Источники и потребители электрической энергии. Электрические цепи
Образовательная: повторить и обобщить знания по теме.
- формирование умений самостоятельно применять знания, полученные на уроках, при сборке электрических цепей.
- развитие мышления, умения делать выводы, анализировать;
Воспитательная: привитие познавательного интереса к электротехнике, воспитание культуры труда, самостоятельности и творчества в коллективно-трудовой деятельности;
- ПК и мультимедийный проектор. На ученических столах: источник тока (батарейка 4,5V), ключ, лампочка, соединительные провода, лист-задание
- Лабораторно-практическая работа "Монтаж электрических цепей".
На демонстрационном столе: монтажная планшетка, гальванические элементы, аккумулятор, генератор велосипедный, элекрофорная машина и бытовые приборы — (утюг, лампа настольная, электрочайник, электродрель, электрический звонок, гирлянда и др.)
Образец изделия: — Фонарик из пластиковых бутылок
Ход урока
I. Организационный момент (проверка отсутствующих и готовности класса к уроку).
Учитель: Здравствуйте ребята! Присаживайтесь.
II. Проверка знаний и умений.
На прошлом уроке мы изучали условные обозначения элементов электрических схем. Ребята, как вы думаете, для чего нужно знать эти условные обозначения?
Ответ: (Чтобы составить электрическую схему и собрать электрическую цепь).
Правильно! Это и будет целью нашего урока, научиться по схемам, собирать простейшие электрические цепи. Поэтому сегодня от вас, ребята, потребуются внимание, настойчивость и культура труда в достижении этой цели.
А сейчас, мы проверим ваши знания по графическому обозначению элементов электрических схем.
Задание 1
Выполнить условные обозначения, применяемые на схемах электрической цепи. Ученики с места задают поочерёдно вопросы двум отвечающим одноклассникам у доски. Ответ выполняется графическим обозначением с помощью мела на классной доске.
Перед вами находятся две кнопки звукового экзаменатора опережения ответа. Кто после заданного вопроса первым нажмет кнопку, имеет право на ответ. Если ответ не верный, то право ответа на вопрос переходит второму отвечающему.
Условные обозначения электрической цепи
Задание 2
1. Назовите известные вам виды энергии. ( Атомная, механическая, световая, химическая и электрическая)
2.Какие типы электростанций вам известны? (Гидроэлектростанция, атомная, тепловая, ветровая, приливная, солнечная и дизельная)
3. Какие виды энергии в перечисленных электростанциях преобразуются в электрическую энергию?
II. Новый материал.
В рабочей тетради записываем тему урока: « Источники и потребители электрической энергии. Электрические цепи.«
Ребята! Что означает по смыслу слово «источник». воды, тока — То, что даёт начало чему-то или откуда исходит что-то.
А что подразумевается под словом «потребитель электрического тока»? — Это все электрические приборы, бытовая техника и производственное оборудование.
Если взять источник тока, потребитель, выключатель и соединить всё проводами, получится электрическая цепь.
Электрическая цепь состоит из отдельных устройств или элементов, которые по их назначению можно разделить на 3 группы. Первую группу составляют элементы, предназначенные для выработки электроэнергии — это источники тока.
Источники тока — это устройства, которые преобразуют какой-либо вид энергии в электрическую энергию. К ним относятся: генераторы электростанций, гальванические элементы, аккумуляторы, фотоэлементы и др.
1. Солнечная батарея 2. Гальванический элемент
3. Электрофорная машина
Вторая группа — элементы, преобразующие электрическую энергию в другие виды энергии (механическую, тепловую, световую, и т. д.). Эти элементы называют потребителями электрической энергии. К ним относятся: электродвигатели, нагревательные и осветительные приборы и др.
В третью группу входят элементы, предназначенные для передачи электроэнергии от источника питания к потребителям (провода, выключатели и другие устройства)
Электрическая схема — это графическое изображение электрической цепи с помощью условных знаков.
Задание: Начертите в тетрадях схему простой электрической цепи (рис.6)
Схема простой электрической цепи
Потребители электрической энергии могут быть присоединены к источнику тока различными способами.
- последовательное соединение;
- параллельное соединение.
Начертить в тетрадях схему последовательного соединения (рис.7)
Схема последовательного соединения потребителей электрической энергии.
Начертить в тетрадях схему параллельного соединения потребителей электрической энергии (рис.8)
Схема параллельного соединения потребителей электрической энергии
Психологическая пауза. (звучит инструментальный музыкальный фон) Сейчас мы все вместе выполним следующее упражнение. Сядьте свободно, не напрягая мышц рук и ног. Дайте вашему телу расслабиться. Глубоко вдохните, втягивая воздух медленно, через нос, пока лёгкие не наполнятся и также плавно, тоже через нос, выдохните, пока полностью не освободите лёгкие. Давайте все разом. «Плавный вдох — плавный выдох. Вдох — выдох:» Прислушивайтесь к своему дыханию. Постарайтесь вообразить волны, их плеск, запах морской воды и солнца. Вы чувствуете себя легко и свободно. Вы готовы к работе! Тогда в путь.
Лабораторно-практическая работа "Монтаж электрических цепей"
Работа № I
Сборка электрической цепи, состоящей из источника тока, лампочки, выключателя, соединительных проводов.(простая электрическая цепь).
Порядок выполнения работы
1. Начертите в тетради схему простой электрической цепи.(рис1.)
2. Соедините с помощью выключателя, проводов, батарейки и лампочки в соответствии со схемой.
3. Поверните рычажок выключателя, замкните цепь.
4. Проверьте работу цепи.
5. Разомкните цепь.
6. Разберите цепь. Рис 1
Работа №2
Сборка электрической цепи, состоящей из источника тока, 2-х лампочек, выключателя, соединительных проводов. (соединение потребителей электроэнергии последовательное).
Порядок выполнения работы
1. Начертите в тетради схему последовательного соединения потребителей электроэнергии из 2-х лампочек.
2. Соедините с помощью выключателя, электрической лампы, проводов и батареи в соответствии со схемой.
3. Поверните рычажок выключателя, замкните цепь.
4. Проверьте работу цепи.
5. Разомкните цепь.
6. Вывернуть одну лампочку.
7. Поверните рычажок выключателя, замкните цепь.
8. Проверьте работу цепи, будет ли гореть другая лампочка?
9. Разомкните цепь.
- Из каких элементов состоят собранные вами электрические цепи?
- Назовите материалы, проводящие и непроводящие электрический ток.
- С какой целью применяются условные обозначения электрической цепи?
- Подготовить краткий отчет
- название работ;
- схемы электрических цепей;
- ответы на вопросы.
Работа № 3
Сборка электрической цепи, состоящей из источника тока, 3-х лампочек, переключателя, соединительных проводов.
Порядок выполнения работы
1. Начертите в тетради схему электрической цепи.
2. Соедините лампы накаливания с батареей и переключателем в соответствии со схемой.
3. Передвигая контактный рычаг, поочередно включите лампочки,
4. Разберите цепь.
Работа №4
Сборка электрической цепи, состоящей из источника тока, 2-х лампочек, переключателя, соединительных проводов. (соединение потребителей электроэнергии параллельное).
Порядок выполнения работы
1. Начертите в тетради схему параллельного соединения потребителей электроэнергии из 2-х лампочек
2. Соедините через выключатель лампы накаливания с батареей в соответствии со схемой.
3. Поверните рычажок выключателя, замкните цепь.
4. Проверьте работу цепи.
5. Разомкните цепь.
6. Вывернуть одну лампочку.
7. Поверните рычажок выключателя, замкните цепь.
8. Проверьте работу цепи, будет ли гореть другая лампочка?
9. Разомкните цепь.
- С какой целью зачищают концы проводов перед подключением их к электроарматуре?
- Чем отличаются проводники от изоляторов?
- Из каких элементов состоит простейшая электрическая цепь?
- Подготовить краткий отчет
- название работ;
- схемы электрических цепей;
- ответы на вопросы.
Домашнее задание: Индивидуальные задания: собрать простейшую цепь на батарейке и оформить ее в виде фонарика из пластиковых бутылок (образец демонстрируется учителем)
— Подготовить сообщение «Людям, каких профессий нужны знания по электричеству».
Источники и потребители тока в транспортных средствах. Стартер
Электрооборудование обеспечивает работу большинства систем автомобиля и снабжает током потребители электроэнергии.
К потребителям электрической энергии относятся:
- система пуска двигателя (стартер);
- система зажигания (у бензиновых и газовых двигателей; описание и работа этой системы рассмотрены в главе 2 настоящего издания);
- система освещения (снаружи машины — фары и фонари, лампы освещения номерного знака, внутри — плафоны, лампы, освещающие приборный щиток, подкапотное освещение и т.д.);
- система световой сигнализации (указатели поворота, стоп-сигналы, фонари заднего хода);
- система звуковой сигнализации;
- контрольно-измерительные приборы (амперметр, указатель температуры охлаждающей жидкости, сигнализатор включения стояночного тормоза и т.д.);
- дополнительное оборудование (вентилятор, кондиционер, стеклоочиститель, магнитола, прикуриватель, система обогрева заднего стекла, электростеклоподъемники, электронные системы, повышающие безопасность эксплуатации транспортного средства, а также многие другие приборы, которые вы можете подключать через гнездо прикуривателя).
Работу всех перечисленных потребителей тока обеспечивают всего два источника электрической энергии: генератор и аккумуляторная батарея
Главный источник электроэнергии — генератор, приводимый в действие двигателем транспортного средства. Он преобразует механическую энергию двигателя в электрическую. Вал автомобильного генератора через ремень посредством шкива соединяют с вращающимся валом двигателя, и работающий двигатель «заставляет» генератор вырабатывать ток. Генератор состоит из элементов, показанных на рисунке
Устройство генератора: 1-корпус генератора; обмотка статора; 3-ротор; 4-ремень; 5-шкив привода генератора; 6-кронштейн крепления; 7-щетки; 8-регулятор напряжения; 9-контактные кольца; 10-вывод «30″ для подключения потребителей; 11- вывод «61″ для питания цепи амперметра и контрольных ламп на щитке приборов; 12-выпрямитель
Автомобильный генератор устанавливают на двигателе на специальном кронштейне. Надежная работа генератора зависит от степени натяжения ремня привода (регламентируется заводом-изготовителем). Натяжение регулируется перемещением генератора в пазах кронштейна.
При работающем двигателе генератор питает электрическим током все потребители, а также подзаряжает аккумуляторную батарею.
Как уже говорилось, генератор связан с коленчатым валом двигателя посредством ременной передачи. Следовательно, чем выше обороты двигателя, тем больше оборотов совершает ротор (вращающаяся часть) генератора. Напряжение, вырабатываемое генератором, напрямую зависит от оборотов его ротора. Автомобильный двигатель, работая на повышенных оборотах, вполне может «заставить» генератор вырабатывать напряжение, превышающее необходимый предел. А это приведет к выходу из строя потребителей и порче электроцепей. Для ограничения вырабатываемого генератором напряжения и поддержания его в установленных рамках используют регулятор напряжения. Он поддерживает постоянное напряжение вырабатываемого генератором тока при переменной частоте вращения коленчатого вала двигателя. Современные автомобили оборудованы малогабаритными бесконтактными микроэлектронными регуляторами напряжения, которые либо встроены в генератор и объединены в одном узле со щеткодержателем, либо установлены отдельно в подкапотном пространстве.
Аккумуляторная батарея — источник постоянного тока, предназначенный для пуска двигателя стартером, для питания прочих потребителей при неработающем двигателе.
Аккумуляторная батарея — второй источник электроэнергии. Она превращает химическую энергию в электрическую.
Оба источника энергии обеспечивают также зажигание рабочей смеси в цилиндрах бензиновых и газовых двигателей, т.е. работу систем зажигания этих двигателей.
Источники электроэнергии связаны с потребителями проводами. На автомобилях применяется однопроводная система, при которой положительные полюса источников и потребителей, работающих только на постоянном токе, соединены между собой изолированными проводами. Отрицательные же полюса соединяются через металлические части автомашины, называемые «массой». Применение однопроводной системы упрощает схему электрооборудования и позволяет существенно сэкономить на проводах.
Большинство электрических цепей защищено плавкими предохранителями. Перед началом эксплуатации своего автомобиля выясните, где расположен блок предохранителей; если имеются предохранители, расположенные вне блока, определите их местонахождение. Кроме того, выясните номинал предохранителей и имейте их в запасе. Прежде чем заменить перегоревший предохранитель, следует отключить «массу» от аккумуляторной батареи и выяснить причину выхода его из строя.
Имейте в виду, что на большинстве современных автомобилей при отключении аккумуляторной батарей происходит автоматическая блокировка автомагнитолы. При последующем подключении батареи магнитола не будет работать до тех пор, пока вы не введете специальный код. Загляните в руководство по эксплуатации вашей машины к выясните, так ли это. При покупке автомобиля в автосалоне вам дадут этот код, но хранить его в машине не стоит. Кодирование проводят для того, чтобы затруднить использование похищенной автомобильной аудиотехники. Если вы покупаете машину «с рук», не забудьте выяснить у прежнего хозяина номер кода магнитолы.
Технология. 5 класс. Авторский коллектив: Е. С. Глозман, Е. Н. Кулакова, Ю. Л. Хотунцев, О. А. Кожина, И. В. Воронин, В. В. Воронина, А. Е. Глозман
Глава 10. Электротехнические работы. Введение в робототехнику
§ 41. Источники и потребители электрической энергии. Понятие об электрическом токе
Жизнь современного человека невозможно представить себе без использования электричества. Как изменится наша жизнь, если вдруг электричество исчезнет? Мы не сможем освещать дома и улицы привычными лампами, должны будем отказаться от использования метро, трамваев и троллейбусов, вынуждены будем забыть про компьютеры, телефоны, телевизоры и многое другое. В наши дни электрическая энергия — это самый надёжный и удобный помощник человека в быту и на производстве. Как получить электрическую энергию? Как она работает на благо человека? На эти и многие другие вопросы вы ответите при изучении этой главы.
Назовите приборы, имеющиеся у вас дома, которые используют электричество для своей работы. Подумайте, какими неэлектрическими приборами их можно заменить. Назовите сферу деятельности человека, в которой не применяется электричество.
Использование электрической энергии в наше время стало постоянным и привычным. Удобство и эффективность применения электроэнергии объясняется следующими причинами:
— получение электрической энергии из других видов энергии осуществляется с помощью несложных устройств;
— передача электрической энергии на большие расстояния может осуществляться быстро и экономично;
— электрическая энергия легко преобразуется в другие, нужные человеку, виды энергии (световую, тепловую, механическую, химическую).
Электрическая энергия не существует в природе в готовом для использования виде. Её необходимо получать из других видов энергии. Устройства, служащие для получения электрической энергии, называются источниками электрической энергии или источниками тока.
Основная часть электрической энергии вырабатывается на электростанциях, на которых для производства электроэнергии используют различные виды энергоресурсов. Традиционными и самыми распространёнными являются гидроэлектростанции (ГЭС) (рис. 10.1), использующие энергию движущейся воды, тепловые электростанции (ТЭС) (рис. 10.2), использующие энергию топлива (например, угля, газа, дизельного топлива), атомные электростанции (АЭС) (рис. 10.3), использующие энергию атомных реакций.
У всех этих электростанций есть серьёзный недостаток: они оказывают негативное влияние на окружающую среду. В последнее время появились новые способы получения электроэнергии, которые хотя ещё и не имеют широкого распространения, но представляют интерес из-за того, что не наносят вред окружающей среде. Эти источники используют энергию солнца, ветра, приливов, геотермальных источников и т. д. Их называют альтернативными (рис. 10.4, 10.5).
На большинстве электростанций в качестве источника электрической энергии применяют электрогенераторы — устройства для преобразования механической энергии в электрическую.
Кроме того, к источникам электрической энергии относятся гальванические элементы (батарейки) и аккумуляторы (рис. 10.6, 10.7).
У каждого такого источника энергии есть две выходные клеммы (зажимы). Одна из них обозначена знаком «+» и называется положительной, а другая — знаком «—» и называется отрицательной. Источник тока характеризуется специальной величиной — электрическим напряжением, которое существует между его клеммами и измеряется в вольтах.
Устройства, в которых электрическая энергия преобразуется в необходимые человеку свет, звук, тепло, механическое движение, называются потребителями. Потребители электроэнергии есть и в промышленности (рис 10.8), и на транспорте (рис. 10.9), и в быту (рис. 10.10).
Электрическая энергия от источников к потребителю передаётся с помощью электрического тока. Для прохождения электрического тока подходят не все материалы. Материалы, хорошо проводящие электрический ток, называются проводниками. Проводниками являются металлы: медь, серебро, алюминий и т. д. Человеческое тело — хороший проводник электрического тока. Материалы, не проводящие электрический ток, называются изоляторами или диэлектриками. К изоляторам относятся резина, пластмасса, сухая древесина. Изоляторы используются для защиты от действия электрического тока.
Основные понятия и термины:
электрическая энергия, электростанция, электрический ток, электрическое напряжение, источник электрической энергии, альтернативные источники энергии, генератор, аккумулятор, гальванический элемент, потребитель электроэнергии, проводники и изоляторы.
Вопросы и задания:
1. Назовите основные преимущества применения электрической энергии, которыми объясняется её широкое использование.
2. Почему разрабатываются и внедряются альтернативные источники энергии? Какие альтернативные источники вам известны?
3. В чём отличие проводников от изоляторов (диэлектриков)?
Задание
Найдите в Интернете примеры альтернативных источников энергии. Подумайте, как можно их использовать в жизни вашей семьи.
Для использования электрического тока потребителями необходимо иметь
В любом современном автомобиле имеется множество электрических устройств. Все они делятся на источники и потребители электрической энергии.
Источник электрической энергии — это устройство, которое вырабатывает электричество из механической, химической или какой-либо другой энергии. В автомобиле источниками электричества являются аккумуляторная батарея и генератор.
Потребители электрической энергии – это любые устройства, которые питаются от электричества – система зажигания, стартер, световые и контрольно-измерительные приборы, стеклоочистители и многое другое.
Электричества, вырабатываемого генератором, как правило, достаточно для обеспечения энергией всех включенных потребителей. Но это происходит только при работающем двигателе, поскольку именно от него генератор получает механическую энергию. А как быть, если нам надо запустить двигатель? Для запуска исправного двигателя необходимо, чтобы его коленчатый вал провернулся на несколько оборотов от внешнего источника.Таким внешним источником в автомобиле является небольшой электродвигатель – стартер.
Мощности исправной аккумуляторной батареи хватает также на то, чтобы при выключенном двигателе в течение ограниченного времени снабжать током потребители небольшой мощности – световые приборы, стеклоочистители и т.п. Однако со временем аккумуляторная батарея разряжается – количество вырабатываемой ею энергии уменьшается и постепенно снижается до нуля. Чтобы этого не происходило, батарею нужно подзаряжать – точно так же, как мы подзаряжаем аккумулятор в мобильном телефоне.
Итак, на исправном автомобиле мы получаем замкнутый круг. Аккумуляторная батарея питает электродвигатель стартера. Вал стартера приводит во вращение коленчатый вал двигателя, который, в свою очередь, заставляет вращаться вал генератора. Генератор вырабатывает электрический ток, часть которого идет на подзарядку аккумуляторной батареи.
Чтобы источники электроэнергии работали долго и эффективно, их надо беречь. Не следует перегружать аккумуляторную батарею, включая слишком много потребителей при остановленном двигателе. Особенно трудным для аккумуляторной батареи является холодное время года, когда для запуска двигателя требуется гораздо больше энергии, чем летом. Поэтому каждую осень рекомендуется очищать батарею от грязи, проверять состояние ее корпуса, уровень и плотность электролита, а также надежность крепления проводов. Генератор и стартер, как и любые другие электродвигатели, больше всего боятся воды, которая может попасть на них при проезде на высокой скорости по большим и глубоким лужам. Кроме того, генератор может выйти из строя из-за неправильного подключения проводов или плохого электрического контакта. Если контакты неплотно соприкасаются друг с другом, начинается искрение, перегрев, и нагрузка на генератор значительно возрастает. Поэтому при эксплуатации автомобиля важно, чтобы все электрические соединения были чистыми, сухими и по возможности защищенными от воды и других внешних воздействий.
Виды источников электрического тока
Существуют следующие виды источников электрического тока:
- механические;
- тепловые;
- световые;
- химические.
Механические источники
В этих источниках происходит преобразование механической энергии в электрическую. Преобразование осуществляется в специальных устройствах – генераторах. Основными генераторами являются турбогенераторы, где электрическая машина приводится в действие газовым или паровым потоком, и гидрогенераторы, преобразующие энергию падающей воды в электричество. Большая часть электроэнергии на Земле производится именно механическими преобразователями.
Тепловые источники
Здесь преобразуется в электричество тепловая энергия. Возникновение электрического тока обусловлено разностью температур двух пар контактирующих металлов или полупроводников — термопар. В этом случае заряженные частицы переносятся от нагретого участка к холодному. Величина тока зависит напрямую от разности температур: чем больше эта разность, тем больше электрический ток. Термопары на основе полупроводников дают термоэдс в 1000 раз больше, чем биметаллические, поэтому из них можно изготавливать источники тока. Металлические термопары используют лишь для измерения температуры.
В настоящее время разработаны новые элементы на основе преобразования тепла, выделяющегося при естественном распаде радиоактивных изотопов. Такие элементы получили название радиоизотопный термоэлектрический генератор. В космических аппаратах хорошо себя зарекомендовал генератор, где применяется изотоп плутоний-238. Он даёт мощность 470 Вт при напряжении 30 В. Так как период полураспада этого изотопа 87,7 года, то срок службы генератора очень большой. Преобразователем тепла в электричество служит биметаллическая термопара.
Световые источники
С развитием физики полупроводников в конце ХХ века появились новые источники тока – солнечные батареи, в которых энергия света преобразуется в электрическую энергию. В них используется свойство полупроводников выдавать напряжение при воздействии на них светового потока. Особенно сильно этот эффект наблюдается у кремниевых полупроводников. Но всё-таки КПД таких элементов не превышает 15%. Солнечные батареи стали незаменимы в космической отрасли, начали применяться и в быту. Цена таких источников питания постоянно снижается, но остаётся достаточно высокой: около 100 рублей за 1 ватт мощности.
Химические источники
Все химические источники можно разбить на 3 группы:
- Гальванические
- Аккумуляторы
- Тепловые
Гальванические элементы работают на основе взаимодействия двух разных металлов, помещённых в электролит. В качестве пар металлов и электролита могут быть разные химические элементы и их соединения. От этого зависит вид и характеристики элемента.
ВАЖНО! Гальванические элементы используются только разово, т.е. после разряда их невозможно восстановить.
Существует 3 вида гальванических источников (или батареек):
- Солевые;
- Щелочные;
- Литиевые.
Солевые, или иначе «сухие», батарейки используют пастообразный электролит из соли какого-либо металла, помещённый в цинковый стаканчик. Катодом служит графито-марганцевый стержень, расположенный в центре стаканчика. Дешёвые материалы и лёгкость изготовления таких батареек сделали их самыми дешёвыми из всех. Но по характеристикам они значительно уступают щелочным и литиевым.
В щелочных батарейках в качестве электролита используется пастообразный раствор щёлочи — гидрооксида калия. Цинковый анод заменён на порошкообразный цинк, что позволило увеличить отдаваемый элементом ток и время работы. Эти элементы служат в 1,5 раза дольше солевых.
В литиевом элементе анод сделан из лития — щелочного металла, что значительно увеличило продолжительность работы. Но одновременно увеличилась цена из-за относительной дороговизны лития. Кроме того, литиевая батарейка может иметь различное напряжение в зависимости от материала катода. Выпускают батарейки с напряжением от 1,5 В до 3,7 В.
Аккумуляторы — источники электрического тока, которые можно подвергать многим циклам заряда-разряда. Основными видами аккумуляторов являются:
- Свинцово-кислотные;
- Литий-ионные;
- Никель-кадмиевые.
Свинцово-кислотные аккумуляторы состоят из свинцовых пластин, погружённых в раствор серной кислоты. При замыкании внешней электрической цепи происходит химическая реакция, в результате которой свинец преобразуется в сульфат свинца на катоде и аноде, а также образуется вода. В процессе зарядки сульфат свинца на аноде восстанавливается до свинца, а на катоде до диоксида свинца.
Литий-ионный аккумулятор получил своё название из-за того, что в качестве носителя электричества в электролите служат ионы лития. Ионы возникают на катоде, который изготовлен из соли лития на подложке из алюминиевой фольги. Анод изготавливается из различных материалов: графита, оксидов кобальта и других соединений на подложке из медной фольги.
Напряжение в зависимости от применяемых компонентов может быть от 3 В до 4,2 В. Благодаря низкому саморазряду и большому количеству циклов заряда-разряда литий-ионные аккумуляторы приобрели большую популярность в бытовой технике.
ВАЖНО! Литий-ионные аккумуляторы очень чувствительны к перезарядке. Поэтому для их зарядки нужно использовать зарядные устройства, предназначенные только для них, которые имеют встроенные специальные схемы, предотвращающие перезаряд. Иначе может произойти разрушение аккумулятора и его возгорание.
В никель-кадмиевых аккумуляторах катод сделан из соли никеля на стальной сетке, анод из соли кадмия на стальной сетке, а электролит — смесь гидроксида лития и гидроксида калия. Номинальное напряжение такого аккумулятора — 1,37 В. Он выдерживает от 100 до 900 циклов зарядки-разрядки.
Тепловые химические элементы служат как источники резервного питания. Они дают отличные характеристики по удельной плотности тока, но имеют короткий срок службы (до 1 часа). Применяются в основном в ракетной технике, где нужны надёжность и кратковременная работа.