Звук к какой характеристика
Перейти к содержимому

Звук к какой характеристика

Звуки "К" и буквы "К,к"

Цели:
1. Знакомство детей со звуком К.
2. Закрепление правильного положения органов артикуляции в момент произнесения звука К
3. Формирование навыка определения позиции звука в слове.
4. Составление схем прямых и обратных слогов.
5. Выкладывание схемы слова
6. Обучение звуковому анализу коротких слов с заданным звуком.
7. Деление слов со звуком К на слоги.
8. Знакомство с буквой К, к, с элементами букв.
9. Разгадывание ребусов с буквой К.

Оборудование:

  • предметные картинки на звук К

— в начале: кот, ком, конь, кошелек, калитка, капля,
— в середине: утка, окно, аквариум, будка, мышка, акула, баклажан, стакан, лукошко, кочка
— в конце: мак, сук, жук, рак, веник, замок, снеговик, индюк, чайник, мешок, волк, снежок.
— в начале и конце: конек, кузнечик, каблук, кошелек.

  • предметные картинки: девочка, дом, собака, человек, лягушка, кукушка, ворона, утка, петух, кот, ток
  • наборы для составления схем слов, карточки для определения позиции звука в слове, ручки, тетради, цветные карандаши, схемы предложения.

1.Организационный момент
— Сядет тот, кто определит последний звук в слове:
Мама, окно, сапоги, суп, мыши, коты, бант, каша

2. Сообщение новой темы
Педагог: — Угадаем загадку [1]:
Спозаранку я встаю,
Звонким голосом пою.
Травку разгребаю,
Зёрна собираю.
У меня есть гребешок,
Кто я дети?……(петушок)

Педагог. — Правильно, это петушок. Выставляется картинка петушка.
-Как подает голос петушок? Что он делает?
Назовите первый звук в слове кукарекает. Догадались, о каком звуке мы будем сегодня говорить?
Произнесем его вместе отрывисто: К-К-К

Характеристика звука К по артикуляционным и акустическим признакам.
Возьмите зеркала, произнесите поочередно звук К. Что происходит с губами? (Губы размыкаются). Рот чуть открыт, язычок выгибает спинку к небу и мешает воздуху выходить.
Расскажите, какой это звук: гласный, или согласный и почему вы так решили? (Согласный, потому, что во рту есть преграда воздуху и звук не поется).
Давайте подумаем — он твердый, как камушек, или мягкий , как травка?(Звук К твердый) Звук К мы обозначаем квадратиком синего цвета.
Горлышко спит, или дрожит? (Спит, голосовые связки не вибрируют) Значит звук К какой? (Глухой)
В гости к петушку пришли друзья, они хотят помочь добраться звуку К до волшебного города букв. Давайте назовем их. (Кто это?)
На доске картинки: лягушка, кукушка, ворона, утка.
-Кто как голос подает? Кто что делает? Какой звук первый?
Друзья решили отправиться в путь. На нашем маршруте будет несколько остановок.

Остановка № 1
3. Игра «Поймай озорной звук в ладошки»
Педагог. Звук К ужасный озорник, по дороге он решил убежать от друзей и спрятался в словах. Давайте поможем найти звук К в словах, если он там есть, то хлопните в ладошки.
Катя, Тоня, колобок, гусь, качели, вата, шесть, кот, ток, мох, бах.
Теперь неугомонный звук спрятался в именах, давайте найдем его в них
Оля, Катя, Марина, Костя, Клава, Рита, Таня, Харитон, Ксюша.

Остановка № 2
4. Динамическая пауза.
Речь с движением [2].
Педагог. Чтобы нам довезти в целости и сохранности звук К, нужно помочь друзьям научится его произносить. Для этого я предлагаю вам повторить скороговорки и выполнить движения.
Ка-ка-ка, ка-ка-ка: эта стенка высока (дети встают на носочки и тянутся вверх).
Ка-ка-ка, ка-ка-ка: кто пришёл издалека? (ставят правую руку на лоб «козырьком», смотрят удивленно вдаль)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко: мяч подкинем высоко (имитируют подбрасывание мяча).
Ко-ко-ко, ко-ко-ко: звук услышим мы легко (разводят руки в стороны).
Ку-ку-ку, ку-ку-ку: вот кукушка на суку(разводят руки в стороны) .
Ку-ку-ку, ку-ку-ку: пирожки для всех пеку (ладошками «пекут» пирожки).
Ак-ак-ак, ак-ак-ак: скачет на коне казак (скачут вприпрыжку).
Ок-ок-ок, ок-ок-ок: мы по кочкам прыг да скок! (перепрыгивают с одной ноги на другую)
Ук-ук-ук, ук-ук-ук: это что ещё за стук? (стучат кулачками)
Ык-ык-ык, ык-ык-ык: на ковёр наш котик – прыг! (прыгают на одном месте)

Остановка № 3
5. Игра « Найди место звука в слове»
Педагог: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску! Скажите, что за чудесные вагончики на ней висят? Да это же — схемы слов, в них едут звуки. В первом вагончике звук К едет в начале слова, во втором – в середине, в третьем – в конце слова.
Сейчас мы будем с вами называть картинки и расселять предметы по вагончикам, какого цвета фишку возьмем для этого? (Синего)

Слова: (кот, ком, кошелек, калитка, капля, катушка, утка, окно, аквариум, будка, мышка, акула, баклажан, стакан, лукошко, кочка, мак, сук, жук, рак, веник, замок, снеговик, индюк, чайник, мешок, волк, снежок).
Итак, мы с вами узнали, что звук К может жить в начале, в середине и в конце слова.
А где живут звуки в этих словах (конек, кузнечик, каблук, кошелек)?

Остановка № 4
6. Игра «Угадай, какие звуки спрятались в слогах?»
Педагог называет слоги, дети выкладывают фишками схемы слогов.
Педагог. Наступил вечер и с неба на землю стали падать звезды.
К А, какой слог получится? Выложите фишками звуки в этом слоге
К О (КО), К У (КУ), К Ы(КЫ), А К(АК), О К(ОК), У К(УК), Ы К(ЫК)
Один зверек решил присоединиться к нашим друзьям, чтобы узнать, кто он — отгадайте загадку [3]:

Ночью он совсем не спит,
Дом от мышек сторожит,
Молоко из миски пьет,
Ну конечно это – …

Ответ: Кот
Выкладывание детьми схемы слова кот, подсчет слогов, звуков, выделение звуков по порядку, определение количества гласных и согласных, выделение позиции заданного звука.
Один ребенок выкладывает схему на доске.
Педагог Делим слово на слоги. Сколько слогов? Сколько звуков (гласных, согласных)? На каком месте находится звук К?
А теперь произнесите слово кот наоборот, какое слово получится? (ток) Изменится ли схема слова?

Остановка №5
7. Составление предложений по схеме с предлогом К ( с использованием картинок)
Педагог. Посмотрите на схемы предложения и картинки
Давайте составим с их помощью предложения. Что у вас получилось?

В этих предложениях поселилось маленькое слово К – предлог, который стоит отдельно от других слов, его говорят тогда, когда один предмет движется к другому предмету и обозначают на схеме треугольником.
Молодцы! Справились со всеми заданиями и помогли добраться друзьям и звуку К до города букв.

8. Знакомство с буквой К
Педагог. Послушайте стихотворение про букву К [4]

Посмотри на букву К:
Есть нога и есть рука.
Костя Крикнул Кошке: "Кыш!"
Это всё на К, малыш.

На что похожа буква К? (на усики жука, клюв) В какую сторону смотрит буква К? (в правую)Сколько элементов у буквы К? Какие?
Педагог дает задание детям подобрать к схеме слова КОТ на доске буквы на магнитиках. Чтение слова КОТ. Определение количества букв?

9. Письмо буквы К
Педагог. А теперь ребята настало время нарисовать портрет буквы К, откройте тетрадочки и напечатайте большую букву К в две клеточки, маленькую в одну клеточку. Не забывайте соблюдать расстояние между буквами.

10. Отгадывание ребуса
Педагог. Ребята, буква К очень любит разгадывать ребусы, давайте и мы попробуем!

12. Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей. Путешествие подошло к концу. Наши друзья доставили звук К в город букв, а мы им помогли.
Что вам понравилось на занятии? Расскажите, что нового вы узнали о звуке К? На что похожа буква К?

11. Сюрпризный момент. Звук К благодарит вас, за помощь, он приготовил для вас сюрприз. Сейчас вы протянете ручку в волшебный мешочек, возьмете из него один предмет и узнаете, что это за подарок. ( Конфеты–любимое лакомство звука К)

Консультация для родителей «Звуки [К], [К’]; [К] — [К’]. Буква К»

1. Учить ребенка запоминать серию одинаковых по слоговой структуре слов.

2. Учить ребенка четко выполнять простые команды, связанные с ори-ентацией в пространстве.

3. Научить четко произносить звуки [К], [К’], дифференцировать их на слух и в произношении.

4. Продолжать учить звуковому синтезу коротких слов.

5. Продолжать учить анализировать простые слова (самостоятельно, без помощи взрослого, преобразовывать слова.

6. Познакомить ребенка с предлогами к, от.

7. Научить ребенка писать простые зрительные диктанты.

Задание 1. Взрослый предлагает ребенку повторить похожие по сло-говой структуре слова (вначале — по два, затем — по три, в следующем по-рядке:

мак — бак — так, ток — тук — так, бык — бак — бок, дам — дым — дом, ком — дом — гном.

Задание 2. Знакомство с предлогами к, от.

Взрослый предлагает ребенку выполнить инструкции, связанные с ори-ентацией в помещении: «Подойди к окну. Отойди от окна. Встань к шкафу. Отойди от шкафа» (практическое усвоение предлогов к, от). Взрослый спрашивает: «Что ты сделал?» Ребенок отвечает: «Я подошел к окну. Я ото-шел от окна». Взрослый показывает ребенку графическое обозначение пред-логов к и от и объясняет их значение.

Задание 3. Знакомство со звуком [К].

Дидактическое упражнение «Большой — маленький». Какой одинако-вый звук в конце всех образованных слов?

рот — ротик, нос —. , лоб —. , стол —. , пес —.

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуля-цию звука [К] :

— кончик языка опущен вниз, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу;

— горлышко «молчит».

Символ звука : идет сильный дождик: КККК. (см. цветную вклейку). Характеристика звука : звук согласный (язычок создает преграду воздуху, твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

Задание 4. Фонетическое упражнение.

Лягушка квакает: «Ква-ква.».

Задание 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [К]» :

к, м, п, в, к. ; ка, ма, па, ва; ак, ам. ; корова, мак, резина, рука…

Задание 6. Дидактическое упражнение «Угадай слово» (взрослый называет звуки по порядку, а ребенок произносит целое слово) :

м, а, к; к, о, т; т, о, к; к, т, о.

Задание 7. Работа с картинками: выбрать из ряда нарисованные пред-меты, в названии которых есть звук [К], определить место звука [К] в этих словах (при затруднении использовать карточку и синий кружок).

Задание 8. Найди лишнее слово в ряду:

— определив место звука [К] в словах :

корова, клумба, крыса, мак; рак, мак, каша, лук; капуста, комар, рубашка, карусель;

— определив количество звуков [К] в словах :

кружок, клубок, каток, молоток; рубашка, колосок, кошка, крышка.

Задание 9. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках, приду-мать предложения с этими словами.

Посреди двора стоит копна —

Спереди вилы, сзади метла. (Корова)

А в лапках — царапки. (Кошка)

Все — без застежек. (Капуста)

Не огонь, а жжется. (Крапива)

Не зверь, не птица,

Носок, как спица,

Сядет — молчит. (Комар)

А он не знает. (Крот)

Задание 10. Подобрать слова, в которых звук [К] стоит в начале сло-ва, в середине, в конце.

Задание 11. Добавить к целому слову последний звук [К]. Какое сло-во получилось?

Вол. (к, пол., пар., сто., рыба., лото., моря., завтра.

Задание 12. Взрослый предлагает ребенку сосчитать, сколько звуков [К] в каждом слове, назвать место звуков [К] в них :

Кабачок, кубик, кусок, комок, каблук, конек, казак, клубок, ко-сяк, кошка, крошка.

Задание 13. Выучить чистоговорки и скороговорку:

Ка-ка-ка — бежит река.

Ко-ко-ко — вижу далеко.

Ку-ку-ку — кукушка на суку.

Ак-ак-ак — у реки рыбак.

Около кола бьют в колокола.

Задание 14. Составить предложения из слов. Назвать предлоги в предложениях.

Катя, идти, дом, к; Коля, идти, дом, от.

Задание 15. Взрослый просит ребенка договорить предложения:

Я иду к. Я иду от.

Задание 16. Знакомство со звуком [К’].

Символ звука : идет мелкий дождик: кькькь. (см. цветную вклейку). Характеристика звука : согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.

Задание 17. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [К’]» :

кь, мь, ть, кь. ; ки, ми, ви. ; акь, амь, окь. ; кит, мыло, кирпич, кино, стул.

Задание 18. Выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых встречается звук [К’], определить место звука в этих словах (при за-труднении использовать карточку и зеленый кружок).

Задание 19. Дифференциация звуков [К] — [К’].

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [К’]» :

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» :

ка-кя, ко. ; кю-ку, ки.

Повторить за взрослым слоговой ряд:

ка-ка-кя, кя-ка-ка, кя-кя-ка, ка-кя-кя, ка-кя-ка, кя-ка-кя.

Назвать лишнее слово в ряду слов (по наличию в них звуков [К] и [К’]) :

капуста, кошка, кино, корова; кеды, кегли, кисть, куст.

Подобрать слово по первому слогу:

ка. (-ша, ко. (-сы, ку. (-ры, ки. (-но, ке. (-ды).

Вспомнить имена людей, начинающиеся на звуки [К] и [К’] (Катя, Ки-рилл, «подарить им подарки».

Задание 20. Взрослый предлагает ребенку выучить стихотворение, подумать, какие звуки в нем часто слышатся, а затем декламировать стихо-творение, хлопая в ладоши на каждый слог.

Задание 21. Знакомство с буквой К.

Клюв раскрыла буква К —

Хочет скушать паука.

На что еще похожа буква К?

Игры с буквой.

Задание 22. Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов. Выклады-вание схем слов из кружков; выкладывание слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо под диктовку печатными буквами :

мак, кот, ток, маки, кино.

После зрительного предъявления запись по памяти коротких слов (кот, маки.).

Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки :

мак — маки, кот — кит, кот — ток, кот — кто, кот — коты, ток — тук.

Конспект логопедического занятия для детей 5–6 лет «Звуки [М], [М’]. Буква «М» Конспект логопедического занятия для детей 5-6 лет на тему: «Звуки [М], [М’]. Буква «М» Коррекционно-развивающие задачи: 1. Учить детей.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группеКонспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группе Цель: закрепить знание буквы Г, звуков «Г», «Гь». Задачи: коррекционно-образовательные: — научить давать акустико-артикуляционную характеристику.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звуки [П] и [П’], буква П» Цель: Закрепить знания детей о звуке П и ПЬ, о букве П. Образовательные задачи: — закреплять навык чтения слов; — закреплять тему «Транспорт»;.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Б. Звуки [Б], [Б’]» (подготовительная группа)Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Б. Звуки [Б], [Б’]» (подготовительная группа) Цель: знакомство с буквой Б, звуками Б, Бь. Задачи: Коррекционно-образовательные: — научить давать акустико-артикуляционнную характеристику.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Б]-[Б’]. Буква Б, б» в подготовительной к школе группеКонспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Б]-[Б’]. Буква Б, б» в подготовительной к школе группе Задачи: Образовательные: -Уточнить произношение звуков [б] и [бь]. -Дифференцировать звуки [б] и [бь]. -Упражнять детей в звуковом анализе.

Конспект открытого занятия «Звуки [к], [к`], буква К, к»Конспект открытого занятия «Звуки [к], [к`], буква К, к» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского и юношеского творчества» Раздольненского.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [п] и [п’], буква П» (старшая группа)Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [п] и [п’], буква П» (старшая группа) Цель: познакомить детей с буквой П, и звуками [п] и [п’]. Задачи: формировать умение и желание активно участвовать во время занятия, отвечать,.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [В]-[В’]. Буква В» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки В — Вь. Буква В» Образовательные задачи. Ознакомление со звуками.

Консультация для родителей «Учим правильно произносить звуки»Консультация для родителей «Учим правильно произносить звуки» В возрасте 3-4 лет у детей должен сформироваться речевой слух,тогда в дальнейшем у него не будет проблем ни с дикцией,ни с правописанием.

План-конспект фронтального логопедического занятия «Буква «П», звуки [П] и [П’]» Цели: 1. Закрепить знания детей о звуке «П»; 2. Познакомить детей со звуком «Пь»; 3. Познакомить детей с буквой П; 4. Развитие фонематического.

Звуки [К] [К`]. Буквы К, к
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Косенко Юлия Александровна

ЗВУК «К» — не поётся, не тянется, преграда во рту есть, согласный, твердый, глухой, обозначается синим квадратиком.

ЗВУК «КЬ» — не поётся, не тянется, преграда во рту есть, согласный, мягкий, глухой, обозначается зеленым квадратиком.

2. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

1) Назвать слова, на твердый звук «К», заучить их:

Конь, корова, козел, коза, крольчиха, кот, кошка, котята, кабан, копыта, курица, коготь, крокодил, кукушка, крот, карась, картофель, капуста, куст, корень, кактус, куртка, кофта, костюм, колготки, капюшон, карман, костюм, каблук, кубики, карандаш, картон, краски, картина, каша, котлета, калач, коржик, кокос, конфеты, корка, карамель, калина, кокос, кофе, кофейник, кастрюля, конфетница, ковшик, колбаса, кабинет, камень, колобок, касса, король, каток, кассета, кабина, калитка, колесо, комбайн, корзина, компот, коляска, коньки, кровать, клубок, козырек.

2) Назвать слова, на мягкий звук «КЬ», заучить их:

Кисель, кирпич, киоск, кинжал, кефир, керосин, киска, кенгуру, кино, кит, Кеша, килограмм, кегли, километр, китель, кедры, кислота, кизил, кепка, Кира.

3) Слоговой аукцион. Придумай слова, начинающиеся со слогов:

КА – (-лина, -мень, …); КО – (-рова, -за, …).

4) Договаривание слов. Игра «Закончи слово». Произнеси слово:

Ма-, зву-, лу-, кусо-, песо-, вени-, като-, бы-, индю-, тан-, банти-, колобо-, барсу-, башма-, сверчо-, учени-, хлопо-, ящи-, снегови-, хомя-, стари-, уро-, каблу-, осли-, замо-, пиджа-, ра-, язы-, желудо-, чесно-, ягнено-, художни-, ветеро-, мальчи-, плато-, пятачо-, вну-.

Ответь: Какой звук в конце этих слов?

5) Назвать слова на звук «К»:

Коля, колос, компас, комета, качели и т.д.

6) Назови гласные звуки в слове:

Кот, кит, котик, кабан, кадка, камин, камыш, канат, капот, куб, кубик, класс, кино.

7) Назови, сколько слогов в слове?

Помни! Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов.

Кино, клуб, клумба, кок, клоун, кости, кайма, кирпич, компас, ком, мука, кони, кровать, край, корзина.

8) Отгадать слово, состоящее из первых звуков слов:

Кофта, обувь, танк (кот).

3.Употребление Р. п. мн.ч. существительных. Игра «Один – много».

Карандаш – много карандашей, один карман – много карманов и т.д.

4.ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С УМЕНЬШИТЕЛЬНО – ЛАСКАТЕЛЬНЫМ СУФФИКСОМ.

Взрослый объясняет: «Я назову большой предмет, а ты – маленький, чтобы в слове обязательно появился звук «К».

Рама – рамка, яма — …, вата — …, репа — …, лапа — …, пена — …, панама — …, лопата — …, картина — …, корзина — …, монета — …, солома — …, чаша — …, липа — …, нора — ….

5. ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО.

Что за скрип, что за хруст? Кругла, рассыпчата, бела,

Это что еще за куст? На стол она с полей пришла,

Как же быть без хруста, Ты посоли ее немножко.

Если я … Ведь правда вкусная …

6. ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ.

В желтом море корабль плывет. На соломинке дом,

Он идет, волну сечет, Сто ребяток в нем.

Из трубы зерно течет. (Колосок)

7. ЗАУЧИВАНИЕ.

А) Скороговорки:

Котик ниток клубок Кукушка кукушонку

Укатил в уголок. Купила капюшон.

Укатил в уголок Надел кукушонок капюшон.

Котик ниток клубок. Как в капюшоне он смешон.

«Клала Клава лук на полку,

Кликнула к себе Николку».

«Кошка Крошка на окошке

Кашку кушала по крошке».

В Кострому в гости».

Б) Пословицы и поговорки:

«Как аукнется, так и откликнется».

«Каков мастер, такова и работа».

«Куда иголка, туда и нитка».

«Конец – делу венец».

В) Считалка:

Если будешь ты обут,

Волки зайца не найдут.

Не найдет тебя медведь…

Выходи – тебе гореть!

Г) Стихотворение про букву:

Два столбца стояли рядом

Вдруг один переломился

И к другому прислонился.

Игры для закрепления темы Звуки [К] [К`]. Буквы К, к

И гра «Найди пару». Цель: Развитие внимания, памяти. Закрепление слов на звук «К».

Содержание игры. Ребёнок выбирает квадрат с картинкой, запоминает какая картинка где находится. После ищет пару.

Игра «Распредели предметы по коробкам» Цель: Развитие фонематического слуха, упражнять детей в умении дифференцировать согласные звуки [ к- кь ].

Задание: Распредели предметы по коробкам. В зелёную коробку положи предметы которые начинаются с мягкого звука [К`]. В синию коробку предметы, которые начинаются с твёрдого звука [К].

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:»БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ». Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф.

Фронтальное занятие «Звуки в-вь, буква В» («Похищение буквы В»)

Цель занятия — познакомить детей с новыми звуками [в-в\’] и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента.

Конспект НОД знакомство с буквами «Звук [Ц ] и буква Ц».

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират.

Конспект занятие на тему: «Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н.»

Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста.

Презентация «Звуки В, Вь. Буква В. Путешествие с волшебным волком к букве В»

Мультимедийная презентация к занятию по обучению грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи по теме "Звуки [В],[В,], буква В". Путешествие с волшебным волком к букве В&quot.

Презентация на тему: «Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У».

Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].&raquo.

Норма, правильное произношение звука К, Кь

З вук и [к], [к’-кь] самостоятельно (по возрастным логопедическим нормам) появляются у ребенка в возрасте от 1 до 2 лет . Если у ребенка в 2 года продолжают отсутствовать звуки [к], [к’-кь] — рекомендуется обратиться к логопеду. Если у ребенка звук появился искаженным, неправильным, то к логопеду рекомендуется обратиться раньше.

Как правильно произносится звук [к] ?

    • Задняя часть спинки языка смыкается с мягким нёбом;
    • Язык широко распластан, кончик оттянут от нижних резцов;
    • Губы и зубы разомкнуты . Губы принимают положение следующего гласного ;
    • Мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки;
    • Голосовые складки разомкнуты;
    • Воздушная струя сильная, тёплая, проходит по середине языка.

    1). Артикуляционные признаки звука [ к ] .

    [к] – согласный звук — выходящая струя воздуха встречает в ротовой полости преграду;

    [к] – ротовой звук — мягкое нёбо поднято, маленький язычок прижат к задней стенке глотки, воздух попадает только в ротовую полость;

    [к] – глухой звук , так как при образовании звука [ к ] голосовые связки раскрыты, не дрожат, голос не образуется;

    [к] – твёрдый звук — средняя часть спинки языка в артикуляции не участвует;

    [к] – смычно-взрывной звук по способу образования . З адняя часть спинки языка образует смычку с мягким нёбом . При произнесении звука [ к ] , с помощью выходящей изо рта воздушной струи , смычка с шумом взрывается.

    [к] – заднеязычный звук по месту образования. Преграда для выходящей воздушной струи образуется задней частью спинки языка.

    2). Акустические признаки звука [ к ] .

    [к] – шумный, глухой , мгновенный звук . Так акустически воспринимается звук [ к ] на слух в норме .

    3). Нарушения звука [ к ] .

    • Каппацизм – звук [к] отсутствует в речи ребёнка .
    • Паракаппацизм (замена звука) – звук [к] заменяется:

    — на [ т ] – призубный паракаппацизм ;

    — на [ х ] – заднеязычный паракаппацизм.

    • Звук [ к ] искажается:

    — боковое искажение – боковой каппацизм;

    — гортанный щелчок – гортанный каппацизм.

    Как правильно произносится звук [к’] ?

    • Положение губ зависит от последующих гласных;
    • Между верхними и нижними резцами сохраняется небольш о е расстояние ;
    • Мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки;
    • Я зык слегка продвигается вперед, а средняя часть спинки языка смыкается с нёбом;
    • Голосовые складки разомкнуты.

    1). Артикуляционные признаки звука [к’].

    [к ’ ] – согласный звук — выходящая струя воздуха в ротовой полости встречае т преграду;

    [к ’ ] – ротовой звук — воздух попадает только в ротовую полость , потому что мягкое нёбо поднято, нёбный язычок прижат к задней стенке глотки;

    [к ’ ] – глухой звук , так как при образовании звука [ к ’ ] голосовые связки р азомкнуты , не дрожат, голос не образуется;

    [к ’ ] – мягкий звук – добавляется подъём средн ей част и спинки языка к нёбу ;

    [к ’ ] – смычно-взрывной звук по способу образования . Средняя часть спинки языка образует смычку с твёрдым нёбом . В момент произнесени я звука смычка между языком и нёбом взрывается, освобождая путь проходящему позади под давлением воздуху, который с шумом вырывается наружу.

    [к ’ ] – заднеязычный звук по месту образования. Преграда для выходящей воздушной струи образуется задней частью спинки и дополнительно средней частью спинки языка.

    2). Акустические признаки звука [к’].

    [к ’ ] – шумный, глухой , мгновенный звук . Акустическое восприятие звук [ к ] на слух в норме.

    3). Нарушения звука [к’].

    Нарушение мягкого согласного [к’] аналогично нарушению твёрдого согласного [к]

    • Каппацизм – звук [к ’ ] отсутствует в речи ребёнка .
    • Паракаппацизм (замена звука) – звук [к ’ ] заменяется:

    — на [ т ’] – призубный паракаппацизм ;

    — на [ х ’] – заднеязычный паракаппацизм.

    • Звук [ к ’] искажается:

    — боковое искажение – боковой каппацизм;

    — гортанный щелчок – гортанный каппацизм.

    Статью подготовила и составила Логопед Ирина Петровна. Вы можете обратиться ко мне по поводу занятий по коррекции алалии через скайп.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *