Кто не может быть учредителем сми
Перейти к содержимому

Кто не может быть учредителем сми

Кто не может быть учредителем сми

Статья 7. Учредитель

Учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган. Учредителем (соучредителем) печатного средства массовой информации и сетевого издания в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» может быть орган местного самоуправления.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 18.04.2018 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Не может выступать учредителем:

гражданин, отбывающий наказание в местах лишения свободы либо имеющий судимость за совершение преступлений с использованием средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», или за совершение преступлений, связанных с осуществлением экстремистской деятельности, а также гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста или признанный судом недееспособным;

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 239-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону;

гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации.

Статья 7. Учредитель

Учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган. Учредителем (соучредителем) печатного средства массовой информации и сетевого издания в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" может быть орган местного самоуправления.

Не может выступать учредителем:

гражданин, отбывающий наказание в местах лишения свободы либо имеющий судимость за совершение преступлений с использованием средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", или за совершение преступлений, связанных с осуществлением экстремистской деятельности, а также гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста или признанный судом недееспособным;

объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону;

гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации.

Соучредители выступают в качестве учредителя совместно.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 7 Закона о СМИ

1. Согласно комментируемой статье учредителем средства массовой информации может быть физическое лицо (гражданин России или лицо без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ), объединение граждан, юридические лица (их объединения), государственные органы.

2. Гражданин должен быть дееспособным, то есть достигшим 18 лет и не ограниченным судом в дееспособности. Объединение граждан может действовать на основе договора простого товарищества, по которому лица обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели (ст. 1041 ГК РФ), либо на основании Федерального закона «Об общественных объединениях». Согласно данному Закону под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ч. 1 ст. 5).

3. Учредителем средства массовой информации может также являться юридическое лицо любой организационно-правовой формы и любой формы собственности. Под государственными органами в данном случае следует понимать органы государственной власти и муниципальные органы местного самоуправления (подробнее см. п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»).

При этом п. 7 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ведет речь только о печатном средстве массовой информации и только учрежденном органами местного самоуправления для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации. Причины такой разницы в правах органов государственной власти и органов местного самоуправления в области учреждения средств массовой информации не совсем понятны.

В законах, регламентирующих деятельность органов государственной власти, можно встретить отдельные нормы об учреждении средств массовой информации. Так, в соответствии с ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе учреждать средства массовой информации для освещения деятельности полиции.

В некоторых законах предусматривается распространение определенной информации государственными организациями телерадиовещания и периодическими печатными изданиями, т.е. организациями, учредителями которых являются государственные органы и организации.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 61 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» информационное обеспечение выборов депутатов Государственной Думы осуществляется с использованием государственных, муниципальных и негосударственных организаций телерадиовещания, периодических печатных изданий. Под государственными организациями телерадиовещания и периодическими печатными изданиями в Законе понимаются организации телерадиовещания и периодические печатные издания, учредителями (соучредителями) которых или учредителями (соучредителями) редакций которых на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы являются государственные органы и организации, и (или) которым за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, выделялись бюджетные ассигнования из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ на их функционирование (в том числе в форме субсидий), и (или) в уставном (складочном) капитале которых на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов имеется доля (вклад) Российской Федерации и (или) субъекта (субъектов) РФ.

Перечень общероссийских государственных организаций телерадиовещания и общероссийских государственных периодических печатных изданий публикуется Центральной избирательной комиссией РФ по представлению Роскомнадзора не позднее чем на пятнадцатый день после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы. В обязанности Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям вменено не позднее чем на пятый день после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы представление в Роскомнадзор списка организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий, которым за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) указанного решения, выделялись бюджетные ассигнования из федерального бюджета на их функционирование (в том числе в форме субсидий), а также сведений о виде и об объеме таких ассигнований.

Похожие нормы об учреждении организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий, которые используются для информационного обеспечения выборов Президента РФ, а также об учреждении организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий, используемых для информационного обеспечения выборов и референдумов, содержатся в ст. 47 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ст. 48 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

Как видно из приведенных норм, законодатель разделяет организации телерадиовещания, редакции периодических печатных изданий на государственные, муниципальные и негосударственные в зависимости от их учредителя (учредителей). Сведения об учредителе (учредителях) организации вместе с другими сведениями об организациях представляются в соответствующую избирательную комиссию в установленные сроки.

4. Если средство массовой информации подлежит государственной регистрации, намерение учредителя создать СМИ должно быть выражено в заявлении о государственной регистрации. Порядок регистрации средства массовой информации определен ст. ст. 8 — 14 комментируемого Закона. Если же СМИ освобождено от регистрации (ст. 12 Закона), то намерения учредителя выражаются в локальном акте — приказе, распоряжении и др. В соответствии со ст. 17 комментируемого Закона права и обязанности учредителя и редакции, предусмотренные Законом, возникают с момента регистрации средства массовой информации, а предусмотренные уставом редакции — с момента его утверждения. Учредитель, редакция, издатель, распространитель могут дополнительно установить на договорной основе взаимные права и обязанности. Средство массовой информации считается зарегистрированным со дня выдачи свидетельства о регистрации.

5. Закон ограничивает возможность некоторых категорий лиц быть учредителями средства массовой информации:

— не может быть учредителем гражданин, не обладающий полной гражданско-правовой дееспособностью: не достигший 18 лет или признанный судом недееспособным вследствие душевной болезни. Под дееспособностью понимается способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять права, а также исполнять соответствующие обязанности. Полная дееспособность наступает с 18 лет. Однако Закон, по сути, ограничивая возможность быть учредителем гражданина, достигшего 16 лет и объявленного судом дееспособным (эмансипация), не ограничивает возможность регистрации средства массовой информации лицом, ограниченным судом в дееспособности, но не лишенным ее полностью. Порядок признания лица недееспособным определен гл. 31 ГПК РФ. Не может быть учредителем средства массовой информации и лицо, отбывающее наказание в местах лишения свободы. Согласно ст. 56 УК РФ лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму;

— не может быть учредителем объединение граждан или юридическое лицо, деятельность которых запрещена по закону. Имеются в виду как общие случаи ликвидации любого юридического лица по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, так и ликвидация в случае признания юридического лица несостоятельным (банкротом). Кроме того, для некоторых юридических лиц законодательство предусматривает дополнительные основания принудительного прекращения деятельности.

Так, основаниями для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются: нарушение общественной безопасности и общественного порядка; действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности; принуждение к разрушению семьи; посягательство на личность, права и свободы граждан; нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий; склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии; воспрепятствование получению обязательного образования; принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения; воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения; побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий (см. ст. 14 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»). Основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются: нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина; неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям (ч. 1 ст. 44 Федерального закона «Об общественных объединениях»). Деятельность юридических лиц может быть также приостановлена в порядке, определенном Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», а также в случаях введения на территории РФ чрезвычайного или военного положения;

— не может быть учредителем отечественного средства массовой информации гражданин другого государства. Если лицо без гражданства не проживает постоянно на территории России, то оно также не может быть учредителем. При этом Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определяет иностранного гражданина как физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; а лицо без гражданства — как физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

6. Согласно комментируемому Закону соучредители выступают в качестве учредителя совместно, то есть все приказы, решения и иные документы должны быть приняты и подписаны единогласно.

7. По сути, комментируемая статья закрепляет только круг субъектов, которые могут быть учредителями, субъектов, которым законом запрещено учреждать средства массовой информации, а также порядок деятельности соучредителей. Конкретный круг прав учредителей распределен в других статьях комментируемого Закона, что не совсем удобно. В Законе Ханты-Мансийского автономного округа от 5 марта 1996 г. «О средствах массовой информации» (утратил силу) региональные законодатели подошли к данному вопросу несколько иначе. Весь комплекс правомочий учредителя закреплен в одной ст. 11 «Статус учредителя». В данной статье прекрасно раскрыт круг организационных правомочий учредителя. Согласно ей учредитель обладает правами:

— учреждения средств массовой информации и прекращения их деятельности;

— передачи своих прав и обязанностей третьим лицам, если такая передача не противоречит уставу редакции или заменяющему его договору и действующему законодательству;

— принятия прав и обязанностей учредителя от другого учредителя;

— утверждения руководителей учрежденного им средства массовой информации или найма их на контрактной основе;

— финансирования и материально-технического обеспечения редакции учрежденного им средства массовой информации;

— определения названия, языка, формы, территории распространения, примерной тематики и специализации, периодичности, объема;

— определения программных целей и задач средства массовой информации.

К сожалению, после внесения изменений и признания ряда региональных нормативных актов недействительными подобные достаточно эффективные наработки были утрачены.

Кто не может быть учредителем сми

Порядок регистрации СМИ

Порядок регистрации СМИ

— В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» не требуется регистрация:

— средств массовой информации, учреждаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;

— периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров;

— радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, одной образовательной организации или одного промышленного предприятия либо имеющим не более десяти абонентов;

— аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более десяти экземпляров.

Учредителем (соучредителем) СМИ может быть:

Учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган. Учредителем (соучредителем) печатного средства массовой информации и сетевого издания в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» может быть орган местного самоуправления.

Не может выступать учредителем:

— гражданин, отбывающий наказание в местах лишения свободы либо имеющий судимость за совершение преступлений с использованием средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», или за совершение преступлений, связанных с осуществлением экстремистской деятельности, а также гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста или признанный судом недееспособным;

— объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону;

— гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации.

Ограничения, связанные с учреждением средства массовой информации, организации (юридического лица), осуществляющей вещание

Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, иностранное государство, международная организация, а также находящаяся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо с иностранным участием, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство другого государства, в совокупности или каждый в отдельности, не вправе выступать учредителем (участником) средства массовой информации, являться редакцией средства массовой информации, организацией (юридическим лицом), осуществляющей вещание.

Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, иностранное государство, международная организация, а также находящаяся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо, доля иностранного участия в уставном капитале которого составляет более 20 процентов, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство другого государства, в совокупности или каждый в отдельности, не вправе осуществлять владение, управление либо контроль прямо или косвенно (в том числе через подконтрольных лиц или посредством владения в совокупности более 20 процентами долей (акций) любого лица) в отношении более 20 процентов долей (акций) в уставном капитале лица, являющегося участником (членом, акционером) учредителя средства массовой информации, редакции средства массовой информации, организации (юридического лица), осуществляющей вещание.

Перечень документов, свидетельствующих о соблюдении требований настоящей статьи, утверждается Правительством Российской Федерации и подлежит предоставлению лицами, определенными настоящим Законом.

Соучредители выступают в качестве учредителя совместно.

Заявление о регистрации СМИ, продукция которого предназначена для распространения преимущественно на всей территории Российской Федерации и за ее пределами, подается в регистрирующий орган в соответствии с частью 3 статьи 8 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации».

Заявление о регистрации СМИ, продукция которого предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта Российской Федерации, территории муниципального образования, подается в территориальный орган в соответствии с частью 3 статьи 8 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации».

Заявление о регистрации СМИ, продукция которого предназначена для распространения преимущественно на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, входящих в один федеральный округ, подается в территориальный орган по соответствующему федеральному округу в соответствии с пунктом 4 Порядка подачи заявления о регистрации средства массовой информации, продукция которого предназначена для распространения преимущественно на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, утвержденного приказом Роскомнадзора от 18.12.2017 N 255 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27.04.2018, регистрационный N 50938).

В случае если продукция СМИ предназначена для распространения преимущественно на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, входящих в различные федеральные округа, заявление подается в территориальный орган по Центральному федеральному округу в соответствии с пунктом 5 Порядка.

Заявление о регистрации средства массовой информации и прилагаемые к нему документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Заявитель вправе направить указанные заявление и документы в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

Для регистрации СМИ (внесения изменений в запись о регистрации СМИ) заявитель предоставляет заявление, подписанное заявителем или его представителем (форма заявления приведена в приложении N 1 к Административному регламенту).

В случае внесения изменений в запись о регистрации СМИ в заявлении указывается причина внесения изменений в запись о регистрации СМИ.

Внесение изменений в запись о регистрации средства массовой информации осуществляется в том же порядке, что и регистрация средства массовой информации:

Смена учредителя, изменение состава соучредителей, наименования (названия), языка (языков), примерной тематики и (или) специализации средства массовой информации, территории распространения продукции средства массовой информации, доменного имени сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (для сетевого издания), а также формы и (или) вида периодического распространения массовой информации допускаются лишь при условии внесения соответствующих изменений в запись о регистрации средства массовой информации.

Учредитель СМИ: кто и при каких обстоятельствах может создать СМИ

uchreditel-smi

Учредитель СМИ и редакция СМИ — два основных действующих лица, которые должны быть, чтобы СМИ выходило в свет. Учредитель создает СМИ, то есть только после его действий по регистрации СМИ в Роскомнадзоре сайт получает новый правовой статус — статус СМИ. Но на этом роль учредителя не заканчивается, у него есть определенные права и обязанности и после регистрации. Их не так много, как у редакции СМИ, но все же они есть. Сегодня рассмотрим подробнее, кто же может быть учредителем интернет-СМИ — сетевого издания. А возможности, которые дает сайт, зарегистрированный как СМИ, перечислены в интеллект-карте.

Учредитель сайта — СМИ, подающий документы на регистрацию, должен соответствовать всем требованиям, установленным Законом РФ «О СМИ». Поэтому решить вопрос о том, кто будет учредителем и может ли это лицо им быть, необходимо до начала процедуры регистрации СМИ.

Кто может быть учредителем СМИ

Физическое лицо в качестве учредителя СМИ

Физическое лицо имеет право быть учредителем любого СМИ, в том числе сетевого издания.

uchreditel-smi-fizlico

Но если человек отбывает наказание в местах лишения свободы, то он не может быть учредителем СМИ, даже если является гражданином РФ.

Такое право — учредить собственное средство массовой информации — пригодится блогерам. В случае регистрации блога в качестве СМИ блогер-учредитель не будет нести ответственность за комментарии пользователей и другой пользовательский контент, если он публикуется на сайте без премодерации. Если Роскомнадзор все-таки обнаружит нарушение на страницах сетевого издания, соответствующую информацию нужно будет незамедлительно удалить.

Рекомендуем блогеру внимательно изучить законы или проконсультироваться с медиаюристом, оценить риски невыполнения требований закона о блогерах, все нюансы и плюсы регистрации сайта в качестве СМИ и принять решение.

Учредитель СМИ — индивидуальный предприниматель

Часто можно слышать вопрос: может ли индивидуальный предприниматель (далее по тексту — ИП) выступать в качестве учредителя СМИ? Закон «О СМИ» не предусматривает индивидуального предпринимателя в качестве отдельного субъекта, который может учреждать СМИ, но в нашей практике есть кейсы, когда мы по желанию клиента регистрировали СМИ именно на ИП. В таких случаях ИП необходимо будет при регистрации СМИ предоставить документы, подтверждающие его статус. Однако мы не советуем регистрировать СМИ на ИП, поскольку в случае прекращения деятельности ИП необходимо будет перерегистрировать СМИ. Гораздо проще сделать учредителем СМИ просто физлицо, а в случае получения доходов от деятельности сайта после регистрации СМИ их можно проводить через ИП, сделав его редакции СМИ.

Может ли иностранный гражданин быть учредителем СМИ?

На сегодняшний день даже если иностранец на законных основаниях постоянно проживает на территории России закон не позволяет ему учреждать СМИ. Это регулируется в статье 19.1. Закона РФ «О СМИ», также недопустимо быть учредителем гражданину РФ, если у него есть двойное гражданство. Такие же правила распространяются и на лиц без гражданства.

Юридическое лицо как учредитель СМИ

Да, если юридическое лицо зарегистрировано в России, то оно не всегда может выступать в качестве учредителя СМИ. Закон «О СМИ» установил ограничения на учреждение СМИ к юридическим лицам, в том числе российским, у которых доля иностранного участия в уставном капитале более 20%. Казалось бы, простым решением может стать добавление в цепочку «владелец юрлица — учредитель СМИ» еще одного юридического лица.

Пример: некий мистер Х (англичанин) учреждает ООО «Сказка» в паре с нашим соотечественником, получается российская компания с иностранным участием. ООО «Сказка» создает ООО «Сказка-1» (компанию с российским учредителем). А ООО «Сказка-1» в свою очередь учреждает СМИ «Сказка-2».

Но закон запрещает не только прямое, но и косвенное владение.

uchreditel-smi-19.1

Таким образом Роскомнадзор отслеживает и эту ситуацию.

А а может ли ООО, например, учредителем которого в свою очередь является иностранный гражданин, создавать СМИ? Ответ на этом вопрос также отрицательный.

Кому лучше быть учредителем — физическому или юридическому лицу?

Наши клиенты часто стоят перед такой дилеммой. Для того чтобы выбрать, надо понимать, за что учредители несут ответственность. В Кодексе об административных правонарушениях есть ряд статей, которые предусматривают штрафы, если учредитель не совершит определенные законом действия, например не предоставит Устав СМИ в Роскомнадзор. Административные штрафы для учредителей СМИ — физических лиц — заметно меньше.

Если редакция СМИ не является юридическим лицом, то в случае подачи иска о защите чести, достоинства и деловой репутации или других претензий к контенту сайта, отвечать будет учредитель. И суммы компенсации морального вреда могут быть достаточно большими. Физические лица при этом будут отвечать всем своим имуществом, а юридические лица рискуют только своим уставным капиталом, имуществом, находящимся на балансе, и деньгами на счете.

А может быть несколько учредителей?

Довольно распространенной ситуацией является, когда сразу несколько лиц (физических или юридических даже в совокупности) выступают учредителями СМИ. Закон не ограничивает максимального количества учредителей СМИ. Получается, что каждое из этих лиц является соучредителем. Отсюда вытекает, что только совместно они могут выступать для своего СМИ учредителем в полном смысле этого понятия. Для избегания конфликтов между соучредителями рекомендуем в порядке статьи 22 Закона «О СМИ» составить и заключить договор о взаимных правах, обязанностях соучредителей, а также других вопросах их взаимодействия.

uchreditel-smi-dogovor

Лицо, на которое не зарегистрировано доменное имя

Правило следующее: если у СМИ только один учредитель, то он обязательно должен быть владельцем доменного имени. В противном случае Роскомнадзор возвратит документы, поданные на регистрацию. Если учредителем СМИ является юридическое лицо, учредитель которого (юридического лица) владелец доменного имени, то в таких случаях сайт также не будет зарегистрирован в качестве СМИ.

Что же делать в таких случаях?

Варианта два: добавить вторым учредителем владельца доменного имени или перевести права на домен на то лицо, которое вы хотите, чтобы было единственным учредителем СМИ. Право владения доменным именем должно быть подтверждено хотя бы для одного из соучредителей.

Право владения доменным именем должно быть подтверждено учредителем или одним из соучредителей, если их несколько. В соответствии с требованиями законодательства нужно предоставлять документ (справку, свидетельство, сертификат — у разных регистраторов доменных имен он называется по-разному) о правах на администрирование доменного имени. Получить такой документ можно у регистратора доменного имени конкретного сайта (Reg.ru и Rucentre и др.). Процедуру получения справки можно уточнить на их сайте.

Обязанности учредителя СМИ

Определив возможность быть или не быть учредителем, рассчитывайте свои возможности с учетом обязанностей, возлагаемых законодательством. Для регистрации СМИ учредитель обязан:

    ;
  • указать в заявлении на регистрацию и других документах достоверную информацию;
  • выбрать тематику СМИ, которая не противоречит Федеральному закону «О противодействии экстремизму».

Негативными последствиями невыполнения данных обязанностей будет отказ в регистрации СМИ или возравщение документов без рассмотрения.

Некоторые обязанности учредителей после прохождения процедуры регистрации перечислены в схеме:

uchreditel-smi-obyazannosti

У учредителя СМИ есть обязанности и после регистрации. Чтобы вы не забыли о них, мы подготовили специальную памятку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *