Какие kpi являются ключевыми при оценке эффективности страницы категории
Перейти к содержимому

Какие kpi являются ключевыми при оценке эффективности страницы категории

8 основных показателей KPI, которые нужно отслеживать на сайте

94% руководителей отделов маркетинга полагают, что Google Analytics может помочь им в достижении целей. Но когда дело доходит до практического применения, все тормозится. Только 15-20% компаний используют показатели сайта, полученные с помощью Google Analytics , для управления маркетингом и бизнес-процессами:

Отслеживание важных метрик KPI поможет определить эффективность сайта. Эти показатели помогут не только оптимизировать ресурс, но и конвертировать посетителей в клиентов.

Измерение эффективности сайта может оказаться непростой задачей. Существует много разнообразных показателей, которые нужно отслеживать, поэтому определить наиболее важные из них может быть проблематично. Кроме этого вы захотите понять, что измеряете, зачем и какие действия необходимо предпринять, чтобы улучшить производительность своего сайта.

В этой статье мы рассмотрим восемь основных показателей эффективности, которые нужно отслеживать на сайте.

8 ключевых показателей эффективности, которые нужно отслеживать на сайте

1. Показатель отказов

Показатель отказов сайта – это процент посещений ресурса, в рамках которых пользователь просмотрел только одну страницу. Эта важная метрика KPI , которая просто указывает на то, как часто посетители сайта остаются на той же странице, с которой они попали на него.

В чем может помочь показатель отказов?

Kissmetrics предоставляет следующую инфографику показателя отказов для сайтов различных тематик:

В чем может помочь показатель отказов?

Как и в случае с количеством просмотренных страниц за сеанс, необходимо учитывать и другие ключевые показатели эффективности.

А также характер вашего бизнеса и ниши. Нельзя судить об успешности своего сайта по высокой частоте отказов. Например, пользователь может кликнуть по ссылке в выдаче поисковой системы, потратить 10 минут на чтение статьи, а затем уйти и завершить действие за пределами сайта. С точки зрения Google Analytics — это показатель отказов, хотя пользователь совершил нужное действие.

Аномально высокий показатель отказов сигнализирует о том, что многие люди покидают ваш сайт и не желают оставаться, чтобы просмотреть другую информацию. Это может указывать на то, что пользовательский интерфейс не в порядке или страница содержит нерелевантный контент, который не полностью соответствует запросу пользователя. Медленная загрузка страниц и сложная навигация также могут привести к высокой частоте отказов.

2. Уникальные посетители сайта

Уникальные посетители сайта — это посетители, которые посещают ваш сайт первый раз в течение определенного периода времени. Эти посетители учитываются один раз, даже если они посетили сайт раньше.

Этот основной показатель сайта определяется по IP-адресу пользователя в сочетании с файлом cookie в браузере, который они используют. Поэтому, даже если вы посетили сайт еще 50 раз, вы все равно будете считаться одним уникальным посетителем. Но если вы посетите этот сайт с другого устройства, например, своего смартфона, то будете считаться новым посетителем.

Для чего это нужно?

Уникальные посетители помогут анализировать веб-трафик в течение времени. Вы сможете отследить спады и всплески количества просмотров, и определить, что может быть их причиной.

Допустим, что вы запустили новый продукт или разместили мощную рекламу сайта. В этом случае вы увидите, что количество уникальных посетителей увеличиваются в течение определенного периода времени. Аналогичным образом, вы сможете увидеть, где на протяжении года наблюдаются спады. Это поможет определить, когда запускать различные рекламные акции и как разрабатывать более сильный контент.

3. Просмотры страниц за сеанс

Количество страниц, которые пользователь просматривает за сеанс, является важным показателем. Он сообщает, насколько убедительным пользователи считают ваш контент.

Почему это важно?

Почему это важно?

Страницы за сеанс — это способ удержать пользователей, повысить их интерес и побудить их сделать следующий шаг. Этот ключевой показатель эффективности необходим для измерения интереса к вашему ресурсу.

Некоторые полагают, что чем больше количество страниц за сеанс, тем лучше. Но это не всегда так. Это может свидетельствовать о том, что пользователь изо всех сил пытается найти важную информацию. Чтобы составить более полное представление, нужно провести анализ показателей сайта: среднюю длительность сеанса и показатель отказов.

Высокий показатель количества страниц за сеанс в комбинации с низкой продолжительностью сеанса и высокой частотой отказов может указывать на то, что пользователи не могут найти нужную информацию. В свою очередь небольшое количество просмотренных страниц за сеанс в сочетании с низкой продолжительностью и высокой частотой отказов, может сигнализировать о низком качестве контента. Две страницы за сеанс — неофициальный отраслевой стандарт.

4. Средняя длительность сеанса

Средняя длительность сеанса представляет собой среднюю продолжительность всех посещений сайта. Наряду с показателем отказов и количеством просмотренных страниц за сеанс, средняя длительность сеанса на странице сигнализирует о том, как долго пользователи остаются на вашем сайте. Это важный показатель для оценки опыта взаимодействия пользователя, качества и релевантности контента.

Какой должна быть величина средней длительности сеанса?

Отраслевой стандарт составляет от двух до трех минут.

Какой должна быть величина средней длительности сеанса?

Может показаться, что 2-3 минуты — это не слишком много времени. Но пользователю этого достаточно, чтобы прочитать контент и взаимодействовать с сайтом. Большая длительность сеанса свидетельствует о том, что пользователь более активно взаимодействует с контентом.

Обязательно нужно проверить показатели сайта, чтобы лучше понять, что происходит. Необходимо обратить внимание на каналы трафика, чтобы определить, какие из них больше всего привлекают пользователей.

5. Основные страницы входа

Основные страницы входа представляют собой первые страницы, на которые попадают посетители, когда они приходят на сайт. Это может быть главная страница, правильно оптимизированная статья блога или другая страница вашего сайта.

Как использовать это в своих целях?

Основные страницы входа привлекают наибольшее количество посетителей сайта. Поэтому очень важно, чтобы эти страницы были оптимизированы, они должны удерживать пользователей на сайте или стимулировать их выполнять нужные действия.

Например, если одной из основных целевых страниц является статья, опубликованная в блоге в 2012 году, при изучении основных страниц входа нужно определить, как перенаправлять посетителей через конверсионную последовательность на страницу захвата лидов или побудить их выполнить определенные действия. Это может стать ключом к увеличению объема продаж и рентабельности инвестиций.

6. Основные страницы выхода

Страницы выхода — это место, с которого аудитория покидает сайт. Можете изучить этот раздел в Google Analytics , чтобы определить, в какой точке вы теряете посетителей. Этот показатель эффективности сайта поможет определить, где пользователи теряют интерес, и какой тип контента их отталкивает.

Что сделать, чтобы посетители оставались на сайте?

Маркетологи хотят, чтобы пользователи оставались на сайте или выполняли желаемые действия. Поэтому основные страницы выхода — хорошая возможность что-нибудь предпринять. После того, как вы определите основные страницы выхода, можно проанализировать их, чтобы понять, в чем проблема. Является ли контент непривлекательным? Отсутствует ли призыв к действию? Попробуйте настроить стиль контента и включить призывы к действию. А также добавить подсказки, чтобы нацелить посетителей сайта на дальнейшие действия. Подобные улучшения могут существенно повлиять на активность пользователей.

7. Достигнутые цели и события

Достигнутые цели показывают, насколько эффективен ваш сайт в конвертировании трафика и получении желаемых действий. Цели могут быть отфильтрованы для определения маркетинговых каналов и веб-страниц, чтобы определить, что помогло конвертировать пользователей.

Отслеживание событий помогает понять, какие действия предпринимают пользователи на определенных страницах сайта. Также можно фильтровать эту информацию по каналу трафика и источнику.

Как использовать эту информацию?

Этот показатель сайта позволяет устанавливать значения для каждого компонента, требуемого в Google Analytics . Достижение цели будет засчитываться, когда все заданные условия будут выполнены на сайте. Это позволяет отслеживать любые взаимодействия, которые не приводят к новому просмотру страниц — клики, просмотры видео, клики по ссылкам профилей в социальных сетях, наведения курсора мыши, загрузка страниц и даже клики правой кнопкой мыши.

Как использовать эту информацию?

Показатели конверсии сайта помогут понять, какой контент на сайте наиболее привлекателен и эффективен, поэтому можно применять этот тип контента в другом месте сайта.

8. Поисковые запросы по сайту

Если на сайте еще не установлена внутренняя поисковая система, вам необходимо установить ее и связать с ней платформу аналитики. Google предоставляет инструменты для использования этой функции.

Как использовать поисковые запросы?

После установки системы внутреннего поиска пользователи смогут использовать ее, чтобы искать контент на сайте. Подключение к системе веб-аналитики позволяет отслеживать поисковые запросы и посещенные страницы.

Это не только поможет в создании контента, но и позволит идентифицировать любые проблемы. Из поисковых запросов по сайту можно узнать, что посетители сайта предпочитают, какой контент отсутствует. А также, какие продукты или услуги интересуют ваших посетителей.

Узнайте, реализован ли весь потенциал вашего сайта

Вы обеспокоены тем, что ваш сайт не реализует весь свой потенциала? Проверка показателей сайта, несколько настроек и изменений могут привести к мощным результатам, повысив рентабельность инвестиций в десять раз.

Пожалуйста, опубликуйте свои отзывы по текущей теме материала. Мы очень благодарим вас за ваши комментарии, дизлайки, подписки, лайки, отклики!

Пожалуйста, оставьте ваши комментарии по текущей теме статьи. Мы очень благодарим вас за ваши комментарии, лайки, отклики, подписки, дизлайки!

Важнейшие ключевые показатели эффективности (KPI) для трех разных типов сайтов

Вы наверняка знаете, что следует измерять показатели собственной успешности в области цифрового маркетинга, но что конкретно мерить? Ответ, конечно, зависит от ряда параметров. Какой у вас сайт? Какова ваша бизнес-модель? В этой статье мы рассмотрим три разных типа сайтов и четыре наилучших показателя KPI (метрики), которые будут измеряться в каждом из примеров.

KPI (ключевые показатели эффективности) можно определить как параметры, которые используются для измерения эффективности любой деловой активности. В нашем случае мы фокусируемся на KPI, которые измеряют эффективность веб-сайта.

Почему это самые важные KPI для сайта?

Мы обсудим самые важные показатели, которые необходимо отслеживать для разных типов сайтов.

Причина, по которой они так важны, заключается в том, что это – основа, на базе которой вы можете создавать более узконаправленные KPI. После того, как измерения будут выполнены, вы можете перейти к отдельным показателям и принять решения, основанные на данных вашей организации.

Например, как только вы узнаете количество потенциальных клиентов, привлеченных на ваш веб-сайт через форму регистрации, то сможете сделать следующий шаг и определить производительность конкретного источника или географического региона.

Мы рассмотрим лучшие ключевые показатели эффективности (KPI) для:

  • бизнес-блога;
  • интернет-магазина;
  • сайта для привлечения потенциальных клиентов.

Скорее всего, ваш сайт не будет точно вписываться в один из этих примеров.

Ничего страшного. Используйте советы из разных примеров, сравните ключевые показатели эффективности, которые даны ниже, и добавьте свой KPI там, где это необходимо. Цель этой статьи – не предоставить исчерпывающий список показателей эффективности для каждого типа сайтов. Скорее, ее цель – приблизить вас к правильному определению, измерению, тестированию и настройке KPI, которые важны для вашего бизнеса.

Но сначала предупреждение.

Что НЕ следует мониторить

Большинство из тех, кто собирает информацию, измеряют не те вещи.

  • количество посещений;
  • количество твитов;
  • рейтинги в Google.

Эксперт по стартапам Eric Ries называет эти показатели метрикой тщеславия.

Нет ничего плохого в мониторинге этих данных, но посещения сайта, рейтинги Google и твиты не являются показателями продаж.

Мониторинг таких данных может косвенно указывать на успешность, но в большинстве случаев их лучше использовать как компоненты более значимых показателей.

Например, знание количества продаж / потенциальных клиентов / подписчиков, привлеченных одним твитом, было бы более подходящим показателем, который мог бы указывать на успешное (или неудачное) использование Twitter вашей организацией.

Теперь, когда мы знаем, что мониторить не нужно, давайте посмотрим, какие показатели следует учитывать.

Во-первых, посмотрим на бизнес-модель, которая близка моему сердцу, – бизнес-блог.

Метрика успешности бизнес-блога

Бизнес-блоги бывают разных форм и размеров.

Но одним объединяющим фактором является то, что они предназначены для продвижения организации.

Вот некоторые общие цели бизнес-блога:

  • повышение узнаваемости бренда;
  • привлечение потенциальных клиентов и покупателей;
  • увеличение продаж на сайтах интернет-магазинов;
  • увеличение доходов от рекламы.

В зависимости от того, сколько у вас целей из перечисленных выше, выберите нужное количество показателей, которые следует отслеживать:

Таблица 1. Описание ключевых показателей эффективности для бизнес-блогов

KPI ОПИСАНИЕ ПРИМЕЧАНИЯ
Показатель подписок Количество подписок / количество уникальных посещений Важно практически для каждого блога
Покупки / Объем продаж Количество покупок / продажи Важно для моделей управления / продажи
Средний доход от рекламы на страницу Общий доход от рекламы / количество страниц Важно, если модель связана с рекламой
Средний доход от рекламы на посещение Общий доход от рекламы / количество уникальных посещений Важно, если модель связана с рекламой

Давайте углубимся в первую метрику, показатель подписок.

Жизнеспособность бизнес-блога определяется количеством подписчиков. Благодаря подпискам вы можете предоставлять контент постоянно растущему количеству читателей.

Хотя эти подписки, как правило, добровольные, с помощью подписок вы сможете сделать особенные предложения всем своим читателям из списка подписчиков. Для моделей, ориентированных на рекламные объявление, подписки снова и снова возвращают читателей, увеличивая вероятность кликов на рекламные объявления.

Чтобы определить показатель подписок, вы должны узнать, когда посетитель сайта оформляет подписку. Самый простой способ сделать это – использовать перенаправление для тех, кто подписывается, на отдельную страницу на сайте.

Обычно на этой странице пишут «спасибо» или «подписка успешно оформлена», и, когда программа (Яндекс.Метрика, Google Analytics) регистрирует переход на эту страницу, можно считать, что добавился новый подписчик.

В The Daily Egg мы используем Weber email software, наша форма подписки выглядит следующим образом:

Форма подписки на сайте The Daily Egg

Рис. 1. Форма подписки на сайте The Daily Egg

Настройте страницу «Спасибо», указанную на изображении выше, как целевую страницу Google Analytics, теперь вы сможете отслеживать количество подписчиков.

Теперь, когда у вас есть общее количество подписчиков, вы можете использовать Google Analytics, чтобы определить количество уникальных посетителей и произвести простые математические операции, чтобы определить показатель подписок (коэффициент конверсии).

После того, как у вас появится этот показатель, я призываю вас провести более глубокий анализ и выяснить, по каким каналам приток подписчиков максимальный. Эти более конкретные данные позволят вам принять лучшие маркетинговые решения.

Показатели успеха веб-сайта интернет-магазина

Из трех типов веб-сайтов, которые мы рассматриваем в этой статье, интернет-магазины могут получить максимальное развитие (и доход) при правильном использовании ключевых показателей эффективности (KPI).

Фактически, электронная коммерция стала настолько конкурентной, что интернет-магазин, который не изучает свои показатели успешности, вряд ли выживет.

Вот четыре показателя успеха, которые должен контролировать каждый магазин:

Таблица 2. Описание ключевых показателей эффективности для интернет-магазинов

КПЭ ОПИСАНИЕ ПРИМЕЧАНИЯ
Общий показатель конверсии электронной коммерции Количество посетителей, которые завершили заказ Это главный показатель уровня успешности. От него вы можете перейти к более специфическим вычислениям.
Показатель отказа от покупок, находящихся в корзине Количество начатых, но не завершенных заказов
Продукты/заказ Количество продуктов в одном заказе
Средний размер заказа (средний чек) Всего продаж / количество заказов

Из всех вышеприведенных показателей, для интернет-магазина, который уже производит продажи, наибольшую выгоду можно извлечь из измерения и улучшения коэффициента отказа от покупок, находящихся в корзине.

В конце концов, это показатель того, сколько посетителей сайта уже готовы были отдать вам свои деньги, но потом ушли.

Как измерить коэффициент отказа от покупок, находящихся в корзине

Вычислять, в какой момент и сколько покупателей прерывают процесс покупки и уходят, можно легко и быстро, если использовать правильные методы.

В учебном пособии от Google Analytics обсуждаются детали настройки последовательности этого вычисления.

После того, как вы все настроили, вы получите доступ к отчету с визуализацией в виде целевой воронки. Это будет выглядеть так:

Визуализация коэффициента отказа от покупок, находящихся в корзине, в виде целевой воронки

Рис. 2. Визуализация коэффициента отказа от покупок, находящихся в корзине, в виде целевой воронки

Воронка в этом отчете имеет показатель завершения около 16 %. Это означает, что коэффициент отказа от покупок, находящихся в корзине, для этого сайта составляет 84 %.

Как вы можете видеть в примере, подавляющее большинство отказов на этом веб-сайте происходит в первые два этапа. Именно на них следует сконцентрировать свои усилия.

Показатели успеха на веб-сайте для привлечения потенциальных клиентов

Если успех вашего сайта зависит от привлечения потенциальных клиентов, вы должны отслеживать следующие четыре показателя:

Таблица 3. Описание показателей эффективности на сайте для привлечения потенциальных клиентов

КПЭ ОПИСАНИЕ ПРИМЕЧАНИЯ
Общий показатель привлечения клиентов % посетителей, которые заполняют клиентскую форму
Общий показатель отказов % посетителей, которые не завершают заполнение клиентской формы Показатель проще всего определить для многостраничных форм, но для одностраничных форм его можно измерить с помощью Google Analytics Events
Привлечение клиентов в день/месяц Количество клиентов за определенный период времени
Загрузка контента/запросы на дополнительную информацию Количество скачиваний дополнительной информации «Белые книги», демонстрационные видео, вебинары

Давайте углубимся в четвертый показатель успеха в этом списке.

Как оценивать загрузку контента и запросы на получение дополнительной информации

Существует множество способов, которыми посетители вашего сайта могут указать на то, что их заинтересованность достаточная для совершения покупки.

Попытки связаться с вами при помощи социальных сетей, загрузка «белой книги», просмотр демонстрационного видео или регистрация на веб-семинар. Когда посетители сайта совершают эти действия, они попадают в вашу маркетинговую воронку. Поэтому важно определять такие действия пользователей на вашем сайте.

В тех случаях, когда вы создаете страницу «Спасибо» или «Регистрация успешна», вы можете просто настроить целевую страницу в Google Analytics для ее отслеживания, как мы обсуждали в первом разделе о показателях успеха для бизнес-блога.

В случае с «белой книгой» вы тоже можете настроить предварительную настройку формы, а затем перенаправление на страницу «Успешно», на которую посетитель может щелкнуть, чтобы загрузить «белую книгу». Эта страница «Успешно» может отслеживаться как целевая страница в Google Analytics.

Но как вы отслеживаете действия, такие как просмотр демонстрационных видеороликов или загрузка документов (PDF, Excel, Word и т.д.), которые находятся вне главной формы?

В этих случаях вы можете настроить учет виртуальных просмотров страниц или событий в Google Analytics.

Давайте рассмотрим каждый отдельно, используя пример.

Когда использовать виртуальные просмотры страниц в Google Analytics

Документы, такие как электронные таблицы, документы PDF или Word, не содержат кода отслеживания в Google Analytics. Поэтому вы не можете отслеживать количество людей, посещающих эти страницы. В любом случае, не традиционным способом.

С помощью приложений для регистрации виртуальных просмотров страниц вы можете настроить ссылку, чтобы при клике на нее регистрировать просмотр страницы в Google Analytics.

Так, например, когда посетитель сайта нажимает ссылку, которая загружает документ в формате PDF, он может зарегистрироваться как просмотр страницы в вашей Google Analytics для страницы, которая на самом деле не существует. Это виртуальный элемент.

Вы можете установить эти «призрачные» страницы как целевые страницы так же, как и любую другую страницу на своем веб-сайте.

Главное, следует иметь в виду, что при учете виртуальных просмотров страниц вы будете увеличивать количество просмотров, которые регистрируются в Google Analytics. В случае, когда посетитель буквально посещает страницу (в этом случае PDF), виртуальные просмотры страниц имеют смысл.

Но вряд ли вы хотите получать отчеты о просмотрах виртуальных страниц, если не просматривается фактическая страница.

В таких случаях вы можете настроить события в Google Analytics.

Когда использовать события Google Analytics

События также могут быть заданы в качестве цели для подсчета, но, в отличие от виртуальных просмотров страниц, события не генерируют просмотр страницы. Другими словами, если вы не хотите искусственно раздувать просмотры страниц, используйте события, а не виртуальные просмотры страниц.

События Google Analytics имеют широкий спектр вариантов использования, в том числе:

  • отслеживание того, просматривает ли посетитель видео (и если да, то сколько);
  • взаимодействие с виджетами или другими гаджетами (например, ипотечным калькулятором);
  • отслеживание кликов по исходящим ссылкам;
  • загрузка файлов;
  • элементы AJAX.

Вот пример отслеживания исходящих ссылок при регистрации событий в Google Analytics для сайта The Daily Egg:

Отслеживание исходящих ссылок при регистрации событий в Google Analytics для сайта The Daily Egg

Рис. 3. Отслеживание исходящих ссылок при регистрации событий в Google Analytics для сайта The Daily Egg

Теперь вы понимаете, почему я не хочу использовать для учета виртуальные страницы? Эти 8 событий могут раздуть просмотры страниц на

Мониторинг даст вам конкурентное преимущество

Джордж Харрисон писал свою песню, вдохновившись диалогом между Чеширским котом и Алисой из знаменитой сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»:

«– Скажите, пожалуйста, куда мне идти отсюда?

– А куда ты хочешь попасть? – ответил Кот.

– Мне все равно… – сказала Алиса.

– Тогда все равно, куда и идти, – заметил Кот»

Одно дело – не заботиться о том, куда вы направляетесь в сказке, – совсем другое, когда вы управляете бизнесом.

Но вы достаточно умны, чтобы не допускать таких ошибок.

Вы знаете, что это сложная задача. Такие инструменты, как Google Analytics, Яндекс.Метрика и другие, становятся все более продвинутыми и, соответственно, все более сложными, но именно они помогут вам измерять, тестировать и оптимизировать свои KPI, и ваше дело будет процветать.

Эксперт в области SEO-продвижения и интернет-маркетинга. Опыт работы более 10 лет. Более 45 000 часов активных тренингов и практик.

KPI в SEO: как проверить работу SEO-специалиста

Наверняка, вы уже знакомы с понятием KPI – Key Perfomance Indicators. Эта аббревиатура переводится как «Ключевые показатели эффективности». Понятие довольно часто употребляется при бизнес-планировании.

Про ключевые показатели эффективности сайта и интернет-рекламы мы уже говорили в мастер-классе «KPI – по каким показателям понять, что сайт эффективен», а про KPI в SMM рассказывали здесь. В этой статье речь пойдет о KPI в SEO: постановка целей сайта, определение основных метрик эффективности, оценка результатов работ по поисковой оптимизации.

Но прежде чем переходить к основным метрикам оценки поискового трафика, определите цели своего сайта. Для чего вашей компании необходим сайт? Как он позволяет увеличить прибыль компании? Какие действия вы ждете от посетителей сайта?

Цели должны быть конкретными и достижимыми. Приведем несколько типичных примеров целей для сайта:

  • информирование текущих клиентов о новостях и акциях компании;
  • увеличение доходов офлайн-магазина за счет продажи товаров на сайте;
  • получение прибыли от размещения рекламы на сайте;
  • Возможность разгрузить отдел по работе с клиентами от однотипных вопросов.

На следующем этапе определяем целевые действия. Это последовательность событий, необходимая для достижения целей сайта, которую должны совершить пользователи. Это может быть регистрация на сайте, оформление заказа в интернет-магазине, клик по рекламе, загрузка прайс-листа и т.д. Выполнение указанных действий принимают за конверсию.

Теперь рассмотрим основные метрики, по которым принято оценивать результаты продвижения ресурса.

KPI 1. Посещаемость сайта

Первое, на что необходимо обратить внимание, оценивая результаты продвижения, – это рост поискового трафика сайта. Причем неважно, какую модель оплаты вы согласовали с исполнителем – продвижение по трафику, по позициям или оплата объема работ – этот показатель должен расти.

Прирост поискового трафика

Прирост поискового трафика можно оценить с помощью сервиса Яндекс.Метрика или Google Analytics.

Для этого в Метрике строим отчет «Источники трафика»: «Отчеты → Стандартные отчеты → Источники → Источники, сводка». Этот отчет покажет количество визитов за указанный период времени по всем источникам трафика.

прирост трафика в seo

При оценке роста трафика обязательно учитывайте сезонность вашего бизнеса. Одной из причин роста или снижения трафика могут быть естественные изменения, связанные с повышением и падением интереса пользователей Интернета к вашей тематике. Оценить сезонность можно с помощью сервисов Google Trends или Яндекс.Вордстат. На изображениях ниже приведен пример товара с явно выраженной сезонностью – горные велосипеды.

сезонность запроса в google

Сезонность в Google Trends

сезонность запроса в яндексе

Сезонность в Яндекс.Вордстате

Прирост трафика по ссылкам

Обычно при SEO-продвижении проводится работа с привлечением качественной ссылочной массы. Как правило, по таким ссылкам могут быть переходы, если площадки подобраны грамотно, то есть там присутствует ваша целевая аудитория. Подробнее о том, как привлекать ссылки, мы писали здесь.

Кроме того, не стоит забывать про геомаркетинг, который помимо естественных ссылок даёт немалое количество переходов и обращений.

Поэтому если работа по привлечению ссылок ведётся, не забывайте учитывать прирост такого вида трафика. Чтобы посмотреть в Метрике количество переходов на сайт по ссылкам и их динамику, нужно построить отчёт: «Отчеты → Стандартные отчеты → Источники → Источники, сводка»

трафик по ссылкам в seo

Более детально посмотреть, с каких именно площадок и сколько было переходов, можно в отчёте: «Отчеты → Стандартные отчеты → Источники → Сайты»

посетители со сторонних площадок

Хоть такого трафика может быть и немного, но нередко он оказывается более заинтересованным, например, может показать лучшие поведенческие факторы:

поведенческие факторы трафика по ссылкам

Прирост брендового трафика

Так как сейчас одного только SEO недостаточно для продвижения бизнеса в интернете, то нередко происходит совмещение каналов по привлечению аудитории. Один из таких каналов – крауд-маркетинг, который позволяет заявить о компании на сторонних тематических ресурсах, повысить её репутацию среди пользователей и запустить сарафанное радио. Как показывает практика, при проведении мероприятий по данному направлению начинается рост прямых заходов (т.н. type-in трафика).

прирост type-in трафика

Помимо этого будет увеличиваться и количество заходов по брендовым запросам:

рост трафика по брендовым запросам

Поэтому если вместе с SEO проводятся работы и по SERM, то данный показатель также следует учитывать.

Плюсы подхода:

Легкость оценки. Не требуются специальные сервисы, достаточно воспользоваться бесплатными сервисами веб-аналитики – о них мы рассказывали в этой статье.

Минусы подхода:

Трафик может оказаться нецелевым. Существует немало сервисов накрутки трафика. Помимо этого, пользователи могут приходить по нецелевым ключевым запросам.

KPI 2. Позиции по ключевым словам

Изменение позиций сайта по продвигаемым ключевым запросам – это самый популярный вид отчета, который предоставляют почти все SEO-компании. Проверить позиции своего сайта можно и самостоятельно с помощью специальных сервисов – например, нашего анализатора позиций, который расположен в правом боковом меню блога.

Чтобы проверить позиции, необходимо загрузить ваше семантическое ядро в сервис и дождаться результатов. Ниже пример среза позиций сайта с помощью сервиса Топвизор.

Запросы 12.05.2021 12.01.2021
фуксия в горшке купить 1 3
купить петунии в кашпо 1 5
купить срезку тюльпанов 1 9
бальзамин новогвинейский купить 1 3
бальзамин новогвинейский купить в москве 1 1
пеларгония зональная купить 1 17
петуния ампельная в кашпо купить 1 4
купить бальзамин новогвинейский в горшке 1 2
ампельные петунии купить в москве 1 1
купить срезку тюльпанов оптом 1 16
петуния ампельная купить 2
купить однолетние цветы 2 14
фуксия в кашпо 2 24
срезка тюльпанов 2 6
купить рассаду бегонии в москве 2 12
купить лобелию ампельную 2 15
фуксия купить в москве в горшках 2 3
рассада однолетних цветов 3 13
фуксия купить 3 6
купить ампельные цветы 3 43
фуксия купить в москве 3 4
купить цветок фуксия в горшке 3 2
рассада однолетних цветов купить 3
бегония ампельная купить в москве 3 16
остеоспермум купить 3 4
купить рассаду петуний в москве 3 10
фуксия ампельная купить в москве 3 5
колеус цветок в горшке купить в москве 3 8
купить рассаду бегонии 4 13
рассада петуний оптом 4 16
пеларгония купить в москве 4 37
фуксия ампельная купить 4 4
купить пеларгонию в горшке 4 17
купить пеларгонию в горшке в москве 4 19
тюльпаны оптом 5 63
ампельные цветы для кашпо 5
горшечные растения оптом 5 7
рассада петунии купить 5 11
колеус купить 5
саженцы георгин 5
купить рассаду агератума 5
купить рассаду бальзамина 5 15
купить саженцы георгин 5 91
цветок колеус купить 5 28
купить львиный зев рассада 5 92
ампельные растения купить 6 39
рассада однолетних цветов оптом 6 16
петуния рассада цена 6 8
тюльпаны оптом от производителя 6 69
бегония ампельная купить 6 20
калла комнатная купить 6 27
агератум купить в москве 6
купить саженцы альстромерии 6 11
рассада цветов 7 17
рассада бегонии 7
агератум купить 7
купить саженцы цветов 7
каллы в горшке купить в москве 7 15
рассада цинерарии купить 7 25
купить рассаду альстромерии 7 5
остеоспермум в горшках 7
купить черенки петуний в москве 7 37
колеус цветок купить в москве 7 21
петуния в кашпо 8
рассада кабачков купить 8 64
купить колеусы в москве 8 51
фуксия цветок в горшке 8 10
саженцы альстромерии 8 10
купить немезию цветок 8 10
купить тюльпаны оптом 9 34
рассада овощей 9
каллы в горшке купить 9 20
цветочная рассада 9 9
купить рассаду бархатцев 9 16
ипомея купить 9 21
купить рассаду цветов в москве 9 39
калла цветок купить в горшке 9 36
купить черенки петунии 9 66
купить рассаду алиссум москва 9 20
интернет-магазин рассады цветов 9 43
саженцы цветов 10
купить рассаду цветов 10 22
рассада огурцов купить 10 18
тюльпаны оптом москва 10 25
осока купить 10
калла цветок в горшке купить в москве 10 17
купить саженцы многолетних цветов 11 95
купить рассаду овощей 11 44
купить рассаду лобелии 11 41
купить рассаду перцев 11
рассада огурцов купить в москве 11 19
ипомея купить в москве 11 9
купить каланхоэ в горшке в москве 11 47
купить саженцы осоки 11
купить рассаду лобелии москва 11 19
горшечные цветы 12 93
ампельные цветы 12
лобелия купить 12 55
каланхоэ в горшке купить 12 35
рассада алиссум цена 12 25
купить клубни альстромерии 13 19
купить саженцы овсяницы 13
купить рассаду циния 13 54
саженцы ягодных кустарников 14
тюльпаны оптом к 8 марта 14 38
саженцы многолетних цветов 14
рассада анютины глазки купить 14 80
купить рассаду вербены 14
купить рассаду колеуса 14
рассада тагетес 14 18
где купить рассаду капусты 14 68
рассада баклажанов купить 14
алиссум купить 15 73
рассада капусты купить 15 75
купить саженцы ягодных кустарников 15
купить саженцы голубики оптом 15
купить тюльпаны к 8 марту оптом 15 37
купить рассаду виолы 15 88
купить рассаду алиссум 15 30
анютины глазки купить рассаду в москве 15 68
купить пионы саженцы в интернет-магазине недорого 15
горшечные растения 16 36
купить мискантус в москве 16
саженцы многолетних цветов купить в интернет магазине 16
горшечные растения купить 17 57
горшечные цветы купить 17 88
магазин горшечных цветов 18 88
купить саженцы гейхера 18
лобелия в кашпо 19 14
овощная рассада 19
цинерария купить 19 37
купить саженцы многолетних цветов в москве 19 94
саженцы гортензии 20
рассада цветов виола 21
купить саженцы пионов в интернет-магазине 21
каланхоэ купить в москве 22 88
купить рассаду овощей в москве 22 31
гейхера купить 22
душистый табак купить 22
саженцы клематисов 23
саженцы многолетников купить 23
купить саженцы плодовых кустарников 23
бархатцы купить 24 85
саженцы астильбы 24
купить саженцы астильбы 24
фуксия в горшке 24 29
саженцы кустарников 25
калибрахоа ампельная купить 25 28
рассада помидор купить в москве 26 100
купить саженцы гибискуса 26 33
купить немезию 26 13
горшечные растения купить в москве 27 60
портулак купить в москве 27
ампельные цветы для кашпо свисающие на улицу 27 50
саженцы плодовых кустарников 28
тагетес 29
рассада овощных культур 29
купить саженцы кустарников 30
портулак купить 30 92
купить горшечные растения в москве дешево 30 52
рассада помидор купить 31
купить рассаду астильбы 32
саженцы голубики садовой 34
купить рассаду гибискуса 34 26
купить саженцы гибискуса в интернет-магазине 34 31
рассада томатов купить в москве 36
купить саженцы плодовых кустарников в москве 40
саженцы спиреи цена 41
купить рассаду овощную 42 70
купить саженцы клематиса в интернет магазине 43
купить огурцы на посадку 43
купить саженцы клематисов 44
купить рассаду томатов 44
купить саженцы хост в интернет магазине недорого 44
саженцы гибискуса 54
колеус рассада 57
рассада виолы 58
лобелия рассада 58
купить мискантус 59
купить саженцы хост в интернет-магазине 61
купить саженцы астильбы москва 64
саженцы пионов 71
купить саженцы гортензии метельчатой 71
купить саженцы плодовых кустарников в питомниках 71
целозия купить 73
купить саженцы пионов недорого 75
гейхера купить в москве 77
саженцы спиреи 80
купить рассаду гортензии 80
купить цветы горшечные в москве 80 66
купить спирею 81
калибрахоа купить 82
лобелия ампельная 84
купить саженцы клематисов в москве 85
трава просо 87
купить саженцы гортензии 88
купить саженцы спиреи 88
купить саженцы голубики садовой 89
саженцы гейхеры 89
овсяница купить 91
купить саженцы пионов 91
саженцы кустарников цены 91
саженцы деревьев и кустарников 96
бегония ампельная 98
рассада бальзамина 98
цветок остеоспермум 100
агератум
алиссум
астильба
гейхера
драцена
калла комнатная
купить саженцы деревьев
купить саженцы плодовых деревьев
купить саженцы роз
лобелия
овсяница
однолетние цветы
остеоспермум
пеларгония зональная
рассада огурцов
саженцы голубики
саженцы деревьев
саженцы плодовых деревьев
саженцы роз
сальвия
сальвия однолетняя
сальвия рассада
фикус купить
денежное дерево купить
дипладения
драцена купить
ипомея
мискантус
рассада баклажанов
рассада капусты
целозия
цинерария
цветок драцена
купить хост
ампельные растения
портулак
колеус в горшке
заказать саженцы роз
купить саженцы роз в москве
рассада томатов
ампельные томаты
рассада помидор
циния
однолетние цветы для дачи
денежное дерево купить в москве
крассула купить в москве
каланхоэ купить
денежное дерево цена
крассула купить
крассула
душистый табак
новогвинейский бальзамин
купить саженцы роз оптом
рассада бархатцев
рассада астры
купить бегония рекс
рассада перца
рассада сельдерея
драцена комнатная
саженцы деревьев и кустарников купить
пеларгония купить
купить саженцы плодовых деревьев в москве
где купить саженцы плодовых деревьев в москве
рассада кабачков
цветок калла в горшке
суккулент микс
астильба купить
купить саженцы роз недорого
петуния рассада
купить саженцы голубики
саженцы деревьев цена
саженцы деревьев и кустарников в питомнике купить
купить саженцы деревьев в москве
купить саженцы голубики в москве
драцена цена
купить саженцы гортензии в москве
цинерария рассада
купить саженцы пионов в москве
каллы в горшках
саженцы плодовых деревьев для подмосковья
ампельные помидоры
фикус цена
купить саженцы роз в интернет-магазине
купить саженцы деревьев недорого
корень пиона купить
драцена купить в москве
фикус купить в москве
рассада цветов сальвия
немезия
рассада вербены
львиный зев
львиный зев рассада
ампельная петуния
калибрахоа
рассада тыквы
купить большой фикус
купить драцену в горшке
калибрахоа ампельная
бегония элатиор
бегония рекс
купить саженцы хост
рассада гейхеры
купить фикус в горшке
фикус комнатный
ипомея комнатная
фикус в горшке
денежное дерево крассула
купить сальвию
купить саженцы клематисов недорого
интернет-магазин саженцев роз
питомник деревьев и кустарников
купить саженцы кустарников в интернет магазине
мискантус саженцы
портулак рассада
купить денежное дерево живое
целозия рассада
купить саженцы плодовых деревьев в московской области
саженцы кустарников в питомнике купить
корни пиона купить в москве
однолетник агератум
саженцы деревьев и кустарников в питомнике
саженцы тыквы
ампельные растения для кашпо 58
купить рассаду астр
цветок бегония элатиор
купить корни пионов недорого
колеус комнатный
дипладения купить
купить бегония элатиор
дипладения купить в москве
клематис в горшке
пеларгония в горшке
ипомея в горшке
гортензия метельчатая саженцы
купить саженцы спиреи в москве
купить саженцы плодовых деревьев для подмосковья
немезия цветок
анютины глазки рассада
саженцы хост
купить саженцы гортензии недорого
купить черенки бегонии элатиор
гортензия крупнолистная саженцы
агератум однолетний
агератум рассада
комнатная бегония элатиор
львиный зев купить
цветок новогвинейский бальзамин
цветок суккулент микс
цинии рассада
купить кустарниковые саженцы
корни пионов
алиссум рассада
черенки петуний
бальзамин комнатный новогвинейский
бальзамин новогвинейский в горшке
бальзамин садовый рассада
просо многолетнее
ампельные помидоры купить
купить саженцы голубики в питомнике в москве
фуксии ампельные
немезия в горшке
купить саженцы гейхера в интернет магазине
траву осока купить
купить саженцы хост в москве
баклажаны на посадку
кабачки на посадку
капуста на посадку
огурцы на посадку
перцы на посадку
сельдерей на посадку
саженцы сельдерея
тыква на посадку
астры на посадку
бальзамин на посадку
вербена на посадку
табак душистый рассада
целозия на посадку
цинии купить
пряные травы на посадку
интернет-магазин саженцев цветов
интернет-магазин саженцев гортензий
дипладения купить в интернет-магазине
бегония рекс комнатная
купить бегония элатиор в москве
купить суккулент микс

Плюсы подхода:

Срезы по позициям можно запросить у агентства, которое занимается продвижением, и не собирать их самостоятельно. Удобный вид отчета.

Минусы подхода:

Позиции сайта в выдаче могут существенно колебаться, поэтому данные зачастую показываются средние. Кроме того, недобросовестные компании или оптимизаторы могут использовать только нулевые или микронизкочастотные запросы, по которым на сайт практически не будет переходов, хотя на деле могут быть и хорошие позиции. Обезопасить себя от этого можно, проверяя частотность запросов и трафик из Метрики или Analytics по данным запросам.

KPI 3. Видимость по семантическому ядру

Более широкая и достоверная метрика, чем оценка роста позиций сайта по запросам. Если продвижение ресурса ведется грамотно, то его страницы должны начать показываться чаще и по большему количеству поисковых запросов. Проверить данный KPI можно через тот же Топвизор либо бесплатно через Вебмастер Яндекса. Для этого откройте отчёт: «Поисковые запросы» → «Статистика запросов»

Предварительно нужно будет добавить группу запросов в Вебмастер.

видимость сайта по поисковым запросам

В Вебмастере также можно посмотреть количество показов и позиции сайта по всем продвигаемым запросам:

примеры запросов из яндекс вебмастера

Плюсы подхода:

Данная метрика позволяет быстро оценить эффективность работ по продвижению сайта.

Минусы подхода:

Чтобы посчитать эту метрику, нужно выждать некоторое время, чтобы успели накопиться данные. Запросов может быть сотни, а то и тысячи, поэтому важно загрузить ключи из семантического ядра в Вебмастер.

KPI 4. Поведенческие факторы

Этот показатель отражает поведение пользователей на сайте. Поведенческие метрики напрямую влияют на конверсию и, соответственно, на прибыль компании. К тому же они учитываются при ранжировании сайтов в поисковой выдаче.

Метрики, из которых складываются поведенческие факторы:

  • среднее время пребывания на сайте;
  • глубина просмотра страниц;
  • показатель отказов по сайту;
  • CTR сайта в поисковой выдаче.

Стоит отметить, что первые 3 пункта стоит относить к работе SEO-специалиста / агентства, если они занимаются работами по улучшению юзабилити, по перелинковке, по написанию текстов. Это частые работы, которые входят в комплекс работ по SEO, однако если, например, вы выполняете их самостоятельно, то и ответственность за показатели будет лежать на вас.

Что же касается 4-го показателя, то он уже точно относится к зоне ответственности SEO-специалиста, так как CTR сниппета на поиске – это важнейший внешний поведенческий фактор.

В случае, если процент отказов на сайте возрос, стоит обратить внимание на дизайн сайта и юзабилити. Частой причиной отказов может служить низкая скорость загрузки сайта, его недоступность (проблемы с сервером), наличие большого количества страниц с 4хх статусом или же указывание ложной информации в сниппете. Также этот показатель может сигнализировать о некачественном трафике. Изменение отказов можно отследить с помощью Яндекс.Метрики.

показатель отказов трафика по сео

Плюсы подхода:

С помощью данной метрики можно сделать выводы, что трафик действительно целевой и работы над юзабилити идут в верном направлении.

Минусы подхода:

Не отражает реальной картины продвижения. Поведенческие факторы могут подрасти, но это не гарантирует увеличение трафика сайта. Кроме того, поведенческие факторы можно искусственно накрутить.

KPI 5. Достижение целей – коэффициент конверсии

За конверсию в веб-аналитике принимается выполнение посетителем сайта целевого действия: подписка на рассылку, звонок в компанию с сайта, посещение определенных страниц и т.д. Коэффициент конверсии или Сonversion Rate рассчитывается как отношение числа посетителей сайта, которые совершили целевое действие, к общему числу визитов. Измеряется этот показатель в процентах.

Конверсия считается по следующей формуле:
CR = Сумма_Конверсий / Число_Визитов * 100%

Наиболее простой пример отслеживания конверсий – счётчики аналитики Яндекс.Метрика и Google Analytics. Подробнее о настройке целей мы писали в этих статьях:

Также это стало проще с появлением автоцелей в Яндексе и целей «Отправка формы», которая работает не у всех сайтов, но позволяет выбирать цели без изменений в коде страницы.

автоцели в метрике для отслеживания конверсий

Конверсия – это важный показатель эффективности, который необходимо учитывать для всех сайтов, независимо от тематики и посещаемости. Безусловно, с ростом трафика количество конверсий должно расти.

Посчитать конверсию сайта с посещаемостью 5000 визитов в день при том, что заявок с сайта поступает 400 шт. в день.
CR = 400/5000*100% = 6,6%

Плюсы подхода:

Коэффициент конверсии наиболее точно характеризует достижение целей сайта и целевой трафик.

Минусы подхода:

Конверсия сайта зависит не только от работ по SEO. На конверсию может влиять сам сайт, дизайн, юзабилити или ценность бизнес-предложения.

KPI 6. Стоимость привлечения посетителя

Очень спорная метрика из-за неточности ее подсчета, но ей часто оперируют компании, предлагающие продвижение по трафику. Данную метрику можно считать спорной ещё и потому, что SEO-продвижение – это долгосрочный процесс, поэтому необходимо учитывать весь бюджет с момента начала работ. Например, проведения базовых работ по устранению технических ошибок сайта, которые находятся при SEO-аудите, может быть недостаточно для хотя бы малого прироста трафика, однако без их исправления об эффективном продвижении не может быть и речи.

Рассчитывается стоимость посетителя по следующей формуле:
CPC_Канала = Бюджет_Канала / Объем_Трафика_С_Канала

Общее количество переходов из поисковых систем – 410 000 визитов. Бюджет, затраченный на продвижение сайта, – 50 000 рублей.
CPC_SEO = 50000/410000 = 0,12 руб.

Плюсы:

Точно отображает затраты на одного посетителя. Понятно, за что платим.

Минусы:

Проблемой данного метода является то, что проблематично посчитать расходы на поисковую оптимизацию и продвижение.

KPI 7. Стоимость целевого действия

В качестве стоимости целевого действия можно взять стоимость лида (CPL) или стоимость заказа (CPO). Эта метрика дает владельцам сайта понимание, во сколько им обходится потенциальный клиент. Зная этот показатель, можно корректировать бюджеты на различные каналы привлечения клиентов.

Формулы расчета стоимости целевого действия:
Цена_Одного_Лида = Бюджет_Канала / Количество_Лидов

20000 руб./128 чел. = 156,25 руб/лид.

Цена_Одной_Продажи = Бюджет_Канала / Количество_Оплаченных_Заказов

20000 руб./96 заказов = 208 руб/заказ.

Плюсы:

Оценивая эту метрику, можно спланировать бюджет на новые активности.

Минусы:

Минусы такие же, как с моделью стоимость посетителя. Сложно подсчитать затраты по раскрутке.

KPI 8. Показатель ROI

ROI или Return On Investment – это показатель рентабельности инвестиций, который позволяет оценить выгодность вложений для бизнеса при работе с тем или иным каналом. Эту метрику часто применяют для расчета возврата инвестиций в рекламных кампаниях.

Формула расчета ROI:
ROI = Полученная прибыль с канала / Бюджет на канал * 100%
Если ROI<100%, компания несет убытки, ROI>100% – получает прибыль.

Бюджет, выделенный на SEO, – 50 000 рублей. Чистая прибыль с одного заказа: 450 рублей. Количество заказов – 225 штук.
ROI = 450*225/50000*100% = 202%. Это означает, что прибыль кампании с канала почти в два раза превышает расходы на этот канал.

Другие метрики эффективности продвижения сайта

Некоторые клиенты и SEO-компании до сих пор оценивают раскрутку сайта, используя условные пузомерки, такие как количество обратных ссылок, ИКС и PR. К слову, последний показатель уже несколько лет не обновляется. Мы рекомендуем не придавать серьезного значения этим показателям – они прямым образом не влияют на прибыль вашей компании.

Вместо вывода

К оценкам работ по продвижению сайта нужно подходить основательно, если, конечно, вам не безразлично, куда идут ваши бюджеты. В идеале нужно оценивать все приведенные выше параметры.

Чтобы их сбор не стал для вас рутиной, заранее подготовьте таблицу для сбора этих данных и собирайте их хотя бы раз в месяц. Не доверяете своему оптимизатору? Воспользуйтесь услугой нашего Сервиса – SEO-аудит. По результатам проверки сайта вы получите подробный отчет на 19 страницах.

Что нужно знать о KPI в SEO

SEO (Search Engine Optimization) — один из каналов интернет-маркетинга, помогающий получить целевой трафик на сайт и монетизировать его.

Как и любой другой рекламный канал, SEO будет работать на ваши цели только при условии грамотной настройки и анализа результатов кампании.

Успешность SEO-продвижения невозможно измерить одним показателем. Оценка эффективности поисковой оптимизации часто имеет весьма расплывчатые очертания. Так, даже многократный прирост трафика или вывод в топ основного пула ключевых запросов не будут говорить об успехе, если конверсия с сайта при этом останется на том же уровне, что и до начала работ. Чтобы получить точную и объективную картину, для анализа выбирают несколько ключевых показателей (KPI). «Иващенко и Низамов» предлагает вашему вниманию список самых распространенных метрик эффективности оптимизации сайта.

KPI (Key Performance Indicators) — это показатель достижения результата, измеренный и выраженный в числовой форме. Он помогает оценить успешность работы в том или ином направлении.

KPI выбираются на основе технического и маркетингового анализа сайта. Это объективно достижимые показатели, которые тщательно просчитываются и фиксируются в договоре между клиентом и SEO-компанией (либо оптимизатором). Причем анализ KPI в равной степени необходим обеим сторонам.

  • Прозрачность. Заказчик может видеть работу подрядчика (рост показателей, статьи расходования бюджета, количество и качество выполненных работ на сайте и т. п.).
  • Возможность оценить эффективность продвижения. Оптимизатор может наглядно показывать клиенту результаты SEO-продвижения, корректировать работу на неуспешных участках и намечать точки роста проекта на будущее.
  • Контроль динамики по проекту. Результаты работы с сайтом не всегда и не сразу очевидны, для монетизации некоторых доработок необходимо время. На начальном этапе SEO-продвижения отчет по выбранным KPI может показать положительную динамику уже тогда, когда о реальных (финансовых) результатах судить объективно рано. Кстати, в этом фокусе анализ KPI, помимо прочего, способствует повышению лояльности заказчиков к оптимизаторам.
  • Персональный подход. За услугами SEO-продвижения обращаются клиенты с разными целями и проблемами бизнеса, с разной платежеспособностью. Подобрав индивидуальный перечень KPI, можно добиться максимально высокой эффективности работы и рационального расходования рекламного бюджета.

Существует несколько классификаций KPI, но мы рассмотрим самую популярную из них. Условно разделим все показатели эффективности на неэкономические и экономические.

Посещаемость является одним из главных маркеров эффективного SEO-продвижения. Этот KPI подойдет как для коммерческих, так и для информационных ресурсов. Измерить его можно с помощью бесплатных штатных инструментов (Google Analytics и «Яндекс.Метрики») и сторонних сервисов (например, Seo‑reports, Liveinternet и др.). С помощью этих счетчиков статистики мы можем не только посчитать трафик, но и оценить его качество:

  • проанализировать аудиторию (пол, возраст, регион проживания, интересы и др.);
  • измерить поведенческие факторы (время просмотра страниц сайта, глубину просмотра, процент отказов);
  • выявить потребности (купить/заказать или получить информацию по интересующему вопросу).

Качество трафика можно оценить с помощью отчета по целям «Яндекс.Метрики» и Google Analytics.

Цели определяются на начальном этапе SEO-оптимизации сайта.

Ими могут быть:

— число страниц на сайте, просмотренных потенциальным покупателем (заказчиком);

— посещение конкретной страницы (или нескольких страниц) с тем товаром (услугой), который желательно продать в первую очередь;

— целевое действие (регистрация на сайте, скачивание каталога, звонок, заполнение формы заявки, покупка через «Корзину» и т. п.);

— составная цель (несколько действий, ведущих к покупке).

Трафик можно считать качественным (конверсионным, целевым), если цели на сайте выполняются в нужном объеме. Также системы веб-аналитики позволяют анализировать поведенческие факторы изучать посетителей сайта по большому количеству критериев. Но это очень объемная тема, которая достойна отдельной статьи.

К плюсам использования KPI по целевому трафику можно отнести простоту анализа. Естественно, что чем больше целевых посетителей приходит на сайт из выдачи, тем больше шанс превратить их в реальных клиентов. Но не все так просто.

При анализе нужно учитывать ряд нюансов:

  • На сайт может приходить как брендовый трафик (поступает по запросам, содержащим имя компании), так и небрендовый. Для оценки работы оптимизатора важно учитывать эти показатели в отрыве друг от друга, т. к., например, рост брендового трафика может быть результатом контекстной или офлайн-рекламы.
  • Оценка трафика всегда должна проводиться в контексте сезонности. Так, в праздничные и выходные дни покупательская активность снижается, и трафик на сайте будет ниже. Еще очевиднее зависимость трафика от времени года будет для сезонных товаров и услуг (актуально для интернет-магазинов шин, сайтов туроператоров, магазинов стройматериалов и т. п.).
  • Посетители могут приходить на сайт по коммерческим («где купить цветы», «заказать 101 розу» и т. п.) и информационным («как сделать красивый букет из роз» и др.) запросам. Понятно, что первые конвертируются в реальных покупателей быстрее и с большей вероятностью. Чтобы информационный трафик в будущем превратился в клиентов, должна случиться цепочка событий: удовлетворение информационных потребностей => осознание потребности в услуге/товаре => формирование заинтересованности => совершение целевого действия. Причем до последнего этапа доходит очень малая доля информационного трафика.

Этот показатель дает возможность оценить, какая доля целевой аудитории сайта видит его в результатах выдачи по продвигаемому списку поисковых запросов. В нашей компании видимость по семантическому ядру представляет собой суммарную частотность запросов в топ-10. Чтобы ее посчитать в процентах, нужно разделить количество запросов, вошедших в топ поисковиков, на общее число ключей и умножить на 100%. Этот показатель оценивается в динамике за несколько отчетных периодов.

Логично, что мы получим больше переходов, если сайт в выдаче будет показан большему количеству человек. Анализ этого показателя позволяет сделать прогноз повышения видимости по текущему пулу запросов и оценить целесообразность увеличения семантического ядра для большего охвата аудитории. Путем сравнения отчетного периода с прошлым легко оценить результаты проведенной работы.

Важно! Рекомендуется оценивать видимость сайта в привязке к популярности запросов. Нужно в динамике отслеживать, как меняются позиции ключей в топе поисковой выдачи. Ведь можно войти в топ-30, но так и не добраться до топ-10, упустив какие-то существенные параметры. Важна оценка совокупной видимости, а также видимости в тематических нишах и в сравнении с конкурентами.

Эта метрика, безусловно, необходима для комплексной оценки работы оптимизатора. Но трактовать ее нужно в привязке к трафику и продажам, иначе такой анализ не имеет практического смысла для бизнеса, основная цель которого — монетизация.

Цель использования этого KPI — отследить, какие ключевые запросы попали в топ (чаще всего в топ-10) в результате работы SEO-оптимизатора. Считается, что чем больше ключей окажется на первой странице выдачи, тем больше шансов на привлечение потенциального трафика на сайт.

Собирать данные по позициям можно с помощью штатной «Яндекс.Метрики» или Google Search Console. Они позволяют автоматизировать процесс и выдают удобные отчеты.

После ввода алгоритмов персонализации выдачи эта методика оценки эффективности SEO утратила былую объективность. Сейчас она используется больше как дополнительная метрика, чтобы вовремя отслеживать существенные изменения позиций.

Какие еще показатели можно оценить, имея на руках наглядную картинку по вхождениям запросов в топ?

Общие тенденции роста и падения позиций. Например, если смотреть этот KPI одновременно по большому пулу запросов, можно проследить динамику сайта в целом. То же самое и с отдельными ключами. Для определения общих тенденций нужно мониторить показатели регулярно. Частота сбора позиций зависит от размера сайта и количества контента на нем. Если сайт большой и «живой» (часто меняется контент, добавляются страницы), собирать статистику по запросам в топе лучше еженедельно. В других случаях можно делать это реже (1–2 раза в месяц).

Лид — это потенциальный клиент компании, который оставил свои контактные данные с целью покупки товара или получения услуги. К конверсионным действиям относится оформление заказа на сайте через «Корзину» или онлайн-форму, звонок в компанию, обращение к консультанту онлайн или через форму обратной связи.

Как подсчитать количество лидов:

  • формы сбора заявок. На них проставляются цели в «Яндекс.Метрике» и Google Analytics. Лид регистрируется при заполнении информации пользователем и отправке этих данных.
  • e-mail. Для сбора заявок создается новый почтовый ящик, в который они будут направляться.
  • online-консультант. Если его нет на сайте, очень рекомендуем установить.
  • телефон. Каждому источнику лидов нужно присвоить отдельный телефонный номер (подключить коллтрекинг).

Коллтрекинг (call tracking) — это инструмент, без которого невозможно объективно оценить эффективность SEO. Система помогает отслеживать телефонные звонки и заявки, с ее помощью можно:

— определять источники телефонного трафика (какой канал рекламы дает больше звонков);

— узнавать, какие ключевые запросы приводят наиболее конверсионный трафик;

— понимать количество звонков с каждого ключевого запроса;

— получать сведения об упущенных телефонных звонках и уменьшать их количество;

— узнавать стоимость звонка;

— контролировать и улучшать работу менеджеров и др.

Конечно, нужно знать, сколько целевых действий совершили потенциальные клиенты. Но для успешного развития бизнеса нужно понимать еще и то, сколько денег на это потрачено. Так мы оцениваем выгоду от работы с тем или иным каналом и можем рассчитать, на каком уровне нужно поддерживать затраты, чтобы отдача была максимальной.

Маркетинговый канал считается успешным, если стоимость пришедшего по нему клиента меньше бюджета, потраченного на его привлечение. Формула расчета:

CPL = расходы на рекламу ÷ количество лидов

Не все заявки, оставленные потенциальными клиентами, заканчиваются продажей. Поэтому важно знать не только стоимость лида, но и стоимость привлечения посетителя.

Чтобы посчитать, в какую сумму бизнесу обойдется привлечение клиента по выбранному каналу, используется формула:

CPC = бюджет канала ÷ объем пришедшего с него трафика

Интересно, что SEO, как маркетинговый канал, имеет следующее преимущество: стоимость привлечения посетителя уменьшается в процессе работ по поисковому продвижению. Это значит, что при условии качественной работы оптимизатора со временем каждый привлеченный клиент будет становиться все выгоднее.

Рассчитав коэффициент возврата маркетинговых инвестиций, можно оценить, насколько рентабельно для бизнеса вкладываться в тот или иной канал рекламы. ROMI зависит от прибыли, которую канал дает бизнесу, и бюджета, выделяемого на этот канал.

Формула выглядит так:

ROMI = (валовая прибыль от SEO — затраты на SEO) ÷ затраты на SEO × 100 %

Этот показатель оценивают преимущественно маркетологи заказчика. На стороне SEO- компании его рассчитать сложно, поскольку не все клиенты готовы делиться с подрядчиками своими финансовыми результатами. К тому же на прибыль заказчика могут прямо или косвенно влиять другие показатели, о которых мы говорили выше (неэкономические и экономические). Очевидно, что ROMI для анализа эффективности SEO-продвижения нужно использовать в комплексе с ними.

Пожалуй, самый эффективный инструмент для оценки результативности SEO-продвижения — это система сквозной аналитики (system of end-to-end analytics). Это единая платформа, которая обрабатывает и представляет в удобной форме данные из сервисов статистики («Яндекс.Метрики», Google Analytics, Google Tag Manager), системы коллтрекинга и CRM сайта. Это может быть как самостоятельно организованная система с ручным подключением и настройкой всех компонентов, так и автоматизированное решение с готовым интерфейсом (например, Roistat, CoMagic, Alytics и др.). Перечень инструментов сквозной аналитики выбирается индивидуально и зависит от масштаба бизнеса, поставленных задач, бюджета и других факторов.

С помощью сквозной аналитики можно проследить путь клиента от ввода запроса в поисковую строку до оформления заказа на сайте. Такой анализ позволяет узнавать окупаемость SEO и других рекламных каналов с мельчайшей детализацией, а также своевременно принимать аргументированные управленческие решения.

Нет более бесполезного и иррационального решения, чем попытка анализировать все и сразу. Очень велик риск того, что приложенные усилия и затраченные средства будут намного больше, чем полученная польза. Поэтому KPI выбираются индивидуально для каждого сайта. Вот несколько принципов, которыми стоит руководствоваться при выборе ключевых показателей эффективности:

  1. Ставим конкретные цели. Например, мы хотим подтянуть продажи, увеличить охват ниши, получить больше брендового трафика, улучшить свою видимость в поиске и др. Описываем круг таких задач и конкретизируем их. Очень важно поставить не просто цели, а измеримые цели: не просто «увеличить продажи», а «увеличить продажи до 100 в день через 6 месяцев». Только с таким четким пониманием задач можно установить конкретные метрики для оценки работы.
  2. Определяем список конверсий. Какие действия потенциального клиента приблизят нас к достижению поставленных целей? Это может быть не обязательно продажа. Сюда можно отнести и другие действия, которые способны превратить посетителя сайта в покупателя. Примеры конверсионных действий мы уже приводили, когда говорили об оценке качества трафика по целям в «Яндекс.Метрике».
  3. Обозначаем временные рамки работ. Фиксируем точку начала работ по сайту и назначаем периоды отчетности. Это дисциплинирует, причем сразу обе стороны рабочего процесса. Оптимизатору это дает понимание того, когда какие работы делать и в какое время собирать отчетность за период. Заказчик понимает для себя важность своевременного согласования работ по сайту и получает ориентир, в какое время можно ждать результатов. Исходя из нашего опыта, ориентировочные сроки ожидания результата такие: в виде заказов — не раньше чем через 6-7 месяцев, а окупаемость — не раньше чем спустя год от начала работ.
  4. Выбираем инструменты контроля. Современный digital-рынок пестрит разнообразием всевозможных решений для аналитики. Получать информацию о показателях проекта можно с помощью привычных «Яндекс.Метрики» или Google Analytics, платных сервисов (Seo-reports, Liveinternet и т. п.), CRM, автоматизированных систем сквозной аналитики. Выбор инструментов обычно диктуется бюджетом рекламной кампании. Если средства позволяют, лучше отдавать предпочтение полуавтоматизированным и автоматизированным решениям, т. к. они позволяют собирать информацию быстрее и с меньшими трудозатратами.

Выбор KPI для оценки результативности SEO-кампании невозможен без анализа маркетинговой воронки. Он позволит учесть самые значимые показатели для бизнеса.

На вершине воронки продаж находятся люди, которые еще не имеют представления о сайте и продаваемых там товарах (услугах), внизу — покупатель (человек, который уже совершил конверсионное действие). То есть пользователи, находящиеся вверху воронки, склонны к конверсии гораздо меньше, чем те, кто находится внизу.

Итак, мы пришли к тому, что эффективность SEO можно и нужно измерять. Независимо от ниши, масштаба и целей бизнеса важно контролировать его продвижение в интернете по нескольким ключевым показателям одновременно. Это позволяет взглянуть на проект комплексно, с разных сторон.

KPI — своего рода универсальный язык, который связывает достижение маркетинговых и SEO-целей и позволяет понятно трактовать полученный результат как SEO-специалистам, так и клиентам. Благодаря KPI владельцы бизнеса и их маркетологи понимают важность каждого из этапов маркетинговой воронки для получения прибыли и возврата рекламных инвестиций.

Используя ключевые показатели эффективности для оценки SEO-кампании, можно не просто добиться стабильно высоких показателей трафика и конверсии, но и сделать глобальные выводы и принять управленческие решения, которые способствуют росту бизнеса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *