Что называется управлением
Перейти к содержимому

Что называется управлением

Что такое управление — полный обзор понятия + основные определения

Добрый день, дорогие читатели! Вас приветствует постоянный автор бизнес-журнала «Хитёр Бобёр» Эдуард Стембольский!

Пришла пора поговорить о том, какое значение в успешной коммерческой деятельности имеет управление (людьми, финансами, организацией в целом).

Данная статья будет полезна тем, кто занимается коммерцией и управляет собственным делом, кто хочет оптимизировать собственное время, а также всем, кто просто желает расширить свой кругозор в этой теме.

Управление - обзор понятия с примерами

1. Что такое управление – общий обзор понятия

Рассмотрим это понятие в самом широком смысле.

Управление – это целенаправленное влияние на объект с целью его стабилизации или изменения в соответствии с поставленными задачами.

Необходимость в управлении производством возникла, скорее всего, сразу после возникновения последнего. С увеличение масштабов производственной деятельности человека управление развилось в прикладную науку: появились определенные принципы управления и его модели.

В более узком смысле управление есть деятельность, направленная на координацию работы коллектива и отельных его представителей в процессе производства товаров и оказания услуг.

Такая деятельность связана с организацией согласованных действий в масштабах компании и регулированием отношений индивида и предприятия.

Функции управления – эффективное использование рабочей силы и ресурсов для увеличения доходов производства и его развития. Научная база теории управления стала формироваться около 100 лет назад. Родоначальником теории управления считается инженер Фредерик Тейлор (США), основоположник научной организации трудовой деятельности.

На пустом месте управление не возникает: всегда нужен объект или процесс, которым нужно управлять.

Например

Художник, когда пишет картину, сам по себе является и управленцем и орудием производства, а его работа представляет собой неделимый и единый процесс.

А вот, скажем, производство автомобиля состоит из огромного числа процессов, каждый из которых имеет смысл исключительно в том случае, если он подчинён конечной цели и скоординирован с другими процессами. Управление бизнесом невозможно без управления персоналом – это взаимосвязанные понятия, в которые в том числе входит подбор и найм персонала.

2. Теория управления – устройство, процессы, системы

Теория управления – наука, изучающая принципы и методы контроля и координации различных систем или объектов. В социально-экономических системах данная наука использует различные приёмы регулирования деятельности групп людей (наций, региональных объединений, всего мирового сообщества).

Объекты управления могут быть следующими:

  • группы людей;
  • организации;
  • предметы и механизмы;
  • финансы;
  • информация;
  • коммуникации.

В качестве объекта приложения сил можно рассматривать даже самого себя: человек вполне способен научиться более эффективно управлять своим временем, поведением, эмоциями и деловыми качествами.

Во многом теория управления связана с понятием «менеджмент», но имеет при этом более общие задачи и не всегда связана с бизнесом и коммерцией. Что такое менеджмент, мы уже более подробно рассказывали в одной их предыдущих статей.

Система управления имеет вертикаль и горизонталь.

Объяснить это проще можно на примере управления предприятием: вертикаль представлена директором, заместителем, начальниками отделов и бригадирами, горизонталь – директорами по персоналу, снабжению, продажам.

Взаимодействие вертикальных и горизонтальных структур представляет собой сложную систему, которая при стабильном функционировании усиливает и ускоряет производственный процесс, а не тормозит его. Существуют специальные инструменты и методы управления, регламентированные должностными инструкциями, штатным расписанием и прочими документами.

Процесс управления – совокупность определенных видов деятельности, направленных на развитие организации и достижение стоящих перед ней целей.

Для данного процесса характерна непрерывность, циклическая повторяемость отдельных фаз (сбор информации, обработка, принятие решений и их выполнение), постоянное развитие.

3. ТОП-7 популярных видов управления

Ниже рассмотрим самые популярные из них.

Виды управления

Вид 1. Государственное и муниципальное управление

Государственное управление представляет собой деятельность структур государственной власти, направленную на воплощение в жизнь определенного политического курса страны.

Такой вид деятельности осуществляется должностными лицами – чиновниками и представителями законодательной власти.

Существует несколько подходов к государственному управлению:

  • правовой;
  • политический;
  • управленческий.

Согласно правовому подходу , высшими ценностями госуправления выступают права граждан. При таком подходе госслужащий подчинен не столько непосредственному начальству, сколько Конституции страны и принципам правового государства.

Политический подход предполагает максимально полное воплощение в жизнь «воли народа». Служащие аппарата при таком подходе должны быть подчинены текущим интересам граждан, а органы исполнительной власти должны представлять собой социальное общество в миниатюре.

В управленческом подходе основные ценности – это эффективность, экономичность и практичность. Характерным признаком такого подхода выступает применение термина «государственный менеджмент» как синонима государственного и экономического управления. Такая модель практикуется, в частности, в Новой Зеландии, Канаде, ряде европейских стран.

Муниципальное управление – воплощение госуправления на местах, имеющее целью повышение уровня жизни локальных групп населения. Муниципальные органы не создают законов, а следят за их выполнением, а также управляют собственными службами и предприятиями.

Вид 2. Управление производством

Руководство предприятия обычно само определяет, какой будет схема управления производством. Бесперебойное функционирование компании напрямую зависит от строго соблюдения иерархии. Первое лицо компании обязано не только разбираться в структуре производства, но и грамотно подбирать представителей вертикальной цепи управления.

В широком смысле управлять производством – значит, вести его к завоеванию рынка с минимумом затрат и максимумом эффективности. При этом моральное (и материальное) удовлетворение должны получать все участники процесса, включая рядовых сотрудников.

Современные методы управления производством основаны на таких принципах, как:

  • ориентация на постоянное улучшение функциональных и эстетических качеств продуктов и услуг;
  • ответственность за результаты деятельности всех участников управленческого процесса;
  • эффективная мотивация персонала;
  • снижение значимости бюрократических механизмов;
  • курс на экологическую чистоту производства и рациональное отношение к ресурсам и отходам.

Такое устройство управления носит название «процессного» и ориентировано преимущественно на бизнес-процессы, направленные не просто на получение стабильного дохода, но и на удовлетворение клиентских потребностей.

Вид 3. Стратегическое управление

Такое управление всегда ориентируется на человеческий потенциал как на основную ценность и движущую силу организации.

Стратегический менеджмент ориентирует производство на актуальные потребительские запросы и предполагает гибкость и готовность к постоянным изменениям в структуре и устройстве организации. Этот вид позволяет организации развиваться и выживать в конкурентных условиях.

Вид 4. Оперативное управление

Еще его называют операционным.

Ежедневное управление компанией, основанное на принятой стратегии. Такой вид управления предполагает разработку тактических целей и определённых планов действий.

Другими словами, это логическое продолжение стратегического управления. Лица, ответственные за ситуационное управление, должны разрабатывать конкретные шаги и действия для достижения долгосрочных целей.

Цель оперативного управления – реализация повседневных планов и коррекция деятельности при отклонении от их исполнения.

Вид 5. Управление финансами

Целенаправленный процесс перераспределения денежных ресурсов между субъектами финансовой системы. Субъекты финансового управления – специальные службы и органы (финансовый аппарат). Синоним данного понятия – финансовый менеджмент.

Управлять можно финансами предприятия, компании, личными финансами. Контроль денежных ресурсов – важнейшая отрасль экономического управления. На государственном уровне управление денежными потоками осуществляет Министерство Финансов.

Вид 6. Управление персоналом

Управление людьми (персоналом) – основополагающее понятие современной экономики. Данный вид деятельности отвечает за наём, развитие, ротацию, мотивацию и обучение персонала организации.

Долгосрочная задача управления персоналом – достижение целей предприятия, увеличение его прибылей посредством использования труда и таланта своих сотрудников.

В современном бизнесе такая деятельность имеет несколько целевых направлений:

  • достижение лояльности потребителей;
  • уменьшение издержек;
  • рентабельность предприятия.

Если раньше отношения между работодателем и работником регулировались жестким регламентом, то сейчас в большинстве организаций создаётся атмосфера сотрудничества и взаимопонимания.

Рядовые работники компании полностью вовлекаются в процесс достижения целей фирмы. В идеале интересы сотрудников должны совпадать с интересами самой компании. Ответственность за человеческие ресурсы лежит на кадровых работниках, руководителях вертикального уровня.

Эффективное управление персоналом включает следующие пункты:

  1. Составление производственных планов и грамотных должностных инструкций;
  2. Подбор персонала с целью формирования дружного коллектива;
  3. Анализ и контроль качества работы;
  4. Разработка программ повышения квалификации;
  5. Аттестация сотрудников;
  6. Обучение персонала;
  7. Мотивация сотрудников – начисление премий, продвижение по службе.

В современной литературе, посвященной теории и практике успешного бизнеса, вместо понятия «управление персоналом» часто употребляется термин «HR-менеджмент».

Более наглядное представление об управлении персоналом даёт следующая таблица:

Направление деятельности Методы достижения целей
1 Формирование персонала Планирование, привлечение персонала, отбор кандидатур, тестирования, собеседования, заключение трудовых договоров, прогнозирование эффективной структуры персонала
2 Стабилизация персонала Оценка деятельности труда сотрудников, поощрения, определение квалификации и персональных навыков сотрудников
3 Использование персонала Продвижение работников, управление их карьерой, улучшение морального и психологического климата в компании

Вид 7. Управление рисками

Управление рисками – другое название риск-менеджмента, процесс принятия управленческих решений, направленных на снижение возможности возникновения нежелательных ситуаций в процессе производственной деятельности.

Лица, отвечающие за управление рисками, должны работать с информацией, составлять прогнозы и рассчитывать возможные изменения прибылей организации, связанные с различными факторами влияния.

4. Разбор важных принципов и моделей управления бизнесом и организацией

В конце прошлого века традиционный метод управления бизнесом по инструкциям уступил место управлению по целям, ценностям и социальным потребностям. Однако принципы управления в целом остаются неизменными со времени их формулировки основателем классической школы управления Анри Файолем.

Принципы управления

Эти принципы таковы:

  1. Разделение труда.
  2. Единство руководства.
  3. Принцип иерархии.
  4. Принцип справедливого вознаграждения.
  5. Принцип дисциплины и приоритет общественных интересов.

А теперь рассмотрим, как воплощаются данные принципы на практике.

Разделение труда – естественный способ производить большее количество продукции лучшего качества, прилагая минимальные усилия. То есть усилия сотрудника направлены на меньшее число объектов, что позволяет ему совершенствовать свои умения, не отвлекаясь на посторонние задачи.

Наглядный пример

Управление сельским хозяйством в Нидерландах, где каждый фермер имеет узкую специализацию и занимается своим делом. Одни выращивают определенные виды овощей, уделяя основное внимание качеству, а не количеству продукции, другие отвечают за хранение урожая, третьи – за его транспортировку. Правительство при этом четко обозначает задачи сельскохозяйственной отрасли и оказывает фермерам посильную финансовую поддержку.

Единство руководства обозначает на практике подчинение конкретной организации только одному руководителю. Цели и долгосрочные планы компании также должны разрабатываться единым штабом. Двойные приказы и неопределенность целей всегда являются источником конфликтов и напряжения в коллективе.

Принцип иерархии – это создание эффективной цепи вертикального управления организацией. Приказы, идущие из «генштаба», должны пройти через каждого руководителя, прежде чем достигнут необходимого уровня. На практике это означает осведомлённость всех вертикальных руководителей о внедрении на производстве конкретных приказов и планов руководства.

Принцип дисциплины обеспечивает стабильные отношения между руководством и наёмными сотрудниками. За невыполнение работниками определенных договором отношений начальство вправе применять санкции и меры дисциплинарной ответственности. Общие интересы в конфликтных ситуациях должны преобладать над личными.

Пример

Неплохой сотрудник часто является на рабочее место с опозданием, оправдываясь семейными или бытовыми проблемами. Начальству следует обязательно применить к такому работнику санкции, иначе это навредит общему корпоративному духу.

Современные модели управления бизнесом можно представить в виде наглядной схемы:

Эволюция моделей управления

5. 5 бесценных советов по управлению компанией

Управление компанией будет более продуктивным, если придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Цените собственных сотрудников. Руководитель компании Panasonic Коносуке Мацусита часто повторял, что цена предприятия равна ценности его персонала. Всегда делитесь со своими сотрудниками информацией: чем больше они знают, тем лучше понимают свои функции.
  2. Стимулируйте и мотивируйте своих работников. Премии и поощрения сотрудников не разорят компанию, а наоборот, укрепят её позиции и поднимут корпоративный дух.
  3. Думайте о клиентах, стараясь опережать их желания. Инвестируйте деньги организации в долгосрочные цели и прогнозы потребительского спроса.
  4. Никогда не плывите по течению. Главное стараясь не отставать от конкурентов и копируя их модели ведения бизнеса. Ищите свой собственный уникальный путь.
  5. Умейте выстраивать приоритеты. Управляя компанией, руководство ежедневно решает десятки важнейших дел. Крайне важно осознавать степень их важности и не уделять слишком много сил и энергии локальным задачам. Ими должны заниматься заместители, начальники отделов и линейные менеджеры. Руководитель компании должен уметь планировать и уделять основную часть своей работы приоритетным и долгосрочным задачам.

Другими словами, эффективный руководитель должен грамотно совмещать ситуационное управление со стратегическим, уметь делегировать задачи представителям вертикальной цепи и мотивировать своих подчиненных, а также создавать команду.

6. Что значит управление собственной жизнью – секреты от Питера Друкера

Питера Друкера называют основоположником современного менеджмента. В ходе многолетних наблюдений этот ученый пришёл к выводу, что отличные специалисты и профессионалы в своей области редко становятся успешными руководителями.

Причина проста: управление – совершенно особенный вид деятельности, результативность которого напрямую зависит от индивидуальной эффективности человека.

Друкер доказал, что эффективность – не есть чисто врожденное качество, ей можно научиться и её можно развить, используя практические методики. В своей книге «Эффективный руководитель» Друкер подробно рассматривает 5 методов выработки навыков продуктивного поведения.

Вкратце они выглядят следующим образом:

  • Управление временем: нужно знать, на что расходуется ваше время, и систематически трудиться над контролем времени.
  • Установка на результат: концентрация на глобальных достижениях за рамками конкретных задач. Процесс выполнения работы – дело сотрудников, а не руководителя.
  • Развитие собственных сильных сторон и стимуляция талантов подчиненных. Не следует зацикливаться на своих недостатках и слабостях.
  • Умение принимать правильные решения. Эффективный руководитель должен выработать определенную систему – алгоритм необходимых шагов, приводящих к нужному результату.
  • Расстановка приоритетов: грамотный руководитель всегда знает, какие задачи основные, какие – второстепенные.

Особое внимание в книге уделено «хронофагам» — ежедневным делам и стереотипам поведения, пожирающим ваше личное время. В Сети можно найти фрагменты данного труда и ознакомиться с ними детально.

Напоследок рекомендую вам посмотреть видео о том, как стать великим управленцем.

Фишками и секретами делится Алекс Яновский — известный менеджер и предприниматель:

Если вы просмотрели видео, то поняли принципиальную разницу между самореализацией менеджера, предпринимателя и специалиста. А кем бы хотели стать вы согласно данной классификации?

Напишите, что думаете об этом в комментариях к статье.

7. Заключение

Друзья, давайте подведем итоги.

Теперь вы знаете что такое управление, лучше осведомлены о его функциях, задачах и методах. Надеюсь, что мои советы помогут вам достичь практических целей в деле управления бизнесом, группами людей, собственной жизнью и личным временем.

Если данная статья натолкнула вас на какие-то идеи или мысли, смело высказывайте их в комментариях и отзывах!

Всего вам самого доброго!

Разработчик сайтов, фрилансер. Учился в МГУПИ города Ставрополя по специальности “Прикладная информатика в экономике”, но бросил институт на третьем курсе. Имеет опыт работы официантом, почтальоном, грузчиком.

Рассматривает сайты как источник постоянного пассивного дохода. С партнером запустил с нуля более 25 интернет-ресурсов.

Сооснователь и редактор ХитёрБобёр.ru до 2019 года, на сайте отвечал за семантическое ядро и SEO-продвижение.

Управление

Управление представляет собой многозначное понятие, которое рассматривается в двух основных аспектах:

  1. Управление — это деятельность. В этом значении управление рассматривается (прежде всего, по отношению к человеческой деятельности) как воздействие (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью обеспечения требуемого её поведения или изменения её характеристик. Объектом управления может быть любая организованная система различной природы (биологическая, социальная, техническая — см. Система). В социальных системах управление понимается как совокупность социальных практик, направленных на организацию, сохранение и регулирование форм человеческой деятельности, поведения и общения. Деятельность управления может осуществляться двумя основными путями: a) стихийное управление, обусловленное управляющим воздействием, возникающим в результате взаимодействия определённых субъектов; b) иерархическое управление, обусловленное сознательным управляющим воздействием определённого субъекта на определённый объект.
  2. Управление — это функция. В этом значении управление рассматривается (безотносительно к человеческой деятельности) как функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), возникших естественным (эволюционным) или искусственным (креационным) путём, которая обеспечивает: a) сохранение определённой структуры системы и её системных характеристик; b) поддержание установленного режима деятельности системы и его оптимизацию; c) реализацию (явно или латентно) заданной программы деятельности системы (достижение цели). Наиболее общей функцией управления считается целенаправленное воздействие на внутренние и внешние (по отношению к системе) процессы, связанные с её функционированием.

Понятие «управление» широко используется как одна из ведущих категорий в ряде научных дисциплин (прежде всего, в общественных и технических науках), каждая из которых трактует его в контексте разрабатываемых ими теорий и обладает самостоятельным полем исследования тех или иных аспектов управления (см. Наука). Операциональный анализ проблемы управления развивается в русле кибернетики, теории систем, теории автоматов, теории информации, методологии (см. Методология). В методологическом контексте управление понимается как деятельность, объектом которой является другая деятельность. Ряд выработанных в этой связи категорий, концепций и схем, связанных с управлением, получил определённое методологическое значение. В последнее время обозначилась тенденция представить эти методологические категории и схемы в качестве элементов философского знания (см. Философия).

Первая универсальная системная модель управления была предложена Н. Винером в 1948 году (Cybernetics: Or Control and Communication in the Animal and the Machine, 1948) и включала в себя следующие элементы:

  1. управляющую систему;
  2. управляемую систему;
  3. управляющую связь;
  4. обратную связь.

Системная модель управления предполагает наличие шести элементов:

  1. цель (или цели) управления;
  2. потенциальная возможность её достижения;
  3. модель объекта управления в распоряжении управляющего субъекта;
  4. действенность управляющей связи;
  5. реакция объекта (управляемость);
  6. действенность обратной связи (информирующей об изменении состояния объекта).

Понятие управления составило основу кибернетики как науки об общих законах управления и связи в биологических и технических системах. Концептуальная схема, в рамках которой формулируется любая задача управления, может быть представлена следующим образом (Рис. № 1).

Рис 1. Концептуальная схема управления
Рис. № 1. Концептуальная схема управления.

Система управления на основе наблюдений среды и объекта управления и соответствия этих наблюдений цели формирует решение по выбору управляющего воздействия на объект (в частном случае это может быть «пустое» решение). Если при сложившейся ситуации в среде и на объекте управления цель достигнута — продолжается наблюдение за средой и объектом. Если цель не достигается — необходимо некоторое воздействие на объект. Это воздействие выбирается блоком принятия решений на основе модели среды и модели объекта управления и выполняется блоком реализации решений. Воздействие вызывает переход объекта в новое состояние и, как следствие, некоторые возмущения в среде. Новое состояние пары «объект управления — среда» может быть ближе к цели или, наоборот, удалять нас от неё. Мы можем оценить это, наблюдая объект и среду и сравнивая сложившуюся реальную ситуацию с целью. Результат такого наблюдения и сравнения инициирует либо новые решения в случае, когда цель не достигается, либо пассивное наблюдение в случае, когда цель достигнута.

Различные аспекты представленной концептуальной схемы изучаются различными теориями. Так, например, связи между объектом и системой управления, между средой и системой управления, изучаются в рамках теории кодирования или, более широко, теории информации; выбор разумного (оптимального, целесообразного) решения составляет основную задачу теории принятия решений; теория автоматов, теория игр, теория оптимального управления и многие другие — это углублённое изучение различных аспектов указанной схемы.

Согласно современным представлениям, управление присуще только системным объектам, для которых характерно понижение энтропии, направленность на упорядочение.

Для технических систем (см. Техника) характерно наличие низкого уровня разнообразия (например, по сравнению с аналогичными биологическими системами), обусловленного тем, что их создание всегда определяется принципом «отсечения лишнего», так как создающий эти системы человек намеренно упрощает окружающий мир, чтобы получить возможность овладеть и управлять им. Уменьшение разнообразия является одним из основных методов регулирования в технических системах, поскольку поведение системы становится более предсказуемым. Поэтому технические системы — это статические системы, не изменяющиеся во времени (заданного времени их функционирования), линейные по структуре (организации) и жёстко (ригидно) детерминированные. Управление технической системой подразумевает реализацию заданной программы её функционирования путём организованного управляющего воздействия. Сложные технические системы, в которых как непременный элемент управления принимает участие человек-оператор, принято называть автоматизированными системами, в отличие от автоматических систем, функционирующих по заданной им программе без непосредственного участия в них человека.

Для биологических систем характерно наличие высокого уровня разнообразия и обособление двух уровней управления — организменной и поведенческой, первая из которых воспроизводится наследственно и ориентирована на самосохранение биологического вида или его экосистемы, вторая обеспечивает удовлетворение потребностей системы во взаимодействии с внешней средой. В определённых ситуациях возможно рассматривать управляющие системы организма, популяции, биоценоза как ориентированные на повышение эффективности их жизнедеятельности; в применении к биосфере или виду в целом такая точка зрения неоправданно телеологична.

Для социальных систем (см. Общество) характерно наличие высокого уровня разнообразия и формирование особого надбиологического уровня управления — культуры (см. Культура) как системы инструментальных и символических средств (знаний, ценностей, норм, образцов деятельности, поведения и общения, воплощённых в социальных институтах), обеспечивающих воспроизводство и развитие социальной жизни. Будучи системным образованием, культура генерирует функции социального управления, направленные на организацию, сохранение и регулирование форм человеческой деятельности, поведения и общения.

Социальное управление представляет собой целенаправленное воздействие субъекта управления (управляющей социальной подсистемы) на социальный объект (управляемую социальную подсистему), с тем, чтобы обеспечить требуемое его поведение или изменение его характеристик. В качестве объекта социального управления может выступать как общество в целом, так и его отдельные сферы (экономическая, политическая, социальная, духовная), а также индивиды, группы, общности разного уровня организации, и другие социальные образования. В контексте социальных систем (где и субъект, и объект управления осуществляют свою деятельность) управление рассматривается как деятельность (субъекта управления) по организации деятельности (объекта управления).

Природа социальных систем в целом исключает их жёсткую детерминированность, поэтому управление в них отличается чрезвычайной вариативностью и предполагает широкий спектр управляющих воздействий — как прямых, так и косвенных. Так, в условиях значительной неопределённости (поскольку не может быть известен результат отдельного воздействия) формируются различные системы опосредованного управления, в которых механизмами управляющего воздействия служат каналы трансляции семиотических средств управления.

Широкое распространение опосредованного управления характерно для высокоразвитых социальных систем «открытого типа» с высоким уровнем разнообразия и связанной с этим неопределённости. С другой стороны, согласно «принципу необходимого разнообразия», сформулированному У. Р. Эшби и формально доказанному в работе «Введение в кибернетику» (Introduction to Cybernetics, 1956), управляющая система должна обладать не меньшим разнообразием, чем управляемая, чтобы иметь возможность активного воздействия на неё (при этом управляющая система может иметь меньшее разнообразие, чем управляемая, однако в этом случае она не будет иметь возможности полного управления). В социальных системах это требование реализуется благодаря: a) иерархизации системы управления, уменьшающей разнообразие в управляемых структурах на каждом уровне; b) упрощению самих показателей разнообразия. Поэтому в системах «закрытого типа» с низким уровнем разнообразия (прежде всего, в социотехнических системах) управление предельно рационализируется и упрощается, что в определённых ситуациях создаёт условия для возникновения замкнутых систем «тотального» управления, подразумевающих детальную регламентацию режима управляющей деятельности и исключающих автономию отдельных уровней, сфер и субъектов управления.

Процесс и функции управления. Уровни управления

Менеджмент — это система методов управления в условиях рынка или рыночной экономики, которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами, с целью получения оптимальных результатов.
Управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (Мескон М. Х.). Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей.
Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций:
планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля.

Планирование. С помощью этой функции определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы. На этом этапе фирма должна определить, каких реальных результатов она может добиться, оценить свои сильные и слабые стороны, а также состояние внешней среды (экономические условия в данной стране, правительственные акты, позиции профсоюзов, действия конкурирующих организаций, предпочтения потребителей, общественные взгляды, развитие технологий).

Организация. Эта функция управления формирует структуру организации и обеспечивает ее всем необходимым (персонал, средства производства, денежные средства, материалы и т.д.). То есть на этом этапе создаются условия для достижения целей организации. Хорошая организация работы персонала позволяет добиться более эффективных результатов.

Мотивация — это процесс побуждения других людей к деятельности для достижения целей организации. Выполняя эту функцию, руководитель осуществляет материальное и моральное стимулирование работников, и создает наиболее благоприятные условия для проявления их способностей и профессионального "роста". При хорошей мотивации персонал организации выполняет свои обязанности в соответствии с целями этой организации и ее планами. Процесс мотивации предполагает создание для работников возможности удовлетворения их потребностей, при условии надлежащего выполнении ими своих обязанностей. Прежде, чем мотивировать персонал на более эффективную работу, руководитель должен выяснить реальные потребности своих работников.

Контроль. Эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы организации. При помощи контроля производится оценка степени достижения организацией своих целей, и необходимая корректировка намеченных действий. Процесс контроля включает: установление стандартов, измерение достигнутых результатов, сравнение этих результатов с планируемыми и, если нужно, пересмотр первоначальных целей. Контроль связывает воедино все функции управления, он позволяет выдерживать нужное направление деятельности организации и своевременно корректировать неверные решения.

Руководитель и его роли

Межличностные роли. Руководитель выполняет роль лидера, то есть он отвечает за мотивацию, набор, подготовку работников и т.д. Также руководитель является связующим звеном между своими работниками. Главный руководитель выполняет роль единоначальника — главного верховного руководителя.

Информационные роли. Являясь приемником информации, руководитель получает разнообразную информацию и использует ее в целях организации. Следующая роль руководителя- распространение информации среди членов организации. Руководитель выполняет так же представительские функции, то есть передает информацию об организации при внешних контактах.

Роли по принятию решений. Руководитель выступает в роли предпринимателя, разрабатывает и контролирует различные проекты по совершенствованию деятельности организации. Также он выступает в роли человека, устраняющего нарушения в работе организации. Руководитель является распределителем ресурсов своей организации. К тому же он является лицом, ведущим переговоры с другими организациями от имени своей организации.

Все эти роли руководителя, в своей совокупности, определяют объем и содержание работы менеджера любой организации.

Уровни управления

Крупные организации нуждаются в выполнении очень больших объемов управленческой работы. Это требует деления управленческого труда на горизонтальный и вертикальный. Горизонтальный принцип разделения труда — это расстановка руководителей во главе отдельных подразделений, отделов. Вертикальный принцип разделения труда — это создание иерархии уровней управления, чтобы скоординировать горизонтально разделенную управленческую работу для достижения целей организации.

Руководителей делят на три категории:

Руководители низшего звена (операционные руководители). Самая многочисленная категория. Они осуществляют контроль за выполнением производственных заданий, за использованием ресурсов (сырья, оборудования, кадров). К младшим начальникам относятся мастер, заведующий лабораторией и т.п. Работа руководителя низшего звена является самой разнообразной, характеризуется частыми переходами от одного вида деятельности к другому. Степень ответственности руководителей низшего звена не очень высока, иногда в работе присутствует значительная доля физического труда.

Руководители среднего звена. Они контролируют работу руководителей низшего звена и передают обработанную информацию для руководителей высшего звена. К данному звену относятся: заведующие отделом, декан и т.д. На руководителей среднего звена ложится существенно большая доля ответственности.

Руководители высшего звена. Самая малочисленная категория. Они отвечают за разработку и реализацию стратегии организации, за принятие особо важных для нее решений. К руководителям высшего звена относятся: президент компании, министр, ректор и т.д. Работа руководителя высшего звена является весьма ответственной, так как фронт работы большой, а темп деятельности напряженный. Их работа, в основном, заключается в умственной деятельности. Они постоянно должны принимать управленческие решения.

Усредненное распределение рабочего времени для руководителя высшего звена:

Современный управляющий

Изменения в обществе, экономике, технологиях заставляют по новому осмыслить понятия управления в современной организации, переформулировать профессиональные характеристики управляющего, необходимые для успешного управления организацией в современных условиях.

Словари

УПРАВЛЕНИЕ (в грамматике) — УПРАВЛЕ́НИЕ, вид подчинительной синтаксической связи, при которой главенствующий компонент словосочетания требует постановки зависимого компонента в определенной грамматической форме, причем форма главенствующего слова не вызывает изменения формы управляемого слова (напр., глагол «желать» управляет винительным и дательным падежами: «желать счастья молодым»).

УПРАВЛЕНИЕ (функция организованных систем) — УПРАВЛЕ́НИЕ, элемент, функция организованных систем (см. СИСТЕМА (целостность единства)) различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры (см. СТРУКТУРА), поддержание режима деятельности, реализацию их программ.

сущ., кол-во синонимов: 1

Управление производством, менеджмент

(production management), планирование, координация и управление процессами произ-ва продукции на предприятии. Задача У.п. состоит в эффективном использовании сырья и раб. силы. Выбор соответствующего способа организации производства дает возможность предприятию наладить выпуск каждого вида продукции в необходимом кол-ве.

целенаправленное воздействие на общественные процессы, осуществляемое посредством специальных органов и организаций, призванных совершенствовать целостность и структуру социальной системы, ее оптимальное функционирование и развитие. Главная задача управления — регулирование поведения и деятельности людей, отношений между ними. Основными элементами структуры управленческого процесса выступают объект, субъект, средства, результат управления. К числу функций последнего относят: построение модели управляемого объекта, выработка и принятие управленческого решения, организация, расстановка элементов управления в соответствии с принятым решением, распорядительство, регулирование, обеспечение устойчивой обратной связи, контроль и др. В управлении всегда нужно учитывать соотношение управленческих усилий власти и собственных внутренних тенденций самоорганизации общества, исходит из того, что результат управляемого воздействия — не однозначно и линейно предсказуемое следствие приложенных усилий.

УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ СЛУЖБ — УПРАВЛЕ́НИЕ СТРАТЕГИ́ЧЕСКИХ СЛУЖБ (Office of Strategic Services, OSS) (1942-1945), американское федеральное ведомство, созданное для сбора и анализа стратегической разведывательной информации во время Второй мировой войны (см. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА) и для проведения операций по срыву военных планов противника. Управление стратегических служб находилось в подчинении Объединенного комитета начальников штабов (Joint Chiefs of Staff), его возглавил Уильям Донован (William J. Donovan), штат сотрудников составлял 12 тысяч человек.

Агенты управления собирали и анализировали разведывательную информацию в тех регионах мира, где действовали вооруженные силы США. Они действовали в оккупированной нацистами Европе, в том числе и в самом Берлине; занимались контрпропагандой, распространяли дезинформацию; готовили доклады для ведущих американских политиков; разрабатывали специальные операции (в том числе акты саботажа и подрывной деятельности) в тылу врага, поддерживали местных партизан и борцов сопротивления. В 1945 году Управление стратегических служб было расформировано, его функции были переданы Государственному департаменту и Военному департаменту (War Department). В 1947 году функции внешнеполитической разведки были поручены Центральному разведывательному управлению (ЦРУ).

УПРАВЛЕ́НИЕ УЧЕ́БНЫМ ПРОЦЕ́ССОМ.

Один из методических принципов обучения, предполагающий деление учебного материала на дозы, определение последовательности введения материала, его повторения, периодичности контроля, использования учебных пособий. У. у. п. определяется учебным планом и программой обучения.

Управле́ние энергети́ческих иссле́дований — и разработок, специальное ведомство правительства США, одна из крупнейших научных организаций страны (основана в 1946, до 1975 Комиссия по атомной энергии). 20 научно-исследовательских центров, в том числе Аргоннская национальная лаборатория, Лос-Аламосская научная лаборатория, Холифилдская национальная лаборатория, Сандийская лаборатория и др.

УПРАВЛЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ — УПРАВЛЕ́НИЕ ЭНЕРГЕТИ́ЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИ́Й и разработок, специальное ведомство правительства США. Одна из крупнейших научных организаций страны (основана в 1946, до 1975 Комиссия по атомной энергии). 20 научно-исследовательских центров, в т. ч. Аргоннская национальная лаборатория, Лос-Аламосская научная лаборатория, Холифилдская национальная лаборатория, Сандийская лаборатория и др.

УПРАВЛЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ и разработок — специальное ведомство правительства США. Одна из крупнейших научных организаций страны (основана в 1946, до 1975 Комиссия по атомной энергии). 20 научно-исследовательских центров, в т. ч. Аргоннская национальная лаборатория, Лос-Аламосская научная лаборатория, Холифилдская национальная лаборатория, Сандийская лаборатория и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *