Какой уровень освещенности должен быть в торговом зале
Перейти к содержимому

Какой уровень освещенности должен быть в торговом зале

Магазины. Эволюция света

2019-05-13

Требования к расчету освещенности магазинов регламентируются СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23–05–95», основанном на СНиП II-4-79 «Естественное и искусственное освещение», изданном еще в 1979 году.

Изменения в требованиях незначительные – установлено минимальное значение освещенности в 500 лк для торговых залов супермаркетов. Для торговых залов магазинов посудных, мебельных, спорттоваров, стройматериалов минимальный порог освещенности увеличен с 200 до 300 лк.

Магазины образца 1979г. существенно отличались от нынешних, как и задачи освещения. Универмаги и гастрономы имели большие витрины, которые обеспечивали хорошее естественное освещение в просторных залах. Сама торговля преимущественно осуществлялась из-за прилавков. При режиме работы магазина с 8:00 до 17:00 в ясную погоду освещенность на полках составляла 1000-2000 лк. В условиях плановой экономики и дефицита, у магазинов не было нужды конкурировать за внимание и деньги покупателя. Освещение играло только свою функциональную роль – давало искусственный свет, если не хватало естественного.

Теперь естественный свет в магазине воспринимается как серьезная помеха – он находится в постоянной динамике, что плохо сказывается на восприятии товара. С точки зрения проектирования торговых площадей окно – это потеря полезного пространства. Как следствие, в современных торговых центрах естественное освещение отсутствует полностью, а если и присутствует – то только в фуд-зонах и переходах галерей. Торговый зал, как правило, представляет собой ряды стеллажей или вешалок. И если прежде искусственные 300 лк в совокупности с естественным солнечным светом обеспечивали комфортную для покупателя освещенность, теперь их недостаточно.

Опыт крупных сетевых компаний свидетельствует, что оптимальный уровень освещенности торгового зала – 800-1200 лк. Конечно, можно положиться на СП и довольствоваться 300-500 лк, но покупатель в свою очередь может «проголосовать рублем» за другой магазин, где ему не придется разглядывать ценники в полутьме. Общее освещение должно обеспечивать возможность любому человеку свободно разглядывать товары, ценники, инструкции, комфортно чувствовать себя и легко ориентироваться в торговом зале.

Необходимо также учитывать и формат магазина. Если торговый зал состоит из стеллажей или стендов 2-3м в высоту (не редкость в сетевых гипермаркетах), важно обеспечить достаточную освещенность на нижних ярусах. Этой цели можно достичь за счет сфокусированного светового потока светильников общего освещения – используя линзы, либо размещая дополнительную локальную подсветку на полках с товарами.

Разумеется, не стоит бросаться и в другую крайность: чересчур яркий свет на 2000-3000 лк вызывает дискомфорт для глаз покупателей, провоцируя раздраженность и недовольство, и не способствует извлечению прибыли для собственника. Зависимость освещенности от количества светильников – пропорциональная, соответственно, повышение освещенности влечет за собой не только затраты на оборудование, но и оплату повысившегося потребления электроэнергии. Важно придерживаться «золотой середины».

Организация освещения теперь является важной составляющей системы мерчендайзинга в магазине. Основа правильного света – не только подсветка витрин и хорошая освещенность товара, но и верно подобранная цветовая температура, равномерность засветки, зонирование. Основной принцип световой композиции торгового зала – нарастание освещенности к периметру, поскольку там не должны образовываться темные участки и углы. Направленному и равномерному распределению потоков покупателей способствует акцентное освещение. Только за счет создания светового акцента в каком-либо месте зала можно увеличить продажи в этой точке на 20–60% Фокусирование внимания происходит за счет контраста общего света к экспозиционному 1:3–5. Если в торговом зале освещенность составляет 800-1200 лк, то в выделенной зоне требуется 2500-3500 лк.

Общие рекомендации при выборе освещения для торгового зала:

— средняя освещенность 800-1200 лк. Это комфортный уровень, позволяющий посетителям в деталях разглядеть товар и охотно совершать покупки.

— индекс цветопередачи не ниже CRI=80. Чем выше этот индекс, тем меньше искажаются цвета при искусственном освещении. Это особенно важно при продаже товаров, цветовые нюансы которых крайне важны для покупателя – одежды, аксессуаров, декоративной косметики.

— пульсация не более 5%. Мерцание создает нагрузку на зрение сотрудников и покупателей, портит вид торгового зала.

— естественный свет. Предпочтителен нейтральный свет, максимально близкий к естественному солнечному свету. Следует помнить, что при цветовой температуре менее 4000К значительно искажаются цвета объектов.

Документальных подтверждений пропорциональной зависимости между ростом продаж и уровнем освещенности пока нет. Однако невозможно оспорить тот факт, что удачное освещение способствует повышению продаж, а неудачное снижает продажи даже востребованного товара. Экономить на освещении невыгодно. Люди инстинктивно тянутся к свету. Хорошоосвещенный, использующий световые акценты магазин выделится из череды однотипных торговых точек, привлечет покупателя и заставит заглянуть внутрь.

Освещение и световые эффекты в магазине

Наполнение магазина светом – захватывающий процесс. Свет способен направлять и останавливать людей, вдохновлять и гипнотизировать, менять их настроение и даже оказывать влияние на физиологические реакции организма. С помощью освещения и световых эффектов можно полностью изменить восприятие пространства, форму и размеры помещения. Обычная «коробка» магазина с помощью освещения фасада способна превратиться в замок с башнями, полукруглыми стенами, колоннами и западающими нишами. Аналогичным образом может преобразиться в сложное пространство интерьер этой «коробки»: преимущества торгового зала усиливаются, а недостатки скрашиваются.

Освещение в магазине

Освещение серьезно влияет на пути движения посетителей по торговому залу, а также определяет удобство выбора и сравнения товаров. Хорошее освещение способно показать интересные детали товара, подчеркнуть его особенности, а плохое – полностью убить продажи, разрушив форму и цветовую гамму товаров, вообще спрятав товары от покупателей. Розничные продажи связаны с освещением напрямую. Настолько, что даже пара часов работы отдела с перегоревшей лампочкой становятся отчетливо видны на графике продаж. Свет является мощнейшим средством привлечения внимания, и световые акценты в торговом зале – самые сильные из всех видов акцентов. Только за счет создания светового акцента в каком-либо месте зала можно увеличить продажи в этой точке на 20–60%. Подобно тому, как Высоцкий пел «лучше гор могут быть только горы», можно сказать, что лучше света привлекает внимание только динамический свет: двигающиеся огоньки, яркое пульсирующее световое пятно, меняющие друг друга цветные световые пятна.

Стремление двигаться к свету, идти на свет присуще человеку с древних времен, как и всем живым существам, за исключением животных, ведущих ночной образ жизни. Даже комнатные растения в мини-садиках на подоконниках городских домов и офисов вытягивают листья по направлению к солнечным лучам, и опытные цветоводы знают, что если горшки регулярно не поворачивать, высокие растения вырастут искривленными и односторонними. У некоторых представителей животного мира тяга к свету оказывается сильнее инстинкта самосохранения: глубоководные рыбы попадаются на световую приманку хищников и погибают в их пасти, а насекомые часто заканчивают свою недолгую жизнь, сгорая в пламени свечи и световых ловушках, установленных человеком. Стремление человека к свету лежит в основе многих культов и праздников. В доисторические времена люди стали переселяться за пределы тропиков, осваивать умеренные и северные широты. Чем дальше на север переселялись наши далекие предки, тем драматичнее становилось восприятие сокращения светового дня в осенне-зимний период. Постепенное исчезновение солнца настолько угнетало психику людей, что они, полагая, что светило умирает, тоже начинали готовиться к переходу в загробный мир и встрече с умершими предками. Возникли такие праздники, как Хеллоуин в англо-американском мире, День предков в Мексике. С сокращением светового дня связаны культы умирающих богов. Для людей древности не было страшнее события, чем солнечное затмение (впечатление об этом можно составить, посмотрев фильм «Фараон»). Отголоски этих древних страхов можно почувствовать в наши дни в рассуждениях ученых о том, что солнце растрачивает свой запас, и в ближайшие пару миллиардов лет человечество ожидают весьма неприятные события.

Одна из важнейших экономических задач – активизация людей, их умственных и творческих способностей – решается с помощью естественного и искусственного освещения. Английский архитектор Кристофер Дэй, изучавший влияние различных архитектурных пространств на людей, отмечал, что разнообразие световой среды в помещении оказывает положительное влияние на общее физическое и эмоциональное состояние человека, стимулирует умственную деятельность. Учитывая воздействие световой среды на подсознание, можно создать нужную атмосферу в интерьере магазина и управлять поведением покупателей. Естественное освещение играет важную роль в восприятии магазина в дневное время, но основные задачи розницы решаются с помощью искусственного освещения.

Расчет искусственного освещения в магазине заключается в определении числа и мощности источников света, которые будут обеспечивать освещенность в соответствии с нормативными требованиями и, что более важно, требованиями эффективной торговли.

Свет в торговом зале

В соответствии с замыслом архитектора и дизайнера выбираются тип источников света и система освещения, оптимальные для представления товаров в данном магазине. Ориентировочно определяется мощность осветительной системы, разрабатываются варианты размещения светильников для создания необходимых эффектов. Искусственное освещение в торговых предприятиях подразделяется на рабочее, аварийное (для продолжения работы при отключении света или эвакуации людей из помещения) и охранное. Последние два вида мы не будем подробно рассматривать, поскольку они не определяют эффективность работы магазина. Отметим лишь, что аварийное освещение, согласно нормативным требованиям, необходимо предусматривать в торговых залах самообслуживания, в помещениях главных касс, на дебаркадерах и в детских комнатах крупных магазинов, то есть в местах, где отключение света может привести к травмам посетителей и сотрудников магазинов или угрожать их безопасности.

Методы расчета естественного и искусственного освещения рассматриваются в специализированной дисциплине – светотехнике. Светотехник совместно с архитектором и дизайнером выбирает приемы освещения для конкретного магазина. Разнообразие осветительных приборов позволяет применять различные эффекты, но бывает так, что неправильно примененный в торговом зале прием не способствует увеличению продаж и даже мешает покупателям. Освещение можно считать правильным, когда оно подобрано в соответствии с архитектурным решением и специализацией магазина и усиливает эффект действия торговой среды. Рассмотрим, по каким критериям оценивается освещение магазина и какие задачи должны решаться в процессе проектирования системы освещения.

  • создание оптимальных условий для осмотра и выбора товаров;
  • создание световой среды и реализация основного замысла интерьера;
  • управление потоками покупателей: усиление, закрепление маршрута, заданного планировкой, и дополнительное направление потока в отдельные точки торгового зала;
  • привлечение внимания проходящих посетителей: грамотное световое оформление витрин и входной зоны;
  • создание световых акцентов: выделение с помощью света отдельных мест в зале и отдельных товаров;
  • учет характеристик и особенностей различных товаров и выбор осветительных приборов для наиболее эффективного их представления.

Создание оптимальных условий для осмотра и выбора товаров

Общая освещенность помещений магазина

Первый показатель, по которому оценивается качество освещения торгового зала, – это общая освещенность. Освещенность торгового зала является результатом действия прямых и отраженных (от потолка, стен и пола) световых потоков; она измеряется в люксах (ЛК) на уровне рабочей поверхности – 800 мм от пола. Для замеров освещенности используется прибор люксометр. Это небольшое компактное устройство, и торговцы вполне могут его приобрести, чтобы точно знать показатели в своих магазинах и выявлять места, где низкая освещенность может отрицательно сказаться на продажах.

В таблице 1 представлены нормируемые показатели искусственной освещенности для основных групп помещений магазинов и торговых центров (согласно МГСН 2.06.99 «Естественное, искусственное и совмещенное освещение»).

Расчет освещения в торговых зданиях

Освещенность ЛК

Как мы можем увидеть, нормативы, регулирующие уровень искусственного освещения торговых залов в России, не всегда отвечают реальным потребностям магазина (рис. 1). Наиболее приятный, комфортный для восприятия уровень освещенности находится в районе 2000 ЛК (рис. 2), и спроектированный без нарушений нормативов торговый зал может выглядеть темным. Кому-то значение в 2000 ЛК может показаться высоким, поэтому приведем данные для сравнения: освещенность днем в районе Хургады в Египте или Гоа в Индии в полдень будет порядка 100 000 ЛК. В Москве в солнечный летний день освещенность может достигать 80 000–90 000 ЛК, а в зимний облачный день, даже в полдень, начинаться со значения всего 1600 ЛК. При освещенности в 300 люкс можно осуществлять так называемую зрительную работу с достаточно крупными деталями среднего уровня контрастности. А вот выбирать мелкоразмерные товары (например, модные аксессуары, инструмент, радиодетали, товары для рыбалки и охоты) при этом освещении трудно. При высо-ких освещенностях глаз способен различать яркости, отличающиеся одна от другой на 1–2%, при низких – контрастная чувствительность глаза уменьшается. Например, в темную звездную ночь для различения яркости двух смежных поверхностей необходимо, чтобы яркости отличались в 1,5 раза. Чрезмерная освещенность так же, как и недостаточная, может вызывать у покупателей дискомфорт.

Оптимальное освещение торговой площади

При проектировании системы освещения необходимо учитывать коэффициенты отражения света от поверхностей, выполненных с применением различных отделочных материалов, а также от поверхностей различных цветов. Оптимальный уровень общей освещенности зависит от размеров и особенностей товара, а также от общей концепции магазина. Например, в магазине одежды «театральной» концепции важно создать неповторимую атмосферу и представить товары в буквальном смысле «в выгодном свете», показать все детали, чтобы свет участвовал в обольщении покупателя. Поэтому для модных магазинов проектируется освещенность от 1000 ЛК и более, и огромную роль играют расположение источников света и световые акценты. А в продовольственном магазине «ценовой» концепции при выборе системы освещения играет роль стоимость установки и эксплуатации: можно пойти на компромисс и выбрать более экономичное решение, если при этом будут обеспечены нормальные, приемлемые условия для осмотра товаров. В торговых помещениях, как правило, используются люминесцентные, зеркальные и галогенные лампы, и выбор типа светильников производится в соответствии с требованиями к цветопередаче и комфортности.

В наши дни весь мир переходит на новый тип энергосберегающих ламп. Следует ожидать улучшения освещенности помещений, поскольку для подъема планки уровня искусственной освещенности не надо будет увеличивать потребление энергии. Особенно актуальны энергосберегающие технологии для торговых предприятий в центральных районах городов, где часто бывает трудно получить дополнительные мощности.

Основной принцип световой композиции торгового зала – нарастание освещенности к периметру, создание там выделенных светом зон. На периметре торгового зала не должно образовываться темных участков и углов. Только в этом случае возможно направленное и равномерное распределение потоков покупателей. Более интенсивное освещение по периметру достигается с помощью световых карнизов, оборудования со встроенной подсветкой, локальной подсветки отдельных участков, а также световых панно и указателей. Пространство, где освещенность нарастает к задней стенке, воспринимается укороченным, и людям кажется, что обойти такой торговый зал просто и легко. Свет манит покупателей к задней стенке. Особенно важна правильная схема световой композиции в крупных магазинах и в торговых залах, вытянутых вглубь.

В торговых центрах разница в уровнях общей освещенности общественных зон (коридоров, площадей, холлов) и торговых зон применяется для того, чтобы внимание посетителя концентрировалось на магазинах. В хорошем торговом центре торговые улицы всегда имеют меньшую освещенность, чем арендные места, и покупатель с прохода перемещается к свету — к магазинам арендаторов. При определении освещенности магазина в торговом центре необходимо учитывать влияние соседей. Более ярко освещенный, использующий световые акценты магазин будет иметь явное преимущество, выделяться из череды торговых точек и заставлять посетителя торгового центра остановиться и зайти внутрь. Например, в одном из торговых центров Москвы рядом были расположены два магазина спортивных товаров и одежды. Интерьер одного из них был задуман мягким, с игрой света и тени, и магазин прекрасно бы смотрелся, если бы рядом не было соседа с гораздо более ярким заливающим освещением. В результате первый магазин проигрывал уже с входа, в него не очень-то хотелось зайти, рассматривать товары было неудобно — темновато. Глаза не сразу привыкали к перепаду яркостей, и впечатление было похоже на то, когда человек заходит в комнату с улицы, из зоны яркого солнечного света. Вполне вероятно, что покупатели не оценивают это сознательно, им просто кажется, что товары выглядят более блеклыми, чем в соседнем магазине. Привлечение внимания в витринах (наружных витринах магазинов и витринах внутреннего фасада в торговом центре) осуществляется с помощью светильников преимущественно прямого света в верхней части витрин и локальных световых акцентов, создаваемых направленной локальной подсветкой товаров.

Подсветка в торговом зале

Схема удлиненного пространства, когда освещенность снижается от входа к задней стенке, в торговле применяется крайне редко и больше характерна для предприятий питания. Когда люди сидят за столиком в кафе или ресторане, у них должна возникать оптическая иллюзия, что другие посетители находятся на более далеком расстоянии от них. Этим достигается интимность обстановки, способствующая приятному общению. Эффекта зрительного удлинения или расширения пространства торгового зала можно достичь и с помощью зеркал. Границы магазина раздвигаются, и кажется, что оборудования и товаров гораздо больше, торговый зал как будто продолжается. Например, магазины «Букберри» и «Евросеть» на Кутузовском проспекте в Москве из-за зеркальной стенки кажутся как минимум в два раза большими, чем они есть на самом деле.

Равномерность освещения

Покупатель не любит затененных участков и темных углов и старается избегать их. Это естественно. При недостаточном освещении у покупателя появляется подсознательное чувство, что магазин пытается «всучить» ему некачественный товар. Сильная, густая тень может привлечь внимание так же, как и световое пятно, – только к себе, а не к товару, который будет невозможно разглядеть. Поэтому при оценке качества освещенности торговых залов важен фактор равномерности освещения. Психологи полагают, что равномерное освещение вызывает образ широты возможностей выбора. Пожалуй, единственный тип магазина, где возможны перепады освещенности, – это модный бутик товаров для молодежи. В нем чередование зон с различной освещенностью отражает особенности психики молодых людей. Зона яркого света олицетворяет собой активную самодемонстрацию и поиск партнера, а участок с приглушенным светом – последующее уединение с партнером. Отметим, что, создавая подобные магазины, нужно быть уверенным в квалификации дизайнера и светотехника, чтобы не нанести ущерба представлению товаров.

На равномерность освещения влияет расположение светильников. В магазинах самообслуживания, особенно в крупных, часто применяются шинные подвесные системы с люминесцентными лампами. Желательно располагать ряды светильников перпендикулярно торговому оборудованию. Поясним почему.

Во-первых, при таком расположении светильников достигается разлитое по всему помещению и поверхностям торгового оборудования освещение, тени от оборудования минимальны, уровень освещенности на верхних и нижних полках стеллажей различается не так серьезно, как при параллельном расположении. Если пройти по торговому залу с люксометром, это можно легко определить (например, хорошо заметна неравномерность освещения на островных патерностерах с линолеумом в магазине отделочных материалов). Чем ниже общая освещенность в торговом зале, тем больше товары на нижних полках могут «страдать» от недостаточного освещения при параллельной навеске ламп. Появляются участки, где освещенность на уровне нижних полок может составлять всего 30–60 ЛК. Для вермишели на нижней полке такой освещенности достаточно, а вот для обуви, детских товаров или текстильных изделий – уже маловато.

Во-вторых, ширина проходов между стеллажами различается, и оси навески ламп оказываются случайно расположенными по отношению к рядам оборудования. Перпендикулярное расположение позволяет спокойно проводить перестановки и изменения, которые магазину могут потребоваться в будущем. Исключение из этого общего правила составляют крупные магазины-склады и гипермаркеты, где возможно и параллельное оборудованию размещение световых рядов, и точечное расположение светильников. Эти магазины имеют большую высоту, и зона для покупателей зрительно ограничивается встроенной подсветкой стеллажей на высоте 2,2–2,5 м. Все, что выше, – это уже зона хранения товарного запаса на складских стеллажах, и она предназначена для персонала. К тому же зоны продаж ряда товаров (сантехники, обоев, посуды) могут иметь дополнительную локальную подсветку.

Цветопередача

Менеджеры одной из сетей магазинов строительных и отделочных материалов рассказывали, как попробовали применить в зоне продажи обоев освещение выраженного теплого оттенка.

В первое время продажи обоев возросли, но затем участились возвраты: покупатели, развернув дома рулоны, обнаруживали, что световая среда в торговом зале ввела их в заблуждение, и обои смотрятся совершенно по-другому. Когда покупатель выбирает скатерть, блузку или губную помаду, очень важно, чтобы они и дома оказались именно того заветного цвета, о котором он трепетно мечтал. В магазинах мебели и одежды продавцы часто специально предупреждают, что ткань имеет свойство при различном освещении выглядеть по-разному («хамелеон»). Освещение магазина не должно искажать цвета товара, поэтому при подборе светильников для торгового зала учитывается такой показатель, как цветопередача. Понятие «цветопередача» характеризует влияние спектрального состава источника света на зрительное восприятие цветных объектов. Считается, что зрение человека больше всего приспособлено к рассеянному солнечному свету, и солнечный свет является эталоном для оценки света других источников и передачи ими цветов. Поэтому покупатель сознательно или бессознательно сравнивает цвет товара в магазине или с цветом в условиях естественного освещения, или с цветом в тех условиях, в каких товар наиболее часто видится в быту.

Световое оформление

Для обозначения качества цветопередачи источников света используется индекс цветопередачи. Он обозначается Ra, и его более высокое значение говорит о более точной цветопередаче. Понять, дает ли светильник теплый или холодный оттенок света, можно, обратив внимание на его цветовую температуру в градусах Кельвина (К). Немного вспомним физику: цветовая температура определяется как температура излучателя Планка (черного тела), при которой его излучение имеет ту же цветность, что и излучение рассматриваемого стимула. Существует тонкость субъективного восприятия цветовой температуры: людям свойственно считать, что свет теплых оттенков (желтый, оранжевый, красноватый) имеет более высокую температуру, а свет холодных оттенков – более низкую. На самом деле наоборот. При нагревании тело приобретает вначале теплое свечение, а затем холодное. Законы физики вступают в противоречие с восприятием, сформировавшимся на бытовом уровне. Восприятие температуры света складывалось веками, и буквально до прошлого столетия людям просто не приходилось сталкиваться со сверхвысокими температурами. Традиционно теплыми и горячими были солнечный свет, огонь, раскаленное железо, и все эти явления были связаны с теплыми цветами спектра. Человек, находящийся в окружении природы, всегда имел подтверждение сложившемуся восприятию: при низких температурах он видел пейзажи в гамме холодных цветов, преобладали синий, голубой, зеленый тона (заснеженная равнина, скованные льдом реки, дающая прохладу вода рек, озер и морей и тенистые зеленые рощи). В жарком климате пейзажи в цветах теплой части спектра (выжженная красная земля тропиков, желтые пески пустынь) ассоциировались с высокой температурой воздуха. Цвет оказывает влияние даже на субъективное восприятие температуры в помещении. Вспомним, что человек в холодном интерьере может оценивать температуру в помещении на несколько (обычно на 3–5 градусов) градусов ниже, чем она есть в реальности.

В «теплом» интерьере – на несколько градусов выше.

Приведем для справки основные цветовые и электрические характеристики разрядных источников света, чтобы торговцы и проектировщики имели возможность более эффективно сотрудничать со светотехниками и выбирать осветительные приборы в зависимости от потребностей освещения своих товаров (примечание: значения указаны согласно Пособию к МГСН 2.06.99 «Расчет и проектирование искусственного освещения жилых и общественных зданий»).

Выбор типа источника света

Общий оттенок освещения (холодный или теплый), с психологической точки зрения, вызывает разное настроение, навевая мысли о времени года и суток, замкнутости или открытости помещения. Для стимулирования продаж более эффективна световая среда, напоминающая по колориту ясный солнечный день. Такая атмосфера приятна и радует посетителей магазина. Теплый оттенок света, словно солнечные лучи, ласково прикасается к товару и позволяет продемонстрировать все его преимущества, но в то же время делает среду спокойной. Нежелательно теплое освещение в магазинах бытовой техники, в местах, где выставлена белая техника: холодильники, стиральные машины, плиты. Из-за теплого оттенка освещения модели субъективно воспринимаются не новыми, ведь белая пластмасса при старении приобретает желтоватый оттенок. Более нейтральный белый цвет создает более активный настрой для покупателя. В декоративных целях отдельные места торгового зала могут выделяться голубым, синим, зеленым и фиолетовым свечением – там, где для продаж товара необходимо вызывать ассоциации с водой, прохладой и свежестью. Но откровенно холодное голубоватое освещение торгового зала не рекомендуется, особенно для модных магазинов и зон примерочных. Лица при таком освещении приобретают бледно-мертвенный оттенок, покупатель, глядясь в зеркало, не нравится сам себе и полагает, что костюм или блузка ему не идет. Однажды, находясь в командировке, мы отправились заказывать сауну в респектабельном гостиничном комплексе и были очень удивлены, что сауна оказалась незанятой в такое популярное время, как вечер субботы и воскресенья (цены были вполне нормальными, а оборудование, интерьер и качество водоочистки – вполне современными). Возможную причину непопулярности сауны удалось обнаружить во время сеанса: освещение в зале над бассейном было выполнено голубыми светильниками, возникала полная иллюзия, что в воде плавают не люди, а зомби из фильма «Пираты Карибского моря». Так что парочку, запланировавшую романтическое свидание, в подобной угнетающей обстановке может ждать полное разочарование: привидения и водяные способны вдохновить только поклонников экстремального секса.

Специалисты-светотехники полагают, что при отсутствии специальных требований к цветопередаче и комфортности освещение следует выполнять люминесцентными лампами типа ЛБ, но это возможно только в тех магазинах, где цвет товара не является значимой характеристикой при выборе. Когда же покупателю приходится более точно различать цвета, сопоставлять их при выборе (в магазинах одежды, тканей, отделочных материалов, косметики), желательно, чтобы индекс цветопередачи светильников был более 80. Этим обеспечивается зрительный комфорт и удовлетворение покупателя. Например, для магазинов одежды рекомендуются лампы с минимальным индексом цветопередачи, равным 90, и диапазоном цветовой температуры 3500–6000. В торговых залах супермаркетов значение цветопередачи может находиться в районе 85, а цветовая температура источников света – 3500–5000. Когда требования к цветоразличению очень высокие, используются лампы с индексом более 90 и цветовой температурой 5000–6000. Такой свет рекомендуется, например, для магазинов декоративной косметики, где покупательнице важно уловить оттенки средств макияжа.

В зонах работы визажиста или местах, где расположены тестеры, часто используют галогенные лампы с самым высоким индексом цветопередачи, равным 100. Точной передаче оттенков мелкоразмерного товара, расположенного в витринах, способствует применение специальных фильтров. Опасность для цветопередачи представляют «цветные» светильники и крупные световые панели с рекламой, расположенные в непосред-ственной близости от товаров.

Отсутствие негативных эффектов неправильно подобранного освещения

У покупателя возникает зрительный дискомфорт, когда в зоне продажи товара яркости распределены неравномерно и какой-либо источник света оказывает слепящее действие. Например, так может быть при неправильной, слишком яркой и концентрированной подсветке, расположенной сзади или сбоку от товара. Мы наблюдали такой эффект в магазинах косметики и бытовой техники. Большинство покупателей согласятся с тем, что выбирать телевизор крайне трудно, если за его экраном расположена яркая цветная подсветка: она откровенно мешает оценить качество изображения. Большая яркость подсветки отвлекает внимание от товара, и покупатель чувствует подсознательное или вполне осознанное раздражение. Низко расположенные осветительные приборы и подсветка торгового оборудования тоже могут создать эффект ослепимости. Это происходит, когда угол между источником света и уровнем глаз покупателя меньше 30 градусов. Лампы с большой плотностью светового потока (лампы накаливания, смешанного света, высокого давления) требуют соответствующего экранирования.

В торговом зале не должно быть нежелательных эффектов отраженного света. Блестящие поверхности могут мешать рассматривать товары и ценники под ними. Отблески, возникающие на полированных поверхностях, выявляют малейшие неровности и дефекты отделочных материалов и товаров. Освещение поверхностей со смешанным или зеркальным отражением требует специальной работы. Поэтому если в интерьере задуманы блестящие или зеркальные поверхности (например, витрины, зеркала в модных магазинах и магазинах парфюмерии и декоративной косметики), при расположении светильников учитывается, что освещение не должно создавать бликов. В дальнейшем при выкладке товара менеджерам торговых залов и продавцам необходимо регулярно выходить из-за прилавка и смотреть на товары и ценникодержатели с той точки, с какой их видит покупатель. Часто оказывается, что товар расположен под неправильным углом, и вся его поверхность бликует (коробки конфет, посуда, пластиковые лыжи и т. п.). Тогда нужно либо переставить товар на другую полку, либо поменять угол его наклона.

И конечно же, товар не должен портиться в результате перегрева от осветительных приборов. При неудачном освещении торговцы могут обнаружить, что помада в витрине расплавилась, испортилась компьютерная техника или мобильные телефоны. В салоне отделочных материалов в результате направленного освещения однажды даже испортились образцы паркета. Бывает, что продавцам в отделе светильников становится трудно работать из-за перегрева и избыточной яркости, поэтому персонал держит включенными только часть светильников (или программирует их включение в случайном порядке). Всегда необходимо проверять, соответствуют ли условия хранения товара ситуации на витрине. Ряд косметических товаров, например, дезодоранты и ароматизаторы, требуют хранения при температуре не более 50 градусов и вдалеке от попадания прямых солнечных лучей. Также не любят теплых лучей и продукты питания. Для некоторых скоропортящихся продуктов применяются галогенные лампы со специальным рефлектором света, ограничивающие развитие температур до 30%. Также галогенные лампы с интерференционным отражателем применяются для витрин с мелкой техникой: фотоаппаратами и видеокамерами, мобильными телефонами и портативными HDD-плеерами. В отделах кожгалантереи, бизнес-подарков и сувениров мелкоразмерные и дорогостоящие изделия нужно защитить от выцветания. Для этого применяются специальные фильтры.

Свет в магазине косметики

Создание световой среды и управление потоками покупателей

Можно сказать, что в наши дни освещение становится все более точным и избирательным. Это касается подсветки фасадов, световой среды интерьера, подсветки отдельных товаров и даже свечения самого товара. Приемы освещения начали активно развиваться во второй половине ХХ века. Вначале стали использовать светоотражение и подсветку в военной и транспортной технике, затем эти технологии перешли в автомобилестроение и производство товаров. В последнее время светящихся элементов становится все больше в бытовой и компьютерной технике, мебели и предметах интерьера. Значительная часть средств навигации в магазине может постепенно стать светящейся (мониторы, бегущие строки, знаки и указатели). Поэтому подход к световой среде магазина постепенно меняется. На смену концепции общей яркой освещенности пятном приходят более тонкие сочетания общего и акцентирующего освещения, выделения наиболее значимых и наиболее эффектных деталей светом.

Общая световая атмосфера магазина создается в зависимости от его специализации и особенностей товара, предпочтений целевой аудитории. В супермаркетах, посещение которых – дело достаточно обычное, предпочтительнее нейтральный белый свет, позволяющий спокойно и в течение продолжительного времени воспринимать большое количество товаров. Но даже в продуктовом магазине особенности ряда продуктов подчеркиваются светом, чтобы все продукты выглядели аппетитно. Хлеб и выпечка должны выглядеть золотистыми и показывать свой румяный бочок (для этого рекомендуются лампы с низкой цветовой температурой – 2500–3000 К), рыба – смотреться свежей и холодной (люминесцентные лампы с цветовой температурой 4000–6500 К). Свежесть мясных продуктов демонстрируется с помощью специальной встроенной в витрину красновато-розовой подсветки. Но такая подсветка не рекомендуется в прилавках с колбасными изделиями, поскольку розовыми, как правило, бывают недорогие сорта колбас. Чересчур розовая, даже малиновая колбаса может показаться покупателю ненатуральной. Цветы на подиумах и плоды на фруктовых горках и «развалах» представляются в атмосфере солнечного света. Специалисты рекомендуют применять прожекторы направленного света с металлогалогенными лампами, имеющими коэффициент цветопередачи не менее 90.

В непродовольственных магазинах, где товары борются за внимание покупателей и должны очаровывать, чтобы быть купленными, важно создавать настроение. Так, в магазинах модного белья создается атмосфера интимности, и приемы световой композиции схожи с теми, что применяются в ресторанах и кафе. У покупательницы должна возникать иллюзия дистанции между ней и другими посетительницами магазина, для этого применяется акцентирующее освещение товара. В бутиках более дорогой одежды подчеркиваются линии модели и качество материала. Освещение может быть мягким, показывающим игру ткани и оттенки цвета. А при продаже одежды для активного отдыха и молодежной одежды необходимо создавать активный настрой, и световые акценты и перепады освещенности хорошо сочетаются с яркими цветными пятнами коллекций. Яркими должны смотреться и магазины детских товаров, но кроме этого в них с первых шагов должно создаваться настроение веселья, радости и тепла, поэтому для детских магазинов рекомендуется теплый свет (цветовая температура светильников в районе 3000–3500 К). Уровень освещенности в магазинах одежды, обуви, тканей, игрушек обычно применяется не менее 800–1000 люкс. В магазинах бытовой техники создается атмосфера уюта в зоне «домашних помощников» – техники для кухни и ванной. В этих отделах освещение равномерное, нейтрального белого цвета, чтобы белая техника выглядела новой. Теплая среда создается с помощью теплых цветов стен и торгового оборудования. Места продаж аудио-, видео- и компьютерной техники должны выглядеть, в первую очередь, высокотехнологичными. Световые эффекты помогают показать среду будущего. Часто применяются цветные световые элементы и панно холодных цветов (голубого, синего, зеленого). Такое свечение традиционно ассоциируется с техникой.

Снова обратимся к нормативам и посмотрим, какие источники света рекомендуются для освещения витрин магазинов различной специализации.

Огромное разнообразие осветительных приборов, с точки зрения создаваемого ими светового потока, упрощает поиски их подходящего сочетания. Осветительные приборы должны органично вписываться в интерьер, и при выборе светильников учитывается коэффициент полезного действия, распределение светового потока, а также такая немаловажная вещь, как дизайн светильников. Доводилось видеть офисы, где дизайнеры очень «постарались» и скомбинировали, пожалуй, все возможные виды светильников в одном пространстве. В результате был нарушен основной принцип освещения – обеспечение единства интерьера.

По условиям распределения светового потока светильники делят на три основные группы:

A. Прямого (или преимущественно прямого освещения). В помещении используется эффект света, изучаемого самим светильником – первичным излучателем. B. Равномерно рассеянного освещения. C. Отраженного (или преимущественно отраженного) освещения. Световой эффект достигается в основном с помощью вторичных излучателей – например, освещенных поверхностей стен, потолка и пола.

При расчете общей освещенности необходимо помнить, что от формы светильника зависит коэффициент его полезного действия, процент, который приходится на освещение, и процент, переходящий в тепловую энергию. Одна и та же лампочка, помещенная в светильники разной конструкции, будет давать различную освещенность. В помещениях общественных зданий, в том числе в магазинах, предпочтение отдается светильникам с КПД не менее 55%.

Осветительные приборы могут быть открыто расположенными – тогда они становятся полноправной частью интерьера – или расположенными скрыто в целях концентрации внимания на освещаемых объектах. Общий колорит интерьеру придают именно источники прямого света. Но прямой свет иногда может быть очень жестким. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть фотографии, сделанные в солнечный день в летнем саду: разница между светом и тенью очень большая (в 10–50 раз), и на фотографиях слабо читаются мелкие детали, хуже получаются портреты. Поэтому в магазинах одежды, парфюмерии и косметики рекомендуется применять мягкое, рассеянное освещение, не разделяющее пространство на участки света и тени. Для светового облика магазина кроме основных источников света очень важен свет второстепенных источников прямого и отраженного света. Отраженный свет от окружающих разноцветных предметов придает теням и полутонам видимого предмета разнообразную светлоту и окраску или рефлексы. И чем большую отражающую способность имеет отделочный материал или товар, тем больше чувствуется на нем влияние среды и окружающих товаров. Архитекторы и дизайнеры часто ценят белый цвет именно за то, что в белом интерьере можно получить любые оттенки за счет рефлексов. Например, оттенок белым стенам может придавать деревянная мебель или зелень зимнего сада.

Лампы в продовольственном магазине

В силу своей нейтральности и светлоты белый цвет легко улавливает цвета окружающих предметов. Оттенок белых стен может быть изменен с помощью освещения. На светлых деталях хорошо видна моделировка формы, поэтому лепнина чаще всего бывает белой. Рельеф на цветных деталях и скульптурных элементах заметен хуже, и часто нужна дополнительная подсветка, чтобы эффектно показать рельеф или форму.

Стиль интерьера во многом зависит от степени приближенности освещения к естественному. Для центральной полосы России природная освещенность характеризуется сближенными тонами. Пасмурные дни – очень частое явление, и даже солнечный день зимой приносит недостаточно света: декабрьским днем освещенность на улицах Москвы может составлять менее 2000 люкс. Снова обратимся к архитектурной физике. Понять, как возникает нехватка света у жителей средних и северных широт, можно, взглянув на таблицу Бемпорада. При низко стоящем солнце лучи проходят более толстый слой атмосферы, и цвет солнечных лучей немного меняется и становится менее ярким. Тени получаются крупными, увеличиваются затененные участки.

Интерьер магазина вполне может компенсировать покупателю нехватку яркости и контрастности. В интерьере театральное освещение применяется в основном в модных бутиках, магазинах, предлагающих предметы роскоши, а также в некоторых мебельных салонах. Это световая среда, в которой меняется традиционное восприятие форм и объемов. Одно и то же пространство может смотреться совершенно по-разному из-за возникающих оптических иллюзий. Световые акценты останавливают, а световой карниз, наоборот, увлекает посетителей в глубь магазина, в другой зал, зрительно расширяет границы помещения и увеличивает его высоту. Поэтому световые карнизы достаточно популярны в невысоких магазинах. Театральное освещение может применяться локально как один из видов выделения, повышения внимания к отдельным товарам: в местах представления новинок, лидеров продаж, информации и тематических композиций, товаров с уникальными характеристиками. Для этого можно использовать ниши или, наоборот, выступающие участки стен. Светящимися могут быть элементы пола, например, криволинейные проходы, ведущие в какой-либо участок торгового зала. Художественное освещение (светильники направленного света, светящиеся потолки, панели, элементы пола и стен) способно скрасить недостатки помещения и выгодно показать его преимущества. Однако использовать приемы художественного освещения нужно с осторожностью. При чрезмерном увлечении театральными эффектами в освещении магазина может нарушиться один из главных принципов – основное внимание должно быть привлечено к товарам, а не к фону.

С древних времен человек шел на свет, и в подсознании у современных людей сложилась иерархия пространственно-световых взаимосвязей. Эксперименты неоднократно показывали, что если в помещении по-разному пускать освещение, люди будут двигаться по светлым участкам и избегать темных. По периметру торгового зала всегда ставятся наиболее освещенные объекты – они привлекают к себе поток покупателей. При сложном, извилистом маршруте в модных или интерьерных магазинах освещение может подчеркивать особенности планировки. Так, потолочные светильники могут располагаться над проходами, образовывая «карту» помещения. Однако основной акцент делается на товарах. Например, в мебельных салонах при общей освещенности в 1000 ЛК и более световые акценты приходятся на интерьерные композиции – группы мягкой мебели, столовые гарнитуры. Хорошо задает маршрут световой карниз: он подчеркивает удлиненный извилистый путь, который прокладывается для покупателей в непродовольственных магазинах.

Световой карниз

Самые значимые световые акценты должны совпадать с наиболее значимыми для магазина товарами. Заметный световой акцент в интерьере возникает тогда, когда освещенность в месте акцента в три раза превышает общую освещенность. Приемы акцентирующего освещения, выделения светом наиболее значимых деталей, создания драматической атмосферы использовались в живописи стиля барокко.

Покупатели довольно часто встречают подобную атмосферу в ювелирных магазинах: прилавки с украшениями как бы парят в помещении, основной акцент делается на товар. Наружные витрины ювелирных магазинов могут содержать много элементов, но основной пучок света направляется на изделия, а все окружающие детали приглушаются в тени. Традиционно при представлении ювелирных изделий используется эффект «открытого сундука с сокровищами», который достигается с помощью комбинированного освещения. Общее освещение торгового зала спокойное, даже интимное, а акцентирующее освещение прилавков осуществляется лампами накаливания или галогенными лампами. Акцент усиливается с помощью локальной подсветки товаров в витринах. Сейчас в некоторых ювелирных магазинах, например, ориентированных на среднего покупателя и/или расположенных в торговых центрах, отхо-дят от этой схемы и применяют более высокую освещенность торгового зала, чтобы магазин казался демократичным и приглашающим. И если раньше ювелирные украшения предпочитали выставлять на темном бархате, поглощающем лучи света и придающем товару необычайное сияние, то сейчас все большее распространение получает представление украшений на поверхностях светлых цветов: слоновой кости, бледно-желтого, светло-серого. Это стало возможным благодаря новому оборудованию, в частности, прозрачным акриловым подставкам. Но при этом поверхности прилавков все же остаются матовыми. Использование блестящих поверхностей негативно сказывается на продажах ювелирных изделий, в особенности украшений, подарков и столовых приборов из серебра. В одном из московских ювелирных магазинов мы видели серебряные изделия, выставленные на драпировке из голубого шелка, и продавцы вдобавок умудрились «украсить» витрину букетом ярко-красных гвоздик, активно отвлекающим внимание от товаров. Все-таки для оформления витрин лучше приглашать опытного дизайнера. Ювелирные изделия, с точки зрения их освещения, по праву считаются самыми сложными товарами, и задачу их эффективного освещения совместно решают дизайнеры и светотехники. В различных витринах применяется разная локальная подсветка, иногда в одной витрине присутствует несколько источников света. Серебро требует подсветки холодным светом, и из-за сильного отражения поверхностями из серебра подсветка может быть более слабой, чем для золотых изделий. Мягкое освещение необходимо для украшений и сувениров, сделанных из платины и металлов платиновой группы (например, родиевые покрытия часто используются в элементах эксклюзивных ручек). Очевидно, что золотые украшения больше впечатляют при освещении теплым светом. Продажи изделий с камнями очень сильно зависят от грамотности их подсветки. Известный эксперт А. Смирнов писал, что красота драгоценного камня определяется его цветом и оптическими свойствами, проявляющимися в результате огранки и полировки – блеском, «игрой» и своеобразными оптическими эффектами. Источники подсветки должны подчеркивать красоту или необычность (фантазийность) огранки камня, и, например, для бриллиантов требуется подсветка с нескольких сторон. Также учитывается, что цвет камня может меняться при естественном и вечернем освещении.

Правильно примененные приемы освещения для различных видов товаров улучшают светотехнические характеристики интерьера и усиливают выразительность элементов дизайна. После этого наступает завершающий этап в проектировании и дизайне магазина – формирование информационной среды.

Об этом и многом другом вы сможете узнать в книге «Проектирование магазинов и торговых центров».

Книги по теме:

Новинка: Закупки в сфере моды. Руководство для байеров и директоров магазинов. Хелен Говорек. 2009 г.

Блог санитарного врача

Будущее принадлежит медицине предупредительной. Н.И. Пирогов

Метки

Приборы

еЛайт-01 – люксметр-яркомер-пульсметр

Главная />Физические факторы />Освещенность и световая среда

Освещенность и световая среда

Нормы освещенности для торговых залов супермаркетов

В связи с нарастающей частотой запросов, о правильности выбранного норматива искусственной освещенности, при осуществлении производственного контроля за торговыми залами супермаркетов делаю небольшое разъяснение.

В соответствии с Санитарными правилами СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», юридические лица и индивидуальные предприниматели должны осуществлять контроль в соответствии с разработанной программой и включает, в том числе контроль за освещенностью. (п.4.1 СП 1.1.1058-01).
Производственный контроль параметров искусственной освещенности в помещениях супермаркетов ведется по двум направлениям: рабочие места производственных и подсобных помещений и зона где находятся посетители супермаркета или торговый зал.
Контроль освещенности в производственных цехах супермаркетов осуществляют на основании пунктов 70-78 (Предприятия общественного питания) СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий». Норматив составляет 200 лк для горячих, холодных, доготовочных и заготовительных цехов, 300 лк для кондитерских цехов, помещений для мучных изделий, 200 люкс для помещений подготовки продуктов, упаковки готовой продукции. Нормируемая высота – 0.8 метра от плоскости пола, плоскость измерения – горизонтальная.
В торговом зале также контролируется освещенность по СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, где присутствует целый ряд нормативов в разделе магазины, пункты 79- 89. Торговые залы супермаркетов – 500 люкс, торговые залы продовольственных магазинов и магазинов самообслуживания – 400 люкс, помещения главных касс – 300 люкс.
Но не так все просто. Эти нормативы относятся совершенно к разным объектам, и применять их непосредственно к супермаркету нельзя. Для того чтобы избежать путаницы в терминологии и расставить все по своим местам, необходимо обозначить основные термины и определения предприятий торговли.
На территории нашей страны действует ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения». В стандарте установлены термины, отражающие систему понятий в области внутренней торговли, и для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Супермаркет: магазин с площадью торгового зала от 400 м 2 , в котором осуществляют продажу продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса преимущественно по методу самообслуживания.
Гипермаркет: магазин с площадью торгового зала от 5000 м 2 , в котором осуществляют продажу продовольственных и непродовольственных товаров универсального ассортимента преимущественно по методу самообслуживания.
Магазин самообслуживания: магазин, в котором продажа товаров организованна преимущественно по методу самообслуживания.
Метод самообслуживания: способ реализации товаров, при котором покупатели имеют прямой доступ к товарам и самостоятельно, не пользуясь услугами персонала, осуществляют выбор и отбор товаров.
Торговый зал предприятия розничной торговли: специально оборудованная основная часть торгового помещения предприятия розничной торговли, предназначенная для обслуживания покупателей.
Площадь торгового зала: часть розничного торгового объекта, занятая оборудованием, предназначенного для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей; площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей.

Таким образом, к торговому залу супермаркетов и гипермаркетов относятся и собственно торговый зал с прилавками и витринами и кассовый узел и пространство, где работает обслуживающий персонал торгового зала. Значит при выборе норматива по освещенности внутри торгового зала супермаркета мы единый норматив 500 люкс на условной высоте 0.8 метра в горизонтальной плоскости. При этом не забываем норматив по уровню пульсации освещенности в 10%.

  • Назад
  • Вперед

Новости

К столетию санитарной службы!

В России запатентован вагон для санитарных противоэпидемических бригад, который будет работать во время возникновения непредвиденных эпидситуаций, сообщила глава Роспотребнадзора Анна Попова.

«Сегодня уже запатентован вагон, в котором будет также разворачиваться санитарная противоэпидемическая бригада, и сможет работать на случай любых непредвиденных ситуаций эпидемиологического характера «, — сказала Попова журналистам.

Освещение для торгового зала: какое должно быть, требования и нормы для помещений

Освещение для торгового зала: какое должно быть, требования и нормы для помещений

Грамотно подобранное освещение для торгового зала способно влиять на покупателей и акцентировать их внимание на нужных товарах и участках. Кроме того, с помощью света проще выделиться из ряда конкурентов и создать атмосферу, которая понравится людям, чтобы им хотелось возвращаться в определенный магазин.

Принципы освещения торгового зала

Этот вариант освещения отличается от других и требует особого подхода. Для начала надо разобраться с принципами, которые используют при планировании света:

  1. Для обеспечения отличной видимости и привлечение внимания обычно освещенность торгового зала делают на уровне от 1000 до 1500 Лк. Хотя в отдельных случаях она может быть вдвое ниже.
  2. В элитных торговых точках общее освещение может быть приглушенным, а яркий свет используется для акцентирования внимания на отдельных товарах.
  3. За счет световых акцентов можно направить покупателя к товарам, которые продаются на специальных условиях или выделить новые коллекции.
  4. Нужно учитывать специфику товаров, представленных в магазине. Так, если продаются меха, то минимальный уровень освещенности начинается от 1000 люксов, это касается и ковров, а также другой продукции, сильно поглощающей свет.

Если товаров очень много, нормы освещенности также надо увеличить, так как стены закрыты и не отражают свет.

Виды освещения

Все используемые варианты можно разделить на 3 основные группы в зависимости от особенностей оборудования и целей применения:

    Общее освещение задает направление оформления и обеспечивает отличную видимость во всем торговом зале. Чаще используется рассеянный свет от плафонов или модульных светильников, количество и расположение которых определяется индивидуально.

Нормы освещения торгового зала по СНиП

Чтобы сделать свет в торговый зал с соответствии с нормативными требованиями, стоит изучить СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение». Основные нормы таковы:

  1. Для зон, на которых располагаются кассы, нужно от 300 до 500 люксов.
  2. Полки, стойки, а также стеллажи за прилавками в магазинах без самообслуживания освещаются с интенсивностью не менее 300 Лк.
  3. Все объекты в торговых залах супермаркетов и гипермаркетов – от 500 люксов.
  4. Залы в торговых объектах с самообслуживанием – 400 Лк и больше.
  5. Витрины и наружная реклама – от 300 люксов.
  6. Зоны, на которых представлены новинки – от 500 до 1500 и больше.
  7. Примерочные и прострaнcтво перед зеркалами – не менее 300 люксов.

Все представленные показатели – это минимально установленные законодательством нормы освещенности. Фактические значения обычно выше, причем чаще всего они превышают нормативы в разы.

Как правильно рассчитать требуемое освещение

Вначале всегда определяется сила светового потока, которая потребуется для освещения. Для этого берется минимальная нормативная освещенность и площадь зоны, которую требуется осветить. После умножения получится минимально допустимый показатель, который чаще всего увеличивается из-за особенностей помещения, темного цвета стен и других факторов.

Далее надо определить тип светильников, которые будут использоваться и рассчитать световой поток, исходящий от одного элемента. Сделать это несложно, чаще всего все показатели есть на упаковке или в сопроводительной документации.

Учитывать коэффициент запаса освещенности, который может составить от 1,2 до 1,5 в зависимости от высоты расположения оборудования и показателей отражения стен, потолка и пола. Помнить о том, что освещение может быть неравномерным, при этом минимально допустимые нормы стоит проверять именно в местах с самым плохим светом, чтобы добиться хорошего эффекта.

Ряды светильников должны давать максимально равномерный общий свет.

После проведения расчетов определяется количество рядов светильников, тут все зависит от ширины торгового зала. Лучше всегда планировать освещение с запасом, чтобы при небольших просчетах они не влияли на результат. К расчетам стоит привлечь специалистов или же просто посмотреть особенности освещения помещений подобного размера и формы.

Кстати! Важно сразу определить и расстояние между светильниками в ряду, чтобы точно рассчитать их количество. Для этого стоит учитывать суммарную мощность ламп в каждом и угол распространения света, обычно он составляет около 120 градусов. Световые потоки соседних элементов должны пересекаться для равномерного освещения.

Особенности освещения витрин

Все аспекты по освещению витрин указаны в СП 52.13330.2016, что упрощает подбор вариантов и дает четкие ориентиры на этот счет:

  1. Если выставлены светлые товары, то освещенность можно снизить на одну ступень. Для темной продукции лучше делать наоборот.
  2. Для концентрации внимания на отдельных товарах можно выделить их более ярким освещением. При этом площадь акцентируемых участков не должна составлять больше 20% от общего размера витрины.
  3. При освещении нужно помнить о том, что свет не должен создавать дискомфорт для зрения пешеходов и проезжающих водителей.

В зависимости от категории товара надо подбирать оптимальную цветовую температуру для искусственного освещения витрины:

  1. Для рыбы и рыбной продукции – от 4000 до 6500 К.
  2. Для фруктов и овощей, гастрономии, кондитерских изделий, молочной и мясной продукции от 2800 до 3500 К.
  3. Для галантереи и парфюмерии, книг, обуви, головных уборов, тканей, мехов и игрушек – от 2800 до 5000 К.
  4. Для хлебобулочных изделий, посуды, электротехнических и канцелярских товаров, а также для бакалеи – 2800-3200 К.

Хорошо подобранное освещение на витрине показывает товары в самом выгодном свете.

Ошибки при организации торгового освещения

Чтобы организовать все правильно и избежать ошибок, надо обратить внимание на такие моменты:

  1. Использовать современные светодиодные лампы, экономно расходующие электроэнергию. В сравнении с люминесцентными можно сократить энергопотрeбление вдвое.
  2. Продумывать расположение общего освещения, чтобы оно охватывало весь торговый зал и обеспечивало хорошую видимость всех полок. Избегать направленного света, который может слепить покупателей.
  3. Подбирать правильную цветовую температуру под разные группы изделий. Для теплых оттенков подойдет холодный свет и наоборот, за счет этого можно увеличить привлекательность витрин и полок.
  4. Грамотно комбинировать общий и направленный свет, чтобы выделять именно те зоны, которые важнее всего.

Подбирать освещение в торговые залы надо с учетом целого ряда факторов, поэтому лучше заранее разобраться в теме, чтобы организовать все правильно. Важно соблюдать установленные нормативы и заранее продумывать подсветку витрин.

В завершении видео: Каким должен быть свет для магазина. Как не допустить основные ошибки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *