Смазка подшипника: как правильно смазывать и какое средство лучше выбрать
В процессе создания и эксплуатации любого сложного механизма мы постоянно сталкиваемся с проблемой трения. Быстрый износ деталей, излишний нагрев, резкое снижение энергетической эффективности являются следствием выхода из строя узлов. Для предотвращения этого нам приходится думать, какая смазка лучше подойдет для подшипников ступицы, генератора автомобиля и велосипеда.
Необходимость смазывать вращающиеся точки
Принципиально устройство направлено на уменьшение сопротивления движения двух поверхностей. В конструкциях без металлических шариков избавиться от соприкосновения можно введя в пространство смазывающий слой. Он может быть самым разным, от твердого до газообразного. Логичным шагом в конструировании стало создание механизмов, где функцию прослойки стали выполнять ролики. Но полностью исключить трение невозможно. Поэтому эти изделия также требуют использование специальных веществ.
Отсутствие или загрязнение покрытия приводит к быстрому износу: перегреву, деформации за счет стирания валов, и в конечном итоге, выходу из строя всего узла. У инженеров существует термин «заклинивание», при неправильной эксплуатации, после изменения геометрии, он перестает вращаться, и как следствие, наступает аварийная ситуация. Одним из ярких примеров является трагедия, произошедшая на Саяно Шушенской ГЭС, где из-за поломки опорного устройства пострадали несколько сотен человек.
Виды смазочного материала
Разнообразные задачи и условия работы постоянно ставят нас перед выбором, какая лучше смазка для подшипников скольжения. Для разных агрегатов, которые задействуют при низких и высоких нагрузках, при температурах от + 300 градусов до -50, в агрессивной среде разработаны разные вещества. На видео показаны все имеющиеся типы.
Масла
Давно замечено, что субстанция с таким названием имеет свойства облегчать скольжение. Первоначально для этого применялись выжимки из растений: льна, подсолнечника, оливы, продуктов переработки молока или животные жиры. В современной индустрии к этому подклассу относятся длинные молекулярные соединения углерода, производимые из нефти.
Они делятся на:
• Минеральные. Пятьдесят лет назад весь автотранспорт обслуживался такими средствами.
• Полусинтетические. В состав введены искусственно синтезированные добавки, заметно улучшающие характеристики.
• Синтетические. Под конкретную задачу производится продукт со строго заданными параметрами.
Основной сферой службы являются устройства с возможностью смазывания из ванны картера или под давлением. Это двигатели внутреннего сгорания, коробки передач, редукторы. К этому подклассу можно причислить другие типы жидкостей, например, для обеспечения работы керамических втулок, используют воду или мыльную суспензию.
Пластичные
В условиях, когда нет возможности создать герметичную область, применяются вязкие материалы, которые за счет адгезии (прилипание) удерживаются на элементах качения. Выдавливание в процессе эксплуатирования и попадание загрязнений ограничивается специальными крышками.
Для этого подходят: «Солидол», «Литол», «Циатим», «Фиол», «Зимол», «Шрус». В их состав входят четыре основных компонента: масло, технологические присадки, красители и загуститель. Последний элемент определяет температурный режим работы. В зависимости от задач, он производится на основе: лития, кальция, бария или натрия. Одним из положительных свойств является водостойкость.
Специализированные вещества обеспечивают эксплуатацию в критических условиях, при температурах от +150 до -50 градусов, при повышенной радиации, в агрессивных средах (морская вода, увеличенная кислотность).
Для узлов, подвергающихся экстремальным физическим воздействиям, применяют покрытие с присадками из графита; молибдена; порошковой меди, цинка, свинца.
Твердые
Для высоких нагрузок прилагают материи, имеющие чешуйчатую слоистую структуру. За счет множественного смещения слоев, резко снижается сопротивление. Самым распространенным становится графит. Также используется порошок дисульфида молибдена.
Газообразные
В результате движения между двумя поверхностями нагнетается воздушная подушка, препятствующая прямому соприкосновению. В итоге узел работает без трения даже при повышенных оборотах. значительным недостатком является неспособность выдерживать большие нагрузки и плохие характеристики при разгоне и остановке. Сфера применения очень специфичная.
Лучшие смазки
К подбору материала надо подходить со знанием дела, чтобы избежать перегрев элементов качения и возникновение избыточного трения. В конечном итоге это приводит к преждевременной потери детали. В зависимости от параметров эксплуатации (давление, скоростные режимы, импульсные нагрузки, среда использования) следует выбрать вещества, отвечающие требованиям. В большинстве случаев достаточно обычного автомобильного масла или для закрытых видов «Литола».
Общего назначения
Почти вся продукция, находящаяся в продаже, идет с заводским наполнителем. Большинство агрегатов рассчитаны с запасом прочности, поэтому стандартной порции бывает достаточно. Открытые модели сделаны для применения в обычной среде. Тип выбирается от особенностей употребления, при этом добавляется вещество, устойчивое к низкой или повышенной температуре.
Для высоконагруженных соединений
В таких узлах происходит сильное прижатие элементов друг к другу. За счет этого изделие чрезвычайно нагревается. Поэтому подбирается состав, который активно сопротивляется выдавливанию из точек касания, и не меняет вязкость при повышении температурного режима. Характерным представителем является «Циатим» и целая линейка графитовых смазок. Для обработки открытых видов используется «Нигрол», который имеет большой уровень характеристики по смачиванию. При соприкосновении металлических деталей пленка всегда остается между ними.
Такими суспензиями смазываются:
• валы крупной сельхозтехники;
• ступицы в автотранспорте;
• железнодорожные каретки;
• военная техника;
• генераторы.
Процесс смазки закрытых и линейных подшипников
Циркуляция жидкости в картере осуществляется автоматически, поэтому все обслуживание сводится к регулярной замене. Периодичность прописана в паспорте технического средства. Но есть части, где требуется постоянное внимание. Для этого часто предусмотрены специальные отверстия для «шприцевания». Конусные и роликовые элементы качения ремонтируются при помощи частичного демонтажа. При уходе за электродвигателями бывает целесообразно снимать защитный кожух и поменять наполнитель, который продлит срок службы без замены детали.
Разборка подшипника
На видео мы показываем, как это сделать в домашних условиях. В зависимости от конструкции работа может потребовать разных операций. Существуют изделия, проникновение в которые ничем не ограничено. Здесь после промывки просто добавляется смазочный материал. Такая манипуляция проводится регулярно в ступицах автотранспорта, узлах сельхозтехники. Производители предусматривают проведение таких действий при обслуживании.
Демонтаж разъемных элементов
В данной операции трудность может составить только снятие обоймы с вала. Для этого используются специальные приспособления – съемники.
Как снять пыльник
Если «загудел» закрытый подшипник, то целесообразно попробовать починить его без замены на новую деталь. Для этого острым предметом (нож, шило) выщелкивается пластина из паза во внешней обойме. Операцию необходимо производить аккуратно во избежание изменения геометрии изделия. Иначе вам не удастся поставить ее на место, и она перестанет выполнять свои функции.
Промывка
Во время эксплуатации в рабочее пространство попадают загрязнения (пыль, песок, волокна и другие инородные тела). Сами элементы качения стираются и мелкие частички металла остаются внутри. Поэтому все это необходимо удалить. Обычно для этого хорошо подходит любой растворитель (сольвент, ксилол, керосин, уайт-спирит, бензин). Целью такой операции является полное устранение старого наполнения.
Сколько смазки закладывать в подшипник
Количество вещества должно гарантированно обеспечивать покрытие пленкой всех металлических поверхностей. При интенсивном движении происходит постоянное восстановление слоя между трущимися частями. Если в одном случае, лишний состав будет выдавлен из изделия, то при заполнении закрытых устройств, следует вносить 50 процентов от свободного объема. Иначе герметичность крышек в процессе работы будет повреждена и внешние загрязнения беспрепятственно попадут внутрь. Следует учитывать, что при нагревании размер увеличивается, это может привести к вытеканию.
Как правильно смазать подшипник закрытого типа без разборки
Наглядно весь процесс можно посмотреть на видео. Если узел не имеет внешних повреждений, и вы опасаетесь испортить защитные шайбы, то можно внести наполнитель не вскрывая. Для этого необходимо нагреть литол до жидкого состояния и поместить в него продукцию. Технологических зазоров достаточно, чтобы вещество проникло внутрь. Такая температура безопасна для всех компонентов. Минусом в этом способе является, что грязь так и останется внутри. Стоит учесть, что некоторые модели достаточно тугоплавкие, и доведение до нужной консистенции потребует достижения больших величин нагрева.
Какой должна быть смазка для роликовых механизмов
Если элемент качения работает в замкнутом пространстве (картере, двигателе, редукторе), то достаточно использовать масло. В ступицах автотранспорта, в сельскохозяйственной технике применяют разные формы «Литола».
В валах, подверженных перегреву, необходимо задействовать более тугоплавкие варианты, такие как: «Циатим», «Фиол», «Шрус». Последний продукт очень хорошо себя показал при экстремальных нагрузках за счет имеющегося в составе графита. Для машин, работающих в условиях крайнего севера разработаны специальные марки, например, «Зимол».
Не все виды одинаково достойны
Наполнитель для трущихся частей – это важный элемент для механизма. Если добавить некачественный или не предназначенный для данного случая, то результат может быть противоположный желаемому. Раньше широкое распространение имели такие вещества, как: «Солидол», «Пушечное сало», деготь. Применение в современных узлах чревато скорым выходом их из строя. Использование вязких продуктов при низких температурах не раз приводило к окончательной поломке редукторов и коробок передач на технике. И наоборот, жидкость, предназначенная для работы на севере, не подходит для жаркого климата.
Смазывание для закрытого элемента качения
Эти детали выпускают для электроинструментов, водяных насосов и автомобилей, где используются тихоходные конструкции с оборотами до пятнадцати тысяч. Они поставляются с завода, но при необходимости можно закладывать их самостоятельно, добавляя: «Циатим», «Консталин», «Литол».
По термостойкости, «Шрусы» и «Солидолы» самые слабые и работают при оборотах 3-5 тысяч. При разогреве имеют склонность к вытеканию, поэтому их не задействуют в скоростных машинах. Они защищают от влаги, так как обладают отталкивающим свойством.
Составы на основе натриевых солей («Консталин СК-УТС-1», «КВ-М») не могут эксплуатироваться в условиях повышенной влажности. При этом великолепно выдерживают высокие обороты и нагрев узла.
Какая смазка лучше для ступичных подшипников и натяжных роликов
Крепление колеса – это жизненно важный механизм, который необходимо периодически пополнять наполнителем. По правилам ТО место вращения колеса смазывается «Литолом», обеспечивающим отталкивание воды и устойчивое скольжение в разных температурных режимах. Таким же веществом обрабатываются и приборы натяжения ГРМ.
Генератор автомобиля
Многие водители знают характерный звук, появляющийся перед тем, как пропадает зарядка. Узлы поставляются с заводским смазывающим слоем. Но маленькие линейные размеры, интенсивная эксплуатация и агрессивная среда (влага, пыль, антиобледенительные реагенты на дорогах) негативно влияют на срок службы. Поэтому в этом изделии задействуют особые виды наполнителя, как: «Циатим 201» и «ОКБ-122-7». Они хорошо выдерживают перегрев, и достаточно стойкие к внешним воздействиям.
Как и чем лучше смазывать подшипники качения электродвигателя
Асинхронные трехфазные силовые установки – это целый пласт, имеющий применение во всех отраслях жизни. Очень длительные периоды использования и стандартные требования накладывают на механизмы ряд обязательств:
• Повышенная надежность. Поэтому используются усиленные варианты с высоким классом обработки.
• Весь период должен проходить без сложного обслуживания.
В работу обычно не требуется вмешательство. Но существуют ряд признаков, по которым можно понять, что пора закладывать наполнитель:
• Если агрегат слишком сильно гудит.
• При выключении продолжает долго вращаться без нагрузки.
В этих случаях необходима замена смазки в подшипниках электродвигателя.
Велосипед
Почти каждый человек сталкивался с необходимостью обслуживания «железного коня». Своевременное добавление «Литола» или «Циатима» в передние и задние вилки сильно облегчает нагрузки и позволяет пользоваться аппаратом не один сезон.
Спорттовары
Большую популярность у молодежи имеют роликовые коньки, лыжи и скейтборды. Элементы качения используются в достаточно жестких условиях, поэтому необходимо следить за их состоянием. Для обслуживания отлично подходят стандартный «Литол-24» и «МС 1000» (импортный аналог).
Для линейных подшипников
Основным требованием здесь является устойчивая связка с поверхностью. Для металлических направляющих применяются все виды пластичных препаратов, таких как: «Солидол», технический вазелин, «Циатим». Если полозья изготовлены из других материалов, то добавляются вещества, подходящие для них. Например, точки трения в маятниковой пиле обрабатываются мыльной водной суспензией.
Для опорных
В большинстве случаев подходит стандартный вариант. Должна быть густая консистенция, препятствующая вытеканию. В замкнутых изделиях задействуют жидкие типы.
Для керамических
Такие устройства появились недавно. Их отличает длительный срок работы и возможность эксплуатировать в экстремальных условиях. В бытовых проточных насосах их функционирование обеспечивается постоянным поступлением воды. В более сложных конструкциях применяются щелочные суспензии. В турбинах (при высоких оборотах) скользящий слой может быть газовым.
Для узлов скольжения
Целью является создание зазора между внешним и внутренним кольцами. В зависимости от устройства, это достигается принудительным или естественным введением самых разных веществ: масло, щелочных растворов, субстанций с большой вязкостью или газов.
Для качения
Для этих задач используются минеральные, полусинтетические, синтетические жидкости в чистом виде. Какую лучше смазку выбрать для опорных, керамических и роликовых подшипников зависит от конкретных условий и где будут употребляться эти узлы. Вы можете найти необходимый вариант в интернет-магазине торгово-производственной компании «М-Пласт». На специализированных форумах обсуждаются все разнообразные моменты по применению тех или иных веществ.
Смазки для насосного оборудования
Смазки для насосного оборудования обеспечивают надежную и длительную работу техники без сбоев и являются эффективным средством при решении проблем, связанных с эксплуатацией и обслуживанием устройств. Назначение насосных смазок – минимизация трения между элементами, уменьшение износа, охлаждение трущихся деталей и создание уплотнения между компонентами. Выбор состава зависит от разновидности промышленных насосов, особенностей работы, конструкции, типа подшипников, минимальной и максимальной нагрузки, а также вида перегоняемого вещества.
Виды промышленных насосов
Насосы задействованы в различных отраслях промышленности. Оборудование используется для напорного перемещения, нагнетания, всасывания, сжатия, разрежения жидкости или газа в результате передачи перегоняемому веществу потенциальной или кинетической энергии.
По принципу действия падающего элемента устройства делятся на несколько групп:
- Роторные – функционируют по принципу вытеснения. Вращающие поршни или винты формируют в цилиндре рабочие полости, наибольших размеров для всасывания и наименьших для напора.
- Возвратно-поступательные – перегон веществ посредством осевого движения поршня или мембраны в цилиндре, который соединяется с подводящими и напорными трубами с помощью всасывающего и нагнетательного элемента.
- Динамические – вращающиеся колеса передают кинетическую энергию к перекачиваемой среде (жидкости или газу), которая в диффузоре или спирали преобразовывается в энергию давления.
- Специальные – небольшие приборы, в которых не предусмотрен традиционный вращающийся или движущийся вдоль оси рабочий элемент.
В процессе эксплуатации в насосном оборудовании могут возникать различные проблемы. Например, сильный шум или вибрация, скачкообразные движения, заедание, деформация и разрушение уплотнителей, коррозия, снижение производительности, вытекание смазки из узлов трения, коррозия и т.д. Большинство неполадок можно избежать (либо минимизировать вероятность их появления) при своевременном и правильном техническом обслуживании. Обязательный элемент ТО – грамотный подбор и использование смазочных материалов, которые полностью отвечают условиям работы конкретного узла техники.
Обязательному смазыванию подлежат следующие детали:
- направляющие скольжения;
- подшипники;
- резьбовые соединения;
- электрические контакты;
- прокладки и уплотнители.
Классификация смазок
Все существующие смазочные материалы классифицируются по консистенции, составу и области применения. По консистенции смеси делятся на:
- пластичные;
- полужидкие;
- твердые.
В каждой разновидности содержится определенный процент масла, загустителя, примесей и присадок для улучшения свойств вещества. Пластичные смеси чаще всего применяются в автомобильной технике, твердые используются для качественного уплотнения и защиты техники. Жидкие смазки – это моторные масла, которыми обрабатываются детали двигателей.
По назначению выделяют следующие составы:
- антифрикционные – используются для уменьшения трения между деталями и увеличения срока их службы;
- узкоспециализированные – разрабатываются с учетом специфики каждой отдельной отрасли;
- консервационные – применяются для длительной защиты компонентов оборудования;
- уплотнительные – нужны для улучшения герметизации зазоров резьбовых соединений, упрощения сборки и демонтажа конструкций.
Состав смазок разнообразный. Большинство разновидностей относятся к нефтяным и синтетическим смесям. Кроме них выделяют минеральные, мыльные, натриевые, углеводородные, литиевые, бариевые, неорганические и органические смазки. Каждое вещество предназначено для конкретных механизмов и под определенные цели использования.
Разновидности для насосов
Для каждого узла предусмотрены отдельные разновидности смазок. Например, для обработки подшипников используются жидкие масла, получаемые в процессе переработки нефти, а также густые консистентные составы. Сорта жидких масел различаются между собой показателями вязкости, рабочей температурой, весом и маслянистостью. Густые смеси состоят из минерального масла и загустителей. Все разновидности веществ относятся к одному из действующих стандартов, который определяет их качество и ключевые свойства.
Подшипники
Подшипники роторных насосов смазываются антифрикционными силиконовыми и эфирными составами, обладающие следующими свойствами:
- термостойкость – сохраняют все свойства при воздействии высоких температур;
- морозостойкость – могут использоваться при отрицательной температуре;
- химически стойкие – не позволяют обработанным компонентам взаимодействовать с кислородом, что предотвращает появление коррозии;
Возможно применение и литиевых составов – пластичных смазок, получаемых путем загущения нефтяных масел литиевым мылом 12-оксистеариновой кислоты. Вещество обладает усиленной адгезией и антифреттинговыми свойствами для продолжительного смазывания высоконагруженных скоростных узлов.
Кроме них используются синтетические (ПАО) смеси – материалы, получаемые в процессе химического синтеза углеводородов. Такие составы обладают более широкими вязкостно-температурными характеристиками, устойчивы к окислительным процессам и инертны к каучуковым уплотнителям.
Для обработки подшипников динамических насосов, кроме силиконовых, эфирных, синтетических и литиевых пластичных смазок, используются полусинтетические (ПАО) смеси, отличающиеся широким диапазоном рабочих температур.
Направляющие скольжения
Узел отличается разнородностью материалов, образующих пары трения. Использование веществ без учета данной особенности приводит к разрушению пластиковых и эластомерных компонентов, нарушению герметичности, снижению производительности или к поломке всего механизма. Для обработки узла применяются синтетические силиконовые и литиевые термостойкие пластичные смазки.
Резьбовые соединения, посадки и уплотнители
В процессе обслуживания промышленных насосов возникают проблемы с монтажом и демонтажем компонентов, соединенных посадкой, а также уплотнителей и резьбовых соединений. Смеси для снятия и установки отдельных деталей должны препятствовать их повреждению и разрушению, сокращать сроки выполнения монтажных операций и упрощать процесс последующего обслуживания техники.
Резьбовые соединения обрабатываются антикоррозийными силиконовыми пластичными и углеводородными смесями. Для сборочных операций и посадок оптимально подходят сборочные, смазочные и резьбовые пасты с антикоррозийными свойствами, созданные на основе твердых составов и минерального масла. Металлические уплотнители смазываются веществами, обеспечивающие повышенную герметичность, защиту от фреттинг-коррозии и прикипания. Эластомерные уплотнители обрабатываются веществами, повышающие герметичность, продлевающие срок службы прокладок и облегчающие монтаж и демонтаж.
Электрические контакты
Для обеспечения надежного контакта в электротехнических соединениях, а также защиты от внешних воздействий используются электропроводные резьбовые составы, созданные на основе твердых смазок мелкодисперсного металлического порошка и минерального масла. Кроме них используется силиконовые материалы с термо,- водо,- и химической стойкостью для герметизации и электроизоляции контактов.
Основные производители
Рынок смазочных материалов для промышленных насосов представлен несколькими брендами.
Dow Corning (Molykote)
пластичные силиконовые литиевые смазки, масла, пасты, антифрикционные покрытия, дисперсии с термо,- водо,- и химической стойкостью
водостойкие составы, силиконовые, литиевые многоцелевые смазки и защитные покрытия
пластичные, консистентные составы, синтетические масла и одноточечные лубрикаторы
Смазка для закрытых подшипников
Подшипники закрытого типа с уплотнительными кольцами по бокам применяются в сухих узлах, где невозможно подвести жидкую смазку. Смазка для закрытых подшипников имеет густую консистенцию. Она закладывается производителем с расчета на весь период работы. Обычно шарики стираются раньше, чем требуется замена густого масла. В случае, когда возникает необходимость замены смазочного материала в закрытых подшипниках качения, следует рассчитать внутренний объем узла, свободный для заполнения и необходимый вес в зависимости от скорости вращения данного подшипника.
Выбор смазки для подшипника закрытого типа
Подшипники закрытого типа используются только в тихоходных узлах со скоростью вращения менее 15000 об/мин. Это трансмиссия в автомобиле, водяные насосы, электроинструменты. Смазка в подшипнике закрытого типа густая, закладывается при сборке. В случае необходимости ее замену можно произвести самостоятельно, используя смазки:
- литол;
- для ШРУСа;
- жировые солидолы;
- консталин;
- циатим.
Большинство составов имеют в своей основе минеральные масла, загустители и присадки.
Автомобилистам известна марка смазки, применяемая для узла шарниров равных угловых скоростей. Основу вещества составляет минеральное масло. В качестве загустителя используется литиевое мыло и присадки. Хорошо удерживается в узлах с большой нагрузкой, создавая прочную пленку вокруг шариков. Нельзя использовать на быстроходных узлах. Мыло сбивается в эмульсию, вытекает.
Литол имеет в своем составе серу, которая высушивает всю влагу, которая может образоваться при работе узла. Он отличается густой пастообразной консистенцией и способен работать в большом диапазоне температур, не теряя свою пластичность при морозе до – 30°.
Можно закладывать и другую пастообразную смазку в подшипник, содержащую большое количество присадок и серу, отвечающую условиям эксплуатации узла.
Солидолы относятся к группе кальциевых водоотталкивающих консистентных смазок. Они изготавливаются по ГОСТ 1033-41. Имеют относительно низкую температуру плавления до 90°. Они полностью защищают узел от влаги пыли. Работают при температуре нагрева ниже 60°. При перегрузках и поднятии температуры до 70° и выше, из состава вещества испаряется структурированная вода, и солидол расслаивается, начинает вытекать жидкость. Мыло твердеет, превращается в черную корку.
Натриевые смазки представлены целым рядом составов:
- консталин СК-УТС-1;
- смазка КВ-УТМ;
- консталин УТ-1.
Пластичный тугоплавкий состав на основе нефтяного масла, загущенного натриевыми солями жирных кислот. Вся группа чувствительна к влаге. Работать масла могут только в сухих условиях. отличаются высокой температурой плавления 175°.
Промежуточные по качеству комбинированные смазочные материалы – кальциево-натриевые. Выпускаются марки: ИП 1 и 1-13 УТВ. Содержат кальциевое мыло, малочувствительны к влаге с температурой плавления более 90°. Применяются для смазки узлов, работающих при повышенной влажности и запыленности.
Нельзя применять смазку в подшипник из органического масла. Они содержат большое количество кислот, разрушающих поверхность металла. При нагреве в органике начинаются необратимые химические реакции, в результате которых состав и свойства вещества полностью меняются.
Основное требование к смазкам для подшипников – постепенное изменение физических свойств при повышении температуры нагрева узла вращения. Химический состав должен оставаться постоянным.
Расчет количества смазки
Излишки солидола вызывают перегрев. Перед заправкой его в узел, следует произвести расчет смазки подшипников качения. Уровень заполнения обратно пропорциональный количеству оборотов:
- низкоскоростные – 75-90%;
- среднеоборотистые – 50%;
- быстроходные – 30%.
Быстроходность определяется по скорости движения точки на наружной обойме узла. Она определяется по формуле:
A = n × (D + d)/2 = n × dm (мм/мин)
Где: n – частота вращения;
D – наружный диаметр подшипника;
d – внутренний диаметр;
dm – делительный диаметр.
Расчет количества смазки для подшипников определяется в процентном отношении к объему для заполнения.
VСВ = π/4 ×B × (D 2 – d 2 ) × 10.9 – G/A
Где: π равно 3,14;
B – высота (ширина) подшипника;
D – наружный диаметр;
d – внутренний диаметр;
Объем определяется в м 3 . Для установления точного количества вещества, осталось провести простой расчет, умножить объем на процент заполнения и удельный вес солидола или литола.
Когда в процессе эксплуатации, необходимо только добавить масло, не заменяя его, производители рекомендуют для закрытых подшипников добавлять по 20% с каждой стороны. При односторонней заправке вводить 40% расчетного количества.
Специалисты рекомендуют рассчитывать количество смазки по формулам:
Обычный подшипник качения – GP = 0.005 × D × B;
Закрытая модель – GP = 0.002 × D × B.
Где GP – расчетная масса густого вещества для заполнения подшипника.
Практическим путем большое количество густого масла определяется перегревом узла. В нормальном состоянии в начале работы наблюдается незначительный нагрев, затем температура падает до оптимальной рабочей.
Методы смазки подшипников
Учитывая низкую скорость и большую нагруженность узлов, количество смазки в подшипниках качения должно занимать 70 – 90% внутреннего пространства.
Не всегда замена подшипника необходима. Иногда по какой-то причине вытекает или засыхает смазка и нужно просто ее заменить. В основном это случается при длительных перегрузках и нагреве оборудования до температуры более 110°.
Перед самостоятельной реставрацией подшипника, его желательно снять с вала. Детали небольших размеров можно не распрессовывать. Промойте подшипник и заполните его прямо на валу.
Прежде всего, надо определиться с материалом боковых колец и аккуратно снять их. Заглушки крепятся к внутреннему кольцу, заводятся с специальный паз. Обычно они тонкие и легкие, не несут никакой нагрузки, кроме защиты от проникновения пыли и влаги. Делаются из материала:
- сталь;
- пластмасса;
- каучук.
Маслозаборное кольцо для смазки необходимо аккуратно снять, не повредив, чтобы после ремонта узла поставить его на место.
Необходимо отмыть деталь от высохшей смазки. Обычно она представляет черную твердую корку. Для очистки следует использовать бензин или керосин с минимальным содержанием воды.
Подшипник замачивается на пару часов в керосине. Размокший его проще промыть, удалив раскисшие остатки масла и грязь. Уже без боковых колец его протирают ветошью, и с помощью щетки вымывают остатки грязи с сепаратора и элементов качения. После этого желательно продуть сжатым воздухом, чтобы выдуть оставшиеся инородные частицы и просушить.
Существует несколько способов смазки деталей качения с учетом густой консистенции Литола и требований по заполнению внутренней поверхности на 90%.
На валу
Наиболее простой и удобный способ, особенно для небольших узлов домашнего электрического инструмента. Обычно вал не превышает по длине 200 мм, с ним легко работать.
- Подшипник остается на валу. Его следует очистить от остатков засохшей смазки, абразива, других загрязнений. Высушить.
- Банку с густым маслом установить на решетку таким образом, чтобы под нее можно было поставить горящую свечу.
- Разогреть Литол, солидол или их заменители до жидкого состояния, не перегревая, чтобы не закипел.
- Убрать свечу или переставить банку в более удобное место.
- Окунуть все в теплый состав и выдержать 10–20 минут. Дать заполнится всему свободному пространству и немного остыть.
- Вынуть узел, прокрутить и проверить заполнение сепаратора и элементов вращения.
- Заполнить при необходимости пустоты по бокам, установить кольца.
Когда узел полностью пришлось разобрать, надо сделать временный вал, на котором все детали будут окунаться в смазку, вплоть до того, что выточить его из дерева.
Использование свечи – это пример частного случая. Масло хорошо разогревается на электрической конфорке, водяной бане и другим способами.
В тубе
Заполнение подшипников смазкой производится холодным способом. Для этого подбирается тюбик одинакового размера с наружным диаметром узла.
- Обрезать горлышко и конус.
- Очистить все изнутри и заложить Литол.
- Вставить подшипник в тюбик и прочно закрепить его.
- Выдавливать масло, пока оно не заполнит полностью подшипник и не выйдет насквозь.
После этого устанавливаются маслозаборники и дрель или миксер собирается. Можно продолжать работать электроинстументом и пользоваться бытовой техникой.
Без снятия пыльников
На маленьких подшипниках часто кольца – пыльники, снять в домашних условиях очень сложно. Смазка закрытых неразборных подшипников дело хлопотное, но доступное для любителей ремонтировать оборудование своими руками. Когда подшипник начинает «тарахтеть» и греться, его следует очистить и смазать. Специалисты рекомендуют следующий способ.
- Вытереть снаружи узел насухо.
- Капнуть WD-40, несколько раз, пока вращение не будет ровным и легким.
- Хорошо вытереть салфеткой.
- Целлофановый пакет или другой водоотталкивающий материал свернуть и плотно завести в отверстие, насквозь.
- В горлышко тюбика со смазкой капнуть присадкой и плотно прижать его к подшипнику со стороны выступающего пакета. Надавить на него, пока масло не выступит с другой стороны.
После этого прокрутить немного наружное кольцо, не снимая подшипник с целлофана. Повторить до полного наполнения внутреннего пространства смазкой.
Перед началом ремонта подшипника следует убедиться, что причина плохой работы именно в отсутствии смазки. Обычно вращающиеся элементы – ролики и шарики, стираются быстрее, чем вытекает масло.
И снова о помпе: теперь DOLZ.
Всем привет!
Пару дней назад писал в этом сообществе о том, что частая причина выхода из строя помп при малом пробеге: недостаточное количество или практически отсутствие смазки в подшипниковом узле.
В той статье я описывал, что добавлял смазку в помпу фирмы ТЗА, прошедшую 60 тысяч км.
Сегодня напишу о вскрытии новой помпы фирмы DOLZ.
По накатанной повторять процесс легче, поэтому вся работа заняла всего минут 20.
Снимаем съемником шкив. Это единственный специнструмент, который нужен для работы с помпой.
Конструкция аналогична помпе ТЗА: дренажное отверстие для слива ОЖ в случае протечки уплотнителя вала(фибры), никаких отверстий с заглушками, обычный уплотнитель на валу под шкивом.
Снял уплотнитель и сепаратор. На новой помпе сепаратор вытянулся тяжелее, чем на б/у.
Сгоняем шарики на одну сторону и видим…
… видим то, что смазки в полости между подшипниками почти нет. Только небольшое количество на самих шариках подшипников. ((((
Уже по привычной технологии добавляем смазку, собираем в обратной последовательности.
Смазку для таких операций использую высокотемпературную, для высокооборотистых подшипников. Призводитель на Ваше усмотрение.
Самое главное: аккуратно посадить шкив на место.
Что бы не деформировать корпус и не нагружать подшипники, удобно было бы напрессовать прессом)
Но в гараже он не всегда есть)))
Поэтому под вал ставим подставку, что бы она не попадала на крыльчатку: я использовал головку на 10. На шкив ставим тоже наставку: использовал головку на 22. И легкими ударами молоточка садим шкив на место.
Упреждая вопросы о натяге напишу, что шкив садился на место ОЧЕНЬ плотно. Поэтому переживать на этот счет не стоит!
В итоге имеем новую, с хорошо смазанными подшипниками помпу. Которая будет работать долго!
Кто не боится брать в руки инструмент и хочет, что бы запчасти работали дольше, для того это рекомендация к действию)
Для сторонников того, что завод все предусмотрел и рассчитал, рекомендую проходить мимо.
Комментарии по делу приветствуются.
Всем удачи!