаточно только заключить лицензионный договор, необходимо его правильно исполнить. Так, ряд требований к исполнению лицензионного договора предусматривает статья 1237 ГК РФ.

Лицензиат обязан представлять правообладателю отчеты об использовании объектов ИС (в самом договоре можно предусмотреть иное). Если в договор такая обязанность включена, но условия о сроке и порядке предоставления отчетов отсутствуют, лицензиат обязан представлять отчеты по требованию правообладателя.

Данная обязанность возлагается на лицензиата с учетом того, что правообладатель заинтересован в надлежащем использовании объектов ИС, поскольку действия лицензиара могут нанести вред как деловой репутации правообладателя, так и его имущественным интересам. С помощью своевременных отчетов правообладатель сможет проконтролировать действия лицензиата. Кроме того, подобный контроль осуществляется и для обеспечения права правообладателя на получение вознаграждения по лицензионному договору.

Пример 5

Статья 1237 ГК РФ содержит ряд специальных норм, направленных на защиту правообладателей произведений науки, литературы или искусства, и правообладателей смежных прав в случае нарушений лицензионного договора. Так, при неисполнении лицензиатом обязанности выплатить вознаграждение по лицензионному договору указанные правообладатели могут в одностороннем порядке отказаться от лицензионного договора и потребовать возмещения убытков, причиненных расторжением такого договора.

Можно ли заключить договор об отчуждении исключительного права, если заключен лицензионный договор? Даже если заключен лицензионный договор, правообладатель вправе заключить с третьим лицом договор об отчуждении исключительного права, т.е. уступить это право другому лицу. Согласие лицензиата не требуется. В данном случае просто произойдет замена правообладателя (лицензиара), но все условия заключенного ранее лицензионного договора сохраняются (п. 7 ст. 1235 ГК РФ).

При этом правообладатель должен уведомить лицензиата о заключении такого договора, поскольку если лицензиат не был в письменной форме уведомлен о состоявшемся переходе прав к другому лицу, то риск вызванных неблагоприятных последствий несет новый правообладатель. Например, лицензиат не знал о смене правообладателя и не предоставил отчет новому правообладателю. В данной ситуации действия лицензиата будут признаны правомерными.

Сублицензионный договор

Допустим, был заключен лицензионный договор. Может ли лицензиат заключить еще один лицензионный договор и предоставить право использования объекта ИС третьему лицу? Статья 1238 ГК РФ подтверждает, что это возможно, и называет такой договор сублицензионным (соответственно, третье лицо будет называться сублицензиатом).

В целом, к сублицензионному договору применяются правила ГК РФ о лицензионном договоре с учетом следующих особенностей.

Заключение сублицензионного договора возможно только с письменного согласия правообладателя (лицензиара). Возможность выдачи сублицензии можно предусмотреть в лицензионном договоре (равно как и запрет на выдачу). При этом сублицензиату могут быть предоставлены права использования объекта ИС только в пределах тех прав и способов, которые предусмотрены лицензионным договором для лицензиата.

Срок сублицензионного договора может быть менее срока лицензионного договора или быть равным ему. Если срок превышает период действия лицензионного договора, сублицензионный договор считается заключенным на срок действия лицензионного договора.

Ответственность перед лицензиаром за действия сублицензиата несет лицензиат, если лицензионным договором не предусмотрено иное.

Принудительная лицензия

В ряде случаев, прямо предусмотренных ГК РФ, в судебном порядке по требованию заинтересованного лица ему может быть предоставлено право использования объекта ИС, исключительное право на которое принадлежит другому лицу (принудительная лицензия). Право использования предоставляется на условиях, которые должны быть указаны в решении суда (ст. 1239 ГК РФ).

Принудительная лицензия может иметь место только в отношении определенных результатов интеллектуальной деятельности, но не средств индивидуализации. При этом подразумевается, что лицензия в данном случае простая (неисключительная), т.е. правообладатель вправе предоставлять право использования и заключать договоры с иными лицами.

Случаи предоставления принудительной лицензии указаны в статьях 1298, 1362, 1405, 1423 ГК РФ. Например, если изобретение, полезная модель или промышленный образец не используются либо недостаточно используются патентообладателем в течение сроков, предусмотренных законом, и это приводит к недостаточному предложению соответствующих товаров, работ или услуг на рынке, неисключительная лицензия может быть принудительно получена любым лицом, желающим и готовым использовать такой объект (п. 1 ст. 1362).

Передача прав на произведение: как ИП работать с дизайнером, копирайтером, фотографом

Алексей Башук

Предприниматель заказывает у дизайнера логотип и оформляет с ним договор на оказание услуг. Через год дизайнер ставит предпринимателя перед фактом: использовать логотип нельзя, права на него он не передавал. Просит выкупить права и угрожает, что пойдет в суд за компенсацией.

Такой сценарий может случиться при заказе услуг фотографа, видеографа, копирайтера, программиста. Рассказываем, как предпринимателю обезопасить себя и оформить передачу прав на произведения.

Какие права может передать автор

У автора есть два вида прав на произведение: имущественные, личные, и неимущественные, исключительные. Личные права принадлежат только автору, и передать он их не может. Автор может распоряжаться только исключительным правом — имущественным.

Если предприниматель получает исключительное право, это значит, что никто, кроме него, не может использовать произведение без его разрешения.

Чем грозит отсутствие передачи прав

Со стороны предпринимателей чаще всего встречаются две ошибки:

  • работать с исполнителем без договора;
  • заключать типовой договор об оказании услуг или на выполнение работ.

Типовой договор об оказании услуг описывает сами услуги, сроки их оказания, порядок оплаты, но в большинстве случаев не описывает судьбу прав на произведение. Если заказчик не оформил передачу исключительных прав, у него появляются риски.

Конкуренты могут тоже использовать произведение. Исполнитель может продать свою работу повторно — например, конкурентам. Заказчик не сможет запретить конкурентам использовать эти произведения: исключительное право осталось у автора, он может использовать произведение по своему усмотрению и разрешать другим компаниям использовать его.

Предприниматель может лишиться разработок. Если автор работал над созданием программы и предприниматель не оформил передачу прав, все права остаются у автора.

Автор может потребовать компенсации. Автор может предложить компании выкупить права на его произведения. Если компания откажется, автор обратится в суд с требованием компенсации. По закону суд может взыскать компенсацию за нарушение исключительных прав на произведение в размере от 10 000 до 5 000 000 ₽.

Если исключительные права остались у автора, он может потребовать компенсацию даже спустя несколько лет.

ИП заказал фотосъемку товаров, а через три года выплатил фотографу 300 000 ₽ за нарушение авторских прав

Ситуация. Предприниматель занимается производством одежды. Он договорился с фотографом, что тот сделает фото одежды для каталога на сайте. Все обсудили по эл. почте. Фотограф сделал фотографии и отправил их предпринимателю. Предприниматель заплатил фотографу его гонорар — 10 000 ₽. Каждый выполнил, что обещал.

Через три года фотограф написал предпринимателю и потребовал удалить фотографии с сайта. Предприниматель не ответил на письмо, и фотограф подал иск в суд о нарушении авторских прав и потребовал компенсации.

Суд рассмотрел дело и обязал предпринимателя выплатить фотографу компенсацию 300 000 ₽.

Что не так. Предприниматель и фотограф не заключили договор и не описали, кому переходят исключительные права на фотографии. По закону все права на фото остались у автора — фотографа. В переписке стороны вроде как договорились об условиях работы, сроках и оплате, но не о передаче прав. А по закону договор на передачу прав должен быть заключен только в письменной форме. Если договора не было, значит, не было и передачи прав. Получается, предприниматель нарушил права фотографа.

Как оформить передачу прав

Есть три варианта, как предприниматель может оформить с автором передачу прав на произведение. Тип договора зависит от того, готово произведение или его еще нужно создать.

Если произведение готово, компания может получить исключительное право или право на использование этого произведения.

Договор об отчуждении исключительного права. Подходит, когда автор уже сделал произведение. Вы покупаете исключительное право на готовое произведение и можете использовать его в любых целях: для рекламы, на выставках, передавать другой компании. Теперь произведение только ваше, и никто другой не может пользоваться им без вашего согласия.

Договор о предоставлении права пользования. Предприниматель покупает у автора лицензию на использование готового произведения. Лицензия описывает, как предприниматель может использовать это произведение.

В этом случае исключительное право остается у автора. Компания покупает только право на использование в оговоренных договором пределах. Автор может продать лицензию нескольким компаниям, если в договоре с предпринимателем не будет условий, ограничивающих автора.

Если произведения еще нет и предприниматель просит автора его создать, они заключают договор авторского заказа.

Договор авторского заказа. Предприниматель заключает договор и дает автору техническое задание: что именно нужно создать и за какой срок. Автор создает произведение по этим требованиям и специально для предпринимателя.

В договоре на авторский заказ стороны устанавливают судьбу прав на то произведение, которое в итоге получится: получит ли предприниматель исключительное право или только право использования произведения.

Вне зависимости от типа договора есть несколько правил.

В договоре должно быть указано, на какое произведение автор передал или предоставил права. Многие предприниматели в таких договорах пишут просто «текст» или «фотографии». Потом, когда дело доходит до суда, выясняется, что из договора невозможно установить, на какой именно текст и на какие конкретно фотографии передавалось право. Поэтому самый надежный способ — подписать приложение к договору, в котором будут прямо напечатаны нужные фотографии или текст. Тогда всем будет понятно, на что именно передаются права по договору.

К договору нужно заключать акт приема-передачи произведения. В акте фиксируют, что автор передал или предоставил исключительные права, предприниматель заплатил деньги и получил произведение.

Пример акта приема-передачи исключительных прав на произведение Пример акта приема-передачи от автора иллюстраций заказчику

Для авторского заказа потребуется техническое задание. В техзадании заказчик описывает задачу, требования к произведению, его формат.

Если предприниматель хочет сотрудничать с автором постоянно, например заказывать в течение года статьи в блог, он может включить пункты о передаче исключительных прав в договор об оказании услуг.

Пункт о передаче исключительных прав на произведение в договоре Это один из пунктов о передаче исключительных прав в договоре для авторов Тинькофф Бизнеса. Банк получает исключительное право на статьи в день подписания акта

Важно понимать, что одного пункта о передаче прав в договоре недостаточно. В зависимости от компании и характера произведений условия передачи прав, обязанности сторон, описание произведений и их сдачи будут отличаться.

Договоры о передаче прав обычно составляют с профильным юристом. Конечно, в интернете можно найти типовые шаблоны, но едва ли они будут учитывать обстоятельства конкретной сделки.

Для одной компании автор может ограничить права на использование: разрешает использовать произведение только на сайте компании и на определенный срок. Для другой — запрещает использовать произведение за рубежом. Использование произведения в портфолио, возможность внесения изменений в произведение, порядок согласования таких изменений, правила указания имени автора и десятки других обстоятельств зависят от договоренностей между автором и предпринимателем в их конкретной ситуации.

Еще нужно учитывать судебную практику. Например, если автор хочет передать предпринимателю права на тысячу фотографий, которые отправит ему ссылкой на облако, то нужно почитать решения судов и выяснить, признают ли суды такую передачу надлежащей, позволяет ли она потом в случае спора установить, какие именно произведения передавались. Чтобы договор действительно мог помочь в конфликтной ситуации, положения в договоре нужно заранее написать с учетом этих судебных решений. Сделать это правильно сможет только юрист.

Читайте новости в Telegram

Разборы юристов, полезные статьи о бизнесе и личный опыт предпринимателей

Читать Telegram

Авторский договор: учитываем особенности

Авторский договор традиционно определялся как самостоятельный вид гражданских договоров, предназначенный для оформления отношений, связанных с использованием охраняемых авторским правом произведений науки, литературы и искусства.

В современном законодательстве Беларуси авторский договор утратил статус самостоятельного договорного типа, став разновидностью лицензионного договора. Тем не менее ряд особенностей, связанных с регулированием отношений сторон в рамках авторского договора, обусловливает необходимость исследования данного договора как самостоятельного правового явления.

Место авторского договора в системе гражданских договоров

Произведения науки, литературы и искусства являются объектами интеллектуальной собственности, в отношении которых действует исключительное право правообладателя. Это право автора использовать произведение по своему усмотрению в любой форме и любым способом <*> . Иное лицо может приобрести право использования охраняемого произведения на основании договора. При этом традиционной договорной конструкцией, оформляющей предоставление автором другому лицу права использования произведения определенным способом (способами) в течение определенного срока, является авторский договор.

Следует отметить, что с развитием законодательства менялось правовое регулирование авторского договора. ГК 1964 года содержал подробную регламентацию авторских договоров. Авторские договоры разделялись на 2 типа <*> :

1) авторский договор о передаче произведения для использования;

2) авторский лицензионный договор.

Авторский договор о передаче произведения для использования подразделялся на разновидности, предопределенные способами использования произведения: издательские, постановочные, сценарные, договоры художественного заказа, договоры об использовании в промышленности неопубликованных произведений декоративно-прикладного искусства, договор о депонировании рукописи и т.п. <*> . Классификация авторских договоров в зависимости от вида используемого произведения была подкреплена утверждением соответствующих типовых авторских договоров. Типовые договоры имели особое значение, поскольку в случае, если условия заключенного с автором договора ухудшали положение автора по сравнению с положением, установленным в законе или типовом договоре, они признавались недействительными и заменялись условиями, установленными законом или типовым договором. Особенностью конструкции авторского договора было то, что он мог включать обязательства как по использованию произведения, так и по его созданию. Так, по авторскому договору о передаче произведения для использования автор или его правопреемник передает либо автор обязуется создать и в установленный договором срок передать произведение организации для использования обусловленным по договору способом <*> .

В Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 года авторский договор был определен как договор, по которому автор обязан создать в соответствии с договором и передать заказанное произведение для использования, а пользователь обязан использовать или начать использование произведения предусмотренным договором способом и в определенный срок и уплатить автору определенное договором вознаграждение.

С принятием Закона об авторском праве связано существенное изменение правового регулирования авторских договоров. Авторский договор был определен как договор, по которому осуществляется передача имущественных авторских прав <*> . При этом авторский договор использовался как универсальная договорная конструкция, применяемая независимо от того, кто выступал в качестве обладателя авторского права. В законе об авторском праве в редакции 1998 года законодатель уточнил, что по авторскому договору передаются не авторские права, а права автора, тем самым ограничив сферу применения авторского договора только случаями его заключения непосредственно с автором произведения <*> .

Действующий закон исходит из узкого понимания авторского договора как договора, заключаемого непосредственно с автором произведения. Отношения с иными, кроме автора, правообладателями по предоставлению права использования охраняемого произведения на определенный срок строятся на основании лицензионного договора.

Авторский договор определяется как разновидность лицензионного договора, который при этом имеет особенности в субъектном составе, наборе существенных условий и форме, в которой он может заключаться <*> . Авторский договор определен как «лицензионный договор, в котором в качестве лицензиара выступает автор произведения» <*> . Одновременно законодатель устанавливает, что к авторскому договору применяются правила о лицензионном договоре <*> . Это означает, что правила о лицензионном договоре носят субсидиарный характер и регулируют отношения сторон по авторскому договору лишь в той части, в которой они не урегулированы специальными нормами, посвященными авторскому договору.

Поскольку авторский договор определен как разновидность лицензионного договора, необходимо несколько слов сказать о последнем. Включенные в Закон об авторском праве нормы, посвященные лицензионному договору, повторяют определения самого договора, а также его разновидностей (исключительная и неисключительная лицензии), приведенные в ГК <*> .

Так же как и в ГК, в Законе об авторском праве называются две разновидности лицензионного договора: договор исключительной лицензии и договор неисключительной лицензии. Различие между ними состоит в объеме прав, приобретаемых лицензиатом на основании заключенного договора.

Разновидности лицензионного договора <*> :

1) договор исключительной лицензии.

При заключении договора исключительной лицензии лицензиар предоставляет лицензиату право использования объекта авторского права определенным способом в пределах, установленных договором, при этом лицензиар не имеет права использовать и разрешать другим лицам использование объекта в части, предоставленной лицензиату, но сохраняет право использовать и разрешать другим лицам использование объекта в части, которая не предоставлена лицензиату. Данное определение сложно назвать удачным, поскольку в нем акцент сделан на ограничении лицензиара в возможности использовать и разрешать использование произведения в той части, в которой такое право предоставлено лицензиату. Если определять суть данного вида лицензионного договора с точки зрения права, приобретаемого лицензиатом, то такой договор предоставляет лицензиату исключительное (монопольное) право использования произведения определенными договором способами в течение определенного договором срока;

2) договор неисключительной лицензии.

При заключении договора неисключительной лицензии лицензиар предоставляет лицензиату право использования объекта авторского права с сохранением за лицензиаром права использования объекта и права выдачи лицензии другим лицам. Соответственно неисключительная лицензия не предоставляет лицензиату права монопольного использования произведения. При этом если в лицензионном договоре не предусмотрено иное, то лицензия предполагается неисключительной.

Закон об авторском праве также дублирует нормы ГК, относящиеся к сублицензионному договору. Заключение лицензиатом сублицензионного договора возможно лишь в случае, если это прямо предусмотрено лицензионным (авторским) договором, и в пределах полномочий, предоставленных лицензиату данным договором <*> .

Виды авторского договора

В современном авторском праве Беларуси отсутствует выделение видов авторского договора в зависимости от жанра произведения и способа его использования (издательский, сценарный, постановочный и т.п.). Единственным критерием, используемым в законодательстве для выделения видов лицензионного договора, является объем прав, предоставляемых по договору лицензиату.

В отличие от ранее действовавшего законодательства, в котором говорилось о возможности заключения авторского договора о передаче исключительных имущественных прав, а также авторского договора о передаче неисключительных имущественных прав, действующий Закон не называет возможные виды авторского договора. Однако применение к авторскому договору правил о лицензионном договоре означает, что авторский договор может заключаться либо по модели исключительной лицензии, либо по модели неисключительной лицензии.

При заключении авторского договора по модели исключительной лицензии лицензиат на время действия договора приобретает исключительное право использовать произведение способом (способами), определенным договором. При этом лицензиат, заключивший такой договор, становится правообладателем и в этом качестве может защищать полученные по договору права в отношении третьих лиц и самого автора. Безусловно, заключение авторского договора по модели исключительной лицензии не допускает возможности для автора заключать аналогичные договоры с третьими лицами.

При заключении авторского договора по модели неисключительной лицензии лицензиат приобретает право использования произведения определенным способом (способами) наряду с самим автором и третьими лицами, с которыми автор может заключить аналогичные договоры.

Юридическая характеристика авторского договора. Существенные условия

Авторский договор можно определить как консенсуальный, взаимный, который при этом может быть как возмездным, так и безвозмездным <*> .

Авторский договор по определению является консенсуальным, поскольку заключается по поводу распоряжения исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, которые в силу абз. 5 ст. 128 ГК отграничены от вещей и иного имущества.

Авторский договор является взаимным, поскольку у каждой из сторон есть как права, так и обязанности в отношении другой стороны договора.

Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. При этом существенными являются: условия о предмете договора; условия, которые названы в законодательстве как существенные; условия, признаваемые существенными по заявлению любой из сторон <*> .

Условие о предмете авторского договора

Предметом авторского договора можно определить конкретные способы использования произведения <*> .

Способы использования произведения перечислены в ч. 2 п. 2 ст. 16 Закона об авторском праве.

Перечень способов является открытым, поскольку в нем упоминаются и «иные возможные способы использования произведения». Это означает, что стороны, формулируя условия заключаемого авторского договора, могут определять и иные способы использования, которые неизбежно появляются с развитием технологий.

Для определения предмета договора необходимо также определить произведение, которое будет использоваться на основании договора. На практике определение произведения, составляющего предмет заключаемого договора, предполагает необходимость его идентификации (в частности, текст произведения может прилагаться к договору в качестве его неотъемлемой части).

Если подходить к определению предмета авторского договора с точки зрения теории правоотношений, которые возникают на его основании, его необходимо определять через категорию «предоставление исключительного права на произведение». Признаваемое за автором исключительное право на произведение означает право использовать произведение «в любой форме и любым способом». Это означает, что изначально только автор может осуществлять любые действия, связанные с использованием произведения. Любое иное лицо, желающее получить возможность осуществлять такие же действия, получает ее в виде права использования произведения. Участвующим в обороте объектом гражданских прав является не произведение как нематериальный объект, а исключительное право на него. Поэтому с точки зрения теории двухобъектного предмета гражданского договора (объект первого рода — действие стороны договора в отношении объекта второго рода — определенного блага) более корректным будет определить в качестве предмета авторского договора обязательство лицензиара предоставить лицензиату исключительное право на произведение в определенном объеме и на определенный срок. Такой подход не исключает возможности заключения авторского договора по модели неисключительной лицензии, при этом его предметом также будет исключительное право, только в ограниченном виде — без негативной составляющей, позволяющей запрещать осуществление действий по использованию произведения третьим лицам, а также защищать исключительное право в случае его нарушения.

При определении предоставляемого исключительного права определяются пределы его осуществления лицензиатом, что выражается как в определении типа договора (исключительная или неисключительная лицензия), так и в определении конкретных способов использования произведения. Выполнение требования законодателя определять в авторском договоре конкретные способы использования произведения означает, что стороны определяют объем предоставляемого лицензиату исключительного права с точки зрения сферы его осуществления.

Следует обратить внимание на то, что обязательства, связанные с созданием произведения, не входят в предмет авторского договора. Отношения сторон, включающие создание и последующее предоставление права использования созданного произведения, по мнению законодателя, должны охватываться специальной договорной конструкцией — договором о создании и использовании объекта авторского права <*> . Однако нормы закона, регулирующие данный договор, имеют существенные недостатки:

— не урегулированы отношения сторон в процессе создания произведения;

— обязательства по созданию произведения и обязательства по его использованию не связаны в единое правоотношение.

Условие о сроке, на который предоставляется право

В отличие от лицензионного договора, для которого условие о сроке, на который предоставляется право, является существенным, для авторского договора данное условие существенным не является.

Срок, на который может быть передано право использования произведения, максимальным пределом не ограничен. Это означает, что лицензиат может на основании заключенного авторского договора приобрести право использования произведения на весь срок действия авторского права.

Условие о территории, на которой может осуществляться предоставляемое право

Также не является существенным условие о территории, на которой может осуществляться предоставляемое право. Это объясняется следующим:

— законодатель прямо оговаривает, что в авторском договоре могут отсутствовать условия о сроке его действия и территории, на которой допускается использование произведения <*> ;

— законодатель устанавливает презюмируемые условия договора, которые действуют в случае, если в авторском договоре отсутствуют условия о сроке его действия или о территории использования произведения. При отсутствии в договоре условия о территории таковой является территория Республики Беларусь <*> . При отсутствии в договоре условия о сроке его действия такой договор может быть расторгнут автором по истечении 3 лет с даты заключения, если лицензиат будет письменно уведомлен об этом не менее чем за 3 месяца до расторжения договора <*> . Несмотря на использованный законодателем термин «расторжение договора», в данном случае, очевидно, речь идет о возможности одностороннего отказа автора от договора <*> .

Условие о размере авторского вознаграждения, порядке и сроках его выплаты

Особенностью действующего Закона является признание законодателем возможности заключения авторского договора на безвозмездной основе. Это следует из применяемых к авторскому договору правил о лицензионном договоре, в соответствии с которыми лицензионный договор только предполагается возмездным <*> .

Если стороны определяют заключаемый авторский договор как возмездный, он должен содержать условие о размере авторского вознаграждения или порядке его определения за каждый способ использования произведения, а также условие о порядке и сроках его выплаты. Несмотря на то что авторский договор определяется как разновидность лицензионного договора, для него установлены специальные правила, в силу которых его стороны не могут ограничиться предполагаемой возмездностью, а должны договориться о размере вознаграждения. Поэтому для авторского договора существенным условием будет являться альтернативное условие либо о размере и порядке выплаты вознаграждения, либо о безвозмездности договора. Как следствие, авторский договор, не содержащий условия о его безвозмездности и при этом не содержащий условий о размере и порядке выплаты авторского вознаграждения, должен признаваться незаключенным.

Таким образом, к числу существенных условий авторского договора необходимо отнести условие о предмете, а также альтернативное условие либо о размере, порядке и сроках выплаты авторского вознаграждения, либо о безвозмездности договора.

Законодательством об авторском праве предусмотрено требование определять максимальное количество воспроизводимых экземпляров произведения в том случае, если вознаграждение в договоре определяется в виде фиксированной суммы <*> . Данное требование относится к авторским договорам, предусматривающим воспроизведение, т.е. «…изготовление, в том числе тиражирование одного или более экземпляра объекта авторского права… в любой объективной форме в электронном средстве или на другом материальном носителе» <*> . При этом условие о максимальном количестве экземпляров становится существенным и при отсутствии договоренности сторон. По данному условию авторский договор должен признаваться незаключенным.

Личные неимущественные права автора

При определении условий авторского договора особое внимание следует обратить на соблюдение личных неимущественных прав автора:

Право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, вымышленным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно). Решение о том, как будет обозначено авторство произведения, может быть принято только автором, а авторский договор должен закрепить данное решение <*> .

2. Право на неприкосновенность произведения.

Право, обозначающее, что без согласия автора не допускается внесение в его произведение любых изменений, сокращений и дополнений. Это означает, что любое изменение (сокращение, редактирование, дополнение иллюстрациями, предисловиями или послесловиями и т.п.) должно быть согласовано с автором. В свою очередь, это требует от лицензиата предусмотреть в авторском договоре механизм согласования с автором возможных правок, вносимых в его произведение при использовании. При этом само определение права автора на неприкосновенность произведения дает основание говорить о том, что автор в авторском договоре может дать предварительное согласие на внесение лицензиатом определенных изменений в используемое произведение <*> .

Условие об авторском вознаграждении

Основное отличие норм Закона, посвященных авторскому вознаграждению, от норм ранее действовавшего законодательства состоит в следующем. Ранее законодательство требовало того, чтобы определяемые в авторском договоре ставки авторского вознаграждения не были ниже минимальных ставок, устанавливаемых Совмином <*> . Действующий Закон предусматривает, что размер авторского вознаграждения не может быть ниже размера, устанавливаемого Совмином <*> . Приведенная норма сформулирована таким образом, что независимо от способа определения авторского вознаграждения в договоре (фиксированная сумма, процент от дохода лицензиата и т.п.) автор должен в результате получить вознаграждение, размер которого будет не меньше, чем законодательно определенный минимальный размер. Таким образом, указанная норма о гарантированном минимальном авторском вознаграждении становится реально действующей.

В настоящее время минимальные размеры авторского вознаграждения определяются следующими постановлениями Совмина:

1) постановлением Совмина от 29.11.2011 N 1610.

Основной сферой применения является книгоиздательская деятельность.

Определяет минимальные ставки авторского вознаграждения:

— за опубликование произведений науки, литературы и искусства;

— опубликование нотных изданий;

— опубликование составных произведений;

— опубликование переведенных произведений;

— воспроизведение в печати художественно-графических произведений и фотографий;

2) постановлением Совмина от 29.11.2011 N 1609.

Особенностью является то, что установленные им минимальные ставки вознаграждения за использование произведений в составе спектаклей, за использование музыкальных произведений путем публичного исполнения, а также за воспроизведение музыкальных произведений в записи и за сдачу в прокат экземпляров музыкальных произведений применяются только в отношениях между пользователями и организациями по коллективному управлению;

3) постановлением Совмина от 13.11.2012 N 1039.

Определяет минимальные ставки авторского вознаграждения за создание литературных сценариев, оригинальной музыки и текстов песен для кино- и видеофильмов, а также за использование кино- и видеофильмов;

4) постановлением Совмина от 15.02.2008 N 210.

Устанавливает минимальные ставки авторского вознаграждения за создание литературных сценариев, оригинальной музыки и текстов песен для кино- и видеофильмов, а также за использование кино- и видеофильмов.

Отдельно следует остановиться на анализе нормы п. 2 ст. 45 Закона об авторском праве, требующей определять вознаграждение в авторском договоре за каждый способ использования произведения. Указанная норма корреспондирует с нормой, согласно которой автор имеет право на получение авторского вознаграждения за каждый способ использования произведения <*> . Однако данная норма определена как диспозитивная и допускает возможность определить иное в договоре. Кроме того, следует сказать о том, что не исключается возможность определения единой суммы вознаграждения одновременно за несколько определенных в договоре способов использования произведения. Исключение составляют те случаи, когда в отношении определенных способов использования произведения законодательством установлены минимальные размеры вознаграждения, а сам заключаемый авторский договор определен сторонами как возмездный.

Принципиально новая норма, связанная с возможным заключением лицензиатом сублицензионного договора, изложена в п. 5 ст. 45 Закона об авторском праве. Суть ее состоит в том, что при заключении сублицензионного договора должны учитываться имущественные интересы автора. Из анализа приведенной нормы можно сделать следующие выводы:

1. В авторском договоре, предусматривающем возможность заключения сублицензионного договора, должно быть оговорено условие о размере дополнительного вознаграждения для автора. При этом стороны могут предусмотреть, что такое дополнительное вознаграждение автору не выплачивается.

2. Дополнительное вознаграждение не может быть меньше вознаграждения, которое должен выплачивать автору за такой же способ использования сам лицензиат, если только иное не будет прямо установлено авторским договором. Иными словами, условие о размере вознаграждения, определенное в авторском договоре, автоматически распространяется на использование произведения третьим лицом на основании сублицензионного договора. Даная норма является диспозитивной и не применяется в случае, если в авторском договоре будет прямо предусмотрено, что автор не имеет права на получение такого дополнительного вознаграждения.

3. Лицом, обязанным выплачивать дополнительное вознаграждение, является лицензиат.

Форма авторского договора

Авторский договор, будучи разновидностью лицензионного договора, должен заключаться в письменной форме <*> . Несоблюдение письменной формы авторского договора влечет последствия, предусмотренные п. 1 ст. 163 ГК. При этом о недействительности самой сделки речь не идет.

Особенностью авторского договора является то, что при использовании произведения в периодической печати допускается его заключение в устной форме <*> . Согласно п. 14 ст. 1 Закона о средствах массовой информации печатное средство массовой информации — это газета, журнал, бюллетень, другое издание, имеющие постоянное название, порядковый номер, сквозную нумерацию страниц и выходящие в свет не реже одного раза в шесть месяцев. Как отмечается в юридической литературе, подобное исключение обусловлено только одним доводом — необходимостью оперативности публикации.

Развитие современных технологий приводит к тому, что устная форма авторского договора становится крайне востребованной и в других сферах использования произведений. В первую очередь это касается интернет-изданий, которые постепенно приходят на смену традиционным печатным средствам массовой информации. Использование произведений в сетевых информационных ресурсах имеет ту же специфику, что и в периодических печатных изданиях. Поэтому абсолютно обоснованным было бы использование устной формы авторского договора и в этой сфере. Однако норма п. 6 ст. 45 Закона об авторском праве не подлежит расширительному толкованию. Размещение произведения на интернет-сайте периодического издания, распространение на прилагаемых к периодическому изданию компакт-дисках, включение произведения в библиотечку, издаваемую редакцией периодического издания, и т.п. требуют заключения авторского договора в письменной форме.

Ответственность сторон по авторскому договору

Законодательство об авторском праве является частью гражданского законодательства, поэтому в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по авторскому договору стороны должны нести гражданско-правовую ответственность.

Закон об авторском праве не содержит норм, определяющих особенности ответственности сторон в случае нарушения обязательств по авторскому договору. Таким образом, вопрос об ответственности решается путем отсылки к общим нормам гражданского законодательства. Объем ответственности как автора, так и лицензиата должен определяться в соответствии с правилами гл. 25 ГК. При этом ключевой является норма, предусматривающая в качестве общего правила ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств при наличии вины, а для лица, нарушившего обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, — освобождение от ответственности в том случае, если будет доказано, что надлежащее исполнение обязательства невозможно вследствие непреодолимой силы, если иное не будет вытекать из законодательства или не будет предусмотрено договором <*> .

Особое внимание при определении оснований для гражданско-правовой ответственности сторон авторского договора следует уделить обязательству автора предоставить лицензиату право использования произведения, свободного от притязаний третьих лиц. Данное обязательство может охватывать обязанность автора предоставить лицензиату для использования произведение, созданное личным творческим трудом. Для случаев заключения авторского договора по модели исключительной лицензии принципиально важным является обязательство автора не заключать во время действия договора договоров, имеющих такой же предмет, с третьими лицами, а также гарантировать лицензиату отсутствие ранее заключенных договоров.

Ответственность в рамках авторского договора имеет особенности в том случае, когда на стороне автора выступает несколько лиц — соавторов. Исходя из неделимости предмета обязательства по авторскому договору в качестве общего правила следует применять принцип солидарной ответственности, если иной объем ответственности каждого из соавторов не определен в договоре.

Ответственность за нарушение договорных обязательств следует отграничивать от внедоговорной ответственности, основанием для которой является выход лицензиата за установленные договором пределы использования произведения (например, использование произведения не обусловленным в договоре способом, использование произведения за пределами установленных территории или срока использования, превышение установленного в договоре тиража экземпляров произведения и т.п.). В этом случае действия пользователя должны рассматриваться как нарушение авторского права и влечь применение установленных законом мер ответственности.

Доля в авторском праве как договор заключать

Содержание:

  • Что такое интеллектуальные права?
  • Какими бывают эти права?
  • Как передать права другому человеку или организации?
  • Что делать, если авторов несколько?
  • Как правильно оформить договор?
  • Какие существуют риски?

Что такое интеллектуальные права?

Вы создаете логотип, пишете статью, код или картину маслом, делаете подсвечник из дерева — это ваша интеллектуальная собственность.

То есть в эту категорию попадает все, для создания чего человек использовал свой интеллект: здесь нет ограниченного перечня объектов. К тому же неважно, в какой среде существует продукт — в цифровой или аналоговой.

Когда вы заканчиваете работу над логотипом, дописываете статью, снимаете последнюю стружку с подсвечника, у вас появляются интеллектуальные права. Иными словами, права на результаты интеллектуального труда, на которые распространяется отдельное правовое регулирование.

Какими бывают эти права?

Имущественные права

Автор может продать и передать имущественные интеллектуальные права либо по желанию, либо в силу договоров, которые устанавливают требования по обращению с этим видом прав.

Главное среди имущественных прав — исключительное. Того, кто обладает таким правом, называют правообладателем. У него есть возможность распоряжаться этим объектом любым способом, а также запрещать или разрешать использовать его другим людям и организациям.

Например, когда иллюстратор создает изображение, он автоматически становится правообладателем. Он может публиковать его на разных площадках, продавать его печатные копии и т. п.

Однако если кто-то сделает то же самое без договоренности с автором или без ссылки на источник, его возможно призвать даже к уголовной ответственности.

Неимущественные права

Неимущественные права связаны непосредственно с человеком, который создал некое произведение.

  • Право авторства — возможность признаваться автором статьи, книги и любой другой интеллектуальной собственности.
  • Право на авторское имя — право использовать или разрешать иным лицам использовать произведение под собственным именем, псевдонимом или анонимно.
  • Право на неприкосновенность произведения — запрещать кому бы то ни было редактировать или дополнять произведение.

Личные неимущественные права нельзя передать иным лицам, если только речь не о завещании после смерти автора.

Как передать права другому человеку или организации?

Автор может распоряжаться исключительным правом на произведение по собственному усмотрению (за деньги или бесплатно). Чтобы передать его кому-то, нужно оформить один из трех типов договоров:

  • Договор отчуждения
  • Лицензионный договор

Здесь речь о временной передаче прав с возможным ограничением по тиражу, географии или другим признакам — все зависит от договоренности автора и заказчика.

Иллюстратор может продать лицензию для печати 100 экземпляров своего изображения или для его использования в конкретном проекте. При этом исключительное право остается у него, и он может продать лицензию еще кому-то.

  • Открытая лицензия (Creative Commons)

По сути, это передача произведения в общее пользование, но с соблюдением условий, которые определяет автор.

Те же иллюстраторы чаще всего разрешают использовать свои работы кому угодно с указанием авторства. Бывает так, что изображения запрещают редактировать и эксплуатировать в коммерческих целях.

Возможны разные варианты, но такой тип лицензии бесплатный для широкого круга людей.

Что делать, если авторов несколько?

Иногда над произведением работают несколько человек. Предположим, двое могут писать один текст. В этом случае они — соавторы, и каждый из них может распоряжаться произведением по своему усмотрению, если они не установили между собой определенные условия.

Об этом можно договориться в процессе работы или после создания. У каждого из соавторов есть возможность отчуждать свое право.

Однако бывают и исключения: когда соавторы отвечают за разные элементы в произведениях, например, в видеороликах или музыкальных треках. В таких случаях для передачи интеллектуальных прав нужно получить согласие всех соавторов.

Как правильно оформить договор?

Автор и заказчик могут заключить один из трех видов договоров: услуга, подряд или авторский заказ. Чтобы защитить себя от рисков и не потерять деньги, важно не перепутать их.

Услуга

К услугам относится работа, результат которой нельзя потрогать руками: реклама, маркетинг, SEO, организация ивентов и др. Или результат неотделим от процесса, к примеру, уборка.

Исполнитель лично оказывает услугу заказчику. Если он хочет привлечь кого-то для помощи, то должен согласовать это с клиентом и зафиксировать в договоре. Принимается услуга по акту, который нужен для оплаты.

Права исполнителя Права заказчика
Если не удалось оказать услугу из-за заказчика, исполнитель получает полную оплату. Клиент может отказаться от услуги в любой момент. В этом случае он оплачивает исполнителю только фактические расходы.
Клинер приехал, ему не открыли дверь — клиент должен оплатить уборку. Клиент отменил уборку, но клинер уже выехал. Ему нужно оплатить только расходы на проезд.
При непредвиденных обстоятельствах исполнитель получает оплату фактических расходов. За некачественную услугу клиенту возвращают оплату, компенсируют убытки или моральный вред.
Клинер приехал, а в здании отключили воду — ему должны оплатить дорогу. Клинер приехал на два часа позже, компания вернула клиенту 6% от стоимости услуги.

Подряд

По договору подряда клиент получает материальный результат: сайт или программу, ремонт квартиры, сшитый на заказ костюм и т. д. Как и в случае услуги, результат принимается по акту — заказчик подписывает его и переводит оплату.

В чем особенности договора? В нем всегда прописаны сроки — иначе он недействителен. Исполнитель может привлекать для выполнения заказа субподрядчиков, если клиент не запрещает это в договоре. Перечень работ и результатов прописаны в техническом задании.

После того, как клиент принимает результат и подписывает акт, он становится правообладателем сайта, фотографии, программы и т. п.

Права исполнителя Права заказчика
Исполнитель может не отдавать клиенту результат работы, пока тот полностью не оплатит ее. Клиент может отказаться от услуг исполнителя в любой момент, но он должен заплатить за проделанную работу.
Ателье может не отдавать костюм, пока клиент не заплатит за него. Исполнитель выровнял стены в ванной, заказчик не захотел работать с ним дальше и заплатил только за этот этап работы.
Исполнитель может прекратить работу, если клиент не выполняет свою часть обязательств. И получить оплату за то, что уже сделал. Клиент может потребовать исправить недостатки или вернуть ему деньги в течение гарантийного срока.
Хозяин квартиры уехал и не оставил прорабу ключи. Исполнитель отказался продолжать работу и получил оплату за плитку в ванной, которую строители уже положили. Через месяц после ремонта в квартире отклеились обои. Экспертиза выяснила, что работа проводилась не по ГОСТу, подрядчик вернул деньги.
За некачественную услугу клиенту возвращают оплату, компенсируют убытки или моральный вред — как в предыдущем пункте.

Авторский заказ

Договор на авторский заказ заключают только с физическими лицами, в результате труда которых получается уникальный результат. Это может быть пишущий статью копирайтер, разрабатывающий логотип дизайнер, фотограф и др.

Как и в предыдущем случае, в договоре всегда прописывается срок выполнения работы. После того, как произведение готово, на него возникает исключительное право пользования.

Передать его можно двумя способами, о которых мы уже говорили — договор отчуждения или лицензионный договор. При этом исполнитель сохраняет право называться автором.

Права исполнителя Права заказчика
Если исполнитель не успевает закончить работу вовремя, то может доделать заказ в течение ¼ части срока без штрафов. Клиент не должен платить исполнителю, если не получил результат вовремя.
Исполнитель отвечает за просрочку и плохое качество только в рамках реального ущерба — клиент не может требовать с него упущенную прибыль. Клиент выбирает исполнителя, опираясь на его компетенции (творчество). Поэтому исполнитель не может передать работу на субподряд.

Какие существуют риски?

В каких случаях нужно задумываться о передаче прав? Если исполнитель думает, что может получить деньги за результаты своей работы. В противном случае неизбежны риски для обеих сторон.

  • Для заказчика. Если клиент не заключит договор, чтобы получить имущественные права на свой заказ, правообладатель, то есть исполнитель, может подать в суд и выиграть его.
  • Для исполнителя. Тут все очевидно — потеря денег. Нередки случаи, когда еще до заключения договора исполнитель предлагает заказчику несколько концепций в качестве примеров. Клиент отказывается, а автор потом видит свою работу на каком-то сайте.

Только стратегический подход к интеллектуальной собственности может обезопасить как заказчика, так и исполнителя. Ключ к этому — понимание основ интеллектуальных прав.

Фото на обложке: Shutterstock / Cagkan Sayin

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *