Жалоба в Роспотребнадзор
Внимание! По вопросам защиты прав потребителя обращайтесь по телефону горячей линии +7 (495) 414-37-01. Дежурный специалист зафиксирует Ваш звонок и проконсультируют Вас по телефону.
Вне зависимости от формы подачи заявления, жалоба в Роспотребнадзор — основание для проведения проверки в отношении организации или физического лица, предположительно нарушившего права ее отправителя. Документ должен содержать обоснованные и веские доводы.
Важно! Жалоба в Роспотребнадзор по защите прав и интересов может быть оформлена в печатно-машинной форме, либо написана от руки на листе формата А4. Наличие исправлений, помарок, опечаток и ошибок недопустимо.
Если ваше дело серьезное, и речь идет о крупном нарушении, мы советуем подавать жалобу в Роспотребнадзор через юриста. Специалист не только поможет правильно сформулировать претензии и цели обращения в службу, но и собрать доказательную базу (факты и документы, подтверждающие вашу правоту). В дальнейшем, в случае необходимости, он станет представлять ваши интересы в суде, куда представители Роспотребнадзора выходят в качестве третьей, наблюдающей стороны.
Составление жалобы в РПН и указание цели обращения
Российское законодательство не регламентирует нормы по формированию документа. Однако стоит придерживаться определенных стандартов. Ваша жалоба в Роспотребнадзор (образец заявления рекомендуется передать на проверку юристам) должна иметь следующий вид:
- Вступление. Укажите информацию о себе и нарушителе, о связывающих вас взаимоотношениях. Предположим, «я — Петров Петр Петрович купил обувь в салоне «ХХХ»».
- Описание. Расскажите о том, при каких условиях и каким образом были нарушены ваши права. Необходимо предоставить максимум данных о нарушителе. Так, жалоба на магазин в Роспотребнадзор должна содержать фамилию/имя продавца, который осуществил торговую операцию, время покупки, фамилии/имена персонала, присутствовавшего при нарушении.
- Просьба. Наиболее важная часть, которая и определит дальнейшие действия Федеральной службы. Определите желаемые по отношению к нарушителю санкции: например:восстановление нарушенных прав; лишение лицензии на право ведения деятельности; взыскание денежного штрафа.
Жалоба в Роспотребнадзор через интернет
Важно! Консультацию по защите прав потребителей можно получить по телефону +7 (495) 414-37-01
Посетив официальный сайт Роспотребнадзора, подать жалобу можно удаленно. Необходимый порядок действий:
- Выберите раздел «Обращения Граждан», расположенный в меню «Для Граждан».
- Кликните по активной ссылке «Составление и отправка Обращения».
- Выберите подразделение службы, в чьи полномочия входит разрешение подобных вашему вопросов. Если вы не можете сделать это самостоятельно, свяжитесь с консультантами по номеру Горячей Линии.
- Автоматическая система направит вас на страницу сайта регионального подразделения.
- Снова заходите в меню Обращения Граждан».
- Определяйтесь с темой обращения (необходимо будет выбрать из списка). Заполняйте образец жалобы, указывайте суть вопроса. Максимально допустимое количество символов — 2 тыс. знаков (один лист).
- Прикрепите документы (максимальный вес файла — 2 Мб), которые могут доказать факт нарушения. Важно! Оформляя поле текста заявления, не используйте угроз, эмоциональных выражений, нецензурной лексики. Будьте лаконичны и объективны. Ваше письмо не должно напоминать жалобу обиженного ребенка.
- Указывайте код безопасности.
- Кликайте по активной строчке «Отправить».
Для правильного оформления жалобы в РПН необходимо указать следующие сведения:
- Контактные данные и месторасположение предполагаемого нарушителя;.
- Э-мейл, полный почтовый адрес, ФИО контактные данные и месторасположение составителя.
Важно! Представители Федеральной службы обязаны информировать лицо, подавшее документ о том, куда перенаправлена жалоба (предположим, в прокуратуру), или об итогах внеплановой проверки.
Подавая жалобу в Роспотребнадзор через интернет или любым другим способом, ее необходимо заверить личной подписью. Не забудьте (также в конце документа) поставить дату составления обращения.
Можно ли действовать анонимно?
Посетив сайт Роспотребнадзора, написать жалобу вы можете анонимно. Также без указания ФИО можно отправить документ по почте.
Однако учтите, что в соответствии с законом РФ, такие обращения не гарантируют начала проведения внеплановых проверок. При отсутствии объективных и веских аргументов, они в абсолютном большинстве случаев остаются без внимания.
Важно! Если сведения, изложенные в жалобе, являются веским доводом в пользу начала внеплановой проверки, однако у специалистов службы возникают серьезные сомнения в авторстве документа, последние принимают меры по установлению личности подателя заявления.
Когда ответа не будет?
Ваша жалоба не будет удовлетворена в том случае, если:
- Вы подадите ее анонимно, не указав свои персональные сведения.
- Документ содержит угрозы в адрес предполагаемого нарушителя, нецензурную брань
- Цель обращения сформулирована недостаточно четко, текст не читаемый;
- Было отправлено несколько аналогичных друг другу по содержанию жалоб одним и тем же человеком по одному вопросу. Отправка нескольких обращений допускается. Но только в случае открытия новых обстоятельств и условий дела.
Если для ответа на запрос необходимо разгласить секретные либо персональные данные, составителя жалобы также ожидает отказ (в письменной форме, с указанием причины).
Полезная информация
Перед тем, как отправить жалобу в Роспотребнадзор, составьте письменное требование к самому нарушителю (предприятию или физическому лицу) — досудебную претензию. Возможно, таким образом ваш вопрос будет урегулирован «мирным путем». Если разрешить конфликт с помощью претензии не удалось, факт ее подачи будет доказательством в вашу пользу. По ссылке можете ознакомиться, как правильно составить досудебную претензию и направить ее адресату. Также, наряду с обращением в РПН, зачастую имеет смысл направить заявление также в контролирующий орган — Прокуратуру. О том, как правильно это сделать, мы написали в статье «Жалоба в прокуратуру». Также для скачивания доступны проекты документов в виде образцов.
Обратите внимание: в соответствии с поправками, принятыми в 2017 году, предварительная подача требования в письменной форме предполагаемому нарушителю прав обязательна.
Важно! Федеральная служба не может принуждать исполнителей услуг и продавцов товаров к возврату денежных средств. Если вас интересует именно возврат денег, подавайте не жалобу в Роспотребнадзор, а судебный иск.
Увеличить шансы на победу можно, обратившись за помощью к квалифицированному юристу. Специалист сможет использовать нормативную документацию, к примеру конкретные пункты Правил продажи отдельных видов продукции. Помните, что чем больше времени вы тратите на правильное оформление документов, тем меньше шансов столкнуться с отказом.
Санкции, которые чаще всего накладываются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – денежные штрафы, суммой в 3-5 тыс. рублей. Поэтому будьте готовы к тому, что, возможно, именно «вашей» компании-нарушителю будет легче выплатить штраф, чем изменить что-то в своей профессиональной деятельности. Это еще одна причина, по которой действовать рекомендуется не самостоятельно, а заручившись поддержкой профессионалов.
Как написать анонимную жалобу
Если у вас возникла проблема, вы можете пожаловаться в разные учреждения. Например, трудовая инспекция рассматривает обращения, связанные с нарушением ТК РФ работодателями. Анонимно можно пожаловаться и в другие органы: Роспотребнадзор, ИФНС, прокуратуру, полицию, опеку, департамент здравоохранения. Но не всегда: некоторые обращения анонимно не рассматриваются.
Я юрист по гражданским делам. В этой статье я расскажу, когда можно подать анонимную жалобу и как это сделать, в том числе лично, через сайт ведомства или Госуслуги.
В статье расскажем:
Когда можно подать жалобу анонимно
Если вы собираетесь пожаловаться в государственный или муниципальный орган, в обращении обязательно нужно указывать ваши Ф.И.О. и почтовый адрес, по которому вам должны будут направить ответ по результатам проверки. Если жалоба подается онлайн, понадобится адрес электронной почты (ст. 7 ФЗ от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения…»).
Анонимно отправить жалобу тоже можно, но в таком случае вы не получите отчет о результатах проверки. Также важно учитывать несколько деталей:
- Если в обращении речь идет о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении или правонарушении, это не является основанием для возбуждения уголовного или административного дела, но проверку по жалобе проведут.
- Если текст жалобы не поддается прочтению или по нему нельзя определить суть проблемы, она остается без рассмотрения.
- Если вы не указали Ф.И.О. и почтовый адрес, но в жалобе есть адрес вашей электронной почты, ответ направят туда в течение 30 календарных дней.
Обо всем этом говорится в ст. 11 ФЗ №59. Но этот закон действует не для всех учреждений: например, в полиции или ФССП предусмотрены совершенно другие правила.
Рассмотрим все более подробно.
В Роспотребнадзор
Подать анонимную жалобу в Роспотребнадзор можно через Почту России или онлайн через электронную приемную. Там рассматриваются обращения, связанные с нарушением прав потребителей по Закону от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав…», а именно:
- Магазин или кафе не соблюдают санитарные нормы.
- Цена на ценниках не соответствует действительности, а продавать товар по указанной там цене вам отказались.
- Вы сдали технику в ремонт, а вам вернули ее с повреждениями или отказались возвращать обратно.
- Вам продали товар ненадлежащего качества, а в возврате или обмене необоснованно отказали.
- Пришли в кафе пообедать и отравились, вас госпитализировали в больнице.
Все жалобы, касающиеся нарушения прав потребителей, рассматривает Роспотребнадзор. В некоторых случаях материалы дела передаются в другие органы: например, в прокуратуру, как в случае с отравлением в кафе.
Если вы хотите, чтобы организацию привлекли к ответственности, лучше откажитесь от идеи подать жалобу анонимно. В ходе проверки все равно обычно открываются обстоятельства и участники дела, так что не предоставлять свои данные просто нет смысла.
Юрист, автор сайта
(Гражданское право, стаж 7 лет)
Содержание и образец жалобы
Если жаловаться через интернет-приемную, обращение заполняется через онлайн-форму. Можно подать и письменную жалобу в территориальное отделение Роспотребнадзора. В обоих случаях нужно указать:
- название и адрес компании, на которую вы жалуетесь;
- в чем суть проблемы и когда она появилась (дата и время);
- подробные обстоятельства дела;
- просьба провести проверку;
- дата составления жалобы (только для письменной).
Как написать и подать жалобу в Роспотребнадзор через интернет?
Как написать жалобу в прокуратуру Москвы и МО на официальном сайте?
Как написать и подать жалобу на налоговую инспекцию (ИФНС)?
В трудовую инспекцию
Вы можете пожаловаться в трудовую инспекцию через сервис Онлайнинспекция. рф, на сайте территориального отделения, или отправить анонимку Почтой России.
Обращение в инспекцию поможет, если работодатель нарушает ваши права:
- Не выплачивает зарплату вовремя.
- Отказывается заключать трудовой договор в письменном виде.
- Вызывает на работу в выходные и праздничные дни, а оплачивать это в двойном размере отказывается.
- Не предоставляет ежегодный оплачиваемый отпуск более двух лет подряд.
- Незаконно объявил замечание или выговор, либо уволил.
- Необоснованно отказал в приеме на работу: например, из-за принадлежности к женскому полу, «не той» национальности, и пр.
- Требует выполнять работу, не предусмотренную трудовым договором. Например, если вы устроились работать официанткой, а вас заставляют еще и мыть посуду.
- Перевел на другую должность или в другое место без вашего согласия, хотя оно требовалось.
- Необоснованно отстранил вас от работы.
- Намеренно или нечаянно разгласил ваши персональные данные, тем самым нарушив закон.
Основанием может послужить любое нарушение норм ТК РФ.
Содержание и образец жалобы
Что нужно указать в жалобе:
- наименование, адрес, Ф.И.О. руководителя инспекции;
- название организации-работодателя, Ф.И.О. руководителя;
- дату заключения трудового договора;
- суть проблемы: не выплачивают зарплату, незаконно уволили, и пр.;
- дату возникновения разногласий с работодателем;
- просьбу о проведении проверки;
- дату составления.
В полицию
Если преступление происходит на ваших глазах, звоните сразу в полицию по телефону 102. Там вас опросят, уточнят адрес и личные данные. Вы можете их не давать, но дежурный обязан у вас их спросить: это регламент, а не праздный интерес.
Если же вы узнали о готовящемся или совершенном преступлении, и немедленное вмешательство сотрудников МВД не требуется (как при уличной драке или перестрелке), можно обойтись без звонка в дежурную часть. Достаточно отправить заявление через Почту России или онлайн на официальном сайте Министерства.
Когда это актуально:
- Сотрудник полиции потребовал с вас взятку.
- Вы вызывали наряд ППС, но он ехал слишком долго.
- Вам известно, что соседи сдают жилье мигрантам незаконно.
- Ваши соседи систематически нарушают режим тишины: шумят по ночам, громко слушают музыку, делают ремонт.
Также можно пожаловаться и участковому, но уже через сайт территориального подразделения МВД, если там есть такой сервис. Если нет, придется обращаться лично или отправлять письмо почтой.
Содержание и образец жалобы
В жалобе необходимо указать:
- наименование, адрес подразделения МВД;
- Ф.И.О., должность, звание руководителя МВД;
- Ф.И.О., адреса людей, на которых подается жалоба;
- в чем суть проблемы;
- просьбу о проведении проверки и принятии мер;
- дату составления.
В прокуратуру
Сюда можно пожаловаться вообще по любому поводу, начиная от незаконных действий или бездействия администрации, и заканчивая беззаконием в организации по месту работы. Также некоторые органы сами привлекают прокуратуру при необходимости: например, Роспотребнадзор, если туда поступила жалоба на отравление в кафе и есть основания для привлечения руководства к уголовной ответственности.
Оставить обращение можно онлайн на сайте Генеральной прокуратуры, или же отправить письмо Почтой России.
Содержание и образец заявления
В прокуратуру можно подать заявление, указав в нем:
- полное наименование органа;
- Ф.И.О. прокурора;
- суть проблемы, подробное описание обстоятельств;
- просьбу о проведении проверки;
- дату составления.
В налоговую службу
Если вам достоверно стало известно о факте уклонения гражданина или организации от уплаты налогов, вы можете пожаловаться в территориальное подразделение ФНС. Также там рассматривают обращения по другим вопросам:
- Нарушение сроков предоставления услуги.
- Необоснованный отказ в приеме документов.
- Отказ в предоставлении услуги.
- Стало известно о нарушениях при проведении лотереи.
Важно учитывать, что в жалобе в налоговую обязательно нужно указывать свои Ф.И.О. (ст. 139.2 НК РФ). Скорее всего, анонимку рассматривать не будут, но в жизни всякое бывает – вдруг вам повезет.
Отправить жалобу в ФНС можно Почтой России или через онлайн-сервис. Но последний тоже требует указывать Ф.И.О.
Содержание и образец жалобы
Что нужно указать здесь:
- наименование и адрес налогового органа;
- Ф.И.О. заявителя, адрес;
- описание обстоятельств;
- просьбу о проведении проверки;
- куда направлять ответ;
- дату составления и подпись.
В министерство образования
Министерство образования – это высшее звено. Если вам нужно решить проблему по месту, целесообразнее сначала обратиться в управление образования своего города. Там рассматривают самые разные жалобы:
- На учителя в школе: например, если он неподобающе ведет себя; оскорбляет учеников, их родителей или учителей, требует деньги.
- На школу, особенно если там постоянно собирают деньги на то, на что они и так выделяются из бюджета.
Подать жалобу в Минобр тоже можно, но только если она касается вопросов обучения по программам бакалавриата, магистратуры, и пр. Обращения по детским садам, обучению в школах и колледжах рассматриваются Министерством просвещения.
Содержание и образец жалобы
Если вы хотите пожаловаться на преподавателя, укажите в жалобе следующее:
- полное наименование учреждения;
- Ф.И.О. руководителя;
- свои данные;
- в чем суть проблемы, когда и при каких обстоятельствах она возникла;
- опись прилагаемых документов;
- дату составления и подпись.
В департамент здравоохранения
Местный департамент здравоохранения рассматривает обращения, связанные с оказанием медицинской помощи в муниципальных и государственных поликлиниках, больницах, социальных аптеках. Однажды мне тоже пришлось туда обращаться:
В аптеке отказались выдавать бесплатный инсулин для мамы, мотивируя это тем, что его нет в наличии. Но не учли, что в таком случае они должны поставить рецепт на обслуживание и выдать препарат в течение 10-15 дней (Приказ Минздрава №403н).
В общем, маму они отправили обратно домой. Она мне позвонила, и через час в аптеке с рецептом была уже я. Инсулин нашелся, правда, в другой аптеке. А заодно потом я пожаловалась в Министерство здравоохранения: считаю, что недопустимо, чтобы людям каждый раз приходилось буквально с боем добывать жизненно важные лекарства. С тех пор у мамы проблем с получением препарата нет.
Жалобу я подавала в электронной форме и не анонимно. Потом ее перенаправили в местный департамент. Мне тоже нужно было изначально обращаться туда, но в то время на сайте департамента не было возможности подать жалобу онлайн, и я решила идти в обход.
Достоверно знаю, что в аптеке проводили проверку, но зачем-то еще и затронули поликлинику, хотя я специально в обращении подчеркнула, что к ее работе вопросов нет. Как видно, депздрав у нас действительно работает.
Вот такое сообщение мне пришло потом из департамента, там есть кусочек моей жалобы в Минздрав. Отчет о проверке тоже отправляли, но сейчас его уже не найти.
Вы можете попробовать пожаловаться в Департамент здравоохранения по своему месту жительства анонимно, но нет никаких гарантий, что проверку проведут. Исключение – сложные ситуации, когда грубо нарушаются права граждан: такие обращения обычно проверяют.
Можно пожаловаться и в сам Министерство через онлайн-сервис. Но там тоже поля с Ф.И.О. обязательны к заполнению.
Как Роспотребнадзор проверяет предпринимателей
Роспотребнадзор проверяет, как компании и ИП соблюдают санитарные нормы и права потребителей. Мы сделали для вас полный гид: как проходит проверка, какие нужны документы, на что вы имеете право и как обжаловать результаты, если вы с ними не согласны.
- Автор: Дарья Суслова
- Редактор: Ирина Ситникова
- Иллюстратор: Ivan Might
Кого и почему проверяет Роспотребнадзор
Роспотребнадзор проверяет компании и индивидуальных предпринимателей. Проверки бывают плановые и внеплановые.
Плановая проверка. В 2020 году Роспотребнадзор не проводит плановые проверки у малого и среднего бизнеса. Всё дело в надзорных каникулах (480-ФЗ). С 2021 года он начнёт включать всех предпринимателей в план проверок.
Но в некоторых случаях Роспотребнадзор всё же имеет право прийти с плановой проверкой к малому и среднему бизнесу в 2020 году:
- если у бизнесмена высокая категория риска — проверьте свою степень риска;
- если бизнес связан с социальной сферой, здравоохранением или образованием — частный дом престарелых, социальная столовая, детский сад, медицинский центр, курсы подготовки к ЕГЭ;
- если за последние три года бизнесмена штрафовали, приостанавливали деятельность или лишали лицензии за нарушение санитарных норм и прав потребителей;
- если для ведения бизнеса нужна лицензия.
Если у вас малый или средний бизнес и он не попадает ни под одно исключение, но Роспотребнадзор пришёл с плановой проверкой до 2021 года — это нарушение закона. Суд признает недействительными результаты такой проверки, даже если инспектор нашёл нарушения (ст. 20. ч.1 294-ФЗ).
Плановые проверки проходят раз в три года. Чаще проверяют тех, кто работает в здравоохранении, образовании или социальной сфере. Регулярность проверок зависит от вида бизнеса.
Роспотребнадзор проводит плановые проверки по графику. В конце декабря график на следующий год публикуют на сайтах федерального Роспотребнадзора и региональных управлений. Если найдёте себя в графике, есть время подготовиться к проверке Роспотребназдора.
О плановой проверке Роспотребнадзор предупреждает за три дня.
Внеплановая проверка. Чтобы Роспотребнадзор провёл внеплановую проверку, нужны причины:
1. Истёк срок предписания после предыдущей проверки.
2. Кто-то пожаловался в Роспотребнадзор, заявление не анонимное и в нём сказано:
- пострадали люди или животные;
- под угрозой жизнь или здоровье людей и животных;
- клиент сообщил предпринимателю, что его права нарушены, но предприниматель не отреагировал или не помог;
- товары неправильно промаркированы.
3. Прокуратура проверяет компанию или ИП и привлекает к проверке Роспотребнадзор.
О внеплановой проверке Роспотребнадзор предупреждает за сутки. Если чьи-то жизнь или здоровье в опасности, Роспотребнадзор придёт без предупреждения.
Что проверяет Роспотребнадзор
Плановые и внеплановые проверки могут быть документарными, то есть удалёнными, и выездными.
Документарная | Выездная | |
---|---|---|
Что проверяют | — организационно-правовые документы; — уведомление о начале деятельности предприятия; — акты предыдущих проверок; — материалы дел об административных нарушениях. В зависимости от причины проверки инспектор может запросить и другие документы. Например, если жалоба связана с помещением, Роспотребнадзор потребует документы на право собственности или договор аренды. | — как соблюдают санитарные нормы: проверяют безопасность помещений, качество, маркировку продукции и сроки годности товара, наличие медкнижек у сотрудников. Для каждого вида бизнеса свои требования СанПиН; — не нарушают ли права потребителей; — есть ли все необходимые лицензии и сертификаты; — то же, что при документарной проверке, если её ещё не было. |
Сроки | 20 рабочих дней. Если есть филиалы в других регионах — 60 дней. Продлить нельзя. | 20 рабочих дней. Можно продлить на 20 дней. Если есть филиалы в других регионах — 60 дней. Для малых предприятий плановая проверка — 50 часов, можно продлить ещё на 50 часов. Для микропредприятий — 15 часов. Можно продлить ещё на 15 часов. |
При плановой и внеплановой проверках инспектор использует проверочные листы — списки вопросов. По ним вы можете заранее себя протестировать.
Что делать при документарной проверке
1. Подготовьте документы. Роспотребнадзор отправит вам запрос с перечнем документов, которые нужны для проверки. Вместе с ним придёт копия приказа о проверке. Роспотребнадзор не должен требовать документы, которые может запросить у других госорганов, например, налоговой.
У вас есть десять рабочих дней, чтобы отправить на проверку копии документов с подписями руководителя и печатями. Заверять документы у нотариуса не нужно. Можно отправить в электронном виде с электронной подписью.
Если инспектору потребуется дополнительная информация, он отправит второй запрос. На ответ у вас будет ещё десять рабочих дней.
Если предприниматель не предоставит документы, Роспотребнадзор может выписать предупреждение, назначить штраф или приехать с внеплановой проверкой (ст. 19.7 КоАП РФ).
2. Следите за сроками. Проверяющие должны уложиться в 20 дней. Запрос на дополнительные документы не может прийти позже, чем на десятый день с начала проверки — иначе вы не успеете ответить.
3. Проверьте акт. Представитель Роспотребнадзора составляет акт проверки в двух экземплярах. Один экземпляр отдают вам под расписку вместе с копиями проверенных документов. Если не даёте расписку, акт вышлют заказным письмом с уведомлением о вручении.
В акте указаны все нарушения и список документов, которые проверил Роспотребнадзор. Если не согласны с результатами проверки или действиями инспектора, напишите об этом в акте.
Что делать при выездной проверке
1. Проверьте документы ревизоров. Посмотрите удостоверения сотрудников Роспотребнадзора и изучите приказ. В нём должно быть сказано, по каким причинам проводится проверка, что будут делать инспекторы и сколько времени это займёт. С сотрудниками Роспотребнадзора могут прийти другие эксперты, например, пробоотборщики. Проверьте их документы тоже.
Если имена и фамилии сотрудников Роспотребнадзора не совпадают с данными в приказе или вы сомневаетесь в подлинности документов — звоните в Роспотребнадзор. Горячая линия Роспотребнадзора: 8-800-555-49-43.
2. Предоставьте информацию. Дайте сотрудникам Роспотребнадзора документы и покажите территорию, помещение, оборудование, транспорт, продукцию — всё, о чём сказано в приказе.
3. Присутствуйте при проверке. Сопровождайте сотрудников Роспотребнадзора, отвечайте на их вопросы и спрашивайте, что и как они проверяют.
4. Не мешайте проверяющим. Если вы уклоняетесь от проверки, не пускаете сотрудников Роспотребнадзора или мешаете осматривать оборудование и товары, вас имеют право оштрафовать:
- должностное лицо и ИП на 5000 — 10 000 ₽;
- компанию на 20 000 — 50 000 ₽.
За повторное нарушение штрафы увеличивают вдвое (ст. 19.4.1 КоАП РФ).
5. Следите за сроками. На малом предприятии сотрудники Роспотребнадзора могут находиться суммарно не дольше 50 часов, на микропредприятии — не дольше 15 часов. Проверку могут продлить, только если нужны длительные испытания или расследование.
Найдите себя в реестре и узнайте, относитесь ли вы к малым или микропредприятиям.
6. Не платите за экспертизу. Инспектор может взять образцы или пробы продукции для исследования. Все экспертизы проводятся за счёт государства.
7. Пригласите юриста или уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей, если нужна помощь. По закону они могут принять участие в проверке.
8. Проверьте акт. Инспектор составляет акт проверки в двух экземплярах. Один экземпляр — ваш. В акте указаны дата, место, продолжительность проверки, кто присутствовал, а также нарушения, если они есть. К акту могут прилагаться документы: протоколы, объяснительные, предписания. Если для составления акта нужно дождаться результата экспертизы, вы получите его в течение трёх дней после проверки, если ждать не нужно — сразу после проверки.
Акт подписываете вы и проверяющий из Роспотребнадзора. Если с чем-то не согласны, напишите об этом в акте. Если отказываетесь подписывать акт, его вышлют заказным письмом с уведомлением о вручении. Информация о проверке появится на официальном сайте регионального управления Роспотребнадзора в течение пяти дней со дня подписания акта.
После проверки инспектор ставит запись в журнале по учёту проверок. Если такого журнала нет, делает об этом запись в акте.
Чем грозят проверки Роспотребнадзора
Если Роспотребнадзор нашёл нарушения при документарной проверке, инспектор выпишет предписание и штраф или предостережение. Может приехать с внеплановой проверкой.
Если нарушения нашли во время выездной проверки, вариантов несколько:
1. Выдадут предписание. В нём укажут требования и срок. Когда срок истечёт, сотрудник Роспотребнадзора проведёт проверку. Если нарушения по предписанию не устранили — штраф (ст. 19.5 КоАП РФ):
- для должностных лиц и ИП 1000 — 2000 ₽ или дисквалификация на три года;
- для компаний 10 000 — 20 000 ₽.
2. Выпишут штраф или предупреждение. Сотрудники Роспотребнадзора сами составляют протоколы. Инспектор может выписать штраф за нарушение СанПиН или прав потребителей: оказание некачественных услуг, обман, недостоверную информацию о товаре.
Штраф зависит от тяжести нарушения. Если покупателя обсчитали в магазине, ИП оштрафуют на 10 000 — 30 000 ₽, компанию — на 20 000 — 50 000 ₽. Если сотрудник Роспотребнадзора увидел, что на колбасе этикетка с датой изготовления заклеена этикеткой с более поздней датой, компанию могут оштрафовать на 100 000 — 500 000 ₽.
Малому и среднему бизнесу и компаниям, у которых впервые нашли нарушение, штраф могут заменить на предупреждение (ст. 4.1.1 КоАП РФ).
3. Конфискуют товар. Товары могут забрать, если есть угроза жизни и здоровью потребителей.
4. Временно остановят бизнес. Работу компании или ИП могут приостановить максимум на 90 дней, если есть угроза жизни и здоровью потребителей.
3. Посадят. Сам Роспотребнадзор не даёт срок, но может отправить в прокуратуру материалы для возбуждения уголовного дела. Для этого должны быть признаки преступлений, связанных с нарушением санитарного законодательства. Например, бизнесмен выпускает рыбные консервы и не соблюдает СанПиН. Люди массово заболели ботулизмом, несколько человек погибли. Это уголовное дело.
Как обжаловать результаты проверки
1. Подайте жалобу в Роспотребнадзор.
Документ, с которым не согласны | Причина жалобы | Срок подачи возражения |
---|---|---|
Акт | Вы не согласны с тем, что написано в акте проверки | 15 дней |
Предписание | Роспотребнадзор требует устранить нарушения, но вы не согласны с требованиями | 15 дней |
Постановление | Вы считаете, что инспектор выписал слишком большой штраф, неоправданно конфисковал товар или приостановил работу | 10 дней |
В жалобе укажите:
— свои фамилию, имя, отчество, контакты;
— данные о компании или ИП;
— кто и какое постановление вынес;
— с чем вы не согласны и почему;
— как вы хотели бы получить ответ: по почте, по электронной почте.
Прикрепите к жалобе копию акта проверки, предписания или постановления и документы, которые могут подтвердить вашу правоту. Если нужно, запросите их у Роспотребнадзора. Допустим, у вас столовая. Роспотребнадзор штрафует вас за то, что питьевая вода, на которой вы готовите, не соответствует СанПиН. Вы считаете, что в этом виновата водоснабжающая организация. Попросите у Роспотребнадзора результаты проверки водоснабжающей организации.
Отправьте жалобу в региональное или федеральное управление Роспотребнадзора:
— по электронной почте;
— через сайт Госуслуг, там будет онлайн-форма для жалобы;
— отдайте в приёмную своего отделения Роспотребнадзора.
Роспотребнадзор зарегистрирует вашу жалобу на следующий день и ответит в течение 30 дней после регистрации.
3. Обратитесь в прокуратуру. Если вы отправили жалобу в Роспотребнадзор и ответ вас не устроил, подайте заявление в прокуратуру. Вам ответят в течение 30 дней. Если прокуратура найдёт серьёзные нарушения в работе Роспотребнадзора, всё решится в суде.
Коротко о проверках Роспотребнадзора
Роспотребнадзор проводит плановые и внеплановые проверки.
Плановые проверки — по графику. В 2020 году малый и средний бизнес планово не проверяют, но есть исключения. С 2021 года проверять будут всех.
Внеплановые проверки проводят по жалобе или чтобы проверить, как исправили нарушения, которые Роспотребнадзор нашёл во время прошлой проверки.
И плановые, и внеплановые проверки могут быть документарными и выездными.
Документарные проверки. Роспотребнадзор проверяет документы компании или ИП у себя в офисе. Если у вас проводят документарную проверку:
- Подготовьте документы
- Следите за сроками.
- Проверьте правильность составления акта.
Выездные проверки. При выездных проверках инспектор приезжает в компанию или к индивидуальному предпринимателю и проверяет, как соблюдаются санитарные нормы и не нарушаются ли права потребителей. Если к вам пришли с проверкой:
- Проверьте документы ревизоров.
- Предоставьте информацию.
- Присутствуйте при проверке.
- Не мешайте проверяющим.
- Следите за сроками.
- Не платите за экспертизу.
- Если посчитаете нужным, привлеките к проверке уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей или юриста.
- Проверьте правильность составления акта.
После проверки Роспотребнадзор может выписать штраф или предостережение, конфисковать продукцию, приостановить работу предпринимателя или компании и передать материалы в прокуратуру. Если вы не согласны с результатами проверки, их можно обжаловать.
Задайте один или несколько вопросов — ваша бизнес-проблема станет темой для статьи в Жизе.
Жалоба в роспотребнадзор анонимно
Можно ли подать жалобу в Роспотребнадзор Анонимно на сайте? По поводу школы за не соблюдение санитарно-эпидемиологических правил.
Нет, нельзя. Вы или подавайте официально жалобу либо прекратите фигней заниматься, анонимки нигде не рассматриваются.
У меня вопрос: насколько правомерна такая проверка и как я могу в данном случае защитить свои честь и достоинство?
В Роспотребнадзор поступила жалоба по электронной почте за моей подписью на организацию в которой я работаю, однако я об этой жалобе узнала от самого органа, она написана не мной и послана не с моей почты. Роспотребнадзор назначил внеплановую выездную проверку для рассмотрения этой по сути анонимной Жалобы. У меня вопрос: насколько правомерна такая проверка и как я могу в данном случае защитить свои честь и достоинство?
Указанные Вами факты могут повлиять на результаты проверки, поскольку они могут быть признаны недействительными. Направьте в Роспотребнадзор заявление о подложности жалобы, о том, что подпись Вам не принадлежит. А так же известите свое руководство.
[b][i]С Уважением, адвокат в г. Москва – Степанов Вадим Игоревич.[/i][/b]
Просто напишите, что писали не Вы, и своему руководству и адресату жалобы.
Как проводится проверка и наказывают по анонимному письму?
Проверка проводится в обычном порядке, как по любому другому обращению. Только ответ на анонимку не дается, так как некуда. По поводу наказания сказать трудно, так как вы не описали какие нарушения нашли, какие результаты проверки, как это оформлено, на кого возложили ответственность и т.д.
Может ли Роспотребнадзор провести по такой жалобе санитарно-эпидемиологическое расследование (не в рамках ФЗ-294)?
Скажите пожалуйста будет ли считаться анонимной жалоба если указан адрес эл.почты и имя обратившегося? Может ли Роспотребнадзор провести по такой жалобе санитарно-эпидемиологическое расследование (не в рамках ФЗ-294)?
Здравствуйте уважаемая Ольга! Вам необходимо знать, что согласно законодательству Российской Федерации такое обращение не будет считаться анонимным.. Анонимным является такое обращение, где вообще не указаны анкетные данные заявителя и его обратный адрес. Желаю удачи и успехов Вам и Вашим близким. С уважением, А.А. Боголюбов.
Добрый день! Такое обращение не будет считаться анонимным, если указана электронная почта Ваша, и по такому заявлению могут провести проверку, по изложенным в заявлении фактам.
Если известно имя и адрес заявителя, то есть идетифицировать его, то такое обращение не является анонимным. Спасибо за обращение.
Хочу подать жалобу анонимно в Роспотребнадзор о пользовании заведомо фальшивых .
Хочу подать жалобу анонимно в Роспотребнадзор о пользовании заведомо фальшивых санкнижек сотрудниками компании торгующей продуктами питания. Как правильно это сделать.
Ананомно жалобы не подаются. Анонимно занимаются стукачеством. Если вы знаете о нарушениях, то стесняться не надо. К тому же, в жалобе вы обязаны себя идентифицировать. А вот организации, которую проверят, ваши данные не предоставят.
С Заявлением обратитесь на официальном сайте Роспотребнадзора-там удостоверения личности не требуют.
Ждать ли мне проверку и к чему готовиться.
На мое кафе анонимно написали жалобу в роспотребнадзор, якобы отравились, но от врача документов нет. Покупали чай и блин с творогом, все сертификаты и документы есть в наличии. Ждать ли мне проверку и к чему готовиться.
Здравствуйте! К проверке безусловно нужно готовиться и если проверка будет в Вашу пользу, можете не отказывать себе в удовольствии и предъявить через суд претензии жалобщикам.
Что нам сделать, что бы защитить класс и школу от таких нападок?
У нас в школе неприятная ситуация. У нас 1 класс. Кто то анонимно написал в роспотребнадзор жалобу, о том что у нас в классе 29 человек, что по Санпину не допускается. Должно быть 25. Обвиняет директора, что если директор не уберет детей из класса, то она пойдет дальше. Анонимное письмо было отправлено с эл. ящика. Директору пришлось весь класс пересадить в старшую школу, что малышам вообще не удобно, так как количеству детей соответсвует квадратура помещения. Самое неприятно то, что подписано это письмо » Родители 1 класса». Было собрано собрание с родителями. Директор объяснила, что раз такая ситуация, она не может нарушить предписания, и должна детям предоставить больше помещение, но оно есть только в старшей школе. Родители в шоке, ник то из них не писал это письмо. Директору были звонки от этого анонима, но разговор ни к чему не приводил. Что нам делать, мы не хотим что бы малыши учились в старшей школе с большими детьми. Аноним продолжает писать в разные инстанции под разными именами. Помогите пожалуйста Какие у нас у родителей права? Что нам сделать, что бы защитить класс и школу от таких нападок? Куда обращаться?