Как доказать что покупатель отказался принимать товар
Перейти к содержимому

Как доказать что покупатель отказался принимать товар

Покупатель отказался от приемки товара. Правомерны ли его действия?

Покупатель отказался от приемки товара. Правомерны ли его действия?

По правилу п.1 ст.513 ГК РФ обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товара, поставленного в соответствии с договором поставки. Однако, в ряде случаев, когда поставщик нарушил условия поставки, закон наделяет покупателя правом отказа от приемки товара или правом одностороннего отказа от исполнения договора поставки.

Во-первых, согласно п.3 ст.511 ГК РФ покупатель вправе, уведомив поставщика, отказаться от принятиятовара, поставка которого просрочена, если в договоре поставки не предусмотрено иное. Товар, поставленный до получения поставщиком уведомления, покупатель обязан принять и оплатить.

Таким образом, отказ покупателя от приемки товара, поставка которого была просрочена, будет правомерным при одновременномнаступлении следующих условий:

а) просрочка поставки товара произошла по вине поставщика;

б) договором не запрещен отказ покупателя от приемки просроченного товара;

в) покупатель своевременно, до совершения поставки, уведомил поставщика о своем отказе от приемки просроченного товара.

Во-вторых, согласно п.1 ст.518 ГК РФ покупатель, которому поставлен товар ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные ст.475 ГК РФ, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленного товара, без промедления заменит его товаром надлежащего качества.

Согласно п.2 ст.475 ГК РФ покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи (отказаться от приемки товара) и потребовать возврата уплаты за товар денежной суммы лишь в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков).

Таким образом, односторонний отказ покупателя исполнения договора поставки (отказ от приемки некачественного товара) будет правомерным при одновременномнаступлении следующих условий:

а) выявленные недостатки качества товара носят существенный характер;

б) поставщик без промедления не заменил его товаром надлежащего качества.

В-третьих, согласно п.1 ст.519 ГК РФ покупатель, которому поставлен товар с нарушением условий договора поставки, требований закона, иных правовых актов либо обычно предъявляемых требований к комплектности (некомплектный товар), вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные ст.480 ГК РФ за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о некомплектности поставленного товара, без промедления доукомплектует товар либо заменит его комплектным товаром.

Согласно п.2 ст.480 ГК РФ покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи (отказаться от приемки товара) и потребовать возврата уплаты за товар денежной суммы если продавец в разумный срок не выполнил требования покупателя о доукомплектовании товара.

Таким образом, односторонний отказ покупателя исполнения договора поставки (отказ покупателя от приемки некомплектного товара) будет правомерным, если поставщик без промедления (в назначенный покупателем (предусмотренный договором)) срок) не доукомплектовал товар либо не заменил его комплектным товаром.

В-четвертых, согласно п.2 ст.523 ГК РФ покупатель вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора поставки в случаях:

а) поставки товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;

б) неоднократного нарушения сроков поставки товара.

Таким образом, односторонний отказ покупателя от исполнения договора поставки (отказ от приемки товара) будет правомерным, если недостатки качества товара не будут устранены в назначенный покупателем (предусмотренный договором) срок или по вине поставщика два и более раз был нарушен срок поставки товара.

Как видим, если по п.1 ст.518 и п.2 ст.475 ГК РФ покупателю надлежит доказать, что недостатки качества товара носят существенный характер, то по п.2 ст.523 ГК РФ ему лишь нужно доказать, что поставщик не устранил выявленные недостатки в разумный (предусмотренный договором) срок.

В свою очередь, если по п.3 ст.511 ГК РФ покупатель вправе только отказаться от принятия товара, поставка которого просрочена (что не всегда равноценно праву одностороннего отказа от договора), то по п.2 ст.523 ГК РФ он приобретает право одностороннего отказа от договора.

Резюмируя изложенное, мы видим, что закон приводит ограниченный перечень нарушений поставщиком условий договора поставки, при которых покупатель наделяется правом отказа от приемки товара или правом одностороннего отказа от договора. Предельная ясность в данном вопросе необходима как для соблюдения принципа равенства сторон, так и стабильности гражданского оборота. В противном случае, возможны различные злоупотребления со стороны покупателя, ущемляющие права поставщика и, как следствие, ведущие к дестабилизации гражданско-правового оборота.

Именно на борьбу с этими злоупотреблениями направлен п.4 ст.514 ГК РФ: в случаях, когда покупатель без установленных законом, иными правовыми актами или договором оснований не принимает товар от поставщика или отказывается от его принятия, поставщик вправе потребовать от покупателя оплаты товара.

Как следует из данной нормы, покупатель вправе отказаться от приемки товара далеко не в каждом случае, а лишь в исключительных случаях, предусмотренных законом (п.2 ст.475, п.2 ст.480, п.1 ст.513, п.1 ст.518, п.1 ст.519 и п.2 ст.523 ГК РФ), иными правовыми актами (например, ч.9 ст.95 Закона о контрактной системе №44-ФЗ) или договором.

Таким образом, для удовлетворения иска/отказа в иске по п.4. ст.514 ГК РФ суд должен установить отсутствие/наличие предусмотренных законом или договором оснований для отказа покупателя от приемки товара.

Приведу пример из судебной практики, когда арбитражный суд отказал в удовлетворении иска поставщика, предъявленного по п.4 ст.514 ГК РФ, в связи с нарушением им договора: «Согласно п.п.5.2.2 Договора поставки качество, комплектность и характеристики товара должны соответствовать, в т. ч. требованиям Приложения №3 к Договору (Техническое задание). Товар, подлежащий в соответствии с законодательством РФ обязательной сертификации или декларированию соответствия, должен иметь сертификат или декларацию соответствия. В документах на товар должна быть отражена информация о сроках его службы (п.5.2.5 Договора поставки). Товар, не соответствующий указанным требованиям, считается не поставленным (п.п.5.2.2 Договора поставки). Между тем в материалах дела отсутствуют доказательства того, что указанные документы были представлены истцом получателю товара. Кроме того, на стадии проверки товара до его приемки…. было установлено несоответствие товара условиям нормативно-технической документации и государственному контракту, о чем составлены соответствующие акты… выводы о соответствии сроков годности товара условиям договора каждой партии товара можно сделать исключительно на основании документов, которые согласно п.5.2.5 договора должен был представить истец» (постановление ФАС МО от 08.07.2013 по делу №А40-141488/12-65-47).

Также следует учитывать, что по п.4 ст.514 ГК РФ поставщик может требовать оплату только товара, находящегося у покупателя на ответственном хранении. При отсутствии товара у покупателя, иск не подлежит удовлетворению. Закон не предусматривает возможности продавца требовать оплатить товар до передачи товара покупателю либо до получения от покупателя отказа принять товар (постановление АСМО от 31.05.2017 №Ф05-7275/2017 по делу №А40-107831/2016).

Однако в случае судебного разбирательства именно покупатель обязан в соответствии с ч.1 ст.65 АПК представить доказательств наличия у него законных оснований для отказа от исполнения договора поставки, принятия и оплаты товара. То есть именно на покупателя возлагается бремя доказывания правомерности своих действий.

Что можно сделать, если покупатель уклоняется от приемки товара по действующему договору поставки

Что можно сделать, если покупатель уклоняется от приемки товара по действующему договору поставки

В случаях, когда покупатель без установленных законом, иными правовыми актами или договором оснований не принимает товар от поставщика или отказывается от его принятия, поставщик вправе:

потребовать оплаты непринятого товара;

потребовать приемки товара;

отказаться от исполнения договора;

потребовать возмещении убытков, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением покупателем своих обязанностей по принятию товара;

предъявить требования, предусмотренные договором поставки.

Поставщик может воспользоваться каждым из перечисленных правомочий в отдельности, а может их комбинировать (в зависимости от особенностей сложившейся на практике ситуации и отношений сторон):

потребовать оплаты непринятого товара и его приемки;

потребовать оплаты непринятого товара и возмещения убытков;

потребовать оплаты непринятого товара, его приемки и возмещения убытков;

потребовать приемки товара и возмещения убытков;

отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

А если в договоре предусмотрена дополнительная ответственность за отказ покупателя от приемки товара, то к любой из перечисленных комбинаций можно добавить и установленные договорные санкции. Например, если в договоре установлена ответственность покупателя за отказ от исполнения договора в виде штрафа, то исковое заявление может иметь следующий заголовок: «Исковое заявление о взыскании платы за непринятый товар, возмещении убытков, уплате неустойки и обязании принять товар». Однако нужно проверить, нет ли в договоре особых положений в отношении некоторых правомочий. В частности, стороны своим соглашением могут установить, что поставщик может взыскать только неустойку, но не убытки либо по выбору поставщика либо неустойку, либо убытки (абз. 2 п. 1 ст. 394 ГК РФ). Данные ограничения крайне невыгодны поставщику, и при заключении договора их лучше избегать.

Чтобы предъявить любое из перечисленных требований, поставщик должен иметь на руках доказательства того, что покупатель действительно отказался принять товар.

Если доказательств отказа от приемки нет и покупатель будет отрицать факт поставки, то суд откажет в иске.

Доказать отказ покупателя от приемки товара можно письмами покупателя, в которых он заявляет такой отказ, подтверждает его или ссылается на него. Также можно использовать документы, которыми покупатель обосновывает свой отказ. Например, это может быть акт, в котором контрагент зафиксировал нарушения поставщика. Такие документы стоит использовать, если нарушений на самом деле не было либо они не могут быть основаниями для отказа от приемки товара. Например, покупатель не может заявить отказ со ссылкой на несущественные недостатки товара.

Вид иных доказательств зависит от способа поставки товаров. Например, в случае с доставкой нужно доказать, что «товар продавцом реально был доставлен по конкретному адресу и предъявлен покупателю к приему, а покупатель безосновательно отказался от приема товара»

Доставка товаров (ст. 510 ГК РФ).

Доказательствами отказа могут быть, например, товарно-транспортные накладные с отметками водителя о том, что его не допустили на территорию покупателя. Если товар допустили, но покупатель отказывается его принять, то такой отказ нужно зафиксировать отметкой в товарной накладной (см., например, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 мая 2017 г. № Ф 01-1816/2017 по делу № А 31-11727/2015).

Желательно также составить акт об отказе в приемке товара. Если покупатель откажется его подписать, то нужно внести фразу: «В подписании акта отказано, претензий не предъявлено». Ее ставят внизу акта со стороны, где должна стоять подпись покупателя. Под этой фразой нужно поставить подпись лица, которое внесло фразу, и указать его должность и Ф. И. О.

Выборка товаров (п. 2 ст. 510, ст. 515 ГК РФ)

Нужно доказать, что к установленному сроку поставщик подготовил товар к передаче в надлежащем месте и уведомил покупателя об этом. У поставщика должны быть доказательства того, что покупатель получил соответствующее уведомление: подпись уполномоченного лица на втором экземпляре или опись вложения и уведомление о вручении, если уведомление направили по почте. Если таких доказательств не будет, то в иске откажут (см., например, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 января 2017 г. № Ф 01-5862/2016 по делу № А 29-12872/2015).

Если стороны указали в договоре конкретный срок для выборки и не установили обязанность поставщика направлять уведомление, то делать это не обязательно (абз. 2 п. 2 ст. 510 ГК РФ). Можно представить документы о том, что товар находился на складе, когда наступил срок выборки. Арбитражный суд Северо-Западного округа в качестве таких доказательств принял:

акт готовности изделия к отгрузке с подписями директора по качеству и генерального директора поставщика;

протоколы приемо-сдаточных испытаний;

бухгалтерский баланс и пояснительную записку к нему;

акт эксперта торгово-промышленной палаты.

Последний документ подтверждал, что эксперт:

вскрыл упакованный в ящики и подготовленный для транспортировки товар;

установил, что товар соответствует по наименованию, типу и количеству комплектовочной ведомости.

Что делать, если покупатель отказался принимать товар?

На практике возникают случаи, когда между продавцом и покупателем выстраиваются сложные отношения в плане приема товара. В данной статье мы погорим о том, как обезопасить продавца от проблем с принятием товара покупателем.

Содержание статьи:

Внимание: наш адвокат по защите прав продавца разъяснит Вам о правилах приема товара для покупателя: профессионально, четко и ясно. Звоните уже сейчас !

Что делать, если покупатель уклоняется от приемки товара?

Для начала оговоримся, что разделим этот вопрос на физических и юридических лиц.

Поговорим о договоре поставки между юридическими лицами.

Покупатель по разным причинам может отказаться принимать товар. Однако, сразу следует сказать, на что может претендовать продавец, если покупатель отказывается выполнять свои «обязанности». Продавца будем называть поставщиком:

  • Поставщик может вполне отказаться от исполнения договора (по ссылке подробнее).
  • Поставщик имеет право потребовать возмещения убытков;
  • Поставщик может потребовать принять товар покупателем.

Также в самом договоре может быть составляющая, касающаяся ответственности покупателя за отказ принять товар. К примеру, в договоре прописывается штраф либо неустойка, либо все вместе. Но, главное, четко должны быть прописаны моменты, где поставщик взыскивает какую-то одну санкцию, либо несколько в комбинации.

Однако, многие поставщики избегают такие моменты, так как они им не выгодны.
Как и при любом другом отстаивании своих требований, необходимы доказательства. Действительно, для удовлетворения своих требований, поставщик должен предоставить доказательства отказа покупателя принять товар.

Допустим, покупатель направлял в адрес поставщика письма с отказом в принятии товара, ссылаясь, что товар ненадлежащего качества, хотя в действительности таких нарушений не было. Естественно, покупатель заявляет о недостатках в товаре, которых нет. Это будет считаться правом поставщика требовать, чтобы покупатель принял товар.

Если производилась доставка товара и товар оказался у покупателя, но тот в силу необъективных причин отказался от него — это основание для составления претензии на покупателя.

Как происходит с покупателем, если он физлицо, приобретающее товар для личного потребления:

Все вышесказанное можно отнести и для споров между организаций и физическими лицами, за одним исключением: при спорах с данными лицами «вступает в силу «Закон РФ «О защите прав потребителей».

Потребитель не вправе отказаться принимать товар надлежащего качества, если этот товар непосредственно используется потребителем.

Урегулирование спора с покупателем

Что делать, если покупатель отказался принимать товар?

Для урегулирования спора, нужно выяснить причину, почему покупатель отказывается от товара.

Самый простой способ урегулирования разногласий — это возмещения покупателем средств, которые продавец потратил на доставку товара.

Однако, случаются моменты, когда поставщику не выгодно хранить товар, так как за аренду необходимо платить, в таком случае он вправе потребовать от покупателя принять товар или отказаться от договора.

Другое дело, если спор дойдет до судебных разбирательств. Здесь для продавца наступает момент истины, ему предстоит собрать все доказательства, подтверждающие факт отказа покупателя принимать товар.

Но в процессе суда, стороны могут заключить мировое соглашение, после которого не будут иметь претензий друг к другу.

Как обязать заказчика принять товар?

Как уже говорилось ранее, покупатель, в случае отказа от товара надлежащего качества, может понести убытки, связанные с неустойкой, либо штрафом. Соответственно, судом на него будут возложены обязанности по принятию товара. Либо покупатель в добровольном порядке принимает товар, либо расторгает договор поставки.

На практике чаще всего суд встает на сторону продавца, так как покупатель необоснованно отказывается принимать товар, либо умышлено указал несоответствующий адрес поставки.

Как доказать, что покупатель отказался принимать товар?

При договоре поставки товара, доказательствами будут являться все товарные и транспортные накладные, где также могут стоять отметки, что водителя не пустили на территорию покупателя. При отказе покупателя принять товар, в соответствующей накладной также должна стоять отметка об отказе в принятии.

Есть один нюанс. При отказе покупателя принять товар, необходимо составить соответствующий акт. А в случае отказа покупателя подписывать данный акт, необходимо добавить, что в подписании акта отказано, претензий нет.
Поставщик должен иметь при себе доказательства того, что он должным образом известил покупателя о готовности товара к передаче в необходимый срок. То есть, подпись покупателя, уведомление о вручении (в случае, если поставщик передает товар покупателю на своей территории).

Помощь адвоката

В нашей адвокатской практике складывалось достаточно дел, связанных с непринятием покупателя товара надлежащего качества. Мы знаем, как грамотно выстроить доказательства, поможем выступить в суде и составить необходимые документы для урегулирования конфликта.

Наши адвокаты по гражданским делам расскажут, как стоит поступить в той или иной ситуации и объяснят все риски и пути их преодоления.

Как сократить риски, если покупатель отказывается или «забывает» подписывать электронные накладные?

Рассмотрим случаи, когда покупатель не признаёт факт принятия товара и отказывается от подписания электронных товарных накладных.

Если организации работают с бумажными документами, покупатель обычно подписывает накладную в момент приемки товара и тем самым подтверждает факт отгрузки. Подписать электронные документы так же оперативно не всегда возможно: на складе может не оказаться компьютера с доступом в интернет.

Прокомментировать подобные ситуации мы попросили руководителя юридической компании «Частное право» Виктора Рассохина.

Виктор Рассохин

Что говорит закон

Подписание документов в системе ЭДО является такой же обязанностью покупателя, как и подписание бумажных документов при получении товара. Если покупатель уклоняется от их подписания, поставщику придется доказывать факт передачи товара. Поставка будет считаться несостоявшейся, поскольку факт передачи товара не подтвержден соответствующими документами. Момент передачи товара регулирует статья 458 ГК РФ.

Чтобы гарантированно получить оплату за поставленную продукцию, поставщику нужны подписанные товарные накладные в электронном или бумажном виде. В случае спора он сможет подтвердить факт поставки. Судебная практика показывает, что товарная накладная, не подписанная покупателем либо подписанная неустановленными или неуполномоченными лицами, не может доказать передачу товара.

Примеры: определения ВАС РФ от 31.08.2010 № ВАС-12080/10 по делу № А54-899/2009С17, от 08.11.2011 № ВАС-14650/11 по делу № А53-6664/10, от 10.11.2010 № ВАС-14834/10 по делу № А51-20146/2009, от 17.03.2010 № ВАС-2909/10 по делу № А60-13740/2009-С1, постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.07.2017 № Ф05-10387/2017 по делу № А40-118194/2016.

Доказательственную силу в суде имеют только документы, подписанные всеми участниками сделки. Нет разницы, оформлены они в бумажном или электронном виде. Если товарная накладная подписана только со стороны поставщика, это означает лишь его намерение исполнить договор надлежащим образом. Когда покупатель подпишет товарную накладную или УПД, он примет исполнение обязательства поставщика. Товаросопроводительные документы, подписанные поставщиком и покупателем, однозначно подтверждают согласие обеих сторон с их содержанием.

Электронные документы — это оригиналы. Они имеют такую же юридическую силу, как бумажные.

Как подстраховаться поставщику

Как подготовиться к ситуации, когда в момент приемки товара у покупателя нет возможности подписать электронный документ на компьютере? Поставщику следует напечатать бумажную накладную, попросить подписать ее и хранить свой экземпляр до подписания электронной накладной. Подписанная бумажная накладная будет являться гарантом для поставщика, подтверждающим факт получения товара покупателем.

В договор или дополнительное соглашение к нему рекомендуется добавить условие о приоритете электронного документа над бумажным. Это нужно, чтобы избежать некорректного учета даты получения товара, верно рассчитать неустойки и избежать разночтений в исполнении договора.

При возникновении спора о том, какой документ должен определять экономические последствия для сторон, суд учтет приоритет электронного документа. Бумажную накладную он рассмотрит в совокупности с другими доказательствами, поскольку ее нельзя полностью лишить статуса юридически значимого документа.

Товар доставляет транспортная компания: что учесть

Рассмотрим ситуацию, когда товар передает третье лицо — перевозчик. Покупателю потребуется время, чтобы вскрыть упаковку, проверить качество, ассортимент и количество заказанной продукции. Только после этого он подпишет накладную. В таком случае стороны заранее договариваются о сроке для приемки товара.

Также в договоре нужно подробно прописать ответственность сторон за невыполнение своих обязательств. В частности, указать, как оформлять разногласия, если покупатель отказывается принимать товар.

Как доказать правоту в суде

Допустим, разбирательство дошло до суда: покупатель подписал электронную накладную, забрал товар, но отказывается платить и утверждает, что ничего не получал и документы не подписывал. Тогда поставщик может обратиться к оператору ЭДО. В ответ на запрос от организации или представителя суда специалисты Контур.Диадока составляют официальное письмо, которое подтверждает факт получения и подписания покупателем электронного документа. Суд учитывает эти данные в своем решении.

Примеры: постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11.08.2010 по делу № А43-5226/2010, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 31.07.2017 № Ф09-3929/17 по делу № А76-18725/2016, постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.05.2017 № Ф05-3750/2017 по делу № А41-19529/2016, постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.05.2017 № Ф05-3750/2017 по делу № А41-19529/2016.

При любом споре участников электронного документооборота оператор ЭДО может выступить в судебном процессе как третья, независимая сторона и подтвердить совершение действий с документом: отправку, получение и подписание.

Электронные документы — это оригиналы. Они имеют такую же юридическую силу, как бумажные.

@Константинов Александр. Совершенно согласна с Сергеем. Статья пустая. Не ответили на главный вопрос: что делать, если товар передали, а покупатель не подписал электронный УПД.

Или другой распространённый вариант: покупатель подписал УПД, но с отметкой, что товар при нет с расхождением по акту, а акта может вообще не быть или товар приняли без расхождений. Такой фокус всегда делал по всем поставкам печально известный Холидей.

И ещё более сложной ситуации, когда в доставке товара участвуют два транспортникам, один со стороны поставщика, второй – покупателя. Как подтвердить, что товар передали? Особенно если будет недостача или кража/авария у перевозчика покупателя.

По поводу выступления в суде в качестве третьей стороны тоже лукавите. Возник судебный спор с тем же Холидеем: Товар не принимали, ни о каких электронных УПД ничего не знаем. Мы обратились в вам в Контур. Получили ответ: распечатайте страницы из Диадока и самих заверьте. Мы обратились в вашу прекрасную компанию Контур. Получили ответ: распечатайте страницы Диадока и сами заверьте.

Татьяна. Татьяна, здравствуйте.
ответ на вопрос — что делать, если товар передали, а покупатель не подписал электронный УПД? будет такой же, как и при подписании бумажного УПД. Необходимо договариваться, а если не получается, значит собирать доказательную базу для обращения в суд. Условия договора в этом случае, как и в любом другом, очень важны.

Татьяна, на ваш запрос о подтверждении фактов отправки и подписания документов вашим контрагентом мы ответили в течении 3 рабочих дней. Мы подготовили и отправили вам необходимые документы, где указали, что мы оператор, подтверждаем факт отправки, получения и подписания документов контрагентом с указанием необходимых реквизитов документов. Но мы не имеем отношения к самим документам, которые вы через нас передаете. Приведу аналогию — мы, как курьерская служба, подтверждаем факт отправки посылки из точки А в точку Б в такие-то даты, но мы не можем говорить о том, что внутри и подтверждать что содержание соответствует ожиданиям получателя/произошедшей сделке.

@Демина Ольга. Опять лукавите или не понимаете, когда пишете: "такой же, как при подписании бумажного УПД". Водитель отдает приемщику товар и бумажный УПД и без подписи в бумажном УПД не сдвинется с места. При ЭДО он отдает товар, отметка ставится только в транспортной накладной, в которой нет перечня товаров, только количество мест и ссылка на номер УПД. В случае недобросовестности покупателя/кладовщика покупателя сложно доказать, что именно и сколько лежало на паллетах.
По поводу подтверждения провайдером и аналогии с курьерской службой. Мы не отправляем документы курьером, а товар отдельно фурой. Как я писала ранее, водитель не отдает товар без подписи в бумажных документах.

Вы как провайдер можете подтвердить передачу УПД №1 от сегодняшнего числа и статус подписания. Но кто подтвердит, что в УПД было 1000 штук по цене 10 тыс. руб.? Мы в реальной жизни столкнулись с покупателем, который откровенно включал дурака. Вы как провайдер предложили распечатать визуализацию электронного УПД и нам самим его заверить. В суде с этим проблемы. Не знаю, как в других городах, а в Москве не каждый нотариус готов заверять скрины с сайта.

Поймите, здесь пишут не ретрограды и мракобесы, которые против прогресса и ратуют за возврат к бумаге, гусиным перьям и 19 веку. Просто ЭДО имеет не только плюсы, но и минусы. О минусах, неясности законодательства, сложностях в судах, спорах и т. п. ни один провайдер (ура, вы как все!) не рассказывает, решения не предлагает. От юристов слышала рекомендацию — для надежности подписывать бумажные УПД. Весь смысл ЭДО теряется, если не считать удобство сетей по обработке входящий документов. Я повелась на громкое название статьи, а она оказалась ПУСТЫШКОЙ.

Татьяна. 1) Что нужно доказывать в суде?

АПК РФ Статья 65. Обязанность доказывания
3. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В случае возникновения судебного спора, поставщик (истец) обязан доказать факт поставки. А именно, что он товар направил в соответствии с условиями договора, а покупатель этот товар получил. Здесь поставщик обязан доказать факт вручения товара покупателю. Никакой судья вместо него этого делать не будет, т.е. это обязанность именно истца (поставщика) доказать данный факт. Если не докажет — в иске будет отказано.

2) Как доказывать и чем?

АПК РФ Статья 64. Доказательства
2. В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, консультации специалистов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.

С точки зрения закона и суда, совершенно неважно в какой форме представлены доказательства, главное, чтобы из них достоверно можно было сделать вывод о совершившемся юридическом факте (товар поставлен и вручен покупателю). Будет это ли бумажный Торг-12 с синей печатью и подписью или распечатанный УПД с печатью и подписью представителя покупателя или электронный УПД с доказательствами его достоверности.

3) Что принимают в качестве доказательств достоверности УПД?

Возьмем, например, перечень из Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2015 N 09АП-21682/2015 по делу N А40-26656/2015. Там в качестве доказательства подлинности УПД представлено истцом следующее:

— электронные товарные накладные, содержащие сведения о подписании каждой представленной товарной накладной генеральными директорами истца и ответчика;
— отчет оператора ЭДО;
— свидетельство Министерства связи и массовых коммун.

Давно здесь не было статьи с таким волнующим названием и таким разочаровывающим контентом!
А рекомендации этого юриста как из книги Григория Остера — Вредные советы.

как заменить смайл с довольного на злобный?

Отвечая на вопрос Серея о том, что для чего нужен ЭДО, нужно сказать, что он нужен прежде всего для сокращения затрат на документооборот, повышение его эффективности и скорости обмена юридически важными документами и сообщениями между участниками рынка. Но сделать это мгновенно, к сожалению, невозможно. Кроме этого, последствия перехода на ЭДО очень наглядно видны из судебной практики. Поэтому мы, практикующие юристы, в своей работе прежде всего, изучаем судебные дела, в которых рассматриваются интересующие нас кейсы.

Как раз анализ судебных дел и позволяет делать выводы в каких случаях и какие документы могут быть использованы в качестве доказательств, а к каким суд относится критически.
Однако поскольку переход к ЭДО осуществляется относительно недавно, суды еще не успели накопить достаточное количество судебной практики по рассматриваемым проблемам. Тем не менее, некоторые примеры вполне показательны (часть из них приведена в статье).

Относительно доводов Сергея о том, что дебиторы, которые не платят деньги по подписанным накладным идиоты, можно сказать, что часто такая неоплата как раз наоборот является хорошо спланированным и рассчитанным актом недобросовестности. Например, в известном деле ЗАО Фирма ЦВ «ПРОТЕК» vs. ООО «Аптека-А.в.е» Дело № А40-4350/16 о взыскании 38 011 312,65 руб., о котором я частенько рассказываю на своих выступлениях на семинарах по ЭДО, были доказательства наличия электронных накладных, подписанных ответчиком. И была доверенность. Но в силу содержания договора, который предусматривал ряд специфических условий (например, особый порядок уведомления об использовании ЭДО, без соблюдения которого формально суд первой инстанции посчитал факт поставки недоказанным; там было много и других обстоятельств в этом деле), дело пересматривалось несколько раз, дошло до Верховного Суда РФ, направлено на повторное рассмотрение, затянулось на несколько лет. Почитайте это дело и вы увидите, что ответчик по нему уж точно не идиот (хотя его, вероятно, можно упрекнуть в определенной степени недобросовестности). Поэтому чесать всех под одну гребенку, не владея практикой, не зная всех нюансов это, по меньшей мере, некорректно.

Относительно совета включать "хитрые" пункты в договор, этот совет полезный. Действительно, очень много зависит от договора. Мы специально изучаем договоры наших доверителей для того, чтобы включить в них наиболее безопасные для них или, как минимум, предоставляющие наибольшие гарантии исполнения договора условия. Но здесь не может быть общих советов, т.к. каждый конкретный договор индивидуален и составляется конкретно под каждого клиента. Поэтому включать какие-либо общие рекомендации в статью совершенно не целесообразно.

А советы "работать плотнее с транспортной компанией" и требовать подписания ТН, к сожалению, не несут никакой пользы, т.к. транспортная накладная в силу закона подтверждает факт исполнения обязательств перевозчиком (а не поставщиком). И если транспортная накладная не содержит товарной части, то даже очень "плотная" работа с транспортниками не гарантирует успеха в суде доказывания факта поставки именно того товара, который перечислен в договоре/спецификации/накладной и пр. Именно по этой причине в статье рекомендовано (пока судебная практика по данному вопросу окончательно не сформировалась) дополнительно оформлять письменные накладные. Эта рекомендация дана не просто так, а с позиции практикующего юриста, ежедневно разрабатывающего договоры поставки и участвующего в судебных заседаниях по подобным спорам.

В завершении необходим отметить, что 90% успеха зависит именно от договора поставки, от того, как в нем сторонами урегулировано применение ЭДО, приемки товара и оплаты. Дополнительно под структуру правоотношений, которая урегулирована договором поставки необходимо корректировать договор перевозки/экспедиции, т.к. он хоть и не прямо, но также может повлиять на доказывание факта вручения заказанного покупателем товара. Тогда все возможные риски будут сведены к минимуму.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *