В какие сроки должен выполняться капитальный ремонт ВЛ на железобетонных и металлических опорах?
Организация эксплуатации и ремонтов воздушных линий
Система эксплуатационного обслуживания ВЛ включает техническое обслуживание и ремонт. К техническому обслуживанию ВЛ относятся работы по систематическому и своевременному предохранению отдельных конструкций и деталей от преждевременного износа путем проведения профилактических измерений и устранения мелких повреждений и неисправностей, а именно: — обходы и осмотры ВЛ; — установка, замена и осмотр трубчатых разрядников; — измерение сопротивления соединений проводов (болтовых, плашечных и болтовых переходных); — контроль тяжения в оттяжках опор; — проверка и подтяжка болтовых соединений и гаек анкерных болтов; — осмотр конструктивных элементов ВЛ при приемке их в эксплуатацию; — наблюдение за работами, проводимыми вблизи линии электропередачи сторонними организациями; — замена отдельных элементов ВЛ и выправка отдельных опор; — измерения и испытания, направленные на повышение уровня их технического обслуживания; — мероприятия, связанные с охраной линий; — чистка изоляции; — вырубка деревьев (угрожающих разрастанием в сторону линий на недопустимые расстояния), обрезка сучьев на отдельных деревьях, расчистка участков трассы от кустарника; — замена нумерации и предупредительных плакатов.
3 Эксплуатация ВЛЭП
3.1 Осмотры и их периодичность, содержание
Воздушные линии периодически осматривают электромонтеры по обходу трасс и инженерно-технический персонал. Периодичность осмотра ВЛ напряжением выше 1000 В в зависимости от местных условий и назначения линии устанавливает главный инженер электрической сети, но не реже 1 раза в 6 мес. Инженерно-технический персонал осматривает линии не реже 1 раза в год. Верховые осмотры линий с выборочной проверкой состояния проводов в местах крепления их на опорах производят не реже 1 раза в 6 лет, внеочередные осмотры — при гололеде, после грозы, бури, автоматического отключения ВЛ. Выявленные во время обхода дефекты отмечают в листе обхода, а дефекты, требующие устранения, заносят в журнал дефектов. При обнаружении неисправностей, угрожающих бесперебойной работе линии, вызывают дежурную бригаду для ликвидации повреждения. Лицо, обнаружившее повреждение, должно находиться на месте до приезда дежурной бригады и отключения поврежденного участка линии. Однако не все дефекты могут быть выявлены в результате осмотра с земли. Поэтому на линиях 35 кВ и выше один раз в шесть лет проводится верховой осмотр проводов, тросов, гирлянд изоляторов на каждой опоре линии. При этом более тщательно проверяют состояние проводов, тросов, изоляторов, арматуры, деталей крепления проводов и тросов к опоре, наличие шплинтов и замков в арматуре. Во время верхового осмотра производят выборочную выемку проводов и тросов из поддерживающих зажимов и зажимов дистанционных распорок для выявления повреждений проводов плашками зажимов, от вибрации или воздействием электрической дуги при перекрытиях. Верховые осмотры проводят как на отключенных линиях, так и под напряжением. В последнем случае для выборочной выемки проводов из зажимов используются специальные изолирующие устройства. Верховые осмотры линий напряжением ниже 35 кВ проводят по мере необходимости. Предусматривают также проведение один раз в шесть лет проверки состояния антикоррозионного покрытия металлических опор и траверс железобетонных опор, металлических подножников опор и анкеров оттяжек с целью определения необходимости повторной защиты их от коррозии. Для этого подножники и анкеры оттяжек выборочно вскрывают на участках, где ожидается наибольшая коррозия (сырые места, места с агрессивными водами и т. п.). Кроме периодических осмотров на линиях проводят внеочередные осмотры при наступлении гололеда, во время ледохода и паводка, при лесных и степных пожарах, после автоматических отключений линии (аварийные осмотры). В местах интенсивного загрязнения изоляции проводят внеочередные осмотры при образовании сильных туманов. В этом случае осмотры могут проводиться в темное время суток, когда лучше видны разряды по загрязненной поверхности, имеющие вид белых и желтых искр. Внеочередные осмотры проводятся также на участках, вблизи которых производятся работы посторонними организациями. Осмотры трасс на участках производства работ посторонними организациями позволяют проверить соблюдение этими организациями всех требований по охране линий. Задачей монтера при таких осмотрах является также проведение инструктажа о необходимости соблюдения правил техники безопасности при работах вблизи действующих высоковольтных линий. Аварийные осмотры проводят после отключения линий, даже если затем последовало успешное повторное включение. При этих осмотрах устанавливают причину отключений линий. В случае неуспешного повторного включения необходимо быстро определить место и характер повреждения, возможность включения линии без ремонта, установить объем ремонтных работ и количество необходимых материалов. Аварийные осмотры линий производятся в более короткие сроки, чем другие виды осмотра. При этом привлекается максимальное число монтеров и используется вся имеющаяся техника. Особое внимание обращается на те участки, где наиболее вероятно повреждение: места с пониженными габаритами, пересечения с дорогами, другими линиями и т. д. После грозовых отключений обращается внимание на перекрытие изоляторов, оплавление проводов и арматуры. Вблизи населенных мест особое внимание обращается на провода: набросы оставляют на проводах следы оплавления, вызывают пережоги отдельных проволок, а иногда и всего провода. Результаты аварийных осмотров должны немедленно сообщаться соответствующему инженерно-техническому работнику или дежурному оперативному персоналу. Перед выездом линейной бригады на линию дежурный оперативный персонал определяет по специальным приборам предполагаемое место повреждения и сообщает об этом инженерно-техническому работнику, организующему аварийный осмотр. После получения результатов аварийного осмотра организуется устранение выявленного повреждения линии. Для этого бригада, которой поручается ликвидация повреждения, обеспечивается необходимыми подъемно-транспортными механизмами, а также материалами и оборудованием из аварийного резерва. В целях скорейшего восстановления повреждения организация аварийно-восстановительных работ должна начинаться одновременно с организацией аварийных осмотров. При этом подбирается состав бригады, приводятся в готовность механизмы, проверяется исправность средств связи.
3.2 Измерения, испытания
Не все неисправности на линиях могут быть выявлены в результате осмотров и ревизий. Поэтому предусматривается периодическое проведение на линиях электропередачи следующих измерений: — электрической прочности подвесных фарфоровых изоляторов — в первый год эксплуатации и далее в зависимости от величины отбраковки изоляторов, но не реже одного раза в шесть лет. Измерения электрической прочности стеклянных и штыревых изоляторов не производятся, а их состояние определяется при осмотрах; — сопротивления болтовых соединений проводов — при вводе линии или в первый год эксплуатации и далее один раз в шесть лет. Измерений сопротивления сварных, прессуемых или монтируемых скручиванием соединений не требуется; — сопротивления заземления опор (проводятся после окончания строительства, переустройства или капитального ремонта заземлителей, при обнаружении на опорах линий 110 кВ и выше следов перекрытий или разрушений изоляторов электрической дугой). В сетях 35 кВ и ниже у опор с разъединителями, защитными промежутками, трубчатыми и вентильными разрядниками и у опор с повторными заземлителями нулевых проводов измерения сопротивления заземления производятся не реже чем один раз в пять лет. Кроме того, измерения сопротивления заземления проводятся у 2% металлических и железобетонных опор линий 35 кВ и ниже в населенной местности, на участках с наиболее агрессивными, оползневыми, выдуваемыми или плохо проводящими грунтами не реже одного раза в 10 лет. Все измерения сопротивления заземления проводятся в периоды наибольшего просыхания грунта; — сопротивления петли «фаза—нуль» на линиях 0,4 кВ и ниже (производятся при приемке линий в эксплуатацию и в дальнейшем не реже одного раза в 6 лет, а также после подключения новых потребителей); — степени загнивания древесины — не реже одного раза в три года, а также перед заменой загнивших деталей для проверки правильности отбраковки и допустимости подъема на опору; — габаритов и стрел провеса проводов и тросов, тяжения в оттяжках опор (производимые по мере необходимости). Проверка трубчатых разрядников со снятием их с опор выполняется один раз в три года. Нагрузки и напряжения на ВЛ напряжением до 1000 В измеряют 1 раз в период с 1 октября по 1 января, в часы максимальных нагрузок. Внеочередные замеры нагрузок и напряжений на этих ВЛ производят после таких работ, как замена проводов одного сечения на провода другого сечения, изменение схемы, переключение ряда вводов с одной фазы на другую (расфазировка) или при получении сообщения от потребителя о ненормальном напряжении. Нагрузку измеряют на головном участке и ответвлениях, напряжение — на головном участке, удаленных концах магистрали и отдельных вводах. Нагрузку и напряжение на линиях напряжением до 1000 В измеряют токоизмерительными клещами с телескопической вышки или опоры, соблюдая при этом правила техники безопасности. Измерения на ВЛ выше 1000 В выполняют только на головных участках по стационарным приборам, установленным в распределительных пунктах или центрах питания. Результаты измерений заносят в специальные бланки.
3.3 Охранная зона
Охрана линии электропередачи. Электромонтер по обходу трасс ВЛ периодически извещает администрацию заводов, фабрик и других предприятий, прорабов и начальников строительств, начальников жилищно-эксплуатационных контор, по территории которых проходят воздушные линии, о том, что производство каких-либо работ или возведение построек и сооружений вблизи трасс ВЛ без согласования с эксплуатирующей организацией не разрешается; напоминает о необходимости назначения лиц, ответственных за трассы ВЛ на территории предприятий, следит за отсутствием работ в охранной зоне (по 10 м от крайних проводов ВЛ до 10 кВ).
3.4 Ремонты
Текущий ремонт воздушных линий и вводов проводит ремонтная бригада или бригада эксплуатационного участка по наряду в соответствии с графиком работ. Перед началом работ мастер учитывает все недостатки, выявленные при осмотре линии, и подготовляет необходимые материалы, инструмент и приспособления. В объем текущего ремонта входят: выправка и укрепление опор, подтяжка бандажей, проверка крюков и штырей, замена негодных и очистка загрязненных изоляторов, подтяжка отдельных участков проводов линии и вводов, проверка надежности соединений проводов и контактов, проверка предохранителей и перемычек, восстановление нумерации столбов и вводов, проверка габаритов линии и вводов, очистка проводов от набросов, ремонт и окраска кабельных спусков и концевых муфт, проверка состояния верхней части опор и спусков заземления. На деревянные опоры поднимаются при помощи монтерских когтей и предохранительного пояса. На антисептированных опорах необходимо работать в брезентовых рукавицах, предохранительных очках и специальной брезентовой одежде. Подъем на железобетонные опоры производится при помощи когтей с резиновыми накладками. Наиболее удобно выполнять работы по ремонту воздушных линий с телескопической вышки, имеющей подъемную корзину. При капитальном ремонте ВЛ заменяют опоры, устанавливают новые приставки, заменяют негодные изоляторы, подтягивают и заменяют провода. Выполняют капитальный ремонт воздушных линий по мере необходимости в зависимости от их состояния. Капитальный ремонт ВЛ производит ремонтная бригада под руководством мастера. Количество человек в бригаде зависит от объема и сроков работ. По окончании ремонта мастер вносит все изменения в схему и паспорт ВЛ и делает отметку в паспорте о проведении ремонта линии. Ремонт ВЛ производят со снятием напряжения и выполнением необходимых мер в соответствии с правилами техники безопасности (наложение заземления, вывешивание плакатов и пр.).
Популярные модели автовышек
| Модель | Максимальная высота, м | Грузоподъемность, кг | Размеры корзины, мм | Цена за смену | Час переработки | | — | — | — | — | | Вышка Hyundai | 6 м | 200 кг | 8 000 ₽ | 1 000 ₽ | | Вышка Nissan Atlas | 7 м | 200 кг | 8 000 ₽ | 1 000 ₽ | | Вышка Isuzu Elf | 9 м | 200 кг | 8 000 ₽ | 1 000 ₽ | | Вышка Isuzu Elf | 10 м | 200 кг | 8 000 ₽ | 1 000 ₽ | | Вышка AICHI SH09A | 12 м | 200 кг | 8 000 ₽ | 1 000 ₽ | | Вышка AICHI SH09A | 12 м | 200 кг | 8 000 ₽ | 1 000 ₽ | | Вышка ISUZU ELF | 12 м | 1 000 кг | 8 000 ₽ | 1 000 ₽ | | Вышка ISUZU ELF | 13 м | 200 кг | 8 000 ₽ | 1 000 ₽ | | Вышка ISUZU ELF | 14 м | 200 кг | 8 000 ₽ | 1 000 ₽ | | Вышка ISUZU ELF | 14 м | 200 кг | 8 000 ₽ | 1 000 ₽ | | Вышка ISUZU | 15 м | 200 кг | 8 000 ₽ | 1 000 ₽ | | Вышка Jinwoo 180 | 16 м | 300 кг | 8 000 ₽ | 1 000 ₽ | | Вышка ISUZU | 16 м | 850 кг | 8 000 ₽ | 1 000 ₽ | | Вышка HINO | 16 м | 800 кг | 8 000 ₽ | 1 000 ₽ | | Вышка ISUZU ELF | 16 м | 200 кг | 8 000 ₽ | 1 000 ₽ | | Вышка ISUZU | 16 м | 200 кг | 8 000 ₽ | 1 000 ₽ | | Вышка MAN | 17 м | 265 кг | 8 000 ₽ | 1 000 ₽ | | Вышка AICHI SH-140 | 18 м | 200 кг | 8 000 ₽ | 1 000 ₽ | | Вышка Dasan 180 | 18 м | 250 кг | 9 600 ₽ | 1 200 ₽ | | Вышка NISSAN CABSTAR | 18 м | 200 кг | 9 600 ₽ | 1 200 ₽ | | Вышка MITSUBISHI | 19 м | 200 кг | 9 600 ₽ | 1 200 ₽ | | Вышка TADANO AT-185 CG | 20 м | 200 кг | 9 600 ₽ | 1 200 ₽ | | Вышка AICHI SK-200 | 20 м | 200 кг | 9 600 ₽ | 1 200 ₽ | | Вышка SuperDeck 220 | 22 м | 1000 кг | 12 000 ₽ | 1 500 ₽ | | Вышка Aichi SK210 | 22 м | 350 кг | 9 600 ₽ | 1 200 ₽ | | Вышка ISUZU ELF | 22 м | 200 кг | 9 600 ₽ | 1 200 ₽ | | Вышка ISUZU ELF | 22 м | 200 кг | 9 600 ₽ | 1 200 ₽ | | Вышка HINO | 22 м | 200 кг | 9 600 ₽ | 1 200 ₽ | | Вышка ISUZU | 22 м | 1 000 кг | 9 600 ₽ | 1 200 ₽ | | Вышка TOYOTA | 22 м | 1 000 кг | 9 600 ₽ | 1 200 ₽ | | Вышка NISSAN CABSTAR | 22 м | 200 кг | 9 600 ₽ | 1 200 ₽ | | Вышка AICHI SK-240 | 24 м | 180 кг | 10 400 ₽ | 1 300 ₽ | | Вышка TADANO AT-230CG | 25 м | 200 кг | 10 800 ₽ | 1 350 ₽ | | Вышка Jinwoo 280 | 26 м | 300 кг | 10 800 ₽ | 1 350 ₽ | | Вышка AICHI SK-240 | 26 м | 200 кг | 10 800 ₽ | 1 350 ₽ | | Вышка AICHI SK-240 | 26 м | 200 кг | 10 800 ₽ | 1 350 ₽ | | Вышка ISUZU FORWARD | 26 м | 200 кг | 10 800 ₽ | 1 350 ₽ | | Вышка MITSUBISHI FUSO | 26 м | 200 кг | 10 800 ₽ | 1 350 ₽ | | Вышка MITSUBISHI FUSO | 26 м | 200 кг | 10 800 ₽ | 1 350 ₽ | | Вышка ISUZU FORWARD | 27 м | 300 кг | 10 800 ₽ | 1 350 ₽ | | Вышка Horyong 280A | 28 м | 300 кг | 12 000 ₽ | 1 500 ₽ | | Вышка HINO RANGER | 28 м | 200 кг | 12 000 ₽ | 1 500 ₽ | | Вышка HINO RANGER | 28 м | 200 кг | 12 000 ₽ | 1 500 ₽ | | Вышка HINO | 28 м | 200 кг | 12 000 ₽ | 1 500 ₽ | | Вышка HINO | 28 м | 200 кг | 12 000 ₽ | 1 500 ₽ | | Вышка ISUZU ELF | 28 м | 250 кг | 12 000 ₽ | 1 500 ₽ | | Вышка MITSUBISHI | 28 м | 200 кг | 12 000 ₽ | 1 500 ₽ | | Вышка MAN | 30 м | 300 кг | 14 000 ₽ | 1 750 ₽ | | Вышка Horyong 320A | 32 м | 300 кг | 14 000 ₽ | 1 750 ₽ | | Вышка Jinwoo 380 | 36 м | 300 кг | 18 000 ₽ | 2 250 ₽ | | Вышка HORYONG SKY-400KR | 40 м | 350 кг | 24 000 ₽ | 3 000 ₽ | | Вышка DAEWOO | 40 м | 300 кг | 24 000 ₽ | 3 000 ₽ | | Вышка Horyong 420A | 42 м | 250 кг | 24 000 ₽ | 3 000 ₽ | | Вышка Jinwoo 450 | 45 м | 300 кг | 26 000 ₽ | 3 250 ₽ |
Автомобильная вышка – это обязательный вид специальной техники, который используется при процессе установки опорных столбов для воздушных линий электропередачи (сокращённо ЛЭП). Непосредственно при самом процессе монтажа с использованием спецтехники обязательно учитываются следующие параметры:
- Тип опор, которые планируется установить;
- Особенности их доставки к месту установки;
- Рельеф местности установки;
- Разновидность грунта.
Кроме того, что автовышки используются при прокладке новых линий электрификации, эти машины активно используются при аварийных работах или плановом устранении повреждений. Опоры линий электропередач периодически необходимо менять или выравнивать. Спецтехника также используется при проведении работ по замене алюминиевого неизолированного провода на кабель типа СИП.
Также при использовании автомобильной вышки становится возможным визуальный осмотр состояния опор, мест соединений и прочих компонентов линии электрификации. Может проводиться восстановительный ремонт железобетонных или металлических опор, замена комплектующих столбов и прочее.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВОЗДУШНЫХ И КАБЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ НАПРЯЖЕНИЕМ ДО 1000 В
Чтобы обеспечить нормальную работу воздушных линий электропередачи, необходимо своевременно проводить соответствующие работы по техническому обслуживанию и ремонту оборудования.
Задачи эксплуатации могут быть решены при выполнении следующих условий: постоянное наблюдение за воздушными линиями (осмотры); соблюдение допустимых режимов работы по токам нагрузки; проведение измерений, профилактических испытаний и планово-предупредительных ремонтов; ведение технической документации; тщательное расследование причин аварий и разработка мероприятий по их устранению.
На воздушных линиях напряжением до 1000 В применяют деревянные опоры из антисептированной древесины, деревянные на железобетонных или деревянных (антисептиированных) приставках и железобетонные. Опоры рассчитывают по предельным механическим нагрузкам, возникающим в нормальных режимах работы воздушных линий. Расчетные сочетания механических нагрузок определяют в соответствии со строительными нормами и правилами (СНиП).
В местах, где есть опасность наезда транспорта на опоры, их защищают отбойными тумбами. На каждой опоре на высоте 2,5. 3,0 м от земли пишут порядковый номер и год ее установки. Расположение проводов на опоре не зависит от района климатических условий. Нулевой провод располагают, как правило, ниже фазных проводов. Провода наружного освещения прокладывают совместно с проводами воздушных линий, но располагают под нулевым проводом.
Расстояние между проводами устанавливают в зависимости от района гололедности и длины пролета. Так, на воздушных линиях в I, II и III районах гололедности вертикальное расстояние между проводами на опорах должно быть не менее 40 см, а горизонтальное при пролетах более 30 м — не менее 30 см.
Горизонтальное расстояние между проводами при спусках на опорах должно быть не менее 15 см, а расстояние от провода до элементов опоры — не менее 5 см. Допускается совместно подвешивать на опорах провода сети напряжением 380/220 В с проводами радиотрансляционной сети. При этом провода воздушных линий располагают над проводами радиотрансляции, и расстояние от нижнего провода воздушной линии до верхнего провода радиотрансляции должно составлять не менее 1,5 м, а в пролете — не менее 1,25 м. В пролете допускается пересечение проводов воздушных линий с проводами связи. Провода воздушных линий должны быть расположены выше и иметь двойное крепление.
При наибольшей стреле провеса расстояние от проводов до поверхности земли в проезжей части улиц и дорог должно быть не менее 6 м. На ответвлениях к вводам в здания расстояние от проводов до тротуара и пешеходных дорожек может быть уменьшено до 3,5 м.
Ввод в эксплуатацию. После завершения работ по сооружению воздушных линий руководство предприятия электросетей назначает рабочую комиссию по приемке воздушных линий в эксплуатацию. В комиссию входят представители предприятия электросетей, подрядчика, субподрядчика, проектной организации, а также других заинтересованных организаций.
Рабочая комиссия представляет следующие технические документы: 1) рабочий проект воздушных линий с изменениями, внесенными в процессе строительства; 2) исполнительную схему сети с указанием марок и площадей сечения проводов, типов опор, защитных заземлений, средств грозозащиты и т. д.; 3) акты осмотров переходов и пересечений; 4) акты на скрытые работы по устройству заземлений и заглублений опор; 5) протоколы измерений сопротивления заземлите- лей; 6) паспорт линии.
Непосредственно перед сдачей в эксплуатацию вновь сооруженной или вышедшей из капитального ремонта воздушной линии проверяют следующее: техническое состояние и соответствие линии проекту; равномерность распределения нагрузки по фазам; заземляющие и грозозащитные устройства; стрелы провеса и расстояния до земли и на пересечениях.
После принятия воздушных линий рабочей комиссией и ликвидации всех недоделок воздушную линию представляют Государственной приемочной комиссии, назначенной районным энергетическим управлением.
Государственная приемочная комиссия на основании осмотра воздушной линии, актов рабочей комиссии, технической документации и ряда других дополнительных документов определяет качество работ, соответствие их проекту и возможность сдачи воздушной линии в эксплуатацию. После включения воздушной линии под напряжение и нормальной работы ее в течение суток Государственная приемочная комиссия подписывает акт приемки воздушной линии в эксплуатацию.
Осмотры и техническое обслуживание. В процессе эксплуатации воздушных линий проводят периодические и внеочередные осмотры. К периодическим осмотрам относятся дневные, ночные, верховые и контрольные.
Дневные осмотры проводят для проверки состояния элементов воздушных линий и ее трассы. При этом подтягивают бандажи и восстанавливают нумерацию опор. Элементы линии, недоступные для осмотра с земли невооруженным глазом, монтер-обходчик осматривает в бинокль.
Ночные осмотры проводят для выявления свечения или искрения в местах неплотных соединений, а также для выявления дефектных ламп уличного освещения.
При выполнении дневных и ночных осмотров линии обходчик не поднимается на опоры и линия не отключается.
Однако не все дефекты можно выявить при осмотре с земли. Поэтому не реже одного раза в шесть лет проводят верховой осмотр воздушных линий. Линию при этом отключают и заземляют. Во время верхового осмотра проверяют крепление изоляторов и арматуры, степень загрязнения изоляторов, состояние верхних частей опор, соединений проводов и т. п.
Для контроля за работой персонала, обслуживающего воздушную линию, проверки выполнения противоаварийных мероприятий, проведения оценки состояния воздушных линий и их трасс инженерно-технический персонал проводит выборочные контрольные осмотры линий.
Внеочередные осмотры воздушных линий электропередачи проводят при наступлении гололеда, сильных морозов (ниже -40 °С), после ледохода, разлива рек, при лесных и степных пожарах, а также после автоматического отключения линии.
Периодичность проводимых осмотров приведена в таблице 7.1.
При проведении периодических осмотров проверяют, чистая ли трасса, касаются ли провода ветвей деревьев; нет ли ожогов, трещин, боя изоляторов, обрывов проводов; обращают внимание на целостность вязок, регулировку проводов; на состояние опор и крен их вдоль и поперек линии, на целостность бандажей и заземляющих устройств,
7.1. Периодичность осмотров воздушных линий
на состояние соединителей, наличие набросов и следов перекрытий, а также на состояние вводных ответвлений и предохранителей.
Все повреждения, нарушения, обнаруженные во время осмотров, заносят в листок осмотра.
При осмотрах воздушных линий выявляются не все неисправности. Поэтому правилами технической эксплуатации предусмотрено проведение следующих проверок и измерений:
проверка состояния деревянных опор с определением степени загнивания отдельных деталей — не реже одного раза в три года; измерение сопротивлений заземлений — не реже 1 раза в 6 лет; проверка состояния железобетонных опор и приставок с выборочным вскрытием грунта в зоне переменной влажности — делают после первых 3 лет эксплуатации и в дальнейшем один раз в 6 лет;
измерение расстояний от проводов воздушной линии до пересекаемых сооружений и до земли — во всех случаях, когда возникают сомнения в соответствии требуемых расстояний.
Загнивание разных частей деревянных опор возникает и развивается неодинаково. Этот процесс быстро прогрессирует при влажности 30. 60 %. Такая влажность наблюдается в подземной части приставок, в торцах деталей опор и в местах сопряжения деталей, где долго задерживается влага. Поэтому степень загнивания древесины опоры и приставки определяют на глубине 30. 40 см ниже уровня земли, на уровне земли, на траверсе, а также у верхних бандажей в местах закрепления раскосов и распорок.
Наиболее часто происходит поверхностное круговое загнивание опоры — иногда только с одной стороны, обращенной на север, которая большую часть времени находится в тени. Реже древесина гниет с ядра ствола. В деталях опор гниение происходит вдоль трещин, где влага долго держится из-за плохого проветривания.
По глубине и характеру распространения загнивания можно определить эквивалентный диаметр оставшейся здоровой части древесины и решить вопрос о необходимости замены той или иной детали.
Проверка древесины на загнивание состоит из внешнего осмотра и простукивания деталей по всей их длине, а также измерения глубины загнивания в опасном сечении и глубины трещин.
Внешним осмотром выявляют поверхностные очаги загнивания (круговые или местные), трещины. При простукивании молотком (массой не более 0,4 кг) по звуку выявляют наличие внутреннего загнивания. После определения опасного сечения, наиболее подверженного гниению, измеряют глубину загнивания. Определяют ее специальными пружинными приборами или, при отсутствии таковых, щупом или буравчиком. Щуп — заостренный пруток или шило с нанесенными на нем делениями (через 0,5 см). Усилием рук щуп вводят в загнившие слои древесины. Встретив здоровые слой, он задерживается. Глубина проникновения щупа в древесину соответствует глубине загнивания. Щупом можно с достаточной для практики точностью определить глубину только наружного загнивания.
Рис. 7.1. Прибор для измерения глубины загнивания древесины при помощи буравчика:
1 — буравчик; 2 — рейки со шкалой; 3,5— пружины; 4,6— шкалы
Более точно глубину загнивания определяют буравчиком (рис. 7.1) или прибором ПД-1 (рис. 7.2), снабженным иглой. Прибором по ходу погружения иглы в древесину измеряется усилие прокалывания. Границу здоровой древесины определяют по резкому увеличению усилия прокалывания.
Степень загнивания деталей, расположенных вертикально или наклонно (стойки, приставки и т. д.) определяют в трех точках по окружности детали, а в горизонтально расположенных деталях (траверсы ит. д.) — в двух точках: сверху и снизу напротив первой.
Среднюю глубину поверхностного загнивания в каждом сечении находят как среднее арифметическое результатов измерений.
Диаметр здоровой части древесины (эквивалентный диаметр)
где D — наружный диаметр детали; Ьср — средняя глубина загнивания.
Рис. 7.2. Прибор ПД-1:
/ — ручка; 2 — винт; 3 — корпус; 4,9 — гайки; 5 — внутренний цилиндр; 6 — пружина; 7 — указатель; 8— цепь; 10— игла; 11 — ушки
Детали опоры бракуют, если диаметр здоровой части древесины меньше наименьшего допустимого в эксплуатации, определенного расчетом. Наименьшие допустимые диаметры (см) основных деталей опор (стойки или приставки у земли) высотой 7,2 м для линии электропередачи, несущей до девяти проводов (пять проводов марки АС50 и четыре провода марки ПС04), приведены ниже:
В целях упрощения расчета эквивалентного диаметра условно принимают, что при любой форме внутреннего загнивания здоровая часть древесины в сечении представляет собой либо круговое кольцо с полным внутренним загниванием (с ядром загнивания в центре), либо круговое кольцо со здоровым ядром в центре (неполное внутреннее загнивание).
По результатам измерений вычисляют среднюю толщину наружного здорового слоя, среднюю толщину гнилого слоя древесины и диаметр здоровой сердцевины.
Момент сопротивления загнившей детали, имеющей сечение в виде кольца,
где D — наружный диаметр кольца; d — внутренний диаметр кольца.
Момент сопротивления на изгиб круга
Эквивалентный диаметр загнившей древесины определяют путем подбора равнопрочной круглой детали с вполне здоровой древесиной по всему сечению.
Как показали испытания, момент сопротивления деталей при полном внутреннем загнивании снижается вследствие старения и прочих скрытых дефектов. Поэтому вводят поправочный коэффициент, учитывающий это ослабление прочности древесины, и эквивалентный диаметр рассчитывают по формуле
Значение коэффициента к определяют в зависимости от толщины стенки 5ср (см)здорового слоя:
Бракуют детали как и при наружном загнивании, путем сравнения диаметра равнопрочного сечения (эквивалентного диаметра) с минимально допустимым диаметром для данной детали.
При полном внутреннем загнивании и толщине здорового слоя меньше 2 см деталь подлежит немедленной замене. Если эквивалентный диаметр больше расчетного на 2. 4 см, деталь остается в эксплуатации, но требуется ежегодная проверка, а при большем превышении эквивалентного диаметра над расчетным — проверка через 3 года.
Наличие на древесине сквозных трещин, крупных сучков расценивается как ослабление древесины по внутреннему загниванию на 1—2 см. Ослабление древесины по внутреннему загниванию врубками и притесами расценивается как наружное загнивание на глубину врубок. Отверстия, просверленные во время испытаний, необходимо забить деревянными пробками и хорошо замазать противогнилостным составом (суперобмазкой, креозотом, горячей смолой).
При проверке заземляющих устройств их осматривают и измеряют сопротивление. Заземляющие устройства, находящиеся в земле, проверяют выборочно со вскрытием грунта. Обращают внимание на глубину заложения (не менее 0,5 м, а в пахотной земле 1 м). Размеры стальных заземлителей и заземляющих проводников должны быть не менее 6 мм 2 в сечении, а при прямоугольном сечении — не менее 48 мм 2 и т. д. Сопротивление заземляющих устройств следует измерять в периоды наименьшей проводимости почвы: летом — при наибольшем просыхании почвы, зимой — при наибольшем промерзании. Сопротивление заземляющих устройств не должно превышать значения, нормируемого по Правилам устройства электроустановок, более чем на 10 %.
Измеряют сопротивление заземляющих устройств специальными приборами МС-07, МС-08 и М-416. В сетях с занулением для наиболее удаленных электроприемников 1 раз в 5 лет измеряют прибором М417 сопротивление фаза — нуль. Для надежной работы плавких вставок предохранителей или во время отключения автоматов при однофазном коротком замыкании в конце линии сопротивление петли фаза — нуль должно быть таким, чтобы сила тока короткого замыкания превышала по крайней мере втрое силу номинального тока плавкой вставки или в 1,4 раза силу тока отключения мгновенного расцепителя автоматического выключателя.
При проверке состояния железобетонных опор и приставок их осматривают, измеряют ширину раскрытия трещин, определяют размеры раковин и сколов. На железобетонных опорах допускаются раковины и выбоины размером не более 10 мм (по глубине, ширине и длине) и числом не более двух на 1 м длины. Для железобетонных опор с ненапряженной арматурой на 1 м длины допускается не более шести кольцевых трещин шириной до 0,2 мм. Для опор с частично напряженной арматурой допускается ширина раскрытия трещин до 0,05 мм. На опорах с полностью напряженной арматурой трещины не допускаются. Размеры трещин измеряют набором щупов или оптическим тре- щиномсром. Обнаруженные трещины промазывают полимерцемент- ным раствором и краской.
Стрелы провеса и габариты измеряют во всех случаях, когда их соответствие проектным данным вызывает сомнение.
Габариты воздушных линий можно измерять без снятия и со снятием напряжения. Без снятия напряжения измерения выполняют при помощи теодолита, специальных оптических угломерных приборов или изолирующими штангами. Простым и удобным прибором для измерения габаритов является также карманный высотомер. Для непосредственного измерения габаритов линий применяют изолирующие штанги: один монтер касается провода линии концом штанги, другой измеряет расстояние от нижнего конца штанги до земли.
Со снятием напряжения расстояние от проводов воздушной линии до поверхности земли измеряют при помощи веревки, рулетки или рейки. Расстояние по горизонтали от проводов до строений, деревьев и других предметов, расположенных вблизи линий, измеряют непосредственно. Стрелы провеса измеряют угломерными приборами либо путем глазомерного визирования; фактически стрела провеса может отличаться от нормируемой не более чем на 5 %.
Стрелы провеса и габариты линии не рекомендуется измерять при скорости ветра, превышающей 8. 10 м/с.
Соблюдение режимов работы по токовым нагрузкам. Провода воздушных линий при протекании по ним электрического тока нагреваются. Правилами устройств электроустановок (ПУЭ) установлена предельно допустимая температура голых проводов при длительном протекании тока, равная 70 “С. Для проводов воздушных линий предусмотрены длительно допустимые токовые нагрузки, рассчитанные из условия того, что температура окружающей среды равны 25 °С (длительно допустимые токовые нагрузки голых проводов на открытом воздухе приводятся в ПУЭ и ПТЭ).
Если температура окружающей среды отличается от 25 °С, длительно допустимую нагрузку (А) определяют с учетом поправочного коэффициента:
где /пр — предельно допустимая температура нагрева провода *С; Гокр — температура окружающей среды “С.
где /н — сила тока нагрузки А;
Предельно допустимые токовые нагрузки допускаются только в аварийных случаях. Во всех остальных случаях сила тока должна быть не более рабочей максимальной, взятой в качестве.исходного параметра при расчете и выборе проводов низковольтной сети. Режим напряжения линии контролируется на вторичных зажимах трансформатора (на вводах потребителя). Если отклонение напряжения выше допустимого, то пользуются переключателем трансформатора (в отключенном состоянии).
Эксплуатация ВЛЭП
При техническом обслуживании воздушных линий (ВЛЭП) периодически проводятся их осмотры. Осмотр — это обход ВЛЭП с визуальной проверкой состояния трассы и всех элементов ВЛЭП.
График осмотров ВЛЭП утверждается техническим руководителем предприятия в соответствии с требованиями:
1. Осмотр ВЛЭП по всей длине — не реже 1 раза в год;
2. Отдельные участки ВЛЭП, включая участки, подлежащие ремонту, не реже 1 раза в год должны осматриваться административно-техническим персоналом;
3. Для ВЛЭП напряжением 35 кВ и выше не реже 1 раза в 10 лет должны проводиться верховые осмотры (осмотры с подъемом на опору);
4. Для ВЛЭП напряжением 35 кВ и выше, проходящих в зонах с высокой степенью загрязнения или по открытой местности, а также для ВЛЭП напряжением 35 кВ и выше, эксплуатируемых 20 и более лет, верховые осмотры должны проводиться не реже 1 раза в 5 лет;
5. Для ВЛЭП напряжением 0,38. 20 кВ верховые осмотры должны проводиться при необходимости.
По мере необходимости осмотры ВЛЭП проводятся в темное время суток для выявления коронирования и опасности перекрытия изоляции и возгорания деревянных опор.
Внеочередные осмотры ВЛЭП или их участков должны проводиться при образовании на проводах и тросах гололеда, при пляске проводов, во время ледохода и разлива рек и после стихийных бедствий (бурь, ураганов, пожаров) в зоне прохождения ВЛЭП, а также после отключения ВЛЭП релейной защитой и неуспешного АПВ.
При осмотрах трасс ВЛЭП, проходящих в лесных массивах, обращают внимание на зарастание просек, их ширину и противопожарное состояние.
При прохождении ВЛЭП в населенной местности расстояния по горизонтали от крайних проводов при наибольшем их отклонении до ближайших зданий и сооружений должны быть не менее:
2м — для ВЛ напряжением до 20 кВ;
4м — для ВЛ напряжением 35. 110 кВ;
6 м — для ВЛ напряжением 220 кВ.
При осмотре опор обращают внимание на их отклонения от вертикального положения, разворот и уклон траверс, прогибы (кривизну) элементов опор. В местах заглубления опор не должно быть проседания или вспучивания грунта. У железобетонных фундаментов металлических опор и железобетонных приставок деревянных опор не должно быть трещин и сколов бетона с обнажением стальной арматуры.
На опорах должны присутствовать их порядковые номера, информационные знаки с указанием ширины охранной зоны, а в населенной местности — предупредительные плакаты безопасности. Номер или условное обозначение ВЛЭП должны быть указаны на концевых опорах линии, первых опорах ответвлений, опорах в местах пересечений ВЛЭП одинакового напряжения, опорах пересечения с железными дорогами, опорах участков параллельно идущих линий при расстоянии между ними менее 200 м.
У деревянных опор не должно быть видимого загнивания деревянных частей, следов обгорания или расщепления. Внешнее загнивание опор определяется визуально, наличие внутреннего загнивания — путем простукивания древесины молотком в сухую и не морозную погоду. Звонкий звук указывает на здоровую древесину, глухой — на наличие в ней внутреннего загнивания.
Проверяется состояние бандажей (хомутов), сочленяющих деревянную стойку с железобетонной приставкой. Не должно быть ослабления бандажей, поражения их коррозией.
У металлических опор проверяются сварные швы и болтовые соединения, состояние антикоррозийного покрытия и степень поражения элементов опор коррозией в местах нарушения этого покрытия. Не допускается сквозное поражение коррозией металлических элементов опор, появление трещин в металле и сварных швах. У фундаментов металлических опор не должно быть зазора между пятой опоры и железобетонным фундаментом.
У железобетонных опор проверяется состояние антикоррозийного покрытия и степень поражения коррозией металлических траверс. Особое внимание уделяется осмотру железобетонной стойки опоры, в которой не должно быть трещин и других повреждений бетона. Трещины способствуют коррозии арматуры и, следовательно, уменьшению прочности опоры.
У проводов и тросов не должно быть обрывов и оплавлений отдельных проволок, набросов на провода посторонних предметов.
У ВЛЭП с изолированными проводами проверяется состояние изоляции проводов в местах их соприкосновения с деревьями и
отдельными сучьями, состояние изолирующей оболочки соединительных и ответвительных зажимов.
Изоляторы ВЛЭП не должны иметь трещин, ожогов от перекрытия и других видимых повреждений глазури. Все изоляторы в гирляндах должны быть чистыми и целыми. По интенсивности коронирования изоляторов определяется степень их загрязненности. У ВЛЭП со штыревыми изоляторами не должно быть срывов изоляторов со штырей или крючьев, обрыва вязки провода к изолятору, не должно быть выпадения и ослабления крючьев (штырей) или их изломов.
При оценке состояния арматуры обращают внимание на ее комплектность (наличие всех болтов, гаек, шплинтов, замков), отсутствие трещин, деформации, видимых следов коррозии. На поверхности овальных и опрессованных соединителей не должно быть следов коррозии, трещин и других механических повреждений. Гасители вибрации должны быть на установленном при монтаже месте.
У трубчатых разрядников проверяется направление зоны выхлопа, состояние поверхности разрядника, которая не должна иметь ожогов электрической дугой, трещин, расслоений и глубоких царапин.
У заземляющих устройств проверяется состояние (целостность и степень поражения коррозией) заземляющих проводников и их соединений с заземлителями.
При оценке состояния проводов, изоляторов, арматуры и других элементов ВЛ, расположенных достаточно высоко, целесообразно использовать бинокль.
Все замеченные при осмотрах дефекты и неисправности ВЛ заносятся в листок осмотра, форма которого приводится ниже.
Все дефекты и неисправности в зависимости от их характера устраняются при техническом обслуживании или плановом ремонте ВЛ. Повреждения аварийного характера должны быть устранены немедленно.
Определение места повреждения
Технические средства для определения места повреждения (ОМП) широко используются при эксплуатации ВЛ всех классов напряжений. В зависимости от класса напряжения средства ОМП можно разделить на два вида: средства ОМП в сетях с большими токами замыкания на землю (110-220 кВ) и средства ОМП в сетях с малыми токами замыкания на землю (6. 35 кВ).
Для измерения и запоминания токов и напряжений используются полупроводниковые и микропроцессорные фиксирующие приборы. По сравнению с полупроводниковыми, микропроцессорные фиксирующие приборы позволяют реализовать более сложные алгоритмы ОМП, более приспособлены к перепрограммированию при изменении параметров сети, более точные. Опыт эксплуатации микропроцессорных приборов ОМП показал, что погрешность определения расстояния до места повреждения не превышает 5 %.
Для ориентирования при поиске места повреждения в местах разветвления сети устанавливаются указатели поврежденного участка, фиксирующие факт протекания тока короткого замыкания. По положениям указателей 1, 2 и 3 эксплуатационный персонал правильно определяет направление поиска места повреждения. В частности, при замыкании в точке К1 факт протекания тока короткого замыкания будет зафиксирован только указателем 1.
В электрических сетях с изолированной нейтралью (6. 35 кВ) ток однофазного замыкания на землю имеет емкостной характер, а по величине значительно (на один-два порядка) меньше тока нагрузки.
Малая величина токов замыкания на землю исключает возможность применения рассмотренных выше методов и средств ОМП.
В соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей допускается работа сети с заземленной фазой до устранения повреждения; при этом эксплуатационный персонал обязан отыскать и устранить повреждение в кратчайший срок. Отыскание места однофазных замыканий на землю осуществляется с помощью переносных приборов, измеряющих вблизи ВЛЭП уровень магнитного поля токов нулевой последовательности.
Сроки осмотра ВЛ
По графику, утвержденному ответственным за электрохозяйство Потребителя.
Выборочные осмотры ВЛ административно — техническим персоналом
Не реже 1 раза в год
Проводятся выборочные осмотры отдельных участков линий, включая все участки ВЛ, подлежащие ремонту
Верховые осмотры ВЛ напряжением 35 кВ и выше:
а) эксплуатируемых 20 лет и более;
б) ВЛ, проходимых в зонах интенсивного загрязнения;
в) В Л, проходящих по открытой местности;
г) остальных ВЛ(участках)
Не реже 1 раза в 5 лет То же
Не реже 1 ра- зав 10 лет
С выборочной проверкой проводов и тросов в зажимах и дистанционных распорках на В Л или на их участках