Основы методологии ценообразования
Методология ценообразования – это совокупность общих правил, принципов и методов разработки концепции ценообразования; определения и обоснования цен; формирования системы цен и управления ценообразованием.
Методология едина для всех уровней установления цен, т.е. основные положения и правила формирования цен не меняются и не зависят от того, кто устанавливает цены и на какой срок. Это является необходимой предпосылкой создания единой системы цен, действующей в экономике страны. Но нельзя ставить знак равенства между методологией и методикой – они существенно различаются.
На основе методологии разрабатывается его стратегия, а методики содержат конкретные рекомендации и средства для реализации этой стратегии. Они объединяют целый ряд методов формирования цен.
Важным элементом методологии являются принципы ценообразования, тесно связанные с методами. Принципы – это постоянно действующие основные положения; характерные для всей системы цен и лежащие в ее основе.
Важнейшие принципы ценообразования:
1) научная обоснованность цен;
2) целевая направленность цен;
3) непрерывность процесса ценообразования;
4) единство процесса ценообразования и контроля соблюдения цен.
Рассмотрим эти принципы.
Принцип научной обоснованности цен состоит в необходимости использования в ценообразовании основных экономических законов рыночной экономики: закона стоимости и закона спроса и предложения. Научное обоснование цен базируется на глубоком анализе конъюнктуры рынка, всех рыночных факторов, а также действующей в экономике системы цен. При этом необходимо выявлять тенденции развития производства на перспективу, прогнозировать изменение уровня издержек, спроса, качества товаров.
Научная обоснованность цен во многом зависит от полноты информационного обеспечения при установлении цен, которое требует обширной и разнообразной информации, и, прежде всего, экономической.
Второй принцип – целевая направленность цен, требующая четкого определения приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен. В дальнейшем целевые приоритеты и целевая направленность цен меняются на каждом этапе развития экономики.
Например, при освоении новых изделий, а также изделий более высокого качества, устанавливаются более высокие цены, обеспечивающие максимальную прибыль, до последующего расширения производства этой продукции.
Третий принцип – непрерывность процесса ценообразования. Процесс ценообразования динамичен, непрерывен. Это проявляется в том, что продукция в своем движении от сырья до готового изделия проходит несколько этапов. Для каждого этапа товародвижения устанавливается своя цена. Кроме того, в действующие цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием с производства устаревших товаров и освоением новых. С развитием рыночных отношений и усилением конкуренции этот процесс будет все более динамичным.
Четвертый принцип – единство процесса ценообразования и контроля соблюдения цен основан на том, что государственные органы, устанавливающие и регулирующие цены, обязаны их контролировать. Этот контроль распространяется, прежде всего, на продукцию и услуги тех отраслей, по которым осуществляется государственное регулирование цен. Это продукция предприятий монополистов, услуги транспорта, связи, тарифы на коммунальные услуги.
Такой контроль осуществляется и по тем товарам, по которым действует режим свободных цен. Цель контроля – проверка правильности применения установленных законодательством, общих для всех принципов и правил ценообразования.
В случае нарушения дисциплины цен на предприятия и организации, допустившие эти нарушения, налагаются административные и экономические санкции (штрафы и др.).
Различают два вида контроля.
1. Государственный контроль. Его осуществляют государственные органы ценообразования – федеральные и региональные (комитет по ценам, а также государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей при органах торговли в центре и на местах).
Органы по ценообразованию обеспечивают наблюдение за ценами совместно с государственными органами статистики, проводят проверки действующих и декларируемых цен, налагают административные штрафы в случаях выявления нарушений по ценам.
В ходе проведения проверок сумма незаконно полученной выручки и штраф в таком же размере взыскиваются органами ценообразованияили перечисляются самостоятельно на основании решения органов по ценообразованию.
К нарушениям государственной дисциплины цен относятся:
— превышение установленных, фиксированных и предельных цен на продукцию, товары и услуги;
— превышение предельных уровней рентабельности, размера снабженческо-сбытовых и торговых наценок, завышение или занижение согласованных скидок на продукцию, если такое право регулирования представляется органам государственной власти;
— нарушение порядка декларирования цен;
— включение затрат в себестоимость продукции, товаров, услуг, не предусмотренных действующими нормативными документами;
— применение цен, согласованных на комплектацию продукции при поставке некомплектной продукции и др.
2. Общественный контроль. Проводится обществами потребителей. Законом РФ «О защите прав потребителей» предусмотрено право общественных организаций и потребителей контролировать цены
Ценообразование, понятие, принципы и методы
Одним из важнейших признаков рынка является конкуренция как форма взаимного соперничества субъектов рынка и механизм регулирования общественного производства. Существуют рынки с разными типами конкуренции: монопольный, олигопольный, совершенной конкуренции. При этом складываются различные условия для фирмы, начинающей свою деятельность на рынке. В этих условиях она выбирает для себя такую ценовую стратегию, которая позволила бы ей выжить среди конкурентов.
Установление уровня цен очень важно для любого предприятия. От цены на продукцию зависят основные экономические показатели деятельности предприятия: выручка, рентабельность, издержки на производство. И также, цена является инструментом рыночной конкуренции.
Данная курсовая работа посвящена исследованию типов ценовых стратегий на рынках с различными типами конкуренции. Для этого необходимо выполнить следующие задачи: раскрыть понятие ценообразования через его принципы и методы, охарактеризовать особенности формирования цен на всех видах рынков с учетом их особенностей, проанализировать ценовые стратегии в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.
Данная тема особенно актуальна в сложившихся на данный момент рыночных отношений в экономике, где каждой фирме важно сформировать ценовую политику на рынке с любым типом конкуренции.
Глава. Особенности ценообразования на всех видах рынков
Ценообразование, понятие, принципы и методы.
Цена — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать), а покупатель согласен получить (купить) единицу товара. Величину соотношений при обмене товаров определяет их стоимость. Поэтому цена является стоимостью единицы товара, выраженной в деньгах, или денежной стоимостью единицы товара, или денежным выражением стоимости.
Цена – сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию ВВП и национального дохода.[1]
Ценообразование — установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов.
Различают две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения и централизованное государственное ценообразование на основе назначения цен государственными органами.
Цель ценообразования: обеспечить мотивированную, своевременную и достаточную ценовую реакцию, таким образом, чтобы получить максимальный объем продаж с минимальной потерей маржинальности.
Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики.
Задачи ценообразования — задачи, решаемые при реализации того или иного варианта ценового поведения.
Основными принято считать следующие задачи ценообразования:
§ покрытие затрат на производство продукции (или на посредничество в ее реализации) и обеспечение прибыли, достаточной для нормального функционирования производителя (посредника);
§ учет взаимозаменяемости продукции при формировании цены;
§ решение социальных вопросов;
§ реализация экологической политики;
§ решение внешнеполитических вопросов.
Первая задача — покрытие затрат на производство продукции и обеспечение прибыли — требование продавца-производителя и посредника. Чем благоприятнее для производителя конъюнктура рынка, т. е. чем по более высокой цене он может реализовать свою продукцию, тем большую прибыль он получит.
Вторая задача — учет взаимозаменяемости продукции — это основное требование потребителя. Его не интересует, сколько затрачено на изготовление данного продукта. Если один и тот же продукт предлагается на рынке по разным ценам, потребитель, естественно, предпочтет тот, что предлагается по более низкой цене. Если по одинаковой цене предлагается более качественный и менее качественный продукт, потребитель предпочтет тот продукт, качество которого выше.
Другие задачи возникли уже на современном этапе ценообразования, их особенно важно решать по мере перехода от рынка неразвитого, стихийного к рынку регулируемому.[2]
Под принципами ценообразования понимаются наиболее общие условия, необходимые для обеспечения нормального процесса формирования, установления и применения цен. Принципы формирования цен являются общими как для макроэкономического уровня, так и для конкретных предприятий и организаций.
К ним относят следующие принципы:
· научной обоснованности цен;
· целевой ориентации цен;
· непрерывности процесса ценообразования;
· единства процесса формирования цен и контроля их соблюдения.
Принцип научной обоснованности ценпредполагает, что при формировании цен необходимо учитывать действие экономических законов и закономерностей. В рыночной экономике действуют закон стоимости, законы спроса и предложения, а также другие экономические законы. Формирование цен без учета объективных затрат на производство и реализацию продукции, без влияния соотношения спроса и предложения может привести к непредсказуемым, нежелательным последствиям как для конкретных предприятий, так и для экономики страны в целом.
Научный подход к формированию цен базируется прежде всего на изучении рыночной конъюнктуры, анализе различных сегментов рынка, учете действующих в стране экономических систем: налогообложения, финансово-кредитной, банковской и др.
Важнейшим условием реализации данного принципа является полнота информационного обеспечения процесса формирования цен.
Принцип целевой ориентации цен.В масштабах государства в целом такой целью цен является стимулирование экономического роста страны, создание условий для обеспечения сбалансированности экономики. Государство посредством цен решает и более конкретные задачи. К примеру, для борьбы с контрафактной продукцией централизованно могут устанавливаться минимальные цены (нижние пределы цены). К примеру, установлены минимальные цены на водку. Решая задачи стимулирования развития отечественного автомобилестроения, государство использует систему повышенных таможенных пошлин на импортные автомобили. Исходя из особенностей конкретного этапа развития экономики, государство ставит и другие цели (социальные, экологические и т.д.), на достижение которых ориентируется система цен.
Для конкретных предприятий данный принцип означает, главным образом, ориентацию на максимизацию прибыли, победу в конкурентной борьбе.
Принцип законности означает, что формирование и применение цен должны находиться в правовом поле, подчиняться действующим нормативным положениям, установленным государством. Это относится к условиям и порядку включения в цены конкретных элементов (к примеру, акцизов, НДС, таможенных пошлин и др.). При формировании цен необходимо использовать установленные государством различные ставки и нормативы (ставки налогов, нормы амортизации, ставки таможенных пошлин и др.). Процесс ценообразования должен быть законным и прозрачным.
Принцип плановости цен означает, что важнейшим элементом процесса ценообразования является текущее, перспективное планирование цен и их прогнозирование на длительную перспективу. На макроэкономическом уровне планирование осуществляется по важнейшим (стратегическим) товарным группам и сферам деятельности. На уровне конкретного предприятия планирование цен на выпускаемую продукцию необходимо для того, чтобы предвидеть финансовую перспективу организации. Важнейшей составной частью маркетинговых исследований предприятия является изучение конъюнктуры рынка в плановом и перспективном периоде, спроса на товары и возможные предложения конкурентов. Результатом таких исследований является формирование плановой цены (на плановый период), обеспечивающей сбалансированность спроса и предложения в плановом периоде.
Принцип единства процесса формирования цен и контроля их соблюдения.Ценообразование и контроль цен являются взаимосвязанными процессами. В связи с тем, что конкретные цены в условиях рыночной экономики могут формироваться как на уровне макроэкономики, так и непосредственно на предприятиях, контроль их формирования и применения осуществляется государством и самими предприятиями. Государство осуществляет контроль цен на продукцию предприятий, находящихся в собственности государства. Также государство контролирует цены на социально важные товары, выпускаемые предприятиями иных форм собственности. К примеру, лекарственные средства, предназначенные для льготных групп населения. Как уже отмечалось, государство устанавливает правила формирования цен, методы исчисления отдельных элементов цен, нормативы и ставки, по которым эти элементы включаются в цены. Все это является предметом контроля со стороны государства. Особую роль государство играет при осуществлении контроля цен на продукцию, поставляемую по системе госзакупок. Более того, для контроля формирования и применения цен на продукцию оборонного заказа действует специальный орган — Федеральная служба по оборонному заказу.[3]
Методы ценообразования — это различные способы формирования цен. Современная практика использует целую систему методов формирования цен. Это связано с тем, что при определении цен на конкретные товары возникает ряд сложных проблем, которые невозможно решить с помощью какого-либо одного универсального метода. В общем виде возникновение таких проблем связано со следующими причинами. Во-первых, на цены разных товаров оказывают влияние различные факторы. Во-вторых, уровни цен на конкретные товары должны в полной мере отражать затраты на их производство и реализацию. В-третьих, цены должны обеспечивать расширенное воспроизводство предприятия (обеспечивать необходимой прибылью). В-четвертых, в конкретные виды цен включаются различные элементы (различен состав разных видов цен). В-пятых, цены должны адекватно вписываться в сложившиеся рыночные отношения (учитывать конъюнктуру рынка, различия в качестве товаров, потребительских свойствах, условиях поставки и др.)
Все методы ценообразования условно можно разделить на две большие группы: рыночные и расчетные.
Система этих методов схематично представлена на рис. 1.1.1
Рис. 1.1.1Система методов ценообразования
Расчетные методы ценообразования — методы, базирующиеся главным образом на учете внутрипроизводственных условий фирмы
Затратные методы — разновидность расчетных ценовых методов, в основе которых лежит учет производственных затрат в той или иной фирме.
Ценовой метод полных издержек— метод формирования цен на основе всех затрат, которые вне зависимости от происхождения списываются на единицу того или иного изделия. Данный метод применяют фирмы, положение которых близко к монопольному и сбыт продукции практически гарантирован.
Главное достоинство метода полных издержек заключается в его простоте. Основой определения цены являются реальные издержки производителя на единицу продукции, к которым добавляется необходимая фирме прибыль. Кроме того, он позволяет установить предел цены, ниже которого она может опускаться лишь в исключительных случаях.
Однако данный метод имеет существенные недостатки. Во-первых, он отражает традиционную ориентацию главным образом на производство и в меньшей степени — на рыночный спрос. Во-вторых, использование этого метода не позволяет выявить резервы снижения затрат и в полной мере учесть все факторы, влияющие на цену.
Ценовой метод стандартных (нормативных) издержек свободен от многих недостатков простого отражения затрат. Этот метод позволяет формировать цены на основе расчета затрат по нормам с учетом отклонений фактических затрат от нормативных.
Достоинство метода стандартных (нормативных) издержек состоит в возможности управлять издержками по отклонениям от норм, а не по их общей величине. Отклонения по каждой статье периодически соотносятся с финансовыми результатами, что позволяет контролировать не только затраты, но и прибыль. Метод обеспечивает непрерывное сопоставление затрат и финансовых результатов вне зависимости от изменений эффективности производства, отклонений в загрузке производственных мощностей.
Этот метод имеет большой потенциал с точки зрения ценообразования. Цены, определенные на базе прогрессивных или идеальных стандартов (норм), с одной стороны, ориентируют фирмы на снижение издержек, дают возможность определить, что именно необходимо для этого сделать; а с другой стороны, такие цены, вероятнее всего, будут конкурентоспособны на рынке, поскольку отражают не только индивидуальные особенности фирмы, но и приемлемый уровень эффективности производства.
Наиболее сложный элемент системы стандартных (нормативных) издержек — определение стандартов затрат. Для формирования экономически обоснованных стандартов необходимо детально изучить методы производства, технические характеристики и цены аналогичной продукции конкурентов, требования, предъявляемые к данной продукции на мировом рынке, и т. п. Кроме того, стандарты должны быть привязаны к производственному плану, достижимому уровню эффективности и масштабу производства. Получить идеальные стандарты не всегда удается. Однако лучше иметь не идеальный, но приемлемый стандарт, чем вообще не иметь никакого, поскольку даже такой стандарт позволяет провести анализ издержек по отклонениям и выявить причину недостаточной эффективности производства.
Ценовой метод прямых издержек — метод формирования цен на основе определения прямых издержек исходя из конъюнктуры рынка и ожидаемых цен продажи. Практически все условно-переменные издержки (зависящие от объема выпускаемой продукции) рассматриваются как прямые. Остальные издержки относятся на финансовые результаты. Поэтому данный метод называют также методом формирования цен по сокращенным затратам.
Основное достоинство данного метода заключается в возможности выявить наиболее выгодные виды продукции. Предполагается, что косвенные расходы практически не меняются ни при замене одного изделия другим, ни при изменении в определенных пределах масштабов производства. Поэтому чем выше разница между ценой изделия и суммой сокращенных издержек, тем больше покрытие (валовая прибыль) и соответственно рентабельность.
Таким образом, косвенные расходы не распределяются на конкретные изделия. Но это не означает, что данные издержки игнорируются. В целом по фирме они должны быть покрыты за счет валовой прибыли.
Использование ценового метода прямых издержек позволяет формировать цены с учетом оптимальной загрузки производственных мощностей и получения максимальной прибыли. Выявляются изделия, вносящие больший вклад в валовую прибыль фирмы. При наличии свободного рынка в стране фирма может так построить программу производства, чтобы более рентабельные изделия заменили менее прибыльные и убыточные.
Ценовой метод прямых издержек можно использовать и для решения некоторых других задач, например, для выбора метода производства различных технологий, оценки необходимости и последствий дополнительных капитальных вложений, принятия решений относительно того, следует ли производить комплектующие изделия, некоторые виды оборудования самим или лучше их покупать, определения объема продаж, необходимого для получения приемлемого дохода и критической точки производства, наилучшей ассортиментной структуры производства, влияния изменений объема производства на доход.
Разновидностью ценового метода прямых издержек является метод стандартных (нормативных) прямых издержек, сочетающий достоинства метода стандартных (нормативных) издержек и метода прямых издержек.
Принципы ценообразования
Принципы ценообразования – это постоянно действующие основные положения, характерные для всей системы цен и лежащие в ее основе.
Важнейшими принципами ценообразования являются:
Научность обоснования цен.
Целевая направленность цен.
Непрерывность процесса ценообразования.
Единство процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен.
Рассмотрим принципы ценообразования подробнее.
Принцип научности обоснования цен состоит в необходимости познания и учета в ценообразовании объективных экономических законов развития рыночной экономики, и прежде всего закона стоимости, законов спроса и предложения.
Научное обоснование цен базируется на глубоком анализе конъюнктуры рынка, всех рыночных факторов, а также действующей в экономике системы цен. При этом необходимо выявить тенденции развития производства, спрогнозировать изменение уровня издержек, спроса, качества товаров и др.
Научность обоснования цен во многом зависит от полноты информационного обеспечения процесса установления цен и требует обширной и разнообразной информации, прежде всего экономической.
Принцип целевой направленности цен состоит в четком определении приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен, например проблемы социальной защиты населения или проблемы целевой ориентации цен на освоение новой, прогрессивной продукции, повышение ее качества.
С этой целью у нас и за рубежом (например, в США) на определенный период времени допускается установление цен на принципиально новые виды продукции, обеспечивающие максимальную (монопольную) прибыль.
Целевые приоритеты и целевая направленность цен изменяются на каждом этапе развития экономики.
Принцип непрерывности процесса ценообразования проявляется в следующем. Во-первых, в своем движении от сырья до готового изделия продукция проходит ряд этапов (например, руда – чугун – сталь – прокат и т.д.), на каждом из которых она имеет свою цену. Во-вторых, в действующие цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием с производства устаревших товаров и освоением новых.
С развитием рыночных отношений и усилением конкуренции этот процесс будет становиться все более динамичным.
Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен состоит в том, что государственные органы обязаны их контролировать. Этот контроль распространяется прежде всего на продукцию и услуги тех отраслей, по которым осуществляется государственное регулирование цен. Это продукция и услуги предприятий и отраслей-монополистов: газ, электроэнергия, услуги транспорта и т.д.
Такой контроль осуществляется и по товарам, в отношении которых действует режим свободных цен. Цель контроля – проверка правильности применения установленных законодательством общих для всех принципов и правил ценообразования.
Научная обоснованность цен
необходимость учёта в ценообразовании объективных экономических законов.
- Telegram
- Вконтакте
- Одноклассники
Еще термины по предмету «Ценообразование и оценка бизнеса»
Внутренняя ставка дохода
процентная ставка на вложенный капитал, при которой сумма текущих стоимостей доходов от инвестиций равна текущей стоимости инвестиционных затрат.
Возраст объекта хронологический
период, прошедший со дня ввода объекта в эксплуатацию.
Теневая цена
теоретическая цена товара или услуги в отсутствие явной розничной цены.
Похожие
- Обоснованность
- Обоснование
- Обоснование инвестиций
- Обоснование проекта
- Экономическое обоснование
- Обоснование безопасности
- Обоснованность прогноза
- Обоснованность засекречивания
- Обоснование нововведения
- Съемочное обоснование
- Обоснование оценок
- Целевое обоснование
- Апагогическое обоснование
- Логическое обоснование
- Фактическое обоснование
- Документ обоснования проекта
- Агроэкономическое обоснование проекта
- Финансово-экономическое обоснование
- Обоснованность измерительного инструмента
- Обоснования бюджетных ассигнований
Научные статьи на тему «Научная обоснованность цен»
1. Налоговое ценообразование
Замечание 1 Трансфертная цена на товар существенно ниже, чем цена на тот же товар для сторонних потребителей.
Влияние трансфертных цен на налоговое ценообразование В налоговом ценообразовании трансфертные цены выполняют.
Так, при формировании цены, как правило, применяется принцип научной обоснованности, а именно – исходя.
не существует достоверных источников информации, которые бы были ориентиром на проверку законности и обоснованности.
трансфертных цен.
2. Обоснование начальной (максимальной) цены проекта (цены лота) при реализации федеральных целевых программ в области научных исследований и разработок
Рассмотрены особенности определения и обоснования начальной (максимальной) цены проекта (цены лота), в том числе размеров субсидии и внебюджетного финансирования, применительно к проектам коммерческой направленности, реализуемым в рамках мероприятий федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 гг.».
3. Методы обоснования стоимости при подготовке к тендеру
в нормативных актах методов при обосновании стоимости.
Применение данного метода приоритетно при определении и обосновании максимальной начальной цены контракта.
Характеристика нормативного и тарифного методов обоснования стоимости Суть нормативного метода обоснования.
Характеристика проектно-сметного метода обоснования стоимости Применение проектно-сметного метода обоснования.
наследия российских народов, кроме осуществления надзора авторского и технического характера, руководства научно-методического
4. О расчете цены контракта на выполнение исследований и разработок
Предложен усовершенствованный алгоритм расчета цены контракта для «Методики обоснования начальной (максимальной) цены контракта на выполнение исследований и разработок», опубликованной в [1]. Изменения коснулись доходного метода определения цены, что было вызвано опытом практического использования методики при анализе проектов лотов в рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 гг.».