Как психологу получить категорию
Перейти к содержимому

Как психологу получить категорию

Как происходит присвоение квалификационной категории

Аттестация, или проверка уровня профессиональных знаний и навыков, квалификации, может служить основанием для присвоения работнику новой квалификационной категории, повышения оплаты его труда. Многие знают о повышении квалификационных категорий работникам определенных профессий: педагогам, медикам, чиновникам госструктур. Руководители коммерческих фирм также имеют право провести аттестацию работников с присвоением по ее итогам более высокой квалификации.

Аттестация и квалификация

Периодическая аттестация, вне зависимости от профессии, от специфики деятельности организации, бывает двух видов:

  1. На соответствие занимаемой должности. Такая аттестация призвана подтвердить, что профессиональный уровень сотрудника соответствует выполняемой им работе. Это обязательная процедура.
  2. На присвоение квалификационной категории. Этот вид аттестации носит добровольный характер, проводится по его инициативе работника.

Как правило, квалификационная категория считается действующей в течение 5 лет, однако работник может пройти повторную аттестацию «на категорию» и раньше – через 2, 3 года после получения предыдущей категории.

Присвоенная квалификационная категория закрепляется за работником на весь период ее действия, даже если он будет работать в другом учреждении, организации, в другой местности.

Уровень квалификации работника обязательно должен отражаться в трудовом договоре (ТК РФ, ст. 57). При присвоении новой квалификационной категории эти сведения фиксируются в договоре допсоглашением.

Как ввести квалификационные категории в коммерческой фирме

ВАЖНО! Рекомендации по проведению аттестации работника на соответствие занимаемой должности от КонсультантПлюс доступны по ссылке

Коммерческие фирмы не обязаны проводить аттестацию, но многие руководители инициируют принятие локальных актов, в соответствии с которыми можно аттестовать работников и присваивать им квалификационные категории.

Для каждой категории должны быть разработаны квалификационные требования. Они должны различаться уровнем образования и квалификации, учитывать опыт работы, стаж по профессии. При проведении этой работы целесообразно пользоваться справочной информацией. В квалификационном справочнике от 21/08/98 г. №37 подробно указаны квалификационные требования для значительного числа должностей.

Пример: в справочнике №37 для должности «инженер» предусмотрены четыре квалификационные позиции:

  1. Инженер как таковой может иметь любой стаж работы и высшее профобразование.
  2. Инженеру 3 категории достаточно окончить профильный ВУЗ и проработать инженером 3 года.
  3. Инженеру 2 категории нужно иметь высшее профобразование и стаж работы инженером 3 категории не меньше 3 лет.
  4. Инженеру 1 категории необходимы высшее образование по профессии и стаж работы в инженерной должности 2 категории – 3 года и более.

Предполагается, что слово «старший» в наименовании должности указывает на наличие подчиненных либо он один контролирует работу участка. При этом если для должности уже установлены квалификационные категории, слово «старший» не используется. Это понятие приравнивается к 1 категории.

Если специалист назван «ведущим», он контролирует работу подчиненных групп и осуществляет общее руководство определенным направлением работы фирмы. Ведущий специалист должен иметь стаж на 2-3 года выше, чем такой же специалист 1 категории (по тексту справочника №37, п. 7 «Общих положений»).

Коммерческая фирма вправе не опираться на положения квалификационных справочников при установлении квалификационных категорий. Их наименования отражаются в локальном нормативном акте (ТК РФ, ст. 8), например, «Положение об аттестации».

Все кадровые события, в том числе проведение самой аттестации и получение квалификационных категорий, оформляются приказом. По результатам аттестации вносятся изменения в штатное расписание и в кадровые документы каждого сотрудника.

Формально руководитель коммерческой фирмы не обязан проводить аттестацию, чтобы присвоить работнику квалификационную категорию, однако сделать это целесообразно с соблюдением всех законодательных норм. В ином случае «распределение» квалификационных категорий может стать причиной трудового спора, не исключая и обращение работников с иском в суд.

На заметку! Использование квалификационных справочников обязательно только для работников государственных и муниципальных учреждений, а также представителей профессий, предполагающих льготы, компенсации, ограничения (ТК РФ, ст. 57 ч. 2 «условия», абз. 3).

Квалификационные категории отдельных профессий

Для представителей определенных профессий получение квалификационной категории без проведения аттестации невозможно. Это госчиновники, педагоги, медики, работники прокуратуры и еще целый ряд других.

Добровольно-принудительная переподготовка. Есть ли смысл в повышении квалификации?

Для примера рассмотрим порядок проведения аттестации на получение квалификационной категории педагогических работников. Он регламентируется ФЗ №273 от 29/12/12 г. «Об образовании», ст. 49, и приказом Минобразования №276 от 07/04/14 г. Порядок следующий:

  1. Аттестация проводится по желанию работника, на основании его заявления.
  2. Присваивается первая или высшая категория.
  3. Заявление на получение 1 категории есть возможность подать вне зависимости от стажа работы в учреждении, на высшую – через 2 года работы.
  4. Заявление рассматривается не более месяца, назначаются сроки аттестации. В адрес гражданина направляется письменное уведомление о месте и времени процедуры.
  5. По результатам комиссией заочно принимается решение присвоить категорию либо отказать в присвоении.

Для аттестации на рассмотрение комиссии работником предоставляется пакет документов: заявление; копии документов об образовании, о присвоении категорий ранее, если процедура проводится повторно; документы на смену фамилии – при необходимости; характеристика с места работы, портфолио.

Решение комиссии должно быть принято не позднее чем через два месяца после аттестации. Сотрудник может лично участвовать в аттестации, но при его отсутствии документы рассматриваются заочно. Если в присвоении категории отказано, повторное обращение можно направить в комиссию через год.

Сходные процедуры проводятся и в учреждениях иного профиля. Так, получение квалификационных категорий медиками регламентируется ФЗ №323 от 21/11/11 г. «Об основах охраны здоровья…», ст. 72-1, приказом Минздрава 240н от 23/04/13 г. и рядом других подзаконных актов. Медикам может быть присвоена вторая, первая или высшая квалификационная категория. Она действительна 5 лет.

Порядок проведения квалификационных испытаний должен, по общему правилу, отражаться в ЛНА учреждения и учитывать его специфику.

На заметку! В законодательстве о присвоении квалификационных категорий работникам отдельных профессий происходят постоянные изменения. Так, в проекте нововведения для педработников, которые могут быть приняты в текущем году. Тренеры спортивных школ получили возможность аттестоваться на одну из квалификационных категорий (ФЗ №147 от 4/06/18 г.).

Запись в трудовую книжку и в личную карточку

ВАЖНО! Образец записи в трудовой книжке при повышении квалификации от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Кадровая служба обязана отражать присвоение квалификационных категорий во всех кадровых документах. Кроме штатного расписания и трудового договора, приказов по кадрам, обязательным является отражение сведений о квалификации в трудовой книжке работника.

В соответствии с Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда от 10/10/03 г. №69, п. 3.1:

  • запись о присвоении нового разряда, класса, категории должна быть внесена в трудовую книжку;
  • основанием для внесения записи является приказ руководителя.

Записи должны быть внесены не позднее семидневного срока и соответствовать тексту приказа о присвоении квалификационной категории (Правила №225 от 16/04/03 г., о ведении трудовых книжек, р.2-10). Запись об аттестации с целью установления квалификационной категории вносится и в Личную карточку сотрудника, в р. 4 «Аттестация» (ф. Т-2).

Категории педагогов-психологов

Категории педагогов-психологов

(приведены в соответствии с Приказом Минобразования РФ и Госкомитета РФ по высшему образованию № 622/1646 от 14.12.95 об изменении и дополнении к Приказу Минобразования РФ и Госкомитета РФ по высшему образованию № 463/1268 от 31.08 95):

7 разряд – среднее психологическое или среднее педагогическое образование с дополнительной специальностью “Психология” без предъявления требований к стажу работы;

8 разряд – высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью “Психология” без предъявления требований к стажу работы или среднее психологическое или среднее педагогическое образование с дополнительной специальностью “Психология’ и стаж педагогической работы (работы по специальности) от 2 до 4 лет;

9 разряд – высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью “Психология” и стаж педагогической работы (работы по специальности) от 2 до 4 лет или среднее психологическое, либо среднее педагогическое образование с дополнительной специальностью “Психология” и стаж педагогической работы (работы по специальности) от 2 до 6 лет;

10 разряд – высшее психологическое или высшее педагогическое образования с дополнительной специальностью “Психология” и стаж педагогической работы (работы по специальности) от 2 до 6 лет или среднее психологическое, либо среднее педагогическое образование с дополнительной специальностью “Психология” и стаж педагогической работы (работы по специальности) свыше 6 лет;

11 разряд

  • высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью “Психология” и стаж педагогической работы (работы по специальности) от 6 до 10 лет;

12 разряд (II квалификационная категория)

  • высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью “Психология” и стаж педагогической работы (работы по специальности) свыше 10 лет;
  • должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к педагогу-психологу;
  • владеть современными психологическими методиками и иметь сертификаты на право их использования;
  • уметь выделять приоритеты в конкретной психологической работе с детьми и подростками на уровне данного образовательного учреждения;
  • самостоятельно разрабатывать или участвовать в разработке новых технологий психолого-педагогической работы с детьми и подростками;
  • руководить или участвовать в работе методического семинара по освоению передового психолого-педагогического опыта в образовательном учреждении;
  • а также иметь высшее психологическое образование или высшее профессиональное образование с дополнительным образованием, полученным на специальном факультете по специальности “Практическая психология”, и стаж работы в должности педагога-психолога не менее 2 лет;

13 разряд (педагог-психолог 1 категории):

должен отвечать требованиям, предъявляемым к педагогу-психологу II квалификационной категории:

  • выполнять различные виды психологической работы с различными группами детей и подростков;
  • постоянно обогащать свой методический арсенал с получением соответствующих сертификатов на право использования новых методик;
  • руководить работой научно-практических семинаров по освоению передового психолого-педагогического опыта в районе, городе, области, крае, республике;
  • самостоятельно разрабатывать или участвовать в разработке новых психолого-педагогических программ по работе с детьми и подростками;
  • а также иметь высшее психологическое образование или высшее профессиональное образование с дополнительным образованием, полученным на специальном факультете по специальности “Практическая психология” и стаж работы в должности педагога-психолога не менее 3 лет;

14 разряд (педагог-психолог высшей категории):

должен отвечать требованиям, предъявляемым к педагогу-психологу 1 квалификационной категории:

  • владеть методами научно-исследовательской, экспериментальной работы и применять их в практической деятельности;
  • разрабатывать оригинальные методы и программы психолого-педагогической работы с детьми и подростками;
  • выполнять сложные и особо ответственные виды психолого-педагогических услуг работникам образовательного учреждения, детям и подросткам, их родителям или лицам, их заменяющим;
  • иметь публикации по проблемам психологии детей и подростков;
  • а также иметь высшее психологическое образование или высшее профессиональное образование с дополнительным образованием, полученным на специальном факультете по специальности “Практическая психология”,
  • стаж работы в должности педагога-психолога не менее 5 лет;
  • ученую степень кандидата или доктора психологических наук и стаж работы в должности педагога-психолога не менее 3 лет.

Источник: Вестник образования. 1995г. № 11

Определение разряда оплаты труда педагога-психолога образовательного учреждения

С 1 декабря 1992 г. оплата труда работников образовательных учреждений осуществляется на основе Единой тарифной сетки, введенной постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992г. № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки».

Критерием при установлении разрядов оплаты труда педагогов-психологов образовательных учреждений является их квалификация.

Критерием для определения уровня квалификации является образование и стаж педагогической работы или наличие квалификационной категории, присваиваемой по результатам аттестации.

В требованиях к квалификации педагогических работников при установлении им отдельных разрядов оплаты труда непосредственно предусмотрены требования к уровню образования, в частности к педагогам – психологам предъявляются требования о наличии среднего или высшего психологического образования или педагогического с дополнительной специальностью «Психология».

Квалификация «бакалавр» при поступлении на работу дает специалисту право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование.

Стаж по специальности отличается от общего трудового стажа.

Общий трудовой стаж – это время любой работы в любой должности.

Психологический стаж или педагогический стаж – это специальный стаж, определяемый для установления разрядов оплаты труда педагогов-психологов.

В связи с тем, что специалист работает на должности педагог-психолог, ему может зачитываться педагогический стаж (например, работа по специальности воспитатель или учитель, или педагог дополнительного образования) независимо от того, когда он приступил к выполнению должностных обязанностей психолога. В стаж педагогической работы включается также время работы в качестве учителей-дефектологов, логопедов, воспитателей в учреждениях здравоохранения и социального обеспечения для взрослых.

За время своей трудовой деятельности специалист может выполнять разную работу, например, быть служащим в различных организациях, которая ему может учитываться в общий трудовой стаж, но при определении разряда оплаты труда по ЕТС учитываться не будет.

Основным документом для определения стажа работы является трудовая книжка.

Стаж работы по специальности, не подтвержденный записями в трудовой книжке, не подтвержденный записями в трудовой книжке, может быть установлен на основании надлежаще оформленных справок за подписью руководителей соответствующих учреждений. Справки должны содержать данные о том, с какого и по какое время, в каком учреждении и на каких должностях работал специалист, указана дата выдачи.

Определение размера оплаты труда может также зависеть от квалификационной категории, присвоенной педагогу-психологу по результатам прохождения аттестации.

Квалификационные категории могут быть трех видов:
  1. вторая квалификационная категория соответствует 12 разряду оплаты труда в соответствии с ЕТС. Присваивается аттестационной комиссией образовательного учреждения по итогам аттестационной процедуры. На данную категорию педагог-психолог может аттестоваться только через год работы в образовательном учреждении;
  2. первая квалификационная категория соответствует 13 разряду оплаты труда в соответствии с ЕТС. Присваивается аттестационной комиссией учебного округа, на территории которого находится образовательное учреждение;
  3. высшая квалификационная категория соответствует 14 разряду оплаты труда в соответствии с ЕТС. Присваивается аттестационной комиссией городской службы лицензирования, аттестации образовательных учреждений, педагогических кадров.
    (адрес городской службы: г. Москва, ул. Б. Декабрьская, д.9)

После присвоение педагогу-психологу той или иной квалификационной категории необходимо, чтобы руководитель образовательного учреждения сделал соответствующую запись в трудовой книжке: «Присвоена первая квалификационная категория по должности «Педагог-психолог»» с указанием приказа, его даты и номера. Это очень важная запись, так как где бы потом не работал педагог-психолог квалификационная категория будет действительна в любом образовательном учреждении России. Срок действия квалификационной категории 5 лет, после чего необходимо подтверждение данной категории.

Однако, действие категории в необходимых случаях может быть продлено по следующим основаниям в индивидуальном порядке на один год после выхода на работу по окончании:

  • отпуска по уходу за ребенком до исполнения им 3 лет;
  • длительной нетрудоспособности;
  • длительной командировки для работы по специальности в образовательных учреждениях за рубежом;
  • отпуска до одного года в соответствии с п.5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании»;
  • периода, связанного с увольнением по ликвидации образовательного учреждения или уходом на пенсию.

По истечению сроков по всем перечисленным для сохранения квалификационной категории основаниям педагогическим работникам, не пожелавшим пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории, устанавливаются разряды оплаты труда, соответствующие их образованию и стажу педагогической работы.

Новая система аттестации учителей в 2021 году

Принципы системы развития педагогических работников отражены в распоряжении Правительства №3273-р от 31.12.2019 г.. Новая модель аттестационной процедуры проходила апробацию в школах 19 регионов России. По последним данным модель планируют запустить с 1 сентября 2021 года.

Аттестация учителей в 2021 — как проходит оценка педагогов по последним данным?

Теперь педагогических работников будут оценивать по ЕФОМ — единым федеральным оценочным материалам, включающим в себя 4 вида компетенций:

Педагоги будут проходить 3 типа оценки знаний:

1) Первичную,
2) На соответствие занимаемой должности
3) И в целях получения категории.

1) Первичная оценка знаний

Входной экзамен сдают специалисты, которые только устраиваются на рабочее место в образовательную организацию. Педагога проверяют по 4 компетенциям, указанным выше. Такой экзамен позволяет определить «пробелы» в знаниях и навыках для дальнейшего развития.

Процедуру проводят также для специалистов, которые:

  • 5 лет не работали по профессии;
  • не имеют опыта работы учителем;
  • выпустились из колледжа или вуза.

2) Аттестация учителей в 2021 году на “соответствие занимаемой должности”

Такую проверку знаний раз в 5 лет проходят практически все педагогические работники — по статье 49 ФЗ №273.

Оценка включает профессиональный экзамен по ЕФОМ. Также оцениваются мотивированное представление работодателя, которое включает:

  • деловые качества педагога;
  • результаты профессиональной деятельности.

Итак, как пройти аттестацию учителю в 2021 году, чтобы подтвердить соответствие занимаемой должности?

В образовательной организации собирают комиссию из преподавателей, руководства, членов профсоюза — на усмотрение учреждения.

Аттестуемый сотрудник готовит документы. В перечень входят: заявление, копии документов об образовании, подтверждение категории (при наличии), характеристику и сопроводительное письмо с работы.

В течение 30 дней рассматриваются документы педагога и назначается дата проведения процедуры.

На экзамене учителю могут задать не только вопросы о продаваемом предмете, но и на знание психологии, методик обучения, законов и так далее. Комиссия выставляет баллы по аттестационным процедурам. Если педагог набирает нужное количество баллов, ему выдают сертификат сроком на 5 лет. Учителя, не прошедшие проверку, получают свидетельство.

3) Изменения в аттестации педагогов в 2021 году с целью получения категории

Учитель добровольно решает пройти аттестационную проверку, чтобы подтвердить квалификацию и получить первую или высшую категорию.

Процедура проводится по старым правилам — в каждом регионе процесс различается. Для этого необходимо подавать соответствующее заявление и документы (можно в электронном виде). В зависимости от места нахождения учебной организации процедуру проводят Минпросвещения или департамент образования.

Аттестационная комиссия рассматривает портфолио педагога, куда входят благодарности и награды. Также нужно предоставить характеристику с работы. Присвоенная категория действует 5 лет, потом ее потребуется снова подтвердить.

Новые категории:

  • Новая аттестация учителей в 2021 (с сентября) предполагает появление возможности получить еще 2 категории — «учитель-наставник» и «учитель-методист».

Теперь помимо первой и высшей педагог сможет получить следующие квалификационные категории:

Старший учитель (методист) — занимается внедрением инновационных образовательных технологий, проводит экспертизу конкурсных работ мастерства, курирует проекты, устраивает семинары. Чтобы получить категорию, необходимо 5 лет проработать в учреждении.

Ведущий учитель (наставник) — выстраивает план карьерного роста педагогов, помогает коллегам в вопросам профессионального мастерства. Для такой квалификационной категории нужно 10 лет проработать в образовательном учреждении.

При получении сразу 2 квалификационных категорий надбавка к зарплате будет идти сразу за обе.

Как психологу получить категорию

В 2020 году аттестация педагогов должна проходить по новым правилам, единым для всех регионов. Сейчас региональные департаменты и министерства образования сами определяют содержание аттестации для всех категорий педагогов . Разбираемся, как должен подготовиться к аттестации педагог-психолог и какие документы нужно собирать.

Как педагоги-психологи проходят аттестацию на категорию?

Также, как и другие педагоги. Педагог-психолог сразу после поступления на работу имеет право подать заявление на аттестацию. Не факт, что сразу у него будут результаты для получения категории, но право это у него есть. В аттестационную комиссию педагог-психолог должен предоставить заявление по установленной форме и характеристику-представление от образовательного учреждения. В некоторых регионах требуют также представление от окружного методического центра.

Есть регионы, в которых после подачи заявления педагог должен заполнить портфолио на интернет-портале или в бумажном виде. В Пермском крае педагог заполняет портфолио, получает оценку от эксперта и приглашается на заседание комиссии. Иногда комиссия дает право педагогу проходить аттестацию заочно и не присутствовать на заседании. Эксперт оглашает свое решение, комиссия голосует за или против присуждения квалификационной категории.

В других регионах педагогу кроме сдачи портфолио нужно провести открытый урок или пройти квалификационное собеседование. В Московской области раньше комиссия должна была посетить рабочее место педагога-психолога. Только после этого комиссия примет решение о присвоении категории.

Что должно быть в портфолио педагога-психолога?

Критерии оценки портфолио отличаются в разных регионах. Но, как правило, эксперты оценивают результаты диагностики обучающихся, организацию работы по всем направлениям, результаты обучающихся в социальной деятельности, трансляцию педагогического опыта.

Также эксперт оценит, как организовано психолого-педагогическое консультирование. Причем психолог должен показывать результаты консультирования всех участников образовательного процесса — учеников, учителей, родителей. В идеале должны быть предоставлены результаты диагностики: если она не проводилась, то указано количество консультаций в год.

Также педагог-психолог может рассказать о всех направлениях своей работы — указать темы занятий по психологическому просвещению, перечислить диагностические мероприятия, рассказать о коррекционных занятиях. Если педагог-психолог разработал программы психологической коррекции или иные программы, он может указать это в портфолио.

От педагога-психолога не всегда требуют указывать результаты учеников. Но если психолог вместе с ребятами участвовал в волонтерских, социально-педагогических или просветительских проектах, то это тоже стоит указывать в портфолио.

Также нужно рассказать об участии в профессиональных конкурсах и трансляции педагогического опыта. Как правило, психологи делятся опытом хотя бы в своих образовательных учреждениях или на методических объединениях.

Педагог-психолог может указать о своем дополнительном образовании. Но если он не проходил переподготовку или повышение квалификации, комиссия не имеет права отказать ему в получении категории.

Шаблоны для аттестации педагогов-психологов

На что обратят внимание в первую очередь при аттестации педагогов-психологов?

Все зависит от эксперта. Если эксперт — психолог-практик, он заинтересуется организацией рутинной работы, темами консультаций и коррекционными занятиями. Эксперт из педагогического вуза скорее всего обратит внимание на результаты диагностики и всевозможных мониторингов. Также эксперты обратят внимание на взаимодействие с другими специалистами — социальным педагогом, педагогом-организатором, специалистами школьной службы примирения. Это не всегда легко включить в портфолио: возможно стоит оформить отдельным документом программу взаимодействия со смежными специалистами.

Эксперты часто обращают внимание на то, как оценивает свое портфолио педагог. В некоторых регионах педагоги проставляют баллы за каждый пункт портфолио. Иногда эксперты ставят баллы не выше, чем поставил себе педагог. Это не всегда логично, но эксперт как бы видит планку и не превышает ее.

ОПЫТ ПОДГОТОВКИ К АТТЕСТАЦИИ НА ПЕРВУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ КАТЕГОРИЮ ПО ДОЛЖНОСТИ «ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ»

Аттестация в рамках внедрения ФГОС второго поколения является необходимым условием развития педагога в профессионально-личностном отношении. А сами аттестационные испытания требуют от педагога немалого труда, выдержки, организованности, то есть проявления лучших качеств и как человека, и как специалиста, и имеют своей целью поднятие профессионально-личностного уровня педагогического работника, контроль соответствия этого уровня ФГОС. Педагогу необходимо продемонстрировать свою профессиональную компетентность и успешность, отраженную в практической деятельности (взаимодействие с детьми, сотрудниками и родителями) и в документальном сопровождении (подготовка портфолио, аналитического отчета, самооценки и самоанализа деятельности и другой документации). При подготовке к аттестации необходимо систематизировать объем материалов, представляющих профессиональную деятельность конкретного педагога и отражающий уровень его квалификации и перспективы роста.

В общем смысле под аттестацией (лат. Attestatio – свидетельство) подразумевается проверка и подтверждение компетентным органом готовности работника к исполнению трудовых функций определенного содержания и уровня сложности.

В Аттестация педагогических работников – это комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности. Целью аттестации педагогов является стимулирование роста квалификации и профессионализма педагогического труда, развитие творческой инициативы, а также обеспечение социальной защищенности педагогов в условиях рыночных экономических отношений путем дифференциации оплаты труда. В соответствии с целью, основной задачей аттестации является присвоение педагогу квалификационной категории в соответствии с уровнем его профессионализма. Таким образом, аттестация – это процедура добровольной оценки соответствия квалификации педагогического работника требованиям, содержащимся в Едином квалификационном справочнике и требованиям, предъявляемым профессиональным стандартом педагога.

В соответствии с действующим Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, аттестация проводится в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) или подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности.

В Задачами аттестации являются:

ü стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного, профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;

ü повышение эффективности и качества педагогического труда;

ü выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;

ü учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;

ü определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;

ü обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.

В данной статье, я хочу остановиться на формах, процедурах и критериальных требованиях к аттестации педагогов-психологов государственных и муниципальных образовательных учреждений

Профессиональная деятельность психолога в системе образования (педагога-психолога) в настоящее время подвергается существенным трансформациям, которые определяются необходимостью расширения круга задач, решаемых психологом в образовательной среде нового типа. Востребованность психологических услуг в системе образования связана, прежде всего, с задачей развития интеллектуального и личностного потенциала подрастающего поколения, сформулированной в новом Законе об образовании и в современных образовательных стандартах. В современных условиях значимость психологического обеспечения образовательного процесса повышается, актуальны становятся задачи психолого- педагогического сопровождения развития личности и социализации обучающихся в условиях современного общества. Возрастает роль психологических служб образовательных организаций в решении актуальных проблем, связанных с сохранением и укреплением психологического здоровья детей. В соответствии с этим, возрастают требования к квалификации и профессиональным компетенциям психолога, обеспечивающим эффективное исполнение трудовых функций, предписанных профессиональным стандартом.

Основной областью деятельности психолога в системе образования выступает первичная профилактика, в рамках которой он работает со всеми участниками образовательного процесса в плане создания условий для развития личности, обеспечения психологического здоровья в образовательной среде. Вторичная и третичная профилактика включают в себя коррекционно-развивающую работу с определенными категориями обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, составляющими «группы риска» или уже имеющими различного рода нарушения развития, ограниченные возможности здоровья, испытывающими трудности в обучении и социализации. В соответствии с этим, аттестация педагогов- психологов предполагает выявление профессиональных компетенций, необходимых для реализации основных трудовых функций профессиональной деятельности в области основных видов психологической профилактики: психологическая диагностика, психологическое консультирование, психологическая коррекция, психологическое просвещение.

Основными целями аттестации педагогов-психологов являются: подтверждение соответствия работников занимаемым ими должностям на основе оценки качества реализации профессиональных задач в соответствии с основными трудовыми функциями профессиональной деятельности; установление квалификационной категории педагогов-психологов.

Основными задачами аттестации являются:

1. характеристика степени профессиональной подготовленности, сформированности профессиональных умений и навыков, необходимых для реализации основных трудовых функций профессиональной деятельности;

2. повышение качества профессиональной деятельности педагога-психолога по психологическому сопровождению образовательного процесса в образовательных учреждениях разного типа; оказанию психологической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;

3. определение направлений образовательных программ повышения квалификации педагога-психолога, стимулирование непрерывного профессионального образования, развития методологической культуры, профессионального и личностного роста педагогов-психологов;

4. выявление перспектив и возможностей применения профессионального потенциала педагогов-психологов с целью повышения эффективности деятельности образовательного учреждения;

5. обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогов-психологов с учетом установленной квалификационной категории, объема и качества их работы.

Продолжительность аттестации для каждого педагога-психолога от начала её проведения и до принятия решения аттестационной комиссией составляет не более 60 календарных дней.

Педагоги-психологи, проходящие аттестацию, осуществляют самоанализ профессиональной деятельности, осуществляют подготовку и оформление необходимой для аттестации документации, в том числе готовят заявление в аттестационную комиссию о прохождении аттестации на квалификационную категорию.

Аттестационная комиссия рассматривает представление, дополнительные сведения, представленные самим педагогом-психологом, характеризующие его профессиональную деятельность (в случае их представления).

Критерии оценивания документов и материалов педагога-психолога для аттестации в соответствии с ФГОС

Подсчет баллов аттестационной комиссией проводится следующим образом: по каждому критерию и его подразделу вы можете получить 0, 2, 3, 4 или 5 баллов. Некоторые критерии имеют дополнительный коэффициент, и тогда полученный результат увеличивается пропорционально этому коэффициенту, поэтому максимальный балл здесь может быть достаточно большой.

Предлагаю вам перечень критериев, т.е. что именно нужно готовить к аттестации, остановлюсь на наиболее важных моментах, от которых будет зависеть ваш общий результат:

1. Наличие авторской образовательной программы, которая должна быть утверждена руководителем вашей ОО (лучше если на муниципальном уровне, либо на уровне региона). Наличие адаптированной образовательной программы для воспитанников с ОВЗ приветствуется и поощряется дополнительными баллами.

2. Наличие курсов повышения квалификации продолжительностью 16 ч и более дают вам 3 балла, от 48 часов и более — 4 балла, а курсы по профилю выше 108 ч — 5 баллов.

3. Использование современных образовательных технологий и методов также очень важно. При использовании отдельных элементов в зависимости от уровня, вы получаете 2 или 3 балла, используя в системе и эффективно применяя — 4 балла, при наличии собственной системы приемов и методов — 5 баллов.

4. Наличие целостного обобщенного опыта и его обобщение на уровне учреждения дает 2 балла, на муниципальном уровне — 3 балла, на региональном уровне — 4 балла, на всероссийском уровне — 5 баллов.

5. Очень важна публикация методических материалов, как в онлайн ресурсах, так и в печатных изданиях.

6. Поощряется баллами и общественная деятельность педагога, в том числе профсоюзная и депутатская.

7. Благодарности, грамоты, удостоверения, врученные педагогу за профессиональные достижения в межаттестационный период, также учитываются.

8. Участие педагога в конкурсах профессионального мастерства, авторских программ, методических разработок оцениваются в зависимости от уровня конкурса.

9. Дополнительные 20 баллов можно получить за наличие ученой степени или ученого звания по профилю работы, а также за наличие государственных наград.

Алгоритм подготовки педагога-психолога к аттестации.

1. Изучение нормативно-правовых документов — один из важных компонентов механизма аттестации, придающий ей государственно-правовую значимость, устойчивость и эффективность. Основными документами, регламентирующими процесс аттестации, выступают:

• Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016).

• Конституция Российской Федерации;

• Трудовой кодекс Российской Федерации

• Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н (ред. От 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 № 18638).

• Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций».

• Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. № 514н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 августа 2015 г., регистрационный № 38575) 22

• Приказ Министерства Образования и науки РФ от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

• Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».

• Приказ Минобрнауки России от 15.01.2014 N 14 (ред. от 09.11.2016) «Об утверждении показателей мониторинга системы образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.03.2014 N 31528)

• Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации».

• Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 №295 «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы»

• Постановление правительства Российской Федерации от 23.05. 2015 № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы»

• Приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. № 667н «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный № 34779).

2. Оформление портфолио профессиональных достижений педагога-псих олога.

Структура портфолио профессиональных достижений включает в себя разделы, количество и наименование которых соответствуют пунктам, указанным в требованиях к содержанию портфолио профессиональных достижений для оценки профессиональной деятельности педагогических работников, аттестуемых в целях установления первой (высшей) квалификационной категории по должности «педагог-психолог», утвержденных приказом МО РБ от 22.09.2015 г. № 1860.

Портфолио оформляется в соответствие с типовой информационной картой педагога-психолога (в разных регионах требования к информационной карте могут разниться, данная статя подготовлена в соответствии с теребованиями к атеестации на 1 квалификационную категорию по должности «педагог-психолог» в Камчатском крае».

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

педагогических работников краевых, муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Камчатского края, для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) по должности «педагог-психолог»

Педагогический работник вправе предоставить в Аттестационную комиссию информационную карту, содержащую сведения о результатах своей профессиональной деятельности, указав (приложив) следующие источники:

1. Официальный сайт организации, осуществляющей образовательную деятельность (ссылка).

2. Личный Интернет-ресурс педагогического работника в сети Интернет (ссылка).

3. Другой информационный ресурс (ссылка).

4. Копии материалов, подтверждающих результаты своей профессиональной деятельности.

I . Результаты деятельности педагогического работника

Максимальный балл по критерию – 30, повышающий коэффициент – 2.

Итого:

60 баллов

1.1 Результаты социально-психологической адаптации обучающихся в дошкольной образовательной организации, обучающихся 1-х, 5-х классов к обучению в новых условиях (результаты диагностики за 3 года)

— 65-74% обучающихся с полной степенью адаптации и готовых к успешной адаптации

— 75-84% обучающихся с полной степенью адаптации и готовых к успешной адаптации

— 85-100% обучающихся с полной степенью адаптации и готовых к успешной адаптации

1.2 Уровень адаптации обучающихся классов III ступени обучения

– 50-59% обучающихся с полной степенью адаптации и готовых к успешной адаптации

— 60-79% обучающихся с полной степенью адаптации и готовых к успешной адаптации

— 80-100% обучающихся с полной степенью адаптации и готовых к успешной адаптации

1.3 Результаты коррекционно-развивающей работы по направлениям деятельности в соответствии с должностной инструкцией при условии охвата не менее 80% от числа нуждающихся в психологической помощи (результаты диагностики за 3 года)

— 65-74% обучающихся с положительной динамикой

— 75-84% обучающихся с положительной динамикой

— 85-100% обучающихся с положительной динамикой

1.4 Доля обучающихся, охваченных индивидуальными психопрофилактическими консультациями ( % детей от общего числа)

1.5 Доля обучающихся, охваченных групповыми

психопрофилактическими программами (тренинги, занятия, волонтерство и т.п.).

1.6 Другие результаты работы педагога-психолога. Итоговый балл определяется суммированием

— более 40% педагогов ОО охвачены диагностическими процедурами

— более 40% родителей обучающихся охвачены диагностическими процедурами

— более 40% обучающихся, охваченных коррекционно-развивающей деятельностью по профессиональной ориентации

— более 70% конфликтных ситуаций успешно разрешаются на уровне образовательной организации

— более 40% обучающихся охвачены программами, направленными на формирование здорового образа жизни, профилактику различного рода заболеваний, в том числе социального характера

— проводится эффективная работа по психологическому просвещению с педагогическим коллективом (профилактика профессионального выгорания, работа с молодыми педагогами и т.п.)

— осуществляется психологическое сопровождение победителей и лауреатов интеллектуальной, художественно-эстетической, военно-патриотической, экологической, туристическо-краеведческой направленности

— не менее 10% обучающихся вовлечены во внеаудиторную активность психолого-педагогического направления (психологические клубы, психологические кружки, секции и т.п.)

*Дополнительные баллы по критерию (с комментариями)

II . Профессио-нализм педагогического работника

Максимальный балл по критерию – 25, повышающий коэффициент – 1,8.

Итого:

45 баллов

2.1. Полнота и эффективность реализации программы деятельности педагога-психолога. Итоговый балл суммируется

— программа/план деятельности предусматривает работу по всем направлениям (психодиагностика, психокоррекция, реабилитация, психопрофилактика, консультирование и просвещение), связанных между собой общими целями и задачами

— программа/план деятельности предусматривает комплексную систему взаимодействия с родителями

— программа/план деятельности предусматривает комплексную систему взаимодействия с педагогами

— программа/план деятельности предусматривает работу с обучающимися, имеющими особые образовательные потребности, охваченных психолого-педагогическим сопровождением в рамках интегрированного и инклюзивного обучения

— программа/план деятельности предусматривает дополнительную дифференцированную работу с различными категориями обучающихся (одаренные, «группы риска» и др.)

— программа/план предусматривает представление рефлексивного отчета с отражением положительной динамики на основе психодиагностических показателей

— программа/план деятельности предусматривает вариативность уровней и форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

— программа/план деятельности предусматривает психолого-педагогическое обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса

2.2 Реализация дополнительных мероприятий (итоговый балл суммируется)

-руководство студийно-кружковой работой (при наличии плана, графика работы, учёта посещаемости, регулярного посещения занятий).

— ведение собственной рубрики на сайте образовательной организации

— использование современных психодиагностических методик (как стандартизированных объективных тестов, так и проективных методик, экспериментальной работы)

— обеспечение психолого-педагогической поддержки деятельности детских объединений, ученического самоуправления

— участие в инновационной/опытно-экспериментальной деятельности

2.3 Организация взаимодействия со специалистами — представителями других учреждений, общественных организаций в процессе реализации поставленных задач.

— эпизодическое сотрудничество по мере необходимости

— результативное сотрудничество на основе договоров, планов, проектов

2.4 Повышение квалификации за последние три года

— курсы по направлению деятельности объемом от 72 часов

— курсы по направлению деятельности объемом от 100 часов и отдельные модульные курсы по актуальным вопросам развития образования (общим объемом не менее 72 часов)

— курсы по направлению деятельности объемом от 100 часов и повышение квалификации по индивидуальному образовательному маршруту в рамках модульно-накопительной системы общим объёмом не менее 72 часов

Дополнительные баллы по критерию (с комментариями)

III .Личный вклад в повышение качества образования.

Итоговый балл по каждому из показателей определяется путем суммирования.

Максимальный балл — 45

3.1 Степень участия в методической деятельности и социальная активность педагога

– руководство методическим объединением, кафедрой, лабораторией, творческой группой в образовательной организации

– руководство районным, городским методическим объединением

– проведение семинаров, мастер-классов, творческих мастерских и др. на уровне образовательной организации (не менее 3-х)

– проведение семинаров, мастер-классов, творческих мастерских и др. на уровне района, города, края (не менее 2-х)

– выступления на краевых курсах, конференциях, семинарах, проведение лекционно-практических занятий со слушателями в ИПК (не менее 2-х)

— активное участие в сетевых профессиональных сообществах

— работа в составе общественных организаций, волонтерских групп, в органах общественного управления.

–работа в жюри профессиональных конкурсов, олимпиад и др.

— работа в аттестационной комиссии образовательной организации

— работа в экспертной группе по проведению аттестации педагогических кадров в Камчатском крае

— наставничество, руководство практикой студентов

3.2 Участие в конкурсах, смотрах, фестивалях, соревнованиях, выставках

профессионального мастерства и т.п.

— победитель на уровне образовательной организации

— победитель или призер на муниципальном уровне

— победитель или призер на региональном уровне

— участник, победитель или призер на федеральном (международном) уровне

3.3 Наличие учебно-методических, научно-методических публикаций, статей

– в изданиях муниципального уровня

– в региональных изданиях

– в федеральных изданиях

3.4 Наличие благодарностей, грамот, поощрений, положительных отзывов за последние три года

— на муниципальном уровне

— на региональном уровне

— на федеральном уровне

Дополнительные баллы по критерию (с комментариями)

* дополнительные баллы выставляются за индивидуальные профессиональные успехи и достижения педагога, имеющего специфические условия деятельности, количественные показатели и результаты работы, отличающие аттестуемого от других специалистов и не учтенные в квалификационных листах.

Решение принимается аттестационной комиссией организации в отсутствие аттестуемого педагога-психолога открытым голосованием большинством голосов членов аттестационной комиссии организации, присутствующих на заседании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *