Минаматская конвенция по ртути какие лампы запрещает
Перейти к содержимому

Минаматская конвенция по ртути какие лампы запрещает

Как перерабатывают ртутные лампы и другие опасные отходы

Фото: Ирина Белоносова для РБК

В Европе от использования ртутных градусников отказались в 2009 году: были запрещены их продажа и производство. Однако жители Евросоюза могут хранить такие термометры, пользоваться ими дома или продавать на вторичном рынке. Россия только на пути к отказу от приборов, содержащих ртуть. В 2014 году наша страна подписала Минаматскую конвенцию по ртути, которая ограничивает оборот этого металла в бытовых условиях, а также на предприятиях с 2020 года. Правда, документ до сих пор не ратифицирован. «Мы будем медлить с его ратификацией», — уверен директор «Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов» НИУ ВШЭ Георгий Сафонов. Сейчас Россия сама регулирует выбросы вредных веществ, а после ратификации появится внешнее регулирование. «Мы подписанты, но не имеем обязательств и, соответственно, нарушений: так часто поступают и другие страны, например США», — объяснил Сафонов.

Пока ртуть присутствует в нашем быту, вышедшие из строя градусники и ртутьсодержащие лампы требуют правильной утилизации. В Москве, например, около 1,2 тыс. точек приема ртутных ламп и термометров. Но пользуются ими очень немногие жители. Чаще всего потому, что просто не знают о такой возможности, — обязанность информирования население о пунктах приема опасных бытовых отходов лежит на органах мест­ного самоуправления. Свою роль, считают эксперты, играет удаленность пунктов приема и отсутствие штрафов за неправильную утилизацию (градусники и лампы зачастую выбрасываются в обычный мусорный контейнер).

Конвенция против ртути

Минаматская конвенция о ртути — межгосударственный договор, направленный на защиту здоровья людей и окружающей среды от антропогенных выбросов и высвобождений ртути и ее соединений. С 2020 года конвенция запрещает производство, экспорт и импорт нескольких видов ртутьсодержащей продукции, в том числе электрических батарей, электрических выключателей и реле, некоторых видов компактных люминесцентных ламп, люминесцентных ламп с холодным катодом или с внешним электродом, ртутных термометров и приборов измерения давления.

Конвенция получила название Минаматской в честь города Минамата, расположенного в Японии. В 1956 году здесь произошло массовое отравление ртутью людей, употреблявших в пищу рыбу и морепродукты. Болезнь также получила название Минамата. Причиной ее возникновения послужил продолжительный выброс компанией Chisso в воду залива Минамата ртути, которую донные микроорганизмы в своем метаболизме преобразовали в метилртуть. Токсичное соединение, как и сам металл, накапливается в живых организмах.

«Никто не пойдет за несколько километров, чтобы выбросить лампочку или градусник», — говорит руководитель НКО «Всероссийский природо­охранный проект «Экобокс» Александр Гусев. На каждой мусорной площадке должен быть специальный контейнер — тогда жители будут утилизировать ртутьсодержащие лампы и градусники «как надо», считает он.

«Экобокс» занимается сразу несколькими направлениями по утилизации опасных отходов.

Гусев пришел в этот бизнес в 2011 году, когда «поддержал» компанию по производству контейнеров для опасных видов отходов. А с 2013 года начал тестировать схему обслуживания экобоксов. Всего он инвестировал в новое предприятие более 250 млн руб.: эти деньги он заработал при продаже фирмы «Перспективные технологии», которая производила присадки для полимеров, металлов и керамики на базе углеродных нанотрубок.

Фото:Юлия Спиридонова для РБК

Завод «Экобокс», находящийся в Рыбинске Ярославской области, выпустил и установил уже около 6 тыс. контейнеров для ртутьсодержащих ламп, градусников и батареек, треть из них установлены в Московской области, остальные — в Санкт-Петербурге, Башкирии, Татарстане и других регионах. Стоимость одного контейнера в рознице составляет от 10 тыс. до 20 тыс. руб. А себестоимость, как утверждает Гусев, всего на 10% ниже. Контейнер производится из металла, внутри него расположены наклонные полки с пакетами, обработанными демеркуризационным раствором: «Это не просто железный ящик, как может показаться».

  • 7–9 млн ртутьсодержащих ламп собирают и перерабатывают в Москве и области;
  • 1 ртутьсодержащая лампа на каждого жителя России выходит из строя ежегодно;
  • 1,2 тыс. точек приема ртутных ламп и термометров доступны для населения в Москве;
  • только 3% приборов, содержащих ртуть, из тех, что используется, население сдает на утилизацию.

Сначала Гусев пытался просто продавать контейнеры, но «понял, что это неправильно»: если компании, которые должны обслуживать боксы, делают это недобросовестно, страдает репутация производителя. На площадку контейнер попадает после заключения договора с ТСЖ — большинство таких контрактов предприятие Гусева получает в результате тендеров. Сейчас «Экобокс» устанавливает контейнеры бесплатно в тех регионах, где выигрывает тендер на утилизацию опасных отходов, а в другие регионы продает.

«В России практически все предприятия собирают ртутные приборы и сдают их за деньги, так как им грозят штрафы. Население таким штрафом не облагается, поэтому утилизует всего 3% ртутных приборов», — сетует представитель Greenpeace Алексей Киселев. Экобоксов мало, хотя в некоторых регионах тариф за вывоз опасных отходов включен в ежемесячный платеж, добавляет он.

В России практически все предприятия собирают ртутные приборы и сдают их за деньги, так как им грозят штрафы. Население таким штрафом не облагается, поэтому утилизирует всего 3% ртутных приборов.

С ним не согласен председатель научно-технического совета Ассоциации предприятий по обращению с ртутьсодержащими и другими опасными отходами (НП «АРСО») Евгений Янин: «Такие контейнеры должны находиться в защищенном от вандалов месте».

Отказ России от ртутных приборов не пугает Гусева: лампы и термометры будут изыматься из продажи и производства постепенно, настаивает бизнесмен. «Сейчас на замену люминесцентным лампам уже приходят светодиодные, которые также требуют отдельной утилизации», — подчеркивает он. Гусев видит своей задачей создать в России «легкую и доступную» систему сбора и утилизации отходов I–II классов опасности: «И тогда основной объем всех отходов попадет не на свалки или мусоросжигательные заводы, а будет правильно утилизирован».

Компания «Экорецикл» с 1992 года занимается перевозкой и утилизацией люминесцентных ламп и термометров и работает только с юрлицами. Среди клиентов «Экорецикла» — Госдума, Белый дом, Счетная палата, библиотеки, аптеки и другие учреждения в Москве и Московской области, рассказывает замдиректора компании Николай Антонов. После победы в тендере «Экорецикл» устанавливает в организациях собственные контейнеры с мешком для ламп, цена одного комплекта составляет около 2,8 тыс. руб.

Ежемесячно компания собирает и утилизирует от 150 тыс. до 300 тыс. ламп. Цена утилизации одной лампы в среднем составляет 3–15 руб. за штуку. «Сейчас, к сожалению, заключение договоров происходит через тендеры и аукционы, поэтому приходится падать, мягко говоря, до самого дна», — комментирует ценообразование Антонов. Всего в Москве и Московской области, уточняет Евгений Янин, компании собирают и обезвреживают ежегодно до 70% ламп, что составляет 7–9 млн штук. В России, по его данным, ежегодно выходит из строя примерно одна такая лампа на каждого жителя страны, из них тоже утилизируется около 70%.

Транспортные расходы «Экорецикла» оплачивают клиенты — стоимость рейса автомобиля в одну точку Антонов оценивает в 3,9 тыс. руб., однако зачастую в ходе тендера цена на этууслугу может падать до 1,5 тыс. руб.

У компании есть небольшое производство, где происходит утилизация ртутьсодержащих отходов. Во время переработки в герметичном оборудовании лампа разделяется на ртуть и стекло. После этого ртуть переправляется на единственный в России завод — НПП «Кубаньцветмет», который перерабатывает ее и пускает в новое производство.

Фото:Ирина Белоносова для РБК

НПП «Кубаньцветмет» находится в Краснодарском крае и занимается утилизацией, переработкой и обезвреживанием ртутьсодержащих отходов с 1998 года. Утилизация происходит в несколько этапов. Поступающие на «Кубаньцветмет» отходы проходят анализ, во время которого специалист определяет состав примесей в них. Затем отходы помещают в печь, где под воздействием высокой температуры конденсируются пары ртути и выпадают в виде ступы (ртуть вместе с пылью, сажей и водой). Потом ступу повторно обжигают и получают мелкодисперсную ртуть. После этого ее отбивают вручную, очищают и разливают по баллонам объемом 34,5 кг. В основном ртуть идет на производство ртутных соединений — хлорида ртути, фосфата ртути и т.д.

Классы опасных отходов

I класс. Чрезвычайно опасные. Отходы, содержащие ртуть, мышьяк и другие ядовитые вещества — термометры, ртутьсодержащие лампы, гальванические элементы и др.

II класс. Высокоопасные. Это аккумуляторы, батарейки, провода с покрытием из свинца, автопокрышки, масла, отработки нефтепродуктов и др.

III класс. Умеренно опасные. К этому классу в основном относятся бытовые отходы и производственный мусор: бензин, цемент, свежий навоз со свинофермы, утиный помет и др.

IV класс. Малоопасные. Не представляют значимой угрозы для окружающей среды. К ним относятся — макулатура, строительный и бытовой мусор, компьютерная и офисная техника, отходы деревообработки, птицеводства и т.д.

V класс. Практически неопасные отходы. Это, например, скорлупа, древесные стружки, упаковки из дерева, отдельные виды пластиков, зола, пищевые отходы человека и др.

Еще несколько лет назад предприятие перерабатывало до 10 тыс. т отходов в год, но сегодня объемы сократились: в 2018 году компания утилизировала 200–300 т, рассказал журналу РБК заместитель гендиректора по производству Сергей Сенокосенко. Это произошло из-за закрытия нескольких крупных химических предприятий в России, добавил он.

И рынок переработки ртутьсодержащих отходов, скорее всего, продолжит сокращаться. В 2018 году в России стали ограничивать использование ртутных ламп. 1 июля прошлого года вступил в силу закон, запрещающий использование компактных люминесцентных ламп (КЛЛ), которые не производятся в России, а только импортируются. Кроме того, ограничения затронули ртутные лампы высокого давления. В прошлом году был введен запрет и для ламп малой мощности — 250 Вт и ниже, а с 1 января 2020 года будут запрещены лампы большей мощности. Их в основном используют предприятия и ЖКХ. Еще больше ограничений появится при вступлении в силу положений Минаматской конвенции.

Минаматская конвенция по ртути какие лампы запрещает

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» одобрить представленный Минприроды России согласованный с МИДом России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проект Минаматской конвенции по ртути (прилагается) .

Поручить Минприроды России подписать от имени Российской Федерации указанную Конвенцию, разрешив вносить в прилагаемый проект изменения, не имеющие принципиального характера.

Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев

Минаматская конвенция по ртути

Стороны настоящей Конвенции,

признавая, что ртуть является химическим веществом, вызывающим обеспокоенность в глобальном масштабе вследствие переноса ртути в атмосфере на большие расстояния, стойкости ртути в окружающей среде после попадания в нее в результате антропогенной деятельности, ее способности к биоаккумуляции в экосистемах, а также вследствие обусловленных ее воздействием значительных негативных последствий для окружающей среды и здоровья человека,

ссылаясь на решение 25/5 Совета управляющих Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде от 20 февраля 2009 г. о том, чтобы инициировать международные меры по регулированию ртути эффективным, действенным и последовательным образом,

ссылаясь на пункт 221 Итогового документа Конференции Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию «Будущее, которого мы хотим», в котором содержится призыв к успешному завершению переговоров по имеющему обязательную юридическую силу глобальному документу по ртути в целях устранения рисков для окружающей среды и здоровья человека,

напоминая о том, что Конференция Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию «Будущее, которого мы хотим» подтвердила принципы Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию, включая в том числе принцип общей, но дифференцированной ответственности, и признавая соответствующие условия и возможности государств и необходимость действий в глобальном масштабе,

осознавая риски для здоровья, особенно в развивающихся странах, являющиеся результатом воздействия ртути на уязвимые группы населения, особенно на женщин, детей и на будущие поколения,

отмечая, что экосистемы и коренные общины Арктики являются особенно уязвимыми вследствие биомагнификации ртути и заражения традиционных продуктов питания, и будучи озабоченными последствиями воздействия ртути на коренные общины в целом,

принимая во внимание существенные уроки болезни Минамата, в частности, серьезные последствия загрязнения ртутью для окружающей среды и здоровья человека и необходимость обеспечить надлежащее регулирование ртути и предотвратить повторение подобного в будущем,

подчеркивая важное значение финансовой, технической, технологической поддержки и поддержки в создании потенциала, в частности, в случае развивающихся стран и стран с переходной экономикой в целях расширения их национальных возможностей в области регулирования ртути и содействия эффективному осуществлению настоящей Конвенции,

признавая также связанную с ртутью деятельность Всемирной организации здравоохранения по охране здоровья человека и роль соответствующих многосторонних природоохранных соглашений, особенно Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением и Роттердамской конвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле,

признавая, что настоящая Конвенция и другие международные соглашения в области окружающей среды и торговли носят взаимодополняемый характер,

подчеркивая, что ничто в настоящей Конвенции не преследует цель повлиять на права и обязательства любой Стороны, вытекающие из любого действующего международного соглашения,

осознавая, что указанное констатирующее положение не имеет целью установление иерархии между настоящей Конвенцией и другими международными документами,

отмечая, что ничто в настоящей Конвенции не препятствует принятию любой Стороной дополнительных внутренних мер, согласующихся с положениями настоящей Конвенции, в рамках усилий по охране окружающей среды и здоровья человека от воздействия ртути в соответствии с другими обязательствами Сторон согласно применимому международному праву,

согласились о нижеследующем:

Статья 1Цель

Цель настоящей Конвенции заключается в охране окружающей среды и здоровья человека от антропогенных выбросов и высвобождений ртути и ее соединений.

Статья 2Определения

Понятия, используемые в настоящей Конвенции, означают следующее:

а) «кустарная и мелкомасштабная золотодобыча» — добыча золота, которая осуществляется отдельными старателями или небольшими предприятиями при ограниченных капитальных инвестициях и в ограниченных объемах;

б) «наилучшие имеющиеся методы» — наиболее эффективные методы предотвращения и, если это не представляется практически возможным, сокращения выбросов и высвобождений ртути в атмосферу, в воды и на землю и их воздействия на окружающую среду в целом с учетом экономических и технических обстоятельств, существующих в пределах территории Стороны или на объекте, находящемся на ее территории. В этом контексте, указанные понятия, означают следующее:

«наилучшие» — наиболее эффективные методы для достижения высокого общего уровня охраны окружающей среды в целом;

«имеющиеся» — в отношении Стороны и объекта, находящегося на ее территории, методы, разработанные в таких масштабах, которые позволяют применять их в соответствующем секторе промышленности на экономически и технически осуществимых условиях с учетом затрат и выгод, независимо от того, используются ли и разрабатываются ли такие методы в пределах территории рассматриваемой Стороны, при условии, что они доступны для оператора объекта, как это определено этой Стороной;

«методы» — применяемые технологии, оперативные методы работы и способы проектирования, сооружения, обслуживания и функционирования установок и вывода их из эксплуатации;

в) «наилучшие виды природоохранной деятельности» — применение наиболее целесообразного сочетания мер и стратегий экологического контроля;

г) «ртуть» — элементарная ртуть Hg(0) ;

д) «ртутные соединения» — любое вещество, состоящее из атомов ртути и еще одного или более чем одного атома других химических элементов, которые могут быть разделены на различные компоненты только с помощью химических реакций;

е) «продукт с добавлением ртути» — продукт или компонент продукта, который содержит ртуть или ртутное соединение, намеренно добавленные в них;

ж) «Сторона» — государство или региональная организация экономической интеграции, которые дали свое согласие быть связанными обязательствами в рамках настоящей Конвенции и для которых настоящая Конвенция вступила в силу;

з) «Стороны, присутствующие и участвующие в голосовании» — Стороны, присутствующие и голосующие «за» или «против» на совещании Сторон;

и) «первичная добыча ртути» — добыча, при которой основным добываемым материалом является ртуть;

к) «региональная организация экономической интеграции» — организация, созданная суверенными государствами какого-либо региона, которой ее государствами-членами поручено заниматься вопросами, регулируемыми настоящей Конвенцией, и которая должным образом уполномочена в соответствии со своими внутренними процедурами подписать, ратифицировать, принять или одобрить настоящую Конвенцию или присоединиться к ней;

л) «разрешенный вид использования» — любой вид использования какой-либо Стороной ртути или ртутных соединений, соответствующий настоящей Конвенции, включая виды использования, соответствующие статьям 3 — 7 настоящей Конвенции, но не ограничиваясь ими.

Статья 3Источники поставок ртути и торговля ею

1. Понятия, используемые в настоящей статье, означают следующее:

a) «ртуть» — смесь ртути с другими веществами, в том числе сплавы ртути с концентрацией ртути, составляющей как минимум 95 весовых процентов;

б) «ртутные соединения» — хлорид ртути (I) (также известный как каломель) , оксид ртути (II) , сульфат ртути (II) , нитрат ртути (II) , киноварь и сульфид ртути.

2. Положения настоящей статьи не применяются:

a) к объемам ртути и ртутных соединений, подлежащих использованию в исследованиях лабораторного масштаба или в качестве эталонного стандарта;

б) к естественным следовым количествам ртути или ртутных соединений, присутствующим в таких продуктах, как нертутные металлы, руды или минеральные продукты, включая уголь, или продукты, получаемые из этих материалов, и непреднамеренные следовые количества в химических продуктах;

в) к продуктам с добавлением ртути.

3. Ни одна Сторона не разрешает первичную добычу ртути, если она не велась на ее территории на дату вступления в силу настоящей Конвенции для этой Стороны.

4. Каждая Сторона разрешает первичную добычу ртути, только если она велась на ее территории на дату вступления в силу настоящей Конвенции для этой Стороны, на период до 15 лет после этой даты. В течение этого периода ртуть, полученная в ходе такой добычи, используется исключительно в производстве продуктов с добавлением ртути в соответствии со статьей 4 настоящей Конвенции, в производственных процессах в соответствии со статьей 5 настоящей Конвенции или удаляется в соответствии со статьей 11 настоящей Конвенции с применением операций, которые не ведут к ее рекуперации, рециркуляции, утилизации, прямому повторному или альтернативному использованию.

5. Каждая Сторона:

a) предпринимает шаги для выявления отдельных запасов ртути или ртутных соединений в объеме более 50 метрических тонн, а также источников поставок ртути, обеспечивающих создание запасов ртути в объеме более 10 метрических тонн в год, которые находятся на ее территории;

б) принимает меры для обеспечения того, чтобы в тех случаях, когда Сторона устанавливает наличие избыточного количества ртути в результате вывода из эксплуатации установок для хлорно-щелочного производства, эта ртуть удалялась в соответствии с руководящими принципами экологически обоснованного регулирования, указанными в подпункте «а» пункта 3 статьи 11 настоящей Конвенции, с применением операций, которые не ведут к ее рекуперации, рециркуляции, утилизации, прямому повторному или альтернативному использованию.

6. Ни одна Сторона не разрешает экспорт ртути, кроме экспорта:

a) на территорию Стороны, предоставившей экспортирующей Стороне свое письменное согласие, и только для целей:

вида использования, разрешенного импортирующей Стороне в соответствии с настоящей Конвенцией;

экологически безопасного временного хранения, как это предусмотрено статьей 10 настоящей Конвенции;

б) на территорию государства, не являющегося Стороной, предоставившего экспортирующей Стороне свое письменное согласие, включая подтверждение того, что:

это государство, не являющееся Стороной, приняло меры для обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, обеспечения соблюдения этим государством положений статей 10 и 11 настоящей Конвенции;

эта ртуть будет применяться только для вида использования, разрешенного Стороне в соответствии с настоящей Конвенцией, или для экологически безопасного временного хранения, как это предусмотрено статьей 10 настоящей Конвенции.

7. Экспортирующая Сторона может рассматривать общее уведомление, направленное импортирующей Стороной или государством, не являющимся Стороной, секретариату, в качестве письменного согласия, требуемого в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи. В этом общем уведомлении указываются любые условия, на которых импортирующая Сторона или государство, не являющееся Стороной, дает свое согласие. Такое уведомление может быть в любой момент отозвано импортирующей Стороной или государством, не являющимся Стороной. Секретариат ведет открытый реестр всех таких уведомлений.

8. Ни одна Сторона не разрешает импорт ртути из государства, не являющегося Стороной, которому она предоставит свое письменное согласие, за исключением тех случаев, когда такое государство, не являющееся Стороной, предоставило подтверждение того, что эта ртуть получена не из источников, указанных в пункте 3 или подпункте «б» пункта 5 настоящей статьи как неразрешенные.

9. Сторона, представляющая уведомление о согласии в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи, может принять решение о неприменении пункта 8 настоящей статьи, если она применяет всеобъемлющие ограничения экспорта ртути и ввела внутренние меры, обеспечивающие экологически безопасное регулирование импортируемой ртути. Такая Сторона направляет уведомление об этом решении секретариату, включив в него информацию с описанием ее экспортных ограничений и внутренних мер регулирования, а также информацию о количествах и странах происхождения ртути, импортируемой из государств, не являющихся Сторонами. Секретариат ведет открытый реестр всех таких уведомлений. Комитет по осуществлению и соблюдению настоящей Конвенции рассматривает и оценивает любые такие уведомления и вспомогательную информацию в соответствии со статьей 15 настоящей Конвенции и может, если это целесообразно, выносить рекомендации Конференции Сторон, учрежденной в соответствии со статьей 23 настоящей Конвенции (далее — Конференция Сторон) .

10. Процедура, указанная в пункте 9 настоящей статьи, может применяться вплоть до завершения второго совещания Конференции Сторон. После этого она применяться не может, если только Конференция Сторон не примет иного решения простым большинством присутствующих и участвующих в голосовании Сторон, исключая любую Сторону, предоставившую уведомление в соответствии с пунктом 9 настоящей Конвенции до завершения второго совещания Конференции Сторон.

11. Каждая Сторона включает в свою отчетность, представляемую в соответствии со статьей 21 настоящей Конвенции, информацию о выполнении требований настоящей статьи.

12. Конференция Сторон на своем первом совещании дает дополнительные указания в отношении настоящей статьи, особенно в отношении подпункта «а» пункта 5, пунктов 6 и 8 настоящей статьи, разрабатывает и принимает требования в отношении содержания уведомления, о котором говорится в подпункте «б» пункта 6 и пункте 8 настоящей статьи.

13. Конференция Сторон проводит оценку того, не противоречит ли цели настоящей Конвенции торговля конкретными ртутными соединениями, и рассматривает вопрос о том, не следует ли распространить действие пунктов 6 и 8 настоящей статьи на конкретные ртутные соединения путем их включения в перечень дополнительного приложения, принятого в соответствии со статьей 27 настоящей Конвенции.

Статья 4Продукты с добавлением ртути

1. Ни одна Сторона не разрешает посредством принятия соответствующих мер производство, импорт или экспорт продуктов с добавлением ртути, указанных в части I приложения А, после наступления предусмотренного для этих продуктов срока поэтапного вывода из обращения, кроме случаев, когда в приложении А предусмотрено исключение, или случаев наличия у Стороны зарегистрированного исключения в соответствии со статьей 6 настоящей Конвенции.

2. Сторона может в качестве альтернативы пункту 1 настоящей статьи во время ратификации или при вступлении для нее в силу поправки к приложению А указать, что она будет реализовывать различные мероприятия или стратегии в отношении продуктов, указанных в части I приложения А. Сторона может воспользоваться такой альтернативой только в том случае, если она в состоянии подтвердить, что она уже сократила до минимального уровня объемы производства, импорта и экспорта подавляющего большинства продуктов, указанных в части I приложения А, и что она реализовывает мероприятия и стратегии, направленные на сокращение использования ртути в дополнительных продуктах, не указанных в части I приложения А, на момент ее уведомления секретариата о своем решении воспользоваться такой альтернативой. Кроме того, Сторона, решившая воспользоваться такой альтернативой:

a) сообщает при первой возможности Конференции Сторон описание реализуемых мероприятий или стратегий, в том числе данные о количественных показателях достигнутых сокращений;

б) реализует мероприятия или стратегии, направленные на сокращение использования ртути в любых продуктах, указанных в части I приложения А, в отношении которых минимальный уровень еще не достигнут;

в) рассматривает дополнительные меры по достижению дальнейших сокращений;

г) не обладает правом обращаться с просьбой о предоставлении исключений в соответствии со статьей 6 настоящей Конвенции для любой категории продуктов, в отношении которой избрана такая альтернатива.

Не позднее чем через 5 лет после даты вступления настоящей Конвенции в силу, Конференция Сторон в рамках процесса обзора согласно пункту 8 настоящей статьи рассматривает прогресс и эффективность мер, принятых в соответствии с настоящим пунктом.

3. Каждая Сторона принимает меры в отношении продуктов с добавлением ртути, указанных в части II приложения А, в соответствии с предусмотренными в ней положениями.

4. На основании предоставленной Сторонами информации секретариат собирает и хранит информацию о продуктах с добавлением ртути и альтернативах им, а также обеспечивает общедоступность такой информации. Секретариат обеспечивает общедоступность любой иной соответствующей информации, предоставленной Сторонами.

5. Каждая Сторона принимает меры для предотвращения включения в составные продукты продуктов с добавлением ртути, производство, импорт или экспорт которых не разрешены для нее в соответствии с настоящей статьей.

6. Каждая Сторона противодействует производству и распределению через систему торговли продуктов с добавлением ртути, не охватываемых ни одним известным видом использования продуктов с добавлением ртути, до даты вступления для нее в силу настоящей Конвенции, если только оценка рисков и преимуществ этого продукта не свидетельствует о пользе для окружающей среды или здоровья человека. Сторона представляет в секретариат, если это целесообразно, информацию о любом таком продукте, включая любую информацию о рисках и пользе воздействия этого продукта на окружающую среду и здоровье человека. Секретариат обеспечивает общедоступность этой информации.

7. Любая Сторона может представить в секретариат предложение о включении продукта с добавлением ртути в приложение А с указанием информации о наличии, технической и экономической обоснованности безртутных альтернатив продукту и обусловленных этими альтернативами рисках и выгодах для окружающей среды и здоровья человека, учитывая информацию в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

8. Не позднее чем через 5 лет с даты вступления настоящей Конвенции в силу Конференция Сторон проводит обзор приложения А и может рассмотреть поправки к нему в соответствии со статьей 27 настоящей Конвенции.

9. При проведении обзора приложения А в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи Конференция Сторон учитывает как минимум:

a) любое предложение, представляемое в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи;

б) информацию, предоставленную в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи;

в) наличие для Сторон безртутных альтернатив, которые являются технически и экономически осуществимыми, с учетом рисков и пользы воздействия на окружающую среду и здоровье человека.

Статья 5Производственные процессы, в которых применяются ртуть или ртутные соединения

1. Для целей настоящей статьи и приложения Б производственные процессы, в которых применяются ртуть или ртутные соединения, не включают процессы, в которых используются продукты с добавлением ртути, процессы производства продуктов с добавлени

Минаматская конвенция о ртути: риски и возможности для Казахстана

Минаматская конвенция о ртути – важное международное соглашение, принятое 11 октября 2013 года в Японии, целью которого является охрана здоровья человека от антропогенных выбросов и высвобождений ртути и ее соединений.

Принятию Конвенции предшествовала большая работа, проводимая Всемирной организацией здравоохранения и другими международными организациями, по проведению исследований в сфере влияния ртути на окружающую среду и здоровье людей, а также разработке стратегий минимизации воздействия ртути.

За два года с момента одобрения Минаматской Конвенции о ртути ее уже подписали 128 стран. Из стран СНГ Конвенция подписана Республикой Беларусь и Российской Федерацией. Процедуры ратификации Конвенции на начало февраля 2016 года завершили 28 стран. В их числе США, Япония, ОАЭ, Кувейт, Монголия и другие. Для того чтобы Конвенция вступила в силу необходимо, чтобы еще 22 страны ратифицировали Конвенцию. На данный момент наиболее приблизились к ратификации Румыния, Молдавия, Македония, Белоруссия и Латвия.

Основные положения Минаматской Конвенции

Для стран, ратифицировавших Конвенцию, становится обязательным введение запрета на новую добычу ртути и постепенный вывод из эксплуатации действующих месторождений ртути, контроль над продуктами с добавлением ртути и производственными процессами, в которых используется ртуть, а также контроль за кустарной и мелкомасштабной золотодобычей, сокращение выбросов и высвобождений ртути в окружающую среду из крупных промышленных предприятий.

Страны должны предпринимать шаги для выявления запасов ртути или ртутных соединений в объеме свыше 50 тонн, а также источников поставок ртути, обеспечивающих создание запасов ртути в объеме свыше 10 тонн в год, которые находятся на ее территории. Конвенция содержит также статьи с подробным изложением необходимых мероприятий в отношении ртутных отходов, загрязненных участков и экологически безопасного временного хранения ртути.

Кроме обязательных мер, Конвенция устанавливает ряд добровольных положений. К таким положениям относятся мероприятия по снижению риска от загрязненных участков, оценка рисков для здоровья человека и окружающей среды, разработка и осуществление программ для защиты населения, подверженного риску и оказанию надлежащих медицинских услуг, разработка планов реализации Конвенции. Эти меры могут приниматься странами после первоначальной оценки с учетом внутренних обстоятельств.

Сторонам рекомендуется обмениваться информацией, касающейся технологических новшеств, экономически и технически осуществимых безртутных альтернатив и возможных мер и методов для сокращения и исключения применения ртути и ртутных соединений в производственных процессах, а также выбросов и высвобождений ртути и ртутных соединений в результате этих производственных процессов.

Выполнение положений Минаматской Конвенции о ртути требует активного участия всех заинтересованных сторон – государственных органов, местных исполнительных органов, промышленных предприятий, компаний, осуществляющих производство и импорт продукции, содержащей ртуть, перерабатывающих предприятий, а также неправительственного сектора.

Актуальность проблем ртутного загрязнения для Казахстана

На территории Республики Казахстан имеются очаги исторического загрязнения ртутью, связанные с деятельностью химических производств: территория Павлодарского химического завода, испарительные пруды озера Балкылдак, а также территория, прилегающая к реке Нура в районе г.Темиртау.

К существующим очагам ртутного загрязнения ежегодно добавляются новые эмиссии ртути, связанные с непреднамеренными выбросами ртути. В частности, для Казахстана характерны эмиссии ртути вследствие сжигания угля и отходов, неправильного обращения с ртутьсодержащими отходами (энергосберегающими лампами, термометрами, батарейками и прочей продукцией, содержащей ртуть), а также глобального переноса ртути в окружающей среде.

По данным Комитета по статистике за последние 5 лет выбросы промышленных предприятий в атмосферный воздух содержали 1 300 кг ртути и ее соединений (в пересчете на ртуть). При этом необходимо отметить, что данные о выбросах ртути предоставляют далеко не все предприятия. Большая часть предприятий, в частности ТЭЦ, в результате деятельности которых непреднамеренно образуется ртуть, не отчитывается о ее выбросах.

В рамках дополнительного исследования РГП «Казгидромет» проводит анализ содержания ртути в поверхностных водах бассейна реки Нура и в тканях рыбы. По данным за 3 квартал 2015 года максимальное содержание ртути в поверхностных водах составило 0,00040 мг/дм3. Максимальное содержание ртути в пробах нехищной пресноводной рыбы составило 0,17 мг/кг, в пробах хищных рыб – до 0,58 мг/кг, что соответствует установленным ПДК. Наличие ртути в рыбе является сигналом для принятия мер, поскольку, попадая в пищевую цепочку, концентрации ртути могут увеличиваться, и беспрепятственно проникать в организм человека.

В 2004 году была разработана «Программа ртутного мониторинга в районе Северной промышленной зоны г.Павлодар на 2005-2020 годы». На основании данной Программы с 2005 года проводится мониторинг ртути в северной промышленной зоне г.Павлодар. Так, по данным Управления недропользования, окружающей среды и водных ресурсов Павлодарской области в 2015 году было зафиксировано превышение допустимого уровня содержания ртути: до 14 ПДК в атмосферном воздухе, до 41 ПДК в почве, до 150 ПДК в подземных водах.

Дать достоверную количественную оценку всем существующим эмиссиям ртути в Казахстане на данный момент не представляется возможным, так как для этого необходим постоянный и повсеместный мониторинг и контроль над выбросами и сбросами ртути, а также обращением с ртутьсодержащими отходами. На сегодняшний день в рамках совместного проекта Правительства РК/ПРООН/ГЭФ «Обновление Национального Плана выполнения, интеграция управления стойкими органическими загрязнителями в процесс национального планирования и рационального управления медицинскими отходами в Казахстане» проводится первоначальная оценка поступлений ртути в окружающую среду в Казахстане.

Положительные аспекты ратификации и экономические издержки

Усилия, направленные на реализацию положений Минаматской Конвенции о ртути, позволят Казахстану в значительной степени улучшить комплексную политику в области безопасного регулирования ртутью и снижения воздействия ртути на здоровье людей и окружающую среду. Государственные органы смогут получить достоверную информацию о текущей ситуации с ртутным загрязнением в Республике Казахстан и внедрить соответствующие меры регулирования.

Для промышленных предприятий Конвенция позволит улучшить систему мониторинга и контроля выбросов ртути в атмосферу, получить доступ к наилучшему международному опыту по контролю выбросов ртути и сокращению таких выбросов и, тем самым, снизить воздействие ртути на здоровье работников.

Предприятия по переработке ртутьсодержащих отходов смогут решить проблему по безопасному управлению ртутными отходами и по дальнейшему обращению с металлической ртутью, которая образуется в процессе демеркуризации ртутьсодержащих отходов (в частности, ламп).

В целом, население Казахстана получит достоверную информацию о вредном воздействии ртути и профилактических мерах предотвращения воздействия ртути на здоровье, а также доступ к качественным медицинским услугам для предупреждения и лечения от воздействия ртути и ртутных соединений.

В тоже время ратификация Минаматской Конвенции повлечет экономические издержки со стороны государственных и местных исполнительных органов, государственных учреждений, промышленных предприятий и других. В первую очередь, издержки будут связаны с мероприятиями, направленными на выполнение обязательных мер Минаматской Конвенции. В числе данных мер перед государственными органами встанет вопрос проведения детальной инвентаризации ртути в Казахстане и ведения кадастра выбросов ртути и кадастра высвобождений ртути.

Для промышленных предприятий экономические издержки будут связаны с организацией площадок временного хранения ртути, не являющейся отходами, в соответствии с экологически обоснованными принципами, а также модернизацией системы производственного мониторинга и контроля (прежде всего, ТЭЦ, предприятий по производству цветных металлов, цементного клинкера, сжиганию отходов) с целью обеспечения контроля выбросов ртути в окружающую среду и возможности контроля высвобождений ртути в воду и почву.
Компаниям, осуществляющим производство или импорт люминесцентных ламп и других видов продукции с содержанием ртути, запрещенных Минаматской Конвенцией, также предстоит модернизация, внедрение безртутных альтернатив.

Следует отметить, что в Казахстане уже имеются предпосылки для реализации положений Минаматской конвенции.

В частности, в настоящий момент подготовлен проект Закона РК о ратификации Протокола о регистрах выбросов и переноса загрязнителей (РВПЗ), а также предусматривается дополнение Экологического кодекса новой статьей по РВПЗ и разработка подзаконного акта «Правила ведения РВПЗ». Проект Правил предполагает мониторинг и контроль эмиссий ртути в атмосферный воздух и водные ресурсы. В этой связи, требование о контроле эмиссий ртути в рамках Минаматской Конвенции будет гармонизировано с требованиями в рамках РВПЗ. Требование по ведению кадастра выбросов и кадастра высвобождений ртути в почву и воду может быть выполнено при условии внедрения мониторинга ртути и осуществляться в рамках существующих в Казахстане государственных кадастров. Частично, вопросы безопасного обращения с ртутью, в частности ртутьсодержащими отходами, уже внедряются в казахстанское законодательство в рамках реализации Базельской Конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением.

С целью поддержки стран в вопросах реализации установленных положений, Минаматская Конвенция предусматривает оказание финансовой и технической поддержки развивающимся странам и странам с переходной экономикой. На сегодняшний день известно, что приоритетом Глобального Экологического Фонда, оказывающего финансовую поддержку странам для решения экологических проблем, являются проекты, направленные на ртутное загрязнение. Получить данную поддержку могут страны, которые ратифицировали или подписали Конвенцию.

Казахстан является стороной практически всех международных соглашений в области охраны окружающей среды, а также активным сторонником «зеленой» экономики. Учитывая данные факты, а также необходимость международной помощи в части решения существующих проблем ртутного загрязнения, считаем важным скорейшую ратификацию Казахстаном Минаматской Конвенции.

Ратификация Конвенции позволит Казахстану совершенствовать экологическую политику в области минимизации воздействия ртуть, принять меры в отношении существующих в Казахстане проблем ртутного загрязнения, укрепить международное сотрудничество по вопросам минимизации воздействия ртути на здоровье людей и окружающую среду.

Минаматская конвенция о ртути

Утилизация отходов ртутьсодержащих ламп и другого подобного оборудования регулируется законодательно. Нормативные акты об этом приняты на национальном и международном уровне. Важнейшим межгосударственным договором по данному вопросу является Минаматская конвенция о ртути от 10 октября 2013 года.

Структура и содержание конвенции

Этот договор был принят после многочисленных случаев массового отравления ртутью и ее соединениями. Они происходили во второй половине 20 века в разных странах, в том числе в Японии, в городе Минамата, давшем название этому документу.

Конвенция состоит из 35 статей и имеет пять приложений. Этот международный нормативно-правовой акт устанавливает следующее:

  • порядок промышленных поставок ртути, а также ее соединений и торговли ими;
  • запрет производства продукции с ртутью после установленного Конвенцией срока;
  • порядок предоставления странам-участникам исключений из общих правил;
  • меры в отношении кустарной и мелкомасштабной добычи золота;
  • необходимость сокращения выбросов с содержанием ртути, контроля за ними;
  • нормы экологически безопасного хранения данного металла в чистом виде;
  • порядок работы с ртутными отходами и очищения загрязненных участков;
  • финансовое, технологическое и иное содействие и сотрудничество в этой сфере;
  • порядок медицинского, информационного, санитарного обеспечения;
  • необходимость научных исследований и мониторинга уровня ртути;
  • перечень промышленной продукции с добавлением данного металла;
  • список производств и технологий с использованием ртути и ее соединений;
  • перечень источников, выбрасывающих в атмосферу частицы этого металла.

Сейчас Конвенция ратифицирована в 128 странах, в том числе в России – в 2014 году. Договор вступил в силу через 90 дней после пятидесятого по счету принятия государством-участником. Регулярно проводятся конференции заинтересованных сторон.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *