7 принципов менеджмента качества согласно ISO 9001:2015
Стандарт на системы менеджмента качества ISO 9001:2015 базируется на семи принципах.
Эти принципы сформулированы экспертами технического комитета ISO/ТС 176, который отвечает за разработку и актуализацию стандартов ISO в сфере менеджмента качества.
Следует отметить, что очередность принципов в списке не важна. Относительная значимость каждого принципа может варьироваться от организации к организации , причем со временем она может меняться.
1. Ориентация на клиента
В управлении качеством основное внимание уделяется тому, чтобы удовлетворять требования клиентов и стремиться предвосхитить их ожидания. Читать статью о том, как реализовать этот принцип на практике
2. Лидерство
Лидеры на всех уровнях в организации обеспечивают единство целей и направления развития, а также создают условия, при которых люди вовлечены в достижение задач в области качества. Читать статью о лидерстве в стандартах ISO
3. Вовлеченность персонала
Компетентные, обладающие полномочиями и вовлеченные люди на всех уровнях в организации играют ключевую роль в повышении ее способности создавать ценность. Читать статью о том, как вовлекать персонал в управление качеством
4. Процессный подход
Последовательные и предсказуемые результаты достигаются быстрее и эффективнее, если деятельность понимается и управляется как взаимосвязанные процессы, функционирующие в единой системе. Читать статью о процессном подходе к управлению организацией
5. Улучшения
6. Принятие решений на основе фактических данных
Решения, основанные на анализе и оценке данных и информации, с большей вероятностью приведут к желаемым результатам. Читать статью о том, как применять этот принцип
7. Менеджмент взаимоотношений
Для того, чтобы быть успешной в долгосрочном периоде, организация управляет своими взаимоотношениями с заинтересованными сторонами. Читать статью о том, как выполнять этот принцип.
Представляем наглядную инфографику о том, на каких принципах основан стандарт ISO 9001 (скачать постер).
Понравилась эта статья? Интересуют стандарты ISO и системы менеджмента? Подпишитесь на нашу рассылку и регулярно получайте полезную информацию об изменениях в стандартах, разъяснения от аудиторов SGS и примеры лучших практик.
О КОМПАНИИ SGS
Группа SGS является мировым лидером в области независимой экспертизы, контроля, испытаний и сертификации. Основанная в 1878 году, сегодня SGS признана эталоном качества и деловой этики. В состав SGS входят свыше 2 600 офисов и лабораторий по всему миру, в которых работает 94 000 сотрудников.
Ответы к тесту: Менеджмент качества
Если возникли сложности с подготовкой студенческой работы, то можно доверить её выполнение специалистами нашей компании. Мы гарантируем исполнить заказ во время и без ошибок!
Тестовый вопрос: Какое свойство продукции определяет группа показателей: безотказность, ремонто пригодность, долговечность и сохраняемость?
Выберите правильный ответ:
[ верно ] надежность.
[ верно ] эргономические.
Тестовый вопрос: Какое свойство продукции характеризует ее защищенность от химического, радиационного, термического, магнитного и других форм воздействия?
Выберите правильный ответ:
[ верно ] эргономичность.
Тестовый вопрос: Какие свойства определяют показатели информационной выразительности, целостности композиции, стабильности товарного вида?
Выберите правильный ответ:
[ верно ] эстетичность;
Тестовый вопрос: Какое свойство определяет группа показателей: вероятность отказа, интенсивность восстановления, среднее время восстановления?
Выберите правильный ответ:
[ верно ] ремонтопригодность.
Тестовый вопрос: Как называется модель выявления разрыва между восприятием продукции потребителем и действительностью?
Выберите правильный ответ:
[неверно] математическая модель;
[ верно ] модель расхождения;
[неверно] модель структурная.
Тестовый вопрос: Какая функция определяет правильность действий, совершаемых в порядке надзора?
Выберите правильный ответ:
[ верно ] контроль;
Тестовый вопрос: На какую функцию возлагается осуществление измерений, экспертизы, испытаний или оценок нескольких характеристик продукции?
Выберите правильный ответ:
[ верно ] контроль;
Тестовый вопрос: На какую функцию возлагается осуществление видов деятельности, необходимых для создания уверенности, что объект способен выполнить требования к качеству продукции?
Выберите правильный ответ:
[ верно ] обеспечение;
[неверно] оперативное управление.
Тестовый вопрос: Что понимается под «петлей качества»?
Выберите правильный ответ:
[неверно] цикл Деминга;
[неверно] жизненный цикл продукции;
[ верно ] цикл функций менеджмента качества.
Тестовый вопрос: Какой принцип менеджмента качества направлен на улучшение внутренней среды организации?
Выберите правильный ответ:
[неверно] ориентация на потребителя;
[неверно] постоянное улучшение качества;
[ верно ] системный подход к управлению.
Тестовый вопрос: Какой принцип менеджмента качества направлен на улучшение взаимодействия с микросредой организации?
Выберите правильный ответ:
[неверно] постоянное улучшение качества;
[неверно] ориентация на потребителя;
[ верно ] системный подход к управлению.
Тестовый вопрос: Какой принцип менеджмента качества направлен на повышение качества управления организацией?
Выберите правильный ответ:
[неверно] постоянное улучшение качества;
[неверно] вовлечение персонала;
[ верно ] системный подход к управлению.
Тестовый вопрос: Какой принцип менеджмента качества направлен на повышение качества принятия решений?
Выберите правильный ответ:
[неверно] вовлечение персонала;
[неверно] принятие решений, основанное на фактах;
[ верно ] системный подход к управлению.
Тестовый вопрос: Что понимается как «скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией в области качества»?
Выберите правильный ответ:
[неверно] обеспечение качества;
[неверно] контроль качества;
[ верно ] менеджмент качества.
Тестовый вопрос: Что понимается как «планомерный и целенаправленный процесс воздействия на факторы и условия, обеспечивающие соответствие характеристик создаваемой продукции требованиям» ?
Выберите правильный ответ:
[неверно] обеспечение качества;
[ верно ] управление качеством;
[неверно] контроль качества.
Тестовый вопрос: Что понимается под «совокупностью взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих вход в выход»?
Выберите правильный ответ:
[ верно ] процесс;
Тестовый вопрос: Что понимается как «функция менеджмента качества, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены»?
Выберите правильный ответ:
[ верно ] обеспечение качества;
[неверно] управление качеством;
[неверно] планирование качества.
Тестовый вопрос: Что понимается как «функция менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству»?
Выберите правильный ответ:
[неверно] планирование качества;
[неверно] управление качеством;
[ верно ] улучшение качества.
⚑ Успей сделать заказ со скидкой!
Если в течении 5 минут, вы оформите заявку на сайте, то получите гарантированную скидку. По истечению времени, кнопка исчезнет, поэтому поторопитесь!
Семь принципов менеджмента качества в требованиях ISO 9001
Источник: автором статьи является Марк Хаммар, сертифицированный в ASQ (Американское общество качества – American Society for Quality, – ред.) менеджер по качеству и деловому совершенству. В сфере качества Марк работает с 1994 года. Автор статьи имеет практический опыт в области аудита, улучшения процессов, подготовки процедур для систем качества (СМК, – ред.) и систем экологического менеджмента (СЭМ, – ред.). Также Марк Хаммар – сертифицированный ведущий аудитор по стандартам ISO 9001, AS 9100 и ISO 14001.
Вы когда-нибудь интересовались, почему ISO 9001 содержит требования, которые он содержит? Спрашивали себя, почему эти требования сформулированы именно так, как они сформулированы? Понимая ключевые принципы, которые стоят за формулировками стандарта, вы не только лучше поймете требования ISO 9001, но и более успешно сможете их внедрить, когда станете создавать у себя систему менеджмента качества (СМК, – ред.). Существует семь Принципов менеджмента качества, на которых базируются требования к СМК стандарта ISO 9001. Порядок, в котором они представлены – не имеет значения, они все одинаково важны с точки зрения создания хорошей системы качества. Все они в равной мере применимы и к организациям, выпускающим продукцию, и к сервисным структурам. Все принципы содержат в своей основе идею, которая имеет для организаций огромное значение вне зависимости от того, какую именно они систему качества создают.
QMP 1 Ориентация на потребителя
(здесь и далее QMP – Quality Management Principle – Принцип менеджмента качества, – ред.). Раз всеобъемлющая цель любой компании – поставлять продукцию или оказывать услуги клиентам, имеет смысл превратить ориентацию на потребителя в краеугольный камень и сосредоточить работу именно на этом. Первый шаг на этом пути заключается в том, чтобы определить кто ваш потребитель и каковы его требования к результату вашей работы. Не уйти также от необходимости создания инструментов коммуникации и обратной связи с клиентами на всех этапах производственного процесса, потребности в измерении такого критерия, как удовлетворенность потребителя. Неважно говорит он об этом сам или нет. Все эти задачи должны быть решены.
QMP 2 Лидирующая роль высшего руководства (Leadership Importance of Top Management, – ред.)
Много раз говорено: если топ-менеджеры первого звена не поддерживают внедрение какой-либо системы менеджмента качества, то, скорее всего, проект окончится провалом. Возможно, это не универсальное правило. С другой стороны, это, конечно, правда, что чем большую вовлеченность и приверженность «топы» демонстрируют относительно СМК, тем больше шансов на то, что она состоится. Если руководители, которые имеют реальный контроль над движением ресурсов организации буду видеть выгоды от создания СМК, то вероятность того, что она будет поддержана всем весом их влияния гораздо выше.
QMP 3 Вовлечение персонала
Очень важно, чтобы работники во всех структурных подразделениях организации «добавляли ценность». В нашем растущем и конкурентном мире это очень важно. Чтобы обеспечить это, СМК должна сосредоточиться на компетентности людей, чтобы они были вовлечены в процессы и могли «создавать ценность» в них. Имея крепких профессионалов, которые вовлечены в работу организации, вы получите драйвер достижения вами поставленных для организации целей.
QMP 4 Процессный подход
Попытка понять, управлять и улучшать систему в целом – обычно тяжелейшая задача. На этом пути столько сложностей, что порой усилия в этом направлении обречены на провал. Зато, если вы рассмотрите систему как единство отдельных процессов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, вы сможете сконцентрировать усилия и получить более предсказуемые и стабильные результаты в отдельных процессах. Возможно, управление и улучшение отдельных процессов – гораздо более простой и эффективный способ улучшения системы целиком.
QMP 5 Улучшение
Застойные компании, которые не развиваются в наших реалиях непрекращающейся конкурентной борьбы будут быстро опрокинуты своими соперниками. В ответ на это колоссальное рыночное давление организация должна улучшать работу, чтобы сохранять долю на рынке и сокращать издержки. Это, помимо всего прочего, позволяет компании реагировать на изменения, будь то внутренние или внешние и способствует нахождению новых возможностей. Главная идея подготовки Политики в области качества и ее тесная связка с Целями в области качества как раз и состоит в работе на улучшение. Цели должны быть запланированы и обладать такими свойствами, как точность, измеримость, достижимость, реалистичность и иметь временную привязку. Они не будут работать без готовности меняться.
QMP 6 Решения, основанные на фактах
Не новость, что вероятность достичь желаемого результата возрастает, если основывать решения на анализе и оценке данных, а не на инстинкте и интуитивном понимании ситуации. Это именно то, из-за чего ISO 9001:2008 и его требования сфокусированы на мониторинге и измерениях (достаточно сказать, что 4 из 6 обязательных документированных процедур относятся именно к разделу ISO 9001, посвященному мониторингу и измерениям). Чтобы знать, что процесс функционирует как запланировано, нужно иметь адекватные данные об этом, а для планирования и оценки вводимых в работу изменений и улучшений эти данные даже еще важней. Вот по какой причине, поддержка хороших записей по качеству является ключевым фактором с точки зрения реализации многих других принципов менеджмента качества, а не только QMP 6.
QMP 7 Управление взаимоотношениями
Для результата работы организации очень важны взаимоотношения с заинтересованными сторонами: клиентами, наемным сотрудниками, поставщиками, поэтому очень важно управлять этими взаимоотношениями. Обычно сосредотачиваются на отношениях с поставщиками, но управлять нужно связями со всеми заинтересованными лицами, чтобы контролировать их влияние на состояние организации – это увеличит вероятность устойчивого успеха организации. Успешные организации воспринимают такие внешние и внутренние контакты как партнерство, а не мыслят узкими прикладными категориями: отношения с клиентом, отношения с поставщиком.
Как использовать Принципы менеджмента качества в СМК
Поняв перечисленные здесь общие принципы, ориентируя вашу СМК на них, вы легче внедрите требования ISO 9001 и получившиеся результаты будут более полезны для ваших специфических нужд. Насколько легче вам будет удостовериться в корректности вашей системы качества, если кроме как сверить реальную практику вашего бизнеса с требованиями ISO 9001, вы еще и прикинете: насколько она соответствует фундаментальным принципам, на которых построен сам этот стандарт. Насколько эффективнее тогда будет сама ваша система? Как можете вы игнорировать эти принципы и при этом хотеть, чтобы получившаяся СМК функционировала так, как вам выгоднее всего?
Перевод: сотрудник «Единый Стандарт» Валентин Рахманов.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Управление качеством
Управление качеством – один из самых часто используемых запросов в поисковике. Что же ищут под этим понятием? Понятие качества определено в стандарте ISO 9000:2005 (российский аналог — ГОСТ Р ИСО 9000-2008) «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» как:
Управление качеством — степень соответствия совокупности присущих характеристик (отличительных свойств) требованиям (потребностям или ожиданиям).
Книга в подарок
Опубликована наша книга «Прорыв. Единственный путь развития бизнеса». Это бизнес-роман о производственном предприятии, столкнувшимся с «потолком» в своем развитии. Для прорыва в развитии руководству и персоналу приходится преодолеть собственные, выстраданные на опыте, но устаревшие убеждения. Читателю предлагается пройти через этот прорыв вместе с героями. Вы увидите трудности такой трансформации, осознаете природу сопротивления изменениям и реальный путь к таким изменениям.
Подпишись на наш Telegram-канал и получи книгу в подарок!
И нигде не сказано, что качество — это соответствие определенному ГОСТу или ТУ. Однако, на вопрос, «Что такое качество?», подавляющее большинство сотрудников любой компании ответят: «Качество продукции/услуг». На вопрос «Чему оно должно соответствовать?» отвечают: «У нас есть ГОСТ (ТУ, внутренний стандарт…), которому должно соответствовать качество продукции (услуг), выпускаемой нашим предприятием». «Кто отвечает за качество?». «Отвечать за качество должны контролеры ОТК. Иначе, для чего тогда нужен ОТК? Они должен проверять готовую продукцию на соответствие регламентирующим документам». И никто не говорит о качестве управления. К сожалению, все остальные сотрудники и руководство не считают, что качество — это и их забота тоже. И в этом главная проблема управления качеством. Качество должно быть «встроено» в каждый процесс. Без этого ничего не получится. Таким образом, от понятия качества продукции мы переходим на следующий уровень — к понятию качества управления (менеджмента), которое можно представить в виде нескольких уровней.
Принципы управления качеством
Понятие качества заложено и в самих восьми принципах системы менеджмента качества (СМК):
- Ориентация на потребителя. Качество производимых товаров/услуг определяют всегда потребители. Компании должны пытаться добиться и даже превзойти требуемое потребителями качество.
- Лидерство руководителя. Возглавлять СМК на предприятии должно высшее руководство предприятия. Без их личного участия и влияния процесс постоянных улучшений не может быть запущен. Они должны создать в компании условия для вовлечения всех сотрудников.
- Вовлечение работников. Процесс улучшений также невозможен без вовлечения и управления персоналом предприятия. Сотрудники должны понимать свои цели и задачи, чувствовать свою значимость для компании и получать удовлетворение от работы.
- Процессный подход. Процессный подход пронизывает всю организацию, определяя последовательность работы и порядок взаимодействия каждого сотрудника и подразделения.
- Системный подход. Мало разработать процессы для всей организации. Необходимо объединить их между собой и управлять как единой системой.
- Постоянное улучшение. Компания добивается качества путем внедрения постоянных улучшений. Качество процессов и, следовательно, качество управленческих решений, обеспечивается путем стандартизации процессов, их постоянным измерением, анализом, улучшением.
- Принятие решений, основанных на фактах. Компания обеспечивает стабильное качество производимых товаров/услуг через мониторинг и анализ всех процессов: основного, управленческого и вспомогательных.
- Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Построение доверительных взаимовыгодных отношений с поставщиками является важным условием обеспечения качественного сырья/комплектующих. Бережливое производство и Теория ограничений представляют отличные проверенные решения для обеспечения бесперебойных поставок при минимальном объеме складских запасов.
Действительно, чтобы управлять качеством, никакая сертификация не обязательна. Для этого достаточно знаний и желания. Но внедренная СМК помогает структурировать все процессы, обозначить ответственность и взаимосвязи каждого сотрудника, использовать положительный и отрицательный опыт для постоянного улучшения компании.
14 ключевых принципов Деминга
«Отцом» теории управления качеством принято считать Уильяма Эдвардса Деминга. Именно благодаря Демингу, Япония совершила свое экономическое чудо после Второй мировой войны. В Японии высоко оценили заслуги Деминга, наградив его одним из высших орденов от имени императора. Кроме того, учреждена награда за достижения в области управления качеством в виде серебряной медали с профилем Деминга.
8 принципов СМК были разработаны организацией ISO на основе 14 ключевых принципов Деминга: