Тема 2.1. «Учет долгосрочных инвестиций»
1. Понятие, классификация и оценка долгосрочных инвестиций.
2. Организация учета долгосрочных инвестиций.
3. Учет долгосрочных инвестиций при хозяйственном способе выполнения строительных работ.
4. Учет долгосрочных инвестиций при подрядном способе выполнения строительных работ.
5. Учет долгосрочных инвестиций, связанных с приобретением оборудования требующего и не требующего монтажа.
6. Учет источников финансирования долгосрочных инвестиций.
Вопрос 1.
Долгосрочные инвестиции – это затраты организации на создание, увеличение размеров, а также на приобретение внеоборотных активов длительного пользования (свыше одного года), не предназначенных для продажи.
Кдолгосрочным инвестициям относятся затраты на:
— реконструкцию, модернизацию, расширение, техническое перевооружение действующих предприятий;
— приобретение основных средств;
— приобретение земельных участков и объектов природопользования;
— приобретение и создание нематериальных активов;
— приобретение взрослых животных;
— перевод молодняка в основное стадо;
— выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и т.д.
Законченные долгосрочные инвестиции оценивают исходя из инвентарной стоимости законченных строительных объектов и приобретенных отдельных видов основных средств и других долгосрочных активов. В бухгалтерском баланседолгосрочные инвестиции отражаются по статье «Прочие внеоборотные активы». По этой статье застройщик показывает стоимость незаконченного строительства, осуществляемого подрядным и хозяйственным способами.
Учет долгосрочных инвестиций ведется в соответствии с порядком, установленным:
— Положением по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» ПБУ 2\2008 (Приказ МФ РФ от 24.10.2008г. №116н. ред. от 27.04 2012г.)
— Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (Приказ МФ РФ от 30.12. 1993г. №160).последующими изменениями и дополнениями.
В соответствии с этими документами учет долгосрочных инвестиций ведется по фактическим расходам:
-в целом по строительству и по отдельным объектам, входящем в него;
-по приобретаемым объектам основных средств, земельным участкам, нематериальным активам.
Долгосрочные инвестиции по новому строительству осуществляются по утвержденным сметам и проектам с организацией, строящей объекты. На каждый объект составляется сметный расчет(смета), в котором определяется стоимость сооружаемого объекта, стройки, пускового объекта.
Строительно-монтажные работы могут осуществляться двумя способами:
При этом следует различать понятиязастройщик иподрядчик. Застройщик/заказчик/- это организация, для которой осуществляются капитальные работы,/т.е. она строится/.
Подрядчики — это организации, которые осуществляютстроительно-монтажные работы по заказу застройщиков (по договору на строительство).
При хозяйственном способе все работы осуществляются самим застройщиком собственными силами. Он же ведет и учет затрат по строительству или монтажу оборудования.
При подрядном способе все работы выполняются подрядной организацией на основании договора, который заключается между застройщиком и подрядчиком на весь объем и срок выполнения работ. В этом договоре указываются объем работ, стоимость работ, форма расчетов и т.д.
Инвентарная стоимость объекта – затраты застройщика по возведению объекта в соответствии с договором на строительство с его начала до ввода в эксплуатацию.
Учет затрат на строительно-монтажные работы ведет подрядчик. Заказчик принимает выполнение работы по актам ф№КС-11 и КС-14 и оплачивает стоимость выполненных работ.
В соответствии с договором на строительство расчеты между застройщиком и подрядчиком могут осуществляться:
1) в форме авансов (промежуточных платежей) за выполненные подрядчиком работы на конструктивных элементах или этапах;
2) после завершения всех работ на объекте строительства.
Вопрос 2.
Независимо от способа выполнения работ застройщик/заказчик/ ведет учет долгосрочных инвестиций на активном счете 08 «Вложения во внеоборотные активы»,активный, калькуляционный.
По Дебету этого счета отражаются сальдо на начало отчетного периода, фактические затраты на строительство и приобретение объектов основных средств, нематериальных активов, затраты по формированию основного стада и другие, а также сальдо на конец.
По Кредиту–первоначальная(инвентарная) стоимость основных средств, нематериальных активов и других объектов, принятых в установленном порядке в эксплуатацию.
Сальдо по дебету счета 08 показывает затраты по незавершенным работам и отражается в 1 разделе актива баланса по статье «Прочие внеоборотные активы».
К счету 08 открывается 8 субсчетов:
08/1 – приобретение земельных участков;
08/2 – приобретение объектов природопользования;
08/3 –строительство объектов основных средств;
08/4 –приобретение объектов основных средств;
08/5 –приобретение нематериальных активов;
08/6 –перевод молодняка в основное стадо;
08/7 –приобретение взрослых животных;
08/8 –выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технических работ.
Для учета оборудования, требующего монтажа предназначен счет 07 «Оборудование к установке», активный, инвентарный.
Д 07 «Оборудование к установке» К
Сальдо на начало
фактические затраты фактическая себестоимость
на вновь приобретенное оборудования, сданного
оборудование к установке монтаж
Сальдо на конец
Аналитический учет по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы»ведется по видам работ, по объектам, а также по статьям и элементам затрат.
Вопрос 3.
Хозяйственный способ долгосрочных инвестиций – это выполнение строительных и монтажных работ своими силами.
Организация, осуществляющая долгосрочные инвестиции хозяйственным способом, должна организовать в своем участке, хозяйстве строительно-монтажные цехи, отделы капитального строительства (ОКС).
Фактические затраты на строительство и монтажные работы, произведенные застройщиком, относят либо сразу в дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», либо предварительно на дебет счета 23 «Вспомогательные производства», а в конце месяца их списывают кредита счета 23 «Вспомогательные производства» на дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Аналитический учет долгосрочных инвестиций в основные средства ведут по каждому объекту в целом и по видам работ ежемесячно и нарастающим итогом с начала строительства до ввода объекта в действие в ведомости №18 (ее открывают на год) по дебету счетов 08, 07.
Синтетический учет ведется в журнале-ордере №16 по кредиту счетов 08, 07, его заполняют на основании итоговых данных ведомости №18.
Моментом ввода объекта долгосрочных инвестиций в эксплуатацию считается дата подписания акта приемочной комиссией (форма КС-14).
Основанием для выполнения записей в бухгалтерские регистры являются следующие документы:
-Документы,подтверждающие размер затрат, произведенныхпри создании основных средств;
-Акт, подтверждающий создание основных средств в организации.
-Акт, приемки основных средств, подтверждающий их оприходование в самой организации.
По учету долгосрочных инвестиций при хозяйственном способе выполнения строительных работ составляются следующие бухгалтерские проводки:
Расход строительных материалов, конструкций и деталей | 08/3 | |
Начисление заработной платы строительным /монтажным/ рабочим | 08/3 | |
Произведены отчисления на социальное страхование и обеспечение и взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний | 08/3 | |
Списание соответствующей доли общепроизводственных расходов /расходов по эксплуатации строительных машин и механизмов/ | 08/3 | |
Списание общехозяйственных /накладных/ расходов | 08/3 | |
Начислена сумма амортизации по основным средствам и нематериальных активов, используемым при выполнении строительных работ | 08/3 | 02, 05 |
Начисление НДС на стоимость строительно-монтажных работ /выполненным хозяйственным способом/ для собственного потребления | ||
Перечислено с расчетного счета в бюджет в погашение задолженности по НДС | ||
Принят к вычету НДС по строительно-монтажным работам | ||
Принято по акту, введены в эксплуатацию и зачислены в основные средства законченные объекты /по инвентарной стоимости/ |
Вопрос 4.
Подрядный способ – это выполнение всех работ: проектирование, подбор оборудования, строительство, монтажные работы сторонней организацией, т.е. подрядчиком. Объект сдается заказчику «под ключ».
При подрядном способе на соответствующие объекты заказчик/застройщик/ и подрядчик ежемесячно составляют акт о приемке выполненных строительно-монтажных работ. Стоимость выполненных работ определяется по сметной стоимости и оплата производится ежемесячно.
Согласно ст.740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы. Подрядчик обязан вести строительство и связанные с ней работы в соответствии с технической документацией, которая определяет объем, содержание работ, а также сметой, определяющей стоимость работ. Заказчик должен создать подрядчику условия для их выполнения, принять результат этих работ и уплатить стоимость выполненных работ.
Окончательный расчет с подрядчиком происходит после завершения строительства объекта и утверждения акта приемки формы КС-11 «Акт законченного строительством объекта»Государственной приемочной комиссией о вводе в эксплуатацию объекта.
По учету долгосрочных инвестиций при подрядном способе строительства составляются следующие бухгалтерские проводки:
Принят к оплате счет подрядной организации за выполненные строительно-монтажные работы. | — сметная/договорная/ стоимость работ — НДС |
Оплачены счета подрядной организации | |
Списан НДС по оплаченным работам (Принят к вычету НДС по строительно-монтажным работам) | |
Принят по акту, введен в эксплуатацию и зачислен в основные средства законченный объект |
Вопрос 5.
Учет приобретения оборудования.
Различают два вида оборудования:
-не требующее монтажа;
Оборудование, не требующее монтажа, учитывается на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Приобретено от поставщиков оборудование, не требующее монтажа | — стоимость оборудования — НДС |
Оплачены счета поставщиков за оборудование, не требующее монтажа | |
Списывается НДС по оплаченному оборудованию | |
Оборудование, не требующее монтажа, введено в эксплуатацию и зачислено в основные средства |
Оборудование, требующее монтажа, до сдачи в монтаж учитывается на счете 07 «0борудование к установке».
Д | К |
Принят к оплате счет поставщика за приобретенное оборудование, требующее монтажа | — стоимость оборудования — НДС |
Монтаж /установка/оборудования может быть выполнен подрядным или хозяйственным способом.
При подрядном способе выполнения монтажных работ затраты по ним учитываются на счете 08.
Сдано оборудование подрядчику для монтажа |
Принятое оборудование для монтажа в подрядной организации учитывается по дебету 005 забалансового счета
Принят к оплате счет подрядчика за выполненные монтажные работы. | — стоимость монтажных работ — НДС |
Перечислено с расчетного счета в погашение задолженности: — поставщику оборудования — подрядной организации за выполненные монтажные работы | |
Списан НДС по оплаченному оборудованию и монтажным работам | |
Зачислено в основные средства и введено в эксплуатацию это оборудование после монтажа |
Если монтаж оборудования производится хозяйственным способом, то затраты учитываются предварительно на счете 23 «Вспомогательные производства» с последующим списанием этих затрат на счет 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Д | К |
Приобретенное оборудование сдано механическому цеху для монтажа | |
Отражены в учете затраты механического цеха по монтажу оборудования | |
Списаны эти затраты | |
Начислен НДС по монтажным работам, выполненным хозяйственным способом | |
Оплачен НДС с расчетного счета | |
Приняты по акту монтажные работы. Оборудование зачислено в основные средства |
Вопрос 6
Финансирование долгосрочных инвестиций осуществляется за счет следующих источников:
1.Собственных средств и приравненных к ним источников;
К собственным средствам и приравненным источникам относятся:
-амортизационные отчисления основных средств и нематериальных активов;
-часть чистой прибыли;
-суммы страховых возмещений, получаемые организацией в покрытие потерь и убытков
от страховых случаев;(чрезвычайных доходов).
-бюджетные ассигнования, получаемые на безвозвратной основе.(целевые финансирования);
-средства дольщиков, получаемые на безвозвратной основе.
К привлеченным(заемным) источникам относятся:
-долгосрочные кредиты банков;
По учету источников финансирования долгосрочных инвестиций составляются следующие бухгалтерские проводки:
51,52,55. 67 Получены долгосрочные кредиты банковдля осуществления
60 67 Оплата счетов поставщиков и подрядчиков за счет долгосрочных
кредитов банка при осуществлении долгосрочных инвестиций.
67 51,52,55. Погашение долгосрочных кредитов банка.
51,52,55. 67 Получены долгосрочные займы от заимодавцев (кроме банков).
67 51,52,55. Погашены долгосрочные займы.
08 67 Расходы по уплате процентов по кредитам банков и иным заемным
средствам, использованным на долгосрочные инвестиции.
91\2 51 Уплачены проценты по долгосрочным кредитам и займам после ввода
в действие основных средств нематериальных активов.
51,52,55. 86 При поступлении средств целевого финансирования (бюджетные
ассигнования и другие средства на безвозвратной основе).
Средства целевого финансирования и целевых поступлений должны расходоваться строго
по целевому назначению в соответствии с установленными сметами. При использовании этихсредств они списываются с дебета 86 счета, в кредит соответствующих счетов(10,70,69,и.т.д.).
Тема 2.2. Учет основных средств
План:
1. Понятие и классификация основных средств
2. Оценка основных средств
3. Документальное оформление и учет поступления основных средств
4. Учет амортизации основных средств
5. Учет ремонта основных средств
6. Документальное оформление и учет выбытия основных средств
7. Особенности учета арендованных и сданных в аренду основных средств
8. Переоценка основных средств.
Вопрос 1
Для осуществления нормальной хозяйственно-финансовой деятельности организации необходимо иметь в составе имущества основные средства.
Основные средства — это объекты сроком службы более 1 года. В процессе производства они участвуют многократно,т.е. в течение длительного времен не меняя своей натурально-вещественной формы, переносят свою стоимость на готовую продукцию частями по мере износа, в виде амортизации.
К ним относятся;
-рабочие машины и оборудование;
-силовые машины и оборудование;
-транспортные средства и передаточные устройства:
-измерительные приборы, хозяйственный инвентарь, многолетние насаждения;
-взрослый продуктивный и рабочий скот;
-прочие основные средства.
В составе основных средств учитываются также капитальные вложения:
-на улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы);
— в арендованные объекты основных средств, земельные участки, объект и природопользования.
Учет основных средств ведется в соответствии с Положениями по бухгалтерскому учету ПБУ 6\01 от 30 марта 2001 г. в редакции 24. 12.2010г.
Основные средства играют большую роль в процессе труда, они образуют производственно-техническую базу и определяют производственную мощь организации.
В организациях применяется единая типовая классификация основных средств, в соответствии с которой основные средства группируются по следующим признакам:
отраслевому, назначению, видам, принадлежности, использованию.
По отраслевому признаку (основные средства промышленности, сельского хозяйства, ЖКХ, строительства, торговли ит.д.
По назначению основные средства подразделяются на:
— производственные основные средства( основного производства, вспомогательных и обслуживающих производств )
-непроизводственные ( жилищно-коммунального и культурно- бытового назначения ).
По степени использования основные средства подразделяются на находящиеся:
— на стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации;
По принадлежности: собственные, арендованные идр.
По видам:здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудования, транспортные средства, инструменты, производственный инвентарь, хозяйственный инвентарь, рабочий скот, многолетние насаждения, капитальные затраты по улучшению земель, стоимость земельных участков, объектов природопользования, прочие основные средства(библиотечные фонды, спортивный инвентарь).
Единицей учета основных средств является отдельный инвентарный объект, т.е.законченное устройство, предмет или комплекс предметов со всеми приспособлениями и принадлежностями, выполняющими в совокупности одну функцию. Каждому инвентарному объекту присваивают определенный инвентарный номер, который сохраняется за данным объектом на все время нахождения в эксплуатации, запасе или на консервации. Инвентарные номера выбывших объектов могут присваиваться другим, вновь поступившим основным средствам не ранее чем через пять лет после выбытия.
Вопрос 2
Необходимым условием правильного учета основных средств является единый принцип их оценки.
Различают три вида оценки основных средств:
1. первоначальная стоимость;
2. восстановительная стоимость;
3.остаточная стоимость.
В бухгалтерском учете основные средства отражаются по первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость основных средств, приобретенных за плату слагается из суммы фактических затрат организаций на приобретение, сооружение иизготовление,а также фактические затраты на доставку объектов , монтажу и приведение их в состояние , пригодное к использованию за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).
Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный капитал признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации.
Первоначальной стоимостью основных средств, полученных безвозмездно признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к учету.
Первоначальной стоимостью основных средств, полученных в порядке обмена, признается стоимость ценностей, переданных организацией, которая устанавливается исходя из цены аналогичных ценностей в сравнимых обстоятельствах.
Стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету не подлежит изменению, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ и Положением «Учет основных средств» (ПБУ6/01).
Изменение первоначальной стоимости допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.
Восстановительная стоимость основных средств — это стоимость воспроизводства объектов в современных условиях, В учете эта оценка не отражается (кроме объектов, подвергшихся переоценки), но имеет большое значение при составлении сметы затрат на производство, капитальный ремонт.
Коммерческие организации имеют право не чаше 1 раза в год осуществлять переоценку объектов основных средств.
Остаточная стоимость основных средств – это первоначальная стоимость объектов за минусом суммы амортизации.
В этой оценке объекты основных средств отражаются в балансе.
Вопрос 3
Движение основных средств связано с осуществлением хозяйственных операции, по поступлению, внутреннему перемещению, выбытию основных средств. Указанные операции оформляют типовыми формами первичной учетной документации.
Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем организации. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт (накладная) приемки-передачи объекта основных средств (ф, № ОС -1) на каждый объект в отдельности. В этом акте указываются:
1. Состав комиссии
2. Дата приемки
3. Полное наименование объекта
5. Год постройки (ввода в эксплуатацию) или выпуска и краткая характеристика.
6. первоначальная стоимость
7. Результат испытания
8. Инвентарный номер
9. Место эксплуатации и т.д.
После оформления акт приемки-передачи основных средств передают в бухгалтерию предприятия. К акту прилагают техническую документацию, относящуюся к данному объекту (паспорт, чертежи и пр.).
На основании акта бухгалтерия открывает инвентарную карточку, после чего техническую документацию передают в технический или другой отделы предприятия.
Акт утверждает руководитель организации.
Приемку законченных работ по достройке и дооборудованию объекта, производимых в порядке долгосрочных инвестиций, оформляют актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (ф. № ОС-3).
Внутреннее перемещение основных средств из одного цеха (отдела, участка) в другой, а также их передачу из запаса (со склада) в эксплуатацию оформляют накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств (ф. № ОС-2).
Основным регистром аналитического учета основных средств являются инвентарные карточки учета объекта основных средств (ф. № ОС-6), которые открываются в бухгалтерии. В организациях имеющих небольшое количество основных средств, пообъектный учет может быть организован в Инвентарной книге учета основных средств ОС-11.
Учет движения объектов основных средств ведется в карточке учета движения объектов основных средствОС-8.
По месту эксплуатации основных средств, для контроля за их сохранностью ведутся инвентарные списки основных средств.
Синтетический учет наличия и движения основных средств,принадлежащих предприятию ведут на счете 01 «Основные средства» по первоначальной стоимости.
Счет активный, инвентарный. По Дебету — сальдо на начало и поступления основных средств, сальдо на конец, по Кредиту — выбытие основных средств по разным причинам. Поступление основных средств на предприятии может происходить различными путями:
— Создаваться на самом предприятии;
— Приобретаться за плату у других организации;
— Поступать от учредителей в порядке вклада в уставный капитал и т.д.
Все затраты, связанные с поступлением основных средств относят в начале в Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» с Кредита различных счетов, а при постановке на учет основных средств эти затраты списывают со счета 08 на счет 01 «Основные средства» и отражают в бухгалтерском учете следующими проводками:
1. Приобретение у поставщиков:
а) 08 60 На покупную стоимость ОС, включая расходы по доставке и установке.
б) 19 60 На сумму НДС.
в) 01 08 Ввод в эксплуатацию и принятие на учет по первоначальной стоимости
г) 60 51 Оплата счетов поставщиков
д) 68 19 Списание НДС по оплаченным основным средствам
2. Поступление ОС от учредителей:
а) 08 75/1 При внесении учредителями ОС в счет вклада в
уставный капитал (по согласованной стоимости)
б) 01 08 Ввод в эксплуатацию и принятие на учет ОС по
3. Безвозмездное поступление объектов ОС:
Д К
а) 08 98/2 На рыночную стоимость поступивших основных средств
б) 01 08 Ввод в эксплуатацию и принятие на учет по первоначальной стоимости
в) 20,25,26 02 На сумму ежемесячно начисленной амортизации.
г) 98/2 91/1 Зачисление в доход безвозмездно поступивших
объектов ОС в сумме начисленной амортизации
Вопрос 4
Учет амортизации основных средств.
Всоответствии с Положением «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), за № 26-н стоимость основных средств погашается путем начисления амортизации.
Амортизация — это суммы износа, включаемые в затраты производства и предназначенные для восстановления основных средств.
Амортизация начисляется по всем основным средствам, кроме объектов основных средств ,
потребительские свойства, которых не изменяются (земельные участки, объекты
Если объекты основных средств имеют стоимость не более 40 000 рублей, то они списываются на затраты по мере отпуска их в эксплуатацию.
По всем остальным объектам основных средств производится начисление амортизации.
Амортизацию начисляют одним из следующих способов:
-способ уменьшаемого остатка;
-способ списания стоимости основных средств по сумме чисел лет срока полезного использования:
-способ списания стоимости пропорционально объему продукции.
Организация самостоятельно выбирает способ начисления амортизации по объектам основных средств. Выбранный вариант начисления амортизации применяется в течении всего срока полезного использования объектов основных средств.
В течении года независимо от применяемого способа начисление амортизации производится ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.
Начисление амортизации но объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к учету и производится до полного погашения стоимости этого объекта или списания этого объекта с учета.
Сумма амортизации определяется: Первоначальная стоимость х на норму амортизации в % : на 100% .
Начисление амортизации по объекту основных средств прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта, либо списания этого объекта с бухгалтерского учета.
Расчет суммы амортизационных начислений производят в разработочной таблице №6
Расчет амортизации основных средств за текущий месяц:
к сумме начисленной амортизации за прошлый месяц прибавляют амортизацию по вновь поступившим объектам и вычитают сумму амортизации по выбывшим объектам основных средств.
Учет амортизации ведется на контрарно-регулирующем, пассивном счете 02»Амортизация основных средств».
Он имеет следующую структуру:
02 Амортизация основных средств
Дебет | Кредит |
Списание сумм амортизации по выбывшим объектам основных средств | С(начальное) Начисление амортизации за отчетный период С (на конец месяца) |
Начисление амортизации означает не только исчисление суммы амортизации, но и включение этих сумм в затраты производства в зависимости от места эксплуатации.
На основании разработочной таблицы №6»Расчет амортизации основных средств» в учете составляются бухгалтерские проводки:
Списание сумм начисленной амортизации производится при выбытии объектов основных средств из эксплуатации;
д | К |
Списывается сумма начисленных, за время эксплуатации, амортизационных отчислений по выбывшим из эксплуатации объектам |
На малых предприятиях применяют ускоренную амортизацию, т.е. норма амортизации увеличивается в 2 раза, а также они могут списываться как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных средств сроком службы свыше 3-х лет.
С 1 января 2006г. норма амортизации увеличивается в 3 раза (коэффициент ускорения).
Вопрос 5
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.).
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор.
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между.
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право.
Бухгалтерский учет долгосрочных инвестиций
Основные средства
Долгосрочные инвестиции — это затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования (свыше одного года), не предназначенных для продажи, за исключением долгосрочных финансовых вложений в государственные ценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы других предприятий (п. 1.2 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций).
Долгосрочные инвестиции
К объектам долгосрочных инвестиций относятся основные средства и нематериальные активы.
Долгосрочные инвестиции связаны с:
- осуществлением капитального строительства в форме нового строительства, а также реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий и объектов непроизводственной сферы;
- приобретением основных средств: зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов или их частей;
- приобретением земельных участков и объектов природопользования;
- приобретением и созданием активов нематериального характера.
Целями учета долгосрочных инвестиций являются:
- своевременное, полное и достоверное отражение всех произведенных расходов при строительстве объектов по их видам и учитываемым объектам;
- обеспечение контроля за ходом выполнения строительства, вводом в действие производственных мощностей и объектов основных средств;
- правильное определение и отражение инвентарной стоимости вводимых в действие и приобретенных объектов основных средств, земельных участков, объектов природопользования и нематериальных активов;
- контроль за наличием и использованием источников финансирования долгосрочных инвестиций.
В балансе долгосрочные инвестиции отражаются в разделе I «Внеоборотные активы» по статье «Прочие внеоборотные активы». В этой статье отражаются затраты на вложения во внеоборотные активы организации, учитываемые на соответствующих субсчетах счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», в частности затраты организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к учету в качестве объектов НМА или ОС (сальдо дебетовое по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы»).
Учет долгосрочных инвестиций
Учет долгосрочных инвестиций ведется по фактическим расходам:
- в целом по строительству и по отдельным объектам (зданию, сооружению и др.), входящим в него;
- по приобретаемым отдельным объектам основных средств, земельным участкам, объектам природопользования и нематериальным активам.
При строительстве объектов застройщик ведет учет затрат нарастающим итогом с начала строительства, в разрезе отчетных периодов до ввода объектов в действие или полного производства соответствующих работ и затрат.
Наряду с учетом затрат по фактической стоимости застройщик независимо от способа производства строительных работ ведет учет произведенных капитальных вложений по договорной стоимости.
При организации учета затрат по строительству объектов застройщику необходимо предусматривать получение информации о воспроизводственной и технологической структуре затрат, способе производства строительных работ, а также предназначении строящихся объектов и иных приобретений.
Объектами долгосрочных инвестиций являются объекты нематериальных активов и основных средств. Бухгалтерский учет долгосрочных инвестиций ведется на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» по субсчетам:
08-1 «Приобретение земельных участков»,
08-2 «Приобретение объектов природопользования»,
08-3 «Строительство объектов основных средств»,
08-4 «Приобретение объектов основных средств»,
08-5 «Приобретение нематериальных активов»,
08-6 «Перевод молодняка животных в основное стадо»,
08-7 «Приобретение взрослых животных»,
08-8 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ».
На субсчете 08-1 «Приобретение земельных участков» учитываются затраты по приобретению организацией земельных участков.
На субсчете 08-2 «Приобретение объектов природопользования» учитываются затраты по приобретению организацией объектов природопользования.
На субсчете 08-3 «Строительство объектов основных средств» учитываются затраты по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство (независимо от того, осуществляется это строительство подрядным или хозяйственным способом).
На субсчете 08-4 «Приобретение объектов основных средств» учитываются затраты по приобретению оборудования, машин, инструмента, инвентаря и других объектов основных средств, не требующих монтажа.
На субсчете 08-5 «Приобретение нематериальных активов» учитываются затраты на приобретение нематериальных активов.
На субсчете 08-6 «Перевод молодняка животных в основное стадо» учитываются затраты по выращиванию в организации молодняка продуктивного и рабочего скота, переводимого в основное стадо.
На субсчете 08-7 «Приобретение взрослых животных» учитывается стоимость взрослого и рабочего скота, приобретенного для основного стада или полученного безвозмездно, включая расходы по его доставке.
На субсчете 08-8 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» учитываются расходы, связанные с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.
Счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» — активный.
Сальдо начальное (дебетовое) по счету 08 показывает величину вложений организации в незавершенное строительство, незаконченные операции приобретения основных средств, нематериальных и других внеоборотных активов, а также формирования основного стада на начало периода.
По дебету счета 08 (дебетовый оборот) — отражаются фактические затраты застройщика, включаемые в первоначальную стоимость объектов основных средств, нематериальных активов и других соответствующих активов.
По кредиту счета 08 (кредитовый оборот) — приемка объектов на учет.
Сформированная первоначальная стоимость объектов основных средств, нематериальных активов и др., принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывается со счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в дебет счетов 01 «Основные средства», 03 «Доходные вложения в материальные ценности», 04 «Нематериальные активы» и др.
Сальдо конечное (дебетовое) по счету 08 отражает величину вложений организации в незавершенное строительство, незаконченные операции приобретения основных средств, нематериальных и других внеоборотных активов, а также формирования основного стада на конец периода.
При продаже, передаче безвозмездно и др. вложений, учитываемых на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», их стоимость списывается в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Аналитический учет по счету 08
Аналитический учет по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» ведется:
- по затратам, связанным со строительством и приобретением основных средств, — по каждому строящемуся или приобретаемому объекту основных средств. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о затратах на:
- строительные работы и реконструкцию;
- буровые работы;
- монтаж оборудования;
- оборудование, требующее монтажа;
- оборудование, не требующее монтажа, а также на инструменты и инвентарь, предусмотренные сметами на капитальное строительство; проектно-изыскательские работы; прочие затраты по капитальным вложениям;
- по затратам, связанным с приобретением нематериальных активов, — по каждому приобретенному объекту;
- по затратам, связанным с формированием основного стада, — по видам животных (крупный рогатый скот, свиньи, овцы, лошади и т.д.);
- по расходам, связанным с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ — по видам работ, договорам (заказам).
Основные типовые проводки по счету 08
НДС по приобретенным долгосрочным инвестициям
Для того, чтобы принять к вычету НДС по приобретенным внеоборотным объектам нужно соблюдение следующих условий:
- объект будет использоваться для облагаемых НДС операций, в противном случае сумма НДС будет включаться в стоимость объекта (при использовании как в облагаемых, так и в не облагаемых НДС операциях, надо разделить сумму налога на принимаемый к вычету и включаемый в стоимость объекта);
- наличие счета-фактуры поставщика;
- объект списан с 08 счета на счета учета основных средств и нематериальных активов.
Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на территорию России основных средств, оборудования к установке, и нематериальных активов, производятся в полном объеме после принятия на учет .
Налоговый кодекс не разъясняет на каком счете должны учитываться внеоборотные активы в момент вычета — на счете 08 или на 01,03,04 счетах, то есть когда объекты полностью готовы к использованию. Существует два противоположных мнения экспертов и судебных решений. Официальная позиция Минфина — принять к вычету НДС можно только после списания объектов со счета 08 и отражения их на 01,03,04 счетах. Выбор остается за бухгалтером.
О том, как учитывать НДС к вычету при строительстве читайте в статье про капитальное строительство.
Практический пример по учету долгосрочных инвестиций
Салон красоты «Лилия» приобрел диван для холла (производство Италия) за 50 500 руб. (в т.ч. НДС). Бухгалтер отнес диван к долгосрочным инвестициям, который будет учитываться в качестве основного средства.
Стоимость дивана отнесена на счет «08» Вложения во внеоборотные активы», а также расходы на его доставку в размере 3500 руб (в т.ч. НДС).
- Дебет 08-4 Кредит 60 – 42 796,61 руб. отражена стоимость дивана без НДС;
- Дебет 19 Кредит 60 – 7 703,39 руб. учтен НДС;
- Дебет 08-4 Кредит 60 – 2 966,10 руб. отражена доставка за диван без НДС;
- Дебет 19 Кредит 60 – 533,90 руб. учтен НДС по доставке.
Больше расходов, связанных с приобретением дивана не планируется. По дебету счета 08-4 , аналитика «Диван для холла (производство Италия)» сформировалась сумма 42 796, 61 + 2 966, 10 руб = 45 762,71 руб. Эта сумма будет закрыта на 08 счете списанием на 01 счет:
Дебет 01 Кредит 08.4 – 45 762,71 руб. – введен в эксплуатацию диван для холла.
Дебет 68 Кредит 19 – 8 237.29 руб. — НДС принят к вычету.
Учёт долгосрочных инвестиций и финансовых вложений
Долгосрочные инвестиции и финансовые вложения — это издержки на образование и покупку внеоборотных активов долгосрочного использования (более года), а также прибавление их размеров. Продажа таких активов не предусмотрена, исключая долговременные денежные вложения в ценные бумаги, являющиеся государственными, и уставные фонды фирм.
Долговременные вклады обусловлены следующими факторами:
- 1. капитальным строительством (новое строительство, небольшое изменение, расширение площади, техническое перевооружение объектов из непроизводственной сферы и действующих организаций);
- 2. покупкой строений, инвентаря, средств перемещения и др.;
- 3. образованием и покупкой нематериальных активов;
- 4. покупкой земли и различных объектов природопользования;
- 5. совершением доходных вложений в различные материальные ценности;
- 6. выполнение технологических, опытно-конструкторских, научно-исследовательских работ.
К задачам учета долгосрочных инвестиций относятся:
- 1. своевременное, полное и достоверное отражение всех произведенных расходов при строительстве объектов по их видам и учитываемым объектам;
- 2. обеспечение контроля хода выполнения строительства и ввода в действие производственных мощностей и объектов основных средств;
- 3. правильное определение и отражение инвентарной стоимости вводимых в действие возведенных и приобретенных объектов основных средств, земельных участков, объектов природопользования и нематериальных активов;
- 4. обеспечение контроля за наличием и использованием источников финансирования долгосрочных инвестиций.
Объекты долгосрочных инвестиций при постановке на учет подлежат оценке. Оценка производится исходя из фактических затрат, связанных с приобретением (возведением) объекта, к которым относятся:
стоимость проектно-изыскательских, геологоразведочных и буровых работ;
затраты на строительно-монтажные работы, включая монтаж оборудования;
расходы на доведение объекта до состояния, пригодного для использования;
затраты на отвод земельных участков и переселению;
затраты на коренное улучшение земель (мелиорация, осушение и т.п.);
затраты на многолетние насаждения;
затраты на формирование основного стада;
расходы по уплате процентов по заемным средствам, до постановки объекта на учет.
Учет долгосрочных инвестиций ведется по фактическим затратам:
- 1. в целом по строительству и по отдельным объектам (зданию, сооружению и др.), входящим в него;
- 2. по приобретенным отдельным объектам основных средств, земельным участкам, объектам природопользования и нематериальным активам.
При строительстве объектов организацию и управление строительством, контроль за ходом строительства, ведение бухгалтерского учета, а также сдачу объектов в эксплуатацию осуществляет застройщик. Застройщик ведет учет затрат нарастающим итогом с начала строительства в разрезе отчетных периодов до ввода объектов в действие или полного производства соответствующих работ и затрат.
Наряду с учетом затрат по фактической стоимости застройщик независимо от способа производства строительных работ ведет учет производственных капитальных вложений по договорной стоимости.
При организации учета затрат на строительство объектов застройщик должен предусматривать получение информации о воспроизводственной и технологической структуре затрат, способе производства строительных работ, а также предназначении строящихся объектов и иных приобретений.
Бухгалтерский учет долгосрочных инвестиций ведут на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». На этом счете отражают инвестиции по их видам на специально открываемых субсчетах:
- 1. 08-1 «Приобретение земельных участков»;
- 2. 08-2 «Приобретение объектов природопользования»;
- 3. 08-3 «Строительство объектов основных средств»;
- 4. 08-4 «Приобретение объектов основных средств»;
- 5. 08-5 «Приобретение нематериальных активов»;
- 6. 08-6 «Перевод молодняка животных в основное стадо»;
- 7. 08-7 «Приобретение взрослых животных»;
- 8. 08-8 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» и др.
Учет капитального строительства организуется в соответствии с требованиями нормативных документов по бухгалтерскому учету, основными из которых являются:
- 1. Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденное приказом Минфина РФ от 30.12.1993 г. № 160;
- 2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94, утвержденное приказом Минфина РФ от 20.12.1994 г. № 167;
- 3. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 26н (в редакции приказа Минфина РФ от 18.05.2002 г. №45н).
Финансирование долгосрочных инвестиций осуществляется за счет собственных и привлеченных средств. Источниками собственных средств организации являются амортизационные отчисления по основным средствам и нематериальным активам, нераспределенная прибыль, фонды накопления и социальной сферы. Источниками привлеченных средств могут быть долгосрочные кредиты банков, займы, ассигнования из бюджета и внебюджетных фондов, целевое финансирование других организаций и лиц. По одним источникам собственных средств действующий план счетов не предусматривает их создания, по другим — использования созданных источников, определяя лишь исключения из общего правила.
Амортизационные отчисления включаются в себестоимость создаваемой продукции (работ, услуг). На счетах бухгалтерского учёта начисление амортизации основных средств и нематериальных активов отражается как увеличение износа основных средств и амортизации нематериальных активов (на регулирующих счетах 02 и 05). Износ не является источником собственных средств, но он может быть использован для определения возмещаемой суммы амортизационных отчислений за отчетный период. Поступившая на расчётный счет выручка от реализации продукции (работ, услуг) содержит в себе возмещенную часть амортизационных отчислений и является реальным источником финансирования инвестиций. Размер данного источника организация определяет расчётным путем.
Нераспределенная прибыль в качестве источника собственных средств организации имеет место тогда, когда финансовый результат ее деятельности превышает сумму платежей в бюджет налога на прибыль и других отвлечений прибыли, оставшейся в ее распоряжении. В этом случае она может оставить в балансе прибыль не распределенной либо образовать из нее фонды накопления и социальной сферы в соответствии с учредительными документами. Созданные фонды накопления и социальной сферы, как правило, не списываются. Данные фонды (по дебету счета 88) уменьшаются только в случаях направления их сумм на погашение убытка отчетного года, распределения их между учредителями и списания за счет фондов затрат, связанных с созданием нового имущества, но не включаемых в первоначальную стоимость этого имущества по установленному порядку. Именно поэтому фонды накопления и потребления выступают в качестве финансового обеспечения производственного и социального (в части капитальных вложений) развития.
Источники привлеченных средств отражаются на счетах бухгалтерского учёта по дебету счетов денежных средств в корреспонденции со счетами, учитывающими долги заимодавцам: кредит сч.92 «Долгосрочные кредиты банков» — банкам, кредит сч.95 «Долгосрочные займы» — другим юридическим и физическим лицам, кредит сч.96 «Целевые финансирование и поступления» — юридическим и физическим лицам — участникам долевого строительства.
Ассигнования из бюджета или внебюджетных фондов, полученные на безвозмездной основе, учитываются по дебету счетов денежных средств и кредиту счета 96. Средства, полученные из указанных источников на возвратной основе, отражаются по дебету счетов денежных средств и кредиту счета 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».
Денежные средства в кассе
Денежные средства являются составляющей оборотных активов организации. Денежные средства организации представляют собой совокупность денег, находящихся в кассе, на банковских расчетных, валютных, специальных и депозитных счетах в выставленных аккредитивах и особых счетах, чековых книжках, переводах в пути и денежных документах. В широком смысле к денежным активам относятся также вложения в легко реализуемые ценные бумаги и требования на получения денежных средств.
Денежные средства характеризуют начальную и конечную стадии кругооборота хозяйственных средств, скорость оборота которых во многом определяет эффективность всей предпринимательской деятельности. Денежные средства являются единственным видом оборотных средств, обладающим абсолютной ликвидностью, т.е. способностью немедленно выступать средством платежа по обязательствам организации. Поэтому объемом имеющихся у предприятия денег как важнейшего платежного средства определяется платежеспособность предприятия.
Операции, связанные с хранением, получением и расходованием наличных денежных средств непосредственно из кассы организации принято называть кассовыми операциями.
Кассовые операции осуществляются в соответствии с Порядком ведения кассовых операций, установленным письмом ЦБ России от 4.10.1993 г. № 18 и Положением ЦБ РФ о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ, установленным письмом ЦБ России от 5.01.1998 г. № 14-П
Порядок ведения кассовых операций устанавливает:
- 1. Каждое предприятие для осуществления расчетов наличными деньгами должно иметь кассу.
- 2. Руководители предприятий обязаны оборудовать кассу и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. В тех случаях, когда по вине руководителей предприятий не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении и транспортировке, они несут в установленном порядке ответственность.
- 3. Для обеспечения сохранности наличных денежных средств и ценностей, хранящихся в кассе, помещение кассы должно отвечать следующим требованиям:
- · быть изолированным от других служебных и подсобных помещений;
- · располагаться на промежуточных этажах многоэтажных зданий. В двухэтажных зданиях кассы размещаются на верхних этажах. В одноэтажных зданиях рекомендуется окна кассового помещения оборудовать внутренними ставнями;
- · иметь капитальные стены, прочные перекрытия пола и по толка, надежные внутренние стены и перегородки;
- · закрываться на две двери — внешнюю, открывающуюся наружу, и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки, открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы;
- · оборудоваться специальным окошечком для выдачи денег;
- · иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег, бланков строгой отчетности (трудовых книжек, вкладных листов к ним, квитанций путевых листов автотранспорта) и других ценных документов, в обязательном порядке прочно прикрепленный к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами;
- · располагать исправным огнетушителем.
Помещение кассы должно быть оборудовано охранной и охранно-пожарной сигнализацией.
Наличные средства организации получают в банках с расчетного счета по чеку из чековой книжки. В этом документе обязательно указывается назначение получаемых денежных средств (заработная плата, коммунальные расходы, хозяйственные нужды). Наличные деньги могут расходоваться только на указанные в чеке цели (целевое назначение).
Сумма наличных денег, которую можно оставлять в кассе на конец рабочего дня, ограничена. Это ограничение называется лимитом остатка наличных денег в кассе, или просто лимитом кассы.
Организации могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимита, установленного обслуживающим банком по согласованию с руководством предприятия.
Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается ежегодно всем организациям независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты.
Лимит кассы устанавливается каждой организации индивидуально на основе расчета по форме № 0408020, утвержденном Положением ЦБ РФ от 5 января 1996 г. № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ».
Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично-денежного оборота организации с учетом особенностей режима ее деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей. Лимит остатка кассы устанавливается:
- · для организаций, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Минсвязи России ежедневно в конце рабочего дня, — в размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы предприятий с утра следующего дня;
- · для организаций, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Минсвязи России на следующий день, — в пределах среднедневной выручки наличными деньгами;
- · для организаций, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Минсвязи России не ежедневно, — в зависимости от установленных сроков сдачи и суммы денежной выручки;
- · для организаций, не имеющих денежной выручки, — в пределах среднедневного расхода наличных денег (кроме расходов на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии).
При необходимости лимит кассы может быть пересмотрен. Расчет лимита остатка кассы подписывает руководитель и главный бухгалтер организации. Этот расчет организация должна представить в обслуживающий банк.
В случае, если организация не представила расчет ни в один из обслуживающих ее банков, лимит остатка кассы считается нулевым, а денежная наличность в кассе — сверхлимитной и в обязательном порядке должна сдаваться в банк.
Организации обязаны сдавать в банк все наличные средства сверх установленного лимита.
Организации, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда, закупку сельскохозяйственных продуктов, приобретение тары и вещей у населения.
Организации не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для предстоящих расходов, в том числе на оплату труда.
Организации имеют право хранить в кассе наличные деньги сверх установленного лимита только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в банке.
Выполняет кассовые операции кассир. Прием кассира на работу оформляется приказом руководителя организации. После издания приказа руководитель организации обязан под расписку ознакомить кассира с правилами ведения кассовых операций и заключить с ним договор о полной индивидуальной материальной ответственности. Кассир несет полную ответственность за сохранность принятых им ценностей (денежных средств, документов).
Временная замена кассира производится по письменному приказу руководителя предприятия. Договор о материальной ответственности заключается и с заменяющим лицом.
В небольших организациях с небольшим объемом движения денежных средств обязанности кассира могут выполняться по совместительству одним из работников предприятия. Договор о материальной ответственности заключается с ним в обычном порядке.
Денежные средства как особый товар на рынке играют роль всеобщего эквивалента во всех взаимоотношениях. Они представляют собой самые быстрые ликвидные активы предприятия.
Велика роль денежных средств в обществе, выполняющие функции средства платежа, стоимостного измерителя, средства обращения и средства накопления.
В бухгалтерском учете денежные средства отражаются, как обычно, по их видам и месту нахождения.
По видам денежные средства делятся на:
Денежные средства в национальной валюте, которые представляют собой специальные бумажные и металлические банковские знаки. Они выполняют роль средства обращения и всеобщего эквивалента в ценообразовании. В Республике Узбекистан денежными единицами являются сумы и тийины.
Денежные средства в иностранной валюте. Сюда относятся денежные знаки (бумажные, металлические) зарубежных государств, выполняющих роль средства платежа и взаиморасчетов. К их числу относятся доллары США, английские фунты стерлинги, ЕВРО и другие национальные валюты иностранных государств осуществляется на основе межгосударственных соглашений.
По месту нахождения денежные средства делятся на следующие группы:
Денежные средства в кассе — это необходимые средства для текущих нужд предприятия, а также средства, поступающие на различные цели и из разных источников. Сроки хранения денежных средств и минимальные размеры денег в кассе (лимит) согласовываются договором с обслуживающим предприятием банка.
Денежные документы — документы, имеющие стоимостную оценку, приобретенные организацией и хранящиеся в его кассе.
К денежным документам относятся:
проездные документы (авиа — и железнодорожные билеты, а также проездные на общественный транспорт);
денежные талоны на бензин;
путевки, приобретенные организацией;
другие аналогичные документы.
Ценные бумаги, приобретенные у других компаний: акции, облигации, векселя и т.п., к денежным документам не относятся. Обязательства, которые связаны с ними, нужно учитывать на счете 58 «Финансовые вложения», а не на счете 50 «Касса». Об этом сказано в пункте 3 ПБУ 19/02.
Денежные документы следует отличать от бланков строгой отчетности. Обычно денежные документы оформляются на бланках строгой отчетности, и их отличие от бланков заключается в том, что они указывают, что расчеты между сторонами уже произведены, а в некоторых случаях они являются документом это подтверждающим. Например, в учете организации, купившей авиабилеты, они будут отражаться на счете 50-3. А бланки еще невыписанных авиабилетов у торгующей ими компании будут учитываться как бланки строгой отчетности на счете 006.
Денежные документы учитываются в сумме фактических затрат на их приобретение. Приобретение денежных документов может осуществляться за наличный и безналичный расчет.
Оприходованные в кассе денежные документы (путем оформления приходного кассового ордера) выдаются подотчетным лицам для использования или реализуются сотрудникам организации по льготным ценам (выбытие оформляется расходным кассовым ордером).
В кассовой книге движение денежных документов отражается обособленно. Ежемесячно кассир сдает отчет о движении денежных документов.
Денежные документы, не выданные подотчетным лицам, должны находиться в кассе предприятия. Ответственность за сохранность и движение денежных документов по должностным функциям (обязанностям) несет кассир. В конце рабочего дня он должен составлять отчет о начальном и конечном сальдо документов с учетом их поступления и выбытия. Информация из отчета заносится в книгу учета движения денежных документов, являющуюся регистром аналитического учета. При этом допускается составление данного регистра бухгалтерского учета по форме, отличающейся от типовой, если он разработан предприятием с соблюдением общих методических принципов бухгалтерского учета.
При проведении ревизии подвергается проверке фактическое наличие в кассе денежных документов и его соответствие данным аналитического учета. Для проведения ревизии кассы денежные документы, хранящиеся в кассе, считаются не деньгами, а другими ценностями. Результаты ревизии отражаются в акте ревизии наличных денег и других ценностей. Акт применяется для отражения результатов ревизии фактического наличия денег и других ценностей, находящихся в кассе предприятия. Форма акта утверждена постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь 28.06.2001 № 159.
В ходе ревизии может выясниться, что определенных денежных документов недостает или излишек. Недостача отражается в бухгалтерском учете и подлежит взысканию в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Излишки подлежат оприходованию и отражаются в бухгалтерском учете в соответствии с законодательством Республики Беларусь. В суммовом измерении, например, недостача определяется в размере сумм тех денежных документов, которые должны были быть в кассе, но отсутствуют.
Несмотря на то, что денежные документы должны храниться в кассе предприятия, они учитываются не на сч.50 «Касса», а на сч.56 «Денежные документы». Факт совершения хозяйственной операции с денежным документом (его передача, продажа и т.д.) подтверждается первичным учетным документом. Для учета денежных документов отсутствует унифицированная форма первичной учетной документации. В связи с этим на предприятии может быть разработана форма первичного учетного документа, включающая следующие обязательные реквизиты:
наименование, номер первичного документа;
дату и название организации, в которой составлен первичный документ;
содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее измерение и оценка в натуральных, количественных и денежных показателях (какие денежные документы, куда, откуда, сколько и на какую сумму поступили и выбыли);
должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и личные подписи.
В зависимости от особенностей хозяйственных операций с денежными документами и системы обработки данных в первичные учетные документы могут включаться дополнительные реквизиты.
Учет денежных средств и расчетных операций
Основными нормативными документами являются:
- 1. письмо ЦБ РФ от 04.10.1993 года №18 «Об утверждении порядка ведения кассовых операций в РФ», в редакции от 26.02.1996. №247,2. «Положение ЦБ РФ о безналичных расчетах в РФ» от 03.10.2002. № 2-П в ред.22.01.2008 № 1964-У,
- 3. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94Н, в ред. От 18.09.2006 года. «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению»,
- 4. Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ от 05.01.1998 № 14-П. в ред. От 31.10.2002 № 1201-У (См. ссылку «Нормативные документы»).
Поступление и списание денежных средств с расчетного счета могут производится двумя способами:
- 1) Наличными — при взносе наличных на расчетный счет оформляется «объявление на взнос наличными», выдача наличных производится по чекам. Денежные средства полученные по чеку, должны быть оприходованы в кассу приходным кассовым ордером.
- 2) Безналичными. Безналичный расчет осуществляется на основании следующих документов:
платежное поручение. Для совершения платежа с расчетного счета клиент должен оформить платежное поручение. Форма платежного поручения едина по всей России.
Платежными поручениями могут производиться:
- а) перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
- б) перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;
- в) перечисления денежных средств в целях возврата/размещения кредитов (займов) /депозитов и уплаты процентов по ним;
- г) перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.
Последний экземпляр платежного поручения, в котором в поле «Отметки банка» проставляются штамп банка, дата приема и подпись ответственного исполнителя, возвращается плательщику в качестве подтверждения приема платежного поручения к исполнению. Приведем схему расчетов платежными поручениями: (см. в приложении к данной странице).
Расчетные операции по перечислению денежных средств через кредитные организации (филиалы) могут осуществляться с использованием:
- 1) корреспондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке России;
- 2) корреспондентских счетов, открытых в других кредитных организациях;
- 3) счетов участников расчетов, открытых в небанковских кредитных организациях, осуществляющих расчетные операции;
- 4) счетов межфилиальных расчетов, открытых внутри одной кредитной организации.
Списание денежных средств со счета осуществляется по распоряжению его владельца или без распоряжения владельца счета в случаях, предусмотренных законодательством и/или договором между банком и клиентом.
Списание денежных средств со счета осуществляется на основании расчетных документов, составленных в соответствии с требованиями указанного Положения, в пределах имеющихся на счете денежных средств, если иное не предусмотрено в договорах, заключаемых между Банком России или кредитными организациями.
При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств осуществляется по мере их поступления в очередности, установленной законодательством.
Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов.
Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или в установленных случаях электронного платежного документа:
распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;
распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).
При осуществлении безналичных расчетов используются следующие расчетные документы:
- а) платежные поручения;
- б) аккредитивы;
- в) чеки;
- г) платежные требования;
- д) инкассовые поручения.
Расчетные документы на бумажном носителе оформляются на бланках документов, включенных в Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД) ОК 011-93 (класс «Унифицированная система банковской документации»).
Расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки.
Расчетные документы предъявляются в банк в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов. Все экземпляры расчетного документа должны быть заполнены идентично.
Расчетные документы принимаются банками к исполнению при наличии на первом экземпляре (кроме чеков) двух подписей (первой и второй) лиц, имеющих право подписывать расчетные документы, или одной подписи (при отсутствии в штате организации лица, которому может быть предоставлено право второй подписи) и оттиска печати (кроме чеков), заявленных в карточке с образцами подписей и оттиска печати. По операциям, осуществляемым филиалами, представительствами, отделениями от имени юридического лица, расчетные документы подписываются лицами, уполномоченными этим юридическим лицом.
Расчетные документы принимаются банками к исполнению независимо от их суммы.
Списание банком денежных средств со счета производится на основании первого экземпляра расчетного документа.
Плательщики вправе отозвать свои платежные поручения, получатели средств (взыскатели) — расчетные документы, принятые банком в порядке расчетов по инкассо (платежные требования, инкассовые поручения), не оплаченные из-за недостаточности средств на счете клиента и помещенные в картотеку по внебалансовому счету № 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок».
Неисполненные расчетные документы могут быть отозваны из картотеки в полной сумме, частично исполненные — в сумме остатка.
Частичный отзыв сумм по расчетным документам не допускается.
Отзыв расчетных документов осуществляется на основании представленного в банк заявления клиента, составленного в двух экземплярах в произвольной форме, с указанием реквизитов, необходимых для осуществления отзыва, включая номер, дату составления, сумму расчетного документа, наименование плательщика или получателя средств (взыскателя).
Банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя), осуществляет отзыв платежных требований и инкассовых поручений путем направления в банк плательщика письменного заявления, составленного на основании заявления клиента.
Отозванные платежные поручения возвращаются банками плательщикам; расчетные документы, полученные в порядке расчетов по инкассо, — получателям средств (взыскателям) после их поступления от банков, обслуживающих плательщиков.
Возврат расчетных документов из картотеки по внебалансовому счету № 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» в случае закрытия счета клиента осуществляется в следующем порядке.
Платежные поручения возвращаются плательщику.
Расчетные документы, поступившие в банк в порядке расчетов по инкассо, возвращаются получателям средств (взыскателям) через обслуживающий их банк с указанием даты закрытия счета.
При невозможности возврата платежных требований и инкассовых поручений в случае ликвидации банка получателя (взыскателя) или отсутствия информации о местонахождении получателя средств (взыскателя) они подлежат хранению вместе с юридическим делом клиента, счет которого закрывается.
4.2. Учет долгосрочных инвестиций (вложений во внеоборотные активы) 4.2.1. каков порядок учета долгосрочных инвестиций?
4.2. Учет долгосрочных инвестиций (вложений во внеоборотные активы) 4.2.1. каков порядок учета долгосрочных инвестиций?
Учет долгосрочных инвестиций ведется по фактическим расходам:
? в целом по строительству и по отдельным объектам (зданию, сооружению и др.), входящим в него;
? по приобретаемым отдельным объектам основных средств, земельным участкам, объектам природопользования и нематериальным активам.
При строительстве объектов застройщик ведет учет затрат нарастающим итогом с начала строительства, в разрезе отчетных периодов до ввода объектов в действие или до полного производства соответствующих работ и затрат.
Наряду с учетом затрат по фактической стоимости застройщик независимо от способа производства строительных работ ведет учет произведенных капитальных вложений по договорной стоимости.
При организации учета затрат по строительству объектов застройщику необходимо предусматривать получение информации о воспроизводственной и технологической структуре затрат, способе производства строительных работ, а также о предназначении строящихся объектов и иных приобретений.
4.2.2. На каких счетах ведется синтетический учет долгосрочных инвестиций?
Бухгалтерский учет долгосрочных инвестиций ведется на активном балансовом счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». На этом счете отражаются инвестиции по их видам на специально открываемых субсчетах соответствующего наименования:
? «Приобретение объектов природопользования»;
? «Строительство объектов основных средств»;
? «Приобретение объектов основных средств»;
? «Приобретение нематериальных активов»;
? «Перевод молодняка животных в основное стадо»;
? «Приобретение взрослых животных»;
? «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» независимо от источников их финансирования.
На счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» отражается стоимость объектов капитального строительства, находящихся во временной эксплуатации, до ввода их в постоянную эксплуатацию, а также стоимость объектов недвижимого имущества, на которые отсутствуют документы, подтверждающие государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях.
4.2.3. Каков порядок отражения операций, связанных с приобретением и строительством основных средств?
Приобретение и строительство основных средств отражаются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет 08-3 «Строительство объектов основных средств» и субсчет 08-4 «Приобретение объектов основных средств». Учет капитальных вложений организуется по видам строящихся и приобретаемых объектов основных средств.
Если оборудование не требует монтажа, то затраты на его приобретение отражаются непосредственно на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» по мере их поступления. На сумму принятых к оплате счетов подрядчика за поставленное оборудование делаются бухгалтерские записи на счетах бухгалтерского учета:
Д 08 «Вложения во внеоборотные активы» – на сумму фактических затрат (без НДС),
Д 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» субсчет 19-1 «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств» – на сумму НДС,
К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» —
на сумму фактических затрат, включая НДС.
4.2.4. Когда следует производить налоговые вычеты по НДС при долгосрочном инвестировании и как их отразить в учете?
При приобретении основных средств и нематериальных активов налоговые вычеты по НДС производятся после принятия объектов к учету.
При осуществлении капитального строительства, монтажа основных средств, строительно-монтажных работ для собственного потребления налоговые вычеты производятся по мере постановки на учет законченных объектов или реализации незавершенных объектов.
НДС, учтенный на дебете субсчета 19-1 «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств», предъявляется полностью бюджету к возмещению при оприходовании объекта основных средств, если иное не предусмотрено законодательством. При этом делаются бухгалтерские записи на счетах бухгалтерского учета:
Д 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС»,
К 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» субсчет 19-1 «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств».
4.2.5. Какие делаются бухгалтерские записи, если оборудование требует монтажа?
Если технологическое, энергетическое и производственное оборудование требует монтажа, то его учитывают на счете 07 «Оборудование к установке» в сумме фактических затрат по его приобретению:
Д 07 «Оборудование к установке» – на сумму фактических затрат,
Д 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» субсчет 19-1 «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств» – на сумму НДС,
К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – на сумму принятых к оплате счетов, включая НДС. Если технологическое и производственное оборудование приобретено для производства продукции, освобожденной от уплаты налога на добавленную стоимость, то на счете 07 «Оборудование к установке» оно учитывается по сумме фактических затрат, включая налог на добавленную стоимость. При этом делаются бухгалтерские записи на счетах бухгалтерского учета:
Д 07 «Оборудование к установке»,
К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Для оформления поступившего на склад оборудования, предназначенного для установки, применяется акт о приеме оборудования (форма № ОС-14). Акт составляется в двух экземплярах и подписывается приемной комиссией.
Оборудование, сданное в монтаж, согласно акту приема-передачи оборудования в монтаж (форма № ОС-15) отражается бухгалтерскими записями:
Д 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет 08-3 «Строительство объектов основных средств»,
К 07 «Оборудование к установке».
4.2.6. Как учитывают операции, связанные с приобретением земельных участков?
Фактические затраты, связанные с приобретением земельных участков в собственность предприятий, учитываются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет 08-1 «Приобретение земельных участков» в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Земельные участки, являющиеся собственностью предприятия, числятся в составе объектов основных средств.
4.2.7. Как ведется синтетический учет приобретения нематериальных активов?
Приобретение или создание нематериальных активов рассматривается как процесс капитальных вложений, для учета которого используется активный калькуляционный счет
08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет 08-5 «Приобретение нематериальных активов».
На сумму затрат по приобретению нематериальных активов делаются бухгалтерские записи:
Д 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет 08-5 «Приобретение нематериальных активов»,
Д 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» субсчет 19-2 «Налог на добавленную стоимость при приобретении нематериальных активов» – на сумму НДС,
К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – на сумму принятых к оплате счетов, включая НДС.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Каков период окупаемости инвестиций?
Каков период окупаемости инвестиций? Это еще один барьер, по высоте которого компании часто оценивают маркетинговые проекты, когда есть из чего выбрать. Компания хочет знать, сколько времени потребуется на то, чтобы вернуть свои капиталовложения. Забудем пока о прибыли.
ГЛАВА 4 Учет вложений во внеоборотные активы
ГЛАВА 4 Учет вложений во внеоборотные активы После изучения этой главы вы узнаете. о понятии и классификации вложений во внеоборотные активы;. о синтетическом и аналитическом учете операций поступления основных фондов;. о поступлении основных фондов в счет вклада в
4.2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ВЛОЖЕНИЙ ВО ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
4.2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ВЛОЖЕНИЙ ВО ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ Под вложениями во внеоборотные активы (долгосрочными инвестициями, капитальными вложениями) подразумеваются затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных
Перспективные отрасли для долгосрочных инвестиций. Вложения в акции
Перспективные отрасли для долгосрочных инвестиций. Вложения в акции Как уже говорилось, в период кризиса практически идеальное время для вложений в акции, так как именно эти бумаги дешевеют более всего, тем самым делая возможным получить значительную прибыль от их роста
Глава 3 АУДИТ ДОЛГОСРОЧНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Глава 3 АУДИТ ДОЛГОСРОЧНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ 3.1. ЦЕЛИ АУДИТА Под долгосрочными инвестициями в Положении по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденном Письмом Минфина России от 30.12.1993 г. № 160, понимаются затраты на создание, увеличение размеров, а также
2. Учет и налогообложение долгосрочных инвестиций
2. Учет и налогообложение долгосрочных инвестиций Финансирование капитальных вложений осуществляется инвесторами за счет собственных и (или) привлеченных средств (ст. 9 Федерального закона № 39-ФЗ).Инвесторами как участниками инвестиционной деятельности могут быть:›
2.2.1. Бухгалтерский учет и налогообложение долгосрочных инвестиций
2.2.1. Бухгалтерский учет и налогообложение долгосрочных инвестиций 2.2.1.1. У инвестора Бухгалтерский учет инвестиционных вкладов у инвестора в объект строительства ведется на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» по отдельному субсчету. Перечисление
82. Анализ долгосрочных финансовых вложений
82. Анализ долгосрочных финансовых вложений По статье «Долгосрочные финансовые вложения» бухгалтерского баланса находит отражение общая сумма долгосрочных (на срок более 12 месяцев) инвестиций организации в доходные активы (ценные бумаги) других организаций, уставные
83. Анализ обеспеченности долгосрочных инвестиций источниками финансирования
83. Анализ обеспеченности долгосрочных инвестиций источниками финансирования Источниками финансирования долгосрочных инвестиций являются: 1) собственные средства:–?амортизация;–?реинвестированная чистая прибыль;–?эмиссия акций и (или) иные взносы от
4.1. Понятие, оценка и классификация долгосрочных инвестиций
4.1. Понятие, оценка и классификация долгосрочных инвестиций 4.1.1. Что такое инвестиции?В соответствии с действующим законодательством инвестиции представляют собой денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции, другие ценные бумаги, технологии, машины,
102. Порядок учета долгосрочных инвестиций
102. Порядок учета долгосрочных инвестиций Основными задачами учета долгосрочных инвестиций являются: – своевременное, полное и достоверное отражение всех произведенных расходов при строительстве объектов по их видам и учитываемым объектам;– обеспечение контроля за
53. Информационная база и система показателей анализа долгосрочных инвестиций
53. Информационная база и система показателей анализа долгосрочных инвестиций Информационная база является обязательным элементом методики анализа инвестиционной деятельности. Ее особенностью становится наличие множества разнообразных источников информации,
9. Классификация инвестиций по объекту вложений
9. Классификация инвестиций по объекту вложений Здесь выделяют:1) финансовые – вложения в финансовое имущество, приобретение прав на участие в делах других фирм (корпоративных прав) и деловых прав, ценных бумаг, других финансовых инструментов: а) прямые (внесение средств
12. Классификация инвестиций по форме собственности и другие виды инвестиций
12. Классификация инвестиций по форме собственности и другие виды инвестиций Инвестиции по форме собственности: 1) частные – вложения средств, осуществляемые гражданами, а также предприятиями негосударственных форм собственности; полностью сосредоточены на получении
7. Задание долгосрочных целей
7. Задание долгосрочных целей Инструмент«Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?» – настойчиво спрашивал Поль Гоген в своих экзистенциальных картинах, написанных им на Таити в те уже далекие от нас дни постимпрессионизма, когда искусство еще было художественным.