Где стоит звук
Перейти к содержимому

Где стоит звук

Консультация по обучению грамоте «Определение места звука в слове»

Определение места звука в слове – это один из этапов формирования фонематического слуха.

Наиболее сензитивным (чувствительным) периодом к звуковой восприимчивости является возраст 5 лет: внимание детей способно переключаться со смысловой стороны речи на звуковую сторону.

Давайте вспомним предыдущие этапы, которые способствовали развитию и формированию звуковой культуры речи дошкольника:
1. Различение на слух неречевых звуков, начиная с раннего возраста (шумелки, хлопки).
2. Выделение заданного звука из звуковой цепочки или из цепочки слов с младшего возраста (игра «Поймай звук»).
3. Определение места звука в слове (можно начинать в конце среднего возраста, начале старшего возраста).
4-тым этапом будет – звуковой анализ слова.

Мы сегодня говорим о третьем этапе. Как всегда делюсь своим опытом:

Для того чтобы подготовить детей к звуковому анализу, необходимо сформировать у них способ интонационного выделения звука в слове и познакомиться с понятием звук. Интонационное выделение звука в слове – это подчёркнутое его произнесение во время слитного проговаривания слова.
Выделить гласные звуки не составляет труда, так как они поддаются протяжному произнесению.
Согласные звуки выделяются двумя приёмами:
1). Согласные звуки смычно-проходные [М], [Н], [Л] и щелевые [С], [З], [Ш], [Ж], [Ф], [В], [Х] – выделяются длительностью (протяжностью) произнесения;
2). Согласные звуки смычные (взрывные) — [П], [Б], [Т], [Д], [К], [Г] – выделяются громким, подчёркнутым произнесением.
При обучении выделению звука в слове необходимо учитывать следующий порядок:
1). Сначала обучаем выделению ударного гласного звука в начале слова (ОСЫ, УТКА, УДОЧКА, ОБЛАКО);
2). Затем определяем первый гласный звук в безударной позиции (АКУЛА, ИГОЛКА, АПЕЛЬСИН – обратите внимание на подбор слов: произнесение слова должно совпадать с написанием).
3). Затем выделяем и определяем согласный звук в конце слова (Изготавливаем на каждого ребёнка схемы определения звука в слове).
Сначала определим, какие звуки можно брать для данного этапа работы. Конечно те звуки, которые проговаривают все дети. Это [П], [М], [Т], [К], [Н], [Х], [Ф]. Не советую брать звуки [Б], [Д], [В], [Г], так как эти звуки в конечной позиции оглушаются.
Для этого используем слова, которые заканчиваются на смычные согласные [П], [Т], [К] или смычно-проходные [М], [Н], так как при произнесении этих звуков легче всего постигается понятие согласный звук.
Для этого используются следующие упражнения:
-ПОСЛУШАЙ, как я назову и найду последний звук в слове: зонТТТ, пауККК.
-СКАЖИ, как я шлеМММ
-ЗАКОНЧИ слово, добавь звук: кув-шиННН, а-пель-сиННН, кло-уННН, ста-каННН, слоННН, ба-ра-баННН.
4).Далее учим выделять и определять первый согласный звук в слове. В данном случае лучше использовать звуки, которые легче выделить путём длительного звучания [М], [Н], [Х]: МММак, НННос, ХХХвост.
5).И только потом учим определять звук в середине слова.
Обратите внимание, что при выделении звука голосом, палец должен находиться на кружке данной схемы.
Вся работа должна проводиться с использованием наглядного материала.
Затем подбираем слова – картинки, где определяемый звук находится в разных позициях: в начале слова, в середине слова, в конце слова. Просим детей определить место звука в слове. Например, звук [М]: МАК, АМБАР, ДОМ.

Где стоит звук

Логопедические игры

Логопедические игры

Логопедические игры запись закреплена

КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ОПРЕДЕЛЯТЬ МЕСТО ЗВУКА В СЛОВЕ?

При обучении письму и чтению исходным процессом является звуковой анализ устной речи. Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:
— определение количества звуков в слове;
— фонетическую характеристику звуков (умение различать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие);
— определение места звука в слове.
Звук мы слышим и произносим. Буквы мы видим, пишем и читаем.

Сложнее всего детям дается задание на определение места звука в слове. Как же решить эту проблему?

Сначала нужно выяснить, понимает ли ребенок слова "начало", "середина", "конец". Если нет, то возможно, у ребёнка трудности с пониманием смысла этих слов, т.е. с ориентировкой в пространстве.

Слово имеет своё пространство. А для ребёнка сложно соотнести пространство линейное и временное. Для них слово — что-то скомканное в комочек. Мы должны этот комочек развернуть в одну ниточку. Для этого анализируем сутки и режимные моменты в них. Сначала мы проснулись, потом пошли в садик, потом пришли домой, уже темно, легли спать. Раскладываем в линеечку картинки с режимными моментами, объясняем понятия "начало", "середина", "конец" (дня!). Потом подкладываем схему, начерченную на картонке-линейке.
Можно взять несколько (лучше 5) игрушек, например, животных, поставить их друг за другом (слева направо). После этого обсудить с ребёнком:
— кто стоит в начале,
— кто в конце,
— кто в середине,
— кто первый,
— кто последний.
В следующий раз всё это можно повторить, но уже на других игрушках.
С этой же целью хорошо использовать иллюстрацию к сказке "Репка" (обсудить те же вопросы).

Далее усложняем. Можно взять игрушечный поезд, и рассмотреть, где у него начало, где конец, где середина.

Можно сделать рыбку; голова — начало, туловище — середина, хвост – конец.

Потом переходим к звукам.
Сначала работаем несколько занятий с определением первого звука. «С какого звука начинается слово? Какой звук я произношу первым?" Произносим утрированно первый звук. Сначала берем слова, которые начинаются с гласного звука (под ударением). Самый простой способ – это произносить слова, растягивая первый звук: уууу-тка, оооо-блако, оооо-вцы.
Нужно соблюдать нескольких правил:
— слова на твёрдые согласные и на согласные, после которых идут эти буквы, подбирать так, чтобы ударение падало на первый слог;
— предлагать слова с первым согласным, за которым нет гласного: кккк-рот, сссс-тул, зззз-вук и так далее;
— подбирать слова с первым мягким согласным, например, лицо, кино …;
— слова на гласные Е, Ё, Ю, Я лучше исключить, так как они объединяют не один, а два звука сразу: Я-ЙА, Ю-ЙУ и т.д.

Варианты игр:
1. «С чего начинается слово?»
Взрослый бросает ребёнку мяч и произносит слово: Аист, Утка, Иней, Эхо, Ослик и т.д. Малыш ловит мяч и возвращает его, произнося первый звук.
2. «Цепочка».
Предложить слово, а ребёнок подбирает следующее, начинающееся на его последнюю букву. Пример: слон-нос-скала-аист и т.д.

Когда дети научатся выделять первый звук в слове, говорим, что звук . хитрый, хочет поиграть с нами в прятки. Он прячется в разных местах слова: в начале, середине, конце.

Варианты игр:
1. «Троллейбус». Рассматриваем автобус, выясняем где у него начало, середина и конец. Затем произносим слово, пальцем ведем по автобусу, и в нужном месте при утрированном выделении заданного звука задерживаемся. Спрашиваем у ребенка: когда слово . "село" в автобус, где был звук . покажи пальцем.
2. «Улитка».
Делаем дорожку из картона, разделённую на три части. Улитка ползет по дорожке и останавливается, когда слышит звук.
3. «Домик». Делаем из картона домик с тремя окошечками. Ребенок ищет, где прячется звук.

Далее изображаем слово схематично. Берем звуковую линейку — узкий прямоугольник картона, разделенный на три части. Медленно произносим слово, делая акцент на звуке, и двигаем палец слева направо. Обращаем внимание на место, где был палец, когда произносили заданный звук.

Звуки

Современный русский алфавит состоит из 33 букв. Фонетика современного русского числа определяет 42 звука. Звуки бывают гласные и согласные. Буквы ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак) не образуют звуков.

Гласные звуки

В русском языке 10 гласных букв и 6 гласных звуков.

  • Гласные буквы: а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я.
  • Гласные звуки: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Для запоминания гласные буквы часто записывают парами по сходному звучанию: а-я, о-ё, е-э, и-ы, у-ю.

Ударные и безударные

Число слогов в слове равно числу гласных в слове: лес — 1 слог, вода — 2 слога, дорога — 3 слога и т.д. Слог, который произносится с большей интонацией, является ударным. Гласная, образующая такой слог, является ударной, остальные гласные в слове — безударными. Положение под ударением называют сильной позицией, без ударения — слабой позицией.

Йотированные гласные

Значимое место занимают йотированные гласные — буквы е, ё, ю, я, которые означают два звука: е → [й’][е], ё → [й’][о], ю → [й’][у], я → [й’][а]. Гласные являются йотированными в том случае, если:

  1. стоят в начале слова (ель, ёлка, юла, якорь),
  2. стоят после гласного (какое, поёт, заяц, каюта),
  3. стоят после ь или ъ (ручье, ручьём, ручью, ручья).

В остальных случаях буквы е, ё, ю, я означают один звук, но однозначного соответствия нет, так как различные позиции в слове и различные сочетания с согласными этих букв рождают разные звуки.

Согласные звуки

Всего 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Несоответствие в количестве означает, что некоторые буквы могут означать разные звуки в разных словах — мягкие и твёрдые звуки.

Согласные буквы: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.
Согласные звуки: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’].

Знак ‘ означает мягкий звук, то есть буква произносится мягко. Отсутствие знака говорит о том, что звук твёрдый. Так, [б] — твёрдый, [б’] — мягкий.

Звонкие и глухие согласные

Есть разница в том, как мы произносим согласные звуки. Звонкие согласные образуются в сочетании голоса и шума, глухие согласные образуются за счёт шума (голосовые связки не вибрируют). Всего 20 звонких согласных звуков и 16 глухих согласных звуков.

Звонкие Глухие
непарные парные парные непарные
й → [й’] б → [б], [б’] п → [п], [п’] ч → [ч’]
л → [л], [л’] в → [в], [в’] ф → [ф], [ф’] щ → [щ’]
м → [м], [м’] г → [г], [г’] к → [к], [к’] ц → [ц]
н → [н], [н’] д → [д], [д’] т → [т], [т’] х → [х], [х’]
р → [р], [р’] ж → [ж] ш → [ш]
з → [з], [з’] с → [с], [с’]
9 непарных 11 парных 11 парных 5 непарных
20 звонких звуков 16 глухих звуков

По парности-непарности звонкие и глухие согласные делятся на:
б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с — парные по звонкости-глухости.
й, л, м, н, р — всегда звонкие (непарные).
x, ц, ч, щ — всегда глухие (непарные).

Непарные звонкие согласные называются сонорными.

Среди согласных по уровню «шумности» также выделяют группы:
ж, ш, ч, щ — шипящие.
б, в, г, д, ж, з, к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ — шумные.

Где стоит звук

В тетради по обучению грамоте я буду размещать примеры, задания звукового и звуко-буквенного анализа, который мы с детьми выполняем на уроках по литературному чтению, на уроках русского языка.

Для чего делать звуковой, звуко-буквенный анализ? С первых уроков обучения грамоте необходимо тренировать ребенка читать слова, сначала – орфографически (т.е. как написано), а затем то же самое читать орфоэпически (т.е. как мы произносим данное слово в устной речи). Чем раньше мы «столкнем» орфографию с орфоэпией, тем лучше будут результаты, как в правильном чтении, так и в правописании.

1-ая часть. Звуковой анализ.

В тетради по обучению грамоте я буду размещать примеры, задания звукового и звуко-буквенного анализа, который мы с детьми выполняем на уроках по литературному чтению, на уроках русского языка.

Для чего делать звуковой, звуко-буквенный анализ? С первых уроков обучения грамоте необходимо тренировать ребенка читать слова, сначала – орфографически (т.е. как написано), а затем то же самое читать орфоэпически (т.е. как мы произносим данное слово в устной речи). Чем раньше мы «столкнем» орфографию с орфоэпией, тем лучше будут результаты, как в правильном чтении, так и в правописании.

Пропуски букв, их замена, искажение слов, ошибки при написании слов с орфограммами – все это результаты слабой работы по звуко-буквенному анализу слова. В «Букваре» с первых уроков обучения грамоте мы параллельно разбираем как звуковую, так и буквенную модель (схему) слова. Осваивая звуковой анализ слова, ученики последовательно овладевают рядом умений: выделять звуки путем интонирования, делить слово на слоги, отличать гласные звуки от согласных, находить ударный слог в слове, определять звонкость/глухость и твердость/мягкость согласных звуков.

Анализируйте! Сравнивайте! Делайте вывод! Постоянно обращайте внимание детей на слова, написание которых расходится с произношением (она, оно, они).

Следите, чтобы при произнесении звуков дети их не «тянули» («мэ», «вэ»), а произносили четко и кратко [м], [в] – звук, как щелчок.

Запомните: все виды звукового анализа выполняются НА СЛУХ. Ниже вы найдёте памятки, как правильно оформлять разные виды звукового анализа. Прежде всего определимся с тем, как обозначаются звуки. Напомню, что звуки – это то, что мы слышим и произносим. Буквы мы видим и пишем. Буквы служат для обозначения звука.

Для звукового анализа используются специальные символы звуков – цветные кружочки или квадратики (их можно рисовать или выкладывать специальные фишки из любого материала, главное соблюдать цвет).

Позиционный анализ

Определяем, где слышится звук: в начале слова, в середине или в конце. Начало слова – это первый звук, с него слово начинается. Конец слова – это самый последний звук. Середина слова – это не первый и не последний. Для того, чтобы услышать, где находится звук, произнесите слово, выделяя утрированно нужный нам звук. Например, определяем, где находится звук [а] в слове «аист». Произносим так: а-а-а-а-аист (звук в начале слова). Или звук [а] в слове «шарик». Произносим: ша-а-а-а-арик (звук в середине слова.)

Звуковой анализ слова (количественный и порядковый)

Этот вид анализа тоже выполняется на слух. Суть — определить последовательность звуков в слове: какой звук первый, какой идёт за ним и т.д. Составляем схему (или рисуем), где каждый звук обозначается определённым цветом: гласные звуки – красным, согласные твёрдые — синим, согласные мягкие – зелёным. В итоге ребёнок должен составить схему, назвать последовательно все звуки, дать каждому характеристику, определить, сколько всего звуков. Опираясь на схему, назвать выборочно звуки, например, назвать третий звук, назвать пятый звук.

Пример: выполняем звуковой анализ слова «лиса» (выделяем последовательно каждый звук, чтобы отчётливее его слышать).

Выделяем первый звук: Л-Л-Л-ЛИСА. Первый звук [Л’] – согласный, мягкий. Обозначаем зелёным кружком.

Какой звук мы слышим дальше? ЛИ-И-И-ИСА – звук [И] – это гласный, обозначаем красным цветом.

Какой звук слышим после [И]? ЛИС-С-С-С-СА. Звук [С] – согласный, твёрдый. Обозначаем синим кружком.

Что слышим после [С]? ЛИСА-А-А-А-А – звук [А] – гласный, обозначаем красным цветом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *