Как звучит музыка
Музыка — это разум, воплощенный в прекрасных звуках.
Музыкальное произведение состоит из музыкальных звуков, организованных в определённую систему. Музыкальные звуки обладают 4я свойствами.
1). Высота. Высота звука зависит от частоты колебания источника звука. Чем чаще колебание, тем выше звук. И наоборот.
Звуки разделяются на 2 группы:
— имеющие ярко выраженную высоту
— звуки, не имеющие ярко выраженной высоты (производятся шумовыми музыкальными инструментами, ударными инструментами).
2). Длительность звука – это продолжительность колебания источника звука
В музыке длительность – это продолжительность звука или паузы.
Основные длительности в музыке:
3). Громкость – это сила размаха колебательного движения, или амплитуда колебаний. Чем шире амплитуда колебаний, тем громче звук, и наоборот.
4). Тембр ( фр. timbre — «колокольчик», «метка», «отличительный знак») — ( обертоновая ) окраска звука. Оберто́ны (нем. Oberton — «верхний тон») в акустике — призвуки, входящие в спектр музыкального звука; высота обертонов выше основного тона (отсюда название).
Например, мы различаем песни, исполняемые высоким женским голосом и низким мужским. Легко отличить громкое звучание марша от тихого, мягкого звучания лирической песни, короткие звуки, быстро следующие друг за другом, — от более продолжительных. В разнообразии звуков по окраске (тембру) мы можем убедиться, послушав одну и ту же мелодию в исполнении на различных инструментах – например, на фортепиано, гитаре, баяне.
Для определения особенностей тембра музыкального инструмента применяются слова, заимствованные из самых различных областей человеческий ощущений и переживаний. Например, тембр светлый, блестящий, яркий, темный, матовый, мягкий, резкий, густой, тонкий, свистящий, бархатный, угрюмый, сдавленный, стеклянный, металлический. Музыкальные тембры нередко сравнивают с красками в живописи
В следующем видео вы можете услышать на примере одного произведения насколько тембр инструментов может изменить звучание.
Природа музыкальных ощущений. Родство звуков
Этими статьями по теории музыки я ставлю задачу объяснить природу музыкальных ощущений человека. В последней статье будет рассмотрено веб-приложение для гармонического анализа музыки разработанное на основе этого исследования.
Начнём с физики. У каждого звука есть:
Тембр формируют обертоны — призвуки сопровождающие звук. Их рассмотрим подробнее.
Графический эквалайзер отображает обертоны звука в виде пиков. Шкала X-частота, Y-их громкость
Допустим колеблется вся струна с определенной частотой например 100 гц. Но природа так работает, что струна также начинает колебаться своими частями — половиной, третью, четвертью и т.д что образует новые звуки частотой выше. У половины частота в 2 раза выше основного тона, у трети в 3. Такие частоты образующие арифметическую прогрессию называют гармоническими обертонами или гармониками, остальные же будут — не гармоническими.
Природные обертоны как правило тише основного тона и чем выше они от него по частоте тем ниже их громкость.
Колебание целой(внизу), половины(по центру) и трети струны(вверху) происходят одновременно
При повышении частоты основного тона, обертоны пропорционально увеличивают свою частоту, поэтому высота звука прежде всего определяется нами по частоте первой гармоники(она же основной тон). Гармонические обертоны вместе с основным тоном называют натуральным звукорядом.
Помимо звуков с ярко выраженными гармониками — музыкальных звуков — существуют и звуки без них но со своими обертонами. Это шумовые звуки. К ним относят ударные, перкуссию и другие инструменты формирующие ритм.
Гармоники, как самостоятельные колебания, образуют между собой соотношения частот – интервалы. Соотношение 2:1 — октава, 3:2 — квинта, 4:3 кварта и т.д к ним мы ещё вернёмся.
Интервалы образующиеся между двумя соседними по частотам обертонами звука
Эти соотношения слух воспринимает и расшифровывает благодаря чему среди множества одновременно звучащих звуков мы можем выделить конкретные тембры и определить источники звуков. Установлено что в мозге(в первичной слуховой коре) группы нервных клеток реагируют каждая на свою частоту с точностью вплоть до одного герца а также есть отдельный центр который занимается распознаванием сложных слуховых образов на основе соотношений частот, то есть интервалов, к примеру узнать тембр независимо от высоты, слова независимо от тембра.
Квинтовое родство звуков
Что роднит все природные музыкальные звуки так это присутствие ярко выраженных октавного и квинтового обертона в их тембре. Сравним звуки находящиеся на этих интервалах. Возьмем звук(верхняя половина), а затем октаву от него(нижняя половина рисунка ниже). Мозг понимает что такой звук, октаву, он уже слышал как самый громкий, первый обертон предыдущего звука(1 на верхнем рисунке). Частоты гармоник нового повторяют всё те же частоты старого, только пропорционально в 2 раза выше. Звуки на расстоянии октавы музыканты обозначают одной нотой(здесь это Bb).
Звук и октава от него. Числа — номера их обертонов. 1й обертон первого звука(1) и основной тон второго(0) совпадают по частоте
Пойдём далее по интервалам меж гармониками. 2й обертон октава+квинта(2 на верхней половине рисунка ниже). Берём и тут уже видим новые звуки в первых обертонах(2 нижняя половина). Взятая квинта(нота F от Bb) сформировала свои обертоны и тоже свою квинту — качественно новый звук(C).
После взятия квинты от Bb, звука F, возникает новый звук C как квинта от квинты
Звук на интервале октавы воспринимается нами пустым так как его призвуки не несут новой информации — не создают новых звуков и их и соотношений, поэтому и качественно звук и октавы от него не отличаются друг от друга. Октавы будем сокращать. Теперь во внимании не Bb-Bb-F или октава+квинта а просто квинта Bb-F.
Вернемся к квинте. Мы связали нижний звук Bb со звуком на квинту выше F что уже содержался в первом звуке(2 на верхнем рисунке). Второй звук также имеет свой звук квинты(уже третий звук, C) и первый связан с ним опосредованно через 2ой. С каждым таким квинтовым шагом мы получаем новый интервал от первого звука до нового. Чем дальше мы удаляемся от первого звука тем отдаленнее связь с ним. С расстоянием связь теряется.
Мозг так работает, что ищет во всём закономерности. Одна из них — родство разных звуков по интервалу квинта что содержится в каждом музыкальном звуке и всегда сопровождает его в виде призвука. Квинта — первое что даёт новую информацию при воспроизведении его как самостоятельного звука(октава же лишена этого) и самый слышимый обертон из подобных.
Теперь опустим первую квинту(Bb-F) на октаву(получим F-Bb) и почувствуем что с первым звуком при одновременном(гармоническом) взятии оно стало звучать по другому. Пойдём мелодически вверх в стартовый звук и откроем новый интервал-кварту. У этого интервала другое соотношение частот — 4:3, но при этом это те же 2 звука(F-Bb). Разнится лишь высота относительно друг друга. Выходит что эти интервалы кварта и квинта связаны 1 (к этому вернёмся ниже).
Квинтовая цепь звуков. Аудиопримеры
Музыка прежде всего это изменение звуков во времени. Далее мозг ищет ассоциации.
Первая — движение между чем-то связанными точками. Подсознание находит родство звуков по квинтам формируя их цепь и простейшие ассоциации связанные с движением по этой цепи: движение (квинта) вниз — упадок, (квинта) вверх — подъём. При ходе на кварту вверх возникает обратная ситуация — мы движемся на квинту вниз по этой цепи.
Цепь квинт на клавиатуре фортепиано. Квинту на нём можно отложить как 7 полутонов
Далее чуть ниже видео с аудиопримерами и таймкоды к нему чтобы вы могли эмпирически проверить приводимые утверждения.
Построим несколько квинт вверх(квинтовый ряд) от звука Bb и поиграем[0:00-0:36]. Акцентируем (т.е часто возвращаемся, останавливаемся) на первом звуке. Чем выше мы поднимаемся тем напряженнее становится звук в зависимости от количества проделанных квинтовых шагов[0:11]. Если мы будем долго акцентировать эти верхние звуки, то в один момент вернувшись вниз к тому, от которого начали[0:30] обнаружим что теперь он стал звучать напряженно. Но характер этого напряжения уже другой — тёмный.
Делаем вывод — чем ниже мы по квинтам от акцентируемого тем напряженнее звук. Шаг вверх ведёт к более светлому звуку, шаг вниз — к тёмному. Для современного уха эти изменения едва заметны но они есть и всё больше заметны с расстоянием. Не составит труда определить разницу в общем настрое двух таких мелодий[0:47]. В этом месте[0:53] напрашивается ход на две кварты вверх G-C-F[0:53]. Этот момент мы позже рассмотрим подробнее 2 . Вторая мелодия[0:57] в отличии от оптимистичной первой навевает на слушателя легкую светлую грусть так как в ней происходит движение вниз по квинтовой цепи.
Построим квартовый ряд от звука E и обнаружим, что звук Bb от которого мы строили квинтовый ряд снизу оказался наверху а верхний звук того ряда(Е) теперь внизу. То есть ряд кварт это просто перевернутый ряд квинт.
Квинтовый и квартовый ряд есть обращения по отношению друг к другу
На квартовом ряду начнём арпеджио[0:36] аналогичное первому, на квинтовом[0:00]. Звучит заметно темнее первого. Вывод — у интервала кварты всё наоборот: каждый ход вверх ведет в звук темнее каждый ход вниз в более светлый. Обычно звуковысотное движение вверх воспринимается светлым из-за природной квинты звука. В этом противоречивость этого интервала и ему подобных а о них позже 3 .
Главные музыкальные термины и свойства интервалов
Тёмную краску как принято у музыкантов будем называть минорной а светлую — мажорной. Акцентируемый звук будем называть тоникой. Обозначать минорную будем буквой б(бета) а мажорную а(альфа). Эти краски противоположны друг другу. Увеличение мажорной равно уменьшению минорной и наоборот.
Почему в приведённой выше мелодии 2 напрашивался ход на 2 кварты вверх(G-C-F) — минорное движение вопреки общему мажорному? А для того чтобы сбросить накопившееся (мажорное) напряжение связанное с удалением от акцентируемого звука тоники. Сброс музыкального напряжения называется разрешением.
Теперь вернёмся и рассмотрим момент получения кварты из квинты 1 . Мы видим звуки F-Bb-F и интервалы между ними(рисунок ниже). Из одного интервала мы получили другой путём переноса верхнего звука F на октаву вниз. Можно обратно — нижнего на октаву вверх. Это работает для всех интервалов. Получается, созвучие Bb-F можно взять как в виде кварты(F-Bb), так и квинты(Bb-F) — двумя разными интервалами.
Получение обращения интервала путём октавного переноса звука
Такие тесно связанные интервалы называют обращениями по отношению друг к другу. Квинта обращение кварты, кварта обращение квинты. Обращение это и процедура переноса на октаву звука всякого интервала как сказано выше. Повторяя эту процедуру можно получить бесконечное количество обращений. Но за основной вид интервала будем принимать самое компактное обращение, а остальные представлять его обращениями.
Общее в обращениях — одинаковая плавность приращения мажорности или минорности. Различное — движение в одном направлении на обращение интервала, даёт приращение противоположной интервалу краски. То есть квинта вверх — мажорна, её обращение кварта вверх — минорна.
2 хода в одном направлении на интервал и его обращение даёт стартовый звук — мажорный + минорный ход равновесие. Продолжим это — будем ходить только по 2ум этим звукам(Bb-F-Bb-F. ).
Движение на обращение интервала в противоположную интервалу сторону даёт приращение одинаковой краски: квинта вниз — минорна, кварта вверх — минорна. Тут[1:06] с каждым ходом чувствуется ускоряющееся накопление минорности. И разрешение минорного напряжения ходом на яркую мажорную малую секунду вниз[1:13], до неё мы ещё дойдём.
Интервалы, дающие мажорное приращение при ходе вверх будем называть интервалами квинтового строения(или большими). Интервалы, дающие минорное, противоречивые 3 — квартового(или малыми). Это универсальные свойства всех интервалов. О главном из них поговорим в конце статьи.
Во многих музыкальных произведениях нередко встречается остинато на тонике и/или квинте от неё — доминанте, то есть постоянное настойчивое их звучание. Делается это для того, чтобы не дать слуху потеряться в квинтовых отношениях и показывает чёткие ориентиры относительно какого звука квинтовой цепи интерпретировать, окрашивать другие.
Мы можем откладывать квинты от звука(F на рисунке ниже) как вверх так вниз сколь угодно, формируя бесконечную квинтовую цепь. Но в один момент, откладывая в обе стороны на шестой квинте мы наткнёмся на с виду одинаковые звуки, но значат они совсем разное — один очень минорный другой мажорный, но акустически, по высоте(октавы сокращаем) звучат одинаково. Это явление называют энгармонизм. Как слух воспримет звук на этой высоте зависит от контекста(подробно об этом в следующей статье).
Энгармонические звуки Cb-B находятся друг от друга на расстоянии 12 квинтовых шагов
Попробуем прыжки через 1 кварту[1:40]. Так мы быстрее приходим к далекому минорному звуку. Через квинту[1:48]. То же самое но к мажорному. Дадим название звукам в соответствии с их напряженностью и окраской. Напряженность растёт с каждым квинтовым шагом поэтому обозначим её соответствующим им числом. Краску обозначаем также а — мажорная, б — минорная. Как выяснили выше у звуков находящихся по квинтам вверх от тоники будет мажорная краска, у звуков по квинтам вниз — минорная.
Для анализа гармонии, а в частности общего впечатления от ладов и их аккордов а также впечатления от изменений т.е. ходов в аккордах и мелодии будем использовать линейное обозначение этих звуков:
. -3 -2 -1 0 1 2 3…
Где 0 — тоника, положительные числа — мажорные, отрицательные — минорные звуки.
Теперь вернёмся к прыжку через 1 квинту(рисунок ниже). Перенесем C по октавам к стартовому звуку Bb и увидим что эти звуки довольно близки. Этот новый интервал называется большая секунда. Он квинтового строения так как вверх ведет в более мажорный звук, причём в 2 раза более интенсивный(2a) чем если бы мы пошли на квинту(1a). Всё из-за содержания 2ух квинтовых шагов. Его обращение — малая септима квартового строения — ведет вверх в более минорный звук.
Большая секунда возникает как два шага по квинтовой цепи
Подобным образом продолжим квинтовую цепь и перенесём звуки по октавам ближе к тонике. Получим ещё 4 интервала:
Интервалы в развёрнутом(верхняя половина) и свёрнутом виде(нижняя)
Всего на данный момент имеем 6 интервалов(октаву не беру):
Большая секунда / Малая септима
Большая секста / Малая терция
Большая терция / Малая секста
Большая септима / Малая секунда
Увеличенная кварта / Уменьшенная квинта(тритон)
В списке пары ближайших обращений: интервал квинтового / интервал квартового строения. Порядковый номер в списке — количество квинтовых шагов в интервале. Это и есть главное свойство интервала в музыке, его динамичность — напряженность или спокойствие. Аудиопримеры к каждому думаю будут излишни — можете сами попробовать взять интервалы в этом порядке и убедиться что напряженность возрастает по мере увеличения квинтовых шагов. Назовём это свойство линейной дельтой(разница в квинтах), сокращенно lin. Вот мы уже собрали гамму из 7 звуков(нижняя половина рисунка выше). А об этом в следующей статье.
Статья создана на основе первого видео с моего канала «Природа звука». Для тех кто хочет лучше разобраться в теории рекомендую к просмотру.
Что такое звук? Какие его характеристики важны в музыке?
Звук как физическое явление представляет собой колебательные движения какого-нибудь тела – источника звука (струны, воздушного столба в духовом инструменте, мембраны и т.д.) создающего звуковые волны. Порою можно встретить определение, что звуком является некоторое физическое явление, которое вызывается за счет колебаний упругого тела. Под упругим телом понимается — натянутая струна, пластик барабана, столб воздуха в духовом инструменте. Каждый музыкант знает, что, когда он прикасается к струне или ударяет в барабан, инструмент начинает колебаться и создает в воздухе звуковую волну. Волна, в свою очередь достигнув ушей человека, вызывает раздражение слухового нерва – именно так каждый из нас и слышит звуки.
Звуки могут быть:
- Музыкальные – такие звуки имеют свою особенность в том, что слушатель может безошибочно определить высоту звуков и даже повторить их голосом или на музыкальном инструменте.
- Шумовые – звуки такого вида не имеют точной высоты, но в то же время владеют выразительным значением, таким как: грохот, удар, гул, гудение.
Конечно же в классической музыке одну из самых важных ролей играют музыкальные звуки, а шумовые лишь их подчёркивают. В современной академической и эстрадной музыке, в народной музыке шумовые звуки имеют огромное значение, таким образом понимаем, что любое выбранное произведение для игры должно быть исполнено исключительно на ударных инструментах. Только так каждый из звуков будет передавать свою уникальность, и композиция будет сыграна на самом высшем уровне.
Основными характеристиками музыкального звука являются:
- Высота звука – она способна меняться в зависимости от частоты колебаний воздуха, частота же подобных колебаний измеряется в герцах. Научно доказано, что человек может воспринимать звуки, имеющие частоту от 16 до 20000 герц. Звук, имеющий частоту выше 16 герц, получил название — инфразвук, если больше 20000, то называется — ультразвуком. Все воспринимаемые звуки человеком можно условно разделить на 3 регистра: низкие, средние и высокие. Низкие отличаются своей частотой она бывает от 16 до 200 герц, что позволяет сделать звучание тяжёлым и мрачным. Высокие звуки же с точностью да наоборот, придают мелодии лёгкость и прозрачность, они имеют частоту выше 800 герц.
- Громкость – же зависит от силы звука и амплитуды колебаний, известно, что чем шире колеблется струна, тем громче получается звук. В процессе игры колебание струны уменьшается, и громкость звука соответственно становится ниже и за короткое время вовсе затихает.
- Длительность звука – имеет способность меняться в зависимости от продолжительности колебаний. Колебания же могут затухать самостоятельно или глушиться исполнителем, а бывает наоборот, их поддерживает движение смычка и дыхание.
- Тембр – это окраска звука, она способна меняться от появляющихся обертонов или призвуков, чем их больше, тем ярче и богаче звук. По тембру каждый музыкант отличает различные музыкальные инструменты друг от друга. Стоит знать, что одна и та же нота может звучать совершенно по-иному на рояле, скрипке или флейте.
Подробнее о темперации
Настоящие музыканты знают, что второй обертон звучит в три раза выше основного звука и образует натуральную квинту.
В музыке можно было бы использовать только несколько близких друг другу тональностей. Равномерная темперация позволяет использовать больше звуков, но с небольшой погрешностью. Темперированные инструменты появились во времена Иоганна Себастьяна Баха.
Любой человек, который хоть немного разбирается в музыке наверняка знает как важна чистота звука и как от нее зависит все проигранное произведение на любом музыкальном инструменте.
Урок 1. Свойства звука
Чтобы разобраться в основах теории музыки и освоить музыкальную грамоту, нам требуется понимать, что такое звук. Собственно, звук – это основа музыки, без него музыка будет невозможна.
Кроме того, нужно получить представление о нотно-октавной системе. Это все напрямую связано со свойствами звука.
Содержание:
Как видите, на первом уроке нас ждет обширная программа, и мы уверены, что вы с ней справитесь! Так что приступим.
Физические свойства звука
Для начала изучим свойства звука с точки зрения физики:
Звук – это физическое явление, представляющее собой механические волновые колебания, которые распространяются в той или иной среде, чаще в воздухе.
Звук имеет физические свойства: высоту, силу (громкость), звуковой спектр (тембр).
Основные физические свойства звука:
✔ | Высота определяется частотой колебаний и выражается в герцах (Гц). |
✔ | Сила звука (громкость) определяется амплитудой колебаний и выражается в децибелах (дБ). |
✔ | Звуковой спектр (тембр) зависит от дополнительных колебательных волн или обертонов, что образуются одновременно с основными колебаниями. Это хорошо слышно в музыке и пении. |
Термин «обертон» происходит от двух английских слов: оver – «над», tone – «тон». От их сложения получается слово overtone или «обертон». Человеческий слух способен воспринимать звуки с частотой колебаний 16-20 000 герц (Гц) и громкостью 10-130 дБ.
Чтобы было проще ориентироваться, скажем, что 10 дБ – это шелест, а 130 дБ – это звук взлетающего самолета, если вы его слышите вблизи. 120-130 дБ – это уровень болевого порога, когда человеческому уху уже некомфортно слышать звук.
В плане высоты комфортным считается диапазон от 30 Гц примерно до 4000 Гц. К этой теме мы еще вернемся, когда будем говорить про музыкальную систему и звукоряд. Сейчас важно запомнить, что высота звука и громкость звука – это принципиально разные вещи. А пока поговорим про свойства музыкального звука.
Свойства музыкального звука
Чем отличается музыкальный звук от любого другого? Это звук с одинаковыми и равномерно повторяющимися (т.е. периодическими) волновыми колебаниями. Звук с непериодическими, т.е. неодинаковыми и неравномерно повторяющимися колебаниями, не относят к музыкальному. Это шум, свист, вой, шелест, грохот, писк и многие другие звуки.
Другими словами, музыкальный звук обладает всеми теми же свойствами, что и любой другой, т.е. имеет высоту, громкость, тембр, но, только определенное сочетание этих свойств позволяет отнести звук к музыкальному. Что еще, кроме периодичности, имеет значение для музыкального звука?
Во-первых, музыкальным считается не весь слышимый диапазон, о чем мы будем подробнее говорить дальше. Во-вторых, для музыкального звука важна его длительность. Та или иная длительность звука на определенной высоте позволяет сделать акцент в музыке или, наоборот, оставить звучание плавным. Короткий звук в конце позволяет поставить логическую точку в музыкальном произведении, а длительный – оставить ощущение недосказанности у слушателей.
Собственно длительность звука зависит от продолжительности волновых колебаний. Чем дольше идут волновые колебания, тем дольше слышится звук. Чтобы понять взаимосвязь длительности музыкального звука и его остальных характеристик, стоит остановиться на таком аспекте как источник музыкального звука.
Источники музыкального звука
Если звук извлекается с помощью музыкального инструмента, его основные физические характеристики никак не зависят от длительности звука. Звук на нужной высоте будет идти ровно столько времени, сколько вы будете держать нажатой нужную клавишу синтезатора. Звук с заданной громкостью будет идти до тех пор, пока вы не уменьшите или не увеличите громкость на синтезаторе или комбоусилителе звука электрогитары.
Если же речь идет о певческом голосе, тут свойства музыкального звука взаимодействуют сложнее. Когда легче удержать звук на нужной высоте, не потеряв его силу? Тогда, когда вы тянете звук долго или когда вам нужно его дать буквально на секунду? Тянуть музыкальный звук долго, не теряя качество звучания, его высоту и силу – это особое искусство. Если вы хотите обрести красивый голос и научиться петь, рекомендуем изучить наш онлайн-курс «Развитие голоса и речи».
Музыкальная система и звукоряд
Для более глубокого понимания свойств музыкального звука нам понадобятся еще несколько понятий. В частности, такие как музыкальная система и звукоряд:
✔ | Музыкальная система – это совокупность используемых в музыке звуков определенной высоты. |
✔ | Звукоряд – это звуки музыкальной системы, идущие в восходящем или нисходящем порядке. |
Современная музыкальная система включает в себя 88 звуков разной высоты. Они могут быть исполнены в восходящем или нисходящем порядке. Наиболее наглядная демонстрация взаимосвязи музыкальной системы и звукоряда – это клавиатура фортепиано.
88 клавиш фортепиано (36 черных и 52 белых – потом объясним, почему так) охватывают звуки высотой от 27,5 Гц до 4186 Гц. Такие акустические возможности достаточны, чтобы исполнить любую мелодию, комфортную для человеческого уха. Звуки за пределами данного диапазона в современной музыке практически не используются.
Звукоряд построен на определенных закономерностях. Звуки, частота которых различается в 2 раза (в 2 раза выше или ниже), воспринимаются на слух как сходные. Чтобы было удобнее ориентироваться, в теорию музыки введены такие понятия как ступени звукоряда, октава, тон и полутон.
Ступени звукоряда, октава, тон и полутон
Каждый музыкальный звук звукоряда именуется ступенью. Расстояние между сходными звуками (ступенями звукоряда), отличающими по высоте в 2 раза, называется октавой. Расстояние между соседствующими звуками (ступенями) – полутоном. Полутона в пределах октавы равны (запомните, это важно). Два полутона образуют тон.
Основным ступеням звукоряда присвоены названия. Это «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си». Как вы поняли, это 7 нот, которые нам известны с детства. На клавиатуре фортепиано их можно найти, нажимая белые клавиши:
На цифры и латинские буквы пока не смотрите. Смотрите на клавиатуру и подписанные ступени звукоряда, они же ноты. Вы видите, что белых клавиш 52, а названий ступеней только 7. Это как раз связано с тем, что ступеням, которые имеют сходное звучания из-за отличия по высоте ровно в 2 раза, присвоены одинаковые названия.
Если мы нажмем подряд 7 клавиш фортепиано, 8-я по счету клавиша будет называться точно так, как та, которую мы нажали первой. И, соответственно, выдавать похожий звук, но на вдвое большей или меньшей высоте, смотря в какую сторону мы двигались. Точные частоты настройки фортепиано можно посмотреть в специальной таблице.
Здесь требуется еще одно уточнение по терминам. Октавой именуется не только расстояние между сходными звуками (ступенями звукоряда), отличающими по высоте в 2 раза, но и 12 полутонов от ноты «до».
Можно встретить и другие определения термина «октава», используемые в теории музыки. Но, т.к. цель нашего курса – дать основы музыкальной грамотности, мы не будем уходить глубоко в теорию, а ограничимся теми практическими знаниями, которые вам потребуются для обучения музыке и вокалу.
Для наглядности и пояснения прикладных значений термина снова воспользуемся клавиатурой фортепиано и увидим, что октава – это 7 белых клавиш и 5 черных.
Зачем нужны черные клавиши на фортепиано
Тут мы, как обещали ранее, объясним, почему у фортепиано 52 белых клавиши и только 36 черных. Это поможет лучше разобраться со ступенями звукоряда и полутонами. Дело в том, что расстояния в полутонах между основными ступенями звукоряда различаются. Например, между ступенями (нотами) «до» и «ре», «ре» и «ми» мы видим 2 полутона, т.е. черную клавишу между двумя белыми, а между «ми» и «фа» только 1 полутон, т.е. белые клавиши идут подряд. Точно так всего 1 полутон между ступенями «си» и «до».
Итого 5 ступеней (нот) имеют расстояния в 2 полутона, а две ступени (ноты) – расстояние в 1 полутон. Получается следующая арифметика:
- 5 х 2 = 10
- 2 х 1 = 2
- 10+2 = 12
Так мы получили 12 полутонов в октаве. Клавиатура фортепиано вмещает 7 полных октав и еще 4 полутона: 3 слева (там, где самые низкие звуки) и 1 справа (высокий звук). Считаем все полутона и клавиши, за них отвечающие:
- 12 х 7 = 84
- 84 + 4 = 88
Так мы получили суммарное количество клавиш фортепиано. Разбираемся дальше. Мы уже выучили, что в каждой октаве 7 белых клавиш и 5 черных. За пределами полных 7 октав у нас еще 3 белых и 1 черная клавиша. Считаем сначала белые клавиши:
- 7 х 7 = 49
- 49+3 = 52
Теперь считаем черные клавиши:
- 5 х 7 = 35
- 35+1 = 36
Вот наши черные клавиши в количестве 36 штук и белые клавиши в количестве 52 штук.
Думается, что со ступенями звукоряда, октавами, тонами и полутонами вы разобрались. Запомните эту информацию, т.к. она вам пригодится уже на следующем уроке, когда мы перейдем к подробному изучению нотной грамоты. А еще эта информация понадобится на последнем уроке, когда мы будем учиться играть на фортепиано.
Уточним еще один момент. Закономерности построения звукоряда одинаковы для всех музыкальных звуков, извлекаются ли они при помощи фортепиано, гитары или певческого голоса. Клавиатуру фортепиано для объяснения материала мы использовали исключительно ввиду большей наглядности.
Точно так мы воспользуемся фортепиано, чтобы подробнее разобраться с нотно-октавной системой. Это нужно сделать на сегодняшнем уроке, т.к. на следующем мы перейдем к нотной грамоте и записи нот на нотном стане.
Нотно-октавная система
В целом диапазон потенциально слышимых человеческим ухом звуков охватывает почти 11 октав. Т.к. наш курс посвящен музыкальной грамоте, нас интересуют только музыкальные звуки, т.е. примерно 9 октав. Чтобы было проще запомнить октавы и соответствующие им диапазоны звуковысотности, рекомендуем идти сверху вниз, т.е. от верхнего диапазона звуков к нижнему. Звуковысотность в герцах по каждой октаве для удобства запоминания укажем в двоичной системе.
Октавы (названия) и диапазоны:
- Пятая октава – 4096-8192 Гц.
- Четвертая октава – 2048-4096 Гц.
- Третья октава – 1024-2048 Гц.
- Вторая октава – 512-1024 Гц.
- Первая октава – 256-512 Гц.
- Малая октава – 128-256.
- Большая октава – 64-128 Гц.
- Контроктава – 32-64 Гц.
- Субконтроктава – 16-31 Гц.
Прочие октавы в контексте музыкальных звуков рассматривать не имеет смысла. Так, самая высокая нота у мужчин – это «фа диез» 5-й октавы (5989 Гц), и установлен данный рекорд Амирхоссейном Молаи 31 июля 2019 года в городе Тегеран (Иран) [Guinness World Records, 2019]. Певец Димаш из Казахстана дотягивается до ноты «ре» в 5-й октаве (4698 Гц). А звуки высотой ниже 16 Гц человеческое ухо воспринимать не может. Полную таблицу соответствия нот частотам и октавам вы можете изучить по нижеследующей картинке:
Фиолетовым цветом выделена 1-я нота первой октавы, т.е. нота «до», а зеленым – нота «ля» первой октавы. Именно на нее, т.е. на частоту 440 Гц, по умолчанию предустановленны все тюнеры для измерения высоты звука.
Ноты в октаве: варианты обозначения
Сегодня используются разные способы, чтобы обозначить принадлежность ноты (высоты звука) к разным октавам. Самый простой способ – записать названия нот, как они есть: «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си».
Второй вариант – это так называемая «нотация Гельмгольца». Такой способ предполагает обозначение нот латинскими буквами, а принадлежность к октаве – цифрами. Начнем с нот.
Ноты по Гельмгольцу:
- С = «до».
- D = «ре».
- E = «ми».
- F = «фа».
- G = «соль».
- A = «ля».
- B = «си».
Также важно отметить, что нота «си» иногда может обозначаться не буквой B, а буквой H. Буква H традиционна для классической музыки, а буква B считается более современным вариантом. В нашем курсе вы найдете обе вариации, поэтому помните, что и B, и H означают ноту «си».
Теперь к октавам. Ноты в первой-пятой октавах записываются маленькими латинскими буквами и обозначаются цифрами от 1 до 5. Ноты малой октавы – маленькими латинскими буквами без цифр. Запомните ассоциацию: малая октава – маленькие буквы. Ноты большой октавы записываются большими латинскими буквами. Запомните: большая октава – большие буквы. Ноты контроктавы и субконтроктавы записываются большими буквами и цифрами 1 и 2 соответственно.
Ноты в октавах по Гельмгольцу:
- Пятая октава – c5-b5.
- Четвертая октава – c4-b4.
- Третья октава – c3-b3.
- Вторая октава – c2-b2.
- Первая октава – c1-b1.
- Малая октава – c-b.
- Большая октава – С-В.
- Контроктава – С1-В1.
- Субконтроктава – С2-В2.
Если кого-то удивляет, почему первая нота октавы обозначается не первой буквой латинского алфавита, расскажем, что когда-то давно отсчет начинали с ноты «ля», за которой и закрепили обозначение А. Однако потом решили начинать октавный счет с ноты «до», за которой уже закрепилось обозначение С. Во избежание путаницы в нотных записях, решили сохранить буквенные обозначения нот, как есть.
Более подробно с нотацией Гельмгольца и другими его идеями вы можете ознакомиться в его работе, доступной на русском языке под названием «Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки» [Г. Гельмгольц, 2013].
И, наконец, научная нотация, которую разработало «Американское акустическое общество» в 1939 году и которая тоже актуальна до сих пор. Ноты обозначаются заглавными латинскими буквами, а принадлежность к октаве – цифрами от 0 до 8.
Научная нотация:
- Пятая октава – С8-В8.
- Четвертая октава – С7-В7.
- Третья октава – С6-В6.
- Вторая октава – С5-В5.
- Первая октава – С4-В4.
- Малая октава – С3-В3.
- Большая октава – С2-В2.
- Контроктава – С1-В1.
- Субконтроктава – С0-В0.
Обратите внимание, что цифры не совпадают с названиями октав от первой до пятой. Это обстоятельство часто вводит в заблуждение даже производителей специализированных программ для музыкантов. Поэтому в случае сомнений всегда проверяйте звучание и высоту ноты тюнером. Для этого скачайте мобильное приложение Pano Tuner и разрешите ему доступ к микрофону.
Осталось добавить, что впервые система научной нотации была обнародована в июльском номере The Journal of the Acoustical Society of America (журнале «Американского акустического общества») [The Journal of the Acoustical Society of America, 1939].
Теперь обобщим все принятые на сегодняшний день системы обозначения нот для каждой октавы. Для этого еще раз продублируем уже знакомую вам картинку с клавиатурой фортепиано и обозначениями ступеней звукоряда (нот), но уже с рекомендацией обращать внимание на цифровые и буквенные обозначения:
И, наконец, для максимально полного понимания базовых сведений теории музыки, нам следует разобраться с разновидностями тонов и полутонов.
Разновидности тонов и полутонов
Сразу скажем, что с прикладной точки зрения, для игры на музыкальных инструментах или обучения вокалу вам эти сведения особо не пригодятся. Однако термины, обозначающие виды тонов и полутонов, могут встретиться в специальной литературе. Поэтому о них нужно иметь представление, чтобы не останавливаться на непонятных моментах во время чтения литературы или углубленного изучения музыкального материала.
Тон (виды):
- Диатонический.
- Хроматический.
Полутон (виды):
- Диатонический.
- Хроматический.
Как видите, названия повторяются, так что запомнить будет нетрудно. Итак, разбираемся!
Диатонический полутон (виды):
- Полутон между 2 соседствующими основными ступенями (нотами) звукоряда E-F и B-C.
- Полутон между основной и соседствующей производной ступенью как на повышение, так и на понижение.
- Полутон между производными ступенями.
Некоторые примеры вы можете увидеть на картинке:
Хроматический полутон (виды):
- Полутон между основной нотой и следующей, пониженной либо повышенной.
- Полутон между повышением и двойным повышением ноты.
- Полутон между понижением и двойным понижением ноты.
Диатонический тон (виды):
- Тон между основными ступенями C-D, D-E, F-G, G-A, A-B.
- Любой тон, который не относится к хроматическому.
Хроматический тон (виды):
- Тон между 2 производными ступенями от основной ноты.
- Тон между нотами, находящимися через 1 ступень.
Уточним, что примеры взяты из учебника Варфоломея Вахромеева «Элементарная теория музыки» и для наглядности изображены на клавиатуре фортепиано, т.к. нотный стан мы будем изучать только на следующем уроке, а понятия тона и полутона нам нужны уже сейчас [В. Вахромеев, 1961]. В целом, мы еще неоднократно будем обращаться к трудам этого великого российского педагога и музыковеда на протяжении нашего курса.
К слову, в 1984 году за несколько месяцев до своей смерти Варфоломей Вахромеев был награжден Орденом Святого равноапостольного князя Владимира 2-й степени за составленный им «Учебник церковного пения» для духовных школ РПЦ. Учебник выдержал несколько переизданий уже после его смерти [В. Вахромеев, 2013].
Повышение на 2 полутона обозначается двойным диезом или дубль-диезом, понижение на 2 полутона обозначается двойным бемолем или дубль-бемолем. Для двойного диеза есть специальный значок, похожий на крестик , но, т.к. его трудно подобрать на клавиатуре, может использоваться обозначение ♯♯ или просто две решетки ##. С дубль-бемолями проще, пишут либо 2 значка ♭♭, либо латинские буквы bb.
И, наконец, последнее, о чем нужно поговорить в теме «Свойства звука», это энгармонизм звуков. Ранее вы узнали, что полутона в пределах октавы равны. Поэтому звук, сниженный на полутон относительно основной ступени, будет равен по высоте звуку, повышенному на полутон относительно ступени, стоящей двумя полутонами ниже.
Проще говоря, ля-бемоль (А♭) и соль-диез (G♯) одной и той же октавы звучат идентично. Точно так в пределах октавы одинаково прозвучат соль-бемоль (G♭) и фа-диез (F♯), ми-бемоль (Е♭) и ре-диез (D♯), ре-бемоль (D♭)и до-диез (С♯) и т.д. Явление, когда одинаковые по высоте звуки имеют разные названия и обозначаются разными символами, называется энгармонизмом звуков.
Для простоты восприятия мы продемонстрировали это явление на примере ступеней (нот), между которыми имеется 2 полутона. В других случаях, когда между основными ступенями всего 1 полутон, это менее наглядно. К примеру, фа-бемоль (F♭) – это чистая нота ми (Е), а ми-диез (Е♯) – это чистая нота фа (F). Тем не менее в специальной литературе по теории музыки могут встретиться и такие обозначения как фа-бемоль (F♭) и ми-диез (Е♯). Вы теперь знаете, что они значат.
Сегодня вы изучили основные физические свойства звука вообще и свойства музыкального звука в частности. Вы разобрались с музыкальной системой и звукорядом, ступенями звукоряда, октавами, тонами и полутонами. Также вы разобрались в нотно-октавной системе и теперь готовы пройти проверочный тест по материалу урока, в который мы включили наиболее важные с практической точки зрения вопросы.
Тест на усвоение материала урока
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.