Моноколесо кто изобрел
Перейти к содержимому

Моноколесо кто изобрел

От велосипеда с одним колесом до гироскутера: как появился моноцикл

От велосипеда с одним колесом до гироскутера: как появился моноцикл

Современным гироскутерам и моноколесам на самом деле десятки лет: они происходят от цирковых одноколесных велосипедов, на которых умели кататься даже медведи. Давайте разбираться, как новый модный транспорт связан с циркачами.

От моноколес до пенни-фартингов и обратно

Человек с начала своей истории пытался изобрести транспорт, чтобы быстрее преодолевать расстояния. Мечта летать и ездить легла в основу многих изобретений. Когда появился велосипед, это был настоящее достижение. Конечно же, велосипед придумали далеко не сразу (о том, кто его изобрел, вы можете почитать тут), до велосипеда было множество не особо удачных проектов, которые так и не прижились.

Один из проектов велосипеда. Фото: onlinebicyclemuseum.co.uk

Один из проектов велосипеда. Фото: onlinebicyclemuseum.co.uk

Среди разработок был не только двухколесный транспорт, но и одноколесный. Идея таких изобретений была проста: человек должен управлять средством передвижения, сидя на колесе, словно на лошади, либо прямо в нем. Например, в 1869 году в американском журнале Scientific American был проиллюстрирован проект Ричарда К. Хеммингса. Конструктор предлагал создать огромное (2,5 метра диаметром) колесо с сиденьем и рулем внутри. Хеммингс говорил, что его транспорт мог бы развивать скорость до 30 км в час и легко подниматься в гору. Увы, проект так и не был реализован, ведь по своим габаритам такое моноколесо было очень непрактичным.

Моноколесо Хеммингса. Фото: onlinebicyclemuseum.co.uk

Моноколесо Хеммингса. Фото: onlinebicyclemuseum.co.uk

Следующей амбициозной разработкой стал моноцикл американца Фредерика Майерса. Его идея, как и идея Хеммингса, так и не была реализована. Но на самом деле стоит взглянуть на рисунок Майерса, и сразу становится понятно, в чем причина. Американец предлагал сесть на гигантское (3,6 метра в окружности) колесо сверху, а педали крутить с помощью ходуль.

Майерс предлагал управлять своим моноциклом с помощью ходуль. Фото: onlinebicyclemuseum.co.uk

Майерс предлагал управлять своим моноциклом с помощью ходуль. Фото: onlinebicyclemuseum.co.uk

Но в 1870-м году изобретатели наконец-то нащупали «золотую жилу» и создали пенни-фартинг. Именно тогда началась настоящая велосипедная эпоха: эти велосипеды с двумя разными колесами были настолько популярны, что из Британии они перекочевали в другие страны. На пенни-фартингах устраивали групповые прогулки и даже соревнования, ездили на них и женщины. Посмотреть на этих необычных предков велосипеда вы можете тут.

Моноколесники, которые сделали свои моноциклы из пенни-фартингов. 1880-е годы. Фото: onlinebicyclemuseum.co.uk

Моноколесники, которые сделали свои моноциклы из пенни-фартингов. 1880-е годы. Фото: onlinebicyclemuseum.co.uk

Но пенни-фартинг был популярен не только как транспорт, его использовали артисты для выполнения трюков. Именно они впервые открутили у пенни-фартинга маленькое колесо, превратив первый велосипед в первый моноцикл. Для цирка это был отличный выход: на одном колесе ездить гораздо сложнее, а значит, трюки на них становились более зрелищными. В 1880-х годах во многих странах Европы и в США давали представления на одноколесном транспорте, впрочем, были у моноколеса немногочисленные фанаты и за пределами цирков.

Автомобиль будущего в виде… колеса

Когда в начале ХХ века появились автомобили, велосипеды, конечно же, отошли на второй план. Совершенствовать стали уже именно машины. В головах изобретателей автомобиль будущего порой представал в виде одного огромного колеса. При этом у него был двигатель, не надо было крутить педали. Так, в 1930 году появилась Dynasphere.

Так представляли автомобиль будущего. Фото: hotcars.com

Так представляли автомобиль будущего. Фото: hotcars.com

Dynasphere ― это детище Джона Арчибальда Первеса, который верил, что его разработка станет транспортом будущего. Он создал как одноместный моноцикл, так и моноцикл для двух человек. Конструкция представляла собой большое колесо, внутри которого устанавливалась круглая кабина для водителя. Кабина балансировала на роликах, когда Dynasphere приходил в движение. Транспорт был представлен на многих выставках и приводил публику в настоящий восторг.

В 1930-х годах такая ситуация вполне могла быть реальной: водитель автомобиля и Dynasphere встретились на дороге. Фото: hotcars.com

В 1930-х годах такая ситуация вполне могла быть реальной: водитель автомобиля и Dynasphere встретились на дороге. Фото: hotcars.com

Учитывая, что в то время уже была развита фотография и видеосъемка, сохранилось очень много снимков Dynasphere. Однако мечты Первеса так и остались мечтами: на практике моноцикл бы почти неуправляем, на нем было сложно повернуть. К тому же система торможения также была плохо продумана: сам Dynasphere отлично тормозил, однако кабина внутри продолжала вращаться, превращая водителя в мышку в колесе.

Фактически современное моноколесо ― это модернизация сегвея. Фото: pxhere.com

Фактически современное моноколесо ― это модернизация сегвея. Фото: pxhere.com

Ну а после Dynasphere была снова долгая пауза, вплоть до наших дней, когда изобрели сегвэй, современное моноколесо, а затем гироскутер. Кстати, именно в таком порядке: создателем гироскутера считается Шейн Чен, который живет в Силиконовой долине. Изначально он работал именно над моноколесом, но однажды увидел свою дочь, балансирующую одновременно на двух моноциклах. Так его посетила идея создать гироскутер, который он назвал Hovertrax. Очень быстро идею подхватили китайские предприниматели и начали выпускать гироскутеры в огромном количестве, сделав их недорогими и популярными.

Ну а что касается моноциклов, то они тоже набирают популярность. Управляются они с помощью тела и развивают достаточно большую скорость, позволяя быстро передвигаться по городу.

Посмотрите на самые странные велосипеды японцев: они украшают их фанерой, музыкой и подсветкой.

Источник:

Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек ��

Городские парусники, транспорт будущего или укрощение моноколеса

Технический прогресс сейчас часто делает приятные сюрпризы. Живешь себе, живешь, потом узнаешь в интернете о прикольной штуке, покупаешь и меняешь свою жизнь. Моноколесо или электрический самобалансирующийся уницикл переросло уровень игрушки и делает серьезную заявку на то, чтобы стать городским транспортом будущего, потеснив велосипеды и самокаты.

Глокая куздра

Моноколеса регулярно путают с гироскутерами, сегвеями и даже роботами-пылесосами. Поэтому стоит подробно рассказать, что же это такое. Конструктивно моноколесо представляет собой колесо с электромотором (мотор-колесо), которое берет энергию для работы от батарей и управляется контроллером.

Контроллер при помощи гироскопов знает свое положение в пространстве, а при помощи датчиков Холла — положение колеса относительно корпуса. Опираясь на эту информацию, контроллер решает задачу обратного маятника (то же самое, что удерживать карандаш острием на пальце), поворачивая колесо, чтобы педали с корпусом стояли горизонтально по продольной оси (вперед-назад). По поперечной оси (наклон влево-вправо) моноколесом управляет человек, который на нем едет. Немного отвлекаясь от темы, задача обратного маятника вообще довольно часто встречается в технике, например, ее же с большой точностью решает система управления космической ракеты-носителя.

Говоря простым языком, включенное колесо стремится «подъехать» под ездока, при этом позволяя наклонять себя влево и вправо. Для разгона нужно перенести вес вперед, для торможения — назад, а поворачивать можно наклоном колеса.

Сегвеи отличаются от моноколес тем, что балансируются по двум осям, имеют два колеса и поворачивают при помощи ручки.

Гироскутеры отличаются от моноколес тем, что у них два колеса, которые раздельно управляются поворотом педалей.

Также еще существуют одноколесные мотоциклы (моноциклы) с рулем и сиденьем, одноколесные самобалансирующиеся доски и прочая экзотика.

История моноколес

История моноколес весьма поучительна.

Разнообразные одноколесные устройства человечество изобретает давно, но все они были редкостью из-за того, что проигрывали в функциональности. Они были большими, плохо поворачивали, разгонялись и тормозили, или имели другие недостатки.

Один из первых патентов относится к середине 19 века, но вчистую проигрывает по удобству велосипеду.

В 20 веке появлялись агрегаты с мотором, но они в свою очередь проигрывали мотоциклам.

В 1960-х Чарльз Тейлор разработал самобалансирующийся одноколесный агрегат, он довольно неплохо ехал, но для балансировки в продольной оси пришлось использовать воздуходувку.

Ну и весь 20 век в цирках люди ездили на одноколесных велосипедах (унициклах). Кроме цирков, увы, устройства прижились плохо — не всякий готов учиться месяцами на них ездить, да и в удобстве они проигрывают велосипедам.

В то же время в 1978 году был выдан патент на то, что удивительно напоминает моноколесо.

У этого устройства было почти все, что нужно — электромотор с батареями, небольшое колесо и педали, на которых будет стоять человек. Но в 70-х годах гироскопы и управляющие микрокомпьютеры были уделом военной и аэрокосмической отраслей и стоили очень дорого. Поэтому изобретатель решил отдать все управление человеку. Через специальный стержень, который был, фактически, переменным резистором, наклон педалей превращался в усилие электромотора.

Не получается найти видео поездки на таком устройстве, но, скорее всего, на нем из-за несовершенства управления приходилось бы качаться вперед-назад. Мотор, кстати, тоже был выбран неудачно — для привода колеса использовался червячный редуктор.

В 2006 году был подан патент на агрегат с системой управления на акселерометрах и фантастической даже сегодня массой в 4 кг.

Во всем, кроме не нужных фиксаторов голени, эта конструкция обогнала свое время. До сих пор нет возможности разместить двигатель, батарею и контроллер внутри колеса. Возможно, лет через пять-десять подобные конструкции все-таки появятся.

Параллельно этим патентам, которые могли существовать только на бумаге, на рубеже веков стали появляться работающие устройства. Первыми стали сегвеи, вызвавшие фурор в 1999-2000 годах. Новому средству транспорта пророчили тотальное вытеснение всех других, но, как мы знаем, этому не суждено было сбыться. Оригинальные сегвеи имели совершенно неадекватную для массовой популярности стоимость. Кроме того, они не отличались особой компактностью, имели невысокие скорость и проходимость. Сейчас, спустя пятнадцать лет, сегвеи заняли довольно небольшую нишу прогулочных устройств, а компания-разработчик оригинальных сегвеев была недавно куплена китайской компанией Ninebot, которая начала с изготовления моноколес.

Технология уже почти была готова проклюнуться — стали появляться компании и отдельные изобретатели, которые совместили мотор-колесо, контроллер с гироскопами и литий-ионные батареи. Тревор Блоквелл создал Eunicycle.

Александр Полутник — Enicycle

Компания Focus Designs сделала SBU и даже научила ездить на нем Адама Сэвиджа из «Разрушителей мифов»

Но все эти изобретатели, во-первых, шли эволюционным путем, развивая идею одноколесного велосипеда с сиденьем, а во-вторых, не смогли начать массовое производство. Последние два шага до воплощения идеи моноколеса сделал Шейн Чен с компанией Inventist, который, во-первых, выкинул из конструкции сиденье, а во-вторых, сумел начать производство в объемах достаточно крупных для того, чтобы моноколеса стали заметным устройством. Так родилось моноколесо Solowheel (патент 2011 года)

Дальнейшая история немного грустная. Похоже, что после первоначального успеха Чен погнался за идеальным дизайном вместо производства. Как минимум две модели, Spirit и совершенно футуристический Orbit, которые показывались на выставках, не появились в серии.

И в 2016 году ассортимент Solowheel ограничен всего двумя моделями, которые уже морально устарели. Сразу несколько китайских компаний, начав с прямого копирования первого моноколеса, сейчас уже массово производят колеса, которые в разы дешевле, превосходят оригинальные по скорости и дальности пробега, имеют различный дизайн на разные вкусы и множество дополнительных удобств. Не удивлюсь, если скоро компанию Inventist, как и разработчика сегвеев, кто-нибудь купит исключительно ради патентов.

Моноколеса сегодня

Современные модели 2016 года могут похвастаться следующими характеристиками:

Скорость: Хиты сезона позволяют разогнаться до 40 километров в час, старые или дешевые модели имеют максимальную скорость в 15-20 км/ч. Специфика конструкции — то, что колесо стремится подъехать под райдера, означает, что можно попытаться разогнаться и выше максимальной паспортной скорости, но за счет потери безопасности. Колесо будет пищать, поднимать педали, сигнализируя о превышении максимальной скорости, и, в какой-то неприятный момент, не сумев вовремя подъехать под ноги, сбросит лихача. Не делайте так.

Мощность: Лидеры прячут «под капотом» полтора киловатта, на которых можно спокойно въехать в крутую горку. На контроллерах большинства колес стоят конденсаторы, которые могут в пике обеспечить 2-3 киловатта мощности для кочки или бордюра. Самые дешевые колеса используют моторы на 350 Вт, что небезопасно — такое колесо может сбросить ездока на кочке или подъеме. Безопасная езда начинается примерно с 500-800 Вт мощности.

Запас хода: Максимальная дальность сейчас уже превысила 100 км. По приближенной формуле можно рассчитать запас хода как емкость батареи в Ватт*часах/10 — 5. Т.е. колесо с батареей 340 Вт*ч сможет проехать примерно 340/10-5=29 км. Это примерные цифры, реальные зависят от веса райдера, стиля езды, средней скорости и температуры на улице (есть более продвинутый калькулятор). Типичными являются сборки батарей на 340, 480, 680, 820, 1360, 1600 Вт*ч. Также стоит отметить, что при заряде батарей ниже 30% максимальная скорость у колеса снижается — разряженные батареи не могут гарантировать мощность, которая нужна для быстрой езды.

Диаметр колеса: Типичными являются значения в 14, 16 и 18 дюймов. Большие диаметры улучшают проходимость, маленькие обеспечивают лучшую маневренность.

Вес: Обычно находится в диапазоне 12-23 кг.

Цена: В диапазоне 30-80 тысяч. Особняком стоят колеса Solowheel с ценником 100 и 150 тысяч и совсем дешевые колеса, которые вместо удовольствия от поездки скорее доставят одни проблемы.

Дополнительные удобства. Для облегчения жизни и повышения удовольствия от езды было создано довольно много технологических решений.


Ручка. Чтобы не таскать двадцать килограмм в руках, у некоторых моделей есть встроенная выдвижная ручка, при помощи которой очень удобно катить включенное колесо. В колеса без встроенной ручки ее можно добавить. Сложность такого добавления зависит от модели — где-то есть продающиеся отдельно фирменные ручки, где-то нужно сверлить корпус и сажать ручку на саморезы.


Фары и габариты. Для поездки в темное время суток у колес могут быть встроенные фары и габаритные огни с индикацией торможения, как на машине.


Боковая подсветка. Кроме повышения заметности райдера боковые огни могут кому-то просто нравиться.


USB-порт. В некоторых моделях есть встроенный USB-порт для зарядки гаджетов от мощных аккумуляторов колеса.


Кнопка выключения при переноске. Поднятое в воздух, моноколесо начинает раскручиваться, пытаясь стабилизироваться. Для того, чтобы избежать такого неудобства, в ручке некоторых колес есть специальная кнопка, автоматически выключающая колесо, когда его берут за ручку для того, чтобы перенести.

Bluetooth-колонки. Ехать на колесе в наушниках небезопасно. Поэтому довольно часто встречаются встроенные колонки, на которые можно транслировать музыку с телефона.

Приложения для телефона. У продвинутых колес есть приложения для IPhone и Android, в которых можно посмотреть параметры движения, статистику и выполнить некоторые настройки. Очень удобно.

Размышления о будущем

С такими темпами развития электротранспорта велосипеду придется серьезно потесниться в городе. И моноколесо является одним из конкурентов на место идеального городского транспорта «последней мили». Собственно говоря, у моноколес, на мой взгляд, есть только один серьезный противник — электросамокат. Давайте рассмотрим подробнее каждый вид.

  • Самое компактное по линейным размерам, прекрасно помещается в любой общественный транспорт.
  • Путевая скорость в среднем выше обычных велосипедов.
  • Поездка не требует больших физических усилий даже на холмистом рельефе, если ездить на работу, там не обязателен душ.
  • Цена сравнима с электровелосипедами.
  • Легче электровелосипедов.
  • Стильно смотрится
  • Управление телом максимально близко к управлению мыслью — нет кнопок/ручек газа и прочего.
  • Моноколесо не нуждается в велопарковке, находится рядом с хозяином, и, поэтому, не боится велосипедных воров.
  • По занимаемому объему сравним с моноколесом — более длинный, но в сложенном состоянии имеет очень маленькую высоту.
  • Путевая скорость чуть меньше, или сравнима с моноколесом.
  • Также не требует больших физических усилий при поездке.
  • Немного дешевле моноколеса.
  • В среднем легче моноколеса.
  • Совсем не требует обучения.
  • Имеет немного меньшую проходимость и более чувствителен к покрытию, чем моноколесо из-за меньшего диаметра колес.
  • Тоже находится рядом с хозяином и не нуждается в парковке

Другие средства городского транспорта проигрывают. Полноразмерный велосипед не влезет в маленький автобус и с трудом влезет в большой, требует заметных физических усилий, особенно в горку. Складной велосипед чем лучше складывается, тем хуже едет. Электровелосипед самый быстрый, но в среднем самый дорогой и самый тяжелый. А если вы не научились ездить в детстве, то срок обучения сравним или больше, чем для моноколеса. Безмоторный самокат дешев, хорошо сочетается с общественным транспортом, но непригоден для длинных дистанций.

Все эти виды транспорта примерно одинаково уязвимы к плохой погоде или зиме. Отдельные энтузиасты ездят зимой на велосипедах или моноколесах, но это, наверняка, не будет массовым явлением.

Слабости моноколеса

То, что колесо самостоятельно балансируется, дает не только преимущества, но и слабые места. Моноколесо, как и другие самобалансирующиеся устройства, можно «продавить» — слишком сильно наклонившись, перегрузить мотор и слететь с педалей. Решение задачи обратного маятника требует сцепления с поверхностью — моноколесо начинает раскручиваться, если его поднять в воздух, и выключается по достижении предельной скорости. По этой же причине на моноколесе не получится дрифтовать, и пробуксовывания оно не любит. Из-за этого, например, не получится ехать по глубокому мягкому песку, где колесо начнет закапываться, буксовать, и сбрасывать ездока. Проблемы также могут возникнуть с глубокой грязью или льдом. Но небольшой слой песка или грязи на твердой поверхности моноколесо проходит без особых проблем, и повторюсь, его проходимость вполне можно сравнить с велосипедной (кроме специальных моделей типа фэтбайков).

Отдельной особенностью моноколес является чувствительность к внезапной нагрузке. Особенно неудачные модели контроллеров могут сгорать от попавшейся на дороге ветки, бывали случаи выхода из строя колес при попытке въехать с места на бордюр. В некоторых моделях стоят предохранители (обычные автомобильные на 40 А), которые защищают контроллер, но сгоревший предохранитель означает конец поездки и починку в домашних условиях — моделей с быстрой заменой пока не выпускают. У меня однажды сгорел предохранитель, когда колесо было поднято на бордюр и стало буксовать там в наклонном положении на скользкой поверхности. Но, учитывая молодость самой идеи самобалансирующегося устройства, думаю, в будущем нас ждут новые алгоритмы и контроллеры, в которых эта проблема будут решена окончательно.

Укрощение моноколеса

В середине 19 века велосипед был новым устройством, и на нем учились ездить взрослые. Марк Твен испытал прелести освоения езды на велосипеде и написал замечательный рассказ «Укрощение велосипеда». Сегодня большинство учится ездить на велосипеде в детстве и уже плохо помнит процесс. К тому же, трудности и травмы сглаживаются детским энтузиазмом и более легким отношением к жизни. В 21 веке моноколесо занимает примерно то же положение, что и велосипед полторы сотни лет назад — серьезные взрослые дяди учатся на нем кататься. Я, конечно, не Марк Твен, но, надеюсь, мой опыт вас позабавит и окажется полезным, когда вы захотите научиться ездить на моноколесе.

Дни -7-0. Колесо выбрано, куплено и едет в Уфу. В ожидании штудируется тема на форуме моноколесников «Как научиться кататься» и находится видео:

С теоретических позиций алгоритм выглядит идеально — без дополнительных приспособлений, последовательно, от простого к более сложному, и избегая ситуации «могу ехать, но не умею стартовать и спешиваться». На форуме пишут истории, как люди научились кататься за полчаса, задача не выглядит сколько-нибудь сложной. Оптимистично решаю, что за пару дней научусь ездить и буду кататься на работу (15 км в одну сторону).

День 1, суббота. Колесо обклеивается защитной лентой от царапин при падениях и вытаскивается в парк. В Уфе весь август стоит жара за тридцать, поэтому уже первые минуты ставят меня на грань теплового удара. Да и площадка выбрана очень маленькая, на ней крайне сложно учиться. ОК, буду вставать раньше, и ходить с утра, пока еще не совсем жарко. Длительность этой и последующих тренировок — час-полтора.

День 2. Площадка пуста, при +25 более-менее можно тренироваться. Но все равно тяжело. Колесо кажется очень тяжелым, постоянно норовит завалиться набок. Удерживать колесо ногой больно и непривычно, поэтому меняю ногу, подводя под это идеологическую базу, что я, возможно, амбидекстр.

День 3. На форуме пишут про здоровенные синяки на голени при обучении, некоторые даже покупают накладки. Но если этого бояться и не прижимать плотно ноги, то управлять колесом толком не получается. Кстати, синяков на голени у меня так и не появилось.

День 4. Четыре с лишним в сумме потраченных впустую часа заставляют начать серьезно сомневаться в своих силах. Потому что тренировка уныла — по часу каждый день, без какого-то успеха, пытаюсь научиться делать длинный шаг и перейти к езде на одной ноге. Нет, я, конечно, могу запрыгнуть на колесо одной ногой и проехать метр, но 110 см или секунду спустя я четко понимаю, что ехать дальше нет никакой возможности. Удобнее стартовать с левой ноги, но, когда уже под конец тренировки меняю ее на правую, то начинает казаться, что почти могу ехать. Решено менять ногу.

День 5. Самое большое достижение — влезть на колесо одной ногой, успеть обрадоваться, что едешь уже вторую секунду, и тут же слететь с него.

День 6. Шесть часов обучения. Нет, я все-таки положительно самый бесталантный человек на земном шаре и вполне могу получить сомнительные лавры единственного идиота, который не сумел научиться ездить на моноколесе. Прогресс? Замечательный — вылетевшее из-под ног колесо ободрало туфлю, а в еще паре попыток я очень больно получал педалью по ноге. Около косточки на ноге зреет большой синяк.

День 7. Я, наверное, мутант. У меня центр тяжести расположен в двадцати сантиметрах вправо от правого плеча. Если я стартую с левой ноги, то падаю вправо. Если с правой — то тоже вправо. Зато на четвертый час индеец Зоркий Глаз заметил, что у сарая всего три стенки — если сложить одну педаль (я же все равно тренирую длинный шаг на одной ноге), то ей нельзя получить больно по ноге.

День 8. Наверное, в методике обучения есть какой-то изъян, или она мне не подходит. Мобилизую на помощь жену и тренирую другой способ — вставать на колесо двумя ногами и ехать, опираясь на ее плечо. Для того, чтобы попросить помощи на форуме, записываю видео — вдруг они заметят мои ошибки?

Но уже после записи этого видео хождения по кругу с опорой на плечо жены дают свои результаты — я начинаю делать змейку, и, отрываясь, могу проехать метров пять. Вин!

День 9. Ура, я могу проехать уже минуту, причем, стартуя сам! Надо записать видео.

По видео этого не заметно, но здесь я езжу, как цирковая лошадка — по кругу. Поворот получается совершенно бессознательно, влево, и как ехать прямо или поворачивать направо, я совершенно не понимаю. Но за час, волевыми усилиями, осваиваю правые повороты и даже выбираюсь прокатиться по велодорожке в парке.

День 10. Ну а тут уже все просто. 15 минут на то, чтобы вспомнить, как стартовать и поворачивать направо (будьте готовы, вначале будет чуть забываться навык), и я уже гоняю по дорожкам, слушая похвалы пенсионеров, которые наблюдали за моими ежеутренними мучениями.

Вывод: На колесе можно научиться ездить быстро, я просто учился по не подходящей конкретно мне методике. Начните с циркуля, попробуйте поделать длинный шаг, это пригодится для старта и остановки, а затем, если не получается, учитесь ездить с опорой. Ну и наличие опытного инструктора очень помогает — я так сумел за час научить ездить по прямой (без поворотов) знакомого.

Моноколеса и ПДД

В ближайшие годы ПДД придется редактировать, потому что моноколеса, сегвеи, гироскутеры или электросамокаты в современную редакцию совсем не вписываются, но становятся все более популярными. Одноколесные транспортные средства в ПДД не упомянуты вообще, и это логично, потому что унициклы были большой редкостью. Если не учитывать количество колес, то по максимальной скорости до 50 км/ч и двигателю мощностью до 4 кВт моноколесо получается мопедом. А это никуда не годится, потому что на проезжей части моноколесам и электросамокатам делать нечего. Снижение же мощности до уровня максимально возможных по ПДД для велосипедов 250 Вт, чтобы вписать их в велосипеды, сделает колесо небезопасным. Запрет на электротранспорт, как это было сделано в Великобритании, Праге или Пекине глуп, и не остановит прогресс. Остается только надеяться, что путь к привычному транспортному средству не будет сложным для электротранспорта.

Меры безопасности

Кинетическая энергия пропорциональна квадрату скорости. Поэтому на современных быстрых колесах падение на скорости 30-40 км/ч может привести к серьезным последствиям. По статистике чаще всего страдают ладони, локти и колени, поэтому для поездок на моноколесе не пожалейте денег и купите роллерную защиту. При падении на небольшой скорости можно отделаться ссадинами, но и в этом случае защита окупится, сохранив в целости вашу одежду. Насчет необходимости шлема ведутся споры, но лишним он не будет — голова обычно очень ценная часть тела. Мотоциклетные куртки и «черепахи» пока излишни, хотя, если новые колеса станут еще быстрее, то придется задуматься и о них.

Не стоит слушать музыку в наушниках и, особенно, смотреть в телефон, когда вы едете. Это понижает информированность о том, что вокруг вас происходит, а в случае падения телефон обязательно выскочит из рук и разобьется. Жалко.

Экономическая составляющая

130 дней. Понятно, что цифры окупаемости умозрительны, но электричество для колеса действительно стоит буквально копейки. С учетом отсутствия выбросов при езде и низкого расхода ресурсов на производство моноколеса, оно получается крайне экологичным.

Личный опыт

Я езжу на моноколесе с начала августа, проехал примерно 600 км. Это удивительный опыт. Колесо чувствуется почти как часть тела и управляется практически мыслью. При езде создается удивительное ощущение прогулки и путешествия одновременно, а для моноколес хочется использовать романтические аллегории планирующего полета или движения под парусом. 15 км до работы и обратно я проезжаю чуть медленнее общественного транспорта (примерно час против 40-50 минут на автобусе) благодаря велодорожке через весь город. При средней путевой скорости в 17 км/ч я обгоняю не только велосипедистов, но даже троллейбусы и медленные автобусы.

А вот так выглядит прогулка на моноколесе по городу. Уфа — очень зеленый и красивый город, и я постарался проехать мимо достопримечательностей.

В России сообщество моноколесников обитает на форуме электротранспорта.

В Москве 25 сентября состоятся уже вторые моноколесные соревнования. Вход свободный, но требуется регистрация. Если вы заинтересовались, там можно пообщаться с энтузиастами моноколес.

Что такое моноколесо и как оно стало популярным: история и интересные факты

Первое электрическое моноколесо История моноколес

Электрическое моноколесо — это вид одноколесного личного транспорта, способный самостоятельно регулировать баланс. Моноколеса предназначены для использования одним человеком. Современные девайсы разгоняются до 32 км/ч. Скорость и направление движения контролируются положением тела: наклон вправо или влево позволяет повернуть, наклон вперед или назад дает сигнал изменить скорость.

Производители оформляют раму моноколеса по-разному. Самая распространенная вариация — мотор, гироскоп, аккумулятор и прочие компоненты находятся в центре колеса. К корпусу с обеих сторон крепятся плоские педали — на них и стоит водитель. Также существуют вариации с сиденьем и рулем.

Можно подумать, что моноколеса только недавно появились на рынке, но их история началась куда раньше — в XIX веке.

Как появилось моноколесо

Среди экспертов принято считать: дедушкой современного Ninebot One A1 был пенни-фартинг — велосипед с огромным передним колесом и опорным задним. Это не лишено смысла: велосипедная лихорадка, которая охватила Европу и Америку в 1860-е, сподвигла инженеров искать новые средства передвижения. Многие пытались нащупать новый взгляд на двухколесники и предлагали разнообразные «улучшения»:

Круговой велосипед Стерди и Янга 1869 год Круговой велосипед Стерди и Янга в журнале Scientific American, 12 июня 1869 года Улучшенный велосипед Уайта ретроУлучшенный велосипед Уайта в журнале Scientific American, 29 мая 1869 года, стр. 337 Велосипед для езды по льду ретроВелосипед для езды по льду, журнал Scientific American, 6 марта 1869 года Велосипед для двоих ретроВелосипед для двоих, Scientific American, 10 апреля 1869, стр. 228

Нас интересует, конечно, концепция одноколесного велосипеда. Самый интересный патент от 13 июля 1869 года принадлежит американцу Ричарду К. Хеммингсу, который создал моноцикл с ручным приводом. При этом весь механизм вместе с рулем находился внутри колеса, там же сидел и водитель, которого от дождя и солнца укрывал верхний козырек.

Мистер Хеммингс утверждал: себестоимость моноцикла составляла $50. Он мог разгоняться до 32 км/ч и въезжать на уклоны. Однако 2,5-метровый диаметр колеса был непрактичен, и изобретение так и не увидело свет.

Моноцикл Хеммингса, или велосипед Flying Yankee, 1969 год

Журнал Scientific American, 1969 год. Моноцикл Хеммингса, или велосипед Flying Yankee

В поисках изобретателя моноцикла

Разыскать того самого создателя моноцикла оказалось непросто. Запатентованные изобретения редко появлялись в магазинах, поэтому мы можем определить первенство двумя способами:

  1. По патентам (кто раньше всех зарегистрировал идею).
  2. По созданным объектам (кто раньше всех построил).

Мы решили идти по хронологии — от идей к товарам. Самый ранний известный патент на моноцикл от 2 марта 1869 года принадлежит американцу Фредерику Майерсу.

Мое изобретение предназначено для разработки велосипеда, который мог бы удерживать ездока на одном колесе. Предполагается, что ездок приводит его в движение силой, приложенной к оси вышеназванного колеса через педальный механизм, на который ездок воздействует ногами. При этом ездок располагается сверху колеса в той же манере, в какой сегодня используются двухколесные велосипеды.

Ф. Майерс, патент US87,355A от 2 марта 1869 года.

Как и все патенты того времени, проект Майерса не содержит сведений о дате подачи заявки, поэтому невозможно сказать, когда идея пришла ему в голову. Но это было явно до февральской публикации самого раннего изображения с моноциклом (из тех, что нам известны):

Первое изображение моноцикла

Журнал Scientific American, том 20, № 7. 3 февраля 1869 года, стр. 101

Можем оценить амбиции изобретателя: диаметр колеса составлял 365 см. Частота вращения 50 оборотов в минуту позволила бы разогнаться до 40 км/ч. Гигантское колесо управлялось «ходулями», которые приводили в действие педальный механизм. Притом журнал Scientific American описывает одноколесный велосипед как британское изобретение, но не называет создателя.

Другие патенты

В том же году Патентное ведомство США одобрило еще несколько проектов, но все они шли после Майерса. Неизвестно, был ли хоть один претворен в жизнь: мы не нашли ни газетных вырезок того времени, ни фотографий, которые зафиксировали реальное существование моноциклов.

Небольшое пояснение вносит патент от 7 апреля 1881 года — он принадлежал итальянцу Альфредо Джованни Баттиста Скури. Его называют то преподавателем гимнастики, то циркачом — хотя, вероятно, он совмещал обе профессии разом. Есть байка, будто Скури «изобрел» моноцикл, когда велосипед развалился под ним прямо на выступлении. Вопреки злому року, Скури завершил его на одном колесе.

Для нас важна вовсе не эта легенда. Во-первых — похоже, мы нашли предка цирковых унициклов. Во-вторых — описание говорит, что к тому моменту уже существовал целый класс велосипедов с одним колесом.

В моем изобретении содержатся усовершенствования класса велосипедов под названием «моноцикл», где задействовано лишь одно колесо, что служит как для управления, так и в качестве движущей силы…

Дж. Батиста Скури, патент US242,161, одобрен 31 мая 1881 года (подан 7 апреля 1881 года)

Ранние упоминания моноцикла

Неоязычники не понаслышке знакомы с книгой « Арадия, или Евангелие Ведьм ». Это сборник старинных ритуалов, якобы записанных со слов тосканских языческих ведьм, который заложил основы в создание неоязыческой религии — викканства.

Автор книги Чарльз Годфри Лиланд оказался пророком не только современного ведьмовства, но и электрических моноколес. На пике карьеры он был больше известен как издатель юмористического сборника стихотворений «Баллада Ганса Брейтманна». В сборник входило два стихотворения, оба о моноциклах, и оба на псевдо-денглише — английском языке, стилизованном под немецкий акцент.

Herr Schnitzerl make a philosopede,

«Ганс Брейтманн и его Филосипет», 1869 год

Von of de pullyest kind;

It vent mitout a vheel in front,

Und hadn’t none pehind.

Von vheel vas in de mittel, dough,

Und it vent as shure ash ecks,

For he shtraddled on de axel dree

Хотя Википедия называет другой год издания (1871), ряд источников утверждает, что «Баллада Ганса Брейтманна» издана в январе 1869 года. Если принять вторую версию, это может значить, что уже в начале 1869 года американцам была знакома хотя бы концепция моноцикла. А то и реальный моноцикл!

Легким движением руки пенни-фартинг превращается…

Весна 1884 года запомнилась В. Д. Уилмоту надолго. Бостонский профессор совершил турне по западному побережью с остановками в Небраске, Монтане, Северной Дакоте и Миннесоте, не забывая заезжать в соседние штаты. О его выступлениях лучше всего рассказала газетная вырезка:

Как выразилась одна пожилая дама: «Если бы я не видела это своими глазами, в жизни бы не поверила. Колесо катится себе и катится, а сверху — человек!» Это и продемонстрировал прошлым вечером господин Уилмот. Убрав сиденье, заднюю опору и мелкое колесо, он оседлал большое колесо — моноцикл — и разъезжал так по всему катку.

Газета Omaha Daily Bee, 17 марта 1884 года, стр. 5

Судя по всему, за основу моноцикла брали пенни-фартинг. С велосипеда снимали лишние детали, оставляя только крупное колесо и руль. Из-за этого сам пенни-фартинг тоже иногда называли моноциклом. Это отчасти объясняется дизайном: заднее колесо не было задействовано ни в рулении, ни в ускорении и выполняло лишь функцию опоры.

До профессора Уилмота выступления на моноколесе проходили во Франции, Германии и Великобритании в 1883 году. В 1885-м такие шоу распространились по всей Америке. Так за одноколесным транспортом окончательно закрепилась слава циркового реквизита.

Чемпион по искусному вождению велосипеда среди спортсменов-любителей господин О. Уэтмор вытворяет неслыханные фокусы. Вы не поверите, покуда не увидите своими глазами! С велосипеда снимают заднее колесо, и начинается удивительное зрелище: достопочтенный господин вперевалочку совершает променад верхом на большом колесе.

Газета The Springfield Globe-Republican от 21 июня 1885, стр. 5

Моноциклы 1891 года из велосипедов

Гонка немецких моноциклистов 1886 года. Все моноциклы сделаны из велосипедов

Так как эти (и другие просмотренные нами) газетные сообщения подразумевают, что моноцикл — это разобранный велосипед, можно сделать три предположения:

  1. Класс моноциклов, о котором сообщал итальянец Скури, — это старые-добрые пенни-фартинги.
  2. Моноциклы не производились. Их делали из пенни-фартингов и других велосипедов.
  3. Моноциклы производились, но конкретные трюкачи предпочитали переделывать велосипеды в целях эффектности шоу.

И если вы поставили на № 2 — похоже, сегодня ваш день. Онлайн-музей велосипеда пишет: моноциклы не поступали в продажу до 1890-х. Лишь в 1891 году мир увидел первый настоящий моноцикл. Наибольшую популярность он получил среди цирковых артистов. Неудивительно: водителю приходилось балансировать на ненадежном сидении, а это требовало хорошей подготовки.

Пенни-фартинг и моноцикл, 1981 год

Слева: пенни-фартинг со съемной рамой и задним колесом; справа: моноцикл

Первый электрический моноцикл

История одноколесного транспорта прерывается до начала 1930-х, когда возобновились размышления о транспорте будущего. Инженеры представляли, что у футуристичного автомобиля будет лишь одно колесо. Нет, не так: что он и есть колесо .

В 1930 году изобретатель Джон Арчибальд Первес запатентовал первый электрический моноцикл — Динасферу . Диаметр колеса из железной решетки достигал 10 метров. Сидение и мотор крепились на внутренний роллер, который под их весом крутился в обратную сторону и удерживал водителя параллельно земле. Громоздкая конструкция весила 450 кг и разгонялась до 45 км/ч, что в те времена считалось приличной скоростью для транспортных средств. Впрочем, эксперты полагают, что Первес приукрасил показатели.

Помимо электрического прототипа, был еще один — на газу. Мистер Первес гордился своим детищем и считал, что транспорт достиг своей высшей формы. Разве что-то может быть идеальнее и проще колеса? Изобретение привлекало внимание публики, поэтому осталось немало видео — и фотоматериалов. Динасфера даже появилась на обложке журнала Popular Science.

Динасфера

Обучение вождению Динасферы, фотография от BBC

Но у моноцикла был серьезный недостаток: чтобы повернуть, водителю приходилось наклоняться вправо или влево, порой опасно нависая над дорогой. Тогда Джон Арчибальд Первес создал новый прототип. Теперь колесо само наклонялось вправо или влево за счет поворота руля.

Вот только повернуть руль было почти невозможно, а на высоких скоростях исключено: даже крупные мужчины едва могли сдвинуть тяжелую Динасферу. Приходилось дергать руль несколько раз, закладывая протяженные повороты. Это полностью уничтожало пользу Динасферы: кому нужен высокоскоростной транспорт, если он не может повернуть?

Вторая проблема — торможение. Вернее, с тормозами-то как раз все было в порядке: моноцикл останавливался, а вот кабина — нет. От полученной инерции она могла закрутиться на роллерах, превращая водителя в огромного хомяка внутри колеса.

Неудивительно, что после 1932 года Динасфера канула в Лету, как и все моноциклы до нее.

Коммерческие моноколеса: наши дни

И вот наконец мы добрались до XXI века. Хотя моноцикл — древний предок моноколеса, его ближайшим родственником является Segway . Не зря они разделяют схожую технологию самобалансировки, а их единственное различие — это количество колес.

Прототипы современных моноколес

Segway был запатентован в 1994 году, но в продаже появился только в 2001-м. Вероятно, он и вдохновил компанию Bombardier, которая в 2003 году представила концепт-дизайн одноколесника Embrio . Разработка была нацелена на молодежную аудиторию, а футуристичный дизайн отражал представления инженеров о том, как мог бы выглядеть транспорт 2025 года. Embrio должен был работать на водородном топливе, но в 2003 году технология еще была в разработке.

Интересный факт: на самом деле Embrio не был моноциклом. Спереди к корпусу крепились дополнительные колеса — шасси, которые автоматически опускались при торможении и остановке, стабилизируя транспортное средство. После разгона до 12 км/ч шасси поднимались, чтобы не мешать движению.

Дизайн-прототип Embrio от компании Bombardier

Дизайн-прототип Embrio от компании Bombardier

Следующим оказался предприниматель-разработчик из Кремниевой долины Чарльз Тейлор. В 2003 году он построил двухколесный гироскутер по типу Segway из б/у-деталей, даже записал подробную инструкцию, чтобы энтузиасты могли повторить это дома.

Творческая мысль не остановилась: в 2004 году Тейлор представил одноколесный моноцикл весом 13,5 килограмм с максимальной скоростью 20 км/ч. Управление осуществлялось смещением веса: вперед — разгон, назад — торможение, в сторону — поворот. Но без встроенной самобалансировки водитель мог упасть.

В 2008 году прототип моноколеса представила компания RYNO Motors; в 2009-м электрический уницикл запатентовала Focus Designs. Но наибольший вклад в индустрию EUC (электрических унициклов) внесла компания Solowheel.

Моноколесо от создателя гироскутера

Американский изобретатель Шейн Чен — человек, чьи изобретения вы видите каждый день, сами того не подозревая. При этом его самое популярное творение — гироскутер — не принесло ему даже трети желанной прибыли. Но обо всем по порядку.

Шейн Чен зарегистрировал патент на моноколесо в 2014 году, хотя разработка идеи началась еще в 2010-м. Творение его инженерной мысли основывалось на предыдущих патентах, которые, впрочем, не были запущены в массовое производство. Моноколесо Solowheel заключено в защитный корпус с подставками для ног по бокам. Это полностью электрическое устройство, которое заряжается от сети. Имеется функция самобалансировки.

Моноколесо Solowheel

Моноколесо Solowheel

Как ни странно, нашумевший во всем мире гироскутер (оригинальное название — ховерборд) создан на основе моноколеса . Шейн Чен придумал его, когда увидел, как дочка демонстрирует управляемость Solowheel, стоя на двух экземплярах разом — по колесу на каждую ногу. Запатентованный брендовый двухколесник Hovertrax стоил в районе тысячи долларов. Но инженерная империя Чена развалилась, когда рынок заполонили китайские подделки. Их стоимость была вчетверо дешевле.

«Мы продали от силы пару тысяч экземпляров, — утверждал Чен в 2016 году. — Мне как-то доложили, что в Китае 11 тысяч фабрик по производству ховербордов. У них счет идет на миллионы» .

Пример Чена иллюстрирует жизни многих изобретателей. Американское патентное право не защищает технологии от копирования. При этом крупные торговые площадки (Amazon, eBay, Alibaba) заинтересованы в увеличении продаж и косвенно мотивируют распространение копий.

Подводим итоги

Корни моноколеса уходят в XIX век. Изобретатели хотели максимально упростить дизайн велосипеда, поэтому отталкивались от пенни-фартинга. Цирковые трюкачи снимали с велосипеда заднее колесо, раму и сиденье, чтобы продемонстрировать езду на моноцикле.

Неизвестно, существовал ли в 1870-х годах самостоятельный моноцикл или все они были переделаны из велосипедов. Первый известный патент, зарегистрированный 2 марта 1869 года, принадлежит Фредерику Майерсу. Но если верить журналу Scientific American, настоящим изобретателем моноцикла был неизвестный британец.

Первый электрический прототип изобрел Джон Арчибальд Первес в 1930 году. Затем в сфере EUC не было существенного прогресса, пока в 2001-м не появился Segway — вдохновитель основной технологии моноколеса. В 2014 году изобретатель Шейн Чен создал Solowheel. Это первая разработка, которая добилась коммерческого успеха.

Современные моноколеса портативны, просты в использовании, экологичны и быстро заряжаются от электросети. К двухтысячным моноциклы перестали ассоциироваться с цирковыми представлениями. Они превратились в средство личного передвижения и стали популярны в крупных городах.

masterok


Кликабельно 1600 рх

А давайте я вам расскажу одну историю. Все началось с этой фотографии. Интересный образец техники правда ли ? А судя по снимку сделан очень давно ! Почему мы до сих пор не видим на дорогах такие агрегаты ? А ведь этот моноцикл (или как их еще называют уницикл) был сделан в Италии в 1931 году и как говорят он развивал скорость до 150 км/ч

Давайте узнаем историю этого транспортного средства.


Кликиабельно

Сказать, что биография моноцикла «не сложилась», значит согрешить против истины. На самом деле, всё ещё хуже: если не считать партизанских вылазок отдельных изобретателей, серьёзно этим транспортным средством так никто и не занимался. До недавнего времени.

А началось всё, если верить историкам, ещё в 1884 году, когда неизвестный автор предложил концепцию «уницикла», то есть велосипеда с одним колесом.

3064

Однако именно такой уницикл, как изображён в книге Victorian Inventions — «Изобретения Викторианской эпохи», по всей видимости, никогда не был создан.

Если вы внимательно посмотрите на рисунок, то заметите, что пилот «уницикла» сидит в своём аппарате, словно в клетке, окружённый длинными спицами.


На воздушной тяге.

Хотя, конечно, можно предположить, что сдвоенный обод ведущего и единственного колеса мог раскрываться на две части, словно гигантская устрица.

Следующее документально подтверждённое обращение к идее моноцикла произошло ровно через двадцать лет — в 1904 году.

Бензиновый двигатель уже перестал быть диковинкой и автор смог отказаться от использования слабых человеческих ног.

Машина, состоявшая из огромного, почти в человеческий рост, колеса и внутренней рамы с прикреплённым к ней мотором, сиденьем и стабилизирующими колёсиками, была представлена на выставке в Милане и, как писала газета «La Vie de l’Automobile», вызвала восторг почтеннейшей публики. После чего аппарат был благополучно забыт.

Двадцатые-тридцатые годы прошлого столетия можно с полным правом назвать «золотым веком» моноцикла: с 1923-го по 1937-й были построены и даже запатентованы как минимум шесть конструкций, использовавших бензиновые и даже электрические двигатели.


В 1911 году американец Том Коутс Клинтон запатентовал моноцикл в котором установил толкающий винт.

Самым интересным, пожалуй, можно считать аппарат, названный авторами «Dynosphere» (очевидно, создатели сами испугались грандиозности своего творения).

Приняв во внимание слишком низкую устойчивость большинства одноколёсных агрегатов (вспомните, как вы катались в детстве в шинах от грузовиков), они не нашли лучшего решения, чем использовать для его построения как можно более широкую несущую раму.

Dynasphere

Колёсико, получившееся в итоге, по всей видимости, стало даже более устойчивым, чем хотелось авторам: редкий двигатель сможет сдвинуть с места такую махину, а уж заставить его свернуть с однажды выбранного направления движения, надо полагать, было вообще невозможно.

Во всяком случае, пилот Dynosphere, изображённый на фотографии, выглядит очень напряжённым.

Короче, старушка Европа и её оторванные от реальности инженеры в очередной раз подтвердили свою полную несостоятельность.

Дело продвижения идеи моноцикла снова заглохло на без малого шестьдесят лет, пока за конструирование не взялся американец. Причём, не просто американец, а настоящий байкер! Так сказать, фанатик в полном смысле этого слова.

Dynasphere — уникальный проект и попытка изменить представления общества о конструкции личного транспорта. Как для своего времени проект — просто невероятный, но еще больше впечатляет период его появления. Транспорт «Dynasphere» разработал Доктор Пёрвс (J.A. Purves), который называл суть концепции «сферическим передвижением». Он открыто заявлял, что его проект внесёт революцию в транспортный дизайн, но в итоге ничего не получилось. Однако уже за идею Доктора Пёрвса можно похвалить.

Давайте узнаем про него подробнее + видео под катом …

В далеком 1932 году доктор Джон Арчибальд Первес (John Archibald Purves) изобрел необычное и для того и для сегодняшнего времени транспортное средство, получившее название Dynasphere. Dynasphere — это трехметровое стальное колесо, весом около 450 килограмм, которое, по задумке конструктора, предназначалось для использования в качестве личного транспорта, в качестве замены легковым автомобилям.

Транспортное средство Dynasphere было изготовлено в нескольких экземплярах двух типов. Первым вариантом был одноместный вариант, приводимый в движение 2.5-сильным бензиновым двигателем, который позволял этому огромному колесу разгоняться до скорости в 40 км/ч (25 миль в час). Так же был изготовлен одноместный вариант Dynasphere, приводимый в движение электрическим двигателем. Единственный пассажир, по совместительству и водитель, размещался внутри этого колеса на специальной платформе, где располагался еще и двигатель, скользившей по внутренне поверхности. Для совершения поворотов водителю приходилось отклоняться вправо или влево, смещая центр тяжести всего агрегата и молясь, что бы на пути не встретилось никаких препятствий

Вторым вариантом Dynasphere был двухместный вариант, приводимый в движение уже 6-сильным бензиновым двигателем, а платформа, на которой размещался водитель, пассажир и двигатель, была оборудована подвеской с регулируемым углом наклона относительно колеса, что позволяло управлять направлением движения Dynasphere как в автомобиле — поворотом рулевого колеса. Доктор Первес разработал еще несколько вариантов Dynasphere, Dynasphere 5 и Dynasphere 8, которые могли перевозить пять и восемь человек соответственно.

Глядя на снимки и название «Dynasphere» можно задаться вопросом, почему в названии аппарата, напоминающего по форме кольцо или бублик, появилось слово «сфера»? Оказывается, внешняя поверхность Dynasphere представляет собой часть сферы, то, что можно получить, если параллельно обрубить стороны шара относительно его центра. С помощью этой уловки доктору Первесу удалось победить основной недостаток моноциклов — их неустойчивость.

Еще несколько моделей 1920 года.

47-летний Керри Маклин (Kerry McLean) начал с малого: его первый моноцикл, собранный на базе тракторного колеса и оснащённый бензиновым двигателем в сорок «лошадок» с водяным охлаждением, имел внутренний диаметр всего около девяноста сантиметров.

Kerry McLean And His Monocycle

Тем не менее, этот аппарат оказался первым моноциклом, развившим скорость более ста километров в час и первым моноциклом, официально зарегистрированным дорожной полицией штата Мичиган.

Kerry McLean And His Monocycle

Как утверждает сам Маклин, его машина не обнаруживает обычного для других моноциклов недостатка: даже при резком торможении водитель не переворачивается через голову, а лишь немного «клюёт носом». Самую малость.

Kerry McLean And His Monocycle

Конструкция оказалась настолько удачной, что Маклин даже основал собственную компанию McLean Wheel и спроектировал на базе рекордного прототипа менее мощную (всего пять лошадиных сил), но вполне коммерческую модель, которую, заплатив всего $8,5 тысяч долларов, может приобрести каждый любитель экстремальной езды.

37491001mcle_20010702_05215.jpg

Разумеется, американец не остановился на достигнутом и построил ещё пару агрегатов, теперь уже оснащённых V-образной восьмёркой от автомобиля Buick: McLean V8 и McLean V8 Rocket Roadster, который больше напоминает маленький, но злобный вертолёт.

Kerry McLean And His Monocycle

К сожалению, мощность двигателя не указана, но автомобили Buick Wildcat, комплектовались V-образными восьмёрками мощностью от 325 до 370 лошадиных сил.

Так что, если всё пойдёт успешно, то в скором времени Керри поставит ещё один мировой рекорд для моноциклов: 160 км в час!

А вот какие мечты были у прошлых поколений конструкторов

Вырезка из журнала 1925 года.

Управляемый с помощью компьютера.

Представляли даже военное применение этих агрегатов !

Начиная с 1867 года и до настоящего времени, было зарегистрировано и запанетновано порядка 40 основных проектов моноциклов — транспортных средств с одним колесом. Некоторые конструкции были настолько «гениальны» с технической точки зрения, что реализовать их не возможно даже сейчас. И лишь немногим конструкциям моноциклов было суждено выйти в свет. Одним из них, воплощенных в «железе» стал моноцикл Эдисона-Путона (Edison-Puton Monowheel), который был построен в 1910 году во Франции.

Естественно, главной проблемой для моноцикла является его устойчивость. В некоторых современных конструкциях используются гироскопически е стабилизаторы, взять например: RYNO, но стоит отметить, что на высоких скоростях такая система вряд ли поможет, тем более, что RYNO всего лишь скутер с максимальной скоростью в 20 км/ч. В любом случае, пока моноцикл не будет оснащен интеллектуальной системой балансировки, езда на нем будет сродни цирковому трюку, с большой вероятностью происхождения несчастного случая, в чем Вы сможете убедиться, глянув видео.

Но, вернемся к нашей основной теме. Моноцикл Эдисона-Путона был восстановлен немцем Фердинандом Шленкером (Ferdinand Schlenker) и в настоящее время находится в полностью работоспособном состоянии. Его единственное колесо приводится в движение бензиновым двигателем De Dion, объемом 150 кубических сантиметров и мощностью 3,5 лошадиных силы.

Дизайнер Бен Уилсон представил на выставке «Человек 21-го века» в Токио свой вариант одноколесного велосипеда. Выставка предполагала решение тех проблем, которые не были решены в прошлых веках и велосипед Бена полностью подходит под условия выставки.

«Я понимаю, что человечество не перейдет разом на одноколесные велосипеды взамен старых, двухколесных. Мое изобретение скорее доказывает, что человек сможет решить любую задачу, за которую ни возьмется» — говорит Бен.

Судя по схеме и фото, используется глухая передача. По идее, без нее невозможна продольная балансировка (?). Также, интересно как дела у него с поперечной балансировкой — на фото он упирается рулем в стену. Центр тяжести низкий, думаю проблем не должно быть. Вообщем, интересный концепт.

Вот смотрите, да это почти половинка обычного мотоцикла ! И так может выкрутиться конструкторское решение. Это итальянская модель.

Привет из России.

Например, существует одноколесник RIOT Wheel, который выглядит совершенно потрясающе — такое впечатление, что он только что побывал на съемках какого-нибудь фильма на постапокалиптическую тему. Видеть водителя в таком необычно расположенном месте еще не приходилось.


Кликабельно 1920 рх

Джек Льялл (Jake Lyall) из США изобрёл колесо заново («Re Invention Of The Wheel» — «переизобретение колеса»), придав ему функционал моноцикла. Это экзотическое средство передвижения в стимпанковском стиле, Джек продемонстрировал в 2003 году на ежегодном фестивале Burning Man, где такой полет фантазии очень приветствуется.

motocafe_riot_mono_cycle_05

Во время просмотра видео кажется, что сиденье с водителем удерживается в поднятом положении за счет ускорения. На самом деле, внутри колеса находится тяжелый противовес, а также мотор от скутера Хонда, которые могут менять свое положение внутри колеса, добиваясь баланса. Благодаря перемещению двигателя внутри колеса и принципу "белки в колесе", RIOT Wheel может набирать скорость 46 км/час.

Устойчивости одноколеснику придает не только ширина колеса и вес конструкции (почти полтонны), но и установленный гироскоп. Повороты на RIOT Wheel представляются с большим трудом, но какие-то наработки в управлении есть — за счет наклонов гироскопа и сиденья.

Автор одноколесника планировал выпустить новые версии своего творения, в частности, на электродвигателе, но пока об этом ничего не слышно. На сайте http://www.theriotwheel.com идет сбор средств от всех желающих помочь.

Колесо своё Льялл построил специально к очередному (2003 года) ежегодному фестивалю Burning Man, который проходит в течение недели в американской пустыне Black Rock.

Тут не избежать и пары слов о фестивале, прекрасно характеризующем автора изобретения.

На этот форум съезжаются десятки тысяч людей, у которых, как мы бы сказали «шило в одном месте». Скучно им быть такими, как все. Нужно им самовыражение. В творческой и конструктивной, заметим, форме.

Вот и появляются раз в году в пустыне диковинные светящиеся замки и необычные скульптуры, загадочные машины и прочие продукты деятельности неуспокоенных личностей.

В отличие от известных моноциклов, водитель RIOT Wheel сидит не внутри колеса, а снаружи. Впереди. Со стороны кажется, что он должен упасть. Что при резком разгоне он опрокинется на спину, а при торможении — уткнётся носом в землю.

Но ничего подобного не происходит, как нетрудно догадаться, из-за противодействия хитрой системы грузов, упрятанных внутри колеса.

Собственно, главных противовесов два. Один — специальный груз (204 килограмма) на конце «крана» — системы рычагов, автоматически занимающих нужное положение.

Второй противовес — это двигатель (ДВС, 80 «кубиков», 4 такта, 6 лошадиных сил, Honda), способный менять своё положение внутри колеса независимо от первого противовеса.

Ещё есть гироскоп (весом 30 килограммов), вращающийся в вертикальной плоскости, но способный отклоняться по горизонтальной оси, отзываясь на поворот рукояток управления. Он служит в роли «руля».

Также управлению машиной способствует кресло водителя, отклоняемое в стороны на 15 градусов.

Основной противовес занимает такое положение, чтобы уравновесить сидящего водителя. Независимо от того — стоит колесо на месте или едет.

Заметим попутно, что весьма широкая шина (наряду с гироскопом) также способствует устойчивости конструкции в «стартовом» положении, когда кресло водителя на специальной раме отрывается от земли.

ДВС же сам отклоняется вперёд (при разгоне) или назад (при торможении), пропорционально развиваемому крутящему (тормозному) моменту.

Вся механика рассчитана так, чтобы автоматически удерживать центр тяжести всей системы в нужной точке: перед осью колеса во время разгона и равномерного движения, позади оси при торможении или под осью — во время остановки без опускания кресла на землю.

Отклонения центра тяжести, говорит инженер, достаточно для реализации полного крутящего момента ДВС и интенсивного торможения вплоть до юза.

Вес всей машины составляет 500 килограммов, скорость — примерно 46 километров в час.

Сейчас под «завесой тайны», как шутит изобретатель, Льялл строит RIOT 2 и RIOT 3.

Они будут существенно (примерно вдвое) легче, чем первый образец, и приводиться в движение уже не слабеньким ДВС, а здоровенными электродвигателями мощностью 30 и 200 лошадиных сил соответственно.

Один из этих аппаратов (третий) должен стать самым быстрым в мире моноциклом.

Кстати, насколько нам удалось узнать, действующий рекорд для моноциклов — 85 километров в час.

К слову, об испытаниях другого американского монстра — моноцикла McLean V8 monowheel, с восьмицилиндровым двигателем от легкового бьюика, на полную скорость — пока что-то не слышно.

Один испанец, увлекавшийся историей создания велосипедов, решил воссоздать моноцикл образца 1873-го года. Для этого он изучил массу информации и документов 19-го века, и использовав технологии тех времен, смог воплотить свою мечту в реальность, создав свой потрясающий шедевр – точную копию моноцикла 1873-го года, изобретенного во Франции

Для создания этого уникального транспортного средства были использованы стальные и бронзовые детали, дерево (дуб), кожа. Интересно и то, что на нем можно ездить, т.е. девайс полностью функционален. Изобретатель выставил свое произведение на продажу, стартовая цена – 13 тыс. долларов.

А вот например такой вот концепт.

Унициклы разрабатываются и проектируются уже достаточно давно. Отличие концепт от Yamaha от многих других ему подобных – в принципе и в размере. Здесь пилот сидит не НА, а В этом самом одноколесном транспортном средстве.

Колесо очень большое. С гладкими зеркальными элементами. Выглядит очень и очень футуристично. Существует пока только на картинке и в дизайнерских программах.

Автор проекта – японский дизайнер Юдзи Фудзимура (Yuji Fujimura). Причем в Yamaha отмечают, что заказали этому авторитетному человеку разработать дизайн этой ультрасовременной модели не просто так, а с прицелом на коммерческое использование – чтобы когда-нибудь в будущем подобные колеса действительно смогли начать колесить по улицам!

Вот где то в Японии придумали такой вариант.

Иранский художник и дизайнер Mohammad Ghezel представил футуристический концепт электромобиля. eRinGo выглядит как передвижная бочка с пивом и напоминает вращающегося воина-друида из первых серий звездных войн.

eRinGo / Concept Fahrzeug

В eRinGo, который пока еще является только компьютерной моделью, по идее должны размещаться два человека. Электромотор вращает три кольца по окружности этой гондолы. Аналогично Segway интегрированный гироскоп обеспечивает стабильность eRinGo во время движения.

В движение это устройство приводится с помощью одного – центрального кольца, диаметр которого больше, чем у боковых, обеспечивающих дополнительную стабильность, а также позволяют круто войти в поворот.

eRinGo / Concept Fahrzeug

В Иране Ghezel уже известен. За свои две предыдущие работы он получил награду дизайнерского конкурса Iran Khodro Design Competition, на котором выставляются самые большие иранские производители автомобилей.

eRinGo / Concept Fahrzeug

"Я люблю футуристичный дизайн и верю в то, что в принципе все возможно", — рассказал Ghezel американскому Интернет-изданию "Wired". "Актуальные технологии легко можно обнаружить в современных автомобилях, но мы можем сами создавать будущее. Возможно, это подвигнет инженеров и ученных к разработке наших идей"

Имя eRinGo означает electric rings that make it go и в переводе звучит как «электрические кольца, создающие движение». Этим «автомобилем» сможет управлять каждый из двух сидящих внутри. Как только один из «пилотов» берет на себя управление, электроника напарника деактивируется.

eRinGo / Concept Fahrzeug

Во время создания своего необычного автомобиля Ghezel взял за основу самую важную часть – колесо и интегрировал в него мотор и кабину. "Возможно, эта форма сегодня еще считается неподходящей, но мой девиз: Ничего не является невозможным. Фантазия безгранична"

tsmeu-6_personal_wheel_bike_icsrots_1

Клкиабельно 2400 рх

eRinGo выглядит фантастично, но в действительности уже есть похожие концепты. Так называемые моноколеса строятся с 1869 года, но в то время они имели ручной привод. Предполагается, что первым моторизованным колесом было моноколесо Garavaglia образца 1904 года.

Вот еще интересный современный вариант.

Если надоело преодолевать путь от гаража до дома пешком, смело покупай NAO Aphaenogaster scooter. Трехколесная тележка только выглядит нелепо, на самом же деле перед тобой очень удобное средство передвижения. Оно легкое (20 кг), достаточно быстрое (более 20 км/ч) и экологичное — работает от электричества (мотор мощностью 350 В). Для управления используется всего одна ручка и не требуется никаких прав. Правда, заряда аккумулятора хватит только на 12 км.

Китайская армия тренирует баланс используя моноциклы.

«Время идет, экотренд рулит и пора уже после детских велосипедов с гироскопом, тяжелых и дорогих Сегвэев и прочих неуклюжих экспериментов пересадить народ с велосипедов и автомашин на правильный транспорт, более удобный и компактный». Примерно так рассуждал конструктор моноцикла Solowheel и основатель компании Inventist, Шэйн Чен (Shane Chen). Solowheel – это колесо с подножками и аккумулятором, которое само везет ездока. При движении пассажир-водитель стоит на подножках, а колесо крутится в кожухе у него между ног. Для ускорения надо наклониться вперед, загрузив своим весом носки, для торможения следует наклониться назад, загрузив пятки. Перенос веса влево-вправо позволяет маневрировать.

ТТХ моноцикла Solowheel:

скорость – до 19 км/час

запас хода – до 2-х часов

масса – 9 кг

время зарядки аккумулятора – менее часа.

цена – около $1500

у машинки есть складные подножки и ручка для переноски Зарядка моноцикла – от обычной электрической розетки, кроме того, при езде с малой нагрузкой на мотор, например, под гору, аккумулятор заряжается сам. Ясно, что, несмотря на оптимизм катающихся в рекламном ролике, для комфортной езды на моноцикле необходимо отличное покрытие под колесом, без ям и бордюров, а также уместны шлем, наколенники и прочие защитные аксессуары. И тогда путь от дома до работы или магазина можно проделывать на одном колесе без стояния в пробках. Компания Inventist с 2003 года претворяет в жизнь разные бредовые идеи и заинтересована в дистрибуции своих товаров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *