Как я возил робота, чуть не поседел и залил кровью серверную
Это история одного из самых запомнившихся случаев в моей инженерной практике. По понятным причинам я поменял имена, места и некоторые узнаваемые детали, чтобы нельзя было точно определить заказчика и других участников истории.
Вот так выглядит ленточное хранилище (наше было поменьше) и библиотечный робот (наш такой же). Китаец в комплект не входит.
Часть 1. Коробка
Помню, стояли последние дни ноября. Уже думая об окончании рабочего дня, я планировал свой вечер, когда вдруг мне сообщили, что в славном сибирском городе N у нашего заказчика сломалась ленточная библиотека. Запчасть сразу же отправили транспортной компанией, но вот уже 3 дня, как она все еще была в пути. Транспортная компания невнятно объяснялась и хмыкала в телефон, а заказчик стал не в шутку нервничать. Прогнозы были неопределенные, поэтому было принято решение везти еще одну запчасть своими силами на самолете. Сотрудник склада вручил мне габаритную коробку весом килограмм десять, обклеенную штрих-кодами и стикерами, и радостно хлопнул меня по плечу со словами: «Только не вздумай в багаж сдавать — помнут».
Коробка меня, безусловно, беспокоила, но не меньшее беспокойство мне внушал пакет с сухим молоком, который в последний момент мне вручил менеджер проекта. «У них там какие-то траблы с молочкой сейчас… из-за непогоды что ли… ребята местные просили 2 кг им привезти. Тебе ж не сложно?» — сказал он. По выражению его лица и характерному жесту ладони, как бы прикрывавшей мне рот, было ясно, как он сейчас хотел, чтобы я оказался сговорчивым или даже немым.
Важное отступление
Эта история произошла несколько лет назад, в мою бытность инженером, когда я много летал по стране, и, просыпаясь в очередной гостинице, иногда не мог сообразить, в каком я сейчас городе. 4-5 командировок в месяц накладывали свой отпечаток на уклад жизни. И олицетворением этого уклада был мой всегда готовый к очередному путешествию рюкзак.
Часть 2. Библиотекарь
Я вылез из такси, и неожиданно у здания аэровокзала меня остановил сотрудник милиции. «Ваши документы!» — выплюнул он, и чувство глубочайшего удовлетворения почему-то разлилось по его лицу. Дул злой промозглый ветер, мешая мне разобраться с карманами и сумками. Я, как смог, извлек свои документы и протянул блюстителю правопорядка. По идее, молодой человек, который путешествует только с ноутбуком, большой коробкой и пакетом с белым порошком, не должен вызывать каких-то подозрений, поэтому я изобразил на своем лице искреннее недоумение. «Что у вас в коробке?» — спросил он равнодушно. Видимо то, что в пакете было не что иное, как сухое молоко, он уже своим профессиональным чутьем определил, и поэтому пакет его больше не интересовал. А вот коробка пока не поддавалась его проницательности. «Это робот», — сказал я.
В этом момент у меня возникло ощущение, что его равнодушное лицо подменили, ибо оно осветилось изнутри неподдельным интересом, как будто в недрах его шапки с кокардой дополнительно подключился модуль с функцией человеческого любопытства. Я понимал, что поторопился с ответом и надо было как-то ситуацию скорее исправлять. «Это робот… для библиотеки», — добавил я еще менее уверенно, продолжая наблюдать за подключением остальных модулей ехидства, злорадства и алчности. «Говорите, робот для библиотеки… Робот-библиотекарь что ли?»
Часть 3. Досмотр
Я продвигался к зоне посадки, вспоминая, как только что разделался с кокардой. «Обошлось, — думал я, — а мог бы и на самолет опоздать».
«Багаж на ленту, куртки, ремни и обувь снимаем, телефоны выкладываем…» — властно и бездушно командовала женщина в униформе. Водрузив свой скарб на ленту, я сам без звука и писка прошел через рамку металлоискателя. Было видно, что коробка с роботом не дает покоя сотруднице службы безопасности аэропорта, которая гоняла ее туда и обратно через рентген. «А что это?» — наконец вымолвила она, когда все сравнительные образы в ее голове иссякли. Я мял в руках пакет с молоком, обдумывая свою тактику, чтобы сейчас не повторить эпизод с кокардой. Но вдруг ее коллега, сидящая с ней по соседству, бегло глянула на монитор и произнесла: «Да это же робот для библиотеки L200. За эту неделю уже третий раз везут, сезон поломок у них пошел. Проходите, молодой человек!». Моему изумлению не было предела, но вместе с тем я был страшно благодарен благоволившему мне провидению, а также технической грамотности сограждан, работающих в аэропортах.
Часть 4. Усадьба
Ржавая «Волга» со скрипом мчала меня из аэропорта в гостиницу. Из тридцати человек сомнительного вида таксистов, встречавших ночной рейс перед зданием местного аэропорта, этот показался мне самым сдержанным. Во всем его сутулом и прокуренном облике чувствовалось какая-то добропорядочность и даже благородство. Впрочем, облик таксиста часто бывает обманчив, и он всю дорогу недоумевал, почему я живу в Москве, но так и не знаю, как дела у Аллы Борисовны Пугачевой. «Ты живешь с ней в одном городе, и не знаешь?!» — не унимался мой таксист. Он недолюбливал меня за невежество, но вместе с тем не хотел ударить в грязь лицом перед столичным гостем. К дверям отеля мы подкатили лихо и с визгом тормозов, завершив крутой пируэт, непозволительный для автомотоагрегата с таким почтенным возрастом. Дверь машины, казалось, распахнулась сама, или просто отвалилась. Услышав мой вопрос: «А вы мне дадите чек?», таксист замахал руками и напрочь забыл разговорные навыки.
Я вошел внутрь здания, озираясь на безвкусно украшенные стены и колонны, все с каким-то серым налетом, словно пыли. Здание было старинной постройкой, возможно, бывшей усадьбой. На ресепшене девушка безучастно красила ногти. Уверенный в своей, как клиента, правоте, я решительно достал свой паспорт и шлепнул его на стойку. Мадам нехотя отвлеклась от ногтей, презрительно глянула на мой паспорт и буркнула: «В долг не даем». «Чего… ?» — в голове моей понеслись междометия и прочие признаки крайнего негодования. «У меня здесь номер забронирован», — старался быть вежливым я. «Это казино! Вход в отель с другой стороны двора». Кто же знал, что оба заведения имеют одинаковое название? И еще я успел тогда подумать, что все это время таксист вез меня, видимо, думая, что я прилетел из Москвы в этот неприветливый зимний край прокутить содержимое коробки за картами и рулеткой.
Часть 5. Спать или не спать?
Гостиничный номер встретил меня шикарными гардинами до пола и затхлым запахом сырости. Я присел на край кровати, располагавшейся в нише стены, нежно опустил перед собой заветную коробку с роботом и от неожиданности поздоровался с пауком в углу. Работы у заказчика были намечены на 9 утра, на часах было 6 местного. В голове моей все еще гудели двигатели Ил-62 и другие прелести многочасового перелета. Я мысленно прикинул перспективы поспать пару часов и проснуться свежим, и принял правильное решение просто не ложиться. Физиологически у меня дело клонилось к позднему ужину, даже ночному кефирчику, поэтому я поправил на коробке наш фирменный зеленый скотч и пошел в душ.
Часть 6. Семен
Когда к 9 утра я прибыл с роботом и сухим молоком к заказчику, на проходной меня встречал представитель ИТ-отдела, который сказал, что его якобы зовут Семен. Семен без умолку говорил обо всем вокруг, то и дело вытирая рот рукой. По его виду и простоватым манерам было понятно, что в отделе роль встречающего ему достается чаще других, как самому малограмотному специалисту, но очень общительному человеку. Без сомнения, Семен вызывал доверие у людей, и, как позже выяснилось, обладал прекрасным, почти неукротимым аппетитом.
На этаже творилась суета, и пахло краской. Бурно жестикулируя, Семен объяснял, что это новое здание и сейчас здесь оборудована вторая площадка. И тут у меня зазвонил мобильный телефон. Это был менеджер проекта. «А ты уже добрался до заказчика? Слушай, помоги им там. Мы им сейчас кластер настраиваем. Наш Леша у них уже неделю. Что-то не получается. Тебе ж не сложно?»
Часть 7. Кластер
В сопровождении Семена я вошел в машзал. Повсюду были расставлены коробки разных размеров с надписями Dell, Cisco, EMC. Многие из них уже были вскрыты, вокруг лежали провода, рельсы для монтажа оборудования в стойки, кипы документации и электрики. Электрики не просто лежали, они копошились с проводами под фальшполом и негромко переругивались. В центре этого творческого хаоса возвышался старший специалист отдела Николай. Он проводил рабочее совещание. Скрывшись от совещания, за грудой коробок томился наш Алексей, щурясь в монитор своего ноутбука и тайком завтракая булкой. Семен тоже захотел булку, но ему надо было участвовать в совещании, поэтому он просто пыхтел.
С первых слов Николая я понял, что времени на запуск комплекса оставалось в обрез, меньше суток. С появлением второй площадки руководство поставило задачу реорганизовать одну из самых важных информационных систем. База данных — ядро этой информационной системы — должна была стать кластеризованной. Теперь она хранилась на двух системах хранения, между которыми осуществлялась синхронная репликация данных. А кластерное ПО отслеживало состояние всего комплекса и могло автоматически отреагировать на сбой, случись что-либо нехорошее на основной площадке. Подготовительные работы были почти закончены, но много времени было потеряно на поиск и устранение битых оптических линков между площадками, которые прокладывала подрядная организация. А еще предстояло закончить монтаж серверов, обновить на них операционную систему и микрокоды, а также все протестировать. Запуск комплекса в промышленную эксплуатацию был намечен на ночь — единственное время, когда можно останавливать ответственные финансовые системы.
Часть 8. От рассвета до заката
Я плохо помню, как прошел этот день. Помню только, что коллеги мне сразу заявили, что ленточная библиотека в свете сложившихся обстоятельств подождет, и сейчас мои руки важнее в другом деле.
Целый день мы монтировали серверы, крутили гайки, прокладывали кабели, подключали адаптеры. В перерывах мы вроде даже обедали и ходили гулять в лес. Затем я ставил операционные системы, накатывал патчи, колдовал с микрокодами. Иногда микрокоды колдовали со мной, и чтобы не дремать, я вспоминал, как в самолете стюардесса мастерски жонглировала чайником, сетуя на турбулентность, и раздавала чай опасавшимся кипятка пассажирам. Наступала ночь, из окна было видно, что над лесом взошла большая оранжевая луна.
Часть 9. Час Х
«Час Х настал» — бодро сказал, зевая, Николай, коротко посовещавшись с кем-то по местному телефону. «Настал, настал», — повторили ему из трубки, которую он еще не успел положить, и захихикали. Это были «прикладники», которые тоже дежурили в эту ночь и по завершении наших работ должны были убедиться, что все заработало.
На часах стрелки показывали полночь. Мы подошли к самому ответственному моменту, когда должны были переключить репликацию данных на другую систему хранения, дождаться завершения синхронизации и поднять кластер на второй площадке. Этим процессом полностью командовал Алексей, известный в наших кругах специалист по системам хранения. Еще некоторым было известно о его иррациональных повадках… Он, причмокивая, копировал в скрипт идентификаторы томов, сверяясь со списком, который ему предоставил заказчик. Через полчаса, когда эта кропотливая работа была закончена, Леша потрогал для верности клавишу enter, и убедившись, что она настоящая, нажал ее. Все тревожно чего-то ждали, и всеобщее молчание нарушал только треск люминисцентных ламп. Меня клонило под фальшпол и я наяву видел сон, но не помню, про что.
Часть 10. Без названия
Я очнулся, потому что синхронизация закончилась, но все были почему-то не рады. Кластерные службы не поднимались. Меня призвали из страны грез, чтобы я посмотрел в логи. Сквозь туман в моем сознании до меня стало доходить, что проблема была с дисковой подсистемой. Группа логических томов импортировалась с ошибкой и данные были недоступны. Причины были пока не понятны, зато начинала вырисовываться перспектива отката на старую конфигурацию, т.е. план «Б». В семь часов утра система должна была быть работоспособной, поэтому на раздумья времени не было. Тогда я еще и предположить не мог, что трагические события той ночи только начинали разворачиваться.
Я помедитировал еще пять минут и предложил делать откат на старую систему. Нехотя мои коллеги согласились, удрученно думая, что утром будут докладывать начальству. Мы переключили направление репликации и дали команду импорта дисковой группы на старом сервере. Я уже успел успокоиться и мечтал добраться до гостиничной кровати с чувством исполненного долга. И вдруг я услышал возглас: «А тут оно тоже не стартует». И внутри у нас все оборвалось…
Часть 11. Акелла промахнулся
Туман окончательно развеялся в моей голове. Говорят, что в экстремальной ситуацию организм человека мобилизуется. Я бешено соображал, что можно предпринять. Со стороны систем хранения все было в порядке. Убедившись в этом, мой коллега Алексей махнул рукой, расписавшись в своем бессилии, и пошел смотреть фильм на ноутбуке. Я уже говорил про его иррациональные поступки. Но формально к нему придраться было не за что.
Причина проблем вырисовывалась довольно четко. В дисковую группу ранее заказчиком были добавлены дополнительные тома, однако их забыли добавить в список дисков, которые реплицируются. При старте кластера дисковая группа была импортирована, но метаданные были обновлены только на части дисков, а новые оставались в режиме «только чтение». Теперь конфигурация дисковой группы была окончательно рассогласована, а данные недоступны ни с новой СХД, ни со старой.
Когда речь идет о финансовых данных огромной организации, их потеря равносильна катастрофе. Я сразу вспомнил похожую историю, когда на заре своей инженерной карьеры оказался с ремонтом у одного заказчика — серьезной структуры, легализовавшейся в 90-е. Они обсуждали, что их админ что-то по неосторожности удалил. «И что с ним случилось?» — между прочим спросил тогда я. «Ну, он пока сидит здесь в подвале, третий день уже. Ждем генерального, он решит, что с ним делать», — на полном серьезе отвечал мне бритоголовый сотрудник с тяжелой цепью на бычьей шее.
Часть 12. Хинди
Вы когда-нибудь чувствовали, как на голове шевелятся волосы, собираясь поседеть? Прикидывая, что мы потеряли базу данных, я даже думать не хотел, что будет утром.
В таких ситуациях, как наша, положено немедленно звонить в техподдержку производителя. Она, в такой час, понятно, англоязычная. Я примерно набросал для себя ключевые слова и набрал номер. Два гудка и мне ответил английский баритон. Я сходу рассказал, кто мы и что у нас случилось. Баритон терпеливо выслушал мой монолог и спросил: «What is first name?». Я оторопел, но, собравшись, с мыслями, ответил. Затем последовали вопросы про last name, customer name, city, location, serial number и так до бесконечности. Время неумолимо убегало. Закончив анкетирование, баритон попросил меня записать номер обращения и сказал ждать звонка специалиста. Специалист мне не звонил, он через 5 минут мне написал на электронную почту. Он написал, что он принял в работу мою заявку, но его смена закончилась, поэтому мне надо снова перезвонить диспетчеру и попросить назначить заявку на другого специалиста. Не понятно, почему некоторые считают, что работать не любят именно в России. Кажется, это заблуждение.
И вдруг случилось чудо. Мне перезвонил другой специалист, но он оказался из Индии. Второй глобальный центр технической поддержки был там и они сами приняли мою заявку. Я был рад ему как родному папе, но радость моя длилась недолго: мы друг друга не понимали. Было ясно, что он вроде говорит по-английски, но легче от этого не было. Иногда некоторые звуки его речи наводили меня на отдаленную мысль, что он имеет ввиду. Но в конечном счете наше общение свелось к переписке. Я напрягал память, вспоминая все лучшие моменты из индийского кино и пытаясь дать ему прочувствовать глубину нашего горя. Время шло. Индия, как и положено, пела и плакала, но помочь нам тоже не могла.
Часть 13. На рассвете казнь
В 4 часа утра мы поняли, что других вариантов не остается, кроме как восстанавливаться из резервной копии. Все взгляды устремились на ленточную библиотеку. Николай даже ползал перед ней, вытирая пол галстуком. «Сколько будет база с ленточки разматываться?» — спросил я местного бакапщика. «Часа три, наверное, — неуверенно ответил он, — но мы никогда не проверяли». Нам срочно нужно было заменить в библиотеке робота, потому что три часа у нас были с большой натяжкой. Никогда я еще так быстро не вскрывал упаковку и не завинчивал винты. С роботом, залитым кровью, было покончено, он встал на место. Кровью его залил я, поранив палец из-за спешки, но на перевязку времени не было. Шелкнул тумблер и библиотека осветилась изнутри светом, робот пришел в движение и начал калибровку. Мы столпились около библиотеки и глядели через окошечко, мысленно помогая ему двигаться и считывать баркоды с кассет. Он делал это медленно, с наслаждением, а мы, прижавшись, к стеклу, скрежетали зубами. «Проинициализировалась!» — сказал бакапщик, имея ввиду библиотеку. И добавил: «запускаю восстановление». Робот подумал секунду, потом резво метнулся к нужному ряду кассет, уверенно выхватил нужную, повернулся вокруг направляющей оси и поехал в сторону драйва.
В это время Алексей в углу за коробками восхищался фильмом и очередной булкой. Фильм шел без звука, но волнение на лице моего незадачливого коллеги было неподдельным. Инженеры часто возят с собой по длительным командировкам подборку любимых фильмов, которые хороши даже без звука. Ибо настоящее искусство, как, например, фильмы с Чарли Чаплиным можно смотреть и так.
Вдруг из библиотеки послышался звук глухого удара. Робот довез кассету до драйва, но не смог определить, где у драйва отверстие, и стал биться об его стенку, пытаясь ее куда-то вставить. Это было полное фиаско, и отчаяние охватило вас. К сожалению, механические запчасти крайне чутко реагируют на транспортировку, поэтому бывают случаи, когда новая запчасть сразу классифицируется как DOA (dead on arrival).
Часть 14. Надежда
Холодный пот катился градом по моему лбу и застилал мне взгляд. Я медленно нажимал на клавиши, перепроверяя каждую. У нас оставалось меньше часа до начала рабочего дня, и все наши попытки уже казались тщетными, как вдруг меня осенила мысль. «А вы давно последний раз диагностику со старого сервера собирали?» — спросил я у коллег. «Вчера вечером, а что?» — отвечал мне добродушный проголодавшийся Семен. «Там может быть есть вывод команды, которая отражает конфигурацию дисковой группы до изменений, и по этому выводу мы ее можем попробовать руками пересоздать».
И сейчас я занимался тем, что руками запускал команды, которые заново размечали диски на служебную область и область данных». «Ты это делал раньше когда-нибудь?» — спросил меня, выползая откуда-то Николай. «Нет, только статью читал, это шаманство, но надо пробовать», — ответил я. В другой раз мне бы сразу отсекли руки, если бы узнали, что я только что грохнул всю дисковую группу. Но сейчас это был единственный наш шанс, поэтому возражений не было. Мы все, находившиеся в этой комнате, были одновременно и приговоренными, и заговорщиками. Надежда в человеке не умирает никогда.
Я закончил с разметкой и набрал команду, которая согласно документации должна была заново создать дисковую группу, но не инициализировать пространство, т.е. не затирать имеющиеся данные. «Делаешь — не бойся, боишься — не делай», — вспомнил я Конфуция и запустил команду. Она, к моему удивлению и радости, выполнилась и не выдала ни одной ошибки. Я вывел конфигурацию, все логические тома были на своих местах, с нормальным статусом. Осталось проверить наличие данных. В нашем запасе было еще 15 мин. В помещении уже минут 40 трезвонил телефон, но на него никто не обращал внимания. Кто бы это ни был, ответить им пока было нечего. «Давайте запускать кластер» — предложил я, и сам удивился своему голосу.
В библиотеке робот неистово колошматился об драйв, видимо, надеясь его рано или поздно взять измором. Алексей поглаживал ноутбук, впечатлившись концовкой фильма. Семен терпеливо скучал, размышляя о том, правильную ли профессию он выбрал, а в перерывав мечтал о шоколадке. Кто-то еще храпел за стойками, то и дело подергиваясь во сне. Остальные действующие лица сосредоточено смотрели в монитор, на котором, без прикрас, была отражена вся наша жизнь. «Запустилось!» — выдохнул Николай и схватил трезвонившую трубку. Это были «прикладники», они уже мылили веревки и звонили прощаться. «Проверяйте приклад!» — гаркнул Николай и отряхнул галстук.
Часть 15. Коробка
Я сидел на коробке и счастливо улыбался, думая, как сейчас из всех жилых домов этого прекрасного города ручейками тянутся люди в бушлатах, ушанках и валенках. Они собираются в очередь к банкоматам, а те также радостно и надежно их обслуживают. И во всей этой картине было какое-то правильное человеческое счастье.
У нас все заработало, и за 2 минуты до начала рабочего дня система была запущена. Коллеги молча благодарили меня, пожимая руку и качая головой. Все, что произошло той ночью, мы собирались унести с собой, не выдавая никому.
Мне еще продолжал писать индус, все еще предлагая какие-то безумные идеи. В это время в машзал открылась дверь и просунулась чья-то заспанная физиономия. Это был охранник с проходной. Он молвил: «Там курьер приехал. Говорит, робота какого-то привез. Робота-библиотекаря вроде. ».
Как перевозится самолетом электроника и бытовая техника
В каждом государстве используются определенные правила провоза багажа. Большая часть из них одинакова для всех стран. Условия могут частично отличаться в зависимости от политики авиакомпаний. Стандартные требования едины – в самолете запрещено провозить оружие, взрывоопасные и токсичные вещества и другие опасные предметы.
В РФ основным нормативным актом, регулирующим вопросы грузовых авиаотправлений, является закон федерального значения «О транспортно-экспедиционной деятельности» №87-ФЗ. Основные положения выглядят следующим образом.
- Может выполняться как совместная, так и отдельная транспортировка (на пассажирских рейсах – груз и люди, на отдельных – только груз).
Каждое отправляемое место, превышающее установленные габариты и вес, может быть принято к перевозке только с согласия представителя организации, оказывающего экспедиционные услуги.
Международные направления должны отвечать следующим требованиям:
- их авиатранспортировка должна соответствовать законодательным государств, через которые будет происходить перевозка;
- габариты и вес каждого места должны обеспечивать свободу в загрузке и размещении в самолете;
- для каждого груза требуется вся необходимая документация;
- перевозимый багаж не должен создавать опасность для самолета и его пассажиров.
- Теперь началась проверка габаритов у авиаперевозчиков, у которых очень мало места для перевозки рюкзака или маленького чемодана.
- необходимо использовать надежные и прочные коробки и профессиональную упаковочную ленту (простой офисный тяжелую и плотно упакованную коробку не выдержит);
- нижнюю (дно и боковины) часть коробок следует укрепить дополнительными слоями упаковочной ленты (лучше не скупиться);
- устройство нужно сначала обернуть защитным материалом (пленка, газеты, одеяла, куски ткани и пр.) и только потом помещать в коробку;
- свободное пространство у коробке, в особенности с боков корпуса девайса и сверху, также нужно заполнить бумагой, пенополистирольными шариками или другими подходящими для уплотнения материалами для того, чтобы в процессе перевозки устройство не «гуляло» по всему ящику;
- запечатывать коробку следует плотно;
- яркие и отчетливые надписи «Хрупокое», «Не бросать», «Не мочить», «Верх» и пр. на внешней части коробки лишними НЕ БУДУТ;
- если вы не уверены, что после разборки, скажем, десктопа или стереосистемы, у вас получится правильно все собрать на новом месте, то лучше сначала сфотографировать девайс и пометить, какой кабель, к какому разъему подключается — этот простой прием гарантированно сэкономит ваше время.
Электроника и бытовая техника, как правило, разрешена к провозу почти всеми авиакомпаниями. Однако у каждой из них свои требования к размерам и типу провозимых предметов.
Типы багажа
Все вещи, перевозимые в самолете, можно назвать багажом. Он бывает трех видов:
регистрируемое отправление – это все сумки и предметы, сдаваемые в багажное отделение самолета, или отправляемые отдельным рейсом;
ручная кладь – это сумки и предметы (ограничивается в количестве и габаритах), которые пассажир может пронести с собой на борт;
личные предметы – это предметы, провозимые в салоне самолета, не регистрируемые как ручная кладь.
Размеры и количество ручной клади устанавливаются авиакомпанией. Все, что превышает установленные габариты, регистрируется как багаж и перевозится в грузовом отделении или отдельным рейсом.
Согласно данным статистики на середину 2019 года жители РФ перевозят следующие типы грузов на внутренних рейсах:
товары народного использования – 32,2%;
различная техника – 13,9%;
продукты питания – 10,9%.
На международных рейсах транспортируется:
автомобильные и другие запчасти – 18,1%;
Расчет багажных мест
Перед тем как брать с собой в поездку электронику и бытовую технику, следует ознакомиться c разрешенным весом и габаритами.
Система расчета по массе применяется у большей части перевозчиков из СНГ, стран Азии и государств Европы. Стандартные весовые нормы одного багажного места (могут отличаться в зависимости от условий авиакомпании) выглядят следующим образом:
- 20 кг – эконом-класс;
30 кг – бизнес и первый класс;
10 кг – для детей младше 2 лет.
Согласно весовой системе, авиаперевозчик ограничивает пассажиров именно в массе груза, а не в количестве веса. То есть один гражданин, билет которого включает 20 кг багажа, может перевезти две сумки каждая по 10 кг. Каждый килограмм сверх отведенной нормы оплачивается отдельно, согласно тарифам компании.
Максимальные габариты ограничены 203 см (сумма трех измерений).
Для рейсов, отправляющихся или отбывающих из Соединенных Штатов, Канады, Мексики и государств Южной Америки, применяются другие правила. Каждый гражданин, в тариф которого включен багаж, получает право на провоз:
одного места весом не более 23 кг – эконом-класс (из США и Канады чаще всего предоставляется два места);
двух мест весом не более 32 кг каждое – бизнес-класс.
Габаритное ограничение – 158 см (сумма трех измерений).
Соответственно, перевезти электронику и бытовую технику можно, если она удовлетворяет нормам веса и подходит под габариты.
Размеры и вес перевозимой техники считаются вместе с упаковкой. Например, если телевизор впритык укладывается в допустимые габариты, но из-за обернутой пленки, картона или кейса превышает их, то перевезти его по общим правилам нельзя.
Что разрешено брать в салон
Помимо ручной клади, в салон самолета можно взять следующие предметы электроники:
смартфон (обязательно во включенном «режиме полета»);
фото и видеокамеры;
портативные зарядные устройства (авиаперевозчики устанавливают ограничения по их мощности и емкости).
Также разрешено брать в салон мелкую бытовую технику, предназначенную для ухода за собой:
плойку для волос;
безопасные электрические бритвы;
электрические зубные щетки;
электрорасчески и т.д.
Указанные списки включают предметы, разрешенные по общим правилам провоза. Авиакомпании вправе самостоятельно определять перечень разрешенных предметов электроники и бытовой техники, которые можно провозить на борту. Для уточнения данной информации следует обращаться в справочную службу перевозчика.
Можно ли пользоваться во время перелета
Раньше в самолетах запрещалось пользоваться электроникой и устройствами связи. Однако это правило упразднили. С 2016 года каждый пассажир вправе пользоваться разрешенными электронными устройствами (ноутбук, смартфон и т.д.).
пользоваться передачей данных по Wi-Fi;
использовать технологию Bluetooth;
звонить по мобильному телефону.
Бытовая техника отдельным местом
Многие авиаперевозчики лояльны к своим клиентам. Если бытовая техника, которую нужно перевезти обладает небольшими размерами, то по предварительному согласованию ее можно взять с собой на борт отдельным местом. Естественно, пассажиру потребуется дополнительный билет.
Чтобы воспользоваться данной возможностью, нужно заранее позвонить в справочную службу или на горячую линию компании и узнать о возможности такой перевозки.
Нестандартные размеры
С вещами нестандартных размеров немного сложнее — за них придется доплачивать. Согласно Российским правилам, любой багаж, вес которого превышает 30 кг, является тяжеловесным. Аналогичная ситуация с габаритами.
Согласно Приказу Министерства Транспорта РФ №82, один человек может провезти багаж весом не более 50 кг. Если предмет весит больше, то авиакомпания может отказать в транспортировке даже за отдельную плату.
В связи с этим крупную бытовую технику, например большой холодильник, взять в качестве багажа не получится. В таком случае гражданин может отправить его отдельным рейсом в качестве несопровождаемого груза.
Упаковка
Если телефон можно положить в карман, а ноутбук в специальную сумку, то вся остальная техника требуется специальной упаковки. Оптимально, если у нее сохранилась заводская коробка. В ней уже предусмотрены необходимые отверстия и имеется изоляционный материал. При ее отсутствии требуется тщательно запечатать предмет. Для этого подойдет пупырчатая пленка, пенопласт, пенополистирол, поролон и т.д. На багаже можно указать сведения о том, что он является хрупким.
Если техника в процессе полета была повреждена, то даже при наличии маркировочного знака хрупкости перевозчик не будет ничего компенсировать. Знак вешается только для того, чтобы работники аэропорта аккуратно обращались с багажом.
Рассмотренные моменты следует знать каждому человеку, планирующему транспортировать электронную или бытовую технику. Далеко не всегда удается все правильно упаковать и оформить, в связи с тем, что невозможно соблюсти правила всех авиаперевозчиков разом.
Таможенный брокер в Москве «СБ Карго» предлагает услуги по перевозке техники. При возникновении вопросов, сложностей или желания оформления транспортировки «под ключ» мы готовы вам помочь. Для этого нужно воспользоваться формой обратной связи на интернет-портале sbcargo.ru,написать на нашу электронную почту – info@sbcargo.ru или позвонить по контактному номеру телефона +7 (499) 643-43-06.
Компания «СБ Карго» имеет разрешение на деятельность, выданное федеральным государственным таможенным реестром (свидетельство №0875/00). За демократичную цену наши сотрудники проконсультируют вас, в кратчайшие сроки оформят и упакуют багаж и отправят его по месту назначения.
Мы являемся аккредитованными агентами IATA, поэтому сотрудничаем напрямую с множеством авиакомпаний. Можем предложить грузоперевозку по спецтарифу, оперативно организовать транспортировку груза самолетом, поможем выполнить бронирование и взаиморасчеты. Аккредитация позволяет действовать оперативнее и расширяет наши возможности.
Уважаемые клиенты!
Мы работаем только с юридическими лицами, являющимися собственниками/отправителями/получателями грузов, а также готовой коммерческой документацией на товар.
Чтобы получить платную консультацию, необходимо предоставить: подписанный внешнеторговый контракт, инвойс, упаковочный лист и заключить с нами договор таможенного представительства.
Просьба формировать запросы с корпоративной почты компании. Обращения с почтовых адресов зарегистрированных на бесплатных почтовых сервисах, в соответствии с политикой безопасности компании, попадают в СПАМ.
Подробнее об особенностях таможенного оформления различных категорий товаров вы можете узнать в разделе «Полезная информация», воспользовавшись поиском.
Самостоятельно рассчитать таможенные платежи вы можете с помощью нашего калькулятора.
Блог Майнера — Sergey
Когда собирался переезжать из Сибири на Юг России, то я собирался забрать собою видеокарты и решил перевезти на самолете в ручной кладе. Не хотелось отпускать их из виду, например, отдавать их в багаж. Не было уверенности, что если положу их в чемодан, отдам в багаж, то они доберутся вместе со мною в пункт назначение. Короче, хотелось, чтобы они всегда были перед глазами.
8 видеокарт влезли в небольшой рюкзак, который ранее был куплен в СпортМастер. Он компактный и на весах показал почти 5 килограмм, что для многих авиакомпаний подходит.
В аэропорту увидел калибраторы различных авиакомпаний, где можно проверить подходит ли твоя ручная кладь. Поэтому я решил засунуть во все, что есть в наличии возле стойки регистрации.
Уральские авиалинии (Ural Airlines) показали, что можно не думать, какой у тебя рюкзак, туда влезло бы ещё один такой же.
![]() |
Ural Airlines |
В S7 Airlines тоже без проблем положил и был ещё хороший запас.
![]() |
S7 Airlines |
Мы летели Росси́я и тут тоже хороший объем. Это успокоило немного)
Red Wings Airlines. Если у вас чемоданчик будет, то сомневаюсь, что он войдет сюда. Поэтому берите то, что можно будет в любом случае запихнуть.
![]() |
Red Wings Airlines |
Ну и самый тесный был калибратор — это у Победа. Туда еле влезло, даже немного пришлось подпихивать. Поэтому надо серьезно подходить к выбору своей сумки, чтобы воспользоваться этим перевозчиком.
![]() |
Победа |
А вот видео, где я рассказываю немного подробностей о перевозки своих видеокарт в самолете.
Как перевозить большую плазму и другую дорогую электронику?
Переезды случаются. Есть такая народная традиция. И все мы знаем, насколько данное мероприятие может быть хлопотным и затратным в плане расхода любимых нервных клеток. Не зря же говорят, что один переезд — это как два пожара. И утверждение сие в самой полной мере касается такого дорогого и одновременно уязвимого имущества, коим является современная электроника, хоть офисная, хоть домашняя.
Впрочем, если подходить к делу грамотно, то любой, даже самый большой телевизор, дорогую аудиосистему со всеми полагающимися колонками, кабелями и другими компонентами, рабочий десктоп и прочие МФУ с принтерами из точки А в точку Б перевезти можно оперативно и без потерь.
Как перевозить современную электронику?
Прежде всего, если переезд и перемещение техники у вас хоть как-то спланированы, за сутки до начала суеты следует отключить соответствующие электронные приборы от электросети, чтобы каждый из них успел охладиться до комнатной температуры. В первую очередь это касается компьютеров, стереосистем, аудио- и видеооборудования.
Далее надо упаковать все девайсы в их родные коробки, конечно, если таковые сохранились и их состояние позволяет надеяться на то, что свои защитные свойства такая упаковка еще сохранила.
В противном случае можно использовать купленную или заимствованную гофротару, а в качестве уплотнителя применять либо специальные материалы (они тоже продаются), либо имеющиеся под рукой готовые изделия.
К примеру, домашние одеяла и пледы при необходимости можно использовать для обертывания небольших компьютерных мониторов, системных блоков, динамиков и корпусов стереосистем и т.д., а обычные подушки обеспечивают неплохую амортизацию, потому тоже могут пригодиться для защиты уязвимых к механическим повреждениям элементов конструкции различных электронных устройств.
Кроме того, при конструировании временной транспортной упаковки для электроники:
Теперь несколько примеров — для наглядности, и немного полезных советов:
как перевозить плазменные и LCD-телевизоры
Не сложно догадаться, что перевозить LCD и плазменные панели следует с максимальной осторожностью и аккуратность. Все таки плазменный телевизор Samsung — вещь хоть и классная, но крайне чувствительная к всякого рода толчкам и встряскам.
В этой связи транспортировку такого рода техники лучше доверять квалифицированным специалистам, которые смогут должным образом осуществить все подготовительные процедуры и обеспечить сохранность любого изделия в процессе погрузки и разгрузки, а также непосредственно в процессе перевозки.
Также не стоит забывать, что, во-первых, при транспортировке широкоформатных телевизоров, в частности плазменных, им необходима только надежная защитная упаковка (не хуже оригинальной заводской), а во-вторых, плазменные панели любого производителя (хоть Samsung, хоть Panasonic, хоть LG) траспортировать можно только в вертикальном положении. Класть их плашмя НЕЛЬЗЯ!
Не рекомендуется также включать плазму и LCD сразу по факту доставки на новое место. После установки лучше оставить телевизор в покое на несколько часов в том помещении (и с той температурой), в котором ему предстоит работать в дальнейшем.
как перевозить телевизоры с большими экранами
Опять же, для сборки-разборки и упаковки таких устройств лучше привлекать опытного специалиста. Если вы все же решили обходиться своими силами, то, прежде чем заняться упаковкой телевизора, лишний раз перепроверьте, отсоединены ли от него все кабели и антенны, не затерялись ли шнуры и элементы крепления.
Кроме этого, попробуйте разыскать руководство пользователя вашего телевизора. Мануал может понадобиться, поскольку в нем содержится инструкция, как правильно настроить устройство и откалибровать его экран после перевозки.
как перевозить компьютеры
Современные игровые машины и графические станции тоже дешевыми не бывают, потому к вопросу организации их перевозки также следует подходить с предельной ответственностью. Да и обычный домашний ПК, пусть и не очень новый, возить тоже надо умеючи. Само собой, перед тем, как разбирать машину и раскладывать по коробкам, надо забэкапить (создать резервную копию) важные файлы с его жесткого диска. Просто на всякий случай.
Системный блок упаковывать надо, как говорится, надежно, но аккуратно — материнская плата, устройства хранения данных крайне чувствительны к разного рода сотрясениям, а значит защищать их от таких неприятностей надо максимально.
Понятно, что для перевозки системного блока лучше всего использовать его заводскую коробку со всеми пенопластовыми уплотнителями и прокладками, но крепкий картонный ящик и хорошая порция пенополистирола тоже подойдут.
При переезде широкоформатный компьютерный монитор можно с уверенностью считать HD-телевизором. Соответственно все перечисленные выше рекомендации по перевозке таких девайсов в данном случае тоже актуальны. В том числе и совет заранее пометить все кабели и шнуры, чтобы не тратить время на поиск нужных разъемов в будущем.
Важный нюанс: компакт-диски (и простые CD, и DVD) очень плохо переносят нагрев, охлаждение и температурные перепады. Потому их не стоит возить вместе с другими вещами в автофургонах, особенно в зимнее время.
После установки компа на новом месте тоже не стоит включать его сразу.
как перевозить принтеры
Перед перевозкой любых принтеров или МФУ из них надо обязательно вынимать все картриджи и тонеры. Они также уязвимы к перегреву и охлаждению. Печатающую головку струйника необходимо зафиксировать, чтобы предотвратить ее смещение в процессе транспортировки устройства (как именно это сделать, почитайте в мануале).
И в завершение еще раз напомним: неправильная и/или некачественная упаковка электроники при перевозке — залог того, что один переезд можно будет потом приравнять не к двум и даже не к трем пожарам.