Что такое флуоресценция бриллиантов?
Флуоресценция – это видимый свет, излучаемый некоторыми алмазами при воздействии ультрафиолетовых (УФ) лучей. Свечение сохраняется до тех пор, пока алмаз подвергается воздействию ультрафиолетового источника. Показатель флуоресценции относят к характеристике цвета бриллианта.
25 бриллиантов при типичном искусственном освещении и в длинноволновой ультрафиолетовой «черной подсветке». 5 рядов бриллиантов выстроены по возрастанию уровня флуорисценции (снизу вверх): нет, слабая, средняя, сильная и очень сильный, синяя флуоресценция. Источник: Pricescope.
Как часто встречается флуоресценция?
Согласно практическим данным Геммологического института Америки (GIA), флуоресценция в разной степени обнаруживается от 25 до 35% всех бриллиантом. Но только 10% из них влияют на внешний вид бриллианта в обычной среде. Сюда могут попасть бриллианты со средней, сильной и очень сильной “флюрой”, которые в сертификате GIA отмечены как Medium, Strong или Very Strong.
Насыщенность свечения под ультрафиолетом. Источник: Steven Stone Ltd
В остальных случаях камень с флуоресценцией выдаст себя только под ультрафиолетовым светом (например, когда девушка будет сушить лак на маникюре или загорать в солярии). Такой бриллиант будет по-особенному светиться.
95% всех бриллиантов с флуоресценцией светятся синим.
В редких случаях “флюра” может быть желтой, белой или другого цвета.
Россыпь алмазов, размером примерно от 1 до 1,5 мм, некоторые с флуоресценцией желтого цвета. Источник: IGS
Россыпь алмазов с разноцветной флуорисценцией. Источник: GIA
Как флуоресценция влияет на внешний вид бриллианта?
Исследования Лаборатории GIA показали, что 99% бриллиантов с флуоресценцией внешне не отличаются от тех, у которых в этой графе стоит None.
Графа, где в сертификате GIA отмечается степень флуоресценции. Источник: GIA
Только менее 1% алмазов (0.2% с сертификатами GIA) подвержены флуоресценции, которая делает камень мутным – имеет масляный или туманный эффект. Если камень выглядит хорошо при нормальном освещении — флуоресценцию можно игнорировать. Вполне нормально, что в украшении с множеством бриллиантов будут камни с разной степенью флуоресценции.
Кольцо-дорожка с бриллиантами по кругу PIERRE и брошь Harry Winston. Источник GIA.
Единственная комбинация цвета и флуоресценции, которую надо избегать — это бесцветные бриллианты (D и E) с сильной флуоресценцией. Вероятнее всего “флюра” будет делать бриллиант более мутным.
Иногда флуоресценция — это преимущество. Флуоресцентное свечение чаще всего синего цвета и может оттенять желтый оттенок. Как следствие, бриллианты цвета от I до M могут выглядеть на 1-2 позиции белее. По этой причине алмазы цвета I-M со средней и очень сильной флуоресценцией продаются дороже, чем без нее. Такой эффект наиболее заметен в цветах I K L.
Как флуоресценция влияет на стоимость бриллианта?
В таблице ниже вы увидите, как флуоресценция влияет на цену. Учитывается степень флуоресценции, цвет и чистота бриллианта. Например, цвета E с качеством VS1 и флуоресценцией «сильная» будет на 3-5% дешевле, чем аналогичный камень без флуоресценции.
В то же время бриллиант цвета J любой чистоты со средней флуоресценцией будет на 2% дороже.
Чистота камня не влияет на цвет и флуоресценцию, но влияет на цену. Клиенты, которым нужна гарантированная максимальная прозрачность камня выбирают бриллианты без флуоресценции.
Флуоресценция бриллианта: хорошо это или плохо?
Флуоресценция алмаза-это способность камня излучать видимый свет и изменять свой цвет под воздействием ультрафиолетовых (УФ) лучей от таких источников, как солнце и люминесцентные лампы. Как только источник ультрафиолетового света удален, Алмаз перестает флуоресцировать.
Природные алмазы демонстрируют самую сильную флуоресценцию под длинноволновыми ультрафиолетовыми лучами, в то время как синтетические алмазы демонстрируют обратную реакцию- они демонстрируют самую сильную флуоресценцию под коротковолновыми лучами. Хотя природные алмазы могут флуоресцировать практически любого цвета, наиболее распространенным цветом является синий, в редких случаях они светятся желтым, оранжевым, зеленым, белым и даже красным. Синтетические алмазы имеют зеленый, желто-зеленый, желтый, оранжевый и ярко-красный цвета.
Стоит отметить, что не все алмазы флуоресцируют. Только около трети всех алмазов проявляют некоторую степень флуоресценции.
Причина флуоресценции скрыта внутри камней. Алмазы содержат различные химические элементы, такие как алюминий, бор и азот, которые реагируют в темноте в зависимости от их концентрации и заставляют алмазы светиться.
Оценка флуоресценции у бриллианта
- Нет – нет флуоресценции, нет влияния на цвет
- Слабая – слабая флуоресценция с незначительным влиянием на цвет
- Средняя – умеренная флуоресценция с небольшим влиянием на цвет
- Сильная – сильная флуоресценция с резким влиянием на цвет
- Очень сильная – очень сильная флуоресценция с резким влиянием на цвет
Влияет ли флуоресценция на цвет алмаза (бриллианта)?
Хотя флуоресценция не влияет на цветовую гамму алмаза, ее сила может изменить внешний вид цвета алмаза при определенных условиях освещения.
В зависимости от Алмаза, флуоресценция может либо улучшить цвет алмаза, либо сделать его маслянистым и туманным.
В некоторых случаях синяя флуоресценция может маскировать и улучшать желтый оттенок камней более низкого цветового класса, особенно в алмазах с I — M классами. Голубая флуоресценция имеет тенденцию делать слабые желтые алмазы более бесцветными при естественном дневном свете или других видах ультрафиолетового излучения. В результате почти бесцветные или слабо желтые алмазы со средней или очень сильной синей флуоресценцией могут иметь несколько более высокую цену за карат, чем аналогичные алмазы без флуоресценции.
Алмазы с более высокой цветовой гаммой (от D до H) с голубой флуоресценцией часто считаются менее желательными. Некоторые считают, что синий цвет может вызвать маслянистый вид в этих алмазах, если интенсивность флуоресценции очень сильна. На самом деле не все алмазы с очень сильной степенью флуоресценции выглядят маслянистыми, однако все они стоят меньше, чем алмазы, которые не имеют флуоресценции.
Как правило, сильно флуоресцентные алмазы считаются подверженными негативному воздействию, поэтому такие алмазы обычно имеют более низкие цены по сравнению с аналогичными нефлуоресцентными камнями.
Флуоресценция алмазов (бриллиантов): хорошо ли это или нет? Вывод
Флуоресценция-это ни хорошо, ни плохо. Однако влияние флуоресценции на цвет алмаза является спорной темой.
ГИА провела исследование на голубую флуоресценцию и пришла к выводу, что она не влияет на качество камня для среднего наблюдателя. Однако некоторые ювелиры утверждают, что, по их опыту, алмазы, которые демонстрируют сильную флуоресценцию, имеют тенденцию казаться более туманными. Другие говорят, что это не оказывает существенного влияния на внешний вид алмазов. Вот почему вам нужно решить для себя, хорошо ли вам смотрится тот или иной бриллиант.
При покупке бриллиантов попросите ювелира показать камень как при ультрафиолетовом, так и при обычном освещении. Не забывайте также смотреть на камень, когда он подвергается воздействию дневного света. Солнечный свет содержит ультрафиолетовые лучи, которые подчеркнут флуоресцентный цвет вашего камня.
Если камень флуоресцентный, сравните его с нефлуоресцентным бриллиантом аналогичного качества и проверьте, видите ли вы какую-либо разницу в цвете, поскольку самое главное-любить то, что вы в конечном итоге получаете.
Почему бриллиант светится голубым под ультрафиолетом
Способность алмазов люминесцировать под воздействием ультрафиолетового света вызвана двумя факторами:
- дефектами кристаллической решетки алмазов;
- наличием примесей в структуре камня – химических веществ с незавершенными электронными оболочками атомов (так называемые элементы-люминогены).
Однако если отвечать на вопрос о том, светятся ли бриллианты в ультрафиолете, то необходимо отметить, что наиболее чистые (качественные) алмазы не флуоресцируют в UV лучах, что связано с однородностью их состава и отсутствием дефектов на молекулярном уровне.
Как выглядит алмаз в природе
Алмаз может формироваться в природе разной формы. Это восьмигранник, куб, двенадцатигранник, в том числе ромбический. Бывают случаи, когда минерал имеет вовсе непонятное строение и напоминает, по большей степени, кусок камня или глыбы. В любом случае, если самоцвет пригоден для обработки его в бриллиант, он проходит очень тщательную проверку, а при самих работах теряет большую половину своей массы. Иногда на огранку уходит больше полугода.
Твёрдость
Любой природный алмаз имеет высокую степень твёрдости. Это обусловлено тем, что минерал полностью состоит из углерода. Примечательно, что аналогичным составом обладает и графит, твёрдость которого оценивается не выше 3 баллов по шкале Мооса. Как же получается, что одинаковые по составу камни имеют абсолютно разные показатели? Всё дело в глубине залегания и условиях, которых происходят в природе. Алмаз формируется только на больших глубинах под воздействием очень высокого давления. Именно этот факт делает камень настолько твёрдым, что им можно поцарапать стекло, а алмазное напыление на строительных инструментах позволяет разрезать металл и бетон.
Блеск
В природе алмаз выглядит совсем не так, как его «детище» — бриллиант. Минерал не обладает сильным блеском и выглядит, скорее, больше мутно, чем прозрачно. Тем не менее, свойство преломления света присуще всем самоцветам. Если приложить камень к газете, то вы не увидите абсолютно ничего. Именно благодаря этому свойству будущий бриллиант будет отсвечивать неповторимо ярким отблеском, будь то солнечный свет или искусственное освещение.
Размер
Размер алмаза в природе может быть так же разным. Это и мелкая россыпь самоцветов, и средние агрегаты, а в исключительных случаях это огромные кристаллы, которые на полных правах занимают место в истории и получают собственные названия. К самым известным относят такие минералы как Куллинан, Шах, Хоупа, Созвездие, Эксельсиор, Звезда Сьерра-Леоне и прочие, масса которых превышает 500 карат. Это очень редкие случаи, когда получается добыть такие массивные самородки.
Вкрапления
Каждый найденный алмаз имеет свои особенности, которые проявляются в наличии различных включений. Это трещинки, пузырьки воздуха, небольшие сколы, пустоты. Именно эти отличительные черты позволяют легко определить, настоящий ли перед вами самоцвет или синтетический. Дело в том, что минерал, выращенный в лабораторных условиях, совершенно чист. А вот природный камень не отличается исключительной чистотой, ведь он в любом случае будет содержать мельчайшие дефекты, которые и делают его уникальным.
Флюорисценция и люминисценция бриллиантов
Если не учитывать чистые алмазы, для которых флуоресценция не характерна, в зависимости от различных факторов, например, уровня прозрачности минерала, условий его формирования, наличия вкраплений тех или иных веществ и прочих условий, бриллианты могут флуоресцировать по-разному: от наиболее распространенного бледно-голубого (прозрачные камни) до зеленого и желтого (непрозрачные коричневые алмазы).
Цветовую группу флуоресцирующих бриллиантов определят основной цвет, наблюдаемый при воздействии УФ лучами на минерал. В мировой практике флуоресценцию разделяют на четыре категории: от нулевой до сильной. Кроме того, некоторые бриллианты могут выделяться в отдельную группу с очень сильным свечением.
Интересным является тот факт, что флуоресценция алмазов оказывает совершенно разное влияние на их стоимость на различных рынках мира. Так, если в странах Северной Америке более дорогими являются светящиеся в УФ свете камни, то в Европе все с точностью наоборот. Что касается отечественного рынка, то флуоресценция практически не оказывает влияния на стоимость как самих камней, так и ювелирных изделий с ними.
Вторым интересным фактом является то, что алмазы продолжают светиться даже после того, как источник ультрафиолетового излучения выключен. Благодаря этому эффекту можно отличить подделку от настоящего или синтетического камня.
Ювелирные Известия
На рынках Америки, Европы, и Азии у покупателей наблюдается неприятие камней, в чьих сертификатах есть отметка о наличии флюоресценции. Этот отношение трудно объяснить и, тем более, оправдать. Возможно, оно навеяно реакцией посетителей ночных клубов, утверждающих, что их бриллиантовые украшения меняют свой цвет под воздействием клубного голубого света.
Амнон Амоял, CGI
По необъяснимым причинам рынок плохо относится к драгоценным камням, у которых в сертификате есть отметка о наличии флюоресценции. Такое неприятие наносит значительный ущерб всем – и производителям бриллиантов, и торговцам.
Перед тем как углубиться в проблематику флюоресценции, сделаем небольшой экскурс с историю. До Второй Мировой войны страны–участницы европейской ассоциации ювелиров под названием BIBOA (Международное бюро по вопросам ювелирных украшений и изделий из золота и серебра) пытались сформулировать единую международную систему оценки бриллиантов и прочих драгоценных камней и документирования этих данных. Основатели ассоциации были убеждены, что это будет способствовать честной торговле драгоценными камнями.
В 1960 году была создана Международная конфедерация ювелирной промышленности (CIBJO). Она объединила под своим крылом ювелиров, диамантеров и торговцев драгоценными камнями и жемчугом, заменив собой BIBOA. Через год состоялся пленум CIBJO, на котором было объявлено об официальном учреждении организации. На этом же пленуме к конфедерации присоединился Израиль.
В 1979 году на одном из заседаний CIBJO по вопросам номенклатуры бриллиантов и прочих драгоценных камней речь естественным образом зашла о фотолюминесценции, известной также как флюоресценция.
Представители ФРГ настаивали на том, что совершенный бриллиант должен состоять из чистого углерода без всяких посторонних включений и примесей и что бриллианты, не отвечающие данному критерию, не могут признаваться совершенными.
По их мнению, люминесцентное свечение (флюоресценция), наблюдаемое в бриллианте под воздействием коротких и длинных волн ультрафиолетового излучения, служило бы эффективным научным методом определения состава бриллиантов и прочих драгоценных камней, а также их чистоты.
Этот подход был обусловлен высоким уровнем осведомленности покупателей в вопросах чистоты камня и отсутствия или наличия в нем примесей. В то время подавляющее большинство покупателей составляли представители буржуазной элиты и члены европейских королевских семей, приемлющих лишь совершенство. «Положение обязывает», – говорили они, а по сему если француз, англичанин или немец собирался преподнести своей возлюбленной бриллиант, камень непременно должен был быть совершенным.
Геммологические институты, в свою очередь, при проведении испытаний на фотолюминесценцию стали использовать ультрафиолетовые излучатели, которые, к слову, в то время применялись исключительно в науке и медицине.
Институты, в то время участвовавшие в CIBJO, всерьез полагали, что они могут указывать в сертификатах все данные о качестве камня по своему желанию, в том числе качество огранки и даже цену. Производители бриллиантов и прочих драгоценных камней заявили, что несмотря на интригующий характер такого предложения, если это именно то, что институты планируют делать, и если они собираются использовать испытание ультрафиолетовым излучением для оценки чистоты, то вряд ли они получат на сертификацию хотя бы один камень.
Американцы придерживались мнения, что нужно сконцентрироваться на создании глоссария, в котором все природные драгоценные камни, бриллианты и имитации под драгоценные камни будут подробно описаны и разбиты на категории, и вот в научные исследования морфологической структуры драгоценных камней углубляться не стоит.
Они утверждали, что чистоту бриллианта следует определять при помощи бинокля или лупы с увеличением не более десятикратного.
Было принято решение о том, что испытание ультрафиолетовым излучением будет применяться во вспомогательных целях при необходимости определения происхождения камня или для перепроверки данных сертификата. Эта практика актуальна и по сей день.
Соответственно, проблема испытаний на флюоресценцию выросла не из геммологической сертификации как таковой, а из слишком большого значения, придаваемого этому параметру.
Флюоресценция
Что же такое флюоресценция? Флюоресценция – это непосредственное излучение света молекулой. Для того чтобы это произошло, у молекулы должен появиться избыток энергии по сравнению с ее обычным состоянием. Этот избыток появляется при внешнем воздействии.
Практически все минералы, в том числе бриллианты, реагируют на ультрафиолетовый свет, испуская флюоресцирующее излучение, оттенки цвета которого варьируют от голубоватого до насыщенного голубого или от желтого до красного. В примерно 40–60 процентах бриллиантов будет наблюдаться флюоресценция при воздействии на них ультрафиолетовых волн длиной более 366 нанометров. У некоторых бриллиантов она будет наблюдаться в коротковолновом ультрафиолетовом свете с длиной волны 254 нм.
Когда флюоресценция бриллианта имеет голубоватый оттенок, вне зависимости от чистоты камня она может скрывать любые желтоватые полутона цвета камня. Аналогичным образом желтый оттенок фотоснимков можно убрать, добавив голубого цвета при проявке.
Некоторые дефекты, например, молекулярные облачка, оптическим оборудованием не обнаруживаются. Эти облачка могут представлять собой участки нарушенной кристаллической структуры, примеси металлов или иные дефекты. В ультрафиолетовом свете они похожи на молочные или маслянистые пятна. Невооруженному глазу может показаться, что камень слегка изменил свой цвет. Это явление, однако, может наблюдаться только под воздействием ультрафиолетового излучения.
Американцы, в особенности Американский геммологический институт (Gemological Institute of America – GIA), уже многие годы утверждают, что флюоресценция – преимущество для бриллиантов желтоватых оттенков за исключением тех, в которых присутствуют молекулярные облачка.
На европейском и американском рынке камни с сертификатами, в которых флюоресценция указана как «сильная», по необъяснимым и неоправданным причинам спросом у потребителей не пользуются. (Шкала флюоресценции: «отсутствует», «незначительная», «слабая», «небольшая», «значительная», «сильная» и «чрезвычайно сильная»).
Исправление неверных представлений
На рынке Гонконга покупатели против даже слабой флюоресценции в камнях с хорошей группой цвета. Китайский рынок терпимо относится к незначительной флюоресценции, однако уже небольшую флюоресценцию не приемлет.
Реакция рынка находит свое отражение в прейскурантах (например, в прейскуранте Рапапорта) в виде индикаторов «выше среднего» и «ниже среднего». В самом прейскуранте наличие или отсутствие флюоресценции никак не показано, однако присутствие сильной флюоресценции сказывается при переговорах о цене, которая становится ниже прейскурантной. Слабая флюоресценция, как правило, на цене не отражается.
Если суммировать, рынок воспринимает наличие флюоресценции как недостаток для камней группы цвета D, E и F и, наоборот, как преимущество для групп цвета I, J и K.
Возможно, такое неприятие флюоресценции вызвано тем, что, по утверждениям любителей ночной жизни, их украшения с бриллиантами меняют свой цвет в голубом свете ночного клуба. Нужно понимать, однако, что ночной клуб – это не лаборатория, а голубой свет – это не ультрафиолетовое излучение. Это – обычный свет, такой как и красный, желтый или любой другой. И он, безусловно, может влиять на восприятие цвета бриллианта точно также, как и на восприятие, например, цвета одежды.
Бывают редкие случаи, когда бриллианты фосфоресцируют. Это легко узнать, поскольку такие бриллианты продолжают светиться не менее нескольких секунд после прекращения воздействия ультрафиолетового света. Насколько нам известно, фосфоресцирующее свечение безвредно.
Из всего вышесказанного хорошо видно, что отношение рынка к тем или иным категориям флюоресценции, указанным в сертификатах, наносит серьезный ущерб производителям бриллиантов и торговым организациям.
В следующем номере журнала HaYahalom мы поговорим о новом, невероятно сложном оборудовании, чьи сухие результаты измерений не оставляют места творческому, эмоциональному восприятию камня и тем самым не дают в полной мере насладиться сверкающей красотой бриллианта.
Гипертехнологии отбирают у профессии достоинство, уникальность и престиж. Существует мнение, что алмазная промышленность не должна пользоваться всем спектром оценочных услуг геммологических институтов и что их сертификация должна ограничиваться лишь такими сугубо техническими данными, как процентные соотношения и градусы углов, а не претендовать на роль последней инстанции в сфере классификации и оценки.
Эта статья впервые опубликована английском языке и иврите в 198–м номере журнала HaYahalom. https://smartpage.co.il/vault/mag/hyalom_eng.html
Проверка бриллиантов на подлинность
Как легко отличить настоящий бриллиант от синтетического или фианита / стекляшки можно посмотреть на видео ниже.
Если в двух словах — природные бриллианты продолжают довольно долго светиться сами по себе после того, как ультрафиолетовый фонарик выключен.
Для того чтобы увидеть свечение алмаза в UV лучах подойдет ультрафиолетовый фонарь или лампа с длиной волны 365 нанометров или на 395 нанометров, но обязательно с черным светофильтром! Второй вариант работает лучше, но и стоит дороже. При этом, выбирая гомологический УФ фонарик, стоит помнить, что чем выше мощность УФ фонаря, тем выше его эффективность.
В целом же ультрафиолет может применяться для поиска драгоценных камней, а также сотрудниками ломбардов, сортировщиками алмазов, оценщиками, продавцами, а также прочими специалистами, чья профессиональная деятельность связана с алмазами.
Какого цвета бывает алмаз
Цветовая гамма алмаза довольно разнообразна. В основном, это бесцветные минералы с едва уловимым жёлтым переливом. В редких случаях встречаются самоцветы красных, розовых, коричневатых, серых, голубых, черных и даже синих оттенков. Наиболее редкими считаются зелёные алмазы.
Насыщенность окраса очень сильно влияет на прозрачность. Если камень очень густо окрашен и цвет распределён по нему равномерно, а не пятнами или только верхушка, то такие самоцветы могут и вовсе не просвечивать.
Определённый оттенок он получает благодаря наличию включений и примесей, которые и отвечают за соответствующий окрас. Также огромную роль играют различные природные процессы, а именно — излучения радиации, температура, извержение вулканов и прочее.
Светящиеся драгоценности
Одним из покупателей, получающих выгоду от этой ситуации, является Костан Егиазарян, управляющий партнер австрийского ювелирного бренда Aenea. Он собирает бриллианты цвета D от 3,50 карата и выше с очень сильной флуоресценцией (VST). «Мне нравится этот эффект», – говорит Егиазарян, которому доставляет удовольствие наблюдать, как цвет появляется из этих камней, когда на них попадает солнечный свет.
Британский дизайнер ювелирных украшений Кора Шейбани чувствует то же самое. Ее коллекция Glow не только имеет флуоресценцию, но и празднует ее: клиентам предлагается рассмотреть флуоресцентные драгоценные камни, которые она выбрала для своих украшений – например, кольцо с метким названием Disco, – под ультрафиолетовым светом и полюбоваться изменением цвета. Помимо бриллиантов, Шейбани использует цветные драгоценные камни, которые флуоресцируют, такие как шпинель, рубин и турмалин.
Золотой браслет Highlighter с флуоресцентными бриллиантами от Cora Sheibani:
Флуоресценция алмазов: 11 мифов и фактов о свечении
Приветствуем всех кто заглянул к нам в гости, у бриллианта помимо основных характеристик (масса, чистота, цвет, качество огранки), влияющих на его стоимость, есть немаловажный параметр – флуоресценция. Это способность камня светиться разными оттенками с разной интенсивностью в ультрафиолетовых лучах.
Существует много мнений и плюсах и минусах данной особенности бриллианта, сегодня мы рассмотрим несколько распространенных мифов и постараемся их развеять.
Миф первый: все бриллианты имеют свечение.
Факт: Большинство бриллиантов не имеют свечения, лаборатория GIA провела исследование более 20 000 алмазов и только 25% — 35% всех камней имели ту или иную степень флуоресценции.
Миф второй: флуоресценцию алмаза можно увидеть независимо от освещения.
Факт: На самом деле свечение проявляется под воздействием ультрафиолетовых, рентгеновских лучей и лазеров. Так же флуоресценцию можно увидеть при ярком солнечном освещении, от ламп в солярии, ночном клубе и других местах, где присутствует ярких флуоресцентный свет. Но стоит убрать источник света и алмаз сразу перестает светиться. А вот обычная лампа не вызывает свечение.
Факт: Алмазная флуоресценция не всегда может быть обнаружена. Нужны условия, в которых присутствуют ультрафиолетовые лучи, а интенсивность флуоресценции достаточно сильная, чтобы ее можно было наблюдать.
Миф четвертый: Флуоресценция бриллианта влияет на оценку цвета бриллианта.
Факт: Присваивая цвет бриллианту, лаборатория GIA исследует драгоценный камень в высоко-контролируемой среде просмотра, предназначенной для минимизации влияния флуоресценции и для получения точной и объективной оценки цвета бриллианта.
На то, как будет восприниматься цветовая оценка бриллианта, может повлиять степень его флуоресценции — в положительном смысле. У алмаза с желтым оттенком голубая флуоресценция, от умеренной до сильной, может нейтрализовать часть желтизны и визуально улучшить его цвет, чем покажет его цветовая градация. См. Миф №7.
Миф пятый: флуоресценция алмаза присваивается оценка на ровне с цветом, чистотой и огранкой.
Факт: флуоресценция алмаза не входит в правило 4С оценки алмазов (вес, цвет, чистота, огранка). Флуоресценция считается отличительной характеристикой — дополнительной информацией, которая помогает отличить один алмаз от другого и указывается в сертификате на бриллиант.
GIA в своих отчетах о классификации алмазов описывают интенсивность флуоресценции как; None (отсуствует), Faint (слабая), Medium (средняя), Strong (сильная) и Very Strong (очень сильная).
Миф шестой: у алмазов исключительно синее свечение.
Факт: Бриллианты могут флюоресцировать в различных цветах. К ним относятся оранжево-желтый, желтый, оранжевый, красный, белый и зеленый. Изменения в атомной структуре, такие как количество присутствующих атомов азота, вызывают это явление . Синий цвет, однако, на сегодняшний день является наиболее распространенным цветом алмазной флуоресценции.
Факт: GIA изучили влияние голубой флуоресценции на внешний вид бриллианта при обычных условиях просмотра. Было обнаружено что, обычные покупатели ювелирных украшения не могут различить какие-либо эффекты, связанные с флуоресценцией, в условиях в которых приобретаются и носят ювелирные украшения .
Однако было также обнаружено, что сильная флуоресценция голубого алмаза может быть полезной. Результаты этого исследования показали, что, как отмечалось в Мифе № 4, некоторые ярко-синие флуоресцентные бриллианты воспринимались как имеющие более высокий показатель цвета.
Миф восьмой: Флуоресценция снижает блеск и красоту камня
Факт: Флуоресценция практически никак не влияет на блеск алмаза, а тем более на красоту камня. «Игра» камня в первую очередь определяется качеством его огранки. Огранка алмаза — то есть углы и относительные размеры его граней, а также другие его пропорции — определяет, насколько хорошо свет попадает в бриллиант, отражается от его граней и выходит через площадку.
Миф девятый: флуоресценция подтверждение природного происхождения алмаза
Факт: Это не так. Наличие или отсутствие флуоресценции не следует использовать в качестве самостоятельного теста, чтобы определить, настоящий ли ваш бриллиант . Во-первых, не все природные алмазы флуоресцируют под воздействием стандартной УФ-лампы, используемой геммологами (см. Миф № 1).
Во-вторых, некоторые синтетические алмазы могут флуоресцировать. Различия в интенсивности, цвете и характере флуоресценции природных и синтетических алмазов безусловно есть, но бывают и совпадения. Некоторые материалы, используемые для имитации алмаза, к примеру цирконий , могут демонстрировать флуоресценцию.
Факт: флуоресцирующий под стандартной УФ-лампой алмаз, имеет такую же структурную целостность, что и алмаз, не имеющий свечения. Ничто в субмикроскопических структурах, вызывающих флуоресценцию, не ослабляет алмаз.
Миф одиннадцатый: флуоресценция алмаза влияет на стоимость.
Факт: Мнения специалистов расходятся в вопросе, увеличивает или уменьшает стоимость бриллианта флуоресценция. Кто-то считает что сильная синяя флуоресценция снижает стоимость алмаза, поскольку влияет на прозрачность, делая его более мутным. И наоборот, кто-то платит более высокие цены за синие флуоресцирующие бриллианты более низкой цветовой гаммы, потому что, как отмечалось выше, они считают, что флуоресценция маскирует слабый светло-желтый оттенок этих бриллиантов.
Флуоресценция бриллиантов и ее влияние на стоимость — это не простой вопрос, и на него нет
однозначного ответа. Мы рекомендуем вам сравнить бриллианты в различных световых условиях и выбрать тот камень, который вам больше всего нравится.
983 поста 4.4K подписчиков
Правила сообщества
Одобряются посты с фотографиями различных минералов (особенно если эти фотографии сделаны именно вами), уместный юмор о минералах, дискуссии, вопросы «Какой это минерал?» и т.п. Посты об обмене минералов допускаются, если это не реклама коммерческой деятельности.
Как и везде, запрещены флейм (оскорбления, любого рода дискриминация), непотребный контент (эротика, жесть, оскорбительные шутки в духе «Засунь этот камень в одно место»), посты не по теме группы и спам (в частности, объявления о купле-продаже). Если видите подобные нарушения, напишите призыв @admoders .
Мы не одобряем дезинформацию пользователей. Пожалуйста, если пользователь задаёт вопрос «Что это за минерал?», а вы не можете ответить на него, НЕ НАДО ВСТАВЛЯТЬ НЕУМЕСТНЫЕ ШУТКИ. Мы очень просим отказаться под постами с вопросами от комментариев в духе «Это криптонит», «Это говноит», «Это уран, щас рука отпадёт».
Почему трескаются томаты
Продолжаю публиковать главы из своей книги. Приятного прочтения!
Основные причины образования трещин на плодах томатов заключаются в следующем.
Первое.Перепад температур при высокой влажности. Днем жарко, но относительная влажность не достигает 100%. Листья интенсивно испаряют влагу. К ночи холодает, но теплица закрыта. Влажность становится 100%. Корни продолжают качать воду, но листья уже не могут ее испарять, поэтому влага направляется в плоды. От резкого поступления воды они увеличиваются в объеме и трескаются, потому что кожура не успевает нарастать.
Второе.Общий дефицит питания, когда томатам не хватает основных элементов питания и микроэлементов.
Такое часто случается при выращивании томатов в контейнерах, если земля в них не очень плодородная, а удобрения не вносились. Единственный выход срочно подкормить.
Третье.Обильный полив на фоне длительной засухи.
Так происходит, когда стоит жара, а вы не можете приехать на дачу и полить помидоры. Потом приезжаете и обильно их поливаете. Корни начинают резко впитывать влагу, листья не успевают ее испарять, она идет в плоды, вызывая растрескивание.
Четвертое. Одновременное удаление большого количества листьев. При этом растение уже не может испарять прежнее количество влаги, но оно еще не перестроилось, корни продолжают качать воду в прежнем объеме. В результате избыток воды попадает в плоды, они трескаются.
Если вы любите интересные короткие истории из жизни и увлекательные подборки на разные темы, они на моем канале https://t.me/realhistorys
Всем здоровья и добра!
Правда ли, что американский учёный более 30 лет прятался в подвале с 2500 литрами ЛСД?
Более семи лет по интернету гуляет невероятная история о профессоре химии, который несколько десятков лет тайно жил в лаборатории, спрятанной в подвале жилого дома. При этом у него было много оружия и наркотиков. Мы проверили, было ли такое на самом деле.
В самых ранних найденных нами публикациях за май 2015 года указан один и тот же источник — ныне не функционирующий сайт IFLScience.org , где новость о подвальном учёном-наркомане появилась 17 мая 2015-го. Ниже наш полный перевод оригинального текста.
Супружеская пара из Коттедж-Гроув в штате Миннесота обнаружила человека, живущего в скрытой лаборатории прямо в их подвале. В пятницу, 15 мая 2015 года, после звонка о возможном взломе сотрудники офиса шерифа округа Уоррингтон отправились к дому семьи Морган. Когда офицеры подъехали, они увидели Морганов, стоящих у дороги. «Они подбежали к нам и сказали, что слышали крики мужчины в своём подвале, а затем позвонили в 911», — сказал капитан Брюс Норманс.
По словам полицейских, они услышали мужской крик из подвала, как только вошли в дом Морганов, но когда осторожно спустились туда, то ничего не заметили. Однако затем послышались стуки, эхом доносившиеся из северной стены подвала, где стоял большой шкаф. «Ситуация была очень странная. Мы предположили, что за шкафом мог застрять бродяга, которому нужна помощь», — сказал офицер Джим Кателли в новостях на Channel 6.
Сдвинув этот большой металлический шкаф, сотрудники полиции увидели вход в обширную потайную комнату. Там было много различного научного оборудования, также в комнате находился испуганный пожилой мужчина. Им оказался 83-летний доктор Уинстон Корриган, профессор химии из Миннесотского университета, который без вести пропал осенью 1984 года (то есть он считался пропавшим 31 год. — Прим. ред.) и ранее проживал в этом доме. «Он явно жил там долгое время и перенёс серьёзную психологическую травму, вероятно, потому что какое-то время ни с кем не общался или из-за приёма большого количества наркотиков. Я не знаю, жил ли он там с 80-х годов, но я не сомневаюсь в этом», — поделился сотрудник скорой помощи Лэндон Колер.
В настоящее время доктор Уинстон находится под наблюдением в больнице «Абботт Нортуэстерн» в Миннеаполисе. Позже его отправят в государственное психиатрическое отделение в клинике «Прэри Хиллз» для прохождения психиатрической экспертизы по определению степени психологического ущерба. Возможно, в конце концов его вернут в современное общество. «Я просто не могу в это поверить, это так странно. Семья, которая раньше там жила, переехала, потому что, по их словам, в доме водились призраки. Думаю, теперь это объяснимо», — сказал сосед, проживший рядом 33 года.
Полиция конфисковала украденное из университета лабораторное оборудование стоимостью более $500 000, а также три пистолета, штурмовую винтовку, военные пайки на срок 50 лет и двенадцать бочек по 55 галлонов (примерно по 208 л. — Прим. ред.), включая три практически пустые. Лаборатория Управления по борьбе с наркотиками определила содержимое как чистый жидкий диэтиламид лизергиновой кислоты, мощный галлюциногенный наркотик, в народе более известный как ЛСД или «кислота».
Пока неизвестно, будет ли доктор Уинстон осуждён за какое-либо преступление.
На самом деле всё это выдумка, поскольку IFLScience.org — сатирический ресурс, публиковавший вымышленные кликбейтные истории. Его можно было очень легко спутать с известным научно-популярным порталом IFLScience.com. Помимо практически идентичных названий, у настоящего сайта и подделки были похожие дизайны и логотипы с отличающимися деталями. Например, у IFLScience.org на лого, которое в постах иногда обрезают с картинки, вместо обычных листков растения была нарисована конопля, вместо колбы — НЛО, а вместо ракеты — динозавр с пометкой «фейк». На сатирический характер IFLScience.org намекает и слоган сайта: «На 100% самый-пресамый официальный и намного более научный».
На сопроводительном фото показан никакой не химик Корриган. В оригинале это 63-летний бездомный мужчина в красном по имени Гэри Стэнфорд Рауб. В 2012 году сообщалось, что его арестовали за убийство, совершённое 36 лет назад. Согласно отчётам СМИ, в 1976 году в штате Мэн была убита 70-летняя Бланш М. Кимбалл, которая получила более 40 ножевых ранений. В результате расследования выяснилось, что на месте преступления и на орудии убийства также присутствовала кровь другого человека. До убийства Рауб, которого ранее звали Гэри Роберт Уилсон, был постояльцем в доме Кимбалл и в то время считался подозреваемым, но не было достаточных улик, чтобы его задержать. В 2011 году он снова появился на радарах полиции, так как был замешан в нанесении ножевых ранений другому бездомному в Сиэтле. Тогда же полицейский под прикрытием попросил Рауба принять участие в «исследовании жевательной резинки», в результате чего была получена его ДНК, которая совпала с образцом крови, найденной в доме Кимбалл.
Скриншот страницы сайта. Источник
Фото на обложке: коллаж IFLScience.org / AP
Наш вердикт: сатирические новости
Ещё нас можно читать в Телеграме, в Фейсбуке и во Вконтакте
В сообществах отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо (за исключением здравого смысла).
Поделиться чеканной монетой с проектом с самым большим количеством пруфов на абзац можно внизу поста 🙂
Корона Британской империи в ультрафиолетовом свете
Флуоресцируют большая часть бриллиантов и жемчуг (голубые) и рубины (красные). Исторические камни — рубин Чёрного принца (на самом деле красная шпинель), бриллиант Куллинан II и сапфир святого Эдуарда — не флуоресцируют при этой длине волны, как и изумруды с сапфирами в основании короны.
Случаи, когда люди совсем не понимают намеков друг друга
Материал был взят и переведен с Рэддита. Приятного прочтения!
1. Одна девушка сказала, что я самый классный парень на свете, и меня нужно клонировать, чтобы было больше хороших людей. Я понял это как намек на возможные отношение, пригласил ее на свидание и был послан на три буквы. Что за хрень. Это типа я хочу парня, похожего на тебя, но не тебя?
2. Была в универе девушка, которая флиртовала со мной по полной. Подсаживалась в перерывах между парами и на обеде, брала под руку, когда куда-то шли, смеялась от моих туповатых шуток, улыбаясь, смотрела мне прямо в глаза. Я набрался смелости и пригласил ее на свидание. Она покрутила пальцем у виска и сказала, что я дурак. Вот так. Из этой истории я вынес одно – я вообще не понимаю женские намеки.
3. У меня была подруга, мы были одногодки, росли в одном дворе, ходили в одну школу. Тогда нам было 16 лет, она говорила, что любит меня, часто брала за руки, а когда я сидел на стуле, могла сесть мне на колени и начать ерзать задницей. Я позвал ее на свидание и получил отказ. Она была так удивлена, что мне могло такое прийти в голову. Я вот тоже не могу понять этот ребус. Или ей просто нравилось мое внимание? Когда стал взрослым, одна из подруг сказала, что девушки часто флиртуют по приколу, им ничего не надо от парней, а парни это не понимают.
4. В универе я влюбилась в парня. Мы много времени проводили вместе, веселились, смеялись. Я могла оставаться у него дома до самого утра, обнимала его, когда смотрели телевизор, иногда засыпала на его кровати поверх одеяла. Только через 5 месяцев наши отношения перешли в следующую стадию. Я как-то спросила, почему он не понимал моих намеков? Он ответил, что всерьез думал, что так ведут себя все девушки со своими друзьями.
5. У меня было несколько девушек, которые флиртовали со мной по полной программе, но я был не интересен им как партнер, они это делали от скуки или по приколу. Теперь девушка должна прямо и недвусмысленно сказать, что я ей нравлюсь, и то, могу не поверить. Все люди разные. Девушка моего друга воспринимает меня как своего друга, она может пофлиртовать со мной и даже поцеловать в щечку, но не более того, и я это понимаю. Но есть те, кто подобным образом ведут себя со всеми.
6. Он долго не решался сделать мне предложение, и я не выдержала и сказала, что люблю его, хочу с ним встречаться. Он ответил, что тоже любит меня, но как подругу, и мы можем на выходных сходить в боулинг, позовем друзей. Больше я с ним не вижусь.
7. Мы только начали встречаться, и были у него дома. Он переодевал футболку, и я обратила внимание, насколько у него волосатая грудь, даже провела пальцами по его груди, мне это очень понравилось. На следующем нашем свидании я увидела, что он побрил грудь. Оказывается, он подумал, что мне это не нравится. Сейчас вспоминаем об этом со смехом.
8. Женские намеки не являются универсальными. Намеки одной женщины часто отличаются от намеков другой. Одна девушка будет жаловаться, что парень не понимает очевидных намеков. Другая скажет, что она лишь проявила дружелюбие, а ее приглашают в постель. Единственный намек, который мы поймем наверняка, это когда вы будете стоять перед нами голыми и улыбаться.
9. Это было в конце 80-х. Она пришла утром, принесла конспекты, которые брала переписывать. Спросила, можно ли принять душ. Конечно можно. Вышла из ванной, завернутая в полотенце, дал ей фен матери высушить волосы. Сижу на кухне, приходит минут через 20, просит потрогать волосы, высохли ли. Я нежно провожу ладонями по ее волосам и спрашиваю, что она делает завтра. Она отвечает, что завтра у ее парня отвальная, он уходит в армию.
Очень много похожих подборок на моем канале https://t.me/realhistorys
Всем здоровья и добра!
Использование эфирных масел для борьбы с вредителями
Здравствуйте! Это небольшая глава из моей книги. Если участникам сообщества материал понравится, опубликую все остальные главы. Приятного прочтения!
Большинство насекомых вредителей имеют исключительно острое обоняние. Именно благодаря ему они находят растения, на которых можно паразитировать. И чтобы вредители не нашли свою жертву, можно либо отпугнуть их сильным специфическим запахом, либо замаскировать запах растения. В первом случае вредители будут облетать жертву стороной, во втором случае просто не смогут ее найти.
Для этих целей хорошо подходят эфирные масла. Это большая группа сложных органических соединений, обладающих резким запахом. Его отлично улавливает человек, а насекомые чуют в практически ничтожных концентрациях. Эфирные масла безвредны для человека и животных. Растениям они тоже не вредят. Они не уничтожают вредителей, просто не дают им паразитировать на растениях, вынуждая улетать в другие места.
Например, большинство жесткокрылых насекомых (жуков) не переносят запах гераневого и лавандового масел. Хвойные масла не любят листоеды. Гвоздичное масло хорошо отпугивает тлю и белокрылку, поэтому им имеет смысл обрабатывать овощные культуры, которые опрыскивать ядами нежелательно. Запах ванили очень боятся малиново-земляничные долгоносики.
Пихтовое, еловое и другие хвойные масла привлекают божью коровку, которая уничтожает тлю. Известный с советских времен бальзам Золотая Звезда так же отпугивает многих вредителей.
Как правильно приготовить рабочий раствор для обработки растений? Понадобится половина чайной ложки любого эфирного масла на ведро воды. Но масла в воде нерастворимы, поэтому надо взять 50 грамм мыльной стружки и тщательно перемешать с эфирным маслом, после чего разболтать в воде. Получится что-то вроде эмульсии, которой можно обрабатывать растения (поливать или опрыскивать).
Ванилин надо сначала растворить в небольшом количестве 70% этилового спирта (можно взять аптечный раствор салициловой кислоты). Потом этот раствор развести в ведре воды и поливать малину и землянику.
Обработку растений эфирными маслами нужно проводить раз в неделю. Если в вашем регионе нет сильного нашествия насекомых вредителей, вы вполне сможете защитить свои растения, не использую яды. Понятно, что на бактериальные, грибковые и вирусные заболевания эфирные масла не действуют.
Если вам интересны короткие истории из жизни людей, а также познавательные и увлекательные подборки, они есть на моем канале https://t.me/realhistorys
Всем здоровья и добра!
Изобретения Первой Мировой войны
Первая Мировая стала войной, навсегда изменившей человечество. И дело даже не в танках и первых столкновениях миллионных армий. Дело в техническом прогрессе, ибо эта война обросла горой технических изобретений.
Время на рубеже 19 и 20 веков стало поворотным в истории человечества. Большинство современных технических средств, вроде радио и телефонов, корнями уходят туда. А во главе прогресса всегда стоит война. Подавляющую часть хороших вещей придумывают изначально в военных целях, а уже потом отдают в пользование гражданским.
Вышло так, что авиация и машиностроение на стыке веков переживали бум. Но к началу войны люди понятие не имели, как этими новинками пользоваться, поэтому прототипы и идеи обкатывались прямо на поле боя. Атакующие придумывали новые способы убийства врагов, а обороняющиеся новые способы защиты.
Первая Мировая началась практически без танков и самолетов, а закончилась вылетами армад бомбардировщиков и пулеметами. Но все складывалось не так гладко. Самолеты в самом начале использовались исключительно для разведки. Они были слишком слабыми, и с трудом поднимали в воздух одного пилота. И даже если инженеры придумывали, как поставить подобия пушек, пилоты перед вылетом все это снимали. Ведь с кем там в воздухе воевать, если на начало войны у всех участников конфликта насчитывалась максимум пара сотен самолетов. А если и встречали противника, обычно обменивались выстрелами из револьверов и неприличными жестами.
Но очень быстро пришло понимание, что с самолетов можно сбрасывать бомбы, а авиация это ключ к победе. Но бомбы были тяжелыми, не любой самолет мог их унести в достаточном количестве, поэтому пилотов часто вооружали флетчетами, похожими на дротики для дартса, но размером с ладонь. Пролетая над вражеским отрядом, пилот сбрасывал на него пачку флетчтов, надеясь в кого-то попасть.
Пехота тоже придумывала способы защиты. Часто против низколетящих самолетов использовали пращу, в которую заряжали камни или гранаты в надежде сбить самолет. Но вскоре появились скорострельные пушки, прообразы современных зениток. Можно сказать, что ПВО появилась уже в Первую Мировую войну.
Тогда же летчики стали применять таран. Выдающийся русский авиатор А.А. Казаков был вторым, кто применил его, и первым, кто после этого выжил. Также А.А. Казаков изобрел самолетный гарпун. Это была длинная пика, которая крепилась к носовой части фюзеляжа. Предполагалось, что можно подлететь к вражескому самолету, выстрелить гарпуном и повредить обшивку, или вообще сбить. Но в реальности так близко приблизиться к врагу практически никогда не получалось.
Развитие авиационных средств поражения ушло в сторону огнестрельного оружия. Стоит отметить изобретение одного пилота из Австро-Венгрии. Он установил на свой самолет 10 маузеров в два ряда, спусковые крючки которых были соединены общей скобой. За короткое время получалось произвести 100 выстрелов. Но такое оружие тоже оказалось неэффективным из-за сложностей с прицеливанием и низкой огневой мощи пистолета. Однако, такую схему впоследствии доработали, и использовали уже с пулеметами.
К концу Первой Мировой количество самолетов в небе возросло более чем в 10 раз. Тогда же произошло разделение на истребители и бомбардировщики.
Прогресс был не только в воздухе, но и на земле. В армиях почти всех стран можно было встретить велосипедную и самокатную пехоту. Автомобилей тогда было мало, а в велосипедах видели замену лошадям. В России, например, первое самокатное соединение было создано в 1897 году. А первое боевое применение велосипедов относится в Франко-Прусской войне, еще на 30 лет раньше. К началу Первой Мировой в России было 40 рот велосипедчиков, и в их распоряжении были даже складные модели. В основном велобойцы служили курьерами и почтальонами, но при необходимости вступали в бой, как обычная пехота, используя велосипед для быстрого передвижения.
Аналогичная ситуация наблюдалась везде. Свои велосипедные отряды имели швейцарцы, британцы, немцы, итальянцы, французы. Но дальше всех в этом деле зашли англичане, у них на начало войны было 14 тысяч велосипедных бойцов. А немцы вообще хотели создать дивизию самокатчиков, но не срослось. Велосипед имел много преимуществ. Прост в конструкции, легок, дает возможность относительно быстро передвигаться, не требует бензина и овса. Это отличное бесшумное средство для ведения разведки. Тяжелые велосипеды могли везти пулеметы. Такие подразделения были очень маневренными.
Велосипеды сохранились в армии даже во Вторую Мировую войну. Например, каждый британский батальон должен иметь 33 велосипеда. При повреждении линий связи на велосипедах доставляли доклады и сообщения.
В среде тех, кто вел окопную войну, тоже было много изобретений, а иногда воскрешалось давно забытое. Англичане стали использовать старые добрые латы. Их не принимали в качестве экипировки официально, но десятки тысяч солдат доставали их в индивидуальном порядке и носили. Вместе с латами использовали и кольчугу. Такая защита хорошо противостояла шрапнели. Но жирную точку в этом деле поставили пулеметы, которые отлично пробивали латы, даже с большого расстояния. По этой причине массового возвращения рыцарских доспехов на поле боя все же не произошло.
А другой артефакт из средневековья отлично прижился. Все стороны окопной войны использовали булавы. И если британцы применяли в ближнем бою саперные лопатки, то немцы производили булавы промышленным способом.
Другое древнее оружие, о котором вспомнили, это перчатка-кинжал. Она надевалась на руку, а на конце было длинное острие. Такие перчатки тоже использовали все стороны конфликта.
В Первую Мировую впервые стали применять отравляющие газы. Было изобретено более ста моделей разных противогазных масок. Тогда же придумали вентилятор, который сейчас все прекрасно знают и используют для обдува. Изобретателем приспособления для продувания окопов после газовых атак стала британка Герта Айртон, первая женщина, которая вошла в совет электроинженеров. На фронт было поставлено около 100 тысяч разработанных ей вентиляторов, которые, очевидно, спасли очень много жизней.
Тогда же изобрели шлемофон. Сначала он использовался для связи между летчиками, а потом его переняли танкисты.
Гедеон Сундбэк в те годы изобрел застежку на молнии, используемую в одежде до сих пор. Тогда стояла задача разработать обмундирование, которое можно очень быстро надевать, и такая застежка действительно помогла. После окончания войны эта технология ушла в массы, как и чайные одноразовые пакетики, или наручные часы на ремешке, получившие после войны огромную популярность. И хотя наручные часы и чайные пакетики изобрели задолго до войны, именно война привела к их массовому распространению.
Переводу на летнее время, который мы так не любили, мы тоже обязаны Первой Мировой войне. В Германии заметили, что в летние месяцы люди еще спят после восхода солнца, а вечером некоторое время бодрствуют в темноте, тратя на освещение дефицитные свечи. Для экономии свечей и электричества немцы и придумали перевод стрелок часов, который потом использовали и другие страны (Британия с 1916 года, Россия с 1917 года, США с 1918 года). Сама идея была предложена еще в 19 веке, но была реализована только во время войны.
Также в Германии изобрели колбасу без мяса – соевую колбасу. Этим мы обязаны мэру города Кельн, население которого во время войны страдало от голода. Именно он предложил печь хлеб из ячменя, риса и кукурузы, а потом делать сосиски и колбасу из сои. Это спасло много голодающих. Но в Германии не получилось запатентовать соевую колбасу, потому что по законам колбасой может называться только мясной продукт. Заветный патент удалось получить позже Конраду Аденауэру.
Много коротких, увлекательных и познавательных историй из жизни, а также интересных подборок на разные темы на моем канале https://t.me/realhistorys
Всем здоровья и добра!
Правда ли, что чтение с экрана портит зрение?
Распространено мнение, что чтение с компьютера, планшета или смартфона ухудшает зрение и ведёт к близорукости. Мы решили проверить, есть ли научные подтверждения этой точки зрения.
(Для ЛЛ: нет никаких доказательств того, что чтение с экранов портит зрение сильнее, чем чтение с бумажных носителей)
Для начала попробуем разобраться, чем отличается с точки зрения физики чтение с бумажного и электронного носителя. Как известно из школьных уроков, видимым предмет становится тогда, когда он отражает или испускает элементарные частицы света — фотоны, которые попадают на светочувствительные клетки сетчатки, а от них сигнал по цепочке нейронов доходит до мозга. Фотоны от солнца или искусственного источника освещения попадают на книжный лист, чёрные буквы фотоны поглощают, а белые промежутки отражают их прямо нам на сетчатку. С точки зрения физики правильнее было бы даже говорить не столько «я вижу буквы», а скорее «я не вижу буквы, а вижу промежутки между ними». В случае с электронным носителем отражённый свет нам не обязателен, встроенная подсветка экрана сама испускает необходимое количество фотонов, чтобы мы могли воспринимать текст или изображение.
При недостаточности освещения человеческий глаз имеет возможности для адаптации. Когда мы пытаемся рассмотреть что-то в сумерках, наш зрачок расширяется, чтобы большее количество света попадало на сетчатку. При возвращении более яркого освещения зрачок сужается. Если же силами организма достаточной яркости достичь не удалось, мы используем внешние возможности регулировки: подстраиваем освещение под потребности нашего зрения (включаем более яркий свет, пересаживаемся ближе к источнику света), а в случае с электронным носителем регулируем мощность подсветки. Важно отметить, что опасение, будто чтение при недостаточном освещении навредит зрению, абсолютно беспочвенно. По меткой аналогии нью-йоркского офтальмолога Ричарда Розена, «это всё равно что сказать, будто фотографирование при плохом освещении повредит ваш фотоаппарат».
Самым крупным исследованием влияния чтения с экранов на зрение, пожалуй, можно назвать труд учёных из Университета штата Огайо. В 1989 году они отобрали 4512 детей в возрасте от 6 до 13 лет разных этнических групп без признаков близорукости и на протяжении 21 года наблюдали за их зрением. При разработке дизайна исследования среди потенциальных факторов риска учёные выделили время, проводимое за экраном телевизора, а позже и компьютера. Исследование показало, что этот фактор в итоге не сыграл значимой роли в развитии близорукости, в отличие от, например, такого неочевидного на первый взгляд параметра, как время игр на свежем воздухе. Карла Задник, руководитель этого исследования, подчёркивает, что «несмотря на то, что время, проведённое у экрана, считалось важным фактором в развитии близорукости на протяжении почти 100 лет, наша большая и этнически репрезентативная выборка не продемонстрировала никакой связи». С Задник согласен её коллега, доктор Дональд Мутти: «Нет убедительных доказательств того, что работа за компьютером увеличивает риск возникновения или прогрессирования близорукости у взрослых по сравнению с другими формами работы, связанными с напряжением зрения».
Однако некоторая связь между количеством времени, проводимым за чтением, и развитием близорукости существует. Ухудшение зрения вследствие длительной работы за монитором вызывается тем, что многие не соблюдают правила безопасной работы вблизи, а именно пренебрегают необходимым расстоянием между текстом и глазами и не делают необходимых пауз для отдыха глаз. Самым важным правилом офтальмологи называют «правило 20–20–20»: каждые 20 минут работы необходимо делать перерыв и на протяжении 20 секунд переводить взгляд на объект, находящийся на расстоянии 20 футов (около 6 м). Соблюдая его, мы даём глазам необходимый отдых и можем продолжать работу, не испытывая неприятных симптомов и не нанося вред своему зрению. Пренебрежением этим правилом, скорее всего, и объясняется «экранная близорукость» пациентов доктора Дэвида Алламби.
Интересно также отметить: в 2019 году учёные пришли к выводу, что чтение белых букв с чёрного фона стимулирует необычные для нашего глаза пути передачи информации и представляет собой профилактику появления близорукости, в отличие от стандартного чтения чёрных букв с белого фона. Стоит также упомянуть наблюдение японских учёных: жевание жевательной резинки во время напряжённого чтения с экрана, задействуя различные мышцы лица, снижает такие симптомы усталости глаз, как сухость, ощущение песка в глазах, двоение и боль.
Таким образом, нет никаких доказательств того, что чтение с экрана компьютера, планшета или смартфона сильнее портит зрение, чем чтение с бумажного носителя. Однако важно помнить, что вне зависимости от того, книга перед вами или мобильный телефон, следует соблюдать некоторые правила безопасной работы и, возможно, следуя советам японских учёных, расслаблять мышцы лица, параллельно с чтением жуя жевательную резинку.
Наш вердикт: неправда
Ещё нас можно читать в Телеграме, в Фейсбуке и во Вконтакте
В сообществах отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо (за исключением здравого смысла).
Поделиться чеканной монетой с проектом с самым большим количеством пруфов на абзац можно внизу поста 🙂
Можно ли считать латынь мертвым языком
Латынь появилась на территории современной Италии примерно в середине второго тысячелетия до нашей эры. Достоверно известно, что этим языком пользовались жители региона Лаций около 3 тысяч лет назад. Самих жителей называли латинами, откуда и пошло название языка. Чаще всего в качестве примера древнелатинской письменности приводят надпись Дуэноса.
Это гравировка на керамическом сосуде, точный перевод которой до сих пор вызывает споры. Дело в том, что латынь, как и любой язык, постоянно менялась. Посмотрите русские дореволюционные учебники, которым чуть больше ста лет. Даже их местами сложно понять. А надписи Дуэноса примерно 2500 лет.
То, что мы понимаем под современной латынью, лингвисты называют классической латынью. Где-то в третьем веке до нашей эры древние римляне, говорившие на латыни, завоевали несколько греческих городов. Они много позаимствовали у греков в области образования, литературы и поэзии, перевели на латынь Одиссею Гомера.
Одним из родоначальников классической латыни считается древнеримский писатель Плавт. Он автор более сотни комедий, часть из которых дошла до нас. Окончательно литературный латинский язык сформировался в первом веке до нашей эры. На нем написаны сочинения легендарных Цицерона, Цезаря и Горация.
В это же время римляне занимались строительством крупнейшего государства на планете. Франция, Испания, части Британии и Германии постепенно покорялись римлянам. Одновременно на новых землях основывались торговые посты, римские губернаторы устанавливали свои правила, открывались школы.
Следы этого сохранились по сей день. Любой британский город, название которого оканчивается на «честер» или «касл» гарантированно имеет римские корни. Эти окончания переводятся с древнеримского как «военный лагерь». Аналогично на землях современной Германии. Кельн в переводе с латыни «поселение». Также римляне имеют прямое отношение к Вене, Регенсбургу и многим другим европейским городам.
История хороша тем, что позволяет проводить параллели между древностью и современностью. Почему сейчас так популярен английский язык? Других языков много, но английский понимают почти везде. Более того, существует огромное количество терминов в разных областях знаний, которые придумали англичане, и в любом языке они произносятся одинаково, как на английском.
Так вот, аналогичное место две тысячи лет назад занимал латинский язык. Народы всех завоеванных территорий вынуждены были учить латинский, чтобы общаться не только с римлянами, но и с другим народами Империи. И это оказалось очень удобно. Купец, который отправлялся с товаром на другой конец государства, прекрасно знал, что на латинском его везде поймут.
Но чистым литературным латинским языком владели только сами римляне. Остальные народы общались на так называемой разговорной латыни. Кто учил иностранный язык, тот понимает, что литературный и разговорный порой отличаются достаточно сильно. Со временем разговорная латынь получила название «вульгарная». И в этом нет ничего плохого, ибо «вульгарный» в переводе означает «простонародный». Опять же, это устраивало всех, потому что для общения простонародного языка вполне хватало.
Но в 476 году Римская Империя пала. Почему-то многие считают, что тут же погиб и латинский язык. Это не так. Европа тогда говорила на латыни, и продолжала говорить еще несколько сотен лет. Народы, населявшие территорию Западной Римской Империи, просто не имели своих литературных языков. Они говорили на латинском, пусть и со своим акцентом. А вся деловая и законодательная переписка велась исключительно на классической латыни. А в юриспруденции классическая латынь прожила еще тысячу лет, потому что аналогов большинства юридических терминов не было в европейских лексиконах. Аналогично с наукой, религией, литературой, где очень долго использовалась только классическая латынь. Но разговорная латынь во всей Европе постепенно эволюционировала, превращаясь в отдельные и самостоятельные языки.
Классическая латынь активно использовалась даже в средние века. Например, отчет Америго Веспутчи о плавании в Америку в 1503 году был написан на латыни. Вестфальский договор 1648 года тоже. Торговый договор между Францией и Англией в 1731 году тоже. Да практически все международные документы в 18 веке составлялись на латыни. И это не просто традиция или дань истории. Дело в том, что Римская Империя была матерью большинства европейских государств, и ее язык был удобен, а вот местные диалекты не очень.
Латынь была официальным языком Англии до 1733 года, а в Испании до 1857 года. До 1912 года в итальянских университетах преподавали исключительно на латыни. Тогда латынь выступала аналогом современного английского языка. Английский постепенно вытеснил латынь, потому что британские дипломаты потребовали, чтобы представители других стран общались с ними только на английском. К тому времени окрепли до уровня самостоятельных языков и другие европейские наречия, а профессия переводчика стала денежной и уважаемой. Римская Империя не существовала уже полторы тысячи лет, вот и стал латинский язык жертвой прогресса, его было некому развивать и поддерживать на бытовом уровне.
Будет правильным сказать, что латынь не умерла, она видоизменилась, и живет до сих пор. Умерла ее письменная версия, которую мы называем классической латынью. Впрочем, медики учат этот язык до сих пор.
Вульгарная латынь эволюционировала. Европа никогда не была единой, и в каждой стране разговорная латынь развивалась по-своему. В итоге появилась целая группа романских языков, к которой принадлежат испанский, итальянский, португальский, французский и еще примерно десяток менее известных языков. Все они первейшие потомки латыни, так что язык Древнего Рима живее всех живых, а разговоры о его гибели хоть и модные, но не имеют под собой основания.
Классическая латынь отличается от современного испанского примерно как современный английский от английского 6 века нашей эры. Но никто не считает, что древнеанглийский умер. Все утверждают, что он эволюционировал, и на нем сейчас говорят почти полтора миллиарда человек. На эволюционировавшей латыни говорит примерно 800 миллионов человек. Да, это не тот язык, на котором говорил Цезарь, но вся правда в том, что ни один язык с тех времен не сохранился без изменений. И современному итальянцу понять древнего римлянина не то, чтобы невозможно, просто трудно. Как и современному русскому понять своего предка времен Киевской Руси.