Какие способы регулировки частоты вращения возможны в двигателях параллельного возбуждения
Перейти к содержимому

Какие способы регулировки частоты вращения возможны в двигателях параллельного возбуждения

РЕГУЛИРОВАНИЕ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ПОСТОЯННОГО ТОКА НЕЗАВИСИМОГО И ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ

Обратимся еще раз к основному уравнению электродвигателя U = Е + IяRя. Выражение для ЭДС двигателя ничем не отличается от выражения для ЭДС генератора. Это и понятно: и в том и в другом случае проводники обмотки пересекают силовые линии маг­нитного поля. Тот факт, что якорь генератора раскру­чивается механической, а якорь двигателя—электро­магнитной силами, с точки зрения закона электромаг­нитной индукции не имеет значения. Частота вращения двигателя

С практической точки зрения важно представлять условия и способы регулирования частоты вращения двигателя. Выведенная формула позволяет решить эту задачу. Прежде всего отметим, что для уменьшения потерь мощности сопротивление обмотки якоря стре­мятся сделать по возможности малым (в реальных машинных оно составляет сотые или тысячные доли ом). В соответствии с этим и падение напряжения на активном сопротивлении якоря IЯRЯ невелико по сравнению с напряжением сети. Поэтому в формуле для частоты вращения двигателя произведением IЯRЯ можно пренебречь. Тогда

Рис. 9.27. Включение регулировочных реос­татов в схему двига­теля постоянного тока параллельного возбуж­дения

Таким образом, существует два способа плавного изменения частоты вращения двигателя в широких пределах: 1) изменение напряжения U, подведенного к якорю двигателя; 2) изменение магнитного потока возбуждения Ф (тока возбуждения Iв).

На рис. 9.27 показано возможное подключение регулировочных реостатов к схеме двигателя. Увеличивая сопротивление R2 при постоянном напряжении сети U, уменьшаем напряжение, подведенное к якорю, и час­тоту вращения двигателя. Увеличивая сопротивление R1, уменьшаем ток возбуждения и магнитный поток возбуждения, а, следовательно, увеличиваем частоту вращения двигателя.

Второй способ регулирования частоты вращения двигателя предпочтительнее, так как он связан с мень­шими потерями энергии: ток возбуждения в десятки раз меньше тока якоря, а потери в регулировочном реостате пропорциональны квадрату тока. Однако при необходимости изменения частоты вращения двига­теля в очень широких пределах одновременно исполь­зуют оба способа.

Возможность плавного и экономичного регулиро­вания частоты вращения в широких пределах явля­ется важнейшим достоинством двигателей постоянно­го тока.

Во многих случаях возникает необходимость менять направление вращения якоря электродвигателя. Изменение направления вращения называют ревер­сированием.

Для реверсирования двигателя постоянного тока следует изменить направление магнитного потока возбуждения или тока якоря. При одновременном изме­нении направления потока возбуждения и тока якоря за счет изменения полярности напряжения источника питания направление вращения якоря двигателя не меняется.

Реверсирование двигателей осуществляют с по­мощью переключателей в цепи якоря или в цепи возбуждения.

Выражение для частоты вращения двигателя пока­зывает, что по мере уменьшения магнитного потока возбуждения частота неограниченно возрастает. С этой точки зрения опасен обрыв цепи возбуждения двигателя, при котором магнитный поток резко умень­шается до потока остаточного намагничивания, а дви­гатель идет «вразнос». Особенно вероятен режим «разноса» у ненагруженного двигателя. Режим «раз­носа» является аварийным: центробежные силы дефор­мируют обмотку якоря, якорь заклинивается, а в не­которых случаях и разрушается.

У нагруженного двигателя увеличение частоты вра­щения происходит не столь резко, так как уменьшение магнитного потока при постоянном моменте вращения приводит к такому увеличению тока якоря, при котором произведением IЯRЯ уже нельзя пренебрегать. Но и в этом случае обрыв цепи возбуждения может быть опасным.

Способы регулирования частоты вращения двигателя постоянного тока параллельного и последовательного возбуждения.

В двигателе с параллельным возбуждением частота вращения при холостом ходе n02/n01 = U2/U1, а уменьшение частоты вращения при Мн = const равно Δn1 = Δn2 = const. характеристики двигателя с параллельным возбуждением это семейство параллельных прямых 1, 2 и 3 (рис.а). Скоростные и механические характеристики двигателя с последовательным возбуждением строят аналогично (рис. б). Регулирование частоты вращения двигателя путем изменения напряжения на зажимах якоря ведут «вниз», т. е. уменьшают напряжение и частоту вращения по сравнению с номинальными.

n = U — Ia(∑Ra + Rдоб ) = n0 Δn.
ceФ

Включение реостата в цепь якоря.При включении реостата в цепь якоря

1 — естественная Rдоб = 0; 2 — реостатная Rдоб > 0. Частоты вращения при холостом ходе для обеих характеристик равны. При одном токе якоря Δnестnреост = ΣRa /(ΣRa + Rдоб ). Чем больше Rдоб , тем круче с увеличением нагрузки падает частота вращения.

Механические характеристики n = f(M) можно получить из скоростных n = f(Ia) путем изменения масштаба по оси абсцисс, так как М = сМФIa = cIa.

Недостаток: возникновение больших потерь энергии в реостате ΔРэл = Р1Δп/п0 = Р1 (п0п)/п0, с уменьшением частоты вращения якоря потери линейно возрастают.

Изменение магнитного потока. Чтобы изменить магнитный поток, необходимо регулировать ток возбуждения двигателя. При Ф1 и Ф2

n1 = U — Ia∑Ra = n01 Δn1.
ceФ1

В двигателе с параллельным возбуждением п02/п01 = Δп2п1 = Ф12. Каждая из механических характеристик линейна и может быть построена по точке ХХ и КЗ.

Сравнивая моменты при коротком замыкании,

с уменьшением магнитного потока частота вращения при ХХ возрастает, а момент при КЗ снижается. механические характеристики, пересекаются при Мкр и частоте вращения, меньшей частоты вращения при ХХ, но большей нуля. При значениях нагрузочного момента, меньших Мкр , уменьшение потока ведет к увеличению частоты вращения. При значениях больших Мкр , уменьшение потока приводит к уменьшению частоты вращения.

Механические характеристики у двигателей с последовательным возбуждением. Магнитный поток уменьшается при включении регулировочного реостата Rp.в параллельно обмотке возбуждения ОВ, Iв = Iа Rp.в /(Rв + Rp.в )= =βIа. При включении реостата Rp.в параллельно обмотке возбуждения требуемое распределение тока Iа между обмоткой и реостатом обеспечивается при стационарном режиме.

При отключении двигателя от сети и последующем включении в первый момент ток Iа идет по реостату Rp.в , a ток Iв мал. Это приводит к значительному возрастанию тока Iа из-за резкого уменьшения ЭДС Е, индуцированной в обмотке якоря, возникает резкий бросок тока Iа, нарушается нормальная коммутация и образовывается круговой огонь.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Регулирование скорости вращения двигателей постоянного тока независимого и параллельного возбуждения

Обратимся еще раз к основному уравнению электродвигателя U = Е + 1яЯя. Выражение для ЭДС двигателя ничем не отличается от выражения для ЭДС генератора. Это и понятно: и в том и в другом случае проводники обмотки пересекают силовые линии магнитного поля. Тот факт, что якорь генератора раскручивается механической, а якорь двигателя — электромагнитной силами, с точки зрения закона электромагнитной индукции роли не играет. Поэтому Е = сЕпФ , и, следовательно,

Отсюда находим выражение скорости вращения двигателя:

С практической точки зрения важно представлять условия и способы регулирования скорости вращения двигателя. Выведенная формула позволяет решить эту задачу.

Прежде всего отметим, что для уменьшения потерь мощности сопротивление обмотки якоря Яя стремятся сделать по возможности малым (в реальных машинах оно составляет сотые или тысячные доли ома). В соответствии с этим и падение напряжения в активном сопротивлении якоря /ЯЛЯ невелико но сравнению с напряжением сети. Поэтому в формуле скорости вращения двигателя членом /я/?я можно пренебречь. Тогда

Отсюда очевидно, что существует два способа плавного изменения скорости вращения двигателя в широких пределах:

  • 1) изменение напряжения U, подведенного к якорю двигателя;
  • 2) изменение магнитного потока возбуждения Ф (тока возбуждения / ).

На рис. 7.32 показано возможное включение регулировочных реостатов в схему двигателя. Увеличивая сопротивление R2 при постоянном напряжении сети U, будем уменьшать напряжение, подведенное к якорю, и скорость вращения двигателя. Увеличивая сопротивление /. будем уменьшать ток возбуждения и магнитный поток возбуждения, а следовательно, увеличивать скорость вращения двигателя.

Второй способ регулирования скорости вращения двигателя предпочтительнее, так как он связан с меньшими потерями мощности: ток возбуждения в десятки раз меньше тока якоря, а потери пропорциональны квадрату тока. Однако при необходимости изменять скорость вращения двигателя в очень широких пределах одновременно используют оба способа.

Возможность плавного и экономичного регулирования скорости вращения в широких пределах является важнейшим достоинством двигателей постоянного тока.

Выражение скорости вращения двигателя показывает, что по мере уменьшения магнитного потока возбуждения скорость неограниченно возрастает. С этой точки зрения опасен обрыв цепи возбуждения двигателя, при котором магнитный поток резко уменьшается до величины потока остаточного намагничивания, а двигатель идет «вразнос». Особенно вероятен режим «разноса» у ненагруженного двигателя. Режим «разноса» является аварийным: центробежные силы деформируют обмотку якоря, якорь заклинивается, а в некоторых случаях и разрушается.

У нагруженного двигателя увеличение скорости вращения происходит не столь резко, так как уменьшение магнитного потока при постоянном моменте вращения приводит к такому увеличению тока якоря, при котором произведением /я/?я уже нельзя пренебрегать. Но и в этом случае обрыв цепи возбуждения может быть опасным.

Регулирование скорости вращения двигателей постоянного тока независимого и параллельного возбуждения

При постоянном напряжении питания магнитный поток возбуждения уменьшился.

§ 29.4. Регулирование частоты вращения двигателей параллельного возбуждения

Способы регулирования частоты вращения двигателей оцени­ваются следующими показателями: плавностью регулирования; диапазоном регулирования, определяемым отношением наиболь­шей частоты вращения к наименьшей; экономичностью регулиро­вания, определяемой стоимостью регулирующей аппаратуры и потерями электроэнергии в ней.

Из (29.5) следует, что регулировать частоту вращения двига­теля параллельного возбуждения можно изменением сопротивле­ния в цепи якоря, изменением основного магнитного потока Ф, изменением напряжения в цепи якоря.

Введение дополнительного сопротивления в цепь якоря. Дополнительное сопротивление (реостат ) включают в цепь яко­ря аналогично пусковому реостату (ПР). Однако в отличие от по­следнего оно должно быть рассчитано на продолжительное проте­кание тока.

При включении сопротивления в цепь якоря выражение частоты (29.5) принимает вид

, (29.12)

где — частота вращения в режиме х.х.;

—изменение частоты вращения, вызван­ное падением напряжения в цепи якоря.

С увеличением возрастает, что ведет к уменьшению час­тоты вращения. Зависимость иллюстрируется также имеханическими характеристиками двигателя параллельного воз­буждения (рис. 29.4, а): с повышением увеличивается наклон механических характеристик, а частота вращения при заданной нагрузке на валу уменьшается. Этот способ обеспечи­вает плавное регулирование частоты вращения в широком диапа­зоне (только в сторону уменьшения частоты от номинальной), од­нако он неэкономичен из-за значительных потерь электроэнергии в регулировочном реостате , которые интенсивно растут сувеличением мощности двигателя.

Изменение основного магнитного потока. Этот способ ре­гулирования в двигателе параллельного возбуждения реализуется посредством реостата в цепи обмотки возбуждения (см. рис. 29.3,а). Так, при уменьшении сопротивления реостата возрастает магнитный поток обмотки возбуждения, что сопровождается по­нижением частоты вращения [см. (29.5)]. При увеличении час­тота вращения растет. Зависимость частоты вращения от тока воз­буждения выражается регулировочной характеристикой двигателя прии.

Из выражения (29.5) следует, что с уменьшением магнитного потока Ф частота вращения увеличивается по гиперболическому закону (рис. 29.5,). Но одновременно уменьшениеФ ведет к рос­ту тока якоря . При потокеток якоря дости­гает значения , т. е. падение напряжения в цепи яко­ря достигает значения, равного половине напряжения, подведенного к якорю . В этих условиях частотавращения двигателя достигает максимума . При дальнейшем уменьшении потокачастота вращения двигателя начинаетубывать, так как из-за интенсивного роста тока второе слагаемоевыражения (29.9) нарастает быстрее первого.

При небольшом нагрузочном моменте на валу двигателя мак­симальная частота вращения во много раз превосходит номи­нальную частоту вращения двигателя и является недопусти­мой по условиям механической прочности двигателя, т. е. можетпривести к его «разносу». Учитывая это, при выборе реостата необходимо следить за тем, чтобы при полностью введенном его сопротивлении частота вращения двигателя не превысила допус­тимого значения.

Например, для двигателей серии 2П (см. § 29.9) допускается превышение частоты вращения над номинальной не более чем в 2—3 раза. Необходимо также следить за надежностью электриче­ских соединений в цепи обмотки возбуждения двигателя, так как при разрыве этой цепи магнитный поток уменьшается до значения потока остаточного магнетизма , при котором частота враще­ния может достигнуть опасного значения.

Вид регулировочных характеристик зависит от значе­ния нагрузочного момента на валу двигателя: с ростом мак­симальная частота вращения уменьшается (рис. 29.5, б).

Рис. 29.5. Регулировочные характеристики двигателя парал­лельного возбуждения

Недостаток рассмотренного способа регулирования частоты вращения состоит в том, что при изменении магнитного потока Ф меняется угол наклона механической характеристики двигателя.

Рассмотренный способ регулирования частоты вращения прост и экономичен, так как в двигателях параллельного возбуж­дения ток , а поэтому потери в регулировочном реостатеневелики.

Однако диапазон регулирования обычно составляет . Объясняется это тем, что нижний предел частоты вращения обусловлен насыщением машины, ограничивающим значение магнитного потока Ф, а верхний предел частоты опасностью «разноса» двигателя и усилением влияния реакции якоря, иска­жающее действие которого при ослаблении основною магнитного потока Ф усиливается и ведет к искрению на коллекторе или же к появлению кругового огня (см. § 27.5).

Изменение напряжения в цепи якоря. Регулирование часто­ты вращения двигателя изменением питающего напряжения при­меняется лишь при , т. е. при раздельном питании цепей обмотки якоря и обмотки возбуждения при независимом возбуж­дении.

Частота вращения в режиме х.х. пропорциональна напря­жению, а от напряжения не зависит [см. (29.1 1)], поэтому ме­ханические характеристики двигателя при изменении напряжения не меняют угла наклона к оси абсцисс, а смещаются по высоте, оставаясь параллельными друг другу (см. рис. 29.4, в). Для осуще­ствления этого способа регулирования необходимо цепь якоря двигателя подключить к источнику питания с регулируемым на­пряжением. Для управления двигателями малой и средней мощно­сти в качестве такого источника можно применить регулируемый выпрямитель, в котором напряжение постоянного тока меняется регулировочным автотрансформатором (АТ), включенным на вхо­де выпрямителя (рис. 29.6,).

Для управления двигателями большой мощности целесооб­разно применять генератор постоянного тока независимого возбу­ждения; привод осуществляется посредством приводного двигате­ля (ПД), в качестве которого обычно используют трехфазный двигатель переменного тока. Для питания постоянным током це­пей возбуждения генератора Г и двигателя Д используется возбу­дитель В — генератор постоянного тока, напряжение на выходе которого поддерживается неизменным. Описанная схема управле­ния двигателем постоянного тока (рис. 29.6, б) известна под на­званием системы «генератор — двигатель» (Г—Д).

Рис. 29.6. Схемы включения двигателей постоянного тока при регули­ровании частоты вращения изменением напряжения в цепи якоря

Изменение напряжения в цепи якоря позволяет регулировать частоту вращения двигателя вниз от номинальной, так как напря­жение свыше номинального недопустимо. При необходимости регулировать частоту вращения вверх от номинальной можно вос­пользоваться изменением тока возбуждения двигателя.

Изменение направления вращения (реверс) двигателя, рабо­тающего по системе ГД, осуществляется изменением направле­ния тока в цепи возбуждения генератора Г переключателем П, т. е. переменой полярности напряжения на его зажимах. Если двигатель постоянного тока работает в условиях резко переменной на­грузки, то для смягчения колебаний мощности, потребляемой ПД из трехфазной сети, на вал ПД помещают маховик М, который за­пасает энергию в период уменьшения нагрузки на двигатель Д и отдает ее в период интенсивной нагрузки двигателя.

Регулирование частоты вращения изменением напряжения в цепи якоря обеспечивает плавное экономичное регулирование в широком диапазоне . Наибольшая частота вращенияздесь ограничивается условиями коммутации, а наименьшая — условиями охлаждения двигателя (см. § 31.3).

Еще одним достоинством рассматриваемого способа регули­рования является то, что он допускает безреостатный пуск двига­теля при пониженном напряжении.

Импульсное регулирование частоты вращения. Сущность этого способа регулирования иллюстрируется схемой, изображен­ной на рис. 29.7, а. Цепь обмотки якоря двигателя параллельного (независимого) возбуждения периодически прерывается ключом К. Во время замыкания цепи якоря на время к обмотке якоря подводится напряжение и ток в ней достигает значения. Затем ключом К цепь якоря размыкают и ток в ней убывает, достигая к моменту следующего замыкания цепи значения (при размыкании ключа К ток в обмотке якоря замыкается через диод VD). При следующем замыкании ключа К ток достигает зна­чения и т. д. Таким образом, к обмотке якоря подводится не­которое среднее напряжение

, (29.13)

где Т— отрезок времени между двумя следующими друг за дру­гом импульсами напряжения (рис. 29.7, б); — коэффици­ент управления.

При этом в обмотке якоря проходит ток, среднее значение ко­торого .

При импульсном регулировании частота вращения двигателя

. (29.14)

Таким образом, импульсное регулирование частоты вращения аналогично регулированию изменением подводимого к цепи якоря напряжения. С целью уменьшения пульсаций тока в цепи якоря включена катушка индуктивности (дроссель) , а частота подачиимпульсов равна 200—400 Гц.

На рис. 29.7, в представлена одна из возможных схем им­пульсного регулирования, где в качестве ключа применен управ­ляемый диод — тиристор VS. Открывается тиристор подачей крат­ковременного импульса от генератора импульсов (ГИ) на управляющий электрод (УЭ) тиристора. Цепь , шунтирующая тиристор, служит для запирания последнего в период между двумя управляющими импульсами. Происходит это следующим образом: при открывании тиристора конденсатор С перезаряжается через контур и создает на силовых электродах тиристора напряже­ние, обратное напряжению сети, которое прекращает протекание тока через тиристор. Параметрами цепи определяется время (с) открытого состояния тиристора: . Здесь выража­ется в генри (Гн); С — в фарадах (Ф).

Рис. 29.7. Импульсное регулирование частоты вращения двига­теля постоянного тока

Значение среднего напряжения регулируется изменениемчастоты следования управляющих импульсов от генератора им­пульсов на тиристор VS.

Жесткие механические характеристики и возможность плав­ного регулирования частоты вращения в широком диапазоне оп­ределили области применения двигателей параллельного возбуж­дения в станочных приводах, вентиляторах, а также во многих других случаях регулируемого электропривода, где требуется ус­тойчивая работа при колебаниях нагрузки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *