Обновлены правила расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении
—>Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2022 г. № 1014 обновлены правила расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении.
Постановление «О расследовании причин аварийных ситуаций при теплоснабжении» будет действовать с 1 сентября 2022 г. до 1 сентября 2028 г.
Постановлением признаются утратившими силу:
— постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2015 г. № 1114 «О расследовании причин аварийных ситуаций при теплоснабжении и о признании утратившими силу отдельных положений Правил расследования причин аварий в электроэнергетике»;
— пункт 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления федерального государственного энергетического надзора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2017 г. № 32 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления федерального государственного энергетического надзора».
Расследование причины аварий на объектах теплоснабжения будет производить соответствующий отдел в структуре территориального управления Ростехнадзора по месту дислокации объекта на основании, в том числе оперативной информации собственника.
Решение о расследовании Ростехнадзор буде принимать в течение 24 часов после получения оперативной информации от собственника.
Рассмотрим документ подробнее и сравним старую редакцию правил, утвержденную Постановлением от 17 октября 2015 г. № 1114 и новую редакцию, утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2022 г. № 1014.
В разделе Общие положения скорректирован пункт 2:
Было (Постановление от 17 октября 2015 г. № 1114) | Стало (Постановление от 2 июня 2022 г. № 1014) |
Для целей настоящих Правил под аварийной ситуацией понимается технологическое нарушение, приведшее к разрушению или повреждению сооружений и (или) технических устройств (оборудования), неконтролируемому взрыву и (или) выбросу опасных веществ, полному или частичному ограничению режима потребления тепловой энергии. | Для целей настоящих Правил под аварийной ситуацией понимается технологическое нарушение, приведшее к разрушению или повреждению сооружений и (или) технических устройств (оборудования), полному или частичному ограничению режима потребления тепловой энергии. |
В пункте 5, посвященном обязанностям владельца объекта при возникновении аварийной ситуации скорректированы фразы: «передать информацию в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного энергетического надзора», «содействовать федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного энергетического надзора при расследовании», заменены на: «передать информацию в уполномоченный орган», «содействовать уполномоченному органу при расследовании». Аналогичные корректировки сделаны и в других пунктах.
Скорректирован пункт 6:
Было (Постановление от 17 октября 2015 г. № 1114) | Стало (Постановление от 2 июня 2022 г. № 1014) |
Собственник или иной законный владелец объекта, на котором произошла аварийная ситуация, повлекшая последствия, предусмотренные пунктом 3 настоящих Правил, осуществляет передачу оперативной информации незамедлительно, а при аварийной ситуации, повлекшей последствия, предусмотренные пунктом 4 настоящих Правил, — в течение 8 часов с момента возникновения аварийной ситуации. | Собственник или иной законный владелец объекта, на котором произошла аварийная ситуация, повлекшая последствия, предусмотренные пунктом 3 настоящих Правил, осуществляет передачу оперативной информации в уполномоченный орган в течение 2 часов с момента выявления аварийной ситуации, а при аварийной ситуации, повлекшей последствия, предусмотренные пунктом 4 настоящих Правил, — в течение 8 часов с момента возникновения аварийной ситуации. |
Скорректирован последний абзац пункта 9:
Было (Постановление от 17 октября 2015 г. № 1114) | Стало (Постановление от 2 июня 2022 г. № 1014) |
Решение о расследовании причин аварийной ситуации принимается не позднее 24 часов с момента получения уведомления о возникновении последствий. Содержание уведомления о возникновении последствий, а также порядок и способ передачи уведомления о возникновении последствий аналогичны содержанию, порядку и способу передачи оперативной информации. | Решение о расследовании причин аварийной ситуации принимается не позднее 24 часов с момента получения от собственника или иного законного владельца объекта, на котором произошла аварийная ситуация, уведомления о возникновении последствий, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил. Содержание уведомления о возникновении последствий, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил, а также порядок и способ передачи уведомления о возникновении последствий аналогичны содержанию, порядку и способу передачи оперативной информации, предусмотренных пунктами 7 и 8 настоящих Правил. |
В разделе Расследование причин аварийной ситуации уполномоченным органом (в старой версии Постановления Расследование причин аварийной ситуации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора) скорректирован пункт 10:
Было (Постановление от 17 октября 2015 г. № 1114) | Стало (Постановление от 2 июня 2022 г. № 1014) |
Решение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного энергетического надзора, о расследовании причин аварийной ситуации и создании комиссии по расследованию причин аварийной ситуации (далее — комиссия) оформляется приказом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного энергетического надзора. В состав комиссии, кроме должностных лиц указанного федерального органа исполнительной власти, включаются уполномоченные представители: а) органов местного самоуправления поселений, городских округов; б) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах — при возникновении чрезвычайных ситуаций; в) единой теплоснабжающей организации (по согласованию). | Решение уполномоченного органа о расследовании причин аварийной ситуации и создании комиссии по расследованию причин аварийной ситуации (далее — комиссия) оформляется приказом уполномоченного органа. В состав комиссии кроме должностных лиц уполномоченного органа включаются уполномоченные представители: а) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, — при возникновении чрезвычайных ситуаций; б) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере теплоснабжения (за исключением производства тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также передачи тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в том числе произведенной источниками тепловой энергии в случае, если такие источники тепловой энергии входят в схему теплоснабжения, включающую источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) (по согласованию); в) органов местного самоуправления поселений, городских округов; г) единой теплоснабжающей организации (по согласованию); д) собственник или иной законный владелец объекта, на котором произошла аварийная ситуация. |
Внесены корректировки в пункт 12, посвященный сроку проведения расследования:
Было (Постановление от 17 октября 2015 г. № 1114) | Стало (Постановление от 2 июня 2022 г. № 1014) |
Расследование причин аварийной ситуации начинается незамедлительно после принятия решения о расследовании и заканчивается в срок, не превышающий 20 дней со дня начала расследования. В случае необходимости срок проведения расследования причин аварийной ситуации продлевается, но не более чем на 45 дней, при этом общий срок расследования не может быть более 65 дней. | Расследование причин аварийной ситуации начинается незамедлительно после принятия решения уполномоченным органом о расследовании и заканчивается в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня принятия уполномоченным органом такого решения. В случае необходимости срок проведения расследования причин аварийной ситуации продлевается соответствующим решением уполномоченного органа, при этом общий срок расследования не может превышать 65 календарных дней. |
Внесены корректировки в пункт 15, где перечислены действия, необходимые для выявления причин аварийной ситуации:
Было (Постановление от 17 октября 2015 г. № 1114) | Стало (Постановление от 2 июня 2022 г. № 1014) |
Результаты расследования причин аварийной ситуации оформляются актом о расследовании причин аварийной ситуации (далее — акт расследования). Форма и порядок оформления акта расследования утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора. | Результаты расследования причин аварийной ситуации оформляются актом о расследовании причин аварийной ситуации по форме согласно приложению N 1 (далее — акт расследования). Учетные признаки аварийной ситуации, классификация видов оборудования и классификационные признаки организационных причин аварийной ситуации и технических причин повреждений оборудования указываются в акте расследования в соответствии с приложением N 2. Порядок заполнения формы акта расследования утверждается уполномоченным органом. |
Из новой версии Постановления удален пункт (ранее пункт 19), посвященный информации, которую должен содержать акт:
19. Акт расследования содержит следующую информацию: а) описание состояния и режима работы объектов, на которых произошла аварийная ситуация, до возникновения аварийной ситуации и во время аварийной ситуации; б) описание причин возникновения и развития аварийной ситуации; в) описание действий (бездействия) оперативного персонала и должностных лиц организации, на объектах которой произошла аварийная ситуация, послуживших предпосылками и (или) причинами возникновения аварийной ситуации; г) описание выявленных в ходе расследования причин аварийной ситуации нарушений требований нормативных правовых актов, в том числе установленных норм и правил эксплуатации объектов, на которых произошла аварийная ситуация, а также технических регламентов; д) перечень и описание повреждений оборудования объектов, на которых произошла аварийная ситуация; е) описание выявленных в ходе расследования причин аварийной ситуации недостатков эксплуатации, проекта, конструкции, изготовления и монтажа оборудования, явившихся предпосылками аварийной ситуации или затруднявших ликвидацию аварийной ситуации; ж) перечень противоаварийных мероприятий. |
В разделе III. Расследование причин аварийной ситуации собственником или иным законным владельцем объекта скорректирован пункт 24 (25 в старой версии Правил):
Было (Постановление от 17 октября 2015 г. № 1114) | Стало (Постановление от 2 июня 2022 г. № 1014) |
25. Собственник или иной законный владелец объекта, на котором произошла аварийная ситуация, принимает решение о расследовании причин аварийной ситуации, повлекшей последствия, указанные в пункте 4 настоящих Правил, и создает комиссию по расследованию причин аварийной ситуации. В состав указанной комиссии могут включаться представители единой теплоснабжающей организации и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного энергетического надзора (по согласованию). | 24. Собственник или иной законный владелец объекта, на котором произошла аварийная ситуация, принимает решение о расследовании причин аварийной ситуации, повлекшей последствия, указанные в пункте 4 настоящих Правил, и создает комиссию по расследованию причин аварийной ситуации. В состав указанной комиссии входит собственник или иной законный владелец объекта, на котором произошла аварийная ситуация, а также включаются представители уполномоченного органа и единой теплоснабжающей организации (по согласованию). |
Также в разделе III дополнен пункт 27 (28 в старой версии Правил):
В раздел внесены следующие изменения:
30. Систематизация информации об аварийных ситуациях осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей, путем ведения базы данных об аварийных ситуациях раздельно в отношении источников тепловой энергии, тепловых сетей и потребителей тепловой энергии.
31. Электронные копии актов расследования включаются в базу данных об аварийных ситуациях.
пунктами 3 и 4 настоящих Правил, представляет в уполномоченный орган и
органы местного самоуправления сводный ежемесячный отчет об аварийных
ситуациях при теплоснабжении до момента полной ликвидации аварийной
ситуации по форме согласно приложению N 3.
Учетные признаки аварийной ситуации, классификация видов
оборудования и классификационные признаки организационных причин
аварийной ситуации и технических причин повреждений оборудования
указываются в сводном ежемесячном отчете в соответствии с приложением N 2
к настоящим Правилам.
Порядок заполнения сводного ежемесячного отчета об аварийных
ситуациях при теплоснабжении утверждается уполномоченным органом.
При завершении расследования причин аварии после представления
отчета за месяц сведения об аварийной ситуации вносятся в следующий отчет
с корректировкой отчетных данных за месяц, в котором произошла аварийная
ситуация.
29. Систематизация информации об аварийных ситуациях осуществляется
уполномоченным органом путем ведения базы данных об аварийных ситуациях
раздельно в отношении источников тепловой энергии, тепловых сетей и
потребителей тепловой энергии.
Приложение N 1 – форма акта о расследовании причин аварийной ситуации при теплоснабжении
Приложение №2 содержит таблицы:
Учетные признаки аварийной ситуации;
Классификация видов оборудования;
Классификационные признаки организационных причин аварийной ситуации;
Классификационные признаки технических причин повреждений оборудования.
Приложение №3 — форма отчета об аварийных ситуациях при теплоснабжении и таблицы.
Каков максимальный общий срок расследования причин аварийной ситуации
О расследовании причин аварийных ситуаций при теплоснабжении и о признании утратившими силу отдельных положений Правил расследования причин аварий в электроэнергетике
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2015 г. № 1114
МОСКВА
Утратило силу — Постановление Правительства Российской Федерации от 02.06.2022 № 1014
О расследовании причин аварийных ситуаций при теплоснабжении и о признании утратившими силу отдельных положений Правил расследования причин аварий в электроэнергетике
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.01.2017 № 32)
В соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении.
2. Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору в 6-месячный срок утвердить:
форму и порядок оформления акта о расследовании причин аварийной ситуации при теплоснабжении;
форму и порядок оформления отчета об аварийных ситуациях при теплоснабжении.
3. Подпункт «а» пункта 4 и подпункт «д» пункта 5 Правил расследования причин аварий в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2009 г. № 846 «Об утверждении Правил расследования причин аварий в электроэнергетике» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 44, ст. 5243; 2011, № 50, ст. 7385) , признать утратившими силу.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 17 октября 2015 г. № 1114
ПРАВИЛА расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.01.2017 № 32)
I. Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают порядок расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении (далее — аварийная ситуация) на источниках тепловой энергии, тепловых сетях и теплопотребляющих установках потребителей тепловой энергии (далее соответственно — объекты, потребители) , за исключением:
а) аварий, расследование причин которых осуществляется в соответствии с законодательством об электроэнергетике;
б) аварий и инцидентов, расследование причин которых осуществляется в соответствии с законодательством в области промышленной безопасности.
2. Для целей настоящих Правил под аварийной ситуацией понимается технологическое нарушение, приведшее к разрушению или повреждению сооружений и (или) технических устройств (оборудования) , неконтролируемому взрыву и (или) выбросу опасных веществ, полному или частичному ограничению режима потребления тепловой энергии.
3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного энергетического надзора, расследует причины аварийных ситуаций, которые привели: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.01.2017 № 32)
а) к прекращению теплоснабжения потребителей в отопительный период на срок более 24 часов;
б) к разрушению или повреждению оборудования объектов, которое привело к выходу из строя источников тепловой энергии или тепловых сетей на срок 3 суток и более;
в) к разрушению или повреждению сооружений, в которых находятся объекты, которое привело к прекращению теплоснабжения потребителей.
4. Расследование причин аварийных ситуаций, не повлекших последствия, предусмотренные пунктом 3 настоящих Правил, но вызвавшие перерыв теплоснабжения потребителей на срок более 6 часов или приведшие к снижению температуры теплоносителя в подающем трубопроводе тепловой сети в отопительный период на 30 процентов и более по сравнению с температурным графиком системы теплоснабжения, осуществляется собственником или иным законным владельцем объекта, на котором произошла аварийная ситуация.
5. При возникновении аварийной ситуации собственник или иной законный владелец объекта, на котором произошла аварийная ситуация, обязан:
а) передать оперативную информацию о возникновении аварийной ситуации (далее — оперативная информация) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного энергетического надзора, и органы местного самоуправления; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.01.2017 № 32)
б) принять меры по защите жизни и здоровья людей, окружающей среды, а также собственности третьих лиц от воздействия негативных последствий аварийной ситуации;
в) принять меры по сохранению сложившейся обстановки на месте аварийной ситуации до начала расследования ее причин, за исключением случаев, когда необходимо вести работы по ликвидации аварийной ситуации и сохранению жизни и здоровья людей, а в случае невозможности сохранения обстановки на месте аварийной ситуации обеспечить ее документирование (фотографирование, видео- и аудиозапись и др.) к началу проведения работ по локализации и ликвидации аварийной ситуации и сохранность указанных материалов;
г) осуществить мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварийной ситуации на объекте, на котором произошла аварийная ситуация;
д) содействовать федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного энергетического надзора, при расследовании причин аварийных ситуаций, повлекших последствия, предусмотренные пунктом 3 настоящих Правил; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.01.2017 № 32)
е) организовать расследование причин аварийной ситуации, повлекшей последствия, указанные в пункте 4 настоящих Правил;
ж) принять меры по устранению и профилактике причин, способствовавших возникновению аварийной ситуации, указанных в акте о расследовании причин аварийной ситуации.
6. Собственник или иной законный владелец объекта, на котором произошла аварийная ситуация, повлекшая последствия, предусмотренные пунктом 3 настоящих Правил, осуществляет передачу оперативной информации незамедлительно, а при аварийной ситуации, повлекшей последствия, предусмотренные пунктом 4 настоящих Правил, — в течение 8 часов с момента возникновения аварийной ситуации.
7. Передача оперативной информации осуществляется посредством факсимильной связи и (или) по электронной почте либо при отсутствии такой возможности устно по телефону с последующим направлением оперативной информации в письменной форме.
8. Оперативная информация содержит:
а) наименование собственника или иного законного владельца, на объектах которого произошла аварийная ситуация;
б) наименование и место расположения объекта, на котором произошла аварийная ситуация;
в) дату и местное время возникновения аварийной ситуации (в формате «ДД.ММ в ЧЧ:ММ») ;
г) обстоятельства, при которых произошла аварийная ситуация, в том числе схемные, режимные и погодные условия;
д) наименование отключившегося оборудования объекта, на котором произошла аварийная ситуация;
е) основные технические параметры оборудования (тепловая мощность, паропроизводительность объекта, на котором произошла аварийная ситуация) ;
ж) сведения о не включенном после аварийной ситуации (вывод в ремонт, демонтаж) оборудовании объекта, на котором произошла аварийная ситуация;
з) причину отключения, повреждения и (или) перегрузки оборудования объекта, на котором произошла аварийная ситуация (при наличии такой информации) ;
и) сведения об объеме полного и (или) частичного ограничения теплоснабжения с указанием категории потребителей, количества граждан-потребителей (населенных пунктов) , состава отключенного от теплоснабжения оборудования;
к) хронологию (при наличии информации) ликвидации аварийной ситуации с указанием даты и местного времени (в формате «ДД.ММ в ЧЧ:ММ») , в том числе включения оборудования, отключившегося в ходе аварийной ситуации, и восстановления теплоснабжения потребителей;
л) информацию о наступивших последствиях в связи с возникновением аварийной ситуации.
9. В случае если в момент возникновения аварийной ситуации возникли последствия, предусмотренные пунктом 3 настоящих Правил, решение о расследовании причин аварийной ситуации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора, не позднее 24 часов с момента получения оперативной информации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.01.2017 № 32)
В случае если в момент возникновения аварийной ситуации невозможно определить, приведет ли аварийная ситуация к последствиям, предусмотренным пунктом 3 настоящих Правил, решение о расследовании причин аварийной ситуации принимается собственником или иным законным владельцем объекта, на котором произошла аварийная ситуация, не позднее 24 часов с момента возникновения аварийной ситуации.
В случае если в процессе развития аварийной ситуации возникли последствия, предусмотренные пунктом 3 настоящих Правил, то собственник или иной законный владелец объекта, на котором произошла аварийная ситуация, направляет в течение 8 часов с момента наступления указанных последствий в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного энергетического надзора, и органы местного самоуправления уведомление о возникновении последствий аварийной ситуации (далее — уведомление о возникновении последствий) для принятия решения о расследовании причин аварийной ситуации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.01.2017 № 32)
Решение о расследовании причин аварийной ситуации принимается не позднее 24 часов с момента получения уведомления о возникновении последствий. Содержание уведомления о возникновении последствий, а также порядок и способ передачи уведомления о возникновении последствий аналогичны содержанию, порядку и способу передачи оперативной информации.
II. Расследование причин аварийной ситуации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора
10. Решение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного энергетического надзора, о расследовании причин аварийной ситуации и создании комиссии по расследованию причин аварийной ситуации (далее — комиссия) оформляется приказом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного энергетического надзора. В состав комиссии, кроме должностных лиц указанного федерального органа исполнительной власти, включаются уполномоченные представители: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.01.2017 № 32)
а) органов местного самоуправления поселений, городских округов;
б) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах — при возникновении чрезвычайных ситуаций;
в) единой теплоснабжающей организации (по согласованию) .
11. Комиссия вправе также привлекать к расследованию представителей государственной жилищной инспекции, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей, научных и экспертных организаций, заводов-изготовителей, а также организаций, выполнявших подрядные, проектные и конструкторские работы в отношении объектов, на которых произошла аварийная ситуация или на которых произошли отклонения от установленных технологических режимов работы вследствие произошедшей аварийной ситуации.
12. Расследование причин аварийной ситуации начинается незамедлительно после принятия решения о расследовании и заканчивается в срок, не превышающий 20 дней со дня начала расследования.
В случае необходимости срок проведения расследования причин аварийной ситуации продлевается, но не более чем на 45 дней, при этом общий срок расследования не может быть более 65 дней.
13. В ходе расследования причин аварийной ситуации устанавливаются причины и предпосылки возникновения аварийной ситуации, круг лиц, действия (бездействие) которых привели к возникновению аварийной ситуации, а также разрабатывается перечень противоаварийных мероприятий по устранению причин и предотвращению возникновения аварийных ситуаций на объектах (далее — противоаварийные мероприятия) .
14. При расследовании причин аварийной ситуации выявляются и устанавливаются условия их возникновения, в том числе:
а) обстоятельства, предшествовавшие аварийной ситуации, в том числе действия (бездействие) теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей, повлекшие возникновение аварийной ситуации;
б) соблюдение требований нормативных правовых актов в сфере теплоснабжения, а также технических регламентов;
в) своевременность принятия мер по устранению последствий аварийной ситуации и дефектов оборудования, повышению его надежности, повышению качества и соблюдению сроков проведения ремонтных работ, испытаний и профилактических осмотров, осуществлению контроля за состоянием оборудования, а также по соблюдению технологической дисциплины при производстве ремонтных работ;
г) соблюдение нормативных сроков восстановления теплоснабжения потребителей.
15. Для выявления причин аварийной ситуации в ходе расследования проводятся следующие необходимые действия:
а) сохранение послеаварийной обстановки (по возможности) ;
б) изъятие и передача по акту приема-передачи регистрограмм, записей оперативных переговоров и иных необходимых документов;
в) описание послеаварийного состояния указателей положения защитных устройств и блокировок;
г) сбор документации по техническому обслуживанию отказавшего (поврежденного) оборудования;
д) осмотр, фотографирование послеаварийной обстановки, видеосъемка (при необходимости) , составление схемы и эскиза места аварийной ситуации;
е) опрос очевидцев аварийной ситуации, руководителей организаций, на объектах которых произошла аварийная ситуация, оперативного персонала, а также получение объяснений (в письменной форме) опрошенных лиц;
ж) выяснение обстоятельств, предшествовавших аварийной ситуации, а также установление причин их возникновения;
з) выяснение характера нарушения технологических процессов и условий эксплуатации оборудования объектов, на которых произошла аварийная ситуация;
и) оценка действий оперативного персонала и руководителей организаций, на объектах которых произошла аварийная ситуация, по предупреждению возникновения и предотвращению развития аварийной ситуации;
к) проверка соответствия действий оперативного персонала нормативным и техническим требованиям;
л) выявление нарушений установленных норм и правил эксплуатации объектов;
м) проверка соответствия объекта и (или) технологического процесса проектным решениям;
н) проверка соответствия использования оборудования объектов, на которых произошла аварийная ситуация, установленной области его применения;
о) проверка наличия и исправности средств защиты персонала объекта, на котором произошла аварийная ситуация;
п) проверка наличия технической документации по эксплуатации объекта, на котором произошла аварийная ситуация.
16. При проведении расследования причин аварийной ситуации комиссия:
а) проводит обследование объектов, на которых возникла аварийная ситуация, с предварительным уведомлением собственников, иных законных владельцев о начале расследования причин аварийной ситуации способом, позволяющим подтвердить факт получения указанного уведомления, не позднее чем за 3 часа до начала такого обследования;
б) запрашивает у собственников, иных законных владельцев объектов, а также у органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления информацию и документы, необходимые для расследования причин аварийной ситуации, в том числе регистрограммы, записи оперативных переговоров, копии технической и иной документации в отношении объектов, на которых произошла аварийная ситуация;
в) осуществляет иные действия, необходимые для расследования причин аварийной ситуации.
17. Действия комиссии в ходе расследования причин аварийной ситуации оформляются протоколом и подписываются председателем комиссии.
18. Результаты расследования причин аварийной ситуации оформляются актом о расследовании причин аварийной ситуации (далее — акт расследования) . Форма и порядок оформления акта расследования утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.01.2017 № 32)
19. Акт расследования содержит следующую информацию:
а) описание состояния и режима работы объектов, на которых произошла аварийная ситуация, до возникновения аварийной ситуации и во время аварийной ситуации;
б) описание причин возникновения и развития аварийной ситуации;
в) описание действий (бездействия) оперативного персонала и должностных лиц организации, на объектах которой произошла аварийная ситуация, послуживших предпосылками и (или) причинами возникновения аварийной ситуации;
г) описание выявленных в ходе расследования причин аварийной ситуации нарушений требований нормативных правовых актов, в том числе установленных норм и правил эксплуатации объектов, на которых произошла аварийная ситуация, а также технических регламентов;
д) перечень и описание повреждений оборудования объектов, на которых произошла аварийная ситуация;
е) описание выявленных в ходе расследования причин аварийной ситуации недостатков эксплуатации, проекта, конструкции, изготовления и монтажа оборудования, явившихся предпосылками аварийной ситуации или затруднявших ликвидацию аварийной ситуации;
ж) перечень противоаварийных мероприятий.
20. К акту расследования прилагаются все материалы расследования причин аварийной ситуации (далее — материалы расследования) , полученные в процессе работы комиссии.
21. Акт расследования с приложением материалов расследования, которые формируются в отдельное дело с приложением описи всех документов, подлежит хранению в течение не менее 3 лет после проведения расследования причин аварийной ситуации в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление федерального государственного энергетического надзора, у собственника или иного законного владельца объекта в случае проведения расследования причин аварийной ситуации, повлекшей последствия, указанные в пункте 4 настоящих Правил. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.01.2017 № 32)
22. Акт расследования составляется в 2 экземплярах (для собственника или иного законного владельца объекта, на котором произошла аварийная ситуация, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного энергетического надзора) и подписывается всеми членами комиссии. При несогласии отдельных членов комиссии их особое мнение прилагается к акту расследования. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.01.2017 № 32)
23. Копии акта расследования в 3-дневный срок после окончания расследования причин аварийной ситуации направляются председателем комиссии всем членам комиссии, копии материалов расследования — по запросу членов комиссии.
24. Контроль за выполнением противоаварийных мероприятий, разработанных по результатам расследования причин аварийной ситуации, повлекшей последствия, предусмотренные пунктом 3 настоящих Правил, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора. (В редакции Постановления Прав
О сроках расследования причин аварий
Соблюдать сроки расследования аварий и инцидентов на ОПО важно. Действующий Порядок трактует их неоднозначно. Мы собрали мнения трех специалистов по этому вопросу: главного редактора журнала, юриста и представителя Ростехнадзора.
Вопрос
Пунктом 14 старого Порядка[1] установлено, что комиссия по техническому расследованию незамедлительно с даты подписания приказа приступает к работе и в течение 30 календарных дней составляет акт технического расследования причин аварии. В пункте 12 нового Порядка[2] установлено иное требование к сроку расследования, а именно: комиссия по техническому расследованию с даты подписания правового акта о назначении комиссии приступает к работе и не позднее 30 календарных дней со дня завершения технического расследования причин аварии составляет акт технического расследования причин аварии на ОПО.
Если в старом Порядке ясно указан срок расследования в 30 календарных дней, то в новом Порядке акт составляется не позднее 30 календарных дней со дня завершения расследования, но не указано, в какой срок должно быть окончено расследование, т. к. срок расследования может быть продлен. Уточните, пожалуйста, сроки расследования причин аварии на ОПО.
Отвечает С. Г. Подберезина, главный редактор журнала «Промышленная безопасность. Разъяснения. Вопросы и ответы»
Мы полагаем, что специалисты Ростехнадзора в процессе пересмотра нормативки «вместе с водой выплеснули и ребенка», сделав формулировку по сроку технического расследования аварии в п. 12 нового Порядка неопределенной.
В догильотинном Порядке была корректная и четкая формулировка срока расследования: 30 календарных дней с момента подписания приказа о создании комиссии и до момента подписания акта. В постгильотинном Порядке срок расследования не установлен, зато установлен период от завершения расследования и до составления акта: не более 30 календарных дней.
Необходимо в совокупности анализировать сроки, установленные в п. 12 нового Порядка, и п. 14 старого Порядка. Так, согласно действующему Порядку в зависимости от характера аварии и при проведении дополнительных исследований и экспертиз установленный срок технического расследования причин аварии может быть продлен правовым актом уполномоченного органа или его территориального органа, назначившим данное расследование, но не более чем на 15 календарных дней.
[1] Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. Приказом Ростехнадзора от 19 августа 2011 г. № 480; далее — старый Порядок.
[2] Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, утв. Приказом Ростехнадзора от 8 декабря 2020 г. № 503; далее — новый Порядок.
С. Г. Подберезина, Ю. Ю. Тараканова, Д. А. Яковлев
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Промышленная безопасность» № 6, 2021.
Каков максимальный общий срок расследования причин аварийной ситуации
II. Расследование причин аварийной ситуации федеральным
органом исполнительной власти, уполномоченным на
осуществление федерального государственного
(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.01.2017 N 32)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Решение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного энергетического надзора, о расследовании причин аварийной ситуации и создании комиссии по расследованию причин аварийной ситуации (далее — комиссия) оформляется приказом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного энергетического надзора. В состав комиссии, кроме должностных лиц указанного федерального органа исполнительной власти, включаются уполномоченные представители:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.01.2017 N 32)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) органов местного самоуправления поселений, городских округов;
б) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах — при возникновении чрезвычайных ситуаций;
в) единой теплоснабжающей организации (по согласованию).
11. Комиссия вправе также привлекать к расследованию представителей государственной жилищной инспекции, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей, научных и экспертных организаций, заводов-изготовителей, а также организаций, выполнявших подрядные, проектные и конструкторские работы в отношении объектов, на которых произошла аварийная ситуация или на которых произошли отклонения от установленных технологических режимов работы вследствие произошедшей аварийной ситуации.
12. Расследование причин аварийной ситуации начинается незамедлительно после принятия решения о расследовании и заканчивается в срок, не превышающий 20 дней со дня начала расследования.
В случае необходимости срок проведения расследования причин аварийной ситуации продлевается, но не более чем на 45 дней, при этом общий срок расследования не может быть более 65 дней.
13. В ходе расследования причин аварийной ситуации устанавливаются причины и предпосылки возникновения аварийной ситуации, круг лиц, действия (бездействие) которых привели к возникновению аварийной ситуации, а также разрабатывается перечень противоаварийных мероприятий по устранению причин и предотвращению возникновения аварийных ситуаций на объектах (далее — противоаварийные мероприятия).
14. При расследовании причин аварийной ситуации выявляются и устанавливаются условия их возникновения, в том числе:
а) обстоятельства, предшествовавшие аварийной ситуации, в том числе действия (бездействие) теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей, повлекшие возникновение аварийной ситуации;
б) соблюдение требований нормативных правовых актов в сфере теплоснабжения, а также технических регламентов;
в) своевременность принятия мер по устранению последствий аварийной ситуации и дефектов оборудования, повышению его надежности, повышению качества и соблюдению сроков проведения ремонтных работ, испытаний и профилактических осмотров, осуществлению контроля за состоянием оборудования, а также по соблюдению технологической дисциплины при производстве ремонтных работ;
г) соблюдение нормативных сроков восстановления теплоснабжения потребителей.
15. Для выявления причин аварийной ситуации в ходе расследования проводятся следующие необходимые действия:
а) сохранение послеаварийной обстановки (по возможности);
б) изъятие и передача по акту приема-передачи регистрограмм, записей оперативных переговоров и иных необходимых документов;
в) описание послеаварийного состояния указателей положения защитных устройств и блокировок;
г) сбор документации по техническому обслуживанию отказавшего (поврежденного) оборудования;
д) осмотр, фотографирование послеаварийной обстановки, видеосъемка (при необходимости), составление схемы и эскиза места аварийной ситуации;
е) опрос очевидцев аварийной ситуации, руководителей организаций, на объектах которых произошла аварийная ситуация, оперативного персонала, а также получение объяснений (в письменной форме) опрошенных лиц;
ж) выяснение обстоятельств, предшествовавших аварийной ситуации, а также установление причин их возникновения;
з) выяснение характера нарушения технологических процессов и условий эксплуатации оборудования объектов, на которых произошла аварийная ситуация;
и) оценка действий оперативного персонала и руководителей организаций, на объектах которых произошла аварийная ситуация, по предупреждению возникновения и предотвращению развития аварийной ситуации;
к) проверка соответствия действий оперативного персонала нормативным и техническим требованиям;
л) выявление нарушений установленных норм и правил эксплуатации объектов;
м) проверка соответствия объекта и (или) технологического процесса проектным решениям;
н) проверка соответствия использования оборудования объектов, на которых произошла аварийная ситуация, установленной области его применения;
о) проверка наличия и исправности средств защиты персонала объекта, на котором произошла аварийная ситуация;
п) проверка наличия технической документации по эксплуатации объекта, на котором произошла аварийная ситуация.
16. При проведении расследования причин аварийной ситуации комиссия:
а) проводит обследование объектов, на которых возникла аварийная ситуация, с предварительным уведомлением собственников, иных законных владельцев о начале расследования причин аварийной ситуации способом, позволяющим подтвердить факт получения указанного уведомления, не позднее чем за 3 часа до начала такого обследования;
б) запрашивает у собственников, иных законных владельцев объектов, а также у органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления информацию и документы, необходимые для расследования причин аварийной ситуации, в том числе регистрограммы, записи оперативных переговоров, копии технической и иной документации в отношении объектов, на которых произошла аварийная ситуация;
в) осуществляет иные действия, необходимые для расследования причин аварийной ситуации.
17. Действия комиссии в ходе расследования причин аварийной ситуации оформляются протоколом и подписываются председателем комиссии.
18. Результаты расследования причин аварийной ситуации оформляются актом о расследовании причин аварийной ситуации (далее — акт расследования). Форма и порядок оформления акта расследования утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.01.2017 N 32)
(см. текст в предыдущей редакции)
19. Акт расследования содержит следующую информацию:
а) описание состояния и режима работы объектов, на которых произошла аварийная ситуация, до возникновения аварийной ситуации и во время аварийной ситуации;
б) описание причин возникновения и развития аварийной ситуации;
в) описание действий (бездействия) оперативного персонала и должностных лиц организации, на объектах которой произошла аварийная ситуация, послуживших предпосылками и (или) причинами возникновения аварийной ситуации;
г) описание выявленных в ходе расследования причин аварийной ситуации нарушений требований нормативных правовых актов, в том числе установленных норм и правил эксплуатации объектов, на которых произошла аварийная ситуация, а также технических регламентов;
д) перечень и описание повреждений оборудования объектов, на которых произошла аварийная ситуация;
е) описание выявленных в ходе расследования причин аварийной ситуации недостатков эксплуатации, проекта, конструкции, изготовления и монтажа оборудования, явившихся предпосылками аварийной ситуации или затруднявших ликвидацию аварийной ситуации;
ж) перечень противоаварийных мероприятий.
20. К акту расследования прилагаются все материалы расследования причин аварийной ситуации (далее — материалы расследования), полученные в процессе работы комиссии.
21. Акт расследования с приложением материалов расследования, которые формируются в отдельное дело с приложением описи всех документов, подлежит хранению в течение не менее 3 лет после проведения расследования причин аварийной ситуации в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление федерального государственного энергетического надзора, у собственника или иного законного владельца объекта в случае проведения расследования причин аварийной ситуации, повлекшей последствия, указанные в пункте 4 настоящих Правил.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.01.2017 N 32)
(см. текст в предыдущей редакции)
22. Акт расследования составляется в 2 экземплярах (для собственника или иного законного владельца объекта, на котором произошла аварийная ситуация, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного энергетического надзора) и подписывается всеми членами комиссии. При несогласии отдельных членов комиссии их особое мнение прилагается к акту расследования.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.01.2017 N 32)
(см. текст в предыдущей редакции)
23. Копии акта расследования в 3-дневный срок после окончания расследования причин аварийной ситуации направляются председателем комиссии всем членам комиссии, копии материалов расследования — по запросу членов комиссии.
24. Контроль за выполнением противоаварийных мероприятий, разработанных по результатам расследования причин аварийной ситуации, повлекшей последствия, предусмотренные пунктом 3 настоящих Правил, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора.