Как выявить фирму прокладку
Перейти к содержимому

Как выявить фирму прокладку

О буферных компаниях и оптимизации НДС

Этот материал – отрывок литературно обработанной стенограммы семинара«Налоговое планирование: как жить без схем и не разориться» (лектор – А.Е.Кузьминых),который был проведен издательством «Главная книга».

Скажу сразу: оптимизировать НДС законными средствами практически невозможно. К сожалению, это так, и с этим фактом нужно смириться. Есть, конечно, и исключения из правила — отдельные ситуации, в которых легальная оптимизация НДС возможна. Но в большинстве случаев оптимизировать НДС нельзя.

Его можно только воровать у государства. Очень важно понимать это, чтобы не попадаться на уловки некоторых «оптимизаторов».

Думаю, вам не раз приходилось встречаться с предложениями «легальных» схем, позволяющих любой компании уменьшить НДС чуть ли не до нуля. Не верьте. Такая оптимизация невозможна. Вам просто предлагают «серую» или «черную» схему, применение которой в конечном счете ни к чему хорошему не приведет. Сейчас мы рассмотрим несколько наиболее популярных вариантов такой псевдооптимизации НДС, и вы поймете, что на самом деле по степени законности они мало чем отличаются от обычных «черных» схем с однодневками.

Начнем с того, что встречается чаще всего, — компания, по сути, не избавляется от однодневок, но прекращает работать с ними напрямую. Для этого создаются так называемые фирмы-прокладки, или «белые» буферные фирмы, и там, где раньше была одна однодневка, теперь появляется блок из нескольких компаний.

Многие ограничиваются одной или двумя буферными компаниями, иногда встречаются, наоборот, более длинные цепочки.

Но, чтобы такая схема обеспечивала более-менее приемлемый уровень безопасности, их должно быть не меньше трех. Дело в том, что сейчас налоговые органы проверяют на добросовестность не только поставщиков компаний, но и поставщиков их поставщиков. Однако дальше поставщиков третьего уровня доходят все-таки довольно редко, если, конечно, проверка не «заказная» или не проверяется «экспортный» НДС. При этом желательно, чтобы если не первая, то хотя бы одна из последующих буферных компаний продавала собственные товары, а не действовала как агент или комиссионер, проводящий обороты «за балансом». Иначе налоговики постараются дойти до продавца товаров, который отразил реализацию за свой счет, и в итоге выйдут на однодневку.

Что представляет собой буферная фирма? Это организация, внешне ничем не отличающаяся от нормальной, законопослушной, «белой и пушистой» компании, реально занимающейся тем или иным бизнесом. Буферная фирма представляет достоверную отчетность и платит налоги, причем не в символическом, а в более или менее соответствующем масштабам ее деятельности размере, например 0,2-0,5 процента от оборота.

Ее директор — «респектабельный», действительно существующий человек, который знает, какую должность он занимает, и при необходимости готов подтвердить факты взаимоотношений его компании с вашей, дать показания налоговикам, милиции или в суде. У буферной фирмы есть необходимые для ее деятельности помещения: офисные, складские, производственные, есть почтовый адрес и контактный телефон.

Есть сайт в Интернете, где говорится, что она действительно занимается, например, торговлей теми товарами, которые вы у нее приобретаете. Она отвечает на запросы налоговых органов, проходит все виды проверок. Она существует уже не первый год и вообще «живет долго», до 7-11 лет, а в конце «жизненного пути» официально ликвидируется. Словом, эта компания не соответствует ни одному из признаков однодневок, которые мы разбирали в начале семинара.

При этом все буферные фирмы, задействованные в схеме, для вас являются абсолютно внешними структурами. То есть нет никаких признаков прямой или косвенной аффилированности этих организаций с вашей компанией, ее собственниками, топ-менеджментом и другими сотрудниками.

Если все эти условия выполняются, вероятность того, что у налоговых органов не будет никаких претензий по поводу работы вашей компании с буферной фирмой, достаточно велика. Это значит, что, если вы, например, приобретаете у нее товары или услуги, вы сможете их стоимость учесть в расходах, а НДС по ним принять к вычету.
Тем не менее признать такие схемы «белыми» ни в коем случае нельзя, поскольку экономия на налогах здесь достигается за счет того, что на каком-то этапе схемы появляется однодневка, на которую и приходится бОльшая часть налоговой нагрузки. Хотя и в чистом виде «черными» эти схемы тоже не являются, поскольку непосредственного контакта основной «белой» компании с однодневкой не происходит.

Применять такие схемы, конечно же, не рекомендуется. Однако практика показывает, что очень многие компании сейчас предпочитают работать именно так. Считается, что применение буферных структур — оптимальный вариант налоговой «оптимизации», обеспечивающий достаточный уровень эффективности и безопасности и при этом не требующий серьезных затрат. На самом деле это далеко не так.
Начнем с того, что такая схема достаточно дорога.

Поскольку каждая из буферных компаний должна быть похожа на «белую» компанию, на их содержание требуется немало денег. Кроме того, как я уже сказал, все они должны платить налоги, причем в таких суммах, чтобы это было похоже на правду. В результате эффективность схемы заметно снижается. Конечно, она все равно остается на более высоком уровне по сравнению с эффективностью легальных схем, но разрыв между ними заметно сокращается. А если выгода невелика, то не лучше ли оставаться в рамках закона?
Что касается безопасности, то и здесь не все так благополучно, как может показаться на первый взгляд. Прежде всего, нужно учитывать, что, как правило, компания не создает буферные структуры самостоятельно, а пользуется услугами профессиональных «оптимизаторов», которые предлагают ей готовые «белые» фирмы.

Но проблема в том, что на самом деле эти фирмы могут мало чем отличаться от обычных «помоек». Причем проверить их добросовестность и надежность зачастую бывает очень сложно. Мы уже говорили о том, как отличить однодневку по внешним признакам. Можно, например, познакомиться с директором, чтобы убедиться, что это реально существующий и вполне адекватный человек.

Можно съездить в гости, чтобы своими глазами увидеть, что у компании есть офис. Можно направить письмо на ее почтовый адрес с просьбой предоставить какую-либо информацию, чтобы узнать, будет ли эта организация отвечать на запросы налоговой инспекции. Можно даже попросить платежки на уплату налогов. Но выяснить, сдает ли компания именно достоверную отчетность, практически невозможно. Даже если мы сможем ознакомиться с данными ее налоговых деклараций и увидим, что компания действительно показывает серьезные обороты, это еще не значит, что сведения о работе именно с нашей компанией нашли отражение в ее учете и отчетности.

Еще сложнее обстоит дело со сроком жизни буферной компании. Ведь нам нужно, чтобы она не только не исчезла в процессе работы с ней, но и продолжала существовать еще как минимум 4 года после того, как мы перестанем с ней работать. А никакой гарантии, что все будет именно так, у нас нет. И мне нередко приходится слышать о том, что люди какое-то время работали через буферные компании и платили за это серьезные деньги.

А потом, когда началась налоговая проверка и инспекторы стали отправлять запросы в эту компанию, никаких ответов от нее не пришло. И предъявлять претензии некому. Ведь тех «оптимизаторов», которые предложили использовать схему с этой буферной фирмой, теперь, конечно, уже не найти.

А самое главное — даже если вся схема построена идеально, все буферные компании качественные и не связаны ни между собой, ни с вашей компанией, все равно нельзя быть уверенным в том, что у налоговиков не будет к вам никаких претензий. Если инспекторы окажутся достаточно настойчивыми, они смогут проследить весь путь движения товаров и в конце концов выйдут на однодневку. И тогда отвечать за ее действия придется именно вам, поскольку ни с самой однодневки, ни с буферных фирм просто нечего взять.

Таким образом, буферные фирмы в какой-то степени способны защитить ваш бизнес от налоговых претензий, связанных с использованием однодневок, но полной безопасности не гарантируют.

Впервые опубликовано в издании «Главная книга.Конференц-зал» 2010, № 08

Однодневки и другие номинальные компании

Предлагается описание такого явления отечественного бизнеса как однодневки и другие номинальные компании.

В основе описания — выделение особых признаков таких компаний по сравнению с теми, какие должны быть у юридических лиц по закону. Материал информационный — призван создать представление об общих признаках явления. Моральные аспекты и правовые последствия использования однодневок и номинальных компаний — тема отдельного исследования и здесь не затрагиваются.

Обозначение явления

Понятие однодневка в действующем законодательстве отсутствует, однако, в ведомственных нормативных актах, выступлениях официальных лиц, прессе, деловых кругах и при рассмотрении экономических споров это слово звучит часто. Все понимают, что это что-то плохое, многие точно знают, о чем идет речь, а кто-то этим еще и пользуется.

В России однодневки стали появляться с развитием предпринимательской деятельности в начале 90-х годов XX-го века. Тогда и возникло такое название, поскольку фирмы создавались на одну-две операции, получали деньги и исчезали.

В одном из ведомственных нормативных актов дается такое определение: «фирмы-однодневки» — организации, созданные для решения конкретных задач и зарегистрированные по утерянным либо подложным паспортам (Методические рекомендации по выявлению фактов лжеэкспорта и экспортных сделок с товарами, имеющими завышенную таможенную стоимость (утв. ГТК РФ 26 сентября 2002 г.).

В печати справедливо отмечается, что подобное определение уже не соответствует действительности, поскольку при государственной регистрации юридических лиц давно проводится проверка паспортных данных заявителей, учредителей и руководителей по информационным ресурсам, содержащим сведения об утраченных паспортах и паспортах умерших людей. В случае обнаружения фактов использовании «утраченного» паспорта или паспортных данных, несоответствующих действительности, выносятся решения об отказе в государственной регистрации. Поэтому, создать юридическое лицо– однодневку с такими данными практически невозможно. Правда у злодеев остается явно криминальный альтернативный вариант: указание реальных паспортных данных помимо воли их обладателей в результате махинаций с нотариальным удостоверением документов для регистрации.

Также в печати отмечается, что теперь однодневки живут дольше: время их деятельности может составлять не только месяцы, но и годы, однако, суть при этом, как правило, не меняется.

Разные названия однодневок

Наряду со словом однодневка для обозначения данного явления употребляется множество других слов и словосочетаний.

Считается, что одним из первых обозначений данного явления было слово «прачечная»: американские гангстеры в начале XX века открывали прачечные для легализации доходов от своей основной деятельности.

Теперь названий больше, вот некоторые из них: помойка, прокладка, фонарь, буфер, лавка, черная фирма, замарашка, грязнушка, серая фирма, анонимная организация, грибок, номинальная фирма, системная фирма, операционная компания, расчетная фирма, техническая компания или техничка.

Источники появления

Вариантов происхождения однодневок можно назвать несколько:

Во-первых, непосредственные пользователи могут обратиться в специализированные фирмы, которые занимаются продажей готовых компаний. Выступающие в качестве готовых компаний организации обычно создаются учредителями в рамках осуществляемой ими короткой и простой предпринимательской деятельности, которая состоит в получении прибыли от продажи долей в уставных капиталах учреждаемых организаций. Цель создания готовой компании — получение прибыли от последующей продажи доли в ее уставном капитале.

Такой способ наиболее популярен и прост: в обмен на деньги продавец предоставляет приобретателю пакет документов о продаже доли в уставном капитале готовой компании и передает документы компании с печатью.

Бизнес по продаже готовых компаний имеет свой рынок и активно развивается . Достаточно посмотреть раздел юридические услуги в прессе практически любого экономически активного города или обратиться к поисковикам в сети Интернет: объявлений о продаже готовых компаний, готовых фирм и готовых ООО очень много. В центральных регионах России продавцы выставляют на продажу даже не десятки, а сотни таких фирм.

Возникшую таким путем однодневку наиболее просто распознать, поскольку название может быть несуразным (например, ООО «Кэш Фло»), а учредителем и руководителем могут быть лица, состоящие одновременно в ряде (сотнях) других фирм учредителями и руководителями.

Во-вторых, создать однодневку могут ее непосредственные пользователи, самостоятельно, или с помощью юристов, обратившись в регистрирующий орган для государственной регистрации используемого в качестве однодневки юридического лица. Цель создания организации тут и состоит в ее использовании в качестве однодневки, для решения конкретных задач;

Обнаружить такую однодневку сложнее, поскольку ее внешние признаки: название, учредитель и руководитель, как правило, не вызывают подозрений

В-третьих, в результате смены владельца, однодневкой может оказаться совершенно нормальная в прошлом компания. Цель создания такой организации обычно совершенно безупречна: ведь ее создавали для работы и в последствии по ней реально работали.

Последний вариант особенно опасен, поскольку предварительно заподозрить, что работает однодневка гораздо сложнее: память о реальной деятельности компании еще свежа на рынке.

Однодневки как разновидность номинальных компаний

В приведенном выше определении из ведомственного нормативного акта указан один признак, который, за небольшим уточнением подходит абсолютно всем однодневкам: организации, созданные для решения конкретных задач. Уточнение состоит в том, что цели создания оказавшейся однодневкой организации, как показано выше, могут быть разными, а действительно общим для всех однодневок является их использование реальными владельцами для решения конкретных задач.

Выражается данный признак в том, что даже если однодневка и занимается обычной предпринимательской деятельностью, реально, а не фиктивно поставляет товары, выполняет работы и оказывает услуги, она при этом способствует достижению реальными владельцами и других целей, кроме получения прибыли.

Названный признак не является решающим для признания организации однодневкой, но позволяет дать определение номинальных компаний, к одной из разновидностей которых относятся и однодневки.

Дело в том, что многие из целей-задач однодневок могут быть решены с помощью других компаний, не являющихся однодневками, но все-таки используемыми владельцами для решения иных конкретных целей-задач, кроме собственно извлечения прибыли от осуществления предпринимательской деятельности.

Так, обычная коммерческая организация, как юридическое лицо – участник гражданского оборота, имеет такие признаки:

? создано с целью извлечения прибыли и используется для получения прибыли от предпринимательской деятельности;

? обладает обособленным имуществом,

? отвечает по обязательствам обособленным имуществом;

? имеет самостоятельный баланс,

? может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;

? приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами;

? лица, осуществляющие функции органов юридического лица, реализуя свои права по управлению, несут перед юридическим лицом обязанности, в том числе, ответственность за убытки, причиненные юридическому лицу;

? имеет участников, обладающих обязательственными правами в отношении данного юридического лица и имеющих обязанности, вытекающие из такого участия;

? имеет свое фирменное наименование, с исключительным право на его использование;

? исполнительный орган юридического лица находится в месте нахождения, указанном в его учредительных документах (данные признаки следуют из закона ГК РФ, ст. ст. 48,49, ст. ст. 53, 54, ст. 56).

Номинальная компания – это юридическое лицо, предназначенное существовать для вида, прикрытия чего-то или выполнения иных целей, «кроме» или «вместо» получения прибыли от осуществления предпринимательской деятельности.

а) либо отсутствием у компании хотя бы одного признака обычной коммерческой организации

б) либо наличием особой цели, которая преследуется наряду или вместо получения прибыли от предпринимательской деятельности (даже если все другие признаки обычной коммерческой организации» имеются).

В основном, но не обязательно, признаки обычной коммерческой организации, отсутствуют благодаря желанию реальных владельцев скрыть свое участие в данной компании (Анонимность) или стремлению и/или невозможности компании отвечать по обязательствам своим «обособленным» имуществом (Безответственность).

Крайним проявлением номинальных компаний являются однодневки, которые сочетают в себе не только Анонимность и Безответственность, но еще Номинальность и Подложность.

Основные признаки однодневок

Рассмотрим каждый из названных признаков, характеризующих эти особые фирмы-плохиши.

Основными признаками однодневок являются:

— анонимность руководителя и реальных владельцев,

— номинальность названных в документах фирмы (решениях участников, учредительных документах) и в ЕГРЮЛ участников и/или руководителей

— и подложность исходящих от фирмы документов.

1. Анонимность – реальные владельцы фирмы и осуществляющие непосредственное руководство ею лица, скрывают свои имена и другие идентифицирующие данные от контрагентов однодневки, всех третьих лиц и государства, создавая видимость осуществления руководства и контроля фирмы лицами, являющимися участниками и руководителями фирмы по данным единого государственного реестра юридических лиц.

Анонимность у конкретной однодневки может различаться на такие виды:

— Полная – абсолютно неизвестны лица, реально владеющие или владевшие фирмой, осуществляющие или осуществлявшие непосредственное руководство и сделки от ее имени;

— Частичная – известно только кто совершал от имени фирмы сделку или сделки, действуя в качестве работника или представителя по доверенности.

2. Номинальность – лица, являющиеся участниками и /или руководителями фирмы по документам фирмы и/или данным единого государственного реестра юридических лиц не имеют никакого отношения к деятельности фирмы и не осуществляют никакого фактического руководства ее деятельностью.

Такие лица являются именно подставными лицами, у них могут различаться степень участия и мотивы участия в качестве подставных лиц.

По степени участия:

1) Пассивные подставные лица – лица, чьи данные использованы без их ведома, помимо их воли.

Причиной выступает осведомленность злоумышленников о паспортных данных такого лица, как в результате утраты паспорта, так и в результате получения таких сведений иным образом, например, путем доступа к документам, содержащим паспортные данные или получения копий паспортов.

При утрате паспорта можно подать заявление в милицию вскоре после обнаружения пропажи. В результате, данные об утрате паспорта вносятся в соответствующий электронный информационный ресурс, доступный правоохранительным и регистрирующим органам и регистрация организаций с указанием таких паспортных данных практически исключается.

Последний вариант наиболее опасен, поскольку ни подставное лицо, ни регистрирующие, ни правоохранительные органы, ни третьи лица не могут располагать сведениями об использовании паспортных данных такого лица в качестве подставного.

Подставное лицо узнает о своем статусе только после обращения налоговых и правоохранительных органов, представители которых, встретившись с такими случаями, видимо, для упрощения расследования часто сами предлагают таким гражданам указать, что они теряли, но вскоре находили паспорт, оставляли его где-то или давали кому-то на время.

В то же время, при современной системе регистрации злоумышленники могут сделать участником и (или) руководителем юридического лица практически любого гражданина.

2) Активные подставные лица – лица, которые сознательно выступили в качестве руководителя и / или учредителя фирмы.

В свою очередь «активные» подставные лица различаются на:

? временных – выступают в соответствующем качестве только в течение определенного времени, как правило, при создании фирмы, например, часто их участие завершается открытием расчетного счета и документов по хозяйственной деятельности фирмы они не подписывают, а на вопросы третьих лиц и органов отвечают все как есть, что к деятельности фирмы они больше не имеют отношения;

? постоянных — выступают в соответствующем качестве в течение интересующего реальных владельцев времени, подписывая по их воле все необходимые хозяйственные, бухгалтерские и налоговые документы, могут признавать свое участие и указывать на реальных владельцев или даже скрываться, в том числе, с помощью реальных владельцев (некторых из таких, активных еще называют танкистами).

Мотивы участия подставных лиц разные и могут быть, естественно, только у активных подставных лиц:

1) денежный интерес — естественно самый распространенный, относится к категориям лиц, которым нужны деньги, включая социально мало защищенных лиц (матери-одиночки, студенты, пенсионеры) и граждан из разных групп риска.

2) иная личная заинтересованность — менее распространенный, но актуальный мотив. Граждане осознанно принимают на себя обязанности руководителя или учредителя:

? в результате обмана или заблуждения например, польстившись на чьи-то обещания или на предложения работодателя, друзей, знакомых. Известны случаи, когда на себя оформляли статус индивидуального предпринимателя или фирму и давали поработать родственникам или знакомым, которые «ни в чем себе не отказывали».

? с целью создать видимость перед третьими лицами или органами своей занятости. Например, для получения полисов обязательного медицинского страхования на себя, своих знакомых и родственников, оформляемых на фирму, в которой гражданина делают руководителем или для получения визы: в некоторых странах отдают предпочтение именно руководителям фирм, якобы посещающим их страну с деловыми целями.

В то же время, проводимая налоговыми и другими органами, в средставх массовой информации просветительская деятельность приносит плоды: грамотность и осторожность населения растет. Вместе с ценами на соответствующие услуги.

3. Подложность – на документах, создаваемых с участием однодневки, подделываются подписи лиц, являющихся участниками и руководителями фирмы по документам фирмы и данным единого государственного реестра юридических лиц.

Данный признак у конкретной однодневки также может иметь два варианта:

— полный — если подделаны все документы, исходящие от однодневки при ее деятельности;

— частичный, если подделаны только документы о полномочиях лица, действующего от имени однодневки.

Первый признак можно условно считать относительным, поскольку завеса тайны над реальным владельцем и руководителем однодневки может приоткрываться в результате проводимых компетентными органами мероприятий, и сам этот признак тесно связан со вторым. А второй и третий признак вполне можно назвать абсолютными, поскольку подставные лица к деятельности фирмы никакого отношения не имеют, а реальные владельцы и руководители, используя однодневку подделывают документы, чтобы обеспечить свою анонимность.

Даже установление реального владельца или руководителя, либо иного лица, фактически подделывавшего подписи номинального руководителя на исходящих от однодневки документах не устраняет последствий признака подложности — такая фирма не превращается в полноценного участника гражданского оборота, сделки с ней — дефектны.

Такие три признака называются основными, поскольку практика показывает, что наступление неблагоприятных «однодневских» последствий из-за отношений с дефетными контрагентами происходит именно благодаря наличию у контрагента хотя бы одного из таких признаков.

На практике налоговые органы выделяют еще множество признаков однодневок, которые они ищут, учитывают и используют в аргументации неблагоприятных для налогоплательщиков решений. Об этих признаках много сказано, однако, они являются производными от основных признаков.

Производные признаки, например, несовпадение фактического и юридического адреса, могут иметь как однодневки, так и обычные организации и номинальные компании, не являющиеся однодневками. А отсутствие однодневки по месту нахождения может являться подтверждением и следствием ее основных признаков: анонимности и номинальности.

Виды номинальных компаний

На основе общего определения номинальных компаний и однодневок по объему однодневских признаков номинальные компании можно условно различать на:

1) Черные номинальные фирмы, однодневки в полном смысле, которым присущи анонимность, и номинальность (иным словом фиктивность), и подложность;

2) Серые номинальные фирмы, есть анонимность и номинальность, но нет подложности, поскольку все документы от имени фирмы подписывает подставное лицо или представитель, действующий на основании реально выданной таким лицом доверенности.

Положение контрагентов таких фирм лучше, чем первых, но хуже, чем третьих. Дело в том, что такая фирма может быть сравнительно легко отнесена к первой категории, благодаря анонимности и номинальности участников и руководителя. По разным причинам они могут заявить, что ничего не подписывали, просто полувчали вознаграждение и реальной хозяйственной деятельности не осуществляли.

Опровергнуть такие заявления сложно, поскольку органы обычно, по понятным причинам, верят таким заявлениям. Субъективные особенности таких лиц, в большинстве случаев, не создают уверенности в их фактическом участии, а почерковедческая экспертиза может не дать категоричного суждения или не иметь решающего значения. Особенно, если лицо подвержено дурным привычкам и регулярно находилось в состоянии какого-нибудь опьянения, которое неизвестным образом могло повлиять на его почерк и способность понимать значение своих действий.

3) Белые номинальные фирмы — есть только анонимность, обеспечиваемая номинальностью в отношении участника или участников либо может отсутствовать и анонимность, но нет какого-либо другого признака обычной коммерческой организации. Например, в силу отсутствия имущества, фирма не предназначена для удовлетворения требований кредиторов в принципе.

В самом деле номинальных компаний много…

Конечно, можно сказать, что множество обычных коммерческих организаций не способны отвечать своим имуществом и удовлетворить требования кредиторов даже в пределах минимального размера уставного капитала. Названная «Безответственность» встречается часто. Что, все они – номинальные компании? (вопрос — риторический).

Как отмечалось, главное в предложенной классификации коммерческих компаний на обычные и номинальные – это возможные цели их использования: обычные используются для извлечения прибыли, а номинальные – могут использоваться их реальными владельцами для достижения еще и других целей.

Поэтому, если компания не имеет обособленного имущества и не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, то независимо от причины такого состояния ее можно считать номинальной по признаку невозможности отвечать своим имуществом (Безответственности). При отсутствии признаков однодневки такая номинальность может повлечь неблагоприятные последствия только в части исполнения гражданско-правовых обязательств перед контрагентами.

Вот такой обзор по однодневкам их родственникам – другим номинальным компаниям.

Что инспекторы могут предпринять против использования «буферных» фирм

Если верить внутренним отчетам налоговиков, до сих пор один из самых популярных способов оградить компанию от обвинений в связях с однодневками – использование так называемых серых фирм. Такая организация, не имея классических признаков однодневки, не позволяет налоговикам обвинить «белую» компанию в операциях с заведомо незаконопослушными контрагентами.

Ульяна Жаворонкова, эксперт «УНП»

Налоговикам эта схема известна, и они пытаются с ней бороться разными методами. С переменным успехом.

В ДЕТАЛЯХ. Фирма-«прокладка», или «серая» фирма, – это юридическое лицо – посредник, миссия которого – оградить «белую» компанию от претензий в связях с однодневками. Поэтому такие юрлица имеют вполне живых и реально действующих директоров, находятся по юридическим адресам, своевременно сдают отчетность и платят налоги. Правда, налоговая нагрузка у них очень низкая: они делают минимальную наценку на товар, соответственно показывая в своей отчетности чисто символическую прибыль (см. схему).

Снимать вычеты под предлогом пороков контрагентов поставщика у инспекторов не получается

Заподозрив уклонение от налогов, инспекторы пытаются отказать «белой» компании в вычетах по НДС на основании того, что субпоставщики (поставщики продавцов) имеют какой-либо порок – отсутствуют по адресу регистрации, не сдают отчетность и т. п. Но при разбирательстве таких споров в суде успехи налоговиков сейчас сошли практически на нет. Причина – знаменитое постановление Пленума Высшего арбитражного суда от 12.10.06 № 53 о необоснованной налоговой выгоде.

После того как суды начали его применять, инспекторы в подавляющем большинстве случаев терпят поражение, когда основывают свои обвинения на налоговых нарушениях контрагентов поставщика (например, постановления федеральных арбитражных судов Московского округа от 09.04.07 № КА-А40/2437-07, Северо-Кавказского округа от 10.09.07 № Ф08-5882/2007-2197А, Поволжского округа от 05.02.08 № А65-5564/07). Одно из таких разбирательств дошло до Президиума Высшего арбитражного суда РФ, который также встал на сторону налогоплательщика практически по средневековому принципу «вассал моего вассала – не мой вассал» (постановление от 05.12.07 № 8351/07).

Проверки «прокладок» пока массовым явлением не стали

Налоговики попытались пойти по другому пути. В конце 2006 года в ФНС разработали для инспекторов рекомендации, как бороться с фирмами-«прокладками». Смысл их сводился к тому, чтобы сместиться при проверках – с «белых» фирм на «серые». Проверяя именно «прокладку», можно, по мнению чиновников, доказать связь между внешне законопослушным организатором схемы и однодневкой.

Налоговая служба определила несколько критериев, на основании которых пытались вычислить принадлежность компании к фирмам-«прокладкам» Признаки такой компании, по версии налоговиков: низкая рентабельность – 1–2 процента и высокая доля вычетов по НДС – свыше 90 процентов от начисленной суммы налога, в целом организация имеет низкие показатели налоговой нагрузки. Еще один критерий – большое число запросов на встречную проверку этой компании, которые присылают в ее родную инспекцию налоговики из других ИФНС. Но, судя по тому, что через год чиновники ФНС еще раз так настойчиво требовали от инспекторов выявлять такие фирмы-«прокладки», особых успехов в этой области нет. «Сеть» получилась с очень мелкой ячейкой – в нее могут попасть и однодневки, и «белые» компании, и те, кто вовсе не помышлял о таком способе снижения налогов. Если точно следовать предложенным ФНС критериям, налоговики просто захлебнутся в потоке информации.

Опаснее всего доказательства отсутствия деловой цели

«Еще один путь, которым идут налоговики, – пытаются доказать отсутствие деловой цели сделки с использованием цепочки посредников. И как следствие – добиться доначисления налогов и санк­ций. Доказательствами могут быть отсутствие у компании-«прокладки» сотрудников (только директор), склада, офиса, основных средств», – говорит Максим Соколовский, финансовый директор ЗАО «Аудит Альянс». Надо сказать, что эту тактику налоговики используют вполне успешно – существует немалая арбитражная практика в их пользу (в частности, постановления федеральных арбитражных судов Уральского округа от 05.03.07 № Ф09-392/07-С2, Дальневосточного округа от 14.02.08 № Ф03-А73/08-2/26).

«Инспекторы в подавляющем большинстве случаев терпят поражение, когда основывают свои обвинения на налоговых нарушениях контрагентов поставщика»

Милиция работает более эффективно

Милиция борется своими методами. Показательные проверки крупнейших ретейлеров – один из них. Надо признать, что оперативники собирают доказательства виртуознее налоговиков. Один пример. В 2007 году милиционеры при проведении проверки компании, впервые применили метод установления места фактического нахождения «подставной» фирмы с помощью вычисленного IP-адреса. Банковские платежи «подставной» фирмы проводились через систему «Банк-клиент». Чтобы узнать IP-адрес, был запрошен «лог-файл» соединения клиента с сервером банка и интернет-провайдера. В результате были получены доказательства того, что якобы контрагент все свои платежи проводил из помещений и с компьютеров, принадлежащих компании, по которой и проводилась проверка.

«Компании-Прокладки»

Занимательная статья про то как работать с однодневками.

Существует немало разнообразных схем уклонения от уплаты налогов. Какими бы изобретательными они не были — они незаконны.

Налогоплательщики, использующие в своей работе «однодневки», все чаще применяют для сокрытия незаконных схем организации-«прокладки».

Связующее звено

О фирмах-«однодневках» знает каждый, кто имеет отношение к уплате налогов. Они существуют лишь на бумаге, а на самом деле не ведут реальной деятельности. На сегодняшний день в Москве официально зарегистрировано более 1 млн. коммерческих организаций, из которых более 690 тысяч либо не отчитываются перед ФНС, либо предоставляют нулевые балансы. Многие из них и являются теми фиктивными фирмами, которые позволяют предприятиям получать необоснованную налоговую выгоду или совершать незаконные сделки.

Фискалы знакомы с этой статистикой. Поэтому постоянно совершенствуют методы пресечения незаконных сделок. Как поясняет юрист «Инвесткафе»Олег Малкин, в последнее время компания по борьбе с «однодневками» набирает обороты. ФНС сформированы признаки фиктивных фирм, по которым каждая организация должна проверить контрагента перед заключением контракта, существует судебная практика, и складывается она не в пользу юридических лиц: налоговая выгода может быть признана необоснованной, если инспекторами будет доказано, что компания действовала без должной осмотрительности при выборе партнера.

Сегодня уже невозможно работать «отмывать деньги» напрямую. Желающие избежать уплаты налогов придумали новый и, кстати сказать, весьма действенный способ обойти закон – воспользоваться услугами так называемых «прокладок» – организаций, выступающих связующим звеном между компанией и фиктивной фирмой. Таким образом выстраивается ряд посредников, в котором добросовестный налогоплательщик, находящийся на одном его конце, не заключает напрямую договоров с «однодневкой», расположенной на другом конце цепочки.

Заманчиво, но незаконно

В отличие от «однодневок», буферная фирма, как правило, платит налоги, хотя и в минимальном размере, имеет офис, который совпадает с юридическим адресом, а ее учредитель – реальное физическое лицо. Деятельность такой организации заключается в том, чтобы пропускать через себя финансовые потоки. Бороться с «прокладками» чрезвычайно сложно, так как формально они не нарушают закон.

«Принцип работы и прост, и сложен, – рассказывает старший юрист компании «ЮриКо» Елена Павлова. – Существует внешне обычная компания, реально занимающаяся бизнесом. Она в состоянии пройти проверку налоговых органов. На первый взгляд, все отношения, которые будет иметь эта организация с любой другой, носят вполне законный характер. Однако на определенном этапе в процессе работы появляется «однодневка», на которую и приходится большая часть налоговой нагрузки. Чтобы «очистить» все деньги, которые проходят от фиктивной фирмы, они должны быть проведены в среднем через три фильтрующих компании. Налоговые органы проверяют на добросовестность не только контрагентов компаний, но и тех, кто снабжает их поставщиков, однако глубже трех уровней заходят не так часто».

Распространенным способом применения «прокладки» является вывод денег из страны в оффшоры. Компания покупает товар или услугу у «однодневки», счета которой находятся в благоприятной финансовой зоне. А чтобы «замести следы», требуются фирмы-«прокладки».

Использовать «прокладки» можно различными способами, но любой из них связан с нарушением закона. Самой распространенной целью создания фирм-посредников является получение наличности. Свободные деньги нужны – это аксиома. Но все расходы необходимо учитывать, а ведь так заманчиво обойтись без этого! И компания покупает у «однодневки» товар. На самом деле товара нет, фиктивная фирма принадлежит тем же людям, что и основная, а сделка существует только на бумаге. Деньги переводятся на счет «однодневки», а обратно они возвращаются в виде наличности. После получения средств компания бесконтрольно может использовать их на любые цели: выплаты зарплаты в конвертах, откаты, подкуп, и даже невинные сувениры партнерам.

Еще одним распространенным способом применения буферной фирмы является вывод денег из страны в оффшоры. Организация покупает товар или услугу у «однодневки», счета которой находятся в благоприятной финансовой зоне. На самом деле фиктивное предприятие принадлежит основным собственникам компании, и чтобы «замести следы», в ход идут «прокладки».

Есть и другие примеры. «Представьте, что у фирмы есть актив, не совсем честно приобретенный, – рассказывает директор Центра поддержки предпринимательства Московской торгово-промышленной палаты Светлана Андрианова. – «Прокладка» его выкупает, проводит по цепочке посреднических фирм и продает основной компании, которая таким образом становится «добросовестным приобретателем», и забрать у нее данное имущество невозможно даже по суду».

Бывают случаи, когда предприятие изначально заключает много сомнительных операций, к которым по определению возникнут претензии налоговых органов или они изначально незаконны. Зачем вешать все это на основную фирму? Можно налоговые обязательства переложить на «однодневку», вести сделки от ее имени, а потом бросить, не заплатив налоги. Но связь с однодневкой рискованна, и тут опять нужны посредники.

Рискованная сделка

«Такие организации – ходовой товар. Собственники часто совершают сделки с рисками, – говорит Светлана Андрианова. Чтобы избежать наказания со стороны инспекторов, требуются посреднические компании. Обычно фирма используется единожды, а потом просто «висит» у собственника для надежности. Дело в том, что сотрудники ФНС имеют право проверять деятельность организации за последние три года. Поэтому хозяева основной фирмы и сохраняют «прокладки» на этот срок, чтобы обеспечить видимость законности ведения бизнеса. По оценкам экспертов, средний «срок жизни» таких компаний составляет 8–12 лет.

Самостоятельно создавать фирму-посредника – непродуктивно: много бумажной волокиты. Поэтому ее легче купить. «Чистоту» такого приобретения не может гарантировать никто, однако для работы пикантные «подробности» из прошлого компании не существенны. Чаще всего основной изъян заключается в наличии долгов. Эта деталь не является причиной санкций в отношении контрагента, который работает с фильтрующей организацией. Поэтому буферные фирмы после их использования легко продаются и пользуются большим спросом.

В соответствии с законом

«Проблемой для предприятия, работающего с «буфером», может стать срок жизни последнего, – говорит Елена Павлова. – По закону такая компания должна существовать еще как минимум 4 года после того, как вы перестанете с ней работать». Поэтому основные организации выкупают «прокладки» в собственность, чтобы обеспечивать их жизнедеятельность: вовремя сдавать отчетность и отчислять налоги. Если посредник не попадает в зону внимания налоговых органов, ее можно перепродать или использовать заново.

Схемы с использованием «прокладок» скрывают следы преступлений, и все же они довольно рискованны. Для выявления таких фирм потребуются существенные затраты на аналитическую работу, изучение и раскручивание схем сделок, операций с активами, с долями и акциями. Привлекать к такой работе необходимо специалистов в корпоративном праве, которых на рынке не так уж и много. Однако всегда есть вероятность, что налоговые инспекторы докопаются до сути, смогут проследить весь путь движения товаров и в конце концов выйдут на связь основной организации с однодневкой.

Надо четко понимать: связываясь с компаниями-«прокладками», любая, даже самая честная фирма нарушает закон. И блюстителям порядка известно о проблеме буферных фирм. Поэтому ее решение – лишь вопрос времени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *