Применение электродвигателей серии АИР в промышленности
Электродвигатели типа АИР являются общепромышленными асинхронными трехфазными электродвигателями переменного тока, имеют короткозамкнутый ротор и применяются при комплектации различными электроприводами многих механизмов и агрегатов почти во всех сферах промышленности. Они используются в строительной технике, на различных подъемниках и транспортерах, во всевозможных системах промышленной вентиляции, а также для электропривода промышленных насосов. Многие электродвигатели типа АИР нашли широкое распространение в аграрном комплексе и используются даже в тяжелом машиностроении.
В свое время АИР электродвигатель сменил на рынке довольно популярный и распространенный трехфазный электродвигатель серии 4А и 4АМ. По конструктивным особенностям двигатели этой серии отличаются простотой в изготовлении, относительно низкой ценой, довольно высокой ремонтопригодностью и низкой стоимостью обслуживания. Стоит отметить, что отсутствие скользящих контактов существенно увеличивает надежность электромотора и уменьшает технические требования к внешним нюансам эксплуатации электродвигателя. Сочетание этих факторов в одном агрегате позволяет применять довольно широко электромоторы серии АИР практически во всех современных отраслях промышленности (металлообрабатывающие и деревообрабатывающие станки), развивающегося сельского хозяйства (кормоизмельчители) и устанавливать их на многие транспортные (транспортеры) и строительные машины и механизмы (бетоносмесители). Электродвигатели АИР могут применяться в приводах компрессорных установок, мельниц, различных транспортных конвейеров и на многом другом оборудовании.
Электродвигатели АИР имеют следующие характеристики:
- частота устройств 50 и 60 Гц при номинальном напряжении равном 220–660 вольт;
- степень защиты электромоторов IP54, со степенью защиты токоввода двигателя IP55;
- с классом изоляции F;
- продолжительный режим работы п S1.
По исполнению электромоторы АИР производятся на лапах (IM1081), с фланецем (IM3081 3681), могут быть также комби, со вторым свободным концом вала и встраиваемые.
По климатическому исполнению такие устройства бывают следующих разновидностей: УХЛ2, УХЛ4, У2, У3, У5, Т2.
Размеры электродвигателей серии АИР выражаются высотой оси вращения электромотора и находятся в пределах 56,00–355,00 мм, с диапазоном мощностей от 0,120 до 315,00 кВт и с частотами вращения от 750 об/мин до 3000 об/мин.
Существуют дополнительные обозначения электромоторов АИР специального исполнения:
- Б — со встроенной в двигатель температурной защитой;
- В — встраиваемые;
- С — имеющие повышенное скольжение;
- Е — имеющие встроенный тормоз;
- Е2 — имеющие ручное растормаживающее устройство;
- Ж — электромоторы для моноблочных насосов, имеющие специальный выходной конец вала;
- РЗ — предназначенные для мотор-редукторов;
- Ш — предназначенные для промышленных швейных машин;
- Ф — электромоторы, имеющие хладомаслостойкое исполнение;
- А — электромоторы, предназначенные для атомных электростанций;
- П — электромоторы повышенной точности по установочным размерам;
- Х2 — электромоторы химостойкие.
Применяется специальная система обозначения, используя которую маркируются электродвигатели типа АИР различной модификации. К примеру, марка двигателя АИР 80 М4 У2 расшифровывается так:
Особенности электродвигателей
Применение асинхронного электродвигателя
Существует огромное множество промышленной и бытовой техники и каждому агрегату, в свою очередь, необходим электропривод. Такими электроприводами в настоящее время в большинстве случаев являются трехфазные или однофазные асинхронные электродвигатели. Благодаря взаимозаменяемости на любом отечественном оборудовании серия трехфазных электродвигателей АИР пользуется наибольшей популярностью, а для работы от однофазной сети широко применяются двигатели 220В с одним конденсатором АИРЕ или двумя АИР2Е. Второй конденсатор необходим, если ваше оборудование при запуске имеет механическое сопротивление на валу мотора.
Если рассматривать зарубежное оборудование, будь то промышленные насосы или вентиляторы, станки или конвейеры, компрессоры или другая распространенная техника, такие агрегаты будут укомплектованы электродвигателями по стандарту DIN и нормам CENELEC серии АИС. А для механизмов, работающих от сети 200В серии АИСЕ с одним и АИС2Е с двумя конденсаторами.
Для крановых механизмов применяются крановые двигатели с фазным или короткозамкнутым ротором, МТН или МТКН соответственно. Фазный ротор необходим для плавного запуска при наличии механической нагрузки при запуске. При этом такие моторы очень часто бывают с двумя выходными концами вала.
Если на вашем производстве необходимо регулировать обороты электродвигателя и используется частотный преобразователь, для такой работы необходим электродвигатель АДЧР с принудительной вентиляцией, а для моторов свыше 30 кВт необходимо наличие токоизолированных подшипников.
Так же, к примеру, для привода редукторов, широко используются электродвигатели с электромагнитным тормозом. Это может быть обычный электродвигатель АИР или АИС, который имеет дополнительное устройство торможения, расположенное позади заднего подшипникового щита перед вентилятором.
Взрывозащищенные электродвигатели применяются на производствах с повышенным содержанием взрывоопасных газов. Если происходит возгорание и взрыв, то он не распространяется во внешнюю среду, а происходит и угасает внутри агрегата благодаря взрывонепроницаемой оболочке мотора.
Для привода горизонтальных, секционных и консольных насосов широко используются электромоторы со степенью защиты IP23, они имеют более низкую цену. Установочные размеры двигателей АИР у электромоторов 7АМН, агрегаты 7АМНС имеют присоединительные размеры двигателей АИС.
Асинхронные двигатели АИР. История, особенности, производители
На самом деле, данная маркировка появилась более 30 лет назад. На территории стран социалистического лагеря были разработаны единые стандарты, их разработчик — Международная организация по экономическому и научно-техническому сотрудничеству в области электротехнической промышленности «Интерэлектро», которая была учреждена на основе Соглашения, подписанного правительствами ряда стран, включая СССР, 13 декабря 1973 года.
Маркировка «АИ» обозначает «асинхронные электродвигатели Интерэлектро». АИР — их разновидность для внутренних продаж и экспорта.
Данные двигатели унифицированны по рядам мощностей, установочных размеров и других характеристик.
Сегодня двигатели АИР производит ряд заводов, некоторые из них: в России — «Мосэлектромаш», Ярославский электромашиностроительный завод (ОАО «ELDIN») и в Украине — СЛЭМЗ, Могилевский завод «Электродвигатель» и крупнейший — Харьковский электротехнический завод Укрэлектромаш (ХЭЛЗ).
Виды обозначения в серии АИР
В серии АИ принято три вида обозначения: базовое, основное и полное. Базовое обозначение — это сочетание элементов символов, которые определяют серию, его мощность, частоту вращения (обозначение серии, вариант увязки мощности к установочным размерам, высоту оси вращения, установочный размер подлине станины и длина магнитопровода статора, число полюсов), например: АИР200 Мб (серия АИ, увязка по варианту Р, высота оси вращения 200 мм, длина корпуса по установочным размерам М, число полюсов 6).
Основное обозначение — это сочетание базового обозначения электродвигателя с обозначением вида защиты и охлаждения, электрической и конструктивной модификации, специализированного исполнения и исполнения по условиям окружающей среды, например: АИРБС100М4НПТ2 (АИР100М4 — базовое обозначение, Б — закрытое исполнение с естественным охлаждением без обдува, С — с повышенным скольжением, Н — малошумные, П — с повышенной точностью установочных размеров, Т — для тропического климата, 2 — категория размещения).
Полное обозначение — сочетание основного обозначения с дополнительными электрическими и конструктивными характеристиками, например: АИРБС100М4НПТ2 220/380 В, 60IM218I, КЗ-Н-3, F-100, (АИРБС100М4НПТ2 — основное обозначение, 220/380 В — напряжение, 60 — частота сети, IM2181 — исполнение по способу монтажа и по концу вала, КЗ-Н-3 — исполнение выводного устройства и число штуцеров, F100 — исполнение фланцевого щита).
Итак, полное стандартизованное обозначение описывает практически все характеристики двигателя и имеет вид — АИР ХХХ ДПСИ, КККК ММММММ ЗЗЗЗ, где
АИР — обозначение серии;
ХХХ – габарит, высота оси двигателя в миллиметрах (56, 63 … 355);
Д – длина пакета статора, установочный размер (А, В, L, S, M);
П – число пар полюсов;
СИ – специальное исполнение ( Б, Е, Е2, Ж, Р3, Ш, П, Ф, А, Х2);
КККК – исполнение по климатическим условиям (У1…У3, УХЛ2, УХЛ4, Т2, ОМ2);
ММММММ – способ монтажа (IM1081, IM2081, IM2181, IM1082, IM2082, IM5010);
ЗЗЗЗ – степень защиты оболочки (IP44, IP54, IP55).
Конструктивные исполнения двигателей АИР
Электродвигатели АИР имеют следующие конструктивные исполнения
по окружающей среде (тропическое, химическое, для сельского хозяйства);
по установочным размерам;
имеющие дополнительные функции (фазный ротор, электромагнитный тормоз), повышенный пусковой момент, узкоспециальные и другие функции.
Преимущества двигателей АИР:
низкий уровень шума
высокий класс нагревостойкости изоляции
высокая степень защиты электродвигателя от влаги
отсутствие подвижных контактов
Двигатели АИР обладают привлекательными свойствами и с точки зрения изготовителя, и с позиции потребителя.
Благодаря простой конструкции эти двигатели легко производить, обслуживать и ремонтировать.
Устройство работает непосредственно от сети с переменным током, а множество вариантов исполнения (по монтажу, защите, климатическим условиям и пр.) позволяет эксплуатировать асинхронный двигатель практически в любых условиях, в том числе в помещениях с присутствием агрессивных сред.
Мотор обладает высоким коэффициентом полезного действия. В зависимости от конкретного типа этот показатель достигает 85%. Он пригоден для использования в оборудовании непрерывного цикла, например, в приводных узлах конвейеров, транспортеров и т. п.
Асинхронный двигатель высоко надежен и редко выходит из строя. Он успешно претерпевает кратковременные механические перегрузки.
Мотор как нельзя лучше подходит для целей автоматизации производственных процессов. Совокупность таких качеств, как надежность, легкость монтажа, простота обслуживания, неприхотливость к условиям эксплуатации делают его незаменимым в деле поддержания автоматической работы устройств.
Практически каждый асинхронный двигатель в соотношении цены и качества оказывается исключительно выгодным приобретением.
Китайские АИР
Если ранее двигатели АИР производили только участники «Интерэлектро», сегодня серию активно производит Китай. В связи с распространенностю маркировки китайские производители имеют возможность изготавливать большие объемы продукции по одним стандартам, что очень выгодно. Для выпуска данных двигателей достаточно соблюдения стандартов и предписаний по тех.характеристикам.
Однако китайские двигатели имеют ряд недостатков, которые заставляют относится к ним настороженно. Первейшие из них это, конечно, качество материалов и сборки. Отечественные двигатели, по общему мнению потребителей, значительно выигрывают в качестве. Убедиться в этом вы можете сами!
Асинхронные трехфазные двигатели АИР: применение и преимущества
Трехфазные асинхронные электромоторы серии АИР можно увидеть на большинстве промышленных установок. Крупные вентиляторы, насосы, станки для обработки металла и древесины, различные подъемные механизмы работают именно на таких двигателях. Трехфазный электромотор может устанавливаться на любой технике, работающей за счет превращения электрической энергии в механическую.
Плюсы и минусы асинхронных узлов
Общепромышленные асинхронные моторы пользуются большим спросом у компаний и организаций, занимающихся разными видами производства. Украинская компания СИСТЕМАКС предлагает асинхронные трехфазные электродвигатели АИР от белорусского производителя. Здесь можно купить качественные электромоторы по выгодным ценам, получить профессиональное обслуживание, удобную оплату и быструю доставку.
Популярность моторов обусловлена тем, что трехфазные электродвигатели АИР асинхронного типа имеют ряд достоинств:
- Простая конструкция. Асинхронные моторы не имеют щеток, а значит, не засоряются угольной пылью, осыпающейся с этих деталей. Простота устройства гарантирует долгую эффективную работу. Что немаловажно, для полноценного функционирования узла не требуется специализированное техобслуживание.
- Доступная цена. Предельно простая конструкция позволила удешевить производство узла, поэтому асинхронные электромоторы одни из самых доступных по цене.
- Высокая ремонтопригодность. Двигатели очень редко ломаются, а если такое случилось, то отремонтировать агрегат несложно.
- Легкость подключения. После установки электромотора его подключают к трехфазной сети. После подачи электрического тока силовой узел начинает выполнять свои функции.
- Высокий КПД. У асинхронных моторов может достигать 85-97%. Это один из самых высокопроизводительных агрегатов.
- Универсальность. Трехфазные двигатели могут приводить в движение разные промышленные установки: станки, насосы, подъемники, вентиляторы и др. На всех устройствах электродвигатели работают с высокой производительностью.
Какие особенности нужно учесть при настройке и эксплуатации асинхронных моторов:
- Сложности с регулировкой. Трехфазный двигатель предназначен для работы с определенным скоростным режимом, и изменить эту скорость довольно сложно. Недостаток легко устраняется с помощью вспомогательных регулирующих узлов. Использование регулируемых приводов не только значительно снижает расход энергии, но и расширяет возможности применения электродвигателей.
- Высокое потребление тока в момент пуска. Электромоторы рассчитаны на длительный непрерывный режим работы, поэтому запускать их требуется редко.
Видно, что достоинств у асинхронных трехфазных электродвигателей значительно больше, чем недостатков, да и проблемы можно легко устранить с помощью вспомогательных установок. Дополнительное преимущество в том, что трехфазный мотор выпускается в разных модификациях. Покупатель может без труда подобрать узел с нужным количеством оборотов, мощностью и другими рабочими характеристиками.