Какие лампочки лучше поставить дома — мощнее не всегда ярче
Что нужно знать о типах, яркости, энергопотреблении и функциях лампочек для домашних люстр, светильников, торшеров и бра. Только главное.
Типы лампочек
Некоторые типы осветительных ламп постепенно уходят в историю. Другие сохраняют актуальность.
Лампы накаливания — обычные и рефлекторные
В лампе накаливания находятся вольфрамовые нити, которые светятся при нагревании электрическим током. Корпус лампы — стеклянная «колба». 95% или 19/20 электроэнергии впустую тратится на нагрев. КПД низкий — только 5% преобразуются в свет.
Дешевые, но неэффективные. Быстро перегорают, поэтому приходится часто менять. Служат порядка 1000 часов. Энергопотребление высокое, поэтому существенно повышают счет за электроэнергию.
Большинство ламп накаливания дают теплый желтовато-белый цвет, который излучается во всех направлениях.
Лампы накаливания с отражающим покрытием называют рефлекторными. Дают в два раза больше света.
Галогенные лампочки
Галогенные лампочки — тоже лампы накаливания, но содержат галоген. Порой называют «галогеновыми». Когда вольфрамовая нить нагрета, газ поступает на нить. Свет ярче, но белый. Энергопотребление при равной яркости ниже, чем у обычной лампы накаливания в
Ориентировочный срок службы больше, чем у обычной лампы накаливания — порядка 2000—2500 часов. Сильно греются и дороже ламп накаливания.
Ксеноновые лампочки
Ксеноновые лампы подобны галогенным. Но используется газ ксенон, который светится под воздействием электрического тока. Яркость выше, а потребление энергии ниже. Выделяют мало тепла. Свечение немного теплее, чем у галогеновых.
Флуоресцентные или люминесцентные энергосберегающие
Флуоресцентные энергосберегающие лампочки были популярны до того как массовыми и недорогими стали светодиодные. Часто, но необязательно изготовлены в форме «спирали».
Преобразуют электричество в свет в три этапа:
- Электричество ионизирует пары ртути в колбе, то есть удаляет электроны.
- Высвобожденные электроны излучают фотоны света в невидимом ультрафиолетовом диапазоне длин волн.
- Невидимая электромагнитная энергия преобразуется в видимый свет люминофорным покрытием внутри колбы.
Чаще называли и называют «энергосберегающими». Флуоресцентная лампа со сниженным в
4 раза потреблением электричества (в сравнении с лампой накаливания) светит так же ярко. А служит в 10 раз дольше — 10 000 часов.
Содержат ртуть, поэтому просто выбрасывать в мусор нельзя.
Светодиодные лампы — LED лампы
Наиболее популярные сегодня лампы — светодиодные. Пропускают электричество между полупроводниками, а не между нитями накаливания. Выделяют меньше тепла. Следовательно, больше энергии уходит на освещение. Порядка 95% — для света и только 5% — тепловыделение.
LED лампы служат долго. Ориентировочно 25 000 часов, но зависит от модели и марки. Потребляют в
6 раз меньшую мощность чем лампы накаливания при равной яркости. Наиболее выгодны в конечном итоге — менять приходится редко.
Типы оснований и цоколей
В большинстве бытовых лампочек используется цоколь типа Е. E27 — широкий цоколь, E14 — узкий цоколь. Число означает диаметр в миллиметрах. Обычно вкручивается в патрон люстры, светильника, торшера или настольной лампы по часовой стрелке.
Не забудьте подписаться на наш Дзен
G (Bi-Pin или Bi-Post) — два штифта или стойки. За данной буквой следует вторая буква, которая означает дополнительную функцию. Далее число — разброс штифта в миллиметрах. Или только число.
W — основание клиновидной формы. Похожи на Bi-Pin, но есть два провода. Обычно провода находятся снаружи пластикового основания лампы. Вторая буква уточняет тип лампа. Числом указана толщина в миллиметрах.
Что значат ватты и люмены в характеристиках осветительных ламп
Привычка при оценке яркости первым делом искать на коробке мощность в ваттах устарела. За одним редким исключением.
Больше люмен — ярче лампочка
Чем больше мощность в ваттах, тем ярче — актуален только для ламп накаливания, которые сегодня применяют редко. Преимущественно, в ретро-светильниках. Но уже есть и светодиодные альтернативы по дизайну. Одну из них «Блог системного администратора» тестировал. Читайте обзор стеклянной умной лампочки Yeelight Smart LED Filament Bulb:
Единица измерения излучаемого света в системе СИ — люмен (лм, lm). Измерительный прибор — люксиметр. Две лампы с одинаковым энергопотреблением (Вт) могут существенно различаться по фактической яркости. Ориентируемся на показатель в люменах, а не ваттах.
До появления энергосберегающих и светодиодных ламп «стандартом» де-факто была 60-ваттная лампочка. Световой поток такой лампы:
800 люмен. Одной достаточно для торшера или светильника небольшой кухни. В люстре — несколько. Примем ее за «точку отсчета» и сравним яркость разных типов ламп:
- Лампа накаливания — 60 Вт.
- Галогенная лампа — 43 Вт.
- Энергосберегающая люминесцентная — 15 Вт.
- Светодиодная LED лампа — 10 Вт.
Сколько кВт/ч электроэнергии потребляют осветительные лампы разных типов
В ваттах измеряется потребляемая энергия. Напрямую влияет на счет за электричество: больше — дороже. Приведем ориентировочное энергопотребление ламп разных типов за 25 000 часов эксплуатации:
- обычная лампа накаливания — 1 500 кВт/ч (киловатт-часов);
- галогенная лампа — 1075 кВт/ч.
- флуоресцентная энергосберегающая лампа — 375 кВт/ч.
- светодиодная (LED) лампа — 250 кВт/ч.
Сколько света нужно в комнате, на кухне, в детской, кабинете или мастерской
Приведем нормы освещения на один квадратный метр в помещениях дома или квартиры:
- 300 лм в рабочем кабинете — домашнем офисе.
- 150 лм в спальне или жилой комнате.
- 200 лм в детской.
- 50 лм в коридорах, санузле, подсобных помещениях.
В мастерской или лаборатории нужно 400 лм/кв.м, а в учебной аудитории — 500 лм/кв.м.
Световой поток — суммарный.
Диммируемые лампы позволяют регулировать уровень яркости. Например: увеличиваем пасмурным днем для работы и снижаем вечером.
Цветовая температура
Цветовая температура определяет цвет свечения лампочки. Измеряется в кельвинах (K). Меньше — теплее, больше — холоднее. Видимый глазом минимум: 800К — темно-красный.
Типичный диапазон цветовых температур: от 2700К до 7700К.
Типичное теплое свечение ламп накаливания: 2200К—2800К. Дневной свет: 6200К.
Умные лампочки
Сегодня лампочка может быть прибором умного дома поддержкой Wi-Fi. Настройки и «выключатель» в приложении на смартфоне.
Все числа ориентировочны. Потребляемая мощность, яркость, цветовая температура и функционал зависят от марки и модели. Например, 8-ваттная Yeelight Smart LED Bulb W3 E27 излучает свет 900 лм. Цветовая температура регулируемая: от 1700K до 6500K. Причем умная, с декоративным и геймерским RGB. Поддерживает голосовое управление через Алису или Марусю:
Что для вас главное в лампочке — цена, дизайн или цветовая температура? Напишите в комментариях.
Выбор лампочек в машине для замены зависит от типа фар
Стоит ли покупать более дорогие автомобильные лампы с повышенной светоотдачей?
Замена лампочек – это самый дешевый способ улучшить освещение нашего автомобиля. Хорошие лампочки не только дают больше света, чем обычные лампочки, но и могут «омолодить» внешний вид автомобиля. Заменив лампочки, вы можете решить различные проблемы, например связанные с плохим освещением дороги или с частым перегоранием ламп .
- Чем эффективнее светит лампа, тем меньше ее срок службы
- Частое выгорание лампочек также является следствием высокого напряжения в автомобиле
- Прочные и хорошие лампы, которые дают синий, «ксеноновый» свет, предлагаются только самыми авторитетными производителями.
Чтобы правильно выбрать лампы для автомобильных фар, вам нужно знать их тип, а именно: какие лампы подходят для фар вашего автомобиля (лампы H4, H7 или другие).
Наиболее распространенными типами являются лампы H4 и H7. А вот когда-то популярные лампы H1 встречаются все реже и реже. В некоторых автомобилях используются немного более экзотические типы ламп, такие как HB3 или HB4, оснащенные патроном для лампы, чтобы облегчить установку источника освещения в ограниченном пространстве автомобильной фары.
Важно: в фару определенного типа можно устанавливать только предназначенные для нее лампочки и никакие другие! Например, в галогенную фару ни в коем случае нельзя устанавливать ксеноновые лампы. Во-первых, это нарушение действующего законодательства. А во-вторых, мощный свет ксеноновых ламп быстро выжжет покрытие отражателей фар.
Как правило, сегодня в одной автомобильной фаре устанавливается две лампы. Бывает так, что две лампы разных типов горят рядом друг с другом, например H7 и H1.
И как же узнать, какой тип лампы подходит нашей машине? Самый простой способ – снять перегоревшую (или все еще исправную) лампочку и проверить. Тип лампы отмечен на ее воротнике, хотя более опытные водители узнают лампу с первого взгляда, когда она снята с фары; все, что вам нужно сделать, это снять крышку фары и посмотреть на патрон лампы.
Наиболее распространенные типы лампочек:
Самые популярные виды лампочек
- H4 – лампа с двумя нитями накала, одна опора лампы для дальнего света и ближнего света. Имеет три электрических разъема. Антибликовое покрытие наносится на колбу лампы.
- H7 – в настоящее время самая популярная лампа накаливания с одним электрическим разъемом. Он поддерживает либо дальний, либо ближний свет. Две такие лампочки могут работать в одной фаре.
- H1 – все более редкий тип лампы с одной нитью. Она может работать с дальним или ближним светом. Отличается одним разъемом и удлиненной колбой.
- H3 – лампочка с одной нитью накала, чаще всего встречающаяся в противотуманных фарах. Характерная особенность: электрический разъем на кабеле.
- HB4, HB3 – улучшенные версии лампы H7, оснащенные пластиковым креплением и разъемом для подключения.
Какая лампа светит лучше?
Особенно авторитетные известные производители ламп предлагают лампы во многих модификациях, которые отличаются цветом излучаемого света и эффективностью. Такие лампы довольно сложно производить, что, конечно, сказывается на себестоимости. Дело в том, что характеристики ламп создаются производителями не произвольно. Обычно производство ламп регламентировано соответствующими стандартами. В Европе стандарт устанавливает для автомобильных ламп как геометрию нити накала, так и общее количество света, излучаемого с допустимым отклонением 10-15 процентов.
Например, предполагается, что нить накала фары ближнего света с лампой H4 излучает 1000 люмен плюс-минус 15%, а нить накала H7 составляет 1500 лм +/- 10%.
Но как тогда получается, что некоторые дорогие лампы, согласно декларациям производителей, дают «до 150 процентов» больше света на дороге?
Хитрость заключается в следующем: нить накала таких «крутых» ламп изготовлена из более тонкой проволоки, которая нагревается до более высокой температуры и излучает больше света, чем нить накала обычной лампы. Однако, чтобы не превышать допустимое общее излучение света, регламентированное стандартами, на фрагмент колбы лампочки помещают синий фильтр, который останавливает свет.
Дело в том, что фильтр улавливает свет в этом месте, которое потенциально наименее используется большинством отражателей или линз. В итоге там, где свет используется чаще всего, его может быть больше за счет более яркого свечения нити.
На практике все зависит от конструкции автомобильной фары и конфигурации отражателя. В некоторых отражателях дорогие лампы увеличенной эффективности реально дают лучшее качество освещения дороги, тогда как в других отражателях дорогие лампы лишь немного дают преимущества. Однако редко когда дорогие лампы, установленные в фару с отражателем, светят хуже, чем обычные лампы, рекомендованные автопроизводителем. К сожалению, есть в лампах увеличенной освещенности побочный эффект – это более короткий срок службы.
Устанавливать ли в машину дорогие лампы с повышенной светоотдачей?
Лампы накаливания с повышенной эффективностью имеют более яркую нить накала и (как правило) фильтр на осколке колбы
На дороге никогда не бывает слишком много света, но увеличение количества света не может быть сделано любой ценой. На практике главное – это долговечность автомобильных лампочек. Если в вашей машине вы меняете лампы раз в год или реже, вероятно, имеет смысл установить более дорогие лампы с увеличенной светоотдачей. Если же вы меняете обычные лампы каждые 2 месяца, тогда установка более дорогих ламп, возможно, нецелесообразна, поскольку тогда вы будете менять их раз в месяц. Это не имеет смысла.
Одним из основных факторов, влияющих на долговечность лампочек, является напряжение в электрической системе автомобиля. На заводе-изготовителе лампочки испытываются при напряжении 13,2 В, а в автомобиле реальное напряжение при движении составляет 13,8-14,4 В.
При увеличении напряжения всего на 5 процентов, как правило, срок службы лампы сокращается в два раза!
Поэтому если теоретический срок службы обычной лампы составляет 550 часов, а срок службы лампы с повышенной светоотдачей – 200 часов, то если на практике в вашем автомобиле напряжение в электросети составляет 14,4 В (это не является дефектом – это нельзя исправить, понизим напряжение!), обычная лампа проработает примерно 150 часов, а лампа с повышенной светоотдачей – всего 50-60 часов!
В этом случае автовладельцу стоит подумать об установке лампочек с увеличенным сроком службы (конечно, такие лампочки дают меньше света даже, чем стандартные лампочки), которые в теории светят 1500 часов, а на практике – как минимум 400.
Что это за Кельвины?
Лампочки с сильным синим фильтром дают очень мало света .
На упаковке лампочки все чаще обнаруживается информация о том, что лампы излучают свет в Кельвинах (К) – 3200, 3600 или даже 4000 Кельвинов. Означает ли это, что чем больше значение Кельвинов, тем больше света дает лампа? Ничего подобного!
Дело в том, что в Кельвинах описывается цветовая температура света – некоторые лампочки дают более желтый свет, тогда как другие дают более холодный синий свет. Проще говоря, чем больше Кельвинов, тем синее свет (тем ближе свет к «ксеноновому» освещению).
Конечно, повышенная цветовая температура лампочек может идти рука об руку с повышенной эффективностью, но . это не обязательно. Особенно это касается дешевых китайских ламп с темно-синим стеклом, которые излучают очень мало света.
Все просто: синий фильтр останавливает свет, фильтрует и поглощает его. В случае применения продуктов от известных брендов, которые выпускают качественные дорогие лампы, подобный фильтр не ухудшает качество света.
Особенности, виды и ТОП ламп ближнего света, которые разрешено ставить в фары авто
Согласно ПДД, лампа ближнего света должна быть включена на автомобиле в течение всего светового дня. Предполагается, что использование освещения предотвратит аварии, которые происходят из-за плохой видимости: туман, смог. Кроме этого, дневные ходовые огни заранее предупреждают участников дорожного движения о приближении транспортного средства.
Главная техническая характеристика – дальность светового потока не должна превышать 40 метров. Какие лампы выбрать, чтобы обеспечить оптимальное освещение, соответствовать правилам и не тратить на покупку лишние деньги? Краткий обзор популярных моделей.
Классификация
Виды автомобильных ламп можно классифицировать по техническим признакам:
- устройство цоколя;
- на каком типе фар устанавливаются;
- функциональное назначение (световые характеристики, мощность);
- конструктивные особенности источника света;
- принцип работы.
На рынке представлено множество галогеновых моделей с двумя или одной нитью накаливания. Цоколь лампы — главный элемент маркировки фары, которая устанавливается в автомобиль. Классификация согласно принятой маркировке цоколя:
- Н1 – сертифицированная модель, применима ко многим типам автомобильных фар с четырехблоковым освещением. Используется для дальней/ближней оптики и противотуманных огней. Отличается строгими параметрами допуска спирали к фланцу.
- Н2 – сегодня практически не используется, предназначена для дальних и ближних фар, ПТФ.
- Н3 – модель разрабатывалась только для противотуманных фар.
- Н4 – галогеновая с двумя спиралями, обеспечивает дальнее и ближнее освещение, традиционно используется для авто европейской комплектации и сборки, устанавливается в двухфарные системы.
- Н7 – самый распространенный тип ламп ближних и дальних фар, комплектация пришла на смену модели Н1, устанавливаются в четырехфарные системы.
- Двухконтактные лампочки в поворотники и габариты.
Европейская маркировка отличается от ГОСТ РФ, логотип и артикул модели включает буквенные обозначения:
- производитель;
- тип цоколя;
- напряжение;
- мощность;
- страна утверждения;
- номер утверждения;
- тип лампы (галоген, ксенон, лэд).
Самыми востребованными и распространенными экземплярами для ближнего света остаются расходники с цоколем Н4 и Н7. Каждая фара должна соответствовать принятым в РФ правилам по установке и безопасности оптических элементов автомобиля.
Стандартные галогеновые
Наиболее распространенные — модели в цоколе Н4 и Н7. Оптика имеет достаточную мощность свечения и оптимальный срок эксплуатации, 2 000 часов. Стандартные галогеновые лампы стоят от 250 руб. за шт.
Если изготовитель в машину установил галогеновую Н4, заменить штатную оптику можно только на аналогичную, светодиоды на такие модели устанавливаются только для поворотов.
Ообычная галогеновая лампа выдает световой поток теплого желтого, желто-белого света длиной до 40 метров. Цветовая температура не должна превышать 3 500 К, яркость 1500 Л.
Галогеновые в цоколе Н7 стандартно имеют мощность в 55 Вт и яркость от 1000 Л. Популярные модели:
- Philips Vision. Эмблема бренда говорит сама за себя. Фара обеспечивает мощный направленный луч длиной до 55 м, служит на 30 % дольше — 2 350 часов.
- MTF Light Стандарт Н7. Используется колба из кварцевого стекла, поглощает до 90 % УФ излучения, стойкая к вибрациям, имеет высокий срок эксплуатации.
- Osram «Оригинальная линия». Практически на все иномарки с четырехблоковыми фарами в качестве замены производители рекомендуют устанавливать лампы от Осрам. Линейка стандартных галогенок обеспечивает водителя ровным белым светом повышенной яркости.
С усиленным световым потоком
Лампы для фар автомобилей с улучшенной яркостью производятся всеми компаниями, которые специализируются на производстве автомобильной оптики. Яркость повышается за счет использования новых технологий:
- увеличение давления в колбе;
- использование тугоплавких нитей накаливания;
- установка колбы с уплотненными стенками.
Галогеновая лампа с увеличенным светопотоком используется как разновидность стандартной лампы для ближних огней. Наиболее востребованные модели в цоколе Н7:
- Philips H7 Racing Vision. Имеет увеличенную в 1,5 раза яркость за счет высокого давления инертного газа в колбе и переустановке нити накаливания. Фара ближнего света освещает дорогу на расстоянии до 60 метров, перед установкой рекомендуется проводить коррекцию оптики для снижения дальности луча.
- МТФ Light Argentum. Лампа остается самой недорогой в сегменте, от 200 руб., имеет увеличенную на 80 % яркость. Не требует дополнительной корректировки для снижения длины луча. Оптика дает мягкий теплый желтый свет, с хорошим освещением обочины.
- Осрам Night Breaker Laser. Для ближнего освещения бренд предлагает лампу с увеличенными характеристиками яркости и большей дальностью — до 65 метров. Модель дает белый свет за счет использования ксенона.
C увеличенным сроком эксплуатации
Лампа с большим ресурсом позволит водителю не тратить деньги на ежегодную замену оптики. Долгий срок эксплуатации возможен, если производитель модернизировал изготовление нити накаливания и использует тугоплавкие материалы. Самыми популярными в линейке остаются такие:
- Филипс «Длинный свет» LongLife EcoVision. Срок службы увеличен в 4 раза и составляет не менее 10 000 часов. Уплотненные стенки кварцевой колбы устойчивы к вибрациям, перепадам температуры.
- Osram Ultra Life. Для ближних фар модель самая перспективная. Лампа рассчитана на беспрерывную эксплуатацию в течение долгого времени. Средний рабочий срок 3,5 лет или 100 000 км пробега, имеют стильный дизайн и устанавливаются в прозрачные блоки.
C эффектом ксенона
Лампочка ближнего света с эффектом ксенона обеспечивает ровное ближнее освещение дороги и дает белый спектр. При производстве колба покрывается синим или голубым материалом, который убирает желтизну луча стандартной длины до 50 м. Самые востребованные модели:
- Philips WhiteVision. Использована технология нанопокрытия колбы, которая дает свет высокой контрастности. При освещении дороги обеспечивается четкий контур светового пятна с неразмытым краем. Лампы хорошо работают во время тумана, не требуют дополнительной корректировки. Продаются парами, рекомендуется проводить замену одновременно на обеих фарах ближнего света.
- Галогеновая оптика линейки Osram Cool Blue Intense дает идентичный ксеноновому белый свет, максимально приближенный к дневному. Цветовая температура 4200 К, что считается высоким параметром для оптики дневного огня, лампу чаще устанавливают как дальний свет. Преимущества модели – нет ослепления водителей встречного транспорта. Из недостатков владельцы отмечают срок эксплуатации ниже заявленного.
- IPF Xenon White. Галогеновая оптика с эффектом ксеноновой форы от японского производителя подходит для установки на ближний и дальний свет. Имеет улучшенные в 2 раза показатели яркости при стандартной мощности в 55 В. Остается лучшим образцом по продолжительности эксплуатации.
Ксеноновые
Ксеноновые или газоразрядные лампы дальнего света обеспечивают яркое освещение ночной дороги и обочин за счет свечения ксенона после прохождения дугового разряда в колбе. Главный недостаток фар — ослепление водителей встречного транспорта и запрет на переоборудование штатной галогеновой оптики со стороны ПДД.
Ксеноновые лампы в фары имеют минимальный срок работы в 2800 часов. Модель D2S (R) вырабатывает яркость от 1500 л, имея свет максимально приближенный к дневному. Практически не используются в ДХО, для дневных ходовых лучше поставить в фары привычные галогенки. Преимущества ксенона:
- хорошая освещенность дороги;
- срок службы не менее 3 лет;
- не нагревает блок фары.
К недостаткам ксеноновых ближнего света относят необходимость переоборудовать схему оптики и устанавливать блок розжига и блок управления, высокую стоимость. Плюс необходимо систематически проводить корректировку блока фары.
Лучшие производители
Водители определяют лучшие лампы для ближнего света по нескольким критериям. В рейтинг популярности не входят самые яркие, поскольку передвигаться в черте города с такими огнями запрещено, а для трассы необходимо использовать дальний свет.
Koito
Японская компания «Които» с вековым опытом производства выпускает галогеновые и светодиодные лампочки для фар в десяти линейках. Особенность моделей — высокое качество сборки и использование новых технологий. Оптика обеспечивает хорошую освещенность полосы без размытого левого края. Длина светового луча в ближних фарах до 50 метров. Лампы обеспечивают светло-желтый и белый свет, не слепят водителей встречного транспорта.
Osram
Лампа для автомобильной фары от Осрам монтируется на большинство европейских машин как штатная оптика. Марка зарекомендовала себя как надежный и качественный поставщик с 1906 года. Компания выпускает все образцы автоосвещения от галогенных ламп до точечных электронных лазерных блоков.
Каждый экземпляр проверяется на соответствие и маркируется на цоколе. При производстве используется кварцевое стекло и тугоплавкие металлы для нити накаливания. Оптика имеет лучшие показатели «цена — качество».
Philips
Лампы для фар от «Филипс» обеспечивают комфортное освещение дороги в любое время. Варианты для ближних огней могут использоваться в ПТФ, фары дальнего света не превышают европейских стандартов яркости для автомобильной оптики.
Модели изготавливаются из оригинальных комплектующих и экологичных материалов без использования свинца и ртути. Один из немногих брендов, чья продукция редко поделывается.
Bosch
Компания «Бош» остается в лидерах при производстве автомобильной оптики. Кроме ламп для фар, бренд производит ЭБУ, оптические системы, фонари и прожекторы для дополнительного освещения. Продукция сертифицирована и устанавливается на многие авто в качестве штатной.
Какие лампы разрешено и запрещено ставить
Правилами по эксплуатации разрешается устанавливать на автомобиль оптику только такого класса и типа, которая прописана в техпаспорте. Если лампочки в задние фонари стандартно ставятся штатные, то для головного освещения часто встречается тюнинг – переоборудование на более мощные и яркие огни.
Если в автомобиле заводом предусмотрено использование только галогенных ламп, нельзя устанавливать ксенон или светодиоды. Многие автомобилисты игнорируют это правило, поскольку фактически невозможно проверить, какая лампа стоит в блоке фары, если освещение соответствует стандарту дальности света и его яркости.
Ксеноновые лампы можно ставить по закону на модификации авто, где такие элементы прописаны производителем или если допускается наличие ксенона в улучшенной комплектации базовой версии модели.
Прожекторы, дополнительный свет устанавливается только в качестве вспомогательного освещения, если необходимо ездить по бездорожью, за пределами населенного пункта.
Право переоборудовать оптику машины для улучшения качества освещения есть у каждого водителя. Рынок предлагает ассортимент ламп всех линеек, которые соответствуют стандарту и подходят для конкретной модификации.
Всё про лампы, Маркировка цоколя и применение ламп
Всем привет.
Сегодня расскажу немного про лампы.
Поскольку работа световых приборов напрямую влияет на безопасность движения, производители обязаны обеспечивать их соответствие требованиям государственных и международных стандартов. В данном случае имеются в виду "Правила Европейской Экономической Комиссии ООН" №37, которые являются базовым европейским стандартом по безопасности средств автомобильного транспорта. Подтверждение соответствия правилам называется омологацией. Если деталь или узел омологированы, то на них в кружке стоит знак официального утверждения E и цифра, обозначающая код страны. Узлы и детали, не соответствующие данному стандарту запрещены к применению в Европе. Номер страны, утвердившей соответствие данного прибора, ставят в круге рядом с буквой "Е". Например: 1-Германия, 2 — Франция, 5 — Швеция, 22 – Россия.
Важнейший элемент световых приборов — лампы являются самыми унифицированными деталями в мировом автомобилестроении.
В отличие от бытовых электроламп, автомобильные работают в условиях тряски и вибрации и, соответственно, имеют более прочные спирали (в них использован вольфрам другой марки). Цоколи с круглой дюймовой резьбой большая редкость на лампах для подвижной техники. Здесь применяются подпружиненные патроны или зажимы, исключающие выворачивание или разбалтывание крепления лампы.
Такой принцип фиксации лампы в патроне стал широко применятся в автомобилестроении, подвергаясь лишь некоторым видоизменениям.
имеют жесткий допуск на расположение спирали относительно фланца, а значит, позволяют размещать ее точно в фокусе отражателя оптического элемента или на нужном расстоянии от него. Если фланцевая лампа предназначена для фары головного света или прожектора, то ее спираль дальнего света либо компактно свернута, как бы приближаясь к идеальному точечному источнику света, либо растянута вдоль оптической оси отражателя (лампа H1, H7). Если же лампа предназначена для противотуманных фар, то спираль может быть перпендикулярна оптической оси (лампа Н3).
Лампы R2 относятся к старому поколению световых приборов и применяются в двух фарных системах освещения. Их применение ограничивается старым парком автомобилей и сельхозтехники.
Лампы Н1 и Н7 применяются в четырех фарных системах автомобиля. При этом если раньше лампа Н1 использовалась, как на ближний так и на дальний свет, то с появлением лампы Н7 её применение ограничилось в оптике дальним светом или противотуманными фарами. Это связано с тем, что лампа Н7 разработаны для оптики последнего поколения и наряду с высокими эксплуатационными характеристиками (низкая температура цоколя и менее ослепительный свет) имеет на 20% большую яркость по сравнению с Н1 лампой. Лампы категории Н4 наиболее популярны и востребованы автосборочными заводами. Простата установки, регулировки и замены является несомненным преимуществом для автомобилей эконом класса. Однако самый главный недостаток это низкая световая отдача для нити ближнего света всего 1000 Лм. Для сравнения световая отдача лампы Н7 – 1500 Лм.
Штифтовые лампы.
лампы — наиболее применяемые из автомобильных ламп. Если фланцевых ламп на автомобиле может быть от 2 до 6, то штифтовых от 10 до 20 штук. Штифты на цилиндрической поверхности цоколя могут быть расположены как симметрично, так и со смещением одного из них. Штифт смещают по высоте на двух нитевых лампах (P21/5W), чтобы обеспечить определенное положение лампы в патроне. Смещенные по окружности штифты применяют обычно на лампах с оранжевым стеклом колбы (PY21W). Их появление вызвано тем, что на многих современных автомобилях рассеиватели указателей поворотов стали делать бесцветными, требования дизайна. По ГОСТу для указателей поворотов предусмотрен оранжевый свет, поэтому штифты на цоколе сместили, что не дает возможность вставить в цоколь обыкновенную лампу накаливания. Также встречаются в световых программах западных производителей галогенные лампы для индикаторных и стояночных огней (H6W, H21W) со смещенными штифтами. Это позволяет исключить их взаимозаменяемость с обычными лампами.
Софитные лампы
цокольные (софитные) лампы применяют в плафонах внутреннего освещения салона (их форма дает возможность сделать прибор довольно плоским, утопленным в панель обивки), для фонарей освещения номерного знака, а также стоп-сигналов и поворотов некоторых автомобилей.
Лампы со стеклянным цоколем
Бывают бесцокольные лампы. В последнее время они вытесняют лампы с металлическим цоколем мощностью от 1 Вт до 21 Вт. Роль цоколя выполняет пластмассовый патрон, контакты которого прижимаются к проводникам, выведенным из колбы лампы. По своим габаритам они бывают четырех типов. От ламп приборной панели до ламп стоп-сигнала и габарита. Их несомненным преимуществом является высокий срок службы при малых габаритах.
Лампы со стеклянным цоколем, приваренным к пластмассовому патрону
с пластмассовым патроном применяются для подсветки контрольных указателей и дисплеев приборной панели. К их конструктивным особенностям можно отнести надёжное крепление контактов лампы, патрона и питающего штекера, а также отсутствующие поверхности способные ржаветь и окислятся.
Газоразрядные и галогенные лампы с пластмассовым уплотнительным патроном
Данные системы фар отличаются гораздо более ярким и точным освещением дорожного полотна. На основе технологии ламп Н7 были разработаны новейшие мощные лампы Н8, H9 и H11. Они являются единственными лампами, которые могут использоваться в особо компактных фарах.
Лампы HB3 и HB4 наряду с лампами Н8, H9 и H11 используются как отдельно, так и совместно с газоразрядными ксеноново-металлогалогенными лампами. Комбинирование вариантов освещения дает максимально возможный уровень и качество света.
НВ1 и НВ5 лампы применяются только на американских автомобилях. НВ4 в качестве головных ламп на ближний свет, а НВ3 на дальний свет. Применение лампы Н8 ограничивается для оптики ближнего и противотуманного света, оптимальный выбор для фар, с требованиями низкого потребления электроэнергии и особыми температурными условиями по нагреванию оптического элемента. Лампы Н9 применяются исключительно на дальнем свете там где надо мощный световой поток. Применение для ближнего света допускается только при наличии автоматического корректора фар. Н11 лампа нашла применение во всех направлениях развития оптических элементов. Идеально сбалансированная по конструкторским особенностям лампа имеет самый большой срок службы до 2000 часов.
Цоколей автомобильных ламп по IEC-EN 60061-1
Лампы головного света
Отличаются лампы головного освещения не только принципом действия. В зависимости от назначения они имеют различную конструкцию цоколя, колбы и спиралей. Чтобы не было путаницы, Правилами ЕЭК ООН, которые регламентируют требования к световым приборам автомобилей, установлена классификация ламп по типам: H1, H2, H3, H4, H7, а также HB1, HB2, HB3, HB4, D1, D2 (последней маркируются газоразрядные лампы). Лампы H1 предназначены для фар дальнего света в четырехфарной системе головного освещения (например, BMW, ВАЗ 2106), а изредка применяются и в противотуманных фарах.
Отличаются лампы головного освещения не только принципом действия. В зависимости от назначения они имеют различную конструкцию цоколя, колбы и спиралей. Чтобы не было путаницы, Правилами ЕЭК ООН, которые регламентируют требования к световым приборам автомобилей, установлена классификация ламп по типам: H1, H2, H3, H4, H7, а также HB1, HB2, HB3, HB4, D1, D2 (последней маркируются газоразрядные лампы). Лампы H1 предназначены для фар дальнего света в четырехфарной системе головного освещения (например, BMW, ВАЗ 2106), а изредка применяются и в противотуманных фарах (рис.).
Уменьшено до 62%
Прикрепленное изображение
581 x 779 (70.25 килобайт)
Лампы H3 с так называемым проводом-хвостиком используются только в противотуманных фарах, а H2 встречаются значительно реже — обычно в дополнительной оптике Hella и в противотуманных фарах некоторых французских авто. В традиционной двухфарной европейской системе освещения типа CR международными нормами предусмотрено применение двухнитевой лампы H4 и однонитевой H7. Лампы H7 появились не так давно и применяются в основном на автомобилях после 1995 года выпуска, которые оборудованы так называемыми фарами свободной формы.
Лампы, маркирующиеся как HB — 1, 2, 3, 4 … свидетельствуют об их соответствии американским стандартам. Устанавливаются они, как правило, на американские и некоторые японские автомобили. Главная особенность этих ламп — необычная конструкция цоколя. HB1 и HB2 — это двухнитевые фары для американских машин, HB3 и HB4 — однонитевые, чаще встречаются на японских автомобилях. А главное отличие — в Европе с 1957 года принято асимметричное светораспределение с лучшим освещением «пассажирской» обочины и с четкой светотеневой границей. Но в Америке использование фар с границей света и тени разрешили только с 1997 года. Разрешили, но не потребовали! Свет «американских» фар распределяется почти симметрично, вовсю ослепляя встречных водителей. К тому же американцы регулируют фары только по вертикали. А еще в США и Канаде отсутствует единый порядок сертификации приборов освещения.
Многие производители наряду с простыми галогенными выпускают лампы с улучшенными характеристиками. Например:
всесезонные:
Из курса физики известно, что свет с большой длиной волны (от синего до красного) имеет и большую проникающую способность (явление дифракции световых волн). Именно поэтому запрещающий сигнал светофоров выбран красным – этот цвет виден дальше всех. Для глаза человека наибольшая разрешающая способность (различение мелких деталей) достигается при синем свете. Однако красный и синий цвета оказывают сильно раздражающее действие на наше зрение и глаза быстро устают. К тому же получить мощные источники красного и синего света сложно, да и не нужно – сама природа подсказывает компромисс: оптимальный цвет для глаз – желтый, он ближе всего к спектру солнечного света.
Поэтому большинство противотуманных фар имеют желтый или так называемый «янтарный» свет – он на 10-15% меньше рассеивается на частицах тумана, снега, дождя, чем белый, и дает достаточную освещенность дороги. Желтый свет лучше переносится водителями встречного транспорта, не вызывая у них эффекта «ослепления», а тому, кто за рулем, собственные желтые фары помогают избежать зрительной усталости при длительных поездках ночью. Но в принципе выбор цвета противотуманного света – дело вкуса водителя.
«Всепогодки» отличаются большей эффективностью при плохих погодных условиях – в туман, дождь, снегопад. Капельки влаги, которые висят в воздухе, подсвеченные лучами фар, образуют обширное свечение, на фоне которого водителю трудно выделять окружающие объекты. В сочетании с уменьшением длины луча фар, вызванного рассеиванием, это снижает видимость.
Лампы данной группы отличаются излучением желтого спектра, которое дает более контрастное в описанных условиях освещение. Благодаря иной длине волны, отличной от белого, световой поток желтого цвета лучше пробивает водяную взвесь в атмосфере. Поэтому эффект «белой завесы» перед автомобилем снижается. Конструктивные особенности всепогодных ламп – увеличенная на 10 – 30% светоотдача и особое многослойное покрытие колбы – желтого или желто-фиолетового оттенка.
Всепогодные или, как их еще называют, всесезонные лампочки имеет смысл устанавливать тем, кто целый год много ездит в темное время суток, особенно в регионах с сырым климатом.
Производители гарантируют их удвоенную долговечность, рекомендуя эту продукцию профессионалам, чьи машины не простаивают ни днем, ни ночью. Специальный состав газовой смеси-наполнителя и особая технология изготовления нити накаливания продлевают срок их службы. Кроме того, комплекс технологических мер обеспечивает большую вибростойкость этих источников света.
у Philips, Narva и Osram обозначаются одинаково — Long Life,
— с увеличенной на 30% и 50% светоотдачей:
Несколько лет назад появились галогенные лампы, которые при стандартной для своего типа потребляемой мощности 60/55 Вт имеют увеличенную на 30% светоотдачу. Сегодня их предлагают по той же цене, что и обычные. Принципиально конструкция улучшенных приборов не отличается от обычных. Большая эффективность достигается за счет увеличения температуры нити накала, а ее ускоренное выгорание исключается применением в колбе газовой смеси особого состава.
Последняя новинка в этой группе – лампы с 50-процентной прибавкой яркости. На практике это означает увеличение длины луча на 5 – 10 метров, что весьма заметно даже «на глаз». Соответственно, водитель получает возможность раньше заметить препятствие и принять соответствующие меры.
Лампы повышенной яркости можно рекомендовать владельцам старых автомобилей, в которых оптика утратила первоначальные прозрачность стекла и блеск отражателя.
Philips: Premium (+30%), VisionPlus (+50%)
Osram: Super (+30%), Silverstar (+50%)
Narva Range Power (RP) (+30%), Range Power 50 (RP50) (+50%)
— излучающие свет с голубым оттенком:
Мечта каждого автомобилиста – ездить ночью, как днем. Желая помочь в этом водителям, многие фирмы наладили производство ламп с ярко выраженным белым спектром свечения. В рыночном названии некоторых из них присутствует слово «голубой», хотя на самом деле их лучи все-таки белые.
Многие ошибочно называют такой свет ксеноновым. По этой причине лампы «дневного» света получили сегодня широкое распространение, тем более что устанавливают их, в обычные фары, предназначенные для галогенных ламп. По большому счету, от обычных ламп источники света этой группы отличает только спектр излучения, который обеспечивается соответствующим цветом стекла колбы или ее участка.
Philips: Blue Vision
Osram: Cool Blue
Narva: Range Power Blue (RPB)
Голубое напыление ламп Blue Vision и Cool Blue или Range Power Blue отсекает выход из лампы света в красном, желтом и других спектрах, обеспечивая освещение идеально белым светом с голубым оттенком. Такое освещение очень эффективно при длительных ночных поездках, поскольку глаза от него практически не устают. Кроме того, голубой оттенок позволяет сохранять световое пятно во время движения по городским улицам, освещаемым светом фонарей в желтом спектре.
Обозначение автоламп по европейскому стандарту ЕСЕ R37.
Т миниатюрная цокольная лампа ( T 4 W )
R лампа с 15-мм цоколем и колбой диаметром до 19мм ( R 5 W )
P лампа с 15-мм цоколем и колбой диаметром до 26,5мм( P 21 W )
W после числа обозначает мощность(60/55 W ), а если ее нет – то число обозначает номер модели
W в начале маркировки означает, что лампа с стеклянным цоколем ( W 5 W )
Н указывает, что галогенная( H 6 W )
Y перед числом означает, что лампа имеет оранжевый цвет колбы( PY 21 W )
Обозначение цоколей по международному стандарту IEC и DIN
P заглавная буква в начале маркировки означает, что лампа фланцевая
ВА лампа штифтовая с симметричным расположением штифтов относительно друг друга
BAY лампа штифтовая со смещением одного из штифтов по высоте
BAZ лампа штифтовая со смещением одного из штифтов по высоте и радиусу
SV лампа софитная (с двух сторон цоколь)
E лампа с резьбовым цоколем
W Лампа со стеклянным цоколем
Дополнительная третья буква указывает на особое исполнение в миллиметрах, например диаметр цоколя или его фланца, а у ламп бесцокольных — размеры сторон стеклянного прямоугольника, вставляемого в патрон. И, наконец, строчная буква в конце маркировки — это число изолированных от цоколя контактов лампы: " s " (single) — один; " d " (double ) — два и " t " (triple) — три контакта. Например, цоколь BAY 15d — штифтовой, со смещением одного из штифтов по высоте, диаметром 15 мм, двух контактный.
Маркировка Галогенных ламп.
• Производитель – компания подавшая заявку на официальное утверждение.
• Тип лампы – галогенные лампы по габаритам, цоколю, исполнению, подразделяются на типы. Бывают следующие типы галогенных ламп H1; H2; H3; H4; H7; H11; H27; HB3; HB4. В данном случае, тип лампы H4.
• Напряжение – номинальное напряжение, при котором используется данная лампа.
• Мощность – потребляемая мощность, если значение указано через дробь (Например: 60/55W) это означает что мощность основной нити (дальний свет) 65 Ватт и вспомогательной нити (ближний свет) 55Ватт.
• Страна утверждения – указан код страны выдавшей официальное утверждение. Все коды указаны ниже. В нашем примере это E1-Германия.
1.Германия 2.Франция 3.Италия 4.Нидерланды 5.Швеция 6.Бельгия 7.Венгрия 8.Чешская Республика 9.Испания 10.Югославия 11.Великобритания 12.Австрия 13.Люксембург 14.Швейцария 16.Норвегия 17.Финляндия 18.Дания
19.Румыния 20.Польша 21.Португалия 22.Россия 23.Греция 24.Ирландия 25.Хорватия
26.Словения 27.Словакия 28.Беларусь 29.Эстония 31.Босния и Герцеговина 32.Латвия
34.Болгария 37.Турция 40.Республика Македония 42.ЕС (Евросоюз) 43.Япония 45.Австралия 46.Украина 47.Южная Африка
• Номер утверждения – оригинальный номер официального утверждения.
• Галогенная лампа – данная маркировка указывает, что лампа является галогенной.
Применяемость некоторых автомобильных ламп.
Перёд:
И в конце немного про лампы для тюнинга :
Одна из последних разработок компании «Philips», это лампы «Silvervision», по другому эти лампы можно еще назвать «невидимыми». Колба такой лампы покрыта серебристым напылением, лампочка сливается по цвету с отражателем, что позволяет ей быть незаметной в современной фаре. Выпускаются не только лампы головного света «Silvervision», но и лампочки для обозначения поворотов, которые по определению должны быть желтыми и светить желтым светом, называются такие лампы «diadem», и как не странно они так-же имеют колбу серебристого цвета и невидимы на фоне отражателя, при этом светят они именно желтым цветом.
Еще одна интересная разработка компании «Philips», — лампы увеличенной светоотдачи на 30% (GT 130) и на 50% (GT 150) для тюнинга: «Power2Night». Современная красивая упаковка и синий колпачок на колбе, вместо традиционного черного, — это все что отличает эти лампочки от соответственно «Premium +30%» и «Vision Plus +50%».
И естественно несколько лестных слов нужно сказать о последней, своего рода уникальной, разработке компании «Philips» лампочках «Night Guide — 3 in 1», — это мультиспектровые лампы, совместившие в себе свойства трех бестселлеров: «Vision Plus +50%», «Blue Vision», «Weathervision». Свет этой лампы на дороге распределяется на три зоны: спереди – белый свет увеличенной светоотдачи на 50%, позволяющий осветить дорожное полотно на 10-20м дальше, чем обычный галоген, слева – свет с желтоватым оттенком, не слепящий встречных водителей и справа – зона дневного света с голубым оттенком, особо хорошо освещающая дорожные знаки и придорожную зону.
OSRAM NIGHT BREAKER PLUS
Обеспечивая на 90% больше света и на 10% более белый свет, новые лампы OSRAM NIGHT BREAKER PLUS являются, пожалуй, самыми яркими галогеновыми лампами, среди всех соответствующих официальномым стандартам*! Больше света для лучшей видимости. Новые лампы OSRAM NIGHT BREAKER PLUS расширяют привычные Вам границы видимости и являются на сегодняшний день самыми современными галогеновыми лампами. Используемое при производстве ноу-хау и новый дизайн, позволили увеличить освещенность дорожного полотна на 90%, а длину освещенной зоны почти на 35 метров! Кроме того, в новом поколении улучшен на 50% и срок службы**. Теперь Вы лучше видите то, что раньше скрывала темнота.
Philips X-Treme Power
На 80% больше света
Лампы Philips X-Treme Power используют yникальную технологию:
Колпачок покрыт палладием, хромированный цоколь
Специальное антибликовое покрытие
Улучшенная геометрия расположения нити накаливания
Новая смесь газов и соответствующее оптимальное давление
Кварцевое стекло с оптической полировкой
Новые галогенные лампы X-treme Power соответствуют нормам ECE R37.
Прими участие в гонкаx! Мощная, как пушечное ядро!
Ваш автомобиль сразу бросается в глаза.
Вам видно и Вас видно как никогда!
Лампы X-Treme Power Philips являются несомненными лидерами по яркости освещения дороги. Конкуренцию данным лампам составляют Osram Night Breaker. Положительные отзывы о Philips X-Treme Power (+80%), действительно высокое качество и надежность ламп сделало их бестселлерами на рынке
Philips X-Treme Vision
На 100% больше света.
Максимальная мощность светового потока для максимальной видимости достойна нового впечатляющего названия, так как она отражает принципиальную позицию компании Philips: просто безопасность! Сегодняшние потребители всегда в движении и стремятся к безупречному качеству и мощности светового потока для безопасности и комфорта за рулем. Технология Philips задает тон в инновациях, отвечающих нуждам самых требовательных потребителей. Просто самая мощная по световому потоку лампа из всех ламп!
Лампы Philips X-Treme Vision используют yникальную технологию, что позволило увеличить яркость на 100%. Так же увеличен срок службы, по сравнению с лампами X-Treme Power.
Новые галогенные лампы X-treme Power соответствуют нормам ECE R37.
Лампы X-Treme Vision Philips — новинка в автомобильном освещении. Яркость этих ламп увеличена на 100% по сравнению со стандартной разницей. Поставив эти лампы Вы сразу почувствуете разницу с Вашими старыми лампами.
Koito
В ассортименте компании KOITO есть лампы, как стандартной комплектации, так и лампы особых серий, таких как VWHITE и WHITEBEAM. Высокотемпературные лампы серий VWHITE и WHITEBEAM обеспечивают удвоенную яркость, при этом потребляя такое же количество энергии, как и обычные лампы. Данные лампы абсолютно безопасны для фар автомобиля, так как не выделяют избыточное тепло. Благодаря специальному газу, закачанному в колбу лампы под вдвое большим давлением, и установке более мощной нити накала, цветовая температура света увеличена до 4000К − 4200К, что даёт эффект ярко-белого цвета (аналогичный цвету ксеноновых ламп), за счёт чего увеличивается яркость фар, по сравнению со стандартной лампой.
Яркий свет газонаполненных ламп обеспечивает хорошую видимость, стабильную освещённость трассы, что повышает комфорт езды, безопасность движения в тёмное время суток.
Безопасность ламп серий WHITEBEAM III и VWHITE для фар и электрооборудования автомобиля гарантирована, так как производство этого продукта соответствует международным стандартам качества ISO.
При стандартном потреблении мощности лампочки Koito с красивым цветом 4200K освещают дорогу в 2 раза ярче!
К примеру, автолампы Които с цоколем H4 60/55W серии WhiteBeam III светит так же, как мощная H4 135/125 Ватт. При этом тепловыделение идентично стандартной лампе, поэтому можно не переживать — Ваша фара не поплавится.
H1 — 55W, освещение как 100W.
H3 — 55W, освещение как 100W.
H4 — 12V 60/55W, освещают как 125/135W.
H7 — 55W, освещение как 100W.
H11 — 55W, освещение как 100W.
HB3 (9005) — 65W, освещение как 120W.
HB4 (9006) — 55W, освещение как 110W.
При стандартном потреблении мощности лампочки Koito с красивым цветом 4200K освещают дорогу в 2 раза ярче!
К примеру, автолампы Които с цоколем H4 60/55W серии WhiteBeam III светит так же, как мощная H4 135/125 Ватт. При этом тепловыделение идентично стандартной лампе, поэтому можно не переживать — Ваша фара не поплавится.
H1 — 55W, освещение как 100W.
H3 — 55W, освещение как 100W.
H4 — 12V 60/55W, освещают как 125/135W.
H7 — 55W, освещение как 100W.
H11 — 55W, освещение как 100W.
HB3 (9005) — 65W, освещение как 120W.
HB4 (9006) — 55W, освещение как 110W.
Лампы Които имеют красивый бело-молочный цвет 4000-4200K — равносильный штатному ксенону