Как работает автоматическая коробка передач?
Трансмиссия 6L50 — шестиступенчатая автоматическая коробка передач Hydra-Matic от GM для заднеприводных и полноприводных автомобилей.
- В автомобилях с автоматом нет педали сцепления.
- В автомобилях с автоматом не нужно переключать передачи. Как только Вы поставите селектор в положение Drive, переключение происходит автоматически.
В этой статье мы расскажем о том, как устроена коробка-автомат. Мы начнем с рассказа об основном компоненте такого типа коробки — планетарной передачи.
Назначение автоматической коробки передач
Расположение автоматической коробки передач.
Также как и механическая коробка передач, коробка-автомат позволяет двигателю работать в ограниченном диапазоне оборотов, обеспечивая широкий диапазон скоростей.
Без трансмиссии было бы доступно только одно передаточное отношение, и это отношение выбиралось бы в зависимости от необходимой максимальной скорости. Если Вам нужна максимальная скорость 120 км/ч, то такое передаточное отношение соответствует третьей передаче в большинстве автомобилей с механической коробкой.
Но, скорее всего, вы никогда не пробовали водить только на третьей передаче. А если и пробовали, то, наверняка, замечали, что при трогании автомобиль не обеспечивает разгон, а на максимальной скорости тахометр уходит в красную зону. Такой автомобиль быстро выйдет из строя, и его будет практически невозможно водить.
По этой причине в трансмиссии присутствуют передачи для наиболее эффективного использования крутящего момента двигателя и обеспечения работы двигателя на соответствующих оборотах. При буксировке или перевозке тяжелых грузов, коробка передач нагревается настолько сильно, что трансмиссионная жидкость может загореться. Для защиты трансмиссии от серьезных повреждений, водителям, занимающимся буксировкой, рекомендуется покупать автомобили с охладителем масла коробки передач.
Основным различием между механической и автоматической коробками передач является то, что механическая коробка блокирует и разблокирует шестерни для обеспечения различных передаточных отношений, в то время как в автоматической коробке один и тот же набор шестерен обеспечивает различные передаточные отношения. Планетарная передача является механизмом, применяющимся в автоматической коробке передач.
Давайте рассмотрим, как работает планетарная передача.
Слева направо: кольцевая шестерня, водило, две солнечные шестерни
- Хитроумную планетарную передачу
- Ленточные тормоза для блокировки элементов передачи
- Муфты, работающие в масле, для блокировки других элементов передачи
- Достаточно необычная гидравлическая система, которая управляет работой ленточных тормозов и муфт
- Большой шестеренчатый насос для циркуляции трансмиссионной жидкости
- Солнечная шестерня
- Сателлиты и водило
- Кольцевая шестерня
Двухступенчатая планетарная передача
В трансмиссии такого типа используется набор шестерен, который называется двухступенчатая планетарная передача. Она выглядит, как обычная планетарная передача, но, на самом деле, это две объединенные планетарные передачи. В ней используется одна кольцевая шестерня, которая всегда является выходной, а также две солнечные шестерни и два набора сателлитов.
Давайте рассмотрим некоторые элементы:
Расположение шестерней в коробке. Слева направо: кольцевая шестерня, водило, две солнечные шестерни
Водило: Обратите внимание, что используется два набора сателлитов.
Водило: Обратите внимание, что используется два набора сателлитов.
Муфты и ленточные тормоза в автоматической коробке передач
Каждое передаточное отношение коробки соответствует определенной передаче. Если говорить о повышающей передаче:
В коробке передач с повышающей высшей передачей, вал, соединенный с корпусом гидротрансформатора (который прикреплен к маховику двигателя), соединен с водилом при помощи муфты. Меньшая солнечная шестерня вращается свободно, в то время как большая солнечная шестерня блокируется ленточным тормозом повышающей передачи. В данном случае, отсутствуют элементы, соединенные с турбиной; входной крутящий момент идет от гидротрансформатора.
Для перехода в режим повышающей передачи требуется сопряжение и блокировка различных элементов при помощи муфт и ленточных тормозов. Водило соединяется с гидротрансформатором при помощи муфты. Меньшая солнечная шестерня отсоединяется от турбины при помощи муфты для обеспечения свободного вращения. Большая солнечная передача удерживается ленточным тормозом для предотвращения вращения. Каждое переключение передачи вызывает последовательность подобных событий, в которых задействованы различные муфты и ленточные тормоза. Давайте рассмотрим ленточные тормоза.
Ленточные тормоза
Ленточный тормоз
Поршни, приводящие ленточные тормоза в действие, представлены на фото.
На фото выше изображены два поршня, приводящие в действие ленточные тормоза. Гидравлическое давление нагнетается в цилиндр несколькими клапанами, в результате чего поршни давят на ленточный тормоз, и шестерня блокируется.
Работа муфт в коробке передач осуществляется немного сложнее. В автоматической коробке передач используются четыре муфты. Каждая муфта приводится в действие гидравлической жидкостью под давлением, которая поступает в поршень каждой муфты. Пружина обеспечивает возврат муфты в начальное положение при отсутствии давления. Ниже представлен поршень и барабан муфты. Обратите внимание на резиновую прокладку поршня — она меняется при капитальном ремонте коробки передач.
Одна из муфт коробки передач
Диски муфты
Автоматическая коробка передач: гидравлика, насосы и центробежный регулятор
- При работе в режиме повышающей передачи (четырехступенчатая коробка), трансмиссия автоматически выбирает передачу, соответствующую скорости автомобиля и положению педали газа.
- При медленном разгоне, переключение передач происходит на более низких оборотах, чем когда Вы до конца нажимаете на педаль газа.
- При нажатии газа в пол, коробка переходит на более низкую передачу.
- При переводе селектора на пониженную передачу, коробка переходит на более низкую передачу, независимо от скорости автомобиля. Если автомобиль едет слишком быстро, коробка ждет до замедления, после чего переходит на пониженную передачу.
- При выборе второй передачи, коробка не переходит ни на повышенную, ни на пониженную передачу, даже при полной остановке автомобиля, если Вы не переведете селектор в другое положение.
Насос
В автоматической коробке передач используется насос, который называется шестеренчатый насос. Данный насос обычно располагается на корпусе коробки передач. Насос подает жидкость из поддона коробки в гидравлическую систему. Насос также питает охладитель масла коробки передач и гидротрансформатор.
Шестеренчатый насос автоматической коробки передач
Внутренняя шестерня насоса крепится к корпусу гидротрансформатора для обеспечения скорости вращения, одинаковой с двигателем. Внутренняя шестерня вращает коронную. При вращении шестерней, жидкость, с одной стороны, подается в серповидную полость, с другой — поступает в гидравлическую систему.
Центробежный регулятор
Центробежный регулятор представляет собой "умный" клапан, который "сообщает" коробке передач скорость движения автомобиля. Он подключается на выходе, поэтому, чем быстрее едет автомобиль, тем выше скорость вращения центробежного регулятора. В центробежном регуляторе установлен подпружиненный клапан, степень открытия которого зависит от скорости вращения регулятора — чем выше скорость вращения, тем больше открывается клапан. Жидкость от насоса подается на регулятор через ведомый вал.
Чем быстрее едет автомобиль, тем выше скорость вращения регулятора, тем больше открывается клапан, и тем выше давление подаваемой жидкости.
Центробежный регулятор
Устройство и принцип действия АКПП
• Автоматическая коробка передач имеет ряд неоспоримых достоинств. Она существенно упрощает управление автомобилем. Переключения производятся плавно, без рывков, что улучшает ездовой комфорт и увеличивает срок службы трансмиссии. Современные АКПП имеют возможность ручного переключения передач и режимов работы, могут подстраиваться под стиль вождения конкретного водителя.
Но даже самые совершенные гидромеханические коробки не лишены недостатков. К ним относятся: сложность конструкции, высокая цена и стоимость обслуживания, более низкий КПД, худшая динамика и повышенный расход топлива по сравнению с механической КПП, медлительность переключений.
— Устройство и принцип работы:
• Автоматическая коробка передач состоит из следующих основных узлов: гидротрансформатора, планетарного ряда, системы управления и контроля. Коробка переднеприводных автомобилей дополнительно содержит внутри корпуса главную передачу и дифференциал.
Чтобы понять, как работает АКПП, необходимо представлять себе, что такое гидромуфта и планетарная передача. Гидромуфта — устройство, состоящее из двух лопастных колес, установленных в одном корпусе, который заполнен специальным маслом. Одно из колес, называемое насосным, соединяется с коленвалом двигателя, а второе, турбинное, — с трансмиссией. При вращении насосного колеса отбрасываемые им потоки масла раскручивают турбинное колесо. Такая конструкция позволяет передавать крутящий момент примерно в соотношении 1:1. Для автомобиля такой вариант не подходит, так как нам нужно, чтобы крутящий момент изменялся в широких пределах. Поэтому между насосным и турбинным колесами стали устанавливать еще одно колесо — реакторное, которое в зависимости от режима движения автомобиля может быть либо неподвижно, либо вращаться. Когда реактор неподвижен, он увеличивает скорость потока рабочей жидкости, циркулирующей между колёсами. Чем выше скорость движения масла, тем большее воздействие оно оказывает на турбинное колесо. Таким образом момент на турбинном колесе увеличивается, т.е. мы его трансформируем.
Поэтому устройство с тремя колесами это уже не гидромуфта, а гидротрансформатор.
Но и гидротрансформатор не может преобразовывать скорость вращения и передаваемый крутящий момент в нужных нам пределах. Да и обеспечить движение задним ходом ему не под силу. Поэтому к нему присоединяют набор из отдельных планетарных передач с разным передаточным коэффициентом — как бы несколько одноступенчатых КПП в одном корпусе. Планетарная передача представляет собой механическую систему, состоящую из нескольких шестерён – сателлитов, вращающихся вокруг центральной шестерни. Сателлиты фиксируются вместе с помощью водила. Внешняя кольцевая шестерня имеет внутреннее зацепление с планетарными шестернями. Сателлиты, закрепленные на водиле, вращаются вокруг центральной шестерни, как планеты вокруг Солнца (отсюда и название- планетарная передача), внешняя шестерня – вокруг сателлитов. Различные передаточные отношения достигаются путем фиксации различных деталей относительно друг друга.
Переключение передач осуществляется системой управления, которая на ранних моделях была полностью гидравлической, а на современных на помощь гидравлике пришла электроника.
— Режимы работы гидротрансформатора:
• Перед началом движения насосное колесо вращается, реакторное и турбинное — неподвижны. Реакторное колесо закреплено на валу при помощи обгонной муфты, и поэтому может вращаться только в одну сторону. Включаем передачу, нажимаем педаль газа — обороты двигателя растут, насосное колесо набирает обороты и потоками масла раскручивает турбинное. Масло, отбрасываемое обратно турбинным колесом, попадает на неподвижные лопатки реактора, которые дополнительно «подкручивают» поток масла, увеличивая его кинетическую энергию, и направляют на лопасти насосного колеса. Таким образом с помощью реактора увеличивается крутящий момент, что и требуется при разгоне автомобиля. Когда автомобиль разогнался, и движется с постоянной скоростью, насосное и турбинное колеса вращаются примерно с одинаковыми оборотами. При этом поток масла от турбинного колеса попадает на лопасти реактора уже с другой стороны, благодаря чему реактор начинает вращаться. Увеличения крутящего момента не происходит, гидротрансформатор переходит в режим гидромуфты. Если же сопротивление движению автомобиля возросло (например, автомобиль едет в гору), скорость вращения ведущих колес, а, соответственно, и турбинного колеса падает. В этом случае потоки масла опять останавливают реактор — крутящий момент возрастает. Таким образом осуществляется автоматическое регулирование крутящего момента в зависимости от режима движения.
Отсутствие жесткой связи в гидротрансформаторе имеет свои достоинства и недостатки. Плюсы: крутящий момент изменяется плавно и бесступенчато, демпфируются крутильные колебания и рывки, передаваемые от двигателя к трансмиссии. Минусы — низкий КПД, так как часть энергии теряется при «перелопачивании масла» и расходуется на привод насоса АКПП, что, в конечном итоге, приводит к увеличению расхода топлива.
Для устранения этого недостатка в гидротрансформаторе применяется режим блокировки. При установившемся режиме движения на высших передачах автоматически включается механическая блокировка колес гидротрансформатора, то есть он начинает выполнять функцию обычного «сухого» сцепления. При этом обеспечивается жесткая непосредственная связь двигателя с ведущими колесами, как в механической трансмиссии. На некоторых АКПП включение режима блокировки предусмотрено и на низших передачах. Движение с блокировкой является наиболее экономичным режимом работы АКПП. При повышении нагрузки на ведущих колесах блокировка автоматически выключается.
При работе гидротрансформатора происходит значительный нагрев рабочей жидкости, поэтому в конструкции АКПП предусматривается система охлаждения с радиатором, который или встраивается в радиатор двигателя, или устанавливается отдельно.
Как работает планетарная передача
Почему в АКПП в подавляющем большинстве случаев применяется планетарная передача, а не валы с шестернями, как в механической коробке? Планетарная передача более компактна, она обеспечивает более быстрое и плавное переключение скоростей без разрыва в передаче мощности двигателя. Планетарные передачи отличаются долговечностью, так как нагрузка передается несколькими сателлитами, что снижает напряжения зубьев.
В одинарной планетарной передаче крутящий момент передается с помощью каких-либо (в зависимости от выбранной передачи) двух ее элементов, из которых один является ведущим, второй — ведомым. Третий элемент при этом неподвижен.
Для получения прямой передачи необходимо зафиксировать между собой два любых элемента, которые будут играть роль ведомого звена, третий элемент при таком включении является ведущим. Общее передаточное отношение такого зацепления 1:1.
Таким образом, один планетарный механизм может обеспечить три передачи для движения вперед (понижающую, прямую и повышающую) и передачу заднего хода.
Передаточные отношения одиночного планетарного ряда не дают возможности оптимально использовать крутящий момент двигателя. Поэтому необходимо соединение двух или трех таких механизмов. Существует несколько вариантов соединения, каждое из которых носит название по имени своего изобретателя.
Планетарный механизм Симпсона, состоящий из двух планетарных редукторов, часто называют двойным рядом. Обе группы сателлитов, каждая из которых вращается внутри своей коронной шестерни, объединены в единый механизм общей солнечной шестерней. Планетарный ряд такой конструкции обеспечивает три ступени изменения передаточного отношения. Для получения четвертой, повышающей, передачи последовательно с рядом Симпсона установлен еще один планетарный ряд. Схема Симпсона нашла наибольшее применение в АКПП для заднеприводных автомобилей. Высокая надежность и долговечность при относительной простоте конструкции — вот ее неоспоримые достоинства.
Планетарный ряд Равинье иногда называют полуторным, подчеркивая этим особенности его конструкции: наличие одной коронной шестерни, двух солнечных и водила с двумя группами сателлитов. Главным преимуществом схемы Равинье является то, что она позволяет получить четыре ступени изменения передаточного отношения редуктора. Отсутствие отдельного планетарного ряда повышающей передачи позволяет сделать редуктор коробки очень компактным, что особенно важно для трансмиссий переднеприводных автомобилей. К недостаткам следует отнести уменьшение ресурса механизма приблизительно в полтора раза по сравнению с планетарным рядом Симпсона. Это связано стем, что шестерни передачи Равиньё нагружены постоянно, на всех режимах работы коробки, в то время как элементы ряда Симпсона не нагружены во время движения на повышенной передаче. Второй недостаток — низкий КПД на пониженных передачах, приводящий к снижению разгонной динамики автомобиля и шумности работы коробки.
Коробка передач Уилсона состоит из 3 планетарных редукторов. Коронная шестерня первого планетарного редуктора, водило второго редуктора, и коронная шестерня третьего постоянно соединены между собой, образуя единое целое. Кроме того, второй и третий планетарные редукторы имеют общую солнечную шестерню, которая приводит в действие передачи переднего хода. Схема Уилсона обеспечивает 5 передач вперед и одну заднего хода.
Планетарная передача Лепелетье объединяет в себе обыкновенный планетарный ряд и пристыкованный за ним планетарный ряд Равинье. Несмотря на простоту, такая коробка обеспечивает переключение 6 передач переднего хода и одну заднего. Преимуществом схемы Лепелетье является ее простая, компактная и имеющая небольшую массу конструкция.
Конструкторы постоянно совершенствуют АКПП, увеличивая количество передач, что улучшает плавность работы и экономичность автомобиля. Современные «автоматы» могут иметь до восьми передач.
— Как работает система управления:
• Системы управления АКПП бывают двух типов: гидравлические и электронные. Гидравлические системы используются на устаревших или бюджетных моделях, современные АКПП управляются электроникой.
Устройством «жизнеобеспечения» для любой системы управления является масляный насос. Его привод осуществляется непосредственно от коленвала двигателя. Масляный насос создает и поддерживает в гидравлической системе постоянное давление, независимо от частоты вращения коленвала и нагрузки на двигатель. В случае отклонения давления от номинального функционирование АКПП нарушается ввиду того, что исполнительные механизмы включения передач управляются давлением.
Момент переключения передач определяется по скорости автомобиля и нагрузке на двигатель. Для этого в гидравлической системе управления существуют два датчика: скоростной регулятор и клапан — дроссель или модулятор. Скоростной регулятор давления или гидравлический датчик скорости устанавливается на выходном валу АКПП. Чем быстрее едет машина, тем больше открывается клапан, тем больше давление проходящей через этот клапан трансмиссионной жидкости. Предназначенный для определения нагрузки на двигатель клапан — дроссель соединяется тросом либо с дроссельной заслонкой (в бензиновых двигателях), либо с рычагом ТНВД (в дизелях). В некоторых автомобилях для подачи давления на клапан — дроссель используется не трос, а вакуумный модулятор, который приводится в действие разряжением во впускном коллекторе (при увеличении нагрузки на двигатель разряжение падает). Таким образом, эти клапаны формируют давления, пропорциональные скорости движения автомобиля и загруженности двигателя. Соотношение этих давлений и позволяет определять моменты переключения передач и блокировки гидротрансформатора. В «принятии решения» о переключении передачи участвует и клапан выбора диапазона, который соединен с рычагом селектора АКПП и, в зависимости от его положения, запрещает включение определенных передач. Результирующее давление, создаваемое клапаном — дросселем и скоростным регулятором, вызывает срабатывание соответствующего клапана переключения. Причем, если машина ускоряется быстро, то система управления включит повышенную передачу позже, чем при спокойном разгоне.
Как это происходит? Клапан переключения находится под давлением масла от скоростного регулятора давления с одной стороны и от клапана — дросселя с другой. Если машина ускоряется медленно, давление от гидравлического клапана скорости нарастает, что приводит к открытию клапана переключения. Поскольку педаль акселератора нажата не полностью, клапан — дроссель не создает большое давление на клапан переключения. Если же машина ускоряется быстро, клапан — дроссель создает большее давление на клапан переключения, препятствуя его открытию. Чтобы преодолеть это противодействие, давление от скоростного регулятора давления должно превысить давление от клапана — дросселя, но это произойдет при достижении автомобилем более высокой скорости, чем при медленном разгоне.
Каждый клапан переключения соответствует определенному уровню давления: чем быстрее движется автомобиль, тем более высшая передача включится. Блок клапанов представляет собой систему каналов с расположенными в них клапанами и плунжерами. Клапаны переключения подают гидравлическое давление на исполнительные механизмы: муфты фрикционов и тормозные ленты, посредством которых осуществляется блокировка различных элементов планетарного ряда и, следовательно, включение (выключение) различных передач. Тормоз — это механизм, который осуществляет блокировку элементов планетарного ряда на неподвижный корпус АКПП. Фрикцион же блокирует подвижные элементы планетарного ряда между собой.
Электронная система управления так же, как и гидравлическая, использует для работы два основных параметра: скорость движения автомобиля и нагрузку на двигатель. Но для определения этих параметров используются не механические, а электронные датчики. Основными из них являются датчики: частоты вращения на входе коробки передач, частоты вращения на выходе коробки передач, температуры рабочей жидкости, положения рычага селектора, положения педали акселератора. Кроме того, блок управления АКПП получает дополнительную информацию от блока управления двигателем и других электронных систем автомобиля (например, от АБС). Это позволяет более точно, чем в обычной АКПП, определять моменты переключений и блокировки гидротрансформатора. Программа переключения передач по характеру изменения скорости при данной нагрузке на двигатель может легко вычислить силу сопротивления движению автомобиля и ввести соответствующие поправки в алгоритм переключения, например, попозже включать повышенные передачи на полностью загруженном автомобиле.
АКПП с электронным управлением так же, как и простые гидромеханические коробки, используют гидравлику для включения муфт и тормозных лент, но каждый гидравлический контур управляется электромагнитным, а не гидравлическим клапаном.
Применение электроники существенно расширило возможности АКПП. Они получили различные режимы работы: экономичный, спортивный, зимний. Резкий рост популярности «автоматов» был вызван появлением режима Autostick, который позволяет водителю самостоятельно выбирать нужную передачу. Каждый производитель дал такому типу коробки передач свое название: Audi — Tiptronic, BMW — Steptronic. Благодаря электронике в современных АКПП стала доступна и возможность их «самообучения», т.е. изменение алгоритма переключений в зависимости от стиля вождения. Электроника предоставила широкие возможности для самодиагностики АКПП. И речь идет не только о запоминании кодов неисправностей. Программа управления, контролируя износ фрикционных дисков, температуру масла, вносит необходимые коррективы в работу АКПП.
Что такое коробка автомат — как правильно ездить, полная инструкция для начинающих с ответами на вопросы
Современные автомобилестроители используют разные типы трансмиссий для новых моделей машин. Коробка автомат получает все большую популярность, облегчая управление автомобилями, что актуально для новичков, которым сложно освоить езду с переключением скоростей на «механике».
Но в чем же особенность ее работы? Как она устроена и какие есть нюансы управления авто с АКПП?
Что такое АКПП
АКПП – механизм, автоматически изменяющий передаточное отношение вращающего момента от двигателя, с учетом установленного водителем режима, текущей нагрузки и других условий движения.
Такая коробка – сложное конструктивное устройство. На первый взгляд непосвященному сложно определить отличия от механической трансмиссии, так как здесь нет обычных педалей газа, тормоза, селектора передач. Но отсутствие сцепления – не единственное отличие автомата.
История
Инициатор создания автоматической коробки – немецкий инженер Герман Феттингер, предложивший идею первого гидротрансформатора и разработавшего механизм в 1902 году. Изначально автоматы предназначались для водных транспортных средств.
В автомобилестроении планетарную автоматическую трансмиссию впервые применили на американской машине Ford T. После совершенствования конструктивных разработок, полный автомат на автомобилях стали устанавливать с 1940 года. Инициатором стала компания General Motors.
Коробка АКПП
Устройство коробки АКПП
Автоматическая коробка состоит из:
- гидротрансформатора, передающего вращающий момент от двигателя к трансмиссии, без непосредственного кинематического контакта узлов;
- масляного насоса, нагнетающего трансмиссионную жидкость в механизм;
- планетарного редуктора; , регулирующего скоростной режим.
Работой механизма, переключением соленоидов в гидравлическом блоке управляет электронный блок.
АКПП в разрезе
Устройство АКПП
Принцип работы
Принцип работы основан на изменении вращающего момента от давления масла, нагнетаемого насосом в гидротрансформатор и коробку. Положение планетарных шестерен изменяет переключение соленоидов в гидроблоке на основе команды, поданной электронным блоком управления.
Это позволяет изменить передаточное число трансмиссии без участия водителя.
Ресурс
При правильной эксплуатации автоматическая коробка может прослужить до 500 000 км пробега. Длительность службы определяется такими факторами:
- выполнение предусмотренного изготовителем режима обслуживания, со своевременной заменой трансмиссионной жидкости, заливкой специализированной марки масла;
- манера вождения владельца;
- качество механизма.
Ресурс сократит применение неправильных приемов при управлении автомобилем, использование некачественных или фальсифицированных смазочных средств.
Обозначения на панели АКПП
При изучении особенностей управления коробкой автомат необходимо знать расшифровку букв и цифр, указанных на панели переключения механизма. Используют маркировки следующих позиций, с указанием таких символов:
- Р – парковочное положение, при длительной остановке автомобиля;
- R – реверс с движением задним ходом;
- N – нейтральный режим, при разблокированных колесах;
- D – драйв, для передвижения вперед;
- А – автоматический режим (еще один вариант режима D);
- L или В – переход на пониженную передачу;
- 2 или 3 – нужно двигаться на скорости, не выше указанной соответствующей цифрой;
- М – возможность перехода на способ управления, имитирующий механическую трансмиссию;
- S – активация спортивного режима;
- O/D – овердрайв, для передвижения с увеличенной скоростью;
- W – нужно тронуться и ехать далее, не выше, чем на второй скорости;
- HOLD – специализированный режим для автомобилей Мазда, который можно использовать совместно с другими.
Соответствующие обозначения наносят напротив позиции селектора.
Панель АКПП
Виды автоматических коробок передач
Возможно применение нескольких вариантов конструктивного типа автоматических коробок:
- Вариаторных – механизм, основу которого составляет клиноременная передача с парой шкивов. Бесступенчатое переключение скоростей обеспечивает измерение диаметров, с раздвижением или сдвиганием конусов. – вариация механической коробки с усложненной конструкцией, позволяющей автоматически переключать скорости, без участия водителя.
- Классической АКПП – модели с планетарным редуктором, управляемым гидроблоком.
Для каждой трансмиссии характерны свои особенности управления, плюсы и минусы.
Основные режимы работы АКПП
Основные режимы, определяющие условия, при которых переключаются передачи на автомате:
- Р – парковочный, с блокировкой ведущих колес. Применяют при запуске мотора либо в качестве ручного тормоза при незначительном уклоне.
- R – реверсный, для включения задней передачи. На эту позицию переходят, если нужно двигаться задним ходом. Обязательное условие – статичное положение машины при переключении.
- N – нейтральный, при котором двигатель отключен от трансмиссии, без блокирования ведущих колес. Переходят при непродолжительной остановке, кратковременном буксировании.
- D – режим для движения во фронтальном направлении. Главная позиция при езде.
- М – эта буква означает «механический», предполагая имитацию ручного переключения скоростей. Применяют на отдельных машинах.
На некоторых автомобилях предусмотрена позиция S для перехода на спортивный режим.
Дополнительные режимы работы автомата
Некоторые модели предусматривают разнообразие операций, чтобы комфортно ездить на автомобиле с трансмиссией автомат.
- O/D – овердрайв, для перехода на высокое передаточное отношение при поездке по загородному шоссе;
- O/D OFF – отключает режим овердрайва;
- 2 – автомобиль переходит на пониженные скорости, не выше второй;
- 1 – машина едет только на первой передаче.
В некоторых моделях предусмотрены другие позиции, в зависимости от особенностей конструкции.
Режимы у современных машин
Ниже подробнее рассмотрены особенности режимов, применяемых на современных моделях автомобилей с АКПП.
O/D Overdrive
Это аналог пятой скорости для механики, при быстром передвижении на трассе. Позволяет экономить топливо при езде от 50 км/ч.
Kick down
Отдельной позиции для селектора нет. Включается kickdown кнопкой, установленной в полу, под педалью газа.
Применяют, выжимая акселератор до упора и сразу плавно отпуская, если необходимо резко увеличить скорость машины для обгона в условиях плотного трафика, с одномоментным падением оборотов.
PWR Sport
При этом режиме трансмиссия позволяет переключать передачи, сохраняя скорость, с высокими оборотами мотора. Используют, если нужно быстро разогнаться.
В переводе означает зимнюю езду. Предполагает трогание с места и передвижение на низких передачах, не выше второй скорости.
Как правильно начинать движение на автомобиле с АКПП
Правильно трогаться на автомате не так просто, как может показаться на первый взгляд. Неверные приемы могут привести к поломкам, вплоть до полного вывода из строя механизма.
Заводя машину с автоматом, после включения режима выжимают педаль тормоза.
Некоторые ограничения нужно учитывать при движении. На режимы паркинга или реверса можно переходить только после полной остановки автомобиля.
Тронувшись с места и разогнавшись, производители не рекомендуют двигаться накатом в режиме N, чтобы избежать заноса при изменении характеристик дорожного покрытия.
Запуск двигателя с АКПП
Важно правильно завести машину с коробкой автомат. Для этого селектор предварительно переводят в парковочный режим. Некоторые водители заводят мотор из нейтральной позиции, но изготовители советуют устанавливать именно положение Р. При других режимах зажигание не включится, ввиду применения конструкторами соответствующей блокировки.
После установки парковочного режима требуется действия в таком порядке (пошагово):
- Перед началом движения включают нужный поворотный сигнал, проверяют отсутствие помех.
- Не отпуская тормоз, переводят селектор в положение D, если нужно двигаться вперед, или R, чтобы сдать назад.
- Постепенно отпуская тормоз, начинают двигаться.
Педаль тормоза
Система управления трансмиссии с АКПП предусматривает только две педали – газ и тормоз. Здесь нет сцепления, в силу конструктивных особенностей механизма. С какой стороны расположены эти органы управления:
- слева подставка для левой ноги;
- далее акселератор;
- справа – тормозная педаль.
Пример представлен на фото.
Педаль тормоза и газа
Тормоз выжимают после переключения на определенный режим, отпуская для начала движения. Также этой педалью стандартно уменьшают скорость.
Педаль газа
Педаль газа на автомате служит для тех же целей, что и на механике – для увеличения скорости. Дополнительная функция акселератора – возможность включения режима кикдаун, с нажатием до упора и включением соответствующей кнопки.
Как правильно останавливаться при АКПП
Правильная езда на автомате предполагает применение надлежащих приемов для безопасной остановки, что особенно важно при обучении вождению. Для этого потребуется:
- Остановить машину, выжав тормоз.
- Не отпуская педали, включить ручник.
- Перевести селектор на позицию паркинга
- Выключить двигатель.
При расположении машины на ровной площадке, если угол уклона не более 15 градусов, включение ручного тормоза не обязательно.
Часто задаваемые вопросы и ответы эксперта
Разобраться, как правильно пользоваться автоматической коробкой, с учетом условий и правил управления таким автомобилем, помогут ответы на наиболее распространенные вопросы по теме.
Можно ли переключать скорости АКПП на ходу
На ходу скорости переключать можно, за исключением некоторых режимов. Исключение – нельзя переводить селектор в положение парковки или реверса.
Как буксировать авто с АКПП
Машину с автоматом нельзя длительно буксировать при заглушенном двигателе. В этом случае в коробку не поступает смазка, что приводит к интенсивному износу механизма. Оптимальный вариант буксирования – с переводом селектора на нейтраль, при работающем моторе.
Если двигатель завести невозможно, машину буксируют, вывешивая передние колеса, или перевозят на эвакуаторе.
Можно ли буксировать другие автомобили
Автоматическая трансмиссия не ограничивает возможностей для владельца по буксированию другого транспорта. Особенно, если модель предусматривает режим L для перехода на пониженную передачу.
Можно ли таскать прицеп с автоматом
При перемещении прицепа автомобиль испытывает сильную нагрузку. Если двигаться на повышенных передачах – это может стать причиной перегрева гидротрансформатора.
Если владелец ездит с прицепом на постоянной основе, есть смысл задуматься об оснащении коробки дополнительным радиатором охлаждения.
Езда на АКПП в пробках и на светофорах
Управлять автомобилем с автоматической коробкой передач в городских условиях, когда нужны частые кратковременные остановки на светофорах, намного проще, чем при управлении механикой. Авто можно удержать на месте, выжав педаль тормоза и отпустив, чтобы продолжить движение.
Но если остановка затянулась (к примеру, при простое в пробке), профессионалы советуют перейти на парковочный режим, чтобы нога отдохнула от непрерывного удерживания тормоза. А после переведя в положение D, чтобы ехать дальше.
Как тормозить двигателем с автоматом
Условия торможения двигателем зависят от конструктивного исполнения автомата. Можно регулировать скорость только педалями газа и тормоза. При наличии дополнительных опций, возможен такой алгоритм действий:
- Перевести селектор на позицию овердрайв.
- После снижения скорости до 90 км/ч, включить вторую скорость (D2).
- Когда машина будет ехать медленнее 50 км/ч, перейти на режим L.
Условия правильно управления можно проверить, изучив инструкцию на автомобиль от изготовителя.
Как обгонять на авто с АКПП
При обгоне порядок действий сопоставим с ездой на механике. Автомобиль ускоряют, выжимая акселератор. Если нужно быстро набрать высокую скорость, переходят на режим кикдауна.
Прогревать ли автомат перед ездой
Как и для любого другого механизма, заведя машину на автомате, прогревают мотор. Температуру масла нужно поднять до рабочей, чтобы обеспечить свободную циркуляцию жидкости в системе.
Чтобы прогнать смазку по редуктору, при выжатой педали тормоза в машине, последовательно переводят селектор в разные позиции, выдерживая в одном положении до 10 секунд. Только после этого рекомендуется начинать движение.
Остановка при подъеме
Автомобиль останавливают ножным тормозом. После остановки активируют ручник. Затем селектор переводят в позицию паркинга.
Спуск на АКПП
При затяжном спуске предпочтительнее тормозить двигателем, чтобы снизить нагрузку на тормозную систему. Для этого придерживаются указанного ранее порядка действий, с переходом на пониженные передачи.
Как пользоваться ручником на АКПП
Правила использования ручного тормоза на машине с автоматической коробкой такие же, как и для авто на механике. Ручник включают, если нужно зафиксировать транспортное средство при уклоне с углом более 15 градусов.
Как ездить на автомате зимой
Важно правильно ездить на автомобиле с автоматической коробкой передач в зимний период, чтобы избежать проблем с трансмиссией. Перед началом движения машину прогревают, прогоняя селектор по разным положениям.
Чтобы авто не занесло на скользкой трассе, лучше не ехать накатом. По возможности, стоит тормозить двигателем. Не нужно резко выжимать акселератор, иначе возрастает риск заноса.
Как выехать из сугроба
В отличие от механики, автомат не допускает выезда из сугроба враскачку, быстро чередуя переднюю и заднюю скорость. Возможно применение двух способов:
- раскачиваться на режиме Драйв, слегка выжимая газ;
- накатать колею, включая режимы D и R на несколько десятков секунд.
Частая смена переднего и заднего хода на автоматической коробке передач грозит износом фрикционов.
Как оставлять автомобиль на стоянке зимой
В холодную погоду зимой лучше не пользоваться ручником, оставляя машину с автоматом на стоянке. Это позволит избежать примерзания колодок.
Для паркинга подбирают ровную площадку, либо фиксируют колеса, подкладывая кирпичи или камни.
Где лучше делать ремонт
Если владелец располагает надлежащими условиями, знаниями и навыками по обслуживанию автоматических коробок, ремонт можно выполнить самостоятельно. Но лучше поручить это дело специалистам сервисного центра. Это гарантирует качество выполненных работ, исключив в дальнейшем опасность нештатных ситуаций и продлив ресурс трансмиссии.
Чего нельзя делать на авто с АКПП
Чтобы избежать аварийных ситуаций и обеспечить длительный срок службы коробки, водить машину на автомате нужно правильно. Владельцу стоит отказаться от:
- движения накатом в режиме нейтрали, грозящим заносом;
- перевода селектора в позицию парковки или реверса во время движения;
- одномоментного нажатия акселератора и тормоза;
- переключения в парковочный режим до перевода на ручник;
- буксирования прицепа с превышенной нагрузкой.
Двигаясь в нейтральном режиме, не рекомендуется выжимать газ, переключать трансмиссию в это положение при длительном спуске, поскольку последующее переключение на Драйв может вызвать перегрев механизма коробки.
Плюсы и минусы АКПП
Автомат упрощает управление автомобилем, поскольку не нужно вручную переключать передачи – достаточно установить нужный режим, регулируя движение машины газом и тормозом.
При вождении машины на автомате в условиях города, для начинающих возможен повышенный расход горючего, если часто переключать режимы на светофорах.
Отзывы автовладельцев об автомобилях с АКПП
Насколько удобно пользоваться автомобилем с АКПП, можно узнать по отзывам владельцев таких машин:
Владимир: «Предпочитаю ездить только на автомобиле с коробкой автомат. Управлять машиной намного проще и удобнее, и никто не убедит меня в обратном».
Сергей: «Купил автомобиль с вариаторной трансмиссией. Пробег составлял около 110 тыс. км. Когда машину проверили на СТО, оказалось, что нужно менять конуса, ремень и подшипники. Вместе с заменой масла ремонт обошелся почти в 100 000 руб. Пожалел, что не выбрал авто с обычным автоматом».
Ольга: «Для меня вопрос выбора автоматической трансмиссии или автомата не стоит. Дело не только в том, что я женщина. Я сдавала на права с отметкой «А». Ведь на автомате ездить намного комфортнее».
Автоматическая трансмиссия – удобный способ упростить управление, что особенно важно для «чайников». Главное – эксплуатировать технику с соблюдением правильных приемов вождения автомобиля, проведением регламентных процедур технического обслуживания, предусмотренных рекомендациями изготовителя.
АКПП — устройство и принцип работы, как пользоваться коробкой-автомат
АКПП— коробка передач, обеспечивающая автоматическое переключение передаточного числа без участия водителя. В отличие от «механики» менять положение рукоятки КПП не нужно, поэтому и в педали сцепления также нет необходимости. Такие устройства бывают нескольких видов: вариатор, «робот» и классическая АКПП. Они отличаются по конструкции и принципу действия. При этом режимы работы, правила пользования, а также плюсы и минусы очень похожи.
- Что такое АКПП, история создания
- Устройство коробки-автомат
- Сравнение с механикой
- Типы АКПП и их различие
- Принцип работы
- Классическая автоматическая коробка передач
- Роботизированная КПП
- Вариатор
- Режимы работы
- Как пользоваться автоматической коробкой передач
- Чего категорически делать нельзя
- Плюсы и минусы автоматических КПП
Что такое АКПП, история создания
Коробка-автомат представляет собой автоматическую трансмиссию, работающую без участия водителя и самостоятельно определяющую необходимое передаточное число с учетом текущей скорости движения и иных факторов.
Официально разработчиком АКПП является Оскар Бэнкер, но реальное имя изобретателя —Асатур Сарафян. В течение восьми лет он боролся с крупными компаниями за право называться автором разработки, и в итоге ему удалось зарегистрировать патент. Официально это произошло в 1935-м, а впервые коробка-автомат появилась на машинах Дженерал Моторз.
Отметим, что сама идея создания автоматической коробки передач возникла и частично была реализована намного ранее — еще в начале 20-го века. Идея принадлежит немецкому инженеру Г. Феттингеру, а сама трансмиссия применялась только при строительстве судов. Спустя два года бостонские братья Стартевенты представили свой вариант АКПП, представляющей собой более совершенную механическую трансмиссию.
В дальнейшем коробка-автомат неоднократно дорабатывалась, а наибольшие изменения были внесены компанией GM. Впоследствии появились новые и более совершенные разработки от других компаний, было увеличено количество скоростей, усовершенствован механизм работы.
Устройство коробки-автомат
Конструктивно разные виды АКПП немного отличаются, но в целом они состоят из следующих элементов:
- Гидравлический трансформатор (аналог сцепления в «механике»). Имеет вид корпуса, заполненного рабочей ATF-жидкостью. Выполняет функцию передачи вращения от мотора к КПП. Конструктивно состоит из ряда колес (насосных, турбинных, реакторных), муфт блокировки / свободного хода.
- Планетарный механизм. Представляет собой редуктор, обеспечивающий переключение скоростей в коробке-автомат путем изменения передаточного числа на шестеренках. Является аналогом блока шестерней в «механике».
- Гидросистема. В эту группу входит масляная помпа, фильтрующий элемент, толкатели и плита-гидрораспределитель. ATF в АКПП применяется для преобразования момента мотора, создания рабочего давления и защиты элементов коробки-автомат от чрезмерного нагрева и появления ржавчины.
- Блок управления. В задачу узла входит управление коробкой передач автомат, благодаря получению информацию от датчиков, педалей, систем АБС / ЕСП, ручки АКПП и т. д. В случае поломки блока управления узел работает в аварийном режиме.
Коробка-вариатор отличается от АКПП отсутствием фиксированных передач. Изменение скоростного режима происходит, благодаря конусообразным шкивам, расположенным на входе и выходе. Перемещение узлов обеспечивается за счет ременного соединения. Движение задним ходом осуществляется за счет планетарной передачи.
Коробка-робот имеет много общего с «механикой». Здесь предусмотрено пара сцеплений, а соединение РКПП обеспечивается через первичный вал.
Входные и выходные валы объединяются с помощью колес зубчатого типа, а переключение обеспечивается с помощью синхронизатора. При этом роботизированной коробкой управляет специальный блок, но управление может быть передано и самому водителю.
Сравнение с механикой
С развитием технического прогресса автоматические КПП постепенно вытесняют устаревшую «механику». Такой переход позитивно сказывается на поведении двигателя и скорости машины. Водителю не нужно постоянно следить за положением ручки КПП, он может больше сконцентрироваться на других вещах при езде по городу. В отличие от «механики» в машинах с коробкой-автомат не нужно постоянно дергать ручку и следить з скоростью.
При сравнении двух видов КПП можно выделить следующие критерии:
- Удобство управления. Здесь выигрывает коробка-автомат, ведь она самостоятельно переключает передачи и следит за режимом. Водителю остается только вращать руль и регулировать скоростной режим с помощью педали газа.
- Экономичность. На данном этапе расход на МКПП ниже, чем в коробке-автомат, но с каждым годом эта разница все меньше. В среднем АКПП потребляет на 10-15% больше «механики». При этом многое зависит от объема двигателя.
- Индивидуальность вождения. На механической коробке передач водитель сам выбирает, когда ему переключать скорость и контролирует езду. В коробках-автомат это делает блок управления. Исключением являются некоторые трансмиссии, в которых можно менять скорость с помощью специальных лепестков.
- Цена обслуживания. Ремонт АКПП обходится дороже, что особенно актуально при необходимости замены какого-то элемента.
- Эксплуатация. В автомобилях с коробкой-автомат необходимо учитывать много особенностей. К примеру, с ними опасно буксовать и нельзя заводить с толкача. Также имеют место ограничения по эксплуатации прицепа.
В последние годы производители научились делать качественные коробки передач, которые редко ломаются. Если своевременно менять и соблюдать определенные требования эксплуатации, устройство долго выхаживает без ремонта.
Типы АКПП и их различие
На рынке представлены автомобили с тремя основными видами коробок-автомат, имеющими конструктивные отличия.
Кратко рассмотрим их особенности:
- Классическая АКПП (гидротрансформатор). Один из наиболее востребованных вариантов трансмиссии, который устанавливается на многих новых автомобилях. В состав такого изделия входит редуктор, гидротрансформатор и система управления. Подобные коробки активно применяются на легковых и грузовых машинах. Они не рекомендуются новичкам, ведь перестроиться на них после «механики» крайне сложно.
- Роботизированная КПП. Более современный вариант автоматической трансмиссии. Здесь скорости переключаются за счет связи электрических элементов, управляемых блоком управления. Главной особенностью такой «коробки» является наличие сцепления в кожухе.
- Вариатор. Главным отличием такого «автомата» является отсутствие ступеней, а изменение скорости происходит с максимальной плавностью (без малейших рывков). Такая конструкция способствует снижению расхода горючего и улучшению динамики. Конструктивно вариаторы могут работать на ремне, тороиде или цепи.
В отдельную категорию также входят DSG, представляющие собой роботизированные АКПП. Здесь 1-я и 2-я скорость включаются автоматически при отключенном сцеплении. Также имеются многовальные КПП прямого переключения, предусмотренные в большей части на спортивных машинах.
Принцип работы
Выбирая автомобили с автоматической коробкой передач, необходимо понимать особенности каждого из механизмов.
Классическая автоматическая коробка передач
Такая АКПП начинает работать вместе с двигателем и запускается с маслонасосом, создающим необходимое давление в полости коробки-автомат. Как только масло поступает внутрь механизма, происходит раскручивание гидравлического трансформатора до скорости коленчатого вала.
При нажатии на акселератор и переключении ручки масло направляется к турбине и обеспечивает ее вращение, а после этого смазка возвращается к насосному колесу и ускоряет его. Во избежание перегрева масло проходит через радиатор АКПП и охлаждается. Основную функцию берет на себя блок управления, определяющий скорость транспортного средства и нагрузку на мотор по данным с датчиков.
Полученные сведения обрабатываются и дальше передаются в гидравлический блок для изменения передачи. В некоторых АКПП доступен ручной режим (типтроник, аутостик), позволяющий давать команды на переключение вручную.
Роботизированная КПП
Коробка-«робот» имеет много общего с механической КПП с той разницей, что функцию управления берет на себя электроника машины. Главной особенностью является наличие пары сцеплений, что обеспечивает быстрое переключение скорости без потери мощности мотора.
Как и в случае с МКПП, переключение передач происходит с помощью синхронизатора.
Разница в том, что в РКПП управляющую функцию берут на себя гидроцилиндры. К слову, сцепление также работает на гидравлическом принципе. Конструктивно коробку-«робот» представляет собой пару КПП с четными / нечетными скоростями, работающими по командам мехатроники.
Вариатор
С недавнего времени на авто многих производителей произошла замена АКПП на более продвинутый вариатор. Его принцип действия построен на изменении диаметра ведущего / ведомого валов с помощью соединяющего их ремня или цепи.
Указанные элементы имеют коническую форму и для корректировки скорости они перемещаются, что приводит к увеличению / уменьшению диаметра и, соответственно, изменению скоростного режима. Функцию смазки и отвода тепла берет на себя масло в АКПП, но его состав немного отличается.
Режимы работы
После покупки автомобиля с автоматической коробкой передач необходимо разобраться с правилами применения механизма. Процесс управления происходит через ручку, каждое положение которой предусматривает определенный режим работы. Количество таких позиций может меняться в зависимости от вида коробки-передач, модели автомобиля и других особенностей.
Основные режимы:
- Р — парковка, «ручник». В этом положение ведущие колеса заблокированы.
- N — нейтральное положение. Вал и колеса разблокированы, но они не связаны с мотором. Режим применяется для перемещения автомобиля, к примеру, к месту ремонта.
- R — движение задним ходом. Для включения необходимо остановиться и нажать на тормоз.
- D — классический режим Drive, подразумевающий обычное перемещение авто.
- L — пониженная скорость / блокировка дифференциала.
- М — переход на самостоятельное переключение скоростей с помощью специальных кнопок (подрулевых лепестков).
- 2 — передача не больше 2-й.
- 3 — передача не больше 3-й.
- OD — режим овердрайва, необходимый для резкого набора скорости.
- W — устанавливается при поездках зимой в условиях плохой дороги. В таком случае движение начинается со 2-й скорости.
- S / PWR — спорт-режим для активной езды на максимальных оборотах.
Перевод в ручной режим рекомендуется при подъеме / спуске с горы, при движении по плохой дороге, при продолжительном обгоне и прохождении крутых виражей.
Как пользоваться автоматической коробкой передач
От правильности эксплуатации коробки-автомат зависит ее срок службы и способность выполнять возложенную задачу. Учтите, что в случае серьезной поломки ремонт может быть нецелесообразен, и тогда нужно будет купить АКПП, а это большие расходы.
Базовые правила эксплуатации:
- Поставьте ручку в положение «Р». Если этого не сделать, машина не заведется.
- Нажмите тормоз.
- Поверните ключ в замке зажигания. В некоторых моделях это необходимо для разблокировки коробки-автомат.
- Запустите двигатель.
- Прогрейте коробку-передач, если эксплуатация происходит зимой. Переведите ручку во все положения, делая небольшую паузу в каждой из позиций.
- Поставьте ручку в позицию «D».
- Плавно отпускайте тормоз для начала движения.
- Жмите на газ. Учтите, что от активности нажатия зависит активность разгона. Зимой первые 10 км желательно соблюдать небольшой скоростной режим (около 20 км /ч).
Если нужно остановить машину, отпустите газ и жмите на тормоз, а для выхода из авто переместите переключатель в позицию «Р». Применение нейтрали в пробках не рекомендуется из-за риска повреждения механизма. Помните, что цена АКПП высокая, поэтому лучше поберечь механизм и использовать режим Drive, а останавливаться тормозом.
Чего категорически делать нельзя
В процессе эксплуатации машины с коробкой-автомат имеется ряд вещей, которые категорически нельзя делать.
В случае с АКПП запрещено:
- Ехать при положении ручки в положении «Р».
- Спускаться с горки на нейтрали.
- Заводить авто с толкача, ведь в таком случае АКПП прослужит вдвое меньше.
- Ставить режимы «Р» и «N» при долгом простое.
- Активировать задний вход без полной остановки.
- Включать Drive при продолжении движения задним ходом.
- Переключать ручку в позицию «Р» до срабатывания ручника.
- Буксировать другую машину, имеющую больший вес.
- Использовать нейтраль при обычном движении.
- Ставить режим «P» на пригорке. Лучше использовать ручник, а уже после ставить «Паркинг». Для начала движения тормоз нужно отпустить, снять ручник, а уже после перейти в Drive.
Следование указанным выше советам позволяет продлить срок службы дорогостоящего механизма и избежать необходимости его преждевременного ремонта.
Плюсы и минусы автоматических КПП
При покупке машины с коробкой-автомат необходимо проанализировать все слабые и сильные места такого механизма. После этого можно принимать решение — покупать с машину с АКПП или оставаться на «механике».
- удобство и комфорт эксплуатации, ведь не нужно переключать скорости вручную;
- высокая надежность, если своевременно менять масло и фильтр АКПП;
- легкость начала движения;
- гарантия безопасности;
- высокий коэффициент полезного действия;
- повышенная проходимость;
- отсутствие третьей педали сцепления.
- увеличенный расход горючего в сравнении с «механикой»;
- более высокая стоимость обслуживания;
- невозможность быстро разогнаться, когда это нужно (решается включением спортивного режима);
- нельзя завести с «толкача»;
- быстрый выход из строя при несоблюдении правил эксплуатации;
- ограничения на буксировку прицепных устройств.
Как видно, у АКПП имеются преимущества и недостатки, которые нужно учесть при выборе. С развитием технологий производители делают все возможное, чтобы нивелировать разницу между «автоматом» и «механикой». К примеру, потребление горючего на трассе почти идентично, а слабая динамика при резком разгоне легко компенсируется включением спортивного режима (активируется автоматически при резком нажатии на газ). Кроме того, снижается и стоимость обслуживания коробок-автомат, требующих всего лишь периодического осмотра, замены фильтров и масла.