АНАЛИЗ РОЛИ ЭКОНОМИСТА В ОБЛАСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»
Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Турсумбай И.Г., Кошербаева Л.К.
Одним из последствий осуществления медицинской деятельности в разнообразных хозяйственных формах является изменение экономического положения работников здравоохранения . От количества и качества их труда зависит экономический результат деятельности лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) в целом. В статье приводится сравнительный анализ занимающихся подготовкой экономистов в области здравоохранения по различным критериям. Подчеркивается необходимость непрерывного совершенствования подготовки управленческих кадров в области экономики здравоохранения в современных условиях развития общества.
Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Турсумбай И.Г., Кошербаева Л.К.
ANALYSIS OF THE ROLE OF THE ECONOMIST IN PUBLIC HEALTH
One of the consequences of the implementation of medical activities in various economic forms is a change in the economic situation of health care workers. The number and quality of their work depends on the economic result of the activities of medical and preventive institutions (LPU) as a whole. The article presents a comparative analysis of the health economists who are engaged in training according to various criteria. The necessity of continuous improvement of training of managerial personnel in the field of health economics in the modern conditions of society development is emphasized.
Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РОЛИ ЭКОНОМИСТА В ОБЛАСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»
Казахский национальный медицинский университет имени С.Д.Асфендиярова коБЬегЬавуа. 1@ка1и т и. к1
АНАЛИЗ РОЛИ ЭКОНОМИСТА В ОБЛАСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Резюме. Одним из последствий осуществления медицинской деятельности в разнообразных хозяйственных формах является изменение экономического положения работников здравоохранения. От количества и качества их труда зависит экономический результат деятельности лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) в целом. В статье приводится сравнительный анализ занимающихся подготовкой экономистов в области здравоохранения по различным критериям. Подчеркивается необходимость непрерывного совершенствования подготовки управленческих кадров в области экономики здравоохранения в современных условиях развития общества. Ключевые слова: организация, здравоохранение,управленческие кадры, экономическая специальность.
Одним из следствий осуществления оздоровительной деятельности в различных экономических формах является изменение экономического положения медицинских работников. Количество и качество их работы зависит от экономических результатов деятельности лечебно-профилактических
учреждений (ЛПУ) в целом. В данной статье представлен сравнительный анализ экономистов здравоохранения, прошедших подготовку по различным критериям. Подчеркивается
необходимость постоянного совершенствования подготовки управленческих кадров в области экономики здравоохранения в современных условиях развития общества.
Экономические исследования в области здравоохранения предоставляют информацию лицам, принимающим решения, для эффективного использования имеющихся ресурсов для максимизации пользы для здоровья. Экономическая оценка является одной из составляющих экономики здравоохранения и инструментом для сравнения затрат и последствий различных вмешательств. Оценка технологий здравоохранения — это метод экономической оценки, который хорошо адаптирован развитыми странами. Традиционная классификация экономической оценки включает минимизацию затрат, анализ эффективности затрат, анализ полезности затрат и анализ затрат и выгод. В Индии существует неопределенность в проведении таких экономических оценок из-за некоторой нерешительности в отношении принятия их руководящих принципов. Самой большой проблемой в этом эволюционном методе является отсутствие понимания методов, используемых в настоящее время всеми, кто участвует в предоставлении и закупке медицинской помощи. В некоторых странах для принятия решений были приняты различные методы экономической оценки, чаще всего для решения вопроса о государственных субсидиях на закупку лекарств. Имеются ограниченные данные о влиянии медицинского страхования на здоровье и экономическое благополучие бенефициаров в развивающихся странах. В настоящее время Индия проводит ряд стратегий по улучшению медицинского обслуживания своего населения, включая инвестиции в государственные услуги, а также закупку услуг у государственных и частных поставщиков в рамках различных схем. Перспективы будущего роста и
развития в этой области необходимы в Индии, поскольку быстрая инфляция в сфере здравоохранения, рост числа хронических заболеваний, старение населения и растущее распространение технологий потребуют большей экономической эффективности систем
Основными задачами экономики здравоохранения являются:
1) анализ работы МО, включающий мониторинг качества использования возможных ресурсов в деятельности МО;
2) разработка параметров для оценки экономической эффективности, контроль за ними;
3) оценка рентабельности;
4) финансовое обоснование затрат на медицинское обслуживание.
Принято деление на макро-, микро — и мидиэкономический уровни в области здравоохранения. На макроэкономическом уровне анализируется экономика здравоохранения страны в целом. Исследуется взаимосвязь медицины с соседними отраслями: обучением и подготовкой медработников, производством лекарственной продукции и медицинской техники, строительством, транспортом и др. Этот уровень требует реализации долгосрочного регулирования экономики здравоохранения Казахстана, разработки основных способов действия экономики медучреждений, а также методов регулирования государством экономической ситуации в медицинской сфере. В 2018 году на здравоохранение Казахстана выделено 1,73 трлн тенге (3,4% ВВП), что на 4% больше, чем в 2017 году. В дальнейшем до 2023 г. показатель планируется довести до уровня не ниже 4,3% ВВП. С точки зрения общественного здравоохранения экономика здравоохранения является лишь одной из многих дисциплин, которые могут быть использованы для анализа проблем здравоохранения и медицинского обслуживания, в частности в качестве одного из набора аналитических методов, обозначенных как исследование медицинских услуг. Но с экономической точки зрения экономика здравоохранения-это просто одна из многих тем, к которым могут быть применены экономические принципы и методы. Итак, описывая принципы экономики здравоохранения, мы на самом деле
излагаем принципы экономики и то, как они могут быть интерпретированы в контексте здоровья и здравоохранения. Как выразились Моррис, Девлин Паркин и Спенсер (2012): экономика здравоохранения-это применение экономической теории, моделей и эмпирических методов к анализу принятия решений отдельными лицами, поставщиками медицинских услуг и правительствами в отношении здоровья и медицинского обслуживания.[1]
Материалы и методы. Вкладом в этот производственный процесс являются такие ресурсы, как персонал (часто именуемый рабочей силой), оборудование и здания (часто именуемые капиталом), земля и сырье. Результатом процесса, использующего ресурсы здравоохранения, такие как медицинские работники, терапевтические материалы и клиники, может быть, например, объем предоставляемой медицинской помощи определенного качества. На то, как входные данные преобразуются в выходные, могут влиять другие опосредующие факторы, например окружающая среда, в которой происходит производство, например, является ли клиника государственной или частной собственностью. [2] В экономической структуре общества здравоохранение относится к той части общественного производства, которая называется «непроизводственной сферой». Это понятие о здравоохранении не отрицает общественные выгоды медицины, так как в качестве продукции здравоохранения приобретается здоровье населения. Здравоохранение, несмотря на отсутствие производственной сферы, будет способствовать восстановлению трудовых ресурсов, повышению производительности труда, увеличению
Экономисты здравоохранения разрабатывают экономические модели для принятия обоснованных решений об эффективном распределении ресурсов, доступных поставщикам медицинских услуг, и доводят эти идеи до сведения различных заинтересованных сторон в отрасли здравоохранения. Экономические модели в сфере здравоохранения представляют собой количественные оценки воздействия медицинских процедур, практики и политики либо с помощью анализа экономической эффективности, либо с помощью отдельных соображений затрат и выгод. Эти модели обычно строятся в Microsoft Excel, C++ или R, используя универсальные методы математического и статистического моделирования. [3] Модели, созданные экономистами в области здравоохранения, имеют реальные последствия, нацеленные на повышение эффективности систем здравоохранения путем использования надежных методологических основ для принятия решений. Поэтому проведение экономической оценки требует от экономистов здравоохранения:
• Исследования и критическая оценка медицинской и экономической литературы
• Поддерживать связь с внешними медицинскими специалистами
• Работать совместно с коллегами по медицинским дисциплинам
• Понимать теоретические экономические основы здравоохранения и применять их к текущему проекту
• Создавайте высококачественные, технически надежные и клинически обоснованные модели в Microsoft Excel или другом программном обеспечении.
• Интерпретировать и анализировать результаты модели, создавая технически точные письменные отчеты о методологиях и результатах
• Разработка модели может часто включать подгонку статистических распределений и параметрических кривых выживаемости к клиническим данным и поэтому требует хорошего знания статистики. Экономисты в области здравоохранения применяют теории производства, эффективности, диспропорций, конкуренции и регулирования, чтобы лучше информировать государственный и частный секторы о наиболее эффективном, экономичном и справедливом курсе действий. Такие исследования могут включать экономическую оценку новых технологий, а также изучение соответствующих цен, антимонопольной политики, оптимальных государственных и частных инвестиций и стратегического поведения. [4]
Экономисты здравоохранения — это профессионалы, которые исследуют, как наши ресурсы используются в здравоохранении. Они также сосредоточены на распределении ресурсов и поддержании гигиены труда в системе здравоохранения. Они могут работать в сфере здравоохранения или работать в частных компаниях. Экономист в области здравоохранения будет использовать свои навыки и инструменты, усвоенные в ходе обучения и карьерного роста, для анализа здравоохранения и его многочисленных подполей. Экономисты в области здравоохранения будут оценивать политику здравоохранения и решать многочисленные проблемы в области здравоохранения.
Перспективы работы экономистов здравоохранения сейчас превосходны. Частично это связано с широким спектром возможностей для экономистов здравоохранения. Эти профессии включают работу в больницах, научных и исследовательских учреждениях, университетах, корпорациях медицинского страхования, фармацевтических компаниях, государственных органах и даже международных организациях. Имея так много возможностей для выбора, экономист здравоохранения, скорее всего, найдет подходящую область экономики здравоохранения для применения своих навыков и обучения. [5]
В частном секторе, экономист здравоохранения может предоставлять услуги для компаний биотехнологии и частных компаний медицинского страхования, среди многих других. Например, экономист в области здравоохранения может разработать стратегический план для конкретной новой технологии или продукта. Таким образом, экономист в области здравоохранения будет максимизировать прибыль компании, поскольку он найдет более эффективные способы ведения бизнеса и увеличит воздействие и прибыль от маркетинга.
Есть много возможностей для экономиста здравоохранения работать в государственном секторе. Экономист в области здравоохранения может исследовать и оценивать политику здравоохранения, например, такую, которая влияет на профессиональную гигиену. Таким образом, экономист здравоохранения помогает
контролировать качество и экономическую эффективность процедур и правил. Они также будут
применять свои навыки для обеспечения того, чтобы здравоохранение могло быть устойчивым и чтобы оно функционировало в безопасных и эффективных рамках. Экономисты в области здравоохранения могут также оценить медицинские льготы и приложения для конкретных услуг и продуктов.
Делая выводы, экономист в области здравоохранения играет ключевую роль в исследовательском секторе, где участие может включать анализ данных для клинических исследований, касающихся затрат и инфраструктуры здравоохранения. Другая важная область исследований будет включать отношения между врачом и пациентом с точки зрения ухода за пациентом и его стоимости. Экономист здравоохранения может собирать данные о том, как медицинские услуги применяются и используются на разных уровнях здравоохранения. Экономисты в сфере здравоохранения анализируют использование ресурсов, последствия для здоровья и как наилучшим образом использовать ресурсы для максимизации прибыли от здоровья. До недавнего времени большинство экономистов-медиков сосредоточились на доставке медицинских услуг, но стала очевидной необходимость экономической
компетентности в области здравоохранения в рамках практики и политики общественного здравоохранения. В экономической структуре общества здравоохранение относится к той части общественного производства, которая называется «непроизводственной сферой». Это понятие о здравоохранении не отрицает общественной пользы медицины, поскольку в качестве продукта здравоохранения берется здоровье народа. Здравоохранение, хотя и не является производственной сферой, но восстанавливает трудовые резервы, вносит серьезный вклад в повышение производительности труда, увеличение национального дохода. Любая общественно-экономическая структура предусматривает постоянный рост производительных сил. Причиной является, во-первых, повышенная потребность в трудовых ресурсах, во-вторых, нехватка рабочей силы. Государственная политика, платная забота о здоровье населения, является одним из приоритетных социальных мер. Поэтому здравоохранение является одним из прямых и решающих факторов экономического и социального развития и повышения эффективности общественного производства.
1 Общественное здоровье и здравоохранение: учебник в 2 ч. Ч. 1 / И.А. Наумов, Е.М. Тищенко, В.А. Лискович, Р.А. Часнойть; под ред. И.А. Наумова. -Минск: Выш. шк., 2013. — 335 с. : ил.
2 Общественное здоровье и здравоохранение: учебник в 2 ч. Ч. 2 / И.А. Наумов, Е.М. Тищенко, В.А. Лискович, Р.А. Часнойть; под ред. И.А. Наумова. -Минск: Выш. шк., 2013. — 351 с. : ил.
3 Медик, В.А. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению В.А.Медик, В.К.Юрьев. —
Ч.1: Общественное здоровье. — М.: Медицина, 2003. -364с.
4 Общественное здоровье и здравоохранение: [пособие для студентов высш. учеб. заведений] / В. С. Глушанко ; под ред. В.П.Дейкало; Витеб. гос. мед. унт, каф. обществ. здоровья и здравоохранения. — Витебск: Изд-во ВГМУ, 2011. — 491 с.
5 Общественное здоровье и здравоохранение : руководство к практическим занятиям : учеб. пособие / В. А. Медик, В. И. Лисицын, М. С. Токмачев. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012. — 400 с. : ил.
1 Obestvennoe zdorove i zdravoohranenie: uchebnik v 2 ch. Ch. 1 / l.A. Naumov, E.M. Tienko, V.A. Liskovich, R.A. Chasnoit; pod red. l.A. Naumova. — Minsk: Vy§. §k., 2013. -335 s. : il.
2 Obestvennoe zdorove i zdravoohranenie: uchebnik v 2 ch. Ch. 2 / l.A. Naumov, E.M. Tienko, V.A. Liskovich, R.A. Chasnoit; pod red. l.A. Naumova. — Minsk: Vy§. §k., 2013. -351 s. : il.
3 Medik, V.A. Kurs leksii po obestvennomu zdorov i zdravoohraneni V.A.Medik, V.K.rev. — Ch.1: Obestvennoe zdorove. — M.: Medisina, 2003. — 364s.
4 Obestvennoe zdorove i zdravoohranenie: [posobie dto studentov vys§. ucheb. zavedenii] / V. S. Glu§anko ; pod red. V.P.Deikalo; Viteb. gos. med. unt, kaf. obestv. zdorovя i zdravoohraneniя. — Vitebsk: lzd-vo VGMU, 2011. — 491 s.
5 Obestvennoe zdorove i zdravoohranenie : rukovodstvo k prakticheskim zanяtiяm : ucheb. posobie / V. A. Medik, V. l. Lisisyn, M. S. Tokmachev. — M. : GEOTAR-Media, 2012. -400 s. : il.
C.M. ActfeHduapoe ambrndarbi yAmmbiK,Medu^HaAbiK,yHueepcumemi
KOFAMAMK AEHCAYflblK; CA^TAY CAflACblHAAFbl ЭKОHОМHCTПH, PÖ^IH TAfl^AY
TyüiH. Medu^HaAbiK, K,bi3Memmify apmypAi экoнoмuкаAblкl HbicaHdapda мyзeгe acbipbLnybiHbify caAdapbiHbfy 6ipi fleHcayAbiK, ca^may K,bi3MemKepAepmify экoнoмuкaAblкl wardaübiHbify eзгepyi 6oAbm ma6biAadbi. EMdey-aAdbiH aAy MeKeMeAepi (EÜM] K,bi3Memmify экoнoмuкaAblкl Hamuweci oAapdbfy efy6eK caHb MeH canacbHa 6aÜAaHbicmbi. Ma^aAada fleHcayAbiK, ca^may caAacbiHdarbi экoнoмucmepдi apmypAi KpumepuÜAep
6oübmma daüuHdayMeH aÜHaAucamuH caAucmupMaAU maAday KeAmipimeH. tforciM daMybiHbfy цaзipгi wardaübiHda deHcayAbiK, ca^may экoнoмuкacb caAacbiHdarbi 6ac^apywu KadpAapdb daapAaydb Y3diKci3 wemiAdipy ^awemminm aman emiAdi. TyüiH C03dep: yübiMdacmbipy, deHcayAbiK, ca^may, 6ac^apy KadpAap, экoнoмuкaAblкlMaMaHdbi^
Asfendiyarov Kazakh national medical university
ANALYSIS OF THE ROLE OF THE ECONOMIST IN PUBLIC HEALTH
Resume. One of the consequences of the implementation of medical activities in various economic forms is a change in the economic situation of health care workers. The number and quality of their work depends on the economic result of the activities of medical and preventive institutions (LPU) as a whole. The article presents a comparative analysis of the
health economists who are engaged in training according to various criteria. The necessity of continuous improvement of training of managerial personnel in the field of health economics in the modern conditions of society development is emphasized. Keywords: organization, health care, managerial personnel, economic specialty
Должностная инструкция экономиста медицинской организации
Финансы предприятий занимают ведущее место в воспроизводственном процессе и формировании собственных денежных средств. В последние годы произошли серьезные изменения в экономике России. В результате реформ появился развитый негосударственный сектор экономики, новые формы собственности, банковская система, рынки товаров, услуг, капитала. Изменились условия государственного регулирования, была введена система налогообложения. Все это привело к повышению роли распределительных отношений.
Эффективное управление финансами предприятия возможно лишь при планировании всех финансовых потоков хозяйствующего объекта. Необходимы тщательная оценка и контроль всех процессов и отношений предприятия.
Однако нельзя забывать о ряде факторов, ограничивающих его использование на предприятиях. Прежде всего это – нестабильность на отечественном рынке. Политическая неустойчивость приводит к шаткому положению в российской экономике, так как отсутствует эффективная нормативно-правовая база отечественного бизнеса, очень тяжелая налоговая система, а также затрудняется возможность получить кредит от зарубежных инвесторов, которые боятся потерять свои деньги.
Доля предприятий, которые располагают финансовыми возможностями для осуществления серьезных финансовых разработок крайне мала. Внешняя среда больше влияет на небольшие предприятия и менее поддается анализу. Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой стороны – предприятие уменьшает число неиспользованных возможностью путем анализа. Это возможно благодаря воплощению выработанных стратегических целей в конкретные финансовые показатели. Финансовое планирование позволяет определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции.
Теоретическая часть
Цель и задачи оперативного финансового планирования
Цель финансового планирования заключается в обеспечении предприятия необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности. В связи с этим нужно определить пути эффективного вложения капитала, оценить степень рационального его использования, выявить внутрихозяйственные резервы увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств и установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами. И как следствие всего финансовое планирование выполняет контрольную функцию по изучению финансового состояния предприятия, его платеже- и кредитоспособностью.
Финансовый план оказывает большое влияние на экономику предприятия. Это обусловлено целым рядом обстоятельств.
Во-первых, в финансовых планах происходит соизмерение начальных затрат для осуществления деятельности с реальными возможностями, и в результате корректировки достигается материально-финансовая сбалансированность.
Во-вторых, статьи финансового плана связаны со всеми экономическими показателями работы предприятия и увязаны с основными разделами предпринимательского плана: производством продукции и услуг, научно-техническим развитием, совершенствованием производства и управления, повышением эффективности производства, капитальным строительством, экономическим стимулированием и так далее. Таким образом, финансовое планирование может оказывать влияние на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта.
Методы оперативного финансового планирования
Нормативный метод, суть которого заключается в том, что на базе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность предприятия в денежных ресурсах и их источниках. В финансовом планировании применяется следующая система норм и нормативов:
2.Республиканские, краевые, областные, автономных образований нормативы.
Федеральные нормативы являются едиными для всей территории РФ, для всех отраслей и предприятий. К ним относятся: ставки федеральных налогов, нормы амортизации отдельных видов основных фондов, ставки тарифных взносов на государственное и социальное страхование и др. Республиканские, краевые, областные, автономных образований нормативы, а также местные нормативы действуют в отдельных регионах страны. Они охватывают ставки республиканских и местных налогов, тарифных взносов и сборов и др. Отраслевые нормативы применяются в масштабах отдельных отраслей или по группам предприятий (малые предприятия, АО и т.д.). Эти нормативы включают нормы предельных уровней рентабельности предприятий — монополистов, предельные нормы отчислений в резервный фонд, нормы льгот по налогообложению, нормы амортизационных отчислений. Нормативы предприятий разрабатываются самими предприятиями и используются ими для регулирования производственного процесса и финансовой деятельности, для контроля за использованием денежных ресурсов, для др. целей по эффективному вложению капитала. К этим нормативам относятся:
1. Нормы потребности в оборотных средствах.
2. Нормы кредиторской задолженности, постоянно находящиеся в распоряжении предприятия.
3. Нормы запасов сырья, материалов, товаров, тары.
4. Нормативы распределения денежных ресурсов и прибыли.
5. Нормативы отчислений в ремонтный фонд.
Вторым методом финансового планирования является расчетно-аналитический метод. Суть его состоит в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу и индексов его изменения в план. периоде, рассчитывается плановая величина этого показателя. Этот метод применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями м.б. установлена не прямо, а косвенно на основе анализа их динамики и связи. В основе этого метода лежит использование экспертной оценки.
Балансовый метод планирования. Суть его состоит в том, что путем построения баланса достигается взаимосвязь имеющихся в наличии денежных ресурсов и фактической потребностью в них. Балансовый метод применяется прежде всего при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов. При планировании потребности поступления средств в финансовые фонды.
Метод оптимизации плановых решений. Суть его состоит в разработке нескольких вариантов плановых расчетов с тем, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. При этом могут приниматься разные критерии выбора:
1. Минимум приведенных затрат.
2. Максимум приведенной прибыли
3. Минимум вложений капитала при наибольшей эффективности результата
4. Минимум текущих затрат
5. Минимум времени на оборот капитала, т.е. ускорение оборачиваемости средств
6. Максимум рентабельности капитала
7. Максимум на рубль вложенного капитала
8. Максимум сохранности финансовых ресурсов, т.е. минимум финансовых потерь (финансового или валютного риска).
Приведенные затраты представляют собой сумму текущих затрат и капиталовложений, приведенных к одинаковой размерности в соответствии с нормативными показателями эффективности. Он рассчитывается по формуле:
где И — текущие затраты в руб.
К — единовременные затраты (капиталовложения).
Ен — нормативный коэффициент эффективности капиталовложений.
Приведенная прибыль исчисляется по формуле:
Экономико-математическое моделирование в планировании финансовых показателей. Суть его заключается в том, что моделирование позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, их определяющими. Экономико-математическая модель представляет собой точное математическое описание математического процесса, т.е. описание факторов, характеризующих структуру и закономерности измерения данного экономического явления с помощью математических символов и приемов. В модель включаются только основные, определяющие факторы. Модель может строится по функциональной или корреляционной связи. Функциональная связь выражается уравнением вида y = f(x), где у — показатель, а х — факторы. Корреляционная связь — это вероятностная зависимость, которая проявляется лишь в общем и только при большом количестве наблюдений. Корреляционная связь выражается уравнениями регрессии различного вида. При расчете моделей планирования первостепенное значение имеет определение периода исследования. Он должен браться таким, чтобы исходные данные были бы однородны. При этом следует иметь в виду, что слишком малый период исследования не позволяет выявить общие закономерности. С другой стороны, нельзя брать и слишком большой период, т.к. любые экономические закономерности непостоянны и могут существенно изменятся в течении длительного времени. В связи с этим при практической плановой работе наиболее целесообразно использовать для перспективного планирования годовые данные финансовой деятельности за 5 лет, а для текущего планирования — квартальные данные за 1-2 года. При существенных изменениях условий работы предприятия в плановом периоде в рассчитанные на основе экономико-математических моделей показателей вносятся необходимые коррективы. ЭММ позволяет также перейти от средних величин к оптимальным вариантам. Повышение уровня научно-обоснованного планового показателя требует разработки нескольких вариантов планового показателя, исходящих из различных условий и путей развития предприятия с последующим отбором оптимального варианта. Для нахождения такого оптимального варианта используется ЭММ. Построение ЭММ финансового показателя складывается из следующих основных этапов:
1. Изучение динамики финансового показателя за определенный отрезок времени и выявление факторов, влияющих на направление этой динамики.
2. Расчет модели функциональной зависимости финансового показателя от определяющих факторов.
3. Разработка различных вариантов плана финансового показателя
4. Анализ и экспертная оценка перспектив развития плановых финансовых показателей.
5. Принятие планового решения выбор оптимального варианта. В экономико-математическую модель должны включаться не все, а только основные факторы. Проверка качества моделей производится практикой. Практика применения модели показывает, что сложные модели со множеством параметров оказываются очень часто непригодными для практического использования. Планирование основных финансовых показателей на базе ЭММ является основой для функционирования автоматизированной системы управления финансами. Важное значение для обоснованности модели имеет ее репрезентативность. Репрезентативность наблюдений — это показатель наблюдений, т.е. речь идет о соответствии характеристик, получаемых в результате частичного обследования объекта характеристиками этого объекта в целом. Репрезентативность полученных показателей модели проверяется расчетным путем, а именно путем расчета среднеквадратичного отклонения полученных данных от фактических и коэффициента вариации. Коэффициент вариации представляет собой процентное отношение среднеквадратичного отклонения к среднеарифметической величине отчетных показателей.
Формы плановых документов
Плановые калькуляции обычно составляются на все виды продукции, предусмотренные в годовом плане производства и реализации предприятия. При широкой номенклатуре выпускаемых товаров плановые расчеты себестоимости могут производиться на так называемые детали-представители однородных групп изделий или работ. Рассмотрим более подробно нормативный метод расчета затрат на производство товаров и услуг в условиях рыночных отношений.
В современном производстве плановая калькуляция себестоимости единицы продукции содержит следующие типовые статьи затрат:
1. Сырье и материалы.
2. Возвратные отходы (вычитаются).
3. Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги кооперированных предприятий.
4. Топливо и энергия на технологические цели.
5. Итого материальных затрат.
6. Основная заработная плата производственных рабочих.
7. Дополнительная заработная плата производственных рабочих.
8. Отчисления на социальные нужды.
9. Расходы на подготовку и освоение производства новых изделий.
10. Изготовление инструмента и приспособлений целевого назначения.
11. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования.
12. Цеховые расходы.
13. Потери от брака.
14. Прочие производственные расходы.
15. Цеховая себестоимость.
16. Общехозяйственные расходы.
17. Производственная себестоимость.
18. Внепроизводственные расходы.
19. Коммерческая себестоимость.
Разработка плановых калькуляций себестоимости отдельных видов продукции предполагает использование прогрессивных нормативов расхода таких производственных ресурсов, как сырье и материалы, топливо и энергия на технологические цели, трудовые затраты и тарифные ставки и др. В частности, необходимы также нормативы косвенных общецеховых или общепроизводственных, общезаводских или общехозяйственных, внепроизводственных или коммерческих и других расходов, например, на содержание технологического оборудования, оплату административно-управленческого персонала и т.д.
На основе плановых калькуляций отдельных изделий разрабатывается план себестоимости выпускаемой продукции. В общем виде себестоимость готовой продукции предприятия можно определить по формуле:
, (1)
где Nr — годовой объем производства продукции; n — количество видов (номенклатура) выпускаемой продукции.
При разработке плана себестоимости продукции целесообразно выявить резервы снижения издержек производства за счет технических, организационных и других факторов. Планирование снижения себестоимости продукции может производиться с помощью уточненных и укрупненных способов расчета. Уточненные расчеты основываются на сравнении показателей плановой и базовой себестоимости единицы продукции. В этом случае общая годовая экономия может быть найдена как разность отчетных и новых плановых значений себестоимости по всей номенклатуре выпуска продукции по формуле:
, (2)
где С1 — базовая себестоимость единицы продукции; С2 — планируемая себестоимость одной детали.
Планирование снижения себестоимости продукции на основе укрупненных расчетов, как правило, предполагает предварительное обоснование процента сокращения отдельных затрат за счет соответствующих факторов.
В процессе планирования себестоимости продукции нормативным методом точность расчетов во многом определяется выбранными способами распределения комплексных расходов на единицу произведенных товаров или услуг.
В ходе планирования себестоимости составляющие ее затраты включаются в тот период, к которому они относятся, независимо от времени оплаты. Непроизводственные затраты отражаются в том отчетном месяце, когда они выявлены. Затраты в иностранной валюте пересчитываются по действующему курсу Центрального банка РФ на дату совершения операций.
При ограниченных рыночных ресурсах более обоснованным и приемлемым способом перенесения комплексных затрат на выпускаемую продукцию, в частности на содержание технологического оборудования, может служить применение показателей отработанных станкочасов или машиночасов. Сущность данного способа состоит в том, что общая величина косвенных расходов, связанных с работой оборудования, устанавливается в расчете на 1 ч. или 1 мин. его работы, с помощью которых затем определяются в денежном измерении и соответствующие затраты на одно изделие.
Основным методом определения различных издержек на производство продукции служит нормативный. Нормативные затраты являются на передовых предприятиях тем мерилом, с которым сравниваются действительные затраты экономических ресурсов. Поэтому все нормативные расходы отражают там оптимальные методы и условия выполнения работы и служат основой планирования издержек производства на единицу продукции. В общем виде издержки производства представляют собой сумму нормативных затрат материалов, труда и накладных расходов. Нормативные издержки можно рассчитать по формуле:
И = МЗ + ТЗ + HP,где И — нормативные издержки производства на единицу продукции; МЗ — нормативные материальные затраты; ТЗ — нормативные трудовые затраты; HP — нормативные накладные расходы.
Нормативные накладные расходы выражаются в процентах от нормативных прямых трудовых затрат. Нормативные трудовые затраты используются для планирования затрат рабочей силы, величина которых рассчитывается по формуле:
где PC — планируемые затраты рабочей силы; Чс — часовые ставки оплаты труда (без премий).
Во внутрипроизводственном планировании, как правило, возникает необходимость определения полных и удельных издержек. В этих целях все издержки принято подразделять на постоянные и переменные. Полная себестоимость включает суммарные издержки на выпуск всего объема продукции, удельная себестоимость — на производство единицы товаров и услуг. Удельная себестоимость — это средняя величина затрат, которая определяется делением полных затрат на количество общих единиц продукции, составляющих годовой план производства. Аналитически зависимость между полной и удельной себестоимостью и их составляющими — постоянными и переменными затратами выражается формулами:
Спол=S+V+Nr, (5)
где S — постоянные затраты; V — переменные затраты; Nr — годовой объем выпуска.
. (6)
Как видно из формул, полная себестоимость — это сумма постоянных и переменных затрат на выпуск годового объема продукции, удельная — сумма этих же затрат на единицу. Удельная себестоимость уменьшается с увеличением объема производства, поскольку величина постоянных затрат, остающихся неизменными при выполнении ряда хозяйственных операций, распределяется на все большее число единиц произведенной продукции.
Смета затрат представляет собой сводный план всех расходов предприятия на предстоящий период производственно-финансовой деятельности. Она определяет общую сумму издержек производства по видам используемых ресурсов, стадиям производственной деятельности, уровням управления предприятием и другим направлениям расходов. В смету включаются затраты основного и вспомогательного производства, связанные с изготовлением и продажей продукции, товаров и услуг, а также на содержание административно-управленческого персонала, выполнение различных работ и услуг, в том числе и не входящих в основную производственную деятельность предприятия. Планирование видов затрат осуществляется в денежном выражении на предусмотренные в годовых проектах производственные программы, цели и задачи, выбранные экономические ресурсы и технологические средства их выполнения. Все плановые задания и показатели конкретизируются на предприятии в соответствующих сметах, включающих стоимостную оценку затрат и результатов. Например, смета расходов составляется как план ожидаемых затрат по различным видам выполняемых работ и применяемых ресурсов. Смета перспективных доходов устанавливает планируемые денежные поступления и расходы на предстоящий период. Смета затрат на производство продукции показывает планируемые уровни материальных запасов, объемы выпускаемой продукции, стоимость различных видов ресурсов и т.д. Сводная смета показывает все затраты и результаты по основным разделам годового плана социально-экономического развития предприятия.
В процессе разработки сметы затрат на производство в отечественной экономической науке и практике широко применяю три основных метода:
1) сметный метод — на основе расчета затрат в масштабах всего предприятия по данным всех других разделов плана;
2) сводный метод — путем суммирования смет производства отдельных цехов, за исключением внутренних оборотов между ними;
3) калькуляционный метод — на основе плановых расчетов по всей номенклатуре продукции, работ и услуг с разложением комплексных статей на простые элементы затрат.
Сметный метод является наиболее распространенным на российских промышленных предприятиях. Его применение обеспечивает тесную взаимоувязку и приведение в единую систему расчетов комплексного плана. При этом методе все затраты на производство по отдельным элементам сметы находятся по данным соответствующих разделов годового плана. Порядок определения сметных затрат обычно следующий.
1. Затраты на основные материалы, полуфабрикаты и комплектующие устанавливаются на основе плана годовой потребности материальных ресурсов. В смету включаются лишь те затраты, которые в течение планового периода будут израсходованы и подлежат списанию на производство продукции. Иными словами, потребность в материалах принимается без учета изменения остатков складских запасов.
2. Затраты на вспомогательные материалы также принимаются на основании годовых планов их потребности. В состав этих затрат принятовключать стоимость расходуемых в плановом периоде покупных инструментов и малоценного хозяйственного инвентаря.
3. Стоимость топлива в смете затрат планируется безотносительно к его использованию в технологических процессах или в хозяйственно-бытовых службах. Общие затраты устанавливаются без учета изменения остатков энергетических ресурсов.
4. Стоимость энергии включается в смету затрат отдельным элементом только в том случае, если предприятие покупает ее у внешних поставщиков. В состав этих затрат входят все виды расходуемой энергии: электрическая (силовая, осветительная), сжатый воздух, вода, газ и др. Если какой-то вид энергии вырабатывается на самом предприятии, то данные затраты относятся на соответствующие элементы сметы затрат (материалы, заработная плата и т.д.).
5. Основная и дополнительная заработная плата всех категорий персонала определяется по действующим тарифным ставкам и окладам с учетом сложности и трудоемкости выполняемых работ, численности и квалификации работников. Сюда же включается и фонд заработной платы несписочного состава работающих, который обычно относится на счет основного производства.
На общий фонд заработной платы промышленно-производственного персонала планируются начисления на социальные нужды по действующим в плановый период ставкам.
6. Амортизационные отчисления предназначены для возмещения износа технологического оборудования, промышленных зданий, производственных сооружений и других основных фондов за счет себестоимости выпускаемой продукции. Общий размер амортизационных отчислений зависит от существующих норм амортизации, срока службы оборудования и первоначальной стоимости основных производственных фондов.
7. Прочие денежные расходы включают затраты, не предусмотренные в предыдущих статьях сметы производства. По каждой из статей прочих расходов необходимо обосновать величину соответствующих затрат по существующим нормам или опытным данным.
Разработанная смета затрат на производство должна также соответствовать запланированному объему реализации товаров и услуг. При необходимости допускается корректировка планируемых расходов с учетом изменения норматива складских запасов готовой продукции, незавершенного производства, материальных запасов, затрат будущих периодов и т.п.
Для построения эффективной системы финансового планирования на предприятии важно определить не только функции, но и методы планирования.
При совершенствовании системы финансового планирования на предприятии нужно идти от содержания к организации, а не наоборот.
Бюджет — это план деятельности компании за определенный период, выраженный в денежной форме. Он выполняет различные функции внутрифирменного планирования:
· Бюджет как экономический прогноз. Основные плановые решения принимаются при разработке стратегического планирования, и процесс формулировки бюджета, по существу, является переработкой этих прогнозов.
· Бюджет как основа для контроля. По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности компании. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль.
· Бюджет как средство координации. Бюджет представляет собой выраженный в стоимостных показателях план в области производства, закупок сырья или товаров, реализации продукции, инвестиционной деятельности и т.д.
· Бюджет как основа для постановки задачи. Разрабатывая бюджет на следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период.
Организация работ по внутрифирменному планированию может быть различна. Обычно различают две схемы составления бюджетов:
· По методу "сверху вниз" руководство компании определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели детализируются и включаются в планы подразделений.
· Метод "снизу вверх" подразумевает составление бюджетов на уровне подразделений, вынесение их на рассмотрение руководством, принятие бюджета.
Для того, чтобы составление бюджета принесло реальную помощь компании, необходимо сравнивать прогнозы с результатами исполнения бюджетов, выявлять причины несоответствия и вырабатывать соответствующие решения.
Существует ряд способов повысить эффективность составления бюджета.
1. Так как нормы планирования не так строги, как нормы бухгалтерского учета, в некоторых случаях целесообразно округлить финансовый прогноз, упростить многоступенчатые налоговые или амортизационные выкладки.
2. Сосредотачивать внимание, особый учет и контроль необходимо на том, что действительно важно. Для этого нужно выделить ключевые позиции для своего бизнеса.
3. Имеет смысл составлять только выполнимые планы.
4. Выработка бюджета должна быть эффективно организована. Важно в самом начале планирования установить цели составления бюджета, определить, составление каких документов будет наилучшим образом отвечать этим целям, распределить обязанности между сотрудниками, выбрать свою философию планирования.
Наиболее важные подходы финансового прогнозирования и планирования можно разбить на три категории:
· прогнозные финансовые документы
· бюджет текущей деятельности
Прогнозные финансовые документы представляют собой предсказание того, какой станет финансовая отчетность в будущем при условии выполнения ряда предположений о предстоящей деятельности компании и ее потребности в дополнительном финансировании. Денежный бюджет — это подробный прогноз движения (притока и оттока) денежных средств. Бюджет текущей деятельности — это подробный прогноз структуры доходов и расходов по подразделениям, это как бы вспомогательный этап как для прогнозных финансовых документов, так и для прогноза денежных средств.
Все эти категории документов упорядочивают финансовые и экономические данные в целях оценки эффективности будущей деятельности и потребности в финансировании. Все три подхода тесно взаимосвязаны, и зависимость между ними можно использовать для получения согласованных и упорядоченных финансовых прогнозов.
Планирование расширяющейся фирмы должно быть возможно более детальным, сочетающим жесткий контроль с гибкостью, необходимой для освоения нового рынка. Требуется отделить необходимые капиталовложения, оборачивания которых замедлено, от излишних накладных расходов. По мере роста объема сбыта нужно наладить движение доходов.
Деятельность планово-экономической, финансовой служб на предприятии здравоохранения
Деятельность финансовых служб в учреждении должен обеспечивать систематический контроль за ходом исполнения смет доходов и расходов, состоянием расчетов с юридическими и физическими лицами, сохранностью денежных средств и материальных ценностей.
В обязанности бухгалтерских служб входит:
— ведение бухгалтерского учета в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, настоящей Инструкции и других нормативных правовых актов;
— осуществление предварительного контроля за соответствием заключаемых договоров объемам ассигнований, предусмотренных сметой доходов и расходов или лимитам бюджетных обязательств при казначейском обслуживании получателей через лицевые счета; своевременным и правильным оформлением первичных учетных документов и законностью совершаемых операций;
— контроль за правильным и экономным расходованием средств в соответствии с целевым назначением по утвержденным сметам доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, с учетом внесенных в них в установленном порядке изменений, а также за сохранностью денежных средств и материальных ценностей в местах их хранения и эксплуатации;
— финансирование учреждений, ведущих учет самостоятельно, а также контроль за исполнением ими смет доходов и расходов и правильной постановкой бухгалтерского учета;
— начисление и выплата в установленные сроки заработной платы работникам, стипендий учащимся, студентам, аспирантам учебных заведений;
— своевременное проведение расчетов, возникающих в процессе исполнения в пределах санкционированных расходов сметы доходов и расходов, с организациями и отдельными физическими лицами;
— ведение учета доходов и расходов по средствам, полученным за счет внебюджетных источников;
— контроль за использованием выданных доверенностей на получение имущественно-материальных и других ценностей;
— участие в проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств, своевременное и правильное определение результатов инвентаризации и отражение их в учете;
— проведение инструктажа материально ответственных лиц по вопросам учета и сохранности ценностей, находящихся на их ответственном хранении;
— широкое применение современных средств автоматизации при выполнении учетно-вычислительных работ;
— составление и представление в установленном порядке и в предусмотренные сроки бухгалтерской отчетности;
— составление для утверждения руководителем учреждения смет доходов и расходов и расчетов (при отсутствии планового отдела или другого аналогичного структурного подразделения);
— ведение массива нормативных и других документов по вопросам учета и отчетности, относящихся к компетенции бухгалтерских служб;
— хранение документов (первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетности, а также смет доходов и расходов и расчетов к ним и т.п. как на бумажных, так и на машинных носителях информации) в соответствии с правилами организации государственного архивного дела.
Представление первичных учетных документов в бухгалтерию регламентируется графиком документооборота,составленным главным бухгалтером и утвержденным руководителем учреждения. В централизованной бухгалтерии указанный график утверждается руководителем учреждения, при котором создана эта бухгалтерия. Материально ответственным и другим должностным лицам вручаются выписки из графика документооборота.
Планово-экономический отдел осуществляет экономическое планирование в учреждениях здравоохранения. Разрабатывает проекты перспективных, годовых и оперативных планов финансово-хозяйственной деятельности. Осуществляет контроль за экономической деятельностью, проводит экономический анализ и разрабатывает меры по режиму экономии денежных средств, выявляет резервы их рационального использования. Осуществляет финансирование подведомственных учреждений. Организует работу по постановке и ведению бухгалтерского учета. Контролирует проведение тендеров и иных крупных закупок лекарственных средств и медицинского оборудования.
Для выполнения функций и реализации прав планово-экономический отдел взаимодействует с финансовым отделом по вопросам:
— финансовых и кредитных планов;
— отчетов о выполнении финансовых планов;
— результатов финансового анализа;
— методических и инструктивных материалов по вопросам финансовой деятельности предприятия;
— среднесрочных и долгосрочных планов производственной деятельности предприятия;
— копий плановых экономических заданий, поставленных перед подразделениями предприятия;
— плановых технико-экономических нормативов материальных и трудовых затрат;
— проектов оптовых и розничных цен на продукцию предприятия, тарифов на работы и услуги;
— результатов экономического анализа всех видов деятельности предприятия;
С главной бухгалтерией по вопросам:
— данных, необходимых для экономического планирования, прогнозирования и анализа;
— баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств;
— расчетов заработной платы;
— предварительных расчетов амортизационных отчислений;
— данных учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств;
— планов производства продукции на месяц, квартал, год в целом по предприятию и по отдельным структурным подразделениям;
— проектов оптовых и розничных цен на продукцию (тарифов на работы и услуги);
— отчетов о выполнении планов структурными подразделениями и предприятием в целом;
С отделом материально-технического снабжения по вопросам:
— расчетов потребности материальных ресурсов (сырья, материалов, полуфабрикатов, оборудования, топлива, энергии и др.);
— данных об изменения цен на материальные ресурсы у поставщиков;
— проектов перспективных и текущих планов материально-технического обеспечения производственной программы, ремонтно-эксплутационных нужд предприятия и его подразделений;
— отчетов о выполнении планов материально-технического снабжения;
— планов производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) на месяц, квартал, год;
— результатов анализа деятельности отдела материально-технического снабжения за предыдущие плановые периоды;
— расчетов необходимых объемов запасов материальных ресурсов;
С отделом маркетинга по вопросам:
— обобщенной информации о спросе на выпускаемую предприятием продукцию (выполняемые работы, оказываемые услуги), в том числе по отдельным позициям номенклатуры;
— сведений о конкурентной среде по вопросам ценовой политики, объемов оборота, конкурентоспособности, скорости реализации продукции;
— информации о состоянии рынка товаров (работ, услуг);
— данных, необходимых для формирования товарной номенклатуры предприятия;
— планов производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) на месяц, квартал, год;
— изменений в производственных планах по отдельным позициям товарной номенклатуры, вносимых на основании маркетинговых исследований;
— проектов оптовых и розничных цен на продукцию (тарифов на работы и услуги) для проведения маркетингового анализа;
С отделом организации и оплаты труда по вопросам:
— расчетов затрат труда на единицу продукции;
— планов по труду структурных подразделений предприятия и системы трудовых показателей;
— предложений по формированию заработной платы;
— перечня мероприятий по повышению производительности труда и качества выполнения работ, улучшению использования рабочего времени;
— отчетов о формировании фондов оплаты труда структурных подразделений;
— планов производства продукции (выполнения работ, оказания услуг);
— рекомендаций и указаний по снижению трудоемкости продукции;
С юридическим отделом по вопросам:
— разъяснений действующего законодательства и порядка его применения;
— анализа изменений и дополнений финансового, налогового, гражданского законодательства;
— заявок на поиск необходимых нормативно-правовых документов, а также на разъяснение действующего законодательства.
Должностная инструкция экономиста медицинской организации
Планово-экономический отдел
1.1. Планово-экономический отдел является самостоятельным структурным подразделением организации.
1.2. Планово-экономический отдел создается, реорганизуется и ликвидируется приказом главного врача учреждения.
1.3. Планово-экономический отдел непосредственно подчиняется главному врачу учреждения.
1.4. Планово-экономический отдел возглавляется начальником планово-экономического отдела, который назначается и освобождается от занимаемой должности приказом главного врача учреждения.
1.5. Начальник планово-экономического отдела осуществляет непосредственное руководство деятельностью отдела и контролирует работу всех работников.
1.6. На должность начальника планово-экономического отдела назначается лицо, имеющее высшее экономическое или инженерно-экономическое образование и стаж работы в области технико-экономического планирования на должностях руководителей и специалистов не менее 5 лет.
1.7. Должностные обязанности, права и ответственность каждого работника планово-экономического отдела устанавливаются должностной инструкцией, которая согласовывается с начальником отдела и утверждается главным врачом учреждения.
1.8. Планово-экономический отдел в своей деятельности руководствуется:
нормативными правовыми актами, другими руководящими и методическими материалами по экономическому планированию;
методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов;
приказами, распоряжениями руководителя учреждения;
1.9. Изменения структуры и штата планово-экономического отдела разрабатываются начальником планово-экономического отдела, исходя из условий и особенностей деятельности учреждения, согласовываются с непосредственным руководителем, а также с юрисконсультом по соответствующим направлениям деятельности указанных структурных подразделений и утверждаются приказом главного врача учреждения.
2. Основные задачи
Основными задачами планово-экономического отдела являются:
2.1. Экономическое планирование в организации, направленное на организацию рациональной хозяйственной деятельности, выявление и использование резервов производства с целью достижения наибольшей экономической эффективности.
2.2. Комплексный экономический анализ деятельности организации и своевременная разработка мер по эффективному использованию капитальных вложений, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
2.3. Контроль за ходом выполнения подразделениями учреждения плановых заданий, правильностью применения установленных цен.
В соответствии с основными задачами на планово-экономический отдел возлагаются следующие функции:
3.1. Обеспечение доведения показателей плана до подразделений учреждения.
3.2. Проведение комплексного экономического анализа всех видов деятельности учреждения.
3.3. Своевременная разработка мер по эффективному использованию капитальных вложений, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
3.4. Систематический контроль за ходом выполнения подразделениями учреждения плановых заданий.
3.5. Статистический учет по всем производственным и технико-экономическим показателям работы учреждения.
3.6. Подготовка периодической отчетности в установленные сроки.
4.1. Планово-экономический отдел в пределах своей компетенции имеет право:
4.1.2. Требовать и получать от подразделений учреждения представления сведений и документов (данных анализа хозяйственной деятельности, бухгалтерского, статистического и оперативного учета и т.д.), необходимых для осуществления работы, входящей в компетенцию планово-экономического отдела (составления планов, заданий и экономического анализа, а также участия в составлении планов по соответствующим разделам и т.д.).
4.1.3. Проверять выполнение планов и заданий производственными подразделениями организации, правильность применения форм и систем оплаты труда.
4.1.4. Проводить совещания по вопросам, входящим в компетенцию отдела, и участвовать в них.
4.2. Начальник планово-экономического отдела имеет право:
4.2.1 Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся деятельности планово-экономического отдела.
4.2.2. Вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.
4.2.3. В пределах своей компетенции сообщать непосредственному руководителю обо всех недостатках в деятельности учреждения (структурного подразделения, отдельных работников), выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей, и вносить предложения по их устранению.
4.2.4. Привлекать специалистов структурных подразделений учреждения к выполнению возложенных на него обязанностей в случаях, если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, в ином случае — с разрешения руководителя учреждения.
4.2.5. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей структурных подразделений, специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
4.2.6. Вносить на рассмотрение руководителя учреждения представления о назначении, перемещении, увольнении работников планово-экономического отдела, предложения об их поощрении или наложении на них взысканий.
4.2.7. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
5. Взаимоотношения. Связи
Планово-экономический отдел осуществляет взаимодействие со следующими структурными подразделениями учреждения:
получает: данные бухгалтерского учета, необходимые для осуществления экономического планирования, прогнозирования, проведения анализа хозяйственно-финансовой деятельности; отчетность об использовании фонда заработной платы по структурным подразделениям и в целом по организации; инструктивные и методические материалы, необходимые для оказания методической помощи по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и экономического анализа; результаты экономического анализа производственно-хозяйственной деятельности организации по данным бухгалтерского учета, статистической и оперативной отчетности;
отделом материально-технического снабжения:
расчеты объемов запасов материальных ресурсов; оперативную информацию о результатах деятельности отдела материально-технического снабжения;
получает: расчеты потребности в материальных ресурсах; указания об источниках покрытия потребностей в материальных ресурсах; проекты перспективных и текущих планов материально-технического обеспечения;
6.1. Начальник планово-экономического отдела несет ответственность за:
неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей;
несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, правил и норм охраны труда и пожарной безопасности;
неправильное использование и неполноту использования предоставленных прав;
некачественное исполнение обязанностей подчиненных ему работников;
низкую исполнительскую и трудовую дисциплину подчиненных ему работников;
6.2. Ответственность других работников планово-экономического отдела устанавливается их должностными инструкциями.
Экономика медицинской деятельности
Двухнедельная программа позволит полностью разобраться в тематике актуальных изменений нормативных правовых экономических и бухгалтерских требований к государственным и частным организациям в здравоохранении. Участники выработают системный подход к экономике качества и безопасности медицинской деятельности. Медики смогут погрузиться в экономику, а экономисты – в медицину.
Программа будет интересна:
- работникам аппарата управления департаментов и министерств в здравоохранении, кадровому резерву управленческих кадров здравоохранения и медицинского страхования;
руководителям медицинских организаций всех форм собственности, их заместителям (по медицинской части, по управлению кадрами и по экономическим вопросам);
руководителям структурных подразделений медицинской статистики и организационно-методических отделов;
выпускникам медицинских вузов, бакалаврам, магистрам.
Формировать экономическую стратегию и бизнес-планы развития в деятельности «бережливых» поликлиник и стационаров.
Определять приоритетный набор критериев, отвечающих за финансовые результаты (организации, отделения, кабинета).
Оценивать эффективность учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета в условиях новых стандартов госсектора и международных правил.
Планировать доходы (расходы) по источникам финансирования с учетом обобщения нормативных документов Минфина РФ, Минздрава РФ, ФОМС.
Формировать ценовую политику и знать нозологическую себестоимость, включая в тарифообразование программ ОМС (ДМС).
Составлять штатные расписания, определять направления нормирования труда.
Разрабатывать документооборот между службами административно-управленческого персонала в целях повышения результативности основной и предпринимательской деятельности.
Осуществлять текущий контроль за процедурами госзакупок материальных ресурсов и табельной оснащенностью.
Обеспечивать статистический и электронный контроль выполнения стандартов (клинических рекомендаций) при оказания медицинской помощи в структурных подразделениях.
Формировать экономическую стратегию учреждения при сочетании целевых источников финансов и предпринимательства.
Очный формат. 12 дней, с 09:00 до 17:00.
Сроки и место проведения целевой (региональной) группы обсуждаются дополнительно с корпоративным заказчиком.