РЕГУЛИРОВАНИЕ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ПОСТОЯННОГО ТОКА НЕЗАВИСИМОГО И ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ
Обратимся еще раз к основному уравнению электродвигателя U = Е + IяRя. Выражение для ЭДС двигателя ничем не отличается от выражения для ЭДС генератора. Это и понятно: и в том и в другом случае проводники обмотки пересекают силовые линии магнитного поля. Тот факт, что якорь генератора раскручивается механической, а якорь двигателя—электромагнитной силами, с точки зрения закона электромагнитной индукции не имеет значения. Частота вращения двигателя
С практической точки зрения важно представлять условия и способы регулирования частоты вращения двигателя. Выведенная формула позволяет решить эту задачу. Прежде всего отметим, что для уменьшения потерь мощности сопротивление обмотки якоря стремятся сделать по возможности малым (в реальных машинных оно составляет сотые или тысячные доли ом). В соответствии с этим и падение напряжения на активном сопротивлении якоря IЯRЯ невелико по сравнению с напряжением сети. Поэтому в формуле для частоты вращения двигателя произведением IЯRЯ можно пренебречь. Тогда
Рис. 9.27. Включение регулировочных реостатов в схему двигателя постоянного тока параллельного возбуждения
Таким образом, существует два способа плавного изменения частоты вращения двигателя в широких пределах: 1) изменение напряжения U, подведенного к якорю двигателя; 2) изменение магнитного потока возбуждения Ф (тока возбуждения Iв).
На рис. 9.27 показано возможное подключение регулировочных реостатов к схеме двигателя. Увеличивая сопротивление R2 при постоянном напряжении сети U, уменьшаем напряжение, подведенное к якорю, и частоту вращения двигателя. Увеличивая сопротивление R1, уменьшаем ток возбуждения и магнитный поток возбуждения, а, следовательно, увеличиваем частоту вращения двигателя.
Второй способ регулирования частоты вращения двигателя предпочтительнее, так как он связан с меньшими потерями энергии: ток возбуждения в десятки раз меньше тока якоря, а потери в регулировочном реостате пропорциональны квадрату тока. Однако при необходимости изменения частоты вращения двигателя в очень широких пределах одновременно используют оба способа.
Возможность плавного и экономичного регулирования частоты вращения в широких пределах является важнейшим достоинством двигателей постоянного тока.
Во многих случаях возникает необходимость менять направление вращения якоря электродвигателя. Изменение направления вращения называют реверсированием.
Для реверсирования двигателя постоянного тока следует изменить направление магнитного потока возбуждения или тока якоря. При одновременном изменении направления потока возбуждения и тока якоря за счет изменения полярности напряжения источника питания направление вращения якоря двигателя не меняется.
Реверсирование двигателей осуществляют с помощью переключателей в цепи якоря или в цепи возбуждения.
Выражение для частоты вращения двигателя показывает, что по мере уменьшения магнитного потока возбуждения частота неограниченно возрастает. С этой точки зрения опасен обрыв цепи возбуждения двигателя, при котором магнитный поток резко уменьшается до потока остаточного намагничивания, а двигатель идет «вразнос». Особенно вероятен режим «разноса» у ненагруженного двигателя. Режим «разноса» является аварийным: центробежные силы деформируют обмотку якоря, якорь заклинивается, а в некоторых случаях и разрушается.
У нагруженного двигателя увеличение частоты вращения происходит не столь резко, так как уменьшение магнитного потока при постоянном моменте вращения приводит к такому увеличению тока якоря, при котором произведением IЯRЯ уже нельзя пренебрегать. Но и в этом случае обрыв цепи возбуждения может быть опасным.
Способы регулирования частоты вращения двигателя постоянного тока параллельного и последовательного возбуждения.
В двигателе с параллельным возбуждением частота вращения при холостом ходе n02/n01 = U2/U1, а уменьшение частоты вращения при Мн = const равно Δn1 = Δn2 = const. характеристики двигателя с параллельным возбуждением это семейство параллельных прямых 1, 2 и 3 (рис.а). Скоростные и механические характеристики двигателя с последовательным возбуждением строят аналогично (рис. б). Регулирование частоты вращения двигателя путем изменения напряжения на зажимах якоря ведут «вниз», т. е. уменьшают напряжение и частоту вращения по сравнению с номинальными.
n = | U — Ia(∑Ra + Rдоб ) | = | n0 — Δn. |
ceФ |
Включение реостата в цепь якоря.При включении реостата в цепь якоря
1 — естественная Rдоб = 0; 2 — реостатная Rдоб > 0. Частоты вращения при холостом ходе для обеих характеристик равны. При одном токе якоря Δnест /Δnреост = ΣRa /(ΣRa + Rдоб ). Чем больше Rдоб , тем круче с увеличением нагрузки падает частота вращения.
Механические характеристики n = f(M) можно получить из скоростных n = f(Ia) путем изменения масштаба по оси абсцисс, так как М = сМФIa = cIa.
Недостаток: возникновение больших потерь энергии в реостате ΔРэл = Р1Δп/п0 = Р1 (п0 — п)/п0, с уменьшением частоты вращения якоря потери линейно возрастают.
Изменение магнитного потока. Чтобы изменить магнитный поток, необходимо регулировать ток возбуждения двигателя. При Ф1 и Ф2
В двигателе с параллельным возбуждением п02/п01 = Δп2/Δп1 = Ф1/Ф2. Каждая из механических характеристик линейна и может быть построена по точке ХХ и КЗ. Сравнивая моменты при коротком замыкании, с уменьшением магнитного потока частота вращения при ХХ возрастает, а момент при КЗ снижается. механические характеристики, пересекаются при Мкр и частоте вращения, меньшей частоты вращения при ХХ, но большей нуля. При значениях нагрузочного момента, меньших Мкр , уменьшение потока ведет к увеличению частоты вращения. При значениях больших Мкр , уменьшение потока приводит к уменьшению частоты вращения. Механические характеристики у двигателей с последовательным возбуждением. Магнитный поток уменьшается при включении регулировочного реостата Rp.в параллельно обмотке возбуждения ОВ, Iв = Iа Rp.в /(Rв + Rp.в )= =βIа. При включении реостата Rp.в параллельно обмотке возбуждения требуемое распределение тока Iа между обмоткой и реостатом обеспечивается при стационарном режиме. При отключении двигателя от сети и последующем включении в первый момент ток Iа идет по реостату Rp.в , a ток Iв мал. Это приводит к значительному возрастанию тока Iа из-за резкого уменьшения ЭДС Е, индуцированной в обмотке якоря, возникает резкий бросок тока Iа, нарушается нормальная коммутация и образовывается круговой огонь. Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим. Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций. Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰). Регулирование скорости вращения двигателей постоянного тока независимого и параллельного возбужденияОбратимся еще раз к основному уравнению электродвигателя U = Е + 1яЯя. Выражение для ЭДС двигателя ничем не отличается от выражения для ЭДС генератора. Это и понятно: и в том и в другом случае проводники обмотки пересекают силовые линии магнитного поля. Тот факт, что якорь генератора раскручивается механической, а якорь двигателя — электромагнитной силами, с точки зрения закона электромагнитной индукции роли не играет. Поэтому Е = сЕпФ , и, следовательно, Отсюда находим выражение скорости вращения двигателя: С практической точки зрения важно представлять условия и способы регулирования скорости вращения двигателя. Выведенная формула позволяет решить эту задачу. Прежде всего отметим, что для уменьшения потерь мощности сопротивление обмотки якоря Яя стремятся сделать по возможности малым (в реальных машинах оно составляет сотые или тысячные доли ома). В соответствии с этим и падение напряжения в активном сопротивлении якоря /ЯЛЯ невелико но сравнению с напряжением сети. Поэтому в формуле скорости вращения двигателя членом /я/?я можно пренебречь. Тогда Отсюда очевидно, что существует два способа плавного изменения скорости вращения двигателя в широких пределах:
На рис. 7.32 показано возможное включение регулировочных реостатов в схему двигателя. Увеличивая сопротивление R2 при постоянном напряжении сети U, будем уменьшать напряжение, подведенное к якорю, и скорость вращения двигателя. Увеличивая сопротивление /. будем уменьшать ток возбуждения и магнитный поток возбуждения, а следовательно, увеличивать скорость вращения двигателя. Второй способ регулирования скорости вращения двигателя предпочтительнее, так как он связан с меньшими потерями мощности: ток возбуждения в десятки раз меньше тока якоря, а потери пропорциональны квадрату тока. Однако при необходимости изменять скорость вращения двигателя в очень широких пределах одновременно используют оба способа. Возможность плавного и экономичного регулирования скорости вращения в широких пределах является важнейшим достоинством двигателей постоянного тока. Выражение скорости вращения двигателя показывает, что по мере уменьшения магнитного потока возбуждения скорость неограниченно возрастает. С этой точки зрения опасен обрыв цепи возбуждения двигателя, при котором магнитный поток резко уменьшается до величины потока остаточного намагничивания, а двигатель идет «вразнос». Особенно вероятен режим «разноса» у ненагруженного двигателя. Режим «разноса» является аварийным: центробежные силы деформируют обмотку якоря, якорь заклинивается, а в некоторых случаях и разрушается. У нагруженного двигателя увеличение скорости вращения происходит не столь резко, так как уменьшение магнитного потока при постоянном моменте вращения приводит к такому увеличению тока якоря, при котором произведением /я/?я уже нельзя пренебрегать. Но и в этом случае обрыв цепи возбуждения может быть опасным. Регулирование скорости вращения двигателей постоянного тока независимого и параллельного возбуждения При постоянном напряжении питания магнитный поток возбуждения уменьшился. § 29.4. Регулирование частоты вращения двигателей параллельного возбужденияСпособы регулирования частоты вращения двигателей оцениваются следующими показателями: плавностью регулирования; диапазоном регулирования, определяемым отношением наибольшей частоты вращения к наименьшей; экономичностью регулирования, определяемой стоимостью регулирующей аппаратуры и потерями электроэнергии в ней. Из (29.5) следует, что регулировать частоту вращения двигателя параллельного возбуждения можно изменением сопротивления в цепи якоря, изменением основного магнитного потока Ф, изменением напряжения в цепи якоря. Введение дополнительного сопротивления в цепь якоря. Дополнительное сопротивление (реостат При включении сопротивления
где
С увеличением Изменение основного магнитного потока. Этот способ регулирования в двигателе параллельного возбуждения реализуется посредством реостата Из выражения (29.5) следует, что с уменьшением магнитного потока Ф частота вращения При небольшом нагрузочном моменте на валу двигателя максимальная частота вращения Например, для двигателей серии 2П (см. § 29.9) допускается превышение частоты вращения над номинальной не более чем в 2—3 раза. Необходимо также следить за надежностью электрических соединений в цепи обмотки возбуждения двигателя, так как при разрыве этой цепи магнитный поток уменьшается до значения потока остаточного магнетизма Вид регулировочных характеристик Рис. 29.5. Регулировочные характеристики двигателя параллельного возбуждения Недостаток рассмотренного способа регулирования частоты вращения состоит в том, что при изменении магнитного потока Ф меняется угол наклона механической характеристики двигателя. Рассмотренный способ регулирования частоты вращения прост и экономичен, так как в двигателях параллельного возбуждения ток Однако диапазон регулирования обычно составляет Изменение напряжения в цепи якоря. Регулирование частоты вращения двигателя изменением питающего напряжения применяется лишь при Частота вращения в режиме х.х. Для управления двигателями большой мощности целесообразно применять генератор постоянного тока независимого возбуждения; привод осуществляется посредством приводного двигателя (ПД), в качестве которого обычно используют трехфазный двигатель переменного тока. Для питания постоянным током цепей возбуждения генератора Г и двигателя Д используется возбудитель В — генератор постоянного тока, напряжение на выходе которого поддерживается неизменным. Описанная схема управления двигателем постоянного тока (рис. 29.6, б) известна под названием системы «генератор — двигатель» (Г—Д). Рис. 29.6. Схемы включения двигателей постоянного тока при регулировании частоты вращения изменением напряжения в цепи якоря Изменение напряжения в цепи якоря позволяет регулировать частоту вращения двигателя вниз от номинальной, так как напряжение свыше номинального недопустимо. При необходимости регулировать частоту вращения вверх от номинальной можно воспользоваться изменением тока возбуждения двигателя. Изменение направления вращения (реверс) двигателя, работающего по системе Г—Д, осуществляется изменением направления тока в цепи возбуждения генератора Г переключателем П, т. е. переменой полярности напряжения на его зажимах. Если двигатель постоянного тока работает в условиях резко переменной нагрузки, то для смягчения колебаний мощности, потребляемой ПД из трехфазной сети, на вал ПД помещают маховик М, который запасает энергию в период уменьшения нагрузки на двигатель Д и отдает ее в период интенсивной нагрузки двигателя. Регулирование частоты вращения изменением напряжения в цепи якоря обеспечивает плавное экономичное регулирование в широком диапазоне Еще одним достоинством рассматриваемого способа регулирования является то, что он допускает безреостатный пуск двигателя при пониженном напряжении. Импульсное регулирование частоты вращения. Сущность этого способа регулирования иллюстрируется схемой, изображенной на рис. 29.7, а. Цепь обмотки якоря двигателя параллельного (независимого) возбуждения периодически прерывается ключом К. Во время замыкания цепи якоря на время
где Т— отрезок времени между двумя следующими друг за другом импульсами напряжения (рис. 29.7, б); При этом в обмотке якоря проходит ток, среднее значение которого При импульсном регулировании частота вращения двигателя
Таким образом, импульсное регулирование частоты вращения аналогично регулированию изменением подводимого к цепи якоря напряжения. С целью уменьшения пульсаций тока в цепи якоря включена катушка индуктивности (дроссель) На рис. 29.7, в представлена одна из возможных схем импульсного регулирования, где в качестве ключа применен управляемый диод — тиристор VS. Открывается тиристор подачей кратковременного импульса от генератора импульсов (ГИ) на управляющий электрод (УЭ) тиристора. Цепь Рис. 29.7. Импульсное регулирование частоты вращения двигателя постоянного тока Значение среднего напряжения Жесткие механические характеристики и возможность плавного регулирования частоты вращения в широком диапазоне определили области применения двигателей параллельного возбуждения в станочных приводах, вентиляторах, а также во многих других случаях регулируемого электропривода, где требуется устойчивая работа при колебаниях нагрузки. |